Наши партнеры

Лучший поставщик игр Dragonmoney в 2024 году.

Театральная энциклопедия
(страница 496)


ШУБЕРТ (Schubert), Франц (31.1.1797- 19.XL 1828) - австрийский композитор. Ученик А. Сальери (1812-16, Императорско-коро-левская придворная капелла). Ш.-один из первых крупных представителей романтизма. Среди обширного творч. наследия Ш.- 18 произведений для театра (завершено 11). В 1822 написал оперу "Альфонсо ? Эстрелла" (1854, Веймар) на текст Ф. Шобера, произведение, предвосхитившее геронч. тенденции в творчестве Верди; в 1823-музыку к пьесе "Роза-мунда" X. Чези (1823, "Т-р ан дер Вин", Вена) - одно из самых поэтичных своих творений. Наиболее сценичным был зингшпиль ffl. "Заговорщики" ("Домашняя война", соч. 1823, пост. 1861, Франкфурт-на-Майне).

Др. произв.: оперетта "Рыцарь зеркала" (соч. 1812);

"волшебная" опера "Вес„лый замок сатаны" (соч. 1813-14); зингшпили - "Клодина фон Вилла Белла" (соч. 1815), "Братья-близнецы" (соч. 1819), "Фиеррабрас" (соч. 1823); музыка к "магической пьесе "Волшебная арфа" (соч. 1820); вставные номера к опере "Волшебный колокольчик" Ф. Герольда (соч. 1821); опера "Шакунтала" (неоконченная, соч. 1820; исполнена ария баса, 1822, Вена) и др.

Лит.: К о н е н В., Шуберт, 2 изд., М., 1959; Г о л ь д-шмидт Г., Франц Шуберт -жизненный путь, [пер. с нем.], М-., 1960; Жизнь Франца Шуберта в документах, М., 1963; Черная Е. Ф., Шуберт, 1965. В.Дель.

ШУБИН, Александр Васильевич [р. 3(15).VIII. 1898] - рус. сов. режиссер, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1953). В 1916 окончил Студию Мейерхольда, работал как актер и режиссер в ленингр. т-рах: т-р Нар. дома (1919-21), "Кривое зеркало" (1925-30), Большой драматич. т-р (1930-34), Малый оперный т-р (1934-39). Был гл. режиссером Выборгского (1940-41), Киевского (1941-43), Пермского (1943-45), Смоленского (1945-48), Омского (1948-53), Вологодского (1954-65) т-ров.

Пост. спектакли: "Мой друг" Погодина (совм. с К. К. Тверским, 1933), "Обрыв" по Гончарову (1938, 1964), "Горе от ума" (1955); "Фома Гордеев" по Горькому (1956), "М„ртвые души" (1959), "Вишн„вый сад" (1960), "Анна Каренина" (1960); "Кремл„вские куранты" (1956) и "Третья патетическая" (1960) Погодина, "Иркутская история" Арбузова (1960), "Тартюф" (1961); "Хозяин" Соболева (1961), "Палата" Ал„шина (1962).

Начал педагогич. деятельность в 1921. Преподавал в Ленингр. 1-й художеств. студии, Студии Больтого драматического т-ра, в студиях руководимых им театров. Е. X.

ШУБИН, Анатолии Ефимович (р. 7,VIII. 1913)- сов. JeaTp. художник. Засл. деят. иск-в Молд. ССР (1953). Чл. Коммунистич. партии с 1946. В 1931 окончил Самаркандский художеств. техникум. В том же году начал творч. деятельность в рабочем т-ре г. Кзыл-Арват (Туркмения). Работал в Оренбургском т-ре муз. комедии. С 1945 - гл. художник Молд. муз.-драм. т-ра им. Пушкина. Оформил здесь спектакли:

"Майская ночь" Римского-Корсакова (1945), "Кремл„вские куранты" (1947), "Враги" (1952); "Грозован" Гершфельда (1956), "Свекровь и три невестки" Крянгэ (1957), "Овидий" Александр!! (1958), "Каса маре" Друцэ (1962), "Героика" Маларчука (1965) и др. Д. П.

ШУВАЛОВ, Иван Михайлович [наст. фам.- Егоров; 1865-15(28).II.1905] - рус. актер. Занимался в Петербургском театр. уч-ще. Играл в антрепризе А. А. Рассказова в Костроме и Самаре. В 1886- 1888 - актер Театра Корша в Москве. Затем служил в Одессе, Товариществе М. М. Бородая (Поволжье, юг России), Харькове, Ростове-на-Дону в труппе Н. Н. Синельникова, в Киеве в труппе Н. Н. Соловцова (сезон 1902/03-в Александрийском т-ре). Один из культурнейших актеров, рус. про-винц. т-ра, Ш. был известным исполнителем ролей клас-сич. репертуара, пропагандировал совр. новую драматургию (Чехов, Ибсен и др.), блестяще играл в комедии. Среди ролей: Лир; царь Эдип (о. п. Софокла). Макбет;

Войницкий ("Дядя Ваня" Чехова), Вершинин ("Три сестры"), Тригорин ("Чайка"), доктор Штокман и консул Берник ("Враг народа" и "Столпы общества" Ибсена), Кавалер ("Трактирщица"), Звездинцев ("Плоды просвещения"), Васильков ("Бешеные деньги-) Островского) и др.

Лит.: В е л и з а р и и М. И., Путь провинциальной актрисы. Л.-М., 1938; Я б л о н о в с к и и С., Свет и тени, в кн.: Галерея сценических деятелей, т. 1, [б. м., 0. г.], с. 30-31; Тавридов И. [Е. М. Бабецкий], Памяти И. М. Шувалова, "Театр и искусство", 1905, ј 10, с-. 156. АН. А.

ШУВАЛОВА (К о р в и н-К озановская), Вера (Вероника) Михаиловна (р. 1885) - рус. артистка оперетты. Училась в Петерб. консерватории (класс Н. А. Ирецкой). С 1905 выступала в петерб. т-ре "Буфф" (исполняла каскадные роли), в 1914-18- в моек. т-ре "Зон". После 1918 эмигрировала за границу. Ш. была одной из лучших исполнительниц экс-цент рич. танцев.

Партии: Елена, Перикола ("Прекрасная Елена", о. п., Оффенбаха), Нитуш ("Мадемуазель Нитуш" Эрве), Мимоза ("Гейша" Джонса), Валентина ("Вес„лая вдова" Легара) и Др. В. Б р.

ШУВАЛОВА, Елена Ивановна [р. 1(13).III.1892]- рус. сов. актриса. Нар. арт. Удм. АССР (1957). Род. в семье провинц. актеров И. М. Шувалова и Л. А. Рассказе вой. В 1908 дебютировала в Ростовском т-ре в труппе Н. И. Соболыцикова-Самарина. Работала в т-рах Астрахани, Оренбурга, Екатеринбурга, Пензы, -Вологды, Новочеркасска, Казани, Сызрани, Уральска, Ирбита. С 1938 - в Удмуртии (т-ры Глазова, Воткинска, Ижевска, Сарапула).

Роли: Кручинина, Гурмыжская, Васса Жслезнова;

Гертруда ("Мачеха" Бальзака), Долгова ("Касатка" А.Н.Толстого), Мария Александровна ("Семья" Попова), мадам Обломок ("Юность отцов" Горбатова), Бережкова ("Кресло .N'o 16" Угрюмова) и др. Л. Ив.

ШУДРАКА (гг. рожд. и смерти неизв.)- инд. драматург, живший приблизительно в 5 в. н. э. Автор одной из наиболее значит, пьес Др. Индии - "Глиняная повозка" ("Мриччхакатика"), написанной на санскрите (лит. яз.) и пракритах (нар. яз.). Пьеса рассказывает о любви обедневшего брахмана и гетеры, чувства к-рых восторжествовали над сословными предрассудками. IU. осложняет сюжет политпч. интригой - борьбой правдолюбца с тираном. Стремление Ш. преодолеть драматургич. каноны наложило отпечаток на идейно-художеств. строй пьесы. Ш. отказывается от традиции изображения в пьесах богов или царей, усиливает сатирич. элементы, осуждает имуществ. неравенство. 25 действующих лиц (из 30) говорят на пракритах, что свидетельствует о демократич. направленности драмы. По мотивам "Глиняной повозки" сов. драматурги В. В. Винников и Ю. А. Оснос написали пьесу "Белый лотос" (пост. Моск. т-ром им. Ав С, Пушкина, 1957, и др. т-рами Сов. Союза).

Соч. в рус. пер.? Фейхтвангер Л., Васантасека. Пер. с нем. М. А. Фромана, Л., 1938; "Глиняная повозка. пер., предисл. и примеч. В. С. Воробь„ва-Десятовского. Стихи в пер. В. С. Шефнера, Л., 1956.

Лит.: Серебряков И. Д., Древнеиндийская лит-ра. Краткий очерк, М., 1963; на яз. хинди - Б х а г-ватшаран Упадхьяй, Мриччхакатика, "Алоч-на", Дели, 1963, июль, ј 27. И. Р.

ШУЙОК (Sulyok), Мария (р. 24.IV.1908) - венг. актриса. Нар. арт. ВИР (1963). В послевоенные годы выступала на сцене Нац. т-ра в Будапеште, где играла роли Гертруды ("Гамлет") и Королевы ("Банк-бан" Катоны). С 1951 - актриса т-ра "Вигсинхаз". Выступала в рус., нац. и мировом классич. репертуаре:

Аркадина ("Чайка"), Мать (о. п. Чапека) и др. Создала остро сатирич. образ амер. миллионерши Клэр в пьесе "Визит пожилой дамы" Дюрренматта, психологически тонкий образ Кристины ("Американская Электра", "Траур к лицу Электре" О'Нила). С наибольшей силой трагедийное дарование Ш. проявилось в роли Гекубы ("Троянки" Еврипида). Лауреат пр. Кошута (1957).

Лит.: Г е р ш к о в и ч А., Театральный Будапешт М., 1961. А. Гер.

ШУКУРБ‚КОВ, Райкан (1913-23. V. 1962) - кирг. сов. поэт и драматург. В 1933 окончил педаго-гич. техникум в г. Фрунзе. Участвовал в самодеятельных спектаклях, затем как проф. актер выступал на сцене Кирг. муз. т-ра (1933-36). Первая многоактная пьеса - "Борьба" (Кирг. муз. т-р, 1933). В пьесах "Айдар", "Среди могил" (1935) показана коллективизация в республике. В сатирич. комедии "Джапалак Джатпасов" (1935) Ш. заимствовал ситуации из "Ревизора", перенеся конфликт в современность. Автор драмы "Месть" (1944) о событиях Великой Отечеств. войны, комедии "Прежде чем сказать, подумай" (1945). Преобразованиям кирг. деревни в годы Сов. власти посв. пьесы: "Два друга" (1946), "Мой аил" (1948, новая ред. под назв. "Свет в долине", 1958), "Зел„ный лес" (1948), "Достойный пример" (1959). Драма Ш. "Мечта акына" о кирг. акыне Токтогуле пост. во Фрунз. киргиз, т-ре (1962). Перев„л на кирг. яз. "Горе от ума" (1945, пост. в Кирг. т-ре, 1966), "Коварство и любовь" (1956). Для драматургии Ш. характерны яркая комедийность, острая злободневность, сочность языка, близкого к нар. речи. Пьесы Ш. ставились в Киргизском драм. т-ре, (Фрунзе) и др. т-"рах республики.

Лит.: "Мой аил, комедия, в кн.: Киргизская советская драматургия, М., 1959, с. 3:59-84; "Ырлар жана интерме-диялар жыйнагы", Фрунзе, 1961 (на кирг. языке). Д. Бр.

ШУЛЬЖ‚НКО, Клавдия Ивановна [р. 11 (24). III. 1906] - рус. сов. эстрадная певица. Нар. арт. РСФСР (1962). Училась пению у Н. Л. Чемезова. Творч. путь начала в Харькове в 1923 в драм. т-ре под рук. Н. Н. Синельникова. Выступала на эстраде в Харькове (1928-29), Ленинграде (1929-43). Совм. с В. Ф. Коралли организовала и возглавила эстрадный ансамбль ленингр. Дома Сов. Армии. С 1943 работает в Москве. Исполнение Ш. отличается филигранной отделкой, музыкальностью, выявлением драматургии песни. Превосходная дикция, использование интонаций разговорной речи, выразительная мимика и движения характеризуют иск-во Ш. В е„ репертуаре лирич. и шуточные песни,произв. гражд. лирики: "Анд-рюша" Зака, "Записка" Бродского, "Точно" Табачникова, "Че-лита" в обр. Феркель-мана, "Морщинки" Лозовского, "Синий платочек" Петерсбургского, "Давай закурим" Табачникова, "Где же вы теперь, друзья-однополчане" Соловьева-Седого, "Старые письма" Розенфельда, "Задушевная беседа" Левиной, "Родные просто ры" Химкпса, "Письмо к матери" Липатова, "Три вальса" Цфасмана, "Возьми гитару" Лепина и др.

Лит.: АмусьсваО., Мастер эстрады К. Шульженко, Сов. музыка", 1951, .VJ 11; И о ф ь е в М.. Песни К. Шуль-женко, "Искусство эстрады", 1961, у 2; Се чин В., К. Шульженко и судьба жанра, "Муз. жизнь", 1961, ј 6;

Дмитриев Ю., Искусство- советской эстрады, М., 1962, с. 5, 10-II,102-05. М.Лифш.

"ШУМ И ДЫМ" - "Шаллъ унд раух". ШУМАН (Schumann), Роберт (8. VI. 1810-29. VII. 1856)-нем. композитор и муз. писатель. Учился в Лейпцигском и Гейдельбергском ун-тах на юридич. ф-тах. Занимался музыкой у Ф. Вика (1829, фп. и гармония) и Г. Дорна (1831, композиция).

Творчество Ш., музыканта-новатора в инструм. и вок. жанрах, яркого представителя прогрессивного романтизма, характеризуется меткой изобразительностью, программностью, глубоким раскрытием психологии человека. Оратория "Рай и пе-рп" (1843, Лейпциг) по Т. Муру и сцены из "Фауста" Г„те для солистов, хора и оркестра (1848, Дрезден; 1849, Лейпциг) - первые произв.

Ш. в области муз. т-ра. Опера "Геновева" (1850, Лейпциг) по Ф. X. Хеббелю и Л. Тнку развивает прогрессивные традиции "Эврианты" Вебера. Одно из наиболее выдающихся произв. Ш.- музыка к "Манфреду" (1852, Веймар)-увертюра и 15 номеров. Сохранились также увертюры к "Месспнской невесте" Шиллера, "Юлию Цезарю" Шекспира, "Герману и Доротее" Г„те.

В 1834 Ш. основал "Новый музыкальный журнал" п в течение 10 лет был его редактором и основным автором. В своей публицистич. деятельности, ставшей образцом прогрессивной романтич. муз. критики, боролся с рутиной, филистерством, пропагандировал творчество передовых композиторов. Занимался муз. педагогикой и дириж„рской деятельностью. В 1844 посетил Россию.

Соч.: Избр. статьи о музыке, пер. с нем., М., 1956. Лит.: Л а р о ш Г., Забытые оперы: "Геновева" Шумана, "Театр. газета", 1893, јј 1, 2; Л и с т Ф., Роберт Шуман, Нзбр. статьи, М., 1959, с. 350-413; Житомирский Д.,

Роберт Шуман, М., 1964; Ab er t H., Robert Schumann. 4 Aufl., B., 1920. дль.

ШУМАН-ХЕЙНК (Schumann-Heink), Эрнестина (15.VI. 1861-17.XI.1936) - амер. артистка оперы (меццо-сопрано). По происхождению австрийка. Ученица К. А. Кребса и Ф. Вюльнера. В 1878-82 -солистка Дрезденской оперы. В последующие годы выступала в Гамбурге, Берлине и Лондоне. С 1891- в США. В 1932 оставила сцену.

Ш.-Х. - крупнейшая исполнительница вагнеров-ского репертуара. Е„ исполнение отличалось богатством эмоционально-смысловых оттенков, выразительностью вок. декламации, драматизмом, темпераментом.

Партии; Эрда, Ортруда, Мария, Брангена, Магдалена ("Золото Рейна", "Лоэнгрин", "Летучий голландец", "Тристан и Изольда", "Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера), Азучена ("Трубадур"), Фидес ("Пророк" Мейербера), Кли-темнестра ("Электра" Р. Штрауса), ? T

ШУМОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ спектакля-воспроизведение на сцене звуков окружающей жизни. Вместе с декорациями, бутафорией, освещением Ш. о. составляет фон, помогающий актерам и зрителям почувствовать себя в среде, соответствующей действию пьесы, созда„т нужное настроение, влияет на ритм и темп спектакля. Петардами, выстрелами, громыханием железного листа, стуком и звоном оружия за сценой сопровождались спектакли уже в 16-18 вв. Наличие звуковой аппаратуры в оборудовании рус. театр. зданий (напр., в Останкинском т-ре графа Шереметева обнаружен аппарат "громовой раскат") свидетельствует о том, что в России Ш. о. пользовались уже в сер. 18 в.

Совр. Ш. о. различается по характерам звуков: звуки природы (ветер, дождь, гроза, птицы и т. д.); производственные шумы (завод, стройка); транспортные шумы (телега, поезд, самол„т); батальные шумы (кавалерия, выстрелы, движение войск); бытовые шумы (часы, звон стекла, скрипы).

Ш. о. может быть натуралистическим, реалистич., романтич., фантастич., абстрактно-условным, гротесковым - в зависимости от стиля и решения спектакля. Ш. о. занимается звукооформителъ или постановочная часть т-ра. Исполнителями являются обычно участники специальной шумовой бригады, в к-рую входят и актеры. Несложные звуковые эффекты могут выполнять рабочие сцены, реквизиторы и др. Аппаратура, используемая для Ш. о. в сов. т-ре, состоит более чем из 100 приборов различных размеров, сложности и назначения. Эти приборы позволяют достигать ощущения большого пространства; с помощью звуковой перспективы созда„тся иллюзия шума приближающегося дай удаляющегося поезда, самол„та и т. д. Совр. радиотехника, особенно стереофонич. аппаратура, да„т большие возможности для расширения художеств. диапазона и качества Ш. о., одновременно организационно и технически упрощает эту часть спектакля.

Лит ..-Попов В. А., Звуковое оформление спектакля, [М.], 1953. В. Ш.

ШУМСКАЯ, Елизавета Владимировна (р. 12. IV. 1905) - рус. сов. артистка оперы (лирикоколоратурное сопрано). Нар. арт. РСФСР (1951). В 1931 окончила Ивановское муз. уч-ще. В 1933 - солистка Моск. обл. оперы под рук. И. М. Лапицкого, в 1934-44 - Саратовского т-ра оперы и балета. С 1944 - солистка Большого т-ра. Ш. обладает л„гким голосом серебристого тембра, музыкальностью, виртуозно владеет вокальной техникой. Муз.-сценические образы Ш. отличаются задушевностью, теплотой.

Партии: Антонида ("Иван Сусанин"), Царевна-Лебедь ("Сказка о царе Салтане"), Снегурочка; Волхова ("Садко", Гос. пр. СССР, 1950), Панночка ("Майская ночь" Римского-Корсакова), Ксения ("Борис Годунов"), Джульетта и Маргарита ("Ромео и Джульетта" и "Фауст" Гуно), Виолетта, Ми-каэла, Чио-Чио-сан и др.

Лит.: Елизавета Владимировна Шумская, М., 1953 [Буклет]; Большой театр СССР. Опера и балет, М., 1958.

Гал. Б.

И1УМСКИЙ, Сергей Васильевич [наст. фам.- Ч е сноков; 7(19).X. 1820, Москва,-6(18).II. 1878, там же] - рус. актер. Воспитанник Моск. театр. уч-ща; был любимым учеником М.-С. Щепкина. Тесное общение с семь„й Щепкина, встречи в его доме с передовыми деятелями иск-ва и литературы оказали большое влияние на развитие Ш. Будучи ещ„ учеником, он сыграл в Малом т-ре ряд ролей ;исполнение роли Добчин-ского ("Ревизор", 1836, первая пост. в Москве) получило одобрение В. Г. Белинского. В 1841, после окончания уч-ща, Ш. был принят в труппу Малого т-ра. До 1847 выступал преим. в водевилях. Легко, весело, естественно играл роли: Дюкро, Мотыль-кова ("Два купца и два отца",

"Барская спесь и Анютины глазки" Д. Ленского), Ог-рызкова ("Путаница" Ф„дорова). Исполнял также роли молодого Глова ("Игроки" Гоголя) и г-на N ("Горе от ума"). В 1847, получив отпуск для практики в провинции, Ш., по рекомендации Щепкина, поступил в Одесский т-р, где играл гл. роли. В 1850 вернулся в Малый театр; работал здесь до конца жизни. Среди первых значит, образов Ш.: Кочкар„в ("Женитьба", 1850), Загорецкий ("Горе от ума", 1850), Хлестаков ("Ревизор", 1851). Лучшие работы Ш.: граф Любин

("Провинциалка" Тургенева, 1851, первая пост. в Москве), Кречинский (1855, первая пост. в Москве). Игра Ш. отличалась высоким мастерством, артистизмом, благородством, тонким вкусом, была проста, естественна, согрета искренним чувством. актер рационалистич. склада, Ш. с особым вниманием анализировал и психологически обосновывал роль, добивался не только глубокого воплощения общего замысла автора, но также точности, тонкости отдельных штрихов, деталей. Ч„ткостью внешнего и внутр. рисунка отличались и эпизодич. роли артиста. Владея иск-вом грима, Ш. никогда не злоупотреблял им и достигал перевоплощения прежде всего внутр. преображением, блестяще использовал выразительность своей мимики, успешно преодолевал присущие ему недостатки (неясность дикции, глухой голос). актер "без амплуа", Ш. сыграл много разнообразных ролей в пьесах Островского, а также в произв. др. рус. и западноевроп. драматурговлассиков. Его-шедевры - образы Жадова (1863), Крутицкого ("На всякого мудреца...", 1868), Счастливцева (1871). Был замечательным исполнителем ролей в пьесах Мольера (Скапен, Сганарель, Арнольф"Проделки Скапена", 1866, "Школа мужей", 1866, "Школа женщин", 1869).

Лучшие роли: Добротворский ("Бедная невеста", 1853), Оброшенов ("Шутники", 1864), Маргаритов ("Поздняя любовь", 1873), Грознов ("Правда - хорошо...", 1876) - все в пьесах Островского; Собачкин (о. п. Гоголя, 1861), Плюшкин ("М„ртвые души", 1877), Шприх ("Маскарад", 1862), Тропач„в ("Нахлебник" Тургенева, 1862), Пустоз„ров ("Мишура" А. Потехина, 1862), Чеглов-Соковнин ("Горькая судьбина" Писемского, 1863), Иоанн Грозный ("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого, 1868), Телятев и Че-р„мухин ("Воробушки", 1867, и "Тетеревам не летать но деревам", 1872, Тарновского, переделки комедий Лабиша), Фигаро ("Севильский цирюльник", 1856, и "Женитьба Фигаро", 1868, Бомарше), мистер Форд ("Виндзорские проказницы", 1866), Франц Моор (1868) и др.

В конце 60-х гг. Ш. преподавал сценич. иск-во в Моск. консерватории; пост. там оперу "Жизнь за царя" Глинки (1869).

Лит.: Кони Ф., Русский театр в Петербурге, "Пантеон", СПБ, 1852, т. 3, ј 6, с. 1-8; Театрал. Сергей Васильевич Шумский (биографический этюд), "Искусство",. 1883, ј 43, с. 517-19; Коропчевский Д., Сергей Васильевич Шумский. Из "Воспоминаний о Московском театре", "ЕИТ". Сезон 1895-96. Приложения, кн. 3, СПБ, 1897 с. 22-58. Е. Фил.

ШУМСКИЙ (наст. фам.- Ш о м и н), Юрий Васильевич [5 (17).XI.18877.VI. 1954] - укр. сов. актер. Нар. арт. СССР (1944). Чл. Коммунистич. партии с 1942. В 1906 был исключ„н из последнего класса Херсонского гор. уч-ща за участие в революц. движении и начал трудовую деятельность в порту. Принимал активное участие в спектаклях рабочего драм. кружка. В 1917-20 организовал в Херсоне любит, укр. т-р и драм. студию. В 19251934 Ш.-актер т-ра "Держ-драма" (ныне-Одесский, укр. драм. т-р им. Октябрьской революции). В этот период формируется реалистич., глубоко народное творчество актера. В образах Шванди;

Фурманова ("Чапаев", "Мятеж" по Д. Фурманову), Гайдая ("Гибель эскадры"), Хлестакова, Фигаро; Клода ("Собор Парижской богоматери" по В. Гюго), созданных Ш. на сцене этого т-ра, раскрылся его самобытный талант. В 1932 Ш. пост. впервые на укр. яз. пьесу "Егор Булычев и другие", сыграв в ней заглавную роль.

В 1934-54 Ш.- актер Т-ра им. И. Франко. Здесь иск-во актера достигло зрелости и мастерства. Он создал выдающиеся образы: Платон, Тарас Голота, Галушка, Хмельницкий (Платон Кречет", 1934, "Правда", 1937, "В степях Украины", 1940, "Богдан Хмельницкий", 1939, Корнейчука), Филипп II ("Дон Карлос" Шиллера, 1936), Годунов ("Борис Годунов", 1937), Бенедикт ("Много шума из ничего", 1940), Буйко ("Профессор Буйко" Баша, 1949), Городничий (1952).

Художник глубокой мысли, обладавший особым даром перевоплощения, Ш. создавал сценич. образы, достигающие высокой реалистич. выразительности. актер тонко передавал стиль и идею пьесы, находил свежие, сочные краски для обрисовки каждого сценич. персонажа, раскрывая тончайшие нюансы духовного мира своих героев, достигал простоты, л„гкости и естественности исполнения. Был известен как мастер художеств. слова. Снимался в кино. За исполнение ролей маршала Василевского (в фильмах "Третий удар", "Сталинградская битва") и Романюка (в спектакле "Калиновая роща" Корнейчука) удостоен Гос. пр. СССР в 1950 и 1951.

В 1940 организовал Нар. т-р при Киевском ун-те. Лит.: Серп1л1н Л., Ю. В. Шумський. Народний артист СССР, К., 1950; К p у т i I., Ю. В. Шумський, К., 1955; Йосипенко Н. К.. Юрий Васильевич Шум-ский. Народный артист СССР, К., 1960. р. ?,

ШУМСКИЙ, Яков Данилович (г. рожд. неизв.- ум. 1812) - рус. актер. Соратник Ф. Г. Волкова, Ш. в конце 40-х гг. 18 в. принимал деятельное участие в создании т-ра в Ярославле. В февр. 1752 в числе лучших "комедиантов" был привез„н в Петербург; зачислен в придворную труппу (май 1752). В 1756 вош„л в осн. состав первого русского проф. постоянного публичного театра. Пользовался огромной любовью публики, ценившей непосредственность его исполнения. Обладая большим самобытным комедийным дарованием, Ш. смело преодолевал на придворной сцене условности классицизма."... E го талант был чистый инстинкт или, пожалуй, вдохновение", - писал С. Т.Аксаков ("Я. Е. Шуше рин и современные ему театральные знаменитости" в кн.: Собр. соч., т. 2, 1955, с. 388). Простая и правдивая игра Ш., отмеченная ярким комич. темпераментом, была основана на традициях рус. нар. т-ра. Ш, играл роли комич. слуг. Д. И. Фонвизин восторг.кен-но отзывался об его исполнении роли слуги, выдающего себя за модного фран та-дворянина в пьесе "Генрих и Пернилла" Гольбер-га (1760). Одобрение автора получило также исполнение Ш. роли преданного, честного слуги Василия в пьесе "Мот, любовью исправленный" Лукина. Лучшая роль Ш.- Созий в комедии "Амфитрион" Мольера(1761).

С успехом играл роли "...молодых повес и весельча ков из простого звания" (там же) и роли комич. старух (в 18 в. роли старух играли обычно комедийные актеры); был первым исполнителем роли Ере-меевны в "Недоросле" Фон' визина (1782). В 1785 Ш. ушел на пенсию, выступал на сцене эпизодически. В„л педагогич. и режиссерскую работу (в 60-х гг. руководил спектаклями в Шляхет-ном .корпусе).

Др. роли: Эктор ("Игрок" Реньяра), Скопин ("Скопи-новы обманы" Мольера, 1757), Валентин ("Менехмы, или Близнецы" Реньяра, 1763).

Лит.: Асеев Б. Н., Русский драматический театр XVII-XVIII веков, М., 1958, с. 352; Г у реви ч Л., Ис тория русского театрального быта, М.-Л., 1939, с. 108-10;

Всеволодский-Герн-г p о с с В., Первые постановки "Бригадира" и "Недоросля", в кн.: История русского театра, под ред. В. В. Каллаша и Н. Е. Эфроса, т. l. M., 1914, с. 361. JO. Гл.

"ШУРАЛ‚" ("А л и-Б а ты р")-балет Ф. з. Яруллина, либр. А. Файзи и Л. В. Якобсона (по мотивам тат. нар. сказок и поэм Г. Тукая). Пост, 12 марта 1945, Тат. т-р оперы и балета им. М. Джалиля, Казань. Инструментовка Ф. Ви-тачека (Батыр - Ахтямов, Сюимбике - Гацулина, Шу-рале - Романюк; балетм. Жуков и Тагиров, дириж„р Аухадеев,'худ. Сперанский). 2-я редакция. 1950, Т-р оперы и балета им. Кирова (под назв. "Али-Батыр"). Инструментовка Власова и Фере (Батыр - Макаров, Сюимб-ике- Дудинская, Шурале - Бельский; балетм. Якобсон, дириж„р Фельдт, худ. Птушко, Мильчин, Ванно). 1955, Большой т-р (под назв. "Шурале"; Батыр -Кондратов, Девушка-Птица - Плисецкая, Шурале - Левашов; балетм. Якобсон, дириж„р Дугашев, худ. Мильчин). Пост. в т-рах оперы и балета др. городов: Одесса, Рига, Саранск, Саратов (1952), Тарту (1954), Улан-Удэ (1955), Киев и Алма-Ата (1956), Горький (1957), Челябинск и Магнитогорск (1959), Вильнюс и Ташкент (1961), Душанбе (1963) и др. За рубежом: Болгария (1956), Монголия (1958), Польша (1961) и др.

Лит.: "Шурале" (Али-Батыр), Л., 1953; "Шурале" (Батыр), Л., 1955. Г. Ш.

ШУТ (в театр е)- комич. персонаж в старинных ярмарочно-площадных и балаганных представлениях. Участник представлений школьно-церковного т-ра, литургич. драм, мираклей (гл. обр. комич. интермедий). Получил распространение в драматургии 16- 18 вв. (Англия, Франция и др.). Гл. функция Ш. - развлекать героев пьес, выходцев из высокопоставленных кругов. Исполнители ролей Ш. носили п„стрые, яркие костюмы, часто увешанные колокольчиками и бубенцами. Эмблемой Ш. является кукла с погремушками, к-рую он держит в руках. Ш.- одно из действующих лиц произведений У. Шекспира (в история, хрониках), а также П. Кальдерона и др. авторов.

ШУТОВА, Ливия Васильевна (р. 30.XII.1925)- рус. сов. актриса. Нар. арт. РСФСР (1965). Чл. Коммунистич. партии с 1962. В 1947 окончила драма-тич. студию при Саратовском т-ре им. К. Маркса и стала актрисой этого т-ра. Сценич. обаяние, мягкость, изящество отличают дарование актрисы. Вначале играла роли девочек-подростков, становящихся волевыми, решительными девушками,- Машенька (о. п.'Афиногенова), Аннушка ("Обыкновенный человек" Леонова). Впоследствии лучшими ролями Ш. были: Люся Ведерникова ("Годы странствий" Арбузова), Нина ("Маскарад"), Комиссар ("Оптимистическая трагедия"), Павла ("Зыковы" Горького), Клеопатра ("Антонин и Клеопатра" Шекспира), Мария Стюарт; Нила Сннжко ("Барабанщица" Салынского).

Среди др. ролей: Нора; Сопя ("Дядя Ваня"), Тося ("Соперницы" Бондаревой), Маша ("Живой труп"), Хильда ("Юстина" Вуолийоки), Вавка, Настя ("Маленькая студентка", "Третья патетическая" Погодина), Лариса ("Бесприданница"), Кэрол ("Орфей спускается в ад" Уильямса), Анечка ("Океан" Штейна), Сюзанна ("Женитьба Фигаро"), Анна ("Камешки на ладони" Салынского), Эпифания ("Миллионерша" Шоу), Джой ("Жаркое лето в Берлине" по Кьюзек).

Лит.: Сахарова И-, От успеха -- к творчеству (творческий портрет Л. Шутовой), "Театр", 1958, ј 9;

Габаева Е-, Героике навстречу, "Театр. жизнь", 1966, ј 5. E. X.

ШУХ (Schuch), Франц (1716-1763)-нем. и австр. актер и антрепрен„р. Играл в труппе странствующих актеров. Прославился исполнением роли Арлекина. Был одним из лучших комиков Австрии и Германии того времени, владел пск-вом импровизации. В 1740 создал в Вене собственную труппу, к-рая путешествовала по сев. и заи. Германии, ставила пьесы Плавта, Теренция, Мольера. Одновременно здесь ставились арлекинады, импровизированные фарсы. Спектакли Ш. посещал Г. Э. Лессинг. Состав труппы Ш. постоянно менялся. После смерти Ш. труппу возглавил его сын Франц Ш.-младший (1741-71), в 1765 он построил в Берлине собств. т-р, где пост. в числе др. пьес трагедию Сумарокова "Семира".

Лит.: L i s s K., Das Theater des alten Schuch, B. 1925 (Diss.). Harn.B.

ШУХ (Schuch), Эрнст фон (23.XI. 1846 - 10.V. 1914)- австр. дириж„р. С 1867 - дириж„р в т-рах Бреславля, Вюрцбурга, Граца и Базеля, с 1872 - Дрезденской придворной оперы (с 1879 - первый капельмейстер, с 1882 - руководитель). С именем Ш. связан расцвет этого т-ра. Вначале дирижировал пре-им. итал. операми, позже стал одним из выдающихся исполнителей муз. драм Р. Вагнера и пропагандистом совр. произв. Большое значение для муз. т-ра имело сотрудничество Ш. с Р. Штраусом, поручившим Ш. первое исполнение своих опер - "Нужда в огне" (1901), "Саломея" (1905), "Электра" (1909), "Кавалер роз" (1911, все в Дрездене). После 1900 Ш. гастролировал в т-рах России, Италии, США, Австрии.

Лит.: Sakolowski Р., Ernst von Schuch, Lpz., 1901; Schuch F. von, R. Strau?, Ernst von Schuch und Dresdens Oper, 2. Aufl., Lpz., 1953. Ал. М.

ШУХМИНА, Татьяна Митрофановна [р. 14(27).VI. 1901] - рус. сов. актриса, режиссер, педагог. Засл. деят. иск-в Сев.-Осет. АССР (1958). Училась в 3-й Студии МХТ (1919-23), с 1923-актриса Т-ра им. Вахтангова (работала здесь до 1958).

Роли: Сваха и Арина Пантелеймоновна ("Женитьба"), Мавра Тарасовна ("Правда хорошо, а счастье лучше" Ост-.ровского), Сурмилова ("Лев Гурыч Синичкин" Ленского),

Вероника ("Человеческая комедия" по Бальзаку), Дуэнья ("Сирано де Бержерак" Ростана), дама-Нюрка, Симбирцева ("Аристократы", "Человек с ружь„м" Погодина).

С 1923 занимается педагогич. работой. Препода„т в Театр. уч-ще им. Щукина (с 1946-доцент кафедры актерского и режиссерского мастерства), с 1945 - также в ГИТИСе.

Соч.: Грим, М., 1948; Человечность, в сб.: Б. В. Щукин. Статьи. Воспоминания. Материалы, М., 1965.

Л. Ним.

ШУШЕРИН, Яков Емельянович (1753, Москва,- 1813, там же) - рус. актер. Сын бедного судейского чиновника, в молодости был писарем. Попав впервые в 1772 на представление труппы М. Гроти, Ш. так увл„кся т-ром, что в том же году поступил к Гроти т. н. "официантом" - актером на выходные роли, в обязанности к-рого входили также перестановка декораций, суфлирование, переписка ролей. Первые выступления не принесли молодому актеру успеха, но с годами, тщательно работая над мимикой, голосом и др., он добился больших успехов. К концу 70-х гг. Ш. играл роли вторых, а иногда и первых любовников в комедиях и комич. операх - Филимон ("Мельник, колдун, обманщик и сват" Аблесимова, муз. Соколовского, 1779), Виктор ("Анюта" Попова) и др. С 1780, когда моек. труппа начала играть в новом т. н. Петровском т-ре, Ш. впервые выступил в амплуа трагика. В ролях Хорева, Трувора, Ростислава (о. п., "Синав и Трувор", "Семира" Сумарокова), Владисана, Рослава, Ярба (одноим. произв., "Дидона" Княжнина) Ш. проявил совершенное владение при„мами классицистской игры. В 1786-93 Ш. служил на петерб. имп. сцене, продолжая исполнять трагедийные роли. В 1793-1800 - вновь актер моек. труппы; этот период становится вершиной творчества Ш. В его репертуар вс„ шире начинают входить роли в пьесах сентименталистского направления (т. н. мещанских драмах и "сл„зных комедиях"). Большой успех принесла Ш. роль негра-слуги Ксури в пьесе "Попугай" Коцебу. По свидетельству С. Т. Аксакова, "...играя дикого негра, Шушерин позволил себе сбросить все условные сценические кандалы и заговорил просто, по-человечески..." (Собр. соч., т. 2, 1955, с. 393). В своих последующих ролях Ш. вс„ более отходил от трагедийной напыщенности и создавал живые трогательные образы:

Фриц, Мейнау, барон Цидерштрем ("Сын любви", "Ненависть к людям и раскаяние", "Бедность и благородство души" Коцебу), граф Кларандон ("Евгения" Бомарше), Игрок ("Братом проданная сестра" Ефимь-ева) и др. В 1800 Ш. вернулся на петерб. сцену. Почувствовав, что в героич. ролях он не может соперничать с молодым трагедийным актером А. С. Яковлевым, Ш. сосредоточил сво„ внимание на ролях, имеющих элементы характерности, требующих перевоплощения: царь Эдип ("Эдип в Афинах" Озерова, 1804), король Ле-ар (перевод Н.И. Гнедича переделки Дюси "Короля Лира", 1807). Играя эти роли, Ш. подч„ркивал человечность своих героев, вызывал к ним сочувствие. В его исполнении это были живые люди, старчески немощные, страдающие. Среди значит, ролей Ш. также Старн, Белоз„рский ("Фингал" п "Димитрий Донской" Озерова), Заруцкий ("Пожарский" Крюковского). В 1803-08 Ш. был инспектором Петерб. драм. труппы. В 1810, перейдя на пенсию, жил в Москве. Изредка выступал на моек. сцене. Общая культура, широта взглядов, стремление постичь законы сценич. творчества определили значение Ш. в истории рус. т-ра; он был одним из первых рус. актеров, пытавшихся отойти от классицистской условности в сценическом искусстве, достигнуть простоты, правдивости исполнения.

Лит.: Аксаков С. Т., Яков Емельянович Шушерин и современные ему театральные знаменитости, Собр. соч., т. 2, М., 1955; Клинчин А. П., Яков Емельянович

Шушерин, М,- Л., 1947; Ж и х а рев С. П., Записки современника, М.-Л.,195 5. А. К л.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница