Наши партнеры

конференц залы оборудование

Театральная энциклопедия
(страница 444)


УНГЕР, У н г e р-С а б а т ь e (Ungher-Sabatier), Ка-ролин (28.Х.1803-23.1П.1877)-австр. артистка оперы (меццо-сопрано). Уч-ца Д. Ронкони, А. ЛангеиИ. M. Фогля. Дебютировала на оперной сцене в Вене в 1821. Большую роль в артистич. судьбе У. сыграло е„ творч. общение с Бетховеном (участвовала в первом исполнении его 9-й симфонии и "Торжественной мессы" в Вене). В дальнейшем деятельность У. проходила в Италии. В 1840 оставила сцену. У. была одной из выдающихся представительниц школы классич. бельканто. Обладая сочным, ярким и выразительным голосом, У. захватывала слушателей высоким пафосом и драматизмом интерпретации. Выступала как концертная певица.

Партии: Резина; Норма (о. п. Беллини), Анна Болейн, Мария (о. п., "Мария ди Руденц" Доницетти), Ниобея (о. п. Пачини) и др. Вс. Т.

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ТЕАТРЫ (с т у д e н ч е-с к и e) - одна из наиболее распростран„нных форм любительского (самодеятельного) т-ра. История зарождения и развития этих т-ров связана с конкретными условиями нац. театр. культуры и нар. образования данной страны.

В ряде стран движение У. т. основывалось на традициях школьных театров и предвосхитило создание нац. драматургии и проф. т-ра (Румыния - спектакли в Греческой академии в Бухаресте в нач. 19 в., Чехия - спектакли в Пражском ун-те 16-17 вв.).

В России первый У. т. был создан в 1757 при Моск. 'ун-те (см. Университетский театр) поэтом и драматургом M. M. Херасковым. Этот т-р оказал значит. влияние на развитие рус. нац. драматургии и проф. актерского иск-ва. Деятельность моек. У. т. характерна и для целого ряда студенч. т-ров в России, хотя в др. городах эти т-ры организовывались, когда проф. т-ры уже были созданы и значение студенч. т-ров в связи с этим не было столь значительно.

Совр. У. т. различны по своей .худ ож. направленности, жанру, характеру репертуара, проф. уровню. Специфика деятельности У. т.-текучесть его актерского состава, создающая особые трудности для воспитания актерского ансамбля. Большинство совр. У. т. ставит своей целью активное участие в общественной жизни страны; У. т. стремятся пробуждать у молод„жи инициативу, гражданственность, развивать е„ худож. вкус. Успех этих т-ров основан на свежести восприятия и непосредственности актерской интерпретации, на актуальности репертуара. Пользуясь всем разнообразием средств выразительности, т-ры ищут новые при„мы сценич. иск-ва. Руководят У. т. чаще всего проф. актеры или режиссеры. Проводятся смотры и фестивали У. т. (регулярно-в Англии, Польше, Сов. Союзе и др. странах), они участвуют в международных фестивалях (Монако, 1956;

Парма, 1959; Венеция, 1960; Загреб, 1961, 1965; Брюссель, 1963; Бухарест, 1964; Эссен, 1965; Париж, 1965;

Нанси, 1966), выступают на Всемирных фестивалях молод„жи и студентов, гастролируют по своей стране и за границей. Студенч. т-ры в капиталистич. странах, в отличие от проф. коммерч. т-ров, не зависят от кассовых сборов, поэтому имеют возможности для экспериментов: они ставят пьесы молодых драматургов, ведут поиски в области сценич. решений. Популярностью пользуются спектакли У. т. Англии и США (Театр. общество им. К. Марло Кембриджского ун-та, осн. в 1855; Оксфордский студенч. т-р, осн. в 1885;

Т-р Колумбийского ун-та, осн. в 1954, и др.), а также студенч. т-ры в др. странах: У. т. в Падуе, осн. в 1910; Студенч. драматич. клуб при Токийском ун-те, осн. в 1924; Студенч. т-р в Хельсинки, осн. в 1926.

Студенч. т-ры социалистич. стран пользуются постоянной материальной поддержкой высших учебных заведений. Наибольшее распространение получили за последние годы драматич. и эстрадно-сатирич. студенч. т-ры. Среди них: Студенч. т-р сатириков Польского союза студентов (СТО), осн. в 1954; Сатирич. т-р Гданьского политехнич. ин-та "Бим-Бом", осн. в 1955; т-р "Гилд", Бирмингем, осн. в 1959; У. т. Сантоса, осн. в 1961; труппа "Аквариум" при Высшей нормальной школе, Париж, осн. в 1964; Т-р католич. ун-та, Сан-Паулу, осн. в 1965, и др.

У. т. иногда организуются как музыкальные, балетные или цирковые (Молод„жный балет Бразилии, осн. в 1945; студенч. цирк "Тралябомба" в Гданьске, осн. в 1958).

Репертуар студенч. т-ров складывается из нац. драматургии, мировой классики и современных пьес. Они обращаются к пьесам, редко идущим в нац. т-рах: произв. Гарсиа Лорки (1957, Студенч. т-р Колумбийского ун-та), Л. Пиранделло (1958, студенч. т-р Райли Смита, Лидс), "Облако в штанах" по Маяковскому (1959, "Т-р треугольной сцены", Познань), "Портрет человекоубийцы" - лит. монтаж из высказываний А. Эйхмана (1962, т-р "Внимание, 61!", Гданьск), "Представление о Рудольфе Гессе, враге человечества" (1964, Студенческий т-р сатириков), "Я - Брехт" (1965, Студенч. т-р Центр, ун-та Венесуэлы).

В числе деятелей проф. т-ра, начинавших свой творч. путь в У. т.,-англ. реж. Т. Ричардсон, фин. реж. M. Лассила, польский реж. и драматург Е. Маркушев-ский, итал. актер M. Мастроянни и др.

В Сов. Союзе студенч. т-ры пользуются большой популярностью. Такие коллективы существуют в большинстве высших учебных заведений (Студенч. г-р Моск. инженерно-строительного ин-та, осн. в 1934; сатирич. коллектив Моск. авиационного ин-та "Телевизор", осн. в 1957). Студенч. т-ры существуют в Томске, Тарту, Челябинске, Казани и др. городах. Б Харькове создан межвузовский гор. студенч. т-р. Спектакли т-ра Моск. ун-та (гл. реж.- С. И. Юткевич)-"Такая любовь" Когоута (1958), "Дневник Анны Франка Хакетта и Гудрич (1962), "Карьера Артуро Уи" Брехта (1964)-возродили лучшие традиции У. т. В 1966 в Москве был провед„н 1-й Всесоюзный фестиваль студенч. эстрадных т-ров. Своеобразным У. т. является сатирич. Интернациональный т-р Московского ун-та (осн. в 1961), ставящий драм. и кукольные спектакли, эстрадно-танц. концерты, пантомимы (исполнители - иностранные студенты, обучающиеся в Москве).

Лит..- "Theatre et universite" Nancy, 1966, .No б, 7. В. Ю. УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ТЕАТР - рус. театр. Был создан при Моск. ун-те в 1757 с целью открыть учащимся "новое поприще к развитию и образованию их способностей в декламации и мимике", а также сблизить университет с обществом. Т-ром руководил поэт и драматург M. M. Херасков. Деятельность У. т. основывалась на прогрессивных демократических идеях, утверждавшихся основателем Моск. ун-та M. В. Ломоносовым и его последователями. В спектаклях этого т-ра принимали участие Д. И. Фонвизин, Я. Булгаков, И. Ф. Богданович, Е. Булат-ницкий, M. Д.- Чулков, В. А. Троепольский, ставшие впоследствии видными деятелями рус. лит-ры, науки и нск-ва. Сначала спектакли т-ра были закрытыми, с 1759 стали публичными. Представления У. т. были вынесены на сцену Оперного дома Ло-кателли у Красных Ворот, где они чередовались со спектаклями итал. труппы. С этого времени студенческая труппа становится профессиональной - возникает моек. Российский т-р (1760). Труппа нового т-ра пополнялась гл. обр. из числа воспитанников открытых в 1757 при университетской гимназии "классов художеств", где обучались дети разночинцев. В У. т. начали свою артистич. деятельность первые рус. проф. актрисы Т. M. Троепольская и А. M. Михайлова, а также актеры И. Ф. Лапин, И. Соколов и др. Среди спектаклей т-ра - "Синав и Трувор", "Хо-рев" и "Гамлет" Сумарокова (1760), "Жорж Данден" и "Проделки Скапена" Мольера (1760), "Безбожник" Хераскова (1761).

В 1761 лучшие актеры Российского т-ра были переведены на петерб. сцену (Троепольская, Соколов и др.). Т-р в Москве на нек-рое время прекратил сво„ существование и возобновил работу лишь в 1766, когда антрепризу возглавил Н. С. Титов. В труппе Титова впервые выступили как проф. актеры воспитанники "класса художеств" А. Г. Ожогин, И. И. Ка-лиграф (Иванов), Е. Залышкин, И. Миняков. На основе У. т. и моек. Российского т-ра возникли Петровский (1780) и Малый (1824) т-ры. У. т. положил начало рус. проф. драм. т-ру в Москве.

Лит.: В и р е н В. Н., Университетский театр в Москве, в кн.: Ежегодник ин-та истории искусств. 1958. Театр. M., 1958, с. 167-93; Асеев Б. Н., Русский драматический театр XVII-XVIII веков, M., 1958; Всеволодский-Гернгросс В., Русский театр от истоков до середины XVIII в., M., 1957. В. Вир.

УНИМА (UNIMA - Union Internationale des Marionnettes) - международный союз деятелей т-ра кукол. Организован в 1929 по инициативе чеш. куколь-пиков. В том же году состоялся первый учредительный конгресс этого союза в Праге; президентом был избран проф. И. Веселы. В 1933 на 4-м конгрессе президентом был избран И. Скупа. Война прервала деятельность У. 5-й конгресс происходил в 1957; президентом стал M. Якоб (ФРГ), генеральным секретар„м - проф. Я. Малик (ЧССР), одним из вице-президентов - С. В. Образцов. Последующие конгрессы были созваны в 1958 (Бухарест), 1960 (Бохум-БраунП1вейт), 1962 (Варшава), 1966 (Мюнхен). У. ставит задачей развитие иск-ва т-ра кукол. Члены союза призваны служить своим иск-вом делу мира и взаимопонимания между народами. В послевоен. годы были созданы нац. секции У., в т. ч. в Сов. Союзе (1958). Президентом сов. секции У. избран Образцов. Ин. С.

УНИФОРМА (от франц. uniforme) - коллектив сотрудников, обслуживающих цирковую арену во время представления и на репетициях. Название - по единообразной форме одежды.

У. была впервые введена в цирке в нач. 19 в. (Олимпийский цирк бр. Франкони в Париже). В дореволюц. цирках артисты до и после выступления должны были работать как униформисты. Назначение и обязанности У.: 1) подготовка манежа к началу программы, а во время пауз - к очередному номеру. Обеспечивая быструю смену номеров, униформисты поддерживают темп, ч„ткий ритм циркового представления; 2) помощь в исполнении номеров (управление лонжами, поддержка артистов, подача реквизита и т. п.);

3) выполнение определ„нной декоративной функции: одетые в одинаковую, украшенную галунами одежду, образующие разные мизансцены униформисты находятся вс„ время на арене и создают как бы особое, зрелищное, красочное обрамление циркового представления, придают ему торжественность, цельность;

4) иногда непосредственное участие в номерах и клоунских антре, выполнение комич. функций.

От униформистов требуется знание техники исполнения различных трюков, поэтому в этой группе обычно работает молод„жь, готовящаяся в цирковые артисты.

УНКОВСКИЙ, Николай Владимирович [ок. 1857- 13(26). VI. 1904] - рус. артист оперы (драматнч. баритон), режиссер. Учился в Петерб. консерватория (класс пения К. Эверарди). В 1885-87 - солист оперной труппы П. M. Медведева (Казань). В 1887 дебютировал на сцене Мариинского т-ра. Был организатором и реж. оперной труппы в Саратове (1890). В 1892-99 возглавлял оперное товарищество, выступавшее в Казани, Ниж. Новгороде, Самаре, Москве и др. городах. В 1899 основал "Оперный плавучий т-р Н. В. Унковского". В„л педагогич. работу (Москва, Пенза п др.).

Партии: Онегин, Елецкий; Кочубей, Вязьминский ("Мазепа", "Опричник" Чайковского), князь Игорь; Мизгирь ("Снегурочка"), Петр ("Вражья сила" Серова), Демон; Иуда ("Маккавеи" Рубинштейна), Сильвио, Тонио ("Паяцы"), Не-вер, Нелюско, Оберталь ("Гугеноты", "Африканка", "Пророк" Мейербера).

Лит.: Боголюбов Н., Полвека на оперной сцене, M., 1957; Из музыкального прошлого, [т. I], M., 1960.

А. Ив.

УНРУ (Unruh), Фрнц фон (р. 10. V. 1885) - нем. драматург. Один из ведущих драматургов экспрессионизма. Сын генерала-аристократа и сам кадровый офицер, он 'уже в первых своих пьесах отразил мысли и настроения, чуждые дворянскому сословию: "Юрген Вуленбур" (1909, Детмольдский т-р), "Офицеры" (1911, Нем. т-р), "Луи Фердинанд, принц прусский" (1913, там же). Мятущиеся, свободолюбивые одинокие герои У. отвергают благополучное самодовольство, предрассудки своей среды. В этих пьесах, как и в драме о борьбе поколений "Бури" (1914, изд. 1922), явственны характерные особенности экспрессионистского стиля - схематизм коллизий, напряж„нная патетичность языка; персонажи, лиш„нные реальных индивидуальных черт, олицетворяют философские тезисы, их речи и поступки далеки от психологич. мотивировок. В 1914-18, будучи офицером-фронтовиком, У. стал убежд„нным, страстным противником войны, военщины и шовинизма. Он выразил это в драматич. трилогии: "Род" (1918, т-р во Франкфурте-на-Майне), "Площадь" (1920, там же) и "Дитрих" (1936). В этих типично экспрессионистских драмах проповедь всемирного всечеловеческого братства, искренние, пылкие гуманистич. призывы передаются в экзальтированных речах абстрактных персонажей, к-рые действуют в искусственных обстоятельствах, сталкиваются в нарочитых аллегорич. конфликтах (кровосмесительная любовь брата и сестры, попытка убить мать - "Род", и др.). В дальнейшем, в историч. драмах "Генрих из Андернаха" (1925) и "Бонапарт" (1927, Нем. т-р) У. отказывается от экспрессионистских выразит. средств, но его творчество утрачивает поэтич. силу. Это сказывается и в комедиях "Фэа" (1930), "Зеро" (1932), "Ганди" (1935), "Мисс Ролик" (1941), а также в более поздних историч. драмах - "Капитан Вер-нер", "Шарлотта Корде" (1936), "Дуэль на Хавеле" (1948.

После гитлеровского переворота (1933) У. эмигрировал, жил в Италии, Франции, с 1940-в США. Участвовал в антифашистском движении. В послевоенные годы поддерживал международное движение сторонников мира, резко выступал против реакции в Зап. Германии.

Соч.: Dramen, Nurnberg, 1960; в рус. пер.- Драмы, М.-П., 1923.

Лит.: Судьба Фрица фон Унру, "Новое время", 1962, ј 23, с. 24.

УНЦЕЛЬМАН (Unzelmann), Р;арл Вильгельм Фердинанд (1753-г. смерти неизв.) - нем. актер. В 1775 дебютировал в берлинском Нац. т-ре (впоследствии- Берлинский придворный т-р), возглавлявшемся актером К. Т. Д„ббелином. У. выступал также в Гамбурге в труппе Ф. Л. Шредера, во Франкфурте- в труппе Гросмана и в Веймарском т-ре, руководимом Г„те. Наибольшее влияние на У. оказал А. Иффланд, под рук. к-рого он работал (1796-1814). У. начал свой творч. путь, играя роли любовников, затем исполнял трагедийные роли: Лаэрт ("Гамлет"), Франц Моор; маркиз Поза ("Дон Карлос"). В операх, к-рые входили в репертуар т-ра, исполнял партии: Папагено ("Волшебная флейта"), Фигаро ("Свадьба Фигаро"), Лепорелло ("Дон Жуан"). Особым успехом пользовался в комедийных ролях, в фарсах, зингшпнлях, мещанских комедиях. Игра У. в этих спектаклях отличалась иронически-насмешливой манерой, свободной, импровизационной остротой внешнего рисунка роли, иногда его образы достигали трагикомического звучания. Среди лучших ролей У.-Бургомистр ("Немецкое захолустье" Коце-бу), Ларифари (венский фарс "Нимфа Дуная" Кауэ-ра) и др. И. Н.

УНЦЕЛЬМАН (Unzelmann), Фридерика (24.1.1760- 16.VIII.1815) - нем. актриса. Творч. путь начала во Франкфурте в труппе, рук. актером и драматургом Гросманом. Выйдя замуж за К. В. Ф. Унцельмана, переехала в Берлин, в 1788 дебютировала в берлинском Нац. т-ре (впоследствии играла под фамилией Б е т-м а н, Bethmann).

У. обладала красивым голосом, выступала в операх ("Водовоз" Керубини) и зингшпилях. С 1790-х гг. - одна из лучших трагич. романтич. актрис своего времени. Ф. Шиллер отмечал глубину, благородство и изящество е„ игры. Она выступала в трагедиях Лессинга (графиня Орсино - "Эмилия Галотти"), Г„те (Ифи-гения - "Ифигения в Тавриде", Клерхен - "Эгмонт"), играла роли: Марии Стюарт, леди Макбет; Жанны д'Арк ("Орлеанская дева"). В е„ игре иногда сказывалась ограниченность школы A.B. Иффланда, рассудочность, прозаич. копирование жизни. J/. Н.

УбЛПОЛ (Walpole), Хорас (24.IX.1717-2JII. 1797) - англ. писатель, драматург. Творчество У. свидетельствовало о реакции против просветительского рационализма, оно положило начало т. н. "т-ру ужасов". Единственное драматургич. произведение У.- трагедия "Таинственная мать" (1768), изображающая историю кровосмесительной страсти,- пост. не была, но оказала большое влияние на предроман-тич. и романтич. драматургию. Ю. К

УбЛФИТ (Wolfit), Доналд (р. 20. IV. 1902) - англ. актер и антрепрен„р. С 1920 работал в т-ре "Ройял" (Йорк). В 1922-24 гастролировал с труппой Ф. Терри. С 1924 играл в разл. т-рах Лондона, в т. ч. в т-ре "Олд Вик" (1929-30, 1951). В 1937 организовал собственную труппу, ставившую произв. Шекспира, гастролировал с ней по стране.

Среди ролей: Макбет, Лир; Вольпоне (о. п. Джонсона), Тамерлан ("Тамерлан Великий" Марло), Протасов ("Живой труп"), сэр Оверрич ("Новый способ платить старые долги" Мессинджера), лорд Оглби ("Тайный брак" Колмена и Гар-рика), Сольнес ("Строитель Сольнес" Ибсена).

У. глубоко изучает быт и нравы эпохи, в к-рой действуют его сценические герои, иск-во его исполнено жизненной правды. Гастролировал за рубежом: Франция (1944), Канада (1948), США, Индия (1960) и др.

Снимался в кино. Соч.: First interval, L., 1955. ф f{

"УОРКШОП", "У о p к ш о п т и э т p" (Workshop Theatre),-англ. театр. труппа. Осн. в 1945 режиссером Дж. Литлвуд и драматургом Ю. Макколом; открылся спектаклем "Джонни Нобл" Маккола. До 1953 труппа работала как передвижная, гастролировала по стране (промышленные города Ланкашира и Йоркшира, горнозаводские пос„лки Уэльса и Дарема, рыбачьи порты сев.-вост. побережья). В 1946 выступала в Германии, в 1948-51 - в Чехословакии, Швеции, Норвегии. В 1954 и 1957 на Меж-дунар. театр. фестивале (Франция) показала спектакли "Ар-ден из Фейверше-ма" Лилло и Хоадли и "Бравый солдат Швейк" Маккола по Гашеку. В 1953 труппа арендовала здание "Ройял-тиэтр" в лондонском предместье Стратфорд. Т-р ставил классич. драматургию: Шекспир, Б. Джонсон, Чехов, Д. Мар-стон, Гоголь и произв. совр. драматургов - Ш. СГКейси, Б. Биэн, Ш. Дилэни. Большинство спектаклей труппы поставлено Литлвуд. Субсидий от государства т-р не получает.

В 1957 (во время Междунар. фестиваля молод„жи) гастролировала в СССР со спектаклем "Макбет". В 1965 труппа принимала участие в Берлинском театр. фестивале, ф. К.

УбРРЕН (Warren), Леонард (21.IV.1911-4.III. 1960) - амер. артист оперы (баритон). Ученик С. Ди-ча. Артистич. деятельность начал как хорист в 1937 (Нью-Йорк). С 1939 регулярно выступал в т-ре "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк), гастролировал во мн. т-рах США, Юж. Америки, Европы (включая миланский т-р "Ла Скала"). В 1958 посетил Сов. Союз. У. был выдающимся исполнителем партий в операх Верди, его интерпретация отличалась яркой экспрессивностью, масштабностью.

Партии: Риголетто, Яго, ди Луна, Жермон, Макбет, Ре-нато, Дон Карлос (о. п., "Отелло", "Трубадур", "Травиата", о. п., "Бал-маскарад", "Сила судьбы" Верди), Скарпиа ("Тоска"), Тонио ("Паяцы") и др.

Пользовался широкой известностью как концертный певец. Снимался в кино. Вс. Т.

УОФФИНГТОН (Woffington), Пег (наст. имя - Маргарет; 18.X.1718-28.III.1760) - англ. актриса. Но нац. ирландка. Род. в семье каменщика, в детстве выступала в трунне плясунов на канате. В 1737-39 выступала в Дублинском т-ре, в 1740 была приглашена в т-р "Ковент-Гарден" (Лондон). В 1742, после встречи с Д. Гарриком, перешла в т-р "Друрп-Лейн". Исполняла роли: Розалпнды ("Как вам это понравится" Шекспира), миссис Саллен ("Хитрый план щеголей" Фаркера), Порции ("Венецианский купец") п др. В сезон 1748/49, поссорившись с Гарриком, вернулась в "Ковент-Гарден", с 1751 вновь играла в Дублинском т-ре. В 1757 оставила сценич. деятельность. У. была выдающейся комедийной актрисой и одной из лучших в истории англ. т-ра исполнительницей ролей травести. Исполняла также трагедийные роли - Клеопатра ("Вс„ для любви" Драйдена) и Манимин ("Сирота" Отуэя). Славилась грацией, красотой и остроумием. Ч. Рид и Т. Тейлор посвятили У. пьесу "Маски п лица" и Ч. Рид - роман "Пег Уоффпнттон".

Лит.:- Molloy J. Г., The life and adventures of Peg Woffington, v. 1-2, L., 1884; L u с е у J. C., Lovely Peggy:

the life and times of M. Woffington, L., 1952; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокуль-ского, т. 2, M., 1957. Ю. К.

УПИТ, Андрей Мартынович [р. 22.Х1(4.ХП). 1877] - латв. сов. писатель, драматург. Нар. писатель Латв. ССР (1943), академик АН Латв. ССР (1946). Чл. Коммунпстич. партии с 1940. Доктор филологич. паук (1945). Род. в семье батрака. Окончил волостную школу (1894). Занимался пе-дагогич., затем журналистской работой. Лит. деятельность начал в 1899. Первая пьеса - одноактная комедия "Утром в день рождения" (пост. 1905 на любит, сцене). Написал сатирич. комедии:

"Ведьма" (1909, Новый рижский т-р), "Купальщица Сусанна" (1922, Нац. т-р, Рига), "Муж вдовы" (1925, там же), "Пол„т Чайки" (1926, там же), "В заколдованном круге" (1929, Художеств, т-р, Рига); социальные драмы: "Голос и эхо" (1911, Новый рижский т-р), "Один и многие" (1917, Латыш, т-р, Москва); нсто-рич. трагедии: "Мпрабо" (1926, Художеств, т-р, Рига), "Жанна д'Арк" (1930, Нац. т-р, Рига), "Спартак" (1945, Художеств, т-р, Рига). В репертуар латв. т-ров вошли инсценировки прозы: "1905" по мотивам романа "Северный .ветер" (1929, Рабочий т-р, Рига), "Земля зел„ная" (1950, Т-р драмы Латв. ССР) и др. Гл. темы драматургии У.-разоблачение на-цпонали-стич. буржуазии (в комедиях), развитие ре-волюц. движения латв. пролетариата (в драмах), определение значения нар. масс в истории (в трагедиях).

Соч.: Kopoti raksti, sej. 1-22, Riga, 1946-54 (seJ. 13-14-Пьесы, комедии и драмы, 1951); в рус. пер.- Избр. пьесы, Рига, 1954; Собр. соч. в 12 томах, т. 12 (Драма-тич. произведения), M., 1959.

Лит.: К а 1 n i n s J., Satiras asaja gaisma, Rig'a, 1957;

Latviesu literaturas vesture, sej. 5-6, Riga, 1959-1962;

К г а u I i n s К., Andrejs Uplts, Riga, 1963. А. В.

У ПОУН НЬЯ (1811-66) - бирм. драматург и поэт. Был придворным поэтом. Драматич. произведения У П- Н" написанные в жанре пьяза, отличаются простотой сюжетов и глубиной характеров. Драматург стремился к реалистич. изображению жизни, воспрокзведенпю живых чувств. Большое внимание уделял речевой характеристике персонажей. Сюжет пьес У П. Н. часто заимствовал из инд. джатак (сказаний о превращениях Будды). Пьеса "Водонос" (1856), в к-роп прославляются душевная чистота и мудрость человека из народа, считается шедевром бирм. клас-сич. драматургии. Автор впервые выводит на придворную сцену героев-простолюдинов. В пьесах "Па-дума" (1855), "Ветандайя", "Визайя", "Кодала" п др. действуют принцы и принцессы, отшельники, придворные, брахманы. Они построены на занимательных приключениях, любовных и батальных сценах, в них используются компч. эпизоды, гротесковые при„мы. В ряде пьес ("Визайя" и др.) излагаются события из истории буддизма. Драмы У П. Н. пользуются в Вир-ме большой популярностью, ставятся на совр. сцене.

Лит.: M a u n g Н t i п А u п g, Burmese drama, Oxf., 1937, переизд. 1947, 1956. /у. .

УРАЗИКОВ, Хусаин Ибрагимович [р. 7(19).I. 1894] - тат. сов. актер и режиссер. Нар. арт. Тат. АССР (1945). Засл. арт. РСФСР (1950). В 1920 окончил Самарскую драм. студию. Работал в тат. труппах в Оренбурге и во Фрунзе. С 1923 - актер Тат. т-ра им. Красного Октября (ныне Т-р им. Камала). Играл преим. бытовые роли в нац. драматургии.

Роли: Хаджи ("Хаджи эфенди женится" Ш. Камала), Мулла ("Шамспкамар" Аблпева), Муртаза бай ("Тукай" Файзи) и др.

Выступает и как режиссер. В 1944-48 был худ. рук. Т-ра им. Камала. Пост.: "Славная эпоха" Гиззата (1937), "Хужа Насретдин" (совм. с К. Тумашевой, 1940) и "Минникамал" Амира (1944), "Мулланур Ва-хптов" (1948) Исанбета, "За тех, кто в море!" Лаврен„ва (1948), "Зифа" Исанбета (1954). Автор пьесы "Каюм Насыров" (совм. с M. Гали) и др., перев„л "Хлеб", "Чудесный сплав" Киршона. В 1936-65 в„л педагогпч. работу в тат. театр. уч-ще. X. К.

УРАИ (Uray), Тивадар (9.XI.1895-22.VI.1962) - венг. актер. Нар. арт. ВНР. Дебютировал в 1917 в Нац. т-ре (Будапешт). С 1945 - в Т-ре им. Мадача. Вначале выступал в ролях героев-любовников, затем в остро характерных. У. создал значит, образы в пьесах Шекспира - Антоний ("Антоний и Клеопатра"), Цезарь ("Юлий Цезарь"), Просперо ("Буря"), в пьесах венг. п рус. драматургов - Отто и Бпберах ("Банк-бан" Катоны), Ньяри ("Венгерское лето" Хубап), Чугупов ("Волки и овцы"). Лауреат пр. им. Кошута (1955). Л. Гер.

УРАЛОВ, Илья Матвеевич (1872-16.X.1920) - рус. актер. Играл в любительских спектаклях. В 1904- 1907-актер Т-ра В. Ф. Комиссаржевской (Петербург), где особенно успешно выступал в пьесах Горького:

Двоеточие ("Дачники", 1904), Чепурной ("Дети солнца", 1905). В 1907-11- в труппе МХТ; роли: Варлаам ("Борис Годунов"), Городничий; Большинцов ("Месяц в деревне" Тургенева). В 1911-19 У. работал в Александрийском т-ре; роли: Петр I ("Ассамблея" П. Гнедича), Дикой ("Гроза"), Варравин ("Вес„лые рас-плюевские дни" и "Дело" Сухово-Кобылина), Кнуров ("Бесприданница"), Бессеменов ("Мещане"), Скотинин ("Недоросль") и др. Игра У. отличалась реалистической сочностью красок, жизненной полнотой п яркостью.

В 1918 - член Временного к-та по управлению б. Александрийским т-ром.

Лит.: Памяти Ильи Матвеевича Уралова, Новгород-Севе рек, 1921; Малютин Я. О., актеры моего поколения, 1959, с. 217-236. АН. А.

УРАЛОВ, Николай Иванович (30.XL1898-12.Х. 1964) - рус. сов. актер, режиссер и педагог. Засл. деят иск-в РСФСР (1956), засл. арт. РСФСР (1950). Чл. Коммунпстич. партии с 1950. Учился в ГИТИСе (1929-32). С 1916 работал в т-рах Сибири и Дальнего Востока. В 1932 организовал молод„жный т-р при Доме Красной Армии Никольско-Уссурийского гарнизона. В 1933-45 руководил т-ром при Амурской железной дороге. Осн. пост. этого периода: "Мой друг" п "Поэма о топоре" Погодина, "Страх"; "Огненный мост" Ромашова, "Парень из нашего города". В 1946- 1948 У.- худ. рук. Южно-Сахалинского т-ра, в 1948-62 - гл. реж. Амурского т-ра.

Лучшие актерские работы - Ока„мов ("Машенька"), Боровцев ("Пучина"), Протасов ("Дети солнца"), Пост. спектакли: "Любовь Яровая", "Машенька";

"Сирано де Бержерак" Ростана. Л. Ним.

УРАЛЬСКИЙ Первый, Абдулла (1903-30. III. 1942) - тат. сов. актер. Засл. арт. Тат. АССР (1939). Сценич. деятельность начал в 1918 в Астраханском т-ре. В 1922-42 - актер Тат. т-ра им. Красного Октября (ныне - Т-р им. Камала). Характерный актор. Написал пьесу "Огненный вихрь" (1929, Т-р им. Камала) .

Роли: Аблай ("Бегство" Исанбета), Бииташ ("На„мщик" Гиззата), Кулаев ("За туманом" Ш. Камала), Вышневский ("Доходное место"), Президент ("Коварство и любовь"). J. К,

УРБАН (Urban), Эрн„ (р. 4.IX.1918) - венг. писатель п драматург. Один из первых венг. драматургов начал писать о жизни совр. Венгрии. Автор пьес "Боевое крещение" (1951, Нац. т-р, Будапешт; пр. им. Кошута, 1952) о соцпалистич. преобразовании венг. деревни, сатирич. комедии "Огуречное дерево" (1953, там же), высмеивающей бюрократизм и карьеризм (в пьесе сказалось влияние сатирич. пьес Маяковского).

Соч.: "Боевое крещение", М., 1953; "Огуречное дерево", в кн.: Пьесы, М.-Л., 1956 (см. предисловие А. Гольдмана).

Лит.: Гершкович А., Современный венгерский театр. М., 1963, с. 155-63. А. Гер.

УРБЕЛЬ, Ида Артуровна (р. 16.XII.1900)-эст. сов. артистка балета, балетмейстер. Нар. арт. Эст. ССР (1965). Окончила Студию танца и движения (Таллин). В 1932 получила в Париже диплом педагога и балетмейстера. В 1929-35 ставила танцы в опереттах т-ра "Угала" (г. Вильянди). В 1935-57 - балетмейстер, а с 1957 - гл. балетмейстер т-ра "Ванемуйне" (г. Тарту). В 1935-57 преподавала в Балетной студии, организованной ею при т-ре "Ванемуйне".

Пост.: "Эсмеральда" (1941), "Ромео и Джульетта" (1946);

"Калевипоэг" Канна (1950), "Медный всадник" (1952), "Тийна" Аустер (1958), "Пер Гюнт" на муз. Грига (1959), "Кратт- Тубина (1961), "Паганини" на муз. Рахманинова (1963) и др. Ст. М.

УРВАНЦОВ, Лев Николаевич (1865-1929) - рус. драматург и беллетрист. Автор популярных в предреволюц. годы пьес, широко шедших в столицах и провинции: "Вера Мирцева" (1915, иетерб. Т-р Лптературно-художеств. об-ва, Моск. драм. т-р), "Благодать" (1916, Малый т-р), "Звер„к у белого камня" и др. У. принадлежат также одноактные сцены, пнсц. романа "Петербургские трущобы" Крестевско-го (1917). Пьесы У. насыщены занимательными перипетиями, их сюжеты заимствованы порой из сенсационной хроники, пнтимно-пспхологпч. переживания героев носят, как правило, поверхностный характер. В пьесах У. выступали известные актеры - В. А. Миронова, Е. А. Полевицкая, И. Н. Певцов, Н. Н. Хо-дотов и др. После революции У. эмигрировал за границу. Написал там книгу воспоминаний о рус. актерах и драматургах конца 19 - нач. 20 вв. (М. Г. Савпиоп, В. А. Мироновой, С. А. Найд„нове, Е. П. Карпове и др.). Умер в Праге. Люд. Д.

УРГАЛКИН, Алексей Константинович (р. 17.III. 1910) - чуваш, сов. актер. Нар. арт. Чун. АССР (1950). Засл. арт. РСФСР (1957). Окончил Магнитогорскую студию при ТРАМе (1932). С 1936 - актер Чувашского академич. т-ра. Благодаря яркому дарованию, сценич. обаянию У. скоро стал ведущим актером нац. т-ра. Играет героико-романтич. и характерные роли: Айдар, Валька ("Айдар", "Кужар" Осипова), Ухтерке, Степан ("Сутра", "Ялта" Павлова), Сетнер, Михетер ("Нарспи" К. Иванова), Смолип ("Эптип" Ржанова), Любим Торцов, Кудряш, Ахов, Беркутов,

Несчастливцев ("Бедность не порок", "Гроза", "Но вс„ коту масленица", "Волки и овцы", "Лес"), Тетерев, актер ("Мещане", "На дне"), Земляника ("Ревизор"), Буд„нный ("Первая конная" Вишневского), Жухрай ("Как закалялась сталь"), Лпстрат ("Земля" Вирты), Вершинин ("Бронепоезд 14-69"). ф. Р.

УРДУ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Т-р урду возник на основе нар. танц. драмы - раслилы распростран„нной в Сев. Индии (на сюжет разл. легенд о жизни юного Кришны), и разл. форм нар. т-ра (сванг, накал), исполняющихся небольшими труппами странствующих актеров (бхангов). В начале 2-й пол. 19 в. под влиянием европ. реалпстпч. т-ра возникает своеобразная спнтетич. форма т-ра, в к-рой сливаются черты инд. нар. п европ. т-ров. Зарождение драматургии урду относится также ко 2-й пол. 19 в., когда в 50-х гг. во дворце наваба Ауда Ваджпд Али-шаха были пост. написанные им 36 рахас (драматич. сценки, изображающие игры бога Кришны с пастушками; впервые изд. в 1874-75). В 1853 в Лакхнау была пост. муз. драма "Индра-сабха" Аманата, состоящая из нескольких самостоятельных поэтпч. произведений. Эта пьеса, близкая пнд. пар. т-ру, вызвала многочисл. подражания п ставилась во ми. городах Индии. Драматургия урду развивалась гл. обр. в это время в городах Дакке и Бомбее. В 1853 в Бомбее пост. драма "Рождение Спявуша", написанная по мотивам одного из эпизодов "Шахнаме" Фирдоуси. В эти годы возникает коммерч. т-р парсов (см. Парсов театр), ставивший пьесы религиозного, псторпч. п мнфологнч. содержания. Сюжеты многих пьес, написанных в 60-70-е гг., заимствованы из классич. персидской лит-ры ("Рустам и Сохраб", "Царевич Спявуш", "Джамшед и Заххак" и др.). Авторство этих пьес приписывалось хозяевам театр. трупп, имена драматургов, как правило, оставались неизвестными. Здесь ставились также переделки Шекспира, Голдсмпта п др.

После 1880 складывается проф. драматургия урду. Известными становятся драматурги Джаухар Бена-респ, Талиб Бенаресн, Хусейн Мпян Зариф, Абдулла Бег, Назир Бег и др. В драме "Лейл-о-нахар" ("День и ночь") Прашада Впнаяк Талиб Бенареси отходит от традиционных развлекательных сюжетов и переделок известных лит. источников. Это драма о совр. жизни" построенная на остром социальном конфликте. Св. двадцати драм написал Раунк Бенаресп ("Лейли п Меджнун", "Хатпм, сын Таи", "Кровь любовника", "Повесть о чудесах, или Джан Алам и Анджуман Ара" - по мотивам повести Р. А. Б. Сурура и др.). В конце 19 в. появляются многочисл. переводы и переделки пьес Шекспира, принадлежащие драматургу Мехдн Хасану Эхсану Лакпави: "Гамлет" (под назв. "Без в.ины пролитая кровь"), "Венецианский купец" (под назв. "Торговец сердцами") и др. Эхсан Лакнави написал ряд оригинальных пьес ("Чандравали", "Благородный мошенник" и др.). Драмы на сюжеты из санскритского эпоса и мифологии писал Бетаб Бенареси ("Воплощение Кришны", "Махабхарата", "Рамаяна", "Рождение бога Ганеша", "Сита"), ему же принадлежат пьесы о совр. жизни, ставившие социальные вопросы ("Мать Индия", "Общество", "Плоды раздора" и др.). В начале 20 в. развитие драматургии урду было связано с творчеством Ага Мухаммад-шаха Хушра Кашмпрп. Его драмы "Белая кровь", "Жертва моды", "Девушка-еврейка" с успехом шли в т-рах Бомбея, Хайдарабада, Лахора и др. Среди лучших пьес этого автора: "Р„в тигра" (1921), "Индия древняя п новая" (1922), "Лесная фея" (1921), "Турецкая гурия" (1923), "Первая любовь" (1923), "Приключения Ситы в лесу". В театр. компаниях парсов были пост. первые пьесы Имтпаз Али Таджа, автора драмы "Анаркали" (1922), положившей начало драме, предназначенной для чтения.

В 30-е гг. появляются переводы пьес Ибсена, Б. Шоу, Метерлпнка, Голсуорсп, Л. Толстого, Чехова, Гоголя, Р. Тагора. Популярность приобретают одноактные пьесы, предназначенные для пост. в небольших самодеятельных театр. коллективах, и радиопьесы. Одноактные драмы писали мн. писатели урду:

Кришан Чандар ("Дверь"), X. А. Аббас ("Зубейда", "Это Бомбей"), С. X. Манто, Исмат Чугтаи, А. Н. Касми, Р. С. Бедп. Реалистич. тенденции в одноактной драме развивали Упендранатх Ашк (пишет на урду и хинди) и Мирза Адиб. В сб. одноактных драм Ашка "Пастухи" и пьесах Адиба, вошедших в сб. "Слезы и зв„зды" и "Кровь и ков„р", отображена жизнь страны.

В Пакистане и Сев. Индии, в районах, где преобладает население, говорящее на урду, нет проф. т-ра, но имеются многочисл. любительские самодеятельные театр. коллективы, гл. обр. при колледжах и школах. Обычно они ставят одноактные пьесы драматургов урду и европ. авторов на совр. сюжеты, иногда - классич. драмы. Материальное положение трупп тяж„лое. Отсутствие проф. т-ра не стимулирует развития драматургии.

Лит.: Литературы Индии. Сб. статей, М., 1958, с. 105- 136; Драматургия и театр Индии, М., 1961, с. 114-27; Народы Южной Азии..., М., 1963; Indian literature, v. 7, V" l, [s. l.], 1964; Q u m a r r a i s, Urdu drama, Aligarh. 1963; Mas'ud Hasan rizvi adib, lakhnau ka awami isteij, Lakh-паи, 1957; Ishrat Rahmani, Urdu drama-tarikh-o-tanqid, Lahaur, 1957. А. Сух.

yPEEi'E, Евгений Васильевич (р. 21.III.1917) - молд. сов. актер. Нар. арт. Молд. ССР (1953). В 1939 окончил Кишин„вскую консерваторию. С 1940 - актер Молд. муз.-драм. т-ра (Кишин„в). Многогранный, самобытный актер, У. играет в драмах, муз. драмах, опереттах и операх.

Роли: Васин ("Русские люди"), Янку ("Гайдуки" Лебедева), Кнуров ("Бесприданница"), Забелин ("Кремл„вские куранты"), Котовский (о. п. Онанко и Лукьянова), Городничий; Назар ("Свадьба в Малиновке" Александрова), Дед Ата-нас ("Трембита" Милютина), Золотар„в ("Марийкино счастье') Корняну), Шадрин ("Человек с ружь„м"), Тартюф; Овидий (о. п. Александри), Голова ("Майская ночь" по Гоголю), Карась ("Запорожец за Дунаем"), Гремин("Евгений Онегин"), Малюта ("Царская невеста"); Браун ("Тр„хгрошовая опера" Брехта), Арбенин ("Маскарад") и др.

Пост. спектакли: "Запорожец за Дунаем"; "Потерянное письмо" Караджале и др.

Выступает в концертах и по радио, исполняет оперные партии и нар. песни. Гос. пр. СССР. 1950. Снимался в кино. Д. П. "УРИЙЛЬ АКОСТА" ("Uriel Akosta") - трагедия в 5 д. К. Гуцкова. Соч. 1846. Пост. 13 дек. 1846 в Дрезденском придворном т-ре (Акоста - Эм. Девриент, Юдифь - Байер, де Сильва - Эд. Девриент, Бен Акиба - Порт). В последующие годы "У. А." ставили Гамбургский, Лейпциг-ский, Берлинский придворный и мн. др. т-ры.

Первая пост. "У. А." на рус. сцене- сезон 1875/76, Виль-но. 25 февр. 1879 "У. А." пост. в Малом т-ре (бенефис Ермоловой, исполняла роль Юдифи; Акоста - А. П. Ленский, Бен Иохаи - М. Садовский, Де Сильва - Правдин, Бел Акиба - Дурново, Эсфирь - Медведева, Де Сантос - Вильде), 1883 (Акоста - Южин), 1893; о янв. 1880 "У. А." пост. Александринский т-р (бенефис Сазонова, исполнял роль Акосты; Юдифь - Дюжикова, Де Сильва - Киселевский, Эсфирь-Жулева), 1886 (Акоста - Максимов), 1910 (па сцене Михайловского т-ра, реж. А. Петровский, Акоста - Юрьев, Юдифь - Коваленская, Бен Иохаи - Петипа);

Пушкинский т-р (1881, Акоста - Писарев, Юдифь - Глама-Мещерская), Т-р Корша (1883, Акоста - Иванов-Козель-ский, Юдифь -Рыбчинская), 9 янв. 1895 пьесу Гуцкова показало Моск. об-во лит-ры и иск-ва на сцене Охотничьего клуба (реж. и исполнитель роли Акосты - Станиславский, Юдифь - М. Андреева, Бен Акиба - Н. Попов, Де Сантос - Лужский); затем пьесу поставили драматич. Т-р В. Ф. Комиссаржевской, Петербург (1904, Акоста-П. В. Самойлов), Нар. дом, Петербург (1914, Акоста - Юрьев). Пьеса часто ставилась и на провинц. сцене, исполнителями главной роли были - А. А. Агар„в, А. И. Аркадьев, Я. В. Ор-лов-Чужбинин, П. Адамян, Г. Г. Ге, М. В. Дальский, М. Е. Дарский, Н. П. Россов, В. В. Чарский; Роберт и Рафаил Адельгеймы (Акоста и Бен Акиоа).

На сов. сцене крупнейшим театр. событием явилась постановка Малого т-ра (1940, реж. Судаков, Вершилов, худ. Рабинович, комп. Пульвер; Акоста - Остужев, Юдифь - Гоголева, Манассе - Зубов, Бен Иохаи - Лепштейн, Де Сильва - Нароков, Бен Акиба - В. Подгорный, Эсфирь - Яблочкина, де Сантос - Межинский). Среди др. пост. на сов. сцене: Нижний Новгород (1918), Петрогр. гос. Академич. т-р драмы (1923, АкостаСамойлов), Т-р им. Сафонова (филиал Малого т-ра, Москва, 1924), Ярославский т-р (1927, Акоста - Курский), 2-й Гос. т-р Грузии, Кутаиси (1929, реж. Марджанишвили, худ. Оцхели, Акоста - У. Чхеидзе, Кобахидзе.Юдифь - В. Анджапаридзе, Де Сильва - Гам-башидзе, Бен Акиба - Жоржолиани), Большой сов. т-р, Воронеж (реж. Энгелькрон, Акоста - Поляков, Юдифь - Супротивная), Новый т-р, Москва (реж. Каверин, Акоста - Вечеслов, Юдифь - Половикова) - все в 1934; Т-р им. Горького, Волгоград (реж. Энгелькрон, Акоста - Н. Соколов, Покровский), Еврейский т-р УССР, Киев - об-а в 1935;

Смоленский т-р (1937), Архангельский большой т-р (1938), Еврейский т-р, Биробиджан (1938), Краснодарский т-р (1940), Армянский т-р драмы, Тбилиси (1940), Куйбышевский т-р им. Горького (1941, Акоста - Бурэ, Юдифь - Чекмасо-ва, Никитина), Ленингр. т-р драмы и комедии (1941, реж. и исполнитель роли Акосты - Гайдебуров), Севастопольский т-р им. Луначарского (1941), Ташкентский русский т-р (1949, Акоста - Никомаров, Степанов), Калужский т-р (1955), Т-р им. Сундукяна (1958), Латвийский т-р драмы (1960, реж. Зиле; Акоста - Катлап, Юдифь - В. Лине) и др. т-ры.

По трагедии Гуцкова написаны одноим. оперы: 1) муз. В. С. Серовой и 2) муз. А. С. Фаминицына.

Издания: Первая публикация "У. А."- G u t z -k o w K., Dramatische Werke, Bd 5, Lpz., 1847.

Первый рус. пер.-П.И. Вейнберга,"Отечественные записки", СПБ. 1872, т. 200, ј 2, т. 205, .ј 11-12; пер. Г. Пи-ралова, М., 1937; пер. Э. Липецкой, в кн.: Гуцков К., Пьесы, М., 1960, с. 349-445.

Лит.: "Уриэль Акоста", Академический Малый театр. М., 1940; "Уриэль Акоста" на русской сцене, М., 1941.

А. Шн.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница