Наши партнеры

система звукоусиления

Театральная энциклопедия
(страница 482)


ЧОДЙР ХА‚Л (палатка привидений) - вид узб. нар. т-ра кукол; т-р марионеток. По данным узб. классич. лит-ры (А. Навои и др.), Ч. х. уже в 14 в. был одним из любимых зрелищ. В 18 в. представления Ч. х. давались обычно по вечерам во время нар. праздников, изредка по случаю семейных торжеств. Представления разыгрывались на сцене (сахна), имевшей занавес (парда) и несложные световые приспособления. В представлении принимали участие: главный кукольник (усто), его помощник (корфармон), ученик (шогирд). Усто и шогирд, находящиеся за сценой, управляли куклмн сверку, а корфармон, сидевший недалеко от зрителей, в„л диалог с героями представления и 'одновременно выполнял функции аккомпаниатора (играл на сурнае, флейте или дойре-бубне), пел песни. актеры Ч. х. могли управлять одновременно 8-10 куклами (в одном спектакле участвовало до 50 кукол). Сохранилась пьеса "Начальники" и неск. небольших 'сценок. Среди кукол Ч. х.-Эрназар маймунчи (дрессировщик обезьяны), фаррош-подметальщик, аджар-дракон и др. Существовали куклы, портретно воспроизводившие конкретных людей (кукла Худаяр-хана, кукла доктора Батыршина и др.). Это подтверждает, что в представлениях Ч. х. высмеивалась придворная знать и они носили обличит, характер. Показывались также бытовые сценки из повседневной жизни, тексты Ч. х. передавались из поколения в поколение. У ташкентского кукольника Шофайзи (1870-1930) отец Мухиддин, дед Шоазим, прадед Шосолих являлись мастерами иск-ва Ч. х. Крупными представителями этого вида т-ра были: Шохсувар (1830 - 1900) 'и Абдулло (1790-1855) - отец и дед известного бухарского кукольника и музыканта Данияр бобо(1876- 1962). В 1937 на декаде узб. иск-ва и лит-ры в Москве было показано представление Ч. х.

Лит.: ГавриловМ., Кукольный театр Узбекистана, Таш., 1928. М.Кад.

ЧОДРОНОВ, Кыдырбек (р. 15.III. 1920) - кирг. сов. артист оперы (баритон). Нар. арт. Кирг. ССР (1958). Учился в Нац. студии при Моск. консерватории (1948-51). С 1938 - артист хора, с 1942 - солист Кирг. т-ра оперы и балета (Фрунзе).

Партии: Искандер, Семетей, Манас, Сапар, Токтогул ("Аджал ордуна", "Айчурек", о. п.,"На берегах Иссык-Куля, о. п. Власова, Малдыбаева и Фере), Айдар ("Айдар и Айша" Аманбаева и Германова), Самюдин ("Сердце матери" Гер-манова), Кудаке ("Олджобай и Кишимджан" Абдрасва), Жермон ("Травиата"), Елецкий ("Пиковая дама") и др.

Снимался в кино. С 1965 вед„т педагогическую работу. Д. Бр.

40 ‚Н ЧХУЛЬ (р. 10.11. 1913) - корейский поэт, драматург. В 1941 окончил лит. ф-т ун-та Васэда (Токио). Творч. деятельность начал в 30-е гг. как поэт. Автор пьес "Великая любовь" (1947) - о событиях крестьянской войны 1894, "Сказание о янбане" (по рассказу Пак Чи Бона, 1955, Гос. драм. т-р, Пхеньян), "Адмирал Ли Сун Син" (1960, там же) - о корейском патриоте 16 в., и др. Популярность получила пьеса "Боевые друзья" (1950, Пхеньянский гор. т-р) - о боевой дружбе корейских воинов и кит. нар. добровольцев в годы освободит, войны корейского народа (1950-53). Ч. ‚. Ч. написал либретто оперы-кагык "Кчончхи и Пчачхи" Ли Мен Сана (1954, Гос. художеств. т-р), опер-чхангык "Княжна Сонхва" Чо Сан Сона, Чон Нам Хи и Син ‚н Чхоля (1958, Гос. т-р *нац. иск-ва), "Сказание о Чанхва и Хонр„н" Ким Дин Мена (1959, там же), "Сон в красном тереме" Ли Мен Сана и Син Ен Чхоля (1962, там же), а также муз.-танцевальные пьесы "Под ярким солнцем" (1962, Гос. художеств. т-р, Нар. премия) и др. С 1948 жив„т в Сев. Корее.

Соч. на корейском яз.: Хыгокчжип (Сборник пьес), Пхеньян, 1961; Янбанчжой ("Сказание о янбане"), в кн.:

Ким С ы н Г у, Чхунхянчжой (Сказание о Чхун Хян), Пхеньян, 1956. Г. Ли.

ЧОКОНАИ-ВЙТЕЗ (Csokonai Vitez), Михай (17. XI. 1773-28.1.1805) - венг. драматург и поэт. Один из крупнейших лирич. поэтов Венгрии. В 1793 написал для первого нац. т-ра Венгрии, к-рым руководил Л. Келемен, сатирич. комедию "Темпефеи, или Безумец тот, кто в Венгрии поэтом хочет стать". В этой комедии создан образ поэта, противостоящего косному, тупому миру венг. дворянства и нем. бюргерства. В 1799-1800, будучи преподавателем в лицее г. Чурго, написал для школьного т-ра и разучил с лицеистами одноактные фарсы "Культура" и "Вдова Карньоне и два ветрогона" (сохраняется в репертуаре совр. венг. т-ра). В этих пьесах, близких нар. площадному т-ру, создана бурлескная картина жизни нарождающегося третьего сословия. Ч.-В. принадлежит также перевод на венг. яз. либретто оперы "Волшебная флейта".

Лит.: Pukanszkyne Kadar I., А dramairo Csokonai, Bdp., 1956; История западноевропейского театра, т. 2, под общей ред. С. С. Мокульского, М., 1957, с. 822-28.

А. Гер. ЧОРНЫЙ, Кузьма [наст. имя и фам.-Николай Карлович Романовский; 24.VI(7.VII). 1900- 22.XI.1944] - белорус. сов. писатель и драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1943. В 1923-25 занимался на лит. отделении Белорус. ун-та. Лит. деятельность начал" в 1923. Автор драмы "Отечество" (1932, Первый белорус. гос. т-р), показывающей беспросветную жизнь белорус. крестьян в дооктябрьское время. В 1940 написал пьесу,"Иринка" (пост. 1941 в Первом белорус. гос. т-ре), о жизни белорусов во время бело-польского владычества и их освобождении в 1939. Ч. перев„л на белорус. яз. пьесы: "Ревизор"; "Горячее сердце" и "Поздняя любовь" Островского, "Последние" и "Варвары".

Лит.: Кудраца I. Ф., Кузьма Чорны, М?нск, 1962; Кузьма Чорны. Зборн?к матэрыяла аб жыцц? ? твор-чай дзейнасц? п?сьменн?ка, М?нск, 1959; Нарысы па г?сто-ры? беларускай л?таратуры, М?нск, 1956, с. 474-500; Очерк истории белорусской советской литературы, М., 1954, с. 266-85; Н я ф „ д Ул., Беларуск? тэатр. Нарыс г?сто-ры?, М?нск, 1959. АН. С.

ЧОРТОШ (Csortos), Дыола (1883-1945) - венг. актер. Был одним из активных театр. деятелей в период образования Венг. сов. республики (1919). В 1904-27 играл в драматич. т-рах Будапешта и др. городов Венгрии; с 1927 - в Нац. т-ре (Будапешт). Исполнял роли: Хельмер ("Дикая утка" Ибсена), Шейлок; Дон Сезар де Базан ("Рюи Блаз" Гюго), Раскольников ("Преступление и наказание" по Достоевскому), Фальстаф и др. Успешно выступал в совр. ему драме (Лилиом - о. п. Мольнара;

Маттиас Клаузен - "Перед заходом солнца" Гаупт-мана). Одна из последних ролей Ч.-помещик Смирнов в комедии Чехова "Медведь".

Ч.-остро характерный актер; ему была близка психологическая школа актерского исполнения, наиболее успешно играл роли в совр. ему социальной комедии. А. Гер.

40 САН СОН (р. 1908) - корейский актер, композитор. Нар. арт. КНДР (1959). С 1922 - актер Намвонской труппы "Х„пнюльса"; с 1933 - член "Корейского об-ва по изучению вок. иск-ва"; с 1937- актер труппы "Хваран"; с 1951 жив„т в Сев. Корее, является одним из ведущих актеров Гос. т-ра нац. иск-ва. Исполнитель гл. ролей в спектаклях т-ра чхангык. Ч. С. С. проводит большую работу по воссозданию классич. спектаклей чхангык и по созданию новых пост. Участвовал в обработке муз. спектаклей:

"Сказание о Чхун Хян", "Сказание о Хын Бо", "Адмирал Ли Сун Син". Является автором (совм. с Чон Нам Хи) музыки чхангык "Принцесса Сон Хва" и "Хванхэская песнь". Г'. Ли.

ЧОУ - комическое амплуа кит. традиц. т-ра. Сложилось в т-ре эпохи Сун (10-13 вв.). Ч.-второстепенные бытовые роли, делящиеся на персонажей военных и гражданских. Вокальные партии почти отсутствуют, диалоги и монологи часто строятся на актерской импровизации. Ч. - простак, обладает гру-боватым непосредств. юмором; актеры используют бытовые при„мы игры. Отличит, особенность грима - белое пятно на лице. Среди лучших исполнителей - Лю Гань-сань, Сяо Чан-хуа и др. С. С.

ЧОХЕЛИ, Елена Алексеевна (р. 5.III.1914)-груз. сов. артистка оперетты и эстрады. Нар. арт. Груз.

ССР (1965). В 1932 окончила 1-ю хореографич. студию в Тбилиси под рук. К. Чивадзе; в 1937 - муз. рабфак при Тбилисской консерватории (класс О. А. Бахташвили-Шульгиной). В 1932-43 - артистка груз. филармонии, с 1943 - Груз. т-ра муз. комедии (Тбилиси). Исполняет комедийные, бытовые и характерные роли.

Роли: Ванда ("Роз-Мари" Фримля и Стотхарта), Парася Никаноровна ("Трембита" Милютина), Аграфена, Ельпите, Тамара, Магулия, Цацулина ("Любовь актрисы", "Три невесты", "Под небом Тбилиси", "Сила песни". "Пол„т с луны Кереселидзе), Кватахуна, Минадора, Като ("Любимая племянница", "Однажды весной", "Песня о Тбилиси" Милора-вы), Дарида ("Ромео, мой сосед" Гаджиева) и др. А //д

ЧРЕВОВЕЩАТЕЛЬ - артист эстрады. Демонст рирует речь без видимого участия органов произношения. Звуки кажутся исходящими из живота исполнителя. Номер Ч. часто представляет собой диалог с куклой. Обычная речь исполнителя чередуется с чревовещанием во время реплик куклы. В наст. время номера Ч. встречаются редко (артисты Донские). Др. название - вентролог. М. 3.

ЧТЕЦ-артист, исполняющий на концертной эстраде лит. произведения. Ч. участвует в сборном концерте или исполняет программу сольного вечера. Мн. Ч. используют в сво„м выступлении музыку, свет, бутафорию, разл. аксессуары, создавая т. о. "т-р одного актера" "т-р чтеца".

В народном иск-ве мастерство Ч. зародилось в творчестве сказителей, сказочников, акынов и др. Богатство и разнообразие творч. манер Ч. связаны с многовековой историей иск-ва устного живого слова. См. Художественное чтение. А. Д.

ЧУАНЬЦЗЮЙ - один из видов кит. традиц. т-ра сицюй. Возник в середине - конце 18 в. в провинциях Сычуань и части Гуйчжоу и Юньнань. Сформировался на основе т-ров куньцюй, банцзы или гао-цян, пихуан и местной театр. формы хуадэнси (т-р разноцветных фонариков) в конце 19 в. В нач. 20 в. в г. Чэнду было организовано театр. об-во "Три празднества", к-рое объединило актеров и театр. деятелей, этих видов кит. т-ра. Здесь ставились пьесы: "Уединение в тереме", "Узорчатая башня", "Яшмовая шпилька", "Тонкие струны" и др. Ведущие актеры Ч.:

Чжоу Му-лянь, Цзя Пэй-чжи, Чжан Дэ-чэн. Большое значение для развития Ч. имело творчество известного актера Кан Чжи-линя. В 20-30-е гг. Ч. испытывал влияние коммерч. т-ра. После 1949 наравне с др. жанрами традиц. т-ра Ч. был реформирован, репертуар очищен от устаревших произв. В нач. 50-х гг. основаны Театр. академия и Театр. школа юго-зап. Сычуани, где готовились актеры для т-ра. Лит. см. при ст. Чуаньци. С. С.

ЧУАНЬЦЙ (букв. - повествование об удивительном) - жанр кит. драматургии, получивший распространение в 14-17 вв. Возник на основе южной драмы (юанъская драма) 12-14 вв. Как и др. произв. кит. классич. драматургии, пьесы Ч. включают прозаич. диалоги, арии и декламацию. Ч. характеризуются: многоактностью (40-100 актов), использованием южных мелодий, характерных для районов Китая, где говорят на диалектах юж. группы (нек-рые Ч. включают и северные мелодии). В Ч. допускается поочер„дное или одновременное пение неск. актеров, вводится новое мужское амплуа шэн, заменившее мо. Сюжеты Ч., как правило, романтичны, спектакли насыщены событиями, неожиданными и чудесными приключениями. Большое внимание уделяется любовным коллизиям; социальные темы занимают нез-начит. место. Однако гуманистич. направленность (утверждение свободы чувства и человеч. достоинства), поэтичность и драматургич. мастерство делают пьесы крупнейших драматургов Ч. Тан Сянъ-цзу ("Пио новая беседка"), Кун Шан-жэня ("Веер с цветами пер сика"), Хун Шэна ("Дворец бессмертия") и др. значит. явлением кит. т-ра.

Лит. (на кит. яз.): Ч ж о у И- б а и. Чжунго Сицзюй ши чанбянь, Пекин, 1960; Ч ж у Ч ж а о-н я н ь, Чжунго сицюй, Пекин, 1963. Вл. С.

ЧУБИНЙДЗЕ, Михаил Димитриевич (р.2.11.1910)- груз. сов. актер. Нар. артист Груз. ССР (1958). Чл. Коммунистич. партии с 1947. В 1930-36 работал в Чиатурском, затем в Горийском и Потийском т-рах. С 1940 - в Сухумском т-ре. Ч. играет разнообразные роли от остро характерных до трагедийных, созда„т острые по форме сценические образы. Игра его отличается романтич. приподнятостью, яркостью деталей, интонац. и мимич. отточенностью.

Роли: Отелло; царь Ираклий (о. п. Готуа), Городничий;

Хевис"бери Гоча (по о. п. Казбеги), Кнуров ("Бесприданница"), Прибытков ("Последняя жертва"), граф де Ризоор ("Фландрия" Сарду), Рипафратта ("Хозяйка гостиницы"), Тетерев ("Мещане"), Апрекуне Чимчимели (о. п. Вакели), Победоносиков ("Баня"), Эзоп ("Лиса и виноград" Фигейре-ду, царь Эдип (о. п. Софокла) и др.

Ставит спектакли. Снимается в кино. Эт. Г.

ЧУВАШСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. До Октябрьской революции чуваш, народ не имел своего т-ра и драматургии. Элементы драматич. иск-ва были представлены в устном нар. творчестве, в играх, обрядах. Первые драматич. произв. на чуваш, яз. принадлежали К. В. Иванову и М. Ф. Акимову. Они показывали тяж„лое положение народа, социальную несправедливость.

Чуваш, проф. т-р зародился вскоре после Октябрьской революции. 27 января 1918 в Казани группой студентов, красноармейцев, служащих был пост. спектакль "Не так живи, как хочется" Островского. Среди участников спектакля: И. С. Максимов-Кошкинский, П. Н. Осипов, О. И. Ырзем-Шестипалова, К. М. Васильев, М. Ф. Акимов и др. Этот коллектив получил наименование Чувашский советский передвижной т-р. Здесь ставились пьесы Островского, Гоголя, Сухово-Кобылина, Фонвизина, Л. Толстого, Писемского, Мольера, Шиллера. Спектакли шли в воинских частях. Летом 1918, когда Казань была захвачена белочехами, труппа распалась, но осенью снова возобновила свою работу.

Зарождение т-ра способствовало развитию нац. драматургии. В 1918 была пост. "Безвременная смерть" Акимова, в 1918-20 - "Чья вина" Г. В. Зайцева-Талмрза, "На суде" Ф. П. Павлова. Пьесы эти показывали тяж„лое положение народа, вызывали ненависть к его угнетателям.

В период борьбы с интервентами был организован второй чувашский т-р (июнь 1919) при политотделе Восточного фронта в Симбирске. Широко развивалась сельская художеств. самодеятельность. Из этих кружков впоследствии вышли мн. видные деятели театр. иск-ва. В 1920, после образования Чуваш, автономной обл., Чуваш, т-р из Казани был перевед„н в Чебоксары. В 20-х гг. пост пьесы: "В деревне" Павлова, "Кужар" Осипова, инсценировка поэмы К. В. Иванова "Нарспи". Ярко выраженные социальные мотивы, глубокий драматизм событий, использование элементов нар. творчества определили широкую популярность этих пьес.

Во 2-й пол. 20-х гг. в репертуаре т-ра проявились националистич. тенденции ("Последние дни Булгар-ского государства" Юрьева), что привело т-р к идейному и творч. кризису. Преодолевая эти тенденции, т-р вставал на путь всемерного сближения с жизнью народа. Появляются пьесы, отражающие эпоху гражданской войны, классовую борьбу в деревне: "Волна", "Лиходеи" Максимова- Кошкинско-го, "Жизнь прожить - не поле перейти", "У двух парней - одна дума" Осипова и др. В спектаклях т-ра созда„тся образ современника - активного борца за новую жизнь - пьесы: "Шум" Н. С. Айзмана

(1930); "Сила" В. О. Алагера (1931); "Ид„т" М. Д. Тру-биной (1931) и др. В 1927 при т-ре организуется студия по подготовке актерских кадров, в 1931 студия становится театр. отд. Чуваш, муз. уч-ща, получившего наименование Чуваш, муз.-театр. техникум. В труппу т-ра вошли новые актеры -П. Т. Медиков, Н. П. Виноградов, Н. С. Айзман, Г. В. Парнэ и др.

30-е гг. в истории Ч. т. ид. были периодом консолидации творч. сил, повышения проф. мастерства. Т-р ставил лучшие произведения сов. драматургии: пьесы Н. Ф. Погодина, А. Е. Корнейчука, А. А. Арбузова, В. Н. Билль-Белоцерковского. В т-р пришла талантливая молод„жь - И.О. Молодое, Л. Ф. Сем„нов, Б. А. Алексеева А. К. Ургалкин, Р. И. Ананьева, 3. Г. Трофимова, М. П. Иванова, Е. В. Шорникова и др., режиссером был Г. В. Парнэ. Этапные спектакли этого периода: "Айдар" Осипова, "Платон Кречет"; "Аристократы", "После бала" Погодина, "Волки и овцы"; "Земля" Вирты. Чувашские драматурги создают образы представителей рабочего класса и чуваш, интеллигенции: "Шум" Айзмана, "Мощь" Л. Я. Агакова (1931), "Садур и Илем" Максимова-Кошкин-ского (1933), "Симфония будней" Осипова (1935).

В 1933 театру присвоено наименование академического. В 30-х гг. в республике были созданы ещ„ 4 т-ра: Чувашский республиканский ТЮЗ (1932), колхозные т-ры в Марпосаде (1934), Батыреве (1936), Ядрине (1937).

Деятельность Чуваш, академич. т-ра характеризуется глубоким изучением и претворением опыта рус. реалистич. театр. иск-ва. Большую учебно-воспитат. работу провели режиссеры: ученик Станиславского Е. А. Токмаков и выпускники ГИТИСа, чуваш, режиссеры К. И. Иванов и Л. Н. Родионов. Если в ранних спектаклях преобладало увлечение внешней красочностью, этнографией, то на новом этапе деятельности т-ра главным стало раскрытие социальной основы произведения, стремление к ан-самблевости, психологии, углубл„нности образов; спектакли - "Как закалялась сталь" (1937), "На дне" (1938); "Нарспи" (новый вариант, 1940), "Чакка" С. В. Эльгера (1941).

Большое место в чуваш, драматургии предвоен. лет занимают историч. пьесы Осипова ("Айдар"), Эльгера ("Чакка"), Я. Г. Ухсая ("Тудимер"), А. Д. Калгана ("Анисса"); в них утверждается тема героизма народа. В годы войны пост. спектакли: "Отелло";

"Лиза Короткова" Айзмана и др.

После войны пост. спектакль "Человек с ружь„м" (1947, реж. Л. Н. Родионов, в роли В. И. Ленина- Б. А. Алексеев).

В 1947 коллектив т-ра пополнился выпускниками нац. студии ГИТИСа, воспитанниками М. М. Тарханова. В т-р пришли актеры: В. И. Родионов, В. К. Кузьмина, Т. Н. Ерусланова, Г. Т. Мадеева, П. И. Иванов, Н. С. Степанов, А. П. Лукьянова и др. Ансамб-левостью, театр. культурой отличались спектакли:

"Молодая гвардия" (1947), "Ревизор" (1948); "Энтип" В. Т. Ржанова (1950), "Свадьба с приданым" Дьяконова (1950).

В 40-50-е гг. были пост. пьесы Ржанова, Л. Н. Ро-дионова, Г. Д. Харлампьева, Н. Т. Терентьева, новые пьесы Калгана, Осипова и др. Были созданы драм. произведения об историч. прошлом народа - драма Калгана "Волна Октября" (1959), посв. отважному борцу за Сов. власть в Чувашии И. Г. Кадыкову, эпич. драма "Энтип" Ржанова (1950), о становлении нового человека в условиях строительства социализма. Героич. драма, посв. Отечеств, войне "Кукушка вс„ кукует" Терентьева (1960). Созданы пьесы, поднимающие вопросы коммунистич. отношения к труду, вопросы морали, чести, отношения к людям: "Что такое счастье?" (1957) и "Цветы неувядаемые" Терентьева, "Весенние мотивы" Харлампьева (1951) и др. Труженикам колхозной деревни, нашим современникам посв. пьесы "Голубое озеро" (1950), "Любимая девушка" (1952) Родионова; интеллигенции посв. пьеса "Любовь бессмертна" (1955) Харлампьева. В 1959 пост. спектакли "Никита Бичурин" В. Романова и др.

В 1959 Чуваш, академич. т-р преобразован в Чувашский муз.-драм. т-р и ему присвоено имя К. В. Иванова. В 1960 пост. первая чуваш, опера Ф. С. Васильева "Шывармань" ("Водяная мельница"), положившая основу новому направлению в истории чуваш, культуры - оперному иск-ву. Чуваш, композиторы Ф. С. Васильев, А. В. Асламас, Г. Я. Хирбю, В. А. Ходящев, М. А. Алексеев, А. Токарев создали ряд муз.-сценич. произведений. В 1962 пост. оперы "Хамарьял" ("Земляки") Васильева, в 1963 - "Прерванный вальс" Асламаса. Осуществлена первая пост. оперы Б. А. Мокроусова "Чапай". При т-ре создана вокальная и хореографич. студии. Среди оперных артистов т-ра-М. И. Денисов, Т. И. Чумакова и др. Возглавил т-р Б. С. Марков. В 1966 в т-р пришла группа окончивших Ленингр. хореографич. уч-ще.

Драматич. труппа т-ра в 1961 пополнилась молодыми актерами, окончившими ГИТИС (рук. В. А. Орлов). Были пост. спектакли: "Старик" Горького (1959), "Ромео и Джульетта" Шекспира (1961), "Под гн„том" по поэме С. В. Эльгера (2-й вариант пьесы "Чакка", 1957), "Топол„к мой в красной косынке" по Айтматову (1965).

Лит.: Вербина О., "Под одной крышей", "Театр", 1952, Х 8; Б л о к В., Каноны и поиски, "Дружба народов", 1959, ј 7; Сироткин М. Я., Очерк истории чувашской советской литературы, Чебоксары, 1956; Марков Б. С. Рождение муз. театра Чувашии, Чебоксары, 1965. ф. р

"ЧУДАК" - пьеса в 4 д. А. Н. Афиногенова. Соч 1929. Пост. 12 нояб. 1929 в МХАТе 2-м (реж. Берсенев Чебан, худ. Рудин; Волгин-Азарин, Дробный - Чебан, Горский - Берсенев, Сима - Гиацинтова, Трещина -Бирман). 15 апр. 1930 - пьеса пост. в Ленингр. академич. т-ре драмы (реж. Н. В. Петров, худ. Кустодиев; Волгин - А. Борисов, Дробный -.Лешков, Сима - Шигорина, Юлия - Рашевская, Трещина - Митрофанова, Добжина -Корчагина-Александровская).

Большинство пост. "Ч." относится к сезону 1929/1930:

Бакинский рус. т-р. Красноярский, Самарский, Саратовский (возобн. 1933), Свердловский, Ростовский-на-Дону т-ры, Ташкентский рус. т-р, Харьковский рус. т-р. Ярославский т-р им. Волкова и др.

Издания: "Чудак", М., 1934; Афиногенов А., Пьесы, М., 1956.

Лит.: Богуславский А. О., А.Н. Афиногенов, М., 1952, с. 37-49; Борисов А. Ф., Из творческого опыта, М., 1954; Бирман С., Путь актрисы, М., 19Г9. А. Шн.

ЧУДАКОВА, Елена Вениаминовна (р. 1.V. 1925) - рус. и литов. сов. артистка оперы (колоратурное сопрано). Нар. арт. Литов. ССР (1964). В 1952 окончила Вильнюсскую консерваторию. С 1952 - солистка Т-ра оперы и балета Литов. ССР (Вильнюс).

Партии: Виолетта; Джульетта ("Ромео и Джульетта" Гуно), Марфа, Лакме, Снегурочка; Мюзетта ("Богема"), Розина; Констанца ("Похищение из Сераля" Моцарта);

Ауксяле, Аушряле ("Вайва", "Дочь" Кловы) и др.

Выступает в концертах. Гастролировала в Польше. Вед„т педагогия, работу в Вильнюсской консерватории. А. Руз.

ЧУДЙНОВА, Александра Дмитриевна [р. 24.11 (7. III). 1896)- рус. сов. актриса. Нар. арт. РСФСР (1950). Чл. Коммунистич. партии с 1942. Окончила Харьковскую театр. школу (1922). Арти-стич. деятельность начала в рус. т-ре "Шахт„рка Донбасса". Затем работала в т-рах Харькова, Днепропетровска, Николаева, Херсона. С 1935 - в Ярославском театре. Первыми значит, ролями Ч. были: Ио ("Гибель "Надежды"" Хейерман-са), Юлька ("Медвежья свадьба" Луначарского), Наташа и Анна ("На дне"). Ведущая тема творчества актрисы - создание сильных, волевых характеров; стойкость духа и мужество отличают е„ сценич. героинь: Любовь Яровая; Виринея (о. п. Сейфуллиной),

Инга (о. п. Глебова), Катерина ("Петр I" А. Н. Толстого), Оксана ("Гибель эскадры"), Комиссар ("Оптимистическая трагедия"), Полозова ("Московский характер" Софронова). В классич. драматургии актриса с глубоким драматизмом раскрывала судьбу рус. женщины; роли: Лариса; Катерина ("Гроза"), Ту-гина ("Последняя жертва"), Нина ("Маскарад"), Кручинина; Маша ("Три сестры"), Надежда ("Варвары"), Анна Каренина. В 60-е гг. Ч. сыграла роли:

Огудаловой ("Бесприданница"), Сомовой, Софьи Марковны ("Сомов и другие", "Старик" Горького), Туру-синой ("На всякого мудреца довольно простоты"), Раневской ("Вишн„вый сад").

Лит.: Любомудров М., Старейший в России, М., i9G/t- , М. Лифш.

ЧУЖБЙНОВ, Тимофей Александрович (наст.фам.- Гринштейн) [21.11. (4.III). 1852 - 8(20).VIII. 1897]-рус. актер. Сценич. деятельность начал в 1874 (Ор„л, антреприза Лопухова). Большую часть своей актерской жизни пров„л в Киеве (антрепризы Н. Н. Савина, Иваненко, Сетова, Н. Н. Соловцова) и в Харькове (ок. 5 сезонов; антреприза М. М. Бородая и др.).

Работал также в Архангельске, Воронеже, Полтаве, Херсоне и др. городах. Ч. исполнял комедийные и характерные роли. В начале артвстич. карьеры выступал также в опереттах.

Роли: Осип ("Ревизор"), Юсов ("Доходное место"), Чугу-нов ("Волки и овцы"). Счастливцев, Шмага; Никон ("Горькая судьбина" А. Ф. Писемского), Третий мужик ("Плоды просвещения" Л. Н. Толстого).

Лит.: А л е к с а н д р о в с к и и И. В., Актер Чужби-нов, Киев, 1899; Ярон С., Воспоминания о театре, Киев, 18У8, с. JZ67-74. А. Шн.

ЧУЖОЙ, Иван Плато нович (наст. фам.-К о ж и ч) [18(30). VII. 1889-19.IV. 1945] - рус. сов. режиссер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1939). Работу в т-ре начал в полулюбительской труппе киевского Лукь-яновского нар. дома. В дальнейшем выступал в киевском драм. Т-ре Бергонье. Преподавал актерское* мастерство в киевской драм. студии "Театральная академия" и в студии при Т-ре Солов-цова. В 1916-19-актер МХТ. В 1922 возглавил созданный в Киеве "Театр студийных постановок" и на протяжении 8 лет существования этого коллектива пост. спектакли: "Женитьба Бальзаминова" А. Островского, "Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина, "Невероятно, но возможно" Плетн„ва и др. С 1935 работал в Ленингр. т-ре им. Ленинского комсомола, где в 1936 пост. спектакль "Женитьба Бальзаминова"; в 1938 осуществил одну из наиболее значит, своих работ - спектакль "Без вины виноватые". Ч. активно пропагандировал систему Станиславского, уделял главное внимание воспитанию актеров. Последней, незаконченной работой режиссера был спектакль "На всякого мэдреца довольно простоты".

Соч.: Юлетие Первой Студии. О Первой Студии МХАТ. (Из вое помина н/и и), "Театр", (Киев), 1923, ј 5-6.

Лит.: Н е/с тер о в с к и и П., И. П. Чужой, К., 1949. С. Ц.

ЧУЛАКИ, Михаил Иванович [р. 6(19). XI. 1908]- рус. сов. композитор, педагог, муз. деятель. Засл. деят. иск-в РСФСР (1963). Чл. Коммунистич. партии с 1943. Деп. Верх. Совета РСФСР 6-го созыва. В 1931 окончил Ленингр. консерваторию (класс В. В. Щербач„ва). Автор оперы "Бабий бунт" (1928, силами ленингр. самодеятельности); балетов: "Сказка о попе и работнике его Балде" (1940), "Мнимый жених" (1946, Гос. пр. СССР, 1948), "Юность" (1949, Гос. пр. СССР, 1950) - все в Ленингр. Малом оперном т-ре; музыки к спектаклям: "Хлеб" Киршона (1930), "После бала" Погодина (1934), "Бесприданница" (1935) - все в Ленингр. Большом драм. т-ре; "Туфелька Дин" Зельцера и Диманта (1954, Моск. драм. т-р им. А. С. Пушкина); музыки к кинофильмам и др. соч. Сделал новую редакцию оперетты "Тайна Канар-ского наследства" Лекока (1942, Ленингр. Малый оперный т-р).

С 1933-преподаватель, с 1939 - доцент Ленингр. консерватории; с 1948 - доцент, с 1962-профессор Моск. консерватории. В 1955-59-директор, с 1963- директор и худ. рук. Большого т-ра. В. Бр.

ЧУЛ‚Й (Ciulei), Ливиу (р. 7.VII.1923) - рум. режиссер, актер, театр. художник. Засл. арт. СРР (1958). В 1946 окончил одновременно Архитектурный ин-т и Консерваторию драматич. иск-ва в Бухаресте. актерскую деятельность начал в т-рах Бухареста. С 1946 выступал как театр. художник: "Отелло" (1946, Нац. т-р им. И. Л. Караджале), "Шахт„ры" Давидоглу (1948, там же). С 1948 работает в Муниципальном т-ре (ныне Т-р им. Л. Стурдзы-Буландры), с 1962-директор этого т-ра.

Роли: Треплев ("Чайка"), Жак ("Как вам это понравится" Шекспира), Чир ("Любовь Яровая"), Дюнуа ("Святая Жанна" Б. Шоу), Андрей ("Пассакалия" Поповича), Протасов ("Дети солнца"), Дантон ("Смерть Дантона" Бюхнера). Исполнил роль В. И. Ленина в спектакле "Человек с ружь„м".

В актерском творчестве Ч. лирич. философская направленность сочетается с обобщ„нностью, его сценич. образы отличаются психологич. заверш„нностью, публицистич. остротой.

Как режиссер впервые выступил в 1957, поставив спектакль "Продавец дождя" Наша, затем пост. "Святая Жанна" Шоу (1958), "На дне" (1960), "Дети солнца" (1960); "Как вам это понравится" Шекспира (1961), "Тр„хгрошовая опера" Брехта (1964) и др. (все в Т-ре им. Л. Стурдзы-Буландры).

Среди спектаклей, оформленных Ч. .'"Любовь Яровая", "Человек с ружь„м"; "Ч„рные годы" Барангп и Морару (1958, Национальный т-р им. И. Л. Караджале), "Гамлет" (1959, Муниципальный т-р), "Сон в летнюю ночь" (1960, Яссы), "Как вам это понравится" (1961), "Тр„хгрошовая опера" (совм. с И. Оро-вяну, 1964).

Работает в кино как режиссер, актер и художник. Е. А.

ЧУЛКОВ, Михаил Дмитриевич (1743-1792)-рус. актер и писатель. Автор стихов, повестей, пьес. Образование получил в разночинной гимназии Моск. ун-та. Занимаясь в гимназии, участвовал в университетских спектаклях. В 1761-65 - актер Петерб. т-ра. Известна только одна роль Ч.- Вестник ("Хо-рев" Сумарокова). Из его драм. произв. до нас дошла лишь пьеса "Как хочешь назови". Ч. издавал журналы ("И то и с„", "Парнасский щепетильник"), собирал рус. фольклор, опубликовал "Собрание разных песен" (ч. 1-4, 1770-74).

Соч.: "Как хочешь назови", "Литературное наследство" 1933, ј 9/10. " Лит.: Шкловский В. Б., Чулков и Левшин, Л., 1933; Всеволодски й-Г ернгросс В. Н., Русский театр второй пол. XVIII века, М., 1960, с. 112. В. Вир.

ЧУЛПАН (наст. имя- Хам ид Сулайма-нов) (1896-1938) - узб. сов. поэт, драматург, публицист. Лит. и публицистич. деятельность начал в 1914. В дореволюц. годы выступал с критикой отдельных сторон феодализма, реакц. явлений в Туркестане, но не видел путей к освобождению человека. Отсюда абстрактный характер его творчества, мотивы пессимизма. Противоречивость идейно-творч. позиций Ч. проявилась и в сов. период; в его творчестве сказывались бурж.-националистич. тенденции. Со 2-й пол. 20-х гг. Ч. постепенно освобождается от реакц. взглядов. В романтич. драме "Яркин-ой" (1920, перераб. в 1926) драматург говорит о торжестве любви над мракобесием и феодальным произволом. Однако, призывая к борьбе против феодального гн„та, не определяет верных путей этой. борьбы. Эволюция идейно-творч. позиций Ч. видна в пьесах "Восстание невольницы" (1925), "Наступление" (1927, совм. с В. Яном); он поднимает вопрос о раскрепощении женщин, остро разоблачает устои старой жизни. Ч.- один из первых узб. драматургов пишет пьесы на совр. тематику. Пьеса "Кулак" поев" преобразованию деревни, изменению сознания людей, выдвижению женщин на руководящую работу. В пьесе "Товарищ Каршибаев" разоблачаются представители старого общества, -препятствующие строительству новой жизни.

Ч. способствовал формированию узб. лит. сценич. речи, перев„л на узб. яз. пьесы: "Ревизор" (1925);

"Эхо" (1925), "Шторм" (1927) Билль-Белоцерковского, "Бронепоезд 14-69" (1927), "Гамлет" (1935) и др. В 1921-32 работал в Т-ре им. Хамзы зав. лит. частью. Автор мн. рецензий и статей о т-ре.

Соч. (на узб. яз.): "Яркин-ой", пьеса, Таш., [б. г.].

М. Pax.

ЧУРКИН, Николай Николаевич [9(21). V.I 869- 27.XII. 1964] - белорус. сов. композитор и фольклорист. Нар. арт. БССР (1949). В 1892 окончил Тифлисское муз. уч-ще Рус. муз. об-ва (класс композиции М. М. Ипполитова-Иванова). С 1914 жил и работал в Белоруссии. Ч. принадлежит первый опыт создания белорус. оперы, муз. комедии, а также симфо-нич. произведения.

Оперы: "Освобожд„нный труд" (1923, Мстиславльский любительский т-р), "Рукавичка (1940, Минское радио), "Разор„нное гнездо (соч. 1958; исполнено неск. сцен в 1959).

Муз. комедии: "Кок-сагыз" (1949, Горки-Белорус., силами худож. самодеятельности), "Песня Березины" (1947, Бобруйский т-р муз. комедии). Ч. также автор музыки к спектаклям.

В 1892-1935 в„л педагогич. работу в Баку, Ковно (Каунасе), Вильно (Вильнюсе), Мстиславле, Могил„ве.

Лит.: Журавл„в Д., Большая дорога. Нар. арт. БССР Н. Н. Чуркин (Биографич. очерк), Минск, 1964. А. Ив.

ЧУХАДЖЯН, Тигран Геворкович (1837- 23. III. 1898)-арм. композитор и обществ, деятель. Муз. образование получил в Константинополе и Милане (1861-64). Принимал активное участие в работе первого арм. муз. об-ва "Кпар айкакан" ("Армянская лира", Константинополь). Ч.-основоположник арм. муз. т-ра (1872, Константинополь), автор первых арм. опер и оперетт. Самое крупное произв. Ч.- опера "Аршак II" (либр. Т. Терзяна, соч. 1868; пост. 1945, Т-р оперы и балета им. Спендиарова, Ереван) - на тему освободит, войн арм. народа против сасанидской Персии и Византии в 4 в.

Автор опер: "Земирэ" (1891), "Индиана" и др.; муз. комедий и оперетт: "Ариф (1872), "К„се-кехва" (1874, на сюжет "Ревизора" Гоголя), "Леблебиджи" ("Продавец гороха", 1876, на сов. сцене "Карине") и др., пост. в Константинополе, затем в Греции, Египте, Болгарии, Италии и др. странах; музыки к драматич. спектаклям, вок. и инструмент, произв.

Лит.: Т и г р а н о в Г., Армянский музыкальный театр. т. 1, Ер., 1956; К у ш н а р е в X. С., М у р а д я н М. О., Геодакян Г. Ш., Очерк истории армянской музыки, Ер., 1963 (на арм. яз.). ' М. My р.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница