Наши партнеры

Выгодно прокат авто красная поляна в компании РексРент.
Застройщики в Бенидорме - купить жилую недвижимость в Бенидорм.

Театральная энциклопедия
(страница 467)


ХОЖЙЦА (Horzyca), Вилам (28.11.1889-2.III. 1959) - польский режиссер, театр. деятель, педагог. После окончания ун-та в Вене выступал как критик, переводчик. Театр. деятельность начал, возглавив совм. с Л. Шиллером передовой революционный Т-р им. Богуславского в Варшаве (1924-26). После закрытия этого т-ра руководил Драм. школой в Варшаве, а в 1931-37 был директором "Т-ра Бельки" (Львов), в к-ром объединил крупных прогрессивных деятелен польской сцены (реж. Шиллер, Б. Домбровский, худ. А. Пронашко, В. Дашевский, актеры И. Эйхлерувна, В. Красновецкий, Т. Бялошиньский, Я. Страхоцкий). В эти годы на львовской сцене были пост. спектакли, имевшие широкий общественный резонанс: "Дзяды" Мицкевича, "Рычи, Китай!" Третьякова и др. С 1937- вице-директор "Т-ра Народовы" (Варшава). В годы оккупации Польши принимал участие в конспиративной театр. деятельности. После освобождения страны был руководителем и режиссером: в 1945 - Т-ра им. Выспяньского (Катовице), в 1946-48 - "Т-ра Земли Поморской" (Торунь), а в 1948-51 - "Т-ра Польски" (Познань), с 1951 - т-ра во Вроцлаве. В 1954- режиссер Т-ра им. Словацкого (Краков), а с 1957- директор "Т-ра Народовы" (Варшава).

Придя к сценич. деятельности от лит-ры, X. выступал поборником принципов поэтич. монументального т-ра. Осн. внимание уделял слову. Отсюда - своеобразная музыкальность построения действия в его спектаклях, гармонич. целостность к-рых определяло слово. Внешние выразительные средства в спектаклях X. имели вспомогательное значение. Ставя Шекспира ("Гамлет", 1950, Познань), X. использовал при„мы елизаветинской сцены. Особенно близки были X. драмы С. Выспяньского с их монументализмом ("Освобождение", 1958, Варшава), иронич. поэтичные пьесы Ц. Норвида ("Клеопатра", 1933, Львов; "За кулисами",

1947. Торунь; 1959, Варшава). Широта творч. исканий X., его стремление утвердить идею поэтич. т-ра отч„тливо раскрылись в его обращении к классич. и совр. драматургии: "Моцарт и Сальери" Пушкина (1948, Торунь), "Федра" Расина (1957, Варшава), "Принц Фридрих Гомбургский" Клейста (1958, Варшава), "Пугач„в" Есенина (в пер. В. Броневского;

1948. Торунь), "Чудесная башмачница" Гарсиа Лорки (1950, Познань).

Соч.: Wspomnienia i zdarzenia, "Pamietnik teatralny", Warsz., 1955, zesz. 3-4 (15-16), s. 401-30.

Лит.: "Teatr", Warsz., 1959, ј 12, s. 3-10. Б. Рос.

"ХОЗЯЙКА ГОСТИНИЦЫ" (также "Трактир щ и ц а", "М и p а н д о л и н a"; "La locandiera))-комедия в 3 д. К. Гольдони. Соч. 1752, написана для знаменитой в то время актрисы Маддалены Марлиани (по сцене -Карол-лина). Пост. в янв. 1753 труппой Медебака в т-ре Сант-Анд-жело, Венеция (Мирандолина- Кароллина). Среди исполнительниц заглавной роли в 18-19 вв.- Галлани, Фьорилли-Пелланди, Ристори; в 19-20 вв.- Э. Дузе, Т. Ди Лоренцо, сестры Граматика (Ирма и Эмма) и др.

Первые пост. на рус. сцене: Александрийский т-р, Петербург,- под назв. "Мирандолина, или Седина в бороду, а бес в ребро", перевод-переделка В. А. Каратыгина по нем. переводу-переделке К. Блума [1834, Мирандолина - М. В. Самойлова, Вальдорф (по Гольдони - Риппафрата) - Сосницкий; 1836 - Мирандолина - Асенкова], Малый т-р, Москва, в том же переводе-переделке (1834, Вальдорф - Щепкин;

1859, Мирандолина - Шуберт). Из позднейших дореволюц. постановок; Александрийский т-р (1893, Мирандолина - Савина, Риппафрата - Давыдов, Форлипополи - Далма-тов). Харьковский т-р (1895), МХТ (2 дек. 1898, реж. и исполнитель роли Риппафрата - Станиславский, худ. Симов, Мирандолина - Книппер, Форлипополи - Мейерхольд, Фабрицио - Болеславский; 1914, реж. Станиславский, худ. Бенуа; Мирандолина - Гзовская, Риппафрата - Станиславский, Ершов, Форлипополи-Буржалов, Альбафьорита- Вишневский, Гортензия - Бирман, Книппер, Фабрицио - Болеславский, Гейрот), гастроли В. Ф. Комиссаржевской, "Эрмитаж", Москва (1905, Мирандолина - Комиссаржев-ская), гастроли Е. Н. Рощиной-Инсаровой в Малом т-ре, Москва (Мирандолина - Рощина-Инсарова) и др. т-ры.

На сов. сцене: Гос. академич. т-р драмы, Петроград (1921, Мирандолина - Тиме, Риппафрата - Горин-Горяинов). Т-р им. Сафонова (филиал Малого т-ра, 1925), Ленингр. т-р Сатиры и комедии (1933, реж. Краснянский; Мирандолина - Грановская, Риппафрата - Надеждин), Ленингр. Новый т-р (1935), Т-р им. Грибоедова (1937, Мирандолина - Вруб-левская, Риппафрата - Смиранин), Куйбышевский т-р (1938, реж. Шебуев, Мирандолина - Чекмасова), Одесский евр. т-р (1939, Мирандолина - Бугова), Т-р им. Моссовета (1940, реж. Завадский, Марголин; Мирандолина - Марецкая, Риппафрата- Мордвинов), Краснодарский т-р (1941), Т-р им. Марджанишвили (1954), Т-р им. Шевченко (1954, Мирандолина-Чистякова), Башкирския студия ГИТИСа (1959).

Издания! Первая публикация - 1753; Первые рус. переводы-переделки: 1827 - А. А. Шаховского под назв. "Мирандолина", 1833 - В. А. Каратыгина под назв. "Ми-рандолина, или Седина в бороду, а бес в ребро", с нем. перевода-переделки К. Блума - А. К. Дживилегова - в кн.:

Гольдони К., Комедии, т. l. M., 1959. Д. Шн,

ХОЙНАЦКАЯ (Chojnacka), Ядвига (р. 10.XI. 1905) - польская актриса, режиссер, педагог. Чл. ПОРП с 1943. В конце 20-х гг. окончила театр. школу при т-ре "Редута", ученица Ю. Остэрвы. С 1925 выступала в т-рах городов Лодзи, Варшавы, Поз-нани и др. В 1946-49 работала в Т-ре Войска Польского (Лодзь); в 1949-51 - в "Т-ре Вспулчес-ны" (Варшава); в 1951-58 - худ. рук. и директор "Т-ра Повшехны" (Лодзь), затем - актриса "Т-ра Клясычны" (Варшава). Остро характерная актриса большего комедийного дарования, X. следует традициям рус. реалистич. школы и системе К. С. Станиславского.

Лучшие роли: Целестина (о. п. Роже), Гурмыжская ("Лес"), Дульская ("Мораль пани Дульской" Запольской), Васса Железнова и др.

Пост.: "Мораль пани Дульской" (1951, "Т-р Повшехны", Лодзь), "Дипломаты" Сковроньского( 1962, "Т-р Драматычны", Варшава), "Васса Железнова" (1965, совм. с 3. Жуховским, "Т-р Клясычны", Варшава).

С 1951 препода„т в Высшей школе т-ра и кино им. Л. Шиллера в Лодзи (с 1959 - профессор). Снимается в кино.

Лит.: "Kierunki", Warsz.-Kr., 1965, .ј 29, s. 7. Д. Мал.

ХОЙЦЗЮЙ (хойси, хойдяо)- одна из разновидностей кит. традиционного т-ра. Истоки X.- в иянском, хойчжоуском, цинъянском и др. т-рах Минской эпохи (14-17 вв.). Впоследствии X. испытала влияние т-ра куныпань, представлений "луаньтань" и местных нар. песен. Была известна в провинции Аньхой и соседних с нею провинциях бассейна Ян-цзы. Наибольшее распространение получила в сер. 18 в. X. выделялась среди др. разновидностей кит. муз. т-ра богатством драматургии (по имеющимся данным - св. 1000 названий), разнообразием сценич. при„мов и мелодий, из к-рых особую популярность приобрели "эрхуан и сипи". На рубеже 18-19 вв. труппы т-ра X. "Саньцин", "Сыси" и др. успешно выступали в Пекине. Мелодии, используемые в т-ре X., стали основой музыки пекинской музыкальной драмы. Отрыв т-ра X. от нар. истоков прив„л к постепенной деградации этого т-ра.

После образования КНР (1949) были предприняты попытки возродить т-р X. В 1956 создана проф. труппа, пост. пьесы традиц. репертуара, в т. ч. "Встреча на мельнице", "Удачная свадьба", "Река Яньнихэ" и др.

Лит. (на кит. яз.): Ч ж у Ч ж а о-н я н ь, Чжунго си-цюй, Пекин, 1963. Вл. С.

ХОКАНСОН (Hakansson), Юлия (1853-1940) - швед. актриса. В 1886 работала в Королевском драм. т-ре (Стокгольм). Играла в разл. столичных и провинциальных труппах. В 1907-29 - снова в Королевском драм. т-ре. Основу репертуара X. составляли роли в драмах Г. Ибсена: фру Ингер из Эстрота, Сванхильд, Гедда Габлер, Гина Экдаль, Элла Рент-гейм, Ребекка, фру Альвинг, Майя (о. п., "Комедия любви", о. п., "Дикая утка", "Йун Габриэль Боркман", "Росмерсхольм", "Привидения", "Когда мы, м„ртвые, пробуждаемся"). Героини отличались гордостью, независимостью, нравственной красотой и душевной ранимостью. Среди лучших ролей X. также:

Кристина, Хенриетта ("Мастер Улоф", "Преступление и преступление" Стриндберга), профессорша Каннинг ("Гертруда" С„дерберга), миссис Хиггинс ("Пигмалион" Шоу).

Лит.: Nordensvan G." Svensk teater och svenska skadespelare fran Gustav III till vara dagar, bd 2, Stockh., 1918. Вл. M.

ХОЛЕНДРО, Дмитрий Михайлович (р. 2.XII. 1921) - рус. сов. писатель, драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1944. В 1956 окончил Высшие курсы при Лит. ин-те им. Горького (Москва). Печатается с 1945.

Пьесы: "Несчастный случай" (совм. с М. Б. Маклярским, 1955, Моск. т-р им. Пушкина), "Пока не поздно" (совм. с Маклярским, 1959, МТЮЗ), "Чья-то жизнь" (1965, Т-р им. Моссовета).

Автор неск. киносценариев. С. Г. ХОЛИНА, Ольга Михайловна {р. 3(15).VI.1897] - рус. сов. актриса. Нар. арт. Лит. ССР (1956). Занималась в театр. уч-ще под рук. А. П. Петровского при б. Т-ре Корша. Сценич. деятельность начала Б 1925 в Т-ре им. МГСПС, затем работала в т-рах Смоленска, Баку, Калинина, Владивостока, Киева.

В 30-40-е гг. сыграла роли: Наташа ("На дне"), Татьяна ("Враги"), Луиза ("Коварство и любовь"), Джемма ("Овод" по Войнич), Лида ("Платон Кречет"), Комиссар ("Оптимистическая трагедия"). Мамаева ("На всякого мудреца довольно простоты"), Катарина ("Укрощение строптивой"), Параша ("Горячее сердце"), Анна Каренина, Васса Желеэнова; Королева ("Стакан воды" Скриба), Анна Андреевна ("Ревизор").

С 1947 X.- актриса Вильнюсского рус. т-ра. Лучшие работы этого периода отличает стремление актрисы к сценич. выразительности, глубине и точности психо-логич. рисунка. Роли: Джесси ("Русский вопрос"), Елена ("Мещане"), Любовь Яровая; Глафира ("Волки и овцы"), Раневская ("Вишн„вый сад"), пани Дульская ("Мораль пани Дульской" Запольской), Богаев-ская ("Варвары"), Марфа Тимофеевна ("Дворянское гнездо" по о. п. Тургенева), Клавдия Васильевна ("В поисках радости" Розова).

ХОЛЕРОФТ (Holcroft), Томас (10.XII.1745 -23. II 1.1809) - англ. драматург и писатель. Род. в семье сапожника. В 1770 поступил в бродячую труппу на роли комич. стариков. В 1777 обосновался в Лондоне и занялся лит. деятельностью. В 1781 опубликовал первую пьесу "Двуличие", к-рая в том же году была поставлена в т-ре "Ковент-Гарден" (Лондон). Большой успех имела комедия X. "Путь к гибели" (1792, там же), к-рая оставалась в репертуаре т-ров до нач. 20 в. Эта пьеса, как и большинство произв. X.,- просветительская "комедия нравов". В 1794 X. был предан суду по обвинению в гос. измене и, несмотря на оправдательный приговор, был вынужден писать пьесы анонимно. Без упоминания имени автора появилась его комедия "Ошибки любви" (1794, т-р "Ковент-Гарден"). X.- автор "Мемуаров", доработанных и изданных в 1815 У. Хэзлиттом.

Лит.: История западноевропейского Театра, т. 3, M." 1963. Ю. К.

ХОЛЛИНГСХЕД (Hollingshead), Джон (9.IX.1827 - 10. X. 1904) - англ. театр. антрепрен„р. Творч. деятельность начал как журналист, работал театр. критиком газеты "Дейли ньюс". В 1865 стал антрепрен„ром т-ра "Альгамбра", где устраивал цирковые и эстрадные представления. В 1868-86 был антрепрен„ром1 т-ра "Гейети", способствовал введению в репертуар бурлескных пост., пародий, фарсов. В труппе X. работали актеры Э. Фаррен, М. Робертсон (по мужу Кендал), Эд. Терри, Ч. Виган, К. Воган, Э. Ройс, Ф. Лесли. X. отказался от бенефисов, повысив жалование актерам. Был сторонником реформы издательского закона, (протестовал против инсценировок произв. без разрешения авторов). Ф. К.

ХОЛМИНОВ, Александр Николаевич (р. 8. IX. 1925) - рус. сов. композитор. В 1950 окончил Моск. консерваторию (класс Е. К. Голубева).

Оперы: "Оптимистическая трагедия" по о. п. В. В. Вишневского (1965, Кирг. т-р оперы и балета, Фрунзе), "Анна Онегина" (соч. 1965, по поэме С. А. Есенина). Автор музыки к фильмам, соч. для оркестра, песен. В. Бр.

ХОЛМСКАЯ, Зинаида Васильевна (наст. фам.- Тимофеева; 1866-1936) - рус. актриса, ант-.репрен„р, издатель. Жена А. Р. Кугеля. По окончании драм. отделения Муз.-драм. уч-ща Моск. филар-монич. об-ва (1891, класс Вл. П. Немировича-Данченко) играла в провинции (Брянск, Рига, Екатеринбург, Кострома, Киев и др.). С 1895 - в Петербурге в т-ре Лит.-художеств. об-ва, в 1904-06 - в Т-ре В. Ф. Комиссаржевской. Эпизодически выступала в пригородных т-рах Петербурга, в собственных антрепризах и др. гастрольных труппах.

Роли: Катерина ("Гроза"), Анисья ("Власть тьмы"), Елизавета ("Горькая судьбина" Писемского), Татьяна Репина (о. п. Суворина), Кручинина, фру Альвинг и др.

X.- основательница (1908) и актриса петерб. т-ра пародий "Кривое зеркало". Сыграла здесь роли Анны Андреевны ("Ревизор" Евреинова), Горцевой ("Судьба мужчины" Урванцова) и др. X. издавала один из крупнейших дореволюц. театр. журналов - "Театр и искусство". Оставила сцену в 1930.

Соч.: В провинции. Из воспоминаний..., в кн.: Русский провинциальный театр. Л.-М., 1937.

Лит.: Карачунский Л. М. [сост. ], Наши петербургские артисты, СПБ, 1896, с. 72-73; Бр у штейн А., Страница прошлого, М., 1952, с. 76. А. Шн.

ХОЛОДОВ, Ефим Григорьевич [р. 1(14).1.1915] - рус. сов. театровед и театр. критик. Чл. Коммуни-стич. партии с 1943. В 1937 окончил ГИТИС (театро-ведч. ф-т). Лит. деятельность начал в 1935. В 1939-63 работал в редакции журн. "Театр" (в 1957-63 - член редколлегии). С 1964 - сотрудник Ин-та истории иск-в. X.- автор ряда книг и статей по истории и теории рус. и сов. драматургии и т-ра.

Соч.: Композиция драмы, М., 1957; Мастерство Островского, М., 1963; Позиция художника, М., 1964; Драматический конфликт, "Театр", 1947, ј 8; Драма есть драма, там же, 1948, ј 2; Действие происходит в наши дни, там же, 1950, ј 4; Разведка темы, там же, 1951, ј' 7; Лицо театра, там же, 1954, Д1' 10; Ленин о культуре и искусстве, там же, 1956,ј1; 1941-1945 [Советская драматургия в годы войны], там же, 1955, Д1" 5; Погодинское, там же, 1960, ј 12; Дело Щепкина, там же, 1963, ј 8; Поэма о пятилетке, там же, 1965, ј 3. Я. Мор.

"ХОЛОПКА" -оперетта Н. М. Стрельникова, либр. В. Раппопорта и Е. Геркена, пост. 8 марта 1929, Ленинград, Т-р муз. комедии (дириж„р Залевский, пост. Феона, худ. Ходасевич, балетм. Бойко; Гортензия крошка - Гамалей, Поленька - Орлова, Виолетта - Щиголева, Никита Батурин - Антонов, граф Кутайсов-Герман, Елпидифор - Карпов, Андрей - Ксендзовский, Митрусь - Рутковский, полковник Синепуп - Фатеев); в 1941 пост. там же в новой ред.; в 1952. там же. В 1932 пост. Моск. т-ром оперетты (дириж„р Залевский, пост. Смолича, реж. Стравинский, худ. Соколов, балетм. Чекрыгин); 1945, там же (дириж„р Жуков, реж. И. Рапопорт, худ. Рындин, балетм. Бурмейстер и Томский; граф Кутайсов - Ярон, Володин; Поленька - Лебедева, Никита Батурин - Зарубеев, Андрей Туманский - Качалов, Виолетта - Вермель, Лазарева; Митрусь - Аникеев).

Поставлена в других городах Советского Союза: Ташкент (1940), Уфа (1945), Воронеж (1950), Горький (1959), Улан-Удэ (1960), Душанбе (1960), Харьков (1964) и др.

П з д а н и я: "X."- клавир, М., "Музыка", 1965. Н.Гр.

ХОЛОУБЕК (Holo-ubek), Густав (р. 21. IV. 1923Г- польский актор. В 1949 окончил Высшую драматич. школу в Кракове. Дебютировал в Т-ре им. Словацкого (Краков), в 1956 выступал в Т-ре им.Выспяньского (Ка-товице). С 1958 жив„т в Варшаве, работал в "Театре Драматы-чны" ("Т-ре Народо-вы"). X.- один из ведущих польских актеров, образы, созданные им, отличаются глубиной психологич. характеристики, точностью сценич. рисунка. Его иск-во отличает интеллектуальность, стремление к художественной обобщенности. Сдержанность и строгость в отборе выразительных средств сочетаются у актера с огромной внутренней сосредоточенностью. Для творчества X. характерна предельная драматич. насыщенность в раскрытии внутр. мира образа, философски углубл„нное и поэтически пройикновенное его постижение. Среди лучших ролей Ген ("Дьявол и господь бог" Сартра), Эдип ("Эдип-царь" Софокла), Гамлет;

Ричард II (о. п. Шекспира), Рикардо Фонтана ("Наместник" Хоххута), Альцест( "Мизантроп" Мольера) и др. С 1953 снимается в кино. Гос. пр., 1966. Б. Рос.

ХОЛФИН, Николай Сергеевич (р. 23.XI.1903) - рус. сов. артист балета, балетмейстер. Засл. деят. иск-в Туркм. ССР (1944) и Кирг. ССР (1958). В 1928 окончил Театр. техникум им. Луначарского (класс Е. И. Долинскойи А. М. Мессерера), поступил в Моск. драм. балет под рук. Н. С. Греминой, где выступал в характерно-гротесковых партиях, здесь в том же году начал балетмейстерскую деятельность. В 1932-60 работал в труппе Моск. художеств. балета под рук. В. В. Кригер и Муз. т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Пост.: "Соперницы" ("Тщетная предосторожность", 1933), "Балаганчик" Стравинского (1934), "Треуголка" Василенко (1935), "Франческа да Римини" на муз. Асафьева (1947), "Доктор Айболит" Морозова (1948), "Вес„лый обманщик" Корчмар„ва (1949); стремился ввести в творч. практику коллектива принципы МХАТа.

Балетмейстерская деятельность X. способствовала развитию хореографич. иск-ва Киргизии и Туркмении. В Кирг. т-ре оперы и балета он пост. первые кирг. балеты - "Анар" Власова и Фере (1940) и "Чолпон" Раухвергера (1948); в Туркменском т-ре оперы и балета им. Махтумкули - первый туркм. балет "Алдар Косе" Корчмар„ва (1943). В Софийской нар. опере - балеты: "Соперницы" (1950), "Доктор Айболит" (1950), "Красный мак" (1951); "Шехеразада" на муз. Римского-Корсакова (1950-51), нац. балет "Хайдуцкая песня" Райчева (1953).

С I960 X.- гл. балетмейстер женского эстрадно-танцевального ансамбля "Радуга" (Моск. мюзик-холл). А. Дин.

ХОЛЬБЕРГ (Но1Ьег),Людвиг (3.XII.1684, Берген,- 28.1.1754, Копенгаген) -дат. драматург. Основоположник дат. лит-ры и театр. иск-ва нового времени, деятель скандинавского Просвещения. В 1704 окончил Копенгагенский ун-т. С 1714 был профессором этого ун-та. В 1722-28 написал 27 комедий для осн. в 1722 Датского т-ра, после 1747 - ещ„ 6 комедий. В своих драматич. произв. X. создал реа-лнстич. картины политич., социальной и духовной жизни дат. общества, показал представителей всех обществ. слоев. Он обличал паразитизм дворянства, его спесь и презрение к труду ("Дон Рану до де Колибрадос, или Верность и гордость", 1722), космополитизм, галломанию ("Жанде Франс, и.ш Ханс Франдсен", 1722), выступал против, бурж. стяжательства ("Одиннадцатое июня", 1724, "Краткое девичество Перниллы", 1727), высмеивал бурж. среду, е„ духовную ограниченность, невежество, мещанское самодовольство, ханжество ("Оловянщик-политикан", 1722, "Мастер Герт Вестфалец, или Болтливый цирюльник", 1722; "Комната роженицы", 1724; "Суетливый", 1731). В комедиях "Якоб фон Тибое, или Хвастливый солдат" (1724) и "Дидерик-Пугадо" (1725) X. создал образы хвастливых, трусливых военных, имена к-рых, как и мн. др. персонажей X., стали нарицательными. В пьесах X. выведены также псевдоуч„ные схоласты, безграмотные врачи и адвокаты, недоучки-латинисты ("Эразмус Монтанус, или Расмус Берг", 1747; "Счастливое кораблекрушение", 1754; "Якоб фон Тибое"). Особое место в творчестве X. занимает комедия "Йеп-пе с горы, или Превращ„нный крестьянин" (1722), в к-рой с гневной горечью рассказывается о крестьянине, задавленном нуждой, бесправием и непосильным рабским трудом. Симпатии X. на стороне народа, представители к-рого изображаются в его пьесах вес„лыми, остроумными, находчивыми, презирающими своих господ. Эти национально самобытные образы переходят из одной комедии в другую. Комедии X. написаны в соответствии с законами клас-сицистской эстетики, но персонажи и среда изображаются в них с реалистич. бытовой конкретностью. Сатирич. острота достигается X. с помощью гиперболизации отрицательных явлений, последовательного разоблачения объекта сатиры. Эстетич. взгляды X. получили выражение в интермедиях: "Похороны датской комедии" (1727) и "Новогодний пролог" (1733). Комедии X. были хорошо известны и многократно ставились в России в 18 в. В Дании и Норвегии они остаются основой нац. репертуара. Творчество X. получило высокую оценку К. Маркса и Ф. Энгельса.

Соч.: Comoedierne og de populaere skrifter, bd l-6, Kbh., 1922-25; в рус. пер.- Гейнрих и Пернилла, СПБ, 1760; Превращенный мужик, СПБ, 1765; Плутус, или Спор между бедностью и богатством, СПБ, 1765; Гордость и бедность, М., 1774; Оловянщик-политик, М-, 1830; Комедии, Л.-М., 1957 (см. вступит, статью А. Гозенпуда).

Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч.,М.-Л., 1930, т. VI ("Перемирие с Данией", с. 419-31); История западно-европейского театра, т. 2, под общей ред. С. С. Мокульского, М., 1957; Б p а н д e с Г., Лудвиг Гольберг, Соч., т. 3, ч. 3, 2 изд., СПБ, [1906]; В r i x H., Ludwig Holbergs komedier, Kbh., 1942; Brandes E., Holberg- og- hans scene, Kbh., 1898; R a h b e k K. L., Om Ludwig Holberg som Lystspil-digter og om hans Lystspil, bd 1-3, Kbh., 1815-17; P r u t z R., L. Holberg, sein Leben und seine Schriften, Stutfcg., 1857;

L e g r e I l e A., Holberg, considere comme imitateur de Moliere, P., 1864. Вл. М.

ХОЛЬЦ (Holz), Арно (26.IV.1863-26.X.1929) - нем. поэт, драматург. Один из теоретиков натурализма в нем. лит-ре 19 в. Окончил Берлинский ун-т. Лит. деятельность начал в 1885 как поэт. Совм. с О. Брамом участвовал в изд. журн. "Свободный театр" (1890), пропагандировавшего теорию натура-листич. драмы. В теоретич. работе "Искусство, его сущность и законы" (1891) X. сформулировал теорию "последовательного натурализма", в к-рой развивал требования Э. Золя (под влиянием к-рого находился) о приближении иск-ва к жизни. X. пытался применить к иск-ву естественнонаучный метод исследования, отрицал активную роль художника в отборе и обобщении жизненного материала и сводил творчество к передаче "куска жизни", к фиксации мгновенных, "секундных" впечатлений. Особое значение придавал точному изображению среды и речи действующих лиц, приближая е„ к разговорной, бытовой (вводил междометия, паузы, невнятные восклицания). Эти принципы X. получили выражение в его пьесах, среди к-рых наиболее значит, была драма "Семья Зелике" (совм. с И. Шлафом, 1890, пост. О. Брамом в "Свободном т-ре"). В этой пьесе изображается быт запуганной, обнищавшей семьи бухгалтера-пьяницы, показаны безуспешные попытки молодой женщины вырваться из душной атмосферы безысходности и тоски. Герои X. лишены воли к борьбе, к сопротивлению. X. задумал написать серию пьес под назв. "Берлин. Конец одной эпохи в драмах", в к-рой предполагал дать широкую картину совр. жизни. Из этого цикла были осуществлены комедия "Социал-аристократы" (1896), трагикомедия "Трау-мулус" (совм. с О. Йершке, 1905) и трагедия "Затмение солнца" (1908). Пьесы не имели успеха и X. прекратил работу *над серией. В 1913 написал мистич. драму "Непознаваемое", в к-рой проявились импрес-сионистич. и символистич. тенденции.

Пьесы X. шли гл. обр. в т-pax, руководимых О. Брамом ("Свободный т-р". Нем. т-р, "Лессинг-т-р"). Пьеса "Траумулус" под назв. "Фантаз„р" была пост. в 1905 в Новом т-ре. Творчество X. оказало влияние на раннюю драматургию Г. Гауптмана.

С о ч.: Das Werk, Monumental-Ausgabe, Bd 1-12, В., 1926; Werke, hrsg. von W. Emrich und A. Holz, Bd 1-7 Neuwied, 1962-64.

Лит.: M e p и н г Ф., Литературно-критические статьи т. 2, М.-Л., 1934; нов. изд., М., 1964.

XOMEP (Homer), Луиза (30.IV.1871-6.V.1947) - амер. артистка оперы (контральто). Первое выступление X. состоялось в Филадельфии, когда ей было 14 лет. Музыке училась в Бостоне, Филадельфии, завершила свое образование в Париже у П. Лери и Ф. К„ниг. Дебютировала в партии Леоноры ("Фаворитка" Доницетти, 1898, Виши). Пела в "Т-ре де ла Монне" (Брюссель), в 1899 - в лондонском т-ре "Ковент-Гарден". С 1900 -солистка т-ра "Метрополитен-Опера" (Нью-Йорк), в к-ром заняла ведущее положение. На протяжении четверти века была участницей почти всех знаменательных спектаклей этого т-ра. Оставила сцену в 1928.

X.- одна из выдающихся амер. певиц начала 20 в. Обладала голосом необычайной густоты и насыщенности звука. Виртуозная техника, пластичность вокализации, хорошо развитый верхний регистр определили успех X. в партиях, написанных в стиле классич. бель канто и староитал. школы. Исполнение партии Орфея ("Орфей и Эвридика" Глюка), к-рую X. разучила под рук. А. Тосканини, принадлежит к числу наивысших достижений вок.-драматич. иск-ва нач. 20 в. Характеру дарования X. было близко творчество Верди (Амнерис - "Аида", Азучена - "Трубадур"). С успехом исполняла партию Далилы ("Самсон и Далила" Сен-Санса). Широкую известность приобрела как камерная певица. В с. Т.

ХОНЕЛИ (наст. фам.- Г о г о л а ш в и л и), Шал-ва Сем„нович (р. 2.1. 1887)-груз. сов. актер. Нар. арт. Груз. ССР (1959). В 1905 начал проф. сценич. деятельность в Тифлисе, а с 1906 - в Кутаиси (ныне Т-р им. Л. Месхишвили). X. - остро характерный актер, обладает сочным юмором.

Роли: Коциа, Параскиди ("Вчерашние , "В самое сердце Дадиани), Ивлиане Чархладзе, Никифоре ("Парад", "Нет худа без добра" Гуния) и др. Элг. Г.

ХОНТ (Hont), Ференц (р. 1907) - венг. режиссер, критик, театр. деятель. В 1931 выступил инициатором и организатором Сегедских театр. игр под открытым небом (пост. "Трагедии человека" Мадача и др.). Руководил деятельностью т-ра "Независимая сцена" (1937), где устраивались спектакли гл. обр. для рабочего зрителя. После освобождения Венгрии от фашистской оккупации (1945) был директором Т-ра им. Мадача и Будапештского театр. ин-та. Одновременно в„л режиссерскую деятельность, пропагандировал рус. классич. и сов. драматургию; пост. "Табачный капитан" Щербач„ва (1949, т-р "Мадьярснн-хаз", совм. с Т. Майором и Г. Партош), "Волки и овцы" (1951, Т-р им. Мадача, совм. с II. Хорваи) п др. С 1950 - директор Ин-та театроведения в Будапеште. С 1932 выступает как театр. критик и историк т-ра; автор книги "Театр и рабочий класс" (1935), в к-рой утверждает принципы политич. общедоступного т-ра. Пр. им. Кошута (1949).

Соч.: Szinhaz es munkasosztaly, Szeged, [19371; Azeltunt magyar szinjatek, Bdp., 1940; Kolteszet a dobog-on, Bdp., 1942; Valosag szinpadon, Bdp., 1960. A Гер.

ХОНТИ (Honthy), Ханна (р. 1893) - венг. артистка оперетты. Нар. арт. ВНР (1953). Сценич. деятельность начала в 1905. С 1912 - актриса т-ра "Непоперахаз" ("Народный оперный т-р"), с 1916 - т-ра "Вигсинхаз" ("Т-р комедии"), затем - Королевского т-ра в Будапеште. С 1925 - солистка Венг. т-ра оперетты. X. - выдающаяся актриса, исполнительница лирич. партий в опереттах венской школы.

Партии: Сильва, Цецилия ("Сильва" Кальмана), Гапна Главари, Флери ("Вес„лая вдова", "Граф Люксембург" Легара)и др.

Гастролировала в СССР (1956, вместе с т-ром) и др. зарубежных странах. Пр. им. Кошута (1953).

Лит.: Д ? с и д с н С., Друзья из Будапешта, "Нева", 1956, .No 3, с. 154-57;

Медведев В., В гостях у Ханны Хонти, "Музыкальная жизнь", 1958, ј9;

В а 1 i ? t L., otven eve pri-madonna, "Sziiihaz es Film-muvf-szet", 1956, ј 2, old.

99-???. ?. Ив. ХОПКИНСОН (Hopkinson), Фрэнсис (21.IX.1737 - 9.V.1791) - амер. композитор, клавесинист, поэт, обществ, и гос. деятель. Учился в Филадельфийском колледже (ныне Пенсильванский ун-т), где впоследствии получил звание магистра иск-в и доктора права. Теории музыки обучался у Д. Бремнера. X.- автор "ораториального представления" - "Храм Минервы" (1781, Филадельфия, написано в честь союза Америки с республиканской Францией), к-рое считается первой нац. амер. оперой, т. к. содержит развитые элементы оперного жанра. X. устраивал любительские и проф. концерты, занимался также усовершенствованием муз. инструментов.

Лит.: S о ? ? е с k О. G., F. Hopkinson. The first American poet-composer. Wash., 1905. ?. ?.

ХОППЕР (Hopper), Рика (полное имя - Хендри-ка Эллина; р. 24. X. 1878) - голл. актриса. В 1893 окончила театр. школу. Дебютировала в т-ре под рук. ван Лира (Амстердам). В 1899-1922 работала в Королевском обществе голл. т-ра. С 1926 возглавляла (совм. с Ж. ван Хуве) собств. труппу ("Т-р Рики Хоппер"). В 1945-54 выступала в т-ре "Комедия".

Роли: Катюша Маслова ("Воскресение" по Л. Н. Толсто-му), Порция ("Венецианский купец" Шекспира), Нора; Книр-тье ("Гибель " Надежды"" Хсйсрманса), Анастасия (о. п. Маурете) и др. Я. Г.

ХОР (греч. ????)- обязательный коллективный участник др.-греч. спектакля (5 в. до н. э.). Происхождение др.-греч. драмы из обрядовых хоровых песен, исполнявшихся на сельских празднествах в честь бога Диониса, определяло участие X. в качестве действующего лица. Др.-греч. драма была основана на чередовании речевых и хоровых партий: парод, cmacuMf иногда коммос и эксод,- в трагедии, пара-баса - в комедии. Первоначальное число участников X. (хоревтов) в трагедии неизвестно; у Эсхила их было 12, Софокл увеличил состав X. до 15 чел. X. в комедии состоял из 24 участников и был раздел„н на 2 полухория. Подбор и оплату участников X. брал на себя (4-5 в. до н. э.) хорег. Непосредств. подготовку X. к выступлению осуществлял хородида-скал (букв.- учитель хора).

Роль X. в др.-греч. трагедии связана с е„ общенар. характером: X. был призван выражать отношение зрителей к событиям пьесы, служить своеобразным "гласом народа". Таково назначение X. в "Персах" и в "Агамемноне" Эсхила, "Антигоне" Софокла, хотя в этих и др. трагедиях X. выступает одновременно и в качестве действ, лица. В этой функции X. особенно отч„тливо выявлен в трагедиях "Молящие" и в "Эвменидах" Эсхила, а также в ранних комедиях Аристофана. С повышением интереса к индивидуальным героям роль X. снижается. У Еврипида партии X. содержат обычно только лирич. размышления, возникающие по ходу действия трагедии, но не имеющие прямого отношения к е„ осн. идее. В поздних комедиях Аристофана, а затем у Менандра партии X. заменяются вставными номерами и танцами, не связанными с сюжетом комедии, разделяющими акты. Предпринимавшиеся в новое время попытки ввести X. в драм. произв. ("Мессинская невеста" Шиллера, "Освобожд„нный Прометей" Шелли) не имели успеха. В. Я.

ХОР - певческий коллектив, исполняющий вок. музыку. По составу голосов X. бывают однородные (женские, мужские, детские) и смешанные, т е. состоящие из всех или из нескольких указанных голосов. Обычный смешанный X. состоит из четыр„х хоровых партий: сопрано, альт (женские голоса), тенор, бас (мужские голоса); X., в к-ром отсутствует одна из этих партий, наз. неполным смешанным X. В опересериа хоровые партии почти отсутствовали, в опере-буффа появлялись эпизодически. Лприч. трагедия использовала X. в основном как декоративный элемент в прологе. Глюк и композиторы эпохи Франц. революции конца 18 в. (Л. Керубини, Э. Мегюль и др.) усилили роль X. как носителя образа народа, но у них X. имеет оратори-ально-статич. характер. Важную драматургич. функцию приобр„л X. в зап.-европ., особенно в итал., операх нач. 19 в. ("Набукко", "Битва при Леньяно" Верди, "Вильгельм Телль" Россини, "Норма" Беллини и др.), выражая в них образ героич. народа. Это же характерно для нек-рых франц. опер той поры ("Фенел-ла" Обера и др.). Во франц. "большой опере" (оперы

ТМейербера) X.- неотъемлемый элемент, его роль становится особенно активной в решающих драматич. эпизодах. В нач. 19 в. усиливается значение нар.-бытовых элементов в трактовке X., к-рый приобретает локальную нац. окраску, особенно в нем. роман-тич. опере ("Вольный стрелок" Вебера). В рус. и сов. историко-патриотич. опере и нар. муз. драме ("Иван Сусанин", "Борис Годунов", "Хованщина", "Князь Игорь"; "Псковитянка", "Сказание о невидимом граде Китеже..." Римского-Корсакова, "Война и мир" Прокофьева, "Емельян Пугач„в" Коваля, "Никита Вершинин" Кабалевского и др.), где народ стал гл. действ, лицом, хоровые сцены приобрели ведущее значение.

Особенности использования X. зависят от жанра оперы. В лирич. драме X. чаше всего раскрывает окружающую обстановку (X. гостей в "Травиате" и в "Евгении Онегине", X. придворных в "Риголетто" и др.). В нар.-бытовой драме ("Русалка"; "Галька" Монюшко, "Проданная невеста" и др.) X. близки к нар. истокам и часто носят жанровый характер. Иногда X. используются в колористич. целях (X., передающий завывание бури в финале "Риголетто") или как психологически-выразит. фактор (хоровое остинато в сцене бреда Андрея в "Войне и мире");

X. может быть своеобразным комментатором действия ("Джалиль" Жиганова, "Награда" и "Миндия" Так-такишвили) и т. д.

X. используется и в оперетте (чаще всего лирич. или комич. характера), в музыке к драмам ("Арлезиан-ка" Бизе, "Пер Гюнт" Грига и др.).

Лит.: Ярустовский Б., Драматургия русской оперной классики, М., 1953, с. 308-14; Д ? ус к и н М., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л. 1952. с. 242. Р. Л,

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница