Наши партнеры

оборудование для дискотек

Театральная энциклопедия
(страница 507)


ЮДАКОВ, Соломон (Сулейман) Александрович [р. 1(14).IV.1916] - узб. сов. композитор. Засл. деят. исК-вУзб.ССР (1961). Учился в Моск. консерватории (1938-41). Автор первой узб. кошгч. оперы "Проделки Майсары" (1959, Т-р им. Навои), муз. комедий- "Светлый путь" (1951, Т-р им. Мукими), "Сын женится" (в соавторстве с Б. И. Зейдманом и Ю. Раджаби, 1964, там же), муз. драмы "Письма Зухры" (1964, там же); музыки к драматич. спектаклям "Ш„лковое сюзане" (1952, Т-р им. Моссовета) и "Дочь Ганга" (1956, Т-р им. Хамзы); музыки к фильмам и др. соч. в разных жанрах. Гос. пр. СССР, 1951. Т. В.

ЮДИН, Петр Борисович [р. 25.XII.1892 (6.1. 1893)] - рус. сов. актер. Нар. арт. Азерб. ССР (1955), засл. арт. РСФСР (1941). Чл. Коммунистич. партии с 1943. Сценич. деятельность начал в 1915 в Фергане. Работал в т-рах Ташкента, Ашхабада, Воронежа, Ярославля, Архангельска, Казани. В 1931-46 - актер Горьковского т-ра, с 1946 - Бакинского рус. т-ра -им. С. Вургуна.

Роли: Несчастливцев, Арбенин, Егор Булычев, Сатин;

Захар Бардин, Цыганов, Антипа Зыков, Тетерев ("Враги", "Варвары", "Зыковы", "Мещане" Горького), Леонт ("Зимняя сказка" Шекспира), Гельмер ("Нора"), Павел Михайлович ("Сонет Петрарки" Погодина), Линьков ("Хозяин" Соболева), Поладов ("Заря над Каспием" Касумова, Гос. пр. СССР, 1951), Горлов ("Фронт"), Макаров ("Порт-Артур" Степанова и Попова), Каджар ("Вагиф" Вургуна). Г'. К .-К.

ЮДИН, Сергей Петрович [21.VI(3.VII). 1889 - 5. VI I. 1963] - рус. сов. артист оперы (лирич. тенор). Засл. арт. РСФСР (1933). Брал уроки пения у И. А. Алчевского и А. М. Додонова. В 1911-14 и 1919-41-солист Большого т-ра; в 1914-19-,солист т-ров Зимина, затем Моск. Совета рабочих депутатов. В 1913 за исполнение партии Ленского Ю. была предоставлена поездка в Италию. Ю. обладал камерным мягким голосом, близким по характеру к тенору-аль-тино. Редкой особенностью голоса Ю. была т.н. "двух-тембровость": в верхнем регистре голос приобретал сопрановое звучание, а в нижнем приближался к баритональному.

Партии: Звездоч„т ("Золотой петушок"), Альмавива;

Джеральд ("Лакме"), Надир ("Искатели жемчуга" Бизе), Ленский; Баян ("Руслан и Людмила") и др.

С 1930 занимался педагогич. деятельностью. В 1942-48 - реж. и вок. рук. Моск. гор. оперной студии, с 1948 - доцент Моск. консерватории. Автор ряда вокально-методич. работ.

С о ч: Формирование голоса певца, М., 1962, М. Р.

"ЮДИФЬ"-опера А. Н. Серова, либр. И. А. Джустиниа-ни, К. И. Званцова, Д. И. Лобанова и А. Н. Майкова. Пост. 16 мая 1863, Петербург, Мариинский т-р (дириж„р К. Лядов;

Юдифь - Бианки, Олоферн -Сариотти, Авра - Латышева, Элиаким - Васильев 1-й, Ахиор - Сетов, Озия - О. Петров, Хармий - Гумбин, Асфанез - Ратковский, Вагоа - Булахов). 1865, Большой т-р (дириж„р Шрамек; Юдифь - Бианки, Олоферн - Куров. Авра - Рехт, Элиаким - Радонежский, Ахиор - Сетов, Вагоа - Владиславлев). 1889 возобн. Мариинским т-ром (дириж„р Направник;

Юдифь - Сонки, Олоферн - Стравинский, Озия - Серебряков, Элиаким - Корякин). 1907, там же (дириж„р Направник, реж. Морозов, балетм. Легат; Юдифь - Ермоленко-Южина, Олоферн - Шаляпин, Авра - Славина). 1909, Париж, т-р "Шатле", концертное исполнение силами артистов антрепризы С. Дягилева (Олоферн - Шаляпин, Юдифь- Литвин).

На сов. сцене пост. 12 дек. 1925, Ленингр. т-р оперы и балета (дириж„р Похитонов, реж. Раппопорт, худ. Серов, балетм. Лопухов; Олоферн - П. Андреев, Юдифь - Коб-зарева, Авра - Калинина, Ахиор - Большаков, Вагоа - Кабанов). В 1964 пост. Бурятским т-ром оперы и балета, Улан-Удэ.

Издания: "Ю." - партитура, Лейпциг, Беляев, [1903], франц. и нем. тексты; клавир, М., Гутхейль [1885J. Я. Гр.

ЮДОЛЛ (Udall), Николае (1505-1556) - англ. драматург. Один из первых англ. драматургов эпохи Возрождения. Возглавлял грамматич. школу в г. Итоне и в Вестминстере, где поставил с учениками свою комедию "Ральф Ройстер Дойстер" (ок. 1551), созданную по образцам комедий Плавта, у к-рого Ю. заимствовал центр, образ "хвастливого воина". Написанная по правилам антич. поэтики, преим. Горация, комедия Ю. является первой англ. пьесой, сочетающей традиции антич. комедии с чертами, характерными для англ. т-ра, а также с при„мами нар. фарса.

Соч.: Ralph Roister Doister, в кн.: Five pre-Shakespea-rean comedies (Early Tudor period), ed. by F. S. Boas, L., [1934] (The world's classics).

Лит.: История английской литературы, т. 1, вып. 1, М., 1943, с. 324-25; The Cambridge history of English literature, v. 5, Cambr., 1910, p. 103-106. A. A.

ЮЖИН (псевдоним; наст. фам.- С у м б а т о в), Александр Иванович [4(16).IX.1857, село Кукуевка Тульской губ.,- 17. IX. 1927, Ницца, похоронен в Москве]- рус. актер, драматург, театр. деятель. Поч„тный академик (1917). Нар. арт. Республики (1922). Род. в семье груз. князя, принадлежавшей к передовым кругам тифлисской интеллигенции. Учился на юридич. ф-те Петерб. ун-та, слушал лекции по теории гос. права профессора-демократа А. Д. Градовского. Еще будучи учеником гимназии, Ю. участвовал в любит, спектаклях. На проф. сцене впервые выступил -в 1876 (под псевд. С о л ь ц е в, Тифлис, Летний т-р). В 1878-79 играл на клубных сценах Петербурга. В 1881 поступил в т-р Бренко (Москва). С 1882 до кон-да жизни работал в Малом т-ре. Находясь во главе управления Малого т-ра (с 1909 - управляющий труппой, с 1918 - председатель Совета, с 1919 - председатель дирекции, с 1923 - директор, с 1926 - поч„тный директор), Ю. проявил себя как крупный организатор и администратор.

В 1877 начал драматургич. деятельность (пьеса "Права жизни"). Писал рецензии и очерки. В 1881 в Малом т-ре была пост. пьеса Ю. "Листья шелестят". Пьесы Ю. проникнуты либеральными идеями. Их герои отстаивают сво„ человеч. достоинстве-вступают в борьбу с обывательским окружением. Сценичность, обилие эффектов, участие в спектаклях выдающихся актеров (нек-рые роли написаны с расч„том на определ„нных исполнителей) обеспечили успех пьесам Ю. Однако нередко реалистич. тенденции подчиняются в драмах Ю. условной театральности. Особенно это сказалось в его первых драм. произв.- "Листья шелестят", "Соколы и вороны" (совм. с Вл. И. Неми-ровичем-Данченко, 1885, Т-р Корша), "Арказановы" (1886, Малый т-р), "Цепи" (1888, там же; Волынцева- Федотова, Ольга Николаевна - Ермолова) и др. С конца 1890-х гг. Ю. пишет ряд комедий, в к-рых выступает как остроумный и зоркий наблюдатель жизни крупной буржуазии ("Джентльмен", 1897, Малый т-р), вырождающегося барства ("Закат", 1899, там же), петерб. бюрократии ("Невод", 1905, Александрийский т-р, Малый т-р). Особое место в драматургии Ю. занимают пьеса из эпохи покорения Кавказа- "Старый закал" (1895, Малый т-р; Вера - Ермолова, Олтин - К. Рыбаков, Борис - Правдин, Дарья Ки-ровна - Садовская, Корпев - М. Садовский) и романтич. легенда из прошлого Грузии-"Измена" (1903, там же; Зейнаб - Ермолова). 'Морально-этич. проблемам посв. пьеса Ю. "Ночной туман" (1916, Малый т-р).

Ю. видел осн. цель т-ра в утверждении добра, красоты, нравственной силы человека. Отстаивая гражданственное искусство, он считал, что театр должен откликаться на события обществ, жизни. "Театр...- писал он,-это художественный отклик на общественные запросы, разрешение их не средствами пли приемами кафедры или трибуны, а путем воплощения на сцене в живых людях самых сложных коллизий общественной и личной психики" ("Драматург, актер и их театр", в кн.: Воспоминания. Записки. Статьи. Письма, 1941, с. 534). Ю. считал, что гл. место в т-ре принадлежит актеру - мыслящему человеку, изучающему окружающую его действительность, непрерывно работающему над развитием своей личности и таланта. Убежд„нный защитник романтич. и реалистич. традиций рус. т-ра, Ю. на протяжении всей своей сценич. деятельности пропагандировал творч. традиции Малого т-ра, выступал против натурализма и символизма в театр. иск-ве.

С первых шагов на сцене Ю. проявил себя как романтич. актер. Его герои, ненавидящие тиранию и произвол, со страстностью и горячностью вступали в бой за справедливость. Свои лучшие роли Ю. создал в пьесах Шиллера и Гюго. С блеском, обаянием передавал Ю. энтузиазм, пыл благородного Дюнуа ("Орлеанская дева" Шиллера, 1884), романтич. пафосом было отмечено его исполнение ролей Дон Карлоса ("Эрпа-ни" Гюго, 1889), Рюи Блаза (о. п. Гюго, 1891), маркиза Позы ("Дон Карлос" Шиллера, 1894). Игра Ю. отличалась приподнятостью, благородным пафосом, эффектностью, эмоц. взволнованностью и в то же время продуманностью, законченностью. Огромное "значение придавал актер слову. Его сценич. речь отличалась неожиданностью интонаций, разнообразием, сменами мелодии речи. Трагедийный характер дарования актера проявился в произв. Шекспира, в к-рых Ю. создал образы людей огромной воли и силы духа. Величественностью, монументальностью было проникнуто исполнение ролей Макбета (впервые йен. в 1890, в бенефис Федотовой; затем в сезоне 1895-96 и в 1914), Ричарда III (1897), Корполана (о. п., 1902), Шейлока. Высокая романтика соединялась в иск-ве Ю. с реализмом. Начиная с 90-х гг. он вс„ чаще обращается к комедийным, характерным ролям, проявляя новую грань своего дарования - юмор, ироничность. С блеском играл Ю. роли: Фигаро (1910), Репетилова ("Горе от ума", 1911), Болингброка ("Стакан воды" Скриба, 1915), Телятева ("Бешеные деньги" Островского, 1917; впервые исполнил эту роль в 1893), Монпишара ("Дамская война" Скриба, 1924), Фамусова (сезон 1917-18).

В совр. Ю. репертуаре исполнил роли: Кайус Дюр ("Мастер" Бара, 1905), Тамерницын (в собств. пьесе "Вожди", 1909), Лидман ("Любовь - вс„" С„дерберга, 1910) и др. Среди его лучших работ также: Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова, 1883-84), Эгмонт (о. п. Г„те, 1,888), Мортимер ("Мария Стюарт", 1886), Яго (1888), Карло ван-дер-Ноот ("Граф де Ризоор" Сарду, 1892), Гамлет (1892-93); Отар-бег ("Измена" собств. соч., 1903), лорд Кавершам ("Идеальный муж" Уайльда, 1909) и др.

После Октябрьской революции Ю. принимал активное участие в работе ТЕ О (Театр. отдела) Нарком" проса, Центротеатра и др. организаций, руководивших театр. иск-вом. Выступал с лекциями, писал статьи по вопросам т-ра (в журн. "Культура театра" и др.), пропагандируя реалистич. пск-во Малого т-ра и классич. драматургию. В эти годы им были созданы монументально-героич. образы: Глеб Миронович ("Посадник" А. К. Толстого, 1918), Ричард III

(1920); Оливер Кромвель (о. п. Луначарского, 1921), король Август XIII ("Железная стена" Рынды-Алексеева, 1923).

Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-3, М., 1900-01; то же, т. 1-4, М., 1909; Пьесы, М., 1961; Воспоминания. Записки. Статьи. Письма, М.-Л., 1941, 2 изд., М., 1951.

Лит.: Эфрос Н. Е., Александр Иванович Южин, М., 1922; А. И. Южин. Сб. статей, М., 1922; С а к у л и н П. Н., Театр А. И. Сумбатова-Южина, Берлин, 1927; Б е с к и н Э. М., А. И. Южин-Сумбатов, М.-Л., 1936; Филиппов В. А., актер Южин, М.-Л., 1941; его же, Южин-Сумбатов, М.-Л., 1943; К н я з е в с к а я Т., А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. в кн.: Ежегодник Малого театра, 1955-1956 г., М., 1961. Ю.Д,

ЮЖНАЯ ДРАМА (н а н ь с и, с и в э н ь) - одна из разновидностей кит. традиц. т-ра. Возникла в 12- нач. 13 вв. Первоначально была распространена в приморских районах юго-вост. Китая. К сер. 14 в. приобрела популярность по всей стране, получив при этом назв. чуанъцц. По форме Ю. д. и чуаньци почти идентичны; язык Ю. д. ближе к разговорному, в ней отсутствует деление на акты, ограничен набор мелодий. Была популярна в среде городских низов и крестьян и нередко выражала их оппозиционное отношение к господствующей феодальной идеологии. Сохранились три анонимные пьесы Ю. д.- "Чжан Се, победитель на экзаменах", "Ошибка в выборе жизненного пути" и "Мясник Сунь". Иногда к Ю. д. причисляют пьесу "История лютни" Гао Цзэ-чэна и др. пьесы сер. 14 в., обычно относимые к драмам чуаньци.

Лит. (на кит. яз.): Цянь Нанья-ян, Сун Юань-сивэнь цзи-ши, Шанхай, 1956. В л. С.

ЮЗЕЛЮНАС, Юлюс Александре [р. 7 (20).II. 1916] - литов. сов. композитор, педагог. Нар. арт. Лит. ССР (1966). Окончил в 1948 Каунасскую консерваторию (класс композиции Ю. М. Груодиса), в 1952 - аспирантуру при Ленингр. консерватории (рук. В. В. Волошинов). Автор балета "На берегу моря" (1953. Т-р оперы и балета Лит. ССР, Вильнюс) и оперы "Повстанцы" по мотивам одноим. романа В. Путинаса-Миколайтиса (соч. 1960). Вед„т педагогич. работу: с 1948 - в Каунасской, с 1952 -в Вильнюсской консерваториях (с 1957-доцент).

Лит.: Б а наитие Ю., Литовская советская музыка, Вильнюс, 1953; Гаудримас Ю., Юлюс Юзелюнас и Эд-вардас Бальсис, в сб.: Советская музыка. Статьи и материалы, вып. 1, М., 1956; А м б р а з а с А., Дорогой дерзаний, "Сов. музыка", 1964, Хс 8, с. 32-38. А. Ив.

ЮЗОВСКИЙ, Иосиф Ильич (псевдоним-Ю. Юзов-ский) (18.XII.1902-15.ХП.1964)-сов. театр. и литературный критик, литературовед. Окончил ф-т обществ, наук Донского ун-та в Ростове-на-Дону (1924) и отделение истории иск-в Донского археологич. ин-та (1925). Лит. деятельность начал в 1925. С 1930 жил в Москве. Начиная с 30-х гг. преимущественно выступает как критик. Работы Ю. посв. проблемам совр. сов. т-ра (статьи о режиссуре Вс. Э. Мейерхольда, Н. П. Охлопкова, А. Я. Таирова, Вл. И. Немиро-вича-Данченко, К. С. Станиславского, о драматургии М. Горького, Н. Ф. Погодина и др.). Ю. писал о драма-тич. т-ре, балете, опере, музыке, оперетте, о цирке, эстраде, живописи и др.

Глубокое понимание существа проблем совр. т-ра, умение выразить мысль в живой, изящной пластич. лит. форме отличало работы Ю.; в них воссоздаются облик спектакля и актерские образы. Значительное место в творчестве Ю. занимает исследование горьковской драматургии.

В 1946-48-ст. науч. сотрудник Ин-та мировой лит-ры. Ю. принадлежат переводы пьес с польского:

"Такие времена" Юрандота; с нем.: "Добрый человек из Сезуана" Брехта; с чеш.: "Гость из ночи" Ашке-нази и др.

Соч.: Вопросы социалистической драматургии, М., 1934;. Спектакли и пьесы, М., 1935; Горький на сцене МХАТ, М.-Л., 1939 (пер. на англ. яз. и издана в США в 1940);

Драматургия Горького, т. 1. М.-Л., 1940; Образ и эпоха, М., 1947; М.Горький и его драматургия, М., 1959; Прага (на чеш. яз.), 1963; Мы с Наташей плыв„м по Волге, М., 1962; Зачем люди ходят в театр.., М., 1964; Советские актеры в горьковскпх ролях, М., 1964; Разговор затянулся за полночь, М., 1966.

ЮКНА, Стяпас Казио (р. 2.IX.1910) - лптов. сов. актер. Засл. арт. Лит. ССР (1954). В 1931 окончил драм. студию. В 1931-40 работал в Шяуляйском, Клайпедском и Каунасском т-рах. С 1940 - артист Т-ра драмы Лит. ССР (Вильнюс).

Роли: Эдгар ("Король Л'ир"), Мортимер ("Мария Стюарт"), Фердинанд; Герт ("Гибель "Надежды"" Хейерманса), Гаев ("Вишн„вый сад"), Яков Бардин ("Враги"), Бретт ("Глубокие корни" Гоу и Д'Юссо), Диджкус ("Правда кузнеца Игнота-са" Гудайтпса-Гузявичуса), Дзержинский и Забелин ("Кремл„вские куранты"), Звездинцев ("Плоды просвещения"), Астров ("Дядя Ваня"), Тпзенгаузас ("Доля предрассветная" Сруоги), Абрам Вульфсон ("Дни портных в Силмачах" Блау-мана), Барон и др. Ал. Д.

ЮКНЯВИЧЮС, Ромуальдас Миколо (18. X. 1906- 13.IV.1963) - лптов. сов. режиссер, актер, педагог. Засл. деят. иск. Лит. ССР (1956). Деп. Верх. Совета Лит. ССР 1-го созыва. Сценич. деятельность начал в драм. кружках в Каунасском коммерч. уч-ще и в ун-те. В 1930 принимал участие в организации студенческого театр. об-ва "Стедра", ставил спектакли л играл в них. Будучи учеником драм. студии, в 1931 был принят артистом в Каунасский Гос. т-р. В 1933-34 Ю. активно участвовал в работе "Театра молодых". В 1936-39 работал в Клайпедском т-ре, пост. "Гибель "Надежды"" Хейерманса. С 1939 - режиссер Каунасского т-ра, с 1940-директор и худ. рук. Вильнюсского драм. т-ра. В 1946-53 работал в Тель-шяйском, Клайпедском и Каунасском т-рах. С 1953- режиссер т-ра драмы Лит. ССР (Вильнюс). Ставил спектакли в других т-рах республики. Лучшие постановки Ю. отличаются тонким раскрытием содержания драматургич. произв., психологич. глубиной, мастерством режиссуры (массовые сцены).

Среди пост.: "Перед заходом солнца" Гауптмана (1940), "Топаз" Паньоля (1940), "Бронепоезд 14-69"(1941); "Боевое задание" Даугуветиса (1946), "Дядя Ваня" (1954), "Плоды просвещения" (1955); "Доля предрассветная" Сруоги (1956), "Третья патетическая" Погодина (1961), "Месяц в деревне" Тургенева (1962) и др.

Роли: Иогайла ("В тени великана" Сруоги), Баренд ("Гибель "Надежды"" Хейерманса), Подкол„син ("Женитьба"), Епиходов ("Вишн„вый сад"), Шмага ("Без вины виноватые"), Кибилда ("Накануне" Грицюса) и др.

В„л педагогич. работу в консерватории и Вильнюсском ун-те.

Лит.: Romualdas Juknevicius, Vilnius, 1956 (серия: Та-ryb и Lietuvos tcatro meno meistrai). Ал. Д.

ЮКСИП, Алберт-Александер Якобович [26. XI (8.ХП). 1886-10. VIII. 1966]-эст. сов. актер. Засл. арт. Эст. ССР (1945). Театр. деятельность начал в 1905 в Нарве в театр. кружке об-ва трезвости "Выйт-лея". В 1923-49 работал в таллинском т-ре "Эстония". Лучшие роли: Сандер ("Домовой" Вильде, 1927, 1938), Осборн ("Конец пути" Шерифа, 1930), Миллер ("Ой, молод„жь!" О'Нила, 1935), профессор Мийлас ("Жизнь в цитадели" Якобсона, 1946), Фе-рапонт ("Три сестры", 1948). В "Ревизоре" играл роли: Городничего, Ляпкина-Тяпкнна и Растаковского. Творчество Ю. отличалось глубоким психологич. анализом, точностью, продуманностью, лаконичностью формы, интеллектуальностью, добродушным юмором. К. Каск.

ЮЛТЫЕВА, Иниель Даутовна (р. 3.11.1926) -тат. сов. артистка балета. Засл. арт. Тат. АССР (1954), нар. арт. РСФСР (1957). Чл. Коммунпстич. партии с 1957. В 1949 окончила Ленингр. хореографич. уч-ще (класс М. Ф. Романовой-Улановой). Творч. деятельность начала в 1941 в Башкирском т-ре оперы и балета. С 1946 - ведущая солистка Тат. т-ра оперы и балета им. М. Джалиля. Тонкой психологич. проникновенностью и драматизмом отличаются партии, созданные Ю. в нац. балетах: Зюгпа (о. п. Жиганова), Сюимбике ("Шурале"), Раушан (о. п. Хабибуллина); поэтич. воплощение получили образы в балетах Чайковского - Одетта-Одиллия и Аврора.

Партии: Тао Хоа; Мария ("Бахчисарайский фонтан"), Сари ("Тропою грома" Караева), Китри ("Дон Кихот") и др. Выступала и как балетмейстер, пост. в Тат. т-ре оперы и балета им. М. Джалиля балет "Шехеразада" на муз. Римского-Корсакова (1955), "Лебединое озеро" (1957), в сценич. редакции В. П. Бурмейстера. В 1957 гастролировала в Бирме, Вьетнаме, Китае.

С 1962 вед„т репетиторскую и педагогич. работу в т-ре. Ир. Г.

ЮНГ (псевд.; наст. фам.-Ш п и к о л и ц е р), Клара Марковна [Ю.ХП.1883(?) - 27.IV. 1952] - евр. артистка оперетты и эстрады. Жила в Сев. Америке, участвовала в представлениях странствующих евр. трупп. С 1903 выступала в Бостоне, Нью-Йорке, Филадельфии, Торонто в драм. спектаклях (Вениамин - "Иосиф и его братья" Латейнера, Цыпенью - "Сатана" Гордина); исполняла на эстраде лирич. и комич. не-сенки. С 1910 работала только в оперетте и на эстраде. Гастролировала в Англии, Франции, Италии, России. В 1934 приняла сов. подданство. Возглавила евр. эстрадный коллектив, разъезжавший по разл. городам СССР. Ю. играла в опереттах роли травести и субреток. Обладая большим сценич. обаянием, мастерством перевоплощения, большой внутр. музыкальностью, иск-вом органичного перехода от диалога к пению, от пения к танцу и т. п., Ю. даже в этом невысоком по качеству репертуаре создавала художественные сценич. образы. Лучшие работы актрисы - гл. роли в опереттах Б. Юнгвица - "Джейке-ле Блофер", "Лейбеле-одессит", "Береле тремп", "Муж его жены", "М-ль Гопля", "Альма, где ты жив„шь?"; в муз. комедиях - "Ханче в Америке" Ракова и Рушинского, "Ди американерин" Шора и Рушинского, "Анна Б лайб" Кацнельсона и др.

Лит.: Клара Юнг. Статьи А. В. Луначарского, Н.Д.Волкова, М. Б. Загорского, С. А. Марголина, М., 1927; В о л-к о в Н. Д., Театральные вечера, М., 1966. А. Шн.

ЮНГВАЛЬД-ХИЛЬК‚ВИЧ, Эмпль-Ольгерд Иосифович [р. 14(26).IV. 1897] - сов. оперный режиссер, педагог. Нар. арт. Узб. ССР (1939). Чл. Коммунис-тич. партии с 1945. В 1920 окончил Киевскую театр. академию. Творч. деятельность начал в Киевском т-ре оперы и балета им. К. Либкнехта. В 1922-34 Ю.-Х. работал реж.-пост. в оперных т-рах Харькова, Житомира, Одессы, Перми. С 1934 работал в Узбекистане, гл. реж. и худ. рук. в рус. Т-ре оперы и балета им. Свердлова и в Узб. муз. т-ре в Ташкенте (ныне -Т-р им. Мукими). Один из основателей и организаторов узб. оперы. В Узбекистане Ю.-Х. пост. музыкальную драму "Фархад и Ширин" Успенского и Мушеля (1937),. оперы-"Ер Таргын" Брусиловского (1938, Т-р оперы и балета им. Навои), "Нергпз" Магомаева (1939, там же), "Буран" Ашрафи и Василенко (1939, там же).

В 1940-43 Ю.-Х.- худ. рук. н гл. реж. Т-ра оперы и балета им. Абая (Алма-Ата). Пост. оперы - "Алтын Астык" ("Золотое зерно") Брусиловского (1940), "Тут-кын кыз" ("Пленница") Великанова (1939), "Иван Сусанин" (1941), "Евгений Онегин" (1940) и др. В 1943-64 (с перерывами) - гл. реж. Т-ра оперы и балета им. Навои. Пост. оперы - "Тахир и Зухра" Джалилова и Бровцина (1948), "Кармен" (1944; возобн. 1950), "Пиковая дама" (1947, возобн. 1950), "Дилярам" Ашрафи (1958), "Князь Игорь" (1963) и др.

Вед„т педагогпч. работу в Ташкентской консерватории (с 1964 доцент). Г. Рах.

ЮНГЕР, Елена Владимировна [р. 20.IV(3.V).1910]--рус. сов. актриса. Нар. арт. РСФСР (1950). В 1930 окончила Школу рус. драмы в Ленинграде. В том же году начала сценич, деятельность в Свердловском

ТЮЗе. Работала в Москве в Реалистич. т-ре, в спектакле "Разбег" (по В. П. Ставскому) сыграла роль Наташи. В 1933 вступила в Экспериментальную мастерскую при Ленингр. мюзик-холле под рук. Н. П. Акимова. В 1935 была принята в труппу Ленингр. академич. т-ра драмы (ныне Т-р драмы им. Пушкина). С 1936 работает в Ленингр. т-ре Комедии. Здесь Ю. создала ряд ярких лирико-романтич. и комедийных образов:

Принцесса ("Тень" Шварца), Диана, Леонарда ("Собака на сене", "Валенсианская вдова" Лоне де Вега), Виола ("Двенадцатая ночь"), леди Тизл ("Школа злословия" Шеридана), Шура Азарова ("Давным-давно" Гладкова), Фреда ("Опасный поворот" Пристли), Софья Ковалевская (о. п. бр. Тур). Мастерством внешнего и внутреннего перевоплощения было отмечено исполнение роли Бабушки ("Деревья умирают стоя" Касоны). Большую и сложную жизнь актрисы показала Ю., играя роль Патрик Кэмпбел ("Милый обманщик" Килти). Творчеству Ю. присуще тонкое понимание авторского стиля, строгость и взыскательность в выборе выразительных средств. Л„гкая, изящная ирония пронизывает многие образы актрисы.

Др. роли: Ксюша ("Терентий Иванович" Свирина), Па-мела ("Остров мира" Петрова), Днепропетровская ("Не сотвори себе кумира" Файко), Стрельникова ("Актриса" Файко). С. Ц.

ЮНГХОЛЬЦ, Карл Хансович (псевд.- Н о о р-л е и н) (21.XII.1878-26.XI. 1925) - эст. режиссер и театр. педагог. Начал сцснич. деятельность в нач. 20 в. В 1901-05 был рук. театр. кружка "Таара" в Тарту, стремившегося утвердить на эст. сцене реалистич., ансамблевую манеру исполнения и общественно-значительный, социально-критич. репертуар (Г. Ибсен, М. Хальбе и др.). Сильное влияние на Ю. имело творчество О. Брама и М. Рейнхардта. В 1907-08 работал в т-ре "Ванемуйне", в 1909-14 и с 1915 - в т-ре "Эстония".

Среди лучших спектаклей: "Отелло" (1910), "В усадьбе Пюве" Китцберга (1911, 1925), "Король Лир" (1911); "Эгмонт" Г„те (1912), "Гамлет" (1913); "Оборотень" Китцберга (1915), "Вильгельм Телль" Шиллера (1921), "Неуловимое чудо" Вильде (1925).

режиссерская работа Ю. отличалась тщательностью психологич. анализа, стремлением к детализации. Он передавал бытовые подробности (особенно в ранних постановках), добивался создания на сцене точной атмосферы действия. К. Каск. "ЮНИОН-ТЙЭТР" (Union Theatre) - амер. т-р, существовавший в 1932-37. Создан как "пролетарский т-р на профессиональной основе". Основная задача т-ра-развитие театр. иск-ва для рабочего зрителя. Был связан с профсоюзами, Социалистич. и Коммунистической партиями. Т-р ставил пьесы, рассказывающие о жизни и борьбе рабочего класса, о движении за мир. В репертуаре т-ра произведения амер. драматур-' гов 30-х гг.- А. Мальца, Дж. Склара, Р. Питерса, К. Одетса, а также зарубежных драматургов, рассказывающие о борьбе трудящихся против угнетателей. Наиболее .значит, спектакли: "Мир на земле" Мальца и Склара

(1933), "Грузчик" Питерса и Склара

(1934), "Матросы из Каттаро" Вольфа (1934), "В ожидании Лефти" Одетса, "Шахта" Мальца (обе в 1935), "Маршевая песня" Лоусона (1937). Деятельность "Ю.-т." способствовала появлению новых тем в амер. драматургии, разработке новых постановочных при„мов, обновлению нск-ва актера. Т-р находился под влиянием пролетарского театр. иск-ва и рабочих т-ров Германии (работавших до прихода к власти Гитлера). В "Ю.-т." впервые в США была пост. пьеса Б. Брехта "Мать" (по М. Горькому). В т-ре проводились занятия по системе Станиславского. актеры и режиссеры "Ю.-т." стремились преодолеть ограниченность, примитивизм ранних спектаклей и создавать психологич. углубл„нные образы.

Лит.: С 1 u r m a n Н., The Fervent years, N. Y., 1945;

G a g е у Е., Revolution in American drama, N. Y., 1947. К. Г.

"ЮНИТИ", "Ю ни т и-т и э т р" (Unity Theatre),- англ. т-р. Осн. в 1936 в рабочем районе Лондона Ист-Энде Г. Маршаллом. В осн. состав т-ра вошли актеры-рабочие - "актеры-бунтари", дававшие представления в небольших помещениях, выступавшие на грузовиках, площадях и др. Ю. организован как по-лупроф. театр-клуб (открылся пьесой "В ожидании Лефти" Одетса). Со временем количество членов театра-клуба росло. В 1937 т-р переехал в новое, более просторное помещение. Среди пост.: "Аристократы" Погодина, "Растение под солнцем" Бенгала (с участием П. Робсона), "Дал„кое" Афиногенова, "Простаки" Парсонса и Фейз - муз.-политич. сатира. В годы 2-й мировой войны, когда большинство т-ров было закрыто,"Ю." выступал с политич. обозрениями- "Дурацкие мешки с песком", "Гасите свет" и др. В деятельности т-ра принимали участие проф. режиссеры: Дж. Аллен, А. Ван Гайзегем, Г. Маршалл. Периодически т-р у оказывали помощь ведущие англ. актеры, режиссеры, драматурги Л. Кэссон, С. Торндапк, Дж. Ферналд, М. Редгрев, Б. Леман, Дж. Б. Пристли и др. "Ю." возглавляется ежегодно избираемым административным комитетом. В штате т-ра 15 человек (административную, технич. работу ведут рабочие на добровольных началах). При т-ре существуют передвижные коллективы, к-рые выступают на митингах, вечерах в рабочих районах. Они именуют себя "клубными" т-рами, что да„т им право ставить пьесы без цензурного разрешения (театры-клубы возникли в конце 19 в., когда цензура запрещала пост. пьес Г. Ибсена, Б. Шоу проф. т-рам). С "Ю." связаны другие театр. группы (в т. ч. "Юнити тпэтр групс"), работающие в разных городах страны (Манчестере, Глазго и др.). Особенность т-ра "Ю."- в политич. направленности, актуальности репертуара, он воспринял творч. и организационный опыт сов. т-ра, организует зрительские конференции, доклады и лекции о деятельности т-ра.

Среди пост. "Ю.": "Робин Английский" Линдсея (1945), "Да благословит господь хозяина" Уиллиса (1945), "Кейси Джонс" Ардри (1946), "Враги" (1947), "Русский вопрос" (1948); "Филантропы в лохмотьях" Рауботэма по роману Р. Трессала (1949), "Немцы" Кручковского (1951), "Русские говорят "да"" Кобли (1955), "Некрасов" Сартра (1956), "Цианамид" Мар-ника (1957), "Самый большой вор в городе" Трумбо (1957), "Робин Гуд и его вес„лые парни" - политич. ревю (1958), "Суровое испытание" Миллера (1958),

"Пуэрто Франко" Пэка (1959), "День Блума" Маклел-ланда (по роману Джойса "Улисс", 1960), "Чайка" (1960); "Не всегда же быть наверху" Чапмена (1960), "Пора" (1963); "Добрый человек из Сезуана" Брехта (1964), "Удалой молодец - гордость Запада" Синга (1966). Ф. К.

ЮНОВИЧ, София Марковна [р. 28.1Х(11.Х).19Ю]- сов. театр. художница. В 1937 окончила Ленингр. художеств. ин-т им. Репина (театр.-декорац. мастерская под рук. М. П. Бобышова). Первая работа в т-ре - оформление спектакля "Соломенная шляпка" Гальперина по Лабишу (1939, Т-р им. Вахтангова). В последующие годы деятельность Ю. связана гл. обр. с т-рами Ленинграда. Ей принадлежат декорации к спектаклям: "Лгун" Гольдони (1940), "Дон Кихот" Булгакова (1941), "Нашествие" (1943); "Пигмалион" Шоу (1945), "Добрый человек из Сычуани" (Сезуана) Брехта (1962) - в Т-ре им. Пушкина; "Много шума из ничего" (1941); "Испанский священник" Флетчера и "Остров великих надежд" Казакова и Мариенгофа (1950), "В глухом переулке" Раиса (1959) - в Т-ре им. Ленинского комсомола; "Золотое вино" Фельцмана (1947), "Трембита" Милютина (1950), "Сильва" Кальмана (1954) -в Т-ре муз. комедии и др.

Ю. опирается в сво„м творчестве на традиции рус. декорац. живописи (в первую очередь, К. А. Коровина и М. А. Врубеля), претворяя эти традиции в соответствии с требованиями совр. т-ра. Свойственные е„ живописи богатство цветовых оттенков, масштабность и приподнятость ярко проявились в декорациях к оперным спектаклям: "Садко" (1953, Ленингр. т-р оперы и балета), "Сказание о невидимом граде Китеже..." (1958, там же). Среди значительных работ Ю.- оформление спектакля "Три сестры" в Ленингр. Большом драм. т-ре (1965), в к-ром решение сценпч. пространства и тонко разработанная партитура цвета и света воссоздают атмосферу действия чеховской пьесы. Ю. принадлежат живописные эскизы (не получившие осуществления в т-ре) к опере "Судьба человека" Дзержинского, пьесе "Ю дней, которые потрясли мир" по Риду и др.

Лит.: Григорьев М., Декорации С. Юнович, в сб.:

Художники Ленинграда, Л., 1960; Выставка произведений художника Софьи Марковны Юнович. Каталог. М., 1961 (вступ. статья Ф. Сыркиной); Пожарская М., Законы изобразительной режиссуры, "Творчество", 1965, 5. М. П.

ЮНУСОВ, Машраб [р. 13(26).V.1912] - узб. сов. артист т-ра муз. драмы (лирич. тенор). Нар. арт. Узб. ССР (1952). Чл. Коммунистич. партии с 1942. С 1931-артист районного колх.-совх. т-ра Ферганской обл.; с 1933 - Андижанского обл. муз.-драм. т-ра; в 1941-45 и с 1963-Т-ра им. Мукимп. Ю.- исполнитель героич. ролей.

Роли: Кадыр ("Гюльсара" Яшена, муз. Садыкова), Тахир ("Тахир и Зухра" Абдуллы, муз. Джалилова), Курбан ("Курбан Умаров" Абдуллы, Чусти, муз. Джалилова), Парис ("Ромео и Джульетта" Шекспира), Романюк ("Калиновая роща" Корнейчука), Алишер Навои (о. п. Уйгуна, Султано-ва), Мукими (о. п. Абдуллы, муз. Джалилова и Мушеля), Равшан ("Равшан и Зулху-мор" Яшена, муз. Джалилова и Мушеля) и др. С. Мир.

ЮОДИТЕ-ХАДАРАВЙЧЕНЕ, Она Юргио (р. 28.III. 1911) - лптов. сов. актриса. Засл. арт. Лит. ССР (1954). Чл. Коммунистнч. партии с 1954. Сце-нич.деят. начала в 1928. В 1931 окончила драм. студию п была принята в Каунасский гос. т-р. В 1933-34 работала в "Театре молодых". С 1940 - актриса Т-ра драмы Лит. ССР (Вильнюс).

Роли: леди Макбет; Гонерилья ("Король Лир"), Книртье ("Гибель " Надежды" " Хейе-рманса), Вингене ("Сноха" по Жемайте), Маг-далена ("Усадьба Жалдокаса" Даугуветиса),

Кабаниха ("Гроза"), Юозанонене ("Утопленница" по Вс-нуолису), Скудутене ("Доля предрассветная" Сруоги), Пун-дачиха ("Дни портных в Силмачах" Блаумана), Бабушка ("Я вижу солнце" Каволюнаса) и др. Ал. Д.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница