Наши партнеры

Выгодно автопрокат владивосток круглосуточно в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 485)


ШАНЯВСКИЙ (Szaniawski), Ежи (р. 10.II.1886)- польский писатель, драматург. Учился в Швейцарии. Лит. деятельность начал в 1912. Как драматург дебютировал в 1917 сатирич. пьесой "Негр" ("Т-р Польски", Варшава). Пьесы Ш. ставились в крупнейших т-рах Польши. В этих пьесах драматург стремится раскрыть особенности человеческой психологии, разоблачить шаблонные, общепринятые суждения. О ложной и подлинной поэзии трактует пьеса "Бумажный любовник" (1920, т-р "Багателя", Краков); относительность понятий добра и зла, правды и лжи утверждают пьесы "Моряк" (1925, "Т-р Народовы", Варшава), "Мост" (1933, там же); о скрытом стремлении человека к возвышенному рассказывают пьесы - "Девушка из леса" (1939, т-р "Атенеум", Варшава), "Летающий отрок" (соч. 1949, 1958, "Т-р Польски") и др. В пьесе "Два театра" (1956, "Т-р Повшехны", Краков) Ш. пытается определить задачи т-ра, реалистич. иск-ва. Поэтичность драматургии Ш., е„ психологизм, мягкая ирония, мастерски разработанный диалог были близки творч. принципам т-ра "Редута", где пост. в 1920-33 мн. пьесы Ш. В спектаклях участвовали: Ю. Остэрва, С. Ярач, М. Френкель и др. крупнейшие актеры Польши. Драмы Ш. широко ставятся т-рами Польской Нар. Республики, они переведены на мн. европ. яз. Ш.- автор мемуаров "Сблизи театра" ("W poblizu teatru").

Соч.: Dramaty zebrane, t. l-3, Kr., 1958; W poblizu teatru, Warsz., 1956; Luczniczka, "Dialog", 1959, ј 12, s. 5-18; в рус. пер. -Два театра, в сб.: Современные польские пьесы, М.. 1965.

Лит.: "Teatr", 1955, ј 5, s. 4-6, "Tworczosc", 1955, ј 2. s. 192-95. Р. В.

ШАОСЙНСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА -см. Юэцзюй.

ШАПИТО (франц. chapiteau - капитель, колпак)- вид передвижного циркового помещения. Обычная конструкция Ш. представляет собой систему высоких центр, мачт и боковых стоек, на к-рые с помощью разл. стандартных частей и креплений натягивается брезентовый шат„р. В центре Ш.- манеж, вокруг- места для зрителей. Сборка и разборка Ш. производится в минимально короткий срок. Прообразом Ш. в нач. 40-х гг. 19 в. был летний цирк Елисейских полей в Париже. Первый цирк Ш. в России был устроен в Москве, в Нескучном саду. Большое распространение (в усовершенствованном виде) Ш. получили в Америке и странах Центр. Европы (цирки Барнума, бр. Ринглин, Сарразани, Кроне). С конца 50-х гг. 20 в. входят в практику новые конструкции Ш., в к-рых брезентовый шат„р держится на системе л„гких опор и приспособлений из дюралюминиевых материалов (цирк Буша, Германия). В СССР Ш. используют передвижные цирки. Стационарные Ш. по-строеды в Куйбышеве, Воронеже, Ялте и др. А. Шн.

ШАПЛРН (Chapelain), Жан (4.XII.1595-22.11. 1674) - франц. поэт, лит. критик. Один из первых теоретиков классицизма во Франции. Способствовал утверждению правила тр„х единств в драматургии, впервые сформулированного Ж. С. Скалигером, кано-нич. формы франц. классицистской трагедии. Ш. был автором окончательной редакции отзыва о трагедии "Спд" Корнеля, озаглавленного "Мнение Французской академии о трагикомедии "Сид"" (1638); в этом отзыве трагедия осуждалась за отступление от правил классицизма. Ш. пользовался особым доверием кардинала Рпшель„ и в течение долгого времени оказывал влияние на литературно-театр. жизнь страны.

Лит.: В о u r g- о ? n A., Les maitres de la critique au XII siecle. P., 1889: В r a y R., La formation de la doctrine classique en France, P., 1927.

ШАПОВАЛЕНКО, Николай Николаевич (1887- 1957) - сов. писатель и драматург. Автор историч. пьес, гл. обр. мелодрам: "1881 год" (1924, Т-р им. МГСПС), "Георгий Гапон" (1925, Т-р им. МГСПС и т-р "Берез?ль", Киев), "Чернь" (1927, Т-р им. МГСПС) о Парижской Коммуне. Успехом пользовалась пьеса Ш. "Альбина Мегурская", посв. жизни ссыльных польских повстанцев (1929, Москва, Т-р ям. Сафонова).

Др. пьесы: "Смерть Петра I" (1925, Т-р Госнардома. Ленинград), "В наши дни" (1926, Т-р им. МГСПС), "В дальней фактории" (1932, Т-р им. Сафонова), "Христофор Колумб" (1938, Крымгостеатр юного зрителя), "Радищев" (1951, Саратовский ТЮЗ), "Доктор Воронов" (1955, Архангельский т-р).

Соч.: 1881 год, М., 1925; Смерть Петра ?, М., 1925;

Христофор Колумб, М., 1937; Пьесы, М., 1960.

Лит.: О с н о с Ю., Советская историческая драматургия, М., 1947. И. Лев.

ШАПОРИН, Юрий (Георгий) Александрович [27. Х (8.XI). 1887 - 9.XII.1966] - рус. сов. композитор. Нар. арт. СССР (1954). Окончил Петерб. консерваторию в 1918 (класс композиции Н. А. Соколова). В 1919-34 - зав. муз. частью и дирижер Большого драм. т-ра и Т-ра драмы им. Пушкина в Ленинграде. С 1939 преподавал в Моск. консерватории (с 1940 - профессор). Определяющее место в творчестве Ш. занимают рус. историч. сюжеты. Опера "Декабристы" (1953, Большой т-р)-монументальная герои-ко-патриотич. драма высокого гражданского пафоса, в к-рой история сближается с современностью. Новаторство оперы -в создании коллективного образа декабристов. Это потребовало обращения к новым средствам выразительности - синтезу разл. элементов - героич., лирико-драматич. и нар.-жанрового.

Автор музыки к драм. спектаклям: "Много шума из ничего" (1919), "Разбойники" (1919), "Король Лир" (1920); "Блоха"

Замятина по Лескову (1926), "Любовь Яровая" (f927)-все в Ленингр. Большом драм. т-ре; "Штурм Перекопа" Мокина и Трахтенберга (,1927, Т-р оперы и балета им. Кирова);

"Бронепоезд 14-69" (1927, Ленингр. т-р драмы им. Пушкина); фильмам и др. соч., в том числе-ораторий: "На поле Куликовом", "Сказание о битве за русскую землю", "Доколе коршуну кружить".

Гос. пр. СССР (1941, 1946, 1952). Чл. Сов. комитета защиты мира (1955).

Лит.: Г рошева Е., Юрий Александрович Шапорин, М., 1957; К а т о н о в а С., Ю. Шапорин. "Декабристы", Опера, Л. ,1 959; Леви т С., Юрий Александрович" Шапорин, М., 1964; Мартынов И. Ю., Шапорин, М., 1966; Ю. А. Шапорин. Нотографический и библиографический справочник, М., 1966. В. Дель.

ШАПОШНИКОВ, Адриан Григорьевич [р'. 28. V (9. VI). 1888] - рус. сов. композитор. Засл. деят. иск-в Туркм. ССР (1943). В 1913 окончил Петерб. консерваторию (класс композиции А. К. Глазунова, Н. А. Соколова, Я. Я. Витоля). В 1937-48 работал в Ашхабаде. Автор первой туркм. оперы "Зохре и Тахыр" (1941, Туркм. т-р оперы и балета, Ашхабад;

3-я ред., совм. с В. Мухатовым, 1953, там же), опер- "Гюль и Бильбиль" ("Роза и соловей", 1943, там же), "Шасенем п Гариб" (совм. с Д. Овезовым, 1944, там же;

2-я ред., 1955), "Кемине и казы" ("Поэт и судья", совм. с В. Мухатовым, 1947, там же), "Айна" (совм. с Овезовым, 1957, там же) и музыки к драматич. спектаклям.

Лит.: К о в а л ь М., Шасенем и Гариб", "Сов. музыка"), 1956, ј 2; К е р и м н К.. Туркменский театр. Очерк истории, М., 1964. 1 А. Ив.

ШАПОШНИКОВ, Сергей Николаевич [р.28.II (13.III).1911 ]-рус. сов. артист оперы (баритон), Нар. арт. РСФСР (1957). Окончил Ленингр. консерваторию (класс пения А. Н. Ульянова). С 1935- солист Ленингр. Малого оперного т-ра.

Партии: Жермон ("Травиата"), Фигаро, Онегин; Андрей Болконский ("Война и мир" Прокофьева), Евгений Листницкий ("Тихий Дон" Дзержинского), Олег Кошевой ("Молодая гвардия" Мей-туса. Гос. нр. СССР, 1951), Паратов ("Бесприданница" Френкеля), Кирилл Извеков (о. п. Чернова) и др.

С 1947 препода„т пение в Ленингр. консерватории (с 1958 - доцент). Выступает как концертный певец, гастролировал за рубежом.

Лит.: "Сов. музыка", 1956,ј 6, с. 112-13; там же, 1956, ј 3, с. 133-34;

"Музыкальная жизнь", 1959, ј 20, с. .10. Д. Ив.

ШАПС, Александр Леонтьевич [13(26).V.1911- 11.IV.1965] - рус. сов. режиссер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1962) и засл. арт. БССР (1944). Чл. Комму-нистич. партии с 1941. Окончил ГИТИС в 1930. Был актером в т-рах Таганрога, Туапсе. режиссерскую деятельность начал в Центр, т-ре Красной (ныне Советской) Армии (1931-44). Пост. спектакль "Пархоменко" Иванова (1941, совм. с В. П. Пильдоном) и др. В 1941-65 работал в Т-ре им. Моссовета. Пост. (совм. с Ю. А. Завадским) спектакли: "Мужество" Березко (1947), "Рассвет над Москвой" Сурова (1950, Гос. пр. СССР, 1950), "Битва в пути" Николаевой и Радзинского (1959), "Совесть" по о. п. Павловой (1963). Самостоятельно пост. спектакли: "Кто сме„тся последним" Крапивы (1954), "Второе дыхание" Крона (1956), "Три камня веры" Вирты (1960), "Василий Т„ркин" по о. п. Твардовского (1961), "На диком бреге" Полевого и Радзинского (1964). Ш. создавал спектакли, отражающие важные проблемы со в р. действительности, большое внимание уделял работе с драматургами.

Др. спектакли: "Опасный перекр„сток" Спешнева и Маклярского (совм. с Завадским), "Роковое наследство" Шейнина (совм. с В. В. Ваниным) - оба в 1949, "Большие хлопоты"" Ленча (1953), "Б тихом переулке" Мовзона (1955), "Запутанный узел" Шейнина и Маклярского (1957), "Опасная профессия" Соловь„ва (1958).

Лит.: О б р а з ц о в а А., Театр имени Моссовета, М., 1959. М. Лифш.

ШАРА [наст. имя н фам.- Г ю л ь-Ш ара Ж и-енкулова; р. 19. VIII(L IX). 1912] - казах, сов. артистка балета. Нар. арт. Казах. ССР (1938). Чл. Коммунистич. партии с 1962. С 1929 - актриса Казах. драм. т-ра (Алма-Ата). Ш. - исполнительница нар. казах, танцев, первая танцовщица-казашка. Е„ иск-во оказало влияние на создание со в р. женского казах, сценнч. танца. С 1934 - ведущая танцовщица Муз.-драматич. т-ра (ныне Театр оперы и балета им. Абая, Алма-Ата). Исполняла нац. танцы в муз. драмах и операх "Кыз-Жпбек", "Жалбыр", "Ер Таргын" Брусиловско-го, партию Мамыр в первом нац. балете "Калкаман и Мамыр" Великанова. Сценич. обаяние, грация, л„гкость и певучесть движений, нац. своеобразие танца характеризуют исполнительское мастерство Ш.

С 1940 Ш. выступает в эстрадно-танц. миниатюрах, к-рые ставит сама, и исполняет песни народов мира. С 1962 возглавила Ансамбль песни и танца Казах. ССР. С 1966 - директор и худ. рук. Алма-Атинского хореографич. уч-ща. Выезжает с концертами в отдал„нные районы Казахстана, на Урал, Дальний Восток и др., гастролировала за рубежом (КНР, ОАР, Ирак, Польша и др.). Ш.- автор книги "Казахские танцы" (1955).

Лит.: "Муз. жизнь", 1961, .No 19, с. 12-15. -о. КШАРАШЙДЗЕ, Тициан Епифанович (25. X.I 898- 22.VI.1955) - рус. сов. режиссер. По национальности грузин. Засл. деят. иск-в Туркм. ССР (1945). Чл. Коммунистнч. партии с 1938. В 1926 окончил Груз. театр. студию В. Л. Мчеделова в Москве. В 1926--40 и в 1945-53 - реж. Большого т-ра (Москва); в 1940-45 - худ. рук. Туркм. т-ра оперы и балета (Ашхабад). Впервые на сов. сцене пост. оперы: "Сын солнца" Василенко (1929, совм. с Н. С. Домбровским и др.), "Алмаст" Спендиарова (1930, совм. с В. М. Бе-бутовым), "Вышка Октября" Яворского (1930) - все в Большом т-ре; "Юсуп и Ахмет" Шехтера и Кулиева (1942) - в Туркм. т-ре оперы и балета.

Др. пост.: "Демон" (1932, 1937, 1953); "Четыре деспота" Вольф-Феррари (1933), "Риголетто" (1933, 1945), "Трубадур" (1933). "Лакме" (1934); "Мать" Желобинского (1939), "Иолан-та, (1940); "Дубровский" Направника (194S), "Дон Жуан" (1950) - все в Большом т-ре.

В 1935-41 и 1945-55 - режиссер оперного класса и оперной студии Моск. консерватории. С 1939- доцент. А. Ив.

ШАРБАБЧЯН, Грнгор (Гиго) Микаелович (4.IV.1884 - 6.1.1942) - арм. театр. художник. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1936). Учился в Париже (1904-10). Первое оформление - спектакль "Старые боги" Шанта в Тифлисском арм. т-ре (1913). Ш. оформил первый спектакль Т-ра им. Г. Сундукяна "Пэпо" Сундукяна (1922). С 1922 - гл. художник тбилисского

Арм. т-ра драмы им. С. Шаумяна. Оформил здесь спектакли: "Капказ-тамаша" Чаренца (1926), "Маскарад" (1927); "Интервенция" Славина (1934), "Разор„нный очаг" и "Хата бала" Сундукяна (1929, 19'5 7). В 1932 в Т-ре оперы и балета им. Палиашвили оформил спектакль "Алмаст" Спендиарова (совм. с Е. . 1ан-сере и П. Карсляном). Автор пьесы "Слуга народа" ("Саят-Нова") (1929). Л. Х?.

ШАРЙПОВ, Юлдаш (р. 1.1.1913) - каракщ. сов. актер и режиссер. Нар. арт. Каракалп. АССР (1949). Нар. арт. Узб. ССР (1957). Чл. Коммунпстич. партии с 1943. Сценич. деятельность начал в 19о0 в Хорезмском областном т-ре (г. Ургенч). В 1933-,S( (в 1936-39 учился в ГИТИСе) и с 1939акте]) и режиссер Каракалп. т-ра (Нукус). В 1945-51 п 1961-63 возглавлял этот т-р.

Роли: Байсары ("Алпамыс" Давкараева), Макферсоп ("Русский вопрос"), Сухсуров ("Голос из гроба" Каххарп) и др.

Пост.: "Гюльсара" Яшена и Мухамедова (1940, 1948), "Своей палкой по себе" Аймурзаева (1940), "Бедность не порок" (1944, 1947, 1956); На берегу Аму-Дарьи" (1949), "Бердак" (1958) Аймурзаева.

Творчество Ш. отличается нац. своеобразием, народным юмором. Т. Б. ШАРЙПОВА, Венера Гареевна (р. 27.XII.1927)- тат. сов. артистка оперы (лирич. сопрано). Нар. арт. Тат. АССР (1964). В 1950 окончила Моск. консерваторию. С 1950 - солистка Т-ра оперы и балета им. Мусы Джалиля. Ш. обладает звонким, серебристым голосом, большой музыкальностью и артнстпч. обаянием.

Партии; Алтынчеч (о. п. Жиганова), Сарвар ("Башмачки" Дж. Файзи), Гульюзум ("На„мщик" Сайдашева и Ключал„-ва), Татьяна; Иоланта (о. п. Чайковского), Снегурочка, Виолетта; Маргарита ("Фауст"), Чио-Чио-сан и др.

Выступает как концертная певица. Ир. Г. ШАРЙПОВА, Замзагул (р. 31.VIII.1931) - казах. сов. актриса. Нар. арт. Казах. ССР (1966). Чл. Ком-мунистич. партии с 1966. В 1948 окончила Алма-Атинское театр. уч-ще. С 1953-в труппе Казах, т-ра им. Ауэзова. Образы, созданные актрисой, отличаются чистотой, жизнеутверждающей силой, они мужественны и в то же время лиричны.

Роли: Карагоз, Айман (о. л. и "Айман и Шолпан" Ауэзова), Айжан ("Чокан Валиханов" Муканова), Актпкты ("Ахан-сере и Актокты" Мусрепов.а), Карлыгаш ("Абай" Ауэзова и Соболева), Пулиш ("Майдан" Майлпна), Дездемона ("Отелло"), Аккуба, Дамеш ("Легенда о мо„м народе", "Приятели" Та/кибаева), Нурсулу ("Волчонок под шапкой" Мухамед/канова), Лагил ("Кто мой отец" Абишева) и др.

Работает в кино, выступает по радио и телевидению. Б. К.

ШАРПФЗАД‚, Абас Мирза (1892-1937) - азерб. сов. актер и режиссер. Подростком участвовал в нар. представлениях, в спектаклях любительских драмкружков, В 1908 поступил в проф. т-р и стал одним из ведущих актеров. В 1916-17 работал в оперной труппе бр. Г а;гжп боковых, с 1920-в Т-ре им. Азизбекова. Играл в пьесах Дж. Джабарлы и Г. Джавида, А. Ах-вердова, Н. Нариманова, Шиллера и Шекспира. Был первым создателем на азербайджанской сцене образов национальной драматургии: Пблпс, Сияв у ш и шейх Сенан (о. п. Гусейна Джавп-да)" Айдын, Октан, Эльхан, Эйваз ("Айдын", "Октан эль оглы", "Невеста огня", "В 1905 году" Дж. Джабарлы), Каджар ("Ага Мухаммед-шах Каджар" Ахвердова), Надир-шах (о. п. Нариманова). На формирование и развитие таланта Ш. благотворное воздействие оказал Г. Араблин-ский. Сила таланта, покоряющее обаяние, заразительная эмоциональность, глубокое раскрытие внутр. жизни сценич. героя выдвинули ЦТ. в число ведущих сов. актеров. Могучей страстью, высоким художеств. мастерством отличались образы, созданные им в мировой классич. драматургии: Отелло, Гамлет, Карл Моор; Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова), Макбет и др. UL выступал как режиссер. Снимался в кино. В 1937 был незаконно репрессирован, реабилитирован посмертно.

Лит.: Джафаров Д., Гордость театра, Баку, 1963;

А, М. Шярифзаде. Паггында Хатнралэр, Бакы. 19 63. К'. Кае.

ШАРЛАХОВ, Виктор Петрович [р. 31.1(12.11). 4898] - рус. сов. актер. Нар. арт. Азерб. ССР (1943). В 1917 окончил частную театр. школу в Пензе. Работал в "т-рах Казани, Ярославля, Харькова, Самары, Баку. В 1938-53 - актер Бакинского рус. т-ра, с 1953-Малого т-ра (Москва). Ш.яркий характерный актер, его сценич. образы отличаются остротой сценпч. формы. Особенно удаются Ш. сатирич. п комедийные роли.

Роли: Фамусов. Юсов, Счастливцев; Мальволио ("Двенадцатая ночь"), Мамедов ("Заря над Каспием" Касумова, Гос. пр. СССР, 1951) - в Бакинском рус. т-ре; Стессель ("Порт-Артур" Степанова и Попова), Халымов ("Сердце не камень" Островского), Питт Кроули ("Ярмарка тщеславия" по о. п. Теккерея), Елисатов ("Любовь Яровая"), Энгстранд ("Приведения"), Калабухов ("Деньги" Софронова), Омэ ("Госпожа Бовари" по о. п. Флобера) - в Малом т-ре.

ШАРОНОВ, Василий Сем„нович (1867 -3.IX. 1929) - рус. сов. артист оперы. Засл. арт. Республики (1921). Сценич. деятельность начад в 1888 как хорист. С 1895 - солист Мариинского т-ра в Петербурге. Занимался вокалом под рук. О. О. Палечека, совершенствовался в Италии у Сколяра. Голос Ш.- свободно льющийся, низкий баритон. Первый исполнил на рус. сцене партию Вотана ("Валькирия" Вагнера).

Др. партии: Руслан, князь Игорь, Галицкий, Борис Годунов; Иван Хованский ("Хованщина"), Гудал ("Демон"), Токмаков, царь Салтан, Ф„дор Поярок ("Псковитянка", "Сказка о царе Салтане", "Сказание о невидимом граде Китеже" Римского-Корсакова), Кочубей ("Мазепа"), Фигаро ("Свадьба Фигаро"), Нилаканта ("Лакме") и др.

Лит.: Старь" Э. (Зигфрид), Петербургская опера и ее мастера, М.-Л-, 1940. А. Ив.

ШАРПАНТЬЕ (Charpentier), Гюстав (25.VI.1860- 18. II. 1956) - франц. композитор и муз. деятель. Учился в консерваториях Лнлля и Парижа (1881-87) у Ж. Массне. Лауреат Римской премии 1887 за кантату "Дпдона". Известен как автор "муз. романа" "Луиза" (1900, т-р "Опера комяк", Париж), написанного в верпстской манере (о жизни парижской работницы) и обошедшего мн. сцены т-ров мира. Заслугой Ш. явилась организация нар. консерватории (1902) и нар. муз. праздников (1898, "Празднество коронования Музы" для фп. и хора). Среди соч. Ш.: опера "Жюльен" (1913, т-р "Опера комик"), симф. сюита "Итальянские впечатления" (1890; 1913-балет) н др. Чл. Ин-та Франции (1912).

Лит.: Французская музыка второй половины XIX века. Сб. переводных работ... Ред. М. С. Друскина, М., 1938;

D е 1 m a s M., G. Charpentier et le lyrisme francais, P., 1931. Ал. M.

ШАРРА (Charrat), Жанин (p. 24.VII.1924) - франц. артистка балета и балетмейстер. Девяти лет начала обучаться восточным танцам у Ж. Ронсе; классич. танец изучала у Л. Н. Егоровой, позднее совершенствовалась у О. И. Преображенской и А. Е. Волинина. В 1941-44 выступала в концертах с Р. Пти, ставила также хореографич. номера. В 1945 работала в труппе "Балет Елисейских полей", здесь пост. балет "Игра в карты" Стравинского. В 1946- в труппе "Новый балет Монте-Карло", в 1948-49 в "Балле де Пари". В 1949 - в Гор. опере в Берлине пост. балет "Абрак-сас" Эгка, где исполнила партию Аршипозы. В 1951 организовала небольшую группу "Балет Жанин Шарра" (позднее "Балет Франции"). До 1959 выступала со своей труппой во Франции, Англии, Бельгии, Испании и др. странах. Пост. около 20 балетов, исполнив в большинстве из них гл. партии: Королева амазонок ("Бой амазонок" Сем„нова), Иностранка ("Иностранка в Париже" Винера), Катерина ("Водоросли" Бернара). В 1960 пост. в "Гранд-Опера" балет "Король Давид" Онеггера. В 1963-64 - в балетной труппе Женевской оперы.

В своих пост. Ш. стремится раскрыть психологию героев, проблемы, волнующие совр. человека бурж. общества, его душевное смятение, одиночество, ощущение бессмысленности жизни, неверие в будущее ("Ночь", "Бой амазонок", "Водоросли", "Тревога в шахте 21" и др.). В этих пост. Ш. использует совр. хореографические при„мы. Язык е„ танца основан на деформации линий и движений классического танца, на пластических групповых построениях, отличается большим разнообразием и изобретательностью.

Как танцовщица Ш. владеет высокой техникой, исполнение е„ артистично и эмоционально. С 1948 выступала как балетмейстер в разл. странах Европы, в Аргентине.

Лит.: Beaumont С., Ballet of today. L., 1954, P. 54-72; Les ballets de France de Janine 'Charrat aux Champs-Elysees, "Danse et rythmes". P., 1958 JV" 44 p. 8-9

A. A. B. ШАТЙЛЛО, Иван Брониславович [р. 15(28).XII. 1910] - белорус. сов. актер. Нар. арт. БССР (1953). Чл. Коммунистпч. партии с 1952. В 1928-30 участвовал в театр. самодеятельности. Проф. образование получил в театр. студни в Минске (1931-32). С 1932 - актер 1-го Белорус. гос. т-ра (ныне Т-р им. Я. Купалы). В 1961 вступил в труппу Минского рус. драм. т-ра БССР им. М. Горького. Наиболее близки творч. индивидуальности Ш. роли социальных героев и героико-драматич. Сценич. образы, создаваемые Ш., проникнуты эмоциональностью, гражданским пафосом. Характеризуются ч„ткостью, выразительностью внешнего рисунка роли.

Роли: Рыгор ("Партизаны" Крапивы), Микола ("Гибель волка" Самуйл„нка), Яков ("Последние"), Сергей Горлов ("Фронт"), Сафонов ("Русские люди"), Яким Сорока ("Пав-линка" Купалы), Микола Верес ("Поют жаворонки" Крапивы), Янка Купала ("Счастье поэта" Витки), Хельмер ("Нора"), Рыбаков ("Кремл„вские куранты"), Воевода ("Смерть воеводы" Словацкого), Косогоров ("Побег из ночи" бр. Тур), Платон Кречет; Треплев ("Чайка") и др.-в Т-ре им. Я. Купалы; Алексей ("Оптимистическая трагедия"), Давыдов ("Поднятая целина" по Шолохову), адмирал Часовников ("Океан" Штейна), Паратов ("Бесприданница"), Чепурнон ("Дети солнца") и др.- в Минском рус. т-ре. Люд Ш

ШАТИРИШВЙЛИ, Котэ (1868-1921) - груз.' актер и режиссер. Выступил на тифлисской сцене в 90-х гг. 19 в. Впоследствии стал одним из лучших исполнителей комических ролей. Одновременно режиссировал в любительских кружках рабочего т-ра в Тбилиси. С 1909 - режиссер груз. рабочей труппы Тбилисского нар. дома.

Роли: Котэ Фантиашвили ("Ханума" Цагарели). Потатам ("Единственный сын" Гуния), Хлестаков ("Ревизор"), Милов-зоров ("Без вины виноватые") и др.

Пост.: "Ревизор"; "Соседи" Рамишвили, "Из-за чести" Ширванзаде и др. Д . Д.

"ШАТЛЕ" (Theatre du Chatelet) - франц. т-р. Здание построено в 1860-62 (арх. Г. Давиу) в Париже на пл. Шатле. Наряду со зрительным залом Нац. нар. т-ра (ТНП) "Ш." - самое большое театр. помещение столицы (2600 мест). С конца 19 в. здесь ставились феерии, приключенч. пьесы, мелодрамы, в к-рых широко использовались разл. сценич. эффекты (морские бои, скачки ковбоев, столкновение поездов и др.). Здесь устраивались также концерты, ставились балетные спектакли, оперетты. В 1909 в "Ш." проходили выступления рус. балета под рук. С. П. Дягиле-}за {"Русские сезоны за границей"). При т-ре организована шкела танца, имеется собств. труппа танцовщиц и танцовщиков, для отдельных выступлений приглашаются артисты балета из "Гранд-Опера".

ШАТОБРИАН (Chateaubriand), Франсуа Рене (4.IX. 1768- 4. VII. 1848) - франц. писатель. Во время франц. бурж. революции конца 18 в. сражался на стороне роялистов, в 1793 эмигрировал в Англию. Религиозно-эстетич. трактат Ш. "Дух христианства" (1802), утверждавший католицизм как философскую, этич. и эстетич. основу духовной жизни человека, стал манифестом консервативного романтизма во Франции. Концепция происхождения иск-ва из като-лич. культа оказала влияние на уч„ных, работавших над изучением т-ра ср. веков. Повышенная эмоциональность, интерес к необычному, экзотическому, присущие творчеству Ш., в значит, степени определили поэтику романтич. драмы. Ш. не отрицал и классицизм; в его трагедии "Моисей" (1828, принята т-ром "Комеди Франсез", но не пост.) подч„ркнутая живописность, контрастное построение сценич. образов сочетались с использованием законов классицизма.

Программные произв. романтизма - повести Ш. "Атала", "Рене", а также "Последний из Абенсерагов" (1851, т-р "Комеди Франсез") переделывались для сцены.

Соч.: Genie du christianisme, в его кн.: Oeuvre completes, v. 11-15, P., 1826-27; Shakespeare ou Shakespeare, в его кн.: Oeuvres completes, v. 5, P., 1843.

Лит.: МарксК. иЭнгельсФ., Об искусстве, т. 1, M., 1957; История западноевропейского театра, т. 3, M., 1963; Haines С. M., Shakespeare en France, L., 1925, p. 88-96.

ШАТОВ, Александр Павлович (26.VI.1899-3.XI. 1961) - рус. сов. актер. Нар.. арт. РСФСР (1961). Работал в т-рах: студия Малого т-ра (1924-34), Новый т-р (1934-38), Т-р им. МОСПС (1938-46), Моск. т-р драмы (1946), Моск. т-р им. Ленинского комсомола (1947-52), Моск. т-р им. Пушкина (1954-61).

Роли: актер ("На дне"), Харди ("Русский вопрос"), Его высокопревосходительство ("Третья молодость" бр. Тур), Жевакин ("Женитьба"), Дурново ("Семья" Попова), Шабель-ский ("Иванов" Чехова), Абросимов ("Трасса" Дворецкого), M у ров ("Без вины виноватые") и др. Е, X,

ШАТРЙН, Александр Борисович (р. 3.VIII.1919)- рус. сов. режиссер. Засл. арт. РСФСР (1958). В 1939 окончил театр.-муз. уч-ще им. Глазунова (отделение драм. актеров). В 1939-46 служил в Красной Армии, был актером, затем режиссером Ансамбля песни и пляски. В 1951 окончил реж. ф-т ГИТИСа (педагоги А. Д. Попов и М. О. Кнебель). В 1951-55- режиссер Иркутского т-ра, где пост.: "Живой труп" (1951); "Собака на сене" Лопе де Вега, "Платон Кречет" (оба в 1952); "Мать своих детей" Афиногенова (1953), "Годы странствий" Арбузова (1954). Ставил также спектакли в Иркутском т-ре муз. комедии и в ТЮЗе. В 1955-59 - режиссер Центр, т-ра Советской Армии, где (совм. с А. Д. Поповым) пост. спектакли: "Москва, Кремль!" Афиногенова (1956) и "Поднятая целина" по Шолохову (1957); самостоятельно пост.: "Моя семья" Де Филиппе (1957), "Люди, которых я видел" Смирнова, "Юстина" Вуолийоки (оба в 1958); "Внук короля" Шейнина (1959, совм. с Д. В. Тункелем). В 1958-60 ставил спектакли в Ленингр. т-ре им. Ленинского комсомола: "Никто" Де Филиппе (1958), "Горькая судьбина" Писемского, "Три толстяка" по Ю. Олеше (оба в 1960). В 1960-64 Ш.- режиссер, затем гл. режиссер моек. Т-ра им. Ермоловой. Пост. в этом т-ре спектакли: "Мой друг" Погодина (1961), "Суббота, воскресенье, понедельник" Де Филиппе (1962), "Сотворившая чудо" Гибсона (1963). С 1964 ставил спектакли в разл. т-рах (в т. ч. "Дядя Ваня", 1965, Т-р им. Я. Купалы; "Над пропастью во ржи" по Сэлинджеру, 1965, Т-р Сатиры;

"Чайка", 1966, в т-ре Лахти, Финляндия и др.). Особенно близки Ш. пьесы с углубл„нной разработкой человеч. характеров, написанные в жанре психологпч. и социальной драмы и комедии. А. О.

ШАТРОВ (наст. фам.- Маршак), Михаил Филиппович (р. 3.IV.1932) - рус. сов. драматург. В 1956 окончил Моск. горный ин-т. Первая пьеса Ш."Чистые руки" (1955, МТЮЗ). В этом же т-ре пост. его пьесы: "Место в жизни" (1956), "Именем Революции" (1957), "Меридиан 361-й". Пьесы Ш. ставились также в моек. Т-ре им. Ермоловой - "Глеб Космач„в" (1961); в моек. Т-ре им. Маяковского- "Современные ребята" (1962), в ЛенТЮЗе - "День тишины" (1965) и в др. т-рах.

Пьеса-хроника "Шестое июля" (1966) - документальная драма о подавлении левоэсеровского мятежа в 1918, воссоздающая образ В. И. Ленина, пост. в Моск. драм. т-ре им. Станиславского (1964), МХАТе (1965) и мн. др. т-рах страны.

Лит.: Вишневская И., Начало пути, "Юность", 1957, JSTs, 6; Бабушкин Ю., Пока драматург молод, "Театр", 1960, .No 11; Пименов Вл., Спектакль-документ, "Театр", 1965, J\ 4; Потапов H., Ленину было трудно..., там же, ј 9. С. Г.

ШАТРОВА, Елена Митрофановна (р. 31.V.1892) - рус. сов. актриса. Нар. арт. РСФСР (1949). Деп. Верх. Совета РСФСР 4-го и 5-го созывов. В 1912 окончила частную школу сценнч. иск-ва (педагоги А. П. Петровский, А. А. Санин, С. И. Яковлев). В школьных спектаклях играла Лизу Огонькову ("Псиша" Беляева) и Верочку ("Месяц в деревне" Тургенева). Присутствующий на спектаклях H. H. Синельников пригласил Ш. в свою труппу и она проработала в Харькове 4 сезона, заняв ведущее положение. Роли: Варя ("Дикарка" Островского и Соловь„ва), Лиза ("Дворянское гнездо" по Тургеневу), Соня, Саша, Аня ("Дядя Ваня", "Иванов", "Вишн„вый сад"), Марфинька ("Обрыв" по Гончарову). В созданных образах актриса показала чистоту, благородство, душевную стойкость рус. женщины.

Второй период творчества Ш. относится к е„ работе в б. Т-ре Корша (1918-24, 1925-27 и в 1928-32) и в Т-ре им. МГСПС (1924-25), где Ш. и е„ муж H. М. Радин были ведущими актерами. Роли: Лиза, Маша ("Горький цвет", "Касатка" А. H. Толстого), Недомерок (о. п. Никкодеми), Амалия, Луиза ("Разбойники", "Коварство и любовь"), Роксана ("Сирано де Берже-рак" Ростана), Элиза ("Пигмалион" Шоу), Беатриче ("Много шума из ничего"), Катерина ("Укрощение строптивой"), Купавина ("Волки и овцы").

В б. Т-ре Корша Ш. много играла в переводной салонной комедии; роли: жена миллионера ("Золотое дело" Жербидона), Жермен ("Ложь" Вернея), Сю-зи ("Болото" Паньоля и Нивуа), Жоржина ("Золотая осень" Де Флер и Кайяве), где игра е„ была отмечена комедийной л„гкостью, изяществом, тонким юмором. Е„ сценич. дуэт с Радиным отличался мастерством диалога, комедийной остротой. В 1927-28 Ш. и Ра-дин работали в Краснодарском т-ре. Здесь в пьесах сов. драматургов Ш. играла драматические роли: Ксения ("Разлом"), Зина Башкирова ("Человек с портфелем" Файко).

С 1932 Ш.- актриса Малого т-ра. Здесь ею созданы образы в рус. классич. драматургии: Купавина ("Волки и овцы"), Лидия ("Бешеные деньги"), Мамаева ("На всякого мудреца довольно простоты"), Халымова ("Сердце не камень"). Кукушкина ("Доходное место")- в пьесах Островского; Анна Андреевна ("Ревизор"), Матр„на ("Власть тьмы"), Лебедева ("Иванов" Чехова). Роли Ш. в пьесах сов. драматургов: Панова, Поля ("Любовь Яровая"" "На берегу Невы" Трен„ва), Надежда Алексеевна ("Сотворение мира" Погодина), Милягина ("Великая сила" Ромашова, Гос. пр. СССР, 1947), Потапова ("Московский характер" Софронова, Гос. пр. СССР, 1948), госпожа Стессель ("Порт-Артур" Степанова и Попова).

В лучших ролях, сыгранных в Малом т-ре, раскрылись новые грани дарования Ш. Она создала характеры мужественные, благородные и характеры людей, изуродованных той средой, в к-рой они формировались. С 1964 Ш.-зам. председателя Президиума Совета ВТО.

Лит.: Д у p ы л и н С. Н., К л и н ч и н А. П., Елена Митрофановна Шатрова, М., 1958. А. Кл.

ШАУМАН (Schauman), Уно Аллан Рунар (р. 14.VIII.1908) - фин. актер и театр. деятель. В 1928-30 учился в театр. школе при Шведском т-ре в Хельсинки, затем в 1933-59 - в Дании и Швеции, в 1936-52 - во Франции и Англии. С 1930 - актер Швед. т-ра в Хельсинки, в 1952-54 - зам. директора, в 1954-63 - гл. директор этого т-ра. В 1946-52- председатель профсоюза швед. артистов в Финляндии. Роли: Эдип ("Эдип-царь" Софокла), Даниэль Хьюрт (о. п. Векселля), Барон ("На дне"), Бернард Шоу ("Милый лжец" Килти) и др. С. Л.

ШАХ-АЗЙЗОВ, Константин Язонович [р.7(20).!. 1903] - рус. сов. театральный и обществ, деятель. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1940). Чл. Коммунистич. партии с 1940. В 1923 окончил драм. школу в Тбилиси. С 1921 участвовал в спектаклях 1-го Пролетарского т-ра комсомола Грузии. В 1927 был одним из организаторов первого в Закавказье Т-ра юного зрителя (Тбилисский рус. ТЮЗ). В 1933-45-директор и худ. рук. Тбилисского рус. т-ра им. Грибоедова. С 1945- директор, а в 1960-66 одновременно и худ. рук. Центр, детского т-ра. Написал ряд статей, посв. проблемам развития детского т-ра.

Ш.-А. - вице-президент секции детской литературы и иск-ва Об-ва дружбы и культурной связи с зарубежными странами, вице-президент Международной ассоциации т-ров для детей и юношества.

Соч.: Наши сорок лет, "Театр", 1961, .No 6; Михалков, дети. театр. там же, 1963, .N'" 3.

Лит.: P о з о в В., Редкий директор, "Театр", 1963, ј 4. Л. Ним.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница