Наши партнеры

Драгон мани официальное зеркало лучших игр в 2024 году.

Театральная энциклопедия
(страница 476)


ЧАПЕК (Capek), Карел (9.1.1890, Мале-Свато-н„вице,-25.XII.1938, Прага) - чехословацкий писатель, драматург и театр. деятель. В 1915 окончил философский ф-т Пражского ун-та. Учился в Берлинском ун-те и в Сорбонне. Получил степень доктора философских наук. В 1917-38 занимался журналистикой. Драматургическую деятельность начал в 1910, написав совм. собратом Йосефом Ч. одноактную комедию "Любви игра роковая" (1925, Национальный театр. Брно), затем комедии "Из жизни насекомых" (1922, там же), "Адам-творец" (1927, Нац. т-р, Прага). В 1920 написал самостоятельно лирич. комедию "Разбойник" (1920, Нац. т-р, Прага). Широкую известность принесла Ч. пьеса "R. U. R." ("Россмусовские универсальные роботы"), премьера к-рой состоялась в 1921 в Нац. т-ре, в Праге (позднее была пост. в т-рах Англии, Австрии, Аргентины, Германии, Италии, США, Франции, Югославии). В СССР пост. в 1924 в Ленинграде в Передвижном т-ре. По мотивам пьесы "R.U.R." А. Н. Толстой написал пьесу "Бунт машин". В 1921 Ч. работал зав. лит. частью Гор. т-ра на Виногра-дах (Прага). В 1922 написал пьесу "Средство Макро-пулоса", к-рую сам поставил в Гор. т-ре на Вино-градах.

В первый период своей драматургич. деятельности (до 1927),Ч. решает проблему смысла жизни, судеб человечества и человеческой цивилизации, противоречий общественного бытия, стихийности развития, занимается исследованием природы человеческой личности порой в отрыве от историч. и социальных процессов. Второй период (1927-38) связан с активной борьбой Ч. против наступающего фашизма. К этому периоду относятся его пьесы "Белая болезнь" (1937, Нац. т-р, Прага), "Мать" (1938, там же), призывавшие к объединению прогрессивных сил против фашизма и войны. Обе пьесы были пост. в т-рах мн. стран мира. Пьесы Ч. зачастую имеют научно-фантастич. основу, сочетают элементы жанра философской драмы и социальной утопии (Ч. впервые создал символич. образ робота).

Пьесы Ч. ставились в т-рах Сов. Союза: "Средство Макропулоса" - Свердловский т-р (1939) и Центр. т-р Сов. Армии, Москва (1957); "Мать" - Свердловский т-р, т-р "Красный факел", Одесский т-р (все в 1939); Ленингр. т-р им. Пушкина (1940), Моск. драм. т-р (1963), Т-р им. Шевченко, Киев (1964), Т-р им. Марджанишвили (1965).

Соч.: Собр. соч. в 5 тт., М., 1958 (т. 3 - пьесы); Пьесы, М., 1959 (см. ст. Л. Солнцевой).

Лит.: Ш е в ч у к В. И., Антифашистськ! твори. Карел Чапек, К., 1958; Волков А. Р., Трагедия К. Чапека "Белая болезнь", в кн.: Критический реализм в литературах западных и южных славян, М., 1965, с. 277-300; J a n a s-7 е k-1 vanickova Н., Karel Capek czyli dramat, Warsz., 1962; Matuska A., Clovek proti skaze. Pokus o Karela Capka, [Bratislava], 1963; Klimal., Karel Capek, 2 vyd., Praha, 1965. Д. Сол.

ЧАПЛЫГИН, Николай Николаевич (26.XI.1904- 31. X. 1953) - рус. сов. актер. Засл. арт. РСФСР (1945). Чл. Коммунистич. партии с 1940. В 1923 поступил в театр. школу при Камерном т-ре и, ещ„ будучи студийцем, в 1925 был зачислен в труппу т-ра. Игра Ч. отличалась ч„ткостью внешнего рисунка, пластичностью и остротой формы, неожиданностью кон-грастов.

Роли: Морис Саксонский ("Адриенна Лекувр„р" Скриба и Легуве), Алексей ("Оптимистическая трагедия"). Ведущий ["Линия огня" Никитина), Ибен ("Любовь под вязами" УНила), художник Рис (оперетта "Сирокко", муз. Половин-кина), Герш ("Дума о Британке" Яновского), Перико ("Аль-касар" Мдивани), Комиссар ("У стен Ленинграда" Вишнев-кого), разведчик Федотов ("Подвиг оста„тся неизвестным" Маклярского).

Одновременно с образами романтич. героев Ч. создавал точные, скупые, как маски, образы, концентрированно выражающие злое начало. Роли: Гарри Po "Машиналь" Тредуэлл), Родольф ("Мадам Бовари" то Флоберу), Руммель ("Пока не остановится сердце" Паустовского). В 1940-51 был директором т-ра. Я. Вел.

ЧАПМЕН (Chapman), Джордж [1558(?)-12.V.1634, Лондон] - англ. драматург и поэт. Учился в Оксфорде и Кембридже. Был одним из лучших знатоков античной лит-ры (перев„л на англ. яз. "Илиаду" и "Одиссею"). Драматургич. деятельность начал в 90-х гг., шсал пьесы для трупп актеров-мальчиков и для ан-'репрен„ра Ф. Хенсло. Первые пьесы Ч.комедия

"Слепой нищий из Александрии" (1596, т-р "Роза", Лондон), "Все в дураках" (1599, Труппа актеров-мальчиков), "День вес„лых юморов" (1599, Труппа лорда-адмирала), "Эй, на Восток!" (совм. с Б. Джонсоном, Дж. Марстоном, изд. 1605), "Джентльмен-слуга" (изд. 1606), "Мсье д'0лив" (изд. 1606), "Майский праздник" (1600). Сюжеты тр„х пьес, составляющих т. н. "франц. трагедию", построены на пересказе по-литич. событий, связанных с интригами франц. двора ("Бюсси д'Амбуаз", ок. 1604, "Месть за Бюсси д'Ам-буаза", 1610, "Заговор и трагедия Шарля, герцога Бирона", изд. 1608, 1-я и 2-я части), принадлежат к числу лучших трагедий англ. Возрождения. Ч.-также а'втор пьес "Вдовьи слезы" (1605, изд. 1612), "Цезарь и Помпеи" (изд. 1631). Трагедии Ч. проникнуты ан-тидеспотич. мотивами. В них осуждается жестокость придворных нравов. Сохраняя верность гуманистич. идеалам эпохи Возрождения, Ч. вместе с тем отражает неустойчивость обществ, отношений. В характере его героев часто преобладает какая-либо странность. Автор вкладывает в их уста глубокомысленные сентенции. Сторонник стоицизма, Ч. наделяет нек-рые персонажи способностью сохранять душевное равновесие в любых обстоятельствах. Др. его герои - люди страсти, неспособные противостоять искушениям,- напоминают титанич. персонажи Мар-ло. В комедиях Ч. преобладают элементы быта, плутовские интриги. В то же время поэтич. стиль Ч. отличается нек-рой тяжеловесностью и нес„т на себе печать цветистой риторики, метафоричности.

Соч.: Plays and poems, ed. by Т. M. Parrott, v. I-The tragedies. L., 1910; v. 2-The comedies. L., 1914; The best plays. of the old dramatists G. Chapman, L.-N. Y., 1895 (Mermaid series); The tragedy of Bussy d'Ambois, ed. by N. S. Brooke, L., 1964; в рус. пер.- Все в дураках, в кн.: Современники Шекспира. Сб. пьес, т. l, M., 1959.

Лит.: История английской литературы, т. 1, вып. 2, М., 1945, с. 94-99; Е l I i s-F е г m о г U. М., The Jacobean drama. L., 1936; R е е s Е., The tragedies of G. Charman, Cambr. (Mass.), 1955; Jacquot J.,G. Chapman, sa vie, sa poesie, son theatre, sa pensee, P., 1951. A. A.

ЧАРЕКЯН, Сурен Гаврилович [р. 12(25).1.1901] - арм. сов. дириж„р. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1944), нар. арт. Арм. ССР (1956). Окончил Ленингр. консерваторию в 1932 (класс дирижирования А. В. Гау-ка). В 1931-32 - дириж„р Оперной студии Ленингр. консерватории; в 1933-34 и с 1944 - дириж„р (в 1957-64 - гл. дириж„р) Т-ра оперы и балета им. Спендиарова; в 1934-36 - дириж„р Т-ра оперы и балета им. Палиашвили (Тбилиси); в 1936-44 - гл. дириж„р Т-ра оперы и балета им. Я. М. Свердлова (Ташкент). Вед„т педагогич. работу: в Тбилисской консерватории (1934-36), с 1944 - в Ереванской консерватории (и. о. профессора).

Дирижировал операми: "Пиковая дама", "Иван Сусанин", "Князь Игорь", "Русалка", "Царская невеста", "Евгений Онегин", "Аида", "Кармен", "Тоска", "Чио-Чио-сан", "Травиата", "Риголетто", "Бал-маскарад", "Трубадур" Верди;

"Аршак II" и "Леблебиджи" Чухаджяна, "Намус" Ходжа-Эйнатова, "Тихий Дон" Дзержинского, "Броненосец "Пот„мкин"" Чишко и др.

Выступает как дириж„р симфонич. концертов. Кн. Г.

ЧАРЕНЦ (С о г о м о н я н), Егише Абгарович [13 (25).III.1897, г. Каре,-1937, Ереван] - арм. сов. поэт. Автор сатирич. комедии "Капказ тамаша" ("Кавказское зрелище", 1923). Ч. стремился расширить рамки т-ра, придать действию характер нар. зрелища. Прибегая к условно-гротесковым, гипербо-лич. при„мам, Ч. высмеивал антинародные партии дашнаков, меньшевиков и мусаватистов. Пьеса шла в арм. т-рах Еревана, Баку, Тбилиси, Ленинакана. Ч. занимался театр. критикой, писал рецензии на спектакли арм. т-ров. Переводил на арм. яз. пьесы рус. сов. драматургов ("Мятеж", "Бронепоезд 14-69" и др.). Б. А.

ЧАРКОВА, Клавдия Сем„новна [р. 27. X (9. XI). 1917] - хакасская сов. актриса. Засл. арт. РСФСР

1958). Училась в Ленингр. театр. ин-те (1939-42). С 1942 - артистка Хакасского обл. драм. т-ра им. Лермонтова в Абакане.

Роли; Варвара, Вера Филипповна ("Гроза", "Сердце не камень" Островского), Эмилия ("Отелло"), Васантасена {"Белый лотос" по Шудраке), Турандот ("Принцесса Турандот" Гоцци), Татьяна ("Разлом"), Баян-Слу ("Козы-Корпеш и Баян-Слу" Мусрепова), Толгонай ("Материнское поле" Айтматова), 'Тереза ("День рождения Терезы" Мдивани), Грета Норман ("Жизнь начинается снова" Собко), Левониха ("Левониха на орбите" Мака„нка), Ламбрини ("Остров Аф-родиты" Парниса) и др. ffg

"ЧАРОДЕЙКА" -опера П. И. Чайковского, либр. И. В. Шпажинского по его же одноим. трагедии. Пост. 20 окт. 1887, Петербург, Мариинский т-р (дириж„р Чайковский, худ. Бочаров; князь Курлятев- Мельников, Княгиня - Славина, Юрий - Васильев 3-й, Мамыров-Стравинский, Настасья-' Павловская). В 1887 пост. в Тифлисе (дириж„р Ипполитов-Иванов; Настасья - Зарудная), в 1890-в Большом т-ре (Москва), в 1900-в Моск. частной рус. опере (дириж„р Ипполитов-Иванов), в 1913 - в Оперном т-ре Зимина; в 1916 во-зобн. в Большом т-ре.

На сов. сцене пост. в 1941 Т-ром оперы и балета им. Кирова, Ленинград (новый текст С. М. Городецкого, редакция Пазов-ского и Баратова; дириж„р Пазовский, реж. Баратов, худ. Федоровский, хорм. В. Степанов, балетм. Корень; князь Курлятев - Орлов, Ульянов, Княгиня - Маньковская, Преображенская, Кума - Кашеварова, Княжич - Нэ лепп, Крутяков, Мамыров - Фрейдков, Ефимов). В 1955 возобн. там же. В 1958 пост. Большим т-ром.

Пост. в др. городах Сов. Союза: Горький (1945, 1960) Одесса (1950), Львов (1952), Саратов (1952), Пермь (1953), Новосибирск (1953), Алма-Ата (1954), Куйбышев (1954), Минск (1958). За рубежом пост. в Остраве (1953). - Издания: "Ч." - партитура, М., Юргенсон, 1901; клавир, М., Юргенсон, [1897]; нов. издание (с прибавл. нем. текста), М., Юргенсон, [1896]; сов. изд. клавира, М., Муз-сектор, 1926; Акад. изд.- Полное собрание'соч., Партитура, т. 8 [А и Б], ред. И. Шишова, М.-Л., Музгиз, 1948; клавир т. 40 [А и Б], ред. И. Шишова, М.-Л., Музгиз, 1949.

Н. Гр. Ч А РОТ, Михась (наст. имя и фам.- Михаил Сем„нович Куделька; 7.XI.1896-14.Х??.1938) - белорус. сов. поэт, драматург. Лит. деятельность начал в 1919. В 1919-21 написал пьесы для детей "Да-нилка и Алеська", "Пастушки"; водевили "Слуцкая ворона", "Жених без брака" и "Микитов лапоть", нар. драму "На Купалле". Водевили Ч. -бытовые комедийные зарисовки жизни белорус. дореволюц. деревни. Пьеса "На Купалле" (1921) построена на фольклорном мотиве (192?, Белорус. гос. т-р в Минске). Пьесы Ч. ставились в нач. 20-х гг. в драм. секции белорус. театр. об-ва, в труппе В. Голубка и в др. проф. и са-модеят. коллективах. В 1919-20 работал как актер в "Товариществе работников искусств" в Минске. В 1920-21-в т-ре Голубка; в 1921-22 учился в Белорусской театральной студии в Москве. Был организатором и участником театральных вечеров при клубе "Белорусская хатка" (Минск), где выступали белорусские театральные коллективы. Здесь же ставились пьесы Ч.

С.о ч.: Збор творау у 2-х томах, М?нск, 1958. Люд. Ш. ЧАРСКИЙ, Владимир Васильевич [наст. фам.-Чистяков; 1834- 20.11(5. III). 1910] - рус. актер. Сценич. деятельность начал во 2-й пол. 50-х гг., сразу после окончания ун-та, в труппе Н. К. Мило-славского. Выступал преим. как актер-гастрол„р в провинции (Астрахань, Новочеркасск, Екатерино-слав, Харьков, Киев, Одесса, Баку, Казань, Хабаровск и др. города). Изредка играл в Петербурге (Александрийский т-р, 1882) и в Москве (Артистич. кружок, 1877, Театр Бренко, 1880-81, т-ры Абрамовой, Горевой, Лентовского, Т-р Корша и др.). Ч. пользовался большим успехом в трагедийных ролях:

Отелло, Лир, Шейлок, Гамлет, Ричард III, Франц Моор, Фердинанд и др. Позднее переш„л на роли резон„ров.

Др. роли: Ришель„ (о. п. Булвер-Литтона), Коррадо ("Семья преступника" Джакометти), Чацкий; Глумов ("На всякого мудреца довольно простоты" Островского), Грозный ("Василиса Мелентьева" Островского и С. Гедеонова).

Лит.: Иванов Ив., Театр госпожи Горевой, "Артист", 1891, ј 12, с.. 145-52; "ЕИТ", СПБ, 1910, вып. 8, с. 181; "Театр и искусство", 1910, ј 11, с. 239-40; Синельников Н. Н., Шестьдесят лет на сцене, Харьков, 1935, с. 181-82.' А. Шн.

ЧАРСКИЙ, Юзеф Давидович [15(27). XII. 1897 - 16.XI.1948] - рус. сов. актер. Нар. арт. Азерб. ССР (1940). Чл. Коммунистич. партии с 1940. В 1914 занимался в театр. уч-ще в Тифлисе. Затем играл в т-рах Батуми, Ростова-на-Дону, Краснодара, Одессы, Москвы. В 1928-48 - актер Бакинского рус. т-ра им. С. Вургуна. Ч.- остро характерный актер, обладал ярким комедийным дарованием. Лучшие роли: Имам-верды ("В 1905 году" Дж. Джабарлы), Часовщик ("Кремл„вские куранты"), Павел Греков (о. п. Войте-хова и Ленча), Косме ("Дама-невидимка" Кальде-рона).

Др. роли: Карандышев; Шапур ("Фархад и Ширин" Вургуна), Кулыгин("Три сестры"), Швандя, Елисатов ("Любовь Яровая"); Шут ("Вагиф" Вургуна), Эндрью ("Двенадцатая ночь"), Труффальдино ("Слуга двух господ"); Наджар ("Утро Востока" Мамедханлы), Сеня Перчаткин ("Чужой реб„нок" Шкваркина), Штуф ("Скутаревский" Леонова), Бублик ("Платон Кречет"). Е. X,

ЧАСТИЙ (Част?й), Николай Андреевич [9(22).V. 1905-18.Х?.1962) - укр. сов. певец (бас). Нар. арт. Укр. ССР (1941). В 1929 окончил Харьковский муз.-драм. ин-т (класс Н. Л. Чемезова). В 1927-35 - солист Харьковского т-ра оперы и балета; в 1941-44 - Т-ра оперы и балета им. Палиашвили (Тбилиси); в 1935-41 и 1944-58 - Т-ра оперы и балета им. Шевченко (Киев). Ч. обладал ровным во всех регистрах голосом мягкого тембра и разносторонним сценич. дарованием.

Партии: Тарас, Выборный ("Тарас Бульба", "Наталка-Полтавка" Лысенко), Трофим ("Батрачка" Вериковского), Карась ("Запорожец за Дунаем"), Мельник, Дон Базилио, Фарлаф, Сусанин; Гремин ("Евгений Онегин"), Кецал ("Проданная невеста"), Галицкий; Мефистофель ("Фауст"); Цан-гала ("Даиси" Палиашвили) и др. Гос. нр. СССР (1950).

Ек. Л.

ЧАХАВА, Медея Васильевна (р. 17.V.1921) - груз. сов. актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1954. Деп. Верх. Совета Груз. ССР 6-го созыва. В 1943 окончила Груз. театр. ин-т (педагог Г. А. Товстоногов) и была принята в труппу Т-ра им. Руставели, на сцене к-рого выступала с 1941. Ч.- лприко-комедийная артистка. Е„ иск-во отличается непосредственностью, искренностью, глубиной раскрытия психологии героинь. Это отч„тливо проявилось в ролях Дженевры ("Глубокие корни" Гоу и ДЮссо), Гаяне ("Потопленные камни" Мосаш-вили; Гос. пр. СССР, 1951), Нади ("Враги"), Лиды Плахи ("Люди, будьте бдительны!" по Фучику), Тины ("Тариэл Голуа" Р?иачели), Лиды Матисовой ("Такая любовь" Когоута), Евы ("Современная трагедия" Эб-ралидзе), Лейлы ("Дети моря" Хухашвили) и др. В творчестве Ч. острая характерность сочетается с женственностью, обаянием. Среди комедийных ролей Ч.:

Амаранта ("Испанский священник" Флетчера), Кекел ("Пэпо" Сундукяна), Клара ("Доктор философии" Нушича), Саре ("Во дворе злая собака" Буачидзе), Карожна ("Осенние дворяне" Д. Клдиашвили), Лиса ("Чинчрака" Нахуцришвили). С 1942 снимается в кино.

Лит.: Фе в р а л ь с к и й А., Театр имени Руставели, М., 1959. Эт. Г.

ЧАЮПИ-ЗАКО (Cajupi -Zako), Андон (27.Ш.1866-11. VII. 1930) - алб. поэт и драматург. Один из основоположников алб. нац. драматургии. Автор одноактной комедии в стихах "Жених в четырнадцать лет" (изд. 1902), в к-рой высмеиваются нравы деревенских жителей бурж. Албании; стихотворной драмы "Сын своей земли" (соч. 1908) - о нац. герое Скандербеге. Комедия "После смерти" (соч. 1910) разоблачает псевдопатриотизм (две последние пьесы изд. в 1937).

Лит.: Historija e letersise shqipe, v. 2, Tirane, [1960J р. 431-80; С a j u р ? А. Z., Vepra, Tirane, 1957. р. К

ЧЕБАН (наст. фам.- Ч e б а н о в), Александр Иванович (30.VIII.1886-8.X.1954) - рус. сов. актер, режиссер. Нар. арт. РСФСР (1947). Работал во МХАТе (в 1909-11 в хоре; в 1911-24 и 1936-54 в труппе т-ра) и во МХАТе 2-м (1924-35). Роли во МХАТе 2-м: Симон ("Гибель "Надежды"" Хейерман-са), Фрибе ("Праздник мира" Гауптмана), Стрэтон

("Потоп" Бергера), Монс ("Эрик XIV" Стриндберга), Клавдий ("Гамлет"), Мендель Крик ("Закат" Бабеля), Измайлов ("Свидание" Финна), царь Иоанн Васильевич ("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого). Роли во МХАТе: П„с ("Синяя птица" Метерлинка), Татарин ("На дне"), Кошкин ("Любовь Яровая"), Иван Пазу-хин ("Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина), Мак-ферсон ("Русский вопрос"), Виноградов ("Победители" Чирскова), м-р Поль Домби ("Домби и сын" по Диккенсу). Творчество актера характеризовалось лаконизмом, отточенностью деталей. Он создавал заверш„нные и монолитные сценич. образы.

режиссерскую деятельность начал в 1922.

Пост. (во МХАТе 2-м): "Гамлет" (1924, совм. с В. С. Смышляевым и В. Н. Татариновым), "Петербург" Белого (1925, совм. с С. Г. Бирман и Татариновым), "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого (1927, совм. с Татариновым), "Чудак" (1929, совм. с И. Н. Берсеневым), "Свидание" Финна (1935, совм. с А. М. Азариным) и др.

Лит.: Соболев Ю., А. И. Чебан, "Театр и драматургия", 1933, ј 8; Д и к и и А., Повесть о театральной юности, М., 1957; Марков П., Первая студия, в кн.: Московский Художественный театр Второй, М., 1925. E X.

ЧЕБАН, Тамара Савельевна [р. 9(22).X.1914] - молд. сов. певица (сопрано). Нар. арт. СССР (1960). Депутат Верх. Совета СССР 3-го, 4-го, 5-го созывов. Чл. Коммунистич. партии с 1953. В 1940-45 училась в Кишин„вской и Саратовской консерваториях. В 1942-53 пела в Кишин„вской оперной студии; солистка капеллы "Дойна" и ансамбля "Флуераш". С 1944 - солистка Молдавского радио, с 1951-Молдавской филармонии. Исполняет преим. народные песни. Ч. обладает голосом приятного тембра, исполнение е„ отличается поэтичностью, изяществом. Гастролировала во мн. городах СССР и за рубежом (Румыния, Венгрия, Австрия, ГДР). Гос. пр. СССР (1950). Д. Я.

ЧЕДИА, Леон Димитриевич [р. 24.XII.1903 (G.L 1904)]-груз. сов. актер и режиссер. Нар. арт. Груз. ССР (1959). В 1926 окончил "пролетарскую драматнч. студию" под рук. Д. Кобахидзе, работал в Батумском (1926-28), Чиатурском (1929-33), Телавском (193:3- 1936) т-рах. С 1936 - актер Сухумского т-ра. Исполняет драматич. и остро комедийные роли: Отелло;

Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова), Фердинанд ("Коварство и любовь"), Болингброк ("Стакан воды" Скриба), Арсен ("Арсен из Марабды" по М. Джавахпш-вили), Платон Кречет; Дурмишхан ("Сурамская крепость" по Д. Чонкадзе), Менго ("Фуэнте овехуна"), Кваркваре Тутабери (о. п. Какабадзе) и др. Пост. ряд спектаклей. Эт. Г.

ЧЕЖЕГОВ, Михаил Викторович [2(14). VI. 1898 - 30.1.1965] - рус. сов. режиссер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). Работал в Ленинграде в Красном т-ре, затем - в 1-й гос. студии Передвижного т-ра, с 1930- в Т-ре им. Ленинского комсомола (в 1941-49 - гл. реж.), в 1953-55 - режиссер Ленингр. т-ра Комедии, затем Ленингр. обл. гастрольного т-ра. режиссерские работы Ч. отличались яркой публицистичностью, политич. остротой, масштабностью образов.

Пост.: "Мышеловка" Болотова (1929, Передвижной т-р), "Последние" (1936), "Человек с ружь„м" (1938); -"Фельдмаршал Кутузов" Соловь„ва (1940), "Машенька" (1941), "Русские люди" (1942), "Любовь Яровая" (1943), "Последняя жертва" (1945, совм. с 3. Юдкевичем); "Два капитана" Каверина и Юдкевича (1948, совм. с Юдкевичем)-все в Ленингр. т-ре им. Ленинского комсомола, "Bacca Железнова" (1952, Обл. гастрольный т-р), "Таня" Арбузова (1953, там же), "Вишн„вый сад" (1954, Т-р Комедии), "Профессия миссис Уоррен" Шоу (1957, совм. с Н. П. Акимовым, Т-р Комедии).

Ч. выступал и как драматург, автор пьесы "Повесть о солдате" (1932, Красный т-р). Был автором инсценировок и режиссером спектаклей: "Мать" по Горькому (1936, Ленингр, т-р им. Ленинского комсомола), "Молодая гвардия" (1947, там же), "Вешние воды" по о. п. Тургенева (1958, Т-р Комедии).

Лит.: Рабинянц Н., Театр юности, [Л., 1959]; е„ ж e. Театры, рожденные революцией, в сб.: Театр и жизнь, Л.-М., 1957; Головашенко Ю., Героические страницы, "Театр. жизнь", 1958, .No 5; Ленинградские театры в годы Великой Отечественной войны, Л.-М., 1948. E X

ЧЕЙЧИТЕ, Юзефа Юозо (р. 19.V.1922) - лтов. театр. художник. Училась в Вильнюсском гос. художеств. ин-те (1942-53). С 1949 работает в Клай-педском т-ре, сначала зав. декоративным цехом, с 1953 -- художником (в 1955-62 - гл. художник). Оформила спектакли: "Ромео и Джульетта" (1955), "Отелло" (1960) Шекспира; "Овод" по Войнич (1959), "Такая любовь" Когоута (1958), "С любовью не шутят" Кальдерона (1960). Оформляла также спектакли в т-рах гг. Шяуляй, Капсукас, Вильнюс; "Кровь и пепел" по Ю. Марцинкявичюсу (1961), "Тревога" Саи (1962) в Т-ре драмы Лит. СССР. В. Кул.

ЧЕККЕТТИ, Ч e к e т т и (Cecchetti), Энрпко (21.VI.1850, Рим,-12.XI.1928, Милан) - итал. артист балета, педагог, балетмейстер. Сын артистов балета Ч. Чеккетти и С. Казальи. В 1864 поступил в Академию танца Дж. Лепри (Флоренция). В 1870 дебютировал в т-ре "Ла Скала" (Милан). В 1877-82 работал в России. В 1885 - первый танцовщик т-ра "Ла Скала". В 1887 вернулся в Россию, в том же году с большим успехом выступил в Петербурге в т-ре "Аркадия" в балете "Эксцельсиор" и был приглашен в труппу Мариинского т-ра (Петербург). В 1892 назначен вторым балетмейстером, в 1892 - репетитором артистов балета. В 1893 - педагог (мимики, а с 1896 - классич. танца) Петерб. театр. уч-ща. В 1902 из-за конфликта с Дирекцией императорских т-ров уш„л в отставку и стал балетмейстером и педагогом Варшавской оперы. В 1905 уехал в Италию, но вскоре вернулся в Россию и открыл частную студию в Петербурге. В 1911-21 - гл. педагог антрепризы С. П. Дягилева (исполнял также мимич. роли). Ч. был учителем А. П. Павловой, сопровождал ее1 в международных гастролях. В 1918 открыл частную школу в Лондоне. В 1923 вернулся в Италию. С 1924 руководил балетной школой при т-ре "Ла Скала" (преподавал до конца жизни). Последние выступления Ч. состоялись в 1922 в Лондоне (антреприза Дягилева), в Милане (1926).

Ч. был выдающимся танцовщиком-виртуозом, первым исполнителем партий: Голубая птица ("Спящая красавица", 1890), бог ветра Вайю (Ураган) ("Талисман" Дриго, 1889), Евнух ("Шехеразада" на муз. Римского-Корсакова). Был также незаурядным мимич. артистом; партии - фея Карабос ("Спящая красавица", 1890), Фокусник и Кащей ("Петрушка" и "Жар-Птица" Стравинского, 1911, 1910) и др. Пребывание среди деятелей рус. балетного т-ра оказало значит. влияние на его исполнительское иск-во, а также на педагогич. метод, выработанный Ч. специально для рус. учеников. Ч. обладал большим педагогич. талантом, его метод отличался ч„ткой систематизацией, он добивался максимального развития техники, учитывая индивидуальные данные учеников. Среди рус. учеников: А. П. Павлова, О. И. Преображенская, Л. Н. Егорова, Ю. Н. Седова, В. Ф. Нижинский и др. Метод Ч. был изучен С. Бомонтом, к-рый написал в 1922 совм. с С. Идзиковским "Учебник классического театрального танца" ("Метод Чеккетти"). В том же году в Лондоне было организовано "Об-во Чеккетти" (в дальнейшем "Имперское об-во учителей танца").

Лит.: Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.-М., 1963; Плещеев А., Наш балет, СПБ, 1896, с. 463-68; Beaumont С., Еп-rico Gecchetti. A memoir, L., 1929; Beaumont C. and Idzikowski S.,A manual of the theory and practice of classical theatrical dancing according to the method of cav. E. Cecchetti, L., 1922; Craske М. and Beaumont C., The theory and practice of allegro in classical ballet (Cecchetti method), L., 1920; Beaumont C., Cec-chetti's legacy to the dance, в кн.: Ballet Annual, L., 1948, p. 59-70; Racster 0., The master of the Russian ballet, L., 1922. Ham. P.

ЧЕКМАСОВА, Зоя Константиновна [р. 25.IV(8. V).1902] - рус. сов. актриса. Нар. арт. РСФСР (1956). В 1921 окончила одесскую студию под рук. М. Т. Строева. Творч. биография Ч. связана с т-ра-ми - Киевским имени Л. Украинки (1923-27), Воронежским им. Кольцова (128-34) и Куйбышевским т-ром им. Горького (в последнем Ч. работает с 1935). Ч.тонкая, изящная, эмоциональная актриса, ей одинаково удаются ли-рич., драматич., комедийные роли. Своеобразное решение сценич. образа, обаяние отличают творчество актрисы. Среди лучших ролей Ч.:

Коринкина ("Без вины виноватые"), Глафира ("Волки и овцы"), Лидия ("Бешеные деньги"), Юлия Тугина ("Последняя жертва"), Надежда ("Варвары"), Софья ("Зыковы"), Джульетта ("Ромео и Джульетта" Шекспира), Королева ("Стакан воды" Скриба), Нора;

Дпана ("Собака на сене" Лопе де Вега). Среди ролей совр. репертуара Ч.: Марго ("Глубокая разведка" Крона), Малютина ("Персональное дело" Штейна), Ганна Лихта ("Заговор обреч„нных" Вирты), Мария Александровна Ульянова ("Семья" Попова).

Др. роли: Римма ("Яд" Луначарского), Луиза ("Коварство и любовь"), Ксения ("Разлом"), Полина ("Доходное место"), Шура ("Егор Булычев и другие"), Полина Бардина ("Враги"),

Лит.: Kara р"л и ц к и и В., 3. Чекмасова - Малютина, "Театр", 1955, .N" 5; М о л ь к о В.,Широков Л., Чувства актрисы, "Театр. жизнь", 1960, ј9; БалатоваЕ., "...И другие", там же, 1962, ј 12; Б е р т е н с о н М., Добрый талант, "Театр", 1964, JsTs 1. Л. Ним.

ЧЕКРЫГИН, Чекрыгин 2-й, Александр Иванович (5.VIII.1884--17.III.1942)-рус. артист балета, педагог, балетмейстер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1936). После окончания в 1902 Петерб. театр. уч-ща (класс П. К. Карсавиной, А. В. Ширяева, Н. Г. Легата) в том же году был принят в Мариинский т-р. Ч. был характерным танцовщиком, исполнял партии:

Конрад ("Корсар" Адана и Пуни), Гренгуар, Квазимодо ("Эсмеральда"). Одна из лучших партий Ч.- фея Карабос ("Спящая красавица"). Выступал как танцовщик до 1928. Ещ„ в 1904 Ч. начал педагогич. деятельность; преподавал в Петерб. театр. уч-ще. В 1914 организовал собственную школу совм. с братом И. И. Чекрыгиным. В 1918 начал балетмейстерскую деятельность. Пост. в Ленингр. т-ре оперы и балета спектакли: "Роман бутона розы" Дриго (1919), "Капризы бабочки" Кратова (1922), "Египетские ночи" Аренского (совм. с Ф. В. Лопуховым, 1923); в'Малом Оперном т-ре: па д'аксьон ("Корсар", 2-я картина), танцы в опере "Снегурочка" и др. В 1923-28 заведовал хореографич. частью Малого оперного т-ра и был балетмейстером в Академич. т-ре драмы в Ленинграде. В 1930 переехал в Москву. Пост. в Большом т-ре "Комедианты" Глиэра (1931), возобновил "Щелкунчик" (совм. с А. М. Монаховым, 1932), пост. "Спящую красавицу" (совм. с А. М. Мессерером, 1936). В 1932-41 преподавал в Моск. хореографич. уч-ще (с 1937 - худ. рук. педагогич. отделения уч-ща).

Ч.- автор (совм. с Н. И. Тарасовым и В. Э. Мори-цем) учебника "Методика классического тренажа" (1940).

Лит.: Борисоглебский М. [сост. ], Материалы по истории русского балета, т. 2, Л., 1939; "Еженедельник академических театров", 1924, ј 16, с. 12; "Рабочий и театр", 1936, ј 19, с. 12-13; Слонимский Ю., Советский балет, М.-Л., 1950, с. 62. А. Дин.

ЧЕЛИДЗЕ, Сергей Филиппович (р. 5.1.1908) - груз. сов. режиссер. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1941). Чл. Коммунистич. партии с 1943. После окончания драм. ф-та Тбилисской консерватории (1926) был актером Т-ра им. Руставели. В 1928 поступил во вновь организованный т-р под рук. Марджанишвили, где в 1931 начал режиссерскую деятельность. Ч. работал режиссером в груз. ТЮЗе (1933, в 1954-62 и в 1964-66- гл. реж.), Т-ре им. Марджанишвили (1935-38), Т-ре им. Руставели (1943-48), директором и художеств. руководителем Сухумского т-ра (1938-43, 1948-54), режиссером Т-ра им. Грибоедова (1962-64, с 1967-гл. реж.). Ученик К.А.Марджанишвили, Ч. созда„т спектакли, отмеченные нац. своеобразием, темпераментом. Большое внимание уделяет работе с актером, его спектаклям присущи постановочная культура, выразительность массовых сцен.

Пост.: "Зависть" Вакели (1938, Т-р им. Марджанишвили), "Вчерашние" Дадиани (1939), "Кровавая свадьба" Лорки (1939), "Отелло" (1940), "Много шума из ничего" (1942), "Мещане" (1950); "Легенда о любви" Хикмета (1952) - все в Сухумском т-ре; "Хевисбери Гоча" (1945), "Мученица Кетеван" (1948У Казбеги, "Победители" Чирскова (1946) - все в Т-ре им. Руставели, "Преступление и наказание" по Достоевскому (1962), "Во дворе злая собака" Буачидзе (1963) - оба в Т-ре им. Грибоедова; "Рассказ нищего" Чавчавадзе (1955), "Принцесса Турандот" Шиллера (1955), "Двенадцатая ночь" (1963) и др.- в ТЮЗе. . Н. Ш.

"ЧЕЛОВЕК С РУЖЬЕМ" - пьеса в 3 д., 13 карт. Н. Ф. Погодина (1-я часть его трилогии о В. И. Ленине; 2-я- "Кремл„вские куранты", третья - "Третья патетическая";

Гос. пр. СССР, 1941). Соч. 1937. Пост. 13 нояб. 1937 в Т-ре им. Вахтангова (реж. Р. Н. Симонов, худ. Дмитриев, комп. Голубенцев; В. И. Ленин - Щукин, Шадрин - Топчанов; с 1938 роль В. II. Ленина исполнял также Рапопорт). Возобн.- 1954 (В. II. Ленин - Плотников).

В том же 1937 "Ч. с р." поставил Воронежский драм. т-р (реж. Варшавский; В. И. Ленин-Флоринский, Шадрин-Г. Васильев). Пьеса вошла в репертуар всех крупнейших и мн. др. т-ров страны. Пьесу ставили: в 1938 - Т-р им. Я. Коласа (В. И. Ленин - Молчанов, Шадрин - Звездоч„тов), Т-р им. Сундукяна (В. И. Ленин - Вагаршян), Калининский т-р (В. И. Ленин - Абрамов, Шадрин - Лобанов), Кировский т-р (В. И. Ленин - Колобаев, Шадрин - Судьбинин), Курский т-р (реж. Канин; В. И. Ленин - Чернов, Шадрин - А. Иванов), Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола (реж. Чежегов; В. И. Ленин - Альтус), Ленингр. Большой дра-матич. т-р им. Горького (В. И. Ленин - Софронов, Шадрин- Полицеймако), Омский т-р (В. И. Ленин - Колесников), Орехово-Зуевский т-р (реж. Грипич; В. И. Ленин - Брже-ский, Шадрин - Келлер), Саратовский т-р им. К. Маркса (В. И. Ленин - Бржеский, Шадрин - Келлер), Свердловский т-р (реж. Ефремов; В. И. Ленин - Шейн, Шадрин - Б. Ильин), Смоленский т-р (В. И. Ленин - Волгин), Т-р им. Грибоедова, Тбилиси (В. И. Ленин - Мюфке), Харьковский т-р рус. драмы (реж. и исполнитель роли В. И. Ленина - Крамов), Челябинский т-р (В. И. Ленин - Светлов); 1939 - Ашхабадский т-р (В. И. Ленин - Берне), Бакинский рус. т-р (В. И. Ленин - Байков, Шарлахов), Барнаульский т-р (В. И. Ленин - Рабинов и Кондратьев), Владивостокский т-р (В. И. Ленин - Антошенков, Шадрин - Колофидин), Волгоградский т-р (В. И. Ленин - Смурыгин), Горьковский т-р (реж. Брилль; В. И. Ленин - Левкоев, Шадрин - Васильев), Калужский т-р (реж. Любарский; В. И. Ленин - Лопар„в), Краснодарский т-р (реж. Степанов-Колосов; В. И. Ленин - Сандро-Новиков), Красноярский т-р (В. И. Ленин - Судьбин), Кузнецкий т-р (В. И. Ленин - Румянцев), Ленингр. обл. драм. т-р (В. И. Ленин - Вадимов), Магнитогорский т-р (В. И. Ленин - Панаев; 1957), Т-р им. Руставели (реж. Хорава; В. И. Ленин - Мжавия), Чкаловский т-р (В. И. Ленин - Агеев); 1940 - Казахский т-р (реж. Соколовский; В. И. Ленин - Умурзаков), Брянский т-р (В. И. Ленин - П. Орлов), Комсомольский на Амуре т-р (реж. и исполнитель роли В. И. Ленина-Лебедев), Костромской т-р (В. И. Ленин - Гумилевский), Мурманский т-р (реж. и исполнитель роли В. И. Ленина - Добротин), Одесский т-р им. Иванова (В. И. Ленин - Т. Михайлов), Пен-ленский т-р (В. И. Ленин - Тархов), Таганрогский т-р (В. И. Ленин - Стальский), Тамбовский т-р (В. И. Ленин - Белевцев); 1941 - Благовещенский т-р (В. И. Ленин - Денисов), Башк. т-р драмы (В. И. Ленин - Шамуков и Муба-ряков). В последующие годы пьеса шла в т-рах: Т-р им. Ка-мала (1947, В. И. Ленин - Шамуков, Гайнуллин), Республиканский драм. т-р, Саранск (1948, В. И. Ленин - Абрамов), Латв. т-р драмы (реж. Амтман-Бриедит; В. И. Ленин - Зендерсон), Таллинский "Новый т-р" (В. И. Ленин - Пыльд-росс) - оба в 1949, Т-р им. Шкетана, Йошкар-Ола (реж. и исполнитель роли В. И. Ленина - Бабенко), Одесский т-р Сов. Армии (В. И. Ленин - В. Максимов, Шадрин - Аркадьев), Кирг. драм. т-р (В. И. Ленин - Боталиев, Шадрин - Рыскулов) - все в 1952, Молд. муз. драм. т-р (1953, В. И. Ленин - Штырбул), Псковский т-р (В. И. Ленин - Тихов), Хабаровский т-р (В. И. Ленин - Консон) - оба в 1955, Тувинский т-р (1957, В. И. Ленин - Намдор). Великолукский т-р (1959, реж. и исполнитель роли В. И. Ленина - Свистунов) и ряд др. т-ров. В годы Великой Отечественной войны композиции и монтажи по пьесе входили в репертуар мн. фронтовых бригад, обслуживавших действующую армию, прифронтовые полосы и тылы.

Пьеса шла за рубежом: т-р в Яньани, Китай (1941), Вроп-лавский т-р (1952), Пекинские т-ры - Художеств, т-р и т-р "Столица" (1957), Муниципальный т-р, Бухарест (1958), "Народна сцена", София (1 965) и др.

Издания: Первая публикация - журнал "Октябрь", 1937, ј 12; Среди последующих изданий: Погодин Н., "Человек с ружь„м", М.-Л., 1948, 1965; Советская драматургия, т. 3, М.-Л., 1948; Погодин Н., Пьесы, М., 1948, 1952; Погодин Н., Человек с ружьем.-Кремлевские куранты.- Третья патетическая. Трилогия о В. И. Ленине, М., 1960.

Лит.: Зайцев Н. Н., Н. Ф. Погодин, Л.-М., 1958. А. Шн.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница