Наши партнеры

оборудование для конференц зала
магазин женской одежды в Вологде

Театральная энциклопедия
(страница 443)


УКРАИНСКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ ИМЕНИ ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА (Г ос. р е спубл. т-р ю но г о зрителя). Осн. в Киеве в ноябре 1924 реж. И. С. Деевой, А. И. Со-ломарским, комп. И. А. Виленским в помещении Пе-дагогич. музея (ныне Музей В. И. Ленина) под назв. Гос. т-р для детей им. И. Франко. В первые годы работы т-ра репертуар его составляли нар. сказки, сценич. игры, приключенческие пьесы. С 1928 т-р обратился к пьесам советских драматургов, посвящ„нным изображению жизни социалистич. общества, формированию нового человека: "На грани" (1928), "Фиолетовая щука" (1929), "Штурм" (1930) Корнейчука, "Хо" Мамонтова (1930), "Винтовка ј 4192116" Крона (1929), "Как закалялась сталь" (1930). В 30-е гг. пост. спектакли: "Мещанин во дворянстве" (1933);

"Рейд" (1934), "Скрипка гуцула" (1940) Мокреева, "Детство" по Горькому (1935), "Синяя птица" Метер-линка (1935), "Кочубей" Первенцева и Охлопкова

(1935), "Кон„к-Горбунок" Ершова (1936). В этих спектаклях проявилось стремление коллектива к яркой зрелищности, выразительной театр. форме, мастерство отд. исполнителей (М. Павлен, А. Фаринов-ский, Г. Нелидов, М. Рост, М. Лисянская, позднее Т. Вечора и др.). В годы войны т-р не работал, многие актеры были в эвакуации. В 1947 т-р реорганизован в Республиканский т-р юного зрителя. В 1964 т-ру присвоено имя Ленинского комсомола.

На сцене т-ра были пост. героич. спектакли: "Непокор„нная Полтавчанка" Лубенского (1949), "Комсомольская линия" Кравченко (1950), "Семья" Попова (1950), "Повесть о настоящем человеке" по Полево' му (1954), "Именем революции" Шатрова (1957), а также спектакли "Сказка о Чугайстре" Воронько (1957), "Е„ друзья" (1952), "Страницы жизни" (1953), "В добрый час!" (1955) Розова. Т-р ставил произведения рус. и укр. классич. драматургии: "Коваль Басим и Абукасимовые капцы" Франко (1956), "Странный человек" Лермонтова (1958), "Недоросль" Фонвизина (1959), "Бесталанная" Карпенко-Карого (1961), "Король Матпуш I" по Д. Корчаку (1964), "Жаркое лето в Берлине" по Д. Кьюзек (1966). Для зрителя младшего возраста пост. спектакли-сказки "Аленький цветочек" Липеровского по Аксакову, "Домик-пряник" Стеглика, "Когда взойд„т месяц" Забилы, "Двенадцать месяцев" Маршака, "Снежная королева" Шварца, "Котпгорошко" Шияна.

В т-ре работали: режиссеры - нар. арт. УССР А. И.Соломарский(1924-31,1953-61), В. М. Скляренко; И. А. Деева, Б. И. Кожич, Б. И. Вершилов, К. П. Кошевский, засл. деят. иск-в УССР В. А. Нелли (1925-34), засл. арт. УССР В. С. Довбыщенко (1947-53), засл. арт. УССР Н. Г. Ерецкий. В труппе т-ра (1967): засл. арт. УССР-М. А. Рост, П. П. Дов-галь, В. В. Зубарев, О. Н. Луць, В. Ф. Алексеенко, актеры-В. В. Родионова, Л. Я. Магар, М. X. Козлен-ко, Г. И. Добина, В. П. Коршун, Н. Ф. Воронин. С 1962 гл. реж.- А. С. Барсегяя, гл. художник - М. Френкель.

Лит.: Укранський драматичний театр. т. 2. Радянський пер?од, К., 1959. С. Б.

УКРАИНСКИЙ ЦИРКОВИЙ КОЛЛЕКТИВ - см.

Цирковые коллективы.

УКРОТИТЕЛЬ - цирковой артист, демонстрирующий дрессированных хищных зверей (в цирковой программе - гл. обр. львов, леопардов, тигров, медведей, волков). У. выступали на аренах амфитеатров Др. Греции и Рима, входили в группы (ватаги) скоморохов, в бродячие труппы Западной Европы. В 20-30-х гг. 19 в. У. выступали в странствующих зверинцах (зооцирках), позднее - в городских зоо" логпч. садах. В это время дрессировка строилась исключительно на запугивании, устрашении, избиении укрощаемых зверей (т. н. "дикая" дрессировка). Среди первых У. (они же владельцы зооцпрков):

Мартен, Бидель, Казанова-Неметтп, Крейцбург, Пезон, Фраймали, Фейергревс и др.). На цирковой арене У. появились во 2-й пол. 19 в.; одним из первых цирковых У. был Томас Батти. Пионером т. н. "гуманной" дрессировки'стал К. Гагенбек, сделавший основой своей системы изучение природных особенностей, привычек укрощаемых животных и применение, в соответствии с этим, при„мов поощрения. В числе известных У. этого типа - Ван Амбург, В. Гагенбек, Ю. Зетт, мисс Зенида, Я. Зора, А. Кинг, А. Курт, Г, Мерман, Р. Саваде, Мэбл Старк, Тагоре, Ф. Шиллинг, А. Шнейдер. Среди совр. У.: Ш. Бауман (Франция), X. Лицов (Швеция), Я. Валашек (Чехословакия), Г. Корней (Венгрия).

Основоположники русской дрессировки животных ("мягкая" дрессировка), основанной на изучении физиологии животных и на теории рефлексов,клоуны А. Л. и В. Л. Дуровы, их последователи и продолжатели - А. А., В. Г. и Ю. В. Дуровы. Их принципы развивают Н. П. Гладильщиков, Б. Эдер, А. Н. Александров (Федотов), В. М. Борисов, Т. Г. Исаен-ков (Эклер), И. П. Бугримова, А. Н. Буслаев, В. Г. Денисов, В. М. Запашный, И. Ф. Кудрявцев, М. П. Назарова, Т. И. и Т. Т. Сидоркины, В. И. Филатов и мн. др.

Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М.-Л., 1931, с. 254-69;

ДмитриевЮ., Русский цирк, М., 1953, с. 39-41, 117-74, 182-84, 233-34; его же, Советский цирк, М., 1963, с. 311-23. А. Шн.

"УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВОЙ" (The Taming of the

Schrew) - комедия в 5 д. У. Шекспира. Соч. 1594 (предположительно). Дата первой постановки не установлена. Комедия подвергалась неоднократным изменениям и обработкам, шла под разл. названиями.

"У. с." ставили: труппа Фельтена, Берлин (1686),т-р Д„б-белина, Берлин (1783), Придворный т-р, Дессау (1809), т-р "Хеймаркет", Лондон (1844), Словацкий т-р, г. Мартин (1866, под назв. "Любовь вс„ одолеет, или Укрощ„нная дикарка"), Куин-т-р, Лондон (1867, пост. Гаррика; Катарина-Терри, Петруччио - Ирвинг), Нью-Йорк (1880-е гг., Катарина - Реган, Петруччио-Дру), Мейнингенский т-р (1883, Петруччио-Барнай). т-р "Лирик", Нью-Йорк (1903), труппа "Слеза исмех", София (1903), т-р "Олд Вик", Лондон (1914; 1947- на сцене эдинбургского т-ра "Лицеум"; 1955, Петоуччио - Роджер), Нац. т-р, Прага (1916, реж. Квапил, Петруччио - Воян; 1939, 1950), Бирмингемский репертуарный т-р (1918, 1928), Нем. т-р, Берлин (1920, реж. Рейнхардт), "Гилд-тиэтр", Нью-Йорк (1935, Катарина - Фонтанн, Петруччио - Лант), Шекспировский Мемориальный т-р, Стратфорд-он-Эйвон (1948, 1951. 1953), "Пикколо-театр", Милан (1948, реж. Стрелер), Стратфордский т-р, Канада (Шекспировский фестиваль, 195 4, реж. Гатри), Шекспировский Мемориальный т-р, Стратфорд-он-Эйвон (1960, Катарина- Эшкрофт) и мн. др. т-ры.

Первая пост. "У. с." в России - Малый т-р, 1865 (Петруччио - Самарин, Бианка - Федотова), 1871 (Катарина - Федотова, Петруччио - Самарин, Бианка - Ермолова), 1876 (Петруччио - А. Ленский), 1879. Первая пост. "У. с." на Александрийской сцене, Петербург, 1882 (Катарина и Петруччио - моек. гастрол„ры Федотова и Ленский), 1887 (Катарина - Савина, Петруччио - Сазонов, Грумио - Варламов), 1895. Из др. пост. "У. с.": Казанский т-р (1870, Петруччио - Ленский), Арм. драматич. труппа, Баку (1860;

1899, Катарина - Сирануш, Петруччио - Петросян), гастрольные выступления Савиной и Южина в Тбилиси (1887), Т-р Корша (1900), Моск. драматич. т-р (1914, Катарина- Морозова, Петруччио - Радин, Грумио - Борисов), Т-р литературно-художеств. об-ва, Петербург (1910, 1911).

На сов. сцене театр. событием стала пост. "У. с." в Центр. т-ре Красной Армии (премьера - на Дальнем Востоке, 1937, премьера в Москве - 1938, реж. А. Д. Попов, худ. Шифрин, комп. Голубенцев; Катарина - Добржанская, Петруччио - Пестовский; возобн. в 1956, Катарина - Касаткина, Петруччио-А. А. Попов). Среди др. сов. пост. б. Александрийский т-р и Замоскворецкий т-р, Москва (обе в 1919), Первая студия MX AT (реж. Смышляев) и Т-р им. Сундукяна (реж. Калантар; Катарина - Асмик, А. Восканян, Петруччио - Джанан) (обе в 1923), Т-р им. Октябрьской революции, Одесса (1934, реж. и исполнитель роли Петруччио - Шумский, Катарина-Нятко), Ленингр. т-р "Комедия" (1935, Катарина - Грановская), Ростовский-на-Дону т-р им. Горького (1938, реж. Завадский; Катарина - Марецкая, Петруччио- Мордвинов), т-р "Эстония", Таллин (1940), Горьковский т-р им. Горького (1943), Казахский т-р (1943, реж. Пыжова и Бибиков; Катарина - Букеева, Петруччио - Айманов; новая пост. 1958), Т-р им. Марджанишвили (1944), т-р "Ване-муйне" (1945), Драм. т-р, Ленинград (1947, 1952), т-р "Эндла", Пярну (1949), Калининский, Кишин„вский, Ташкентский рус. т-ры (все в 1950), Николаевский, Свердловский т-ры (обе постановки в 1952), Куйбышевский и Волгоградский т-ры (обе в 1952), Таллинский рус. т-р (1954), Саратовский т-р им. К. Маркса (1955), Бакинский рус. т-р. Воронежский т-р (обе в 1964).

Издания: первая публикация 1623 (под заглавием "Остроумная и приятная комедия, прозываемая "Укрощение строптивой", в том виде как е„ играли слуги его Величества в Блэкфрайерсе и Глобусе, написанная Вильямом Шекспиром" - на англ. яз.). Рус. переводы пьесы:

Н. Кетчера, в кн.: Шекспир В., [Соч.], ч. IV, вып. 13, М., 1843;-под назв. "Образумленная злая жена", "Сын Отечества", 1849, кн. 1,IV раздел;-сокращ„нный пер. пьесы в прозе А. Н. Островского, [СПБ], 1850; Полный пер. в стихах А. Н. Островского под назв. "Усмирение своенравной", "Современник", 1865, т. Ill; Шекспир В., Полное собр. соч. в переводах рус. писателей, т. 1, 4 изд., СПБ, 1887;-пер. А. П. Курошевой, в кн.: Шекспир В., Избр. произведения, М.-Л., 1950; отд. изд., М.-Л., 1952;-в пер. П. Мелковой, в кн.: Шекспир В., Собр. соч., т. 2, М., 1958;- пер. М. А. Светлова, М., изд. ВУОАП, 1963 (стекло-графич. изд.).

Лит.: Мастера театра в образах Шекспира, сб. 2, М.-Л., 1939; Н ел ьс С., Шекспир на советской сцене, М., 1960; Вильям Шекспир. К четырехсотлетию со дня рождения. Исследования и материалы, М., 1964. А.Шн.

"УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВОЙ" - опера в Я. Шебалина, либр. А. А. Гозенпуда по комедии У. Шекспира. Впервые представлена в концертном исполнении с роялем в 1955, Москва, Ансамбль сов. оперы ВТО (дириж„р Брон, реж. Малявин, хорм. Григорьев). В 1956 в концертном исполнении, Москва, оркестр и хор Всесоюзного радио (дириж„р, реж. те же). Первая пост. на сцене - Куйбышевский т-р оперы и балета (1957, дириж„р Бергольц, реж. Штейн, худ. Бабичев, хорм. Мертенс; Петруччио - Зяблов, Баптиста Минола - Фрадков, Катарина - Шебанова, Бианка - Никитина). В 1957 пост. в Большом т-ре (дириж„р Халабала, реж.-пост. Ансимов, худ. Клементьев, хорм. Рыбнов и Савва;

Петруччио - Отдел„нов, Катарина - Вишневская, Баптиста - Решетин, Бианка - Диомидова). Пост. в др. городах Сов. Союза: Киев (1959, укр. пер. Н. Лукаша), Душанбе (1959), Ленинград (1 959, Оперная студия Ленингр. консерватории), Саратов (1959), Таллин (1960), Рига (1963) и др. Пост. за рубежом: Прага (1957), София, Братислава (1959), Кейптаун.

Издания: "У. с." - партитура, М., Музгиз, 1963; клавир, М., "Сов. композитор", 1958. Jy\ /л

УЛАНОВА, Галина Сергеевна [р. 26.XII.1909(8. 1.1910)] - рус. сов. артистка балета. Нар. арт. СССР (1951). Род. в артистич. семье. Отец У.режиссер балета, мать - артистка балета и педагог. В 1928 окончила Ленингр. хореогра-фич. уч-ще (училась у своей матери и у А. Я. Вагановой), в том же году была принята в балетную труппу Ленингр. т-ра оперы и балета (позднее им. Кирова). С 1944 - солистка балетной труппы Большого т-ра (Москва).

Иск-во У. совершенно, гармонично. Основа этой гармонии - в идеальном соответствии и безупречной пропорции жизненного и условного в е„ иск-ве. Условная природа балетного иск-ва не мешает танцовщице выражать на сцене правду человеческих чувств. Она обобщает конкретное, поэтизирует жизненное, возвышает обычное. Все выразительные средства, элементы хореографии сочетаются в иск-ве У. с редкой гармоничностью. Еще в начале е„ творч. деятельности критики писали об абсолютной гармонии, сочетании всех элементов сценич. воздействия, полной слитности танц. техники, драматич. игры, пластич. выразительности в иск-ве У. Не нарушая чистоты хореографич. каденций и фиоритур, она наполняет их живым настроением, прида„т простым, обыденным действиям грацию и музыкальность, а самым сложным и технически изощр„нным танц. движениям - непринужд„нность и выразительность естеств. человеческого жеста. Это образует особый, неповторимый пластич. язык У., позволяющий танцовщице передавать глубочайшие человеческие переживания. В танце У. трудно заметить, где кончается одно движение и начинается другое; кажется, что движение не прерывается, не кончается, а как бы постепенно угасает, растворяется в воздухе. Это особое иск-во пластич. замедлений, замираний, затиханий созда„т танц. туше, пианиссимо, тонкую выразительность. У. не чеканит движения и позы, е„ танец ль„тся легко, отражая тончайшие нюансы внутр. жизни героинь балета, оттенки их настроения, подчас неуловимые, неосознанные душевные порывы и движения. Это особый характер виртуозности, где нет механичности, классич. "выучки", где главенствует не подч„ркнутая ч„ткость, рельефность классики, а живая, трепетная изменчивость пластич. линий, их слитность, соединение в единые, естественные, как дыхание, как взволнованная речь, танц. монологп и диалоги. Тщательно обдуманные, выверенные иластич. нюансы, оттенки поз никогда не нарушают законов естественной грации. Совершенная класспч. танцовщица, У. не только лучшая исполнительница партий в балетах Чайковского, создательница образа Жизели (1932), но и актриса, доказавшая возможность "перевода" на язык танца произведений великих поэтов, выражающих большое философское содержание, силу человеческих страстей и переживаний. На языке классич. танца У. рассказывает о судьбах женщин разл. эпох, стран и характеров. И вместе с тем У. истинно рус. актриса не только потому, что е„ иск-во развивает принципы и традиции рус. хо-реографич. школы, но и потому, что она выражает в сво„м творчестве гуманизм, глубину и правду рус. иск-ва. Сценпч. героини У. обладают особой хрупкостью, незащищ„нностью, женственной слабостью. Е„ пск-во принято называть элегичным, меланхоличным, "бестелесным". Но в то же время сценич. образы У. наделены несгибаемой сплои, героич. напряжением духа. Ничто не может заставить е„ героинь- Марию ("Бахчисарайский фонтан", 1934), Джульетту (Гос. пр. СССР, 1947) и др.согнуться, изменить своим чувствам, верованиям. Хрупкость их облика только еще сильнее подч„ркивает победу человеч. духа. У. бывает на сцене не только трогательной и нежной, но и неподкупно суровой, замкнутой, сосредоточенно-гневной, протестующей, у не„ появляется порой строгое выражение непреклонности, в своей суровой "самозащите" артистка доходит почти до стоицизма и в моменты наивысшего самораскрытия оста„тся до предела сдержанной.

Развитие творчества У.- это постепенное движение от лирики к трагедии. В хрупкой и беззащитной Марии появляются черты замкнутости, непримиримости, в нежной Джульетте начинают звучать страсть и воля, а сцена сумасшествия в балете "Жизель" не только трогает зрителя, но и глубоко потрясает.

У. искала вдохновения в произведениях Шекспира, Пушкина, Бальзака. Актриса, воплотившая на балетной сцене большую трагедию, создательница образов огромного масштаба, передающая в танце сложнейшие драматич. коллизии, У. завоевала мировое признание.

У. непрестанно следит за формированием молодых танцовщиц (Н. В. Тимофеева, Е. С. Максимова).

Др. партии: Одетта-Одилия (1929, 1947), Аврора (1929);

Вальс и Мазурка ("Шопениана", 1931), Маша ("Щелкунчик", 1934), Корали ("Утраченные иллюзии" Асафьева, 1936), Раймонда (1938), Золушка (1945, Гос. пр. СССР, 1946); Параша ("Медный всадник", 1948), Тао Хоа (1949, Гос. пр. СССР, 1950), концертный номер "Умирающий лебедь" на муз. Сен-Санса, и др.

У. много гастролировала за рубежом: Китай, Австрия, Италия, Франция, Англия, США и др. У.- лауреат Гос. пр. СССР (1941), Ленинской пр. (1957).

Лит.: Голубев В. [Потапов], Танец Галины Улановой, Л., 1948; Богдане в-Б ерезовский В., Галина Уланова, М.-Л., 1949; Л ь в о в-А н о х и н Б., Уланова, М., 1954; К а н А., Дни с Улановой, пер. с англ., М., 1963. Б. Л.-А.

УЛАНОВА, Нина Михайловна [р. 28.VI(11.VII). 1914] - рус. сов. артистка балета, педагог, балетмейстер. Засл. арт. РСФСР (1958). В 1934 окончила Ленингр. хореографии, уч-ще, в 1936 - педагогич. отделение этого уч-ща, в 1934-36 - артистка балетной труппы Ленингр. Малого оперного т-ра. В 1936- солистка балетной труппы Киевского т-ра оперы и балета. Партии: Повелительница дриад ("Дон Кихот"), вариация Подруги ("Мещанин из Тосканы" Нахабина), Царь-Девица ("Кон„к-Горбунок" Пуни) и др. В 1936 из-за физич. травмы перешла на балет-мейстерско-педагогич. работу. В 1936-39 - педагог Киевского хореографич. уч-ща; в 1939-40 - Харьковского т-ра оперы и балета; в 1942-45 - педагог и балетмейстер-репетитор Свердловского т-ра оперы и балета им. Луначарского, в 1945-53 - Ленинградского Малого оперного т-ра, в 1953-65 - Новосибирского т-ра оперы и балета. С 1965 - худ. рук. балетной труппы Эстонского т-ра оперы и балета (Таллин).

Пост.: танцы в операх "Снегурочка" (1945), "Запорожец за Дунаем" (1954), "Кармен" (1956), "Демон" (1962); "Овод" Спадавеккиа (1953) и др.; балет - "Тарас Бульба" Соловь„ва-Седого (1960, совм. с Б. А. Фенстером).

Работала за рубежом как балетмейстер и педагог:

Китай (1957), Швеция (1962), Болгария (1963-65), Италия (1964). Cm. M.

УЛУГ-ЗАД‚, Сотим (р. 11.IX.1911) - тадж. сов. писатель, драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1940. Чл.-корр. АН Тадж. ССР (с 1951). Учился в Тадж. ин-те просвещения в Ташкенте. Свою лит. деятельность начал как критик. С сер. 30-х гг. выступает как переводчик ("Жизнь зов„т" Билль-Белоцерков-ского, 1935, "Борис Годунов" Пушкина, 1936, и др.). В 1939 написал пьесу "Шодмон" о хлопководах. В пьесе создан образ героя-современника. В 1940 У.-з. написал народно-героич. драму "Краснопалочники", рисующую героизм народа в борьбе против басмачества (пост. 1941); в 1944 - пьесу "В огне" о героизме воинов в годы войны. Написал комедии на совр. сюжеты: "Искатели сокровищ" (1951), "Лучистый жемчуг" (1962). Автор первой таджикской биографической пьесы о родоначальнике тадж.-персидской классической лпт-ры поэте 10 в. Рудаки (1958). Драматургию У.-з. отличает углубл„нное раскрытие характера людей, острота конфликта, образный язык, театральность формы. Все пьесы У.-з. пост. на сцене Т-ра им. Лахути, в обл. и самодеятельных театрах. У.-з. перев„л также пьесы "Слуга двух господ", "Человек с ружь„м", "Кремл„вские куранты", "Без вины виноватые" и др. Работает и в области кинодраматургии.

Соч.: Таджикская советская драматургия, М., 1957;

Улуг-зода С., Калтакдоропи сурх, в кн.: Пьесахо, Душанбе, 1964.

Лит.: Демидчик Л. Н., Зарождение и становление таджикской драматургии (1929-1941), в кн.: Таджикская драматургия и театр. [Душанбе], 1957; Очерк истории таджикской советской литературы. М-, 1961, с. 383-403; Ш у -к у p о в М., Сотим Улуг-зода, [Душанбе], 1961. H.H.

УЫБЫШЕВ, Александр Дмитриевич [2(13). IV. 1794-24.1(5. II). 1858] - рус. муз. критик, литератор, публицист. Автор первого в европ. музыкозна-нии исследования о Моцарте (с подробным разбором большинства опер) и неск. драм, в т. ч. "Раскольники" ("Русский архив", 1886, кн. 1), статей о муз. т-ре в рус. периодике.

Соч.: Nouvelle bioraphie de Mozart..., t. 1-3, Moscou, 1843; рус. пер., М., 1890-92. В, Бр.

УЛЬВЙ РАДЖАБ (1903-37) - азерб. сов. актер. Участвовал в спектаклях любительских трупп. В 1922 был принят в коллектив азерб. т-ра в Тбилиси, где начал артпстпч. деятельность под руководством режиссера А. А. Туганова. В 1925 переехал в Баку и стал одним из ведущих актеров Т-ра им. Азизбе-кова. Многогранный талант У. Р. раскрылся в пост. пьес Шиллера и Шекспира, Г. Джавида и Дж. Джа-барлы. Он создал выдающиеся образы Отелло, Гамлета, Франца Моора, Ромео; Гуинплена (инсц. "Человек, который сме„тся" Гюго). Каждый из этих образов соединял поэтпч. вдохновение с философской мыслью. Гармонпч. сочетание реалпстич. глубины с романтич. пафосом отличало игру У. Р. Среди лучших ролей в рус. и нац. драматургии: Акшин и Яшар ("Невеста огня", "Яшар" Джабарлы), Яровой ("Любовь Яровая"), Платон Кречет; Сиявуш (о. п. Джавпда). В 1937 был незаконно репрессирован, реабилитирован посмертно. К. Кае.

УЛЬЯНИНСКИИ, Александр Вячеславович [р. 31.Х(12.Х1).1893] - рус. сов. драматург. В 1916 окончил юрпдич. ф-т МГУ. Лит. деятельность начал в 1928 как журналист. Первая пьеса У.- "Дядя Захар" (1936). У. пишет гл. обр. одноактные пьесы, посв. историко-революц. прошлому, героике труда, новой, сов. морали: "На полустанке" (1939, ТЮЗ, Кострома), "Перед рассветом", "Самое дорогое", "Пути фронтовые", "Чудесная сила", "Двое" (1940, Гос. т-р одноактных пьес, Москва), "В лесной палатке", "В девятьсот пятом", "Вер„вочка" (1947, Моск. т-р миниатюр), "Павильон свободы". Среди многоактных пьес У.- драма "Крепостные" по мотивам рассказа Лескова "Тупейный художник" (1936). Ряд пьес У. опубликован за рубежом (Румыния и др.).

Лит.: Вишневская И., Интересные сборники, "Художественная самодеятельность", 1957, о 2. Л. Ним.

УЛЬЯНОВ, Михаил Александрович (р. 20. XI. 1927) - рус. сов. актер. Нар. арт. РСФСР (1965). Чл. Коммунистпч. партии с 1951. В 1945-46 учился в студии при Омском т-ре, затем переехал в Москву, где в 1950 окончил Театр. уч-ще им. Щукина и был принят в том же году в труппу Т-ра им. Вахтангова. Первая работа - роль С. М. Кирова ("Крепость на Волге" Кремл„ва).

Среди ролей: Кирилл Извеков ("Первые радости" Фе-дина, 1952), Иван Тарабанов ("Горя бояться, счастья не видать" Маршака, 1953), Белоус ("Город на заре" Арбузова, 1956), Рогожин ("Идиот" по о. п. Достоевского, 1957), Сергей ("Иркутская история" Арбузова, I960), Бригелла ("Принцесса Турандот" Гоцци, 1963), Гулевой ("Конармия" по Бабелю, 1966).

Иск-ву У. присуще ярко выраженное гражданское начало, актер глубоко и сильно переда„т лучшие черты современников. Герои У.- прямые, решительные, честные люди, им свойственно обаяние, мужественная простота, душевность, цельность. У. доступны сдержанный, страстный лиризм и трагич. напряж„нность, сочный юмор и глубокий драматизм.

Др. роли: Борис Годунов ("Великий государь" Соловь„ва), Эгламур ("Два веронца" Шекспира), Микеле ("Филумена Марту-рано" Де Филиппе), Стратос("Ан-гела" Севастикоглу), Серафим Чайка ("Стряпуха" и "Стряпуха замужем" Софронова), Андрей ("Ч„рные птицы" Погодина), Сто-рожев ("Серебряный бор" Эдлиса), Дион ("Дион" Л. Зорина).

С 1956 У. снимается в кино. Лауреат Ленинской премии (1966) за исполнение роли Трубникова в фильме "Председатель". С 1954 вед„т педагогич. работу в Театр. уч-ще им. Щукина.

Лит.: П о л е в а И., Ульянов, в сб.: Труд актера, вып. 11, М., 1963; Образцова А., Михаил Ульянов "Сов экран", 196э, ј 4. д Q

УМАНЕЦ-РАЙСКАЯ, Праида Павловна [4 (16). III.1855-7(20).XI.1914] - рус. актриса. Училась в Бесплатной муз. школе, организованной М. А. Балакиревым; служила статисткой в Александрийском т-ре. Ученица В. В. Самойловой. В нач. 70-х гг. играла на клубных и дачных сценах (под Петербургом). В 1874-81 выступала в провинции (Курск, Екатеринбург, Вильно, Казань, Харьков, Пермь, Ирбит). В 1881 была принята в Малый т-р (зачислена с 1 янв. 1882), где служила до 1900. Оставив сцену, занималась педагогич. работой. У.-Р. исполняла роли героинь в драмах и комедиях. Лучшая роль - Лариса ("Бесприданница", 1881). В пьесах Островского с успехом играла также роли: Елена ("Женитьба Белу-гина"), Шелавина ("Без вины виноватые"), Катерина ("Гроза"), Липочка ("Свои люди - сочт„мся"), Ирина Лавровна ("Последняя жертва").

Др. роли: Розина ("Севильский цирюльник" Бомарше), Марья Антоновна ("Ревизор"), Телегина ("Вторая молодость" Невежина), Людмила ("Жизнь Илимова" Лихач„ва), Агния ("Гусь лапчатый" Салова), Зизи ("Общество поощрения скуки" В. Крылова) и др.

Соч.: Популярный самоучитель постановки голоса и выразительного чтения, М., 1901.

Лит.: "Театральная библиотека", 1880, ;No 1, с. 171-83;

Курочкин 30., Из театрального прошлого Урала, Свердловск, 1957, с. 167-76. А Шн

УМАНСКИЙ, Морпц Борисович (8.III.1907-19. XI 1.1948) - укр. сов. художник. В 1930 закончил Киевский художеств. ин-т. Работу в т-ре начал в 1923. В 1930-40-х гг. оформлял спектакли в т-рах Киева п др. городов. Творчество У. характеризуется поисками заостр„нной, динамичной сценич. формы, выразительных, лаконичных решений. Был мастером многокартинной декорации. Оформил спектакли:

"Гибель эскадры" (совм. с М. Драком, 1933); "Украденное счастье" Франко (1940), "Русские люди" (1943), "Двенадцатая ночь" (1948) - Т-р им. Франко, Киев;

"Хождение по мукам" по А. Толстому (1947), "Каменный властелин" Леси Украинки (1947) - Т-р им. Леси Украинки, Киев. Работал в кино (Гос. пр. СССР, 1948).

Лит.: H e л л ? В., М. Б. Уманський, К., 1965. А. Др. . УМАРОВ, Фатхулло (р. 1897) - узб. сов. актер, режиссер. В 1916 вступил в труппу "Турон" (Ташкент), затем - в узб. Т-р им. Карла Маркса. В 1924-27 учился в узб. театр. студии при Узбекском доме просвещения в Москве. Работал в Т-ре им. Хамзы, играл характерные роли. В 1930 был приглаш„н в тадж. Т-р им. Лахути в качестве режиссера. Здесь он пост. ряд спектаклей: "Два коммуниста" Яшена (1931), "Халима" Зафари (1931), "Краснопалочники" Хусей-на (1932), "Враг" Икрами (1935) и др. В 1936-37 работал режиссером в Тадж. муз. т-ре в Душанбе. Пост.: "Аршин мал алан" У. Гаджибекова (1936), "Весе" Абдулло (1937) и др. Деятельность У. способствовала становлению проф. тадж. т-ра, воспитанию актеров, развитию нац. драматургии. Н. Н.

УМБЕТБАЕВ, Анварбек Бейсембаевич [р. 7(20). III.1914] - казах, со-в. арт. оперы (драматич. тенор). Нар. арт. Казах. ССР (1947). Чл. К оммунистич. партии с 1947. Учился в Алма-Атинской консерватории (1958-60). С 1937 - солист Т-ра оперы и балета им. Абая. У. - один из основоположников казах. оперного иск-ва, обладает сильным, ровным во всех регистрах голосом. Первый исполнитель на казах. сцене гл. партий нац. опер: Айдар ("Абай" Жу-банова и Хамиди), Ду-ман ("Дударай" Брусилов-ского), -Баки ("Назугум" Кужамьярова), Биржан ("Биржан и Сара" Тулеба-ева, Гос. пр. СССР, 1949). Исполнил ок. 40 партий, среди к-рых: Малхаз ("Да-иси" Палиашвили), Джик-Мэрген ("Алтынчеч" Жиганова), Хозе, Каварадос-си; Пинкертон ("Чио-Чио-сан"), Финн ("Руслан и

Людмила") и др. Выступает как концертный певец. Гастролировал в Монголии (1956). Б E

УМИКАШВЙЛИ, Петрэ Иосифович (23. X. 1838 - 25. V. 1904) - груз. драматург и театр. деятель. С юных лет принимал участие в спектаклях любительских драмкружков в Тбилиси. После восстановления груз. проф. т-ра (1879) написал пьесу "Кудесник" (1879), фарс "Проделка, или Махласа в аду" (1883), комедию "Сеть ласк" (1885), драму "Победа" (1888), сцены о груз. проф. т-ре "Репетиция" (1892), водевиль "Перед бенефисом" (1893). У. перев„л на груз. яз. "Свои люди-сочт„мся" Островского (1898) и др. Пьесы и переводы У. ставились в груз. т-ре.

Лит.: Гогичайшвили Ф., Петр Умикашвили, в кн.: Умикашвили П., Народная словесность, т. 1, Тб., 1964, с. 5-29. д д

УМЛАУФ (Umlauff), Игнац (1746-8.VI.1796) -австр. композитор и альтист. С 1778 - дириж„р оперы в венском Придворном нац. оперном т-ре, к-рый был открыт зингшпилем У. "Горнорабочие". Др. зинг-шпили У. (все пост. в Вене): "Остров любви" (1772), "Аптека" (1778), "Прекрасная сапожшща" (1779), "Блуждающий огон„к", "Староста и солдаты") (оба в 1782), "Удачливые охотники", "Кольцо любви" (оба в 1786). АЛ. М.

УМУРЗАКОВ, Елюбай (р. 1899) - казах, сов актер. Нар. арт. Казах. ССР (1931). Чл. Коммунистич. партии с 1925. Учился в Казах, ин-те нар. образования в Оренбурге (1923-25). Участвуя в школьной самодеятельности, завоевал славу как певец, домб-рист, шутник-затейник, исполнитель роли ловкого и остроумного батрака Малкамбая в одноим. пьесе Е. Ерданаева. В 1925 стал одним из осн. актеров казах. т-ра драмы (Кзыл-Орда, затем Алма-Ата). Вн„с дух нар. творчества на его сцену. Творчество У. отмечено знанием нар. быта, умением точно передать особенности жизни старого аула. Роли: Дувана ("Аркалык батыр" Шанина), Абыз ("Енлик и Кебек" Ауэзова) и др. У. уделяет большое внимание внешней характерности роли - Кожак ("Зауре" Байсентова и Шанина, 1929), конокрад Мес ("Каменное оперение" Ауэзова, 1935); создал героич. образы - предводитель нар. восстания Жантыс ("Ночные раскаты" Ауэзова, 1935), Амангельды (о. п. Мусрепова, 1937). Игра его отличается темпераментом, активностью. Особенно удаются У. бытовые и характерные роли, в к-рых актер правдиво и ярко показал черты нац. характера: садовый сторож, шутник и острослов ("В яблоневом саду" Ауэзова, 1937), напористый карьерист 'Есиркеп ("Марабай" Хусаинова, 1941), высокомерный феодал Жалмукан ("Ахан-сере п Актокты" Мусрепова, 1942), бюрократ начальник шахты Мыр-кал ("Дружба и любовь" Абишева, 1947), народный комик Зарубай ("Острословы" Хусаинова и Куаныш-паева, 1948), бедняк бунтарь Даркембай (инсц. романа "Абай", Гос. тгр. СССР, 1952), жестокий бий (судья) Кенгирбай ("Енлнк и Кебек" Ауэзова, 1957).

У. был первым исполнителем роли В. И. Ленина на казах, сцене ("Человек с ружь„м", 1940); др. роли:

Костя-капитан ("Аристократы" Погодина, 1936), Осип ("Ревизор", 1936), Отелло (1939); Грумио ("Укрощение строптивой". 1943).

С 1937 снимается в кино. Н. Л.

УНАМУНО, Унамуно-п-Хуго (Unamuno у Jugo), Мигель де (29.?Х.1864-31.Х??.1936) - исп. философ, писатель, драматург, обществ, деятель. Возглавлял "поколение 1898 года" псп. интеллигенции.

У. отразил в сво„м творчестве острые противоречия, характерные для этого "поколения": резко критич. отношение к буржуазно-помещичьей Испании и тра-гич. ощущение действительности, патриотич. идеалы возрождения родины и неверие в силы демократич. масс, неприятие католицизма и богоискательство. Трагич. противоречия личности - ограниченность реального бытия и стремление к бессмертию, поиски путей сближения с др. людьми и неспособность преодолеть взаимное непонимание составляют осн. содержание драмы "Сфинкс" (1909, Т-р П. Гальдоса, Лас-Пальмас) и др. пьес. Драматург выступал против буржуазно-развлекат. комедии, стремился создать "философский театр" ("театр идей"), к-рый должен был поднимать значит, проблемы жизни. В центре драмы "Повязка" (1921, т-р "Эспаньоль") - проблема веры, в драме "Одиночество" (соч. 1921, Т-р Марии Герреро, 1953, Мадрид) -проблема одиночества человека. В трагедии "Федра" (1918, т-р "Атенео", Мадрид) У., используя сюжет одноим. трагедий Еврипида и Расина, переносит действие в современность. У. принадлежат также драмы "Другой" (1932, т-р "Эспаньоль"), где на примере судьбы двух братьев-близнецов У. ставит проблему предательства человека в совр. бурж. обществе, "Брат Хуан, или Мир - это зрелище" (1934), своеобразно трактующая предание о Дон Жуане. Пьесы У. отличаются схематизмом образов, разорванностью сценич. действия, статичностью. Поэтому они недолго удерживались в репертуаре и оставались преим. драмами для чтения.

С о ч.: Obras completas, t. l-6, Madrid, 1951-58 (издание продолжается); Teatro completo. Madrid, 1959.

Лит.: Lazaro F., El teatro de Unamuno, "Cuadernos de la catedra Miguel de Unamuno", Salamanca, 1956, v. VII, p. 5-29; С a r r i o n B-, San Miguel de Unamuno, ensayos, Quito. 1954; G o n z а 1 e z-R u a n о С., Vida, pensamiento y aventura de Miguel de Unamuno, 2 ed., Madrid, 1954; M a -rill AlberesR., Miguel de Unamuno, B. Aires, 1955;

Serrano Poncela S.,E1 pensamiento de Unamuno, Mexico-B. Aires, [1953]; Villarrazo В., Miguel de Unamuno. Glosa de una vida, Barcelona, [1959]; Garcia Blanco M., En torno a Unamuno, Madrid, 1965. 5. П.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница