Наши партнеры

Лучший поставщик игр Dragonmoney в 2024 году.

Театральная энциклопедия
(страница 474)


ЦИРКОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ в СССР - постоянно действующие передвижные труппы, выступающие в цирках. Первые Ц. к. начали создаваться сразу после Октябрьской революции. Артисты и служащие организовывали трудовые коллективы, принимая на себя ответственность за материальную и художеств. стороны дела. К сер. 20-х гг. по стране насчитывалось до 50 таких коллективов. После перевода цирков в ведение государства трудовые коллективы были ликвидированы.

С 1935 в системе гос. цирков организуются творч. коллективы, объединяющие разл. по жанрам номера в единую цирковую программу.

В 1942 создан первый нац. узбекский коллектив, объединивший лучших представителей проф. и нар. иск-ва. Здесь выступали канатоходцы (дорвозы) и комики (масхарабозы). Коллективом руководил И. Ташкенбаев. В. 1946 был создан азерб. коллектив. в 1956 - армянский, в 1961 - белорусский. В 1967 работают также нац. коллективы: грузинский, украинский, литовский, цыганский и др. В них создаются номера и целые представления, построенные на нац. материале. Управление -цирками объединяет артистов в творч. коллективы. Это способствует росту проф. мастерства, созданию новых номеров, постановке тематич. программ и пантомим. В системе гос. цирков работают коллективы: "Молод„жный" (с 1961), "Юность" (с 1963), "Цирк на льду" (с 1964) и Др, Ю. Д.

ЦОВКРА - сов. артисты цирка, канатоходцы. Рук. Р. Абакаров. Номер создан в 1937. Назван по имени дагестанского села - родины участников номера, издавна славящегося искусными канатоходцами. Среди участников номера: Р. Абакаров, Я. Гад-жикурбанов, С. Курбанов, М. Загабеков. Артисты исполняют на канате своеобразные акробатич. трюки, сложные прыжки и горские танцы. М'. 3.

ЦОЙСЫН ХИ,Чхве Сын Хи (р. 24.XII.1912) - корейская танцовщица, балетмейстер, педагог, обществ, деятель. Нар. арт. КНДР (1955). Осново-положница совр. школы корейского нар. танца. В 1926-29 училась в балетной студии япон. танцовщика Исии Баку (Токио). В 1929 открыла в Сеуле школу-студию танцев. Среди пост. (30-е гг.) "Э-хей-я, ноара!", "Танец монахини", "Танец с мечами", "Крестьянский танец", "Танец с барабаном" и др. Ц. С. X. работала в обстановке жестокого колониального режима, в условиях подавления нац. культуры, в 1932 была вынуждена закрыть школу, выступала за границей. В 1941 вернулась на родину.

После освобождения Кореи (1945) Ц. С. X. в конце 1946 организовала и возглавила балетную студию в Пхеньяне (с 1952 - Гос. балетная студия им. Цой Сын Хи). Здесь Ц. С. X. выступала как балетмейстер, либреттист, исполнительница осн. партий. Впервые в истории корейского театр. иск-ва осуществила пост. балетного спектакля "Песнь о крепости Пиняволь" Чхве Ок Сама (1949), затем пост. балет "Мать Кореи" Чхве Ок Сама (1951); созданный Ц. С. X. образ Омо-ни стал символом корейской женщины, борющейся с иностр. захватчиками. Значит, этапом в развитии корейской хореографии явился также монумент. спектакль "Сказание о крепости Садосон" Чхве Ок Сама (1953), посв. героич. обороне крепости Садосон. Не менее значит, была пост. балета "Под ясным небом" Чхве Ок Сама (1956). В 1956 студия Ц. С. X. объединилась с ф-том хореографич. иск-ва Художеств. ин-та, образовав самостоятельную балетную школу (директор Ц. С. X.). Среди учеников Ц. С. X. - АН Сон Хи (е„ дочь), Хон Чжон Хва, Кан Ок Чхэ, Чо Хан Гу и др.

Ц. С. X. вед„т исследовательскую работу в области национальной хореографии. Гастролировала в Советском Союзе.

Лит.: на корейском яз. -- К и м Г е Х ы н и Ю Е н Г ы н. Основы хореографического искусства, Пхеньян, [б. г.]; "Чосон есуль" ("Корейское искусство"), 1957, ј 10, с. 64- 75; ј 11, с. 114-121; ј 12, с. 80-95; 1957, 1. с. 88-93;

"N" 2, с. 73-79; ј 3, с. 80-89. "Театр", М., 1957, ј 4, с. 166-73. Г.Ли.

ЦОМАЯ, Надежда Афанасьевна [р. 18(31).1.1904] - груз. сов. артистка оперы (меццо-сопрано). Нар. арт. Груз. ССР (1943). Окончила Тбилисскую консерваторию (класс О. А. Бахуташвили-Шульгиной). В 1935-37 - солистка Т-ра оперы и балета им. Кирова (Ленинград); в 1937-51 - солистка Т-ра оперы и балета им. Палиашвили.

Партии: Нано ("Даиси" Палиашвили), Нано ("Депутаты" Тактакишвили), Нино ("Разбойник Како" Андриашвили), Асмат ("Сказание о Тариэле" Мшвелидзе), Дареджан ("Коварная Дареджан" Баланчивадзе), Елена ("Маленький кахегинец" Гокисли), Няня ("Невеста севера" Торадзе), Кармен;

Амнсрис ("Аида"), Графиня и Полина ("Пиковая дама"), Любаша ("Царская невеста") и др.

Выступала как концертная певица. С 1960 вед„т педагогич. работу в Тбилисской консерватории. А. Ив.

ЦОПАНОВ, Хаджумар Газиевич (р.29.111. 1904)-осет. сов. драматург. Засл. деят. иск-в С.-О. АССР (1946). Чл. Коммунистич. партии с 1927. Деп. Верх. Совета С.-О. АССР 2-го и 3-го созывов. В 1938-45 - директор Сев.-Осет. т-ра, в 1945-53 - начальник Управления по делам иск-в при Совете Министров С.-О. АССР; в 1961-64 - директор Рус. т-ра в г. Орджоникидзе. Автор пьес "Разлад в семье" (1953), "Абрек" (1959), "Братья" (1960), "В полночный час" (1964), "Песня гор" (1966), пост. в Сев.-Осет. т-ре. Л. Ним.

ЦРНОБОРИ (Crnobori), Мария (р. 1.Х.1918) - югосл*. актриса. В 1939-41 училась в драм. школе в Загребе. В 1941-46 - актриса Хорватского Национального т-ра, с 1947 - Югославского драматич. т-ра (Белград). В 1956 была одним из организаторов экспериментального т-ра "Ателье 212" в Белграде, в работе к-рого продолжает принимать участие. В 1949 получила правительственную награду за исполнение роли Сони ("Дядя Ваня").

Роли: Федра (о. п. Расина), Ифигения ("Ифигения в Тавриде" Г„те, Октябрьская пр., 1960), Антигона (о. п. Софокла), Лаура ("В агонии" Крлежи), Гертруда и Офелия ("Гамлет"), леди Чилтерн ("Идеальный муж" Уайльда), Гонерилья ("Король Лир") и др. С 1948 снимается в кино.

Лит.: Kolakovic V., Marija Crnobori, Beograd, 1961. Г. Шум.

ЦУБОУТИ, С„„ (1859-1935) - япон. писатель, драматург, театр. деятель. В 1883 окончил лит. отделение Токийского ун-та. Ц.- один из реформаторов совр. япон. т-ра - сингэки. Занимался исследованием творчества Шекспира и Тикамацу Мондза-эмона. Выступал с критич. статьями о состоянии совр. ему япон. т-ра. В 1893 опубликовал статью "Историческая драма в нашей стране", направленную против бессодержательности япон. историч. пьес. В 1894-97 написал неск. историч. драм, в т. ч. "Лист павлонии" (соч. 1894, 1904, Т-р Кабуки, Токио). Принимал участие в деятельности прогрессивной лит.-театр. ассоциации "Бунгэй к„кай", где ставились пьесы Шекспира и Ц. С 1909 ассоциация "Бунгэй к„кай" занималась подготовкой проф. актеров для нового т-ра. Ц. открыл здесь театр. школу (театр. исследовательский центр) с двухгодичным сроком обучения. В 1911 в театр. школе были пост. "Гамлет", "Нора" и др. (в 1913 закрылась). В 1916 написал пьесу "Пилигрим" (пост. в 1926 в т-ре "Цукидзи с„гэкидз„"), к-рая является первой оригинальной япон. пьесой сингэки. Ц. занимался переводческой работой. В 1928 завершил перевод полного собр. соч. Шекспира. В том же году под рук. Ц. создан единственный в Японии театр. музей (при ун-те Васэда).

Лит.: О д з а к и К., Новый японский театр. пер., М., 1 960; на япон. яз.- Каватакэ Сигэтоси, Яна-гида Идзуми, Цубоути С„„, Токио, 1939. Л. Г.

"ЦУКИДЗИ" ("Ц укидзи с„гэкидз„")- япон. т-р направления сингэки. Один из ведущих т-ров этого жанра. Осн. в 1924 в Токио. Построен прогрессивным театр. деятелем Хидзиката Еси совм. с его учителем Осанаи Каору. "Ц." была экспериментальной театр. труппой, к-рая ставила новые пьесы, используя совр. средства художеств. выразительности. Спектакли устраивались в специальном театр. помещении, оснащ„нном новейшим сценич. оборудованием по образцу европ. т-ров. Первые спектакли состоялись 13 июня 1924. Были пост. три одноактные пьесы: "Морской бой" Геринга, "Лебединая песня" по Чехову и "Каникулы" Мазо. Первые два года ставились только переводные пьесы. В 1926 пост. первая нац. пьеса "Пилигрим" Цубоути С„„. С этого времени новые пьесы япон. драматургов входят в репертуар т-ра. Здесь ставились и произведения мировой драматургии. Большое влияние на деятельность т-ра оказала система Станиславского. В 1929 наиболее прогрессивная часть труппы во главе с Хидзиката ушла из т-ра, образовав новую труппу "Синцу-кидзи гэкидан". Оставшаяся часть труппы, возглавляемая Осанаи Каору, стала' называться "Гэкидан Цукидзи с„гэкидз„" (в 1930 была ликвидирована). Труппа Хидзиката продолжала прогрессивную деятельность до 1940, когда усилились репрессии властей. В т-ре были воспитаны мн. совр. япон. театр. деятели направления сингэки. Т-р сгорел во время воздушного нал„та (1945).

Лит.: О д з а к и К., Новый японский театр. пер., М., 1960; на япон. яз.- Мидзусина Харуки, Осанаи Каору то, "Цукидзи с„гэкидз„", Токио, 1954. Л. Г.

ЦУККИ (Zucchi), Вирджиния (1847, Парма,-12.Х. 1930, Монте-Карло) - итал. артистка балета. Хорео-графич. образование получила у А. Рамачини и К. Блазиса в Милане. Дебютировала в 1873 в Париже, в 1874 выступала в Падуе в балете "Стэл-ла". В том же году была приглашена в т-р "Ла Скала", где успешно исполнила ведущие партии в балетах балетм. Л. Манцотти ("Ролле" и др.). В 1883 выступала в парижском т-ре "Эден" (исполнила свою лучшую партию валькирии Сиэба в о. п. Маренко). В 1885-92 гастролировала в России. Дебютировала в Петербурге в частнойантрепризе М. В. Лен-товского. После выступления в балете "Брама" на муз. Джиля Аржини была приглашена в пе-терб. балетную труппу. В 18851888 выступала в Мариинском т-ре в партиях: Аспиччия ("Дочь Фараона" Пуни), Эсмеральда; Лиза ("Тщетная предосторожность") и др.; позднее танцевала в частных т-рах Петербурга, Москвы и др. Ц. была одной из выдающихся артисток балета. К. С. Станиславский внимательно изучал е„ мастерство и считал е„ величайшей мимич. актрисой. Ц., обладая редким мимич. талантом и даром перевоплощения, резко выделялась среди итал. гастрол„ров 80-х гг. Танц. технику она подчиняла задачам раскрытия образа. Предпочитала выступать в драматич. партиях. Лучшие качества исполнит, иск-ва Ц. были восприняты и творчески осмыслены рус. танцовщицами, но и Ц. многое заимствовала у рус. балерин. В 90-х гг. перешла на преподавательскую работу.

Лит.: Скальковский К., В театральном мире СПБ. 1899, с. 120-79; Плещеев А., Наш балет, СПБ. 1896, с. 253-327; то же, СПБ, 1899, с. 17-22; Станиславский К., Моя жизнь в искусстве, M.-Л., 1954, с. 146-48; В e л и з а р и и М. И., Путь провинциальной актрисы, Л.-М., 1938, с. 54-55; Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, М.-Л., 1963, с. 450-57. Нат. Р.

ЦУКМАЙЕР (Zuckmayer), Карл (р. 27.XII.1896) - нем. писатель, драматург. В 1938 эмигрировал в Швейцарию, с 1939 жил в США, в 1946 вернулся на родину. С 1951 жив„т в Швейцарии. Первое драматургии, произв. Ц.- экспрессионистич. пьеса "Крестный путь" (1921), написанная под влиянием Ф. Ведекинда. Но вскоре Ц. порвал с экспрессионизмом и создал исполненные юмора, жизнеутверждающие реалистич. комедии характеров из нар. жизни, передающие местный колорит, особенности нар. языка, связанные с традицией областнич. лит-ры: "Радостный виноградник" (1925),

"Шиндерханнес" (1926), "Катарина Кни" (1928), "Плут из Бергена" (1934) и др. В антимилитаристич. комедии "Капитан из К„пеника" (1931) Ц. высмеивал культ военщины в прусской Германии. Антифашистская драма "Ч„ртов генерал" (1946) направлена против фашизма и войны, однако в ней автор подч„ркивает благородство участников антигитлеровского заговора. Затем Ц. написал антифашистскую драму "Песнь в огненной печи" (1950), закончил антивоенный дра-матич. фрагмент Г. Гауптмана о судьбе послевоенной молод„жи "Герберт Энгельман" (1952), написал драму "Холодный свет" (1955) об атомном шпионаже. В антифашистской, антимилитаристской драме "Часы бьют час" (1961) Ц. показывает последствия преступлений нацизма в ФРГ. Лучшие пьесы Ц. проникнуты гуманизмом, содержат острую социальную критику, однако его политические идеалы смутны и неопредел„нны. Драм. произведения Ц. сценичны, отличаются ясностью, простотой, высокой драматургич. техникой.

Ц.- лауреат пр. Г. Клейста (1925), Г. Бюхнера (1928), Г„те (1952) и др. Нек-рые его пьесы экранизированы.

Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1-3, Fr./M., 1960. Лит.: Fulle der Zeit. С. Zuckmayer und sein Werk, Fr./M., 1956; Фрадкин И., Борьба продолжается, "Новый мир", 1948, ј 8; его же, Под маской респектабельности, "Театр", 1963, ј 7, с. 152-53; Новодворская И., Борьба за демократический театр в Германии, "Театр", 1949, ј 4, с. 91-98. Harn. B.

ЦУЛУКИДЗЕ, Тамара Григорьевна (р. 1903) --груз. сов. актриса. Засл. арт. Груз. ССР (1934). В 1926-36 - актриса Т-ра им. Руставели. Исполняла лирико-драматич., комедийные роли. И(ра Ц. отличалась изяществом формы, эмоциональностью. В 1936 была незаконно репрессирована, в 1956 реабилитирована, вернулась в Т-р им. Руставели. В 1959 оставила сцену.

Роли: Ильтани ("Загмук" Глебова), Амалия ("Разбойники"), Ксения ("Разлом"); Лия ("Деловой человек" Газенкле-вера), Ламара (по о. п. Важа Пшавела). После 1956 исполнила роль Марии Александровны Ульяновой в пьесе Попова "Семья". Д, /Т/,

ЦУРУЯ, Намбоку (1755-1829) - япон. драматург. Драматургич. деятельность начал в 1804. Ц. принадлежит ок. 120 пьес. Большая часть его произведений - бытовые драмы сэвамоно. Отличительная особенность драматургии Ц.- сочетание реальности с фантастикой, юмора с жестокостью. Наиболее популярны пьесы-рассказы о привидениях (кайдан). Лучшая из них "Токайдо „цуя кайдан" сохраняется в репертуаре т-ра Кабуки.

Лит.: Каватакэ Сигэтоси, Кабуки сакуся-но кэнкю, Токио, 1940 (на япон. яз.). Д. Г.

ЦУЦУНАВА, Александр Ражденович (28.1.1881 - 25. X. 1955) - груз. сов. режиссер. Нар. арт. Груз. ССР (1934). Учился в Тифлисском учительском ун-те; будучи студентом, участвовал в массовых сценах и в эпизодич. ролях в спектаклях проф. груз. т-ра и в рабочем драмкружке при Авчальской аудитории. В 1900 поступил в Кутаисский т-р, где работал под рук. В. С. Алекси-Месхишвили. В 1901-05 работал в Тифлисском т-ре, затем занимался в студии МХТ. В 10-х гг. начал режиссерскую деятельность, сначала в Чиатурском т-ре, затем в Тифлисском Нар. доме, в груз. и рус. т-рах. С 1918 работал в Т-ре оперы и балета им. Палиашвили, сначала комиссаром т-ра, затем режиссером, с 1947 - гл. режиссером.

Ц.-первый пост. груз. оперы: "Абесалом и Этери" Палиашвили, "Сказание о Шота Руставели" Араки-швили, "Коварная Дареджан" Баланчивадзе, "Кето и Котэ" Долидзе, "Сказание о Тариэле" Мшвелидзе (Гос. пр. СССР, 1947) и др. Ставил спектакли в драм. т-рах. Был одним из основоположников нац. кинематографии (в 1918 снял первый груз. полнометражный художеств. фильм "Христине"). Лали К.

ЦУЦУНАВА, Цецилия Ражденовна (25. V. 1892 - 1956) - груз. сов. актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1943). Работала учительницей в Сухуми и в Озурге-ти (1913-20). Участвовала в любительских спектаклях. В 1912 в Батуми впервые выступила на проф. сцене. В 1920 была приглашена в т-р Тифлисского нар. дома, в к-ром проработала до 1926. В 1926-28 - актриса тбилисского Красного т-ра, с 1928 - Т-ра им. К. Марджанишвили.

Ц. была остро характерной актрисой, создала выразительные сценич. образы.

Роли: Салихе ("Кто виноват?" Накашидзе), Дарико ("Мачеха Саманишвили" Д. Клдиашвили), Лирсу ("Кваркваре Тутабери" Какабадзе), Дареджан ("Человек ли он?" по И. Чавчавадзе), Рипсиме ("Затмение солнца в Грузии" Антонова), фрау Миллер ("Коварство и любовь"), фрау Кильман ("Гоп-ля, мы живем!" Толлера), мадам Журден ("Мещанин во дворянстве") и др. Снималась в кино. Лали К.

ЦХВИРАШВЙЛИ, Иосиф Давидович [р. 5(18). IV. 1910) - груз. сов. актер. Нар. арт. Груз. ССР (1957). В 1933-41 и с 1946 - актер Хашурского т-ра. С 1951 -- Цхинвальского т-ра (груз. труппа). Ц.- исполнитель остро характерных ролей, игра его окрашена юмором, бытовым колоритом.

Роли: Бекина ("Мачеха Саманишвили" Д. Клдиашвили), Шмага; Мазутиани ("Каторжник" Цагарели), Зимзимов ("Пэ-по" Сундукяна), Торнике ("Очаг Харатели" Мревлишвили), Романюк ("Калиновая роща" Корнейчука), царь Ираклий ("Майя из Цхнети Канделаки), Сганарель ("Лекарь поневоле" Мольера) и др. Эпг. Г.

ЦЫГАНКОВ, Вениамин Иванович [р. 25.1Х(8.Х). 1900] - рус. сов. актер, режиссер и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1949). Окончил драматич. студию при Моск. драматич. т-ре. Как актер работал в т-рах Кременчуга, Нахичевани, в 1923-33 - в Моск. т-ре "Комедия". С 1933- в труппе Малого т-ра. Играл в этом т-ре роли: Мотылькова ("Слава" Гусева), Алексея ("Дети Ванюшина" Найд„нова) и др. С 1937 выступает гл. обр. как режиссер.

Пост. спектакли:' "Партизаны в степях Украины" Корнейчука 1942), "Слава" Гусева (1946), "За тех, кто в море!" (1947, Гос пр. СССР, 1947, совм. с К. А. Зубовым), "Коварство и любовь" (1948), "Доходное место" (1948, совм. с Зубовым), "Ревизор" (1949), "Без вины виноватые" (1951); "Эмилия Галотти" Лессинга (1953), "Крылья" Корнейчука (1955, совм. с Зубовым), "Одна ночь" Горбатова (1957), "Ярмарка тщеславия" по Теккерею (1958, совм. с И. В. Ильинским), "Луна зашла" Стейнбека (1964), "Герой фатерланда" Круч-ковского (1965).

С 1932 занимается педагогич. работой. С 1937 препода„т в Театр. уч-ще им. М. Щепкина (профессор с 1961). ,Гос. пр. СССР (1951). Я. Мор.

"ЦЫГАНСКИЙ БАРОН" ("Der Zigeunerbaron") - оперетта И. Штрауса (сына), либр. И. Шнитцера по повести М. Йокаи "Саффи". Пост. 24 окт. 1885, Вена (дириж„р И. Штраус; граф Омонай - Йозеффи, Карнеро - Фризе, Сан-дор Баринкай - Штрейтман, Кальман Зупан - Жирарди, Арсена - Рейсер, Мирабелла"- Шефер, Оттокар - Гольбах, Ципра - Гартман, Саффи - Коллен). Пост. в др. странах: Будапешт (1885, на нем. я,з., 1886), Берлин (1886), Нью-Йорк (1886), Париж (1895), Лондон (1935) и мн. др.

В России шла впервые в Петербурге на нем. яз. в 1886. На рус. яз. в том же году в Петербурге и Москве. В 1 913 пост. моек. Оперным т-ром Зимина (реж. Оленин; Сандор Баринкай - Пикок, Кальман Зупан - Оленин, Саффи - Друзя-кина, Ципра - Петрова-Званцева, Мирабелла - Евгенье-ва). На сов. сцене пост. в 19,22, Петроград, Малый оперный т-р (дириж„р Самосуд, пост. Феона, худ. Бобышев; Саффи - Кернер, Арсена - Попова-Журавленко, Ципра - Николаева, Мирабелла - Сабинина, Баринкай - Рождественский, граф Омонай - Кисел„в, Оттокар - Максимов, Карнеро - Курзнер); в 1941, там же; в 1932, Ленингр. т-р муз. комедии; в 1942, Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко (Москва, новый текст В. В. Шкваркина; дириж„р Акулов, пост. Туманов, балетм. Томский; Омонай - Ценин, Коло-ман Зупан - Степанов, Баринкай - Юницкий, Стефан - Бушуев, Мирабелла - Гольдина, Саффи - Кемарская, Мельтцер, Чипра - Пучкова, Янко, Арсена - Федосеева, Юдина). Пост. в др. городах Сов. Союза: Тбилиси (1935), Рига (1940), Саратов (1941), Ереван (1952), Минск (1960), Львов (1960), Новосибирск (1962).

Издания: "Ц. б." - клавир, рус. текст, пер. с нем. М. Г. Ярона, М., Гутхейль, [1892]. Н.Гр.

ЦЫГАНСКИЙ ТЕАТР - см. "Ромэн".

ЦЫДЫНЖАПОВ, Гомбожап Цыдынжапович (р. 3. V.I 905) - бурят, сов. актер, режиссер, драматург. Нар. арт.СССР (1940).Чл. Коммунистич. партии с 1939. Деп. Верх. Совета РСФСР 2-го, 3-го, 4-го созывов и Верх. Совета Бурят. АССР 3-го и 4-го созывов. Ц.-один из основоположников бурятского проф. театра. Еще в юности, будучи учащимся педтехникума в г. Улан-Удэ (1926), посещал муз. курсы и с группой молодых музыкантов ездил по бурятским улусам; одновременно с концертами записывал нац. обычаи, обряды, песни и танцы. В 1930-34 учился на режиссерском ф-те ГИТИСа в Москве, по окончании к-рого стал Д- РУ* Бурятского драм. т-ра (с 1938 - муз.-драм. т-р); позднее - гл. режиссер Бурят, т-ра оперы и балета и Бурят, т-ра драмы им. X. Намсараева.

Пост.: "Один из многих" Балдано (1937), "Баир" муз. Берлинского (1938), "Снайпер" Цыдынжапова (1943), "Кремл„вские куранты" (1947); "На Байкале" Книппера (1948), "Тихий Дон" (1953); "Ровесники" Пурбуе-ва (1959). Значит, событием в театр. жизни Бурятии стало исполнение Ц. роли Отелло (1938). Он создал образ Отелло, подкупающий чистотой и силой чувств. Среди др. ролей: обаятельный старик Шарлай в муз. комедии Балдано и Эделя "Эржен" (1940), полный творческого горения молодой ищущий врач Платон Кречет (1938). В 1947 исполнил роль Ленина в спектакле "Кремл„вские куранты".

Ц.-один из авторов либр. муз. драмы "Баир" и либр. оперы "На Байкале". Написал пьесы: "Снайпер", "Сын народа" (1943). Лауреат Гос. пр. СССР (1949). Снимался в кино.

Лит.: Ходорковская Л., Бурят-Монгольский театр. М., 1954; Найдаков В., Бурятская драматургия, Улан-Удэ, 1959; Найдакова В., Современный бурятский драматический театр (1949-1962 гг.), [Улан-Удэ i]. Вал. Н.

ЦЭГМЭД (Н я ми н) (р. 1910) - монг. актер и режиссер. Нар. арт. МНР (1951). Чл. Монг. нар.-рево-люц. партии с 1932. С 1932 - актер Муз.-драм. т-ра (Улан-Батор). Играет остро характерные роли.

Роли: Менго ("Фуэнте овехуна"); Дандар, Дугар, Цотон ("Новый путь", "Волчья стая", "Три шарайгольских хана" Намдага), Даравгар ("Искатель счастья Мунхэ" Ойдува), Глостер ("Король Лир") и др.

Среди пост.: "Моя радость" (1942) и "Семьдесят небылиц" (1964) Ойдува, "Жил такой хан" Цэдэнжав и Баста (1946), "Молодое поколение" Намдага и Нацагдоржа (1949), "Не в свои сани не садивь" Островского (1949), "Три шарайгольских хана" Намдага (1961), "Можно поверить" Лодойдамбы (1962) и др. р. У.

ЦЭГМЭД (Ц а г а н ы) (1905-1963)- монг. актер. Нар. арт. МНР. Член Монг. нар. -революц. партии с 1933. В 1932-63 - актер Муз.-драм. т-ра (Улан Батор).

Роли: Юндэн ("Среди печальных гор" Нацагдоржа, 1934). Городничий (1935); Лекарь ("Цена жизни" Намдага, 1937), Скален (1939); Цас-Чихир ("Три шарайгольских хана" Намдага, 1941), Сангэ ("Семьдесят небылиц" Ойдува, 1948), Чу-луунбатор ("Новый путь" Намдага, 1961), актер ("На дне", 1962) и др. Снимался в кино. /\ у

ЦЭДЭНЖАВ (Тудэвийн) (р. 1916) - монг.' актриса. Засл. арт. МНР (1956). Чл. Монг. нар.-революц. партии. В 1944 окончила Муз.-драм. уч-ще в Улан-Баторе и была принята в труппу Муз.-драм. т-ра. Ц.- одна из выдающихся актрис монг. т-ра.

Роли: Мать ("Жил такой хан" Цэдэнжав и Баста), Пагма ("Семьдесят небылиц" Ойдува), учительница Оюун ("Молодое поколение" Намдага и Нацагдоржа), Христина Архиповна ("Платон Кречет"), Пиглай ("Будамшу" Шагжина) и др. Снимается в кино. р у

"ЦЭНДЭРИКЭ, Центральный бухарестский государственный театр кукол и марионеток, "Ц ы н д ы р и к е" (рум. Tandarica; букв.- деревяшечка), - ведущий рум. т-р кукол. Назван именем популярного сказочного героя, озорного лукавого Цэндэрикэ - мальчонки, ставшего героем мн. пост. т-ра ("Юмор на нитках", "Путешествие Цэндэрикэ по южным морям" и др.). Т-р "Ц." возник на основе труппы, созданной в 1945 группой молодых художников во главе с Л. Каломери. В 1948 он получил назв. Гор. т-ра кукол, а в 1949 был преобразован в первый гос. рум. т-р кукол (гл. реж. М. Никулеску, гл. худ. Ш. Хаб-линьский). Творчески освоив опыт сов. т-ра кукол, коллектив "Ц." наш„л свой путь развития, широко используя плакатно-сатирич. форму, поэтич. метафору, овеществл„нную гиперболу, гротеск, пантомиму, синтетич. средства выразительности. В репертуаре для детей - сказки классика рум. лит-ры И. Крянгэ ("Белый арап", "Кошел„к с двумя грошами", "Сказка о порос„нке", инсц. В. Порумбаку и В. Филиппе ю), пь*есы-сказки рум. авторов ("Мариука и золотые яблоки" К. Поповича, "Братья Лю" А. Поповича, "Мэлина и три медвежонка" Кремене, "Хранитель морей" М. Стояна, "Белоснежка" Майколеску и др.), "Кон„к-Горбунок" Ершова, сов. пьесы-сказки ("Кошкин дом" Маршака, "Волшебная калоша" Матвеева, "Сказка о потерянном времени" Шварца, "Доктор Айболит" по Чуковскому и др.). Особенным успехом пользуется у зрителей эстрадное пародийное обозрение "Юмор на нитках" (1953, реж. Никулеску); в 1958 спектакль отмечен Гран при на Междунар. фестивале т-ров кукол. Изобретательный сатирич. спектакль-пантомима, пародия на гангстерские фильмы - "Рука с пятью пальцами" Кришана и Анди (реж. Никулеску, худ. Хаблиньский, куклы И. Кон-стантинеску). В 1960 "Ц." пост. поэтическо-философ-ский спектакль-инсц. книги А. Сент-Экзюпери "Маленький принц" (реж. Р. Печулеску, худ. Хаблиньский, муз. Р. Кэплеску, светопись Г. Василе). Озорной буффонадой исполнена пост. фарса Гарсиа Лорки "Салаганчик дон Кристоваля" (реж. Никулеску, худ. Хаблиньский, 1965). Т-р имеет две труппы - марионеточную и верховых кукол. Каждая выступает в разных зданиях. актеры не произносят текста, он записывается на магнитофонную пл„нку. В этих записях (особенно в марионеточных спектаклях) участвуют и актеры др. т-ров, вокальные номера исполняют лучшие рум. певцы. В т-ре выросли актеры, виртуозно владеющие марионеткой и верховыми куклами,- Д. Тэнеску (вед„т куклу Цэндэрикэ), Р. Стоян, С. Валериу, А. Папазикопол, К. Попович, Р. Колла, С. Кац и др. В сатирич. обозрениях "Ц." выступает популярный рум. комик М. Кришан. Т-р был дважды в Сов. Союзе (1957 и 1961), гастролировал в Польше, Чехословакии, ГДР, ФРГ, Египте и др. Лит.: Кукольный театр "Цэндэрикэ", Бухарест, 1957;

"Театр", 1961, .V" 7, с. 176-82; 1962, ј 3, с. 143; "Иностранная литература", 1959, Хе 3, с. 246-55; Д р е и д е н С., Куклы мира, в сб.: Театр кукол зарубежных стран, М.-Л., 1959, с. 5-70; По румб а к у В., Филиппою В., "Сказка о порос„нке", там же, с. 438-59. С. Др.

ЦЭНДЭХУУ (Цэндху) (3 ундуйн) (р. 19б5)-' монг. актер и режиссер. Нар. арт. МНР (1955). Чл. Монг. нар.-революц. партии с 1932. Творч. деятельность начал в 1932. Исполняет остро характерные роли.

Лучшие роли: Лама-лекарь ("Пятнадцатилетняя Адьн" Аюша), Главарь контрреволюционеров ("Борьба" Намдага), Знобов ("Бронепоеед 14-69"), Данзандаш, Бургэд Батор ("Цена жизни" и "Три шарайгольских хана" Намдага), Фло-риндо ("Слуга двух господ") и др.

Ц. был организатором и руководителем т-ров Вост. и Баинульгинского аймаков. Пост. спектакли: "На горе" Хурманхана (1954), "Рожд„нные бурей" Даш-дорова (1964) и др. Г. У.

ЦЭРЭНДОРЖ (Ц а г а н ы) (р. 1922) - монг. цирковой артист, прыгун и акробат. Засл. арт. МНР. Чл. Монгольской нар.-революц. партии. В 1940 поступил в уланбаторское цирковое уч-ще. С 1941 - артист Госцирка МНР. С 1949 стал дрессировщиком (яки, олени и др., впоследствии переш„л на дрессировку крупных хищников - бурых медведей н львов). Г. У.

ЦЭРЭНДУЛАМ (Д о р ж и и н) (р. 1910) - монг. актриса. Нар. арт. МНР (1960). Чл. Монг. нар.-революц. партии с 1936. В 1930 окончила Муз.-драм. уч-ще в Улан-Баторе и в том же году была принята в Муз,-драм. т-р.

Роли: Смеральдина ("Слуга двух господ"); Цогтоя ("Три шарайгольских хана" Намдага), Чагна ("Молодая мать Зам-бага" Ичинхорло), Ирэнтэй ("Искатель счастья Мунхэ" Ойдува), Варвара ("Гроза"), Эмилия ("Отелло"), Пагма ("Семьдесят небылиц" Ойдува) и др. Г. 7

ЧАБАН‚НКО, Иван Иванович (р. 17.XII.1900) - укр. сов. режиссер, педагог. Засл. деят. иск-в УССР (1948). Чл. Коммунистич. партии с 1942. В 1930 окончил Киевский муз.-драм. ин-т им. Н. В. Лысенко. Работал актером и режиссером Т-ра им. М. Занько-вецкой, затем Киевского ТРАМа. Пост.: "Неизвестные солдаты" Первомайского (1933), "Шельменко-денщик" Квитки-Основьяненко (1933), "Отелло" (1932) и др. С 1931 вед„т педагогич. деятельность в Киевском ин-те театр. иск-ва (с 1961 - профессор), в 1961-65-директор ин-та. С. 3.

ЧАБЙЕВА, Нина Захаровна (р. 14.IX.1908) - осетинская сов. актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1939. Окончила драм. студию при Т-ре им. Руставели в 1935 и с того же года по 1962 работала в осетинском Т-ре им. К. Хе-тагурова (Цхинвали). Игра Ч. отличается бытовой достоверностью, тяготением к острой сценич. форме. Ч. созда„т образы сильных, волевых женщин.

Роли: Василиса ("На дне"), Кручинина; Отарова вдова (по о. п. Чавчавадзе), Мзевинар ("Огонь" Бердзенишвили), Лида ("Платон Кречет"), Мать ("Хазби" Бритаева), Зарада ("Жених" Шавлохова), Агунда ("Нарты Башрадз" Шавлохо-ва), Гурмыжская ("Лес" Островского), Эмилия, Мирандоли-"а и ДР- Эт. Г.

ЧАБУКИАНИ, Вахтанг Михайлович [р. 27.11 (12.III). 1910] -груз. сов. артист балета и балетмейстер. Нар. арт. СССР (1950). Депутат Верх. Совета СССР 5-го созыва. Занимался в б. Студии М. И. Перини (Тбилиси), в 1926-29-в Ленингр. хореографич. уч-ще (педагоги В. А. Сем„нов и В. И. Пономар„в). Будучи учеником, дебютировал на сцене Т-ра оперы и балета им. Кирова. Творчество Ч. неразрывно связано с утверждением реализма в сов. балетном т-ре, с поисками действенности танца, выявлением его жизнеутверждающей силы, идейной и гумани-стич. направленности. Ч. создал своеобразный стиль мужского классич. танца, ч„тко определил его ведущее, активное начало. Строгая классич. манера, отточенная виртуозная техника, скульптурная величавость танца Ч. озарены страстной силой его вдохновенного таланта, правдой переживания, истинной человечностью, дерзновенным зажигательным темпераментом. Артист обладает редкими природными данными, богатейшим арсеналом выразительных средств (прыжок, вращение и др.). Иск-во его торжественно, празднично, заразительно, танец глубоко осмыслен, логически заверш„н. Волевые, пылкие герои Ч. совершали подвиг во имя прекрасного: лучезарный Базиль ("Дон Кихот", 1930), романтич. Альберт ("Жизель", 1932) и Зигфрид ("Лебединое озеро", 1933), отважный Жером. ("Пламя Парижа", 1932), темпераментные, мужественные Джорджи ("Сердце гор" Баланчивадзе, 1938), Фрондосо ("Лауренсия", 1939), пламенный Андрий ("Тарас Бульба" Соловь„ва-Седого, 1940) и др. Все эти образы были созданы Ч. на сцене Т-ра оперы и балета им. Кирова. Здесь же Ч. осуществил постановки балетов "Сердце гор" (1938) и "Лауренсия" (1939).

С 1941 Ч.- ведущий танцовщик и художеств. руководитель балетной труппы Т-ра оперы и балета им. Палиашвили (Тбилиси). Здесь он создал балетные спектакли на муз. груз. и др. композиторов: "Сердце гор" (1941); "Синатле" Г. Киладзе (1947; Гос. пр. СССР, 1948), "Лауренсия" (1948); "Горда" (1950; Гос. пр. СССР, 1951) и "За мир" (1953) Торадзе, "Отелло" М а -чавариани (1957), "Демон" Цинцадзе (1961), "Болеро" на муз. Равеля (1962) и др. Выступал в этих балетах и как исполнитель гл. партий (Джорджи, Автандил, Фрондосо, Горда, Соколов, Отелло, Демон, Кабальеро). На основе сочетания реалистических традиций балетной классики с груз. танц. искусством Ч. создал особый вид нац. классического балета. В партии Отелло Ч. талантливо сочетал действенный танец с пантомимой, стремился передать глубину мыслей и чувств шекспировской трагедии, прославляя очищающую силу любви. За исполнение партии и пост. балета "Отелло" Ч. был удостоен Ленинской пр. (1958).

Др. пост.: "Вальпургиева ночь" (танцы в опере "Фауст", 1942), "Шопениана" (1942), "Жизель" (1942), "Дон Кихот" (1943), "Эсмеральда" (1944), "Лебединое озеро" (1945), опера "Непрошенные гости" Букия (1950) и др.

Ч. вед„т педагогич. работу в Тбилисской хореографич. студии (с 1950 - художеств. руководитель); с 1965 - руководитель балетмейстерского отделения Театр. ин-та им. Руставели (Тбилиси). Выступал как сценарист и постановщик хореографич. фильмов "Мастера грузинского балета" (1955) и "Отелло" (I960). Гос. пр. СССР за выдающиеся достижения в области хореографич. иск-ва (1941).

Гастролировал в США (1933, 1934, 1964), Италии (1934), Иране (1942), в странах Лат. Америки (1958), Австрии (1958) и др.

Лит.: Красовская В., Вахтанг Чабукиани, [2 изд. J, Л.-М., 1960; К р и г е р В., Вахтанг Чабукиани, М., I960;

Х у ч у а П., Балет "Отелло", Тб., 1958; на груз. яз.- Буртикашвили А. Н., Чародей танца..., Тб., 19(i0, ГугушвилиЭ., Вахтанг Чабукиани, в кн.: Театральные портреты, Тб., 1965. Эт. Г.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница