Наши партнеры

https://dragonmoney101.online

Театральная энциклопедия
(страница 494)


ШОУ, Б а и е м-Ш о у (Byam Shaw), Глен (р. 13.XII.1904) - англ. актер и режиссер. В 1923 дебютировал в т-ре "Павильон" (Торки). На лондонской сцене впервые выступил в 1925 в роли Яши ("Вишн„вый сад", т-р "Лирик", Хаммерсмит), затем играл в разл. т-рах Лондона, Нью-Йорка. Первая режиссерская работа - "Ричард II" Шекспира (1935, Оксфордский студенческий т-р).

В 1947-52 совм. с М. Сен-Дени и Дж. Д евином руководил театр. школой т-ра "Олд Вик", в 1953-56 - Шекспировским Мемориальным т-ром (совм. с А. Куэй-лом, Стратфорд-он-Эйвон). В 1957-59 возглавлял этот т-р, здесь Ш. пост. пьесы Шекспира: "Ричард III" и "Антоний и Клеопатра" (1953), "Ромео и Джульетта" и "Троил и Крессида" (1954), "Макбет" и "Виндзорские проказницы" (1955), "Отелло" (1956), "Как вам это понравится" и "Юлий Цезарь" (1957), ("Ромео и Джульетта" и "Гамлет" в 1958 были показаны на гастролях в Сов. Союзе), "Король Лир" (1959). После ухода из Мемориального т-ра пост.: "Росс" Реттигена (1960, т-р "Хеймаркет"), "Идоменей - царь

Крита" и "Так поступают все женщины" Моцарта (1902 и 1963, т-р "Сэдлерс-Уэллс") и др. Ш. ставит обычно традиционно-парадные спектакли, ф. 1C.

ШОУН (Shawn), Тед [наст. имя и фам.- Э д в и н Манере (Myers); р. 21.X.1891] - амер. танцовщик, балетмейстер и педагог. Один из основоположников амер. танца модерн (прозван "отцом амер. танца"). В 1912 открыл танц. школу в Лос-Анжелосе. В 1914 совм. с Р. Сен-Дени организовал труппу и "Школу пластики Дени-Шоун" (рук. до 1931). Среди выпускников этой школы - выдающиеся амер. танцовщики М. Грэхем, Д. Хэмфри, Ч. Вейдман.

Ш. работал над развитием мужского танца, использовал материал нац. танцев, в т. ч. индейского танц. фольклора. Пост. хореографич. композиции: "Нов" Воан-Уильямса, "Скованный Прометей" и др. В 1933- 1940 руководил мужской труппой, где пост. танц. программы: "О свободе", "Танец в веках" и др. В 1940 организовал в собственной загородной усадьбе летнюю танц. школу, где ежегодно проводятся танц. фестивали ("Фестиваль в Джэкобс-Пиллоу"). С 1948 - директор этого фестиваля. Ш.автор работ о танце.

Соч.: Ruth St. Denis, pioneer and prophet, S. Francisco, 1920; The American ballet, N. Y., 1926; Gods who dance, N. Y., 1929; Fundamentals of a dance education, Girard, Kansas City, 1937; Thirty-three years of American dance, Pittsfield, 1959. E. C.

ШПАГАТ (нем. Spagat, букв. - беч„вка) (в цирке) - вид акробатич. упражнения - трюка. Щ. наз. положение артиста, когда ноги его раздвинуты ("раскрыты") и образуют прямой угол к корпусу (вперед-назад или в стороны). Исполняется на земле и в воздушных номерах. А. Шн.

ШПАЖЙНСКИЙ, Ипполит Васильевич [1(13).IV. 1848-2(15).II.1917] - рус. драматург. Воспитывался в Воронежском кадетском корпусе. Окончил (вольнослушателем) юридич. ф-т Моск. ун-та. В 1870 написал драму "Вопрос жизни" (ставилась на сцене, но успеха не имела). Первая пьеса, прин„сшая Ш. широкую известность,- "Майорша" (1878, Алек-сандринский и Малый т-ры). Драматургия Ш. носит эпигонский характер. Подражая А. Н. Островскому, Ш. упрощал его при„мы, насыщал свои пьесы мело-драматич. эффектами. В комедиях "Л„гкие средства" (1879) и "Фофан" (1880, Малый и Александрийский т-ры) Ш. обращается к теме власти денег, но прида„т ситуациям анекдотически-скандальный характер. Пьеса "Кручина" (1882, Александрийский т-р; 1893, Малый т-р) отмечена влиянием Достоевского, "Чародейка" (1884, Малый и Александрийский т-ры) - историч. драм А. К. Толстого. К последней пьесе примыкают стихотворные историч. драмы Ш.-"Вольная волюшка" (1891), "Самозванка" ("Княжна Тараканова", 1904). Успехом пользовались пьесы из старорус.' быта - "Княгиня Курагина" (1887, Малый т-р), "В старые годы" (1888, там же) и др. К лучшим произв. Ш. относится психологич. драма "Жертва" (1892, Малый т-р). Во 2-й пол. 90-х гг. Ш. пишет социальные драмы, в к-рых раскрывает мрачные стороны совр. ему жизни, показывает нищету городского дна: "Т„мная сила" (1895, Александрийский т-р), "Две судьбы" (1898, Малый т-р). Пьесы Ш. широко шли в 1880-90-х гг. в столичных и провинциальных т-рах. В них играли крупные актеры: М. Г. Савина, М. Н. Ермолова, В. Ф. Комиссаржевская, В. Н. Давыдов, А. П. Ленский, М. П. Садовский и др.

Соч.: Драматические сочинения, т. 1-4, П., 1886 - 1900.

Лит.: Б я л ы и Г. А., Драматургия И. В. .Шпажин-ского, "Уч. зап. Саратовского гос. ун-та им. Н. Г. Чернышевского", 1957, т. 56, вып. филологический. Люд. Д.

ШПЕТ, Ленора Густавовна [р. 31.XII.1904 (13.1. 1905)]- театр. критик, педагог. Одна из основоположников сов. т-ра для детей. В 1921-24 училась в 1-м МГУ на ф-те обществ, наук. В 1929-31 - старший методист, а в 1931-38 - зав. театр. сектором Центр. дома художеств. воспитания детей, где в 1931 Ш. была одним из инициаторов и организаторов т-ра кукол (ныне-Центр, т-р кукол под рук. нар. арт. СССР С. В. Образцова). В 1938-64-зав. лит. частью, а с 1965 - зав. научно-методич. частью этого т-ра. В 1947-60 возглавляла во Всероссийском театр. об-ве кабинет сов. т-ра для детей. С 1931 вед„т театр.-педагогич. работу. С 1933 выступает в печати по вопросам детского т-ра и т-ра кукол, занимается переводами театр. лит-ры с англ. и франц. яз. Ш.- ответственный секретарь Сов. секции УНИМА (с 1958) и член Президиума УНИМА (с 1959).

Соч.: Сказка, как сценический жанр, "Театр", 1951, .ј 3; Театры особого назначения, в сб.: Театр для детей, М., 1?55; Сказка на театре, "Театр", 1956, .Ns 4; Задачи и принципы работы советского театра для детей, в сб.: "Театр и школа". М-, 1957; Воспитательные задачи и воспитательские предрассудки, 1961, "Театр", .ј 6, и др. Б. П.

ШПЙЛЛЕР, Наталья Дмитриевна [р. 7 (20). IX. 1909] - рус. сов. артистка оперы (лирич. сопрано). Нар. арт. РСФСР (1947). В 1931 окончила Киевскую консерваторию (класс А. Н. Шперлинг) и стала солисткой Куйбышевского театра оперы и балета. В 1935- 1958 - солистка Большого т-ра. Ш. обладает сильным и красивым голосом большого диапазона. Вок. мастерство певицы подчинено задачам раскрытия художеств. образа. Широко известна как исполнительница камерного репертуара. Выступала в Австрии (1945), Польше (1947), Чехословакии (1948), Болгарии (1959).

Партии: Антонида ("Иван Сусанин"), Царевна-Лебедь, Ольга, Волхова ("Сказка о царе Салтане", "Псковитянка", "Садко" Римского-Корсакова, Гос. пр. СССР, 1950), Татьяна;

Иоланта (о. п. Чайковского), Этери ("Абесалом и Этери"

Палиашвили), Матильда ("Вильгельм Телль" Россини, Гос. пр. СССР, 1943), Маргарита ("Фауст"), Зиглинда ("Валькирия" Вагнера), Графиня ("Свадьба Фигаро") и др.

С 1950 вед„т педагогич. работу в Муз.-педагогич. ин-те им. Гнесиных (с 1963- зав. кафедрой оперной подготовки). Гос. пр. СССР (1941) за выдающиеся достижения в области вок. иск-ва.

Лит.: Наталья Дмитриевна Шпиллер, М-, 1953 [буклет]; Большой театр СССР. Опера и балет, М., 1958. Гал. Б.

ШПЙЛЬБЕРГ, Людмила (8.IX.1886-20. IX. 1947) - латыш. сов. актриса. Нар. арт. Латв. ССР (1947). В 1913 окончила в Риге драм. курсы под рук. Е. Дубура и Э. Зелтматиса, училась у И. Н. Певцова. В 1916 вступила в труппу т-ра "Комедия" (Рига). С 1919 - актриса латвийского Нац. т-ра (ныне Латв. т-р драмы). Приобрела популярность как блестящая комедийная актриса. С большим успехом играла роли в совр. драмах, требующие тонкого психологич. анализа. Ш. обладала ярким, самобытным талантом, сильным темпераментом. В е„ иск-ве острота мысли сочеталась с эмоциональностью.

Роли: Алиса ("Купальщица Сусанна" Упита, 1922), Пайя ("Майя и Пайя" Бригадере, 1922), Катарина ("Укрощение строптивой", 1925), Доротея ("Доротея Ангерманн" Гауптмана, 1927), Инкен ("Перед заходом солнца" Гауптма-на, 1932), Роплайниете ("Блудный сын" Блаумана, 1945), Мария Львовна ("Беспокойная старость" Рахманова, 1946) и др. К. К.

ШПИЛЬМАНЫ (Spielmann, от spielen - играть и Mann - человек) - в странах нем. языка странствующие средневековые актеры-музыканты. Были популярны среди крестьянства и городских низов. Выступали на ярмарках, нар. празднествах, а также на придворных торжествах. Во Франции Ш. близки жонгл„ры, в Скандинавии - спельманы, на Руси - скоморохи. Ш. были одновременно поэтами, актерами, певцами, акробатами, музыкантами, танцорами. Исполняли произв. героич. нар. эпоса, создавали новеллы и шванки (сатирич. сказки)? и сами были их исполнителями.

Иск-во Ш. часто носило антиклерикальный и антифеод. характер, за что они подвергались жестоким гонениям со стороны церкви и властей. С ростом городов Ш. оседали, основывали цеховые организации. Просуществовали в Австрии до 1787. Н. Г.

ШПОР (Spohr), Людвиг (Луи) (5.IV.1784-22.X. 1859) - нем. композитор, скрипач и дириж„р. В 1799 был принят в капеллу герцога Брауншвейгского. В 1805-12 руководил придворной капеллой в Готе; в 1813-14 дирижировал в "Т-ре ан дер Вин" (Вена); в 1817-19- в т-ре во Франкфурте-на-Майне; с 1822- придворный капельмейстер в Касселе. Здесь осуществил пост. опер Р. Вагнера "Летучий голландец" (1843) и "Тангейзер" (1853). Ш.- один из представителей романтизма в нем. опере. В операх "Фауст" (1816, Прага), "Йессонда" (1823, Кассель) Ш. выступил как предшественник Вагнера, применяя систему лейтмотивов и стремясь преодолеть внешнее деление оперы на номера.

Др. оперы Ш.: "Альруна, королева сов" (соч. 1808), "Земира и Азор" (1819, Франкфурт-на-Майне), "Горный дух" (1825), "Пьетро из Альбано" (1827), "Алхимик" (1830), "Крестоносцы" (1845; все пост. в Касселе). Ш.автор музыки к драматич. спектаклям.

Соч.: Selbstbiographie, Bd 1-2, Neudruck, Kassel-Basel, 1954-55.

Лит.: Ф e p м а н В., История новой западноевропейской музыки, т. 1, М. - Л., 1940; Кречмар Г., История оперы, пер. с нем.. Л., 1925; Wassermann R., L. Spohr als Opernkomponist. Rostock, 1909 (Diss.), R i e h l W. H., Musikalische Charakterkopfe, Bd 2, 3 Aufl., Stuttg., 1869. Ал. М.

ШПРЕХШТАЛМ‚ЙСТЕР (нем. Sprechstallmeister, от Stall-конюшня и Meister-специалист)- работник цирка, объявляющий номера программы и участвующий в клоунадах и репризах. В сов. цирках наз. инспектор манежа. А. Шн.

ШРЕДЕР (Schroder), Софи Шарлотта (U.V. 1714- 14.X.1793) - нем. актриса. Мать актера Ф. Л. Шредера. В 1740 впервые выступила на сцене в Люнебурге в т-ре И. Ш„немана. Дебютировала вместе с К. Экго-фом в трагедии Расина "Митридат". В 1742 организовала собственную труппу (распалась в 1744). В 1747 уехала в Россию вместе с актером К. Аккерманом, за к-рого вышла замуж. Принимала участие в художеств. руководстве труппой. В 1755-58 играла в т-ре Аккермана в Кенигсберге. В нач. Семилетней войны, вместе с труппой Аккермана бежала в Юж. Германию, гастролировала в Швейцарии, в 1764-67 играла в т-ре Аккермана в Гамбурге, в 1767-68 - в Гамбургском Нац. т-ре, с 1768 - вновь в антрепризе Аккермана в Гамбургском Нац. т-ре. После смерти Аккермана в 1771 Ш. передала руководство т-ром своему сыну Ф. Л. Шредеру и оставила сцену.

Ш. была превосходной трагич. актрисой. Эмоционально, но сохраняя чувство меры, играла героинь в пьесах П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, позднее - Г. Э. Лессинга. Обладала сильным голосом, прекрасной дикцией, выразительностью жеста. Ш. обучала молодых актеров мастерству сценич. речи, трагедийной декламации. Одним из лучших учеников Ш. был е„ сын, ставший впоследствии выдающимся немецким актером.

Лит.: Litzmann В., Der gro?e Schroder, В.- Lpz., [1904]; Kindermann H., Akkermanns Wegbereitung, в кн.: Theatergeschichte des Goetherzeit, W., 1948. Г. Гур.

ШРЕДЕР (Schroder), Софи (1781-25.II.1868) - нем. актриса. Вместе с родителями-актерами попала в Россию. Играла роли детей в Петерб. нем. т-ре. Вышла замуж за певца Шредера (однофамилец актера Ф. Л. Шредера)- директора провинц. т-ра. В 1798 дебютировала в "Бургтеатре", гастролировала в Бреславле и др. нем. городах. Играла роли субреток. В 1801-13 - в Гамбургском Нац. т-ре, играла роли с пением в зинг-шпилях и роли инженю. Впоследствии развилось и окрепло трагедийное дарование Ш.В 1813- 1815 Ш. гастролировала в Праге. В 1815-29 и в 1836-39 работала в "Бургтеатре" и стала его ведущей актрисой. Это была пора расцвета таланта Ш. Гастролировала в разл. городах Германии, в 1830- 1835 и с 1840 играла в Мюнхене.

Актриса не следовала мещанским вкусам бюргерской публики, ей были чужды сл„зные драмы, мелодрамы А. В. Иффланда и А. Коцебу.

Лучшие роли Ш. во франц. классицистских трагедиях: Клеопатра ("Родогюна" Корнеля), Федра (о. п. Расина), Меропа (о. п. Вольтера). Большой трагедийной силы достигала актриса в исполнении ролей леди Макбет; Ифигении ("Ифигения в Тавриде" Г„те), Изабеллы ("Мессинская невеста" Шиллера), королевы Елизаветы ("Мария Стюарт"), Сафо (о. п. Грильпар-цера).

Ш. обладала большим сценич. темпераментом, красивым по тембру, звучным голосом. Жест актрисы был выразительным и величественным. Мимика отличалась богатством нюансов. Для сценич. стиля Ш. характерно сочетание элементов классицистской (рассудочность, мастерство речи) и романтической (контрастность настроений) игры. В последние годы сценич. жизни в игре Ш. преобладали черты классицизма; по отзывам современников, актриса нередко возводила живых людей "на котурны трагического", злоупотребляла напевностью, декламационностью речи.

Лит.: Martersteig M., Das deutsche Theater im 19. Jahrhundert, Lpz., 1904, 2 Aufl., Lpz., 1924; Jacobs M o n t y, Deutsche Schauspielkunst..., B., 1954. Г. Гур.

ШРЕДЕР (Schroder), Фридрих Людвиг (3.XI.1744- 3. IX. 1816) - нем. актер, режиссер и театр. деятель. Наряду с Г. Э. Лессингом утверждал просветительский реализм в нем. т-ре. Род. в артистич. семье: отец - берлинский органист, мать - актриса С. Ш. Шредер. В возрасте тр„х лет выступил впервые на сцене и до 1756 играл в труппе своего отчима К. Ак-кермана детские роли. Семилетняя война (1756-63) разлучила Ш. с родными. Затем он вступил в труппу заезжего англ. эквилибриста М. Стюарта. В 1756-59 работал акробатом, жонгл„ром, танцором и пантомимистом. В течение следующих десяти лет

(1759-69) выступал в труппах Аккермана и нем. фарсового актера Й.Ф. Курца (в Гамбурге, Лейпциге и др. нем. городах). В 1762 вМайнцеШ. пост. балет собств. сочинения, в к-ром исполнил гл. роль. С этого времени он становится балетмейстером труппы Аккермана (в 1762-78 Ш. сочинил и пост. ок. 70 балетов). В нач. 60-х гг. выступал в маске Арлекина в импровизационных комедиях-подражаниях итал. комедии дель-арте. Талант блестящего импровизатора особенно способствовал успеху Ш. в этих ролях. Постепенно переш„л на роли комич. слуг в пьесах Гольдони и Мольера. Ш. первый из нем. актеров исполнил роль Труффальдино ("Слуга двух господ"), играл е„ не в буффонном (как итальянцы), а в бытовом, реалистич. стиле. Как комедийный актер Ш. испытывал влияние Аккермана. Переход Ш. к лиг. драме и трагедии произош„л под воздействием его матери С. Ш. Шредер, обучившей сына трагедийной декламации, и актера К. Экгофа, раскрывшего драматич. дарование Ш. В 1769-71 Ш. принимал участие в руководстве Гамбургским Нац. т-ром, а в 1771, после смерти Аккермана, возглавил этот т-р. Первая гамбургская антреприза Ш. длилась 9 лет (1771-80). В 1781-85 Ш. играл в "Бургтеатре" и гастролировал по городам Германии. Вторая гамбургская антреприза Ш. относится к 1785-98, третья - к 1811-12. В эти годы он стал подлинным реформатором нем. сцены, заложил основы нем. нац. т-ра. Ш. утвердил в Гамбургском т-ре нац. репертуар, отстаивал прогрессивную нем. драматургию своего времени - пьесы драматургов "Бури и натиска" (Я. Ленца, Ф. М. Клингера, Г. Э. Лессинга, И. В. Г„те, Ф. Шиллера и др.), выдвигал реалистич. принципы сценич. иск-ва. Он отделил драму от оперы и балета; с 1773 отказался от пост. оперных и балетных спектаклей.

Ш. впервые пост. на гамбургской сцене (в собств. переводе) трагедии Шекспира и прославился в них как великий трагический актер. Лучшими ролями Ш. были: Гамлет, Шей-лок, король Лир, Макбет, Отелло; Фальстаф ("Генрих IV"), а также Маринелли, Одоардо ("Эмилия Галотти" Лессинга), король Филипп ("Дон Карлос"), Отец ("Отец семейства" Дидро) и др. Ш. утвердил в нем. т-ре психологич. правду, естественность, простоту. Поборник реализма в сценич. иск-ве, он преодолел каноны классицизма, избегал внешних эффектов и, по отзывам современников, играл с вдохновением и блеском. В творчестве Ш. гармонически сочеталось чувство и разум. Он был непревзойд„нным импровизатором и в то же время тщательно отделывал каждую деталь роли. Сыграл ок. 600 ролей.

Ш. заложил основы театр. педагогики, был превосходным воспитателем актерской молод„жи (Ф.Брок-ман и др.), старался воспитать в актерах сознательную творч. дисциплину, развить самостоятельность, утвердить принципы естественной и правдивой игры. Ш. считается основоположником нем. реалистич. режиссуры. В своих спектаклях он уделял большое внимание работе с актерами, добивался ан-самблевости исполнения.

Ш. оказал большое влияние на прогрессивное сценич. иск-во 19 в. Выступал также как драматург, писал сл„зные мещанские драмы, сюжеты к-рых отличает искусное построение интриги, изображение бытовых подробностей бюргерской жизни. Среди его пьес:

"Завещание" '(1781), "Прапорщик" (1782), "Кольцо" (1783), "Кузен из Лисабона" (1784), "Портрет матери" (1785).

Лит.: Гвоздев А., От акробатизма к трагическому искусству, в кн.: Из истории театра и драмы. П., 1923;

Троицкий 3., Карл Зейдельман и формирование сценического реализма в Германии, M.- Л., 1940; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокуль-ского т. 2, M., 1957; Litzma an В., Der ?ro?e Schroder, B.-Lpz., [1904]; Meyer F. L. W., Friedrich Ludwig Schroder, Tl 1-2, Hamb., 1819; H o f f m a n n P. F., Friedrich Ludwig Schroder als Dramaturg und Regisseur, B., 1939. Г. Гур.

ШРЕДЕР-ДЕВРИЕНТ (Schroder-Devrient; урожд. Шредер), Вильгельмина (6.XII.1804-26.1.1860) - нем. артистка оперы (сопрано). Пению училась у Ю. Моцатти (Mozatti) в Вене. Сценич. карьеру начала в 17 лет как драматич. актриса. В 1821 дебютировала как певица в роли Памины ("Волшебная флейта", Вена). С выдающимся успехом пела в Италии, Париже, Лондоне, Праге. Исполнила партию Леоноры ("Фиделио" Бетховена, 1822), к-рая принесла Ш.-Д. славу самой знаменитой певицы в Европе. В 1823-47 - солистка Придворной оперы в Дрездене. Для Ш.-Д. Р. Вагнер написал партию Адриано в опере "Риенци". Из-за участия в Дрезденском восстании 1849 была выслана из пределов Саксонии и не выступала до 1856. Гастролировала в Петербурге. В иск-ве Ш.-Д. сочеталось вокальное мастерство с большой драматич. одар„нностью. Среди лучших партий: Сента ("Летучий голландец" Вагнера), Агата ("Вольный стрелок" Вебера).

Лит.: Серов А. Н., Критические статьи, т. 3, СПБ, 1895, с. 1361-1362, 1375; Wolzogen A. v o n, Wilhelmine Schroder-Devrient, Lpz., 1863; Hagemann K., Wilhelmine Schroder-Devrient, Wiesbaden, 1947. Ал. M.

ШРЕЙФОГЕЛЬ (Schreyvogel), Йозеф (27.1 ILI 768- 28.VII.1832) - австр. театр. деятель. В 1796 окончил Иенский ун-т. Был вице-директором "Т-ра ан дер Вин", секретар„м имперской дирекции т-ров. С 1814- секретарь дирекции "Бургтеатра" и фактически его творч. руководитель. Дирекцию т-ра возглавляли представители австр. аристократии, с к-рыми Ш. в„л борьбу. Это вызывало недовольство реакц. правительства, и в 1832 Ш. был уволен из т-ра.

Ш. утверждал воспитат. значение т-ра. Преодолевая цензурные ограничения, он пост. на сцене "Бургтеатра" запрещ„нные ранее драмы Ф. Шиллера: "Вал-ленштейн" (1814), "Мария Стюарт" (1814), "Вильгельм Телль" (1827). Ставил также пьесы И. В. Г„те - "Торк-вато Tacco" (1816), "Гец фон Берлихинген" (1830), Г. Э. Лессинга - "Натан Мудрый" (1819), Шекспира. Ш. способствовал развитию таланта австр. драматурга Ф. Грильпарцера, добивался пост. его пьес на сцене "Бургтеатра". Борьба Ш. за содержательный репертуар, против мещанских драм А. Коцебу и А. В. Иффлан-да способствовала формированию ярких актерских индивидуальностей. В "Бургтеатре" сложился ансамбль крупных мастеров сцены - С. Шредер, Г. Аншюц, М. Корн, К. Фихтнер и др. Гл. внимание Ш. было направлено на раскрытие содержания драматич. произв. через иск-во актера. Традиции "Бургтеатра", заложенные Ш., были продолжены Г. Лаубе после революции 1848. Л. Лоб.

ШРЕКЕР (Schreker), Франц (23.III.1878-21.III. 1934) - австр. композитор. Учился в Венской консерватории у Р. Фукса (1897-1900). Автор многих произв. для муз. т-ра. Наибольшее значение имела его опера "ДалЕний звон" (1912, Франкфурт-на-Майне; 1925, Т-р оперы и балета им. Кирова), пост. во мн. т-рах мира. Эта опера содержит экспрессионистпч. тенденции и символические, патологические элементы.

Оперы: "Пламя" (с фп., 1902, Вена), "Игрушка и принцесса" (1913, Вена и Франкфурт-на-Майне; 2-я ред., 192U Мюнхен), "Отмеченные" (1918, Франкфурт-на-Майне)" "Кладоискатель" (1920, Франкфурт-на-Майне), "Поющий ч„рт" (1928, Берлин), "Христофор" (1932, Фрейбург, Баден), "Гентский кузнец" (1932. Берлин).

Балеты: "День рождения инфанты" (пантомима, 1908, Вена), "Рококо" (1920, Дармштадт) и др.

С 1912 - преподаватель Муз. академии в Вене; с 1920 - директор Берлинской высшей муз. школы; в 1932-33- рук. класса композиции в Прусской академии иск-в. Выступал в Сов. Союзе как дириж„р (1925).

Лит.: Гинзбург С. Л. [и др.]. Франц Шренер и его опера "Дальний звон". Сб. статей, Л-, 1925; В e k-k e г Р., Franz Schreker, В., 1919; Kapp I., Franz Schreker, Munch., 1921; Neuwirt h G., Franz Schreker W., 1959. Ал. M\

ШТАЙН, Георгий Георгиевич [р. 20.11(5.111). 1911]-рус. сов. драматург, театр. критик, переводчик. Лит. деятельность начал в 1932. Писал пьесы, рецензии на спектакли, статьи по вопросам т-ра и драматургии. Написал пьесы (совм. с А. Кузнецовым):

"Призвание" (1947, Центр, т-р Сов. Армии), "Друзья остаются друзьями" (1957, Кишин„вский т-р), "Слепое счастье" (1961, Моск. т-р Сатиры), "Женатый жених" (1965, Ленинград). Переводил пьесы драматургов союзных республик: "Стрекоза" Бараташвили, "Извините, пожалуйста!" Мака„нка, "Яблоко раздора" Бирюкова и др.

Соч.: "Маскарад" на советской сцене, в сб.: "Маскарад" Лермонтова, Л., 1941; Конец театральной провинции, в сб.: 25 лет советского театра, М., 1943; Работы, написанные совм. с А. Кузнецовым- "Призвание", М.- Л., 1948;

"Друзья остаются друзьями", "Современная драматургия", 1958, кн. 4; "Слепое счастье", М.,961; "Женатый жених", М., 1965. " С. Г.

ШТАМП в т e а т p e (от итал. Stampa-печать) - внешний актерский при„м, лишенный внутреннего духовного содержания, применяющийся для выражения определ„нных чувств. Ш. проникают в разл. выразит. средства т-ра,- сценич. речь (интонации, особенности дикции), пластику, мимику и т. д. Ш. чужд подлинному иск-ву и всегда является порождением ремесленничества, "...сценической условностью, ничего не имеющей общего с настоящей жизнью и потому искажающей человеческую природу артиста" (Станиславский К. С., Статьи, речи, беседы, письма, 1953, с. 424). Термин "Ш." применяется также для обозначения в иск-ве режиссера, художника-декоратора повторяющегося при„ма, лиш„нного породившего его содержания.

Лит.: Стан-иславский К. С., Ремесло, в кн.:

Станиславский К. С., Статьи, речи, беседы, письма, М., 1953, с. 422-43. Б. Рос.

"ШТАТСОПЕР" (нем. Staatsoper, от Staat-государство и Oper-опера)-см. Венская государственная опера.

ШТЕЙН, Александр Петрович (р. 15.IX.1906) - рус. сов. драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1930. Лит. деятельность начал в 1923 как журналист. Первые пьесы "Нефть" и "Утопия" написаны совм. с бр. Тур и Я. Горевым(обе пост. в 1930 в ленингр. т-рах). В 1935- 1940 Ш. - редактор журнала "Искусство и жизнь". Многие пьесы Ш. посв. истории рус. и сов. флота. Среди них драмы: "Флаг адмирала" (1950, Центр, т-р Сов. Армии; Гос. пр. СССР, 1951) о рус. флотоводце адмирале Ушакове, "Гостиница "Астория"" (1956, Т-р им. Маяковского) о героич. днях ленингр, блокады, "Океан" (1961, там же; Ленингр. Большой драм. т-р, реж. Г. А. Товстоногов) о людях совр. флота. Многие пьесы Ш. пост. в Моск. т-ре им. Маяковского; значит. событиями театр. жизни стали спектакли, режиссером к-рых был Н. П. Охлопков,- "Закон чести" (1948), "Гостиница "Астория"", "Океан". Там же были пост. драмы: "Персональное дело" (1954)-один из первых откликов в сов. драматургии на восстановление ленинских норм партийной жизни, и "Между ливнями" (1964; в этом же году в Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина)-пьеса, воссоздающая трагич. события Крон-штадского мятежа 1921. В пьесе "Между ливнями" создан образ В. И. Ленина, возглавляющего разгром контрреволюции. В Т-ре им. Маяковского пост. также комедия Ш. "Весенние скрипки" (1959) и его авторизованный перевод с чеш. яз. пьесы Кундеры "Поворот ключа".

Ш. принадлежат также пьесы "Пролог" (1953,Моск. т-р им. Ермоловой, Ленингр. Большой драм. т-р.) о событиях 1905 года, "Вдовец" (1966, МХАТ), "Аплодисменты" (1967, Т-р им. Моссовета).

Драматургию Ш. отличает яркая публицистичность, стремление к высокой гражданственности. Пьесы Ш. отмечены напряж„нностью конфликтов, многогранностью образов.

Пьесы Ш. ставятся во мн. сов. т-рах и за рубежом (Болгария, Румыния, Венгрия, Польша, Чехословакия, ГДР). В 1965 опубликована книга Ш. "Повесть о том, как возникают сюжеты".

Ш.- автор сценариев "Балтийцы", "Суд чести" (Гос. пр. СССР, 1949), "Адмирал Ушаков", "Корабли штурмуют бастионы" и др.

Др. пьесы: "Талант" (1934); "Добро пожаловать" (1942, т-р Балтфлота), "Святая ложь" (1945, Т-р им. Моссовета)- обе совм. с 3. М. Аграненко.

Соч.: Весна двадцать первого, Л.-М., 1940; Пьесы, М., 1951; М., 1953; Драмы, М., 1966; Аплодисменты, "Театр", 1967, ј 3.

Лит.: Охлопков Н., Об Александре Штейне, в кн.:

Пьесы, М., 1962. Я. В.

ШТЕЙН, Иван Ф„дорович (г. рожд. неизв.- ум. в конце 1830-х гг.) - деятель рус. и укр. т-ров, антрепрен„р. Один из основоположников коммерческого театра в провинции, пришедшего на смену крепостному т-ру. По национальности немец. В нач. 19 в. переехал из Силезии в Россию. В 1804-07 играл в нем. т-рах Петербурга и Москвы. Антрепрен„рскую деятельность начал, купив 15 крепостных детей и образовав из них первую труппу, ставившую балетные спектакли; затем Ш. продал крепостных владельцу Орловского т-ра графу С. М. Каменскому. В 1814 с О. И. Калиновским держал антрепризу в Харькове. В 1816 в их труппу вступил М. С. Щепкин. В том же году Ш. построил в Харькове новое театр. здание и стал с этого времени единоличным антрепрен„ром Харьковского т-ра. Ш. значительно пополнил и усилил труппу актерами вольных и крепостных т-ров. В 1817 группа ведущих актеров т-ра Ш. (М. С. Щепкин, П.Е.Барсов, И. Ф. Угаров, Т. И. Преженковскаяидр.) покинула Харьков и организовала т-р в Полтаве. В 1822 (после распада полтавской труппы)болыпинство актеров вновь вернулось к Ш. В 1820-е гг. в антрепризе Ш. работали актеры Л. Ю. Млотковский, Л. И. Млотковская (Острякова), Н. X. Рыбаков, К. Т. Соленик. Труппа Ш. не имела себе равных в провинции и по количеству (40 актеров и 20 оркестрантов), и по наличию талантливых актеров, и по размаху деятельности. Разделив труппу на две части, Ш. давал регулярные спектакли одновременно в Харькове и Курске; его т-р гастролировал в Туле (1823), Одессе (сезон 1827/28), Киеве (1830-34) и др. городах. В т-ре ставились балеты (в к-рых Ш. участвовал как исполнитель), мелодрамы, водевили. В то же время в репертуар входили и произв. Шекспира, Шиллера, Мольера, Фонвизина, пьесы укр. драматурга И. П. Котляревского ("Наталка-Полтавка", "Москаль-чаровник"). В 1831 Ш. первым в провинции сумел обойти цензурный запрет и пост. в сво„м т-ре "Горе от ума" (Киев).

В труппу Ш. входили актеры разл. направлений. Наряду с ходульными эпигонами классицизма здесь была группа актеров, поддерживавшая и развивавшая реалистич. достижения Щепкина.

В 1833 в труппе Ш., игравшей в Курске, произош„л раскол: Л. И. Млотковская, Н. X. Рыбаков, К. Т. Соленик, основав самостоятельную труппу (возглавленную Л. Ю. Млотковским), остались играть в этом городе, а Ш. с остатками драм. труппы и балетом выехал в Харьков. С сер. 1830-х гг. Ш. прекратил свою деятельность.

Лит.: Плетн„в А., У истоков харьковского театра, Харьков, 1960; Клинчин А., Николай Хрисанфович Рыбаков, М., 1952. д /г.

ШТ‚ЙНБЕРГ, Лев Петрович [3(15).IX.1870-16.1. 1945] - рус. сов. дириж„р, композитор, педагог. Нар. арт. СССР (1937). В 1893 окончил Петерб. консерваторию (класс фп. К. К. фан Арка, затем А. Г. Рубинштейна; класс композиции Н. А. Римского-Корсакова, Н. Ф. Соловь„ва; класс гармонии А. К. Лядова). Дириж„рскую деятельность в„л с 1892 в качестве симф. и оперного дириж„ра. Выступал в Петербурге, Москве и др. городах. В 1914 гастролировал с труппой С. П. Дягилева в Париже и Лондоне, дирижировал в Англии операми "Князь Игорь" (с участием Ф. И. Шаляпина) и "Майская ночь".

После Октябрьской революции работал дириж„ром в оперных т-рах Киева (до 1924), Харькова (1924-26), Свердловска (1926-27), Баку (1927-28). Инструментовал оперу "Тарас Бульба" Лысенко и впервые пост. е„ на сцене (1924, Харьковский т-р оперы и балета). С 1928 -дириж„р Большого т-ра (Москва). Автор балета "Мирра" (1924, Харьковский т-р оперы и балета). Ш. способствовал развитию сов. укр. оперного т-ра.

Дирижировал операми: "Иван Сусанин"; "Вакула кузнец" Соловь„ва (обе 1899, Петербург, зал Кононова, силами Товарищества рус. оперных артистов под рук. О. О. Бест-риха и Л. П. Штейнберга), "Чародейка" Чайковского (1903, Саратовский оперный т-р), "Хованщина" (1907, Т-р Солодов-никова), "Пиковая дама" (1924); "Трильби" Юрасовского (1925, Харьковский т-р оперы и балета), "Орлиный бунт" Пащенко (1926, Свердловский т-р оперы и балета), "Борис Годунов" (1928, Бакинский оперный т-р); "Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера (1929), "Алмаст" Спендиарова (1930), "Турандот" Пуччини (1931), "Мазепа" (1934), "Демон" (1937), '"Царская невеста" (1937), "Русалка" (1944) - в Большом т-ре (Москва) и др.

В 1938-41 в„л педагогич. работу в Моск. консерватории (профессор класса дирижирования).

Лит.: Исаков А., Полвека за пультом, "Театральная неделя", 1940, ј 9. А. Ив.

ШТ‚ЙНБЕРГ, Максимилиан Осеевич [22.VI (4.VII).1883-6.XII.1946] - рус. сов. композитор, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1934), нар. арт. Узб. ССР (1944). В 1908 окончил Петерб. консерваторию по классу композиции Н. А. Римского-Корсакова. В своих ранних соч. Ш. был близок к стилю своего учителя и А. К. Глазунова. Затем испытал нек-рое влияние модернизма, что отразилось на его балете "Метаморфозы" по о. п. Овидия (1914, "Русский балет Сергея Дягилева", Париж). Ш. написал балеты "Тиль Уленшпигель" по Ш. де Костеру (соч. 1936) и "Сарай Мульк Ханум" (неоконч.), оперу "Тахир и Зухра" (1942, неоконч.), кантату памяти А. С. Пушкина и многочисл. соч. др. жанров.

Ш. хорошо знал муз. фольклор народов СССР и зарубежных стран и творчески использовал его в своих произв. Был редактором посмертного издания муз. и лит. произв. Римского-Корсакова (завершил его труд "Основы оркестровки"). Ш. принадлежит редакция сюит из опер "Золотой петушок" (совм. с А. К. Глазуновым), "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", а также редакция партитур опер - "Майская ночь" и "Боярыня Вера Шелога" Римского-Корсакова, "Алмаст" Спендиарова, "Отечество" ("Фландрия") Паладиля (к двум последним он написал ряд дополнительных номеров) и др. Ш. в„л педагогич. работу. С 1908-преподаватель, с 1915- профессор Петрогр. консерватории по классу теории композиции. Доктор искусствоведения (1943). В чивле учеников Ш.: М. Ашрафи, С. В. Бархударян, Е. Г. Брусиловский, В. М. Дешевов, С. А. Заранек, А. Ф. Пащенко, А. Г. Тер-Гевондян, В. А. Успенский, Ю. А. Шапорин, Д. Д. Шостакович, В. В. Щербач„в.

Лит.: Римский-Корсаков А., Максимилиан Штейнберг, М., 1928; Г н е с и н М., Максимилиан Штейн-берг, "Сов. музыка", 1946, ј 12; Богданов-Березовский В., Максимилиан Штейнберг, М., 1947.

А. Ив.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница