Наши партнеры

https://vk.com/electrastyle35

Театральная энциклопедия
(страница 493)


ШМОРГОНЕР, Александр Давидович [р. 28.III (10. IV). 1908]- рус. сов. дириж„р. Засл. деят. иск-в РСФСР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1942. В 1931 окончил Ленингр. консерваторию (класс фп. О. К. Калантаровой; дирижированием занимался у Н. А. Малько и А. В. Гаука). В 1938-48-дириж„р, в 1953-55 - гл. дириж„р Свердловского т-ра оперы и балета; в 1933-35 - дириж„р, в 1955-63- гл. дириж„р Пермского т-ра оперы и балета; работал дириж„ром в Ташкенте и Алма-Ате; в 1948-49-худ. рук. Куйбышевского т-ра сперы и балета; с 1963 - гл. дириж„р Горьковского т-ра оперы и балета.

Дирижировал операми и балетами: "Гроза" Трамбицкого (1943) - в Свердловском т-ре оперы и балета. "Заря" Молчанова (1956), "Овод" Спадавеккиа (1957) - в Пермском т-ре оперы и балета. "Демон" (1939), "Раймонда" (1940), "Риголетто" (1946); "Севастопольцы" Коваля (1947), "Таня" Крейтнера (1954) - в Свердловском т-ре оперы и балета. "Князь Игорь" (1948), "Мазепа" (1949) - в Куйбышевском т-ре оперы и балета. "Маскарад" Толстого (1957), "Сем„н Кот-ко" Прокофьева (1960) - в Пермском театре оперы и балета. "Отелло" Верди (1964). "Фома Гордеев" Касьянова (1966)-в Горь-ковском т-ре оперы и балета и др.

С 1938 вед„т педагогическую деятельность в Свердловской и Горь-ковской консерваториях. А. Ив.

ШМЫГА, Татьяна Ивановна (р. 31.XII. 1928) - рус. сов. артистка оперетты (ли-рич. сопрано). Засл. арт. РСФСР (1960). Окончила ГИТИС. С 1953 - солистка Моск. т-ра оперетты. Иск-во Ш. отличается артистичностью, эмоциональностью. Она наделяет своих героинь внутренней чистотой, душевной мягкостью, искренностью.

Лучшие роли: Чани-та, Глория ("Поцелуй Ча-ниты", "Цирк зажигает огпи Милютина), Топя ("Белая акация" Дунаевского), Таня ("Весна по„т" Кабалевского), Любаша ("Севастопольский вальс" Листова), Виолетта ("Фиалка Монмартра" Кальмана), Адель ("Летучая мышь" И. Штрауса), баронесса Лили (о. п. Хуста), Элиза ("Моя прекрасная леди" Лоу), Мария ("Вестсайдская история" Бернстайна).

'Лит.: Фалькович Е., Необычное в оперетте, "Театр. жизнь", 1961, ј 15; Я p о н Г., О любимом жанре, М., 1960; Янковский М. О., Советский театр оперетты, Л.-М., 1962. М.Лифш.

ШНЕЕР, Александр Яковлевич [р. 25.XII.1892 (6. I. 1893)] - сов. театровед, театр. критик, театр. деятель. В 1913 окончил филологич. ф-т Бернского ун-та (Швейцария). В 1919-23 работал театр. инструктором в политпросветах политуправлений Туркестанского фронта. Заволжского и Приволжского военных округов. В 1924-37 - в ЦК Рабис, Гла виску сстве, К-те по делам иск-в; был зав. лит. частью в Большом т-ре и т-ре "Ромэн" в Москве, в т-рах Куйбышева, Костромы, Казани, Свердловска. Печатается с 1918 (псевдонимы: С. Аронов, Корбон). Ш.- автор статей в периодич. прессе. Один из авторов и консультантов "Театральной энциклопедии".

Соч.: "Былое", Самара, 1922; "Художественно-политические советы" и "Спектакль сегодня", М., 1930 (совм. с Н. Корепановым); Московский Камерный театр. М., 1933;

Культработа в профсоюзе Рабис, М., 1934; Театр юного зрителя в СССР, М.- Л., 1940; Казахстанские спектакли, "Театр", 1949, ј 9. С. Г.

ШНЕЙДЕР (Schneider), Гортензия (30. IV. 1838 - 6.V. 1920) - франц. артистка оперетты. Начала сце-нич. деятельность в Бордо. С 1855 - артистка т-ра "Буфф-Паризьен" (Париж), созданного Ж. Оффен-бахом. Исполнительская манера Ш.- классич. образец стиля франц. оперетты - отличалась блеском, динамичностью. Создала ряд заглавных ролей в произв. Оффенбаха: Прекрасная Елена, Герцогиня Ге-ролыптейнская, Перикола; Булотта ("Синяя Борода") и др.

Лит.: Янковский М., Оперетта. Возникновение и развитие жанра на Западе и в СССР, Л.- М., 1937; Morel H., Hortense Schneider, P., 1866; Martinet A., Offenbach, sa vie, son oeuvre. P., 1887. M. Ян.

ШНЙЦЛЕР (Schnitzler), Артур (15.V.1862-21.X. 1931) - австр. драматург. По образованию врач. Принадлежал к австр. группе импрессионистов (Г. Бар, П. Альтенберг, Г. Гофмансталь). Творчество Ш. развивалось под влиянием субъективно-идеали-стич. философии. Герои его произведений находятся во власти настроений, эмоций, действительность воспринимается ими как хаос случайностей. Утонч„нный психологич. анализ внутр. мира героев характеризует драмы Ш., он созда„т конкретные картины совр. ему жизни. Художеств, при„мы Ш.- внешняя обыденность диалога, скрывающего внутр. подтекст, бытовые сцены, содержащие второй план, трагизм ситуаций, переходящий в бурлеск и фарс. Ш. утверждает, что жизнь - комедия, к-рую разыгрывают люди-марионетки. В драмах Ш. находят выражение бессилие и обреч„нность мелких буржуа империа-листич. Австрии, их страх перед жизнью, стремление уйти от не„ в мир "красоты и наслаждений". Наиболее известные драмы Ш.: "Сказка" (1894), "Зел„ный попугай" (1899), "Хоровод" (1900), "Покрывало Беатрисы" (1901), "Анатоль" (1903), "Крик жизни" (1906), "Сестры" (1919). Пьесы Ш. пользовались успехом на рубеже 19-20 вв. Шли в "Бургтеатре", берлинском Нем. т-ре и др.

Соч.: Gesammelte Werke, Fr. /M., 1950; в рус. пер.- Полное собр. соч., т. 1-8, М-, 1903-10.

Лит.: Specht R., Arthur Schnitzler, der Dichter und sein Werk, B., 1922; Korner J., Schnitzlers Gestalten und Probleme, W., 1921. Л. Л об.

ШОВИРЕ (Chauvire), Ивет (р. 22. IV. 1917) - франц. артистка балета. В 1927-31 училась в балетной школе при т-ре "Гранд-Опера". С 1941 - ведущая танцовщица этого т-ра. В 1946 - в труппе "Балет Елисейских полей"; в 1947-49 - вновь в т-ре

"Гранд-Опера". Выступала в Милане в т-ре "Ла Скала", в Нью-Йорке с труппой "Русский балет Монте-Карло", в Лондоне - "Фестивал балле" и др. Ш.- выдающаяся представительница франц. школы классич. танца. Блестящее мастерство и тонкая артистичность, изящество, строгое чувство стиля и филигранная отделка деталей - эти общие черты франц. школы получили в творчестве Ш. глубоко индивидуальное воплощение. Утонч„нное иск-во Ш. насыщено острым драматизмом, энергией и волей. Бесстрашие е„ хрупких героинь составляет драматич. контраст малодушию, душевной усталости сопутствующих ей героев. Лучшая из партий Ш.- Тень в балете-аллегории "Видения" Core - образ вечной спутницы, заставляющей идти вперед изнемогающего в борьбе человека. В этой партии, как и в др. партиях совр. репертуара (балеты "Икар" Шифера, "Наутеос" Леле), Ш. демонстрирует пластику интенсивную и вместе с тем изысканную. Лучшая партия классич. репертуара - Жизель.

Лит.: Guillot de Rode F., Ivette Chauvire. P., 1950; L i d o v a I., Y'vette Chauvire, в кн.: Dancers and critics, L., 1950. В. Г.

ШОКОЛАД, Ш о к о л a (Chocolat; наст. имя - Рафаэль Падилья, Padilla;1868-1917) - клоун. С 1884 работал с клоуном Тони и Грэсом, эпизодически - с Медраном, Пьерантони, Даниэльсом. Прославился как долголетний партн„р клоуна Фути-та. Расставшись с ним (1910), Ш. выступал со своим сыном (по сцене - Евгений Гримальди Таблет), но успехом уже не пользовался. Умер в нищете. А. Шн.

ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМ [псевд.; наст. имя и фам.- Шолом Нохумович Рабинович; 18.11 (2. III). 1859 - 13. V. 1916]- евр. писатель. Систематич. лит. работу начал в 1883. Писатель-прозаик, Ш.-А. был также драматургом. Наиболее примечательны его одноактные пьесы - "Мазлтов" ("Поздравляем", 1889), "Агенты" (1905), "Люди" (1908), "Ойлем-габе" ("Царствие небесное", 1915) и многоактные пьесы "АН ойцер" ("Клад", или "Кладоискатели", 1907, опубл. в 1927 под назв. "Золотоискатель") и "Крупный выигрыш" (1915; на сцене шла в ред. Добрушина под назв. "200 тысяч"). Драматургич. элементы характерны и для прозаич. произв. Ш.-А., поэтому многие его произведения были инсценированы. Лучшие из них"Человек воздуха" Добрушина (по повести в письмах "Менахем-Мендл") и "Тевье-молочник" Добрушина и Ойслендера (по циклу рассказов "Тевье-молочник"). Инсценировались также романы и повести Ш.-А.:

"Сендер-Бланк" (1887), "Иоселе-Соловей" (1889), "Мотеле" ("Мальчик-Мотл", 1907), "Блуждающие зв„зды" (1909-10) и др.

Классик евр. лит-ры, Ш.-А. писал об угнетении евр. нар. масс, живущих в "черте оседлости", об их обнищании, бесправии. Особенно близка была ему тема "маленького человека", его трагич. судьба. Создав образ Менахема-Мендла - чудака и фантаз„ра, смешного и жалкого в сво„м стремлении разбогатеть,

Ш.-А. противопоставил ему образ Тевье-молочника- труженика, воплощающего гуманизм народа, его веру в светлое будущее. Присущие Ш.-А. юмор, к-рый Горький назвал "печальным и сердечным", и глубокий лиризм особенно отч„тливо проявились в рассказе "Мальчик-Мотл". Творчество Ш.-А. проникнуто глубоким и страстным осуждением социального строя, основанного на эксплуатации человека человеком, любовью к трудовому народу, верой в его творч. силы.

С пост. произв. Ш.-А. связаны лучшие спектакли евр. т-ров в Москве, Минске, Харькове, Киеве, Одессе. Пьесы и инсц. Ш.-А. ставились за рубежом (США, Израиль и др.). В произв. Ш.-А. создали сценические образы выдающиеся мастера советской сцены - С. М. Михоэлс, В. Л. Зускин и др., в дореволюц. т-ре - Э. Р. Каминская, Л. Желязо, М. Меерсон, Р. Заславский и др. Произв. Ш.-А. широко исполняются на эстраде.

С о ч. на рус. яз.: Собр. соч. в 6 тт., т. 1-6, M., 1961-Лит.: "Советиш" - Литературный альманах, ј 12, М., 1941 (на евр. яз.); Д о б p у ш и н И., Драматургия классиков, М., 1948 (на евр. яз.); Парус". Литературно-художественный альманах, Рига, 1959, ј 1,с. 220-28. А. Шн.

ШОЛОХОВ, Михаил Александрович [р. 11(24). V. 1905] - рус. сов. писатель и общественный деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1932. Член ЦК КПСС (1961). Деп. Верх. Совета СССР 1-7-го созывов. Академик (с 1939). Ленинская пр. (1960), Нобелевская пр. (1965).Герой Социалистич. Труда (1967).

Лит. деятельность начал в 1923 (в 1925 издана первая книга Ш. "Донские рассказы"). Ш. не выступал как драматург, но почти все его прозаич. произв. обрели сценич. жизнь, послужили основой для драматич. и муз. спектаклей. Наиболее широко, в различных вариантах инсценировались крупнейшие произв. Ш.- роман-эпопея "Тихий Дон" (1928- 1940; Гос. пр. СССР, 1941) и роман "Поднятая целина" (1932-59). "Тихий Дон" способствовал рождению одной из первых сов. опер (муз. И. И. Дзержинского, 1935, Ленингр. Малый оперный т-р; 1936, Большой т-р), к-рая широко ставилась в СССР и за рубежом (в ГДР, Болгарии, Нью-Йорке и др.). Со времени выпуска романа "Поднятая целина" (1-я часть) было создано 5 инсценировок. Одна из первых пост.- спектакль Театра-студии под рук. Р. Н. Симонова (1934), затем - Ленингр. т-ра ЛГСПС (1935) и др. Второй этап сценич. жизни произв. Ш. наступил в 50-е гг.; спектакли Дзержинского т-ра и Центр. т-ра Сов. Армии (оба в 1957). Наиболее значит, пост. 60-х гг., объединяющие 2 тома романа: Ленингр. Большой драм. т-р им. Горького (реж. Г. А. Товстоногов; Давыдов - Лавров, Нагульнов - Луспекаев, Лушка - Доронина, Щукарь - Е. Лебедев), Моск. т-р им. Пушкина (реж. Б. И. Равенских), Ростовский-на-Дону театр им. Горького (реж. Э. М. Бебутов). Драматпч. вариант "Поднятой целины" ш„л и за рубежом, в Нем. т-ре им. Рейнхардта (ГДР, 1959), в т-ре в Лангей (Япония, 1965) и др.

В муз. т-ре опера "Поднятая целина" (муз. Дзержинского) впервые пост. в 1937 в Большом т-ре и Ленингр. Малом оперном т-ре. На сюжет рассказа Ш. "Судьба человека" написана одноим. опера Дзержинского, пост. в Большом т-ре, в Ленингр. т-ре оперы и балета им. Кирова (1961) и в Киевском т-ре оперы и балета (1962). Инсценирован роман Ш. "Они сражались за Родину", пост. под назв. "Полк ид„т" в Ташкентском т-ре им. Горького (1965) и Т-ре им. Моссовета.

Произв. Ш. были экранизированы; романы "Тихий Дон" и "Поднятая целина" дважды.

Лит.: Л у к и н Ю., Михаил Шолохов, М., 1962; Б и -л инки с Я., Верность правде, "Вопросы литературы", 1955, ј 4; "Поднятая целина". Опера И. Дзержинского, Сб. статей, Л.-М., 1937; Большой театр СССР, М" 1952. ff. Мор.

ШОЛЬТИ(8оШ),Дь„рдь(р. 21.X.1912) - венг. дириж„р. Окончив Будапештскую консерваторию (класс проф. Э. Донаньи и 3. Кодая). В 1930-39 был дириж„ром Венг. оперного т-ра в Будапеште, затем эмигрировал в Швейцарию. В 1947 - дириж„р Мюнхенского, с 1951 - Франкфуртского-на-Майне оперных т-ров. Выступал дириж„ром на междунар. фестивалях в Зальцбурге (1951) и Эдинбурге (1952). А. Ив.

ШОЛЬЦ (Scholtz), Фридрих (Ф„дор Ефимович) [5.X.1787-15(27).X.1830]рус. композитор и дириж„р. По происхождению немец. Работал капельмейстером в т-рах Силезии, Курляндии. В 1811 приехал в Петербург и стал капельмейстером оркестра Придворной капеллы. В 1815 переехал в Москву. С 1820 до конца жизни был дириж„ром Большого т-ра. Написал мн. балетов, интермедий-дивертисментов и опер-водевилей.

Ряд произв. Ш. написал совм. с А. Н. Всрстовским и А. А. Алябьевым: увертюра к прологу "Торжество муз" М. А. Дмитриева (1825), опера-водевиль "Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье" (1824, т-р на Моховой); совм. с Алябьевым, Верстовским и Виельгорским - "Проситель" (1824, т-р на Моховой и Петерб. т-р); совм. с Алябьевым, Верстовским и Л. В. Маурером - "Муж и жена" (1830, Большой т-р); совм. с Алябьевым, И. И. Геништой и Маурером - "Старый гусар, или Пажи Фридриха II" (1845, там же) и др.

С 1815 занимался педагогич. работой.

Лит.: Погожев В., Столетие организации имп. московских театров (Опыт исторического обзора), вып. 1, кн. 2, СПБ, 1908; Одоевский В., Музыкально-литературное наследие. М., 1956; Гозенпуд А., Музыкальный театр в России от истоков до Глинки, Л., 1959. А. Ив.

ШОМЛАИ (Somlay), Артур (28.II.J883-11.XI.1951)--венг. актер. Нар. арт. ВНР (1951). Окончив театр. студию при т-ре "Вигсинхаз" в 1900, начал выступать на периферии. В 1905 вернулся в т-р "Вигсинхаз". Впоследствии играл во мн. т-рах Будапешта. Исполнял роли Гамлета, короля Лира, характерные роли в отечеств. драматургии - Тиборц и бан Петур ("Банк-бан" Катоны), судья Шари (о. п. Морица) и др. Гражданственность иск-ва Ш., его высокое реалистич. мастерство с особой силой проявились в годы после освобождения страны от фашистской оккупации (1945). Ш. создал свои лучшие сценические образы - Егор Булычев, Президент ("Коварство и любовь"). С 1945 работал в Нац. т-ре (Будапешт). Ш.- один из основоположников нового социалистич. т-ра, активный общественный деятель. Был первым председателем Союза венг. актеров. Пр. Кошута (1948 и 1951).

Лит.: Benedek Andras, Somlay Artur, в кн.:

Nagy magyar seineszek, Bdp., 1957. А. Гер.

"ШОПЕНИАНА" ("Сильфиды")-балет на муз. Ф. Шопена, либретто М. М. Фокина. Пост. 10 февр. 1907, Мариинский т-р, .Петербург (ноктюрн - Булгаков и Уракова, вальс - Павлова и Обухов, мазурка - Седова и П. Гердт, тарантелла - Фокина и Ширяев, балетм. Фокин, декорации сборные, оркестровка А. К. Глазунова).

На сов. сцене: 4 февр. 1923, Петроград, Т-р оперы и балета (исполнители - Билль, Большакова, Трояновская, Пономар„в; дириж„р Дранишников, декорации сборные). Возобновление, 1932, Большой т-р, Москва (исполнители - Абрамова, Васильева, С. Мессерер, Ермолаев; балетм. Чекрыгин, дириж„р Файер, худ. Коровин). Пост. в т-рах оперы и балета др. городов: Самара (1931), Куйбышев (1935), Тбилиси (1942), Минск (1952), Донецк (1954), Вильнюс (1955), Одесса (1957), Рига (1958), Львов, Душанбе (1959), Ташкент, Улан-Удэ (I960), Новосибирск (1961), Алма-Ата (1962) и др. За рубежом: под назв. "Сильфиды", принятом затем для большинства зарубежных пост.: Париж, т-р Шатле (1909, "Русские сезоны"), Нью-Йорк (1911, 1916, 1940), Копенгаген (1925), Лондон (1932, 1946), Монте-Карло (1936) и др.

Лит.: Слонимский Ю., Египетские ночи... Шо-пениана... Карнавал... [Л.], 1935, с. 24-32; Фокин М., Против течения, Л.- М-, 1962, с. 161-220. Г. Ш.

"ШОПКА" (польск. Szopka, букв. - вертеп) - одна из старейших форм польск. нар. т-ра кукол. Получила распространение в период средневековья. "Ш." зародилась как часть богослужения зап. католич. церкви (в 16 в. возник обычай ставить в рождественские праздники в церквах ясли с деревянными фигурками, изображавшими персонажи евангельской легенды о рождении Христа). Представления "Ш." разыгрывались в двухъярусном ящике; действовали стержневые куклы "на потыках" (на палочках), к-рых кукольники передвигали посредством прикрепл„нной снизу проволоки по щелям пола ящика. Рождественские представления вначале носили религиозно-мистериальный характер. В 16-17 вв. в них были введены бытовые и сатирич. мотивы. Евангельские эпизоды, разыгрываемые в верхнем ярусе "Ш." ("рай"), перемежались бытовыми интермедиями, исполнявшимися в нижнем ярусе ("ад"). Среди персонажей интермедий - польск. собрат Петрушки - Копленяк. Изготовление макетов "Ш.", отражавших богатство нац. архитектуры, историч. памятников старинных городов, стало традиционным в польск. нар.-иск-ве ("Ш." краковского каменщика Эзенэкера 19 в.). Представления "Ш." оказали влияние на зарождение в 16-17 вв. кукольных спектаклей на Украине (вертеп) и в Белоруссии (батлейка).

При„мы "Ш." широко используются в польск. сатирич. т-ре кукол в 20 в. Куклы "на потыках", воспроизводившие младенца Христа и царя Ирода, стали изображать совр. польских политич. деятелей, артистов, писателей (сатирич. обозрения краковского т-ра миниатюр "Зел„ный балник", осн. в 1911). В репертуаре сатирич. "Ш." т-ров кукол нар. Польши преобладают пьесы-афоризмы, миниатюры-гротески: "Самый миниатюрный театр в мире -"Гусь зел„ный4'" Галчиньского (1947-52, Краков), "Сатирическая "Шопка"" 1956 Марьяновича, Минкевича, Залуцкого (худ. Заруба, 1956, Варшава) и др.

Лит.: Перетц В. Н.,К истории польского и русского народного театра, СПБ, 1909; Воробьев Г. А., Шопка, польский вертеп, "Исторический вестник", 1899, т. 77, июль, с. 248-63; Заруба E., Сатирический театр кукол, "Польша", 1956, ј 3; Театр кукол зарубежных стран. Сб., М., 1959. с. 215-21; Юрковский Г.,Кили а н А., Польский театр кукол, Варшава, 1960; M а г i -anowicz A., Minkiewicz J., Zalucki M., Szopka satyryczna 1956, Warsz., 1956. С. Др.

ШОРТАНОВ, Аскерби Тахпрович (р. 1916) - кабардинский советский драматург и режиссер. Засл. деят. иск-в Каб.-Балк. АССР (1939). Чл. Коммунистич. партии с 1941. Учился на режиссерском ф-те ГИТИСа. Участник, а с 1932 - руководитель первого самодеятельного коллектива, ставившего спектакли на кабардинском и рус. яз. Написал для этого т-ра свои первые пьесы "Рулак Аббасов", "Мурат и фаталист". В 1933 принял участие в организации театр. студии в Нальчике и до 1935 был е„ режиссером. С 1937 - худ. рук. Кабардинского колх.-совх. т-ра. В 1939 написал и пост. здесь героич. драму "Аул Батыр". Автор пьес -"Когда загорается свет" (1947) о жизни колхозной деревни после Отечеств, войны, "Посланец партии" (1954) о событиях гражд. войны на Сев. Кавказе, "Навечно" (1957) о присоединении Кабарды к России, "В одной семье" (1958) об утверждении новой морали, Камбот и Ляца" (1956) по поэме А. Шогенцукова.

Пьесы Ш. ставились в Каб.-Балк. т-ре в Нальчике, переводились на яз. др. народов Сев. Кавказа, шли в т-рах Сев. Осетии, Адыгеи. Ш.- автор книги "Театральное искусство Кабардино-Балкарии" (1961). E. Ж.

ШОРШТЕЙН, Константин Осипович (г. рожд. не-изв.- ум. 1922) - рус. актер и режиссер. Учился на юридич. ф-те Киевского ун-та. Творч. деятельность начал в 1900 в Киеве. Работал во многих антрепризах. После революции - в т-рах Туркестана (труппа 3. А. Малиновской - Товарищество драм. артистов). В 1918 принял участие в создании первого в Ср. Азии "Советского т-ра" в Ташкенте и был его худ. рук. В 1919 возглавил Гарнизонный т-р в Ташкенте. В годы гражд. войны руководил фронтовой труппой, обслуживавшей агитпоезда Закаспийского фронта. Оказал большую творч. помощь деятелям молодого узб. сов. театра.

Ш.- актер реалистич. школы, играл трагедийные и героич. роли:. Отелло, Гамлет; царь Эдип (о. п. Софокла), Вильгельм Телль (о. п. Шиллера), Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова), Освальд и др. Пост. в "Советском т-ре" (1918-19): "Ткачи" Гауптмана, "Женитьба", "Ревизор"; "Отцы и дети" по Тургеневу, "Вильгельм Телль" Шиллера, "Мещане"; "Королевский брадобрей" Луначарского.

Лит.: Дьяченко В. П., Первый гос. рус. драм. т-р в Ср. Азии, Общественные науки в Узбекистане", 1965, ј 9, с. 43-46.

ШОССОН (Chausson), Эрнест (21.1.1855-10. VI. 1899) - франц. композитор. Учился у Ж. M а сено в Парижской консерватории и у С. Франка. Написал оперы-"Елена", "Король Артус" (1903, т-р "Де ла Мон-не", Брюссель), лирич. сцены "Жанна д'Арк" (1882); музыку к драмам "Буря" Шекспира (1888) и "Легенда о св. Цецилии" Бушора (1892, обе в Париже).

Лит.: В a r r i с e l l i J.- P. and W e i n s t e i n L., E. Chausson, the comnoser's life and works, L., 1950; то же, Horman (Oklahoma), 1955, 1958. Ал. M.

ШОСТАКОВИЧ, Дмитрий Дмитриевич [р. 12(25). IX. 1906] - рус. сов. композитор, пианист, педагог и обществ, деятель. Нар. арт. СССР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1960. Деп. Верх. Совета РСФСР 2-5-го созывов и Верховного Совета СССР 6-7-го созывов. Окончил Ленинградскую консерваторию (классы: фп.- Л. В. Николаева, 1923; композиции - М. О. Штейнберга, 1925). Для творчества Ш., одного из самых выдающихся композиторов современности, характерно вдохновенное новаторское воплощение важнейших социально-исторических явлений действительности, больших трагических коллизий и антагонистических противоречий (война и мир, человеконенавистничество и гуманизм, реакция и прогресс), противопоставление мощи света и добра силам мрака и зла. Наиболее активно композитор работает в области крупных инструмент, жанров, сим-фонич. и камерных (13 симфоний, 5 концертов, множество камерно-инструмент. и др. произв.). Наряду с этим Ш. обращался к разл. формам театр. музыки и проявил себя как мастер муз. драматургии. Ш. написал 2 оперы, 3 балета, оперетту, музыку ко мн. театр. пост. и фильмам.

В опере "Нос" (1930, Ленингр. Малый оперный т-р;

1964, Флоренция; 1965, Прага) по о. п. Гоголя Ш. исходил из тенденций, намеченных Мусоргским в "Женитьбе"! а также из условности т-ра масок и нек-рых элементов оперного стиля И. Ф. Страгинского ("Мавра"). Ш. стремился создать эксцентричную, вес„лую, обличительную оперу, в к-рой слово, музыка и действие были бы слиты воедино. Отсюда инструментально-речитативный склад вок. партий, едкая колючесть муз. языка, обилие политональных наложений и ато-нальных разделов, стремительность сценич. развития. В 1932 Ш. закончил одно из своих центр, произв.- оперу "Леди Макбет Мценского уездау ("Катерина Измайлова", 1934, Муз. т-р им. Немировича-Данченко) по Н. С. Лескову, пост. во мн. оперных т-рах мира. Композитор переосмыслил повесть, придал сюжету социально-обличительную направленность. Он обострил негативные стороны обстановки, окружающей Катерину, тем самым подчеркнув, что его героиня является жертвой эпохи и среды. Ш. поднял личную драму Катерины до социальной трагедии. Отсюда и жанр оперы - "трагедия-сатира". Партитуре оперы свойственно сквозное симф. развитие. Вок. партии характеризуются психодогич. напряж„нностью. В этом глубоко новаторском, самобытном произв. Ш. перекрещиваются традиции Мусоргского, Чайковского (борьба личности за счастье в условиях социального гн„та и несправедливости), ощущается воздействие смелой ломки штампов, присущей операм Прокофьева. В результате односторонней, субъективистской критики, к-рой подверглось творчество Ш. в сер. 1930-х гг., опера была снята с репертуара. С 1963 она вновь пошла на сценах мн. сов. т-ров в новой авторской редакции (в 1967- фильм-опера).

Балетам Ш. свойственна дивертясментность. Балет "Золотой век" (1930, Т-р оперы и балета им. Кирова) написан на основе бытового танц.-песенного материала; "Болт" (1931, там же) - остро сатирич. произв. на производственную тематику; "Светлый ручей" (1935, там же и Большой т-р) написан на сюжет из колхозной жизни. На музыку Ш. пост. одноактные балеты: "Танцевальная сюита" (1958, Большой т-р), "Цветы" (1961, Ленингр. Малый оперный т-р), "Седьмая симфония" (1961, Т-р оперы и балета им. Кирова; 1964, Т-р им. Яначека, Брно), "Барышня и хулиган" (1962, Ленингр. Малый оперный т-р и др.).

Лирич. музыка оперетты Ш. "Москва, Черемушки" (1959, Моск. т-р оперетты) на сюжет о новос„лах построена на мастерски используемых элементах бытовых жанров и интонаций. Эта тенденция использования бытовых мотивов имеет большое значение в творчестве Ш. и да„т реалистич. основу его муз. языку.

Ш.- автор музыки к драм. спектаклям: "Клоп" Маяковского (1929, Т-р им. Мейерхольда), "Выстрел" Безыменского (1929, ТРАМ), "Целина" Горбенко и Львова (1930, там же), "Правь, Британия" Пиотровского (1931, там же), "Гамлет" (1932, Т-р им. Вахтангова), "Условно убитый" Воеводина и Рысса (1931, Ленингр. мюзик-холл), "Человеческая комедия" по Бальзаку (1934, Т-р им. Вахтангова), "Салют, Испания!" Афиногенова (1936, Ленингр. т-р драмы им. Пушкина), "Король Лир" (1941, Ленингр. Большой драм. т-р) и мн. др. Ш. оркестровал оперы - "Борис Годунов" (1959, Т-р оперы и балета им. Кирова) и "Хованщина" (1960, там же).

С 1937 вед„т педагогич. работу (с 1939 - профессор Ленингр., с 1943Моск. консерваторий). Первый секретарь Союза композиторов РСФСР (с 1961). Лауреат Ленинской пр. (1958), Гос. пр. СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952), Междунар. Ленинской премии "За укрепление мира между народами" (1954) и пр. им. Сибелиуса (1958). Член Славянского комитета СССР (1942) и Советского комитета защиты мира (1949). Поч„тный член зарубежных муз. академий: Шведской (1954), Римской (1956), Берлинской (ГДР) академии иск-в (1956), Американской академии наук (1959). Поч„тный член Американского ин-та иск-в и лит-ры (1943), поч„тный доктор Оксфордского университета (1958), поч„тный профессор Мексиканской консерватории и др.

Соч.: К премьере "Носа", "Рабочий и театр", 1929, .No 24; О моей опере, в кн.: Д. Шостакович, "Катерина Измайлова", М., 1934; О подлинной и мнимой программности, "Сов. музыка", 1951, .ј 5; Думы о пройденном пути, там же, 1956, .ј 9.

Лит.: Мартынов И., Д. Шостакович, М., 1962;

Данилевич Л., Наш современник. Творчество Д. Шостаковича, М., 1965; С а к в а К., Новая встреча с Катериной Измайловой, "Сов. музыка", 1963, .ј 3; Г р и г о р ь-е в а Г., Первая опера Шостаковича "Нос", в сб.: Музыка и современность, вып. 3, М., 1965; Шумская Н., Традиции и новаторство в опере Шостаковича "Катерина Измайлова", там же; Садовников Е.Л.,Д. Шостакович. Нотографический справочник, 2 изд., М., 1965. J9. Делъ.

ШОТЛАНДСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ.

В течение мн. лет театр. жизнь Шотландии сосредоточивалась в Глазго и Эдинбурге и находилась в зависимости от англ. т-ра (см. Английский театр и Английская драматургия). В этих городах драматич. т-ры начали появляться в сер. 18 в. Первый патент на "концертный* зал"'в Эдинбурге выдан в 1767. Здесь была пост. трагедия Дж. Хоума (1722-1808) "Дуглас". В 1769 актер и антрепрен„р Д. Росс открыл в Эдинбурге т-р "Ройял", где ставились пьесы англ. авторов и играли преим. англ. актеры. В 1859 здание т-ра было снесено. Был вновь построен новый т-р "Ронял" на месте сгоревшего в 1853 т-ра "Адельфи". В 1883 открылся т-р "Лицеум". В Глазго к сер. 18 в. построено три театр. здания, сожж„нные впоследствии религ. фанатиками. В 1782-1863 в городе работал "Данлоп стрит тиэтр" (в н„м выступала труппа из Эдинбурга), в 1805-29 - т-р "Куин стрит", в 1842-48 - т-р "Адельфи", в 1845 - т-р "Сити". Затем были основаны т-ры "Куинс" и "Принс". В 1869 открыт т-р "Ройял" в Глазго (отстроен в 1879 после пожара). В конце 19 в. начали работать т-ры "Лицеум" и "Кинге".

Возникновение шотл. драматургии относится к эпохе Возрождения, когда поэт-гуманист Д. Линдсей пост. пьесу: "Приятная сатира о тр„х сословиях" (1540). Однако деятельность первых драматургов не оказала значит, влияния на развитие театр. иск-ва. На протяжении 17 в. в Шотландии не появлялись произведения нац. драматургии. И только в 1756 была опубликована трагедия "Дуглас" Хоума. Шотл. т-ры 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. включали в репертуар преим. пьесы англ. драматургов. В эпоху романтизма на шотл. сцене появляются инсценировки историч. романов шотл. писателей - В. Скотта "Гай Манринг" (1817, т-ры Глазго и Эдинбурга) и др. Становятся популярными мелодрамы и романтические трагедии. Некоторое развитие получает пантомима. В конце 19 в. пользуется успехом пьеса "Диккон Броди" Стивенсона и Хенли (1880), а также ранние пьесы Дж. Барри.

Первая попытка создания нац. т-ра относится к нач. 20 в., когда работал Репертуарный т-р Глазго (1909-14). Во главе т-ра стояли А. Уэринг и комитет" в к-рый вошли проф. Дж. Филлимор и М. Диксон. В репертуаре т-ра было неск. пьес шотл. драматургов в т. ч. "Кэмпбелл из Килмора" Фергюсона. В нач. 1-й мировой войны т-р закрылся. В 1921 организовалась труппа "Шотландские национальные актеры". В 1921- 1936 шотл. драматургия получает наибольшее развитие. На сцене т-ра ставятся пьесы Дж. Брэндейна (р. 1869), Р. Миллара (р. 1889), Дж. Корри (р. 1894), Дж. Брай-ди (1888-1951), Дж. Фергюсона, Дж. Барри (1860- 1937). В 1939 состоялся первый шотл. театральный фестиваль. С этого времени Брит. драматич. лига ежегодно устраивает театр. фестивали, в к-рых принимают участие проф. и любительские коллективы Шотландии. В 1943 в Глазго основан существующий и поныде репертуарный Гражданский т-р, одним из создателей и руководителей к-рого был драматург Дж. Брайди. В 1941 создан рабочий полупроф. т-р "Глазго юнити тиэтр", связанный с лондонским т-ром "Юнити" (т-р пост. "На дне", 1945; "Оружие и человек" Шоу, 1951). В 60-е гг. созданы репертуарные т-ры в Перте и Данди. С 1947 в Эдинбурге устраиваются ежегодные Эдинбургские фестивали музыки и драмы (длятся обычно три недели). Ф. К.

ШОУ (Shaw), Бернард Джордж (26.VII.1856, Дублин,- 2. XI. 1950, Эйот-Сент-Лоренс)- англ. драматург, критик и публицист. Ирландец по происхождению. С 1876 занимался журналистикой и писанием романов, к-рые сначала ни одно издательство не хотело печатать. В 1885 Ш.- рецензент газ. "Пэлл-Мэлл", в 1886-87 - художеств. критик, в 1890-94- муз. критик газ. "Уорлд", в 1888-90 - муз. критик газ. "Стар" (писал под псевд. Корно дне Бассето), в 1895-98 - театр. критик еженедельника "Сатерди ревью".

Обращение Ш. к драме было вызвано влиянием Г. Ибсена, пропагандистом к-рого Ш. выступил в книге "Квинтэссенция ибсенизма" (1891, 3-е расширенное изд. 1913). Первую пьесу Ш. начал писать в 1885 совм. с У. Арче ром, но несколько лет спустя, отказавшись от начального варианта, создал оригинальную драму "Дома вдовца" (1892, "Независимый т-р", Лондон). Эта и следующие пьесы Ш. неизменно вызывали враждебное отношение бурж. публики и консервативной критики. Его произв. с трудом пробивали себе путь на сцену. Нек-рые пьесы впервые ставились за рубежом (в США). Однако в нач. 20 в. пьесы Ш., считавшегося драматургом-бунтовщиком и ниспровергателем, начинают широко ставиться в Англии и на континенте Европы.

Социалист по политич. убеждениям, Ш. с самого начала творч. деятельности выступал с обличением пороков капитализма, заявлял о необходимости замены бурж. строя коммунистическим. Если в начале творч. деятельности Ш. придерживался реформистских взглядов, то затем, в особенности под влиянием Октябрьской революции, признал правомерность рево-люц. насилия. В многочисл. публичных выступлениях Ш. поддерживал политику Сов. правительства и опровергал клевету ж„лтой прессы на Сов. Союз. Он был решительным противником империализма, активно выступал против фашистов (хотя вначале не понял реакционной сущности политики Муссолини и Гитлера).

Социально-политич. воззрения Ш. получили выражение и в его драматургич. творчестве. Ш.- крупнейший создатель "драматургии идей". Его пьесы откровенно тенденциозны: "Я пишу пьесы с определ„нным намерением привить всему народу мои мнения". В отличие от других драматургов-философов, Ш. облекает свои идеи в шутливую форму. Смех для

Ш.- средство утверждения идей, враждебных бурж. строю жизни. "Марк Твен и я находимся в одинаковом положении,- писал Ш.,- мы должны высказывать свои мнения так, чтобы люди, которые иначе повесили бы нас, думали, будто мы шутим". Излюбленный при„м Ш.- парадокс. Парадоксальной является в его пьесах драматич. ситуация, парадоксами изобилует речь его персонажей. Круг тем пьес Ш. необыкновенно широк: от нравственно-бытовых вопросов до проблем космического масштаба. В центре его творчества - противоречия, возникающие из-за того, что строй жизни, созданный капитализмом, враждебен человеческой природе и естественным понятиям о справедливости. Ш. смело обличает пороки бурж. общества: социальное неравенство, лживую, ханжескую мораль, бессовестное хищничество; он утверждает подлинную гуманность, к-рая будет достигнута тогда, когда люди проникнутся социалистич. отношением ко всем явлениям жизни. Пьесы Ш. построены на конфликтах, выражающих столкновение противоположных социальных тенденций. Его персонажи всегда являются носителями определ„нных идей, хотя иногда они непоследовательны в своих суждениях, и поступки их противоречивы. При всей ярко выраженной тенденциозности, пьесы Ш. не завершаются ясно выраженной моралью. "Назначение театра в том, чтобы возбуждать людей, заставлять их думать,- говорил Шоу,- а не в том, чтобы давать им готовые решения жизненных проблем". Эти взгляды Ш. на драму, сформировавшиеся еще в пору его работы театр. критиком, определили художеств. природу всего его драматургич. творчества.

Деятельность Ш. делится на четыре периода. В первый период происходит формирование творч. метода Ш., определяются принципы "драматургии идей", посв. острейшим проблемам общественной жизни и нравственности. К этому периоду относятся пьесы, написанные в 1892-1900. Ш. объединил пьесы этих лет в три цикла: "Три неприятные пьесы" (изд. 1898) - "Дома вдовца", "Сердцеед" (1905, Новое сце-нич. об-во, Лондон), "Профессия миссис Уоррен" (1905, т-р "Гаррик", Нью-Йорк; 1925, т-р "Риджент", Лондон; 1925, т-р принца Уэльского, Бирмингем);

"Четыре пьесы приятные" (изд. 1898) - "Оружие и человек" (1894, т-р "Авеню", Лондон), "Кандида" (1897, "Независимый т-р", Абердин; 1904, т-р "Ройял Корт", Лондон), "Избранник судьбы" (1897, т-р "Гранд", Кройдон; 1907, т-р "Ройял Корт", Лондон), "Поживем- увидим!" (1899, т-р "Ройялти", Лондон); "Три пьесы для пуритан" (изд. 1901) - "Ученик дьявола" (1897, труппа Р. Мансфилда, Нью-Йорк; т-р принца Уэльского, Лондон), "Цезарь и Клеопатра" (1906, "Новый т-р" М. Рейнхардта, Берлин; 1907, т-р "Гранд", Лидс), "Обращение капитана Брассбаунда" (1900, Сценич. об-во в т-ре Стрэнд, Лондон). В пьесах "Дома вдовца" и "Профессия миссис Уоррен" гл. внимание драматурга сосредоточено на экономич. факторах: деление общества на богатых и бедных с неизбежностью вед„т к тому, что первые эксплуатируют вторых, прич„м даже культурный буржуа ("Дома вдовца") оказывается соучастником преступной эксплуатации нищего народа; хищники издеваются над теми, кто возмущается несправедливостью капиталистич. строя. Ш. показывает, как нищета толкает женщин на проституцию ("Профессия миссис Уоррен"), он разрушает мещанские иллюзии о браке, но одновременно осмеивает крайности эмансипации, т. н. свободную любовь ("Сердцеед", "Кандида", "Поживем - увидим!"). В этот период, следуя фабианскому принципу постепенности, Ш. считает, что путь к исправлению пороков общества заключается в повседневной прак-тич. деятельности, осуществляемой в соответствии с требованиями истинной справедливости, а не ханжеской морали, со здравым смыслом. В связи с распространением взглядов Ф. Ницше Ш. обращается к проблеме роли выдающейся личности в обществе. Он отвергает ницшеанский аморальный индивидуализм, иронически характеризует Наполеона ("Избранник судьбы"). Яркий пример героич. личности, свободной от мещанских предрассудков, у Ш. - бунтарь и безбожник Ричард Даджен ("Ученик дьявола").

Ко второму периоду относятся пьесы, написанные в 1901-14. Они продолжают социально-обличительные тенденции и вместе с тем выдвигают новые темы и идеи. В первой большой философской пьесе "Человек и сверхчеловек" (изд. 1903, пост. 1905, т-р "Ронял Корт", Лондон) Ш. с огромной обобщающей силой критикует пороки капиталистич. цивилизации и ставит проблему биологич. закономерностей жизни, излагает концепцию "жизненной силы" как неподвластной человеку природной основы, обеспечивающей прогресс, несмотря на все безумства людей, создающих неразумные условия своего существования. В пьесе "Другой остров Джона Булля" (1904, там же) Ш. осмеивает романтич. иллюзии ирл. националистов, мечтающих о возврате к прошлому, вместо того чтобы повести свою страну по пути прогресса. Впрочем, и тут Ш. показывает, что прогресс в условиях бурж. общества таит в себе глубокие противоречия. В пьесе "Майор Барбара" (1905, там же) осмеяна беспомощность бурж. филантропии, пытающейся "облегчить" нищету народа, в остро сатирич. тонах показано капиталистич. хищничество. Здесь Ш. вместо призыва к мирным постепенным преобразованиям намекает на то, что прогрессивным деятелям следовало, бы воспользоваться оружием для справедливых целей. В пьесе "Дилемма доктора" (1906, там же) Ш. показывает, что в условиях бурж. общества даже медицина теряет свой гуманный характер. Пьеса "Андрокл и Лев" (1913, т-р "Сент-Джеймс", Лондон) содержит острую критику догматич. христианства. Вопросы брака и семьи рассматриваются в пьесах "Как он лгал е„ мужу" (1905, т-р "Ронял Корт", Лондон), "Женитьба" (1908, т-р "Хеймаркет", Лондон), "Мезальянс" (1910, Т-р герцога Йоркского, Лондон), "Первая пьеса Фанни" (1911, т-р "Литл", Лондон). В пьесе "Разоблачение Бланко Поснета" (1909, Т-р Аббатства, Дублин) Ш. показывает победу доброго начала над дурным у конокрада и проститутки (эта пьеса послужила поводом для переписки Ш. с Л. Н. Толстым). Пьеса "Пигмалион" (1913, т-р "Хофбург", Вена; 1914, Т-р его величества, Лондон) построена на конфликте между внешней культурой (язык, манеры) и духовными ценностями человека. Как первый, так и второй период творчества Ш. характеризуется оптимизмом, убеждением в возможности прогресса.

Мировая война 1914-18 вынудила Ш. по-новому взглянуть на мн. проблемы. В статьях "Здравый смысл о войне" (1914) драматург выразил отрицательное отношение к шовинизму англ. милитаристов, доказывая, что они ничуть не лучше нем. милитаристов. Обвин„нный в отсутствии патриотизма, Ш. в пьесе "Инка Иерусалемский" (1916, т-р "Репертори", Бирмингем) сатирически показал Вильгельма II. Эта комедия входит в цикл "Пьесок о войне", к к-рому относятся также "0'Флаэртп, кавалер креста Виктории" 1917, любительский спектакль англ. офицеров на бельгийском фронте; 1920, труппа Ирландских актеров, т-р "Стрит", Нью-Йорк; т-р "Лирик", Лондон) и "Огестус выполняет свой долг" (1917, т-р "Ройял Корт", Лондон). Во второй пьесе сатирически изображены бездарность и преступная халатность чиновников-аристократов в военном ведомстве. На революцию в России Ш. откликнулся пьесой "Аннаян-ска, большевистская императрица" (1918, "Коли-зеум", Лондон). Несмотря на гротескно-комедийный характер, эта пьеса содержит мысль о необходимости революц. насилия в целях преобразования общества. На протяжении длительного периода (1913-19) Ш. работал над пьесой, обобщавшей его суждения о кризисе бурж. общества,- "Дом, где разбиваются сердца" (1920, т-р "Гилд", Нью-Йорк; 1921, т-р "Ройял Корт", Лондон). В этой пьесе, символизирующей тунеядствующую бурж. Англию, показаны люди, утратившие нравственные устои, лишенные воли и характера. Им противопоставлен человек, понимающий, что смысл жизни в труде, в' преодолении препятствий, изображено молодое поколение, к-рое не хочет жить по традициям старой Англии.

"Дом, где разбиваются сердца" - произв., переходное от второго периода к третьему периоду, в к-рый входят пьесы, написанные в 1918-28. В эти годы Ш. создал наиболее драматичные, философски насыщенные пьесы обобщающего характера. Пента-логия "Назад к Мафусаилу" написана в 1918-20 (1922, т-р "Гилд", Нью-Йорк; 1923, т-р "Репертори", Бирмингем). Эта грандиозная, по определению Ш., "ме-табиологическая" драма из пяти частей, не связанных единством фабулы, объединена идеей: человечество создало несовершенный строй жизни, в к-ром господствуют эгоизм и вражда, вызывающи" губительные войны; неразумность людей объясняется тем, что они живут слишком мало для того, чтобы познать истину и смысл бытия. Несмотря на кажущуюся несценичность, пьеса эта неоднократно ставилась (полное представление е„ занимало от 3 до 5 спектаклей, шедших день за дн„м или с небольшими перерывами). "Святая Иоанна" (1923, т-р "Гилд", Нью-Йорк; 1924, т-р "Нью", Лондон) - единственная трагедия Ш. (автор назвал е„ хроникой). Героиня пьесы воплощает разум, к-рого равно боятся и враги, и правители Франции. После этой пьесы наступает длительный перерыв в драматургич. творчестве Ш. В 1925 драматургу была присуждена Нобелевская пр. После нескольких лет общественно-политич. и публицистической деятельности Ш. снова возвращается к драматургии.

К четв„ртому периоду относятся пьесы, написанные в 1929-50. Они отмечены остро сатирич. и политич. направленностью: "Тележка с яблоками" (1929, "Т-р Польски", Варшава; т-р Малвернский фестиваль; т-р "Куинс", Лондон), "Плохо, но правда" (соч. в 1931; пост. 1932, т-р "Гилд", Бостон; Малвернский фестиваль; т-р "Нью", Лондон), "На мели" (1933, т-р "Уинтер Гарден", Лондон), "Простачок с Нежданных островов" (соч. 1934; пост. 1935, т-р "Гилд", Нью-Йорк; Малвернский фестиваль; т-р "Артс", Лондон), "Женева" (1938, Малвернский фестиваль; т-р "Сэ-вил", Лондон), "В золотые дни доброго короля Карла" (1939, Малвернский фестиваль; 1940, т-р "Стритхем Хилл", Лондон). В этих пьесах Ш. остроумно высмеивает пороки бурж. демократии, резко осуждает итал. и нем. фашизм ("Женева"), показывает слабости лейбористского реформизма ("На мели"). По определению самого Ш., жанр большинства этих пьес- "политическая экстраваганца" (эксцентриада). К этому же периоду относится комедия "Миллионерша" (1936, "Бургтеатр", Вена; 1944, т-р "Кью", Лондон), в к-рой проблема богатства и нищеты сочетается с постановкой вопроса о том, какие черты характера помогают людям достичь высокого положения, тогда как др. остаются бедняками. В последние годы жизни Ш. пишет комедию "Миллиарды Байанта" (1948, "Шау-шпильхауз", Цюрих; 1949, Малвернский фестиваль; т-р "Принсесс", Лондон), диалоги к-рой повторяют мн. темы, ранее встречавшиеся в пьесах Ш. Последняя законченная пьеса - "Вымышленные басни" (1950, Об-во Шоу, т-р "Уотергейт", Лондон) - фантазия на тему о будущем, развивает мотивы "Назад к

Мафусаилу" (человек будущего должен подавить животные инстинкты и развивать духовное начало).

Широкое по охвату тем творчество Ш. содержит глубокую и остроумную критику капиталистич. цивилизации, утверждает идеи будущего общества. Ш. был тесно связан с т-ром. Драматурга связывала творческая дружба с выдающимися англ. актрисами Э. Терри, Патрик Кэмпбелл, Л. Маккарти, реж. X. Гренвилл-Баркером и др. Ш. обновил англ. драму, придав ей высокоидейный характер, наполнив е„ социально-политич. проблематикой. Блестящий мастер диалога, он создавал пьесы, пользовавшиеся успехом при их сценич. воплощении и вызывавшие большой общественный резонанс. Лучшие пьесы Ш. прочно вошли в репертуар т-ров Англии, Сов. Союза, США, Франции, Германии, Австрии и др. стран. В Сов. Союзе пост.:

"Пигмалион"-1925, Ленингр. т-р драмы; 1938, Моск. т-р Сатиры; 1943, Малый т-р; 1962, Ленингр. т-р им. Ленсовета; "Профессия миссис Уоррен"-1956, ЦТСА, Ленингр. т-р Комедии, Моск. т-р Сатиры; "Ученик дьявола"-1933, Театр-студия под рук. Ю. Завадского, Москва; 1956, БДТ, Ленинград; 1957, МХАТ, Моск. драматич. т-р им. Станиславского; "Цезарь и Клеопатра"-1923, Ленингр. т-р драмы; 1964, Т-р им. Моссовета, Моск. т-р Сатиры; "Дом, где разбиваются сердца"-1962, Моск. т-р Сатиры; "Миллионерша"- 1964, Т-р им. Вахтангова; 1965, Ленингр. т-р им. Ко-мисса ржевской.

Соч.: Standard edition of the works, of B. Shaw, v. 1-36, L., 1931-51; Избр. произв. в 2 тт., пер. с англ., М., 1956 (вступ. ст. П. С. Балашова); О драме и театре, пер. с англ., М., 1963 (вступ. ст. А. А. Аникста).

Лит.: Hcnderson A.,G.B. Shaw, Man of the century, N. Y., [1956]; E r v i n e St. J., B. Shaw, his life, work and friends, L., [1956]; P e а г s о n H., G. B. S., a full length portrait, L., 1961, N. Y., [1961]; B e n t 1 e v E., B. Shaw, [Norfolk (Connect!)], 1957; Chesterton G. K., G. Б. Shaw, L., 1909; Fuller E., B. Shaw, critic of Western morale, N.Y.-L., 1950; W a r d A. C., B. Shaw, N.Y., 1951; P u r d о m С. В., A guide to the plays of B. Shaw, L., 1963; Wood-bridge H. E., G. B. Shaw, creative artist, Carbondale (Jll.), 1963; West A., G. B. Shaw "A good man fallen among fabians", N. Y., 1950; E 1 1 e h a u g e M.E., The position of B. Shaw in European drama and philosophy, Cph., 1931; M a n d e r R. and Mitchenson J., Theatrical companion to Shaw, L.. 1954; Л у н а ч а р с к и и А., Б. Шоу, в кн.: Л у и а ч а р с к и и А. В., О театре и драматургии. Избр. статьи, т. 2, М., 1958; его же. Предисловие к кн. Б. Шоу, Чернокожая девушка в поисках бога, М., 1933; Д и-н а м о в С., Б. Шоу. М.- Л., 1931; Кржижановский С. Драматургические приемы Б. Шоу, "Литературный критика, 1934, ј 4; АН и к с т А., Б. Шоу, М., 1956; Гражданская 3., Б. Шоу. Очерк жизни и творчества, М., 1965; Ромм А., Дж. Б. Шоу. 1856-1950, Л.-М., 1965; Ученые записки кафедры литературы Свердловского гос. педагогич. ин-та, Свердловск, 1964; Проблемы критического реализма в зарубежной литературе XIX-начала XX вв. Сб., Свердловск, 1965; Образцова А., Драматургический метод Б. Шоу, М., 1965; Х ьюз Э., Бернард Шоу, пер. с англ., М., 1966. А. А.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница