Наши партнеры

оборудование для концертных залов
Купить одежду Вологда.

Театральная энциклопедия
(страница 483)


ЧУШКИН, Николай Николаевич [р. 20.XI (3.XII). 1906]- рус. сов. театровед. В 1931 окончил театро-ведч. цикл ф-та лит-ры и иск-ва МГУ. Лит. деятельность начал в 1932. В 1937-41- старший науч. сотрудник и зав. кабинетом К. С. Станиславского в музее МХАТ. В 1942-51 - старший инспектор Гл. управления т-ров. С 1951 - старший науч. сотрудник Гос. комиссии по изучению и изданию трудов К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. С 1940 - референт Комитета по гос. премиям, с 1956 - зав. отделом т-ра и кинематографии комитета по Ленинским премиям.

Соч.: "Царь Ф„дор Иоаннович" на сцене МХАТ, М., 1940 (совм. с Б. И. Ростоцким); Московский Художественный театр. М., 1950 (совм. с П. А. Марковым); Крэг и Станиславский, "Рабочий и театр", 1936, ј 1; Шекспировские спектакли в Московском Художественном театре. "Юлий Цезарь", в кн.: Ежегодник МХТ за 1944, т. 1, М., 1946 (совм. с Б. И. Ростоцким); Путь художника (ц В. В. Дмитриеве), в кн.: Ежегодник МХТ за 1948, т. 1, М., 1950; Литературное наследие К. С. Станиславского дореволюционного периода, в кн.: Станиславский К. С., Собр. соч., т. 5, М., 1958;

[Статьи и воспоминания о Л. М. Леонидове], в кн.: Леонид Миронович Леонидов, М., 1960; Симов-родоначальник нового типа театральных художников, в кн.: Ежегодник МХТ за 1953-1958, М., 1961; Юлий Цезарь на сцене Московского Художественного театра. Вступит, ст. к кн.: Н е-мирович-Данченко Вл. И., режиссерский план постановки трагедии Шекспира "Юлий Цезарь", 1964, М. (совм. с Б. И. Ростоцким); Гамлет - Качалов, М., 1966;

И. Я. Гремиславский и декорационное искусство Художественного театра, в сб.: И. Я. Гремиславский, М., 1966 (совм. с М. Н. Пожарской); В спорах о театре, в сб.: Встречи с Вс. Мейерхольдов, М., 1967.

ЧХАНГЫК - корейская нар. муз. драма. Сочетает элементы муз. драмы чхан, нац. драматич. нар. представления - норымсэ и нац. танцев - баллим. Восходит к театрализованным интермедиям силласких хваранов 6-7 вв. Дальнейшее развитие Ч. связано с деятельностью средневековых кор. гистрионов - квандэ, исполнителей лирико-эпич. песенного сказа пхансори. В 17-18 вв. исполнялся на открытой площадке двумя квандэ; один из них-косу-стоя исполнял все роли, другой косу аккомпанировал на барабане-пук. Квандэ владели иск-вом декламации, пения, имитации. В 18 в. известность получили Ха Хан Дам, Чхве Сон Даль и Квон Сам Дык (т. н. период "тр„х знаменитых певцов"), в иск-ве к-рых песенное начало стало вытеснять драматич. действие. В 19 в. известны выдающиеся квандэ, среди к-рых- Мо Хын Гап, Сон Хын Нок, Ко Су Гван, Чу Док Ки, Ким Че Чхоль, Пак Ю Чжон и др. (т. н. период "восьми знаменитых певцов"). К сер. 19 в. были разработаны характерные стили пения: пх„нчжо - для передачи чувства радости, ликования, учжо - выражающий торжеств, настроение, гем„нчжо - горе, скорбь. Эти стили основаны на пентатонике; в них используется 15 различных ритмов, разнообразные темпы.

С сер. 19 в. Ч. проникает на проф. сцену. Превращение Ч. в иск-во нац. оперы принадлежит Син Чэ Хе. Он отредактировал популярные пхансори ("Сказание о Чхун Хян", "Сказание о Сим Чхон", "Сказание о Хын Бо", "Повесть о зайце" и др.), вв„л распределение ролей между неск. квандэ (ведущий певец исполнял главные, а др. актеры - второстепенные роли), вв„л исполнительниц женских ролей, воспитав ряд талантливых артисток (Чхэ Сон - первая актриса, выступившая на корейской сцене, Хо Гымпха, Ли Хвачжунсон и др.).

Принципы Син Чэ Х„ развивала в нач. 20 в. труппа "Х„пнюльса" (Сеул), имевшая филиалы почти во всех провинциях Кореи. актеры и руководители "Х„пнюльса" уделяли большое внимание сценич. оформлению спектаклей, применяли объ„мные декорации, цветовые и шумовые эффекты. В т-ре "Х„пнюльса" появился просцениум, в муз. сопровождении к бараба-ну-пук были добавлены струнно-щипковый инструмент каягым и флейта-чоттэ.

В период подъ„ма нац.-освободит, борьбы корейского народа против япон. колонизаторов (30-е гг.) ученики Син Чэ Х„ -Ким Чхан Хван, Сон Мал Гап и др. организовали "Корейское об-во по изучению вок. иск-ва" (1933). В трудных условиях колониального режима Об-во способствовало развитию жанра Ч. (вместо ведущего певца вводятся равноправные участники спектакля и т. д.).

После освобождения Кореи Сов. Армией (1945) во всех провинциях Сев. Кореи были созданы стационарные т-ры, ставившие Ч. Ведущий корейский муз. т-р- Гос. художеств. т-р (осн. в 1948 в Пхеньяне), наряду с пост. совр. оперных спектаклей (кагык) и балетов, ставит Ч. Группа "Х„пнюльтан" под рук. композитора АН Ги Ока, выделившаяся из состава этого т-ра, основала Гос. т-р нац. иск-ва (ГТНИ; см. Пхеньянский художественный театр оперы и балета}. Гл. задача т-ра - сохранение и развитие старинных форм нар. муз. иск-ва и особенно Ч. Этапом в развитии

Ч. стал спектакль "Сказание о Чхун Хян" (1952, ГХТ, либр. Пак Тхэ Вон и Чо Ун). Композиторы АН Ги Ок, Пак Дон Силь и Чо Сан Сон создали партитуру для оркестра нар. инструментов, написали увертюру, речитативы между ариями. Переход Ч. в оперу определил спектакль "Адмирал Ли Сун Син", музыка Пак Дон Силя и Чо Сан Сона, либр. Пак Тхэ Бона (1952, ГТНИ). Спектакль содержит большие хоровые и танц. номера, нар. песни. Дальнейшее развитие Ч. связано со спектаклями: "Пэбэни" (музыка Ким Дин Мена и Ю Дэ Бока, либр. Чо ‚н Чхуля, 1953) и "Сказание о Чанхва и Хонн„н" (музыка Ким Дин Мена, либр. Ким ‚н Пхаля и Чо ‚н Чхуля, 1959). Вместо муз. тем пхансори в этих спектаклях использованы мелодии нар. песен зап. провинций (т. н. со до мине).

В лучших пост. Ч. используются'достижения совр. муз. т-ра и при этом бережно сохраняются традиц. формы: "Хванхэская песнь" (музыка Чон Нам Хи, Чо Сан Сона и Син ‚н Чхоля, либр. Пак Пхаль Яна;

1960), "Новые песни в деревне за рекой" (музыка Ким Дин Мена и Юн ‚н Хвана, либр. Син Го Сона; 1960), "Сон в красном тереме" (музыка Ли Мен Сана и Син ‚н Чхоля, либр. Чо ‚н Чхуля; 1962), "Сказание о Чхун Хян" (музыка Ли Мен Сана и Син ‚н Чхоля, либр. Чо ‚н Чхуля; 1964).

Среди деятелей совр. Ч.: нар. деят. иск-в композиторы АН Ги Ок, нар. арт. КНДР певцы и композиторы - Чон Нам Хи, Чо Сан Сон, Ким Дин Мен; режиссеры - АН ‚н Иль, У Чхоль Сон, Чон Су ‚н, Ким ‚н Хи; дириж„ры - Пак Сын Ван, АН Сен Хен; художники - Ча Нам Ин, Пак Чон Рель и др.

Лит. (на корейском яз.): Чон Но Си к, История корейского чхангык, Сеул, 1940; Ким Ч э Чхоль, История корейского театра, Сеул, 1933; Хан Х „, Очерк истории корейского театра, Пхеньян, 1956. Г. Ли.

ЧХАРТИШВЙЛИ, Арчил Евстафьевич [р.6(19).!. 1905] - груз. сов. режиссер. Нар. арт. Груз. ССР (1958). Чл. Коммунистич. партии с 1945. Сценич. деятельность начал в 1921 как статист и пом. режиссера в Т-ре им. Руставели (Тбилиси). В 1930-34 - режиссер Кутаисского т-ра, пост. спектакль "Бравый солдат Швейк" по Гашеку. В 1934-36 - худ. рук. Чечено-Ингушского т-ра (г. Грозный), пост. "Анзор" Шаншиашвили, "Платон Кречет". Был художеств. руководителем (1936-40), затем директором и гл. реж. (1944-48) Батумского т-ра, пост. "Изгнанник" Ража Пшавела (1945), "Царь Эдип" Софокла (1946). В 1949-52 - директор и гл. реж., в 1963-64 -гл. режиссер Т-ра им. Марджанишвили; пост.: "Очаг Ха-ратели" Мревлишвили (1949), "Его звезда" Мосашви-ли (Гос. пр. СССР, 1952), "Изгнанник" Важа Пшавела 1956), "Медея" Еврипида (1962). В 1957-62 и с 1964режиссер (с 1965- гл. реж.) Т-ра им. Руставели, пост. спектакли "Оптимистическая трагедия"; "Старые зурначи" Элиозашвили и др. режиссерское иск-во Ч. отличается романтич. приподнятостью, страстностью, пластич. скульптурностью мизансцен, выразительностью формы.

Лит.: Гугушвили Э., Джанелидзе Д., Грузинский Государственный драматический театр имени Марджанишвили, Тб., 1958. . Эт. Г.

ЧХВЕ OK CAM (25.VII.1905-13.III.1956) -корейский композитор. Учился игре на корейском нац. инструменте каягыме у Чон Ун Р„на. В 1925-44 работал преподавателем на муз. курсах в городах Мокпхо, Вонсан, Хамхын. После освобождения Кореи Сов. Армией (1945) - композитор Гос. балетной студии им. Цой Сын Хи (Пхеньян). Впервые в истории Кореи выступил как автор музыки для оркестра нац. инструментов к балетным спектаклям: "Сказание о крепости Паняволь" (1949), "Мать Кореи" (1951), "Сказание о крепости Садосон" (1954), "Под ясным небом" (1956). Г. Ли.

ЧХЕИДЗЕ, Давид Иосифович (р. 30.VI.1892)- груз. сов. актер. Засл. деят. искусств Груз. ССР (1961). В 1914 поступил в Кутаисский драм. т-р. С 1915 работал в Тбилисском драм. т-ре. актер романтической направленности, Г. создал приподнятые поэтич. образы.

Роли: Сын, Датико ("Мать и сын", "Рассказ нищего" Чав-чавадзе), Гела, Царь ("Патара Кахи", "Коварная Тамара" Церетели), Дариспан, Платон ("Невзгоды Дариспана", "Мачеха Саманишвили" Клдиашвили), Солейман ("Измена" Сумбатова-Южина), Годун ("Разлом"), Креон ("Царь Эдин" Софокла), Командор ("Овечий источник").

Автор монографий "Ю. Зардалишвили" (1960), "Мако Сапарова-Абашидзе" (1963), перев„л пьесу "Очная ставка" бр. Тур и Шейнина.

Лит. на груз. яз.: Буртикашвили Ал., Д. Чхеидзе, в сб.: Театральные портреты, Тб., 1962 с. 102-111. Я. Ш.

ЧХГЙДЗЕ, Нина (Нуца) Платоновна (12.X.1881- 15.VIII.1963) - груз. сов. актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1925). Мать и сестра Ч. были актрисами Груз. т-ра. Впервые выступила на сцене в 13-летнем возрасте в роли Эммы ("Семья преступника" Джакометти, 1894). Впоследствии воспитывалась на принципах ге-роико-романтич. школы (В. С. Алекси-Месхишвили, К. Месхи). Обладала замечательными данными для исполнения трагедийных ролей, сильным голосом, прекрасной сценической внешностью. Сценические образы Ч. были наделены драматич. жизненной силой. Игра актрисы отличалась мощным темпераментом, психологической глубиной, яркой национальной самобытностью.

Роли: Зсйнаб, Гаянэ, Рукайя ("Измена" С умбатова-Южи-на), Кетеван ("Родина" Эристави), Марина ("Брат и сестра" Гунпп), Наташа, Любовь ("На дне", "Последние" Горького), Медея (о. п. Суворина и Буренина), Кручинина, Полина ("Без вины виноватые", "Доходное место"), Офелия, Дездемона;

Луиза, Амалия ("Коварство и любовь", "Разбойники"), Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына), Магда ("Родина" Зудермана), фруАльвинг, Нора; Иокаста, Антигона ("Царь Эдип", о. п. Софокла). В сов. драматургии играла роли: Мехру ("Хатидже" Каладзе), Мать ("Георгий Саакадзе" Шаншиашвили), Татьяна ("Разлом").

Снималась в кино.

Соч. (на груз. яз.): Воспоминания, Тб., 1950, 1956.

Лит. (на груз. яз.): Д а в и т а я Э., Нино Чхеидзе, То., 1955; Б у р т и к а ш в и л и Ал.. Нино Чхеидзе, Тб., 1963; Нинидзе В., Герсамия С.,1 Швангирад-зе И., Тбилисский театр санкультуры [сб. статей], Тб., 1955. Н.Ш.

ЧХЕИДЗЕ, Нодар Георгиевич (р. 18.VIII.1917) - груз. сов. актер. Нар. арт. Груз. ССР (19()6). Чл. Ком-мунистич. партии. Окончил Груз. театр. ин-т в 1942. В этом же году поступил в Т-р им. Ш. Руставели. Непосредственность, тонкое чувство юмора, яркость и острота сценич. рисунка определили успех Ч. в комедийном репертуаре. Роли: Гико ("Пэпо" Сундукяна), Карл II ("Дон Сезар де Базан" Дюмануара и Деннери), Чпнчахов ("Во дворе злая собака" Буачидзе), Коч-кар„в ("Женитьба") и др. Глубокой человечностью и лиризмом отличались образы Гамлета; Эдгара ("Король Лир"). С подлинным драматизмом играл он роли Незнамова и Франца Моора, защищая человеческое достоинство и обличая пороки человека, одержимого жаждой власти.

Лит.: Апхаидзе Ш., Швангирадзе Н., Ордена Ленина Гос. театр им. Ш. Руставели, Тб., 1958; Февральский А., Театр им. Руставели, М., 1959. Э. Г.

ЧХЕИДЗЕ, Ушангп Викторович (27.XI.1898- 1.XII.1953, Тбилиси) - груз. сов. актер. Нар. арт. Груз. ССР (1935). Учился в Кутаисской гимназии, на агрономич. ф-те Тбилисского ун-та. Участвовал в школьных спектаклях, а во время летних каникул - в спектаклях полупроф. груз. трупп. В 1919 поступил в студию Г. Джабадари, по окончании к-рой вош„л в состав рабочего т-ра Авчальской аудитории. С 1921- актер Т-ра им. Ш. Руставели, где работал под рук. К. А. Марджанишвили и А. В. Ахметели. В 1928 принял участие в создании т-ра в Кутаиси (с 1931-в Тбилиси, с 1933-Т-р им. К. Марджанишвили), где работал до 1935 (оставил сцену из-за тяж„лой продолжит. болезни).

Ч. прославился созданием образов Гамлета, Яго;

Уриэля Акосты (о. п. Гупкова), среди др. ролей:

Годун ("Разлом"), Онуфрий ("Дни нашей жизни" Андреева), Кваркваре Тутабери (о. п. Какабадзе), пристав Чалиани ("Вчерашние" Даднани) и др.

После ухода из т-ра написал историч. драму "Георгий Саакадзе", по1т. Т-ром им. К. Марджанишвили, ряд статей о театр. иск-ве и две книги: "Котэ Марджанишвили - режиссер и учитель" (1949) и "Воспоминания и письма" (1956). Снимался в кино. Ла.ли К.

ЧХИКВАДЗЕ, Григорий Захарович [р. 14(27). IV. 1900] - груз. сов. музыковед. Засл. деят. иск в Груз. ССР (1946). Доктор искусствоведения (1945). Автор ряда работ по истории груз. муз. культуры. Вед„т педагогич. работу в Тбилисской консерватории (с 1947 - профессор).

Соч. (на груз. яз.): Современный музыкальный фольклор Грузии, Тб., 1961; Грузинская народная музыка, Тб., 1965; на рус. яз. - Композиторы Грузинской ССР. Краткие биографии, Тб., 1940, и др д J/

ЧЭН ЧАН-ГЭН (наст. имя - Ю й-ш а н ь; 1812- 1882) - кит. актер. Один из основателей актерского амплуа сюйшэн (см. Шэн) в пекинской музыкальной драме. С 1840 работал в Пекине. Приобр„л популярность после исполнения гл. роли в драме "Застава Вэньчжао". Возглавил одну из ведущих трупп ('Три радости") жанра пекинской муз. драмы, был е„ руководителем, до конца творч. деятельности Ч. Ч.-г. играл в пьесах пекинской муз. драмы и кунъцюй. Это повлияло на использование куньшаньских мелодий и при„мов актерского иск-ва куньцюй в пекинской муз. драме. Исполнял роли в пьесах традиц. т-ра -"Встреча героев", "Встреча в тутовой роще", "Захват Чанша", "Поимка и освобождение Цао Цао", "Меч во внутренностях рыбы" и др.

Лит. (на кит. яз.): История столичной драмы на протяжении 200 лет, Шанхай, 1926; С ю и М у- ю н ь, Разговор о пекинской музыкальной драме, Пекин, I960. С. С.

ЧЭНЬ БАЙ-ЧЭНЬ (р. 1909) - кит. драматург и театр. деятель. Первую пьесу написал в 1935. В период нац.-освободит, войны (1937-45) руководил театр. коллективом "Инжэнь", преподавал в Гос. театр. уч-ще в Чунцине. Из 20 написанных им пьес наиболее известны "Свадебный марш" (соч. 1942), "Когда приходят холода" (соч. 1944) и "Карьера чиновника" (соч.1945), сатирически обличающие чанкайшистский режим, рассказывающие о тяготах жизни народа. Ч. Б.-ч.-автор серии историч. пьес из эпохи Тайнинского восстания, в т. ч. "Деревня Цзиньтянь" (соч. 1937), "Дадухэ" (соч. 1942) и др. В 1959 опубликовал сатирич. комедию "Явление бумажного тигра", обличающую амер. империализм.

Лит. (на кит. яз.): Суй Хань-цзи, Пекин, 1956. Вл. С. ЧЭН ЯНЬ-ЦЮ (1904-1958) -кит. актер. Исполнял в пекинской муз. драме роли амплуа цинъи ("женщин в скромных одеждах"). Впервые выступил в т-ре в конце 1910-х гг. Одну из своих первых ролей в пьесе "Опьянение Ян Гуй-фэй" готовил с Мэй Лань-фаном. В 20-е гг. играл в пьесах "Наложница Мэй", "Яшмовая шпилька" и др., написанных для него драматургом Цзинь Хой-лу; участвовал в спектаклях, имеющих социальную направленность: "Слезы о диких горах", "Могильный холм любящих супругов", "Обида Доу-Э" (в варианте Ч. Я.-ц. "Записки о золотом замке"). В 30-е гг. выступил в одной из своих лучших ролей в пьесе "Сон в весеннем тереме" (по произв. классика кит. поэзии Ду Фу "Прощание новобрачной" и "Песнь о боевых колесницах"). Ч. Я.-ц. сочетал в сво„м творчестве элементы европейского театрального искусства с национальными традициями. После 1949 отош„л от сценической деятельности, занимался педагогической и научной работой.

Ч. Я.-ц. вош„л в историю кит. т-ра как один из лучших исполнителей трагедийных женских ролей. Создал своеобразную манеру вок. исполнения, сочетая пение фальцетом, характерное для исполнения женских ролей, с грудным пением, принятым в мужских амплуа. В его исполнит, иск-ве слились две тра-диц. вок. школы - женская (цы) и мужская героич. (сюн).

Лит. (на кит. яз.): Чэн Янь-цю, Пекин, 1959;

Чэнь Янь-цю-ды утаи ишу, Пекин, 1959. С. С.

ЧЮРЛЕН‚НЕ-КИМАНТАЙТЕ, София (13.III. 188(Г- 1.XII.1958) - литов. писательница, драматург. Училась в Краковском ун-те, изучала философию. Лит. деятельность начала в 1905. В 1909 стала женой художника и музыканта К. М. Чюрлениса. В 1935-38 преподавала литов. язык в Каунасском ун-те. В реалистич. комедиях "Денежки" (1918, Каунасский т-р, 1921), "Украшение виллы" (19.32, там же),

"Большая ярмарка" (1939, пост. 1944, там же) и др. сатирич. произв. высмеиваются нравы буржуазии, мещанства. По 'мотивам литов. фольклора написана пьеса-сказка "Двенадцать братьев - ч„рных воронов" (1931, пост. 1934, там же), ставившаяся в литовских молод„жных т-рах. Значит, роль в развитии литов. т-ра сыграли критич. работы Ч.-К., а также е„ переводы классической драматургии (Мольер и др.) на литовский язык.

С о ч.: Ciurlionienee Kymantaitee, t. 1-3, Vilnius, 1956

И. Дан.

ЧЯСАС, Владас Адомо (р. 16.1.1917) - литов. сов. артист оперы (лирич. тенор). Засл. арт. Литов. ССР (1954). В 1946 окончил консерваторию в Каунасе. С 1944 - солист Т-ра оперы и балета Литов. ССР (Вильнюс).

Партии: Альмавива, Герцог; Гофман ("Сказки Гофмана" Оффенбаха), Фра-Дьяволо (о. п. Обера), Альфред; Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно), Фауст; Ионтек ("Галька"), Ленский: Князь ("Русалка"), Андрей ("Мазепа"), Юродивый ("Борис Годунов"), Водемон ("Иоланта"), Л„нька ("В бурю" Хренникова), Принц ("Любовь к тр„м апельсинам" Прокофьева), Данила, Наглис ("Пиленай", "Вайва" Кловы), Скудутис ("Даля" Дварионаса) и др. д руд

ШАБРИЕ (Chabrier), Алексис Эмманюэль (18.1. 1841 - 13.IX.1894) - французский композитор. Известен как автор оперетт - "Звезда" (1877, т-р "Буфф-Паризьен", Париж), "Недостаток воспитания" (1885). Автор опер - "Гвендолина" (1886, т-р "Де ла Монне", Брюссель), написанной под влиянием Р. Вагнера и пост. во многих т-рах Германии и Франции, "Король поневоле" (1887, т-р "Опера комик", Париж) и др. соч.

Лит.: Французская музыка второй половины XIX века. Сб. переводных работ, ред. М. С. Друскина, М., 1938;

M а г t i n e a u R., Е. Chabrier, Р., 1910. Ал. М.

ШАВГУЛЙДЗЕ, Георгий Владимирович (16.XI. 1910-13.IV.1959) - груз. сов. актер. Нар. арт. Груз. CCP (1955). Ученик К. А. Марджанишвили, под его руководством начал сценич. деятельность в Кутаисском т-ре в 1928. Вначале играл эпизодич. роли, но вскоре занял ведущее положение. Роли - Карл Томас ("Гоп-ля, мы жив„м!" Толлера), Гоча ("Как это было" Каладзе), Рувим ("Уриэль Акоста" Гуцкова).

В 1930 вместе с т-ром (ныне Т-р им. Марджанишвили) переехал в Тбилиси. актер широкого диапазона, Ш. играл глубоко драматич. и гротесково-характерные роли. Его драматич. образы отличались мужественностью, темпераментом, сдержанностью и благородством формы. Игре Ш. были присущи радужные, светлые, оптимистич. краски, яркая стихия комического, выразит, пластика, ощущение внутр. ритма, точность деталей, чувство интуиции. Выразительность и острота сценич. формы, точность и конкретность жизненных красок характеризовали иск-во Ш., подлинно синтетич. актера, следовавшего творч. заветам Марджанишвили.

Среди ролей: Саят-Нова ("Царь Ираклий" Готуа), Кастельский ("Страх"), Гайдай ("Гибель эскадры"), Ясон ("Гурия Ниношвили" по Э. Ниношвили), Фар-хад ("Легенда о любви" Хикмета), Датико Шеварднадзе ("Раненый ор„л" Бердзенишвили), Цезарь ("Антоний и Клеопатра" Шекспира), граф Лейстер ("Мария Стюарт"). В ярко гротесковой манере играл роль почтмейстера Шпекина ("Ревизор"), Бухгалтера ("Апракуне Чимчимели" Вакели), с гиперболич. сочностью играл роли Харитона ("Свадьба колхозника" Какабадзе), Никифора ("Его звезда" Мосашвили, Гос. пр. СССР, 1952). Снимался в кино.

Лит. (на груз. яз.): Гурабанидзе Н., Георгий Шавгулидзе, Тб-, 1963. Гур.

ШАВЕРДЯН, Александр Исаакович [22.VI (о.VII). 1903-2.III.1954] - сов. музыковед и муз. критик. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1945). Учился в Ленингр. консерватории. Окончил историко-теоре-тич. ф-т Моск. консерватории. Был гл. редактором муз. вещания Всесоюзного радиокомитета (1928-36). С 1926 выступал как муз. критик (псевд.-Богданов, Искандер, A. Map). Ш. принадлежит редакция оперы "Аршак второй" Т. Г. Чухаджяна. В„л педагогич. работу: в 1926-28 в Тифлисе, до 1932 в Москве, в 1941-42 в Ереване.

Соч.: "Борис Годунов" Мусоргского, 2 изд., М., 1932 "Травиата" Дж. Верди, М., 1935; "Фиделио" Бетховена, М. 1937; А. А. Спендиаров. Жизнь и творчество, 2 изд., М. 1957; Большой театр Союза ССР, М., 1952; Комитас и армянская музыкальная культура, Ер., 1956; Избр. статьи М., 1958; Очерки по истории армянской музыки, М., 1959 Я. Шах.

ШАВЕРЗАШВЙЛИ, Александр Васильевич (р. 8. VII. 1919) - груз. сов. композитор, педагог. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1961). Чл. Коммунистич. партии с 1950. В 1943 окончил Тбилисскую консерваторию (класс композиции П. Б. Рязанова, затем А. М. Баланчивадзе). Автор опер: "Маринэ" на сюжет пьесы "Стрекоза" Бараташвили (1955, Т-р оперы и балета им. Палиашвили), "Царь Эдип" по трагедии Софокла (1965 в концертном исполнении, Большой зал Тбилисской консерватории), "Княжна Майя" (соч. 1966); балета "Элгуджа" (соч. 1943); оперетты "Ман„вры" (1959, Тбилисский т-р муз. комедии); музыки к драматич. спектаклям и произв. др. жанров. Вед„т педагогич. работу: с 1947-преподаватель центр, муз. школы в Тбилиси, с 1955 - доцент Тбилисской консерватории.

Лит.: ШаверзашвилиА., "Княжна Майя", "Сов. музыка", 1965, ј 3, с. 152. А. Ив.

ШАВРОВ, Борис Васильевич [р.3(16). VIII. 1900]- рус. сов. артист балета, педагог. Засл. арт. РСФСР (1930), засл. деят. иск-в Тадж. ССР (1964). В 1918 окончил Петрогр. театр. уч-ще (класс Л. С. Леонтье-ва) и в том же году был принят в балетную труппу

Марппнского т-ра. В 1921-59 - ведущий танцовщик этого т-ра. Ш. наделял свои образы энергией, мужеством, жизнеутверждающей простотой. Это углубляло традпц. образы, развивало и обогащало мужской класспч. танец. В 1964 окончил сценич. деятельность.

Партии: Раб ("Исламей" на муз. Балакирева), Амун (('Египетские ночи" Аренского), Альберт ("Жизель"), Дезире ("Спящая красавица"). Колен ("Тщетная предосторожность ), Феб ("Эсмеральда"), Жан де Бриен ("Раймонда"), Асак ("Сольвейг" на муз. Грига), Арлекин (о. п. Дриго), Ба.эиль ("Дон Кихот") и др.; актер, Борис ("Золотой век" н "Болт" Шостаковича), Вацлав ("Бахчисарайский фонтан") и др.: с 1938 переш„л на мимич. партии: Командор ("Лаурен-спя"), Гико ("Гаянэ"), Учитель танцев ("Золушка") и др.

С 1918 вед„т педагогич. работу, с 1929 препода„т в Ленпнгр. хореографич. уч-ще (в 1930-31 - худ. рук.). Среди учеников: Б. Я. Брегвадзе, Ю. Н. Григорович, И. Д. Вольский, Ю. В. Соловь„в и др.

Лит.: Борисоглебский М. [сост.]. Материалы по истории русского балета, т. 2, Л., 1939; Театральный альманах, кн. 3, M., 1946, с. 152-69. А. Дин.

ШАГЖЙН, Цырен Галзутович (р. 1.V.1919) - бурят, сов. актер, режиссер, драматург. Нар. арт. Бурят. АССР (1953), засл. деят. иск-в РСФСР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1943. Окончил театр. муз. уч-ще в Улан-Удэ в 1938 и был принят в Бурят. муз.-драм. т-р. Ш.- актер яркого, самобытного дарования, играет роли комедийные, остро характерные и драматич.: Сута-Мэрген (муз. драма "Баир", 1940), Тихон ("Гроза", 1945), Основа (-Сон в летнюю ночь", 1943), Со„мпол ("Кнут Тайши Намсараева, 1945) и др. В 1952-59 Ш. был гл. режиссером Бурятского т-ра драмы. Пост. спектакли: "Ключ счастья" Намсараева (1952), "Слуга двух господ" (1953); "Извините, пожалуйста" Мака„нка (1954) и др. Был постановщиком своих пьес.

В 1954 написал свою первую пьесу по мотивам бурят. нар. сказок - "Хитрый Будамшу" (1954). Автор пьес "Первый год" (1956), "Весенняя песня" (1957), "Эй да. Базар, Базар!" (1958), "На просторах родины" (1959), "Совесть" (I960),' "Юность" (1962), "Ч„рт в сундуке" (1963), "Пылающие джунгли" (1966). Пьесы Ш. переведены на языки народов СССР и стран народной демократии. Вал. Н.

ШАГИНЯН (Ш а э н), Амаяк Симонович [1(13).XII. 1883-5.IX. 1957]- арм. сов. актер, режиссер, театр. деятель. Засл. арт. Арм. ССР (1940). Сценич. деятельность начал в 1903 (Нахичевань-на-Дону). В 1907- 1913 работал актером в Нухе, Шуше, Ахалцихе. В 1914 переехал на Сев. Кавказ, где до 1926 был руководителем арм. драматич. и опереточных трупп. E 1927 переехал в Сухуми, где в 1928 организовал арм. т-р. С 1938-худ. рук. и актер Арташатского арм. т-ра, затем работал в Октемберянском т-ре, с 1948 - в Сухуми.

Роли: Отар-бек ("Измена" Сумбатова-Южина), Элизба-рян ("Из-за чести" Ширванзаде), Рустам ("Намус" Шпр-ванзаде), Отелло; Аслан-ами ("В 'кольце" Вагаршяна) Годун ("Разлом"), Пэпо (о. п. Сундукяна).

Пост.: "Пэпо", "Измена"; "Ханума" Цагарели, "Разлом", "Из-за чести", "Намус", "Злой дух" Ширванзаде. J5 А '

ШАГИНЯН, Эльза Михайловна (р. 11.II.1895)- арм. сов. актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1966). Чл. Коммунистич. партии с 1941. Сценич. деятельность начала в 1909 в Пятигорске. В 1909-27 играла в арм. труппе под рук. мужа - А. С. Шагиняна в городах Закавказья, Сев. Кавказа, Украины, Крыма. Была в числе основателей сухумского арм. т-ра (1928), где работала до его закрытия (1949).

Роли: Маргарит, Сона ("Из-за чести", "Злой дух" Ширванзаде), Зейнаб ("Измена" Сумбатова-Южина), Седа ("Старые боги" Шанта), Луиза ("Коварство и любовь"), Татьяна ("Разлом"), Офелия ("Гамлет"), Ханума (о. п. Цагарели), Севиль (о.п. Джабарлы), Юдифь ("Уриэль Акоста" Гуцкова). Б. А.

ШАДАЕВ, Аполлон Иннокентьевич (р. 1899) - бурят, сов. писатель, драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1941. Окончил педагогич. техникум. Работал педагогом. Драматургич. деятельность начал в 1925

("Гн„т царя", "Власть Советов"), В 1931 написал совм. с II. Балдаевым и А. Мяхоновым пьесу "Мовыи путь" о жизни бурят, колхоза, в 1932 совм. с А. В. Миропским - "Барьеры". Его пьеса "Мэргэн" (1937) - одна из лучших пьес бурят, драматургии 30-х гг., показывавших перестройку крестьянской жизни, разоблачавших кулаков. В 1938 на материале бурят, нар. эпоса написал (совм. с Г. Ц. Цыдын-жаповым) либретто муз. драмы "Баир". Пьесы Ш. ставились на сценах Бурят, драм. т-ра и Муз. драм. т-ра. Ш. принадлежат также драмы: "Весенняя радость" (1948), "Крылатая рыба" (1956), трагедия "Ошибка кузнеца Эрхэтэ" (1965). Писал одноактные пьесы: "Два письма" (1933), "Лимбе" (1935) и др. Соч.: Одноактные пьесы, Улан-Удэ. 1951.

Лит.: Х о д о р к о в с к а я Л., Бурят-Монгольский театр. М., 1954; Н а и д а к о в а В., Бурятская драматургия, Улан-Удэ, 1959. Сд 'ff

П1АИК - см. Тллыбзаде.

"ШАЙО" ("Chaillot") - концертный зал в Париже, помещается в здании дворца Шайо. Построен в 1937. Здесь даются концерты симф. и хоровой музыки, оперы в концертном исполнении.

ШАКАРЯН, Александр Николаевич (р.25. III. 1912)- арм. сов. театр. художник, засл. деят. иск-в Арм. ССР (1956). Чл. Коммунистич. партии с 1946. Учился в Академии художеств в Ленинграде (1929-34). С 1951-гл. художник Ереванского рус. т-ра им. К. С. Станиславского, где оформил спектакли: "Порт-Артур" Степанова и Попова (1954), "Злой дух" Ширванзаде (1959), "Иркутская история" (1960); "Проданная невеста", "Дон Кихот" (1954) - в оперном Т-ре им. А. Спендиарова. Для работ Ш. характерно яркое, цветовое решение костюмов. Л. Хал.

ШАКИРБАИ, Екатерина Захаровна (р. 1907)- абх. сов. актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1961) и Абх. АССР (1955). Ш.- первая абх. проф. актриса, одна из основоположников абх. т-ра. Сценич. деятельность качала в 1928. Театр. образование получила в драм. студии Абхазского т-ра в Сухуми (1934) и в театр. студии Т-ра им. Руставели в Тбилиси (1939). С 1939-актриса Абх. т-ра в Сухуми. Сценич. героини Ш. в абх. пьесах отмечены нац. своеобразием. Е„ положит. героини наделены обаянием, чистотой, благородством. С обличительной силой, в остром сатирическом рисунке играет Ш. роля отрицательных персонажей.

Роли: Шаазина ("Маха-джиры" Чанба, 1931), Ла-уренсия ("Овечий источник"), леди Мильфорд ("Коварство и любовь"),

Беатриче ("Слуга двух господ", 1940), Эмилия ("Отелло., 1941), Соколова ("Последние", 1954), Иаза ("Кто из нас глухой?" Чкадуа,1958) и др.

ШАКИРДЖАНОВ (Ш а к а р д ж а н о в), Юсуи (Ю с уп-К изи.к) (1869 - 9.VI. 1959) - узб. сов. актер. Нар. арт. Узб. ССР. Герой Труда. Ш. начал участвовать в театр. представлениях в десятилетнем возрасте. В 14 лет Ш. стал популярным нар. артистом. В 90-х гг. гастролировал в Иране, Турции, Афганистане, в 1909-в Петербурге. Выступал как рассказчик, цирковой артист и т. д. В первые дни революции Ш. организовал из кызыкчи Ферганской долины бригаду, к-рая обслуживала митинги, революц. собрания, нар. празднества, выступала в частях Красной Армии. Ш. создал серию злободневных пьес, куплетов, аския. В 1920 работал в составе агитпоезда "Красный Восток", в 1926-в первом узб. этнографии, ансамбле. Ш. воспитал мн. сов. узб. артистов. Его ученицами были нар. арт. СССР Тамара Ханум, М. Тургун-баева, Г. Измайлова. Л. А в.

ШАЛИКАШВЙЛИ, Валериан Ираклиевич (23. V. 1874-12. II. 1919) - груз. актер, режиссер, драматург. Начал играть в любительских кружках. В 1902 - 03 был принят актером в Кутаисский т-р, работал под рук. В. Алекси-Месхишвили. Скоро стал одним из ведущих груз. актеров. С большой жизненной правдой исполнял характерные роли. Лит. деятельность начал в 1905. Автор пьес: "Семья" (1906), "Срубленный дуб" (1909), "Беспочвенные" (1913), "Делец-бюрократ" (1913), отображавших моральное вырождение дворянской знати. Пьесы Ш. входили в репертуар груз. т-ров.

В 1909 Ш. проходил режиссерскую практику в MX Т. После возвращения в Грузию (1910) стал пропагандистом принципов этого т-ра. Осуществил несколько пост. (1910-11). В 1918 преподавал актерское мастерство в студии Г. Джабадари.

Роли: Гиви ("Патара Кахи" Церетели), Дариспан ("Невзгоды Дарпспана" Клдиашвили), Солейман ("Измена" Сумбатова-Южииа), Терсей ("Царь Эдип" Софокла), Яго ("Отелло"), дс-Сильва ("Уриэль Акоста" Гуцкова), Доктор Штокман ("Враг народа" Ибсена) и др.

Пост.: "Родина" Эристави, "Жертва" и Сииатлэ' Гедево-ппшвнли и др.

С о ч. (на груз. яз.): Статьи и воспоминания. Сост. и примеч. Л. Догонадзе, Тб., 1962 (Серия: "Деятели грузинского театра о сценическом искусстве").

Лит. (на груз. яз.): Мебуке Д., В. Шаликашвпли, Тб., 1956. Д, Д.

ШАЛЛЬ (Schall), Экехард (р. 29.V.1930) - нем. актор. Учился в театр. школе в Магдебурге. В 1947 дебютировал в Магдебургском т-ре. Затем выступал в разл. нем. т-рах. С 1952-в труппе т-ра "Берлине? ансамбль". Играет преим. в пьесах Брехта.

Роли: Эйлиф ("Мамаша Кураж и е„ дети"), л„тчик Янг Сун ("Добрый человек из Сезуана"), Якоб Шмидт ("Маленький Махагонни"), Риго ("Дни Коммуны"), Артуро Уи ("Карьера Артуро Уи, которой могло бы не быть"), Мосе ("Винтовки Тересы Каррар") - все пьесы Брехта. На сцене "Берлине? ансамбль" играл также роли Иоханна Х„рдера ("Зимняя битва" Бехера), Алексея ("Оптимистическая трагедия"), Рупрехта ("Разбитый кувшин" Клейста), Кориолана (о. п. Шекспира в обработке Брехта).

Ш.-гротесковый эксцентрич. актер. Большой сце-нич. темперамент сочетается у него с глубиной анализа роли, с филигранной отделкой движений, жестов, мимики и интонации. Для творчества Ш. характерны: быстрая смена душевного состояния героя, показ столкновений противоречивых побуждений, внезапность, а подчас и кажущаяся немотивированность эмоций. Исполняя отрицат. роли, актер стремится показать душевную противоречивость, внутр. сложность своих героев, обнажить раздвоенность, лживость их характеров. Пр. иск-в ГДР, 1959; Нац. пр. ГДР. 1962.

Лит.: Eber t-0 b e r m e i e r G., Theater estern-neu-te, Lpz., 1964. Я. Я.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница