Наши партнеры

Москву
Самая актуальная информация Застройщики в Испании на сайте.

Театральная энциклопедия
(страница 441)


УКРАИНСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ Т. Г. ШЕВЧЕНКО Харьковский (Государственный украинский ордена Ленина академический драматический театр и м. Т. Г. Шевченко)- один из старейших укр. сов. драм. т-ров. Осн. в 1922 в Киеве как Творческое объединение "Березиль" (Мистецьке об'днання "Берез?ль"). Открылся 7 ноября 1922 спектаклем "Октябрь" (текст коллективный). В 1926 перевед„н на постоянную работу в Харьков. Ь своей декларации молодой коллектив объявил борьбу против рутины, штампа, косности. Он стремился преодолеть этнографизм натуралистически-бытового т-ра, создать театр. иск-во, созвучное новой революц. эпохе, т-р политич. агитации, современной, яркой сценич. формы.

В состав труппы вошли: А. С. Курбас (худ. рук.), А. М. Бучма, А. И. Сердюк, Л. М. Гаккебуш, В. Н. Чистякова, Б. Ф. Тягно, В. С. Василько, М. Ф. Кононенко, А. И. Бабипвна, А. М. Смерека, худож. В. Г. Меллер и др.

Т-р ставил агитационно-массовые спектакли, обозрения на совр. темы и героико-романтич. спектакли:

"Джимми Хиггинс" по Э. Синклеру, "Гайдамаки" по Шевченко, "Коммуна в степях" и "97" Кулиша, "Жакерия" по Мериме, "Яблоневый плен" Днепровского, "Бронепоезд 14-69"; "Неизвестные солдаты" Первомайского. Все эти постановки отражали стремление коллектива создавать нар. спектакли, близкие современности.

Значительное внимание уделялось в т-ре воспитанию творч. кадров. В 1923 в т-ре была создана режиссерская лаборатория.

Однако теоретич. принципы и творч. практика т-ра были противоречивы. Увлечение формальным экспериментаторством, вольное обращение с текстом лит. произв., тяготение к символике, конструктивизму отрицательно сказывались на деятельности т-ра [спектакли "Человек-масса", "Машиноборцы" по Толлеру, "Макбет" по Шекспиру, "Остались в дураках" ("Пошились у дурн?") по Кропивницкому, "Народный Ма-лахий", "Мина Мазайло" Кулиша и др.].

Идейно-художественные противоречия вызвали творч. кризис. В окт. 1933 произошла смена художественного руководства, т-р возглавил М. М. Крушель-ницкий. В 1935 году т-р был переименован в Харьковский гос. укр. драм. т-р им. Т. Г. Шевченко.

Стремясь ответить на запросы сов. зрителя, т-р обращается к сов. драматургии. Премьера спектакля "Гибель эскадры" (1933) знаменовала перелом в творч. методе коллектива, утверждение в его иск-ве метода социалистич. реализма. К концу 30-х гг. ч„тко определяются новые стилевые особенности т-ра: героико-романтпческая направленность его спектаклей, их реа-листич. выразительность, утверждение принципа народности п партийности, яркая поэтич. образность. Эта направленность т-ра нашла выражение в спектаклях:

"Платон Кречет" (1935), "Правда" (1937), "Богдан Хмельницкий" (1939) Корнейчука, "Любовь Яровая" (1937); "Портрет" Афиногенова (1935). Острое социальное звучание получили произведения классич. драматургии: "Васса Железнова", "Гроза", "Лес"; "Евгения Гранде" по Бальзаку, "Талан" Старпцкого, "Назар Стодоля" Шевченко.

В 40-50-е гг. т-р создал монументальные спектакли: "Ярослав Мудрый" Кочерги (Гос. пр. СССР,

1947), "Генерал Ватутин" Дмитерко (Гос. пр. СССР,

1948), "Молодая гвардия" по Фадееву, "Макар Дубрава", "Калиновая роща" Корнейчука, "За вторым фронтом" Собко, "Навеки вместе" Дмитерко, "Любовь на рассвете" Галана, "Не называя фамилий" Минко, "Третья патетическая" Погодина, "Кровь людская - не водица" по М. Стельмаху. Из классич. произведений: "Загубленная жизнь", "Лпмеривна" по П. Мирному, "Гамлет"; "Ой, пойду я в Бориславку" но И. Франко и др.

В 1947 в связи с 25-летием т-ру присвоено звание академического.

Т-р постоянно обращается .к темам современности, ставя пьесы Б. А. Лаврен„ва, Н. Ф. Погодина, А. Н. Арбузова, В. С. Розова, А. П. Штейна, А.Е.Корнейчука, Н. Я. Зарудного, А. Ф. Коломийца, А: Якобсона и др.

В разные годы в труппе работали: режиссеры - нар. арт. УССР Б. Ф. Тягно, Л. Ф. Дубовик, Б. Н. Норд, В. М. Скляренко, засл. деят. иск-в УССР В. Г. Крайниченко; актеры-нар. арт. СССР В. С. Василько, М. М. Крушельницкий, П. В. Куманченко, И. А. Марьяненко, Н. М. Ужвий; нар. арт. УССР Е. А. Петрова, П. Ф. Покотило, С. В. Федорцева.

В труппе т-ра (1967): нар. арт. СССР Е. В. Бондаренко, А. И. Сердюк; нар. арт. УССР Г. Я. Козаченко, Л. А. Криницкая, Ф. И. Радчук; засл. арт. УССР Р. А. Колосова, А. И. Король, И. П. Костюченко, В. Н. Мизиненко, Л. И. Попова, Л. С. Тарабаринов, Н. Ф. Тимошенко, С. М. Чибисова и др. Р. Б.

РЕПЕРТУАР ТЕАТРА

(в скобках указаны фамилии режиссеров и художников)

1922. "Октябрь", текст коллективный (Курбас, худ. Меллер).

1923. "Рур", текст коллективный (Курбас, худ. Меллер), "Газ" Кайзера (Курбас, худ. Меллер), "Новые идут" ЗОЗУЛЯ (Лопатинский, худ. Шкляев), "Джимми Хиггинс" по Синклеру (Курбас, худ. Меллер).

1924. "Машиноборцы" Толлера (Лопатинский, худ. Меллер), "Человек-масса" Толлера (Игнатович, худ. Меллер), "Гайдамаки" по Шевченко (Курбас, худ. Петрицкий), "Макбет" по Шекспиру (Курбас, худ. Меллер), "Противогазы" Третьякова (Тягно, худ. Меллер), "Пошились у дурн?" Кро-пивницкого (Лопатинский, худ. Шкляев), "Секретарь профсоюза" по Л. Скотт (Тягно, худ. Меллер).

1925. "За двумя зайцами" Старицкого (Василько, худ. Шкляев), "Коммуна в степях" Кулиша (Кудрицкий, худ. Симашкевич, Шкляев), "Жакерия" по Мериме (Тягно, ХУД. Шкляев), "Накануне" по Поповскому (Курбас, худ. Шкляев).

1926. "Шпана" Ярошенко (Бортник, худ. Симашкевич, Шкляев), "Золотое чрево" Кроммелинка (Курбас, худ. Меллер), "Седи" Моэма и Колтона (Инкижинов, худ. Меллер).

1927. "Пролог" Бондарчука, Курбаса (Курбас, худ. Симашкевич, Шкляев), "Савва Чалый" Карпенко-Карого (Лопатинский, худ. Симашкевич, Шкляев), "Король забавляется" Гюго (Тягно, худ. Шкляев), "Микадо" по Саливену (Инкижинов, худ. Меллер), "Яблоневый плен" Днепровского (Бортник, худ. Шкляев), "Октябрьский смотр", текст коллективный (Тягно, худ. Власюк, Меллер, Товбин).

1928. "Бронепоезд 14-6У" (Тягно, худ. Симашкевич, Шкляев); "Народный Малахий" Кулиша (Курбас, худ. Меллер), "Заговор Фиеско в Генуе" Шиллера (Бортник, худ. Шифрин).

1929. "Алло, на волне 477!", текст коллективный (Скляренко, худ. Меллер), "Мина Мазайло" Кулиша (Курбас, худ. Меллер).

1930. "Завещание пана Ралка" Цымбала (Дехтяренко, худ. Влаоюк, Товбин), "Диктатура" Микитенко (Курбас, худ. Меллер), "97" Кулиша (Дубовик, худ. Меллер).

1931. "Неизвестные солдаты" Первомайского (Скляренко, худ. Власюк, Товбин), "1905 год на ХТЗ", текст коллективный (Дубовик), "МРТО", текст коллективный (Дехтяренко, худ. Власюк, Товбин), "Товарищ женщина", текст коллективный (Чистякова, Ищенко, худ. Власюк, Товбин), "Четыре Чемберлена", текст коллективный (Балабан, худ. Меллер), "Кадры" Микитенко (Дубовик, худ. Власюк, Товбин), "Рождение гиганта", текст коллективный (Курбас, худ. Власюк, Меллер, Товбин).

1932. "Плацдарм" Ирчан (Балабан, худ. Власюк, Товбин), "Местечко Ладеню" Первомайского (Дехтяренко, худ. Власюк, Товбин), "Тетнулд" Дадиани (Скляренко, худ. Меллер), "Хозяин" Карпенко-Карого (Скляренко, худ. Меллер).

1933. "Господин де-Пурсоньяк" Мольера (Курбас, худ. Власюк, Товбин), "Маклена Граса" Кулиша (Курбас, худ. Меллер), "Гибель эскадры" Корнейчука (Тягно, худ. Меллер).

1934. "Бастилия Божьей матери" Микитенко (Дубовик, худ. Меллер), "Ледоход" Мизюна (Ищенко, худ. Довгаль), "Смерть лэди Грей" Голованивского (Игнатович, худ. Товбин, Коваленко), "Мартын Боруля" Карпенко-Карого (Скляренко, худ. Косарев), "Восточный батальон" Прута и бр. Тур (Скляренко, худ. Власюк).

1935. "Платон Кречет" (Тягно, худ. Шифрин); "Сон" по Шевченко (Дубовик, худ. Греченко), "Портрет" Афиногенова (Крушельницкий, худ. Меллер), "Принц Лутоня" по Курочкину (Веселов, худ. Власюк).

1936. "Васса Железнова"' (Дубовик, худ. Власюк); "Глубокая провинция" Светлова (Крушельницкий, худ. Меллер), "Дай сердцу волю - завед„т в неволю" Кропивницкого (Крушельницкий, худ. Греченко), "Пошились у дурн?" Кропивницкого (Коваленко, худ. Греченко).

1937. "Банкир" Корнейчука (Дубовик, худ. Власюк), "Пушкинский спектакль" (Черкашин, худ. Греченко), "Любовь Яровая" (Попов, худ. Арапов); "Очная ставка" Шейнина (Дубовик, Воронов, худ. Тряский, Уманский), "Правда" Корнейчука (Крушельницкий, худ. Меллер).

1938. "Гроза" (Крушельницкий, худ. Власюк); "Кубанцы" Ротко (Дубовик, худ. Чернышев), "Земля" Вирты (Воронов, Марьяненко, худ. Меллер), "Честь" Мдивани (Воронов, худ. Ахвледиани), "Будни" Голикова (Коваленко, худ. Чернышев), "Жена Клода" Дюма-сына (Дубовик, худ. Греченко).

1939. "Назар Стодоля" Шевченко (Воронов, Веселов, худ. Греченко), "Богдан Хмельницкий" Корнейчука (Крушельницкий, худ. Меллер), "Мать" Чапека (Дубовик, худ. Товбин).

1940. "Простые сердца" Паустовского (Крушельницкий, ХУД. Меллер), "Лес" (Норд, худ. Сапегин); "Романтики" Ростана (Воронов, худ. Греченко), "Сашка" Финна (Тягно, худ. Власюк), "Евгения Гранде" по Бальзаку (Черкашин, худ. Греченко), "В степях Украины" Корнейчука (Крушельницкий, худ. Меллер), "Тевье-молочник" по Шолом Алейхему (Дубовик, худ. Тышлер).

1941. "Талан" Старицкого (Воронов, худ. Греченко), "Мария Тюдор" Гюго (Однопозов, худ. Винник).

1942. "Шельменко-денщик" Квитки-Основьяненко (Василько, худ. Меллер), "Русские люди" (Василько, худ. Греченко).

1943. "Назар Стодоля" Шевченко (Дубовик, худ. Греченко), "Фронт" (Крушельницкий, худ. Меллер).

1944. "Миссия м-ра Перкинса в страну большевиков" Корнейчука (Дубовик, Крушельницкий,- худ. Греченко, Меллер), "Офицер" Полторацкого (Дубовик, худ. Греченко).

1945. "Осада Лейдена" Штока (Лишанский, худ. Тряс-кнн).

1946. "Приезжайте в Звонковое" Корнейчука (Крушель-ннцкий, Черкашин, худ. Греченко), "Дорога в Нью-Йорк", инсц. Малютина по Р. Рискину (Дубовик, худ. Иоффе), "Гроза" (Дубовик, худ. Власюк); "Лисички" Хельман (Лишанский, худ. Кривошеина, Коваленко), "Ярослав Мудрый" Кочерги (Гос. пр. СССР, 1947; Крушельницкий, худ. Косарев, Греченко), "Далеко от Сталинграда" Сурова (Крушельницкий, худ. Власюк).

1947. "Старые друзья" Малюгина (Черкашин, худ. Греченко), . "Егор Булычев и другие" (Норд, худ. Власюк);

"Молодая гвардия" по Фадееву (Крушельницкий, худ. Греченко, Меллер), "Глубокие корни" Гоу и Д'Юссо (Норд, ХУД. Альшиц), "Генерал Ватутин" Дмитерко (Дубовик, худ. Греченко) (Гос. пр. СССР, 1948).

1948. "Волки и овцы" (Глаголин, худ. Назаров); "Софья Ковалевская" ("Мечта жизни") бр. Тур (Дубовик, худ. Греченко), "Вас вызывает Таймыр" Исаева и Галича (Ошеров-ский, худ. Греченко), "Шельменко-денщик" Квитки-Основьяненко (Покотило, худ. Греченко), "Закон чести" Штейна (Киншина, Воронов, худ. Иоффе), "Макар Дубрава" (Крушельницкий, Черкашин, худ. Греченко); "Коварство и любовь" (Глаголин, худ. Иоффе).

1949. "На той стороне" Барянова (Киншина, Ошеровский, худ. Иоффе), "За вторым фронтом" Собко (Дубовик, худ. Греченко), "Заговор обреч„нных" Вирты (Дубовик, Крушельницкий, худ. Греченко), "Мирандолина" Гольдони (Глаголин, худ. Иоффе), "Овод" по Войнич (Глаголин, худ. Иоффе), "Солнечный дом" Симукова (Киншина. худ. Греченко), "Повесть о неизвестном" Савельева (Воронов, худ. Винник).

1950. "Навеки вместе" Дмитерко (Крушельницкий, худ. Греченко), "Голос Америки", Лаврен„ва (Глаголин, худ. Иоффе), "Калиновая роща" Корнейчука (Крушельницкий, худ. Греченко), "Жизнь начинается вновь" Собко (Киншина, худ. Иоффе), "Платон Кречет" (Воронов, худ. Греченко);

"Студент 3-го курса" Борозиной и Давидсона (Киншина, худ. Греченко), "Потерянный дом" Михалкова (Глаголин, худ. Константинов).

1951. "Люди доброй воли" Мдивани (Дубовик), "Гибель эскадры" Корнейчука (Воронов, худ. Меллер), "Мартын Боруля" Карпенко-Карого (Крушельницкий, Воронов, худ. Греченко), "В наши дни" Софронова (Норд, Воронов, худ. Греченко).

1952. "Ревизор" (Норд, худ. Греченко); "Зайка-зазнайка" Михалкова (Киншина, Ходкевич, худ. Константинов), "Как закалялась сталь" (Воронов, худ. Иоффе), "Отелло" (Глаголин, худ. Греченко); "Лимеривна" Мирного (Крайни-ченко, худ. Винник), "С любовью не шутят" Кальдерона (Глаголин, худ. Иоффе), "Перед грозой" Маляревского (Ог-лоблнн, худ. Греченко), "Любовь на рассвете" Галана (Норд. худ. Власюк).

1953. "Не называя фамилий" Минко (Оглоблин, худ. Греченко), "Назар Стодоля" Шевченко (Крайниченко, худ. Греченко), "Марине" Бараташвили (Киншина. худ. Константинов), "Ангел хранитель из Небраски" Якобсона (Норд, худ.

Иоффе), "Легенда о любви" Хикмета (Глаголин, худ. Греченко).

1954. "Дочь прокурора" Яновского (Гаккебуш, худ. Винник), "Подснежники" Дмитерко (Оглоблин, худ. Греченко), "Гулящая" Мирного, инсц. Крайниченко (Крайниченко, худ. Греченко), "Годы странствий" Арбузова (Киншина, худ. Константинов).

1955. "Крылья" Корнейчука ' (Норд, худ. Греченко). "Персональное дело" Штейна (Норд, худ. Власюк), "Дороги людские" Дмитерко (Оглоблин, худ. Греченко), "На бойком месте" (Глаголин, худ. Матвеев); "В добрый час!" Розова (Оглоблин, худ. Греченко), "Первая весна" Николаевой, Радзинского (Крайниченко, худ. Константинов), "Привидения" (Оглоблин, худ. Меллер).

1956. "Человек ищет счастья" Школьника (Глаголин, худ. Чернышев), "У каждого своя цель" Баша (Оглоблин, худ. Греченко), "Гамлет" (Норд, худ. Греченко); "Лиззи Мак-Кей" Сартра (Глаголин, худ. Винник), "Тевье-молочник" по Шолом Алейхему (возобновление Киншина, худ. Тышлер), "Ой, пойду я в Бориславку" по Франко (Сердюк, Ходкевич, худ. Греченко).

1957. "Улица Тр„х соловьев, 17" Добричанина (Кинши-на, худ. Щеглов), "В золотой раме" Дмитерко (Оглоблпн. худ. Цибин), "Когда цвет„т акация" Винникова (Крайниченко, худ. Греченко), "Почему улыбались зв„зды" Корнейчука (Норд, худ. Греченко).

1958. "Мой друг" Погодина (Оглоблин, худ. Греченко), "В поисках радости" Розова (Крайниченко, худ. Власюк), "Савва Чалый" Карпенко-Карого (Сердюк, Ходкевич, худ. Греченко), "Тиха украинская ночь" Купченко (Киншина, худ. Константинов), "Третья патетическая" Погодина (Норд. худ. Греченко), "Дорога через Сокольники" Раздольского (Даниленко, худ. Матвеев).

1959. "Кровь людская - не водица" по Стельмаху (Крайниченко, худ. Греченко), "Всеми забытый" Хикмета (Норд, худ. Константинов), "Незнакомые люди" Устинова (Киншина, худ. Старостенко), "Дальняя луна" Го-лованивского (Сердюк, худ. Греченко), "Исповедь Юлиана" Минко (Норд, худ. Греченко).

1960. "День рождения" Печенежского (Крайниченко, худ. Греченко), "Неравный бой" Розова (Сердюк, Киншина, худ. Греченко), "Радостный берег" Муратова (Норд, худ. Чернышев), "День чудесных обманов" Шеридана (Крайниченко, худ. Щеглов).

1961. "Над Днепром" Корнейчука (Норд, худ. Греченко), "Гайдамаки" Шевченко, инсц. Курбаса (Сердюк, Крайниченко, худ. Греченко), "Сибирская новелла" Митрофа-нова (Киншина, худ. Батий), "Потерянный сын" Арбузова (Норд, худ. Сельвинская), "Антеи" Зарудного (Сердюк, худ. Греченко).

1962. "Щедрый вечер" Блажека (Крайниченко, худ. Греченко), "Фараоны" Коломийца (Ходкевич, худ. Батий), "Один год" Германа (Норд, худ. Греченко), "Маруся Богу-славка" Старицкого (Сердюк, худ. Греченко), "Страшнее врага" Д'Аля и Ракова (Крайниченко, худ. Щеглов), "Голубая рапсодия" Погодина (Киншина, худ. Греченко).

1963. "Перед ужином" Розова (Норд, худ. Греченко), "Под одной из крыш" Аграненко (Резников, худ. Греченко), "Двое на качелях" Гибсона (Крайниченко, худ. Костю-ченко), "Бригантина" Коростыл„ва (Михайлин, худ. Куже-лев, Чурсин).

1964. "Марина" Зарудного (Крайниченко, худ. Греченко), "Футбол" Кантона и Беллака (Загоруйко, худ. Альшиц), "Двенадцатая ночь" (Глаголин, худ. Чурсин, Кужелев, Медведев); "До свидания, мальчики" по Балтеру (Норд, Загоруйко, худ. Греченко), "В день свадьбы" Розова (Та-нюк, худ. Греченко).

1965. "Страница дневника" Корнейчука (Загоруйко, худ. Костюченко), "Стасик-Следопыт" Школьника (Киншина, худ. Батий), "На диком бреге" Полевого, Радзинского (Кононенко, худ. Греченко), "Каса маре" Друце (Загоруйко, худ. Костюченко), "Жена Клода" Дюма-сына (Литко, худ. Костюченко), "Тарас Бульба" по Гоголю, инсц. И. Бара-баша (Смоляк, худ. Греченко), "Между ливнями" Штейна (Загоруйко, худ. Греченко), "Человек за бортом" Школьника (Литко, худ. Греченко).

1966. "Расплата" Корнейчука, "Кто за, кто против" Заг-ребельского, "Планета Сперанта" Коломийца, "Влюбленные сердца" Барабаша, "Украли консула" Мдивани, "Каменный властелин" Л. Украинки.

Лит.: Укранський драматичний театр. т. 2, К., 1959;

П ? с к у н ?., Укранський радянський театр. К., 1957;

Попова Л., Харьковский Гос. ордена Ленина академич. драматический театр им. Т. Г. Шевченко, К., 1960; Г о р -б е н к о А., Творческий путь театра, X., 1960. А. Гоъ.

УКРАИНСКИЙ ЗАПОРОЖСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ ЩОРСА - см. Запорожский театр им. Щорса.

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА ИМЕНИ И. К. КАРПЕНКО-КАРОГО. Основан в 1934 на базе Муз.-драм. пн-та им. Н. В. Лысенко (организован в 1918). Готовит деятелей дра-матич. т-ра, имеет факультеты: режиссерский, актерский, театроведческий, с 1961 киноведческий. В 1945 ин-ту присвоно имя И. К. Карпенко-Карого. Мастерство актера и режиссуру в ин-те преподавали:

А. М. Бучма, К. П. Хохлов, П. Игнатович, Г. П. Юра, А. С. Курбас, В. В. Сладкопевцев, М. М. Старицкая, Б. Ф. Тягно, В. Б. Вильнер, Б. Н. Норд. Среди педагогов ин-та были: М. М. Крушельницкпй, В. И. Харченко, П. М. Нятко, В. А. Нелли, Н. К. Йосипенко, И. И. Чабаненко, С. М. Ткаченко (директор ин-та в 1947-60) п др. С 1961 директор пн-та - засл. деят. иск-в УССР И. И. Чабаненко. С 1965 ректор - В. А. Кудин. Среди воспитанников ин-та: нар. арт. СССР Д. И. Антонович, Бучма, В. Г. Магар, Б. В. Романицкий, Ф. И. Радчук, А. И. Сердюк; нар. арт. УССР А. М. Ватуля, Л. Ф. Дубовик, В. А. Данченко, Н. П. Д оценке, В. М. Скляренко, Тягно и др. С 1966 при нн-те создан учебный т-р-студпя. С. Б.

УКРАИНСКИЙ ЛЬВОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ ЗАНЬКОВ‚ЦКОЙ - см. Занъковецкой имени театр.

УКРАИНСКИЙ ЛЬВОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР (г. Дрогобыч) - первый т-р этого р-на Зап. Украины. Создан в 1940, вскоре после освобождения зап.-укр. земель. В годы войны т-р прервал работу. Среди лучших спектаклей 50-60-х гг.: "Егор Булычев и другие" (1952), "Кремл„вские куранты" (1956); "Тарас Буль-ба" по Гоголю (1958), "Ой, пойду я в Бориславку" по И. Франко (I960), "Ромео и Джульетта" Шекспира (1963). В труппе т-ра (1966): засл. арт. УССР Л. Пи-линская, В. Цимбал; артисты Г. Прокопец, Р. Се-реженко, С. Орловская, О. Масляник, М. Недошит-ко и др. Б. Кор.

УКРАИНСКИЙ ЛЬВОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА - см. Львовский театр оперы и балета имени И. Франко.

УКРАИНСКИЙ ЛЬВОВСКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ - см. Львовский театр юного зрителя имени М. Горького.

УКРАИНСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ. Открылся в 1927. Возник из самодеятельного кружка "Красный галстук". Основатели т-ра:

В. Кредин (гл. режиссер), Д. Юштейн, А. Герасимен-ко, А. Карлин, Г. Патенко, художник Б. Трегубов. В 1937-45 гл. реж. т-ра - К. Францев, в 1945-59 - А. Оселедчик. В 1948 т-ру присвоено имя 30-летия ВЛКСМ. В 1959 реорганизован в Украинский муз.-драм. т-р.

Пост. спектакли: "Вильгельм Телль" Шиллера (1929), "Шестеро любимых" Арбузова, "Чудесный сплав" Кир-шона (1935), "Не было ни гроша, да вдруг алтын" (1936); "Белеет парус одинокий" Катаева (1938), "Молодая гвардия" (1947); "Юность отцов" Горбатова

(1947), "Снежок" Любимовой (1948), "Аттестат зрелости" Гераскиной (1951), "Испанцы" Лермонтова

(1948), "Котигорошко" Шияна (1948), "Ромео и Джульетта" Шекспира (1950), "Вей, ветерок!" Райниса (1952), "Сон князя Святослава" Франко (1954), "Барабанщица" Салынского (1959). С. Б.

УКРАИНСКИЙ ОДЕССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ - см. Одесский театр имени Октябрьской революции.

УКРАИНСКИЙ ОДЕССКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА - см. Одесский театр оперы и балета.

УКРАИНСКИЙ ОДЕССКИЙ ТЕАТР ИНОГО ЗРИТЕЛЯ - см. Одесский театр юного зрителя имени Н. Островского.

УКРАИНСКИЙ ПОЛТАВСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ ГОГОЛЯ - см. Полтавский украинский музыкально-драматический театр имени Н. В. Гоголя.

УКРАИНСКИЙ ТЕАТР. Истоки У. т. - в трудовых песнях, обрядах и играх восточнославянских плем„н ("Вратарь", "Гуси", "Просо", "Переп„лка", "Дед",

"Коза", "Меланка", "Коструб" и др.). Зрелищно-драма-тич. элементами богаты также укр. свадебные обряды. У. т. в своих истоках тесно связан с культурой Киевской Руси (на фресках Софийского собора в Киеве 11 в. имеется изображение скоморохов).

Первые сохранившиеся образцы лит. драмы относятся к 17 в. Укр. комедия формировалась на основе интермедий - бытовых сценок, входивших в религиозные драмы.

Период освободительной борьбы укр. народа с шляхетской Польшей (конец 16-1-я пол. 17 вв.), завершившийся воссоединением Украины с Россией (1654), сопровождался подъ„мом культуры укр. народа. В 1-й пол. 17 в. возникает школьный т-р (театр. представления в духовных школах и в Киево-Могилянской коллегии). Наряду с произведениями религиозно-назидательного характера здесь ставятся пьесы на исто-рич. сюжеты, в к-рые проникают и социально-сати-рич. элементы. В школьном т-ре ставились: трагедо-комедия Феофана Прокоповича "Владимир" (1705) - о борьбе христианства с язычеством, аллегорически изображавшая реформаторскую деятельность Петра 1, и "Милость божия..." (1728, автор неизвестен) - о борьбе украинского народа под рук. Богдана Хмельницкого против панской Польши. Первая попытка изложения теории сценического искусства была предпринята Феофаном Прокоповичем в трактате "Об искусстве поэзии".

В 17-19 вв. получает развитие нар. кукольный т-р - вертеп. Антикрепостнич. мотивы, высмеивание церковников, ненависть к угнетателям, сатирич. и жизнеутверждающий характер представлений вертепа сближали его с рус. Петрушкой и белорус. батлейкой. Вертеп способствовал развитию укр. нар. комедийного т-ра.

В конце 18 - нач. 19 вв. в ряде помещичьих усадеб создаются крепостные балетные и оперно-драмати-ческие труппы (крепостные т-ры Д. И. Ширая, Г. С. Тарновского, И. О. Хорвата и др.). Возникают также любительские драм. кружки среди дворянства и чиновничества. В этих спектаклях принимают участие И. А. Крылов, В. В. Капнист, В. А. Гоголь (отец), Н. В. Гоголь, Н. В. Кукольник и др. В нач. 19 в. создаются передвижные русско-украинские коллективы. В Харькове, Киеве, Одессе и др. городах строятся первые театр. здания.

Совместная борьба рус. и укр. народов против иноземных поработителей в период Отечественной войны 1812 и вызванный этими событиями мощный патрио-тич. подъ„м способствовали дальнейшему развитию т-ра. Основу укр. театр. иск-ва заложили пьесы И. П. Котляревского "Наталка-Полтавка", "Солдат-чародей" и комедии Г. Ф. Квитки-Основьяненко "Шель-менко,* волостной писарь", "Шельменко-денщик", "Сватанье на Гончаровке". Первая постановка "Наталки-Полтавки" на сцене Полтавского т-ра (1819) с участием М. С. Щепкина считается началом проф. У. т. Великий рус. актер вместе с И. П. Котляревским руководил деятельностью полтавской труппы, помогал исполнителям овладевать мастерством. За утверждение реализма и демократич. направления в У. т. вместе с Щепкиным боролись выдающиеся укр. актеры-реалисты К. Т. Соленик, И. X. Дрейсиг и др. Они вводили в репертуар рус. классич. драматургию ("Недоросль", "Горе от ума", "Ревизор", "Женитьба" и др.). Гастроли на Украине выдающихся рус. актеров укрепляли творч. связи передовых деятелей рус. и укр. т-ров. Большое влияние на формирование эстетич. принципов У. т. оказало творчество Т. Г. Шевченко.

Во 2-й пол. 19 в. У. т. достигает высокого развития, несмотря на административно-цензурные притеснения со стороны царского правительства (указы и циркуляры 1863, 1876, 1881 о запрещении сценич. представлении "на малорусском наречии", переводов пьес на укр. яз., об обязательной постановке в один вечер наряду с укр. также рус. пьесы и т. п.). В этот период отч„тливо проявились две тенденции в развитии укр. театр. иск-ва-революционно-демократическяя и буржуазно-либеральная. Передовые традиции Котлярев-ского, Шевченко, Щепкина, Соленика развивали М. П. Старицкий, М. Л. Кропивницкий, И. К. Кар-пенко-Карый, П. К. Саксаганский, А. П. Затыркевич-Карпинская и М. К. Заньковецкая. Прогрессивные деятели У. т. связывали борьбу за народность и реализм в нац. иск-ве с освободительными идеями, протестом против социального и нац. гн„та, против административного произвола, шовинизма и национализма господствующих классов. Укр. драматургия стала основой для формирования таланта выдающихся укр. актеров-реалистов. В пьесах Старицкого, Кропивниц-кого, Карпенко-Карого, Панаса Мирного, изображающих социальное неравенство, показывающих социальную дифференциацию крестьянства, хищничество сельской буржуазии, бесправную участь бедняков, укр. актеры раскрывали жизнеутверждающую силу и мудрость народа, его духовное богатство, в спек' таклях, посв. историч. прошлому, воссоздавали картины борьбы украинцев с иноземными захватчиками, патриотич. подвиги народа. Протест против общественного неравенства, утверждение веры в лучшее будущее получили яркое выражение в пост. пьес И. Я. Франко, Леси Украинки.

В 80-х гг. 19 в. организовались укр. театр. труппы Кропивницкого, Старицкого, Саксаганского. Они то объединялись, то существовали самостоятельно, разъезжая по городам Украины и России. В этих труппах работали талантливые актеры: М. К. Заньковецкая, И. А. Марьяненко, А. И. Борисоглебская, Ф. В. Левицкий, И. В. Загорский, А.Н. Максимович, В. Е. Грицай, Л. П. Линицкая, Д. Н. Мова и др. У. т. 2-й пол. 19 в. следовал реалистич. традициям Щепкина и Соленика. Он развивался под воздействием творчества великих рус. актеров - М. Н. Ермоловой, П. А. Стрепетовой, М. Г. Савиной, В. Н. Давыдова, иск-ва Малого, позднее Художественного т-ров. Укр. демократич. т-р, утверждавший на сцене жизненную правду и принципы художественного реализма, находил горячую поддержку среди передовой части рус. общества (гастроли укр. трупп в Москве и Петербурге в 1886, 1887, 1901-02; пост. в Малом т-ре, вопреки цензурным запрещениям, пьесы "Назар Стодоля" Шевченко, 1877, пьес Квитки-Основьяненко, Кот-ляревского и др.).

На зап.-укр. землях, входивших тогда в состав Австро-Венгрии, проф. У. т. был основан в 1864 Е. В. Бачинским. Здесь работали талантливые актеры и режиссеры Т. О. Бачинская, И. Гриневецкий, В. К. Плошевский, К. О. Подвысоцкий, В. М. Юрчак, Е. А. Рубчакова, И. Д. Стадник, И. Д. Рубчак. Они следовали реалистич. принципам У. т. Надднепров-ской Украины. Укреплению реалистич. позиций зап.-укр. т-ра способствовал своими пьесами и теоретич. работами И. Я. Франко.

После подавления рус. революции 1905-07 У. т. переживал тяж„лый творч. кризис. Националистич. реакция и великодержавный шовинизм мешали развитию укр. нац. иск-ва. Многие труппы прекратили сво„ существование. Только т-р Садовского, игравший в киевском Нар. доме, сумел сохранить лучшие реалистич. традиции укр. сценич. иск-ва. Здесь ставились произведения укр. классич. драматургии, а также "Ревизор", "Женитьба", "Доходное место".

Подлинный расцвет У. т. наступил после Октябрьской революции. Т-ры были переданы в ведение Наркомпроса. При них созданы художеств. советы, ставились бесплатные спектакли для красноармейцев и рабочих. Для. приобщения к т-ру широких масс зрителей организовывались передвижные т-ры. Особое внимание уделялось подготовке нового репертуара. Возникли новые формы массово-агитационных представлений (театрализованные инсценировки на площадях, спектакли агитпоездов и т. д.), первые рабоче-крестьянские т-ры. Появлялись новаторские сов. т-ры, выступавшие как наследники и продолжатели реалистич. традиций искусства и вместе с тем как разведчики новых путей в иск-ве. Такими т-рами были: Киевский драм. т-р им. Т. Г. Шевченко (осн. в 1919; ныне в Днепропетровске), Драм. т-р им. И. Я. Франко (осн. в 1920 в Виннице, с 1926 в Киеве), киевский т-р "Берез?ль" (осн. в 1922, с 1926 в Харькове, с 1935 переименован в Т-р им. Шевченко), Киевский драм. т-р им. М. К. Заньковецкой (осн. в 1922; ныне во Львове), Одесский укр. драм. т-р им. Октябрьской революции (1925) и др. Организуются т-ры юного зрителя.

Строительство нового, сов. т-ра на Украине проходило в борьбе с бурж. национализмом, формализмом и космополитизмом, оказавшими влияние на работу нек-рых т-ров (студия Пролеткульта, т-р "Берез?ль" и др.). Но развитие передовой сов. культуры, социалистической по содержанию, национальной по форме, определяло высокую идейность и реалистич. направленность У. т. Новая сов. драматургия способствовала формированию сценич. иск-ва, росту и совершенствованию актерского мастерства. Т-ры вс„ теснее связывали свою творч. деятельность с задачами социалистич. строительства. Они ставили также пьесы Карпенко-Карого, Кропивницкого, Леси Украинки, Шевченко, Франко, Гоголя, Горького, Бомарше, Мольера, стремясь по-новому раскрыть идейное содержание этих произведений.

Героич. т-р, возникший в Харькове в 1921, впервые на укр. сцене осуществил пост. "Мистерпп-Буфф" Маяковского (1921). В сер. 20-х гг. Т-р им. И. Я. Франко пост. пьесы: "97" Кулиша, "Поджигатели" Луначарского (1924), "Воздушный пирог" Ромашова (1925). Т-р "Берез?ль" осуществил остро публицистич., агитац. пост.: "Октябрь" (1922), "Рур" (1923)-текст коллективный, "Джимми Хиггинс" по Синклеру (1923), "Пролог" Бондарчука (1927). Здесь пост. "Коммуна в степях" Кулиша (1925), "Яблоневый плен" Днепровского (1927). В Т-ре им. Т. Г. Шевченко (Днепропетровск) пост. "Когда народ освобождается" Мамонтова (1929) и "Яд" Луначарского (1926). В Т-ре им. М. К. Заньковецкой шли пьесы И. А. Кочерги ("Фея горького миндаля", 1926), Я. А. Мамонтова ("Над бездной", 1923, "Ave Maria", 1924, "До третьих петухов", 1925), Е. М. Кротевича ("Сентиментальный ч„рт", 1923) и др.

В 20-е гг. формируется мастерство нового поколения режиссеров и актеров-А. С. Курбаса, Г. П. Юры, Б. В. Романицкого, В. С. Василько, А. М. Буч-мы, Н. М. Ужвий, Ю. В. Шумского, ставших впоследствии выдающимися деятелями У. т. Укреплению реалистич. позиций молодых театр. коллективов помогали старые мастера укр. сцены - П. К. Саксаганский, М. К. Заньковецкая. Расширяется сеть т-ров, укрепляется их актерский и режиссерский состав, создаются колх. т-ры. Значительных творч. удач т-ры достигли в пост. пьес рус. сов. драматургии: "Любовь Яровая" (Одесский т-р им. Октябрьской революции, 1927, Днепропетровский т-р им. Т. Г. Шевченко, 1927);

"Мятеж" по Д. А. Фурманову (Т-р им. Франко,1928), "Бронепоезд 14-69" (т-р "Берез?ль", 1928) и др. В репертуар т-ров широко входят пьесы И. К. Микптен-ко ("Диктатура", "Светите, зв„зды", "Девушки нашей страны", "Соло на флейте" и др.).

Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апр. 1932 "О перестройке литературно-художественных организаций" определило новый подъ„м в развитии нац. драматургии. Произв. укр. драматурга А. Е. Корнейчука ("Гибель эскадры", "Платон Кречет", "В степях Украины, "Правда") были пост. в большинстве т-ров Украины и во мн. т-рах др. республик СССР. В репертуар У. т. входили пьесы И. А. Кочерги-"Свадьба Свички" (Т-р им. Заньковецкой, Т-р им. Шевченко), "Мастера времени" ("Часовщик и курица") (Т-р им. Франко, Т-р им. Шевченко и др.). Выдвигаются и др. укр. драматурги: Ю. И. Яновский ("Завоеватели"), Л. С. Первомайский ("Коммольцы", "Ваграмова ночь"), В. А. Суходольскнй ("Устим Кармалюк").

В 30-х гг. на сцене У. т. ставятся пьесы рус. сов. авторов: "Выстрел" Безыменского (1931), "Страх" Афиногенова (1932) - Т-р им. Франко, "Мой друг" (1934), "Аристократы" (1936) Погодина, "Любовь Яровая" (1936)-Т-р им. Заньковецкой; "Первая Конная" Вишневского (1930), "Интервенция" Славина (1933), "Оптимистическая трагедия" (1934) - Днепропетровский т-р им. Шевченко.

Значит, успехов достигает У. т. в работе над классикой: "Дон Карлос" (1936); "Последние" Горького (1937), "Борис Годунов" (1937); "Последняя жертва" Островского (1939), "Украденное счастье" Франко (1940), "Ревизор" (1938), "Много шума из ничего" (1940) - Т-р им. Франко; "Дай сердцу волю, завед„т в неволю" Кропивницкого (1936), "Васса Же-лезнова" (1936), "Гроза" (1938), "Лес" (1940); "Талан" Старнцкого (1941) - Т-р им. Шевченко; "Васса Же-лезнова" (1936), "Последние" (1938), "На дне" (1940)- Т-р им. Заньковецкой; "Гроза" (1941J - Днепропетровский т-р им. Шевченко и др.

Расцвет сов. У. т. в предвоенные годы определяется дальнейшим совершенствованием актерского и режиссерского иск-ва. Крупнейшими деятелями всего сов. т-ра стали актеры и режиссеры: Г. П. Юра, А. М. Бучма, Н. М. Ужвий, Ю. В. Шумский, Б. В. Ро-манпцкий, М. М. Крушельнпцкнй, И. А. Марьянен-ко, В. С. Василько и др. Ряды мастеров укр. сцены пополнились деятелями т-ра, творчество к-рых развернулось в 30-е гг.: К. П. Кошевскпй, А. И. Сердюк, А. М. Ватуля, Д. И. Антонович-Будько, Л. М. Гак-кебущ, В. С. Яременко, Д. А. Дударев, Д. Е. Ми-лютенко, Л. В. Мациевская, Ф. А. Барвинская, М. X. Пилипенко, В. Н. Чистякова, В. А. Любарт, П. М. Нятко, Б. Ф. Тягно, С. В. Федорцева, Е. А. Ос-мяловская, В. Н. Добровольский, П. Т. Сергиенко, Е. П. Пономаренко, П. В. Куманченко, Д. И. Козач-ковский; художники: А. Г. Петрицкий, В. Г. Меллер и мн. др.

В период Отечеств, войны деятели У. т. приняли участие во всенародной борьбе с врагом. Несмотря на тяж„лые условия военного времени, эвакуацию, мн. У. т. создали значит, спектакли, посв. героич. борьбе сов. народа. После изгнания фашистских захватчиков т-ры возобновили свою творч. деятельность на освобожд„нной от оккупации территории.

Постановления ЦК ВКП(б) и ЦК КП(б)У о репертуаре драм. т-ров, выдвинувшие перед драматургами и деятелями театр. иск-ва задачу создания ярких, художественно полноценных произведений о жизни и героич. труде сов. людей, определили идейно-творч. направленность работы У. т. На сцене ведущих У. т. были пост. спектакли о Великой Отечеств, войне:

"Молодая гвардия" 'по Фадееву (1947), "Профессор Буйко" Баша (1949) - Т-р им. Франко, "Генерал Ватутин" Дмитерко (1947) - Т-р им. Шевченко; о людях Донбасса: "Макар Дубрава" (1948), о борьбе с пережитками в среде колх. крестьянства: "Калиновая роща" Корнейчука (1950) (оба в Т-ре им. Франко); спектакли на нсторич. и историко-революц. сюжеты:

"Ярослав Мудрый" Кочерги и "Навеки вместе" Дмитерко (Харьковский т-р им. Шевченко-1946, 1950, Днепропетровский т-р-Гос. пр. СССР, 1951, и др.).

Тема борьбы за мир нашла отражение в спектаклях: "За вторым фронтом" Собко (Т-р им. Франко, 1949), "Голос Америки" Лаврен„ва (Одесский т-р им. Октябрьской революции, 1950). Продолжалась работа над пост. произведений класспч. драматургии:

"Вишн„вый сад" (1946), "Без вины виноватые" (1948) - Т-р им. Франко, "Недоросль" (Львовский ТЮЗ, 1948), "Мещане" (Т-р им. Заньковецкой, 1950); "Сто тысяч" (1945), "Житейское море" (1948), "Мартын Боруля" (1950) Карпенко-Карого - Т-р им. Франко, "Земля" по О. Ю. Кобылянской (1947)-Черновицкий т-р и др.

В сер. 50-х гг. открылись новые перспективы для развития всего сов. многонационального иск-ва и, в частности, для У. т. Обогащается его репертуар, арсенал выразительных средств.

Укр. т-ры создают много ярких спектаклей о современности, историч. и историко-революц. спектаклей, углубляют сценич. истолкование классики: "Дума о Британке" Яновского (1957), "Свадьба Свнчки" Кочерги (1960), "Фараоны" Коломийца (1961), "Оптимистическая трагедия" (1961) - Т-р им. Франко;

"Гамлет" (1956); "Почему улыбались зв„зды" Корнейчука (1957), "Кровь людская - не водица" по Стельмаху (1959) - Т-р им. Шевченко; "Фауст и смерть" Левады-Т-р им. Заньковецкой (1960); "Волчица" по О. Кобылянской - Черновицкий т-р (1963);

"Правда и кривда" Стельмаха - Одесский т-р им. Октябрьской Революции (1965); "Страница дневника" Корнейчука - Запорожский т-р им. Щорса (1965);

"Вес„лка" (1958), "М„ртвый бог" (1960) Зарудного - Винницкий т-р им. Н. К. Садовского; "Где же тво„ солнце" Коломийца - Херсонский т-р (1964); "Потомки запорожцев" Довженко - Черниговский т-р им. Шевченко (1964), "Планета Сперанта" Коломийца" "Антигона" Софокла -Т-р им. Франко (1965), и др.

Наряду с мастерами У. т. многие спектакли пост. молодые режиссеры, в них раскрылись дарования молодых актеров.

Театроведение. Становление укр. театроведения происходило в органич. взаимосвязи с развитием обществ, и философской мысли России, с рус. искусствоведением. Однако укр. театроведение до-революц. времени носило преим. характер филологич. исследований. Авторы статей и книг анализировали гл. обр. драматургию. Значит, вклад в развитие театроведения внесли работы И. Франко об укр. драме и т-ре.

После Октябрьской революции театроведение стало развиваться, как и др. общественные науки. Науч-но-исследоват. работа в области театроведения велась в Гос. муз.-драм. ин-те им. Н. Лысенко и в историко-театр. отделе Всеукр. театр. комитета (ВУТЕКОМ), в библиотеках, архивах, музеях.

Как театр. критики выступали: В. Чаговец, Ю. Смо-лич, О'. Вишня, И. Шевченко, Д. Грудина, Ю. Ме-женко, Ф. Якубович, Я. Савченко, С. Гец, И. Тур-кельтауб.

Появляются театроведч. работы историч. характера: "Укранський вертеп" О. Кис?ля (1918), "Початки укрансько комед" М. Возняка (1919), "Старинный театр в России" А. Белецкого (1923), "Перший театральний будинок у Кив?" Д. Щербаковського (1925), "Укранський вертеп. Розв?дки ? тексти" .6 Марков-ського (1929), "Укранський театр" О. Кис?ля (1925), "Драма укранська" В. Резанова (шесть выпусков, 1926-1929), "Укранський актор Карпо Соленик" О. Кис?ля (1928), "Мар?я Заньковецька" П. Рулна (1929).

Проблемам совр. укр. театр. иск-ва посв. сборники: "Театр для детей" под ред. А. Белецкого (1926), "Р?чник укранського театрального музею" (1929);

"Рання укранська драма" под ред. и вступ, ст. П. Ру- л?на (1927), "Театральний порадник" (1920) и др.

В большинстве работ еще ощущалась методологии. незрелость авторов в решении историко-театральных проблем.

В 1926 в системе Академии наук УССР создан театр. музей (в ведении АН находился до 1930).

В 30-е гг. переиздаются воспоминания одного из наиболее выдающихся деятелей укр. сцены П. К. Сак-саганського - "По шляху життя" (1935), "Из прошлого украинского театра" (1938), его теоретич. работа "Моя праця над ролью" (1937); выходят сборники:

"Панас Карпович Саксаганський. Статт? ? спогади про корифея укрансько сцени" (1939), "XX рок?в театра ?м. И. Франка" (1940), монография "Шевченко ? театр" О. Борщаговського и М. Йосипенко (1941). Издательство "Мистецтво" начало выпускать серию портретов укр. сов. актеров: Г. Юры, А. Бучмы, Н. Ужвий, Ф. Барвинской, А. Ватули.

В 1947 на Украине созда„тся отдел истории т-ра при Пн-те искусствоведения, фольклора и этнографии АН УССР, к-рый стал центром научно-исследовательской работы в области театроведения.

В 1946 при Киевском ин-те театр. иск-ва им. И. Карпенко-Карого открылся театроведч. ф-т, готовящий историков, теоретиков, критиков т-ра. Большую научно-популяризаторскую работу проводят музей театр. иск-ва УССР п Укр. театр. общество (организовано в 1945).

В 50-е гг. изданы театроведч. исследоват. сборники: "Про мистецтво режисера" (1948), "Порадник режисера" (1948), "МХАТ ? укранська театральна культура" (1949), "В?нок спогад?в про Заньковецьку" (1950), "Теор?я драми в ? ?сторичному розвитку" (1950), "Про мистецтво театру" (1954), "Рос?йсько-укранськ? мистецьк? зв'язки" Ю. Костюка (1955), "М. Л. Кроппвницький" (1955); монографии о творч. взаимосвязях братских культур: "У творч?й сп?вдружб?" М. Йосппенко (1954), "Одв?чна дружба" Й. Кисельова (1954).

Развитие театроведения в 50-60-е гг. характеризуется более глубоким изучением театр. жизни, активным обращением к вопросам современности. Впервые создана 2-томная история укр. театра "Укранський драматичний театр", т. 2-й, посв. сов. периоду, вышел в 1959, т. 1-й (дореволюц. период) - в 1967 (в печати).

Появляются работы, поднимающие проблемы идей-но-творч. взаимосвязи нац. театр. культур, развития укр. драматургии и т-ра, теории драмы, сценич. иск-ва, актерского мастерства, режиссуры, декорац. оформления и др. Среди них сборники: "Братерство народ?в - братерство культур" (1960), "Шляхами театрального днання" (1960), "Стан?славський ? суча-стн?сть" (1963), "Майстри укрансько радянсько сцени" Р. БернацкойиС. Зайончк?вськой (1962), "Про мистецтво" М. Рильського (1964); монографии-"Великая дружба. Очерки исторических взаимосвязей двух театральных культур" Н. Йосипенко (1961), "Укранський радянський театр" ?. П?скуна (1957), "П?ек-сп?р на укранськ?й сцен?" ?. Ван?ной (1958), "Укранське театрально-декорац?йне мистецтво" А. Драка (1961), "Укранський радянський балет" Ю. Ста-н?шевського (1965), "Джерела народного театру на Укран?" Й. Волошина (1960), "?. К. Карпенко-Карий" Л. Стеценко (1957), "П. К. Саксаганський" Б. Тоб?леви-ча (1957), "М. Л. Кропивницький" М. Йосипенко (1958), "Саксаганський-актор" Л. Мельничук-Лучко (1958).

Издаются творч. портреты нар. артистов, научно-популярные брошюры о проф. т-рах, самодеятельном пск-ве и др. Особое место занимают воспоминания и мемуары мастеров укр. сцены. Среди них: "Укранський театр в прошлом и настоящем" Б. Романицкого (1950), "Повсть промов життя" Л. Кривицькой (1958, 2 изд. 1965), "З глибин душ?" А. Бучмы (1959), "Садовський та його театр" В. Василько (1962), "Опов?дання ? статт?" Ю. Шумського (1964), "Життя ? сцена" Г. Юры (1965) и др.

С 1965 выходит научный ежегодник "Театральна культура".

Параллельно с театроведением развивается театр. критика. С критич. статьями, обзорами, рецензиями выступают: В. Владко, Я. Ган, Н. Иоснпенко, И. Пискун, В. Речмедин, И. Киселев, Д. Шлапак, А. Поляков, Ю. Станишевский, Ю. Бобошко, Л. Барабан, Р. Пилипчук, А. Спиридонова (Киев), М. Нович (Винница), А. Клоччя (Донецк), Д. Григораш, Р. Кирчев, Л. Мельничук-Лучко, Б. Кордианп (Львов), А. Недзведский (Одесса), М. Новикова (Симферополь), Л. Попова, В. Николаев (Харьков) и др.

Лит.: Волошин ?., Джерела народного театру на Укран?, К., 1960; Белецкий А., Старинный театр в России, т. 1, М., 1923; Франко I., Про театр ? драматург?ю. В?бран? статт?, реценз? та висловлювання, К., 1957;

Чарнецький С., Нарис ?стор? укранського театру в Галичин?, Льв?в, 193 4; Кис?ль О., Укранський театр. К., 1925; Мороз 3., Укранська драматург?я та театр друго половини XIX ст.. К., 1950; М а м о н т о в Я., На театральних роздор?жжях, К., 1925; Укранський драматичний театр. т. 1, К., 1967 (в печати), т. 2, К., 1959; П ? с-к у н I. Р., Укранський радянський театр. К., 1957;

Казимиров О., Укранський аматорський театр (Дожовтневий пер?од), К., 1965; Майстри укрансько радянсько сцени. Дов?дник, К., 1962; Йосипенко М., Великая дружба..., К., 1961; Марковський б.. Укранський вертеп, К., 1929; ХоткевичГ., Народний ? середнев?чний театр в Галичин?, [X.], 1924; его же, Театр 1848 року, [К.], 1932; Корифеи украинского театра. К., 1903;

Борщаг?вський О., Йосипенко М., Шевченко ? театр. [К.], 1941; К у л?ни ч ?., Поет ? траг?к, К., 1964; Кис?ль О., Укранський актор Карпо Соленик, [X.], [1928]; Д?бровенко М., Карпо Соленик, К., 1951; Кропивницький М., За тридцять п'ять л?т, в кн.: Нова громада. Л?тературно-науковий м?сячник, ј 9, К.. 1906, с. 47-64; М. Л. Кропивницький. Зб?рник, К., 1955; Йосипенко М., М. Л. Кропивницький, К., 1958; Рул?н П., Мар?я Заньковецька, [X.], 1929; М. К. Заньковецька (1860-1934). К.-Х., 1937;

В?нок спогад?в про Заньковецьку, К., 1950; Дурил?нС., Мар?я Заньковецька, К., 1955; Богомолець-Лазуре ьк а Н., Життя Мар? Заньковецько, К., 1961; Са-довський М. (Н. К. Тоб?левич), Мо театральн? згадки, К., 1933; Василько В., Микола Садовський та його театр. К., 1962; Сакс а ганський П. (Тоб?левич П.), По шляху життя, X., 1935; его же, Думки про театр. К., 1955; его же. Из прошлого укранського театра, М., 1938; [П. К. Саксаганський]. Статт? ? спогади про корифея укрансько сцени, К., 1939; Тоб?левич Б. П., П. К. Саксаганський, К., 1957; Мельничук-Лучко Л., Саксаганський - актор, Льв?в, 1958; Тоб?левич С., Мо стежки, зустр?ч?. К., 1957; Д у з ь ?.М., Мар?я Садовська, К., 1957; Л П. Л?пицька [Нариси], К., 1957; Василько В., Ф. В. Левицький, К., 1958; Слово про Ганну Затиркевич-Карпинську. Спогади, статт?, матер?али. К., 1966; Мар'яненко ?. О., Минуле укранського театру, К., 1953; Маряненко ?. О., Сцена, актори, рол?, К., 1964; С а б ? н ? н Л., Сорок п'ять рок?в на укранськ?й сцен?. К., 1937;Ч а г о в е ц ь В., Життя ? сцена, К., 1956; Кисельов Й., Театральн? портрети, К., 1955; Юра Г., Життя ? сцена, К., 1965;

Б уч м а А., З глибин душ? (Статт? ? спогади), К., 1959;

Шумський Ю., Опов?дання ? статт?..., К.,1964; Рильський М., Про мистецтво, К., 1962; Кривицька Л., Пов?сть про мо життя, К., 1965; Коваленко П., Незабутн, К., 1962; Коваленко П., Шляхи на сцену, К., 1964; РудницькийМ., В наймах у Мель-помени, К., 1963; Посудовський П., П?д гурк?т гармат, К., 1964; Луцький Ю., Комун?стична парт?йн?сть - основний принцип радянського мистецтва, К., 1964;

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница