Наши партнеры

led экраны для помещений
Новостройки в Испании: купить квартиры и апартаменты в Испании alexhomeinvest.com.

Театральная энциклопедия
(страница 460)


ФЮЛ‚П (Fulop), Зольтан (р. 1907) - венг. театр. художник. Засл. арт. ВНР (1955).

Оформил пост.: "Лоэнгрин" (1938), "Валькирия" (1942), "Тангейзер" (1957) Вагнера, "Турандот" Пуччини (1938, 1959), "Питер Граймс" Бриттена (1947), "Витязь Янош" Качо 1949), "Пламя Парижа" (1950), "Бахчисарайский фонтан" 1952); "Орфей и Эвридика" Глюка (1957), "Деревянный принц" (1958) и "Замок герцога Синяя Борода" Бартока 1959), "Саломея" Р. Штрауса (1958), "Дь„рдь Бранкович" Эр-келя (1962) и др.-все в Венг. оперном т-ре и его филиале- Т-ре им. Эркеля (Будапешт). Пр. им. Кошута (1960).

Лит.: Magyar allami operahaz. 1884-1959, Bdp., 1959. А. Ив.

"ФЮНАМБЮЛЬ" (Theatre des Funambules, лат. funamulus-канатный плясун)-франц. т-р. Построен в Париже в 1816 на бульваре Тампль. Здесь выступали канатные плясуны (отсюда и назв. т-ра), прыгуны и др. Т-р получил популярность среди демократии, слоев зрителей благодаря выдающемуся актеру-миму Ж. Б. Г. Дебюро, выступавшему здесь в ролях Пьеро в разл. пантомимах. Игра Дебюро привлекала к т-ру внимание писателей и критиков Ш. Нодье, Ж. Нерваля, Т. Готье, Ж. Жанена. Среди известных актеров т-ра, выступавших после смерти Ж. Б. Г. Дебюро,- Ш. Дебюро (сын), Легран, Лоран-старший, Вотье. Постепенно т-р утратил свою популярность. В 1862 здание было снесено в связи с реконструкцией т. н. Больших бульваров.

ФЮШТ (Fust), Милан (р. 17. VII. 1888)-венг. драматург, писатель, поэт. Принадлежал к прогрессивному направлению художеств. интеллигенции, группировавшейся вокруг журнала '"Нюгат" (1913). В первой своей драме "Без счастья" (1923) Ф. показал кризис бурж. культуры, моральное падение бурж. общества. Наиболее значит, драматургич. произведение Ф. - историч. трагедия "Король Генрих IV" (1931, пост. в 1964, Т-р им. Мадача). В ней драматург рассказывает о борьбе сильной свободной личности с догматизмом, лицемерием церкви и средневековой косностью, о трагедии человека, обуреваемого эгоистич. жаждой власти.

Ф. - автор одного из лучших переводов на венг. яз. пьесы "Король Лир" (1955) и труда по эстетике - "Видение и вдохновение в искусстве" (1963). Лауреат пр. им. Кошута (1.948).

Соч.: Boldogtalanok... Ket drama, Bdp., 1959; Latomas es indulat a muveszetben, Bdp., 1963. А. Гер.

ХААБЯРВ (Б е р з и н), Яан-Вольдемар Янович (13.VI.1914-6.II.1946) - эст. певец (лирич. тенор). Брал частные уроки у А. Нийтова. В 1938-42 - хорист, в 1943-46 - солист т-ра "Эстония" (Таллин). Выступал как концертный певец.

Партии: Левко, Альмавива, Рудольф, Ленский, Кавара-досси, Синодал; Пинкертон ("Чио-Чио-сан"). р. J\

ХААС, Вольдемар (р. 2.VI. 1898) - эст. сов. театр. художник. Нар. художник Эст. ССР (1957). Учился в художеств. школе "Паллас" в Тарту (1919- 1923). В 1923 начал работать в т-ре "Ванемуйне". Развивал принципы живописно-объ„мной декорации, первым на эст. сцене вв„л проекционные декорации ("Венецианский купец", 1926, "Сон в летнюю ночь", 1930). В 1936-56 работал в т-ре "Эстония". Оформил спектакли: "Мазепа"; "Дон Паскуале" Доницетти, "Красный цветок" (1938); "Калевипоэг" Каппа (1948, 1953), "Берег бурь" Эрнесакса (1949; Гос. пр. СССР, 1951), "Тийна" Аустер (1955). С 1940 вед„т педагогич. работу (Худож. ин-т Эст. ССР).

Лит.: Matt Г., Voldemar Haas, Tallinn, 1958. Э. П.

ХАБА, Габа (Haba), Алоис (р. 21.VI. 1893)-чеш. композитор и теоретик музыки. Засл. арт. ЧССР (1961). Учился в Пражской консерватории у В. Нова-ка (1914-15), затем в Венской муз. академии и в Высшей муз. школе в Берлине у Ф. Шрекера (1920- 1922). X.- представитель т. н. четвертитоновой музыки. Испытал влияние экспрессионизма, а затем А. Ш„нберга. Наиболее известна опера X. "Мать" (Мюнхен, 1931; Прага, Нац. т-р, 1947).

Занимает видное место в музыкальной жизни Чехословакии. Выступает с пропагандой новых муз. направлений. Читал лекции на Дармштадтских между-нар. курсах новой музыки (с 1956), в ун-тах Лейпцига и Халле (1957). В„л класс композиции в Пражской консерватории. Ал. М.

ХАБАРОВСКИЙ ТЕАТР (Хабаровский краевой театр драмы). С 1893 в Хабаровске систематически ставились любительские спектакли. В 1896 любительский драм. кружок объединился с музыкальным, образовав Об-во любителей сценич. и муз. иск-ва. С этого времени в городе начались регулярные выступления профессиональных трупп. В сов. время до начала Отечеств, войны Хабаровск и Владивосток обменивались труппами. В 1946 был открыт Хабаровский краевой т-р драмы. Т-ром руководили П. Б. Харлип, К. А. Ведерников, С. А. Бенкендорф и др. В труппе т-ра (1966): засл. артисты РСФСР М. П. Барашкова, В. И. Гаврилов, А. 3. Егоров, В. А. Калинченко, В. А. Шаврин; засл. арт. Бурят. АССР П. И. Консон, артисты М. Ф. Воробь„в, Р. А. Каненко, Б. И. Ильясов, Е. Н. Паевская и др. Гл. реж.-засл. арт. Арм. ССР Я. С. Цп-циновский. Гл. худ.- Б. И. Ст„пин.

Спектакли: "Грех да беда на кого не жив„т" А. Н. Островского (1946), "Молодая гвардия" по Фадееву (1947)" "Васса Железнова" (1951), "Егор Булычев и другие" (1962),* "Сергей Лазо" Бондаревой (1951), "Порт-Артур" Степанова и Попова (1953), "Океан" Штейна (1961), "Человек с ружь„м" (1955), "Кремл„вские куранты" (1959) и "Третья патетическая" (1963) Погодина, "Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого (1962), "Кост„р епископа" ТТТ 0'Кейси. В содружестве с местными драматургами были созданы спектакли: "День рождения" Александровского (1958), "Этих дней не смолкнет слава" Рудого (1952), "Июнь - Карань" Рогаля (1954), "Разбуженная совесть" (1962), "Чудесное превращение" (1963), "Семья" Плахова (1964), "Девушка с улицы Надежды" Шаврина (1964), "Ярость" Е. Яновского (1965) и др.

Лит.: Хабаровский краевой театр драмы, М., 1965. А. Ив.

ХАБИБУЛЛИН, Габдрахман Сулейманович [р. 25. XII. 1903 (7. I. 1904)]башк. сов. артист оперы (бас). Нар. арт. Башк. АССР (1947), нар. арт. РСФСР (1955). Деп. Верх. Совета Башк. АССР 4-го созыва. В 1938 окончил башк. студию Моск. консерватории (класс проф. Е. А. Милькович) и стал солистом Башк. т-ра оперы и балета (Уфа). X. исполняет героич. и драматич. партии, но особенно ему удаются нац.-характерные образы комич. амплуа. X. обладает выразительной мимикой, ч„ткой дикцией, острым ощущением ритма. Голос его низкий, сильный, гибкий, отличается мягкостью в кантилене.

Партии: Юлай Азналин ("Салават Юлаев" Исмагилова), Серлибай ("Айхылу" Пейко), Султан ("Аэат Муртазина)" Старшина ("Карлугас" Чемберджи), Тапкырхан ("Мэргэн" Эйхенвальда), Аблай ("Качкын" Жиганова), Султанбек ("Аршин мал алан" Гаджибекова), Собакин ("Царская невеста"), Кончак ("Князь Игорь"), Чуб ("Черевички" Чайковского), Кутайсов ("Холопка" Стрельникова), Макар ("Кето и Котэ" Долидзе), граф Лососино-Островский ("Цирк зажигает огни" Листова) и др.

Лит.: Х а и р у л л и н Р., Мастера оперного искусства Башкирии, Уфа, 1963, с. 17-24. А. Ив.

ХАБИБУЛЛИН, Загид Валеевич [р. 7 (20). IX.' 1910]- тат. сов. композитор. Засл. деят. иск-в Тат. АССР (1950). Окончил Казанский муз. техникум (1932, класс скрипки) и Татарскую студию при Моск. консерватории (1940, класс композиции М. Ф. Гне-сина, Г. И. Литинского). ,К. - автор балета "Весенние ветры" (соавтор Н. И. Пейко, по роману К. Надж-ми, соч. 1950) и первого тат. балета для детей "Рау-шан" по мотивам тат. нар. сказок и произв. Г. Тукая (1961, Т-р оперы и балета им. Мусы Джалиля, Казань), а также ряда произв. для скрипки и фп.

Лит.: 3 и г а н ш и н а М., 3. В. Хабибуллин, в сб.:

Композиторы Советского Татарстана, Казань, 1957; ТТТ ум-екая Н:, "Раушан", "Сов. музыка", 1961, ј 6. ffp, Г.

ХАБЙРОВ, Ильдус Хайбуллинович (р. 10.X.1935)- башк. сов. артист балета, балетмейстер. Засл. арт. Башк. АССР (1963). В 1955 окончил Ленингр. хоре-ографич. уч-ще и в том же году был принят в балетпую труппу Башк. т-ра оперы и балета (Уфа). Ставит хореографич. сцены в оперных спектаклях, концертные номера.

Партии; Альберт ("Жизель"), Ленни ("Тропою грома" Караева), Юмагул ("Журавлиная песнь" Степанова), Вацлав ("Бахчисарайский фонтан"), Зигфрид ("Лебединое озеро") и др. Ст. М.

ХАГУС, Вернер Александрович (р. 13.VII. 1909)- эст. сов. артист балета. Засл. арт. Эст. ССР (1957). С 1928 - солист балетной труппы т-ра "Эстония" (с 1949 - Т-р оперы и балета "Эстония", Таллин). С 1964-на пенсии.

Партии: Ли Шан-фу ("Красный мак"), Кратт (о. п. Ту-бина), Калевипоэг (о. п. Каппа), Клод Феролло ("Эсмераль-да"), Ротбарт ("Лебединое озеро"),* Надсмотрщик ("Тийна" Аустер), Ромео ("Ромео и Джульетта") и др. Леа. Т.

ХАДАРАВИЧЮС, Мечис Пятро (20. IV. 1902- З.Х. 1'949) - литов. сов. актер. Засл. арт. Лит. ССР (1947). Чл. Коммунистич. партии с 1947. Сценич. деятельность начал в 1923 как актер и режиссер самодеятельных коллективов. В 1931 окончил драм. студию и был принят в Каунасский гос. т-р. С 1940- актер Т-ра драмы Лит. ССР (Вильнюс).

Роли: Том ("Хижина дяди Тома" по Бичер-Стоу), Алексис ("Дни портных в Силмачах" Блаумана), Храповицкий ("1831 год" Венуолиса), Клаузен ("Перед заходом солнца" Гаупт-мана), Вершинин ("Бронепоезд 14-69"), Гаев ("Вишн„вый сад"), Забелин ("Кремл„вские куранты"), Несчастливцев ("Лес") и др.

Лит.: С i u n i s L., Mecys Chadaravicius, Vilnius,

1964. Ал. Д.

ХАДЖАЛИЯ, Шота Иванович [р. 5 (18).V.1917]- груз. сов. актер. Нар. арт. Груз. ССР (1965). Чл. Коммунистич. партии с 1956. В 1939 окончил лит. ф-т Горийского педагогич. ин-та. В 1939-52 - актер Горийского т-ра, с 1952 - Кутаисского т-ра. X. обладает большим обаянием. Многие его сценич. образы отличаются душевной чистотой, благородством. Играет и остро характерные роли, исполнение к-рых отмечено юмором, остротой формы.

Роли: Уча ("Уча Учардия" Патарая), Расплюев ("Свадьба Кречинского"), Котэ ("Молодая учительница" Келбакиа-ни), Яго; дон Сезар де Базан (о. п. Дюмануара и Ден-нери), Карандышев ("Бесприданница"), Гегела ("Земляки" Джапаридзе), доктор Штоль ("Человек со звезды" Вит-лингера). Эт. Г.

ХАДЖИГЕОРГИЕВ, Димитр - см. Георгиев, Димитр.

ХАДЖИЕВ, Парашкев (р. 14. IV. 1912)-болг. композитор. Нар. арт. НРБ (1965). Сын Т. Хаджиева. Муз. образование получил в Софии, Вене, Берлине (класс фп. и композиции). Произв. X. посвящены истории, быту и фольклору болг. народа.

Автор опер: "Жил-был когда-то" (1957, Муз. т-р им. С. Македонского, София), "Буйный смельчак" (1960, Софийская нар. опера), "Албена" (1963, Старозагорская нар. опера), "Июльская ночь" (1964, Варненская нар. опера), "Пять миллионов с гаком" (1965, Муз. т-р им. С. Македонского), "Мастера" (соч. 1963); оперетт: "Деляна" (1952, Муз. т-р им. С. Македонского), "Аика" (1955, там же), "Мадам Сан-Жен" (1958, там же); балета "Серебряные туфельки" (1961, Варненская нар. опера); музыки к спектаклям т-ра кукол и др. соч.

С 1940 - преподаватель, а с 1947-профессор Софийской консерватории. Димитр. пр. 1948.

Лит.: Цибулка К., "Имало едно време', "Българска музика", 1957, ј 5-6; М а н к о в а Л., "Юлска нощ", там же, 1964, ј 8; Съветско мнение за "Луд гидия", там же,

1965. ј 3. К. Др., А. Ив.

ХАДЖИЕВ, Тодор (14. VIII. 1885-9.Х.1956)- болг. дириж„р и композитор. Засл. арт. НРБ (1950). В 1902 окончил Пражскую консерваторию. X.- первый болг. оперный дириж„р. Принял активное участие в создании "Болг. оперного товарищества", организовал оперный оркестр, руководил женским хором. В 1908 под рук. X. артисты "Болг. оперного товарищества" исполнили отрывки из опер "Евгений

Онегин" и "Русалка". Автор оперетты "Софийцы под Бухарестом" (Ш6, София) и др. соч. В 1931-33- худ. рук. Софийской нар. оперы (с 1908-дириж„р). Работал также в Варне и Пловдиве.

Дирижировал операми: "Демон" (1910); "Камен и Цена" Иванова и Кауцкого (1910), "Тахир-беговица" Хаджигеор-гиева (1911), "Фауст" (1910), "Травиата" (1911), "Проданная невеста" (1912); "В колодце" Блодека (1912), "Аида" (1914), "Свадьба Фигаро" (1912); "Беднячка" Манолова (1917), "Евгений Онегин" (1919); "Далибор" Сметаны (1924), "Искатели жемчуга" Бизе (1927), "Похищение из сераля" Моцарта (1928) и др.

Лит.: Попдимитров К., Творческият път на Тодор Хаджиев, "Българска музика", 1957, Л 4, с 56-58

А. Ив.

ХАДЖО (Haxho), Зоица (р. 28.III.1933) - алб. артистка балета. В 1945 окончила Моск. хореографич. уч-ще и с этого года стала солисткой Гос. т-ра оперы и балета в Тиране.

Партии: Долина (о. п. Задеи, пр. Республики, 1965), Лиза ("Тщетная предосторожность"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Лола (о. п. Василенко), Марин ("Бахчисарайский фонтан") и др. Р К

ХАЖАКЯН, Гаруш (Карапет) Хачатурович [р. 10(23).X. 1913] - арм. сов. актер. Нар. арт. Арм. ССР (1961). Чл. Коммунистич. партии с 1952. В 1931 окончил студию при Ленинаканском т-ре. В 1931-36 работал в Ереванском рабочем т-ре, с 1936 - актор Т-ра им. Сундукяна.

Роли: Масисян ("Хатабала" Сундукяна), Александр ("Ут„с" Папазяна), Гагик ("Страна родная" Демирчяна), Эрекле ("Измена" Южина-Сумбатова), Фердинанд ("Коварство и любовь"), Эдгар ("Король Лир"), Незнамов ("Без вины виноватые"), Карандышев ("Бесприданница"), Звездич ("Маскарад"), Кошевой ("Молодая гвардия"), Директор ("Деревья умирают стоя" Касоны), Рубен ("Эти зв„зды наши" Тер-Григоряна; Гос. пр. СССР, 1950).

X. созда„т образы, отмеченные ч„ткостью сценич. формы. Большое внимание уделяет речевой характеристике персонажа. Б. А.

ХАЙ ВАХИТ (наст. имя и фам.- Абдулхай Каю-мович В а х и т о в) (р. 20.XII.1918) - тат. сов. драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1952. Автор пьес "Трутни" (1938), "Кровавые руки" (1939), драмы "Скрытые следы" (1956, Тат. передвижной т-р). В 1960 за пьесу "Первая любовь" (Т-р имени Г. Ка-мала) X. В. присуждена республиканская Тукаев-ская пр. Комедия "Первая любовь" ставилась в тат., башк. т-рах, узб. Т-ре им. Хамзы и др. В 1962 в Т-ре им. Г. Камала и Башкирском академич. т-ре была пост. комедия "Добро пожаловать", в 1963 - драма "Где же ты?". Пьеса "Пол„т ласточки" (1965) пост" в Т-ре им. Г. Камала и др. т-рах. X. В. написал либр. опер "Самат" (1957) и "На берегу Д„мы" (1965), пост. в Т-ре им. М. Джалиля.

Соч.: "Беренче мэхэббэт", Казан, 1962; "Рохим ите-гез!", Казан, 1963; "Кайда сон син?", Казан, 1964; "Карлы-гач канат кага". Казан, 1965. X. К.

ХАЙДУЦКАЯ ДРАМА (болг. хайдук, от венг. hajdu-воин, тур. haydut - разбойник)- особый вид болг. драматургии, сюжетной основой к-рой были легенды и предания о борьбе партизан-хайдуков против тур. ига. Получила развитие в нач. 2-й пол. 19 в. Выражала идеи нац.-освободит, борьбы.

Ранняя X. д. "Стоян-Воевода" (имя автора неизвестно, 1866) призывает народ к вооруж„нной борьбе против поработителей. Пьеса была запрещена тур. властями. X. д. писали мн. болг. революционеры-демократы: Л. Каравелов ("Хаджи Димитр Ясенов")" Бачо Киро Петров ("Бедняк Танчо"). Д. Войников, первый болг. комедиограф, написал пьесу "Ди-манка, или Верная первая любовь", А. Узунов- "Цвятко-Вобвода". Эти произведения явились одним из истоков болг. реалистич. драматургии, с е„ ярко выраженной социальной направленностью.

Лит.: Пенев П., Лекции по история на българския драматически театър, ч. 1, С., 1959; его же. Българската драматургия до Освобождението, в кн.: Христоматия по история на българския драматически театър, С., 1962; Ста години български театър. 1856-1956, С., 1956, с. 42, 98 рус. пер.М.. 1962). Я. Кон.

ХАЙКИН, Борис Эммануилович [р. 13(26).Х. 1904] - рус. сов. дириж„р. Нар. арт. РСФСР (1947). Чл. Коммунистич. партии с 1940. В 1928 окончил Моск. консерваторию по дириж„рскому классу у Н. А. Малько и К. С. Сараджева, по классу фп. у А. Ф. Гедике. В 1928-35 - дириж„р Оперного т-ра им. Станиславского (Москва, с 1933 - зав. муз. частью, в 1935 - гл. дириж„р). В 1936-43 - худ. рук. Ленингр. Малого оперного т-ра; дирижировал операми: "Царская невеста" (1936), "Евгений Онегин" (1937), "Борис Годунов" (1939), "Пиковая дама" (1942), "Иоланта" (1943; Гос. пр. СССР, 1946);

"Кола Брюньон" Кабалевского (1938), "Мятеж" Ходжа-Эйнатова (1938) и др. В 1943-53 - гл. дириж„р Т-ра оперы и балета им. Кирова (Ленинград), где дирижировал операми: "Дуэнья" Прокофьева (1946), "Семья Тараса" Кабалевского (1950, Гос. пр. СССР, 1951), "Декабристы" Шапорина (1953), "Орлеанская дева" (1945; Гос. пр. СССР, 1946), "Мазепа" Чайковского (1950), "Хованщина" (1952) и др. С 1954 - дириж„р Большого т-ра (Москва). Дирижировал операми: "Евгений Онегин" (1960, гастроли труппы Большого т-ра, Прага, Брно, Братислава), "Хованщина" (1963, Флоренция, т-р "Кому-нале"), "Пиковая дама" (1964, Лейпцигский оперный т-р). Выступает и как симф. дириж„р. Гастролировал в Будапеште, Берлине, Бухаресте, Антверпене, Яссах и др. городах Европы.

С 1935 - профессор Моск. и Ленингр. консерваторий. В. Ю.

ХАЙТАУЭР (Hightower), Розелла (р. 30.1. 1920)- амер. артистка балета. По происхождению индианка. В 1938 дебютировала в труппе "Русский балет Монте-Карло", где выступала до 1941. В 1941 - 46 и в 1955- 1957-в труппе "Балле тиэтр", в 1946-47-"Оригинальный русский балет Марковой-Долина", в 1947-62- ведущая танцовщица труппы "Балет маркиза де Куэ-вас". В нач. 60-х гг. организовала в Канне балетную студию-Центр классич. танца. Х.-одна из ведущих амер. танцовщиц классич. школы. Е„ танец отличается виртуозной техникой. С особым успехом испол-вяет партии, требующие динамики, силы, экспрессии. Исполняла также романтич. партии.

Партии: Уличная танцовщица ("Петрушка" Стравинского), Гера ("Елена Троянская" на муз. Оффенбаха), Тальони "Па-де-катр" Пуни), Одетта-Одиллия, Жизель, Аврора;

Инее де Кастро (о. п. Серра), Морфида ("Световая западня" Дамаза) и др. Выступала и как балетмейстер; пост. балеты "Саломея" на муз. Р. Штрауса (1950), "Скарамуш" Сибе-лиуса (1951) и др. Е. С.

ХАЙЧЕНКО, Григорий Аркадьевич (р. 18.X. 1923) - рус. сов. театровед, педагог. Чл. Коммунистической партии с 1942. В 1952 окончил ГИТИС. С 1958 препода„т в ГИТИСе историю советского театра. С 1958 - уч„ный секретарь Института истории искусств.

Соч.: Основные этапы развития советского театра. М. 1962;Игорь Ильинский, М.,1962; Великий волшебник театра М., 1964; Страницы истории советского театра, М., 1965 Главы о театре, в кн.: Всемирная история, т. 7 и 9, М. 1960-62. . А.Ив

ХАКАССКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Рождение X. т. и д. относится к тому периоду в истории социалистич. гос-ва, когда в результате завоеваний Октября начинается стремительный рост культуры т. н. "малых" народов. В конце 20-х - нач. 30-х гг. хакасский народ переживает значит, социальные преобразования. Рождение социалистич. Хакасии сопровождалось острой классовой борьбой в улусах, борьбой против пережитков родовых и феодальных отношений.

В конце 20-х и нач. 30-х гг. формируется нац. лит-ра, оплодотворяемая идеями социализма и нар. творчества хакасов. В нач. 30-х гг. в Хакасской авт. обл. создаются первые агитбригады, деятельность к-рых была сходна с деятельностью "Синей блузы". В составе первой агитбригады, руководимой поэтом и драматургом А. М. Топановым, кроме актеров, были чатханисты (исполнители нар. песен в сопровождении муз. инструмента чатхана).

В 1931 созда„тся самодеятельный нац. т-р, появляется первая 3-актная пьеса А. М. Топанова "Чертополох" (1932) на хакасском яз. В последующих пьесах Топанова "От ружья к трактору", "Классовые враги" (обе в 1933) показана классовая борьба в улусе, столкновение между старым, отживающим, и новым, революц. миром.

Большое влияние на формирующиеся X. т. ид. оказывала классич. и сов. драматургия. В 1932- 1937 были пост. спектакли: "Свои люди - сочт„мся", "Хозяйка гостиницы"; "Шестеро любимых" Арбузова, "Первая Конная" Вишневского и др. В 1937 Хакасский колх.-совх. т-р был преобразован в театр-студию. В 1939 в Хакасской авт. обл. созда„тся рус. т-р, а Хакасский т-р становится профессиональным.

Развитие X. т. ид. связано с появлением нар. героич. драмы М. Кокова "Акун" (1940) о борьбе хакасской бедноты за победу Сов. власти в улусе. Гл. роли играли воспитанники студии А. А. Шурышев и Е. П. Начинова. В нач. 40-х гг. рождается нац. комедия, осмеивающая проявления бюрократизма, родовые и феодальные пережитки. Первая хакасская комедия "Одураченный Хорхло" А. М. Топанова и Н. М. Зингеровского (1942) показывает нравственное превосходство людей из народа над лицемерными и самодовольными баями. Комедия пронизана музыкой и песенностью (композитор А. А. Кенель), к-рые характерны и для др. пост. т-ра. Среди ведущих актеров хакасского т-ра в 30-е гг. были: Е. П. Натчинова, А. М. Топанов, Н. И. Коков, А. С. Саргова, А. А. Шурышев и др.

В годы Отечественной войны были пост. пьесы Топанова ("Юный герой", "Стальные сердца", "Кровь за кровь", "Сын хакасского народа"), посв. воен. событиям, а также "Женитьба" (1942), "Разлом" (1941), "Русские люди" (1943), "Нашествие" (1944). Среди спектаклей 50-х гг.: "Всходы" М. Е. Кильчичакова (1952)- драма о коллективизации хакасских улусов, о борьбе с баями и бандитами, и лирич. комедия "Медвежий лог" того же автора (1955), посв. изображению жизни улуса, людей хакасского колхоза, разоблачающая антидемократич. практику единоличного руководства делами колхоза. Комедия ставилась мн. рус. и нац. т-рами (переведена на рус. яз. драматургами В. 3. Массом и М. А. Червинским). Вхождению Хакасии в состав РСФСР посв. муз. драма И. Кычакова "Птица-счастье" (1955) и драматич. поэма "Ах Тигей" Н. Доможакова (1958). Люди совр. Хакасии показаны в пьесах: "Дорога к зв„здам" Г. Сарожакова (1962), "У подножья тасхыла" С. Чаркова (1961). В 50 - 60-х гг. были пост.: "Белый лотос" по Шудраке (1957), "Двенадцатая ночь" (1956), "Отелло" (1963), "Виндзорские проказницы" (1964), "Васса Железнова" (1962);

"В добрый час" (1956), "В поисках радости" (1957) Розова, "Легенда о любви" Назыма Хикмета (1961), "Материнское поле" (1965) и "Топол„к мой, в красной косынке" (1966) по Айтматову и др.

В труппе т-ра (1967): засл. арт. РСФСР А. И. То-дикова, А. А. Шурышев, К. С. Чаркова, А. В. Щукин, А. Т. Щетинин. В 1956 в труппу вошла группа молодых актеров, окончивших Хакасскую студию при Ленингр. театр. ин-те,-В. Чебодаева, Н. Баи-нова, Г. Саражков, Д. Килижеков, А. Тодикова. Гл. реж. т-ра-А. В. Тугужеков, комп.-А. А. Кенель, художник-Л. А. Алексеев. Т-р ставит спектакли на хакасском и рус. яз.

Лит.* К о к о в М. С., Акун, в кн.: Коков М. С. [и др.]. Сборник художественных произведений, Абакан, 1949 (на хакасском яз.); Кильчичаков М., Всходы, Медвежий лог. Пьесы, Абакан, 1958; Топанов А., Хызыл чазы ("Красная степь ). Сб., Абакан, 1961; его же, Ала-хтыртхан Хорхло, в кн.: "Красная степь", Абакан, 1961 (на хакасском яз.); Самохвалов П., Записки режиссера. Из истории Хакасского национального театра, Абакан, 1958;

Литература Советской Хакасии. Сб. критич. статей, Абакан, 1962. Я. А.

ХАКЕТТ (Hackett), Чарлз. (4.XI.1889-1.1.1942)- амер. артист оперы (тенор). Пению учился у А. Хаб-барда (Бостон) и В. Ломбарди (Флоренция). С 1908 выступил как концертный певец. В 1915 дебютировал в Италии в партии Фауста ("Мефистофель" Бойто). Затем пел в крупнейших т-рах Италии, Бразилии и Уругвая. В 1919-22 и с 1934 - в т-ре "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк), в 1922 - в т-ре "Ла Скала" (Милан); в 1923-34- в Чикагской опере.

X. был мастером иск-ва бель канто. Обладал голосом, ровным по звучанию во всех регистрах. Исполнение его отличалось изящной фразировкой, отточенной техникой.

Партии: Альмавива, Герцог, Альфред; Фауст ("Мефистофель" Бойто), Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно), Рудольф ("Богема") и др.

В„л педагогич. работу в Джульярдской муз. школе (Нью-Йорк). Вс. Т.

ХАЛАБАЛА (Chalabala), Зденек (18.IV.1899 - 4.III.1962) - чеш. дириж„р. Нар. арт. ЧССР (1958). Крупнейший чеш. оперный дириж„р. Учился в Брнен-ской консерватории у Ф. Неймана (1919-22, класс дирижирования). В 1924-26 X.- основатель и дириж„р оркестра Словацкой филармонии. С 1925- дириж„р брненского Нац. т-ра, с 1929 - Земского т-ра в Брно, где дирижировал операми: "Ч„рт и Кача" Дворжака, "Сердце" и "Ева" И. Ф„рстера; рус. операми: "Снегурочка" (1928;, "Князь Игорь" (1930),

"Хованщина" (1933), "Царская невеста" (1934); "Сказание о невидимом граде Китеже..." Римского-Корсакова (1934). В 1936-45 *- дириж„р Нац. т-ра в Праге, в к-ром дирижировал операми: "Колумб" Шкроупа (1942), "Ариадна на Наксосе" Р. Штрауса (1940). В 1945-47-гл. дириж„р т-ра в Остраве, в 1949-52- в Брно, в 1952-53 - в Братиславе, с 1953 - Нац. т-ра в Праге (дирижировал оперой "Борис Годунов", 1954, и др.). В 1955 приезжал вместе с т-ром на гастроли в Москву, в 1956 был приглаш„н в Большой т-р, где дирижировал операми: "Укрощение строптивой" Шебалина (1957), "Е„ падчерица" Яначека (1958); в 1959 в Ленингр. Малом оперном т-ре дирижировал оперой "Русалка" Дворжака, в 1961-в Праге оперой "Повесть о настоящем человеке" Прокофьева. Ал. М.

ХАЛАТОВ (наст. фам.-П орос„нков), Виктор Михайлович (р. 12. II. 1901) - рус. сов. актер. Нар. арт. УССР (1946) и Чечено-Ингуш. АССР (1944). С 1917 работает в проф. т-рах Николаева, Костромы, Саратова, Свердловска, Архангельска, Симферополя, Орла, Минска и др. В 1929-32 - актер Днепропетровского рус. т-ра, в 1933-35 - Одесского рус. т-ра, с 1936 - Киевского рус. т-ра им. Леси Украинки.

Играет преим. характерно-комедийные роли: Дульский ("Мораль пани Дульской" Запольской), Александров ("Живой труп" Л. Толстого), Расплюев ("Свадьба Кречинского"), Робинзон, Мамаев ("Бесприданница", "На всякого мудреца довольно простоты"), Сганарель ("Каменный властелин" Леси Украинки), Манилов ("М„ртвые души" по Гоголю), Часовщик ("Кремл„вские куранты"), Бальбао ("Деревья умирают стоя" Касоны), Булава ("Соло на флейте" Мики-тенко), Капитон ("Чти отца своего" Лаврентьева), Щукарь ("Поднятая целина" по Шолохову) и др. Р. Б.

ХАЛИДЙ, Фатих (1850 - 7.IV.1923) - тат. драматург. Первая драма "Против "Несчастной девушки"" (1888) утверждает право свободного выбора в любви. Автор драм "Мурат Салимов" и "Махруса ханум" (1905-06), в к-рых выступает против отсталости, феодальных пережитков. Драмы X. носили просветительский характер, часто ставились в период формирования тат. проф. т-ра. X. Г.

ХАЛИЛ‚ЕВА, Александра Андреевна (р. 2. IV. 1907) -рус. сов. артистка оперы (лирико-колора-турное сопрано). Нар. арт. РСФСР (1947). В 1932 окончила Моск. консерваторию (класс Е. Е. Егорова), в 1936 - аспирантуру при Ленингр. консерватории (класс 3. П. Лодий и Е. А. Вронской). В 1936-60- солистка Т-ра оперы и балета им. Кирова в Ленинграде.

Партии: Людмила; Антонида ("Иван Сусанин"), Тамара;

Царевна Лебедь ("Сказка о царе Салтане"), Марфа ("Царская невеста"), Волхова ("Садко), Джильда, Виолетта; Маргарита ("Фауст"), Луиза ("Обручение в монастыре" Прокофьева) и др.

Выступала как концертная певица за рубежом (ГДР, Венгрия, Румыния). С 1961 вед„т педагогич. работу во Дворце иск-в им. Станиславского (Ленинград).

Лит.: Александра Андреевна Халилеева. К 25-летию творческой деятельности, "Театральный Ленинград", 1961, ј 5, с. 6-7. 4. .

ХАЛЙЛОВ, Мухаммад (р. 1909) - тадж. сов. актер. Нар. арт. Тадж. ССР (1956). Занимался в кружке самодеятельности. В 1931 был принят в Т-р им. Лахути. актер острой внешней формы, X. созда„т выразительные сценич. характеры. Игра его отличается увлеч„нностью, искренней убежд„нностью. В комедийных ролях X. находит яркие нац. краски, добивается сатирич. звучания.

Роли: Темур, Ходжа„р ("Шодмон", "Краснопалочники" Улуг-заде), Мутавалли, Кудрат ("Обездоленная девушка", "Дохунда" Икрами) и др. f{ f.

ХАЛЙМОВ, Олимжан (Алим) [р. 21.VI (4.VII). 1912] - узб. сов. композитор. Засл. деят. иск-в Каракалп. АССР (1949), нар. арт. Узб. ССР

(1957). Сын узб. певца Домуллы Халима Ибадова. В 1934-41 учился в оперной студии Моск. консерватории (класс Г. И. Литинского). Затем руководил ансамблями песни и пляски Среднеазиатского воен. округа в Фергане. В 1957 окончил композиторское отделение Ташкентской консерватории (класс Г. А. Му-шеля). С 1944 - гл. дириж„р и зав. муз. частью Кара-калп. муз.-драматического т-ра им. Станиславского (Нукус).

Автор муз. комедии "Насильно мил не будешь" (совм. с Шамуратовым, 1945, Каракалп. т-р; 2-я ред. 1956), муз. драмы "Айгуль и Абад" (совм. с Шамуратовым, 1949, там же;

2-я ред. 1962); музыки к спектаклям: "Дочь Арала" Аймур-эаева (совм. с Шамуратовым, 1949), "На берегу Аму-Дарьи" (совм. с Шамурггтовым, 1949), "Бердак" Аймурзаева (1951), "Молодые сердца" Ходжаниязова (1953), "Девушка, нашедшая себе равного" Утепова (1954, все-там же) и др.

*В своих произв. X. использует муз. фольклор Каракалпакии. Т. Б.

ХАЛЙТОВ, Фуад Ибрагимович (р. 18.11.1909)- тат. сов. актер. Нар. арт. РСФСР (1957). Чл. Ком-мунистич. партии с 1946. С 1930 работал в Казанском рабочем т-ре. С 1937-актер Т-ра им. Г. Камала. Характерный актер, X. создал самобытные образы тат. просветителя Каюма Насырова и поэта Мусы Джалиля (о. п. Исанбета).

Др. роли: Хуснутдин ("Хаджи эфенди женится" Ш. Камала), Сафиулла ("Шамсикамар" Аблиева), Гильманов ("Мин-никамал" Амира), Маргаритов ("Поздняя любовь" Островского). Шадрин ("Человек с ружь„м"), Ромео, Кент ("Ромео и Джульетта", "Король Лир"). X. К.

ХАЛЛЕН (Hallen), Юхан Андреас (22.XII.1846- 11. II 1.1925) - швед. композитор, дириж„р, муз. критик и педагог. Музыке учился в Германии. В 1872- 1878 и 1883-84 дирижировал концертами в Г„те-борге. В 1892 - 97 был капельмейстером Стокгольмской королевской оперы. Один из видных представителей нац. муз. школы. Испытал влияние Ваг-нэра. Автор опер: "Викинг Харальд" (1881, Лейпциг), "Ловушка ведьмы" (1896, Стокгольмская королевская опера, 2-я ред. "Вальпургиева ночь", 1902, там же), "Сокровище Вальдемара" (1899, там же); музыки к драматич. спектаклям. Преподавал композицию в Стокгольмской консерватории (1909-19, с 1915профессор). Выступал как муз. критик. Член Шведской муз. академии (1884). Вл. О.

ХАЛМАТОВ, Владимир Константинович (р. 5.11. 1912) - бурят, сов. актер. Нар. арт. РСФСР (1959). В 1932 окончил техникум иск-в в Улан-Удэ и поступил в бурятский т-р (ныне - Бурят, т-р драмы им. X. Намсараева). Игра X. отличается темпераментом, искренностью и остротой мысли, ч„ткостью" сценич. формы.

Роли: Фердинанд (1939, 1944), Баир (о. п. Цыдынжа-пова и Шадаева), Николай Скроботов ("Враги", 1955), Забелин ("Кремл„вские куранты", 1957), Зоригто ("Первый год" Шагжина, 1956), Бабушкин ("Барометр показывает бурю" Батожабая, 1957), Чацкий (1958), Горностаев ("Любовь Яровая", 1963).

X. - автор пьес: "Сила любви" (1948), "Одним дыханием" (1959), "Семья Базара" (1965), пост. на сцене Бурят, т-ра драмы им. X. Намсараева. Снимался в кино. С 1944 вед„т педагогич. работу в театр. учебных заведениях в Улан-Удэ.

Лит.: Ходорковская Л., Бурят-монгольский театр. М., 1954; Искусство Бурятской АССР. Сборник, Улан-Удэ, 1959; Найдакова В., Современный бурятский драматический театр (1949-1962 гг.), Улан-Удэ 1962. Вал. Я.

ХАЛЬВОРСЕН (Halvorsen), Юхан (15.III.1864- 4. X II. 1935) - норв. композитор, скрипач и дириж„р. В 1892-98 - дириж„р т-ра "Национальная сцена" в Бергене, в 1899-1929 - Национального т-ра в Осло. Автор симфоний и др. оркестровых и вок. соч. Написал оперетту "К Северному полюсу" (1911, Национальный т-р, Осло) и музыку к драматич. спектаклям Нац. т-ра (около 30): "Как вам это понравится" Шекспира (1912), "Много шума из ничего" (1915);

"Медея" Еврипида (1918), "Макбет" (1920) и др.

Вл. О.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница