Наши партнеры

проектирование мультимедиа
Женская одежда в Вологде магазин Electra Style.

Театральная энциклопедия
(страница 453)


ФИОРИТУРА (итал. fioritura, буквально - цветение) - виртуозный пассаж, часто с трелями, мелизмами, форшлагами, украшающий вокальную мелодию. Ф. особенно широко применялась в итальянской опере 18 в.

ФЙРСОВА, Вера Михайловна (р. 30.VIII.1918) - рус. сов. артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано). Народная арт. РСФСР (1956). В 1947 окончила Моск. консерваторию. С 1947 - солистка Большого театра (Москва). Красивый тембр голоса, искренность и глубина чувства, свободная нюансировка, великолепная техника - основные отличит, качества исполнения Ф.

Партии: Марфа ("Царская невеста"), Волхова ("Садко"), Снегурочка (о. п. Римского-Корсакова), Царевна Лебедь ("Сказка о царе Салтане"), Анто-нида ("Иван Сусанин"), Людмила, Розина, Виолетта; Джильда, Микаэ-ла; Церлина ("Дон Жуан"), Сюзанна ("Свадьба Фигаро") и др.

Лит.: Полякова Л., Молодежь оперной сцены Большого театра, М., 1952. Г ал. Б.

ФИСК (Fiske), Минни Мэддерн (наст. имя и фам.- Мэри Огаста Д e и в и) (19.XII.1865-15.II.1932) - амер. актриса и режиссер. Род. в театр. семье. Начала выступать в т-ре в раннем детстве, позднее играла роли субреток и инженю в разл. провинциальных т-рах США. Первый большой успех - в комедии "Каприз" Тейлора (1884). В 1901-07 руководила организованным ею в Нью-Йорке т-ром "Манхаттан", ставила пьесы Г. Ибсена (впервые в США), Шекспира. Вела борьбу с легковесным репертуаром и коммерч. направленностью амер. т-ра. В актерской и режиссерской деятельности Ф. развивала традиции реализма, выступала за естественную, правдивую игру актеров, против мелодраматизма, романтич. преувеличений.

Роли: в пьесах Ибсена - Нора (1894), Гедда ("Гедда Габлер", 1903), Лона ("Столпы общества", 1910), фру Альвинг (1927); др. роли- Тесе ("Тесе из рода ДЭбервил-лей", инсц. романа Т. Харди, 1897), Бекки ("Бекки Шарп", инсц. Э. Митчелла по роману Теккерея "Ярмарка тщеславия", 1899), Ганнеле (о. п. Гауптмана, 1910), Беатриче ("Много шума из ничего"), миссис Малапроп ("Соперники" Шеридана, 1930) и др. Ф. способствовала развитию амер. драматургии, ставила пьесы начинающих драматургов ("Нелл из Армии Спасения" Шелдона, 1908, т-р "Хэккетт").

Лит.: Winter W., The wallet of time, N. Y., 1913;

Actors on acting, ed. by T. Cole and H. K. Chinoy, N. Y., 1949; В inn s A., Mrs Fiske and the American theatre, N. Y., 1955. К. Г.

ФЙСТЕР (Phister), Йоаким Людвиг (23. V. 1807- 3. XI. 1896) - дат. актер. Занимался в балетной школе под рук. А. Бурнонвиля, что определило пластин. выразительность его игры. Решив посвятить себя драм. иск-ву, стал учеником Ф. Линдгрена. С 1826 до конца жизни работал в Королевском т-ре (Копенгаген). Творчество Ф.- один из значит, этапов в развитии реалистич. т-ра Дании; оно отличалось демократизмом, острой сатирич. направленностью. Выступая в пьесах совр. ему драматургов, Ф. зло бичевал обществ. пороки: Миккель, Маннегрим, Линк, Пирлих, Клаттеруп ("Датчане в Париже", "Эльфы", "Нет", "Первоапрельские дурачки", "Рецензент и животное" И. Л. Хейберга), Аугуст ("Сберегательная касса"

Херца), Канинсток ("Капричиоса" Оверскоу) и др. Полнокровные, искрящиеся озорным жизнеутверж-дением, подлинно нар. характеры создавал Ф., играя роли слуг: Хенрик ("Маскарад", "Счастливое кораблекрушение", "Хенрик и Пернилла", "Оловянщик-политикан" Хольберга), крестьянин Йеппе ("Йеппе с горы" Хольберга), Скапен, Сганарель ("Проделки Ска-пена", "Дон Жуан" Мольера). Высокую гражданственность, активную связь иск-ва Ф.'с действительностью восприняли О. Поульсен, П. Р„ймерт и др. дат. актеры.

Лит.: Brandes E., Ludvig Phister, в его кн.: Dansk skuespilkunst, Kbh., 1880; Hansen Р., Den danske skueplads, bd 2-3, Kbh., [1896]; C o Ili n E., Holbers-ske skuespillere, Kbh., [1888]; Krogh Th., En stor Holbergsskuespiller, Ludvig Holberg, Seks afhandlinger, Kbh., 1954. В л. M.

ФЙТЕЛЬБјГ (Fitelberg), Гжегож (18.X.1879- 10.VI.1953) - польский дириж„р и композитор. Окончил Варшавскую консерваторию (1896), учился у С. Барцевича (скрипка) и 3. Носковского (композиция). Один из организаторов группы "Молодая Польша". С 1904 - скрипач, с 1908 - дириж„р Варшавского филармонич. оркестра. В 1911-14 - дириж„р Венской оперы. В 1914-21 жил в России, дирижировал симфонич. концертами и оперными спектаклями Большого т-ра и Мариинского т-ра, в т. ч. операми: "Травиата" (1918), "Золотой петушок" (1919); "Фауст" (1919), "Ромео и Джульетта" Гуно (1919), "Орфей и Эвридика" Глюка (1919) - все в Мариинском т-ре (ныне Т-р оперы и балета им. Кирова); "Миньон" Тома

(1918), "Риголетто" (1919); "Царь-плотник" Лортцинга

(1919) - все в Михайловском т-ре (ныне Ленингр. Малый оперный т-р). Дирижировал спектаклями "Русских сезонов за границей" (Париж). В 1923-34 - дириж„р Варшавской филармонии, с 1935 - польского радио. В 1939-47 жил в США и Португалии, гастролировал в странах Европы. В 1947-53 - дириж„р польского радио в Катовице. Автор симфонич., камерно-инструмент. и вок. произв. Гос. пр. ПНР (1951).

ФЙТИНГОФ-ШЕЛЬ, Борис Александрович [1829- 13 (26).IX.1901] - рус. композитор. Автор опер: "Мазепа" (1859, петерб. Большой т-р), "Тамара" (1886, Мариинский т-р), "Жуан де-Тенорио" ("Статуя командора", 1888, там же) и др.; балетов: "Гарлем-ский тюльпан" (1887, Мариинский т-р), "Золушка" (1893, там же) и др. Выступал в качестве муз. критика в "Моск. ведомостях" и др. изданиях; автор воспоминаний "Мировые знаменитости (1847-1898 гг.)" (СПБ, 1899). А. Ив.

ФИТРАТ (наст. имя и фам.- Абдурауф P а ш и -д о в) (1886-1938) - узб. писатель, драматург, литературовед. Первоначальное образование получил в духовной семинарии - медресе в Бухаре. В 1911 окончил лит. ф-т Стамбульского ун-та. Лит. деятельность начал в 1909. До революции испытал влияние либерально-бурж. националистич. движения джади-дов, одним из идеологов к-рого он стал. Идеи джади-дизма получили отражение в первых пьесах: "Спор одного французского уч„ного с бухарским мударри-сом" (1911), "Кровь" (1915), "Бекжон" (1916). Критикуя отсталость феодальной Бухары и деспотизм эмира, Ф. призывает к реформе просвещения. Бурж.-националистич. взгляды Ф. проявились и в пьесах: "Гробница Тимура" (1919), "Огузхан" (1919), "Индийские революционеры", "Настоящая любовь" (1920), "Абулфаизхан" и др. Его последующие пьесы - "Абомуслим", "Восстание Шайтана против бога"-носят атеистич. характер, в пьесе "Арслан" (1926) о земельно-водной реформе показано угнетение бедняков в бухарском эмирате, борьба народа против социальной несправедливости. Был репрессирован. Реабилитирован посмертно. Соч. (на узб. яз.): "Чин Севиш", Тош., 1920;

"Арслон", Самарканд, 1927; "Шойтоннинг тангрига исени", Тош., 1923, и др. M Pax

ФИТЧ (Fitch), Уильям Клайд (2.III.1865-4.IX. 1909) - амер. драматург. Творч. деятельность начал в 1890, написав пьесу "Красавец Брюммель", заглавная роль в к-рой предназначалась для актера Р. Манс-филда. Позднее писал пьесы для таких крупных актеров, как X. Моджеевская ("Мистрисс Бетти", 1895, т-р "Гаррик", Нью-Йорк), Дж. Марло ("Барбара Фритчи", 1899, т-р "Брод-стрит", Филадельфия) и др. В первых пьесах использовал сюжеты из истории, затем переделывал пьесы франц. и нем. драматургов по образцам франц. салонной комедии. Нек-рые комедии Ф. отличаются знанием законов сцены; л„гкий, острый, занимательный диалог, меткие детали определяли их популярность, но большинство пьес Ф. надуманны, искусственны.

Лучшие пьесы: "Натан Хейл" (1899, т-р "Хули", Чикаго), "Капитан Джинкс" (1 901, т-р "Уолнат-стрит", Филадельфия), "Девушка с зел„ными глазами" (1902, т-р "Са-вой", Нью-Йорк), "Правда" (1907, т-р "Крайтирион", Нью-Йорк), "Город" (1909).

С о ч : The plays, ed. M. J. Moses and V. Gerson, v. 1-4, Boston, 1915. К. Г.

ФЙХТНЕР (Fichtner), Карл (7.VI.1805 - 19.VIII. 1873) - австр. актер. В 1820 начал играть в т-ре Ба-дена, в 1823 приглаш„н в венский "Т-р ан дер Вин", в 1824-65 - ведущий актер "Бургтеатра" (с 1841 - член режиссерской коллегии). Ф. принадлежал к плеяде крупнейших мастеров "Бургтеатра", воспитанных Г. Лаубе и И. Шрейфо гелем. актер высокой культуры, он с успехом играл роли героев в классич. трагедиях Шекспира, Шиллера, Ф. Грильпарцера и в бытовых комедиях Э. Бауэрнфельда. В его творчестве гармонично сочетались разум и чувство, высокое благородство п тонкий юмор. Для творчества Ф. были характерны ясный взгляд на жизнь, романтич. вера в идеалы добра и справедливости. Лучшие роли: Меркуцио, Ромео ("Ромео и Джульетта" Шекспира), Леандр ("Волны моря и любви" Грильпарцера), Дон Карлос.

Лит.: Laube H., Schriften uber Theater, В., 1959. Л. Лоб.

ФИШЕР (Fischer), Лек (26. II 1.1904-1956) - дат. писатель, драматург. Лит. деятельность начал в 1923. В 30-е гг. написал психологические драмы:

"Инвалид" (1930), "Перед потопом" (1934, т-р в Ор-хусе), "Реб„нок" (1936, "Т-р Б. Нансен"), "В пустом доме" (1936, там же), "Коз„л отпущения" (1938, Школьная сцена), "Ч„рная птица" (1939, "Т-р Б. Нансен"), "Я хотел бы быть другим" (1940, Школьная сцена), в к-рых остро звучит мотив одиночества, разобщ„нности людей, неспособных выйти за пределы мелких, узкоэгоистич. интересов. В драме "Фронт" (1945, "Фредериксбергтеатр") Ф. анализирует взаимосвязь мещанской морали и идеологии фашизма. Антибурж. настроения Ф. ярко проявились в т. н. "циничных комедиях" - "Влюбл„нные глупцы" (1950, Королевский т-р), "Человек на луне" (1951, Hap. т-р), "Наш собственный остров" (1954, Школьная сцена) и драмах "Путешествие" (1949, Королевский т-р), "Соль земли" (1954, т-р в Ольборге), "Хлеб власти" (1955, Королевский т-р). Аналитич. исследование характеров сочетается в них с обобщ„нно-символич. трактовкой проблем судьбы человека. Активный гуманизм, лиричность отличают пьесу "Выходной день" (1954, т-р в Оденсе). Пьесы Ф. ставились т-рами Швеции, Финляндии, Австрии, ФРГ, Швейцарии, Норвегии.

Соч.: Выходной день, в сб.: Одноактные пьесы зарубежных драматургов, М., 1961; Selskabs rejsen, Kbh., 1949.

Лит.: Кристенсен С. М., Датская литература 1918-1952, М., 1963, с. 240-46; На liar S., Leck Fischer, Kbh., 1937. Вл. М.

ФИШЕР, Микелис Микелевич (р. 6.V.1915) - латыш. сов. артист оперы (драматич. тенор). Нар. арт. Латв. ССР (1965). Муз. образование получил в Нар. консерватории (Лиепая). В 1941-48 - артист Лие-пайского т-ра, с 1948 - Т-ра оперы и балета Латв. ССР (Рига). Выступал сначала в партиях баритона

(Эскамильо, Онегин, Демон, Фигаро и др.); с 1955 с успехом исполняет партии драматич. тенора. Для иск-ва Ф. характерна сильная, мужественная манера исполнения.

Партии: Айвар ("К новому берегу" Зариня), Каварадос-си, Джонсон, Рудольф ("Тоска", "Девушка с Запада", "Богема" Пуччини), Радамес, Дон Карлос ("Аида", "Дон Карлос" Верди), Хозе; Педро ("Долина" Д'Альбера), Сергей ("Катерина Измайлова" Шостаковича), Питер Граймс (о. п. Бриттена) и др.

Гастролировал во мн. оперных т-рах СССР. Я'. В. ФЙШЕР-ДИСКАУ (Fischer-Dieskau), Дитрих (р. 28. V.I 925) - нем. артист оперы (лирический баритон). Окончил Высшую муз. школу в Берлине. Ученик Г. Вальтера и Г. Вейсен-борна. Красивый тембр голоса, совершенная вок. техника выдвинули Ф.-Д. в число ведущих певцов современности. Ф.-Д.-постоянный участник фестивалей в Зальцбурге, Эдинбурге, Байр„йте и др. Участвовал в премьерах совр. опер В. Фортнера, Г. Рейтера, X. В. Хенце и др. Работает в ФРГ.

Партии: Маркиз Поза ("Дон Карлос" Верди), Дон Жуан (о. п. Моцарта), Вольфрам ("Тангейзер" Вагнера), Валентин ("Фауст"), Ренато ("Бал-маскарад" Верди), Ио-ханан ("Саломея" Р. Штрауса), Папагено ("Волшебная флейта"), Макбет (о. п. Верди) и др.

Известен также как выдающийся исполнитель ка-мерно-вок. репертуара:

Лит.: Рубин М., Три портрета, "Сов. музыка",! 962 ј 4. в,Ю\

ФЙЯН (Fijan), Андрия (4.IX.1851-26.IX.1911)-хорватский актер и режиссер. Дебютировал в 1873 на сцене Хорватского Нац. т-ра. С 1878 был актером и режиссером этого т-ра (сезон 1894-95 - актер и гл. режиссер Нац. т-ра в Белграде). Иск-во Ф. отличалось большой театр. культурой. В его игре сказалось влияние нем. актерской школы (искусственная патетика).

Роли: Ромео ("Ромео и Джульетта" Шекспира), Гамлет, Макбет, Отелло; Манфред (о. п. Байрона), Болингброк ("Стакан воды" Скриба), Ипанов ("Федора" Сарду), Димитар Хваранин ("Теута" Деметера), Иво и Орсат ("Эквиноций" и "Дубровницкая трилогия" Войновича) и др.

Пост.: в Нац. т-ре в Белграде - "Кориолан" Шекспира, "Вильгельм Телль" Шиллера (оба в 1894), "Мадам Сан-Жен" Сарду (1895) и др.; в Хорватском Нац. т-ре- "Гамлет" (1889), "Дубровницкая трилогия" (1903) и др.

Лит.: G av e 1 1 а В., Hrvatsko glumiste, Zagreb, 1953; Музе j позоришне уметности. Зборник, Београд, i96 Алъб. К.

ФЛАГСТАД (Flagstad), Кирстен (12.VII.1895- 8. XI 1.1962) - норв. артистка оперы (сопрано). Училась пению у Э. Скютте-Якобсен в Осло, А. Вестванга и Г. Братта в Стокгольме. В 1913 дебютировала на сцене Нац. т-ра (Осло) в партии Нури ("Долина" Д'Альбера). Выступала в оперных т-рах Парижа, Осло, Г„теборга, Копенгагена. Участвовала в Байр„пт-ских фестивалях (1933-34), пела в т-ре "Ковент-Гар-ден". В 1935-41 и 1951-52 - солистка т-ра "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Одновременно гастролировала в разл. городах Сев. и Юж. Америки, Европы, Австралии. Обладала голосом широкого диапазона, необычайной звучности, имела блестящую вок. технику.

Лучшие партии: Изольда, Зиглинда, Брунгильда, Сента, Эльза, Елизавета, Кундри ("Тристан и Пзольда". "Зигфрид", "Валькирия", "Летучий голландец", "Лоэнгрин,

,Тангейзер", "Парсифаль" Вагнера), Фиделио (о. п. Бетховена) n др.

Получила известность также как исполнительница камерно-вок. репертуара. Оставила сцену в 1953. В 1953 возглавила об-во по созданию Норв. оперы {т-р осн. в 1959).

Лит.: В i a n с о l l i L. (ed.). The Kirsten Flagstad manuscript. N. Y., 1952. Вл. О.

ФЛЕЙШЕР (Fleischer), Антал (30.V.1891-1945) - венг. дириж„р. Окончил Будапештскую консерваторию по классу 3. Кодая и Херцфельда. Дирижировал в т-ре "Непоперахаз" (ныне Т-р им. Эркеля), затем в т-ре "Операхаз" (ныне Венг. гос. оперный т-р, Будапешт). Дирижировал операми: "Фауст" (1926), "Риголетто" (1929); "Орфей и Эвридика" Глюка (1939), "Джудитта" Легара (1934), "Египетская Елена" (1932), "Арабелла" (1934) Р. Штрауса - все в т-ре "Операхаз", "Сельская честь" Масканьи (1934) - в "Варошисинхаз" (Городском т-ре). Автор муз.-сце-нич. произв., в т. ч. комич. оперы. Профессор Будапештской консерватории (с 1918). А. Ив.

ФЛЕКК (Fleck), Иоганн Фридрих Фердинанд (10.1. 1757-20.XII.1801)нем. актер. Учился в Халльском ун-те. В 1777 дебютировал в Лейпцигском т-ре. В 1779 вступил в труппу Гамбургского т-ра, руководимого Ф. Л. Шредером, играл Глос-тера ("Король Лир").- В 1783 в Берлине вступил в труппу К. Д„ббелина, на основе которой в 1786 возник Королевский нац. т-р. В 1794-96 Ф. возглавил этот т-р, затем оставался в н„м актером и режиссером, вплоть до своей смерти. На берлинской сцене талант Ф. достиг особого расцвета (за 18 лет сыграл более двухсот ролей).

Ф. обладал выигрышной сценич. внешностью, звучным, задушевным голосом, вулканическим темпераментом, стихийной эмоциональностью. Его артистической природе близки были героические и характерные роли в произв. Шекспира. Превосходно играл также в мещанской драме и в комедиях А. В. Иффланда, А. Коцебу, Ф. Л. Шредера. Но особенно удавались Ф. герои Шиллера - Карл Моор, Фердинанд; Валленштейн (в одно-им. трилогии), Фиеско ("Заговор Фиеско в Генуе"), Филипп II ("Дон Карлос"}. Титанической мощи достигал Ф., играя роли Лира, Макбета, Ричарда III, Отелло, Шейлока. Ф. унаследовал реалистич. тенденции иск-ва Шредера и К. Экгофа, он создавал сценич. характеры, психологически правдивые, укрупн„нные, отказывался от мелочного, натуралистич. правдоподобия. В игре его ясно ощущались стилевые черты двух направлений: в 80-е гг. для творчества Ф. характерны титанизм, поэтич. гиперболизация, свойственные поэтам "Бури и натиска"; в 90-е гг. в его иск-ве преобладают крайний субъективизм, контрастность, склонность к гротеску. Это делало творчество Ф. близким нем. романтикам, к-рые считали его идеальным типом романтич. актера: Л. Тик в своей книге "Фантазиус" писал, что в 80-90-е гг. на берлинской сцене "Ф. стоял впереди всех". Однако внутренне насыщенная игра Ф. часто страдала незаверш„нностью формы, была неровной, творческие взл„ты чередовались со спадами.

Лит.: Троицкий 3., Карл Зейдельман и формирование сценического реализма в Германии, M.- Л., 1940;

Т i ее k L., Kritische Schriften, Bd 1-4, Lpz., 1848-52;

Gro? E., I. F. F. Fleck, B., 1914; Monty I., Deutsche Schauspielkunst, В., 1954; Г. Гур.

ФЛ‚РОВ, .Сергей Васильевич [псевд.- С. В а-с п л ь ев; 3(r.IV.1841- 5(18). IV. 1901] - рус. театр., муз. и художеств. критик, педагог. В 1864 окончил историко-филологич. ф-т Моск. ун-та. Занимался педагогич. деятельностью. С 1875 начал сотрудничать в "Московских ведомостях", "Русском вестнике", затем в "Русском слове", "Русском обозрении". Выступал с обзорами событий муз. и театр. жизни, живописи. С 1879 печатал статьи-обзоры, ставшие летописью Малого т-ра за 22 года. Большое место в этих обзорах отводится и Художеств. т-ру (возникновению и первым шагам). Статьи Ф. отличаются обилием фактов, дают богатый материал для изучения истории рус. т-ра последней четв. 19 в. Ф. принадлежат труды, содержащие анализ комедии Грибоедова "Горе от ума". Значит, интерес представляет также работа Ф."А. Н. Островский и наш театр" ("Русское обозрение", 1890, июнь, т. 4).

Соч.: Драматические характеры. Опыт разбора отдельных ролей, как пособие при их исполнении... С приложением полной роли и рисунка костюма, вып. 1, Молчалин ("Горе от ума"), М., 1889; вып. 2, София ("Горе от ума), М.,1890; вып. 3, Лиза ("Горе от ума"), М., 18 90; вып. 4, Фамусов ("Горе от ума"), М., 1891; Картинки Италии. Письма из Рима и Флоренции, М., 1894; Театральная хроника. Сезон 1895-1896, [М.],1896; А. С. Грибоедов и разбор его комедии "Горе от ума", Воронеж, 1896.

Лит.: Театрал. Тени прошлого, "Театр", 1916, ј 1800, с. 5; Дорошевич В., Старая театральная Москва, П.- М., 1923, с. 75-77.

ФЛЕТЧЕР (Fletcher), Джон (декабрь 1579 - август 1625) - англ. драматург. Как драматург впервые выступил с пасторальной трагикомедией в духе Гварини - "Верная пастушка" (1608). В 1608-13 писал в соавторстве с Ф. Бомонтом; драматурги создали пьесы, положившие начало новому направлению англ. драмы 1-й четв. 17 в. Бомонт и Ф. были ведущими драматургами труппы "Слуги лорда камергера", игравшей в т-рах "Глобус" и "Блэкфрай-ерс". Для этой труппы Ф. писал также один и в сотрудничестве с Ф. Мессинджером и с др. драматургами. Бомонт и Ф. создавали пьесы разл. жанров, изобилующие острыми драматич. положениями, отличающиеся живостью действия. Они рисовали в своих пьесах мир, в к-ром утрачены моральные принципы и господствует погоня за наслаждением. Ф. написал трагедии: "Трагедия девушки" (совм. с Бо-монтом, 1610), "Бондука" (1611), "Валентиниан" (1614), "Тьерри и Теодорет" (совм. с Мессинджером, 1614) и др. В этих пьесах властители предстают как насильники, жестокие, коварные люди. Разгулу хищничества, эгоизма, аморальности авторы противопоставляют честь, как единственное средство сохранить человеческое достоинство. Ф. осмеивает буржуа-мещан в "Рыцаре пламенеющего пестика" (совм. с Бомонтом, ок. 1607), но изображает также в своих комедиях и пороки дворянской среды. Среди комедий Ф.: "Награда женщине, или Укрощение укротителя" (пародийное продолжение "Укрощения строптивой", 1611), "Щеголь" (совм. с Бомонтом, 1608-10), "Высокомерная" (совм. с Бомонтом, 1613-17), "Ум без денег" (1614), "Как управлять женой" (1624), "Испанский священник" (совм. с Мессинджером, 1622). Гл. тема этих пьес - любовь, ради к-рой герои прибегают ко всевозможным хитроумным уловкам. Комедии Ф. лишены лиризма, в них преобладают интрига (обманы и переодевание). Новаторством драматургии Ф. и Бомонта было развитие жанра трагикомедии:

"Филастр" (совм. с Бомонтом, 1609), "Король и не король" (1611), "Влюбл„нный безумец" (1617), "Верноподданный" (1618), "Жена на месяц" (1624) и др. Трагикомедии Ф. овеяны духом романтики, в них изображаются сильные страсти, острые драматич. ситуации. Драматургия Ф. отразила кризис ренессансного гуманизма Англии, но мн. современники и особенно зрители 2-й пол. 17 в. в период реставрации монархии Стюартов отдавали предпочтение Бомонту и Ф., ставя их выше Шекспира. Однако после 17 в. популярность этих драматургов падает.

На сов. сцене были пост. пьесы: "Испанский священник" (1934, МХАТ 2-й, Москва; 1954, Т-р им. Руставели, Тбилиси), "Укрощение укротителя" (1945, Т-р им. Ермоловой, Москва), "Как управлять женой" (1963, Т-р комедии, Горький) и др.

С'оч.: The works, ed. by A. Glover and A. R. Waller, v. 1-10, Cambr., 1905-12 (совм. с Ф. Бомонтом); в рус. пер.-Пьесы, т. 1-2, M., 1965 (см. также ст. А. А. Аникста).

Лит.: A p p l e t о n W. W., Beaumont and Fletcher, L., 1956; W a i t h E. M., The pattern of tragicomedy in Beaumont and Fletrher, New Haven, 1952; Leech C., The John Fletcher plays, L., 1962. Л. А.

ФЛЙХТЕНМАХЕР (Flechtenmacher), Александру (23.XII.1823-28.1.1898) - рум. композитор, дириж„р, педагог. Учился в Вене (1834-40). В 1840-46 - скрипач оркестра Нац. т-ра в Яссах. Концертировал в Румынии и России. С 1846 - дириж„р Нац. т-ра в Яссах, Крайове и Бухаресте. Ф.- автор первой рум. оперетты "Баба-хырка" ("Баба-Яга", 1848, Нац. т-р в Яссах). Др. оперетты Ф.: "Новолуние" (1865, там же), "Тележник" (1875, Нац. т-р, Бухарест). Автор неоконч. оперы "Девушка из Козиа" (соч. 1870- 1880) и музыки ко мн. водевилям и комедиям. Ф.- один из основателей, первый директор (1864-69) и профессор (класс скрипки) Бухарестской консерватории (1864-95).

Лит.: F о t i n о G., AI. Flechtenmacher, "Muzica", Bue., 1909, ianuarie; 0 a n a-P o p R., Alexandru Flechtenmacher, Bue., 1964. А. Ив.

ФЛИАКИ (греч. ????? - болтовня, шутка) - 1) Нар. представления в Др. Греции, распростран„нные в греч. колониях на юге Италии, на о-вах архипелага, в нек-рых областях Балканского п-ова (иногда под др. назв.). Тексты Ф. не сохранились, поэтому осн. источником ознакомления с их содержанием служит вазовая живопись. Ф. представляли собой короткие шуточные сценки, изображавшие повседневную жизнь или вес„лые похождения богов и героев (преим. Зевса, Диониса, Геракла); нек-рые Ф. пародировали комедии и трагедии. Острота комич. ситуаций определяла необходимость специальных костюмов и масок для Ф. актеры (2 и больше) играли в особых облегающих тела одеждах с накладными животом, задом, грудью; постоянный аттрибут мужских персонажей - сделанный из кожи фалл. Сценич. площадкой для Ф. были низкие деревянные подмостки на подпорках или приподнятая сцена на колоннах. Переносные ширмы (па-рафрагмы) с занавесками служили декорациями. Лит. форма Ф. была придана в конце 4 в. Ринтоном, к-рый прославился своими пародиями на трагедийные обработки мифов (т. н. гиларотрагедии). Среди авторов Ф. более позднего времени наиболее известны Скир, Блес из Каприи, Пирр Милетский, Тимохарид, Со-патр. Из античных драм. жанров влиянию Ф. в наибольшей мере подверглась рим. ателлана. 2) актер - исполнитель Ф.

Лит.: История греческой литературы, под ред. С. И. Соболевского [и др.], т. 1, M.- Л., 1946, с. 30; В i e b e r M., Denkmaler zum Theaterwesen, B.-Lpz., 1920; Pau-lys Wissowa Realencyclopadie der classischen Altertumswissenschaft, Hlbbd 39, Stuttg., 1941, Kol. 292-306. Лид. Ф.

ФЛИНДТ (Flindt), Флемминг (р. 30.IX.1936) - дат. артист балета и балетмейстер. С 1946 учился в школе датского Королевского балета (ученик X. Ланне-ра). С 1955 - в труппе этого т-ра, с 1957 - ведущий танцовщик. В 1956 и в 1961-65 работал в труппах "Фестивал балле", Королевский балет (Англия), в т-ре "Гранд-Опера" и др. С 1966 - худ. рук. труппы датский Королевский балет.

Партии: Джеме ("Сильфида" Л„венскьольда), Дженаро ("Неаполь" Паулли, Гаде, Хельстеда и Люмбье), Юноша ("Лунный олень" Риисагера), Арман ("Дама с камелиями" Бьерре), Франц ("Коппелия"), "Видение Розы" (о. п. на муз. Вебера), Хозе ("Кармен" ня муз. Бизе), Алэн ("Тщетная предосторожность") и др.

Ф. следует традициям классич. школы А. Бурно н-виля. Его танец отличается элегантностью, отточенностью формы. Осуществил ряд пост., в т. ч. "Урок" на муз. Дельрю по пьесе Ионеско (1964, т-р "Опера комик", Париж). E. С.

ФЛОБЕР (Flaubert), Гюстав (12.XII.1821, Руан, - 8. V. 1880, Круассе) - франц. писатель, драматург" С юношеских лет увлекался т-ром, писал сценарии, комедии, мистерии, трагедии. Среди пьес этого периодаисторич. драма "Людовик XI" (изд. 1838). В диалогич. форме написаны эпич. философская драма "Искушение святого Антония" (1-я ред.- 1848, 2-я - 1856, 3-я-1871), драмы-новеллы "Пляска мертвецов" (1838), "Смар" (1839). Рассматривая совр. ему театр. иск-во как "школу деморализации", воплощение мещанских вкусов, Ф. увлекался произв. Аристофана, Шекспира, Мольера, Бомарше, разл. жанрами нар. т-ра. В 1862 он написал сказочную феерию "Замок сердец", явившуюся антибурж. сатирой (пьеса была напечатана в 1879, е„ последние сцены опубликованы в день смерти Ф.). Ф.- автор комедии "Слабый пол" (по сценарию Л. Буйе, соч. 1872), в к-рой он обличал духовное ничтожество и мелкое хищничество женщин-мещанок. Из пьес Ф. пост. только комедия "Кандидат" (1874, т-р "Водевиль")- острая сатира на бурж. демократию. Эта пьеса не имела успеха (состоялось всего 4 спектакля), но встретила горячую поддержку Э. Золя, А. Доде, Г. Мопассана, И. С. Тургенева, к-рые увидели: в ней зародыш новой реалистич. франц. драматургии. На сцене шли также инсценировки романа Ф. "Мадам Бовари" (1936-37, т-р "Монпарнас", Париж, в загл. роли-М. Жамуа; 1940, К*амерный т-р, Москва, в загл. роли - А. Коонен). На сюжет романа "Са-ламбо" написана опера Э. Рейера (1890, т-р "Де ла Монне", Брюссель), балет А. Арендса (1910, Большой т-р), над оперой "Саламбо" ("Ливиец") в 1863-66 работал ?. ?. Мусоргский (не закончена, музыка частично использована в опере "Борис Годунов" и др. муз. соч.).

Соч.: Le theatre. P., 1910; в рус. пер. - "Кандидат", Л.- М., 1960 Т[см. послесловие E. Финкелыптейн, Флобер-драматург и его комедия "Кандидат").

Лит.: Реизов Б.Г., Творчество Флобера, М., 1955;

С a n u J., L'oeuvre dramatique de Flaubert, "Revue d'histoire litteraire de la France", P., 1931, ј 10-12; 1932 ј 1, ?. 45-72, ј 2, ?. 190-203. ?. ?.

ФЛОН (Flou), Сюзанн (род. 28.1.1923) - франц. актриса. Была секретар„м Э. Пиаф, работала в мюзик-холле. В 1943 дебютировала как актриса в т-ре "Комедия Елисейских полей" (Париж). Наиболее значит, сценич. образы создала в спектаклях:

"Маленькая хижина" Рус-сена (1947, т-р "Нувоте"), "Комплекс Филемона" Люка (1950, т-р "Монпарнас"), "Жаворонок" Ануя (1953, там же), "Зло бежит" Оди-берти (1955, т-р "Л а брюй-ер"), "Укрощ„нная мегера" (по "Укрощению строптивой" Шекспира, 1957, т-р "Атеней"). В 1965 выступила в роли Раневской ("Вишневый сад"). По мнешло франц. критиков, Ф.- одна из лучших совр. актрис страны. С 1947 снимается в кино. В 1960 с труппой т-ра "Вь„ коломбье" гастролировала в СССР (роли: Жанна - "Жаворонок"; Андромаха - "Троянской войны не будет" Жироду).

ФЛОНДОР (Flondor), Тудор (1862-1909) - рум. композитор. Учился в Черновцах и Вене. Автор оперы "Ночь святого Георгия" (соч. 1905; пост. после 1918); оперетт "Рыбачка Лица", "Дунайский рыбак", "Дед Чокырлан" (1906, Бухарест), музыки к водевилям. Лит.: Т о s с i u с-А 1 b u A., Viata si opera lui Tudor Flondor, Bue., 1933. A. He.

ФЛОРЕЙ (Florei), Николае (р. 1927) - рум. артист оперы (бас). Окончил вок. ф-т и ф-т теории музыки Бухарестской консерватории. Будучи студентом, выступал в Ансамбле песни и пляски "Чокырлия" ("Жаворонок"). С 1954-солист Рум. т-ра оперы и балета в Бухаресте. Выступает также как камерный певец. Был на гастролях в СССР (1960, 1964). Лауреат между-нар. конкурсов в Бухаресте, Женеве, Варшаве.

Лучшие партии: Мефистофель ("Фауст"), Ганс Сакс ("Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера), Дон Базилио;

Рамфис ("Аида") и др. А. Ив.

ФЛОРЕНТИЙСКИЙ КРУЖОК - см. Камерата. "ФЛОРЕНТИЙСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАЙ"

(Maggio musicale fiorentino) - музыкально-театральный фестиваль в Италии. Учрежд„н муниципалитетом Флоренции по инициативе дириж„ра В. Гуи на базе филармонии, оркестра и т-ра "Комунале". Первый Ф. м. м. состоялся в 1933. С 1936 стал ежегодным. Программы фестиваля включают оперные, балетные и драматич. спектакли, симфонич. и камерные концерты, а также междунар. муз. конгрессы, конференции, конкурсы и выставки. Во время Ф. м. м. часто исполняются забытые классич. произв. и новые соч. совр. композиторов.

На Ф. м. м. были исполнены: "Мистерия Санта Улива" с муз. Пиццетти (реж. Ж. Копо), "Сон в летнюю ночь" Шекспира с муз. Мендельсона (реж. М. Рейнхардт) - 1933;

"Орсеоло" Пиццетти (первая пост., дириж„р Т. Серафин), "Кастор и Поллукс" Рамо (в исполнении труппы Парижской Оперы), "Похищение из сераля" Моцарта (дириж„р Б. Вальтер) - 1935; триптих О. Респиги ("Мария Египетская", "Лукреция", "Птицы"), "Царь Эдип" Стравинского (дириж„р Б. Молинари), "Коронация Поппеи" Монтеверди (дириж„р Маринуцци) - 1937; "Антоний и Клеопатра" Ма-липьеро (первая пост.), "Замок герцога Синяя борода" Бартока, "Необитаемый остров" Гайдна, "Сказки Гофмана" Оффенбаха, "Огонь" Респиги, "Симон Бокканегра" Верди (дириж„р В. Гуи) - 1938; "Король Лир" Фрацци (первая пост., дириж„р В. Гуи), "Персефона" и "Петрушка" Стравинского (дириж„р автор, балетм. М. М. Фокин), "Женские хитрости" Чимарозы - 1939; "Ночной пол„т" Даллапикколы (первая пост., дириж„р Ф. Превитали), "Турандот" Бузони, "Дидона и Эней" Перселла (дириж„р В. Гуи), "Семирамида" Россини, "Волшебная флейта" Моцарта, "Борис Годунов" Мусоргского (первая пост. в Италии на рус. яз., дириж„р Дж. Джорджеску)- 1940; "Доктор Фауст" Бузони (дириж„р Ф. Превитали), "Возвращение Улисса на родину" Монтеверди (дириж„р М. Росси) - 1942;

"Семь канцон" Малипьеро - 1948; "Ванна Лупа" Пиццетти (первая пост.), "Португальская остерия" Керубини, "Лукавая крестьянка" Перголези, "Орфей" Монтеверди, "Осада Коринфа" Россини - 1949; "Заключ„нный" Даллапикколы (первая пост.), "Электра" Р. Штрауса, "Ифиге-ния в Авлиде" Глюка, "Армида" Люлли, "Олимпия" Спон-тини - 1950; "Ифигения" Пиццетти (первая пост.), "Ге-новева" Шумана, "Орфей и Эвридика" Глюка- 1951;

"Дон Кихот" Фрацци (первая пост.), "Дидона" Кавалли, "Армида", "Граф Ори", "Пробный камень", "Ш„лковая лестница", "Танкред" Россини - 1952; "Война и мир" Прокофьева, "Медея" Керубини, "Галантная Индия" Рамо, "Арольдо" Верди - 1953; "Контрабас" Букки (по рассказу Чехова "Роман с контрабасом", первая пост.), "Дьявол на колокольне" Луальди, "Мазепа" Чайковского (впервые в Италии), "Эврианта" Вебера - 1954; "Поворот винта" Бриттена, "Испанский час" Равеля, "Дон Себастьян" Доницетти, "Кавалер роз" Р. Штрауса- 1955; "Золото Рейна" Вагнера, "Творение Прометея" Бетховена - 1956; "Блудный сын" и "Пленная Венера" Малипьеро (первые пост.), "Катя Кабанова" Яначека, "Эрнани" Верди - 1957; "Турандот" Пуччини, "Ромео и Джульетта" Прокофьева, "Дева озера" Россини - 1958; "Антигона" Траэтты (дириж„р Н. Сандзоньо), "Идоменей" Моцарта, "Мельничиха" Паи-зиелло (дириж„р Б. Бартолетти) - 1962; "Эвридика" Пери,

"Дафна" Гальяни. "Сорока-воровка" Россини, "Джонни наигрывает" Кшенека - 1965.

Среди драм. спектаклей, показанных на Ф. м. м.: "Дочь Йорио" Д'Аннунцио (1938, реж.Дж. Форцано), "Аминта" Tacco с муз. Глюка (1939, реж. Р. Симони), "Адельгиз" Мандзо-ни (1940, реж. Симони), "Агнеса Бернауэр" Хеббеля (1944, реж. К. Паволини и Д. Пакувио), "Буря" Шекспира (1948, реж. Дж. Стрелер), "Троил и Крессида" Шекспира (1949, реж. Л. Висконти), "Орест" Альфьери (1950, реж. О. Коста), "Кьоджинские ссоры" Гольдони (1950), "Волчица" Верги (1965, реж. Ф. Дзеффирелли, в главной роли А. Маньяни), "Ромео и Джульетта" Шекспира (1965, реж. Дзеффирелли) и др.

Лит.: Maggio musicale fiorentino XIII, Firenze, 1950.

Ce Г

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница