Наши партнеры

купить оборудование для актового зала

Театральная энциклопедия
(страница 475)


ЧАБУКИАНИ, Тамара Михайловна [р. 5(18). VIII. 1907] - груз. сов. артистка балета. Нар. арт. Груз.

ССР (1950). Сестра Вахтанга Михайловича Ч. В 1923 окончила балетную школу при Тбилисском т-ре оперы и балета (ученица М. И. Перини). С 1921 выступала на сцене этого т-ра. В 1930 совершенствовалась в Ленингр. хореографич. уч-ще. С 1936 - ведущая солистка Т-ра оперы и балета им. Палиашвили. Танец Ч. академически строг, для него характерны величавость, эпическая стройность и динамика. С 1961 -балетмейстер-репетитор Т-ра оперы и балета им. Палиашвили.

Партии: Мерседес ("Дон Кихот"), Испанский танец ("Лебединое озеро"). Осетинский танец ("Сердце гор" Баланчи-вадзе), Восточная девушка ("Синатле" Г. Киладзе), танцы лекури и алалме ("Горда" Торадзе) и др. Эт. Г.

ЧАВАЙН (наст. фам.- Григорьев), Сергей Григорьевич (6. X.I 888-1942) - марийский поэт и драматург. В 1908 окончил Казанскую учительскую семинарию. Лит. деятельность начал в 1908. В 1912 написал пьесу "Дикая утка" - сатиру на царских чиновников. После Октябрьской революции написал для 1-го сов. передвижного т-ра народа мари пьесы:

"Автономия" (1920), "Солнце восходит, ч„рные тучи рассеиваются" (1921), посв. революции, гражд. войне. В Марийской театр. студии были пост. пьесы Ч.: "Ямблатов мост" (1927), муз. драма "Пасека" (1928), "Кугуяр" (1929) - революц. драма о событиях 1905 и др. Ч. принадлежат пьесы: "Живая вода" о новой колхозной деревне (1930, Марийский т-р), "Лесозавод" о клас. борьбе в период коллективизации (1932, там же), "Марийская рота" (1934, там же) о защите Казани от белогвардейцев; "Акпатыр" - историко-революц. драма об участии марийского народа в Крестьянской войне под предводительством Пугач„ва (1935,там же); "Свет монеты" (1936, там же)- комедия по мотивам марийских нар. поверий; "Лес шумит" о событиях революции 1905; "Сторубл„вый калым" (1927) - комедия, высмеивающая бурж. предрассудки, быт. Перев„л на марийский яз. пьесы "Женитьба", "Гроза", "Доходное место". А. Ив.

ЧАВДАР, Елизавета Ивановна (р. 23. II. 1925) - укр. сов. артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. СССР (1952). Чл. Коммунистич. партии с 1953. В 1948 окончила Одесскую консерваторию (класс О. Н. Аслановой). С 1948 - солистка Т-ра оперы и балета им. Шевченко (Киев). Голос Ч. отличается л„гкостью, подвижностью, богатством тембров, широкой кантиленой, ровно звучит во всех регистрах. Артистической индивидуальности Ч. ближе всего лирич. образы.

Партии: Марильца ("Тарас Бульба" Лысенко), Ярына, Оксана ("Арсенал", "Тарас Шевченко" Майбороды), Марфа, царевна Лебедь ("Царская невеста", "Сказка о царе Салтане" Римского-Корса-кова), Антонида ("Иван Сусанин"), Людмила, Розина, Лакме, Виолетта; Лючия ("Лючия ди Ламмер-мур" Доницетти), Мюзетта ("Богема" Пуччини) и др.

Выступает как камерная певица. Гастролировала во многих городах СССР, Австрии, Венгрии, Чехословакии, Индии, КНР и др. стран.

Лит.: Кириченко Т. О., Елизавета 1вашвна Чав-дар. К., 1958; Кауфман Л. С., Елизавета Ивановна Чавдар, К., 1960. Ек Л

ЧАВЕС (Chavez), Карлос (р. 13. VI. 1899) - мекс. композитор п дириж„р. Музыке учился у М. Понсе. Уже ранние соч. Ч. отмечены яркостью нац. колорита - балеты "Новый огонь" (1921) из жизни ацтеков и "Четыре стихии" (1922) на индейский сюжет. Увлечение конструктивизмом проявилось в балете "HP" (англ. Horse power-лошадиная сила, 1932, Филадельфия, дириж„р Л. Стоковский). Возглавлял Нац. консерваторию (1928-52) и симф. оркестр (1928-48) в Мехико; устраивал концерты для рабочих; изучал фольклор; выступал как муз. критик. Среди многочисл. произв. Ч.- балет "Дочь Колхиды" (пост. в Нью-Йорке под назв. "Т„мная поляна", 1946), опера "Панфило и Лауретта" (1957), музыка к трагедии "Антигона" Кокто (1932) и др. Автор книги - "Навстречу новой музыке" ("Toward a new music", N. Y., '1937).

Лит.: Chavez C., Catalogue of his works. Wash., 1944;

С о w e 1 1 Н., С. Chavez, в кн.: The book of modern composers, N. Y., 1943, p. 441-46; Maye r-S erra O., Musica у musicos de Latino-America, v. 1, Mexico, 1947, p. 278-88. Вл. О.

ЧАВЧАВАДЗЕ, Илья Григорьевич [27.Х(8.Х1). 1837, с. Кварели в Кахетии,-ЗО.УП1 (12.1Х).1907, с. Цица-мури]- груз. писатель и общественный деятель. Выразитель идей нац.-освободит, движения в Грузии во 2-й пол. 19 в. Являясь основоположником новой груз. лит-ры, Ч. способствовал возобновлению деятельности проф. груз. т-ра, формированию лит. и театр. критики. в сво„м творчестве выражал идеи рус. революц. демократов. Лит. деятельность начал в 1857. Был редактором периодич. изданий, председателем драм. об-ва. Убит на„мниками царской охранки.

Ч. создал первые образцы новой груз. реалистич. социальной драмы. Его драм. творчество отличалось ч„ткой идейной направленностью, боевой публицистич. заостр„нностью, обобщ„нностью типич. характеристик, выразительностью языка. В драм. произв. Ч. "Сцены первых врем„н освобождения крестьян" (1865), в драм. поэме "Несколько картин или случай из жизни разбойника" (1860), "Сваха" (1881, по повести "Человек ли он?", 1859-63), в инсценировках его поэм и повестей нашла яркое отражение борьба крестьянства против помещичьего произвола, борьба за свободу, против колониального гн„та царизма. Большой популярностью на груз. сцене пользовалась драм. поэма "Грузинка-мать" ("Мать и сын"). Это произв., овеянное романтикой, стало основой новой груз. драмы. Знаменательные даты груз. культуры отмечались пост. этой поэмы на сцене. Эстетич. взгляды и театрально-критич. деятельность Ч. оказали огромное влияние на груз. драматургию и актерское иск-во. Ч. считал иск-во средством преобразования жизни. В своей программной статье о т-ре он заявлял: "Сцена та же школа..., сцена должна направлять и воспитывать народ". По мнению Ч., голос дра-матич. писателя должен раздаваться "во имя освобождения и восстановления порабощенных человеческих прав". Он требовал, чтобы драматич. лит-ра давала сцене "пьесы животрепещущие, взятые из современной жизни", чтобы писатель направлял нац. т-р по пути критич. реализма, отстаивал принцип всестороннего, углубл„нного психологич. изображения персонажей драмы. Он писал: "В положительных и отрицательных чертах человеческой природы сокрыто то движение души и сердца, к-рое является предметом драмы".

Ч. поддерживал и направлял творчество выдающихся груз. актеров своего времени, способствовал развитию таланта В. Абашидзе, к-рого особенно ценил за способность создавать типич. образы, что, по мнению Ч., да„т право актеру считаться творцом-художником. Художеств, творчество, организаторская и театрально-критич. деятельность Ч. определили развитие груз. т-ра по пути критич. реализма, по пути борьбы за передовые идеи эпохи и способствовали укреплению реалистич. основ актерского иск-ва.

Драм. произв. Ч. и инсценировки его поэмы и повестей сохраняются в репертуаре сов. т-ров: "Сло манный мост" (1935), "Мать и сын" (1941), "Человек ли он?" (1946) - Т-р им. Марджанишвили; "Отаро-ва вдова" (1952), "Рассказ нищего" (1955) -Т-р им. Руставели и др. Выдающиеся сценич. образы в пост. этих произв. создали груз. актеры: В. Годзиашвнли (Луарсаб Таткаридзе - "Человек ли он?"), А. Васад-зе (Пепиа - "Рассказ нищего"), Т. Чавчавадзе (Ота- рова вдова - о. п.). Творчество Ч. оказало большое влияние на груз. сценич. и киноиск-во. По произв. Ч. были созданы оперы: "Разбойник Како" К. Анд-риашвили (1940), "Мать и сын" А. Мачавариани (1945), фильмы: "Отарова вдова" (в заглавной роли В. Анджапаридзе), "Рассказ нищего" и др.

Соч. (на груз. яз.): "О театре" [Письма, Вступит, ст. и примеч. Н. Гурабанидзе], Тб., 1955 (Серия "Деятели грузинского театра о сценическом искусстве").

Лит.; (на груз. яз.): Гришашвили И., Илья Чавчавадзе и грузинский театр.в кн.: Литературные очерки, Тб., 1952; Абзианидзе Г., Очерки по истории грузинской общественной мысли 19 в., Тб., 1959; Джибладзе Г., Гачечиладзе А., Очерки по истории грузинской драматургии и театра второй половины 19 в., Тб., 1963; Джанелидзе Д., Сахиоба. Театрально-критич. очерки и статьи, Тб., 1958. Д. Д.

ЧАВЧАВАДЗЕ, Тамара Ираклиевна [р. 16(29).X. 1900] - груз. сов. актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1943). В 1922, занимаясь в театр. студии А. Н. Па-гава, сыграла роль Лауренсии в спектакле К. А. Марджанишвили "Фуэнте овехуна" (Т-р им. Руставели). Темперамент, эмоциональность, выразительность речи, подч„ркнутая экспрессия жестов, волнующая патетика, мощная сила, отличавшие исполнение роли Лауренсии, стали характерной чертой творчества актрисы. Вместе с группой творч. молод„жи Ч. приняла активное участие в организации Т-ра под рук. Марджанишвили в Кутаиси, работала в этом т-ре в 1928-42 (с 1933 -- Т-р им. Марджанишвили в Тбилиси), затем снова вернулась в Т-р им. Руставели. С 19u4 работает в Сухумском т-ре.

Роли: Саломея (о. п. Уайльда, 1923), Беатриче Ченчи (о. п. Шелли, 1930), Дарико ("Гурия Ниношвили" по Э. Ни-ношвили, 1934), леди Мильфорд ("Коварство и любовь", 1935), Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына, 1940), Зейнаб ("Измена" Сумбатова-Южина, 1940), Мать ("Мать и сын" Чавчавадзе, 1941), Эмилия ("Отелло", 1947), царица Кстеван (о. п. Казбеги, 1948), Гонерилья ("Король Лир", 1948), Васса Жслезнова (1954), Иокаста ("Царь Эдип" Софокла, 1956), Саната ("Бахтриони" по Важа Пшавела, 1960) и др

Кипучее жизнелюбие, задор и темперамент характеризовали исполнение Ч. комедийных ролей: Пегин Майк ("Герой" Синга, 1923), мисс Педж ("Виндзорские кумушки" Шекспира, 1924), Гултамзе ("Кваркваре Тутабери" Какабадзе, 1929), Матр„на ("Коммуна в степи" Кулиша, 1930), мадам Сан-Жен (о. п. Сарду, 1940), Диана ("Дура для других, умная для себя" Лопе де Вега, 1942), Дареджан ("Его звезда" Мосашвили, 1951) и др. Ч. создала реалистич. образы современниц: Татьяна ("Разлом", 1928), Баил (о. п. Чиа-нели, 1929), Оксана ("Гибель эскадры", 1934), Пе-лагея Ниловна ("Начальник станции" Мосашвили, 1947), Мать ("В добрый час!" Розова, 1955) и др.

С 1926 снималась в кино.

Лит.: Февральский А., Театр имени Руставели, М., 1959; Г у г у ш в и л и Э., Тамара Чавчавадзе, в е„ кн.:

Театральные портреты, Тб., 1965 (на груз. яз.). Эт. Г.

ЧАГОВЕЦ, Всеволод Андреевич (18.11.1877-20 XI 1.1950)- укр. сов. театровед. В 1900 окончил историко-филологич. ф-т Киевского ун-та. С 1901 выступал как театр. рецензент. Автор пьесы "Дойна", либретто к балетам "Лилея" Данькевича и "Маруся Богуславка" Свечникова, инсценировок "Тарас Бульба" по Гоголю, "Мать", "Детство" по Горькому. Написал воспоминания, очерки о творчестве Н. Лысенко, М. Заньковецкой, П. Саксаганского, И. Марья-ненко, О. Петрусенко, И. Паторжинского и др.

С о ч.: Життя 1 сцена. К., 1956. Р. /7. ЧАЕВ, Николай Александрович [26.1У(8.У).1824- 16(29).XI.1914] - рус. писатель и драматург. Член Об-ва любителей российской словесности. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та (1850). Лит. деятельность начал в 1859 как беллетрист. Ч. - автор драм и хроник на сюжеты из рус. истории: хроника "Князь Александр Михайлович Тверской" (1864, первая пьеса Ч., не ставилась), историч. комедия "Сват Фаддеич" (1864, Александрийский т-р), историч. драма "Димитрий Самозванец" (1866, там же, Димитрий - В. В. Самойлов), "Свекровь" (1867, Малый т-р, в гл. роли - Е. Н. Васильева, в 1890 эту роль на сцене Александрийского т-ра исп. П. А. Стрепетова), историч. нар. драма "Царь и Великий князь всея Руси Василий Иванович" (1883, Т-р Корша, Москва; пьеса удостоена Грибоедовской пр. за 1883) и др. Следуя за историч. источниками, Ч., однако, часто в своих пьесах проявлял непонимание общего смысла событий; его оценки отличались консервативной тенденциозностью. Пьесы Ч. написаны тяж„лыми, лиш„нными поэтич. достоинств стихами. Ч. принадлежит также несколько комедий - "Знай наших" (1876, Малый т-р) и др. Содействовал основанию (1874) Об-ва рус. драм. писателей (был нек-рое время председателем этого об-ва). После смерти А. Н. Островского заведовал репертуарной частью Моск. имп. т-ров.

Соч.: Сват Фаддеич, "Эпоха", 1864, ноябрь; Димитрий Самозванец, там же, 1865, янв.; Царь и Великий князь всея Руси Василий Иванович Шуйский, М., 1886; Михаил Семенович Щепкин в моих воспоминаниях, "ЕИТ", СПБ, 1914, вып. 1; Памяти Павла Степановича Мочалова, "Театр и искусство", 1900, 45 (вошла в сб.: Павел Степанович Моча-лов, М., 1953).

Лит.: К-в [Карнеев] М. В., Н. А. Чаев, "ЕИТ", СПБ, 1907-08, вып. XVIII; Л о т м а н Л., А. Н. Островский и русская драматургия его времени, М.-Л., 1961, с. 271-73. С. Г. "ЧАЙКА" - комедия в 4 д. А. П. Чехова. Соч. 1895- -1896. Пост. 17 окт. 1896 в Александрийском т-ре, бенефис Е. И. Левкеевой (бенефициантка в спектакле не была занята; ре/к. Е. Карпов; Аркадина - Дюжикова 1-я, Треплев - Аполлонский, Сорин-Давыдов, Нина - Комиссаржевская, Шамраев - Варламов, Полина Андреевна - Абаринова, Маша - Читау, Тригорин - Сазонов, Дорн - Писарев, Медведенко - Панчин, Яков - Локтев). В 1896 пьесу показал Т-р Соловцова, Киев. 17 дек. 1898 состоялась триумфальная премьера "Ч." в Моск. Художественно-общедоступном т-ре (ныне МХАТ; реж. Станиславский, Немирович-Данчен-ко, худ. Симов; Аркадина - Книппер, Треплев - Мейерхольд, Сорин - Лужский, Нина - Роксанова, Шамраев - Артем, Полина Андреевна - Раевская, Маша - Лилина, Тригорин - Станиславский, Дорн - Вишневский, Медведенко - Тихомиров, Яков - Андреев; возобн.- 1905, Нина - Лилина, Маша - Савицкая).

Из др. дореволюц. пост. "Ч.": труппа драматич. артистов, Ярославль (1896, 1900), труппа под рук. Н. С. Васильевой, Минск (1899, Треплев - Гайдебуров), Нижний Новгород (1900, Нина - Скарская), драм. труппа во главе с Комис-саржевской и Далматовым (1901, Нина-Комиссаржев-ская). Александрийский т-р (1902, реж. Дарский; Аркадина - Савина, Треплев - Ходотов, Сорин - Варламов), Молодой т-р, Петербург (1904), Драм. т-р В. Ф. Комиссар-жевской, Петербург (1905, Нина - Комиссаржевская, Тригорин - Бравич), Новый Рижский т-р (1909), Харьковский т-р, антреприза и режиссура Н. Н. Синельникова (1912), Екатеринбург, антреприза Заречного (1914), Малый ("Суво-ринский") т-р , Петербург (1916) и ряд др. т-ров.

На сов. сцене "Ч." ставило большое количество т-ров, среди них: Горьковский т-р им. Горького (1940, реж. Брилль), Челябинский т-р им. Цвилинга (1940; 1960, реж. Гершт), Камерный т-р (1944, реж. Таиров, Лукьянов; Нина- Коонен), Т-р Моссовета (1945, реж. Завадский), Т-р им. Л. Украинки (1950), Свердловский т-р (1950, рж. Брилль, Пихоцкий), Т-р "Красный факел" (1952, реж. Редлих), Тбилисский т-р им. Грибоедова (1953, реж. Варпаховский), Ле-нингр. т-р им. Пушкина (1954, реж. Вивьен), Т-р им. Я. Ку-палы (1954), Т-р им. Вахтангова (1954, реж. Захава), Моск. драм. т-р им. Станиславского (1954, реж. Яншин; 1960), Смоленский т-р (1954), Таганрогский т-р им. Чехова (1954), Ярославский т-р им. Волкова (1954; 1958), Костромской т-р им. Островского (1959), т-р "Ванемуйне", Тарту (1959, реж. Кай-ду), Бакинский рус. т-р (1960), Владивостокский т-р (1960), Воронежский т-р им. Кольцова (1960, реж. Шишигин), Куйбышевский т-р (1960), МХАТ (1960, реж. Станицын, Раевский), Латв. т-р драмы (1960), Харьковский рус. т-р, Моск. т-р.им. Ленинского комсомола (оба в 1966) и мн. др.

"Ч." за рубежом, ставили: "Н„йе фрейе бюне", Берлин (1907), "Хеббель-театр", Берлин (1909), "Дагмартеатр", Копенгаген (1912), Мюнхенский т-р (19Г2), Труппа Ж. Пи-тоева, Швейцария, Франция (1921), Малый т-р Цукид-зи, Токио (1924, пьеса шла под назв. "Песнь белой птицы"), т-р "Ателье", Париж (1940), Новый т-р, Стокгольм (1946), т-р "Финикс", Нью-Йорк, т-р "Эберто", Париж (оба в 1954), т-р Венгерской армии, Будапешт (1956), "Театр 7-й улицы", Нью-Йорк (1957), т-р "Дю Парк", Брюссель, и Нац. театральная академия, Джакарта (1958), "Т-р Польски", Варшава, Нац. т-р им. Караджале, Бухарест (1959), т-р в Аделаиде (Юж. Австралия), Новый т-р, Копенгаген, т-р им. Словацкого, Краков, т-р "Олд Вик", Лондон, т-р в Монреале, Нац. т-р, Прага, "Театр-60" в Сиднее (все в 1960), "Норвежский т-р" в Осло, Королевский драм. т-р, Стокгольм (оба в 1961), Финский нац. т-р, Хельсинки (1962), "Т-р Сес" в Стамбуле, клуб "Юнайтед артисте" в Калькутте (оба в 1963), "Куинс т-р", Лондон (1964), Нар. т-р. Вена (1965) и ряд др. т-ров.

Издания: Первая публикация "Ч."- "Русская мысль", 1896, дек. Из последующих изд.: Чехов А. П., Пьесы, СПБ, 1897; Собр. соч., т. 9, СПБ, 1901, 1902; Ч е-х о в А. П., Полн. собр. соч., т. 9, М., 1932; Чехов А. П., Пьесы, Л., 1935; М.- Л., 1944; М., 1965.

Лит.: Карпов Ев т., Вера Федоровна Комиссаржевская на сцене Имп. Александрийского т-ра, в кн.: Сборник памяти В. Ф. Комиссаржевской, СПБ, 1911; Эфрос Н. Е.-, "Чайка" А. П. Чехова ва сцене МХТ, в кн.: Ежегодник Московского Художественного т-ра, 1944, т. 1, М., 1946; Юрьев Ю., Записки, Л.-М., 1948; Д а в ы-д о в а Э., Первая постановка "Чайки" на Украине, "Театр", 1954, ј 7; Строева М., Чехов и Художественный т-р, М., 1955. Л. Шн.

ЧАЙКОВСКИЙ, Модест Ильич (1(13). V. 1850 - 2(15). 1.1916] - рус. драматург, либреттист, критик. Брат и биограф П. И. Чайковского. Лит. деятельность начал в 1874 как муз. и театр. критик. В том же году под псевд. Говоров написал свою первую пьесу ("Благодетель"; позднее переработана в пьесу "Борцы", 1897). Наибольшим успехом пользовались пьесы Ч. "Лизавета Николаевна" (1884), "Симфония" (1890), "Похмелье" (1890), "День в Петербурге" (1892), "Предрассудки" (1893), "Боязнь жизни" (1895), "Борцы" (1897), к-рые ставились в Малом, Александрийском и др. т-рах. Знание музыки и законов драматургии предопределило успех Ч. как оперного либреттиста. Ему принадлежат либретто опер: "Пиковая дама" (1890) и "Иоланта" (1891) Чайковского, "Дубровский" Направника (1895), "Ледяной дом" Корещенко (1900), "Наль и Дамаянти" Аренского (1904), "Франческа да Римини" Рахманинова (1904) и др. Ч.- автор капитальной биографии П. И. Чайковского, инициатор создания Дома-музея П. И. Чайковского в Клину.

Соч.: Драматические сочинения, т. 1, М., 1900; Жизнь Петра Ильича Чайковского, т. 1-3, М.- Лейпциг, 1901- 1902 (т. 1, 2 изд., М., 1903).

Лит.: Яковлев В. В., М. И. Чайковский - автор оперных текстов. Избранные труды о музыке, т. 1, М., 1964, с. 417-81. В. Ю.

ЧАЙКОВСКИЙ, Петр Ильич [25.1У(7.У).1840 -' 25.Х(6.Х1).1893] - рус. композитор. Окончил Пе- терб. уч-ще правоведения (1859), в 1861 поступил в классы Петерб. отделения Рус. муз. об-ва. В 1862-65 прошел курс композиции у Н. И. Зарембы и А. Г. Рубинштейна в Петерб. консерватории. Ч.- один из крупнейших представителей реалистич. иск-ва. Вместе с ведущими композиторами "Могучей кучки" вош„л в плеяду рус. муз. классиков - продолжателей глинкинских традиций. Творчество Ч. выросло на почве демократич. обществ, движения 60-х гг. 19 в. Осн. тема творчества Ч. -конфликтное столкновение сильного и страстного порыва человека к счастью с жестокой действительностью. Это столкновение нередко получает в произв. Ч. трагич. исход. Вместе с тем музыка Ч. полна активного жизнеутверждения.

Композитор тяготел к т-ру, считая его иск-вом широкого, массового воздействия, поэтому муз.-сце-нич. произв. Ч., прежде всего оперы, занимают большое место в его многогранном творчестве. В статьях и письмах Ч. сформулированы основы реа' листич. оперной эстетики. Ее исходный пункт - убежд„нность в демократии, природе оперы как жанра, делающего музыку "...достоянием не только отдельных маленьких кружков, но при благоприятных условиях- всего народа" (Переписка с Н. Ф. фон-Мекк, т. 3, 1936, с. 381). Отсюда - постоянная забота Ч. о мело-дич. рельефности вок. партий, широте и ясности муз. письма, сочетающегося со сквозной симфонизацией партитуры. Между оперным и симфоническим творчеством Ч. существует глубокая взаимосвязь. Важнейшее качество оперного стиля Ч.- симфонизм, непрерывность развития муз. образов в сочетании с законченностью оперных форм. Исходя из глин-кинских традиций, Ч. гибко и своеобразно применяет в своих операх лейтмотивные характеристики, связанные со сквозным развитием действия. Ч. использовал все виды оперных форм - от куплетов до сложно построенных сцен, создал выразительную драматургию оркестровых тембров. Яркость и демократичность муз. языка опер Ч. основана на интонационном строе рус. нар. песни и гор. романса. Решая труднейшую задачу воплощения духовного мира своего современника, Ч. выбирал героев со сложными, нередко противоречивыми характерами. В историю рус. и мирового оперного иск-ва Ч. вошел как создатель высочайших образцов лирико-психологич. муз. драмы. Он трактовал этот жанр с реалистич. широтой и образной конкретностью, достигая больших социальных обобщений.

В первой из своих 10 опер - "Воеводе", Ч. обратился ко. п. А. Н. Островского. После пост. "Воеводы" (1869, Большой т-р), не удовлетвор„нный драматургией оперы, композитор сж„г партитуру, а музыку частично использовал в "Опричнике", "Лебедином озере", увертюре "1812 год". Партитура лирико-фан-тастич. оперы "Ундина" (соч. 1869) по одноим. поэме де Ламотт-Фуке была тоже уничтожена Ч. Композитор воспользовался е„ фрагментами в музыке к "Снегурочке" А. Н. Островского, во 2-й симфонии и "Лебедином озере". Третья опера Ч.- "Опричник" (1874, Мариинский т-"р, по одноим. трагедии И. М. Лажечникова) отразила интерес передовых деятелей рус. культуры к историч. прошлому народа. В ней воплощены сложные драматич. характеры, достигнута напряж„нная динамика действия, появились элементы сквозной симфонизации. Опера "Кузнец Вакула" (1876, Мариинский т-р, Петербург, 1-я пр. на конкурсе Гл. дирекции Рус. муз. об-ва) - образец нового лирико-комич. жанра (вместе с "Сорочинской ярмаркой" Мусоргского и "Майской ночью" Рцм-ского-Корсакова). В партитуре этой оперы усиливается стремление к единству муз.-тематич. материала и его детальной симфонич. разработке, значение речитативного начала. "Стиль "В акулы" не оперный, а симфонический и даже камерный" - писал Ч. (там же, т. 2, 1936, с. 232). В 1885 Ч. создал новую редакцию оперы под. назв. "Черевички" (1887, Большой т-р).

Оперу "Евгений Онегин" (1879, ученич. спектакль Моск. консерватории, в помещении Малого т-ра) Ч. назвал "лирич. сценами". Композитор создал произв., характеризующееся непрерывно развивающимся лп-рико-психологич. действием, верностью и искренностью раскрытия душевных состояний действующих лиц. Проникновенная лирич. музыка Ч. достигает в узловых моментах действия большой драматич. силы. Осуществив в "Евгении Онегине" свой идеал "интимной, но сильной" лирич. муз. драмы, Ч. обратился к созданию трагедийной оперы. В "Орлеанской деве" (1881, Мариинский т-р) Ч. исходил из нек-рых традиций жанра европ. "большой оперы", но во многом их переосмыслил. Он многогранно обрисовал героиню оперы - Иоанну, уделив большое внимание лирико-психологич. характеристике образа. В "Мазепе" (1884, Большой т-р; Мариинский т-р) острое столкновение характеров тесно сплетается с отображением историч. событий. Большое место в опере занимают нар. сцены, сочетающие рус. и укр. нац. колорит. Нар. начало с особой силой проявилось в "Чародейке" (1887, Мариинский т-р), бытовой нар. сюжет к-рой поднят до уровня трагедии. "Чародейка" подготовила рождение оперы "Пиковая дама" (1890, Марипн-ский т-р) - вершины оперного творчества Ч. Сохранив обличительную остроту повести Пушкина, Ч. переосмыслил образ гл. героя, придал Герману черты, сближающие его с представителями рус. интеллигенции 80-х гг. 19 в. Трагедийная драматургия получила в "Пиковой даме" полное и последовательное муз. воплощение. Осн. противоборствующие темы оперы - любовь Германа к Лизе и его роковое стремление овладеть тайной тр„х карт - обобщены в лейтмотивах, проходящих через всю партитуру оперы. Их развитие и' взаимодействие прида„т опере особое художеств. единство. Поединок человека и судьбы приобретает в "Пиковой даме" философскую обобщ„нность, свойственную поздним произв. Ч. (в особенности 6-й симфонии). Последняя опера Ч.- "Иоланта" (1891, Мариинский т-р) - жизнеутверждающая лирич. поэма, прославляющая стремление человека к свету и счастью.

Ч. стал крупнейшим реформатором балетной музыки. Он определил новые пути развития этого жанра, сделав осн. компонентом балетного спектакля симфонически насыщенную партитуру. Ч. наполнил новым драматич. содержанием классич. и характерные танцы, пантомиму, наш„л оригинальные при„мы .их сочетания и объединения. Музыку балетов Ч. пронизывает широкая рус. распевность. Особой мелодич. щедростью и пластикой отличаются вальсы и дуэтные адажио - средоточие светлой романтич. лирики. Сюжеты балетов, взятые из зап.-европ. фольклора, послужили

Ч. канвой для создания поэм о больших человеческих чувствах. Жизнеутверждающее начало, богатство образно-муз. содержания и яркая театральность обусловили огромную популярность балетного наследия Ч. В балете "Лебединое озеро" (1877, Большой т-р) Ч. передал красоту и силу чувств, преодолевающих все препятствия. Светлый балет "Спящая красавицам (1890, Мариинский т-р) отличается мощным симф. развитием, динамикой, острой образной характерностью. Симф. "стержень" партитуры этого балета - противоборство контрастных тем - добра и зла. По отточенности мастерства, симф. динамизму, остроте тембровых характеристик близок поздним операм и симфониям Ч. балет "Щелкунчика (1890, Мариинский т-р).

Оперы и балеты Ч. обошли сцены всего мира. Они сыграли решающую роль для развития рус. муз. т-ра, стали любимейшими произв. широких слоев слушателей и занимают одно из ведущих мест в репертуаре сов. т-ров. Среди выдающихся исполнителей гл. партий в операх и балетах Ч. в рус. дореволюц. и сов. т-рах: Л. В. Собинов, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев (Ленский); А. В. Нежданова, М. Г. Гукова, Е. Д. Кругликова, Г. В. Жуковская (Татьяна);

П. А. Хохлов, Л. Г. Яковлев, И. В. Грызунов, П. М. Норцов (Онегин); Н. Н. Фигнер, А. М. Давыдов, В. П. Дамаев, Н. С. Ханаев, Н. К. Печковский, Г. М. Нэлепп (Герман); М. А. Дейша-Сионицкая, К. Г. Держинская (Лиза); Г. С. Уланова, М. Т. Сем„нова, О. В. Лепешинская, Н. М. Дудинская, М. М. Плисецкая (Одетта-Одиллия, Аврора, Маша) и др. Среди др. соч. Ч. для т-ра: музыка к "Снегурочке" А. Н. Островского (1873, Большой т-р), "Гамлету" (1891, петерб. Михайловский т-р) и др.

Ч. участвовал в создании либретто всех своих опер; выступал в качестве муз. рецензента моек. газ.-"Современная летопись" и "Русские ведомости" (1871-76); многие из его статей посв. муз. т-ру. В„л педагогич. работу в Моск. консерватории (в 1866-77 - профессор). Был одним из директоров Моск. отделения Рус. муз. об-ва (1885). Поч„тный доктор Кембриджского ун-та (1893). С 1887 выступал в качестве оперного и симф. дириж„ра в России, а также во мн. городах Европы и Америки.

Соч.: Литературные произведения и переписка, Полн. собр. соч., т. 2, М., 1953.

Лит.: Чайковский М., Жизнь Петра Ильича Чайковского, т. 1-3, M,-Лейпциг, 1901-1903, 2 изд., т. 1, 1903; Л а р о ш Г. А., Собрание музыкально-критических статей, т. 2. ч. l. M., 1922; Чайковский и театр. М.-Л., 1940; Чайковский на московской сцене, M.-Л., 1940; Богдане в-Б ерезовский В., Оперное и балетное творчество Чайковского, Л.-М., 1940; П. И. Чайковский на сцене театра оперы и балета имени С. М. Кирова (б. Мариинский), Л., 1954; Я р у с т о в с к и и Б., Оперная драматургия Чайковского, M.-Л., 1947; Яковлев Вас., Пушкин и музыка, 2 изд., М., 1957; Житомирский Д., Балеты Чайковского, М., 1957; К а ш к и н Н. Д., Избранные статьи о П. И. Чайковском, М., 1954; Асафьев Б. В., Избранные труды, т. 2, М., 1954; С л о н и м с к и и Ю., П. И. Чайковски и балетный театр его времени, М., 1956;

Протопопов Вл.иТуманина Н., Оперное творчество Чайковского. (Из истории его произведений), М., 1958; Т у м а н и н а Н. В., Чайковский и музыкальный театр. М., 1961; ее же, Чайковский. Путь к мастерству (1840-1877), М., 1962. В. Бр.

ЧАНГА, Евгений Янович (р. 20.IV.1920) - латыш. сов. балетмейстер. Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1956), засл. деят. иск-в Арм. ССР (1963). Чл. Комму-нистич. партии с 1953. В 1940 окончил хореографич. студию при Латв. т-ре оперы и балета (Рига). В 1946-50 учился на балетмейстерском ф-те ГНТИСа (Москва). В 1940-46 - солист балетной труппы Латвийского т-ра оперы и балета, в 1951-61 - балетмейстер этого т-ра. С 1961 - гл. балетмейстер Т-ра оперы н балета им. Спендиарова (Ереван).

Пост.: "Сакта свободы Скултэ (1950; Гос. пр. СССР, 1951), "Эсмеральда" (1951), "Золушка" (1953), "Шурале" (1954);

"Корсар" Адана и Пуни (1957), "Стабурадзе" Калныня (1958), "Спартак" (1959); "Болеро" 'на муз. Равеля (1962), "Три хореографические поэмы" на муз. Спендиарова, Бабаджаняна и Оганесяна (1965) и др. Ст. М.

ЧАНГАЛОВИЧ (ЧангаловиЬ), Мирослав (р. 3.1V. 1921) - югосл. (сербский) артист оперы (бас). Пению учился у 3. Зиковой. С 1947 - солист Нац. т-ра в Белграде. Обладает сильным, красивым по тембру голосом. Все партии по„т на языке оригинала. Уделяет особое внимание выразительности мимики и жеста.

Партии: Борис Годунов; Галицкий, Кончак ("Князь Игорь"), Дон -Кихот (о. п. Массне), Мефистофель ("Фауста.

Ч. гастролировал в Москве (1955), Париже, Милане. Варшаве и др. Алъб. К., Г. lil {/M.

ЧАН СЯН-ЮЙ (р. 1923) - кит. актриса. Известная исполнительница кит. традиционного т-ра жанра юйцзюй (провинции Хэнань). Начала учиться театр. иск-ву с 9 лет, впервые выступила на проф. сцене в 13-летнем возрасте. До 1949 выступала в маленьких провинциальных городах. После образования КНР (1949) организовала свой т-р, с к-рым гастролировала во мн. городах и с„лах страны. Ч. С.-Ю. расширила мелодич. возможности жанра юйцзюй, используя мелодии муз. драм провинций Шаньси и Шэньси, фольклорные песни, речитативные монологи пекинской муз. драмы.

Роли: Чжу Ин-тай ("Лян Шань-бо и Чжу Ин-тай"), БаГг Нян-лян ("История белой змейки"), Хуа Му-нань ("Хуа Му-лань ид„т в поход") и др. С. С.

"ЧАПАЕВ" - пьеса А. Н. Фурмановой и С. Лунина по одноим. повести Д. А. Фурманова. Соч. 1929. Пост. 21 марта 1930 в Т-ре им. МОСПС (реж. Винер, худ. Тышлер, комп. Коваль; Чапаев - Крамов, Ванин). Пьесу ставили мн. т-ры страны, среди них: Калининский т-р (Чапаев - Брянский). Харьковский рус. т-р (реж. и исполнитель роли Чапаева Крамов) - оба в 1934, Ульяновский т-р (1935). Куйбышевский т-р, Т-р им. ЛОСПС, Магнитогорский т-р, Мордовский т-р в Саранске, Саратовский т-р - все в 1936, Смоленский т-р, Кузнецкий т-р, Уфимский рус. т-р - все в 1937, Архангельский т-р (1938, Чапаев - Г/Белов), Рязанский т-р. Таганрогский т-р - оба в 1939, Ереванский т-р им. Станиславского и Тульский т-р - оба в 1940, Кировский т-р, Грозненский рус. т-р - оба в 1941, и мн. др. т-ры.

Издания: Фурманова А. н Л у н и н С., Чапаев, М.-Л., 1931, М., 1935, 1936. А. Шн.

ЧАПЕК (Capek), Йосеф (23.III.1887 - апр. 1945)- чехословацкий театр. художник и драматург. Брат Карела Ч. Занимался журналистско-издательской деятельностью. В 1921-32 оформлял спектакли в Нац. т-ре и Гор. т-ре на Виноградах (Прага). Совм. с братом написал одноактную комедию "Любви игра роковая" (1925, Нац. т-р, Брно), затем комедии "Из жизни насекомых" (1922, там же), "Адам-творец" (1927, Нац. т-р, Прага). Ч.- автор пьесы "Страна многих имен" (1923, Гор. т-р на Виноградах), пьесы для детей "Хороший конец, или Толстый прадедушка, сы-'-щики и разбойники" (1932, Нац. т-р, Прага). В 1939 был арестован, умер в концлагере.

Соч.: Собр. соч. в 5 тт., М., 1958 (т. 3-пьесы); Пьесы. М., 1959; Capek K. a Capek J., Hry, Praha, 1959.

Лит.: Havel V., Ptackova V., Josef Capek, Dr;nnn. Divadlo. Dokumentace. Divadelni ustav, Praha, 1963. Д Сол.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница