Наши партнеры

Dragon money - играй у проверенного провайдера СНГ.
Магазин одеждыКупить пальто Вологда.
шаровые краны

Театральная энциклопедия
(страница 442)


МХАТ ? укранська театральна культура, К., 1949; Стан?славський ? сучасн?сть, К., 1963; Б?лецький О, Мамонтов Я., Укранський театр. Хрестоматя, ч 2, [К.], 1941; Про мистецтво режисера. Зб?рник, К., 1948;

Про мистецтво театру, К., 1954; Йосипенко М., У творч?й сп?вдружб?, К., 1954; Д у р и л ? н С., Творча един?сть, К., 1957; Драк А., Укранське театрально-декорац?йне мистецтво, К., 1961; В а н ? н а ?., Шексп?р на укранськ?й сцен?, К., 1958; Ван?на ?., Укранська шексп?р?ана, К., 1964; XX рок?в театру ?м. в. Франка, К., 1940; Захаржевська О., Театр ?м. ?вана Франка, К., 1949; Харьковский украинский драматический театр им. Т. Г. Шевченко. Творческий путь театра, X., 1951; Корд? а н ? Б., Мельничук-Лучко Л., Льв?вский... драматичний театр ?м. М. Заньковецько, К., 1965; Ежегодник "Театральна культура" за 1964, 1965, К., 1966, за 1966, К., 1967; Серия творческих портретов мастеров театpa им. И. Франка, К., 1940; Серия творческих портретов мастеров Харьковского театра им. Т. Г. Шевченко, X., 1947; Серия "Майстри мистецтв Украни", К., 1947; Серия "Народные артисты ССР Украины", К., 1960-1966. И. Hoc., О. Н. Б. (театр), Н. Нос., Р.Б. (театроведение).

Музыкальный театр. Укр. муз. т-р своими истоками восходит к нар. творчеству - к театрализованным представлениям с музыкой, играми и плясками на Запорожской Сечи (17 в.), к муз.-танц. интермедиям школьного т-ра (17-18 вв.), к импро-визац. спектаклям воспитанников Киевской академии, к оперным представлениям в Глухове и Батурине (1750-75). Во 2-й пол. 18 в. композиторы-украинцы, обучаясь в Италии, создали первые оперы: М. С. Березовский написал оперу "Демофонт" (177.3т Ливорно), Д. С. Бортнянский -"Креонт" (1776, Венеция) п др. Первые проф. балетные и оперные спектакли на Украине были пост. в Городском т-ре Харькова (1780): "Мельник, колдун, обманщик и сват" Соколовского и Фомина, "Водовоз" Керубини, "Вольный стрелок" Вебера и др. С 1803 оперные спектакли начали ставиться в Одессе. С 1812 в Харькове (труппой И. Ф. Штейна) ставились оперные спектакли, вок.-танц. дивертисменты и нар. водевили с участием М. С. Щепкина, К. Т. Соленпка, О. А. Петрова. В 1823 был открыт т-р в Киеве оперой неизв. автора "Украинка, или Волшебный замок". Начиная с 20-х гг. 19 в. получают широкое распространение нац. муз. спектакли с пением и танцами ("Наталка-Полтавка" п "Солдат-чародей" Котля-ревского) п водевили ("Бой-баба", "Сватанье на Гон-чаровке" Квптки-Основьяненко, "Кум-мирошник" Дмптренко, "Где согласье в семействе" неизв. автора и др.). В 1863 на петерб. сцене была впервые пост. комич. опера "Запорожец за Дунаем" Гулак-Арте-мовского. В 60-70-е гг. в т-ре "Руська бес?дам реж. Е. В. Бачинскпй, И. И. Гриневецкий, А. Ф. Стечпн-ский пост. на укр. яз. оперетты Оффенбаха, Целлера, Штрауса, Планкета, Зуппе.

Валуевский циркуляр (1863) и Эмскнй указ (1876) царского правительства о запрещении театр. пост. на укр. языке несколько затормозили развитие укр. муз. т-ра, возродившееся в 80-е гг. 19 в. в нац. мелодрамах, опереттах и водевилях.

Основы укр. оперно-балетной культуры были заложены пост. нац. опер. В 1873 студенты Киевского университета под рук. М. П. Старицкого и Н. В. Лысенко пост. первую укр. оперу - "Рождественская ночь" Лысенко. В 1881-82 труппой М. Л. Кро-пивницкого были поставлены "Черноморцы" Лысенко. В 1885 Лысенко п Старпцкпй пост. в Харькове оперу "Утопленница" Лысенко, а в 1899 Кропивниц-кий пост. оперу "Катерина" Аркаса п совместно с ба-летм. Ф. Нижпнскпм дивертисмент "Казак". В 1907 был открыт Киевский т-р Н. К. Садовского, показавший спектакли: "Проданная невеста" (1908); "Сельская честь" Масканьи (1909), "Галька" Монюшко (1910), "Энеида" (1910) и "Утопленница" (1913) Лысенко, "Пан Сотник" Козаченко (1911), "Роксолана" Сичинского (1912) и др. Пост. Садовского отличались красочной театральностью н тонкой музыкальностью. В этом т-ре свою артистич. деятельность начали певцы:

М. П. Литвиненко-Вольгемут, Е. Д. Петляш и др., хорм. и дириж„р В. Н. Верховпнец. В 1906-13 т-р "Руська бес?да", гастролировавший в Галиции и на Буковине, под рук. И. Д. Стадныка осуществил на укр. яз. пост. опер: "Евгений Онегин", "Проданная невеста", "Фауст", "Травиата" и др.

После Октябрьской революции был создан первый сов. укр. оперно-балетный т-р - Украинская муз. драма в Киеве (1919, реж. А. С. Курбас, дириж„р М. М. Багриновскпй, худ. А. Г. Петрицкий, балетм. М. М. Мордкпн). Были пост. опера "Утопленница" Лысенко п балет "Азиаде" Гютэля. Нападение на город деникинцев прервало работу т-ра. В 1920 в Харькове был организован Рус. оперный т-р, в к-ром была пост. опера "Тарас Бульба" Лысенко на укр. яз. (реж. Н. Н. Боголюбов, дириж„р Л. П. Штейнберг). В 1925 был открыт первый в истории Украины национальный т-р оперы и балета в Харькове (позднее Украинский театр оперы и балета имени И. В. Л ысен-ко), ставший центром формирования укр. муз. театр. иск-ва, оперной режиссуры, вок. и балетного пспол-нительства. В 1926 т-ры были открыты в Киеве (позднее Украинский театр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко) и Одессе (Одесский т-р оперы и балета). В 1926-27 эти т-ры образовали творч. объединение под рук. И. М. Лапицкого, направившего их деятельность в русло освоения рус. и мировой классики. В 1927 т-ры начали работать над нац. репертуаром ("Взрыв" Яновского, Харьковский т-р). В 1928 в Полтаве была создана гос. передвижная рабочая опера Левобережья, гастролировавшая в Сумах, Запорожье, Николаеве и др. (реорганизована в 1931 в стационарный Днепропетровский т-р оперы и балета, к-рый функционировал до 1941). В 1929 в Виннице была открыта Передвижная опера под рук. реж. С. И. Каргаль-ского п дириж„ра М. И. Вериковского. В 1932 из части е„ труппы образовался стационарный Луганский т-р оперы и балета (под рук. Н. Н. Боголюбова), перевед„нный в 1940 в Донецк и переименованный в Донецкий муз. т-р (под рук. И. М. Лапицкого). В 1939 был создан Львовский т-р оперы и балета под рук. Н. Д. Покровского, открывшийся оперой "Тихий Дон" Дзержинского.

С первых же сезонов сов. укр. оперные т-ры шли своим пут„м в создании репертуара, в режиссуре, исполнительстве, декорационном иск-ве, преодолевая ложную "украинизацию", элементы вульгарного социологизма и т. д. Поисками оригинальной муз.-сценич. формы отличались первые пост. опер укр. сов. композиторов - "Взрыв" Яновского (1927, Харьков, реж. В. Д. Мапзпй, дириж„р А. Э. Маргулян, худ. А. Н. Волненко), "Разлом" Фемилиди (1929, Одесса), "Дума черноморская" ("Самийло Кишка") Яновского (1928, Киев), "Кармелюк" Костенко (1931, Харьков), "Золотой обруч" ("Беркуты") Лятошпнско-го (1930, Киев).

На укр. сцене ставились оперы и балеты рус. и зарубежной классики, композиторов народов СССР. Поисками отмечена деятельность балетных коллективов, возглавляемых балетмейстерами: Л. А. Жуковым, М. М. Д псковским, Р. И. Баланотти, К. Я. Го-лейзовским, Н. А. Болотовым, П. П. Впрским, В. К. Литвиненко, М. Ф. Моисеевым. На сценах т-ров пост. балеты укр. композиторов: "Ференджи" Яновского (1930, Харьковский т-р оперы и балета), "Карманьола" Фемилиди (1930, Одесский т-р оперы и балета), "Пан Каневский" Вериковского (1931, Харьковский т-р оперы и балета), "Мещанин из Тосканы" Нахабина (1936, Днепропетровский т-р оперы и балета).

Во 2-й пол. 30-х гг. укр. муз. т-р обогатился новыми нац. произв.: операми - "Щорс" Лятошинского (1938, Т-р оперы п балета им. Шевченко, реж. Ла-пицкпй, дириж„р В. А. Дранишников, худ. А. Хво-стенко-Хвостов), "Перекоп" Мейтуса, Рыбальченко и Тица (1939, Т-р оперы и балета им. Шевченко); балетами - "Лилея" Данькевича (1940, там же; 1941, Харьковский т-р оперы и балета) и "Светлана" Кле-банова (1939, Большой т-р, Москва). В этот период были созданы яркие пост. оперной классики: "Снегурочка", "Кармен"; "Мейстерзингеры" Вагнера (реж. Лапицкий, Т-р оперы и балета им. Шевченко; Харьковский т-р оперы и балета), "Пиковая дама"; "Отел-ло" Верди (реж. Н. В. Смолич, Т-р оперы и балета им. Шевченко), "Аида" (реж. В. А. Лосский, Одесский т-р оперы и балета), "Травиата" (Харьковский т-р оперы и балета, реж. С. Д. Масловская), "Царская невеста" (Днепропетровский т-р оперы и балета, реж. М. П.Стефанович).

В 30-е гг. на Украине были организованы первые сов. т-ры муз. комедии. В 1929 - Харьковский т-р муз. комедии, в 1930 - Передвижная укр. оперетта Донбасса, а в 1934 - Киевский т-р муз. комедии. Первыми укр. опереттами, получившими широкую популярность, стали "Сорочпнская ярмарка", "Майская ночь" Рябова (1936, Харьковский т-р муз. комедии). В 1937 в Харьковском и Киевском т-рах музыкальной комедии была пост, музыкальная комедия "Свадьба в Малиновке" Рябова. С конца 30-х гг. сов. репертуар занимает прочное место в укр. т-ре оперетты.

В годы войны временно эвакуированные оперные театры Киева и Харькова объединились в Иркутске, т-ры Одессы и Днепропетровска - в Красноярске, т-ры муз. комедии - в Узбекистане. В последующие годы муз. т-ры Украины активно работают над воплощением темы героич. современности. В 1947 в Т-ре оперы и балета им. Шевченко была осуществлена пост. оперы "Молодая гвардия" Мейтуса. В 1950 "Молодая гвардия" была пост. в Донецке, а в 1953 во Львовском т-ре оперы и балета. Среди балетных спектаклей - "Светлана" Клебанова (1946, Харьковский т-р оперы и балета; 1947, Львовский т-р оперы и балета), "Олеся" Русинова (1948, Одесский т-р оперы и балета), "Юность" Чулаки (1950, Т-р оперы и балета им. Шевченко). Появляются новые укр. оперы - "Батрачка" Вериковского (1943, там же; 1946, Харьковский т-р оперы и балета; 1947, Львовский т-р оперы и балета), "Богдан Хмельницкий" Данькевича (1951, Т-р оперы и балета им. Шевченко; 2-я ред. 1953, там же и в др. городах). Ставится нов. ред. балета Данькевича "Лилея" (1945, Т-р оперы и балета им. Шевченко и др. укр. т-ры), балеты-"Лесная песня" Скорульского (1946, Т-р оперы и балета им. Шевченко; 2-я ред. 1958, там же), "Хустка Довбуша" Кос-Ана-тольского (1948, Львовский т-р оперы и балета), "Маруся Богуславка" Свечникова (1951, Т-р оперы и балета им. Шевченко; 2-я ред. 1953, там же и в др. т-рах). Среди пост. классич. произв.: "Русалка" Дворжака- впервые пост. в СССР (1954, Харьковский т-р оперы и балета). В муз. т-рах Украины работают дириж„ры:

В. С. Тольба, Н. Д. Покровский, Я. А. Вощак, В. О. Пирадов; реж.: М. П. Стефанович, В. И. Харченко, А. А. Здиховский, В. М. Скляренко; балетм.: Г. А. Березова, В. И. Вронский, С. С. Сергеев, Н. И. Тре-губов; худ.: А. Г. Петрицкпй, А. В. Хвостенко-Хво-стов, И. Г. Назаров, А.Н. Волненко, П. А. Злочевский, Ф. Ф. Нирод; хормейстеры: Н. М. Тараканов, Л. Н. Венедиктов, Е. И. Коноплева, В. И. Колесник.

2-я пол. 50-х-60-е гг. отмечены большим подъ„мом онерно-балетного иск-ва Украины. Созданы оперы- "Милана" (1957), "Арсенал" (1960), "Тарас Шевченко" (1964) Г. И. Майбороды (все в Т-ре оперы и балета им. Шевченко), "Украденное счастье" (1960, Львовский т-р оперы и балета) и "Дочь ветра" (1965, Одесский т-р оперы и балета) Мейтуса, "Назар Стодоля" Данькевп-ча (1960, там же и Харьковский т-р оперы и балета;

1961, Киев и Львов), "Лесная песня" Кирейко (1959, Львов), "Коммунист" Клебанова (1966, Харьковский т-р оперы и балета) и др.; балеты - "Ростислава" Г. Л. Жуковского (1955, там же), "Таврия" Нахабина (1960, Харьковский т-р оперы и балета), "Тени забытых предков" В. Д. Кирейко (1961, Львовский т-р оперы' и балета), "Оксана" В. Б. Гомоляки (1964, Донецк), "Орыся" А. И. Кос-А натольского (1965, Львовский т-р оперы и балета); муз. комедии - "Чудесный край" (1950, Киевский т-р муз. комедии) и "Красная калина" (1954, Харьковский т-р муз. комедии) Рябова, "На рассвете" О. А. Сандлера (1965, Одесский т-р муз. комедии). В репертуаре т-ров также оперы и балеты Прокофьева, Хачатуряна, Шостаковича, Шебалина, Караева, произв. рус., заруб, и укр. классики. В муз. т-р в 50-60-х гг. пришли дириж„ры: Е. В. Ду-щенко, Ю. А. Луцпв, Г. П. Проваторов; реж.:

Ю. Н. Леков, Л. Г. Силаев, Н. М. Кабачек, И. А. Молостова; балетм.: Н. М. Скорульская, А. Шпкеро; худ.: Е. II. Лысик, Л. В. Братченко.

В настоящее время в республике работают: Украинский т-р оперы п балета им. Шевченко (Киев), Харьковский т-р оперы п балета им. Лысенко, Львовский т-р оперы и балета им. Франко, Одесский т-р оперы и балета, Донецкий русский т-р оперы п балета;

Киевский т-р оперетты, Харьковский т-р муз. комедии, Одесский т-р муз. комедии (русский).

В т-рах работают нар. артисты СССР: Б. А. Руден-ко, Л. А. Руденко, Е. С. Мирошниченко, Е. И. Чав-дар, Д. М. Гнатюк, Н. Д. Ворвулев, М. С. Гришко, Б. Р. Гмыря, Н. С.. Белпннпк, П. П. Кармалюк, К. А. Симеонов, В. И. Вронский; нар. арт. УССР:

В. Ф. Калиновская, Е. М. Потапова, Е. Н. Ершова, Л. Д. Лобанова, 3. П. Хрпстич, Э. М. Томм, Т. В. По-номаренко, Н. И. Гончаренко, Р. М. Сергиенко, Г. Поливанова, Г. Кириллина, И. Михайличенко, В. И. Ти-мохпн, В. С. Тольба, Ю. А. Гуляев, Е. II. Черво-нюк, В. М. Скляренко, С. Д. Козак, Н. А. Апухтин, Л. Г. Силаев, Б. И. Чистяков п др.

Лит.: А р х ? м о в п ч Л., Укранська класична опера, К., 1957; Стан?шевський Ю., Укранський радянський балет. К., 1963. Ю. С.

УКРАИНСКИЙ ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ - см. Театр музыкальной комедии в Одессе.

УКРАИНСКИЙ ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ в Киеве - см. Киевский театр музыкальной комедии.

УКРАИНСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМЕНИ Н. В. ЛЫСЕНКО (Харьковский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр оперы и балета им. Н. В. Лысенко) - один из старейших укр. оперных т-ров. Основан в Харькове в 1925 на базе постоянной оперной антрепризы (1880; с 1918 - Народная, с 1920 - Русская опера). Худ. рук. и гл. дириж„ром был Л. П. Штейнберг, реж.: Н. Н. Боголюбов, В. Д. Манзпй; худ.: А. Г. Петрпцкпй, А. В. Хвостенко-Хвостов; балетм. Р. И. Баланоттп; в числе солистов: М. И. Литвнненко-Вольгемут, М. И. Донец, И. С. Паторжинский, II. К. Топкий и др. В сезон 1921-22 была пост. опера "Борис Годунов". Р 1922 т-р возглавил А. М. Пазовскпй, в 1924- И. О. Палшщн, затем снова Штейнберг. В составе т-ра были певцы: М. Э. Тессейр-Донец, И. С. Козловский, М. О. Рейзен, П. И. Цесевпч н др. Т-р ставил рус. и зарубежную классику, в 1924 была пост. опера "Тарас Бульба" Лысенко на украинском языке.

В 1925 т-р получил название-Украинская государственная столичная опера. Этапными стали пост. оперной классики реж. И. М. Лапицкого ("Кармен", "Снегурочка"; "Мейстерзингеры" Вагнера), Н. В. Смолича, С. Д. Масловской. Большое значение для развития т-ра имела деятельность дириж„ров: В. С. Тольбы, М. О. Штеймана, А. Э. Маргуляна; художника А. В. Хвостенко-Хвостова; балетмейстеров: В. А. Ряб-цева, А. М. Мессерера, М. Ф. Моисеева, К. Я. Го-лейзовского, Н. А. Болотова, П. П. Вирского и др.

На сцене т-ра были пост. балеты: "Лебединое озеро", "Дон Кихот" (1925); "Кон„к-Горбунок" Пуни (1926), "Красный мак"; "Корсар" Адана (1927), "Иосиф Прекрасный" и "В солнечных лучах" Василенко (1928), "Футболист" Оранского (1930), "Ференджи"

Яновского (1930), "Лай Каневский" Верпковского (1931), "Эсмеральда" (1932). "Раймонда" (1934), "Спящая красавица" (1935), "Пламя Парижа" (1935). "Бахчисарайский фонтан" (1938); "Цыганы" Василенко (1939), "Арлекинада" Дриго, "Египетские ночи" Аренского (1940), "Светлана" Клебанова, "Сердце гор" Баланчивадзе (1941). В годы войны т-р был эвакуирован в Читу, затем в Иркутск, где слился с Т-ром оперы и балета им. Шевченко. Здесь были пост. опера "Батрачка" Вериковского и балет "Ч„ртова ночь" Йориша. В 1944 т-ру присвоено имя Н. В. Лысенко. 24 мая 1945 т-р начал свой первый послевоенный сезон в Харькове. Среди опер, пост. в т-ре в 40 - 60-е гг.: "Царская невеста" (1945), "Кармен" (1946); "Севастопольцы" Коваля (1947), "Единой жизнью" Клебанова и Сандлера (1947), "Запорожец за, Дунаем"; "Наталка-Полтавка" Лысенко (1948), "Бал-маскарад" Верди, "Аида", "Фауст"; "Фра-Дья-воло" Обера, "Лакме" (1949), "Трубадур", "Паяцы";

"Дубровский" Направника (1950), "Князь Игорь";

"Мазепа", "Чародейка", "Пиковая дама" (1951), "Орлеанская дева" Чайковского, "Борис Годунов" (1952);

"Богдан Хмельницкий" Данькевича, "Галька" (1953) Монюшко, "Русалка" Дворжака, "Кармен" (1954); "Опричник" Чайковского, "Иван Сусанин" (1955); "Тарас Бульба" Лысенко, "Виндзорские проказницы" Николаи (1956), "Дон Карлос" Верди, "Буковинцы" Карминско-го (1957), "Овод" Спадавеккиа, "Маскарад" Артамонова (1958), "Сказка о царе Салтане" (1959), "Аида", "Пиковая дама"; "Назар Стодоля" Данькевича (1960), "Отелло" Верди (1961), "Богема"; "Павка Корчагин" Юхновской (1962), "Манон Леско" Пуччпни, "Катерина" Аркаса (1963), "Тоска" (1964), "Евгений Онегин", "Кармен"; "Коммунист" Клебанова (1965). Дириж„ры т-ра: нар. арт. Казах. ССР и УССР В. О. Пирадов, нар. арт. РСФСР И. А. Зак; П. И. Ба-ленко, А. Ф. Калабухин, засл. деят. иск-в Латв. ССР Л. Ф. Худблей, нар. арт. РСФСР А. А. Людмилин, засл. арт. УССР И. С. Штейман, засл. деят. иск-в УССР Е. В. Дущенко; режиссеры: нар. арт. УССР М. П. Стефанович, В. М. Скляренко, засл. деят. иск-в УССР Ю. Н. Леков, М. В. Авах, Ю. И. Иванов; художники: засл. деят. иск-в УССР И. Г. Назаров, Д. П. Ов-чаренко, Л. Братченко, Г. П. Фирсан.

Балетную труппу с 1945 возглавляли: засл. арт. Узб. ССР А. Р. Томский; В, Никитин, засл. арт. Груз. ССР В. К. Литвиненко; Н. В. Данилова, И. К. Ковтунов, В. В. Бойченко, Н. Н. Корягин, М. Л. Сатуновский, В. Каминская. В е„ составе в разное время работали: Н. В. Виноградова, И. Н. Герман, П. П. Плавник, Я. А.Додин, Л. П. Камышникова, Н. В. Ба-ранник, О. А. Байкова, А. В. Ярыгина, С. П. Колыва-нова, В. А. Трапезникова, С. Н. Новбари, Г. В. Чайка, А. Г. Гудименко, Т. К. Папеску, В. В. Сова, А. Е. Попов и др. Были пост. балеты: "Дон Кихот", "Коппелия" (1945), "Бахчисарайский фонтан"; "Лилея" Данькевича (1946), "Светлана" Клебанова (1947), "Лебединое озеро", "Эсмеральда" (1948); "Данко" Нахабина, "Раймонда" (1949), "Красный мак", "Спящая красавица" (1950); "Доктор Айболит" Морозова, "Юность" Чу-лаки (1951), "Лауренсия"; "Весенняя сказка" Нахабина (1952), "Шурале" (1953); "Лайма" Лепина, "Лебединое озеро" (1954); "Кавказский пленник" Асафьева (1955), "Корсар" Адана (1956), "Маска" Боярского, "Голубой Дунай" на муз. Штрауса (1957), "Баядерка" Минкуса, "Жизель" (1958); "Таврия" Нахабина (1959), "Бетси" Лепина, "Лилея" Данькевича (1960), "Песня о дружбе" Щуровского (1961), "Каменный цветок" Прокофьева (1962), "Лебединое озеро", "Жизель"; "Я помню чудное мгновенье" на муз. Глинки, интерпретация Синисало (1963), "Человек, который сме„тся" Зейдмана, "Шопениана" (1964); "Мещанин из Тосканы" Нахабина (1965).

В труппе т-ра (1965): нар. арт. УССР Е. И. Черво-нюк; засл. арт. УССР В. Ф. Арканова, О. А. Байкова, Т. Н. Бурцева, А. Д. Оголивец, Л. В. Попова; артисты Н. А. Суржина. М. М. Суховольская, Л. В. Тарасова-Морозова, Л. Г. Цуркан, Б. А. Жаворонок, А. М. Манжула, А. П. Монастырный, А. Г. Гроза, Н. М. Щерб; дириж„ры-засл. деят. иск-в УССР Е. В. Дущенко (гл. дириж„р); А. .В. Калабухин, засл. арт. УССР И. С. Штейман; гл. реж.-засл. деят. иск-в УССР Ю. Н. Леков; худ.-засл. деят. иск-в УССР Д. П. Овчаренко (гл. худ.), Л. С. Братченко; балетм.- засл. деят. иск-в РСФСР М. Л. Сатуновский, В. Каминская, Н. В. Виноградова; гл. хорм.-Е. А. Коноплева.

Лит.: Стан?шевський Ю., Укранський музичний театр ? Харк?вська опера, в кн.: М и л о с л а в с ь -кий К., ?вановсьь-ий П., Ш т о л ь Г., Харк?вський театр опери та балету. К., 1965; С т а н ? ш е в с ь к и й Ю , Традиц? ? новаторство. Харк?вськ?й опер? - 40 рок?в, "Прапор", X., 1965, ј 11. К). С.

УКРАИНСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМЕНИ Т. Г. ШЕВЧЕНКО (Киевский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета им. Т. Г. Шевченко) - крупнейший муз. т-р Украины. Первый сезон Киевской оперы был открыт в 1867 "Аскольдовой могилой" Верстовского в исполнении рус. труппы. Т-р ставил рус. и зарубежную оперную и балетную классику. В дореволюц. период на сцене т-ра выступали певцы: Н. И. Забела-Врубель, А. Ф. Мишуга, М. Е. Медведев, А. М. Давыдов, О. Н. Петляш, М. И. Литвиненко-Вольгемут, М. И.Донец, М. М. Микиша, О. И. Каченовский, Е. Д. Воронец, О. И. Монска, М. М. Скибинкая, Р. Е. Орешкевич, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, Д. А. Смирнов; танцовщики: Б. Ф. Нижи некая, М. М. Мордкин и др.; .дириж„ры: В. И. Сук, И. В. Прибик, И. О. Палипын, А. М. Пазовский, Л. П. Штейн-берг и др.

В 1919 т-р был национализирован и получил название Т-р им. К. Либкнехта. С 1926 - Киевская государственная академическая украинская опера. Все пост. осуществлялись на укр. языке. Т-р возглавили реж. И. М. Лапицкий; дириж„ры В. В. Бердяев, А. Э. Маргулян и А. И. Орлов. Среди лучших спектаклей 20-30-х гг.: "Кармен"; "Сказки Гофмана" Оффенбаха, "Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера, "Чио-Чио-сан"; "Тарас Бульба" Лысенко, "Евгений Онегин", "Красный мак", "Князь Игорь"; "Орлиный бунт" Пащенко, "Белый рейд" Потоцкого, "Беркуты" ("Золотой обруч") Лятошин-ского, "Кармелюк" Костенко, "Пан Каневский" Вериковского, "В плену у яблонь" Чишко, "Ференджи" Яновского.

В 1934, в связи с переводом столицы УССР из Харькова в Киев, коллектив т-ра был увеличен п т-р переименован в Государственный академический т-р оперы' и балета (с 1939 - им. Т. Г. Шевченко). В 30-е гг. в т-ре работали: дириж„ры - А. М. Пазовский, В. А. Дранишников, Н. Г. Рахлин, Я. С. Розенштейн, В. И. Пирадов, Я. Б. Карасик, В. Я. Йориш; режиссеры-И. М. Лапицкий, Н. В. Смо-лич, В. Д. Манзий, А. А. Колодуб; балетмейстеры - Г. А. Березова, С. Н. Сергеев, М. Ф. Моисеев, П. П. Вирский, Н. А. Болотов, Л. А. Жуков; художники - И. И. Курочка-Армашевский, А. В. Хвостен-ко-Хвостов, А. Г. Петрицкий; хорм.-Н. М. Тараканов; солисты оперы - 3. М. Гайдай, М. И. Литвиненко-Вольгемут, О. А. Петрусенко, О. И. Ропская, Ю. И. Кипаренко-Даманский, М. С. Грпшко, М. И. Донец, И. С. Паторжинский, М. Э. Тессейр-Донец, Н. Г. Зубарев, А. А. Иванов, Н. И. Захар-ченко, В. П. Борищенко, Б. Р. Гмыря, Л. А. Руден-ко и др.; солисты балета - А. И. Гаврилова, К. Г. Васина, В. В. Мерхасина, Г. С. Лерхе

В. Н. Шехтман, А. М. Соболь, Л. Я. Бердовский, Н. И. Иващенко, Б. А. Таиров и др.

Наиболее значит, спектакли 30-х гг.: оперы - "Поднятая целина" Дзержинского, "Даней" Палиашвили, "Щорс" Лятошинского, "В бурю" Хренникова, "Пиковая дама"; "Ночь перед Рождеством" Римского-Корсакова, "Отелло" Верди; балеты - "Спящая красавица", "Бахчисарайский фонтан", "Лауренсия";

"Лилея" Данькевича, "Сердце гор" Баланчивадзе.

В годы Отечеств, войны т-р был эвакуирован в Уфу, в 1942-44 работал в Иркутске (совм. с Харьковской оперой). В 1944 т-р вернулся в Киев.

На сцене т-ра были пост. нац. укр. оперы: "Милана" (1957), "Арсенал" (1960), "Тарас Шевченко" (1964) Майбороды, "Заря над Двиной" Мейтуса (1955), "Первая весна" Жуковского (1960), "Богдан Хмельницкий" (1951, 1953, 1965), "Назар Стодоля" (1961) Данькевича; нац. балеты: "Лилея" Данькевича (1944, 1956), "Лесная песня" Скорульского (1946, 1958), "Маруся Богуславка" Свечникова (1951, 1954), "Ростислава" Жуковского (1955), "Тени забытых предков" Кирейко (1963), "Ч„рное золото" Гомоляки (1960). Т-р много работает над сценич. воплощением укр. оперной классики; на его сцене были осуществлены пост. опер: "Тарас Бульба" (1946, 1954), "Рождественская ночь" (1958), "Пан Коцький", "Зима и Весна" (1956), "Энеида" (1959) Лысенко, "Катерина" Аркаса (1956), "Запорожец за Дунаем" (1955). Среди других спектаклей 40-60-х гг. также - "Иван Сусанин" (1948), "Князь Игорь" (1952), "Руслан и Людмила" (1955), "Мазепа" (1961), "Хованщина" (1963);

"Молодая гвардия" Мейтуса (1947), "Война и мир" Прокофьева (1956), "Укрощение строптивой" Шебалина (1959), "Катерина Измайлова" Шостаковича; балеты: "Гаянэ" (1947) и "Спартак" (1964) Хачатуряна, "Юность" Чулаки (1950), "Под небом Италии" Юровского (1952), "Шурале" Яруллина (1955), "Ромео и Джульетта" (1954) и "Каменный цветок" (1965) Прокофьева. Оперная, труппа т-ра гастролировала в Югославии; балетная - в Финляндии, Дании, Швеции, Франции, Югославии. В т-ре работали: дириж„ры- нар. арт. УССР В. С. Тольба, В. О. Пирадов; реж.- нар. арт. УССР М. П. Стефанович; художники - нар. худ. СССР А. Г. Петрицкий, засл. деят. иск-в УССР А. Н. Волненко.

В труппе т-ра (1965): дириж„ры - нар. арт. СССР К. А. Симеонов, нар. арт. УССР Б. И. Чистяков, засл. деят. иск-в С. В. Турчак (гл. дириж„р);

К. А. Ер„менко, В. В. Кортацци, В. М. Сучков; режиссеры - нар. арт. УССР В. М. Скляренко (гл. реж.), Л. Г. Силаев, В. П. Борищенко, засл. деят. иск-в УССР И. А. Молостова; балетмейстеры-нар. арт. СССР В. И. Вронский (гл. балетм.), засл. арт. УССР А. В. Ярыгина, Н. В. Верекундова; хормейстеры- засл. деят. иск-в УССР Л. Н. Венедиктов, В. А. Колесник (гл. хорм.); гл. худ.-нар. худ. СССР Ф. Ф. Нирод; солисты оперы - нар. арт. СССР Б. А. Руденко, Л. А. Руденко, Е. С. Мирошниченко, Е. И. Чавдар, М. С. Грншко, Б.Р. Гмыря, Д.М. Гнатюк, Н.Д. Вор-вулев; нар. арт. УССР Н. И. Гончаренко, Т. В. По-номаренко, Л. Д. Лобанова, Э. М. Томм, 3. П. Хри-стич, С. Д. Козак, В. И. Тимохин, Ю. А. Гуляев, Н. С. Фокин; засл. арт. УССР Г. С. Шолпна, Н. К. Миссина, М. И. Шевченко, Л. Г. Чкония, А. П. Жила, К. П. Радченко, В. И. Третяк, К. Д. Огневой, А. И. Кикоть, Б. М. Пузин, В. И. Матвеев; арт. Н. И. Кондратюк, В. И. Лутченко, А. И. Со-ловьяненко, В. Ф. Скубак, А. А. Чулюк-Заграй и др.; солисты балета - нар. арт. УССР В" Ф. Калинов-ская, Е. М. Потапова, Е. Н. Ершова, А.А. Белов, Н. А. Апухтин; засл. арт. УССР А. В. Гавриленко, Н. Д. Руденко, И. П. Лукашева, В. И. Круглов, В. М. Ферро, В. М. Потапова, Ф. М. Баклан, В. В. Парсегов, Р. А. Клявин, Н. Н. Новиков; арт. Н. П. Абрамова, В. П. Гурова, А. Г. Кальченко, В. С. Петрин, В. А. Некрасов, А. М. Зарембо, В. С. Хребтов, А. Г. Кононенко и др.

РЕПЕРТУАР ТЕАТРА

(в скобках указаны фамилии постановщиков)

1926. "Аида" (Гречиев); "Ожерелье мадонны" Вольф-Феррари (Улуханов), "Золотой петушок" (Гречнев); "Баядерка" Минкуса (Жуков), "Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера (Лапицкий), "Чио-Чио-сан" (Гречнев); "Орлиный бунт" Пащенко (Улуханов), "Черевички" Чайковского (Улуханов), "Жизель" (Жуков), "Лебединое озеро" (Жуков).

1927. "Кармен" (Лапицкий); "Сказки Гофмана" Оффен-баха (Лапицкий), "Пиковая дама" (Улуханов), "Фауст" (Улуханов), "Князь Игорь" (Манзий), "Дон Кихот" (Рябцев);

"Корсар" Адана (Рябцев и Мессерер), "Кон„к-Горбунок" Пуни (Рябцев), "Тщетная предосторожность" (Рябцев), "Коппелия" (Рябцев); "Тарас Бульба" Лысенко (Юра), "Искры" Ройзентура (Улуханов).

1928. "Трильби" Юрасовского (Хлюстин), "Сказка про шута, семерых шутов перешутившего" Прокофьева (Д псковский), "Шуанка" Мисса (Улуханов), "Ночь перед Рождеством" (Улуханов), "Дон Кихот" (Дисковский), "Коппелия" (Ди-сковский); "Турандот" Пуччини (Манзий).

1929. "Красный мак" (Дисковский), "Кармен" (Манзий), "Евгений Онегин" (Манзий); "Майская ночь" Римского-Корсакова (Манзий), "Фауст" (Дисковский); "Тарас Бульба" Лысенко (Манзий), "Князь Игорь" (Манзий); "Джонни наигрывает" Кшенека (Дисковский).

1930. "Рождественская ночь" Лысенко (Бойченко), "Сказка о царе Салтане" (Манзий), "Кармен" (Манзий); "Белый рейд" Потоцкого (Манзий и Лишанский), "Дума черноморская" ("Самийло Кишка") Яновского (Лишанский), "Беркуты" ("Золотой обруч") Лятошинского (Манзий), "Садко" (Манзий), "Эсмеральда" (Баланотти).

1931. "Северный ветер" Книппера (Лишанский),"Русалка" (Каргальский); "Золотой век" Шостаковича (Вигилев), "Севильский цирюльник" (Лишанский); "Кармелюк" Костенко (Каргальский), "Отелло" Верди (Манзий).

1932. "Борис Годунов" (Лишанский); "Пан Каневский" Вериковского (Литвиненко), "Лебединое озеро" (Литвинен-ко); "В плену у яблонь" Чишко (Манзий), "Аида" (Манзий), "Фауст" (Лишанский); "Разлом" Фемелиди (Манзий), "Фе-ренджи" Яновского (Литвиненко).

1933. "Лоэнгрин" (Манзий), "Царская невеста" (Лишанский), "Красный мак" (Литвиненко), "Риголетто" (Манзий).

1934. "Пиковая дама" (Манзий), "Гугеноты" (Форрегер), "Кармен" (Лапицкий), "Запорожец за Дунаем" (Манзий), "Дон Кихот" (Жуков), "Снегурочка" (Лапицкий).

1935. "Евгений Онегин" (Лапицкий), "Севильский цирюльник" (Варламов и Лапицкий), "Лебединое озеро" (Жуков), "Красный мак" (Жуков), "Чио-Чио-сан" (Колодуб); " "Наталка-Полтавка" Лысенко (Манзий), "Сказка о рыбаке и рыбке" Половинкина (Лапицкий).

1936. "Тоска" (Чемезов); "Каморра" Эспозито (Колодуб), "Кон„к-Горбунок" Пуни (Моисеев), "Тихий Дон" Дзержинского (Лапицкий), "Проданная невеста" (Манзий); "Мещанин из Тосканы" Нахабина (Болотов и Вирский), "Риголетто" (Чемезов).

1937. "Тарас Бульба" Лысенко (Лапицкий), "Алеко" Рахманинова (Колодуб), "Лебединое озеро" (Березова); "Поднятая целина" Дзержинского (Лапицкий), "Спящая красавица" (Березова), "Мазепа" (Манзий).

1938. "Даиси" Палиашвили (Манзий). "Паяцы" (Чемезов), "Бахчисарайский фонтан" (Березова), "Русалка" (Колодуб); "Щорс" Лятошинского (Лапицкий), "Кавказский пленник" Асафьева (Березова).

1939. "Перекоп" Мейтуса, Рыбальченко и Тица (Смолич), "Демон" (Манзий); "Тарас Бульба" Лысенко (Смолич), "Князь Игорь" (Манзий), "Пиковая дама" (Смолич). "Лауренсия" (Чабукиани); "В бурю" Хренникова (Смолич), "Иван Сусанин" (Манзий).

1940. "Фауст" (Колодуб); "Поэтова доля" ("Шевченко") Йориша (Смолич), "Ночь перед Рождеством" (Манзий):

"Лилея" Данькевича (Березова), "Тоска" (Чемезов); "Сердце гор" Баланчивадзе (Сергеев), "Отелло" Верди (Смолич).

1941. "Коппелия" (Сергеев); "Дубровский" Направника (Чемезов), "Аида" (Манзий); "Корневильские колокола" Планкета (Смолич).

1942. "Запорожец за Дунаем" (Манзий), "Наталка-Полтавка" (Манзий), "Иван Сусанин" (Манзий).

1943. "Евгений Онегин" (Смолич), "Бахчисарайский фонтан" (Иоркин и Сергеев), "Коппелия" (Сергеев), "Севильский цирюльник" (Смолич), "Шехеразада" и "Штраусиана" (Сергеев), "Чио-Чио-сан" (Колодуб), "Травиата" (Смолич).

1944. "Отелло" Верди (Смолич), "Ч„ртова ночь" Йориша (Сергеев), "Лилея" Данькевича (Березова), "Батрачка" Вериковского (Манзий).

1945. "Евгений Онегин" (Смолич); "Лебединое озеро" (Лопухов). "Травиата" (Смолич).

1946. "Тоска" (Колодуб); "Тарас Бульба" Лысенко (Смолич), "Лесная песня" Скорульского (Сергеев), "Русалка" (Колодуб).

1947. "Честь" Жуковского (Смолич), "Тщетная предосторожность" (Лопухов), "Кармен" (Смолич); "Гаянэ" Хачатуряна (Сергеев), "Молодая гвардия" Мейтуса (Стефанович), "Чио-Чио-сан" (Колодуб).

1948. "Царская невеста" (Манзий), "Риголетто" (Манзий);

"Дубровский" Направника (Манзий), "Эсмеральда" (Сергеев), "Иван Сусанин" (Стефанович), "Демон" (Смолич).

1949. "Фауст" (Стефанович); "Золушка" Прокофьева (Сергеев), "Сказка о царе Салтане" (Стефанович), "Наталка-Полтавка" (Манзий); "Доктор Айболит" Морозова (Сергеев), "Галька" Монюшко (Смолич), "Красный мак" (Сергеев), "Аида" (Манзий).

1950. "Проданная невеста" (Манзий); "Лакме" Делиба (Манзий), "Утопленница" Лысенко (Манзий), "Спящая красавица" (Лопухов); "Юность" Чулаки (Сергеев).

1951. "Богдан Хмельницкий" Данькевича (Стефанович), "Запорожец за Дунаем" (Манзий и Паторжинский); "Маруся Богуславка" Свечникова (Сергеев), "Пиковая дама" (Смолич), "Борис Годунов" (Стефанович).

1952. "Евгений Онегин" (Манзий); "Под небом Италии" Юровского (Захаров и Сергеев), "Князь Игорь" (Стефанович), "Д9Н Кихот" (Сергеев); "Кон„к-Горбунок" Пуни (Сергеев).

1953. "Богдан Хмельницкий" Данькевича (Крушельниц-кий), "Молодая гвардия" Мейтуса (Смолич), "Наталка-Полтавка" (Бучма и Манзий), "Коппелия" (Сергеев).

1954. "Тоска" (Бабочкин), "Князь Игорь" (Стефанович);

"Ромео и Джульетта" Прокофьева (Вронский), "Тарас Бульба" Лысенко (Скляренко).

1955. "Севильский цирюльник" (Смолич); "Шурале" Яруллина (Вронский), "Заря над Двиной" Мейтуса (Скляренко), "Ростислава" Жуковского (Вронский), "Запорожец за Дунаем" (Скляренко), "Руслан и Людмила" (Скляренко).

1956. "Лилея" Данькевича (Вронский), "Бал-маскарад" Верди (Варпаховский), "Пан Коцький" и "Зима и Весна" Лысенко (Гориккер), "Война и мир" Прокофьева(Скляренко), "Щелкунчик" (Вронский); "Катерина" Аркаса (Скляренко).

1957. "Сельская честь" Масканьи (Варпаховский), "Паяцы" (Варпаховский); "Корсар" Адана (Андреев), "Раймонда" (Сергеев); "Милана" Майбороды (Скляренко).

1958. "Богема" (Молостова), "Лоэнгрин" (Скляренко);

"Лесная песня" Скорульского (Вронский), "Рождественская ночь" Лысенко (Скляренко),

1959. "Укрощение строптивой" Шебалина (Молостова), "Лебединое озеро" (Лопухов); "Энеида" Лысенко (Харченко и Скляренко), "Жизель" (Сергеев).

1960. "Арсенал" Майбороды (Скляренко), "Первая весна" Жуковского (Молостова), "Аскольдова могила" Верстовского (Скляренко), "Ч„рное золото" Гомоляки (Вирский).

1961. "Мазепа" (Молостова); "Дон Паскуале" Доницетти (Скляренко), "Эсмеральда" (Вронский), "Иоланта" (Леков);

"Голубой Дунай" на музыку И. Штрауса (Тангиева-Берз-ниек), "Симфонические танцы" на музыку Рахманинова (Тан-гиева-Берзниек), "Алеко" Рахманинова (Молостова).

1962. "Кармен" (Силаев); "Франческа да Римини" на музыку Чайковского (Вронский), "Чио-Чио-сан" (Леков);

"Кот в сапогах" Гомоляки (Клявин).

1963. "Хованщина" (Молостова), "Трубадур" (Силаев);

"Тени забытых предков" Кирейко (Скорульская), "Лючия ди Ламмермур" Доницетти (Молостова).

1964. "Тарас Шевченко" Майбороды (Скляренко), "Катерина Измайлова" Шостаковича (Молостова), "Спартак" Хачатуряна (Вронский), "Подпоручик Киже" на музыку Прокофьева (Тарасова и Лапаури).

1965. "Каменный цветок" Прокофьева (Клявин), "Богдан Хмельницкий" Данькевича (Борищенко и Скрипниченко, возобновление пост. Крушельницкого).

1966. "Волшебная флейта" (Силаев); "Отелло" Верди (Алек-сидзе), "Княгиня Волконская" Знатокова (Вронский), "Пиковая дама" (Скляренко).

Лит.: Стефанович М.П., Кивський театр оперы та балету, К., 1960. Ю. С.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница