Наши партнеры

Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/kazan/ в компании РексРент.
Electra Style Магазин женской одежды Вологда.

Театральная энциклопедия
(страница 452)


ФИЛИДОР (наст. фам.- Д а н и к а н -Ф и л и-д о p, Danican Philidor), Франсуа Андре (7.IX. 1726-24.VIII.1795) - франц. композитор. Один из создателей франц. комич. оперы. Произв. Ф. отличались сценичностью, остротой муз. характеристик. Ф. написал неск. десятков комич. опер. Первая из них - "Блез-сапожник" (1759, т-р "Опера комик", Париж) - наиболее популярна.

Др. оперы: "Солдат-волшебник" (1760). "Садовник и его господин" (1761), "Кузнец" (1761), "Санчо Панса на своем острове" (1762), "Дровосек, или Три желания" (1763), "Колдун" (1764), "Том Джонс" (1765; все в т-ре "Опера комик"); "Эрнелинда, принцесса Норвежская" (1767, т-р "Гранд-Опера", Париж; второй вариант - "Сандомир, принц датский", 1774, Брюссель); "Садовник из Сидона" (1768), "Разоблач„нный любовник" (1769), "Новая школа ж„н" (1770; все в т-ре "Опера комик"); "Семира и Мелид" (1773, Фонтенбло), "Отмщ„нные женщины" (1775, т-р "Опера комик"), "Источник любви" (1780, т-р Булонского леса), "Деревенская дружба" (1785), "Фемистокл" (1786, т-р Итальянской комедии).

Лит.: Л я-Л о р а н с и Л. де, Французская комическая опера XVIII века, пер. с франц., М., 1937; Bonnet G. E., Philidor et l'evolution de la musique francaise au XVIII siecle, P., 1921. Ал. M.

ФИЛИП (Philipe), Жерар (4.XII.1922-25.XI. 1959) - франц. актер. Учился в юридич. ин-те в Ницце (с 1940). В 1942 впервые выступил на сцене Муниципального казино (Ницца) в роли Мика ("Совсем простая взрослая девушка" Руссена). В

1943 дебютировал в парижском т-ре "Эбер-то", сыграв роль Ангела ("Содом и Гомор-ра"Жироду). В 19431944 учился в парижской Консерватории (класс Дени-д'Инес, Ж. Ле Руа). Среди первых значительных работ в т-ре-роль Кали гулы (о. п. Камю, т-р "Эберто", 1945). В 1947-49 выступал в т-рах "Ноктамбюль", "Мишодьер", "Мон-парнас". С 1951 творч. жизнь Ф. была связана с Нац. Нар. т-ром (ТНП), обществ, и художеств. программу к-рого он осуществлял в содружестве с Ж. Виларом. В ТНП Ф. дебютировал в роли Родриго ("Сид" Корнеля), создав сценич. образ, олицетворявший благородство и рыцарственность, утверждавший самоотверженное чувство долга. Ф. сыграл в этом т-ре роли принца Гомбургского (о. п. Клейста, fp51), Эйлифа ("Мамаша Кураж..." Брехта, 1951-52), Лоренцаччо, Оттавио, Пердикана (о. п., 1952, "Капризы Марианны", 1958, "Любовью не шутят", 1959, Мюссе), Ричарда II, Рюи Блаза (о. п. Шекспира и Гюго). Обаяние блистательного пск-ва Ф., образов, им созданных, заключалось в сочетании возвышенного героич. пафоса с ро-мантич. меланхолией и живым чувством юмора. Он воспевал своих героев, их мужество, отвагу, молодость, но без патетики, с оттенком вес„лой и доброй иронии. Ф. был признан лучшим совр. романтич. актером Франции. Значение иск-ва Ф. для франц. т-ра определено в словах Ж. Вилара, обращ„нных к нему:

"Ты единственный актер послевоенного поколения, который своим сердцем глубоко осознал чаяния народа" ("Жерар Филип", М.-Л., 1962, с. 141-42). Эта близость творчества Ф. чаяниям народа, лучезарный романтизм сделали его одним из наиболее популярных актеров Франции.

Ф. занимался режиссурой. Пост. спектакли "Ядро" Пишета, "Лоренцаччо" (совм. с Л. Гишиа, оба в 1952). Был одним из выдающихся актеров франц. кино (снимался с 1943). Крупнейшие работы: Фанфан-Тюльпан (в одноим. фильме), Жюльен Со рель ("Красное и ч„рное"). В 1955 в составе делегации деятелей франц. кинематографии приезжал в СССР. Был членом Франц. нац. совета Движения сторонников мира, председателем Нац. к-та франц. Союза актеров. В честь Ф. учреждена премия, к-рой ежегодно награждается молодой актер. В предместье Парижа (Сен-Дени) работает "Т-р им. Жерара Филипа".

Лит.: Jerard Philipe. Souvenirs et temoignages, recueillis par A. Philipe et G. Roy, P., 1960; в рус. пер. - Жерар Филип, M.- Л., 1962; Бояджиев Г., Театральный

Париж сегодня, ]\i., 1960; 3 и н г е р м а н Б., Жан Вплар и другие..., М., 1964, с. 51-59; Г а е в с к и и В. Г., Жерар Филип, "Театр", 1960, ј 3; В е i g b е d е г M., Le theatre en France depuis la liberation, [P.], [1959]. 7. j,

ФИЛИПОВ (Филиппов), Филип Порданов (р. 24.VIII.1914) - болг. режиссер, педагог. Нар. арт. НРБ (1963). Театр. иск-ву учился в Театр. школе в Софии у Б. Дановского и Н. Массалитинова. Был одним из первых организаторов рабочей театр. самодеятельности в Софии. В 1945-47 - ассистент режиссера, в 1947-51 - режиссер и с 1951 - гл. реж. Народного т-ра в Софии (в 1957-64 - директор). Первая пост. Ф. в этом т-ре - "Волки п овцы" (1946).

Пост.: "Двенадцатая ночь" (1948); "Великая сила" Ромашова, "Московский характер" Софронова (обе в 19(9;

Димитр. пр., 1950), "Накануне" по Тургеневу (1952), "Огненный мост" Ромашова (1954), "Мать 'своих детей" Афиногенова (1956, Димитр. пр., 1960), "Герцогиня Падуг" некая". Уайльда (1957), "Незабываемые дни" Стрелкова (1959; совм. с Массалитиновым), "Голос народа" Караславова (1962), "Искатели т„плых местечек" Ваэова, "Путешественник без багажа" Ануя (1966) и др.

С 1945 препода„т в Высшем ин-те театр. иск-ва (профессор с 1953). А. Ив.

ФИЛИППОВ, Борис Михаилович [р. 17.11(2.111). 1903] - рус. сов. театр. деятель. Засл. работник культуры РСФСР (1965). Чл. Коммунистич. партии с 1942. В 1921-29 - зав. художеств. частью Ленннгр. Совета профсоюзов, в 1927-29-зав. лит. частью Ленингр. Большого драм. т-ра, один из основателей Ленпнгр. журнала "Рабочий и театр". В 1930-36 - директор Клуба мастеров иск-в в Москве, затем Т-ра нар. творчества, в 1937-40 - Центр, дома работников иск-в. Был директором 1-го фронтового т-ра ВТО (1942), Моск. т-ра драмы (1943-45). Моск. т-ра Сатиры (1945-1946), Центр, дома работников нск-в (1946-(51), с 1961-Центр, дома литераторов. Автор статей п книг.

С о ч.: Театр и запросы рабочих масс, Л., 1927; Творческие встречи, М., 1951; Актеры бе.-i грима, М., 1967. Э. Р.

ФИЛИППОВ, Владимир Александрович [6(18). VI. 1889-20. V. 1965] - рус. сов. историк т-ра, критик, педагог. Профессор (I930). Засл. деят. иск-в РСФСР (1956). Окончил Моск. ун-т в 1912. Театр. п обществ. деятельность начал в 1909 как актер и лектор. Был одним из организаторов и руководителей первого в СССР т-ра для детей. В 1920-29-председатель театр. секций Нар-компроса, Моссовета, ГАХН, зав. Управлением т-ров Моссовета (1921-24); директор Гос. педагогич. т-ра (1926- 1930) и музея Малого т-ра (1933-37); зав. Кабинетом Островского ВТО (1934-47), уч„ный консультант Гос. центр, театр. музея (1933- 1965). Ф.-автор монографий и исследований о классиках рус. и мировой драматургии и крупнейших русских и советских актерах Малого т-ра. Особое внимание уделял проблемам мастерства, языка и сценической речи. Ф. принадлежит заслуга публикации (с комментариями и науч. обобщениями) мн. неизвестных архивных, лит. и пконо-графич. материалов, по истории рус. т-ра. Был редактором, текстологом многих сов. изданий, в т. ч. неск. собр. соч. Островского, Грибоедова. Автор мн. экспозиций театр. выставок. Большое место в творч. жизни Ф. занимала недагогич. деятельность (1913-65): преподавал в Уч-ще Моск. филармонпч. об-ва, Театр. уч-ще им. Щепкина, Школе-студпп им. Немировича-Данченко, ГИТИСе и др. Консультировал спектакли в ряде московских и областных театров.

С о ч." Факты и легенды в биографии Ф. Г. Волкова, "Голос минувшего", 1913, ј 6; Мольер в России XVIII века, М., 1915, Беседы о театре. (Опыт введения в театроведение), М., 1924; Малый театр в годы революции и др. статьи, в кн.: Московский Малый театр. 1824-1924, М., 1924;

Пять Фамусовых, в кн.: Сто лет Малому театру, 1824-1924, М., [1924]; Репертуар Октябрьского десятилетия, в кн.:

Театры Москвы. 1917-1927, М., 1928; "Женитьба" Гоголя и режиссерский комментарий к ней, М., 1930; А. П. Ленский. Статьи. Письма, Записки, М., 1935, 1950; Московский Малый театр и его значение, Л., 1935; Театр Островского, в кн.: Островский А.Н., Дневники и письма, M.-Л.,1937;

М. С. Щепкин и его роль в истории рус. театра, Л.- М., 1938; Школа Садовского, в кн.: Семья Садовских, Л.-М., 1939; Актер Южин, Л.- М., 1941; А. И. Южин-Сумба-тов. Записи. Статьи. Письма. М.- Л., 1943, 1951; А. А. Остужев, М.- Л., 1945; Щепкин и Островский, Язык персонажей Островского и др. статьи, в кн.: А. Н. Островский - драматург, М., 1946, Отечественная классика на русской сцене после Октябрьской революции, "Театр. альманах", 1946, ,ј 2; Язык действующих лиц "Горя от ума", в кн.:

Грибоедов А. С., "Горе от ума". Пьеса. Статьи. Комментарии, М., 1946; Материалы к сценической истории "Ревизора" Гоголя, "Театр", 1954, .ј8; М. И. Царев в роли Феди Протасова, в кн.: Ежегодник Малого т-ра, 1953-1954, T.I, M., 1956; Неповторимый актер-художник, в кн.: Н. М. Ра-дин, М.. 1965.

Лит.: Клинчин А. П., В. А. Филиппов, "Театр", 1965, ј 9. E. X.

ФИЛИППОВА, Антонина Михайловна [р. 7(19).II. 1897] - русская советская актриса. Нар. арт. Азербайджанской ССР (1943). Работала в Туле, Новосибирске и др., в 1935-50 - в Бакинском русском т-ре, с 1950-в Волгоградском т-ре.

Роли: Августина Яковлевна ("Концерт" Файко), Соня ("Аристократы" Погодина), Кормилица ("Ромео и Джульетта" Шекспира), Атуева ("Свадьба Кречинского"), Анна Андреевна ("Ревизор"), Греч ("Так и будет" Симонова), Мурзавецкая ("Волки и овцы"), Гюльзар ("Утро Востока" Мамедханлы), Кэт Келлер ("Все мои сыновья" Миллера), Констанция Львовна ("Обыкновенный человек" Леонова), Галчиха ("Без вины виноватые"), Курциус ("Особняк в переулке" бр. Тур), Грач„ва ("Заря над Каспием" Касу-мова), Е. X.

ФЙЛИПСОН, Артур (1.IV.1906-27.X.1950) - латыш. сов. артист. Засл. арт. Латв. ССР (1945). В 1927 окончил 1-ю студию Художеств, т-ра в Риге и вступил в труппу этого т-ра. Вначале играл эпизодич. роли, в 1934 с успехом исполнил роль Брута ("Юлий Цезарь" Шекспира). Талант Ф. раскрылся на сов. сцене, где он создал яркие, монументальные образы:

Спартак ("Спартак" Упита, 1945), Егор Булычев (1946), Лачплесис ("Огонь и ночь" Райниса; Гос. пр. СССР, 1947), Каренин ("Анна Каренина", 1949), Троекуров ("Дубровский" по Пушкину, 1949), Минтаут ("Инду-лис и Ария" Райниса, 1950). Яркий реалистич. актер, Ф. создал колоритные образы, исполненные скульптурной заверш„нности, выразительности, разнообразия красок.

Лит.: Muizniece N., Plasuma un tales alcejs, "Teatris un Dzive", AlmanahsV., Riga, 1961, 1pp. 436-56.

D у

ФЙЛЛИПС (Phillips), Стивен (28.VII.1868-9.XIL 1915) - англ. драматург, поэт. Лит. деятельность начал в 1890. Гастролировал по стране с труппой Ф. Бенсона. В 1900 написал свою лучшую пьесу "Пао-ло и Франческа" (1901, т-р "Сент-Джеймсес"). Среди др. пьес Ф.:"Ирод" ( 1900, т-р "X эр маджестис"), "Улисс" (1902, там же), "Нерон" (1906, там же, все три пьесы пост. Г. Б. Три), "Грех Давида" (соч. 1904; 1914, "Са-вой"), "Армагеддон" (1915, т-р "Нью"). Осн. мотив пьес Ф.неизбежность расплаты за счастье. Они написаны белым стихом. Пьесы Ф. отличались занимательным сюжетом и часто ставились.

Лит.: Archer W., Poets of the younger generation, L., 1901; Thouless P., Modern poetic drama, Oxf., 1934. Ф.К.

ФИМЕЛА - см. Орхестра.

ФИНАГИН, Алексей Васильевич [4(16).III.1890- 4.11.1942] - рус. сов. музыковед. Автор ряда науч. исследований по истории муз. т-ра в России, а также неск. муз.-теоретич. работ.

Соч.: Что надо знать об опере "Золотой петушок", Л., 1933; Что надо знать об опере "Царская невеста". Л.,

1933 (совм. с Н. П. Майковым); Евстигней Фомин. Жизнь и творчество, в сб.: Музыка и музыкальный быт старой России, т. 1, Л., 1927; К истории постановок оперы "Сказка о царе Салтане", в сб.: "Сказка о царе Салтане". 4 изд., Л., 1937; Сценическая судьба "Кармен", в сб.: "Кармен", [Л.], 1933; К постановке балета "Раймонда", в сб.:

"Раймонда". Сценарий (по мотивам В. Скотта) В. Вайно-нена и Ю. Слонимского, Л., 1938; Содержание балета "Раймонда", там же.

Лит.: Луначарский А. В., Один из сдвигов в искусствоведении, в его кн.: В мире музыки. Статьи и речи, М., 1958. А. Ив.

ФИНАЛ (птал.-final, от лат. finis - конец) - заключит, сцена оперы, балета, оперетты, драм. произв. Часто Ф.- кульминация всего произв. или акта. В оперных Ф. чередуются разл. эпизоды - сольные, ансамблевые, хоровые, прич„м последние обычно играют важную роль. Особое развитие Ф. получили в итал. опере-буффа 18 в. Каждое из двух е„ действий завершалось большим Ф. В первом Ф. комич. интрига нагнеталась и обострялась, во втором - разрешалась. Большое значение в Ф. оперы-буффа имели ансамбли. Эту традицию развивали комич. и лирико-комич. оперы 18-19 вв. ("Свадьба Фигаро", "Севиль-ский цырюльник", "Проданная невеста"). В опере 19 в. сложились разные типы Ф. в зависимости от жанра произв. В декоративной "большой" опере - торжеств.-монументальные Ф. с ансамблями и хором (Ф. в "Гугенотах"); этот тип Ф. воспринят историко-патриотич. и героич. операми и муз. драмами (Ф. "Ивана Сусанина"; "Войны и мира" Прокофьева и др.). В лирико-психологич. опере сложился иной тип Ф.- интимные камерные сцены (дуэты в "Травиате" п "Евгении Онегине", ариозо - в "Отелло" Верди). В произв., сочетающих лирико-психологич. элементы с тенденциями "большой оперы", Ф. пишутся либо камерно-лирические ("Аида" - дуэт, "Мазепа" - колыбельная), либо монументальные (с хором). Иногда Ф. оперы сочетает два контрастных "плана" действия (Ф. "Кармен"). Р. Л.

ФИНДЕЙЗЕН, Николай Ф„дорович [11(23). VII. 1868-20.IX.1928] - рус. сов. музыковед. Основатель, издатель и редактор журн. "Русская музыкальная газета" (1894-1918) и сб. "Музыкальная старина (вып. 1-6, СПБ. 1903-11). В "Очерках по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века" (т. 1-2, вып. 1-7, М., 1928-29) Ф. впервые использовал и систематизировал ряд материалов, в т. ч.- о раннем этапе развития рус. муз. т-ра. Ф. опубликовал разл. муз.-исто рич. источники. Автор св. 30 популярных очерков (биографии композиторов и др.), журнальных статей (в т. ч. "Тематизм оперы "Снегурочка" Н. А. Римского-Корсакова", "Русская музыкальная газета", 1894, ј 4).

Соч.: А. Н. Верстовский, СПБ, 1890; Музыкальные очерки и эскизы, СПБ, 1891; М. И. Глинка, т. 1, ч. 1, СПБ, 1896; М. И. Глинка, СПБ, 1903; А. Г. Рубинштейн СПБ, 1903; А. С. Даргомыжский, СПБ, 1904; А. Н. Серов, СПБ, 1904, и др.

Лит.: Савелова 3. С., Памяти Н. Ф. Финдейзена, "Музыкальное образование", 1928, ј 4/5. В. Б р.

"ФЙНИКС", "Ф e н и к с" ("The Phoenix"),-англ. т-р. Построен в 1617 в Лондоне. Принадлежал к т. н. " частным т-рам". Здание "Ф." имело крышу, спектакли шли при искусственном освещении, в партере имелись сидячие места. Владельцем "Ф." был актер К. Бистон. В помещении "Ф." выступали труппы: леди Анны (1617-19), принца Чарлза (1619-22), леди Елизаветы (1622-25), королевы Генриетты (1625-37). Среди пьес, поставленных на сцене "Ф.": "Утешение бедняка" Дэборна (1617), "Ведьма из Эдмон-тона" Деккера, Форда и Раули (1621), "Пленники" Хейвуда (1624), "Как жаль е„ развратницей назвать", "Перкин Уорбек" Форда (1633), "Ум без денег" Флетче-ра (1635).

В 1642 в связи с законом о запрещении т-ров т-р был закрыт. В 1649 здание "Ф." было частично разрушено, в первые годы Реставрации восстановлено, в 1660 здесь состоялось первое после закрытия т-ров представление пьесы Шекспира "Перикл" (труппа под рук. Дж. Родса).

Лит.: В e n t l e y G. E., The Jacobean and Caroline stae, v. 1-5. Oxf., 1941-56; Булгаков А. С., Театр и театральная общественность Лондона, М., 1929. А. Б.

ФИНКЕЛЬШТ‚ЙН, Елена Львовна [р. 27.11 (12. III). 1906] - рус. сов. театровед. В 1931 окончила Высшие курсы искусствоведения при Ин-те истории 11СК-В. Педагогич. работу вед„т с 1930. В 1932-39 - старший науч. сотрудник Ленингр. театр. музея. В 1937-66 работала в Ленингр. театр. ин-те (ныне Ленингр. ин-т театра, музыки и кинематографии; в 1946-65 - зав. кафедрой зарубежного иск-ва, с 1944 - доцент). В 1945-50 Ф. была старшим науч. сотрудником Ленингр. научно-исследовательского пн-та театра и музыки. Принимала участие в подготовке (совм. с С. С. Мокульским, Г. Н. Бояджиевым) 3-го (1963), 4-го (1964) и 5-го тт. "Истории западноевропейского т-ра". Является автором глав "Французский театр 1789-1848гг." (3-й т.).

Соч.: П. О. К. Бомарше, М.- Л., 1957; Театральная техника XVI-XVII в., в кн.: Работы по технике сцены. Сб. статей. Л., 1937; Актер-демократ, "Искусство и жизнь", 1938, ј 8; Фредерик Леметр и первая редакция "Робера Макера", в кн.: О театре, М.- Л., 1941; Мария Дорваль, "Зап. Ленингр. театрального ин-та", 1941, ј 1; Ошибка театра, "Искусство и жизнь", 1941, Jo l; Образ современницы на сцене советского театра, в кн.: Современный герой на советской сцене, М.- Л., 1948; "Сид" Пьера Корнеля, в кн.: К о p н e л ь П., Сид. Трагедия, пер. с франц., М., 1955; "Тюркаре" Лессажа, в кн.: Лесса ж, Тюркаре. Комедия, пер. с франц., М., 1955; Превиль, в сб.: Записки о театре, Л,- М., 1958; Флобер - драматург и его комедия -"Кандидат", в кн.: Флобер Г., Кандидат, Л.-М., 1960;

Э. Скриб, в кн.: Скриб Э., Пьесы, М-, 1960; С. С. Мо-кульский, в кн.: М о к у л ь с к и и С. С., О театре, М., 1963 (совм. с Л. А. Левбарг); [Французское театроведение], в кн.: История европейского искусствознания. Первая пол. XIX в., М., 1965; История европейского искусствознания. Вторая пол. XIX в., М., 1966.

ФИНН (наст. фам. - Х алфинн), Константин Яковлевич (р. 1. VI. 1904) - рус. сов. драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1961. Лит. деятельность начал в 1926. Драматургия Ф. связана с жизнью Сов. страны. В его пьесах поднимаются совр. проблемы, герои живут напряженной творч. жизнью. Пьесы Ф. отличает внимание к образу современника, острый сюжет, сценичность.

Наибольшую популярность приобрели пьесы Ф.:

"Вздор" (1932, т-р им. МОСПС), "Сыновья" ("Испытание", 1937, там же). "Таланты" (1938, Моск. т-р Сатиры), "Сашка" (1939, там же), "Петр Крымов" (1942, Ленингр. т-р драмы им. А. С. Пушкина), "Секрет красоты" (1943, Моск. т-р транспорта), "Честность" (1950, Моск. т-р им. Ермоловой), "Ошибка Анны" (1955, Моск. т-р драмы и комедии), "Дневник женщины" (1962, Моск. т-р драмы им. Пушкина), "Тревожное счастье" (1964, там же), "С„стры-разбойницы" (1965, Моск. т-р им. Гоголя) и др. Вл. П.

ФИНОГ‚ЕВА, Вера Александровна (р. 9.V.1919) - рус. сов. актриса. Нар. арт. Карел. АССР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1954. Училась в театр. студии при Доме пионеров Бауманского р-на Москвы (1931- 1936), на отделении сценич. речи в ГИТИСе (1939-41). В 1942-43 работала во фронтовых бригадах ГИТИСа, в 1943-45 - в т-рах Политобозрения и Санпросвета. В 1945-46 - актриса Т-ра Северного флота, с 1946 - Петрозаводского т-ра.

Роли: Соня ("Дядя Ваня"), Мелания ("Дети солнца");

Анисья ("На золотом дне" Мамина-Сибиряка), Евгения Гранде (по о. п. Бальзака), Регина ("Привидения"); Машенька (о. п. Афиногенова), Зоя Толоконцева, Таня ("Годы странствий" и о. п. Арбузова), Катя ("Два капитана" по Каверину), Александра ("Деньги" Софронова), Анна Ивановна ("Перед ужином" Розова), Мать ("Якорная площадь" Штока), Ева, Лепешинская ("Особняк в переулке", "Третья молодость" бр. Тур), Ксения (о. п. Волкова), Левониха ("Левониха на орбите" Мака„нка), Нэви ("Глубокие корни"

Гоу и Д'Юссо), /Кермен ("Шестой этаж" Жери). Фплумена Мартурано (о. п. Де Филиппо) и др. А. Ив.

"ФИНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОПЕРА" ("Suomen kansallisooppera") - фин. оперный театр в Хельсинки. Единственный оперный т-р в стране. Основан в 1873. См. Финский театр и драматургия, раздел Опера.

ФИНСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - создан в 1932 в г. Петрозаводске. Т-ром руководил молодой режиссер и поэт Рагнар Нюстрем (Руско). В труппу вошли молодые актеры (кар9лы и финны), окончившие в 1932 1-ю Ленингр. художеств. студию. Вначале на сцене ставились пьесы сов. драматургии, рус. и фпн. классика: "Разлом"; "Свет с востока" Юрина, "Город ветров" Киршона, "Миллион Антониев" Градова и Орлова, "Ревизор"; "На сплавной реке" Паккала. Затем появились пьесы карельских драматургов. Пьеса Л. Луото "Орудия говорят" (1933) рассказывала о революции в Финляндии, пьеса Э. Парраса "Гигантское сердце стучит" (1934) посв. борьбе немецких коммунистов в период фашизма, пьеса А. Висанена "Изобретение Теппоева" ставит проблему создания нац. кадров. В 1935 нар. поэт Карелии Я. Виртанен написав первую карельскую комедию "Мальбрук в поход собрался" на муз. композиторов К. Раутио и Л. Иоуспне-на. Комедия высмеивала неудачный поход интервентов на Сов. Карелию в 1922. режиссеры т-ра Р. Нюстрем, Т. Ромпайнен, В. Суни, К. Севандер, С. Туорила, Т. Ланкинен, С. Котсолайнен и др. пост. спектакли:

"Пурга" Щеглова (1933), "Год девятнадцатый" Прута (1933), "Гибель эскадры" (1934); "20 лет спустя" Светлова (1934), "Любовь Яровая" (1935), "Оптимистическая трагедия" (1935); "Машенька" и "Дал„кое" (1936) Афиногенова, "Чудесный сплав" Киршона (1936), "Платон Кречет" (1937), "Скупой" (1937); "Сапожники Нумми" Риви, "Мудрая дева" Лассила (1937), "Егор Булычев и другие" (1940); "Мой друг" Погодина (1940) и др. Реалистический по направленности, т-р созда„т спектакли, отмеченные вниманием к психологии, внутр. миру героев.

В годы Отечественной войны здесь были пост. спектакли: "Нора" (Нора - Виитанен); "Сговор" Киви, "Кража со взломом" Гант, "Гроза". В послевоенные годы - "Любовь на рассвете" Галана (1946), "Васса Железнова" (1947); "Женщины Нискавуори" Вуолийо-ки, "Семеро братьев" Киви, "Молодой мельник" Лассила (1948), "Сын рыбака" Лациса, "Проданная'колы' бельная" Лакснесса и др.

Т-р успешно работает с карельскими драматургами. В 1947 пост. пьеса Я. Ругоева "Огни Марикоски" - о восстановлении нар. хозяйства республики, разрушенного войной, в 1950 - пьеса У. Викстрема "Новые друзья" - о демократич. движении в Финляндии. В 1949 т-р инсценировал повесть Э. Грина "Ветер с юга" (авторы Э. Грин и Б. Филиппов; Гос. пр. СССР, 1950). В 1955 пост. пьеса карельского драматурга А. Иванова "Это было в Карелии" - о героях Сов. Союза карельских партизанках М. Мелентьевой и А. Лисицыной; в 1956 - пьеса Т. Ланкинена и Н. Яккола "Глушь пробуждается" - о формировании сознания карельского народа в нач. 20 в. Затем были пост. пьесы "В лесу" О. Окулевича, "Виола" В. Усла-нова, "Небо в алмазах" и "Без окраин" Р. Корнева. В 60-е гг. пост. спектакли: "Невинная ложь" ("Ложь для узкого круга") Салынского, "Каса маре" Друце, "На плоту" Петухова, "Господин Пунтила и его слуга Матти" и "Мамаша Кураж..." Брехта, "Бабье лето" Лассила, "Куллерво" Эркко, "Мы-господа" Хярмя, "Четв„ртый позвонок" М. Ларни. "Белая болезнь" К. Чапека и др.

В т-ре работают (1967): нар. арт. СССР Е. С. Том-берг, нар. арт. РСФСР Д. К. Карпова, Т. И. Ромпайнен, Т. И. Ланкинен, Ю. Я. Хумппи, нар. арт. Карел. АССР К. И. Севандер, С. А. Туорила, засл. арт. Карел. АССР Э. М. Хиппеляйнен, M. E. Любовпн, П. У. Ринне, С. Ф. Бочарникова, артисты И. А. Такала, В. И. Веса, М. Н. Любовина, Н. А. Николаева, E. Л. Севандер, А. И. Щелин, Г. В. Роутту, О. О. Бьерни-нен, П. Макшиев, В. Ахвонен, Э. Лунд, В.Кеттунен, Э. Берг и др.

В 1951 и 1959 т-р выступал в Москве, в 1965 и 1966- в Финляндии. С. Кол.

ФИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР (Suomen kansallisteatteri) - ведущий т-р Финляндии (Хельсинки). Осн. в 1872 драматургом К. Бергбумом и его сестрой Э. Бергбум. До 1902 назывался Финским т-ром. Помимо драматич. спектаклей, здесь с 1873 ставились и оперы. В репертуаре первого сезона: "Леа", "Помолвка" (1872), "Сельские сапожники" (1875) Киви, "Сваты" Корхонена, "Ошибки" Тавастьерна и др. В первоначальном составе труппы т-ра были И. Аал-берг, К. Авеллан, А. Алберг, К. Векман и др. В 18731878 в оперной труппе выступали певцы Э. Акте (Стр„-мер), И. Басилье-Магельсен и Л. Акте (в 1878 оперная труппа отделилась от т-ра). Позднее в т-ре были пост. пьесы Шекспира, Мольера, Кальдерона, Ф. Шиллера, В. Г„те, Г. Ибсена, И. А. Стриндберга и Г. Гауптмана, а также произведения фин. классич. и совр. драматургии. С 1902 т-р работает в собственном здании, построенном арх. О. Тарянне, и называется "Ф. Н. т.". Директорами и режиссерами т-ра были: в 1872-1904 - К. Бергбум; в 1905-07 - Я. Халь; в 1907-14 - А. Линдфорс;. ъ 1914-17- Я. Лахденсуо; в 1917-50 - Э. Калима, с 1950 гл. режиссер т-ра К. А. Кивима. Среди актеров первых тр„х десятилетий: Линдфорс, К. Раутио, К. Халъме, К. Т. Пуро, Р. Снельман, У. Сомерсалми, А. Корхо-нен, У. Лааксо и др.; худ. К. Фагер, М. Варен. В период, когда т-ром руководил Калима, в репертуаре, помимо нац. и иностр. классики, была совр. европ., амер. и фин. драматургия. В 1954 был организован филиал т-ра (одновременно здесь помещается Фин. театр. школа). Т-р гастролировал в Париже (1955), Стокгольме (1956), Копенгагене (1957), Вене (1957), Берлине (1961), Москве (1962) и др. Ведущие актеры т-ра (1966): Т. Пало, И. и Я. Ринне, Э. Эронен, Э. К. Воланен, А. Иконен, X. Салин, П. Сиймес, Ю. Юркка.

Лит.: Suomalaisen teatterin historia, t. l-4, Hels., 1906-1910; Veistaja V. (toim), Teatterin maailma, Hels., 1950. С. Л.

ФИНСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Проф. т-р в Финляндии формировался на основе традиций нар. театр. иск-ва. Развитие Ф. т. и д. тормозилось многовековым швед. владычеством (до 1809). До сер. 19 в. па фин. яз. существовала только церковная лит-ра, т. к. государственным яз. был шведский (фин. яз. был признан государственным в 1863). Отсутствие нац. драматургии препятствовало созданию нац. т-ра. В 1827 в Гельсингфорсе построено первое театр. здание ("Театральный дом"), в к-ром гастролировали рус., нем. и швед. драматич. и оперные труппы, иногда выступали фин. любительские кружки, игравшие "на швед. яз. (переводы пьес классич. драматургии). Первый проф. т-р в Финляндии открыт в Гельсингфорсе в 1860. На его сцене выступали проф. актеры, приглаш„нные из Швеции. В 1916 была сформирована труппа из шведов, живущих в Финляндии (позднее Нац. шведский т-р в Гельсингфорсе).

Большое значение для создания фин. нац. драматургии имели труды Э. Л„нрота (1802-84), собирателя и издателя произв. карело-фпн. устного нар. творчества. Основоположником фин. драматургии был А. Киви, с именем к-рого связано создание нац. т-ра на фин. яз. Киви был родоначальником демокра-тич. традиций в фин. драматургии. Тонкий юмор, знание психологии и быта фин. крестьян, живой разговорный язык, яркое выражение нац. самобытности способствовали утверждению Киви как наиболее репертуарного драматурга фин. т-ра. Киви писал свои пьесы, черпая сюжеты из нар. жизни: "Сельские сапожники" - "Сапожники Нумми" (соч. 1864; 1875, Фин. т-р, Гельсннгфорс), "Помолвка" (соч. 1866, 1872, там же), а также романтич. трагедия "Куллерво" (соч. 1864; 1882, там же) по мотивам'нар. эпоса "Калевала". "Куллерво" - первая пьеса, написанная на фин. яз. (в 1860 первый вариант пьесы получил премию фин. лит. об-ва, объявившего конкурс на лучшую фин. пьесу). Инсценировки романа Киви "Семеро братьев" (1870) более 100 лет не сходят с финской сцены. В 1869 любительским кружком под рук. филолога, критика и драматурга К. Бергбума была пост. одноактная пьеса Киви "Леа" на библейский сюжет. Спектакль имел большой успех, и это послужило толчком для создания первого проф. т-ра на фин. яз. Т-р открылся в Гельсингфорсе в 1872 и получил назв. Финского т-ра. В 1872-1904 т-р возглавил Бергбум. Крупнейшими фин. актерами на рубеже веков были II. Аалберг, А. Линдфорс и А. Аксельберг. До 1878 т-р состоял из двух трупп - драматич. и оперной. В 1878-оперная труппа отделилась, а в 1918 получила постоянное здание. С 1902 драматпч. труппа начинает работать в собственном помещении и получает назв. Финский Национальный театр. Организация постоянного фин. т-ра явилась важным стимулом для развития фин. нац. драматургии и появления многочисл. переводов на фин. яз. шедевров мировой классики. Реализм и социальная направленность русской (Гоголь, Толстой, Тургенев, Островский, Чехов, Горький) и скандинавской (Ибсен) драматургии оказали решающее влияние на формирование нац. фин. драмы. До конца века реалистич. направленность была преобладающей в фин. т-ре.

Большое влияние на развитие фин. т-ра оказало творчество драматурга М. Кант, представительницы возникшего в 80-х гг. движения "Молодая Финляндия", целью к-рого было проведение социальных реформ, пробуждение нац. самосознания народа. Под влиянием рус. и норв. лит-ры Кант встала на путь кри-тич. реализма. Е„ пьесы "Жена рабочего" (1885, Фин. т-р), "Дети горькой судьбы" (1888, там же) и др. рассказывают о бесправном положении рабочих, довед„нных до крайности нищетой и эксплуатацией. "Дети горькой судьбы" - первая пьеса в фин. лит-ре о пролетарской борьбе. Пьеса "Сюльви" (1893, там же) - одна из самых репертуарных в фин. т-ре (написана под влиянием "Норы"). Обличая в своих пьесах социальную несправедливость. Кант выражала протест против капиталистич. действительности и полицейского произвола. В конце творч. пути Кант изменила свои прогрессивные взгляды, социальные проблемы в е„ пьесах вытесняются моральными (драма "Анна-Лиза").

В конце 19 в. значительным было творчество 3. То-пелиуса; его историч. пьеса "Регина фон Эммериц" (1854), пронизанная патриотич. мотивами, оказала большое влияние на развитие нац. драматургии и сохраняется в репертуаре фин. т-ров. Рост классовых противоречий в Финляндии отраж„н в творчестве Ю. Эркко, использовавшего в своей драматургии сюжеты нар. эпоса - "Айно" (1893. Фин. т-р), "Куллерво" (1895, там же). Если у Киви Куллерво в одноим„нной трагедии - мститель-одиночка и человеконенавистник, то у Эркко он вождь восставших рабов, 'борец за права всех обездоленных.

В конце 19 - нач. 20-го вв. в фин. драматургии господствует неоромантизм ("На сплавной *реке Паккала, 1899), символизм и усиливаются черты декаданса. Противоречиво творчество поэта и драматурга Э. Лейно, приветствовавшего революцию 1905, а позднее примкнувшего к реакции в период революции 1918.

Его социальная драма "Пентти Пякк„нен" (1905) и комедия "Соль земли" (1911) ставятся в совр. фин. т-ре. Драматург-символист А. Ярнефельт, автор одноактной драмы "Смерть" (1903; для одной из сцен этой драмы зять Ярнефельта - комп. Я. Сибелиус написал знаменитый "Грустный вальс") и драмы "Тит", проповедует религиозно-мистич. настроения.

Немногие писатели в эти годы остаются на позициях реализма. Реалистич. традиции продолжал М. Л ас-сила. Правдивые образы, сочный нар. яз., острота поставленных проблем выдвинули драматурга в ряды классиков фин. лит-ры. В пьесах "Молодой мельник" (1912), "Мудрая дева" (ок. 1912-15), инсценировках "За спичками" (1910), "Воскресший из м„ртвых" (1915) и др. драматург правдиво показал противоречия совр. жизни Финляндии нач. 20 в. Реалистич. направленностью характеризуется и творчество М. Йоту ни, сатирически обличающей бурж. нравы в пьесах "Ребро мужчины" (1914), "Золотой телец" (1918), "Под каблучком у жены" (1924). В остро социальных пьесах прогрессивного драматурга X. Вуолийоки "Министр и коммунист" (1932), "Закон и порядок" (1933), так же как и в цикле пьес о Нискавуори, реалистически показана жизнь различных слоев фин. общества. Наибольшей известностью пользуются пьесы "Женщины Нискавуори" ("Каменное гнездо", 1936), "Хлеб Нискавуори" (1938), "Молодая хозяйка Нискавуори" (1940), "Что же теперь Нискавуори?" (1953) и др., поставленные в т-рах мн. стран. В числе совр. прогрессивных драматургов - Э. Синерво (р. 1912), проведшая годы войны в тюрьме, где она написала пьесу "В последний вечер мая" (1952). Ей принадлежит также пьеса "Мир ещ„ молод" (1953, Фин. рабочий т-р, Хельсинки), в к-рой тема формирования нового человека тесно связана с темой борьбы за мир.

В совр. Ф. т. и д. при общей реалистич. направленности сильны и модернистские тенденции. Так, печатью экспрессионизма отмечена драматургия К.А.Ям-еима: пьеса "Сверкающие крылья" рассказывает о болезненных настроениях и мятежных метаниях совр. молод„жи, пьеса "Паула Сейес" (1945) проникнута идеалистич. мировоззрением, "В чужом доме" (1956) - анализирует проблему "человек и война", комедия "День рождения" (1955)-сатира на фин. бурж. нравы. В пьесах одного из ведущих совр. драматургов, академика М. Валтари (р. 1908) заметны модернистские тенденции, в пьесе "Воскресшая колдунья" (1947) сказалось влияние сюрреализма. В то же время Валтари пишет пьесы, реалистически отражающие сложную, противоречивую совр. действительность

("Недисциплинирован и о с поколение", 1937, "Дверь во мрак", 1947, и др.). Остроумный живой диалог и глубокий психологизм его пьес дают основание называть его "финским Б. Шоу". В пьесах молодого драматурга В. Кореля также заметны модернистские тенденции. Реальность в них сочетается с мистикой ("Путник", 1954), эротикой ("Фабиан открывает ворота", 1949). В то же время пьесы его отличаются дра-матургич. мастерством н поэтому входят в репертуар фин. т-ров. В конце 50-х гг. Корель написал пьесы "Сестры", "Трава".

В Финляндии существуют три вида т-ров: городские, рабочие и т-ры, играющие на швед. яз. Ими руководит Центр, объединение театр. организаций Финляндии и Центр, объединение т-ров на швед. яз. Деятельность многочисл. любительских трупп координируется Центр, объединением любительских т-ров и Объединением рабочих т-ров. Проф. т-р пополняется в основном за сч„т театр. самодеятельности. 15 т-ров имеют труппы, состоящие только из проф. актеров, в остальных выступают любители и профессионалы. Из 34 проф. т-ров, к-рым частично помогает государство (частных т-ров в Финляндии нет), большинство содержится за сч„т гарантийных обществ. Члены этих обществ - частные лица, рабочие организации, торговые фирмы, вносящие ежегодно небольшие взносы. Ок. 10 т-ров организованы и содержатся муниципалитетами. Среди ведущих т-ров страны: Фин. Нац. т-р, Нац. шведский т-р, Нар. рабочий т-р, Фин. рабочий т-р, Интимный т-р, Зел„ный т-р - все в Хельсинки; Рабочий т-р в Тампере, т-ры в городах Лахтн, Турку, Куопио и др. Деятельность Фин. Нац. т-ра регулируется акционерным об-вом, административный совет к-рого состоит из представителей гос. власти и муниципалитета. Т-р имеет две сцены, одна из к-рых предназначена для экспериментальных постановок. В 1943 при т-ре была организована драматич. школа. В 1917-50 художеств. руководителем, режиссером и директором этого т-ра был Э. Калима, филолог, театр. критик, режиссер, утверждавший в сценич. практике метод К. С. Станиславского. С 1950 т-ром руководит К. А. Кивима. Репертуар Нац. т-ра включает пьесы европейской (Мольер, Шекспир, Эсхил) и рус. клас-сич. драматургии ("Три сестры", 1947, "Чайка", 1949;

"Месяц в деревне" Тургенева, 1958, и др.), фин. драматургов ("Семеро братьев" по роману Киви, "Господин секретарь партии" Калласа, инсц. романа-трилогин В. Линна "Здесь под Северной звездой", 1963) и др. Среди ведущих режиссеров т-ра - Д. Витикка, мн. пост. к-рого осуществлены на малой (экспериментальной) сцене (пьесы С. Беккета, В. Кореля, Ф. Дюр-ренматта и др.), В. Илъмари (пост. пьесы Шекспира, Киви, А. Стриндберга, С. Пурунен). Среди ведущих актеров-Э. К. Воланен, Э. Эронен, Т. Пало, Т. И. Ринне, А. Корхонен и др. Нац. шведский т-р ставит пьесы классические и совр. зап.-европ. драматургов (Э. Ионеско, Беккет, А. Адамов). Ведущий режиссер т-ра- В. Бандлер. Нар. рабочим т-ром (среди его организаторов ок. 1914 была драматург М. Йотуни) руководит С. Пурунен. В 1965 спектакли "Адамово ребро" Йотуни и "Блюз для мистера Чарли" Болдуина были показаны на гастролях в СССР (Таллин).

Основу репертуара Фин. рабочего т-ра составляют фин. и рус. классич. и совр. прогрессивная драматургия. Здесь были пост. "Таланты и поклонники"; "Мать" по Горькому, "Русский вопрос"; "Два лагеря" Якобсона и др. В этом т-ре работал молодой реж. У. Лау-ри, к-рый в своих пост. стремился к сценич. простоте и внутр. правде ("В последний вечер мая" Синерво и др.). В Интимном т-ре в Хельсинки пост. " Брита н-ник" Расина, "Привидения"; "Трудные родители" Ко-кто и др. В репертуаре одного из крупнейших т-ров Финляндии-Рабочего т-ра в Тампере (осн. в 1941 актрисой Г. Вуори в доме, где происходила Таммерфорсская конференция и где ныне находится музей В. И. Ленина): "Три сестры", "Ревизор", "Живой труп";

"Преступление и наказание" по Достоевскому и др. Среди крупнейших фин. актеров: И. Аалберг, Э. К. Во-ланен, А. Линдфорс, А. Леппанен. Т. И. Ринне, А. Млангус, Р. С нельмам, У. Солерсалми Э. Эронен, Э. Юркка и др.

Лит.: Koskimes P.. Suomen kansallisteatteri. 1902- 1917, Hels., 1953; Veistaja V. (toim), Teatterin maailma, Hels., 1950; "Parnasso", Hels., 1962, .V" 2; "Le theatre dans le monde", Brux., 1959, v. Vili, ј 2; Финская драматургия XIX-XX вв., Л. - М., 1960. Т. К.

Музыкальный театр. Опера. Интерес к оперному иск-ву возник в Финляндии в нач. 19 в. в связи с выступлениями нем. и итал. оперных трупп. В 1852 была пост. первая фин. опера "Охота короля Карла" Ф. Пациуса на либретто. 3. Топелиуса, писавшего на швед. языке. Ф. Пациуса считают основоположником фин. нац. оперы. Ему принадлежат также оперы "Кип-риотская принцесса" (1860, Хельсинки) и "Лорелея" (1887, таж же). Первые оперные спектакли осуществлялись силами любителей с благотворительными целями. В 1873 в Фин. Нац. т-ре в Хельсинки была создана оперная труппа, ставшая основой будущего Финского оперного т-ра. Организатором первой оперной труппы был К. Бергбум. В первые шесть лет труппа работала активно. В репертуаре т-ра было ок. 30 опер. За эти годы труппа дала ок. 450 оперных спектаклей в столице и провинции. В т-ре работали выдающиеся фин. певицы Э. Акте (Стр„мер), И. Баси лье-Магелъсен и др. В 1878 оперная труппа вышла из состава Финского т-ра. В 1879-1911 труппа испытывала финансовые затруднения, спектакли ставились редко. Интерес к нац. оперному т-ру возродился в 1905, после новой пост. оперы Пациуса "Охота короля Карла" в Виипури (Вы-борг). В 1904-07 в Финляндии были впервые пост. оперы Р. Вагнера: "Тангейзер", "Лоэнгрин", "Летучий голландец", "Валькирия". Дирижировали А. Ярне-фелып и Р. Каянус. 18 июня 1908 в Виипури пост. первая фин. опера (на фин. яз.) на сюжет народного эпоса "Калевала" - "Девушка с севера" О. Мери-канто. Две другие оперы О. Мериканто были также поставлены . в Финской опере в Хельсинки - "Гибель Элины" (1910, по пьесе Г. Нумерса) и "Регина фон Эммериц" (1920, па пьесе 3. Топелиуса) В 1909 в Хельсинки поставлена опера финского композитора Э. Мелартина - "Айно" на сюжет из "Кале-валы".

В 1911 реж. Э. Фацер и певица А. А кте-Яландер (дочь Э. Акте) организовали в Хельсинки Финский отечественный оперный т-р. К 1914 труппа т-ра окрепла и стала называться Фин. опера (Suomalainen ooppera). C 1956 т-р получил назв. Фин. Национальная опера (Suomen kansallisooppera). До 1918. опера не имела постоянного здания, спектакли давались на сцене Фин. Нац. т-ра в Хельсинки. В 1918 опера получила здание бывшего рус. Александровского т-ра в Хельсинки. Труппа имела гос. дотацию, однако-в коммерч. целях, кроме опер, ставила оперетты. При т-ре создана балетная школа. В 1924 пост. опера Л.Ма-детоя "Северяне", музыка к-рой построена на фин. нар. мелодиях, затем эта опера пост. в Киле (1926), Стокгольме (1927, 1950), Г„теборге (1930), Берлине (1931, радио), Копенгагене (1932). В 1935 пост. вторая опера Мадетоя - "Юха".

Директорами оперы были: Э. Фацер (1911-38), А. Ярнефельт (1932-36), А. Акте-Яландер (1938-39), О. Сойни (1939-52). С 1952 в т-ре каждый год избирается директорат из 5 человек. Дириж„ры - О. Мериканто (1911-22), Ф. Мико'рей (1911-24), Т. Ханни-кайнен (1922-27), M. Симиля (1927-44), С. Пармет (1928-32), Л. Фунтек и др.

Лит.: Л и пае в И., Финская музыка, СПБ, 1906;

F I о d i n K., Entwicklung der Musik in Finnland, "Die Musik", B., 1903, H. 11; Krohn I., Finnland, в кн.:

Die Musik in der Geschichte und Gegenwart, Bd 4, Kassel- Basel, 1955; K a r i l а Т., Composers of Finland, Hels., 1961. Ал. М., Я. Г.

Балет. Первая балетная труппа в Финляндии была организована в нач. 20-х гг. 20 в. при Фин. Нац. опере в Гельсингфорсе. Е„ возглавил балетм. Г. Ге (Гр„нфельдт), ведущими танцовщиками были воспитанники Петерб. театр. уч-ща: 3. Билль, Е. А. Лютикова, А. Сакселин и др. Позднее они же стали преподавателями балетной студии, открытой при Фин. Нац. опере; один из первых спектаклей - "Лебединое озеро" (1922), затем балетм. Ге пост. "Сильфиды" на муз. Шопена, "Шехеразаду" на муз. Римского-Корсакова, "Тщетную предосторожность". Труппа пополнялась воспитанниками балетной студии. В годы войны труппа почти не выступала. В конце 30-х - нач. 40-х гг. известность получила танцовщица Л. Нифонтова, танцовщики И. Э. Коскинен, А. Мартикайнен, К. Кар-накоски. В 1934-54 балетмейстером труппы был Сакселин. В 1954-62 труппой вновь руководил Ге, с 1962- H. Бер„зов. В 50-х гг. популярностью пользовались танцовщики: М. фон Бар, Д. Л. Лайке, М. Л. Райала Л. Таксель, Э. Сильвестерсон, И. Худова, К, Салин, Я. Лятти, Л. Ахонен, У. Онкинен. Балетм. Бер„зов пост. балеты: "Спящая красавица" (1962), "Эсмераль-да" (1963); "Ундина" Хенце, "Весна священная" Стравинского (1963). В т-р приглашались балетмейстеры из др. стран: Р. В. Захаров пост. "Бахчисарайский фонтан" (1956), "Золушку" (1957); А. М. Лавровский - "Жизель", "Сказ о каменном цветке" (1961); С. Ли-фарь - "Ромео и Джульетту" на муз. Чайковского (1964), "Сюиту в белом" Л ало (1964), "Ж ар-Птицу" Стравинского (1964), Б. Кулберг - "Фрекен Юлию" Рангстр„ма, "Приключение Одиссея" Энглунда. Созданы нац. балеты: "Скарамуш" Сибелиуса (1935, 1955 и 1965, пост. Коскинен), "Сага" (1938), "Ч„рный лебедь" на муз. Сибелиуса (1947), "Замок счастья" Ханникай-нена (1938, 1944), "Голубая жемчужина" Мелартина

(три последние - балетм. Сакселин), "Песси и Иллюзия" Соннинена (1952, балетм. Коскинен) и др. Е. С.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница