Наши партнеры

https://dragonmoney104.online

Театральная энциклопедия
(страница 502)


ЭРЕНБЕРГ, Владимир Георгиевич (1875-14.IX. 1923) -рус. композитор и дириж„р. Деятельность Э. была связана с петерб. т-ром малых форм-"Кривое зеркало", одним из основателей и дириж„ром которого он был (1908-16). Здесь была пост. его опера-пародия "Вампука, невеста африканская, во всех отношениях образцовая опера", либр. собственное по фельетону А. Манцепилова (M. H. Волконского, 1909). Пародия принесла Э. широкую известность, а термин "вампука" стал применяться для обозначения оперных штампов.

Др. пародии Э.: "Гастроль Рычалова", "Жестокий барон" и "Мудрый Чарудатта" (19IO), "Трое влюбл„нных в королеву" (1911), "Сын двух матерей" (1914), "Круг жизни одного завоевателя" (1915) и др.- все пост. в "Кривом зеркале";

"Музыкальная драма в Парголове" (1916, Литейный т-р, Петербург), комич. опера "Свадьба" по о. п. Чехова (1916, Моск. студия Оперы С. И. Зимина).

В 1917-19 работал в Михайловском т-ре (Петроград). Лит.: К у г e л ь А., В. Г. Эренберг, "Жизнь искусства", 1923, ј 38; Э р м а н с В., Эренберг, "Зрелища", 1923, ј 56. А. Ив.

ЭРЖАБЕК, E р ж а б e к (Jerabek), Франтишек Вен-цеслав (21.1.1836 - 31.III.1893) - чешский журналист и драматург. Автор пьес "Пути общественного мнения" (1866), "Слуга своего господина" (1870) и др. в к-рых отображал социальные конфликты бурж. общества. Э. написал также пьесы "Ганна, или Смирение Пржемысловцев с Вршовцами" (1858), "Свято плук" 1859), "Комедия" (1862), "Три эпохи чешской земли в Кожарове" (1870), "Здесь нищета запрещена" (1870), "Сын человека" (1878), "Зависть" (1884), "Пресыщение славой" (1887). Характеры персонажей в этих пьесах неглубоки и психологически не разработаны, но в них проявляется стремление автора к созданию социальных характеристик. Пьесы Э. пользовались успехом у демократического зрителя. Л. Сол.

ЭРИСТАВИ, Георгий Давидович (1811-9(21).IX. 1864) - грузинский драматург, поэт. Основоположник грузинского профессионального реалистического т-ра. Был чиновником особых поручений при воен. губернаторе. В 1832 началась его лит. деятельность. В этом же году за участие в дворянском заговоре был выслан из Грузии. Вернувшись в 1839 на родину, он с увлечением стал работать над возрождением груз. проф. т-ра (1850). В этом т-ре были пост. его комедии: "Тяжба" (1840), "Раздел" (1849), "Скупой" (1851), "Шапка-невидимка" (1852), драма "Атабег Кваркваре" (1853) и др.

Центр, тема драматургии Э.- осмеяние торговцев-ростовщиков и реакц. дворянства, самодурства и продажности царских чиновников. Герой его пьес- молодой человек 40-50-х гг. 19 в., прогрессивно мыслящий, но практически бессильный, примиряющийся с действительностью. В драме "Атабег Кваркваре" выражены демократич. антикрепостнич. тенденции.

Э. был талантливым актером, создавшим традицию воплощения тбилисских "мокалаке" (горожан). В основу груз. сценич. речи Э. положил карталинский диалект груз. яз., приблизил лит. язык и сценич. речь к народной (пользовался диалектом для характеристики людей из народа).

Э. сплотил вокруг т-ра плеяду драматич. писателей, открыл самобытный талант 3. Антонова, пьесы к-рого развивали демократич. направление в груз. т-ре. Э. воспитал также поколение проф. актеров реалистич. школы. Он вырастил деятелей реалистич. т-ра - выходцев из народа, особенное внимание уделял этич. стороне воспитания актеров. Его ученики-актеры Г.Дванадзе, Г. Джапаридзе, Элиозишвили, А. Мейпариани, Татишвили, И. Кереселидзе и др.- выражали в сво„м творчестве и обществ, деятельности передовые устремления той эпохи.

В т-ре Э. господствовали традиции нар. творчества, груз. песенной и танцевальной культуры, иск-во т-ра сахиоба. Игра исполнителей отличалась самобытностью, народностью, искрящейся жизнерадостностью.

Э. способствовал сближению деятелей рус. и груз. т-ров, он использовал творч. опыт рус. т-ра, принимал участие в его деятельности в Тбилиси. Отстаивал высокое идейное значение т-ра, демократич. направленность театр. иск-ва, противостоял стремлениям царских чиновников и помещиков снизить обществ. роль т-ра. Э. инсценировал поэму Руставели "Витязь в тигровой шкуре", перев„л "Горе от ума" Грибоедова, способствовал переводу на груз. яз. пьес Шекспира и Мольера.

Пьесы Э. сохраняются в репертуаре сов. т-ра. К. Марджанишвили осуществил пост. пьесы "Раздел" (1923), А. Васадзе - комедии "Тяжба" (1942, Т-р им. Руставели).

С в ч. (на груз. яз.): Пьесы. Ред. и вступ. ст. Ш. Радиани, Тб., 1950.

Лит.: Театр в Тифлисе. 1845-1856, Тифлис, 1888;

Амаглобели С., Грузинский театр. Предисловие А. В. Луначарского, М., 1930; Бухникашвили Г., Театр Г. Эристави, Тб., 1948; Джанелидзе Д., Грузинский театр. Тб., 1959; на груз. яз.- Гамезарда-ш в и л-и Д., Георгий Эристави, Тб., 1949; ГерсамияС., Театр Г. Эристави, Тб., 1950. Д. Д.

ЭРИСТАВИ, Давид Георгиевич (1847-1890)-груз. драматург, режиссер, публицист. Автор ряда переводов и переделок пьес. Используя сюжет пьесы В. Сарду, написал историч. драму "Родина" (1881) о борьбе грузин в 17 в. против иранского деспота завоевателя Шах-Аббаса. Пост. этой пьесы, несмотря на запрещение царской цензуры, превращались в поли-тич. демонстрации. В 1942 пьеса была пост. в Т-ре им. Руставели (пост. А. Васадзе, худ. С. Вирсаладзе, муз. И. Туския) и в кутаисском Т-ре им. Месхишвили (пост. Д. Антадзе). В 1874 Э. издал в Тбилиси "Горе от ума" Грибоедова по новому рукописному варианту. Выступал как чтец с исполнением произв. груз. поэтов.

Соч. (на груз. яз.): Сочинения, Тб., 1907; Драматич. соч.. Тб., 1910. Д. Д,

ЭРИСТАВИ, Рафапл Давидович [21.IV.1824-19.II (4.III). 1901]-груз. поэт и драматург. Автор водевилей и комедий: "Сначала скончались, потом повенчались" (1868), "Шутки с дядюшкой" (1880), "Адвокаты" (1880) и др., пользовавшихся большим успехом на груз. сцене. Э. использовал жанр водевиля для реалистич. отображения совр. ему жизни. Он брал готовые схемы водевильных сюжетов и реалистически изображал быт и характеры.

Соч.: Сочинения, т. 4. Драматические произведения, под ред. Ш. Радиани, Тб., 1938 (на груз. яз.). Д. Д\

ЭРКЕЛЬ (Erkel) - семья венг. музыкантов. 1) Ф е р е н ц Э. (7.XI.1810-15.VI.1893)- венг. композитор, дириж„р, педагог, муз. и обществ, деятель. Занимался музыкой в Братиславе у Г. Клейна. В 1828-37 работал в Коложваре (Клуже), Буде, Пеште. С 1838- гл. дириж„р и рук. оперной труппы Венг. (позднее - Национального) т-ра в Пеште. Э.основоположник венг. нац. оперы. Уже в первых его операх - "Мария Батори" (1840, Нац. театр), "Ласло Хуньяди" (1844, там же), - создававшихся в канун революции 1848, определилась гл. тема творчества Э.-прославление патриотич. устремлений и нац.-освободит. борьбы венг. народа. В 1861 была пост. наиболее популярная опера Э.- Банк-бан" (Нац. т-р) по одноим. драме И. Катоны (либр. Б. Эгрешши). Следующие оперы Э. также написаны на историч. сюжет: "Дь„рдь

Дожа" (1867, там же) по драме "Дожа" Йокап, "Дь„рдь Бранкович" (1874, там же) по драме К. Обер-ника. Все эти произв. выдержаны в стиле героико-романтич. оперы, с контрастными ситуациями, красочными жанровыми и хоровыми сценами. Народ - гл. действующее лицо и двух последних опер Э.-"Безымянные герои" (1880, там же), посв. героям революции 1848, и "Король Нштван" (1885, Венг. оперный т-р) по мотивам драмы Л. Добши. Э. принадлежит также комич. опера "Шарольта" (1862, Нац. т-р). Совм. с бр. Доплер Э. принял участие в создании панегирич. оперы "Эржебет" (1857, там же). Тесно связанные с обществ.-политич. движением своего времени, оперы Э. сыграли важную роль в культурной жизни страны. Их муз. язык насыщен нац. мелодикой и ритмикой. Вместе с тем композитор использовал и опыт зарубежной музыки, вначале - итал. и франц., позднее - нем. (вагнеровская муз. драма) и рус. (произв. Мусоргского). В 1853 Э. основал в Пеште филармонию и стал первым директором Муз. академии (консерватории) в Будапеште (1875-1888).

Лит.: Abranyi К., Erkel Ferenc elete es mukodese, Bdp., 1895; Fabo В., Erkel Ferenc emlekkonyv, Bdp., 1910; Erkel Ferenc es Bartok Bela. Emlekere. Szerk B. Szabolsci es D. Bartha, Bdp., 1954; Bonis F., Erkel Fe-renc, Bdp., 1954; Sonkoly Ist., Erkel "Bank banja", Gyula, 1960; Zsigray J., A sugar uti palota. Erkel Ferenc eletregenye, Bdp., 1960; G a 1 G. S., Hazam, hazam, te mindenem. Erkel Ferenc eletregenye, Bdp., 1960; Kri-zsan 'L., Erkel Ferenc es Pest megye, Bdp., 1960;

Szerdahelyi I., Erkel Ferenc, Gyula,-1960; V a m о s i N. Y., V a r n a i Р., Bank ban az operaszinpadon, Bdp., 1960; Laszlo Zs., Erkel Ferenc. Elete kel'ekben, 3 kiadas, Bdp., 1961; Л а с л о Ж., Жизнь Ференца Эркеля в иллюстрациях, пер. с венг., Будапешт, 1964; Алекса и дрова В., Ференц Эркель. К 150-летию со дня рождения, "Сов. музыка", 1960, ј 11, с. 72-77.

2) Дьюла Э. (4.VII.1842-22.III.1909) - композитор, дириж„р, педагог. Старший сын Ференца Э. С 1863 - пом. дириж„ра, затем (до 1889 и 18921893) - дириж„р Нац. (в дальнейшем - Венг. оперного) т-ра. Написал музыку к пьесам "Чонгор и Тюнде" В„р„шмарти, "Трагедия человека" Мадача и др. В„л педагогич. работу в Будапештской консерватории.

3) Э л е к Э. (2.XI.1843-10.VI.1893) - композитор и дириж„р. Второй сын Ференца Э. С 1875 - дириж„р Нар. т-ра в Пеште. Автор оперетт: "Секей Ка-талин" (1880), "Темпефеи" (1883), "Кошицкий студент" (1890).

4) Л а с л о Э. (9.IX.1844-3.XII.1896) - хоровой дириж„р и педагог. Третий сын Ференца Э. Учитель Б. Бартока.

5) Шандор Э. (2.1.1846-14.X.1900) - композитор и дириж„р. Четв„ртый сын Ференца Э. В 1861- 1875-музыкаш оркестра, концертмейстер и дириж„р Нац. т-ра, в 1876-86 - директор оперы. В 1888- 1889-дириж„р Венг. оперного т-ра. Написал оперу "Чобанц" (1865).

Лит.: Legany Dezso, A magyar zene kronikaja, Bdp., 1962. А. Ив.

ЭРККО (Erkko), Юхана Хейкки (16.1.1849-16.XI. 1906) -фин. поэт, драматург, обществ, деятель. Сын крестьянина, учитель по образованию. В стихотворных драмах Э. ставил социальные проблемы. В трагедии на библейский сюжет "Волхв" (1887) разоблачал клерикализм. В драмах, созданных на сюжеты из "Калевалы", выступал за эмансипацию женщин ("Айно", 1893), поддерживал борьбу за свободу угнет„нных ("Куллерво", 1895), призывал к единению народа в борьбе за социальную справедливость, к коллективному созидательному труду ("Свадьба в Похьо-ле", 1902).

Лит.: Koskimies R., Elava kansalliskirjallisuus, Hels., 1944; Palmgren R., Suuri linja, Hels., 1948;

Suomen kirjallisuus, Hels., 1965; Хурмеваара А., Творчество Ю. X. Эркко и "Калевала", под ред. О. В. Куусинена, Петрозаводск, 1957. С. Л.

ЭРЛАНЗКЕ (Erlanger), Камиль (25.V.1863-24.IV. 1919) - франц. композитор. Окончил парижскую Консерваторию у Л. Делиба.

Э.-автор 10 опер, в т. ч.: "Кермария" (1897, т-р "Опера комик"), "Сын Звезды" (1904, т-р "Гранд-Опера"), "Афроди-та" (1906, т-р "Опера комик"), "Торжествующий Вакх" (1909, Бордо), "Розовая заря" (1911, Руан, "Т-р искусств"), "Волшебница" (1912, т-р "Опера комик") и др.

Лит.: L a n d о г m y P., La musique francaise de Franck a Debussy, P., 1943. Ал. M.

ЭРМАНС, Виктор Константинович (1888-1958) - рус. сов. журналист и театр. критик. Лит. деятельность начал в 1908. В первые годы после революции - зав. лит. частью Рыбинского, затем Ярославского т-ров. Э.автор многочисл. рецензий в моек. театр. периодич. печати: "Театральная газета", "Вестник работников искусств", "Рабис", "Рабочий и искусство", "Театральная декада", "Декада московских зрелищ", "Театральная Москва". С 1931 сотрудничал в газете "Советское искусство" и "Литература и искусство". С 1953 - редактор, а затем зав. отделом цирка и эстрады и зав. редакцией газ. "Советская культура". А. Шн.

ЭРМИТАЖНЫЙ ТЕАТР - театр. здание, построенное в 1783-87 итал. арх. Д. Кваренги в Петербурге. Соединено с Зимним дворцом. На сцене Э. т. выступали артисты имп. т-ров, давались любительские спектакли.

В 1919 существовал Петроградский эрмитажный показательный театр. спектакли к-рого были рассчитаны на здание Э. т. Однако из-за пожарной опасности и отсутствия средств для переоборудования т-ра они шли в Гербовом зале Зимнего дворца. Среди спектаклей: "Лекарь поневоле" и "Тартюф" Мольера, "Коварство и любовь"; детская сказка "Алинур" Мейерхольда и Ю. М. Бонди. В т-ре работали режиссеры - В. Э. Мейерхольд, В. Н. Соловь„в, Ю. П. Анненков, С. Э. Радлов и др.

В 1932-35 в помещении Э. т. работал муз. музей; в н„м ставились муз. спектакли, воспроизводившие характер постановок прошлых эпох ("Служанка-госпожа" Перголези, "Блэз-башмачник" Филидора и др.). Представления сопровождались лекциями.

Лит.: Гер н гросс [Всеволодский] В. Н., Театральные здания в Санкт-Петербурге в XIII в., "Старые годы", 1910, март. С. Г.

"ЭРНАНИ" ("Emani")-опера Дж. Верди, либр. Ф. М. Пьяве по одноим. драме В. Гюго. Пост. 9 марта 1844, Венеция, т-р "Фениче" (Эльвира - Л„ве, Эрнани - Гаско). Затем олера ставилась на мн. мировых сценах, в т. ч.: Вена (1844, на итал. яз. 1849), Мадрид (1845, на итал. яз.), Лондон (1845, на итал. яз. 18'51), Берлин (1845, на итал. яз. 1859),

Париж (1846, на итал. яз. под назв. "Изгнанник"), Нью-Йорк (1847, на итал. яз.), Варшава (1881). В России в 1й6, Итальянская опера; 1908, Оперный т-р Зимина.

В Сов. Союзе поставлена в концертном исполнении 11 апр. 1954, Ленинград (оркестр Ленингр. филармонии, хор Ленингр. радио; дириж„р Грикуров, хорм. Славнинский;

Эльвира - Иванова, Эрнани - Довенман, Дон Карлос - Алексеев, Сильва - Морозов). В 1960 пост. Куйбышевским т-ром оперы и балета (дириж„р Айзикович, реж. Пикар, худ. Мурзин, хорм. Мертенс; Эрнани - Дольский, Лисовский, Эльвира - Мартынова, Сильва - Зотов, Фрадков Дон Карлос - Я. Иванов).

Издания: "Э." - клавир, М., Юргенсон, [1891]

Я. Гр. ЭРНЕСАКС, Густав Густавович (р. 12.XII.1908) - эст. сов. композитор, дирижер, педагог. Нар. арт. СССР (1956). Деп. Верх. Совета Эст. ССР 4-7-го созывов. Муз. образование получил в Таллинской консерватории, к-рую окончил по классу школьной МУЗЫКИ (1931) и композиции (1934, класс А. И. Kanna). В 1942- 1944 - дириж„р хоров Эст. гос. худ. ансамблей. С 1944 - организатор, худ. рук. и гл. дириж„р Гос. акад. мужского хора Эст. ССР (Гос. пр. СССР, 1947). Один из организаторов и главный дириж„р сводных хоров на всех республиканских певческих праздниках (с 1947).

Автор опер - "Пюхаярв" (1946, Эст. т-р оперы и балета;

1947, т-р "Ванемуйне"), "Берег бурь" (1949, там же, Гос. пр. СССР, 1951), "Рука об руку" (1955, Эст. т-р оперы и балета; 2-я ред. зингшпиль "Мари п Михкель", 1965, т-р "Ванемуйне"), "Боевое крещение" (1957, Эст. т-р оперы и балета; 1958, т-р "Ванемуйне"); компч. оперы "Женихи из Мульгимаа" (1960, т-р "Ванемуйне"); музыки к драматич. спектаклям и фильмам.

Музыка Э. отличается широкой напевностью, гармо-нич. ясностью, нар. колоритом. Вед„т педагогич. работу с 1931. С 1946-профессор Таллинской консерватории.

Лит.: Вахтер А., Густав Эрнесакс, М., 1961; Va h-ter A., Gustav Ernesaks, Tallinn, 1959. Ар. Т.

ЭРОНЕН (Eronen), Элла (р. 29.1.1900) - фин.' актриса. Ученица М. Грипенберг, Л. Линко, С. Ранта (Хельсинки). Училась танц. иск-ву у А. Долина (Лондон). Э. начала сценич. деятельность танцовщицей. В 1929 - актриса драмы в "Т-ре Зари" в Хельсинки, в 1933 выступала с сольными вечерами танца и художеств. чтения. В 1935-36 - артистка Швед. т-ра в Турку, в 1937 - Нац. т-ра в Хельсинки и в 1939-50 и с 1955 - Нац. т-ра. Э. с успехом играла трагедийные роли: Клеопатра ("Антоний п Клеопатра" Шекспира), Медея (о. п. Еврипида), леди Макбет; Электра ("Траур к лицу Электре" О'Нила) и др. С. Л.

ЭРПЕНБЕК (Erpenbeck), Фриц (р. 6.IV.1897) - нем. писатель, актер, режиссер, театр. критик. С 1920- актер берлинского "Лессинг-театра", т-ра в Штутгарте и др. городах. Играл комедийные роли: сначала крестьянских парней, затем выступал в амплуа комич. отцов. В 20-е гг. играл в Т-ре Э. Пискатора. С 1930 занимается журналистикой. Работал в кино. В 1933 эмигрировал в Прагу, в 1935-45 жил в Москве. С 1945 жив„т в Берлине, выступает как театр. критик. Издатель и гл. редактор театр. журналов "Theaterdienst", "Theater der Zeit", "Artistik", в к-рых отстаивает прогрессивное сценич. иск-во. С 1959 работает в берлинском т-ре "Фольксбюне". Критич. статьи Э. о т-ре собраны в книгах: "Живой театр" (1949) и "Из жизни театра" (1959). Э.- лауреат пр.Лессинга (1956).

Соч.: Lebendiges Theater. Aufsatze und Kritiken, В., 1949; Aus dem TheaterAeben. Aufsatze und Kritiken. B." 1959. Нат. В.

ЭРТНЕРЕ, Фелицита (р. 25.VII.1891)-латыш. сов. режиссер, педагог. Нар. арт. Латв. ССР (1950). Окончила в Петрограде ф-т физич. воспитания Высших женских курсов (1917) и Ин-т ритма и выразительных движений (1918). С 1921 работала в Риге в Художеств. т-ре консультантом по сценич. движению (последовательница системы Э. Жака-Далькроза и Ф. Дельсарта). В 20-х гг. Э. начала работать режиссером. Совм. со Смильгисом пост.: "Огонь и ночь" Райниса (1947), "Анна Каренина" (1949), "Мария Стюарт" (1956); "Играл я, плясал" Райниса (1956), "Гамлет" (1959). С 1937 работает и самостоятельно. Пост. Э. присуще глубокое проникновение в драматургич. материал, высокая сценич. культура, тщательная работа с актерами. Пост.: "Без вины виноватые" (1950), "Три сестры" (1951 и 1959); "Вечно зел„ные пальмы" Виганте (1959). Руководила занятиями актерского мастерства и ритмики в студиях Художеств, т-ра, в консерватории. Лит.: К у н д з и н ь К. Э., Латышский театр. М., 1963. В. X.

"ЭРХУАН И СИПИ"-термин в кит. т-ре, мелодич. основа пекинской музыкальной драмы, а также т-ра ханъцзюй и нек-рых др. видов кит. традиц. т-ра. "Э. и с."- устойчивый комплекс мелодий с определ„нными ритмич. и ладо-тональными вариациями; имеет определ„нное количество мелодий. Эти мелодии, в свою очередь, подразделяются на более мелкие группы в зависимости от инструмента, на к-ром они исполняются. Самое большое число мелодий существует в пекинской муз. драме. Мелодии эрхуан ритмически более стабильны, чем сини; они исполняются обычно в медленном темпе, поэтому используются гл. обр. при трагич. ситуациях. Мелодии сипи ритмически более разнообразны и резче по звучанию, поэтому вводятся для выражения чувства радости и возбуждения. Мелодиям "Э. и с." соответствует определ„нная вокально-исполнительская манера.

Лит. (на кит. яз.): Л ю Ц з и-д я н ь, Цзинцзюй иньюэ цзешао, Пекин, 1959. С. С.

ЭРЭНЦЭННОРБО (У л ь д з и и б а и я р) (р. 1921) - монг. актриса. Засл. арт. МНР (1946). Чл. Монг. нар.-революц. партии с 1946. Окончив Улан-Баторскую театр. студию, в 1936 начала выступать в муз.-драм. т-ре. Вначале исполняла роли в муз. спектаклях, затем в драматических. Привлекательная внешность, артистичность, мягкий голос приятного тембра позволяли Э. исполнять роли лирич. героинь.

Роли: Беатриче ("Слуга двух господ", 1938), Батсайхан ("Волшебная лимба" по пьесе Вольского "Чудесная дудка", 1940), Рогмо-гоа ("Три шарайгольских хана" Намдага, 1941), Нансалма ("Среди печальных гор" Нацагдоржа, 1943), Лиза ("Жди меня" Симонова, 1944), Лида ("Платон Кречет", 1947) и др.

В 1961 окончила режиссерское отделение при Монг. гос. ун-те, вед„т педагогич. работу на театр. ф-те Пе-дагогич. ин-та (Улан-Батор). Снималась в кино. Г. У.

ЭСАМБАЕВ, Махмуд Алисултанович (р. 15. VII. 1924) - сов. артист балета, эстрадный танцовщик. Нар. арт. РСФСР (1966). Деп. Верх. Совета Чечено-Ингушской АССР (1958, 1962). По национальности чеченец. В 1939-41 учился в Грозненском хореогра-фич. уч-ще. В 1944-56 - солист Кирг. т-ра оперы и балета (Фрунзе), где исполнял партии: Гирей ("Бахчисарайский фонтан"), Тарас ("Тарас Бульба" Соловь„ва-Седого по Гоголю), фея Карабос ("Спящая красавица"), Кудаке ("Анар" Власова и Фере), Танцовщик из ресторана ("Красный цветок") и др. Выступал в танц. сценах в оперных спектаклях. С августа 1957 - солист Чечено-Ингушской филармонии. Э. исполняет танцы народов мира: "Чабан" (чечено-ингушский, узбекский), "Воинственный" (таджикский), "Охотник и ор„л" (монгольский), "Воин" (башкирский), "Золотой бог" (инд.-бхарат-натьям), "Бамбука" (колумбийский), "Негритянский танец"; танц. сценки: "Еврейские портняжки", "Автомат"; танц. новелла "Аве

Мария" на муз. Шуберта; ритуальный танец огня на муз. де Фальи и др. Иск-во Э. характеризуется виртуозной техникой, высокой эмоциональностью. В нац. танцах Э. стремится точно передать рисунок и стиль танца. Вносит в танц. сценки яркую характерность, созда„т выразит, сценич. образы.

Лит.: Базоркин И., Путь артиста, Грозный, 1958;

"Театр", 1960, ј 3, с. 90-92; 1964, ј 3, с. 87-89.

ЭСЕНОВА, Тоушан (р.10(23).XI.1915) - сов. туркм. писательница, поэтесса, драматург. Засл. поэт (шахир) Туркм. ССР. Чл. Коммунистич. партии с 1949. В 1936 начала лит. деятельность. В 1941 (соч. 1937) пост. комедия Э. "Шемшат" ("Дочь миллионера") - одна из первых в туркм. драматургии пьес о колх. жизни. Э. показала в ней жизнь и быт людей колх. села, рост новых людей Туркмении, судьбу девушки-туркменки. В комедии разоблачается культурная отсталость, показана борьба с пережитками прошлого. Лит.: К е р и м и К., Туркменский театр. М., 1964;

Туркменская советская драматургия, М., 1956.

ЭСКАНД (Escande), Морис Рене (р. 14.XI.1892) - франц. актер, режиссер. Учился драм. иск-ву под рук. Д. д'Инес, затем - в Консерватории (Париж). С 1918 работает в т-ре "Комеди Франсез" (кроме 1925-36, 1947-49), с 1936 - "сосъетер" этого, т-ра, выступал также на сценах т-ров бульваров. Среди ранних сценич. работ: Пирр ("Андромаха" Расина), Курпаций, Север ("Гораций", "Полиевкт" Корнеля). Позднее Э. играл роли: Гильермо Хуарес ("Правда и смерть" Роблеса), Секст Помпеи ("Антоний и Клеопатра" Шекспира), Арист ("Уч„ные женщины" Мольера) и др. Э. владеет высоким мастерством декламации, ему свойственна изящно-сдержанная манера игры. С 1918 снимается в кино. В 1954 гастролировал вместе с труппой т-ра "Комеди Франсез" в СССР.

ЭСКОЛА, Антс Вольдемарович (р. 17.II.1908) - эст. сов. актер. Нар. арт. СССР (1964). В 1925-41 и 1947-49- актер т-ра "Эстония"; с 1949 - Т-ра им. В. Кингисеппа. Вначале Э. играл роли любовников в драме, героев и простаков в оперетте. Прославился как острый и изящный комик. В зрелые годы Э. становится многосторонним художником, владеющим всеми жанрами сценич. иск-ва. Творчество Э. характеризуется глубоким психологич. анализом, ярким, выразительным рисунком ролей. Особенно удаются Э. сложные, противоречивые характеры. Снимается в кино.

Роли: Ричард ("О, молодость ! 0'Нила, 1935), Хлестаков (1936, 1949); Смит ("Русский вопрос", 1947), Тузенбах ("Три сестры", 1947), Мурзавецкий ("Волки и овцы", 1948), Кречин-ский (1949), Яго (1949), Яровой (1952); Протасов ("Дети солнца", 1953), Октавиан ("Антоний и Клеопатра" Шекспира, 1955), Туийск ("Совесть" Раннета, 1956), Дон Карлос (о. п. Шиллера, 195 8), Пер Гюнт (о. п. Ибсена,1962), Маурус ("Человек и бог" по Таммсааре, 1962), Антти ("Кихнуский Йынь" Смуула, 1964), Лео Саалеп ("Неуловимое чудо" Виль-де, 1965), Шоу ("Милый лжец" Килти, 1964), Гамлет (1966) и др. Деа. Т.

ЭСКОЛА, Олев Вольдемарович (р. 18.XI.1914)- эст. сов. актер. Засл. арт. Эст. ССР (1957). В 1931-35 и в 1944-49 работал в театре "Эстония", в 1935-44 и с 1950- в Таллинском драматическом т-ре (ныне Т-р им. В. Кингисеппа), с 1966- в Молод„жном т-ре. Роли: Кипр ("Весна" и "Лето", 1937, "Свадьба Тоотса", 1938, Лутса-Ся-рева). Барон ("На дне", 1941), Адмирал ("Гибель эскадры", 1953), Матиас ("Королю холодно" Таммсааре,1955), Энобарбус ("Антоний и Клеопатра" Шекспира, 1955), Поза ("Дон Карлос", 1958), Саулус ("Венская почтовая марка" Лий-веса, 1963), Прошин ("Совесть" по Павловой, 1964), Полоний ("Гамлет", 1966) и др.

Разносторонний характерный актер, Э. тщательно работает над ролями, отбирает выразит, детали. Выступает по радио и телевидению. Снимается в кино. X. Э.

ЭСКУДЕРО (Escudero), Висенте (р. 27.X.1892) - исп. танцовщик, балетмейстер. С двенадцатилетнего возраста выступал с нац. танцами, гастролировал по стране. Изучал нар. танцы Андалусии (фламенко). В 1920 начал сценич. деятельность, выступал в т-ре "Олимпия" (Париж). В 1932-34 гастролировал в США, исполнял нар. исп. танцы, танц. импровизации и др. (нек-рые костюмы для Э. созданы по эскизам Пикассо). В 1934-38 - солист труппы танцовщицы Архентпны, был е„ партн„ром (партия Кармело - "Любовь-волшебница" де Фальи). В 1942 организовал труппу "Балет Эскудеро". Поставил: "Любовь-волшебница" и "Треуголка" де Фальи и др. В 1954-56 гастролировал с труппой в Париже и Нью-Йорке. В репертуаре Э.: танцы на муз. Гранадоса (Цапатеадо, Хота Уэски, танец Розы), Альбенпса (Кордова, Севилья, Сегидилья) и др.; танцы на нар. музыку исполняет в сопровождении гитары и кастаньет. В 1956 переш„л на преподавательскую работу, консультирует пост. танцев в стиле фламенко. Автор книг о танце.

Соч.: Mi baile, Barcellona, 1947; What Is the flamenco dance, "Dance Magazine", N. Y., 1955, October.

Лит.: L e v i n s o n A., La danse (Taujourd'hui, P., 1929; его же. Les visages de la danse, P., 1934; Rice С., Dancing in Spain, L., 1931; P u i g C l a r a m u n t A., Guia tecnica sumario chronologido..., del ballet y baile espanol, 2 ed., Barcelona, 1951.

"ЭСМЕРАЛЬДА" ("La Esmeralda") -балет ц. Пуни, либр. Ж. Перро (по роману В. Гюго "Собор Парижской богоматери"). Пост. 9 марта 1844, Королевский т-р, Лондон (Эсме-ральда - Гризи, Пьер Гренгуар- Перро, Феб де Шатопер- Сен-Леон, Клод Фролло - Госслен, Квазимодо - Кулон; балетм. Перро, декорации Грив, костюмы Копера). В России: пост. 21 дек. 1848, Большой т-р, Петербург (Эсмеральда - Эльслер, Пьер Гренгуар - Перро, Феб де Шатопер - Малавернь, Клод Фролло - Гольц, Квазимодо - Дидье;

5алетм. Перро); возобн. 1866, Мариинский т-р, Петербург (Эсмеральда - Кукки; балетм. Петипа, по Перро); возобн.

1886, там же, с добавлением муз. Дриго (Эсмеральда - Цукки; балетм. тот же); новая ред., пост. 1899,там же (Эсмеральда - Кшесинская, Клод Фролло - Аистов, Феб де Шатопер - Кшесинский, Квазимодо - Бекефи; балетм. Петипа, худ. Андреев, Аллегри, Воробь„в, Каменский, Ширяев, Яковлев); 1850, Большой т-р, Москва (Эсмеральда - Эльслер; балетм. Перро, дириж„р Карас„в, худ. Браун, Исаков, Шеньян); возобн. 1890, там же (Эсмеральда - Гейтен, Пьер Гренгуар, - Манохин, Феб де Шатопер - Хлюстин, Клод Фролло-Гельцер, Квазимодо- Шашкин; балетм. Мендес, дириж„р Рябов). На сов. сцене: пост. 7 февр. 1926, Большой т-р, Москва, муз. Пуни в обр. Глиэра (Эсмеральда - Гельцер, Пьер Гренгуар - Смольцов, Феб де Шатопер - Тихомиров, Клод Фролло - Булгаков, Квазимодо - Рябцев; балетм. Тихомиров, дириж„р Фанер, худ. Курилко); пост. 1935, Ленингр. т-р оперы и балета им. Кирова, муз. та же (Эсмеральда - Вечеслова, Пьер Гренгуар - Леонтьев, Феб де Шатопер - Шавров, Клод Фролло-Дудко, Квазимодо - Журавл„в, Диана - Уланова; балетм. Ваганова, режиссеры - Радлов, Бер„зова, Иванов, дириж„р Дубовской, худ. Ходасевич); нов. ред. 1950, Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, либр. Тихомирова и Бурмейстера, муз. Пуни, Глиэра и Василенко (Эсмеральда - Бовт, Фео де Шатопер - Чичинадзе, Клод Фролло - Клейн, Квазимодо - Терентьсв; балетм. Бурмейстер, дириж„р Эдель-ман, худ. Лушин). Пост. в т-рах оперы и балета др. городов Сов. Союза: Баку (1929), Киев (1930), Харьков (1932), Саратов (1936), Горький (1938), Одесса (1940), Тарту (1941), Львов (1948), Донецк (1949), Рига, Минск, Свердловск, Таллин, Куйбышев (все в 1951), Ташкент (1952), Алма-Ата, Душанбе, Новосибирск (все в 1953), Пермь, Уфа, Ашхабад (все в 1954), Фрунзе (1955), Улан-Удэ (1957), Челябинск (1958), Иркутск (1959), Волгоград, Кишин„в (оба в 1961), Воронеж (1962), Вильнюс (1963), Сыктывкар (1964) и др. Г. Ш.

"ЭСПАНЬОЛЬ" (Teatro Espanol) - исп. т-р. Здание т-ра построено арх. X. Вильянуэвой в Мадриде в 1806 на месте сгоревшего старинного т-ра "Принси-пе". В 1849, после реставрации, т-р получил назв. "Э.". Со 2-й пол. 19 в. стал крупнейшим мадридским драм. т-ром. Здесь выступали известные труппы под рук. Р. Кальво, А. Вико, позднее - М. Герреро, М. Ксиргу и др. На сцене "Э." пост. значит, произв. исп. драматургов 19-20 вв.: М. Тамайо-и-Бауса, X. Эчегарая-и-Эйсагирре, Б. Переса Гальдоса, X. Бенавенте-и-Мартинеса, Ф. Гарсиа Лорки и др. С 1931 т-р из частной антрепризы стал государственным, получает субсидию. Во время художеств. руководства К. Лука де Тены здесь ставились преим. произв. исп. и переводной классич. драматургии, позднее, когда т-р возглавил X. Тамайо, в репертуаре утвердилась совр. иностр. драматургия. 3. П.

ЭССОН (Esson), Томас Луис Бювело (1879-27. XI. 1943) - австрал. драматург. Род. в Англии, с детских лет жил в Австралии. Окончил ун-т в Мельбурне. Первые пьесы - "Укротительница" (изд. 1910), "М„ртвые деревья", "Священное место" (обе в 1911). В 1917- 1921 работал журналистом в Нью-Йорке и Лондоне. В 1922, вернувшись в Мельбурн, совм. с писателями В. Палмером и С. Макки создал лит. организацию "актеры-пионеры", существовавшую до 1926. В этом объединении, а также в Народном т-ре (осн. в 1929 в Сиднее) было пост. большинство пьес Э., в т. ч.:

"Час ещ„ не настал" (изд. 1912), "Гуртовщики" (изд. 1920). В 1946 издан сб., в к-рый вошли пьесы: "Южный крест", "Мать и сын", "Боец" и др. Э. был одним из ведущих драматургов Австралии. Его пьесы рассказывают о жизни простых тружеников, отличаются изобретательностью сюжетного построения, действенным диалогом.

Лит.: P a l m e г V., Louis Esson and the Australian theatre, Melb., 1948. Г. Ш.

ЭСТБЕРГ (Ostberg), Каролина Беата (17.V.1853- 27.II.1924) - швед. артистка оперы (сопрано). Член Швед. муз. академии (с 1897). В 1869-72 обучалась пению в Стокгольмской консерватории у Ю. Гюнтера. В 1873 дебютировала на оперной сцене в Стокгольме. В 1874-77, 1886-92 и 1896-1906 - солистка Королевской оперы; в 1879-85 - Нового т-ра в Стокгольме. Гастролировала в Дании, Германии, Норвегии, США. Э. обладала голосом инструментального звучания, музыкальностью.

Партии: Царица ночи, Папагена ("Волшебная , флейта" Моцарта), Елизавета, Эльза ("Тангейзер", "Лоэнгрин" Вагнера), Агата ("Вольный стрелок" Вебера), Норма (о. п. Беллини), Джульетта, Антония ("Сказки Гофмана" Оффенбаха) и др.

В 1906 Э. оставила сцену, преподавала пение в Стокгольме. Пользовалась известностью как концертная певица.

Лит.: L u n d q u i s t C. F., Minnen och anteckningar, [dl l J-2, Stockh., 1909; Svensk musiktidning Stockh., 1889, 1899, 1905. Вл. О.

ЭСТЕВАНЕС (Estebanes), Хоакин - один из лит. псевдонимов исп. драматурга М. Тамайо-и-Бауса.

"ЭСТОНИЯ" (Государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр оперы и балета Эстонской ССР)- ведущий эст. муз. т-р. Осн. в 1865, первоначально как "Об-во песни и сценич. игры". В 1895 при об-ве "Эстония" созда„тся постоянная театр. труппа, с 1906 ставшая проф. т-ром. Сначала здесь ставились гл. обр. драмы, комедии и оперетты. С 1908-оперные спектакли. В т-ре работали талантливые актеры и реж. Т. Альтерман и П. Пинна и др. Среди лучших спектаклей того времени: "Власть тьмы" (1908), "Отелло" (1910), "Гамлет" (1913); "Домовой" Вильде (1914), "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого (1917). Большое значение для развития т-ра имела деятельность реж. К. Юнгхольца.

В период бурж. господства (1920-40) в работе т-ра наблюдались противоречия из-за столкновения демо-кратич. и реакц. тенденций. Однако благодаря деятельности прогрессивных художников здесь были пост. значит, спектакли. С конца 20-х гг. увеличивается количество оперных спектаклей, начинается развитие нац. балета. Среди лучших пост. мировой оперной классики: "Евгений Онегин" (1920, 1934), "Фауст" (1921, 1931), "Аида" (1923, 1932); "Летучий голландец" Вагнера (1925), "Пиковая дама" (1926, 1934), "Богема" (1926, 1934), "Демон" (1924, 1933), "Лоэнгрин" (1927), "Дон Жуан" (1929), "Борис Годунов" (1930), "Князь Игорь" (1932), "Кармен" (1921, 1932);

"Турандот" Пуччини (1939), "Тихий Дон" (1939);

"Дон Карлос" Верди (1940). Нац. оперное иск-во стало развиваться с 1928, после пост. оперы Э. Аава "Викинги". Затем были пост.: "Дева холма" (1929), "Любовь и смерть" (1931) и "Эльга" (1934) А. Лемба, "Ка-упо" (1932) А. Ведро.

В т-ре работали дириж„ры Р. Кулль и Ю. Аавик, режиссеры X. Компус и Э. Уули, художники А. Туу-ранд и В. Хааз, оперные артисты X. Эйнер, Б. Хан-эен, О. Микк-Крулль, К. Отс, И. Аав-Лоо, А. Ардер, К. Вийтоль, Э. Ваарман и др.

Среди лучших балетных спектаклей: "Щелкунчик" (1936), "Красный мак" (1939), "Лебединое озеро" (1940). В балетной труппе работала балетмейстер Р. Ольбрей, артисты: К. Мальдутис, Э. Кубьяс, В. Куурман, А. Койт, В. Хагус, Б. Блинов и др. В пост. оперетт участвовали: А. Людик, М. Лайд, Р. Рейнике, А. Вай-но и др.

В драм. труппе т-ра работали выдающиеся эст. артисты: П. Пинна, Э. Вильмер, Б. Куускемаа, А. Ла-утер, X. Лаур, Т. Тонду, Э. Курним, А. Юксип, X. Глезер, А. Трилльярв, X. Парис, Н. Пинна, Л. Рейман, М. Лутс, К. Карм, А. Эскола и др.; режиссеры А. Лаутер и А. Сярев. Среди -лучших спектаклей: "Гамлет" (1923); "На хуторе Пюве" Китцбер-га (1925), "Мария Стюарт" (1935), "Ревизор" (1936);

"Домовой" Вильде (1927, 1938), "Мать" Чапека (1938) и др.

Восстановление Сов. власти в Эстонии (1940) открыло перед т-ром широкие перспективы. Началась подготовка к проведению декады эст. иск-ва в Москве. Но эта работа была прервана войной. Во время фашистской оккупации т-р ставил гл. обр. классич. репертуар. Новый этап в жизни т-ра начался с 1944. Драм. труппа, ставившая спектакли "Гамлет" (1945), "Русский вопрос" (1947), "Отелло" (1949) и др. , была в 1949 объединена с Таллинским драматическим т-ром (ныне - Т-р им. В. Кингисеппа), и т-р "Эстония" стал только музыкальным. Среди произведений эст. сов. композиторов, пост. в т-ре: "Пюхаярв" (1946), "Берег бурь" (1949), "Рука об руку" (1955) и "Боевое крещение" (1957) Эрнесакса, "Огни мщения" (1945, 1956) и "Певец свободы" (1950) Э. Kanna, "Лем-биту" В. Kanna (1961), "Железный дом" Тамберга (1965) и др.; балеты: "Калевипоэг" (1948, 1953, 1961) и "Золотопряхи" (1956) Э. Kanna, "Тийна" (1955) и "Северный сон" (1960) Аустер, "Балет-симфония" (1963) и "Мальчик и бабочка" (1963) Тамберга и др.

В 1956 т-р участвовал в декаде эст. иск-ва и лит-ры в Москве.

В т-ре в разное время работали оперные артисты - Э. Маазик, О. Лунд, М. Рунги, М. Коданипорк, М. Тарас, О. Раукас, В. Вейкат и др.; балетные артисты - Г. Раудсепп, Ю. Арг, В. Леэвер, И. Пыдер и др.; дириж„р П. Нигула; режиссеры Э. Уули, Ю. Роосаар и А. Винер; балетмейстеры - А. Экстон и В. Пяри.

Среди пост. классич. произв.: "Евгений Онегин" (1949), "Дон Жуан" (1952), "Борис Годунов" (1952), "Демон" (1953), "Свадьба Фигаро" (1958); "Бал-маскарад" Верди (1961), "Богема" (1962); "Отелло" (1963), "Аида" (1964) Верди; балеты "Лебединое озеро" (1954), "Раймонда" (1957), "Жизель" (1959); "История солдата" Стравинского (1963), "Ромео и Джульетта" (1965) Прокофьева и др.

В труппе (1967) оперные артисты: нар. арт. СССР - Т. Куузик и Г. Отс; нар. арт. Эст. ССР В. Гурьев, засл. артисты Эст. ССР - А. Кюлванд, В. Нелус, П. Падрик, А. Пярн, Г. Талеш; артисты - У. Таутс, Л. Панова, Л. Селлистемяги, X. Крумм, А. Пюви, К. Караск, Т. Майсте и др.; балетные артисты: нар. арт. Эст. ССР - Т. Рандвийр, засл. "рт. X. Пуур, Ю. Улла, А. Лейс, Э. Юлевайн, Л. Лээтмаа; артисты- С. Балоян, Л. Каур, Ю.Лехисте, Л. Склянская, Т. Со-оне, Э. Керге, Ю. Ласе, В. Арен, И. Силла, Д. Шур и др.; артисты муз. комедии: засл. арт. Эст. ССР-А. Ме-ринг, Э. Пярн, X. Вазар; артисты - С. Соояэр, X. Малмстен и др. Гл. дириж„р т-ра - засл. деят. иск-в Эст. ССР Н. Ярви, дириж„ры- нар. арт. Эст. ССР К. Раудсепп, засл. деят. иск-в Эст. ССР В. Ярви; гл. режиссер - засл. деят. иск-в Эст. ССР У. Вяльяотс; режиссер - засл. деят. иск-в Эст. ССР П. Мяги; худ. рук. балетной труппы - засл. деят. иск-в РСФСР Н. Уланова, балетмейстер-М. Мурдмаа, Э. Суве; гл. художник - засл. художник Эст. ССР Л. Рооза; художники - Э. Рентер и Л. Клаус, хормейстеры -У. Ярвела, И. Трилльярв.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница