Наши партнеры

Dragon money - играй у проверенного провайдера СНГ.

Театральная энциклопедия
(страница 468)


ХОРАВА, Акакий Алексеевич [р. 17(29).IV.1895]- грузинский сов. актер. Нар. арт. СССР (1936). Чл. Коммунистической партии с 1939. Играл в любительских кружках. Занимаясь на медицинском ф-те, участвовал в спектаклях Центр, рабочего клуба, Нар. дома в Тифлисе (рук. Ш. Да-диани). В 1922 поступила театр. студию А. Пагавы. Будучи студийцем, дебютировал на сцене Т-ра им. Руставели в роли судьи Хеция ("Гегеч-кори" Дадиани, 1923). Первые шаги на проф. сцене X. делал под рук. К. А. Марджанишвили, к-рый выявил склонность молодого актера к героико-романтич. иск-ву.

Роли 1923-26: Иоканаан ("Саломея" Уайльда), Андухапар (" Раздел * Эристави), Безымянный ("Человек - масса" Толле-ра), Лаэрт ("Гамлет") и др.

В 1926-35 X. работал под рук. А. Ахметели, продолжая поиски в области создания героич., монументальных, эпич. образов: Берсенев ("Разлом", 1928), Анзор (о. п. Шаншиашвпли, 1928), Карл Моор (1933), Аргишди ("Тетнульд" Дадиани, 1931). С 1935 Х.-один из руководителей Т-ра им. Руставели, стремится утвердить в иск-ве принципы социали-стич. реализма. Ярким выражением этого стремления были сценич. образы X.:

Платон Кречет (1935), Арсен (о. п. Шанши-ашвили, 1936), Пед-ро ("Алькасар" Мдивани, 1937), Отелло (1937). Образ Отелло -выдающееся сценич. создание X. - был исполнен внутр. гармонии, величия, страстного отчаяния. В исполнении этой роли раскрывалась тема протеста против мира насилия и зла, гуманистич. идея о вере человека в торжество светлых идеалов, в чистоту и силу любви. X.- актер огромного трагич. пафоса. Трагическое он понимает как преодоление препятствий, как путь борьбы за идеал. Герои X. исполнены жизнелюбия, одержимости, в них преобладает бунтарское, волевое, мужественное начало. В 1945 X. сыграл роль Ивана Грозного ("Великий государь" Соловь„ва; Гос. пр. СССР, 1946). В 1946 создал образ героя-современника сов. генерала Муравь„ва ("Победители" Чирскова), в 1956 - монументальный образ царя Эдипа в о. п. Софокла.

Др. роли: Георгий Саакадзе (о. п. Шаншиашвили, 1940), Дато ("Измена" Сумбатова-Южина, 1940), Олеко Дундич (о. п. Каца и Ржешевского, 1942), Сирано де Бержерак (о. п. Ростана, 1944), король Лир (1948), Джемал ("Потопленные камни" Мосашвили; Гос. пр. СССР, 1951), Пэпо (о. п. Сун-дукяна, 1951), Тариэл Голуа (о. п. Киачели, 1955), Борис Годунов (о. п. Пушкина, 1957), Вожак ("Оптимистическая трагедия", 1958), Моор ("Современная трагедия" Эбралидзе, 1961) и др.

X. выступал в качестве режиссера, пост. спектакли: "Измена" СумбатоОа-Южина (1940), "Небо Москвы Мдивани (1942) и др.

X. вед„т большую общественную работу (пред. груз. К-та защиты мира). С 1939 вед„т педагогия. работу в Груз. театр. ин-те (с 1947- профессор). Гос. пр. СССР (1941). С 1924 снимался в кино (Гос. пр. СССР, 1943,1946).

Лит.: Альтман И., Акакий Алексеевич Хорава, М.-Л., 1947; Февральский А., Театр имени Руставели, М., 1959; Гугу-ш в и л и Э., Акакий Хо-рава, Тб., 1962 (на грузинском яз.). Эт. Г,

ХОРВАТСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Театр. представления на территории совр. Хорватии существовали ещ„ в эпоху античности. Об этом свидетельствуют развалины греч. и римских амфитеатров, сохранившиеся на о. Вис и в г. Пула. Хорватские племена, пришедшие на Балканы в 7 в. н. э., совершали обряды (коляды, до долы и др.), в к-рых содержались элементы театр. действия. В 13-14 вв. в Хорватии появляются бродячие актеры, певцы и музыканты. В 14-15 вв. возникает церковный т-р. Мистерии и миракли ставятся в городах Задар ("Муки св. Маргариты"), Сплит и на о. Хвар ("Картина страшного дня огненного суда", "Жизнь св. Ловринца-мученика"). В 16-17 вв. в Далмации и Дубровнике существовал т-р, близкий т-ру итал. Возрождения (см. Дубровницкая драматургия и театр), сохраняются и жанры церковного т-ра (на о. Хвар до сер. 19 в.). В сев.-зап. Хорватии (центр Загреб) в 17-18 вв. развивается школьный т-р. Ставятся спектакли на библейские сюжеты, аллегорич., ди-дактич. и псевдоисторич. пьесы ("Чех и Лех", 1702;

"Николай Зринский", 1749), написанные учителями или перевед„нные (напр., "Кир", 176(); "Лиснмахус", 1768). В конце 18-1-й четв. 19 вв. ставились также пьесы А. Коцебу, А. В. Иффланда п др. Возникает нац. драматургия на кайкавском диалекте - комедии Т. Брезовачки: "Матияш Грабанцияш-дияк" (1804; ставится в совр. т-рах Югославии в переработке Т. Строцци; в рус. пер. "Матвей-Чародей"), "Диоген, или Слуга двух потерянных братьев" (соч. 1804).

В конце 18 в. в Хорватии появились многочисл. нем. бродячие труппы. В 1797 в Загребе был открыт первый постоянный т-р (т. н. Амадеов т-р), на сцене к-рого выступали нем. труппы. В 1834 было построено новое театр. помещение (т. н. Т-р на Марковой площади). Здесь ставились пьесы на нем. яз. на сюжеты из хорватской истории, между действиями иногда исполнялись песни (будницы) хорватских композиторов.

Создание постоянного нац. проф. т-ра связано с выступлением в 40-х гг. в Иллирийской читальне в Загребе группы сербского Передвижного любительского т-ра из Нови-Сада. Во время гастролей (в 1840-42) сербский т-р пополнился хорватскими актерами. Т-р выступал в Загребе и др. городах Хорватии. Ставились произв. сербских авторов - И. Стерии-Поповича, И. Вуйича и др., а также первые пьесы хорватских драматургов на штокавском диалекте, к-рый стал основой хорватского лит. яз.:

"Юран и София, или Турки около Сисака", "Степко Шубич, или Бела IV в Хорватии" Кукулевича-Сакцин-ского (все пост. в 1840). В 50-60-х гг. по инициативе Д. Деметера и И. Фрейденрейха в Т-ре на Марковой площади наряду с нем. спектаклями, начали устраиваться представления на хорватском яз. В 1861 т-р стал государственным, он получил гос. субсидию и название Хорватского Нац. т-ра. Первыми руководителями его были Деметер и Фрейденрейх. Основу нац. репертуара т-ра составляла драматургия хорватского Возрождения (1835-48). Популярностью пользовались романтич. историко-патриотич. драмы ведущих хорватских драматургов И. Кукулееича-Сакцинского ("Потуреченный", 1861) и Д. Деметера ("Теута", 1864, там же), а также пьесы "Степан, последний боснийский король" (1877), "Матия Губец" (1878, в рус. пер. "Король-мужик") Богови-ча, "Смиляна" Юрковича (1881), "Карло Драчки" Марковича (1899). С 50-х гг. развивается бытовая комедия на совр. сюжет и т. н. нар. пьеса, отличавшаяся реалистич. направленностью, живостью языка и диалога, местным колоритом: "Квас без хлеба" Немчича (1855), "Граничары" (1857) и "Ч„рная королева" (1858) Фрейденрейха, "Соломенная корзинка и шапка" Округича (1863) и "Любица" Шеноа (1868), "Свадебные предложения" Томича (1873) и др. В 70-80-е гг. ставились также произведения европ. классич. драматургии (Мольер, Г„те, Гюго, Шиллер, Шекспир) и совр. переводная драматургия (В. Сарду, Э. Лабиш).

Труппу т-ра составили хорватские проф. акторы, начавшие свою деятельность в нем. и хорватских полулюбительских труппах: братья И. и Ф. Фрейденрейх, К. Норвег и др. В первые десятилетия организации т-ра ведущими актерами были: А. Фиян, М. Ружичка-Строцци, А. Мандрович, И. Племенчич, исполнительская манера к-рых приближалась к романтич. школе актерской игры.

Значит, спехов т-р достиг к концу 19 в., когда директором его стал С. Милетпч (1894-98). Он реформировал Хорватский Нац. т-р: повысил требования к драматургии, уделял особое внимание постановочной стороне спектакля, мастерству сценич. речи, открыл первую в Хорватии актерскую школу (1896-98). В 1895 т-р получил новое помещение. В эти годы ставились совр. реалистич. драмы (Гаупт-ман, Ибсен), рус. драматургия (Гоголь, Толстой, Островский, Чехов, Горький), классич. драматургия (Софокл, Евриппд, Корнель, Мольер, Шекспир и др.), пьесы далматпно-дубровницких драматургов: "Шутка над Станцем" Држпча (1895), "Павлимир" Палмотп-ча (1896)В хорватской драматургии дальнейшее развитие получают историч. трагедия "Лютовид Посавский" (1895), "Симеон Великий" (1896), "Катарина Зринская" (1899) А. Тресича и комедия, осмеивающая нек-рые стороны жизни бурж. общества Хорватии,- "Три брака" (1891), "Ладаньская оппозиция" (1896) М. Де-ренчина; появляется мещанская драма - "Сестры" Кумичича (1890), "Сирена" Рорауэра (1896), и натура-листич. драма "Возвращение" Туцича (1898). Среди пьес кон. 19 - нач. 20 вв. драмы И. Войновича - "Эквиноций" (1895, в рус. пер. "Буря равноденствия"), "Дубровницкая трилогия" (1903), отличающиеся тонкой психологич. разработкой сценич. образов.

В нач. 20 в. хорватские драматурги отходят от общественно-значительной и социальной тематики, обращаются к отвлеч„нным моралыю-этич. и психологич. проблемам, увлекаются внешней формой. Черты декаданса проявляются в творчестве М. Огри.ювича (тетралогия "Год любви", 1909; "Хасанагишща", 1909), Нехаева (наст. имя - М. Цихлар; трагедия "Жизнь", 1907), Войновича ("Дама с подсолнухами", 1912), С. Туцича ("Голгофа", 1913).

Начиная с 90-х гг. 19 в. хорватское актерское иск-во освобождается от романтической патетики. Однако стремление к реалистическому раскрытию образа характеризует иск-во актеров старшего поколения (Фиян, Ружичка-Строцци), творчество более молодых актеров и актрис - М. Михичич, Л. Шрам, И. Борштника. Тонкая эмоциональность, большая артистич. культура и в то же время увлеч„нность декадентским т-ром проявляются у актеров нач. 20 в.: II. Раич, И. Бах, Н. Вавра. Во время 1-й мировой войны Хорватский Нац. т-р продолжал свою деятельность. В эти годы были пост. "Варшавянка" Выспяньского, "Недоросль"; "Персы" Эсхила и др.

В 1918 Хорватия вошла в состав Югославии (см. Югославская драматургия и Югославский театр).

Музыкальный театр. Первые оперные спектакли в Дубровнике были пост. любителями в нач. 17 в. ("Эвридика" Ринуччини). Музыка занимала значит, место в нек-рых пьесах дубровницких авторов ("Дубравка" И. Гундулича, 1628; "Аталанта" Дж. Палмотича, 1629). На севере Хорватии первые муз.-сценич. произв. (зингшпили, а затем и оперы) были показаны нем. и итал. труппами в конце 18 в. В Амадеовом т-ре (1797-1834) силами нем. актеров были пост.: "Танкред", "Итальянка в Алжире", "Вильгельм Телль" Россини, "Дон Жуан", "Волшебная флейта" Моцарта и др. крупнейшие произв. оперного репертуара того времени.

Первая нац. опера - "Любовь и злоба" В. Лисин-ского (1846, Хорватский Нац. т-р), написана в традициях романтизма. Гл. партии исполняли: Ф. Стазич, С. Эр-деди-Рубидо, О. Штрига. Вторая опера того же автора - "Порин" (соч. 1851, пост. 1897). В первое десятилетие существования Хорватского Нац. т-ра (Загреб) здесь часто ставились оперетты, сначала зарубежных, а затем и отечеств, авторов: "Парни, на палубу!" (1867), "В Мекку" (1868), "Боснийская гадалка" (1870) И. Зайца (пост. ранее в Вене) и др. В 1870-89 при т-ре работала первая постоянная хорватская оперная труппа под рук. И. Зайца. Солисты: И. Каш-ман, И. Нолли, М. Трнина, Т. Лесич и др. Здесь ставились оперы Зайца ("Мислав", 1870; "Бан Легет", 1872; "Никола Шубич-Зринский", 1876; "Пан Твардовский", 1880, и др.) и его оперетты, а также оперы Верди, Россини, Моцарта и др. В 1889 - 94 в Загребе работала временная оперная труппа под рук. Н. Фаллера, к-рый затем стал дириж„ром оперной труппы Хорватского Нац. т-ра. Труппы ставили произв. Вагнера, Чайковского, хорватских композиторов-В. Лисинского ("Порин"), В. Берсы ("Цвиета", 1898, и "Андрия Чубранович", 1900), С. Альбини ("Маричон", 1901); словенских композиторов - Ф. Вилхара ("Смиляна", 1897, "Иваньская королева", 1902), В. Пармы ("Ксения", 1897). С 1909 в Хорватском Нац. т-ре создана постоянная оперная труппа. Были пост. оперы: "Огонь" Берсы (1911), "Возвращение" Хатце (1911), "Весенняя буря" Новака (1914). Среди солистов т-ра: М. Строцци, И. Крижай, М. Вушкович и др. О муз. т-ре после 1918 см. в ст. Югославский театр.

Лит.: С i n d r i с P., Hrvatski ? srpski teatar, Zagreb, 1960; Gavell а В., Hrvatsko glumiste, Zagreb, 1953;

Hrvatsko narodno kazaliste 1860-1960, Zagreb, 1960.

Альб. К.

ХОР‚ВТ (???????) - участник хора в др,-греч. трагедии и комедии.

ХОЂà (греч. ??'/? - руководитель хора) - богатый гражданин в Афинах (5-4 вв. до н. э.), к-рому гос-во поручало поч„тную обязанность (хоре-гию)- составление хора и оплату его участников, костюмов и т. п. X. принимал участие в драм. состязании наряду с драматургом, первым актером; победителям X. также присуждалась награда. В. Я.

ХОРЕЗМСКИЙ УЗБЕКСКИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ ОГАХИ. Создан в Ургенче (1933) на базе кружков художественной самодеятельности районов Хорезма. Среди основателей: А. Маджиди, 3. Кабулов, М. Ширази (Якубов), С. Сарайматов, Тамара Ханум и др. На сцене т-ра были пост. муз. драмы "Пуртана" Абдуллы (1934), "Халима" Зафари (1933), пьесы К. Яшена - "Сожж„м" (193()), "Честь и любовь" (1937) и др. В годы Отечеств, войны т-р пост. патриотич. спектакли:

"Даврон-ата" Абдуллы (1944), "Рискованная шутка" Уйгуна (1944), "Офтобхон" Яшена (1945) и др. Среди спектаклей 50-60-х гг. - "Хамза" Яшена и Умари (1950), "Бай и батрак" Хамзы (1952), "Бурные годы" Умарбекова (1964) и др.

В результате работы с местными авторами были созданы спектакли: "Тилля Матьякубов" Раджабова (1943), "Жертвы просвещения" Рахимова (1958), "Не могут быть без тебя" Бекниязова (1961) и др. Театр ставил классич. драматургию - пьесы Гоголя, Шиллера, Островского.

В труппе т-ра (1967): нар. арт. Узб. ССР В. Фая-зов, С. Рахимова, К. Рахимов, засл. деят. иск-в Узб. ССР Л. Абдуллаева, засл. арт. Узб. ССР Р. Бай-джанова, У. Гаипова, Н. Юсупова, С. Диванов, К. Ис-маилов, М. Рахимов, М. Сафаев и др. Гл. реж.- X. Исламов. Гл. худ.- Л. Абдуллаева. Исл.

ХОРЕОГРАФИЯ (от греч. ??????-пляска и ?????- пишу)- 1) Запись танца посредством системы условных знаков. Первые попытки сделать такую запись были предприняты в конце 15- нач. 16 вв. Но только в конце 17-нач. 18 вв., благодаря разработке теории бального и сценич. танцев, группа франц. балетмейстеров и учителей танцев (П. Бошан, Р. Ф„йе, Фавье, П. Рамо) смогла положить начало системе записи танца, получившей широкое распространение (в разл. вариантах). Термин "X." введ„н танцмейстером Р. Ф„йе (автор книги - "Хореография, или Иск-во записи танца ...", 1700). В России в конце 18 в. были созданы две системы записи танца: А. Я. Цорна (1889), использовавшаяся преим. преподавателями бальных танцев, и В. И. Степанова (1891), при помощи к-рой была произведена запись 27 балетов из репертуара Мариинского т-ра (Петербург). Система Степанова была введена как учебный предмет на балетном отделении Петерб. и Моск. театр. уч-щ. 2) Иск-во сочинения танцев и танц. (балетных) спектаклей. В этом значении термин "X." применяется с сер. 19 в. Поэтому термин "балетмейстер" иногда заменяется на "хореограф". 3) Иск-во танца. В этом понимании термин "X." получил применение в рус. искусство-ведч. лит-ре в конце 19 - нач. 20 вв.

Лит.: Лисициан С., Запись движения (Кинетогра-фия), М.-Л., 1940. А. И.

ХОРИСТ (хористка)- участник хора, один из исполнителей какой-либо хоровой партии. В опере, оперетте X. совмещает функции певца и драматического актера. В муз.-драматических сценах с участием хора нек-рым X. иногда поручаются сольные реплики. В. Б р.

ХОРМЕЙСТЕР (от слова "хор" и нем. iVlcis-ter - мастер) -? руководитель (дириж„р) хора; лицо, управляющее хором при разучивании и исполнении им муз. произв.

ХОРН (Хор), Пантелис (1881-1941)-греч. драматург. В 1906 опубликовал драму "Бесценное"-обработка ср.-век. греч. нар. баллады. В 1908 написал пьесу "Петрохарпдес"-о деградации клефтской семьи (пост. на сцене Т-ра Конституции). Бытоописательная направленность драматургии X. сочетается с выражением социальных мотивов. Герои его - обычно сильные, волевые люди. В драме X. "Росток" (1921), одной из лучших пьес новогр„ч. драматургии, в центре стоит образ труженика, его стремления, борьба за счастье. X.- автор св. 20 пьес; среди них "Далман-ка", "Северный ветерок", "Под ширмой добродетели", "Женщина Востока", "Мелахра", символическая пьеса "Ч„рный пароход", "На полуденном зное", "На празднике", "Фландро", "Господин посол" и др. Драматургия X. характеризуется реалистич. направленностью. актуальностью, остротой конфликтов. Я. М.

ХОРНИМЕН (Horniman), Анни Элизабет Фредерика (З.Х. 1860- ?. VIII. 1937) - англ. театр. антрепрен„р. Большое влияние на X. оказал ирл. поэт и драматург У. Б. Йитс (X. была его секретар„м). В 1904-10 была связана с дублинским Т-ром Аббатства. Получив в аренду здание этого т-ра, она перестроила его и предоставила помещение Ирл. нац. драм. об-ву, основанному в 1902 Йитсом. Здесь были пост. мн. пьесы ирл. драматургов: Йитса, Дж. Синга и др. В 1908 X. основала репертуарный т-р в Манчестере (т-р "Гейети"). В течение 14 лет возглавляла этот т-р. Художеств, руководителями т-ра были: Б. А. Пейн (1907-11), Л. Кэссон (1911-13), Д. Гордон (1913-17). X. боролась с коммерч. т-ром и его развлекательным репертуаром, пропагандировала ирл. драматургию. Была одной из первых и последовательных участниц движения за репертуарный т-р, содействовала введению в репертуар т-ров англ. реалистич. и натура-листич. драмы. В 1921 X. отошла от театр. деятельности.

Лит.: Н о we P. P., The Repertory theatre, L., 1910;

Poison R., Miss Horniman and the Gaiety Theatre. Manchester, L., 1952; Robinson L., Ireland's Abbey Theatre. A history 1899-1951, L., 1951. ф. К.

ХОРОШУН, Антон Афанасьевич [p. 11(23).VII.1893]- укр. сов. актер. Нар. арт. УССР (1953). Чл. Комму-нистич. партии с 1944. Участвовал в любительских спектаклях. В 1914 играл в Т-ве укр. артистов под рук. Д. Запорожца. В 1915-17, будучи на военной службе в Петрограде, посещал драм. курсы, пел в хоре в оперных спектаклях Нар. дома с участием Ф. И. Шаляпина. В 1921-62 (с небольшими перерывами) - актер Первого гос. драм. т-ра УССР им. Т. Шевченко (ныне Днепропетровский укр. драм. т-р им. Т. Шевченко). С особым успехом играл передовых сов. людей, вожаков масс, героев.

Роли: Годуп ("Разлом"), Кошкин ("Любовь Яг"вая"), Стрижень, Платон ("Гибель эскадры", "Платон Кречет");

Иван Сирко ("Навеки вместе" Дмитерко), Воропаев ("Счастье" по Павленко), Гонта ("Гайдамаки" по Шевченко, Гнат Голый ("Савва Чалый" Карпенкр-Карого), Выборный ("Наталка-Полтавка"), Городничий; Тетерев ("Мещане"), Гнат Орда ("Дело чести" Микитенко), Вожак, Вахмистр ("Оптимистическая трагедия", "Первая конная" Вишневского), Командор ("Каменный властелин" Л. Украинки), Несчастливцев, Отсл-ло; Гранде ("Евгения Гранде" по Бальзаку), Монтанелли ("Овод" по Войнич) и др. Снимался в кино. С. 3.

ХОРЬКОВА, Ольга Михайловна (р. 19.VI.1922) - рус. сов. актриса. Засл. арт. РСФСР (1949). В 1945, после окончания Театр. уч-ща им. Щепкина, была принята в труппу Малого т-ра. В 1943, будучи студенткой 3-го курса, исполнила свою первую роль - Аниска ("Нашествие"). В 1948 X. сыграла Полину в "Доходном месте", затем Лизу ("Горе от ума"). Среди лучших ролей X.: Люба ("Северные зори" Никитина),

Лоа ("Проданная колыбельная" Лакснесса), Варвара ("Гроза"), Кончетта ("Рождество в доме синьора Ку-пьелло" Де Филиппе). Творчество актрисы отличается органичностью, естественностью сценич. поведения, большим обаянием, склонностью к сильному, страстному выражению чувств.

Др. роли: Мария Антоновна ("Ревизор"), Фрося ("Настя Колосова" Овечкина), Маша ("Живой труп"); Эмилия ("Ярмарка тщеславия" по Теккерею).

Лит.: Фельдман 3., Наследники живых традиций, "Театр", 1949, .ј 10; И в а н о в Е., На верной дороге, там же, 1953, 6. С. Г.

ХОСТРУП (Hostrup), Енс Кристиан (20. V. 1818 - 21.XI.1892) - дат. драматург. Автор т. н. "студенческих комедий" и водевилей. Деятельность X., продолжавшего традиции дат. прогрессивного романтизма 30-х гг. 19 в., связана с демократич. т-рами "Казино", "Народный т-р", в к-рых было пост. большинство его пьес. Лучшие комедии X.- "Соседи" (1844), "Воробей среди журавлей" (1846), "Прогулки с приключениями" (1848) и др. отличаются точностью изображения быта, комизмом ситуаций, живым диалогом. В результате кризиса дат. демократич. движения в нач. 50-х гг. 19 в. X. надолго отош„л от т-ра. Последние его пьесы-комедии "Гвардия Карен" (1886), "В мебель" (1888), драма "Ева" (1889)- в художеств. отношении уступают предыдущим произведениям.

С о ч.: Komedier, bd 1-3, 6 udg., Kbh., 1900.

Лит.: Hostrup H., J. C.-Hostrup. Hans liv og gerning, Kbh., 1916; Brandes G., Samlede skrifter, 2 udg., bd 2, Kbh., 1919.

ХОТКЕВИЧ, Гнат Мартынович (лит. и театр. псевд.-Гнат Г а лайд a; 31.XII.1877-8.Х.1938)- укр. сов. писатель, драматург, переводчик, режиссер, композитор. Окончил Харьковский технологич. ин-т (1900). В 1895 создал крестьянский т-р в с. Дергачи на Харьковщине. В 1903 организовал и возглавил первый укр. рабочий т-р в Харькове. Писал пьесы на революц. темы: "Смутное время", "Железнодорожники", "Они" (1906), запрещ„нные к пост., "Село 1905 года" (1929). В 1910 организовал нар. "гуцульский т-р", в к-ром принимали участие крестьяне; здесь ставились пьесы X.: "Гуцульский год", "Непростое", "Довбуш". X. писал и психологич. драмы: "Море", "Счастье", "Эмигранты" (1910), "Люблю женщину" (1913) и др., а также историч. пьесы: "Рогнедь", "Слово о полку Игореве", тетралогия "Богдан Хмельницкий" ("Суботов", "Киев", "Берестечко", "Переяс-лав"). Переводил на укр. яз. пьесы Шекспира, Мольера, Шиллера, Гюго и др. В 1963 т-р г. Ивано-Фран-ковска показал героико-романтич. драму "Каменная душа" по мотивам о. п. X. Написал театре ведч. исследования: "Народный и средневековый т-р в Галиции" (1925), "Театр 1848 года" (1932) и др. Р. Я.

XOTOH (Houghton), Уильям Стэнли (22. II. 1881 - 11.XII.1913) - англ. драматург. Лит. деятельность начал как журналист. В 1908 дебютировал как драматург пьесой "Дорогие расстаются", затем написал пьесы "Младшее поколение" (1910), "Хозяин дома" (1910), "Верьте людям" (1911), "Неспособный влюбиться" (1911), "Хиндл пробуждается" (1912). Пьесы X. ставились в Манчестере, "Младшее поколение" и "Хиндл пробуждается" - в Лондоне (последняя пост. в 1949, т-р "Артс"). X. принадлежал к т. н. манчестерской школе реалистич. драмы, находившейся под влиянием драматургии Г. Ибсена. В большинстве пьес X. ставится проблема поколений. Социальный конфликт этих пьес неглубок, общественно значимая тема снижена мелодраматичностью сюжетных ситуаций. Лучшая пьеса X."Хиндл пробуждается", рассказывающая о неудачной любви простой девушки-работницы.

Соч.: The works, ed. H. Brighouse, v. 1-3, L.,1914. ф. Ц.

ХОУАРД (Howard), Бронсон Крокер (7.X.1842 - 4. VII 1.1908) - амер. драматург. Творч. деятельность начал как журналист. Первая пьеса - "Фантина" (1864, по роману .Гюго "Отверженные"). Комедия "Саратога" была пост. в 1870 в Нью-Йорке в т-ре О. Дейли. Спектакль имел успех, и пьесы X. начали широко ставиться в амер. т-рах. Позднее X. становится одним из самых репертуарных драматургов США. В 1872 в т-ре О. Дейли была пост. пьеса "Драгоценности", в Чикаго - "Последняя любовь Лилиан" (1873, т-р Хули). Большой успех драматургу принесла пьеса "Дочь банкира" (1878, Нью-Йорк, т-р "Юнион-сквер") - переделка пьесы "Последняя любовь Лилиан". X. писал преим. салонные комедии, но в его пьесах есть реалистич. детали, он достоверно изображает быт средней буржуазии, обращается к сюжетам из истории ?ША. Основу конфликта его пьес составляли любовные коллизии. X. написал ок. 40 пьес, среди них: комедии "Молодая миссис Уинтроп" (1882, т-р "Мэдисон-сквер", Нью-Йорк), "Одна из наших девушек" (1885, т-р "Лицеум", Нью-Йорк), "Шенандоа" (1889, т-р "Стар", Нью-Йорк). Основатель и президент первой в США проф. организации драматургов - "Клуба амер. драматургов" (1891).

Соч.: The banker's daughter and other plays, Princeton, 1941 (American lost plays, v. 10).

Лит.: Q u i n n A. H., A history of the American drama since the Civil War to the present day, v. 1-2, N. Y., 1927. 7 /\

ХОФТ (Hooft), Питер Корнелис (16.III.1581 - 21. V. 1647) - голл. поэт, драматург. Автор первых голл. трагедий "Ахилл и Поликсена" (1598) и "Тезей и Ариадна" (1602). В историч. трагедиях "Герардт ван Велзен" (1613) и "Бато, или Происхождение голландцев" (1616) X. призывал к разумному, гуманному управлению страной. Все пьесы X. были впервые пост. Нидерландской академией, но недолго сохранялись в репертуаре из-за напыщенного стиля речи, перегруженности аллегориями. Лучшая пьеса X., ставящаяся голл. т-рами до наст. времени,- комедия "Торговец" (1616) на сюжет "Горшка" Плавта, воссозда„т картину жизни голл. горожан; написана в форме ср.-век. голл. нар. фарса (клухта). X. принадлежит также первая голл. пастораль "Гранида" (1606).

Соч.: Lyriek en drama's, [s. l.], 1871.

Лит.: Romein-Verschoor A., P. C. Hooft, Arnhem, 1947. Вл. О.

ХОХВЕЛЬДЕР (Hochwalder), Фриц (p.28.V.1911) - австр. драматург. В 1938 эмигрировал в Цюрих. В комедии "Любовь во Флоренции" (1936) пародировал итал. комедию дель арте, драма "Эстер" (1940) является обработкой библейской легенды. Затем писал историч. драмы, в к-рых абстрактно-идеалистически трактовал проблему взаимоотношения силы и права. X'. принадлежат трагедия "Священный эксперимент" (1941, 1947), драма "Общественный обвинитель" (1948), осуждающая якобинский террор, историч. стихотворная пьеса "Поселянин Гельмбрехт" (1946). По наброску Г. Кайзера X. написал совр. антифашистскую пьесу "Беглец" (1945), проникнутую гуманистич. тенденциями. . В мистерии "Четверг" (1959) X. разрабатывает на совр. материале тему Фауста, а в драме "1003" (1963) - тему Дон Жуана. Реалистич. сатирич. пьеса "Собиратель малины" (1965) направлена против возрождения фашизма в совр. Австрии. X. принадлежит также пьеса "Гостиница" и др. В книге "О мо„м театре" (1959) X. выступает против свободной драматич. формы, за 5-актную классич. драму. Сценичность, занимательная интрига мн. пьес X. обеспечили им успех (ставились гл. обр. в "Бургтеатре"), несмотря на абстрактность проблематики, недостаточную разработку психологии героев. Пр. Ф. Грильпарцера (1956). Соч.: Dramen, Bd l. Munch., 1959.

Лит.: Heer F., Das heilige Experiment, "Die Furche", W., 1947, ј 9; S t ra n gf e l d G. J., Jesuiten, "Wort und Wahrheit", 1947, 2 Jahrg., H. 15. Harn. B.

ХОХЛОВ, Александр Евгеньевич [21.11(4.111). 1892- 1966]-рус. сов. актер. Нар. арт. РСФСР (1946). Начал выступать в Смоленском т-ре(1910). В 1910-19 работал в т-рах Винницы, Тамбова, Иркутска, Ташкента, Ярославля, Н. Новгорода. Роли: Чацкий,Молчалин, За-горецкий, Репетилов, Скалозуб ("Горе от ума"), Эрек-ле, Дато, Солейман ("Измена" Сумбатова-Южина), Яго;

Глуховцев.фон Ранкен ("Дни нашей жизни" Андреева).

С 1919 работал в Москве в Гос. показательном т-ре, Т-ре РСФСР 1-м, т-ре "Комедия" (б. Т-р Кор-ша). В 1931-64 - актер Центр, т-ра Советской (ранее Красной) Армии. В каждой роли X. находил характерность, к-рая раскрывает социальную и пси-хологич. сущность образа. Его Кутузов в спектакле "Давным-давно" Гладкова - лукавый, несколько консервативный старик. Играя эту же роль в "Полководце" Трен„ва, X. показывает своего героя полководцем, сознающим свою ответственность за судьбу Родины. Пот„мкин в пьесе "Суворов" Вахте рева и Разумовского в его исполнении - сановник, любитель празднеств и увеселений, а Пот„мкин в спектакле "Флаг адмирала" Штейна - умный гос. деятель. В ЦТСА X. создал ряд образов командиров Сов. Армии: Военком (о. п. Овчины-Овчаренко), Державин ("Мстислав Удалой" Прута), Ленчицкий ("Бойцы" Ромашова), Гайдар ("Фронт"), Командир ("Сталинградцы" Чепурина). В классич. драматургии сыграл роли: Лыняев ("Волки и овцы"), Мамаев ("На всякого мудреца довольно простоты"), Крутицкий ("Не было ни гроша, да вдруг алтын"), Муромский ("Дело" Сухово-Кобылина). М. Лифш.

ХОХЛОВ, Константин Павлович [20.Х(1.Х1). 1885-1.1.1956] - рус. сов. актер, режиссер и педагог. Нар. арт. СССР (1944). В 1908 окончил Моск. театр. уч-ще (ученик А. П. Ленского). В 1908-20 - актер МХТ. Играл роли: Каренина ("Живой труп"), Горацио ("Гамлет"), лейтенанта Люнума ("У жизни в лапах" Гамсуна), Елецкого ("Нахлебник" Тургенева) и др. Участвовал в спектаклях 1-й и 2-й Студий МХТ.

С 1921 работал в Большом драматическом т-ре в Петрограде, где сыграл роли Саллюстия де Базана ("Рюи Блаз" Гюго), Консула ("Земля" Брюсова) и др. В 1922 осуществил здесь свою первую реж. работу - "Юлий Цезарь" Шекспира (играл роль Марка Антония). Вскоре X. становится гл. режиссером Большого драм. т-ра, на сцене к-рого пост. ряд спектаклей, отразивших влияние экспрессионизма и конструктивизма: "Газ" Кайзера (1922), "Ужин шуток" Бенелли (1923), "Близнецы" Плавта (1923), "Учитель Бубус" Фай-ко (1925). В 1925-30 X. - режиссер Ленингр. академич. т-ра драмы (ныне им. Пушкина), здесь пост. спектакли:

"Царь Эдип" Софокла (1924), "Яд" Луначарского (совм. с Н. В. Петровым, 1925), "Пугач„вщина" Трен„ва (совм. с Л. С. Вивьеном и Петровым, 1926), "Бархат и лохмотья" Луначарского и Штуккена

(1927), "Доходное место", "Горе от ума" (оба в 1928). В 1931-38 X.-реж. моек. Малого т-ра, на сцене этого т-ра пост. спектакли: "Плоды просвещения" (1932), "Враги" (1933); "Бойцы" Ромашова (1934, совместно с Л. М. Прозоровским), "Волки и овцы" (1935); "На берегу Невы" Трен„ва (1937). В 1938-54 был художественным руководителем, затем гл. реж. Киевского рус. т-ра им. Леси Украинки, где осуществил свои лучшие пост.: "Каменный властелин" Леси Украинки (1939, 1946), "Простые сердца" Паустовского (1939), "Зыковы" (1940), "Враги" (1951); "Фельдмаршал Кутузов" Соловь„ва (1940), "Нашествие" (1943, Караганда; 1944, Киев); "Пигмалион" Щоу (1945), "Закон чести" Штейна (1948), "Директор" Ал„шина (1950), "Месяц в деревне" Тургенева (1954).

В период руководства X. Т-р им. Леси Украинки достиг творческого расцвета и стал одним из ведущих рус. драм. т-ров СССР. Значит, событием явился также спектакль "Вишн„вый сад", пост. X. на сцене

Т-ра им. И. Франко (1946). В 1954 X. возвратился в Ленинград и стал гл. реж. Большого драм. т-ра. Пост. "Половчанские сады" Леонова (1954) и "Перед заходом солнца" Гауптмана (1955).

Лучшие режиссерские работы X. отличались глубоким проникновением в идейно-худож„ств. замысел автора, строгостью формы, жизненной правдой актерского исполнения, достигавшейся в результате огромной педагогич. работы с актерами. X. уделял большое внимание воспитанию театр. молод„жи. С 1922 занимался педагогич. деятельностью, преподавал мастерство актера в Театр. уч-ще им. Щепкина в Москве, в студии Т-ра им. Леси Украинки и укр. Театр. ин-те им. Карпенко-Карого в Киеве, ленингр. Театр. ин-те им. А. Н. Островского (с 1946 - про-фессор.

Лит.: Большой Драматический театр. [Сб. статей, Л., 1935]; 20 лет. Государственный Русский Драматический театр им. Леси Украинки. [Сб. статей], Киев, 1946; Н е с -теровский П.,К. П. Хохлов. Народный артист СССР, Киев, 1951. М Гор

ХОХЛОВ, Павел Акинфиевич [21.VII(2.VIII). 1854-20.IX.1919] - рус. артист оперы (баритон). В 1878 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. Брал уроки пения у Ю. К. Арнольда, затем у А. Д. Александровой-Кочетовой. В 1879- 1900 - солист Большого т-ра. В 1881 и 1887-88 выступал на сцене Мариинского театра. В„л концертную деятельность в Москве и провинции. В 1889 выступил в пражском Нац. т-ре в партиях Демона и Онегина. X.-выдающийся представитель рус. вок. иск-ва. Его красивый и т„плый по тембру голос поражал мощью, широтой диапазона, естественностью широкого дыхания. X. безупречно владел разными вок. стилями-от бельканто до гибкой муз. декламации, обладал великолепной спенич. внешностью, в к-рой сочетались мужественность и мягкость, сдержанность и благородное изящество. Наибольший успех X. имел в партиях Онегина (исполнил на моек. сцене 138 раз, начиная с премьеры в 1881) и Демона.

Др. партии: Ренато ("Бал-маскарад" Верди), Вольфрам ("Тангейзер" Вагнера), граф ди Луна ("Трубадур"), Валентин ("Фауст"), Невер ("Гугеноты"), Жермон ("Травиата"), Не-люско ("Африканка" Мейербера), Дон Жуан; Оттокар ("Вольный стрелок" Вебера), Астон ("Лючия ди Ламмермур" Доницетти), Тельрамунд ("Лоэнгрин"), Елецкий ("Пиковая дама"), Борис Годунов, Руслан; Мизгирь ("Снегурочка"), князь Игорь.

Лит.: Д у р ы л и н С., Павел Акинфиевич Хохлов, 1854-1919, М.-Л., 1947; Яковлев В., П. А. Хохлов, М.-Л., 1950. В. Бр.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница