Наши партнеры

Dragon money - играй у проверенного провайдера СНГ.
Квартиры посуточно в Бенидорме.

Театральная энциклопедия
(страница 508)


ЮОН, Константин Ф„дорович [12(24).X.1875, Москва,- 11.IV.1958, там же] - сов. живописец, график, театр. художник, педагог. Действпт. член Академии художеств СССР (1947). Нар. художник СССР

(1950). Доктор искусствоведения. Профессор. Чл. Коммунистич. партии с 1951. Гос. пр. СССР, 1943. Учился в моек. Уч-ще живописи, ваяния п зодчества (1894-98) и в мастерской В. А. Серова. С 1907 работал как театр. художник-исполнитель (в Оперном т-ре Зимина, т-ре Незлобпна п др.). Совм. с А. Н. Бенуа выполнил декорации по эскизам А. Я. Головина к опере "Борис Годунов" (парижская "Гранд-Опера"). Одна из первых самостоятельных работ Ю.- оформление той же оперы для спектаклей С. П. Дягилева ("Русские сезоны -за границей". Париж, 1913). Своп наиболее выдающиеся работы в т-ре Ю. создал после Октябрьской революции. Приверженность к реалистич. традициям, любовь к класспч. драматургии сблизили Ю. с Малым т-ром (в 1945-47- гл. художник этого т-ра). Здесь он оформил ряд спектаклей: "Старик" Горького (1919), "Сердце не камень" (1923) и "Бешеные деньги" (1933) Островского, "Ревизор" (1938), "Без вины виноватые" (1940), "Волки п овцы" (1944) и др. Среди значит, работ Ю. также: "Ревизор" (1921, МХАТ); "Егор Булычев и другие" (1934, там же), "Зыковы" Горького (1952, Моск. т-р драмы), "Фома Гордеев" по Горькому (1956, Т-р им. Вахтангова). Ю. оформлял спектакли и в муз. т-рах: "Мазепа" Чайковского (1922, б. Т-р Зимина), "Хованщина" Мусоргского (1939, Большой т-р) и др.

Для. декораций Ю., так же как и для его станковой живописи, характерны точный, безупречный рисунок, ясный, т„плый колорит, композиционная ч„ткость, благородная простота и законченность формы. В своих объ„мных, пространственно реш„нных декорациях Ю. выступал как знаток рус. быта и зодчества разных эпох, как певец родной природы. Тонкая передача интерьера и архитектурных мотивов соединяется в иск-ве Ю. с жизнерадостным звучанием пейзажа, мастерским воссозданием атмосферы быта, нац. своеобразия среды, стиля пьесы.

Лит.: К. Ф. Юон. Каталог выставки. К 75-летию со дня рождения, М., 1950 (Вступ, статья Г. Жидкова); СидоровА., Творческий путь К. Ф. Юона, в кн.: Ежегодник Ин-та истории искусств АН СССР, М., 1954; Третьяков Н. Н., Константин Федорович Юон, М., 1957; Соболевский Н., Выставка произведений К. Ф. Юона, "Искусство", 1962, ј9. ff. 3.

ЮР (Ure), Мэри (р. 1933) - англ. актриса. Окончила Центр. школу речи и драм. пск-ва (Лондон). Дебютировала в 1954 в т-ре "Опера-хаус" (Манчестер). В том же году с успехом исполнила роль Аманды в спектакле "Время, которое вспоминают" (адаптация пьесы Ануя "Леокадия", т-р "Лирик", Хаммерсмит).

Среди др. ролей: Абигайль ("Суровое испытание" Миллера, труппа "Инглиш стейдж компани"), Элисон ("Оглянись во гневе" Осборна, там же), Кэтрин ("Вид с моста" Миллера, труппа "Нью Уотергейт тиэтр клаб"), Дездемона, Титания, Виргилия ("Отелло", "Сон в летнюю ночь", "Кориолан" Шекспира, Шекспировский Мемориальный т-р, Стратфорд-он-Эйвон).

Гастролировала в Сов. Союзе (1955), играла роль Офелии в пост. П. Брука.

В сво„м иск-ве Ю. выражает чувства послевоенного поколения, разочарованного и протестующего. Исполнительская манера актрисы характеризуется резкостью, порой натуралистичностью (Офелия), отсутствием душевной силы (Элисон).

С 1955 снимается в кино. ф. К. ЮРА, Гнат (Игнатий) Петрович [27.XII.1887(8.1. 1888)-18.1.1966]-укр. сов. актер н режиссер. Нар. арт. СССР (1940). Чл. Коммунистич. партии с 1938. Сценич. деятельность начал в любительских кружках Елисаветграда, на проф. сцене с 1907. Работал актером и режиссером в труппе С. Максимовича, во Львовском т-ре об-ва "Руська бес?да" (1913), в киевском Молодом т-ре (1917- 1919). Ставил пьесы И. К. Кар-пенко-Карого, М. Л. Кропив-ннцкого, М. П.Старицкого, М. Горького. Ю. следовал традициям иск-ва Кропивницкого, М. К. Заньковецкой, П. К. Сак-саганского, использовал опыт МХАТа и Передвижного общедоступного т-ра. В 1919 Ю. возглавил Новый т-р в г. Виннице, на основе которого был в 1920 создан Т-р им. И. Франко, работал здесь актером и режиссером, возглавлял этот т-р.

Начав с пост. произведений классич. драматургии- инсценировок поэм Т. Шевченко и И. Франко, пьес И. Карпенко-Карого, Гоголя, Горького, Софокла, Бомарше, Ю. в дальнейшем обратился к сов. драматургии. Он ставил: "97" (1924) и "Коммуну в степи" (1925) Кулиша, "Мятеж" по Д. Фурманову (1928), "Бронепоезд 14-69" (1928); ряд пьес И. К. Микитенко - "Диктатура" (1929), "Кадры" (1930), "Дело чести" (1931), "Девушки нашей страны" (1932), "Бастилия Божьей матери" (1934), "Соло на флейте" (1935);

А. Е. Корнейчука - "Каменный остров" (1930), "Гибель эскадры" (1933), "Банкир" и "Правда" (обе

1937), "Богдан Хмельницкий" (1939), "В степях Украины" (1940), "Приезжайте в Звонковое" (1945), "Макар Дубрава" (Гос. пр. СССР, 1948), "Калиновая роща" (совм. с Б. Н. Нордом, Гос. пр. СССР, 1950), "Крылья" (1954); Л. С. Первомайского - "Местечко Ладеню" (1932); И. А. Кочерги - "Мастера времени" (1934), "Свадьба Свички" (1960), "Пророк" (1961); Ю. И. Яновского - "Потомки" (1940), "Дума о Британке" (1957); пьесы А. И. Безыменского, А. Н. Афиногенова, В. В. Вишневского, В. Н. Киршона, А. А. Крона, В. П. Катаева, Л. Д. Дмитерко, А. Якобсона, В. П. Минко и др.

Среди пост. классич. драматургии: "Суета" (1920), "Житейское море" (1920), "Сто тысяч" (1945), "Мартын Боруля" (1950) Карпенко-Карого, "Украденное счастье" Франко (1940), "На дне" (1920), "Сон в летнюю ночь" (1927), "Дон Карлос" (1936); "Похождения бравого солдата Швейка" по Я. Гашеку (1928)"

Лучшие спектакли Ю. отмечены сочностью красок, народностью, тщательной разработкой массовых сцен. Он выступал продолжателем реалистич. традиций укр. дореволюц. т-ра.

Как актер Ю. вош„л в число ведущих мастеров укр. сцены. Он был замечательным интерпретатором характерных образов в классической и совр. драматургии. Его творчеству присущи яркий народный юмор, включающий иронию и едкую сатиру, полнота и сочность бытовых характеристик, искренность и теплота, близкие лучшим традициям украинского актерского иск-ва.

Среди сценпч. образов Ю.- Мартын Боруля, Ст„почка Крамарюк, Терешко Сурма (о. п., "Житейское море", "Суета" Карпенко-Карого), Копыстка ("97" Кулиша), Малоштан ("Диктатура" Микитенко), Швейк ("Похождения бравого солдата Швейка" па Гашеку), Фигаро.

Соч.: Життя ? сцена, К., 1965. Лит.: Гаевський В., Гнат Петрович Юра, X., 1940;

Кисел„в И., Гнат Юра, К., 1951; Б о б о ш к о Ю." Гнат Петрович Юра, К., 1960. Ю.Н.Б.

ЮРА, Терентий Петрович [р. 10(22).IV.1884] - укр. сов. актер. Нар. арт. УССР (1940). В 1905 вступил в труппу С. Максимовича (Елизаветград). В 1908-17 выступал в разных передвижных труппах и антрепризах. В 1917 был рук. товарищества "Сурма". В 1921-57 - актер Т-ра им. Франко.

Роли: Осип и Земляника ("Ревизор"), Хома ("Ой, не ходи, Грицю..." Стариць-ого), Тартюф; Сатин; Терезий ("Царь Эдип" Софокла), Гнат Гиря ("97" Кулиша), Чирва Козырь, Гнат Орда ("Диктатура", "Дело чести" Микитенко), Чпр ("Любовь Яровая"), Иван, Усай, ("Бесталанная"), "Житейское море" Карпенко-Карого), Кичатый ("Назар Стодоля" Шевченко), Кобза, Бублик ("Гибель эскадры", "Платон Кречет") и др.

Преподавал иск-во грима в студии Т-ра им. Франко (1937-38,1945-46). Р. Б.

ЮРАНДОТ (Jurandot), Ежи (р. 19.III.1911) - польский драматург, поэт. Чл. ПОРП с 1959. 'Окончил химико-математич. ф-т Варшавского ун-та. С 1929 сотрудничал в сатирич. журналах и эстрадных т-рах довоенной Польши. После освобождения страны (1945) организовал один из первых эстрадных т-ров Нар. Польши - "Сирена" (Лодзь, с 1948 - Варшава), и до 1959 (с перерывами) руководил им. Ставил совр. и злободневные миниатюры и был их осн. автором. Писал также комедии, либретто оперетт, обозрения, песни, скетчи и др. Среди них - комедии: "Такие времена" (1953, Варшава, Гос. пр. ПНР, 1955), "Третий звонок" (1958, Варшава), "Муж Фолтысювны" (1959, Варшава); либретто оперетты "Мисс Полония" Сарта (1960, Варшава); "Девятый праведник" (1963, Варшава; 1965, Пермь) - сатирическая комедия, близкая драматургии Б. Брехта. Творчество Ю. современно, его сатира злободневна, но не остра. Комедии Ю. проникнуты гуманизмом, написаны в реалп-стич. манере.

Соч.: Wybor satyr, Warsz., 1954; в рус. пер.-"Такие времена". "Театр", 1955, *ј 2; "Третий звонок", М., 1959;

"Муж Финтюшкиной", в кн.: Современная драматургия. Альманах ј 15, М., 1959, с. 305-356.

Лит.: "Театр", 1954, ј 12, с. 56-60. Л. Мал.

ЮРАСОВСКИЙ, Александр Иванович [15(27).VI. 1890-31.1.1922] - рус. композитор и дириж„р. Сын певицы Н. В. Салиной. Окончил юрпдпч. ф-т Моск. ун-та и Моск. консерваторию (класс фп. В. П. Сафонова, класс композиции А. Т. Гречанинова п Р. М. Глпэра). До 1921 дирижировал спмф. концертами в Смоленске. С 1921-зав. муз. отделом Главпо-лптпросвета (Москва). Автор оперы "Трильби" на собств. либретто по одноим. роману Ж. Дю Морье (соч. 1919; 1924. Свободная опера С. И. Зимина, Москва).

Лит.: Ряднова Н. [сост.], Трильби. Опера. Музыка А. Юрасовского. Краткое содержание и музыкальный обзор, Тифлис, [1930]; Чемоданов С., Трнльби. Музыка Юрасовского, "Рабочий зритель", 1924, ј 11. A, ffe.

ЮРА-ЮРСКИЙ, Александр Петрович (р. 23.VI. 1895) - укр. сов. актер. Нар. арт. УССР (1947) и Узб. ССР (1944). Чл. Коммунпстич. партии с 1957. В 1919 окончил театр. студню при "Молодом театре" (Киев). В 1920 принял активное участие в организации Т-ра им. И. Франко (Винница), в к-ром проработал до 1948. Был режиссером и худ. рук. т-ра в Донецке (1925-27). Игра Ю.-Ю. отличается непосредственностью, сочностью красок, яркостью темперамента, мастерством сценич. речи.

Роли: дядько Лев ("Лесная песня" Л. Украинки), Эстеван ("Овечий источник" Лоне де Вега), Фурманов ("Мятеж"), Стрижень. Голота ("Гибель эскадры", "Правда" Корнейчука), Тарас Шевченко ("Судьба поэта" Голованивского), Валько ("Молодая гвардия" по Фадееву) и др.

С 1948 выступает на эстраде как чтец. Мастер художественного слова, интерпретатор произведений Т. Шевченко, И. Франко, П. Тычины, М. Бажана, М. Рыльского и др. А. Гал. ЮР‚НЕВА, Вера Леонидовна [10(22).VI.187619.1.1962] - рус. сов. актриса. Засл. арт. РСФСР (1935). Окончив в 1902 драм. курсы при Александрийском т-ре (кл. В. Н. Давыдова), играла один сезон в этом т-ре. Затем в провинции - в Одессе, Киеве, Новочеркасске, Росто-ве-на-Дону и др. Одна из первых исполнительниц ролей в пьесах совр. зап. драматургов:

Б ронка("Снег"Пшибышевского, 1904), Регина ("Привидения", 1904), Нора (1909) и др. В 1911 - 1917 Ю.- актриса Т-ра К. Н. Незлобина (Москва, Петербург); с успехом исполнила роль Маргариты в спектакле "Фауст" Г„те (пост. Ф. Ф. Комиссаржевского). В 1918-19 играла в Киеве (Виктория - "История одной любви" по Гамсуну и др.), в сезоне 1919-20 - в б. Т-ре Корша в Москве. В 1922-24 - в труппе Ленингр. академпч. т-ра драмы, в 1930-36 - во МХАТе 2-м (Виоланта - "Испанский священник" Флетчера, 1934), в 1936-39- снова в Ленингр. акад. т-ре драмы. Осн. мотив творчества Ю.- тема любви. Мастерски передавая гамму сложных чувств и переживаний, она играла женщин страдающих, покинутых и оскорбл„нных (Лариса, Анна Каренина), легкомысленных, эгоистичных (Елена Николаевна - "Ревность" Арцыбашева, 1913). Обладая особым стилем игры, своеобразным, несколько напевным голосом, Ю. создавала образы, отмеченные модернистскими тенденциями. Среди лучших ролей Ю.- Екатерина Ивановна (о. п. Андреева, 1917, Т-р Незлобина, Петроград).

После Октябрьской революции Ю. с огромным успехом сыграла героич. роль Лауренсии в спектакле "Овечий источник" ("Фуэнте овехупа") Л one де Вега (пост. К. А. Марджанова, 1919, Киев), затем Клеопатру и Катерину ("Антоний и Клеопатра" Шекспира, "Гроза" - Ленинградский академический т-р драмы).

В 1939-47 Ю. выступала как чтица, исполняла произв. Э. Золя, П. Ж. Беранже, Чехова, участвовала в лит.-муз. спектакле "Пер Гюнт" Ибсена (роль Озе). В 1947-55 - актриса Лит.-драм. т-ра ВТО. Занималась лит. работой. Автор книг и ряда статей. Снималась в кино.

Соч.: Записки актрисы, М.-Л., 1946; Мои записки о китайском театре, [M.], 1D28; Актрисы, М., 1925; Женщины театра. П., 1923; Владимир Яхонтов, "Советский театр", 1932, ј 12, с. 22-25.

Лит.: Дейч А., Легендарный спектакль, в сб.:

К. А. Марджанишвили, Тб., 1958, с. 442-53; В и т в и ц -к а я Б., Театр Незлобина, "Театр и искусство", 1917, .V' 41, с. 709-10; Данилов С. С.,О провинциальном театре, в сб.: Русский провинциальный театр. Л.-М. 1937 с 11- 30. Ю. Гл.

ЮРИНАЦ (Jurinac), Сребренка (Сена) (р. 24.X. 1921) - югосл. (хорватская) артистка оперы (сопрано). Училась в Загребской консерватории (1939-42) уМ. Костренчич и 3. Кунц-Миланова. Дебютировала на сцене Хорватского Нац. т-ра в роли Мимп (1942, "Богема"). С 1945 - солистка Венской гос. оперы. Выступала также в т-рах "Ла Скала", "Сан-Карло", "Ковент-Гарден" и на фестивалях в Эдинбурге, Глайндборне, Зальцбурге.

Ю. обладает сильным голосом красивого тембра, большой музыкальностью и драматич. дарованием.

Партии: Керубино, Илия ("Свадьба Фигаро", "Идоме-ней" Моцарта), Леонора, Елизавета ("Сила судьбы", "Дон Карлос" Верди), Чио-Чио-сан; сестра Анжелика (о. п. Пуч-чини), Дездемона ("Отелло" Верди) и др. Альб. К.

ЮРККА (Jurkka) - семья фин. актеров. 1) Э м м и Ирена (р. 21.IV.1899)-актриса и театр. деятель. Дебютировала в 1919 в т-ре Народной сцены в Хельсинки. Затем выступала в т-рах городов Оулу, Вы-борга, Турку и Хельсинки. В 1953 основала в Хельсинки т-р Юркка. Играла драматические роли: Иоанна ("Святая Иоанна" Б. Шоу), Хайтанг ("Кавказский меловой круг" Брехта), Маша ("Живой труп"), Катюша ("Воскресение" по Толстому), Кирсти ("Смерть Элизы" Нумерса). Снималась в кино.

2)Эйно Хейкки (1894-1953) - актер и режиссер, муж Эмми Ю. В 1914-46 был актером, режиссером и директором т-ров городов Турку, Хельсинки, Оулу и Выборг. Снимался в кино. Роли:

Петруччио ("Укрощение строптивой"), Протасов ("Живой труп"), Ма ("Кавказский меловой круг"), Аслак ("Пер Гюнт" Ибсена). Как режиссер испытал влияние экспрессионизма.

3) С а к а р и Хейкки (р. 16. IX. 1923) - актер и театр. деятель. Сын Эмми и Эйно Ю. Выступал в т-рах Исалми, Тампере и Хельсинки. В 1959-62 возглавлял собственный т-р "Арена-Юркка" в Хельспнкп. С 1962 - артист Финского Нац. т-ра. Играл роли героев.

4) Ю с с и Т а п а н и (р. 15.VI.1930) - актер. Сын Эйно н Эмми Ю. С 1949 выступал в т-рах городов Котка и Хельсинки. С 1957-в Финском Нац. т-ре.

С. Л.

ЮРОВСКИЙ, Владимир Михайлович [р. 7(20).III. 1915] - рус. сов. композитор. В 1938 окончил Мо-сковск. консерваторию (класс Н. Я. Мясковского).

Автор оперы "Дума про Опанаса" (соч. 1940); балетов - "Алые паруса" (1942, Большой т-р), "Нунча" (соч. 1948), "Под небом Италии" (1952, Т-р оперы и балета им. Шевченко), "Перед рассветом" (1964, Свердловский т-р оперы и балета), "Золотая антилопа" (соч. 1965); музыки к спектаклям, фильмам и др. соч. В. Бр.

ЮРОВСКИЙ (наст. фам.- Саруханов), Юрий Ильич [21. IV(3.V). 1894 - 30.XII.1959] -рус. сов. актер, режиссер. Нар. арт. СССР (1956). Чл. Коммунистич. партии с 1952. Сценич. деятельность начал в 1914 в труппе Артистпч. об-ва в Тифлисе. В 1926 принимал участие в организации рижского Рабочего театра и пост. в этом т-ре ряд спектаклей. В 1924 вступил в труппу Рижского т-ра рус. драмы, был актером и режиссером этого т-ра. Ю. создавал значительные, укрупн„нные характеры, актер раскрывал социальную сущность героев, придавая им неповторимые индивидуальные черты, с успехом играл драматические, комедийные и остро сатирические роли.

Роли: Чацкий, Арбенин; Раскольников ("Преступление и наказание" по Достоевскому), профессор Пирогов ("Сестры" Германа), Сомов ("Сомов и другие" Горького), король Лир, Макбет; Тевье-молочник (о. п. Шолом-Алейхема), Николай Скроботов ("Враги"), Самуэль Стил ("Шакалы" Якобсона), Клеберг ("Купальщица Сюзанна" У пита), Суходолов ("Сонет Петрарки" Погодина)и др.

Пост. в Рижском рус. т-ре спектакли: "Таня" Арбузова, "Платон Кречет"; "Так и будет" Симонова, "Полковник Ф остер призна„т себя виновным" Вайяна, "Пигмалион" Шоу, "Укрощение строптивой", "Машенька"; в т-ре оперы: "Отелло" Верди, "Пиковая дама", ставил спектакли в др. т-рах.

Снимался в кино - "Встреча на Эльбе" (Гос. пр. СССР, 1950), "Жуковский" (Гос. пр. СССР, 1951).

Преподавал в Театр. ин-те Латв. ССР.

Лит.: Вахрушева Е.А., Юрий Юровский, Рига, 1957; е„ же, Дорога исканий, Рига, 1958. Ел. В.

ЮРСКИЙ, Сергей Юрьевич (р. 16.III.1935) - рус. сов. актер. Окончил в 1959 Ленингр. театр. ин-т им. А. Н. Островского (педагог Л. Ф. Макарьев). С 1957 - актер Ленингр. Большого драм. т-ра им. Горького. Дебютировал в роли Олега ("В поисках радости" Розова). В "Океане" Штейна Ю. играл Константина Часовникова, беспокойного, ищущего юношу. В спектакле "Я, бабушка, Илико и Илларион" Думбадзе и Лордкипанидзе исполнил роль доброго, задорного и самоотверженного старика Илико. Затем сыграл роль Адама ("Божественная комедия" Штока). Играл Чацкого; Тузенбаха ("Три сестры").

Ю. смело сочетает в воплощаемых им характерах почти эксцентрнч. графнчность, остроту внешней формы с душевной окрыл„нностью, глубоко зата„нным внутр. лиризмом. При исполнении роли Дживолы в спектакле "Карьера Артуро Уи" Брехта Ю. достигает мастерства сценнч. гротеска. Ч„ткость рисунка, глубокая психологич. правдивость и романтич. приподнятость образуют в сценич. образах Ю. своеобразное и часто неожиданное единство. Снимается в кино. С. Ц.

ЮРЧАК, Василий Михайлович (26.VIII.1876- 28.IX.1914) - укр. актер. В 1896-1914 работал в укр. т-ре Львовского об-ва "Руська бесща". Творчество Ю. отличалось жизненной правдой, глубоким лиризмом, искренностью. Талант Ю. высоко ценили И. Я. Франко и Н. К. Садовский. Своим учителем его называл А. М. Бучма.

Лучшие роли: Максим Кукса ("Остались в дураках" Кропивницкого), Омелян, Феноген ("Бурлак", "Хозяин" Карпенко-Карого), Микола Задорожный ("Украденное счастьем Франко), Петр ("Власть тьмы"), Перчихпн, Лука ("Мещане", "На дне"), Бен Акпба ("Уриэль Акоста" Гуцкова) и др. Р. П.

ЮРЬЕВ,Сергей Андреевич (13.V. 1821- 26.XII.1888)- рус. театр. деятель, критик, переводчик. Сотрудничал в журналах "Новое время", "Театральная библиотека", в газетах "Московские ведомости", "Русская мысль" и др. Был редактором журнала "Артист". Ю. принадлежат переводы трагедий Шекспира "Макбет" и "Антоний и Клеопатрам и драмы Л one де В era "Звезда Севильп. Гуманист и эрудит, Ю. оказал большое влияние на совр. ему артистич. и лит. круги рус. интеллигенции; одним из первых проявил интерес к нар. деревенскому т-ру.

Соч.: Лоне де Всга, как драматический поэт, в кн.: Испанский театр цветущего периода XVI и XVII вв., ч. 1, М., 1887. ‚. X.

ЮРЬЕВ, Юрий Михайлович [3(15).1.1872-13.111. 1948] - рус. сов. актер. Нар. артист СССР (1939). В 1889 поступил в Моск. филармо-нич. уч-ще, где учился в классе А. И. Южина. Отсюда переш„л на драм. курсы Московского театр. уч-ща (класс А. П. Ленского). Будучи воспитанником курсов, участвовал в спектаклях Малого т-ра - "Граф де Рпзоор" Сарду, "Северные богатыри" Ибсена. По окончании курсов в 1893 был принят в Александрийский т-р (ныне Ленингр. т-р драмы им. А. С. Пушкина), дебютировал в роли Милона ("Недоросль"). В этом т-ре (с неск. годами перерыва) прошла вся артистич. жизнь актера. Ю.- крупнейший представитель героико-романтич. школы рус. и сов. актерского иск-ва. Его лучшими ролями были: Чацкий (1899); Ромео ("Ромео и Джульетта" Шекспира, 1900), Фауст (о. п. Г„те, 1904), Фердинанд (1909); Уриэль Акоста (о. п.

Гуцкова, 1910), Карл Moop (1910); Дон Жуан (о. п. Мольера, 1910), Самозванец ("Борис Годунов", 1913).

В 1918 Ю. создал в Петрограде "Театр Трагедии", открывшийся спектаклем "Царь Эдип" Софокла (на арене б. цирка Чинизеллн). Деятельность т-ра оборвалась в связи с обострением положения на фронте. В 1919 Ю. принимал участие (вместе с А. М. Горьким, А. В. Луначарским, А. А. Блоком и М. Ф. Андреевой) в создании Большого драматич. т-ра, где исполнил роль маркиза Позы в спектакле "Дон Карлос" (1919). В 1922-28 Ю. возглавлял Академич. т-р драмы (б. Александрийский). Своим творчеством Ю. утверждал жанр классич. трагедии. Следуя принципам возвышенного, но абстрактного гуманизма, Ю. в ролях, требовавших психологич. разработки, подч„ркивал гражданские мотивы. Знаменательна, однако, глубокая внутр. эволюция, происшедшая с одним из крупнейших сценич. созданий артиста - образом Арбенина. Впервые Ю. сыграл эту роль в спектакле, пост. В. Э. Мейерхольдом (1917), и продолжал исполнять е„ во всех возобновлениях (1920, 1930). Каждый раз он вносил в созданный им условно-романтич. образ новые и живые психологич. детали, приближал этот образ к требованиям художеств. правды. Уже в поздний период своей актерской жизни Ю. создал одну из лучших своих ролей - Не-счастливцева (1936). Здесь его пластич. и интонационно-словесное мастерство было обогащено тонкими и сложными психологич. нюансами. "В работе над ролью Несчастливцева,-пишет в своей книге "актеры моего поколения" Я. О. Малютин,- как бы сбывалась старая юрьевская мечта: возвышенное и торжественное становилось выражением естественных, чистых и незамысловатых человеческих чувств, как бы еще и еще раз получала свое подтверждение его вера в то, что истинно высокое в человеке заслуживает быть выраженным в столь же возвышенных, способных тревожить, потрясать, воспламенять зрителей словах" (1959, с. 88). С 1898 работал как педагог, преподавал на драматич. курсах, в школе рус. драмы, в Ленингр. театр. ин-те. Ю.- автор "Записок" - воспоминаний, в к-рых воссозданы актерские образы и спектакли Малого и Александрийского т-ров. Выступал на эстраде как чтец ("Эгмонт" Г„те и др.). Гос. пр. СССР (1943) за многолетние выдающиеся достижения.

Среди др. ролей: Рюи Блаз, Карл (о. п.; "Эрнани" Гюго)" Ипполит (о. п. Еврипида), Отелло; король Лир; Беркутов ("Волки и овцы"), Великатов ("Таланты и поклонники"), Батов ("Яд" Луначарского), Дантес ("Пушкин и Дантес" Каменского), Брызгалов ("На берегу Невы" Трен„ва), Кре-чинский; Рощин ("Смена героев" Ромашова).

Соч.: Записки, Л.-М., 1948; т. 1-2, Л.-М., 1963. Лит.: Малютин Я. О., актеры моего поколения, Л.-М., 1959. С. Ц.

ЮРЬЕВА, Мария Александровна (г. рожд. непзв,- ум. после 1915) - рус. актриса. Играла в т-рах Харькова, Новочеркасска, Киева, Петербурга (Литейный т-р и др.; 1911-15), Казани и др. городов. Лучшие роли: Анна ("Одинокие" Гауптмана), Паула ("Вторая жена" Пинеро), Елена Протич ("Симфония" М. Чайковского), Гедда Габлер (о. п. Ибсена), Рен„ва, Лидия, Мамаева ("Светит, да не греет", "Бешеные деньги", "На всякого мудреца довольно простоты" Островского), Анфиса (о. п. Андреева) и др.

Лит.: Карачунский Л., Наши петербургские артисты, СПБ, 1896, с. 81; В а с-й (Василевский Л.), Юбилей Юрьевой, "Жизнь искусства", 1923, JSs 19, с. 11. Е. X.

ЮРЬЯН, Павул Андреевич (22.II.1866-6.X.1948)- латыш. сов. дириж„р, педагог, композитор. Засл. деят. пск-в Латв. ССР (1945). Окончил Харьковское муз. уч-ще по классу валторны (1890); в 1898- Петербургскую консерваторию по классу пения А. Котоньп. Был основателем, руководителем и дириж„ром первого латыш. оперного театра - "Латышская опера" (1913-15) в Риге, на основе к-рого впоследствии был создан Т-р оперы и балета Латв. ССР. Также организатор первых латыш. симфонич. концертов. Создал обработки латыш. нар. песен. С 1904 в„л педагогич. работу в муз. уч-ще РМО в Риге; в 1919-40- в Латвийской консерватории (с 1927- проф.). Воспитал многих латышских певцов. Я. В.

ЮРЬЯНОВ, Михаил Андреевич [р.11(24).X.1907]- рус. сов. артист оперы (баритон). Засл. арт. РСФСР (1950). Чл. Коммунпстич. партии с 1931. В 1939 окончил Ленингр. консерваторию (класс Л. М. Образцова). Сценич. деятельность начал в 1931 в качестве солиста театрализованного вок. ансамбля Ленингр. мюзик-холла. В 1934-39 - солист оперной студии Ленпнгр. консерватории. В 1939-62 - солист Саратовского т-ра оперы и балета. В 1947-59 (с перерывами) и с 1965 - преподаватель Саратовской консерватории по классу сольного пения.

Партии: Онегин; Елецкий, Томский ("Пиковая дама"), Мазепа; Лионель ("Орлеанская дева" Чайковского), Грязной;

Мизгирь ("Снегурочка"), Князь Игорь, Демон; Фигаро ("Свадьба Фигаро", "Севильский цирюльник"), Жермон, Граф ди Луна, Ренато, Монфор ("Травиата", "Трубадур", "Бал-маскарад", "Сицилийская вечерня" Верди), Скарпиа ("Тоска"), Сильвио, Тонио ("Паяцы"), Эскамильо; Валентин ("Фауст"), Барнаба ("Джоконда" Понкьел-ли), Листрат ("В бурю" Хренникова), Степан ("Семья Тараса" Кабалевского), Листницкий ("Тихий Дон"), Фурманов ("Чапаев" Мокроусова), Вадим ("В грозный год" Крейтнера), Богдан Хмельницкий (о. п. Дань-кевича) и др. . Ив.

ЮСЙФ-ЗАД‚, Ашраф Ам-рах оглы (5. XII. 1906- 7. III. 1963) - азерб. сов. актер. Нар. арт. Азерб. ССР (1955). Сценич. деятельность начал с участия в самодеятельном драм. кружке; на проф. сцену поступил в 1928. Сначала работал в азерб. театре Еревана, затем в бакинском рабочем т-ре, с 1933в Кировабадском т-ре им. Джабарлы. Игра Ю.-з. отличалась эмоциональностью, яркостью национальных красок.

Роли: Гаджи Кара (о. п. Ахундова), шейх Сенан (о. п. Гусейн Джавида), Довлет-бей и Гаджи Ахмед ("Айдын" и "Алмас" Джабарлы), Каджар ("Вагиф" С. Вургуна), Генрих ("Мадрид" Ибрагимова), Муса ("Той" С. Рахмана), Яго и др. К. Кае.

ЮСУПОВ, Абдулла [р. 15(27).IX.1899] - тат. сов. режиссер. Засл. деят. иск-в Тат. АССР (1957). В 1929 окончил Тат. театр. техникум. В 1930-32режиссер Моск. тат. т-ра, в 1932-34 - Ленингр. тат. агит. т-ра. В 1935-38 - режиссер Астраханского тат. т-ра. В 1938-40 работал в рус. т-ре Волгоградской обл. В 1945-48 - худ. рук. Тат. передвижного т-ра (Тат. АССР). В 1948-52 - гл. режиссер, в 1952-62 - режиссер Т-ра им. Г. Камала. В 1963-66-гл. реж. Альметьевского т-ра.

Среди пост.: "Славная эпоха", "Потоки" по Гиз-зату; "Молодая жизнь" Кулахметова, "В вороньем гнезде" Камала, "Песня жизни" Амира, "Таланты и поклонники", "Васса Железнова", "Тартюф" и др. Х.К.

ЮСУПОВ, Акрам (р. 1905) - узб. сов. цирковой артист; ков„рный клоун. Засл. арт. Узб. ССР (1954). На манеже выступал с 1930 как турнпст, позднее - наездник (ансамбль джигитов под рук. К. Зарипова). С 1942 работает в узб. цирковом коллективе, в групповом номере канатоходцев под рук. А. Ташкен-баева. Здесь Ю. подготовил номер - клоунаду на канате. Обаятельно обыгрывая мнимую неловкость, Ю. демонстрировал выдающееся эквилибристич. мастерство. В 1952 Ю. вместе с К. А. Берманом выступал в Моск. госцпрке с клоунскими репризами-"Встреча", "Прощание". С 1953 окончательно переш„л на амплуа ков„рного. В своих выступлениях повторяет при„мы узб. нар. комиков "кызыкчи", выступает с осликом. В 1955 участвовал в представлении "Семеро вес„лых" в Моск. госцирке. А. Шн.

ЮСУПОВ, Махсум (р. 18.VII.1912) - узб. сов. актер. Нар. арт. Узб. ССР (1964). Чл. Коммунпстич. партии с 1953. С 1932 - актер Т-ра им. Хамзы. Ю.- характерный актер, но играет и роли героев. В спектакле "Семья" Ю. исполнил роль В. И. Ленина (1952).

Роли: Алимджан ("Хамза" Яшена и Умари), Камиль ("Песня жизни" Уйгуна), Дехканбай ("Ш„лковое сюзане" Каххара), Юлчи ("Священная кровь" по Айбеку), Нигматов ("Настоящая любовь" Якубова), Саккоки ("Улуг-бек" Шей-хадзе), Гаиб ("Убийца" Уйгуна). Я.-Я.

ЮСУПОВА, Бедер Ахметовна (р. 1902) - башк. сов. актриса. Нар. арт. Башк. АССР (1940), засл. арт. РСФСР (1944). Получила педагогия, образование. С 1917 начала выступать в любительских спектаклях. Была в числе организаторов (1919) и одной из первых актрис Башк. гос. т-ра в Стерлитамаке. Позднее вошла в состав Башкирского академического т-ра в Уфе. Среди лучших ролей: Кручиннна, Любовь Яровая и др.

Лит.: "Театральная жизнь", 1962, .ј 12. А. Ив.

ЮСУПОВА (Д ж а нда рбекова), Клара (р.28. VII. 1930) - узб. сов. артистка балета. Нар. арт. Узб. ССР (1964). В 1945-52 училась в студии при Т-ре оперы и балета им. Навои, затем в Моск. хореографич. уч-ще. С 1951 работает в Т-ре оперы и балета им. Навои. Ю. известна как исполнительница узб. нар. танцев. Танец е„ отличается темпераментом, экспрессией, нац. своеобразием. Исполнила партии и в классич. балетах: Эсмеральда; фея Сирени ("Спящая красавица"), Китри и др. Н. Pax.

ЮТКЕВИЧ, Сергей Иосифович [р. 15(28).XII. 1904]-рус. сов. режиссер и художник. Нар. арт. СССР (1962). Чл. Роммунистич. партии с 1939. Доктор искусствоведения. В 1921-23 учился в Гос. высших режиссерских мастерских (ГВЫРМ, рук. В. Э. Мейерхольд) и в Высших художеств. технич. мастерских

(ВХУТЕМАС). Одновременно работал в театр. мастерской Фореггера (Мастфор). Оформил здесь (совм. с С. М. Эйзенштейном) ряд спектаклей: "Вечер театральных пародий"; "Хорошее отношение к лошадям" Масса (1921) и осуществил пост. "Спектакль шарлатанов" Геллета (1922) и др. Принимал участие как режиссер и художник в оформлении политич. скетчей и эстрадных номеров для живых газет "Синяя блуза" и "Смычка".

С 1926 Ю. работает гл. обр. как режиссер кино. Ставит также и спектакли: "Ключи Берлина" Гуса и Финна (1939, Моск. т-р Революции), "Мать" Чапека (1942, рус. Т-р им. Маяковского, Душанбе), "Дорога в Нью-Йорк" Малюгина (1943, Ленингр. т-р Комедии), "Вы этого не забудете" Пристли (1945, там же). В 50-е гг. Ю. принимал участие как режиссер и художник в пост. комедий Маяковского на сцене Моск. т-ра Сатиры - "Баня" (реж. совм. с Н. В. Петровым и В. Н. Плучеком, 1954), "Клоп" (реж. совм. с Плучеком, 1956). Спектакли Ю. отличаются остротой мысли и формы, тяготением к эксцентричным сатирич. образам, комедийной театральностью. С 1960 Ю. руководит Студенч. т-ром Моск. ун-та, где пост. и оформил спектакли: "Сердце у меня одно" Полонского (1961), "Карьера Артура Уи" Брехта (1964), "Хочу быть честным" Войновича (1967). С 1929 занимается педагогич. деятельностью; профессор ВГИКа.

Др. пост. в т-ре: "Ночной смотр" Шкваркина (совм. с X. Локшиной, Ленингр. т-р Комедии, 1937), "Южный узел" Первенцева (1947, Малый т-р); был художником спектакля "Пролитая чаша" Ван Ши-фу (1951, Моск. т-р Сатиры).

Пост. фильмы: "Встречный" (совм. с Ф. М. Эрмлером), "Человек с ружь„м", "Яков Свердлов" (Гос. пр. СССР, 1941), "Отелло", "Рассказы о Ленине", "Ленин в Польше"; документальный фильм "Молодость нашей страны" (Гос. пр. СССР, 1947), "Освобожд„нная Франция" и др.

Соч.: Контрапункт режиссера, М., 1960; Мы знали его таким (о С. М. Эйзенштейне), "Знамя", 1960, ј 10; Работая над Маяковским, "Театр", 1955, X' 4 (совм. с. В. Плучеком); Доктор Дапертутто, или Сорок лет спустя, в сб.:

Встречи с Мейерхольдом, М., 1967. А. О.

ЮХВИД, Леонид Аронович (р. 5.V. 1909) - укр. сов. драматург и театр. деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1931. Лит. деятельность начал в 1925. Большую популярность получила оперетта на либр. Ю. "Свадьба в Малиновке" (1937, муз. А. П. Рябова, Б. А. Александрова), пост. во мн. т-рах страны. Самобытные характеры, яркий нар. яз., сочный юмор определили широкое распространение и сохранение этой пьесы в репертуаре сов. т-ров муз. комедии.

Ю.-автор пьес: "Черноморец", "Моя знакомая", "Чудесный край", "До встречи в мае", "Мишка Ко-нюшенко", "Ночь в июне" и др.

Соч.: Комеди, X., 1954; Маленьк! комедп. Зб1рник, X., 1958. Д. Б.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница