Наши партнеры

Выгодно прокат авто в москве без водителя недорого в компании РексРент.
Лучший поставщик игр Dragonmoney в 2024 году.

Театральная энциклопедия
(страница 464)


"ХЕЙМАРКЕТ" (Haymarket) - англ. театр. Один из ведущих т-ров Лондона. Построен в 1720 Дж. Пот-тером. В 18 в., в отличие от "Хеймаркетского оперного т-ра", именовался "Малый Хеймаркетский т-р". В 1729 здесь был пост. фарс на муз. С. Джонсона "Херлот-рамбо". С нач. 1736 т-ром руководит Г. Филдинг. В 1736-37 в "X." шли спектакли: "Роковое любопытство" Лилло, "Пасквин" и "Исторический календарь за 1736 год" Филдинга. В 1737 Филдинг был отстран„н от руководства т-ром. Впоследствии т-ром руководили:

Ч. Маклин, С. Фут, (1747-77), Дж. Колмен-сгаршии (1777-89), его сын Дж. Колмен-младший, к-рый пост. здесь свои пьесы: "Два против одного" (1784), "Джон Булль, или Семейная жизнь англичанина" (1803), "Наследник по закону" (1808) и др. Т. к. здесь чаще всего ставились комедии, т-р стал называться "Дом комедии". В 1820 т-р был разрушен и на его месте построено здание "Нового Хеймаркетского т-ра", открытого в 1821. В этом т-ре играли У. Фаррен, Дж. Листон, Э. Вестрис и др. выдающиеся комедийные актеры. После открытия антрепризы Вестрис в т-ре Юлим пик" (1831), выражавшем прогрессивные устремления, "X." становится оплотом устаревшего стиля комедийной игры. В дальнейшем на сцене "X." наряду с комедией утверждается бытовая драма. В 1880- 1885 т-ром руководят супруги С. и М. Банкрофлг, в 1887-96 - Г. Бирбом Три. Банкрофты реформируют деятельность т-ра, вводят в репертуар совр. драматургию ("Лондонская самоуверенность" Бусико, "Палата общин и палата лордов" Пинеро и др.). Бирбом Три, сохраняя интерес к'совр. драматургии ("Женщина, не стоящая внимания", 1893, и "Идеальный муж", 1895, Уайльда; "Трильби" по роману Д. Дю Морье, 1895, и др.), ставит пьесы Шекспира ("Виндзорские проказницы", "Гамлет"; Фальстаф, Гамлет - Три). С нач. 20 в. в здании т-ра "X." работают разл. труппы (в 1944-45 в помещении "X." выступала репертуарная труппа во главе с Дж. Гилгудом). Среди лучших спектаклей, пост. в помещении т-ра "X.", - "Росс" Рет-тигена (1960-61; реж. Г. Байем-Шоу), "Школа злословия" Шеридана (1962; реж. Гилгуд), "Высокая статуя" Г. Грина (1964; реж. П. Вуд ) и др.

Лит.: Baker H. Barton, The London stae, v. 1, L., 1889; Pope (W James Macqueen), Haymarket. Theatre of perfection, L., 1948. fQ f{

ХЕЙНЦ (Heinz), Вольфганг (р. 18.V.1900) - нем. актер и режиссер. Дебютировал в 1918 в Нем. нар. т-ре Вены, затем играл в т-рах Австрии и Германии. Большое значение в его творч. биографии имело пребывание в берлинских т-рах - Нем. т-ре (1920-22) и "Штатстеатре" (1928-33). Получил известность как исполнитель трагедийных и характерных ролей в классич. драматургии: король Лир; Мортимер, Гесс-лер ("Мария Стюарт", "Вильгельм Телль" Шиллера). В годы Веймарской республики вступил в Комму-нистич. партию Германии и после захвата власти нацистами эмигрировал за границу. С 1934 играл в Цюрихе в т-ре "Шаушпильхауз". Одновременно выступал и как режиссер. В 1948 возвратился в Австрию. Был одним из основателей прогрессивного т-ра "Скала" в Вене. В 1951-56 - худ. рук. этого т-ра. Выступал здесь как актер и режиссер. Пост. спектакль "Женитьба Фигаро" (исполнял роль графа Альмавивы) и др. Одновременно пост. в Нем. т-ре им. М. Рейнхардта:

"Гроза", "Двенадцатая ночь" (оба в 1951), "Отелло" (1953); "Сомов и другие" Горького (1954). В 1956 вступил в труппу Нем. т-ра, был актером и режиссером (с 1963 - худ. рук.). Здесь он создал свои лучшие образы: Валленштейн (о. п. Шиллера), профессор Мамлок (о. п. Ф. Вольфа). В 1958-62 X. был также директором Гос. театр. школы в Берлине. В 19621963-худ. рук. т-ра "Фольксбюне" в Берлине. Пост. здесь в 1963 спектакль "Война и мир" (по о. п. Л. Н. Толстого). В 1965 спектакль перенес„н на сцену Нем. т-ра им. М. Рейнхардта.

Большое внимание X. уделял пост. рус. сов. драматургии, ставил пьесы Горького ("Мещане", играл роль Тетерева), Погодина ("Мой друг", роль Руководящего лица), Шварца ("Дракон"). За свою реж. и актерскую деятельность X. дважды награжд„н Нац. пр. ГДР (1954, 1959). И. Н.

ХЕЙСЕ (Peise), Петер Арнольд (11.II.1830-12.IX. 1879) - дат. композитор. Представитель романтнч. школы. Известен своими вок. соч. Автор опер "Дочь паши" (1869, Копенгагенский Королевский т-р), "Король и маршал" (1878, там же),"балета "Королевский двор Адлера в Венеции" (1870, там же), музыки к дра-матич. спектаклям.

Лит.: H e t se h G., Breve fra P. Heise, Kbh., 1930; его же, P.Heise, Kbh., 1926. Вл. О.

ХЕЙСЕРМАН (Haeussermann), Эрнст (p.3.VI.1916) - австр. актер и театр. деятель. Окончил Венскую академию музыки и иск-ва. С 1933 - актер "Бургтеатра". В 1939 эмигрировал в США, вместе с М. Рейнхардтом работал в Голливуде. После окончания 2-й мировой войны вернулся в Австрию. С 1954 - худ.. рук. "Йозефштадттеатра" (Вена), с 1959 - директор "Бургтеатра". Профессор Венского театр. ин-та. Л. Лоб.

ХЕЛМАН (Hellman), Лиллиан (р. 20.VI.1905) - амер. драматург. Окончила Нью-йоркский ун-т, была театр. критиком, помощником режиссера. В 30-е гг. приняла активное участие в создании реалистич. социальной амер. драмы. Испытала глубокое, плодотворное воздействие рус. драматургии - Чехова и Горького. В творчестве X. отражены судьбы амер. прогрессивной интеллигенции в годы, предшествующие 2-й мировой войне, во время войны, а также е„ духовный кризис в последнее двадцатилетие. X.-мастер лирнч., психологич. портрета, е„ лучшие драмы отличаются точной и острой социальной характеристикой. В последних пьесах заметен отход'от социальных проблем к утонч„нному исследованию болезненных, психопатологич. переживаний персонажей.

Лирич. сущность дарования X. проявилась уже в первой е„ пьесе - "Детская шутка" (1934, т-р "Мэксин Эллиотт"). Актуальным социальным проблемам посв. драма "Настанет день" (1936, т-р "Вандербилт") о столкновении рабочих и хозяев, антифашистскими идеями проникнута пьеса "Стража на Рейне" (1941, т-р "Мартин Бек"). В 1937 X. была в Испании. В конце войны посетила Сов. Союз, после чего написала сценарий фильма "Северная звезда" о героич. борьбе сов. партизан.

Яркие образы капиталистпч. хищников и их жертв созданы в дилогии - "Лисички" (1939, Нац. т-р) и "За лесами" (1946), - посв. анализу возникновения капи-талистич. отношений на рубеже 19 и 20 вв. Эта дилогия близка творчеству Чехова и Горького. Опыт 2-й мировой войны обобщ„н в драме "Порыв ветра" (1944), где на широком фоне европ. и амер. жизни 20-40-х гг. показано зарождение фашизма, поднят вопрос об ответственности демократич. бурж. правительств и прогрессивной интеллигенции за возникновение 2-й мировой войны. Драма "Осенний сад" (1951) показывает разочарованное, опустош„нное поколение людей, растративших свою жизнь впустую; пьеса "Игрушки на чердаке" (1960, т-р Хатсон) раскрывает духовный мир человека в совр. капиталистич. обществе.

Эстетич. взгляды X. изложены в предисловии к сб. "Шесть пьес". Большинство е„ драм экранизировано. Во мн. т-рах Сов. Союза ставились пьесы X.:

"Лисички" (1945, Моск. т-р драмы, 1945, Рус. драм. т-р им. Грибоедова, Тбилиси, 1946, т-р "Эстония", Таллин. и др.), "Леди и джентльмены" ("За лесами", 1949, Моск. т-р драмы), "Семья Ферелли теряет покой" ("Стража на Рейне", 1945, Т-р им. Ленинского комсомола, Москва; 1945, Свердловский т-р драмы), "Осенний сад" (1956, M ХАТ, Москва; 1957, Ленингр. т-р драмы им. Пушкина). X.- автор мн. киносценариев.

Соч.: Four plays, N. Y., 1942; The searching wind, N. Y., 1944; Another part of the forest, N. Y., 1947; The autumn garden, Boston, 1951. N. Y., 19512; Toys in the attic, N. Y., i960; предисловие к кн.: The selected letters of Anton Chekhov, ed. by Lillian Hellman, N. Y., 1955.

Лит.: Образцова А., Драматургия Лилиан Хелл-ман, в кн.: Лилиан Хеллман. Пьесы, М.-Л., 1958; e „ ж e, Пьесы и спектакли, в кн.: Современная зарубежная драма, М., 1962; Смирнов Б., Традиции русской классической драмы и драматургия Лилиан Хеллман, в сб.: Записки о театре. Ленингр. гос. театр. ин-т им. А. Н. Островского, Л.-М., 1960, с. 284-305; К ru te h J. W., The American drama since 1918, N. Y., 1957. Л. О.

ХЕЛПМЕН (Helpmann), Роберт (р. 9.IV.1909) - англ. танцовщик, балетмейстер, актер п режиссер. Род. в Австралии. В 1926, во время пребывания труппы А. П. Павловой в Австралии, вступил в эту труппу. Затем выступал в качестве танцовщика в муз. комедиях. В 1932 уехал в Англию, где учился в школе Н. де Валуа, выступал в кордебалете труппы т-ра "Вик Уэллс". Вскоре занял здесь ведущее положение и стал постоянным партн„ром М. Фонтейн. Большое драма-тпч. дарование X. позволяло ему с особым успехом выступать в трагпч. и гротесковых партиях: Мот ("Карьера мота" Гордона), фея Карабос ("Спящая красавица", одновременно исполнял партию Дезире), Коппелпус ("Коппелия") п др. Пост. пантомимные балеты, в к-рых исполнил партии: Гамлет (о. п. на муз. Чайковского, 1942), Чужой и Адам Зеро ("Чудо в Горбалсе", 1944, и о. п., 1946, Блисса), им же пост. балет в стиле англ. "маски" "Комус" на муз. Перселла (1942), балет "Птицы" на муз. Респнги (1942). С 1930-х гг. начал работать и в драматич. т-ре как актер и режиссер. Роли: Шейлок; Петруччио ("Укрощение строптивой"), Ричард III и др. Снимался в кино. В 1958 вновь выступал как артист балета, исполнил партию Петрушки ("Петрушка" Стравинского). В 1963 пост. балет "Электра" Арнольда и "Лебединое озеро" в труппе Королевский балет. С 1964 ставит балеты в Австралии ("Показ" Уильямсона, 1964, и др.).

Лит ;В r a h m s С., Robert Helpmann, L., 1943;A n t h o-n y G., Robert Helpmann, L., 1946; C l a r k e M., Tlic Sadlens Well's Ballet, L., 1955. E. C.

ХЕЛЬМУТ (Helmuth) - семья дат. актеров. О с-в а л ь д X. (р. 14.VII.1894) - дебютировал в 1913. Крупнейший совр. дат. комик. Играет преим. в сати-рич. ревю и обозрениях. Периодически выступает па сцене Королевского и др. копенгагенских драм. т-ров. Иск-во X. отличается демократизмом, жизнелюбием, широтой стилевого диапазона (от мягкого, грустного юмора до злого гротеска). Играя в классич. дат. комедиях, X. смело и неожиданно прида„т своим героям совр. черты.

Роли: лейтенант фон Буддинг ("Соседи" Хострупа), Йеппе, Херман ("Йеппе с горы", "Оловянщик-политикан" Хольбер-га). Среди лучших ролей также: Швейк ("Бравый солдат Швейк" по Гашеку), Дулитл ("Моя прекрасная леди" по Шоу), Пат ("Заложник" Биэна), Городничий.

X.-автор мн. интермедий и песенок в ревю. Снимается в кино.

Ф p и ц X. (р. 3.VII.1931) - сын Освальда X. Окончив школу при Королевском т-ре, в 1952 дебютировал на сцене т-ра "Аллесенен" (Копенгаген; в 1959-62 - директор). В 1953-59 и с 1964-актер Королевского т-ра. Исполняет роли классич. дат. репертуара с отточенной пластичностью, изяществом, обаятельной искренностью: Якоб ("Эразмус Монтанус" Хольберга), Алладин (о. п. Эленшлегера), Хаммер("Нет" Хейберга),Эйбек ("Приключение в пути" Хострупа). Мрачной, нервной силой проникнут образ Раскольникова ("Преступление п наказание" по Достоевскому). Наиболее полно интеллектуальная глубина, простота и естественность дарования X. раскрываются в произв. совр. драматургов: Эсмонд ("Голубая пекинка" Абелля), Эйлиф ("Мамаша Кураж и е„ дети" Брехта), Джеффри ("Вкус м„да" Дилэпи), Лесли ("Заложник" Биэна), Беранже ("Носороги" Ионеско). Снимается в кино.

Лит.: Engberg- H., Dansk teater i halvtredserne, Kbh., [1958]; Kras h-Jacobsen S.. Teaterarbosen 1964-1965, Kbh., 1965. Вл. М.

ХЕЛЬТАИ (Heltal), Ene (11.VIII.1871-3.IX. 1957) - венг. драматург. Один из первых среди драматургов Венгрии нач. 19 в. обратился к остро комедийным, гротесковым зарисовкам быта и нравов разлагающегося бурж. общества. Писал скетчи и одноактные комедии ("Красавицы из Тюндерлаки", 1914;

"Лица н маски", 1925, п др.). В 30-е гг. написал цикл ро-мантпч. комедий, иносказательно высмеивавших лицемерие п пороки совр. общества. Комедии Х.иострое-ны на стилизованном историч. ("Немой рыцарь", 1936) или сказочном сюжете ("Тысяча вторая ночь", 1939). В 1943 написал остроумную пьесу на сюжет И. Н. Нестроя "Злой дух Лупмацивагабундус", а в 1955 - свою последнюю комедию "Красивее всех на свете" (по мотивам нар. сказок). Нек-рые его пьесы написаны в стихотворной форме. Комедии X. отличаются сценичностью, живостью языка. Лауреат пр. им. Ко-шута (1957).

Соч.: Немой рыцарь, пер. с вепг., М., 1959. А. Гер.

ХЕМИНГУЭЙ (Hemingway),Эрнест Миллер (21.VII. 1899-2. VII.1961) -амер. писатель, драматург. Получил мировое признание как автор рассказов, повестей п романов. Единственная пьеса X. "Пятая колонна" (соч. 1937) создана во время национально-революц. войны нсн. народа против фашистских мятежников (193()-39), участником к-рой был X. Драма явилась результатом мучительных раздумий X. над судьбами людей, сражавшихся в рядах Интернациональной бригады. Пьеса переда„т героич. атмосферу тревожных будней, мечты людей о спокойной мирной жизни. Автора не столько интересуют события, сколько влияние этих событий и всей атмосферы военного Мадрида на характеры людей. X. создал образ коммуниста, стойкого и мужественного бойца. "Пятая колонна" - пьеса о духовной стойкости людей перед лицом грозной действительности, о мужественном подавлении эгоистич. стремлений человека ради торжества общего нар. дела. Лауреат Нобелевской пр. (1954).

Лит*: Изб р. произведения, М.-Л., 1959; Современная литература США, М., 1962, с. 111-56. Г. П.

ХЕМИНДЖ, X e м и н г (Heminare, Hemminfirer),

Джон (1556 - 10.X. 1630) - англ. актер. С 1594 играл в труппе "Слуги лорда-камергера" (впоследствии труппа короля). В этой же труппе был Шекспир. Совм. с актером Г. Конделлом издал первое собр. соч. Шекспира (1623).

Лит.: А н и к с т А., Театр эпохи Шекспира, М., 1965. Ф. Я.

ХЕНКИН, Владимир Яковлевич [8(20).XII.1883- 17.IV.1953] - рус. сов. актер. Нар. арт. РСФСР (1946). Артистич. деятельность начал в 1902 в Феодосии. Затем работал в т-рах Ташкента, Баку, Ростова-на-Дону, Киева и др. Играл в драме, комедии, оперетте, водевилях. В 1908 приглаш„н в моек. т-р "Буфф". В 1911 начал выступать на эстраде - исполнял куплеты, читал рассказы, имитировал известных актеров. Тонкое чувство комического, умение создать яркие мимол„тные зарисовки, острая наблюдательность характеризовали творчество X. Однако в до-революц. годы актеру часто приходилось ограничиваться развлекательным репертуаром, нравящимся бурж. публике. После Октябрьской революции комедийный талант X. раскрылся с особой силой. В 1919-21 он руководил т-ром Политотдела Ьавказского фронта, затем т-рами "Палас" и "Вольным т-ром" в Москве. С 1923 снова выступал на эстраде; читал фельетоны М. М. Зощенко и др. В 1928-34 работал в Моск. т-ре оперетты. В 1934 вступил в труппу Моск. т-ра Сатиры. В этом т-ре X. создал ряд значительных ролей: Труффальдино ("Слуга двух господ"), Синичкин ("Лев Гурыч Синичкин" Ленского), Безгольдер ("Дорога цветов" Катаева), Зайчик ("Неравный брак" бр. Тур и Шейнина). Поло-жителыше герои X. отличались мягким лирич. юмором, большим обаянием: Максим Максимович ("Весенний смотр"

Шкваркпна), Понцер ("Большая семья" Финна). Творчество X. отмечено мастерством перевоплощения, щедростью актерской фантазии, неистощимым юмором.

Лит.: Михоэлс С., Статьи. Беседы. Речи, М., 1960;

Ут„сов Л., С песней по жизни, М., 1961; H e ж н ы и И., Былое перед глазами, М., 1963. ff MOD'

ХЕННИНГ (Henning), Кнут Уно (р. 14.IX. 1895) - швед. актер. В 1917 окончил школу при Королевском драм. т-ре (Стокгольм) и был зачислен в труппу этого т-ра. В 1927-35 работал в др. стокгольмских т-рах. X. развивает реалистпч. традиции швед. сценич. школы. Для его исполнения характерны романтич. одухотвор„нность, экспрессия внешнего рисунка, глубокое раскрытие внутр. мира героев, их органич. взаимосвязи с окружающей действительностью.

Роли: Кассио, Брут, Кориолан ("Отелло", "Юлий Цезарь" о. п. Шекспира), Мортимер ("Мария Стюарт"), Калаф ("Прин цесса Турандот" Гоцци), мастер Улоф, Олаус Петри, Адвокат, Морис (о. п., "Густав Ваза", "Игра мечты", "Преступление и преступление" Стриндберга), Каннинг ("Гертруда" С„дерберга), Йеста Берлинг ("Сага о Йесте Берлинге" по Лагерл„ф), Симонид ("Философский камень" Лагерквиста), Вилли Ломен ("Смерть коммивояж„ра" Миллера) и др.

Лит.: Dramaten 175 ar. Studier i svensk scenkonst Stockh., 1963. Вл. М.

ХЕНСЛО (Henslowe), Филип (год рожд. непзв.- 6.1.1616) - англ. театр. антрепрен„р. Построил т-ры "Роза" (1587), "Фортуна" (1600), перестроил арену для травли медведей под т-р "Надежда" (1614). X. принадлежали т-ры "Ньюингтон Бате", "Лебедь". Субсидировал труппу "Слуги лорда-адмирала", сдавал ей свои помещения, покупал и заказывал для не„ пьесы. В 1845 англ. театр. и лит. критик Дж. П. Коль-ер опубликовал в издании "Шекспировского общества" дневник X. "Henslowe 's diary" (не полностью). В дневнике даны сведения об организации театр. дела в Англии шекспировской эпохи. Совр. научные издания дневника осуществил У. У. Грег.

Соч.: Ph. Henslowe's diary, ed. J. P. Collier, L., 1845;

Henslowe's diary, ed, W. W. Greg", v. l-2, L., 1904-08;

Henslowe papers: being documents supplementary to Henslowe's diary, ed. W. W. Gres, L., 1907.

Лит.: А н и к с т А., Театр эпохи Шекспира, М., 1965;

Chambers E. К., The Elizabethan stage, v. l, Oxf [1923J. ф. к[

ХЕНЦЕ (Henze), Ханс Вернер (р. I.VII.1926)- нем. композитор. Учился в Гейдельберге (1946) у В. Форт-нера и в Париже (1948) у Р. Лейбовпца. В 1950- 1953 - худ. рук. балета в Висбадене. Затем переселился в Италию. Испытал сильное влияние Ш„нберга. Среди многочисл. произв. X.- оперы: "Чудесный театр" по Сервантесу (1949, Гейдельберг), "Бульвар Одиночества" (1952, Ганновер), "Король-Олень" (1956, Берлин, Городская опера; 2-я ред., 1963, Кассель), "Принц Гомбургский" (1960), "Элегия о молодых возлюбленных" (1961, фестиваль, Шветцингец), "Молодой лорд" (1965); камерные оперы:

"Сила обстоятельств" (1959, Сполето), "Соловей императора" (1959, Венеция); радиооперы: "Сельский врач" (по Ф. Кафке, 1951, Гамбургское радио), "Конец мира" (1953, там же); балеты: "Джек Паддинг" (1951, Внсбаден), "Идиот" (1952, Берлин), "Ундина" (1958, Лондон) и др. Ал. М.

ХЕРАСКОВ, Михаил Матвеевич [25.Х(5.Х1). 1733- 27. IX(9.X). 1807] - рус. писатель, поэт, драматург. Один из выдающихся рус. поэтов 18 в. Образование получил в Сухопутном шляхетном корпусе в Петербурге. Печататься начал в 1756. X.- зачинатель и крупнейший представитель дворянского сентиментализма в драматургии. Черты сентиментализма проявились уже в его ранних пьесах (написанных ещ„ в классицистском духе). В них вместо "благородных героев" классицпстской трагедии выведены простые люди, осуждается насилие, автор призывает к признанию "естественных прав" простого человека, к моральному самоусовершенствованию. Первое драм. произв. X. - трагедия "Венецианская монахиня" (1758) - обличает религиозный фанатизм, но осуждает и человеческие страсти. Драм. действие построено в этой пьесе на случайностях, эффектах (при„м, ставший впоследствии обычным для X.). Следующая пьеса X.- "Безбожник" (1761) - написана в традициях школьного т-ра. Реакционные черты мировоззрения X. с наибольшей силой выражены в его "сл„зных драмах": "Друг несчастных" (1774) и"Гонимые" (1775). Показывая в них несчастья честных людей, тяж„лую жизнь городской бедноты, X. утверждал мысль, что смирение и добродетель всегда приводят к заслуженному счастью. Все социальные противоречия сводились автором к конфликтам между хорошими и дурными людьми. В идейном и художеств. отношениях к "сл„зным драмам" X. близки его комич. оперы "Добрые солдаты" (1779) и "Милана" (1786). В последнем драм. произв. X.- трагедии "Освобожд„нная Москва" (1798) - проводится мысль о священном характере самодержавной власти. Пьесы X. ставились на придворной сцене в Петербурге, в Москве, в домашних т-рах. Особенным успехом у публики пользовались его "сл„зные драмы", насыщенные внешними эффектами, уводившие зрителя от жестокой действительности в мир добродетельных дворян, гуманных чиновников и преданных им чувствительных простых людей.

X. руководил т-ром при ун-те, положившим начало проф. т-ру в Москве (см. Университетский театр).

Соч.: Творения, ч. 1-12, M., 1796-1803. Лит.: Асеев Б. Н., Русский драматический театр XVII-XVIII веков, М., 1958; Русские драматурги XVIII- XIX века, т. 1, Л.-М., 1959; Благой Д. Д., История русской литературы XVIII века, 4 изд., М., 1960; Лонги н о в М., М. М. Херасков, "Русский архив", 1873, кн. 2, с. 1453-79. С. Г.

Х‚РБИГЕР (Horbiger) - семья австр. актеров. А т т и л а X. (р. 21.IV.1896) - ученик М. Рейнхардта. Учился в театр. школе при Нем. т-ре в Берлине. В 1919 - актер т-ра в Штутгарте, в 1921-22 - "Рай-мундтеатра" (Вена), в 1928-50 - "Йозефштадттеатра" (Вена), с 1950-ведущий актер венского "Бургтеатра". Лучшие роли: Петруччио ("Укрощение строптивой"), Пер Гюнт (о. п. Ибсена), Николай ("И свет во тьме светит" Л. Н. Толстого), Вильгельм Телль (о. п. Шиллера). На фестивалях в Зальцбурге играл Человека ("Каждый человек" Гофмансталя, реж. М. Рейнхардт, 1936) Фауста (о. п. Г„те). В 1961 сыграл Галилея ("Жизнь Галилея" Брехта) в "Бургтеатре". X.- актер высокой сценич. культуры. Его иск-во отличается глубокой человечностью, искренностью, высокий драматизм сочетается с тонким юмором. Сценич. герои X. активны, действенны. Игра его исполнена экспрессии. Снимается в кино.

Пауль Х.(р.29.1У.1894)-брат Аттилы X.В 1919-26 работал в Нем. т-ре в Праге, в 1926-38 - в Берлине, в т-рах М. Рейнхардта, в 1940-46-в венском "Бургтеатре". Выдающийся характерный комик, X. исполнял роли Валентина (:Расточитель" Раймунда), Цвирна ("Злой дух Лупмацивагабундус" Нестроя) и др. Снимается в кино.

Лит.: Fontana О. M., Wiener Schauspieler von Mit-terwurzer bis Marie Eis, W., 1948. д. Лоб.

Х‚РЛЯ (Herlea), Николае (р. 1927) - рум. артист оперы (лирико-драм. баритон). Нар. арт. СРР (1962). В 1950 окончил Бухарестскую консерваторию. Творч. деятельность начал в 1947 как солист муз. ансамблей. В 1950 дебютировал на сцене Рум. т-ра оперы и балета в Бухаресте в партии Сильвио ("Паяцы"). Сильный и гибкий голос певца отличается богатством красок, т„плым и красивым тембром. Гастролировал в Советском Союзе (1955, 1959, 1963), Чехословакии, ГД P, Югославии, Болгарии, Турции, Австрии; пел на сценах т-ров - "Ла Скала" (Милан), "Ковент-Гар-ден" (Лондон), "Гранд-Опера" (Париж), "Метрополитен - опера" (Нью-Йорк) и др.

Партии: Риголетто, Жермон, маркиз Поза, граф Луна, Форд (о. п.,

"Травиата", "Дон Карлос", "Трубадур", "Фальстаф" Верди), Фигаро; Тонио ("Паяцы"), Эскамильо; Валентин ("Фауст), Онегин, Елецкий и др. Гос. пр. СРР (1964). Лауреат 'меж-дунар. конкурсов в Женеве (1955), Бельгии (1957) и др.

Лит.: Селиванов П., Хромченко С., Гастроли румынского певца, "Муз. жизнь", 1959 ј 21; J.-V. Р., Nicolae Herlea, "Muzica", 1964, Яа 1, р. 40-41; "Muzica", 1965, ј 6, p. 29-3U. А. Ив.

XEPH (Herne), Джеймс А. [наст. фам.- А х е p н (Ahern); 1.11.1839-2. VI.1901] - амер. драматург и актер. Театр. деятельность начал как актер т-ра Болдуин в Сан-Франциско. Здесь же начал драма-тургич. деятельность; инсценировал роман Ч. Дпк-кенса, переделывал популярные переводные пьесы. Ранние пьесы X.- романтич. мелодрамы, изобилуют сценич. эффектами. Наиболее известны: "На дюйм от жизни" (1879, т-р Болдуин, по роману Э. Габорио), "Храбрые люди" (1879, там же; совм. с Д. Беласко). Позднее X.использовал сюжеты из истории США,писал о совр. жизни: "Солдат народной милиции 1774-75" (1886, т-р Честнат, Филадельфия), "Мэри, рыбацкая дочь" (1888, Нью-Йорк). В творчестве X. сказалось влияние произведений Г. Ибсена и Л. Толстого. Драма'"Маргарет Флемминг", написанная под воздействием "Норы", была одной пз первых реалпстпч. амер. пьес. X. сам пост. е„ в 1891 в Бостоне. В 1893 пост. пьесу "Ферма у моря" в т-ре "Бостон мьюзеум" (в пьесе показана жизнь фермеров в период проникновения капитализма в с. х-во). X. изображал в своих пьесах жизнь простых людей США - фермеров, рыбаков, горожан. Историч. драма "Преподобный Гриф-фит Давенпорт" (1899) - единственная амер. драма 19 в., в к-рой исторически верно изображена Гражданская война 1861-65. Как актер X. стремился к реалистич. трактовкам, восставал против романтич. преувеличений и натуралистич. крайностей, оставаясь верным требованию "правды жизни". X. был одним из лучших характерных актеров США тех лет. Играл роли добрых, простых, честных людей. В собств. пьесах исполнял роли Рейбена Фольксглава ("Солдат народной милиции 1774-75"), дяди Ната ("Ферма у моря"), Давенпорта в одноим. пьесе.

Соч.: The early plays of James A. Herne, Princeton, 1940 (America's Lost Plays, v. 7).

Лит.: Q u i n n A. H., A history of the American drama since the Civil War to the present day, N. Y., 1945. /f. Г.

ХЕРСОНСКИЙ, Хрисанф Николаевич [р. 20.VI (2. VII). 1897] - рус. сов. театровед и театр. критик. Учился в Гос. высших театр. мастерских (1922-23). Был актером Гос. показательного т-ра, Т-ра РСФСР 1-го, т-ра "Романеск". С 1917 выступает в печати.

Соч.: Вахтангов, М., 1940; Беседы о Вахтангове, М.-Л., 1940; Борис Щукин. Путь актера, М., 1954; Вахтангов, М., 1963. Я. Мор.

ХЕРХЕУЛЙДЗЕ, Шалва Георгиевич [р. 8(21).V. 1908] - груз. сов. актер. Нар. арт. Груз. ССР (1965). Чл. Коммунистич. партии с 1951. С 1925 играл в спектаклях в любительских кружках нар. т-ров, рабочих клубов. С 1933 начал проф. сценич. деятельность; 'работал в т-рах гг. Поти, Местии, Сигнахи, Зугдиди, Боржоми, Хашури. В 1933-34 - режиссер т-ра в Местии (Сванетия). С 1941-актер Горий-ского т-ра. Иск-во X. отличается яркостью, сочностью, сатирич. остротой.

Роли: Кваркваре, Харитон ("Кваркваре Тутабери", "Свадьба колхозника" Какабадзе), Петруччио ("Укрощение строптивой"), Кречинский ("Свадьба Кречинского"), Антипа Зыков ("Зыковы"), Акоп ("Ханума" Цагарели), Президент и Гофмаршал ("Коварство и любовь") и др. Эт. Г.

С 1954 снимается в кино.

ХЕРЦ (Hertz), Хенрик (27.VIII.1798-25.II.1870)- дат. драматург. Учился в Копенгагенском ун-те. Лит. деятельность начал в 1827 комедией "Г-н Бурхардт и его семейство", пост., как и следующие его пьесы, Королевским т-ром в Копенгагене. Комедии: "Любовь и полиция" (1827), "Наследники" (1829), "Проделки Амура" (1830), "Однажды на острове Альс" (1832), "Единственная ошибка" (1835), "Дебаты с другом полиции" (1835), "Зоопарк для бедняков" (1836) и др. воссоздают мещанскую среду и далеки от глубоких социальных обобщений. Исключение составляет комедия "Сберегательная касса" (1836), в к-рой алчность и моральная беспринципность купеч. семьи изображены с гротесковой силой, а персонажи целостностью их страстей и пороков напоминают сатирич. образы Л. Хольберга. Гуманизм, органич. связь с нац. поэтич. традицией, проникновенный лиризм отличают романтич. драмы "Дом Свена Дюринга" (1837), "Дочь короля Рене" (1845, положена в основу либретто оперы Чайковского - "Иолан-та"), "Нинон" (1848). Лучшие комедии и драмы X. входят в репертуар совр. дат. т-ров.

Соч.: Дочь короля Рене (Иоланта), пер. [с датск.], М., 1911; Udvalgte dramatiske v?rker, bd 1-8, Kbh., 1897.

Лит.: Гозенпуд А. А., Датский театр. в кн.: История западноевропейского театра, т. 4, М., 1964, с. 515-48;

Brondsted M., Henrik Hertzes teater, Kbh., 1946; B i 1-1 e s k o v S a n's e n F. J., Danmarks digtekunst, bog III. Romantik Of romantisme, Kbh., 1958. Вл. М.

ХЕРЦБЕРГ (Hertzberg), Брита (р. 19.Х. 1901)- швед. артистка оперы (сопрано). Чл. Швед. муз. академии (1943). Училась в Стокгольме и Берлине. С 1924 - солистка Королевской оперы в Стокгольме. С 1950 пела партии меццо-сопрано. Гастролировала во мн. городах мира. Оставила сцену в 1954. X. обладала красивым голосом широкого диапазона, большой муз. и сценич. культурой. Исполнение е„ отличалось поэтичностью. Первая исполнительница партий: Элизив ("Адильс и Элизив" Петерсон-Бергера, 1927), Юдифь ((c). п. Н. Берга, 1936), Биргитта (о. п. Н. Берга, 1942), Унн ("Отверженный" Линдберга, 1943); первая швед. исполнительница партии Катерины Измайловой (о. п. Шостаковича, 1935).

Др. партии: Изольда ("Тристан и Изольда" Вагнера), Татьяна, Тоска; Черсти ("Невеста короля" Рангстр„ма). Вл. О.

ХЕССИН, Александр Борисович [7(19).Х.1869-ЗЛУ. 1955] - рус. сов. дириж„р, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1929). Окончил Петерб. консерваторию (1899, класс композиции Н. Ф. Соловь„ва). Совершенствовался как дириж„р у А. Никиша в Лейпциге (1899-1900), затем у Ф. Мотля в Карлсруэ (1900). В 1904-05 - директор Моск. филармонич. уч-ща; с 1910-худ. рук. и гл. дириж„р Муз.-историч. об-ва А. Д. Шереметева; в 1915-17 - оперный дириж„р Нар. дома в Петрограде; в 1918-19 дирижировал рядом спектаклей в Мариинском т-ре (Петроград). В 1922 стал одним из организаторов Моск. филармонии; с 1935 - худ. рук. и гл. дириж„р Оперной студии Моск. консерватории. В 1943-53 руководил Ансамблем сов. оперы ВТО (Москва), где подготовил к концертному исполнению более 20 новых сов. опер, в т. ч.: "Война и мир" Прокофьева (1944), "Севасто-польцы" Коваля (1948), "Фома Гордеев" Касьянова (1946) и др., а также ряд опер, отсутствовавших в репертуаре моек. т-ров: "Орестея" Танеева (1945), "Порги и Бесс" Гершвина (1945), "Зачарованный замок" Монюшко (1946), "Далибор" Сметаны (1944) и др. С 1924 в„л педагогич. работу (ГИТИС).

Соч.: Из моих воспоминаний, М., 1959. В. Ю.

ХЕТАГУРОВ, Коста (Константин Леванович) (15. Х.1859, сел. Нар, -1.IV.1906, сел. Георгиево-Осетин-ское, ныне Хетагуров) - осетинский писатель. Основоположник осетинской художеств. лит-ры и лит. языка. Занимался в петерб. Академии художеств. Написал комедию "Курсистка", заложившую основу осет. драматургии, в 1895 - новый вариант этой комедии под назв. "Дуня" (был опубликован в газете "Северный Кавказ"). В драматургии Х.,так же как и во вс„м его творчестве, проявились революционно-демократические тенденции.

Соч.: "Дуня", М.-Л., 1940. Д. Ним.

Х‚ФЛИХ (Hoflich), Люция (20.II.1883-9.X. 1956)-нем. актриса. Дебютировала в городском т-ре Бромберга (1899-1901). Играла в "Раймундтеатре" (Вена). С 1903 (с перерывами)-в Нем. т-ре (Берлин) под рук. М. Рейнхардта. Здесь е„ партн„ром по мн. спектаклям был Э. Винтерштейн, к-рый оставил описание игры X. в своих мемуарах "Моя жизнь и мо„ время". В Берлине играла также на сцене "Штатстеатра" (1926-29). Исполняла роли в классич. нем. драматургии: Луиза ("Коварство и любовь"), Амалия ("Разбойники"), Маргарита ("Фауст" Г„те), Франциска ("Минна фон Барнхельм" Лессинга), а также в пьесах Шекспира: Корделия ("Король Лир"), Виола ("Двенадцатая ночь"), Катарина ("Укрощение строптивой"). Большой успех X. принесло исполнение ролей в пьесах Гауптмана: Роза Бернд (о. п.), Ханна ("Возчик Геншель"), фрау Ион ("Крысы"). Выступала также в пьесах Ибсена (Нора; Ребекка - "Росмерсхольм"), Хеббеля (Мария Магдалина - о. п.) и др. Актриса продолжила лучшие реалистич. традиции школы О. Брама.

Большой сценич. темперамент, страстность исполнения сочетались в игре X. с тонкой нюансировкой. Естественность и простота определили успех X. при исполнении ролей женщин из народа, к-рые она играла в совр. нем. драмах (Эрнестина Пушек - "Болезнь молод„жи" Брукнера и др.). В знак протеста против преследований прогрессивных артистов после захвата нацистами власти в Германии X. демонстративно покинула Нем. т-р. В 1933 организовала театр. школу-студию, где преподавала. С 1940 работала в "Шиллер-театре".

В 1946-50 возглавляла Мекленбургский гос. т-р в Шверине (ГДР), руководила театр. студией. За театрально-педагогич. деятельность ей было присвоено звание профессора. Снималась в кино. И. Я.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница