Наши партнеры

Выгодно прокат машин анапа эконом класса в компании РексРент.
Вологодский Магазин одежды Electra Style.

Театральная энциклопедия
(страница 447)


ФАВОРСКИЙ, Владимир Андреевич [3(15).III.1886- 29.XII.1964] - рус. сов. художник-график, жи-воппсец-монументалист, теоретик иск-ва, театр. художник. Нар. художник СССР (1963). Лауреат Ленинской пр. (1962). Учился в студии К. Ф. Юона в Москве, в студии Ш. Халлоши в Мюнхене (1905- 1908). Занимался на филологич. ф-те Моск. ун-та (1908-13). Дебютировал в т-ре в 1933, будучи уже выдающимся сов. художником. Его первая театр. работа - оформление спектакля МХАТа 2-го "Двенадцатая ночь" - определила особенности творчества Ф. как художника-декоратора. Ярко театральная, динамичная, л„гкая сценпч. конструкция (тонкие золоч„ные колонны, поддерживающие л„гкие фронтоны и арки) создавала, в гармонпч. единстве с насыщенными и родственными по цвету живописными элементами оформления и костюмов, обобщ„нный, пластически-зрительный образ спектакля. Декорация дополнялась живописными панно и спец. занавесом, на фоне к-рого разв„ртывалось действие на просцениуме. Декорации Ф. к "Двенадцатой ночи" явились результатом глубоко творческого восприятия художником духа жизнерадостной гу-манистич. комедии Шекспира. Это определило этапное значение спектакля в истории советского декорационного иск-ва, его значение в борьбе как с техницизмом, сухостью конструктивистских декораций, так и с натуралистической имитацией действительности на сцене.

В последующие годы Ф. оформил спектакли: "Мольба о жизни" Деваля (1935, M ХАТ 2-й), "Моцарт и Сальери" и "Каменный гость" Пушкина (1937, Т-р им. Моссовета), "Собака на сене" Лопе де Вега (1937, Т-р , Революции), "Великий государь" Соловь„ва (1945, Т-р им. Вахтангова).

С 1918 Ф. в„л педагогич. работу (ВХУТЕМАС и др. художеств. учебные заведения).

Лит.: Халаминский Ю., Владимир Андреевич Фаворский, М., 1964; Гончаров А., Многое в немногом, "Театр", 1957, ј 1. M. П.

ФАГЕ (Faguet), Эмиль (17.XII.1847-6.VI.1916) - франц. критик и историк т-ра и лит-ры. Чл. Франц. академии (с 1901). Учился в высшей Нормальной школе (Париж). Уже в 80-е гг. стал одним из наиболее известных франц. театр. критиков. Ф. считал, что драматургия, как и вся лит-ра, не должна критически изображать действительность. Он отрицал творчество О. Бальзака, Э. Золя. В работе "Старая и новая драма" (1898) Ф. апологетически противопоставлял драме 19 в. франц. классицизм. Среди др. трудов Ф.: "Французская трагедия в XVI веке" (1883), "Руссо против Мольера" (1910), "Читая Корнеля" (1913). До 1907 Ф. в„л отдел критики в "Журналь де деба"; его статьи, печатавшиеся в этой газете, изданы под назв. "Заметки о современном театре" (1888-91) и "О театре" (1903-10). С 1890 был профессором Сорбонны. Соч.: La tragedie francaise au XVI siecle, P., 1883;

Drame ancien, drame moderne, P., 1898; Rousseau contre Moliere, P., 1910; En lisant Corneille, P., 1913; En lisant Moliere, P., 1914; Notes sur le theatre contemporain, ser. 1-3, P., 1889-91; Propos de theatre, ser. 1-5, P., 1903-10.

ФАДЕЕВ, Александр Александрович [11 (24). XII. 1901-13.V.1956] - рус. сов. писатель, обществ, деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1918. На XVIII и

XIX съездах ВКП(б) был избран членом ЦК, на

XX съезде КПСС - кандидатом в члены ЦК. Депутат Верх. Совета СССР 2-го, 3-го и 4-го созывов. Чл. бюро Всемирного Совета Мира. Начал печататься в 1923. В 1927 написал роман "Разгром" о судьбе небольшого партизанского отряда, действовавшего в 1919 против япон. интервентов и белоказаков. Этот роман, инсценированный Ф. совм. сМ. С. Нароковым, пост. на сценах мн. т-ров Сов. Союза (1932, Малый т-р, Моск. т-р Ленсовета и др.). Значит, событием театр. жизни страны стали ноет. "Молодой гвардии). В центре романа Ф. и спектаклей (Моск. т-р драмы - инсц. Н. П. Охлопкова, Т-р им. Вахтангова - пнсц. Г. Гракова, Театр-студия киноактера - инсц. С. А. Герасимова и др.) - образы молодогвардейцев, участников молод„жной подпольной организации в г. Краснодоне, боровшейся против немецко-фашист-ских оккупантов. Инсц. романа были пост. многими т-рами СССР.

В конце 40-х гг. "Молодая гвардия" была пост. в Молод„жном т-ре им. Пет„фи (Будапешт), Т-ре им. Молодой гвардии (г. Халле, ГДР), т-ре Чехословац. армии (Прага) и др. Роман послужил основой лит. композиций, с к-рыми выступали чтецы С. А. Коча-рян, Л. Л. Кайранская, Н. Ф. Першин и др. На сюжет романа написали одноим. оперы Ю. С. Мей-тус (см. "Молодая гвардия") и А. Ф. Пащенко. Ф.- автор статей по вопросам драматургии и театр. иск-ва. Гос. пр. СССР (1946).

Лит.: Очерки истории русского советского драматического театра, т. 3,М., 1961.

ФАДЕЕВА, Елена Алексеевна [р. 25.111(7.IV). 1914] - рус. сов. актриса. Нар. арт. РСФСР (1960). В 1937 окончила уч-ще при Т-ре им. Вахтангова. С 1938 - актриса Моск. т-ра им. Ленинского Комсомола (в 1941-43 работала во фронтовом филиале Т-ра им. Вахтангова). Первоначально играла гл.обр. лирич. роли. Актриса передавала поэтичность, чистоту, обаяние молодости своих героинь. Роли: Верочка ("Месяц в деревне" Тургенева), Белла ("Наш общий друг" по о. п. Диккенса). Впоследствии Ф. создала ряд глубоко драматичных образов женщин, исполненных сильных чувств, серьёзных раздумий над жизнью: Люся

Ведерникова ("Годы странствий" Арбузова), Жанна ("Святая Жанна" Б. Шоу), Шабунина ("За тех, кто в море!" Лаврен„ва). Ф. сыграла и ряд сатирич., остро характерных ролей: актриса Антураж ("Друзья-сочинители" Венкстерн), Вера Павловна ("Опасный возраст" Нариньяни), т„тя Сима ("Чемодан с наклейками" Угрюмова).

Др. роли: Лиза ("Живой труп"), Роксана ("Сирано де Бержерак" Ростапа), Наташа ("Юность отцов" Горбатова), Ольга ("Семья" Попова), Аркадина ("Чайка").

Снимается в кино, сыграла роль Марии Александровны Ульяновой ("Сердце матери", "Верность матери"). Я. Мор.

ФАДЕЕВА, София Николаевна [р. 23.Х1(6.ХП). 1901] - рус. сов. актриса. Нар. арт. РСФСР (1949). С 1920 работает в Малом т-ре (окончила театр. уч-ще этого т-ра в 1924). Яркая, остро характерная актриса, созда„т нац. образы в рус. классической и совр. драматургии, отмеченные внешней выразительностью, яркостью речевой характеристики.

Роли: Мария Антоновна ("Ревизор"), Юлинька ("Доходное место"), Клеопатра ("Враги"), Елена Николаевна ("Мещане"), Ксения ("Волк" Леонова), Коринки-на ("Без вины виноватые"), Катерина ("В степях Украины" и "Партизаны в степях Украины" Корнейчука), Ольга ("Нашествие" Леонова), Ага Щука ("Калиновая роща" Корнейчука), Огудалова ("Бес приданница"),Прасковья Шаробай ("Деньги" Софр.оно-ва), Марья ("Любовь Яровая"), мадам Буткевич ("Незабываемый 1919-й" Вишневского, Гос. пр. СССР, 1951), Обноскина ("Село Степанчи-ково" по о. п. Достоевского),

Варвара ("Вечный источник" Д.Зорина), Фелицата ("Правда-хорошо, а счастье лучше" Островского, 1965), мисс Кроули ("Ярмарка тщеславия" по Теккерею). В комедии Грибоедова "Горе от ума" играла роли - Софьи (1929), Лизы (1938) и Хл„стовой (1962).

Лит.: Гроссман Л., Юбилейная постановка, в сб.:

Гос. ордена Ленина Акад. Малый театр. "Горе от ума", М., 1947. Е. X.

ФАД‚ЕЧЕВ, Николай Борисович (р. 27.1.1933) - рус. сов. артист балета. Нар. арт. РСФСР (1964). Б 1952 окончил Моск. хореографич. уч-ще (класс А. М. Руденко). С 1952 - ведущий солист балетной труппы Большого т-ра (Москва). Ф. владеет иск-вом прыжка. Еготанец отличается отточенной техникой прыжковых и партерных движений, мягкой пластикой, строгой классич. формой. Иск-во Ф. характеризуется романтич. приподнятостью, мужественной простотой и врожд„нным изяществом. .

Партии: Зигфрид ("Лебединое озеро"), Альберт ("Жи-эель"), Дезире ("Спящая красавица"). Принц ("Щелкунчик"), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Жан д„ Бриен ("Раймонда"), Вацлав ("Бахчисарайский фонтан"), Данила ("Каменный цветок") и др. Одна из лучших партий Ф.- Фрондозо ("Лауренсия") - выражает героич. направленность творчества танцовщика.

Ф. выступает как партн„р известных балерин - Г. С. Улановой, М. М, Плисецкой и др. Гастролировал за рубежом: Англия (1956, 1958, 1964), США Канада (1959, 1963), Куба (1965), Франция (1958, 1961, 1963), КНР (1959), Италия (1964), Дания, Норвегия (1961) и др.

Лит.: "Театр", 1958, ј 10, с. 13-14; Сов. музыка", 1960,

yL112071 P"' 1964, ј5, с. 136-39; Муз. жизнь", 1964, Д" 4, с. 14-15; Театральная жизнь", 1965 No 2 с. 20-21. 'иг и"ФАДЕТТА" ("Fadetta")- балет на муз. л. Делила к балету "Сильвия", либретто Л. М. Лавровского и В Н Соловь„ва (по повести Жорж Санд "Маленькая Фадетта"). Пост. 21 марта 1934, Ленингр. т-р оперы и балета (выпускной спектакль Ленингр. хореографич. техникума; музыка дополнена отрывками из произв. Ж. Массне А Тома Л. Обера и Р. Дриго, в обр. Е. А. Дубовского; балетм. Лавровский, дириж„р Дубовской, худ. Никифоров); 1936.

Ленингр. Малый оперный т-р (музыка дополнена произведениями Делиба в обработке П. Э. Фельдта; балетм. Лавровский дириж„р Фельдт, худ. Эрбштейн; Фадетта - Балаби-на, Мадлон - Кириллова, Андре - Дубинин, Рене Зуб-ковский); 1955, возобн. там же (новая сценич. редакция Г. И. Исаевой, под назв. "Дикарка"; дириж„р Берг худ Эрбштейн и Штерич); 1952, Большой т-р(балетм. Лавровский' дирижер Дугашев, худ. Старженецкая; Фадетта - Лепе шинская, Чикваидзе, Мадлон - Лопухина Тихомирнова Андре - Преображенский, Лапаури, Рене - Кузнецов 4'арманянц).

Пост. в др. т-рах оперы и балета Сов. Союза: Новосибирск (1948), Свердловск (1949), Самарканд (1965) и др. Г. Ш.

ФАЗЛУЛЛИН, Хасби Валиуллович [р. 3(16).ХП. 1909] - тат. сов. дириж„р. Засл. деят. иск-в Тат. АССР (1950); засл. деят. иск-в РСФСР (1960). Окончил Моск. консерваторию (класс кларнета С. В. Розанова, 1936, и дириж„рский Л. П. Штейнберга, 1941). В 1943-46 работал дириж„ром Башк. т-ра оперы и балета (Уфа), где под его упр. были пост. оперы: "Айхылу" Пейко и Валеева (1943), "Ашказар" Эйхенвальда (1944), "Алтынчеч" Жиганова (1946) и др. С 1947 Ф.- дириж„р Тат. т-ра оперы и балета им. Мусы Джалиля (Казань). Здесь Ф. дирижировал балетами: "Каменный цветок" Прокофьева (1961), "Медный всадник" (1963); "Пер Гюнт" на муз. Грига (1961); "Коппелия" (1948, 1963); "Раушан" Хабибул-лина (1961) и др.; операми: "Поэт" Жиганова (1947). "Самат" Валиуллина (1957); муз. комедией "На берегу Волги" Дж. Файзи (1949) и др. С 1946 вед„т педагогич. работу в Казанской консерватории. Ир. Г

ФАЗЫЛОВА, Туфа (р. 25.IV.1917) - тадж. сов. актриса и артистка оперы (лирич. сопрано). Нар арт СССР (1957). Чл. Коммуни-стич. партии с 1941. В 1934- 1940-артистка Таджикского муз. т-ра (Душанбе), в 1940- 1948 - Таджикского театра оперы и балета (там же), с 1948-драм. Т-ра им. Лаху-ти (там же).

Партии:Гулизор, Нушофарин ("Восстание Восе","Кузнец Кова" Баласаняна),Зухра("Тахир иЗу-хра" Ленского), Татьяна и др.

Роли: Гули ("Алишер Навои" Уйгуна и Султанова), Гулнор ("Дохунда" Икрами) и др.

Ф. пользуется популярностью как исполнительница нар. тадж. и узб. песен.

ФАЙЕР, Юрий Ф„дорович [р. 5(17).1.1890] - рус. сов. дириж„р. Нар. арт. СССР (1951). Чл. Коммуни-стич. партии с 1941. В 1919 окончил Моск. консерваторию. В 1906 - солист-скрипач и концертмейстер оркестров. В 1909-10 - концертмейстер и дириж„р Рижской оперы, в 1914-15концертмейстер Оперного т-ра Зимина (Москва). С 191 б-концертмейстер и солист оркестра Большого т-ра (Москва), с 1919 - дириж„р, в 1924-63дириж„р балета этого т-ра. Характерные особенности дириж„рского искусства Ф.-точность в передаче стилевых особенностей произв., особая ритмичность, заразительный темперамент, глубокое понимание законов хореографии. Гос. пр. СССР (1941, 1946, 1947, 1950).

Дирижировал балетами: "Спящая красавица" (1936, 1952) "Лебединое озеро" (1937), "Щелкунчик" (1939), "Жизель" (1934

1944)1 Ж?(r)" (132' 1946)' Щетная предосторожность" (1932, 1945), "Дон Кихот" (1940); "Кон„к-Горбунок" Пуни (1948), "Красный мак" (1927, 1949) "КомедианrrTn/oQ?/11 Д(tm)"" О 949) Глиэра; "Пламя Парижа" (1933, 1947), "Бахчисарайский фонтан" (1936), "Кавказский пленник" (1938) Асафьева; "Золушка" (1945), "Ромео и Джульетта" (1946), "Сказ о каменном цветке" (1954, 1959) Прокофьева; "Гаянэ" (1957), "Спартак" (1958) Хачатуряна и др.

Вместе с балетной труппой Большого т-ра неоднократно выступал за рубежом.

Соч.: Записки балетногу дириж„ра, "Сов. музыка", 1960, ј 10. В. Ю.

ФАЙЗЙ, Ахмед Сафиевич (11.III.1903-11.VIII. 1958) - тат. сов. поэт, драматург. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). Учился в Восточном ин-те (Оренбург). Был учителем и культпросветработником в Туркмении, Донбассе, Казани. Драматургич. деятельность начал комедией "В мире красоты" (1918, Уфа, худож. самодеятельность). Создал в Донбассе театр. труппу "Теадус" ("Друзья театра"), выступавшую в рабочих пос„лках. Автор историко-эпич. пьесы "Тукай" (1939), "Пугач„в в Казани" (1948), либретто опер - "Беглец" (1939, Т-р оперы и балета в Казани), "Джалиль" (1957, там же), "Поэт" (1947, там же) на муз. Жиганова; балета "Шурале" Яруллина (1945, там же) и муз. комедии "Чайки" Д. Файзи (1944, 1955, там же). Перев„л на тат. яз. "Бориса Годунова"; "Катерину" Шевченко, произв. Маяковского.

Соч.: Сайланма эсэрлэр, Казань, 1948 (вступ. статья Г. Кашшафа); Кутэрелэ кояш, Казан, 1954 (раздел "Мой театр").

Лит.: Х е с н и Ф., Эхмэд Файзи - драматург, "Совет эдэбияты", Казан, 1956, .ј 5. А. Ив.

ФАЙЗЙ (наст. фам.- Файзуллин), Джаудат Харисович (р. 4.1.1910) - тат. сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957), нар. арт. Тат. АССР (1964). Чл. Коммунистич. партии с 1946. Окончил юридич. ф-т Казанского ун-та (1932), Тат. оперную студию при Моск. консерватории (1938, класс композиции Б. С. Шехтера, затем - Г. И. Литинского). С 1939 Ф. - гл. ред. муз. вещания тат. радиокомитета. В 1944-60-директор, а затем художественный рук. Тат. филармонии. Автор муз. комедий: "Башмачки" на либр. Т. Гиззата по одноим. пьесе X. Ибрагимова (1942, Казань), "Чайки" (1944), "На берегу Волги" (1949), пост. на сцене Т-ра оперы и балета им. Мусы Джалиля (Казань); "Дурная игра не доводит до добра" (1963, Тат. передвижной т-р); написал музыку ко мн. драматич. спектаклям. Автор оперы "Неотосланные письма" (по од поим. повести А. Кутуя, 1960, Тат. т-р оперы и балета), статей и радиопередач по тат. музыке.

Лит.: Соловьева Д.,Гиршман Я., Д.Х. Фай-9И, в кн.: Композиторы Советского Татарстана, Казань, 1957. X. Г., Ир. Г.

ФАЙЗЙ, Мирхайдар (31.X.1891-9.VII.1928)- тат. драматург, театр. деятель. Лит. деятельность начал в 1910, драматургич.- в 1912. Творчество Ф. отличается глубоким знанием нар. жизни. Впервые в тат. драматургии он широко показал деревню. Лучшая его пьеса "Галиябану" (1916-17), пост. в Оренбурге труппой "Ширкет", потом казанской труппой "Сайяр", положила основу муз. драме - новому жанру в тат. сценич. иск-ве. Героиня этой пьесы восста„т против духовного порабощения, против устоев старого мира, мешающих свободе людей. В пьесах "Любимая" (1920), "На берегу Урала" (1922), "Белый колпак" (1923) Ф. разоблачает мир собственников, усиливает романтические мотивы муз. драмы. В драме "Заблудшая душа" (1922) он создал образы сезонных рабочих, людей высоких нравственных устоев, противостоящих представителям "высших" классов. Последнюю свою пьесу "Красная звезда" (1923) Ф. посвятил жизни советской молод„жи. Драмы Ф. ставятся на сценах тат. и башк. т-ров, в республиках Ср. Азии и на Сев. Кавказе.

Соч.: Сайланма эсэрлэр, т. 1-2, Казан, 1957; на рус. яз. - "Галиябану". в сб.: Пьесы татарских драматургов-классиков, Казань, 1958.

Лит.: ФайзуллинС., [Предисловие], в кн.: История тата-рской советской литературы, М., 1965. ф. Г

ФАЙЗЙЕВ, Ахмад (р. 1910) - узб. сов. актер. Нар. арт. Узб. ССР (1956). Чл. Коммунистич. партии. В 1930 поступил в Бухарский узб. т-р. Ф.- остро характерный актер, преимущественно комедийный. По манере близок актерам традиционного нар. т-ра кызыкчи. Роли: Казн и Аглям'("Проделки Майсары" Хамзы), Бублик ("Платон Кречет"), Ибрагим ("Гюль-сара" Яшена и Мухамедова), Султанбек ("Аршин мал алан" Гаджибекова), Подкол„син ("Женитьба"), Маджитдин ("Алишер Навои" Уйгуна и Султанова), Мавлон ("Ш„лковое сюзане" Каххара) и др. В. Д.

ФАЙЗУЛЛИН, Рафгат Шакирович [р. 3(16).VIII. 1904] - тат. и башк. актер и режиссер. Нар. арт. Башк. АССР (1964). В 1920 окончил драм. студию при Политуправлении Заволжского воен. округа (Самара). В 1924-27 учился в киностудии Моспрофобра. Сценич. деятельность начал в 1919 в TAT. труппе в Орске. Работал в тат. т-рах Оренбурга, Казани, Москвы, Астрахани. В 1934-59 - актер и режиссер Башк. т-ра драмы (Уфа).

Роли: Исмагил ("Галиябану" Файзи), Тимак ("Зимагоры" Мифтахова), Барон ("Скупой рыцарь" Пушкина), Шуйский ("Борис Годунов"), Кочкар„в ("Женитьба"), Яго; Вурм ("Коварство и любовь"), Яровой и др.

Пост.: "Родина" Тинчурина, "Соколы" Бурнаша, "Поднятая целина" по Шолохову (все в 1933-34), "Минника-мал", "Песня жизни" Амирова, "На берегу Ирендэка" Хай-дарова (1950), "Мещане" (1952); "Одинокая бер„за" Карима (1951), "Муса Джалиль" Исанбета (1956) в Башк. т-ре драмы. А. Ив.

ФАЙКб, Алексей Михайлович [р. 7(19). IX. 1893] - рус. сов. драматург. В 1917 окончил исторн-ко-филологич. ф-т Моск. ун-та. В 1921-24 работал как педагог, актер и ном. руководителя Студии импровизации. Как драматург выступает с 1921. Ф. принадлежат пьесы: комедия "Дилемма"" (1921, т-р "Летучая мышь"), муз. комедия "Карьера Пир-пойнта Блэка" (1922, коллектив б. Т-ра Корша "Павлиний хвост"), мелодрама "Озеро Люль" (1923, моек. Т-р Революции), комедия "Учитель Бубус" (1925, Т-р им. Мейерхольда), драма "Евграф, искатель приключений" (1926, МХАТ 2-й). Наиболее значит, работа Ф.- пьеса "Человек с портфелем" (1928, Т-р Революции, реж. А. Д. Дикий), одна из первых пьес о сов. интеллигенции сер. 20-х гг. Эта пьеса, разоблачающая карьериста и буржуазного приспособленца, отличалась ярким сюжетом, сложными характерами, острыми мировоззренческими столкновениями, выразительностью ролей.

В последующие годы Ф. написал пьесы: "Неблагодарная роль" (1932, МХАТ 2-й), "Концерт" (1936, Т-р Революции), "Актриса" по одноим. сценарию Н. А. Эрдмана и М. Д. Вольпина (1942, Ленингр. т-р Комедии), "Капитан Костров" (1946, Моск. т-р драмы), "Пять подруг" (совм. с Ц. С. Солодарем, 1949, моек. Т-р им. Ермоловой), "Не сотвори себе кумира" (1956, Ленинградский т-р Комедии). Пьесы Ф. широко шли в т-рах страны, их отличает яркость образов, острота сценических ситуаций. Ф. принадлежат переводы пьес драматургов республик СССР. Автор либретто опер "В бурю" и "Мать" Хренникова.

Соч.: Пьесы, М., 1935 (предисловие Б. Алперса); Драмы и комедии, М., 1958; Три встречи, "Театр", 1962, X" 9;

Из тетради драматурга. Радин, там же, ј 10; Младший ."руг и старший товарищ, в сб.: Писатель - боец, М., 1963.

Лит.: Сурков Е., "Театр", 1964, ј 1. Вл. \7.

ФАЛЛЬ (Fall), Лео (2.II.1873-16.IX.1925) - австр. композитор, дириж„р. Ф.-последователь "ню-венской" школы в области оперетты. В своем твоо-честве опирался на традиции венского вальса и популярные эстрадные жанры. Произв. Ф. развивают тенденцию, характерною для оперетт Легара ("Вес„лая вдова" и "Граф Люксембург"). В опереттах Ф. мело-драматич. элементы чередуются с каскадными. Написал ок. 20 оперетт, из к-рых наиболее известны: "Принцесса долларов" (1UU7, "Карлстеатр", Вена), "Развед„нная жена" (1908, там же), "Милый Августин" (1912, Новый т-р, Берлин), "Ночной экспресс" (1913, "Карлс-театр", Вена), "Роза Стамбула" (1916, Вена), "Мадам Помпадур" (1923, Вена).

Лит.: Янковский М., Оперетта. Возникновение и развитие жанра на Западе и в СССР, Л.- М., 1937;

Schneidereit О., Operettenbuch, ?., 1955. М. Ян.

ФАЛЬК (Falck), Аугуст (18.IV.1882-16.IV.1938)- швед. актер, режиссер. В 1901 окончил школу при Королевском драм. т-ре (Стокгольм), в 1902-05 был актером Шведского т-ра (Гельсингфорс). В 1906 организовал в Лунде молод„жную труппу, к-рая впервые в Швеции пост. пьесу "Фрекен Юлия" Стринд-берга. Вся последующая деятельность Ф. была посв. процаганде драматургии и идейно-эстетич. взглядов А. Стриндберга. В 1907 стал одним из организаторов стокгольмского "Интимного театра". После его закрытия (в 1910) Ф. до конца жизни гастролировал с руководимыми им труппами по Швеции и др. скандинавским странам. Репертуар этих т-ров также состоял из драм Стриндберга. В исполнении Ф. стрпндбергов-ские персонажи представали во всей сложности, мятежной одержимости н социальной обусловленности их духовного мира; роли: Жан, Ротмистр, Капитан, Морис, Линдквист, Неизвестный ("Фрекен Юлия", "Отец", "Танец смерти", "Преступление и преступление", "Пасха", "Путь в Дамаск"). Ф. пост. св. 40 произв. Стриндберга. Его спектакли отличались обобщ„нным лаконизмом мизансцен н оформления (декорации, как правило, заменялись сукнами), игра актеров-богатством психологич. нюансов, аналитич. глубиной раскрытия конфликтов. Ф. - автор книг "Стриндберг и театр" (1918), "Пять лет со Стриндбергом" (1935).

Лит.: L a u r i n С., Ros och ris Fran Stockholms teatrar 1903-1913, Stockh., 1913; B c i j e r A., Teaterrecensioner 1925-1949..., Stockh., 1954. Вл. M.

ФАЛЬК (Falk), Росселла (наст. имя и фам.- Антония Фальдзакаппа; Falzacappa) (p. 10. XI. 1926) - итал. актриса. В 1947, ещ„ будучи ученицей Нац. академии драм. иск-ва (Рим), выступила в роли амер. шпионки ("Человек и винтовка" Соллимы) и получила пр. как лучшая актриса на Междунар. фестивале молод„жи в Праге. В 1948 впервые сыграла роль Падчерицы ("Шесть персонажей в поисках автора" Пиранделло, т-р "Фенпче", Венеция), к-рую в дальнейшем исполняла на гастролях в Лондоне, Париже, Москве и Ленинграде. Работала в "Пикколо театро" (Рим, 1949-51), в труппе под рук. реж. Л. Висконти (1951-53) и др. В 1954-55 Ф. вошла в состав вновь созданной труппы, работающей под рук. Дж. Лулло, А. Гуарньери, Р. Валли и Ф.

Др. роли: Иоанна ("Иоанна из Лорены Андерсона), Диана ("Приглашение в замок" Ануя), Стелла ("Трамвай, называемый Желание" Уильямса), Наташа ("Три сестры"), маркиза Чибо ("Лоренцаччо" Мюссс), Изабелла ("Лгунья" Фабри).

ФАЛЬСКИЙ, Всеволод Степанович (г. рожд. и смерти неизв.) - белорус. актер, театр. деятель. Активный участник строительства белорус. проф. т-ра. В 1913 входил в состав любительского кружка, организованного Ф. Ждановичем. Один из инициаторов, организаторов (совместно с И. Буйницким и Ф. Ждановичем) и председатель "Первого товарищества белорусской драмы и комедии" (1917). Ф. способствовал утверждению революц.-демократич. направления в нац. иск-ве. В условиях нем. и польской оккупации главную цель т-ра Ф. видел в служении интересам народа и проведении идей Сов. власти.

Ф. был также инициатором создания белорус. театр. коллектива "Товарищество работников искусств" (1919). Здесь ставились пьесы Я. Купалы, В. Голубка. В спектаклях "Первого товарищества" исполнял роли: Якима Сороки п Быковского ("Павлинка" Купалы), Василия ("Остались в дураках" Кропивницкого), Игнася ("Модный шляхтич" Каганца), Студента ("Безвинная кровь" Голубка).

Лит.: Няф„д У. И., Станауленнс беларускага са-вецкага тэатра, М?нск, 1965. Люд. Ul.

"ФАЛЬСТАФ" ("FalstaU") - опера Дж. Верди, либр. А. Бойто по комедии У. Шекспира "Виндзорские проказницы", с добавлением сцен из его же историч. хроники "Генрих IV". Пост. 9 февр. 1893, т-р "Ла Скала", Милан (дириж„р Маскерони; Фальстаф - Морель, Форд - Пини-Корси, Фентон - Гарбен). Шла на оперных сценах всего мира, вт. ч.: Вена (1893, на итал. яз., 1904), Берлин (1893, на итал. яз., 1894), Прага (1893), Мадрид (1894) Париж (1894), Лондон (1894, на итал. яз., 1896), Копенгаген (1895) Нью-Йорк (1895, на итал. яз.), Стокгольм (1896), Рига (1 902) Брюссель (1920), Будапешт (1927), Бухарест (1939) и др. В России впервые пост. в 1894, Мариинский т-р, Петербург (рус. пер. Н. М. Спасского; дириж„р Направник, декорации по рисункам Андреева, Бочарова, Ламбина и Левота;

Фальстаф - Чернов, Форд - Гончаров, Фентон - Михайлов, доктор Каюс - Карелин, Бардольф - Угринович, Пистоль-Стравинский, Алиса Форд - Мравина, Наннетта- Баулина, Куикли - Славина, Mer Педж - Долина).

На сов. сцене пост. 6 OKT 1925, Ленингр. Малый оперный т-р (дириж„р Самосуд, композиция спектакля Раппопорта, худ. Акимов, балетм. Чекрыгин; Фальстаф - Журавленке, Форд - Бочаров, Фентон - Балашов, доктор Каюс - Засец-кий, Бардольф - Волгин, Пистоль-Фомин, Алиса Форд- Талонкина, Наннетта - Горская, Mer Педж - Калинина, Куикли - Тарновская). В 1941 возобн. там же (дириж„р Грикуров, пост. Каплан, худ. Вирсаладзе). В 1962. Большой т-р, Москва (дириж„р Мелик-Пашаев, реж.-пост. Покровский, худ. Рындин, хорм. Рыбнов и Хазанов; Фальстаф- А. Иванов, Нечипайло, Форд - Лисициан, Валайтис, Алиса Форд - Вишневская, Милашкина, Наннетта - Деоми-дова, Сорокина, Фентон - Масленников, Райков, доктор Каюс-Власов, Соколов, Бардольф - Захаров, Мишутин, Пистоль - Панков, Mer Педж - Архипова, Леонова, Куикли - Митюкова, Левко). В 1945 пост. в Алма-Ате.

И здания: "Ф."-клавир. Mil., G. Ricordi . Со.. fl 893]; с рус. текстом-пер. П. И. Кирса, М., Юргенсон, [1893]; сов. изд. - русский текст Н. Кончаловской, М., Музгиз, бЗ. я. Г р.

ФАЛЬСТР‚М (Fahlstrom), Юхан (30.VIII.1867 - 29.VII.1938) - норв. актер, театр. деятель. Дебютировал на сцене Христианийского т-ра, в к-ром работал до 1895. В 1899-1903 - в труппе Нац. т-ра (Осло). В 1903-12 возглавлял основанный им "Т-р Фальст-р„ма" (Хрпстиания), ставший благодаря прогрессивной репертуарной политике и сильному актерскому ансамблю одним из лучших т-ров страны. После 1912 периодически выступал в различных труппах. Яркий характерный актер, Ф. создавал образы, отмеченные глубиной социально-психологического анализа, бытовой достоверностью и своеобразием духовного мира.

Роли: Крогстад, Сольнес ("Кукольный дом", "Строитель Сольнес" Ибсена), Санг, Хольгер ("Свыше наших сил" Бь„р-нсона, чч. 1-я и 2-я ), Торденскьольд (о. п. Булля), Сирано де Бержерак (о. п. Ростана), Лука ("На дне") и др.

Лит.: H e i b e r g G., Norsk teater, Kristiania, 1920. В л. М.

ФАЛЬЦЕТ (итал. falsetto, от falso - ложный, поддельный) - звук самого высокого (головного) регистра певческого голоса (препм. мужского); то же, что фистула. При пении Ф. вибрируют не все голосовые связки, а лишь их края, между к-рыми образуется щель. Ф. лишен полноты и силы, присущих грудному и смешанному регистрам. Тембр Ф. своеобразен, с оттенком нек-рой нарочитости, искусственности (отсюда и название). Ф. используется проф. певцами для придания звуку специфич. окраски. До нач. 19 в. Ф. применялся тенорами для образования высоких звуков, от к-рых тогда не требовалось полноты и силы. В совр. оперном и концертном пении служит лишь для особой окраски звука. Встречается и в нар. пении, напр. у тирольцев (Верхняя Австрия), как характерная манера исполнения йодлей. П. А. П.

"ФАЛЬШИВАЯ МОНЕТА" - пьеса М. Горького. Соч. 1913. Пост. в 1926 в Италии. В дореволюц. России не шла. Первые пост. "Ф. м." на сов. сцене - Белорусский гос. евр. т-р (1937, во время его гастролей в Ленинграде), Харьковский колхозный т-р (1939). Вновь была пост. во Владивостокском т-ре им. Горького (1955). Затем пьесу ставил Горь-ковский т-р им. Горького, т-р "Красный факел" и Рус. т-р в Даугавпилсе (все в 1958), Алма-Атинский т-р, Южно-Сахалинский им. Чехова (оба в 1959), Моск. драматич. т-р 1964). "Ф. м." показали выпускники вечернего актерского ф-та ГИТИСа (рук. М. И. Цар„в, 1964).

Издания: Первая публикация - Берлин, 1927. Из последующих изд.: Горький М., Собр. соч., т. 19, М.- Л., 1928; Горький М., Пьесы, т. 2, М.-Л., 1937.

Лит.: Материалы к пьесе М. Горького "Фальшивая монета", М., 1944; Б я л и к Б., О пьесе Горького "Фальшивая монета", М., 1947. А. Шн.

ФАЛЬЯ (de Falla), Мануэль де (23.XI.1876-14.XI. 1946) - исп. композитор и пианист, виднейший представитель исп. музыки 20 в. Учился в Мадридской консерватории, изучал композицию у Ф. Педреля. Получил пр. Исп. академии изящных иск-в за оперу "Жизнь коротка" (1905; пост. в Ницце, 1913; в CQCP под назв. "Девушка из предместья", 1928, Т-р им. Вл. И. Немировича-Данченко, Москва). С 1907 жил в Париже, испытал влияние новейших муз. течений (импрессионизм и др.). К этому времени Ф. сложился как музыкант яркой индивидуальности, вобравший и органически претворивший в сво„м творчестве дух и элементы исп. (андалусской) нар. музыки с е„ ладовым и гармонич. своеобразием. После 1-й мировой войны романтик о-импрессионистич. черты в музыке Ф. уступили место характерной для всей европ. музыки тенденции к конструктивизму. С 1914 Ф. жил в Гранаде, где написал балеты: "Любовь-волшебница" (Мадрид, 1915, с солирующим меццо-сопрано; наиболее известное произв. Ф.) и "Треуголка" (Лондон, 1919, "Русский балет"), а также одноактную оперу "Балаганчик мастера Педро" (эпизод из "Дон Кихота" Сервантеса, 1923, Севилья). В 1940 эмигрировал в Аргентину. Автор оперы-оратории "Атлантида" (завершена Э. Хальфтером, учеником Ф., пост. частично в 1961, полностью в 1962, Берлинская гор. опера).

Соч.: Escritos, Madrid, 1947.

Лит.: Крейн Ю., Мануэль де Фалья, М., 1962;

J a e n i s с h J., Manuel de Falla und die spanische Musik, Z.Freib., 1952; P a h i s s a J., Vida y obra de Manuel de Falla, B. Aires, 1947. Ал. М.

ФАМЙНЦЫН, Александр Сергеевич [24.Х(5.Х1). 1841- 24. VI(6. VII). 1896] - рус. музыковед и композитор. Муз. образование получил в Лейпцигской консерватории (1862-64). Преподавал историю музыки и эстетику в Петерб. консерватории (1865-72). Был секретар„м Гл. дирекции Рус. муз. об-ва (1870-80), редактором журн. "Муз. сезон" (1869-71), сотрудником рус. и нем. периодич. изданий. Выступал противником "Могучей кучки" как традиционалист, классицист и вагнерианец. Автор работ: "Скоморохи на Руси" (СПБ, 1889), "Гусли,..." (СПБ, 1890) и др.; опер:

"Сарданапал" (1875, Марипнский т-р, Петербург), "Уриэль Акоста" (соч. 1883).

Лит.: Кремлев Ю., Русская мысль о музыке, т. 2, Л., 1958. В. Ю.

ФАНТЕСКА - см. Серветта.

ФАРАНДУЛА (farandula) - название бродячей театр. труппы в Испании 16 в. Согласно описанию А. Рохаса Вильяндрандо (в книге "Занимательное путешествие", 1602 или 1603), в Ф. входили три актрисы, труппа играла восемь - десять комедий, представления устраивались в праздник "тела Христова".

ФАРИНЕЛЛИ (Farinelli) (наст. имя и фам.- Карло Броски; Broschi) (24.1. или 24.VI.1705 - 15. VII. или 16.IX.1782) - итал. артист оперы (сопрано). Пению учился у H. Порпоры. На оперной сцене впервые выступил в 1720 в Неаполе. Затем пел в Риме, выступал в разл. городах Италии. Гастролировал в Вене, Лондоне, Париже, Мадриде. Ф.- один из выдающихся певцов-кастратов 18 в. Обладал голосом обширного диапазона (3 октавы) светлого и мягкого тембра, виртуозной колоратурной техникой, в совершенстве владел иск-вом бель канто. В начале своей оперной карьеры Ф. исполнял женские партии в операх-сериа, затем стал выступать в мужских партиях. Его сценич. манера соответствовала стилю итал. оперного спектакля 18 в. "кьяро-скуро". Долгая дружба связывала Ф. с П. Метаста-зио, воспитавшим у певца любовь к поэтич. слову; в отличие от мн. певцов своего времени, Ф. старался донести смысл поэтич. речи оперных героев.

Женские партии: Плачидия, Аделаида ("Флавио", о. п. Порпоры), Пальмира ("Косрой" Поллароли), Берениче ("Фарначе" Винчи). Мужские партии: Нино, Ахилл ("Семирамида", "Ифигения в Авлиде" Порпоры), Орест ("Астианакс" Винчи), Никомед (о. п. Торри), Арбас ("Катон в Утике" Лео), Ринальдо ("Покинутая Армида" Поллароли), Фарнак ("Мит-ридат" Гаи), Сирой (о. п. Гассе).

Лит.: S а с с h i G., Vita del cavaliere Don Carlo Broschi, Venezia, 1784; Monaldi G., Cantanti evirati celebri nel teatro italiano, Roma, 1920. Св. Г.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница