Наши партнеры

Драгон мани официальное зеркало лучших игр в 2024 году.

Театральная энциклопедия
(страница 449)


ФЕДОТОВ, Александр Александрович [1863-8 (21). II. 1909] - рус. актер, режиссер, педагог. Сын Г. Н. Федотовой и А. Ф. Федотова. Окончил историко-филологич. ф-т Моск. ун-та. Принимал активное участие в деятельности руководимого К. С. Станиславским Общества искусства и литературы. Играл здесь под псевд. Филиппов. Роли: Лепорелло ("Каменный гость" Пушкина), Карандышев ("Бесприданница"), Фома Опискин (о. п. по повести "Село Степанчиково" Достоевского) и дрЛС 1893 работал в Малом т-ре (дебютировал в роли Андрея Белугнна - "Женитьба Белу-гина" Островского и Соловь„ва). Исполнял преим. характерные роли: Дулебов ("Таланты и поклонники"), Милонов ("Лес"), Никита ("Власть тьмы"), Городулин

("На всякого мудреца довольно простоты"), Репети-лов ("Горе от ума"), Добчпнский ("Ревизор"), Яков ("Плоды просвещения") и др. Ф. выступал также как режиссер. Пост. в Малом т-ре: "Сердце не камень" (1902), "Не было ни гроша да вдруг алтын" (1903) Островского, "Борьба за престол" Ибсена, "Молод„жь" Дрейера (1906) и др. Человек передовых взглядов, разностороннего образования и'культуры, он поддерживал в Малом т-ре все прогрессивные начинания А. П. Ленского. В„л педагогпч. работу в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва, на Драм. курсах Моск. театр. уч-ща (1904-09).

Лит.: Б е с к и н Э., "Рампа", 1909, J\o 7, с. 97;

Лебедев В., Памяти А. А. Федотова, там же с 10() 101, 103-104. -А

ФЕДОТОВ, Александр Филиппович (1841-95) - рус. актер, режиссер, педагог и драматург. Учился в Моск. ун-те (исключ„н за участие в студенческих беспорядках). В 1862 дебютировал на сцене Малого т-ра и был принят в труппу; работал здесь до 1873. С наибольшим успехом выступал - в пьесах Островского: Бальзаминов ("Женитьба Бальзаминова"), Риз-положенский ("Свои люди - сочт„мся"), Разлюляев ("Бедность не порок"), Тихон ("Гроза"); к числу лучших работ Ф. принадлежит также роль Жоржа Дандена (о. п. Мольера). В 60-70-х гг. ставил любительские спектакли ("Горе от ума" в Дворянском клубе, 1870, и др.). Преследуя просветительские цели, Ф. в 1872, несмотря на монополию императорских театров, сумел добиться разрешения на организацию в Москве во время Всероссийской полптехнпч. выставки Нар. т-ра (см. Народный театр на Политехнической выставке}. Он собрал сильную труппу из крупнейших провинциальных актеров (Н. X. Рыбаков, М. И. Писарев, К. Ф. Берг, В. А. Макшеев, А. И. Стрелкова и др.) и осуществил здесь пост. спектаклей "Ревизор", "Недоросль", "Бедность не порок" и др. Несмотря на большой успех у зрителей и поддержку прогрессивной общественности. Ф. не получил разрешения на постоянную работу т-ра, и через 3 месяца т-р был закрыт. Деятельность Ф. как организатора и руководителя Нар. т-ра имела большое значение для приобщения к театр. иск-ву широких масс зрителей, ликвидации театральной монополии. В дальнейшем Ф. нек-рое время был антрепрен„ром театра "Буфф" в Петербурге, летнего т-ра в Павловске (пригород Петербурга). В 1888 совм. с К. С. Станиславским (тогда Алексеевым) организовал Общество искусства и литературы; работал здесь как преподаватель драм. иск-ва и режиссер (пост. "Скупой рыцарь" Пушкина, "Горькая судьбина" А. Ф. Писемского, оба в 1888). Станиславский писал о Ф.:

"Впервые я встретился с настоящим талантливым режиссером... Общение с ним и репетиции были лучшей школой для меня... Федотов умел разбирать стену, стоявшую между актером и ролью, и сдирать мундир обветшалых традиций, давая вместо них иные, подлинные традиции искусства" ("Моя жизнь в искусстве", см. Собр. соч., т. 1, 1954, с. 101 и 111). В последующие годы Ф. осн. в Москве школу драм. иск-ва. С 1894 был актером Александрийского т-ра; преподавал в Петерб. театр. уч-ще.

Ф. написал ряд пьес, в к-рых стремился ставить актуальные вопросы; нек-рые его пьесы пользовались успехом у публики и долго сохранялись в репертуаре т-ров. В Малом т-ре были пост.: "Рубль" (1885), "Хрущ„вские помещики" (1888), "В деревне" (1887), "Дети отцов своих" (1891) и др.Ф. выступал также как драм. переводчик.

Соч.: Полное собр. драматических сочинений и переводов, т. 1-4, М., 1890-91.

Лит.: Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, Собр. соч., т. 1, М., 1954; Клинчин А. П., Н. X. Рыбаков, М., 1952, с. 154-212; его же, Народный театр на Политехнической выставке в Москве, в сб.: Театральное наследство, М., 1956. А. К л.

ФЕДОТОВ, Иван Сергеевич (1881-1951) - рус. сов. театр. художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1946). Окончив Строгановское уч-ще (1901), начал работать в Моск. частной рус. опере. В 1908-17 - художник Оперного т-ра Зимина. После революции оформлял спектакли в разл. т-рах Москвы, Ленинграда, Киева. С 1934 до конца жизни - художник Центр. т-ра Сов. Армии (ЦТСА). Ф. был мастером сценич. пейзажа. Значит, влияние на иск-во Ф. оказала его работа с режиссером А. Д. Поповым.

Оформил спектакли: "Дети солнца" Горького (1905, Т-р В. Ф. Комиссаржевской); "Генрих VIII" Сен-Санса (1911), "Жидовка" Галеви (1914), "Капитанская дочка" Кюи (1914) - в Опере Зимина; "Мещане" (1935); "Полководец Суворов" Бахтерева и Разумовского (1939), "Пархоменко" Вс. Иванова (1941), "Давным-давно" А. Гладкова (1942), "Учитель танцев" Лопе де Вега (1946), "За тех, кто в море!" Лаврен„ва (1947), "Совесть" Чепурина (1950), "На той стороне" Барянова (1948) - в ЦТСА; "Алмазы" Асанова (1947, MX AT), "Платон Кречет" (1935, Киевский т-р им. И. Франко);

"Город мастеров" Габбе (1944, Центр, детский т-р), "Великая сила" Ромашова (1947), "Незабываемый 1919-й" Вишневского (1949; Гос. пр. СССР, 1951)- в Малом т-ре; "Первые радости" по Федину (1950, Т-р им. Вахтангова). А. Кл.

ФЕДОТОВА, Гликерия Николаевна [10(22).V.1846, Ор„л,-27.II.1925, Москва] - рус. актриса. Нар. арт. Республики (1924). Герой труда (1924). Рано потеряв родителей, была удочерена помещицей Поздняковой; до 1863 выступала на сцене под этой фамилией, затем приняла фамилию мужа - актера и режиссера А. Ф. Федотова. Занималась в Моск. театр. уч-ще, сначала по классу балета, потом в драм. классе у И. В. Самарина (окончила в 1862). С 1858 выступала на сцене Малого т-ра в небольших ролях. В юности на Ф. оказали влияние две противоположные тенденции: мелодраматизм, заимствованный у эпигонов П. С. Мо-чалова, и реалистич. направленность, определявшаяся иск-вом М. С. Щепкина (принимавшего большое участие в талантливой ученице театр. уч-ща). Ф. неоднократно приходилось не только видеть Щепкина на сцене, но и играть с ним в одних спектаклях. Первая большая роль Ф.- Верочка в пьесе П. Д. Бо-борыкина "Реб„нок". Искренность чувств, глубокий драматизм исполнения, обаяние обеспечили большой успех молодой актрисе. Однако Щепкин и нек-рые критики отмечали недостатки е„ игры (повышенная п-атетичность и др.). В дальнейшем актриса преодолела эти недостатки и строго следовала заветам Щепкина.

В 1863 была зачислена в труппу Малого т-ра, став к концу 60-х гг. ведущей актрисой на роли молодых героинь. Наиболее полного расцвета талант Ф. достиг в 70-х гг., когда после перерыва (1870-72), вызванного болезнью и семейной драмой (разрыв с мужем), она вновь вернулась на сцену. В репертуар Ф. входили героич., лирич., салонные и бытовые роли в трагедиях, драмах и комедиях.

Свои лучшие роли Ф. создала в пьесах Островского и Шекспира. В произв. Островского Ф. исполнила 29 ролей (роли Снегурочки и Василисы Мелентьевой драматург предназначал для Ф.). Первая и наиболее* значительная роль Ф. в пьесе Островского-Катерина ("Гроза"). Исполнив эту роль впервые в 1863, Ф. играла е„ в течение 35 лет, став одной из лучших создательниц образа трагич. героини Островского. С большой внутр. силой и страстностью играла также роли: Василисы Мелентьевой (о. п., 1868), Параши ("Горячее сердце", 1869), Ларисы (1878), Кручининой (1884); Ксении Васильевны ("Не от мира сего", 1885), показав в своих сценич. образах ум и волю рус. женщины. В острой обличительной манере исполняла Ф. роли:

Лидии Чебоксаровой (1870) и Чебоксаровой-матери (1893) в "Бешеных деньгах", Мурзавецкой в "Волках и овцах" (1893).

Среди др. ролей в рус. классич. драматургии: Софья ("Горе от ума", 1864), Наташа и Донна Анна ("Русалка", 1865, и "Каменный гость", 1877, Пушкина), Наталья Петровна ("Месяц в деревне" Тургенева, 1881), Лидочка ("Дело" Су-хово-Кобылина, 1882), Звездинцева ("Плоды просвещения", 1891).

К творч. удачам Ф. принадлежали также роли:

Марьицы ("Каширская старина" Аверкиева, 1871), Лизы ("В осадном положении" В. Крылова, 1875), Медеи (о. п. Буренина и Суворина, 1883) и др. 19 ролей сыграла Ф. в произв. Шекспира. Лучшие из них- Беатриче ("Много шума из ничего", 1865), Изабелла ("Мера за меру", 1868), Катарина ("Укрощение строптивой", 1871), Порция ("Венецианский купец", 1877).

В последний период творчества Ф. исполнила в пьесах Шекспира роли: леди Макбет (1890), мистрисс

Форд ("Виндзорские проказницы", 1890), Королевы ("Цимбелин", 1891) и Волумнии ("Кориолан", 1902). А. В. Луначарский писал о Ф. : "Федотова была настоящей артисткой для изображения центральных женских фигур Шекспира, и именно фигур, полных сил, активности, либо радостей жизни, либо до злодейства наступательной энергии... Она была менее склонна к изображению натур пассивных, жертвенных" ("О театре и драматургии", т. 1,1958, с. 339-40, 338). Те же черты были свойственны и шиллеровской королеве Елизавете ("Мария Стюарт", 1886). Играя в этом спектакле с М. Н. Ермоловой (исполняла роль Марии Стюарт), Ф. была е„ достойной партн„ршей и соперницей. К. С. Станиславский писал, что Ф. "...была прежде всего огромный талант, сама артистичность, превосходная истолкова-тельница духовной сущности пьес, создательница внутреннего склада и рисунка своих ролей. Она была мастером художественной формы воплощения и блестящим виртуозом в области актерской техники" (Собр. соч., т. 1, 1954, с. 39).

Участвуя в том или ином спектакле, Ф. была занята не только своей ролью, но следила за всем спектаклем, помогала своим партн„рам и фактически являлась режиссером спектакля. Вс„ подлинно новаторское в т-ре встречало у не„ отклик и сочувствие. Так" Ф. поддерживала А. П. Ленского в его начинаниях, помогала К. С. Станиславскому в период его работы в Обществе иск-ва и лит-ры, горячо приветствовала первые шаги Художественного т-ра. Много гастролируя, Ф. оказала значит, влияние на т-ры провинции.

С 1885 вела педагогич. работу. В 1905 по болезни оставила сцену, продолжая педагогич. работу. Выступила на сцене один раз - в 1912, на юбилейном спектакле по случаю 50-летия своей сценич. деятельности; исполнила роль царицы Марфы в пьесе Островского "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский". По свидетельству В. И. Немировича-Данченко, Ф. "...никогда в жизни, ни в одной роли не была так изумительна, глубоко проста, как в своем последнем выходе..." (цит. по кн.: Г о я н Г., Г. Федотова, 1940, с. 1-12).

Лит.: Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, Собр. соч., т. 1, M., 1954; Г о я н Г., Гликерия Федотова. Жизнь и творчество великой русской артистки, М. -Л., 1940; Кара-Мурза С. Г., Малый театр. Очерки и впечатления, М., 1942; Зограф Н. Г., Малый театр второй половины XIX века, М., 1960; Юрьев Ю., Записки, т. 1, Л.- М., 1963. А. Кл.

ФЕДЬКОВИЧ, Юрий (Осип) Адальбертович (8.VIII. 1834-11.1.1888) - укр. писатель. Первое драм. произведение - бытовая комедия "Так вам и надо" (1864), во 2-й редакции наз. "Сватанье на болыпаке". Автор романтич. драмы "Довбуш" (соч. 1869, пост. 1876 Т-р об-ва "Руська бес?да"), мелодрамы "Кормчий" (1876), псторич. трагедии "Хмельницкий" (1886-87). Ф. принадлежат переделки пьес зап.-европ. драматургов, а также переводы "Гамлета", "Макбета" и др. , Р. П.

ФЕЕРИЯ (франц. feerie, от fee - фея, волшебница) - 1) Жанр спектаклей, в к-рых обычно изображаются фантастич. или необыкновенные происшествия, применяются разл. постановочные эффекты, сценич. трюки, превращения; широко используются достижения театр. машинерии, свет, звуковое оформление. Как особый театр. жанр Ф. появилась в Италии в 17 в. Характер Ф. носили мн. оперно-балетные спектакли, а также представления ярмарочных т-ров во Франции в 17-18 вв. Широкое развитие Ф. получили в Англии в 17 в. В России во 2-й пол. 19 в. яркой зре-лищностью и изобретательностью отличались Ф., в подготовке к-рых принимали участие режиссер М. В. Лентовский, машинист и декоратор К. Ф. Валъц. 2) Цирковое представление, иногда сюжетное, с использованием разл. трюков (вода, льющаяся бурными потоками и заполняющая манеж, фейерверки, исчезновение людей, животных на глазах у зрителей и т. п.).

Лит.: В а л ь ц К. Ф., Шестьдесят пять лет в театре, Л., 1928; Попов Н., Театральные кудесники, в кн.:

Театральный альманах. Сб. статей и материалов, М., 1947.

ФЕЙ (Fay), Фрэнсис Джон (1870-1931) и Уильям Джордж (1872-1947) - ирл. актеры и режиссеры (братья). Начали творч. деятельность в любительских кружках. Вместе с ирл. драматургами У. Б. Йитсом, А. Грегори, П. Колумом и др. были инициаторами движения за создание нац. т-ра. В 1901 вошли в тоуп-пу Ирл. лит. т-ра, где пост. "Дейрдру" Рассела и "Йэт-лин-ни-Холиэн" Йитса, сыграв в этих пьесах гл. роли. В 1904-08 Ф.- актеры и режиссеры первого ирл. нац. т-ра - "Эбби т-ра" (Т-р Аббатства), выступали в пьесах Дж. М. Синга, Йитса, Грегори и др. ирл. драматургов, ставили их пьесы. Деятельность Ф. в "Эбби т-ре" способствовала формированию реалистич. манеры актерского исполнения, простоте сценич. оформления, особой выразительности сценич. речи, составивших славу этого т-ра.

Уильям Ф. с 1908 гастролировал как режиссер и актер в США, знакомя амер. публику с пьесами крупнейших ирл. драматургов, а затем в т-рах Лондона ("Олдуич", "Артс", "Олд Вик") и др. англ. городов. Автор автобиографич. книги "The fays of the Abbey Theatre" ("Братья Фей из Театра Аббатства"), мемуаров "Merely players" ("Только актеры") (1932 и 1935) и "A short glossary of theatrical terms" ("Краткого словаря театральных терминов", 1930). После ухода из "Эбби т-ра" Фрэнсис Ф. также нек-рое время гастролировал в США, затем в Англии с шекспировской труппой, играл в Бирмингемском репертуарном т-ре. С 1921 работал в Дублине, преподавал сценич. речь.

Соч.: The Fays of the Abbey Theatre, L., 1935 (совм. с С. Carswell).

Лит.: M а 1 о n e A., The Irish drama, L., 1929; Robinson L., Ireland's Abbey Theatre, L., 1951; Fay G., The Abbey Theatre. Cradle of genius, L.- Dublin, 1958.

Ел. К. ФЕЙГИН, Леонид (Лазарь) Вениаминович (р. 6. III. 1923) - рус. сов. композитор. Окончил Моск. консерваторию в 1947 (класс скрипки Д. Ф. Ойстраха, композиции Н. Я. Мясковского и В. Я. Шебалина). Ф.- автор балетов: "Дон Жуан" (1964, Т-р оперы и балета им. Навои, Ташкент), "Зв„здная фантазия" (1963, Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва), "Кырк-кыз" ("Сорок девушек", по каракалпакскому нар. эпосу, соч. 1965); оперы "Сестра Беатриса" по Метерлинку (соч. 1963); музыки к фильмам. Ф. заново оркестровал оперы "Битва при Леньяно" Верди и "Дон Прокопио" Бизе, закончил балет Г. Григоряна "Камень счастья", оркестровал балеты: "Мирандолина" Василенко (1958, Большой т-р), "Снегурочка" на музыку Чайковского (1963, Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко), "Вариации" на музыку Бизе (1964, там же).

Лит.: К. В., Балет "Дон Жуан" в Ташкенте, "Муз. жизнь", 1964, ј17;Кремшевская Г., На спектаклях узбекского балета, "Театр", 1965, ј 3. В. Ю.

ФЕЙДО (Feydeau), Жорж (8.XII.1862-6.VI.. 1921) - франц. драматург. С 80-х гг. 19 в. начал лит. деятельность. Из ранних драм. произв. Ф. получила признание пьеса "Дамский портной" (1886, т-р "Ренессанс"). В дальнейшем популярностью пользовались вес„лые комедии и водевили: "Лента" (совм. с М. Дева-льером, 1894, т-р "Одеон"), "Дама от Максима" (1899, т-р "Нувоте"), "Займись Амелией!" (1908, там же) и др. Ф.представитель т. п. "бульварной драматургии", л„гкой, эффектной п поверхностной. Его пьесы отличались занимательной интригой, забавными сценич. ситуациями. Мастерство Ф. отмечали К. Мендес, Ж. Ришпен, позднее - М. Ашар.

Соч.: Theatre complet, v. 1-9, P., 1948-56. ФЕЙЕРТАГ, Эдвин Давидович [27.V(8.VI).1897- 23.XII.1941 ] - рус. сов. актер и режиссер. Дебютировал как актер в 1916 в Новгороде (антреприза Н. В. Извольского). В 1922 окончил студию при Общедоступном передвижном т-ре под рук. П. П. Гайдебурова. Одновременно с 1921 - актер этого т-ра (до 1928).

Роли: Крутицкий ("Не было ни гроша..." Островского), Филька ("Бабы" Неверова), Полоний ("Гамлет"), Яков ("Плоды просвещения"), Епиходов ("Вишн„вый сад"); Комиссар ("Елена Толпина" Щеглова).

режиссерскую и педагогич. деятельность начал под рук. Гайдебурова. С 1932 работал гл. обр. как режиссер. Вн„с значит, вклад в организацию сов. т-ров для детей и юношества. В 1932-34 был художеств. руководителем Чувашского ТЮЗа. Затем (1934-41) возглавлял Петрозаводский ТРАМ, Куйбышевский, Фрунзенский, Новосибирский ТЮЗы и др.

Пост.: "Молодой пласт" Бочина (1933), "Сын Скэба" Веприцкой (1934), "Клад" Шварца, "б миллионов авторов" Бруштейн и Зона (оба спектакля пост. в 1933 рус. труппой Чуваш, т-ра), "Слуга двух господ" Гольдони (1935, 1939), "Пленник эмира" Макарьева (1935), "Ревизор"; "Сер„жа Стрельцов" Любимовой (оба в 1936), "Скупой" (1939), "Снегурочка" (1940); "Ромео и Джульетта" Шекспира (1941).

В„л педагогич. работу в т-рах и в Новосибирском театр. уч-ще.

ФЕЙТ (Feith), Рейнвис (7.II.1753-8.II.1824) - голл. писатель, драматург. Один из представителей сентиментализма в голл. лит-ре. В первой трагедии - "Тпрса, или Победа веры" (1784), написанной на библейский сюжет, отразилось влияние просветит, концепции "Натана Мудрого" Лессинга. Под влиянием франц. бурж. революции конца 18 в. Ф. освобождается от сентименталнстских иллюзий и созда„т свою лучшую трагедию - "Инее де Кастро" (1793; по мотивам "Лузиад" Камоэнса). В этой пьесе Ф. отстаивает свободу человеч. чувства, духовную ценность личности, независимо от е„ социальной принадлежности. Трагедия "Муций К орду с, или Освобождение Рима" (1795) - произв. в духе революц. классицизма, утверждает идею борьбы народа против монархии п деспотизма. В предисловии к этой пьесе автор связывает драматургию с формой гос. управления. Т-р, по его мнению,- школа для народа, здесь формируются герои или царедворцы. Ф. считал, что свободный народ должен быть героем пьес, п выводил его (в образе хора) в своих драматич. произв. Полптич. тенденциозность и нравоучит. направленность трагедий Ф. сближают их с просветительской бурж. драмой. Творчество Ф. имело большое значение для развития голл. драматургии 2-й пол. 18 в.

Соч.: Dicht en prozaische werken, dl 1-11, Rotterdam, 1824.

Лит.: Bruggencate H. G. ten, Mr. R. Feith" Wapeningen, 1911. Вл. О.

ФЕЙХТВАНГЕР (Feuchtwanger), Лион (7.VII.

1884-21.XII.1958) - нем. писатель, драматург. Изучал филологию и философию в ун-тах Мюнхена и Берлина. При фашизме был лиш„н нем. гражданства, в 1933 эмигрировал во Францию, в 1940 в США. Написал ок. 30 драматич. произведений. В 1905-06 выпустил 2-томник "Маленькие драмы", состоящий из миниатюр на античные, библейские и средневековые сюжеты. В ряде своих пьес утверждал принципы абстрактного гуманизма. В 20-е гг. в драматургии Ф. сказалось влияние Б. Брехта. В гротесково-сатприч., публицистич. пьесах 20-х гг. Ф. ставил острые социальные вопросы, обличал нравы бурж. общества ("Американец, или Расколдованный город", 1921; "Нефтяные острова", 1927; "Калькутта, 4 мая", 1928; "Будет ли амнистирован Хил?", 1930). Приход к власти фашизма способствовал политич. зрелости Ф., он становится антифашистом, отказывается от проповеди созерцательности. В антифашистской драме "Сны Симоны Машар" (1942; 1957, т-р во Франкфурте-на-Майне; 1959, моек. Т-р им. Ермоловой), написанной им с Б. Брехтом (по повести Ф. "Симона"), показан героизм простой франц. девушки, оказавшей сопротивление фашистским оккупантам. В 40-х гг. Ф. написал ряд историч. пьес - "Помрачение умов, или Дьявол в Бостоне" (1946; 1949, "Каммершппле", Берлин), "Вдова Капет" (1956, Дрезден; 1960, т-р в г. Пярпу, Эстония).

Инсценировались и экранизировались романы Ф.:

"Семья Оппенгейм", "Лже-Нерон", "Братья Лаутен-зак" и др. Нац. пр. ГДР (1953).

Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1-10, Amst., 1932-48; в рус. пер.- Пьесы, М.- Л., 1960; Сны Симоны Машар (совм. с Б. Брехтом), М., 1957. Ham. H.

ФЕКРЙ, Мортозакули (прозвище-М о а и e д а л ь-М а м а л e к; 1868-1917) - иранский драматург, актер и общественный деятель. Ф. - один из выдающихся деятелей иранского т-ра. Занимался издательским делом. В период антифеодальной революции 1905-11 эмигрировал в Россию на Кавказ, затем жил в Сирии, Турции и Египте. Как актер получил известность после исполнения гл. роли в своей пьесе "Сирус Великий". Ф.- автор социально-бытовых пьес: "Судьба корреспондента", "Любовь старика" (обе 1913), "Старый и новый правители" (1915) и др. Ф. принимал участие в пост. всех своих пьес. Язык произв. Ф. простой, драматург прибегает к просторечию, тегеранскому диалекту, но пьесы его трудны для пост., несценичны.

Лит.: Абульгасем Джаннати Атап, Бо-нйаде немайеш дар Иран, Тегеран, 1955. J. K.-O.

ФЕЛЕКИ (Feleki), Камиль (р. 1908) - венг. артист оперетты н эстрады. Нар. арт. ВНР (1961). До прихода в оперетту был эстрадным артистом, актером Будапештского т-ра комедии и др. т-ров. Особую популярность приобр„л в характерных опереточных ролях - Мишка ("Сильва" Кальмана) и др. Ф.- комедийный актер тонкого лирич. дарования. Больше всего ему удаются образы "маленьких людей". Участвует в спектаклях Т-ра им. Пет„фи в Будапеште. Пр. им. Кошута (1953).

Лит.: Гершкович А., Два опереточных комика, "Театр", 1956, с. 146-47, .ј 3; "Szfnhaz es mozi", 1955, .ј 3, old. 14. Д. Ив.

ФЕЛЙНЬСКИЙ (Felinski), Алойзы (1771-23.11. 1820)-польский драматург, поэт. Произведения Ф. проникнуты патриотизмом. Наиболее известная пьеса Ф.- псевдоклассич. трагедия " Барбара Радзивилувна" (1817, Варшава, позднее пост. в т-рах Нар. Польши), была принята с энтузиазмом польской общественностью как патриотич. пьеса; в 1821 запрещена царской цензурой как нацноналистич. пьеса. Для современников Ф. пьеса была символом нац. могущества Польши. Среди исполнительниц - выдающиеся польские актрисы А. Гофман, X. Моджеевская. Ф. написал также трагедии "Виргиния", "Радамист и Зенобия". Испытал влияние В. Альфьери и Кребийона. Л'. Мал.

ФЕЛПС (Phelps), Самюэл (13.II.1804-6.XI.1878) - англ. актер и режиссер. Один из крупнейших англ. режиссеров 19 в. После участия в любительских спектаклях в Излинг-тоне в 1826 поступил в проф. труппу ("Уэст Лондон тиэтр"). В 1737 впервые выступил в т-ре "Хеймаркет" (Лондон), где позднее исполнил роли: Гамлет, Отел-ло, Шейлок, Ричард III. Лучшие сценические образы Ф. - в комедиях: Фальстаф ("Виндзорские проказницы"), Маль-волио ("Двенадцатая ночь"), Основа ("Сон в летнюю ночь"); сэр Питер Тизл ("Школа злословия" Шеридана). Игра Ф. отличалась простотой, естественностью, мастерством перевоплощения. В 1844-62 руководил т-ром "Сэдлерс-Уэллс", к-рый стал в это время одним из ведущих т-ров Лондона. Пост. почти все пьесы Шекспира (в т. ч. "Макбет", 1857, "Антоний и Клеопатра", 1849). Выступал в этих пост. и как актер. режиссер-педагог, Ф. добивался ансамблевости исполнения, жизненной яркости сце-нич. образов. Выступал против внешней эффектности постановок Ч. Кина. Творчество Ф. имело большое значение для формирования реалистич. принципов в англ. режиссерском иск-ве, утверждения воспитательной роли т-ра.

Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 3, M., 1963; Phelps W. M. and Forbes-Robertson J., The life and life-work of Samuel Phelps, L., 1886; Watson E. В., Sheridan to Robertson, Cambr. (Mass.), 1926; Sprague A. C., Shakespeare and the actors, Cambr. (Mass.), 1948. Ю. К.

ФЕЛЬДМАН (Feldman), Мирослав (р. 28.XII. 1899) - югосл. (хорватский) писатель и драматург.

Драматургич. деятельность начал в 1927. Хорватский Нац. т-р в Загребе пост. его пьесы: "Поездка" (1927), "Заяц" (1933), Профессор Жич" (1935), "На углу" (1936), "Серна" (1939), "В тылу" (1939), "Из мрака" (соч. 1940, была запрещена, пост. 1946). Пьесы Ф. сценичны, они ставились в т-рах Австрии, Чехословакии и др. стран. Г. Шум.

ФЕЛЬДМАН, Эрнест (27.V,1889-4.XI.1947) - латыш. актер, режиссер и театр. педагог. В 1911 окончил драм. курсы А. И. Адашева в Москве. В 1911-21 под псевд. Тарбеев выступал актером и реж. в театр. труппах России (в т-рах Незлобина, Корша; в провинции- в Таганроге, Иваново-Вознесенске и др.). Играл роли Раскольникова ("Преступление и наказание" по Достоевскому), Незнамова и др. В 1921-33 - актер и реж. в Национальном латыш. т-ре (Рига), в 1940- 1941-гл. реж. в Даугавпилсском т-ре, в 1941-44- реж. Рижского нар, т-ра, в 1945-47-Т-ра драмы Латв. ССР. Ф. много и плодотворно работал над комедией. С живым темпераментом и артистизмом играл роли Скапена ("Проделки Скапена" Мольера, 1922), Фигаро (1922), Хлестакова (1922), Петруччио (1925) и др. Успешно ставил комедийные спектакли. Лучшие работы Ф. отличались стремительным темпом, яркими образами, оживл„нным диалогом. Пост. спектакли: "В какую гавань?" (1945) и "Как в Гарпетерах историю делали" (1946) Григулиса, "День чудесных обманов" (1945) и "Школа злословия" (1946) Шеридана, "Виндзорские проказницы" (1947).С 1921 в„л педагогическую деятельность. В 1927-35 возглавлял драм. курсы, на к-рых учились многие деятели латышского театра. Б. Г.

ФЕЛЬДМАН, Яков Соломонович [р. 22.1Х(5.Х). 1913] - рус. сов. театровед. Лит. деятельность начал в 1938. В 1941 окончил ГИТИС. В 1940-43 работал в лит. части Центр, т-ра Красной (ныне Советской) Армии, в 1943-51 - зав. лит. частью Свердловского драм. т-ра, в 1952 - Саратовского ТЮЗа. В 1952- 1958-научный сотрудник Ин-та искусствознания АН Узб. ССР (Ташкент), с 1943 вед„т педагогпч. работу в Ташкентском театр.-художеств. пн-те (с 1955 - зав. кафедрой театроведения).

Соч.: Фурнач„в - М. М. Тарханов, "Театр", 1939, ј 6;

Пьесы Назыма Хикмета на сцене театра им. Хамза, там же, 1954, ј 12; Слово о выдающемся актере (Абрар Хидоя-тов), там же, 1960, ј 2; Характер народа и сценические образы, Таш., 1962; Олим ХУжаев, Тош., 1962; то же на рус. яз., Таш., 1963; Наби Рахимов, "Театр", 1964, ј 7; Узбек сахна саньатида интернационаллик ва миллийлик бир-лигининг баьзи масалалари, в кн.: Марксча-ленинча эстетика масалалари, Тош., 1965; Ряд разделов в кн.: Узбекский советский театр. кн. 1, Таш., 1966.

ФЕЛЬДТ, Павел Эмпльевич [8(21).II.1905-1.VII. 1960] - рус. сов. композитор и дириж„р. Засл. деят. иск-в РСФСР (1955). В 1930 окончил Ленингр. консерваторию. В 1929-34 - концертмейстер, в 1934- 1941 - дириж„р Малого оперного т-ра (Ленинград), с 1941 - дириж„р Т-ра оперы и балета им. Кирова (Ленинград). Автор оперетт "Дон Маурицио" (соч.

1946) и "Причуды ревности" (соавтор Г. Н. Носов, соч.

1947). Ф. принадлежит муз. редакция балета "Фадет-та" Делиба (1936, Ленингр. Малый оперный т-р).

Дирижировал балетами: "Светлый ручей" Шостаковича (1935), "Кавказский пленник" (1938) и "Ашик-Кериб" (1940) Асафьева, "Сказка о попе и работнике его Балде" Чулаки (1940) - все в Ленингр. Малом оперном т-ре; "Гаяне" Хачатуряна (1942 и 1952), "Золушка" (1946); "Шурале" Яруллина (1950), "Тарас Бульба" Соловь„ва-Седого (1955), "Спартак" Хачатуряна (1956) и др.- в Ленингр. т-ре оперы и балета им. Кирова. А. Ив.

ФЕЛЬЕТОН (франц. feuilleton, от feuille - лист, листок) - один из видов разговорно-эстрадного жанра, сатирико-публицистич. обозрение на злобу дня. В Ф. факты и явления современности излагаются от лица импровизирующего рассказчика, у к-рого мысли следуют одна за другой, как бы подчиняясь произвольным ассоциациям, критич. мысли чередуются с патетикой, лит. язык - с обиходно-разговорным.

Сов. эстрадный Ф. не только обличает недостатки, но п рассказывает о достижениях социалистич. строительства. Текст эстрадного Ф. близок по материалу и стилю к газетному и журнальному Ф. (отсюда название). Однако его сценич. воплощение требует эмоционально звучащей речи, выразительных жестов, движений, подч„ркнутой динамики. Это достигается преобладанием коротких предложений, отсутствием описательных периодов. В Ф. используются риторич. вопросы, широко применяются анекдоты, шутки, переходы от серьёзного к смешному. Исполнители воспроизводят лексику и интонации повседневной речи (скороговорку, паузу и т. д.). Ф. вырос из эстрадного монолога, с к-рым выступали А. Е. Муратов, В. В. Гущинский и др. Создателями эстрадного Ф. были Г. И. Афонин и особенно Н. П. Смирнов-Сокольский. Исполнение Ф. включается в репертуар конферансье (О. А. Миляв-ский, Б. С. Брунов и др.), а также используется в сочетании с куплетами, пародиями, сценками (П. Л. Му-равский, Б. Н. Бенцианов, К. Н. Яницкий и др.).

Лит.: Воскресенский С., Эстрадные жанры, М., 1930; Дмитриев Ю., Искусство советской эстрады, [М.], 1962. М. 3.

Ф‚ЛЬЗЕНШТЕЙН (Felsenstein), Вальтер (р. 30.V. 1901, Вена) - нем. режиссер оперных и драм. т-ров (ГДР). С 1923 - актер и реж. т-ров Любека и др. городов Германии. В 1932-34 - гл. реж. К„льнского оперного т-ра, в к-ром пост. оперы: "Парсифаль", "Риенци" Вагнера, "Риголетто", "Трубадур", "Кармен";

"Сельская честь" Масканьи, "Паяцы". В 1934-36 - реж. Франкфуртской оперы, где сенсационный успех имела его пост. оперетты "Летучая мышь" И. Штрауса. Из-за преследований фашистов был вынужден уехать в Швейцарию. Пост. в Цюрихе ряд спектаклей, в т. ч. оперу "Саломея" Р. Штрауса под упр. автора. В конце 30-х гг. Ф.- гл. реж. драматич. берлинского "Шиллер-театра"; пост. фильм-оперу "Фиделио" (совм. с X. Эйслером). В 1941 в Ахене осуществил пост. опер: "Фальстаф" Верди, "Тангейзер" Вагнера, "Свадьба Фигаро" (дириж„р Г. Караян). С 1947 - худ. рук. т-ра "Ко-мише опер" в Берлине.

Реалистич. реформаторские устремления Ф. близки принципам оперной режиссуры Станиславского и сформировались в борьбе с рутиной. Главное для Ф. в пост. оперного спектакля - органич. слияние музыки и драматич. действия. Музыка при этом является основой спектакля и определяет все сценич. выразит. средства. Пение понимается Ф. как "усиленная экспрессия". Отсюда - утверждение единства вок. интонации и пластического движения. От оперного артиста Ф. требует осознания характера героя, а также знания всей партитуры оперы. Ф. стремится добиться такого самочувствия артиста на сцене, когда пение становится для него необходимым и единств. способом выражения данной драматич. ситуации. Огромное значение прида„т Ф. осознанию муз. темпа (вплоть до мельчайших ритмич. долей). Эти требования предъявляются не только солистам, но и хору. Все декоративные элементы спектакля Ф. также под чиняет муз. драматургии. В основу пост. классич. опер Ф. клад„т принцип "буквального прочтения" партитуры, т. е. освобождения произв. от м„ртвых оперных традиций, раскрытия подлинного авторского замысла. Ф. стремится определить в каждом спектакле черты современности. В пост. оперы "Отелло" Верди (1959)Ф. показал трагедию человека, сталкивающегося с бездушной античеловеческой действительностью. Остро современна пост. оперетты "Синяя Борода" Оффенбаха (1963) с гротескным образом диктатора - кровожадного обладателя пушек. Напряж„нная муз. драма и острая комедия наиболее характерны для аост. Ф. в т-ре "Комише опер".

Лучшие плст.: "Кармен" (1949), "Свадьба Фигаро" (1950) "Вольный стрелок" Вебера (1951, Нац. пр. ГДР), "Волшебная флейта" (1954); "Лисичка-плутовка" Яначека (1956, Нац. пр. ГДР), "Сказки Гофмана" Оффенбаха (1958), "Бравый солдат Швейк" Курки (1960), "Проданная невеста"-(1960, Нац. пр. ГДР) и "Сон в летнюю ночь" (1961).

В 1959 и 1965 посетил Сов. Союз вместе с театром "Комише опер". Член (1951), вице-президент (1959) Нем. академии иск-в (Берлин).

Лит.: G o t z F., Walter Felsenstein. Weg und Werk, B., 1961; Комише опер (Сборник-буклет). Гастроли в СССР, М., 1965; Говорят деятели "Комише опер", "Сов. музыка", 1965, ј 10, с. 57-63; Сабинина М., Вальтер Фельзенштейн и его театр. "Муз. жизнь", 1965, ј 10. с. 18-19; Кузнецова И" Утверждение правды, "Сов. музыка", 1966, ј 2. г. Кар.

Ф‚ЛЬТЕН (Veiten), Иоганн 127.XII.1640-1692 (1693?)] - нем. актер и театр. деятель. В 1661 окончил теологич. ф-т Лейпцигского ун-та (магистр) и был единственным руководителем (принципал - по театр. терминологии 17 в.) труппы, имевшим в то время высшее образование. Участвовал в студенч. спектаклях. По окончании ун-та поступил в бродячую труппу (рук. К. А. Паульсен), с к-рой странствовал по Германии, выступая в Нюрнберге, Данциге, Гейдельбер-ге, Вормсе. После смерти Паульсена возглавил труппу, к-рая под его руководством стала лучшей труппой в Германии и получила наименование "Знаменитая банда". Еще при жизни Паульсена, кроме импровизированных фарсов и грубых натуралистич. трагедий ("Главные государственные действа"), ставились переделки трагедий Д. Лоэнштейна, комедий Мольера ("Скупой"" "Проделки Скапена"). Ф. реформировал репертуар труппы, сделал основой его лит. драму. Он стремился заменить фарсы и комедии положений пьесами, воссоздающими жизненно убедит, характеры. Наряду с интермедиями и пьесами из репертуара парижского т-ра "Комеди Итальенн", Ф. переводил и ставил произв. Мольера ("Скупой", "Мизантроп", "Лекарь поневоле"), комедии А. Грифиуса ("Господин Петер Сквенц"), ряд пьес Ф. Бомонта, Дж. Флетчера. Большое место в репертуаре его труппы занимали трагедии и комедии Шекспира в переделках ("Тит Андроник", "Венецианский купец", "Гамлет", "Ричард III", "Ромео и Джульетта", "Комедия ошибок"). Ф. обращался и к исп. драматургии (пьесы Кальдерона), а также к франц. класснцистской драматургии ("Сид" Корнеля и др.). Обращение к франц. классицистам было вызвано стремлением реформировать старую манеру игры актеров нем. бродячих трупп, основанную на грубой буффонаде и преувеличенной патетике. Ф. учил своих актеров заучивать лит. текст роли, психологически оправдывать чувства и поступки действующих лиц. В его труппе женские роли впервые исполняли актрисы, а не юноши, как это было принято в др. странствующих нем. труппах. Среди актрис труппы Ф. выделялась его жена Катерина Элизабет Ф. (урожд„нная Паульсен).

В 1685 Ф. был принят на службу к курфюрсту Саксонскому и его труппа стала постоянной придворной труппой, получившей в сво„ распоряжение театр. здание в Дрездене с декорациями, машпнерией, театр. костюмами. После смерти курфюрста (1690) Ф. сохранил право выступать в Саксонии, но не получал содержания и был вынужден снова странствовать со своей труппой. После смерти Ф. труппу возглавила его жена. И. Н.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница