Наши партнеры

Выгодно прокат автомобилей без водителя казань в компании РексРент.
Женская одежда в Вологде магазин Electra Style.

Театральная энциклопедия
(страница 484)


"ШАЛЛЬ УНД РАУХ" ("Schall und Rauch") ("Ш у м и д ы м") - нем. театр-кабаре. Открыт по инициативе М. Рейнхардта в 1901 при Доме артистов в Берлине. Оформление зрит. зала было выполнено художником Беклином. В репертуаре кабаре были гл. обр. театр. пародии, шаржи. Под рук. Рейнхардта ставились пародии на канонич. пост. классич. драматургии, на входивших в моду драматургов-символистов и др. Участниками спектаклей были гл. обр. актеры Нем. т-ра (Л. Дюмон, Ф. Кайслер, Р. Валлентин). С 1901 спектакли устраивались в помещении на улице Унтер-ден-Лпнден. В труппу т-ра Рейнхардт привл„к актеров - Э. Рейхера, Ф. Берженс, Г. Эйзольдт,

В 1902 т-р стал драматич. и затем получил назв. Малый т-р (Kleines Theater). И. H.

ШАЛОМЫТОВА, Антонина Михайловна [2(14). III. 1884-1.1.1957] - рус. сов. артистка балета, педагог. Засл. деят. иск-в Чув. АССР (1947). Герой Труда (1925). По окончании Моск. театр. уч-ща в 1901 (класс Н. П. Домашова) была принята в кордебалет Большого т-ра. Вначале исполняла небольшие мшшч. партии. В 1908 выступила в партии Марцелины ("Тщетная предосторожность"). Будучи солисткой Большого т-ра, училась на драм. курсах Малого т-ра (класс А. П. Ленского), участвовала в спектаклях Малого т-ра. Большое значение имела педагогич. деятельность Ш., к-рую она начала па Курсах драмы Адашева, где преподавала в 1911-13, затем в 1919-29 в 1-й Гос. школе кинематографии, в 1920 вела уроки хореографии в студии М. М. Мордкина, с 1929 возглавляла Хореографич. мастерскую пантомимы и танца А. М. Шаломытовой. В 1921-28 преподавала сценич. движение в моек. т-рах: Камерном, Еврейском, Революции, МХАТе и др. В 1933 ушла из Большого т-ра и перешла на педагогич. работу в ЦЕТЕТНС (ныне ГИТИС), где с 1946 вела кафедру сценич. движения; с 1935 преподавала в Моск. театр. уч-ще им. Щепкина, в Школе-студии им. Немиро вича-Данченко при МХАТе (1943-57). С 1940 - профессор.

Ш. разработала науч. метод преподавания хореографии, связанный с практикой актеров драматпч. т-ра. Сочетала классич. тренанс изучением историч. и характерного танца, вводила упражнения с театр. аксессуарами (учила пользоваться историч. костюмом, веером, шпагой и др.).

Лит.: Г а р д и н В. Р., Воспоминания, т. 1-1812-1921, М., 1949; "Зрелища", 1922, Д; 17, с. 16. А. Дин.

ШАЛУТАШВЙЛИ, Надежда Николаевна (р. 24. IX.' 1918) - груз. сов. театровед. Окончила филологич. ф-т Тбилисского ун-та. Автор книг и статей по груз. и рус. т-рам. С 1946 вед„т педагогич. работу в Груз. театр. ин-те (Тбилиси).

Соч. (на груз. яз.): А. Н. Островский на грузинской сцене, Тб., 1958; Тбилисский русский драматич. театр им. А. С. Грибоедова, Тб., 1963; Братья Сандуковы-Зандуке-ли, Тб., I960; Страницы великой дружбы, К'., 1965. Н. Ш.

ШАЛЬК (Schalk), Франц (27. V. 1863-2.IX.1931)- австр. дириж„р. Окончил Венскую консерваторию. Ученик А. Брукнера. Дирижировал в т-ре "Оперный дом" (Грац, 1889-95), в Нац. т-ре (Прага, 1895-98), в т-рах "Ковент-Гарден" (1898, 1907, 1911) и "Метрополитен-опера" (1898-99). С 1899-дириж„р Берлинской придворной оперы; с 1900 - гл. дирижер Венской придворной оперы (в 1918-29- худ. рук. этого т-ра). Ш. вернул Венской опере славу первоклассного т-ра. Он дирижировал операми В. Моцарта, X. Глюка, К. Вебера, Л. Бетховена, Р. Вагнера, Р. Штрауса, М. Равеля, П. Хиндемита. Большим успехом пользовалась в его исполнении тетралогия Вагнера "Кольцо Нибелунга". С 1921 Ш. активно пропагандировал камерную оперу. Под рук. Ш. были пост. редко исполняемые оперы: "Бастпен и Бастиенна" Моцарта, "Абу Гасан" Вечера, "Дпдона и Эней" Г. Перселла.

Лит.: W i t e n s с h n'i k A., Wiener Opernkiinst. Von den Anfangen bis zu Karajan, W., 1959. В. Ю.

ШАЛЯПИН, Ф„дор Иванович [1(13).II.1873, Рязань,- 12.IV.1938, Париж] - рус. певец (бас). С 10 лет был учеником сапожника, затем токаря, работал писцом, грузчиком. С муз. грамотой познакомился, участвуя в церковных хорах. В 1890 поступил хористом в труппу С. Я. Сем„нова-Самарского (Уфа), где исполнил партии-Стольника ("Галька" Монюшко), Фернандо ("Трубадур"), Неизвестного ("Аскольдова могила" Верстовского). В 1891-92 Ш. разъезжал по городам России с укр. опереточной труппой Г. О. Любимова-Деркача (пел в хоре, исп. роль Петра в "Наталке-Полтавке"), участвовал как хорист в спектаклях франц. оперетты, выступавшей в Баку. В спектаклях труппы Ключар„ва (Батум, Кутаис) спел партии: Оровезо ("Норма"), Кардинал ("Дочь кардинала" Галеви), Валентин ("Фауст"). В 1892-93 занимался пением с Д. А. У сотовым в Тифлисе. Здесь же начал выступать как проф. оперный певец (сезон 1893/94, антреприза В. Л. Форкатти, дириж„р И. А. Труффи), исполнил 14 партий, в т. ч.: Мефистофель ("Фауст"), Мельник ("Русалка"), Дон Бази-лио. В летний) сезон 1894 выступал в антрепризе М. В. Лентовснбго (Петербург, т-р в саду "Аркадия"), осенью вступш! в труппу Петерб. оперного товарищества (в Панаевском т-ре). В 1894 был принят в труппу Мариинского т-ра, где спел 9 партий (в т. ч. Галицкого в "Князе Игоре").

Однако дирекция императорских т-ров не обратила внимания на талант Ш. В 1896 он принял приглашение С. И. Мамонтова выступать в гастрольных спектаклях Моск. частной рус. оперы на Нижегородской ярмарке, а с осени вступил г, состав этой труппы. Здесь по-настоящему раскрылось исключит. дарование Ш. За три года работы (1896-99) он создал н. партий: Сусанин; Борис и Варлаам ("Борис Годунов"), Доспфей ("Хованщина"), Грозный, Сальери, Варяжский гость ("Псковитянка", "Моцарт и Сальери", "Садко" Римского-Корсакова), Олоферн ("Юдифь" Серова), Нилаканта ("Лакме") и др. Работая в т-ре Мамонтова, Ш. восполнил пробелы своего общего и муз. образования, общаясь с группой выдающихся рус. художников (В. М. Васнецов, М. А. Врубель,

К. А. Коровин, В. А. Серов п др.), историком В. О. Ключевским, артистами Малого т-ра - О. О. и М. П. Садовскими, Г. Н. Федотовой. Особое значение для Ш. имели занятия и последующая творч. дружба с С. В. Рахманиновым (в сезон 1897/98 - дириж„р Моск. частной рус. оперы). После огромного успеха Ш. во время петерб. гастролей Моск. частной рус. оперы (1898) В.В. Стасов стал пропагандировать его искусство, познакомил певца с И. Е. Репиным, М. М. Антокольским, Н. А. Римским-Корсаковым, А. К. Глазуновым, А. К. Лядовым.

В 1899 Ш. переш„л в Большой т-р, одновременно выступал на сцене Мариинского т-ра и гастролировал в провинц. городах. После триумфальных гастролей в Италии (1901, т-р "Ла Скала") начались зарубежные выступления Ш. Он был участником спектаклей "Русские сезоны за границей" С. П. Дягилева (1907- 1909 и 1913, Париж), выступив как замечат. пропагандист оперного творчества Мусоргского и Римского-Корсакова. В 1899-1914 Ш. создал ряд новых вок.-сценич. образов: Алеко (о. п. Рахманинова), Фарлаф ("Руслан и Людмила"), Кончак ("Князь Игорь"), Мефистофель (о. п. Бойто), Ер„мка ("Вражья сила" Серова), Демон; Филипп II ("Дон Карлос" Верди), Лепорелло ("Дон Жуан"), Дон Кихот (о. п. Мае-сне) и др. В эти годы Ш. достиг высокого мастерства. Об исполнении партии Дон Кихота Вл. И. Немпро-вич-Данченко писал: "...в этих отрешенных от действительности глазах, в этой истощенной фигуре одухотворенного борца с мельницами, нищего рыцаря, столько же вдохновенного, сколько и смешного. Это художественный портрет" (цит. по кн.:

"Федор Иванович Шаляпин", т. 2, 1958, с. 148). Огромное значение в' формировании идейно-художественных принципов Ш. имела его дружба сМ. Горьким (с 1901). В эти годы Ш. примыкал к прогрес. обществ, кругам; в 1905 он отдавал сборы со своих концертов в фонд революции, его выступления с исполнением нар. песен (напр., "Дубинушка") превращались подчас в политические демонстрации. С 1914 Ш. стал выступать в частных оперных антрепризах С. И. Зимина (Москва), А. Р. Аксарина (Петербург) и в 1916 не заключил контракта с каз„нными т-рами.

После победы Октябрьской революции Ш. был привлеч„н к активному участию в строительстве новой театр.-муз. культуры. В 1918 он вернулся в Мариинский т-р, где ему было поручено художеств. руководство. Ш. восстановил в репертуаре мн. пост. рус. и зап.-европ. классич. опер; за сезон 1918-19 спел ок. 80 спектаклей; выступал с концертами перед рабочей и красноармейской аудиторией. В ноябре 1918 Совет комиссаров Сев. обл. присвоил Ш. звание нар. арт. как "вы со ко даровитому выходцу из народа". В 1919 Ш. был избран в Директорию Мариинского т-ра.

В 1922 Ш. уехал на гастроли за рубеж и не вернулся в Сов. Союз. Оторвавшись от родины, подпал под влияние эмигрантской среды. На чужбине Ш. не создал новых сценнч. образов, но до конца жизни сохранил верность традициям отечественного иск-ва.

Один из корифеев рус. реалистич. иск-ва, Ш. был в равной мере велик как певец и как драм. актер. Глубоко нац. художник, он поднял рус. муз.-драм. иск-во на небывалую высоту. Его деятельность явилась крупнейшим этапом в развитии мирового опер-но-исполнительского иск-ва. "... На оперной сцене Шаляпин превосходил громадным дарованием и правдивостью всех своих оперных предшественников и дал ряд фигур, характеров и сцен, с которыми никакие другие не могут сравниться... В этом разнообразии, в постижении новых сторон характера и души, никем прежде не замеченных и не воспроизведенных, кажется, никто не сможет его превзойти" (Стасов В. В., там же, с. 16). Ш. обладал высоким басом большого диапазона, исполнял также партии баритона (Демон, Евгений Онегин). Голос Ш., уникальный по гибкости, тембровому богатству и красоте звучания (сочетание задушевной нежности с глубиной и мощью) позволял певцу свободно передавать гамму эмоций - от проникновенной нежности до трагедийного пафоса и разящего сарказма. Высокое мастерство в области фразировки, нюансировки, дикции, тембровая окраска звука помогали Ш. насыщать каждую муз. фразу партии образным смыслом, обогащать е„ глубоким психологич. подтекстом. Стальной ритм сочетался у Ш. с поразит, свободой исполнения.

В игре Ш. не по средств, вдохновение совмещалось с тонкой шлифовкой образных деталей. Певец неустанно совершенствовал и обновлял трактовку всех партий своего репертуара, добиваясь вс„ большей историч. и бытовой правды, предельной выразительности мизансцен, грима (к-рын он создавал сам), костюма, безукоризненной сценич. пластики. У Ш. был огромный дар перевоплощения, он исполнял самые различные партии. Особенно увлекали Ш. психологически сложные, противоречивые и многогранные характеры, к-рые он воплощал с огромной драм. силой и мастерством (образ Бориса Годунова).

Столь же ярко выступал Ш. на концертной эстраде. В его репертуаре было более ста камерных произв. рус. и зап.-европ. композиторов, ряд оперных арий из партий, не исполнявшихся им на сцене. Вдохновенно исполнял Ш. рус. нар. песни. С 1910 Ш. выступал также как режиссер оперных спектаклей (пост. оперы:

"Хованщина"; "Дон Кихот" Массне и др.). Снимался в кино ("Иван Грозный" и "Дон Кихот"). Ш. принадлежит ряд талантливых графич., живописных и скульптурных работ.

Партии: Стольник ("Галька" Монюшко, 1890), Фернандо ("Трубадур", 1891), Неизвестный ("Аскольдова могила" Верстовского, 1891), Петр ("Наталка-Полтавка", 1892), Оровезо ("Норма", 1892), Кардинал ("Дочь кардинала" Галеви, 1892), Валентин. Мефистофель ("Фауст", 1893), Рам-фис ("Аида", 1893), Гудал ("Демон", 1893), Тонио ("Паяцы", 1893), Монтероне ("Риголетто", 1893), Гремин ("Евгений Онегин", 1893), Сен-Бри ("Гугеноты" Мейербера, 1893), Лотарио ("Миньон" Тома. 1893), Цунига ("Кармен", 1893), одна из басовых партий (Том?, Самуэль?, Сильвано?, "Бал-маскарад" Верди, 1894), лорд Кокбург ("Фра-Дьяволо" Обера, 1894), Мельник ("Русалка", 1894), Томский ("Пиковая дама", 1894), Дон Базилио (1894); Миракль ("Сказки Гофмана" Оффенбаха, 1894), Бертрам ("Роберт-Дьявол" Мейербера, 1894), Руслан (1895); Робинзон ("Тайный брак" Чимарозы, 1895), Панас ("Ночь перед рождеством", 1895), Судья ("Вертер", 1896), князь Верейский ("Дубровский" Направника, сезон 1895/96), Сват ("Русалка", 1896), Андрей Дубровский ("Дубровский" Направника, 1896), Галиц-кий (1896); князь Владимир ("Рогнеда" Серова, 1896), Сусанин (1896); Старый еврей ("Самсон и Далила" Сен-Санса, 1896), Нилаканта ("Лакме", 1896), Странник ("Рогнеда" Серова, 1896), Иван Грозный ("Псковитянка", 1896), Колен ("Богема", 1897), князь Вязьминский ("Опричник" Чайковского, 1897), Досифей ("Хованщина", 1897), Варяжский гость ("Садко", 1897), Голова ("Майская ночь", 1898), Оло-ферн ("Юдифь" Серова, 1898), Сальери ("Моцарт и Сальери" Римского-Корсакова, 1898), Борис Годунов (1898); Варлаам ("Борис Годунов", 1899), Илья ("Илья Муромец" В. Серовой, 1899), Алеко (о. п. Рахманинова, 1899), Бирон ("Ледяной дом" Корещенко, 1900), Галеофа ("Анджело" Кюи, 1901), Фар-лаф (1901); Мефистофель ("Мефистофель" Бойто, 1901), Священник ("Пир во время чумы" Кюи, 1901), Ер„мка ("Вражья сила" Серова, 1902), Добрыня ("Добрыня Никитич" Греча' нинова, 1903), Демон (1904); Гаспар ("Корневильские колокола" Планкета, 1904), Евгений Онегин (1-я и 3-я картины, 1905); Филипп II ("Дон Карлос" Верди, 1907), Лепорелло ("Дон Жуан", 1908), Хан Асваб ("Старый ор„л" Гинсбурга, 1909), Дон Кихот (о. п. Массне, 1910), Иван Грозный (о. п. Гинсбурга, 1911), Кончак ("Князь Игорь", 1914).

Лит.: Ф„дор Иванович Шаляпин [Сб. материалов, ред.-сост. Е. Грошева], т. 1-2, М., 1957-58 (Литературное наследство. Письма. Статьи, высказывания, воспоминания о Ш.);

Янковский М., Шаляпин и русская оперная культура, Л.-М., 1947; его ж е, Ф, И. Шаляпин, М.-Л., 1951;

Никулин Л., Ф„дор Шаляпин. Очерк жизни и творчества, М., 1951; Степанова С., Шаляпин среди красноармейцев, "Театр. жизнь", 1963, ј 11.

ШАМАКАИ - тат. нар. актеры. Получили распространение во времена Болгарского и Казанского ханств. Иск-во Ш. близко скоморохам кызыкчи. Они выступали во время нар. празднеств, едко высмеивали пороки совр. им жизни, за что преследовались феодалами (баи), духовенством (муллы). Иск-во Ш. близко игре шакирдов (19-нач. 20 вв.). До 20-х гг. 20 в. в Саратовской и Пензенской обл. были распространены выступления Ш.-кучатов (участники изображали петухов). В представлениях Ш.-истоки народного татарского театра. X. Г.

ШАМИЛЬ, Касим Шамилович [р. 30.VIII(11.IX). 1892] - тат. сов. актер. Нар. арт. Тат. АССР (1940). Принимал участие в самодеят. спектаклях шакирдов. В 1909 вступил в труппу "Сайяр". В годы гражданской войны был актером фронтовых театр. бригад. С 1922 - актер и режиссер (с 1924 - режиссер) Т-ра им. Красного Октября (ныне Т-р им. Г. Ка-мала). Вед„т лит. и педагогич. работу.

Роли: Ахтари ("Потоки" Гиззата), Хужа и Дервиш ("Хужа Насретдин" Исанбета), Суфи ("Шамсикамар" Аблиева), Лука ("На дне"), Кулигин ("Гроза"), Юсов ("Доходное место"), Оргон ("Тартюф"), Бартоло ("Женитьба Фигаро") и др.

Занимается лит. и педагогич. деятельностью. X. К.

ШАМЙЛЬСКИЙ, Шакир Ганпевйч (наст. фам.- В а хитов) (сент. 1892-8.V.1945)-тат. сов. актер. Засл. 'арт. Тат. АССР (1945). Сценич. деятельность начал в 1912 под рук. С. Гиззатуллиной-Волжской в труппе "Hyp". В годы гражданской войны был участником фронтовой театр. бригады. С 1922-актер и режиссер тат. Т-ра им. Красного Октября (ныне Т-р им. Г. Камала).

Лучшие роли: инженер Рауф, парторг Кузнецов ("Огонь" и "За туманом" Ш. Камала), Годун ("Разлом"), Гайдай ("Гибель эскадры"). Героикой насыщен образ Кента ("Король Лир").

Ш. пост. ряд спектаклей на совр. тему: "Письмо на платке" Баттала (1932), "Марьям" Исанбета (1943) и др.

Лит.: Шакир Шамильский. Турында нстэкелэр, Казан, 19G5. X. К.

ШАМИН, Николай Николаевич [5(17).X. 1886- 6.II.1966] - рус. сов. актер. Нар. арт. РСФСР (1949). В 1922 окончил Высшие театр. мастерские и вступил в труппу Малого т-ра (работал здесь до 1957).

Роли: Масленица, Дед Мороз, царь Берендсй (Снегурочка"), Цыфиркин ("Недоросль"), Муров ("Без вины виноватые"), Осип ("Ревизор"), Захар Трифонович ("Плоды просвещения"), Дубов ("Разгром" Фадеева), Бочаров ("Бойцы" Ромашова), Бессудный ("На бойком месте"), Тит Титыч ("В чужом пиру похмелье" Островского), Гордей Карпыч ("Бедность не порок"), Редозубов ("Варвары"), Иван Горлов ("Фронт"), Оболенский ("Иван Грозный" А. Н. Толстого), Кнуров ("Бесприданница"), Сергей Желеэнов ("Васса /Келезнова"), Коро-вай ("Крылья" Корнейчука), Потапыч ("Воспитанница" Островского).

Ш. был характерным актером; определ„нность, выпуклость, даже резкость внешнего рисунка роли в сочетании с внутр. цельностью образов, выразительностью рус. речи, нар. характером дарования - отличительные особенности его творчества. Е. X.

ШАМПРХАНЯН, Тигран Аваковпч [10(22).IV. 1897-29.VIII.1952] - арм. сов. актер и режиссер. Нар. арт. Арм. ССР (1949). Чл. Коммунистич. партии с 1943. Сценнч. деятельность начал в 1917 в Тифлисе. Театр. образование получил в Арм. драм. студии в Москве. В 1934 окончил режиссерский ф-т ГИТИСа (по классу А. Д. Попова). В 1923-30 работал актером в Т-ре им. Сундукяна. Играл комедийные роли:

Санчо Панса ("Освобожденный Дон Кихот" Луначарского), Гико ("Пэпо" Сундукяна), Храбрый Назар (о. п. Демпрчя-на). Сганарель ("Дон Жуан" Мольера).

Ш. ставил спектакли в Тбилисском, Бакинском, Ленинаканском арм. т-рах, но большая часть его режиссерской деятельности связана с Т-ром им. Сундукяна (1934-43) и Арм. ТЮЗом (Ереван), где с 1943 Ш. был гл. реж.

Пост.: "Интервенция" Славина (1934), "Каменный гость" Пушкина (1937), "Капутан" Демирчяна (1938), "Рыбаки" Гольдони (1941), "Измена" Сумбатова-Южина (1941), "Профессор Мамлок" Вольфа (1941) - в Т-ре им. Сундукяна;

"Слуга двух господ" (1942)-в Ленинаканском т-ре; "Мнимый больной" (1943), "Ярость" Гулакяна (1943), "Сон в легиюю ночь" (1944), "Молодая гвардия" (1947), "Хачатур Або-вян" Газазяна (1948) - в Арм. ТЮЗе.

Режиссура Ш.. отличалась острой сценич. выразительностью, яркой театральностью. С 1944 преподавал режиссуру и актерское мастерство в Ереванском театр. ин-те. Автор книги "Основы актерского искусства" (1938), пьесы "Суворовцы" (1948, совм. с Р. Кап-ланяном). Б. А.

ШАМСУДЙНОВ, Фазыл [р.13(26).1.1916] - узб. сов. дириж„р, педагог. Нар. арт. Узб. ССР (1964). Чл. Коммунистич. партии с 1960. В 1937-41 учился в Моск. консерватории (класс дирижирования Г. А. Столярова), в 1956 окончил Ташкентскую консерваторию (класс дирижирования А. Ф. Козловского). С 1941 работал дириж„ром муз. и муз.-драм. т-ров в Ташкенте; в 1945-56 - гл. дириж„р Т-ра им. Му-кимн; с 1956 - дириж„р Т-ра оперы и балета им. Навои.

Дирижировал операми: "Тахир и Зухра" Бровцына п Джалилова (1955), "Лейли и Меджнун" (1960), "Гюльс.фа" (1963) Садыкова и Глиэра, "Проделки Майсары" Юдакова (1959), "Хамза" Бабаева (1961), "Сердце поута" Ашрафи (1962), "Песни Хорезма" Юсупова (1964) и др.

С 1952 вед„т педагогич. работу в Ташкентской консерватории и Театр.-художеств. институте (Ташкент). А. Ив.

ШАМУКОВ, Абдулла Рухулович [р. 11(24).XII. 1909]-тат. сов. актер. Нар. арт. РСФСР (1957). Чл. Коммунпстпч. партии с 1944. В 1930 окончил Башк. техникум иск-в, затем историко-филологич. ф-т Казанского пед. ин-та. В 1930-46 работал в Башк. академич. т-ре, на сцене к-рого создал ряд ярких образов-Шагали ("Зимагордар" Мифтахова), Подко-л„син, трагич. образ тат. поэта Тукая (о. п. Файзи). Ш. первый создал образ В. И. Ленина в пьесе "Человек с ружь„м" в башк. (1940) и тат. (1947) т-рах. С 1946 - актер Театра им. Г. Камала. Сценические образы Ш. (особенно комедийные) полны жизни, искренности.

Роли: Ахун, Галнмуллин, Балтаев ("Хужа Насретдпн", "Мулланур Вахптов, "Зифа" Исанбета), Нуретдин ("Без ветрил" Тинчурина), Хлестаков; Дормидонт, Телятев ("Поздняя любовь", "Бешеные деньги" Островского), Труффальдпно ("Слуга двух господ") и др.

Выступает как мастер художеств. слова. С 1933 вед„т педагогич. работу в Уфимском, с 1946-в Казанском театр. уч-щах (сценич. речь). Ш.- автор ряда пьес для детей, статей о творчестве актера. Перев„л на тат. яз. "Горе от ума", трагедии Шекспира, Шиллера, Эсхила, Пушкина.

Соч.: "Унган кыз", Казан, 1954; "Мэсэллэр", Казан 1964; Н. Иснбэт, Казан, 1959. X.fi.

ШАМУРАТОВ, Джапак (р. 17.VII.1893) - каракалпакский нар. певец и сов. композитор-мелодист. Нар. арт. Каракалп. АССР (1940), нар. арт. Узб. ССР (1944). Чл. Коммунистич. партии с 1943. Деп. Верх. Совета Каракалп. АССР 1-5-го созывов. Начал выступать как певец и музыкант на радио. С 1936певец и музыкант Каракалпакского т-ра (Нукус)" с 1952-певец и музыкант Каракалп. филармонии. Ш.- знаток каракалп. муз. фольклора и нар. даста-нов. Автор музыки к пьесам, шедшим на сцене Каракалпакского т-ра. Т. Б.

ШАМУГАТОВА, Айимхан (р. 5.VI.1917) - каракалпакская сов. актриса. Нар. арт. Каракалп. АССР (1940), нар. арт. Узб. ССР (1944). Чл. Коммуни-стич. партии с 1957. Депутат Верх. Совета Каракалп. АССР 4-го созыва. Сценич. деятельность начала в 1930 в Кунграде, в самодеятельности. В 1933-39 и с 1956- актриса Каракалпакского т-ра.

Роли: Раушан (о. п. Аймурзаева и Алланазарова), Пар-шагуль ("Насильно мил не будешь" Ходжаниязова). Затем игрла характерные роли пожилых женщин - Айбике ("Талуас" Ходжаниязова, 1962) и др. Т. Б.

ШАМЯКИН, Иван Петрович (р. 30.1.1921)- бело-рус. сов. писатель, драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1943. Деп. Верх. Совета БССР 6-го созыва. Лит. деятельность начал в 1945. В 1956 инсценирован роман Ш. "Глубокое течение" (Гомельский обл. т-р) о деятельности партизан в Белоруссии во время фашистской оккупации. Ш.- автор пьес: "Не верьте тишине" (1957, Минский ТЮЗ), "Изгнание блудницы" (1961, Т-р им. Я. Коласа, Минский рус. т-р). Ш. инсценировал (совм. с Ю. Б. Щербаковым) свой роман "Криницы" (1962, Т-р им. Я. Коласа) о жизни совр. колхозной деревни. В 1965-66 в т-рах Белоруссии (Гомельском, Брестском, Гродненском) пост. инсценировка Ш. и Ю. Орынянского романа Ш. "Сердце на ладони".

Лит.: H я ф „ д У., Сучаснасць ? тэатр, в сб.: Беларус-кае мастацтва, вып. 3, М?нск, 1962, с. '11-24; его же, Сучасны беларуск? тэатр, М?нск, 1961. АН.С.

ШАНИН, Жумат (1891-1937) - казах, сов. режиссер, драматург. Нар. артист Каз. ССР. Учился в Омске. С первых дней установления Сов. власти стал активным пропагандистом е„ идей среди казах. населения, работал в партнйно-сов. органах Семипалатинска и Павлодара. Уделял большое внимание развитию нац. иск-ва. В 1924 организовал в Семипалатинске самодеят. театр. кружок. В него вступила группа исполнителей, завоевавших известность выступлениями на традиц. нар. празднествах. В кружке ставились одноактные, а затем и многоактные пьесы. В 1926 открылся первый Казах, нац. т-р, где началась режиссерская деятельность Ш. В 1926-33 Ш. пост. ряд спектаклей, в т. ч. "Месть" Джансугурова, "За Октябрь" Ауэзова, "Фронт" Майлпна, "Красные соколы" Сейфуллина. Написал и пост. пьесы "Аркалык батыр", "От смерти к надежде", "Баян батыр".

Ш. стал одним из основоположников казах, драматургии, консультировал писателей, работавших над пьесами, по вопросам драматургич. техники. Он стремился к созданию пьес, проникнутых революц. духом, отличающихся резким поворотом сюжета, сильными характерами героев. Когда в 1933 был открыт Казах, муз.-драм. т-р, III. стал его руководителем. Оказал помощь становлению казах, оперы. В своих пост. он использовал старинные казах, нар. игры, песни, музыку. Под руководством Ш. начал свою деятельность К. Байсеитов, Г. Курмапгалнев, М. Ержанов, Шара Жиенкулова и др. В 1937 Ш. был незаконно репрессирован, реабилитирован посмертно. А. Саш.

ШАНМЕЛЕ (Champmesie), Мари (наст. фам.- Д е м аре; Desmares) (18.II.1642-15.V.1698) - франц. актриса. Дебютировала на сцене т-ра в Руане. В 1668 переехала в Париж. С 1669 играла в т-ре "Маре", в 1670-79-в т-ре "Бургундский отель" (Гермиона- "Андромаха" Расина). С 1680, после кратковрем. пребывания в труппе т-ра "Генего", стала ведущей актрисой т-ра "Комеди Франсез". Ш. обладала мелодичным голосом, в к-ром мягкость и нежность сочетались с большой звучностью и силой. Молодая актриса привлекла внимание Расина, к-рый разучивал с Ш. написанные для не„ роли в своих трагедиях, обращал особое внимание на тон и ритм декламации. Ш. была первой исполнительницей ролей в трагедиях Расина: Берени-ка, Федра (о. п.), Ата-лида ("Баязет"), Мо-нима ("Митридат") и Ариадна (о. п. Кор-неля). Иск-во Ш. утверждало классицист-скую манеру игры - напевную читку стиха, условность жеста. В 1698 оставила сцену.

Лит.: M о n g r e d i е n G.. Les grands comediens du XVII,siecle, P., 1927; Mas E., La Champmesie, P., 1927,

ШАННЕ (Schanne), Маргрете (р. 21.XI.1921) - дат. артистка балета. С 1930 училась в школе Королевского балета у X. Ланнера, позднее (1946)-в Париже и Лондоне. С 1940 - в труппе Датского Королевского балета, с 1943- солистка этой труппы. Выступала также во Франции в труппах - "Балет Елисей-ских полей" (1946), "Королевский шведский балет" (1951), "Балет маркиза де Куэваса" (1955) и др. Ш.- танцовщица романтич. направления, е„ танец отличается л„гкостью, воздушностью. Выступала в балетах балетм. Авг. Бурнонвиля.

Партии: Жизель, Аврора; Девушка ("Видение розы" на муз. Вебера), Тальони и Гран ("Па-де-натр" Пуни), Пьеретта ("Миллионы Арлекина" Дриго), гл. партия ("Симфония до-мажор" на муз. Би.эе), а также в совр. дат. балетах:

Май ("Двенадцать пассажиров почтового дилижанса" Ри-сагера), Девушка ("Желание" на муз. Гершвина), "Дама с камелиями" (о. п. Бьеррс) и др. Е. С.

ШАНСОНЬЕ (франц. chansonier, от chanson - песня) - франц. эстрадный певец, исполнитель характерных лирпч. и сатпрпч. песенок в жанре chanson, восходящем к творчеству средневековых франц. менестрелей. На рубеже 18-19 вв. революц. подъ„м народа вызвал развитие иск-ва Ш., к-рые откликались в своих песнях на злободневные события. Ш. часто приспосабливали новые тексты к уже существующим мелодиям. В конце 19 в. Ш. стали называть проф. артистов эстрады (Г. Монтегюс, А. Брюан и др.). Среди совр. Ш.- Ш. Трене, Ив Монтан, Ш. Азнавур и др. Иск-во франц. Ш. оказало влияние на развитие вок. жанров совр. эстрадного муз. иск-ва европ. стран и Сов. Союза (Л. О. Ут„сов и др.). Л. Б. П.

ШАНТ (С е х б о с я н), Левон Сехбосович (наст. фам.- Нагашпетян) (i89-29.Xl.i(5i) - арм. писатель и драматург. Окончил Эчмиадзинскую духовную академию (1891). Слушал курс истории иск-в в Лейпцнгском, Иенском и Мюнхенском ун-тах (1892-99). Лит. деятельность начал в 1891. Выступал как драматург, поэт, прозаик, публицист. В годы временного господства дашнаков Ш. входил в правительство. После победы социалистич. революции покинул родину ( 1921 ).

В драматургич. творчестве Ш. преломлялись острые противоречия эпохи. Его общественно-политич. и эстетич. взгляды первоначально формировались под влиянием идей революц. демократов и борьбы за нац. независимость, развитие нац. культуры. Ранние произв. Ш. были проникнуты протестом против бурж. действительности, бунтом против обывательской морали. Герои Ш.- носители передовых идей, борцы за перестройку жизни. Критикой моральных устоев совр. ему общества проникнута пьеса "Эгоист" (1901), показывающая моральный распад, внутр. опустош„нность оторвавшейся от народа бурж. интеллигенции. Но отсутствие положит. идеалов снижает обличит, силу пьесы. В драме "На пути" (1904, пост. 1907, Тифлис, Т-р артистич. об-ва) герои, избравшие бурж.-романтич. путь борьбы, понимают его обреч„нность, бесперспективность. Крушение бурж.-романтич. нац.-освободит, иллюзий привело Ш. к глубокому пессимизму. Он обратился к ницшеанству, к символистическо-импрессионистской драме. В противоречивом творчестве Ш. мотивы индивидуализма и пессимизма переплетаются с призывами к борьбе за освобождение человеческого духа. В философско-символич. драме "Старые боги" (1909, пост. 1913, Тифлис, Т-р артистич. об-ва), наряду с мятежными поисками правды, красоты, возвышенной любви, призывами к борьбе, проповедуется идея о суетности и бессмысленности жизни. Позитивная программа Ш. ограничена субъективистскими, идеали-стич.-философскими воззрениями, он ограничивается призывом к индивидуалистич. бунту, героем его становится "сверхчеловек".

В последующие годы Ш. писал символистическо-импрессионистские историч. драмы: "Император" (1914, пост. 1916, Тифлис, Т-р артистич. об-ва), "Закованный" (1918, Лозанна), "Княгиня павшей крепости" (1921, Тегеран). Эти пьесы проникнуты упадочными, болезненными настроениями, хотя Ш. разоблачает в них властолюбие, звериные инстинкты, дух убийства и разрушения. Но часто пессимистич. мотивы сочетаются у Ш. со стремлением к прекрасному, возвышенному. Историч. драма "Регент Ошин" (1929, Париж) знаменует возврат Ш. к реализму, разоблачает пагубную для судеб Армении политику зап. держав и "западную ориентацию" арм. бурж.-националистич. движения. Пьесы Ш.- "Старые боги", "Император" ставились любительскими арм. труппами Бейрута, Каира, Парижа, Софии, Бухареста. Широко шли в дореволюц. арм. т-ре, на сов. сцене ставились до 1927 в арм.т-рах Еревана, Ленинакана, Баку, Тбилиси.

Соч.: Старые боги, в кн.: Сб. армянской литературы, П., 1916. Р. Гр.

ШАНТЫРЬ, Григории Михайлович (р. 23.VI. 1923) - рус. сов. композитор. В 1949 окончил Моск. консерваторию, где учился по классу композиции у А. Н. Александрова и Е. К. Голубева. Автор опер "Город юности" по роману "Мужество" В. К. Кетлинской (1957, Челябинск; Одесса; Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва) и "Два капитана" по роману В. А. Каверина (1965, Челябинск), романсы и др.

Лит.: Ш у м с к а я Н., Григорий Шантырь, М., 1958. Б.Ш.

ШАНШИАШВЙЛИ, Сандро (Александр) Ильич [р. 12(24). VI. 1888] - груз. сов. драматург, поэт. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1930). Деп. Верх. Совета Груз. ССР 4-5-го созывов. Учился в Тифлисской духовной семинарии, затем в гимназии и художеств. уч-ще. Начал лит. деятельность в 1904. В 1911-14 учился в Германии на историко-филологич. ф-тах Берлинского и Лейпцигского ун-тов. Пьеса Ш. "Судьба поэта" (1910)- результат увлечения романтизмом. После возвращения из Германии в творчестве Ш. проявилось влияние символизма; пьеса "Бердо-Змания" (1916, пост. С. Ах-метели, 1920, Тбилисский т-р груз. драмы) отразила пессимистич. настроения мелко бурж. интеллигенции. Ш. написал историч. драму "Некоронованные цари" (3-й вариант этой драмы под назв. "Георгий Саакадзе" пост. Т-ром им. Руставели, 1940), показавшую борьбу груз. народа за свободу в 1-й пол. 17 в.

После установления в Грузии Сов. власти Ш. стал активным деятелем нового т-ра. Он написал пьесы: "Спартак" (1922; Т-р товарищества актеров), "Герой Эрети" (пост. К. Марджанишвили и С. Ахме-тели в Т-ре им. Руставели, 1924) о восстании крестьян против угнетателей-князей-феодалов. Этапом в развитии груз. сов. т-ра стала пост. пьесы Ш. "Анзор" по пьесе Вс. Иванова "Бронепоезд 14-69" (1928, Т-р им. Руставели, пост. С. Ахметели и А. Васадзе). Наиболее зрелое драматургич. произв. Ш., знаменовавшее утверждение в груз. драматургии и т-ре метода социалистич. реализма,- драматич. поэма "Арсен" (Т-р им. Руставели, пост. А. Васадзе, 1936). В этой пьесе показана борьба груз. крестьянства во главе с Арсеном Одзелашвили против князей-помещиков и царского самодержавия. Ш. принадлежат также пьесы: "Трое" (1931)-о дружбе народов Закавказья, "Поладаури" (1938), "Новые основы" (1947)-о развитии колхозного строя в Грузии.

Историч. пьесы Ш. "Герой Крцаниси" (1943, Т-р им. Руставели) и "Хевисбери Гоча" (по о. п. А. Каз-беги, 1945, Т-р им. Руставели) отличаются романтич. пафосом, динамичностью в развитии действия, живостью и лаконичностью языка.

Ш. перев„л пьесы "Загмук" Глебова, "Вильгельм Телль" Шиллера, "Город ветров" Киршона, "Великий государь" Соловь„ва, "Женитьба" Гоголя и др. Гос. пр. СССР, 1949, за пьесы "Арсен", "Герой Крцаниси", "Имеретинские ночи".

Соч.: (на груз. яз.): Пьесы, Тб., 1948 и 1951; на рус. яз. -"Арсен", в кн: Сб. пьес груз. сов. драматургов, Тб., 1951.

Лит.: Барамидзе А., Радиан и Ш., Жген-ти Б., История грузишлюй литературы, Тб., 1958; на груз. яз.- Ч и л а я С., Пути развития грузинской советской литературы, Тб., 1954; Ц и ц и ш в и л и Г., Грузинская советская драматургия, ч. 1, Тб., 1962. Д. Д.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница