Театральная энциклопедия
(страница 459)


ФРОЛбВ, Владимир Васильевич [р. 13(26).VIII. 1917]- рус. сов. критик и театровед. Чл. Комму-нистич. партии с 1942. В 1938 окончил лит. ф-т Горь-ковского педагогич. ин-та, в 1951 - аспирантуру Академии обществ, наук. Печатается с 1937, с 1948- в моек. прессе - "Правда", "Лит. газета". Автор книг, посв. гл. обр. сов. драматургии. Занимается педагогич. деятельностью; преподавал в ГИТИСе (1952-58), в Лит. ин-те им. Горького. В 1958-60- зам. гл. редактора журнала "Октябрь".

Соч.: О советской комедии, М., 1954; Жанры советской драматургии, М., 1957; Советская драматургия сегодня, М., 1963; Искусство открывает мир, М., 1965.

ФРОЛОВ, Маркиан Петрович [24.Х1(6.ХП).1892- 30. X. 1944] - рус. сов. композитор, пианист и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1944). Чл. Коммунистич. партии с 1938. В 1924 окончил Ленингр. консерваторию (класс И. С. Миклашевской). Автор оперы "Энхе-Булат батор" (1940, Бурят, т-р оперы и балета), оратории "Поэма об Урале" (1932, Свердловский т-р оперы и балета) и др. произв.

С 1924 в„л педагогич. работу в Муз.-драм. ин-те им. Лысенко (Киев), в 1928-34 - в Свердловском муз. техникуме, с 1934 - в Уральской консерватории (профессор с 1939, в 1934-37 и 1943-44-директор).

Лит.: Поляновский Г., Первая Бурят-Монгольская опера, в кн.: "Энхе-Булат батор", М.-Л., 1940.

Л. Ив.

ФРОМАН (Frohman) - семья амер. театр. антрепрен„ров. Даниел Ф. (22.VIII. 1851-26.XII. 1940) -театр. деятельность начал как журналист. В 1880 - управляющий т-ром "Мэдисон-сквер", с 1885 - т-ром "Лицеум", где собрал хороший состав актеров и пригласил работать реж. Д. Беласко. В 1899 приобр„л т-р О. Дейли. Вместе с братом Чарлзом Ф. был крупнейшим амер. антрепрен„ром. В 1912 совм. с А. Кьюкором организовал кинокомпанию "Знаменитые актеры" ("Феймос плейере"). Автор мемуаров "Воспоминания антрепрен„ра" (1911), "Даниел Фроман показывает" (1935) и "Ещ„" (1937). С 1906 был президентом "актерского фонда Америки". Чарлз Ф. (17.VII.1860-7.V.1915)- брат Даниела Ф. В 1888 начал антрепрен„рскую деятельность. В 1890 организовал "Постоянную труппу Ч. Фромана", затем - "Комедийную труппу Ч. Фромана" (1891). В 1893 построил т-р "Эмпайр", в 1910-х гг. владел в Нью-Йорке шестью т-рами и имел несколько т-ров в Лондоне. Его деятельность способствовала окончательному утверждению системы зв„зд. В т-рах Ф. выступали крупнейшие актеры США - М. Адаме, Э. Бар-римор, О. Скиннер, М. Робсон. Чарлз Ф. был членом Театр. синдиката и во мн. содействовал утверждению коммерч. театр. системы в США, закрытию постоянных провинциальных т-ров.

Соч.: Memories of a manager, L. -N. Y., 1911; Daniel Frohman presents, N. Y., 1935; Encore, N. Y., 1937. fi\ /\

ФРбМАН, Маргарита Петровна [р. 27. X(8.XI). 1890]- югосл. артистка балета, балетмейстер и педагог. По происхождению русская. В 1909 окончила балетное отделение Моск. театр. уч-ща и в том же году была принята в балетную труппу Большого т-ра. Выступала в этом т-ре до 1913 и затем в 1917-19. Партии: Пикилья и Китри ("Дон Кихот"), Мери-Амон ("Дочь Фараона" Минкуса), Сванильда ("Коп-пелия"), Генриетта ("Раймонда"), фея Сирени ("Спящая красавица") и др. В 1921 переехала в Югославию, где в 1921-27 руководила балетной труппой хорватского Национального т-ра в Загребе, была е„ балетмейстером и ведущей танцовщицей, преподавала в организованной ею балетной школе, к-рую возглавляла. В 1927-30 и 1937 работала в Белграде в балетной труппе Национального т-ра. Поставила первые нац. югославские балеты-"Пряничное сердце" (1924, Загреб) и "Имбрек с носом" (1937, Белград) Барановича, "Охридская легенда" Христича (1947, Белград); "Щелкунчик" (1938, т-р "Ла Скала"). В 1950 переехала в США. С 1921 (с перерывами) вед„т педагогич. работу.

Лит.: Ballet Yougoslave, Beograd, 1958. Г. Ш.

ФРбМАС-ГУЖУТИС, Александрас (12. XII. 1822-20.VIII.1900)-литовский драматург. Родоначальник литовской драматургии. Писал историко-роман-тич. пьесы: "Уничтожение Каунасской крепости" (1893, постановка литов. театр. коллектива в Петербурге), "Ель - королева ужей" (1893, пост. 1907" т-р "Канклес", Вильнюс), "Сон Гедиминаса" (1911 пост. лит. театр. коллектива в Петербурге) и др. В историю литов. лит-ры вошли его драмы: "Господин и мужик" (1893, пост. 1900 лит. театр. коллектива в Петербурге), "Страшное время" (изд. 1895), отражающие борьбу литов. народа против феодального строя. В комедии "Хитрая вдова" (изд. 1908) показан быт и нравы литов. горожан в конце 19 в. Пьесы и повести Ф.-Г. проникнуты пафосом нац.-освободит. идей. Его драматургия сыграла значит, роль в формировании литов. нац. т-ра и драматургии.

Лит.: Fromas-Guzutis A.,Baisioji gadyn. (вступит, ст. Б. Пранскуса), Vilnius, 1955. I], Дан.

"ФРОНТ"- пьеса в 3 действиях, 5 картинах А. Е. Корнейчука. Соч. 1942 (Гос. пр. СССР, 1942). Пост. 3 нояб. 1942 в Моск. т-ре драмы (реж. Горчаков, Страдомская, худ. Волков; Иван Горлов - В. Любимов, Огнев - Арский, Мирон Горлов - Дм. Орлов). Почти одновременно пьесу пост. Малый т-р (5 нояб. 1942, реж. Судаков, Цыганков, Алексеев; Иван Горлов - Шамин, Огнев - Цар„в, Мирон Горлов - Зубов, Сергей Горлов - К. Назаров, Хрипун - Владиславский, Крикун - Светловидов) и МХАТ (7 нонб. 1942, реж. Хмел„в, Раевский, худ. Дмитриев; Иван Горлов-Москвин, Огнев - Ливанов, Мирон Горлов - Кедров, Сергей Горлов - Яншин, Остапенко - Станицын, Хрипун- Топорков), Т-р им. Франко (5 нояб. 1942, премьера в Семипалатинске, реж. Юра; Горлов -Вату ля, Огнев-Добровольский).

Из др. пост. "Ф." в 1942-43: Т-р им. Вахтангова (премьJa в Омске; реж. Р. Симонов, худ. Рындин; Иван Горлов- дкий, Огнев - А. Абрикосов, Бабочкин, Мирон Горлов- убнов), Ленингр. гор. т-р, Ленингр. т-р драмы им. Пушкина (премьера в Новосибирске, реж. Кожич, Даусон;

Иван Горлов - Жуковский, Огнев - Крюгер, Колос - Малютин, Орлик - А. Борисов, Мирон Горлов - Толу-беев), Ленингр. Большой драматич. т-р им. Горького (премьера в Кирове, реж. Рудник; Иван Горлов - Полицей-мако, Огнев - Г. Самойлов, Мирон Горлов - Софронов), Ленингр. т-р Балтийского флота, Центр, т-р Красной Армии (премьера в Свердловске, реж. А. Д; Попов), Моск. т-р им. Ленинского комсомола (премьера в Ташкенте, Мирон Горлов - Берсенев), Т-р им. Моссовета (премьера в Алма-Ате, реж. Завадский; Иван Горлов-Герага, Огнев-Мордвинов, Мирон Горлов - Б. Оленин), Воронежский т-р (реж. Энгель-Крон; Иван Горлов - Викторов, Гайдар- Флоринский), Ярославский т-р им. Волкова (реж. Ростовцев; Огнев - Ромоданов). Пьеса Корнейчука прошла В очень мн. т-рах страны.

Издания: Первая публикация-"Правда", 1942, авг., ј 236- 239; К о р н е и ч у к А., Пьесы, М., 1950, 1961;

Пьесы советских писателей, т. 7, М., 1955.

Лит.: Театр. Сб. статей, М., 1944; Советский театр. М., 1947. А. Шн.

ФРОНТОВАЯ БРИГАДА - сов. коллектив актеров, обслуживавших во время войны военные и военно-морские части действующей армии и флота. Репертуар Ф. б. составлялся гл. обр. из произв. т. н. малых форм, в основном на злободневные темы. В него входили эстрадные рассказы и фельетоны, монологи, сценки, миниатюры, скетчи, куплеты и частушки, песенки, одноактные пьесы и отрывки из отдельных произведений, танцевальные и цирковые номера и др. Ф. б. впервые возникли в годы гражд. войны в Красной гвардии (затем в Красной Армии). Выступали в период событий на озере Хасан (1938), войны с Финляндией (1939), особенно активно в годы Отечеств, войны, когда работало 3800 Ф. б. А. Шн,

ФРОНТОВЫЕ ТЕАТРЫ - проф. театр. коллективы, обслуживавшие во время Великой Отечеств. войны сов. фронтовые воен. и военно-морские части, части в прифронтовых полосах, военизированные тыловые учреждения и организации (мобилизационные пункты, эвакопункты, военные госпитали и лазареты). Первыми Ф. т., возникшими с начала Отечественной войны, были Т-р Киевского военного округа (рук. Б. Н. Норд), Смоленский драматический т-р (рук. Е. Т. Асеев, позже наз. Т-ром Западного фронта), Т-р Краснознам„нного Балтийского флота (рук. А. В. Пергамент), Калининский драматический т-р, Орловский т-р. -Первым специально созданным Ф. т. был Т-р народного ополчения

(вскоре - Агитвзвод Ленинградского дома Красной Армии), обслужиравший защитников Ленинграда.

В начале своей деятельности Ф. т. носили характер известных еще со врем„н гражд. войны фронтовых бригад, выступали с репертуаром так наз. малых форм - с различными концертно-эстрадными и цирковыми программами. Но постепенно, по мере организационного укрепления, работа Ф. т. обогащалась, углублялась. Образовалась большая сеть Ф. т., среди к-рых пять Ф. т. ВТО: 1-й (рук. Н. И. Рыбников), 2-й (рук. И. К. Липский), 3-й - муз. т-р (рук. Б. Л. Афонин), 4-й - молод„жно-комсомольский т-р, составленный из выпускников ГИТИСа (рук. И. М. Раевский), 5-й- т-р "Вес„лый десант" (рук. В. С. Поляков); Муз.-драм. т-р под рук. М. И. Померанцева, Театр-студия под рук. А. Н. Арбузова и др.

Появились фронтовые филиалы отдельных стационарных т-ров - Т-р им. Евг. Вахтангова (рук. А. А. Орочко), Малого т-ра (рук. С. П. Алексеев), Ленингр. Большого драматич. т-ра им. Горького, Ленингр. драм. т-ра им. Пушкина, Костромского т-ра, Ярославского т-ра им. Волкова, Военно-театральная группа Ленингр. т-ра кукол под рук. Е. С. Дем-мени. Центр, т-ра кукол и мн. др. К началу 1944 таких Ф. т. и фронтовых филиалов существовало 25.

Репертуар Ф. т. состоял из сов. военно-исто рич. и героико-патриотич. пьес, произв. рус. классич. драматургии и пьес прогрессивных зарубежных драматургов. С успехом ставились пьесы (или монтажи по пьесам): "Ш„л солдат с фронта" Катаева, "Полководец Суворов" Бахтерева и Разумовского, "Парень из нашего города", "Русские люди"; "Чапаев" по Фурманову, "Любовь Яровая"; "Двадцать лет спустя" Светлова, "Осада Лейдена" Штока, "Ключи Берлина" Гуса и Финна, "Недоросль"; "Не вс„ коту масленица" Островского, "Женитьба Белугина" Островского и Соловь„ва, "Профессор Мамлок" Ф. Вольфа, "Ночь ошибок" Голд смита, "Хозяйка гостиницы", "Слуга двух господ". Большую силу воздействия имели мон-тажи из произведений, посв. воссозданию образа В. И. Ленина,-"Человек с ружь„м" и "Кремл„вские куранты"; "Ленин в 1918 году" Капле ра и Златогоро-вой, "Правда" Корнейчука. Среди исполнителей роли В. И. Ленина в спектаклях Ф. т.: А. А. Добротин, А. Г. Шеин, Ю. Б. Щербаков, Г. И. Юченков.

В 1942-45 при Комитете по делам иск-в СССР существовала специальная Дирекция Ф. т. (с конца 1945 -была реорганизована в Объединение передвижных т-ров).

В 1943 в Москве состоялся смотр Ф. т.

Лит.: Театр на фронте. Каталог выставки, M.-Л., 1942;

Театр. сб., М., 1945; "Театр", 1945, ј1, 1958, J\o 2, 1965, ј 5; Ленинградские театры в годы Великой' Отечественной войны. Сб., Л.-М., 1948; Малый театр на фронтах Великой Отечественной войны, М.-Л., 1949; Д о p о х и н Н., По дорогам войны, М., 1950; Дмитриев Ю. А., Фронтовые театры, в кн.: Очерки истории русского советского драматического театра, т. 2, М., I960; Максакова Л. В., В рядах воюющего народа, М., 1965, с. 236-61. Л. Шн.

ФРУНЗЕ - столица Кирг. ССР (370 тыс. жит. на 1966). До 1926 - город Пишпек; переименован в честь М. В. Фрунзе, родившегося в этом городе. До Октябрьской революции проф. т-ра не было. Рус., кирг. и др. самодеятельные и полу-проф. театр. коллективы возникли в первые годы Сов. власти (рус. и мусульманская показат. труппы при Художеств. подотделе Пишпекского уездного отдела нар. образования, рус. муз.-драм. кружок "Свобода", т-р клубакоммунистов). В 1926 создана первая Кирг. театр. студия, дэЪобразованная в 1 930 в Кирг. драм. т-р, с 1 936 - в Муз.-драм. т-р, а с 1 942- в Т-р оперы и балета (с 1959 - Кщ)г. ордена Ленина акаде-мич. т-р оперы и балета). Постоянный Кирг. драм. т-р создан в 1941 из числа выпускников ГИТИСа им. Луначарского и артистов Кирг. муз.-драм. т-ра (ныне - Киргизский ордена Трудового Красного Знамени драматич. театр).

В 1927 работала рус. проф. труппа Кирг. главполит-просвета, в 1928 - ТРАМ, реорганизованный в Рабочий т-р Наркомпроса Кирг. АССР. (1930). В 1935 создан Рус. драм. т-р (ныне - Фрунзенский рус. драм. т-р им. Крупской).

Во Фрунзе работают (1967): Кирг. т-р оперы и балета (здание построено в 1955), Кирг. драм. т-р. Фрунзенский рус. драм. т-р им. Крупской, Т-р кукол (рус. группа с 1938, кирг.- с 1947), Кирг. филармония им. Токтогула Сатыл-ганова (1937), в составе филармонии: оркестр нар. инструментов, ансамбль комузистов, бригада акынов, эстрадный коллектив, ансамбль нар. танца, Нар. т-р при Дворце культуры завода им. Ленина (1959). Д. Бр.

ФРУНЗЕНСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ Н. К. КРУПСКОЙ-рус. сов. театр. Организован в 1935 из числа выпускников ГИТИСа. В 1939 т-ру присвоено имя Н. К. Крупской.

Среди спектаклей т-ра: "Платон Кречет" (1935), "На бойком месте" (1935). "Гибель эскадры" (1936), "Лес", "Человек с ружь„м" (оба в 1937); "Аристократы" Погодина (1938), "Мятеж" по Фурманову (1938), "Дядя Ваня", "Свадьба Кречин-ского" (оба в 1940), "Парень из нашего города" (1941), "Нашествие" (1942), "Русские люди"; "За тех, кто в море!" Лаврен„ва (оба в 1943),"Русский вопрос" (1947); "Макар Дубрава" Корнейчука (1951), "Персональное дело" Штейна (1955), "В поисках радости" Розова (1957), "Гамлет" (1959); "Иркутская история" Арбузова (1960), "Океан" Штейна (1961), "Варвары" (1962); "Совесть" Павловой, "В день свадьбы" Розова (оба JB 1964), "Ричард III" Шекспира, "Чти отца своего" Лаврентьева (оба в 1965).

В т-ре ставились спектакли, в к-рых был воплощ„н образ В. И. Ленина: "Семья" Попова (1950), "Кремл„вские куранты" (1956), "Третья патетическая" 1962) Погодина, "Именем Революции" Шатрова (1963). Во всех этих спектаклях роль В. И. Ленина исполнял нар. арт. Кирг. ССР В. Ф. Казаков.

Т-р вед„т работу с местными авторами, ставит пьесы кирг, драматургов. В 1951 был осуществл„н спектакль "Певец народа" ("Токтогул") Джантошева; были 'пост. спектакли: "Сарынжи" Эшмамбетова (1939 и 1958), "Любовь Михаила Астахова" Швембергера и Соколовского, "Любовь" Канделя (оба в 1956), "Свет в долине" Шукурбекова (1958), "Обжалованию не подлежит" (1963) и "Священные камни" (1964) Абдумо-мунова, "Топол„к.мой, в красной косынке" по одноим. повести Айтматова (1965).

Художеств, рук. т-ра были: Б. Г. Фельдман (1935- 1938), Н.Т.Чужбинин (1938-39), Я.И.Уринов (1939- 1942), С.А.Малявин (1942-46), М.М.Маламуд (1946- 1953 и 1956-61), Г. А. Рустамов (1953-56).

В труппе т-ра (1966): нар. арт. Кирг. ССР В. Ф. Казаков, К. А. Гурьева, Г. Г. Каркоцкий, Л. Л. Ясиновский; нар. арт. Казах. ССР Н. К. Ангаров; засл. арт. РСФСР М. С. Стряпкина; засл. арт. Кирг. ССР Т. А. Варнавских, С. К. Кочеев, А. М. Крамер, В. С. Офицеров, В, П. Соболев; засл. арт. Казах. ССР А. Т. Каменьков. Гл. режиссер т-ра (с 1961)- засл. деят. иск-в РСФСР Г. И. Иванов. Гл. худ. т-ра - засл. деят. иск-в Кирг. ССР П. Д. Егоров.

Лит.: Государственный русский драматический театр им. Крупской, Фрунзе, 1958. 77 ?p

"ФУДЗИВАРА КАГЭКИДАН" - япон. оперная труппа. Первая в Японии оперная труппа, ставящая европ. оперы. Организована в 1934 певцом Фудзи-вара Есиэ. Деятельность труппы имела значение для развития европ. оперного т-ра в Японии. Здесь впервые в Японии были пост. классич. оперы "Лоэнгрин", "Тангейзер"; "Фиделио" Бетховена, а также япон. оперы "Журавлиные перья" Дан Икума и др. "Ф. к." не да„т регулярных спектаклей. Обычно в течение года проходит несколько спектаклей в Токио и в провинции. В послевоен. годы трижды выезжала на гастроли в США. Ведущие солисты труппы: Мунахара Ми-тико, Кавати Сумиэ Кувабара Тэруко, Тода Масако, Миямото ‚сихира и др. Л. Т.

ФУКС (Fuchs), Георг (15.VI. 1868-16.VI.1949)- нем. драматург, режиссер, теоретик т-ра. Вместе с архитектором М. Литманом, худ. Ф. Эрлером и др. организовал Мюнхенский художественный театра существовавший под его рук. один сезон (1907-08). Ф. пост. здесь спектакли: "Двенадцатая ночь"; "Птицы" Аристофана, "Майская королева" Глюка, собственную пьесу "Тиль Уленшпигель". Наиболее значит, из его режиссерских работ - "Фауст" Г„те (1-я часть).

В теоретич. работах "Сцена будущего" (1904), "Революция театра" (1909, рус. пер. 1911) Ф. обосновывает свои художеств. принципы. Он считал, что традиционный т-р устарел, переживает кризис, к-рый проявляется в "просветительстве". Ф. выступал против "обличения" и борьбы "партийных течений" на сцене. Целью т-ра, по его мнению, является изображение красоты, т-р должен ориентироваться на изысканный вкус избранной публики. Отрицание идейности т-ра приводит Ф. к отрицанию народности, связи т-ра с литературой. Ф. призывал к возрождению на сцене "праздничных действ" (Festspiele). Выступав против натуралистич. т-ра, Ф. отрицал социальную проблематику, изображение "жизни бедноты", фактически ополчался на принципы реализма. Был противником бытовой точности, историзма в т-ре, считал, что бутафория и традиционные декорации отвлекают зрителя от игры актера. Предлагал перенести в т-р принципы импрессионистской живописи. Ведущей фигурой в т-ре, по мнению Ф., является художник. Освещение, совершенная акустика должны рельефно выделять фигуру актера, его мимику, движение, жесты, голос. Так, объявляя театральность гл. принципом сценич. иск-ва, Ф. приш„л к отрицанию идейной сущности т-ра. Ф.-автор комедии "Тиль Уленшпигель" (1899, пост. 1906), трагедии "Манфред" (1902), драмы "Гиперион" (1905), муз. комедии "Дон Кихот" (1911), пьесы "Христос" (1916).

Соч. в рус. пер.- Принципы Мюнхенского "Театра художников", пер. с рукописи, "ЕИТ", вып. IV, 1909, с. 173- 180; Революция театра, СПБ, 1911; Sturm und Drang in Munchen um die Jahrhundertwende, Munch., 1936.

Лит.: Гвоздев А. А., Западноевропейский театр па рубеже XIX и XX вв., М.-Л., 1939; L i t t m a n M., Das Munchner Kunstlertheater, Munch., 1908. Наш. В.

ФУКС (Fux, Fuchs), Иоганн Йозеф (1660-14.11. 1741) - австр. теоретик музыки, композитор, дириж„р и органист. Работал придворным музыкантом в Вене. Автор 18 опер, в т. ч. "Элиза".

ФУКС-МАРТИН (Ф у к с), Георгий Самойлович (3.VII.1905-5.VI.1957)-coB. дириж„р. По национальности немец. Чл. Коммунистич. партии Германии с 1931. Окончил Высшую школу музыки в Зондерсхау-зене (1925). Работал там же концертмейстером в опере, оперным дириж„ром в т-рах Лейпцига и др. городов Германии и Голландии. Был муз. рук. "Коллектива революц. актеров" в Гамбурге (1931-33). С приходом к власти Гитлера эмигрировал в СССР (1933), в 1937 принял сов. гражданство. С 1933-дириж„р Моск. т-ра оперетты.

Дирижировал опереттами: "Золотая долина" (1938), "Вольный ветер" (1947) Дунаевского, "Год спустя" Александрова (1939), "Табачный капитан" Щербач„ва (1943), "Воздушный замок" Фельцмана (1948), "Девичий переполох" Милютина (1950), "Фиалка Монмартра" Кальмана (1933), "Мадам Фавар" (1935) и "Дочь Тамбурмажора" (1943) Оф-фенбаха.

Лит.: Я p о н Г., О любимом жанре, М., 1960. Янковский М. О., Советский театр оперетты, Л.-М., 1962.

M. Лифш. ФУЛЛЕР (Fuller), Лои (наст. имя - Мария Луиза;

22.1.1862-21.1.1928)-амер. танцовщица. Сценич. деятельность начала как драматич. актриса на роли травести, в 1878-86 работала в Чикаго, затем стала выступать с танц. импровизацией в сопровождении классич. муз. (Глюк, Бетховен, Шопен и др.), используя световые эффекты. В 1892 обосновалась в Париже, где выступала в "Фоли бержер" и др. Исполняла танцы, позднее получившие развитие в иск-ве А. Дункан ("Танец серпантин", "Танец огня" и др.). Гастролировала в разл. городах Европы и США. В t900 выступала на Всемирной Парижской выставке, в "Гранд-Опера" и др. В 1927 организовала в Лондоне собственную труппу, к-рая существовала до 1938. Автор книги "Пятнадцать лет моей жизни".

Соч.: Quinze ans de ma vie, P., 1908.

Лит.: Marx R., Loie Fuller, P., 1904; M o r i n n i G. de, Loie Fuller, the fairy of light, N. Y., 1942. П. Л.

ФУРКИ - часть сценич. оборудования; платформы, служащие для передвижения на сцене частей декорационного оформления. Передвижение Ф. осуществляется электромотором, вручную или при помощи троса, вер„вки, один конец к-рой находится за кулисами, а другой прикрепл„н к боковой стенке Ф. Размер Ф. от 1-2 м2 до площади, равной осн. игровой площадке (см. Оборудование сцены). Имеются также т. н. пол„тные фурки, предназначенные для передвижения вверх, вниз и с одной стороны на другую.

ФУРМАНОВ, Дмитрий Алексеевич [26.Х(7.Х1). 1891-15.III.1926]-рус. сов. писатель. Чл. Коммунистич, партии с 1918. Учился в Моск. ун-те на историко-филологич. ф-те (1912-14). Участник Октябрьской революции, был комиссаром 25-й Чапаевской дивизии, нач. политотдела Туркестанского фронта. Лит. деятельность начал в 1921. В 1923 вышло в свет крупнейшее произв. Ф.-"Чапаев", в 1925 - "Мятеж". Обе книги были инсценированы и широко ставились сов. т-рами. "Мятеж" (инсц. Д. Поливанова) пост. впервые в 1927 в Т-ре им. МГСПС, "Чапаев" (инсц. А. Фурмановой и С. Лунина)-в 1930, там же. По произв. Ф. созданы оперы: "Мятеж", комп. Л.Ходжа-Эйнатов (1938, Ленингр. Малый оперный т-р), "Ча-пай", комп. Б. А. Мокроусов (1941, Саратовский т-р оперы и балета), и фильм "Чапаев". Н. Мор.

ФУРТВЕНГЛЕР (Furtwangler), Вильгельм (25.1. 1886-30.XI.1954)- нем. дириж„р, композитор и муз. писатель. Учился у И. Рейнбергера и М. Шиллингса.

В 1908-09 Ф. - репетитор в Бреславльском гор. т-ре, гл. дириж„р т-ра в Страсбуре и в др. т-рах; в '1911-15- дириж„р оркестра в Любеке; в 1915-20- оперного т-ра в Мангейме. После смерти А. Никиша руководил оркестром "Гевандхауза" (Лейпциг, 1922-28), дирижировал оркестрами Берлинской (1922- 1945 и с 1952) и Венской (с 1930) филармоний. В 1931 вместе с А. Тосканини руководил фестивалем в Бай рейте. С 1933-дириж„р Берлинской гос. оперы; под давлением офиц. кругов вы- нужден был оставить этот пост. С огромным успехом дирижировал операми Вагнера: "Кольцо Нибе-лунга" (1937, Лондон, Байр„йт), "Тристан и Изоль-да", "Валькирия" (1937, Париж), "Зигфрида (1938, там же). После войны выступал в разных странах Европы.

Ф. - один из выдающихся дириж„ров 20 в., достигал единства точности прочтения музыки и импро-визац. увлеч„нности; был близок к позднеромантич. школе. Автор симфонич. и камерных произведений.

Соч.: Ton und Wort, Wiesbaden, 1955; Gesprache uber Musik, 2 Aufl., Z., 1949; Vermachtnis, Wiesbaden, 1956.

Лит.: R i es s C., Furtwanler..., [Stuttg., 1953]; W. Furtwangler im Urteil seiner Zeit, hrsg. von M. Hurlimann, Z.-Freiburg, 1955. Ал. М.

ФУРТЕНБАХ (Furttenbach), Йозеф (30.XII. 1591- 17.1.1667)-нем, архитектор, декоратор, театр. деятель. Получил худож. образование в Италии (1610- 1620) Изучал архитектуру театр. техники. С 1631- гор. архитектор г. Ульма, построил там здание первого постоянного нем. т-ра (1641-51), создал для него сценич. оборудование и декорации. Ф. принадлежит серия теоретич. работ (22 тт.), посв. строительству, архитектуре и др. Значит, место в его трудах- "Новый путеводитель по Италии" (1627), "Гражданская архитектура" (1628), "Увеселительная архитектура" (1640), "Мужественное зеркало искусства" (1663)принадлежит описанию архитектуры, устройству сцены, сценич. технике и оформлению спектаклей в итал. придворном т-ре конца 16 - нач. 17 вв. (система телариев, раздвижных задников, перспективных занавесов, освещения). Как декоратор Ф. стремился воспроизводить на сцене живую жизнь, усиливать театр. иллюзию. Он заменяет неподвижные декорации 16 в. изобрет„нной в Италии системой телариев (треугольные призмы, на двух сторонах к-рых натянут холст). Смена декораций осуществлялась при повороте призм. Эта система давала возможность быстро менять декорации. Для этой же цели Ф. разработал технику освещения сцены, устройства люков, подмостков, "рва для музыкантов", задней сцены, систему бутафории и сценич. эффектов. Теоретич. работы Ф., так же как и его практич. деятельность, оказали большое влияние на развитие сценич. техники 17 в.

Соч.: Neues Itinerariuin Italiae, Ulm, 1627; Architec-tura civilis, Ulm, 1628.

Лит.: Гвоздев А. А., Иосиф Фуртенбах и оформление спектакля на рубеже XVI-XVII вв., в сб.: О театре, Л., 1929; История европейского искусствознания, т. 1. От античности до конца 18 в., М., 1963, с. 182, 200; В е r-t h о l d M. J.F., Ein Beitrag zur Kunst und Theatergeschichte, [s. l.], 1951; L a v e r J., Drama, its costume and decor, Ь., 1951. Ham. В.

ФУТ (Foote), Самюэл (январь 1720-21.X.1777)- англ. актер и драматург. Учился в Вустер-коллед-же (Оксфорд), готовился к деятельности юриста. С 1744 начал выступать на сцене. С 1747 - руко-водитель, ведущий актер и драматург т-ра "Хеймаркет" (Лондон). Ф. достоверно и зло имитировал t своих современников; исполняя комедийные роли, обычно копировал к.-н. известного человека. Пьесы, написанные Ф.,- обычно фарсы: "Распродажа картин" (1748), "Лгун" (1762), "Мэр Гаррата" (1763), "Набоб" (1772), "Поездка в Кале" (1776) - содержат критику общественных пороков, они злободневны, но несколько поверхностны. Лучшие роли Ф.-в его пьесах.

Соч.: The works of Samuel Foote, v. 1-4, L., 1786, L., 1799.

Лит.: История западноевропейского т-ра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 2, M., 1957; В e 1 d e n M. M., The dramatic work of Samuel Foote, New Haven, 1929 (Diss.);

S i n k o G., Samuel Foote, the satirist of rising capitalism, Wr., 1950. IO.K.

ФУТИТ (Foottit, Footit), Джордж (наст. имя- Тюдор Холл, Tudor Hall) (1864-1921) -артист цирка, клоун. Англичанин по национальности. Выступал на манеже с 1876 как наездник в цирке своего дяди, позднее - в цирке "Континенталь" в Бордо (Франция). Как клоун дебютировал в 1884 в цирке "Континенталь". Работал в лондонском т-ре Ковент-Гарден. Вскоре был приглаш„н в парижский Новый цирк, где с 1890 занял положение первого клоуна. Ф.- один из выдающихся пародистов, основоположник жанра парной клоунады во Франции. В 1889- 1910 выступал с партн„ром Шоколадом. Ф. и Шоколад исполняли роли деспотически властного господина- Ф. (клоунский костюм из парчи и золота, белые носки, лакированные туфли) и покорного бедняка - Шоколад (зел„ный, иногда красный или голубой фрак, короткие брюки, яркие носки).

Расставшись с Шоколадом (1910), Ф. выступал в ансамбле со своими сыновьями Джорджем, Томасом, Генри, но прежнего успеха не имел. Последние годы жизни был владельцем собственного передвижного цирка.

Лит.: Р e м и Т., Клоуны, пер., М.,1965, с. 78-114. А.Шн.

ФУТУРИСТОВ ТЕАТР ("Первый в мире футуристов театр") - театр. организованный в 1913 в Петербурге. Было показано два спектакля: трагедия "Владимир Маяковский" Маяковского (состоялось лишь одно представление) и опера "Победа над солнцем" Матюшина (текст А. Круч„ных; состоялось три представления). Спектакли шли в помещении б. Т-ра В. Ф. Комиссаржевской.

ФУЭТЕ (фр. fouette - отхл„ст, от fouet - хлыст) - наименование группы па классич. танца, для к-рой характерно хлещущее движение ноги, способствующее вращению (pirouette avec fouett) или перемене направления (grand fouett, grand fouett en fournant) движения танцовщика. А. И.

ФЫНЕЦЯНУ (Finetianu), Корнел (р. 1933) -рум. артист оперы (лирич. тенор). Окончил Римскую ("Санта-Чечилия") и Клужскую консерватории. В 1954-62 - солист Клужской рум. оперы, с 1962- солист Рум. т-ра оперы и балета в Бухаресте. Лауреат междунар. конкурсов в Вене, Праге, Женеве. Вед„т концертную деятельность. Гастролировал в СССР (1961, 1964), ЧССР, НРБ, ГДР, ФСРЮ, Австрии, Швейцарии.

Партии: Альфред, Герцог, Альмавива; Эдгар ("Лю-чия ди Ламмермур" Доницетти), Пинкертон ("Чио-Чио-сан"), Фауст; Джеральд ("Лакме") и др. А. Ив.

ФЬОРЙЛЛИ (Fiorilli), Тиберио(9.Х1. 1608-7.XII. 1694) - итал. актер комедии делъ арте. Играл в Мантуе, Флоренции, Неаполе. С 1640 вместе со своей женой актрисой Маринеттой и др. итал. актерами работал в Париже. Создал маску Скарамуччи. В этом образе отч„тливо проявилась реалистич. направленность творчества Ф. Он выступал без маски, покрывая лицо гримом, носившим гротесковый характер, был блестящим мастером мимики. Игра Ф. оказала воздействие на актерское творчество Мольера. В 1690 Ф. оставил сцену.

Лит.: Дживелегов А. К., Итальянская народная комедия..., 2 изд., М., 1962.

ФЬОРЙЛЛО (Fiorillo), Сильвио (2-я пол. 16 в.- 1-я пол. 17 в.) - итал. актер комедии дель арте. С конца 16 в. выступал в разл. городах Италии. Входил в труппы Л. Феделе,' "Унити" и "Аччези". Вначале был исполнителем сатирич. роли - маски капитана Матамороса. Получил известность как создатель маски Пульчинеллы. В его исполнении окончательно сложился характер и внешний облик этого персонажа. По некоторым источникам, Ф. находился в родственной связи с Т. Фьо-рилли.

ФЬЯБА (итал. fiaba - сказка) - жанр итал. т-ра и драматургии, созданный К. Гоцци и полемически направленный против бытовой комедии К. Гольдони и П. Кьяри. Гоцци написал 10 Ф., в к-рых сказочный сюжет сочетался с импровизацией и буффонадой комедии дель арте. Яркая зрелищность, зани-мат. построение фабулы определили успех этих Ф., пост. венецианской труппой А. Сакки. Но постепенно пародийно-сатирич. направленность Ф. исчезала, ограничивалось значение масок, их импровизация, и скоро жанр утратил новизну. За пределами Венеции Ф. не получили распространения. Блестящая театральность Ф., созданных Гоцци, привлекала к ним внимание нем. романтиков (Л. Тик, Э. Т. А. Гофман и др.).

Лит.: Гоцци К., Сказки для театра, М., 1956 (см. вступ. ст., коммент. С. Мокульского).

ФЭКС (Ф а б. р и к а эксцентризма)- творческое объединение, существовавшее в Петрограде в 1921-24. Основатели Ф. - Г. М. Козинцев, Г. К. Крыжицкий, Л. С. Трауберг. Обвиняя т-ры в творч. застое, поверхностном реализме, примитивном "психологизме", приверженности к обветшалым формам, участники Ф. декларировали в сво„м манифесте (частично опубл.) и выступлениях эксцентризм, как новую высшую форму театральности, основанную на бурной динамике, трюках и т. п. Требуя механизации, "электрификации", "американизации" т-ра, они пропагандировали малые формы (мюзик-холл, варьете), балаган и цирк. В 1922 Ф. выпустил сборник "Эксцентризм", куда вошли статьи руководителей Ф. и художника объединения С. И. Юткевича. В том же году при Ф. была организована мастерская, где преподавали клоун-акробат Серж, жонгл„р Токеромо и др.

В 1922 показан спектакль Ф.-"Женитьба" (подзаголовок - "Трюк в тр„х действиях"). Т. н. "машинистами" спектакля были Козинцев и Трауберг. Спектакль состоял из нагромождения цирковых номеров, чередовавшихся с репликами из комедии Гоголя (на укр. яз.). Второй спектакль Ф.-"Внеш-торг на Эйфелевой башне" (1923, постановщики те же). С 1924 деятельность Ф. переключается в область кино (руководители - Г. М. Козинцев, Л. Г. Трауберг, С. И. Юткевич).

Лит.: Недоброво В л., Фабрика эксцентризма М.-Л., 1928; Крыжицкий Г., Философский балаган Театр наоборот, П., 1922; Эксцентризм. Сб. статей, П. 1922; Данилов С. С., "Женитьба" Гоголя, Л., 1934 с. 89-94. Г. К

ФЮЛ‚П (Fulop), Виктор (р. 9. II. 1929)- венг. артист балета. В 1937 учился у Ф. Надаши, в 1955- 1956 проходил стажировку в Моск. хореографич. уч-ще (педагог А. М. Мессерер). По возвращении на родину - солист балетной труппы Будапештского т-ра оперы и балета, где в 1947 выступил в партии Принца ("Деревянный принц" Бартока). В 1956 пост. в Саратовском т-ре оперы и балета им. Чернышевского венг. балет "Платочек невесты" Кенешшеи. Гастролировал в Англии, Франции, Сов. Союзе и др.

Среди др. партий: Петрушка (о. п. Стравинского), Альберт ("Жизель"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Франц ("Коп-пелия"), Мандарин ("Чудесный мандарин" Бартока), Ферко ("Платочек невесты" Кенешшеи), Мельник ("Треуголка" де Фальи) и др. Г. Кор.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница