Наши партнеры

для видеоконференций оборудование
радиатор отопления

Театральная энциклопедия
(страница 509)


ЮЧЕНКОВ, Глеб Иванович [р. 20.VI (3.VII).1911]- рус. сов. актер. Нар. арт. УССР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1951. Учился на актерских курсах. Сценич. деятельность начал в первом Гжатском колх.-совх. т-ре (1937-41), затем работал в Смоленском т-ре (1941-49), с 1949 - актер Симферопольского т-ра им. Горького. Исполнял роль В. И. Ленина в спектаклях "Правда" Корнейчука, "Кремл„вские куранты"; "Вечный источник" Д. Зорина, "Именем революции" Шатрова.

Др. роли: Киров ("Крепость на Волге" Кремл„ва), Прохор, Синцов ("Васса Железнова", "Враги"), Фаюнин ("Нашествие"), Кривонос, Ромодан, Нечай ("Богдан Хмельницкий", "Крылья", "Над Днепром" Корнейчука), Варра-вин ("Дело" Сухово-Кобылина), Городничий. Снимался в кино. Л. Б.

ЮШКЕВИЧ, Сем„н Соломонович (25.XI.1868-12.11. 1927) - рус. писатель, драматург. Печататься начал в 1897. По предложению М. Горького принимал участие в лит. сборниках "Знание". Ю.- автор много-числ. пьес из жизни евреев, где показывает евр. бедноту, обитателей гор. окраин: "Голод" (1907, Алек-сандринский т-р), "Мендель Спивак" (1914, Моск. драм. т-р), "Повесть о господине Сонькине" (1917, Т-р Южного, Москва). Сочувствие к обездоленным сочеталось у Ю. с резкой критикой буржуазии:

"Комедия брака" (1910, Одесский т-р), "Бес" (1913, киевский Т-р Соловцова) и др. Лучшая пьеса Ю.- "Король" (соч. 1906, несмотря на запрет цензуры, с 1907 шла в провинции, в 1908 пост. в Петербурге в Т-ре Неметти, в 1910 - в моек. Т-ре Корша). После революции 1905 -07 в творчестве Ю. усиливаются мотивы индивидуализма и пессимизма, проявляются черты символики: "В городе" (1906, Т-р Комиссаржевской), "Miserere" (1910, МХТ), "Город Иты" (1916, Передвижной т-р П. П. Гайдебурова). В 1920 Ю. эмигрировал во Францию.

Соч.: Полное собрание соч., т. 1-14,СПБ, 1914-18 (т. из-пьесы, П., 1918); Человек воздуха, П., 1915; "Король", в кн.: Драматургия "Знания", М., 1964, с. 321- 400; 562-66 (биографич. сведения о Ю. и о постановке "Короля" на сцене...).

Лит.: Юзовский Ю., М. Горький и его драматургия, М., 1959, с. 317-88. С. Г.

Ю ЫН ГЕН (р. 11. II 1.1922) - корейская артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. КНДР (1965). Пению училась на вок. отделении Сеульского муз. уч-ща (1938-41). В 1954-57 была в аспирантуре Моск. консерватории (класс

Н. Л. Дорлиак). С 1947 - солистка Гос. художеств. т-ра (Пхеньян). Ю Ы. Г. обладает красивым голосом мягкого, т„плого тембра.

Партии: Микаэла, Виолетта; Антонида ("Иван Сусанин"), Снегурочка; Золушка (о. п. Ли Мен Сана), Принцесса ("Он-даль" Хван Хак Кына), Любовь Шевцова ("Молодая гвардия" Мейтуса).

Выступает как камерная певица. Гастролировала во мн. странах Европы и Азии, была в Сов. Союзе (1950, i95L 1953). Г. Ли,

ЮЭЦЗЮЙ - разновидность кит. традиц. т-ра. Распространена в провинциях Гуандун и Гуанси, а также среди китайцев, проживающих в странах Юго-Вост. Азии. Возникла в сер. 18 в. Первоначально представления Ю. исполнялись на пекинском диалекте, в 20-х гг. распространился кантонский диалект. Муз. основу Ю. составляют мелодии жанров пихуан и отчасти банцзы, а также местные нар. напевы (допускается создание оригинальных мелодий). Оркестр Ю. отличается разнообразием инструментов, особенно струнных. Представления Ю. характеризуются большим количеством мужских амплуа; помимо шэн, в них действуют унаследованные от средневекового т-ра персонажи амплуа мо и вай.

Лит. (на кит. яз.): Ч ж у Ч ж а о-н я н ь, Чжунго си-цюй, Пекин, 1963. С. С

ЯБАНДЖЙЕВ, Рачко (р. 29.V. 1920) - болг. актер. Засл. арт. НРБ (1963). В 1946 по окончании Театр. школы в Софии был принят в труппу Народного т-ра им. Вазова (София). Роли: Васька Окорок ("Бронепоезд 14-69"), Моска ("Вольпоне" Джонсона), Срета ("Депутат" Нушпча), Шубин ("Накануне" по Тургеневу), Рад Лупу ("К пропасти" Вазова), Кандов ("Под игом" Вазова), Буланов ("Лес") и др.

Исполнял роль Владимира Ильича Ленина ("Третья патетическая" Погодина). Снимался в кино. Я. Пр.

ЯБЛОНОВСКИЙ (наст. фам.- П о т р е с о в), Сергей Викторович (другие псевдонимы - С. П., Я-скпй С., Homunculos) (1870 - ок. 1929) - рус. журналист, театр. критик. Окончил исторпко-фило-логич. ф-т Моск. ун-та. Лит. деятельность начал как журналист. С 1901 работал в Москве, в газете "Русское слово", сотрудничал в журнале "Рампа и жизнь". Писал статьи по вопросам драматургии, актерского иск-ва, рус. театр. критики. Поддерживал Моск. Художеств, т-р, подч„ркивая его значение для развития рус. театр. культуры. Написал книгу "О театре" (М., 1909). Представляют интерес статьи Я., посв. творчеству М. С. Щепкина, П. А. Стрепето-вой, О. О. Садовской, Е. К. Лешковской, М. Н. Ермоловой, В. Ф. Комиссаржевской, Ф. П. Горева, И. М. Москвина. Был членом правления Литературно-художеств. кружка, участвовал в ставившихся там спектаклях. В 1917 эмигрировал из Сов. Союза; жил во Франции.

ЯБЛОЧКИНЫ - семья рус. актеров. 1) Александр Александрович [4(16).XI.1821 - 1(13). XI. 1895] - режиссер и актер. С 1834 занимался в Театр. уч-ще по классу пения и контрапункта, затем переш„л в драм. класс. В 1841-46 и 1851-74 работал в Александрийском т-ре; сначала как актер, затем как режиссер (с 1868 - гл. режиссер). Исполнял роли молодых любовников в водевилях. В 1846-51- режиссер рус. т-ра в Тифлисе (был организатором этого т-ра), в сезоне 1879/80 - Одесского т-ра; ставил также спектакли в моек. Т-ре Корша, в Т-ре Лентовского.

Я. был одним из первых рус. театр. деятелей, стремившихся поднять иск-во пост. спектакля на высокую ступень. Он тщательно и много работал не только с исполнителями гл. ролей, но и со статистами, добиваясь выразит, решения массовых сцен, придавал большое значение оформлению спектакля, стремился к археологически точной передаче эпохи и т. п. Среди лучших работ Я. - спектакли, пост. в Александрийском т-ре: "Русская свадьба" Сухонина, "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого, "Борис Годунов" Пушкина (1870, 1-я пост.), мн. пьесы Островского и др. Помимо драм. спектаклей, Я. с большим успехом ставил также оперетты: "Орфей в аду", "Птички певчие", "Прекрасная Елена" Оффенбаха и др. Выступал как переводчик водевилей.

Лит.: Я б л о ч к и н а А. А., 75 лет в театре, М., i960.

2) Серафима Васильевна [17(29). IV. 1842 - 24.111(5.IV). 1898] - драм. актриса. Вторая жена Александра Александровича Я. По окончании Петерб. театр. уч-ща в 1861 была зачислена в труппу Александрийского т-ра. Играла роли инженю преим. в комедиях и водевилях: Лидочка ("Свадьба Кречин-ского"), Марыща ("Каширская старина" Аверкиева) и др. В 1868 и 1871-74 работала в Тифлисе, в 1875- 1877-в Одессе. С 1877актриса моек. Малого т-ра; исполняла в этот период роли "благородных матерей"- королева Гертруда ("Гамлет") и др.

3) АлександраАлександровна [3(15). XI. 1866-20.III.1964]-драм. актриса. Нар. арт. СССР (1937). Сценич. иск-вом занималась с Г. Н. Федотовой и с отцом Александром Александровичем Я. Впервые выступила на сцене в шестилетнем возрасте (Петя - "Испорченная жизнь" Черныш„ва, Тифлис). Подготовив под рук. отца роли Катарины ("Укрощение строптивой" Шекспира) и Наташи ("Своя семья, или Замужняя невеста" Шаховского, Грибоедова и Хмельницкого), Я. исполнила их в 1885 в Тифлисском т-ре рус. драмы. В 1886-88 - актриса моек. Т-ра Корша; сыграла здесь одну из своих лучших ролей - Софья ("Горе от ума"). В 1888 дебютировала в Малом т-ре (в роли Софьи); работала в этом т-ре до конца жизни. Выступала вместе с великими мастерами рус. сцены - М. Н. Ермоловой, А. П. Ленским, А. И. Южиным, 0.0. Садовской, иск-во к-рых оказало огромное воздействие на формирование творчества актрисы. Воспринимая лучшие традиции ре-алистич. школы, Я. постоянно следовала им в сво„м иск-ве.' "Необычайно красивая, изящная, простая..., она поразила меня,-писал Качалов,-своим сценическим благородством, тонкостью исполнения, громадным чувством меры..." ("В. И. Качалов". Сб. статей, воспоминаний, писем, 1954, с. 65). Высокий вкус, исключит. внимание к чистоте рус. речи, строгая этич. требовательность к себе и окружающим отличали Я. как художника и человека. Превосходная исполнительница ролей класспч. репертуара, Я. много выступала и в пьесах совр. рус. и зап.-европ. драматургов. Первоначально играла роли молодых девушек и женщин, впоследствии перешла на амплуа пожилых женщин и старух. Я. обладала тонким комедийным мастерством, грацией, отточенностью жеста, движений, безукоризненно носила сценич. костюм.

Роли: в Т-ре Корша (1886-88) - Софья ("Горе от ума"), Оленька ("Благородный театр" Шаховского), Надя ("Сорванец" В. Крылова); в Малом театре-Беатриче ("Много шума из ничего", сезон 1888/89), Марья Антоновна ("Ревизор", 1889/90), Соколова ("Симфония" М. Чайковского, 1890), Агнесса Сорель

("Орлеанская дева", 18 91/92), Вера Алексеевна ("Перекати поле" Гнедича, 1892), Зоя ("Расплата" Гославского. 1893), Офелия (1894/95); Корделия ("Король Лир", 1895/96), Анна("Т„м-ная сила" Шпажинского, 1895/96), леди Анна ("Ричард III", 1897), Эмма Леопольдовна ("Джентльмен" Сумбатова-Южина, 1897),Мишлина ("Т„ща" Онэ, 1898), Глафира ("Волки и овцы", 1898/99), Калерия ("Ложь" Зеланд, 1899), Дездемона (190U);

Анна Викторовна ("Цена жизни" Немировича-Данченко, 1900/01), леди Снируел ("Школа злословия", 1902), Анна

Болейн ("Король Генрих VIII" Шекспира, 1903), Рукайя ("Измена" Сумбатова-Южина, 1903), Фернанда ("Сын Жи-буайе" Ожье, 1903), Лидия ("Бешеные деньги", 1904/05), фру Фанни ("Джон Габриель Боркман" Ибсена, 1904), Ольга ("Для счастья" Пшибышевского, 1906), Рафаэла ("Праздник жизни" Зудермана, 1906), Вышневская ("Доходное место", 1907), Мамаева ("На всякого мудреца довольно простоты", 1907/08), Коринкина ("Без вины виноватые", 1908), Звездинцева ("Плоды просвещения", 1011), Аспазия Бопертюи ("Соломенная шляпка" Лабиша, 1914), княгиня Евпраксия ("Чародейка" Шпажинского, 1916), Мурзавец-кая ("Волки и овцы", 1916), Чебоксарова-мать ("Бешеные деньги", 1917), Анна Андреевна ("Ревизор", 1919), Гурмыж-ская (1921), Королева ("Стакан воды" Скрнба, 1923/24), Елена Кармина ("Женитьба Белугина" Островского и Соловь„ва, 1925), Каренина ("Живой труп", 1951).

Роли в произв. сов. драматургов: Ксения ("Огненный мост" Ромашова,1929), Скутаревская ("Скутаревский" Леонова, 1934), Горностаева ("Любовь Яровая", сезон 1935/36), Варвара ("Богдан Хмельницкий" Корнейчука, 1939), Горицвет ("Крылья" Корнейчука, 1955; роль написана специально для Я.). Последний раз Я. выступила на сцене в 1961 в роли мисс Кроули ("Ярмарка тщеславия" по Теккерею).

Много сил отдавала Я. обществ, деятельности. Ещ„ до революции на протяжении ряда лет она избиралась председателем "корпораций артистов" Малого т-ра, настойчиво отстаивала интересы актеров. В 1915, после смерти основательницы Рус. театр. об-ва М. Г. Савиной, возглавила это об-во и была его бессменным председателем до конца жизни. Воспоминания Я. переиздавались, несколько раз.

Соч.: Жизнь в театре, М., 1953; 75 лет в театре, М., 1960.

Лит.: А. А. Я б л о ч к и н а. К 50-летию сценической деятельности. Сборник, М.-Л., 1937; Филиппов Вл., А. А. Яблочкина, М.- Л., 1947.

4) Евгения Александровна [Яблоч-к и н а-Ж урина; 1852-28.XII. 1912 (10.1.1913)] - драм. актриса. Дочь Александра Александровича (от его первого брака с актрисой А. С. Медведевой). В 1868-72 работала в Александрийском т-ре, затем в провинции (Тифлис, Одесса, Николаев и др. города). В молодости выступала в амплуа инженю, потом перешла на роли комич. старух и характерные. В е„ исполнении трогательный лиризм сочетался с задорным юмором.

Роли: Лиза ("Горе от ума"), Марья Антоновна и Пошл„п-кина ("Ревизор"), Полина ("Доходное место"), Верочка ("Шутники" Островского), Варя ("Дикарка" Островского и Соловь„ва) и др. Играла также в мелодрамах. С. К.

ЯВЛЕНИЕ в пьесе, спектакле -часть акта, в к-ром происходит изменение в составе действующих лиц (уходы, приходы). Каждое Я. обусловлено логикой развития действия, фабулой пьесы.

ЯВОРОВ, Пейо Тотев (наст. фам. -Крачолов) (1.1.1878-17.X.1914) - болг. поэт и драматург. Лит. деятельность начал в 1895. Основоположник бурж.-психологпч. драмы в Болгарии. Драматургич. деятельность начал в конце жизни. Лприко-пспхо-логич. драма "У подножия Витошп" (1911, Нар. т-р, София) носит автобпографпч. характер. Драма "Когда гром ударит" (1913, там-же) разоблачает фальшивую мораль зажиточных землевладельцев. Автор критич. статей о репертуаре Нар. т-ра. В 1908-09 - драматург, в 1909-14-лит. секретарь Нар. т-ра в Софии. Выступал и как режиссер; пост. спектакли "Свадьба Змея" Тодорова (1911), "На дне" (1911), а также собств. пьесы "Когда гром ударит" (1913, Народный т-р, София). Перев„л (совм. с П. Славейковым; 1913, Народный т-р, София) "Укрощение строптивой" и "Ромео и Джульетту" Шекспира и др.

Соч.: Събрани съчинения, т. 2. Драми, С., 1943; В полите на Витоша, С., 1963.

Лит.; "Борба", С., 1914, кн. 8, с. 511-14; Найд„нов а-С то и лова Г., П. К. Яворов. Пътят към драма-та. С., 1962. Л. Ив,

ЯВОРСКАЯ (урожд. -Г ю б б е н е т, по мужу- Барятинская), Лидия Борисовна (1871-18. XI. 1921) - рус. актриса. Училась на Драм. курсах Петерб. театр. уч-ща. Продолжила театр. образование в Париже, занимаясь с актером т-ра "Комеди Франсез" Э. Го. Как проф. актриса дебютировала в 1893 в Ревеле (Т-во Н. С. Васильевой). В 1893-95 работала в Т-ре Корша в Москве; по совету А.П.Чехова в 1895 была приглашена А. С. Сувориным в пе-терб. т-р Лит.-художеств. кружка (впоследствии Т-р Лит.-художеств. об-ва); выступала здесь до 1900. Роль Катрин Юбш ("Мадам Сан-Жен" Сарду, 1895) принесла актрисе известность. Я. исполняла роли драм. героинь: Ольга Ранцева ("Чад жизни" Марковича, 1893), Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына, 1895), Заза (о. п. Бертона и Симона). Наиболее интересны роли Ганнеле, Раутенделейн (о. п. и "Потонувший колокол" Гауптмана, 1897),Нзеиль (о. п. Сильвестра п Морана, 1897), к-рые актриса играла в романтически-приподнятой манере. Менее удавались ей бытовые роли. Я. познакомила рус. публику с пьесами франц. драматурга Э. Ростана (их переводила для не„ Т. Л. Щепкина-Купернпк). Повторяя манеру исполнения франц. актрис Сары Бернар, Режан, Я. сыграла в пьесах Ростана роли: Сильветта ("Романтики", 1895), Мелисанда ("Принцесса Гр„за", 1896), Роксана ("Сирано де Бержерак", 1898), герцог Рейх-штадтский ("Орл„нок", 1902).

В 1901 Я. открыла в Петербурге т. н. Новый театр. В этом т-ре ставились произведения Горького, Чехова, Л. Толстого, Ибсена, но в целом его репертуар отличался эклектичностью. Значительное место занимали в н„м поверхностно-либеральные пьесы В. В. Барятинского (мужа Я.). В 1907-18 Я. гастролировала по городам России, а также в Лондоне, Париже. Предпринятая ею в 1915 попытка вновь основать в Петербурге свой т-р успеха не имела (т-р вскоре же был закрыт). В 1918 уехала за границу; жила в Лондоне.

Лит.: Беляев Ю. Д., Л. Б. Яворская. Критико-био-графический этюд, СПБ, 1900; Щепкин а-К у п е р н и к Т. Л., Из воспоминаний о русском театре, М., 1956;

Юрьев Ю. М., Записки, Л.-М., 1948; Г о р и н-Г о-р я и н о в Б. А., Актеры. (Из воспоминаний), Л.- М., 1947. Юл. Р.

ЯВОРСКИЙ, Болеслав Леопольдович [10(22).VI. 1877-26.XI.1942]-сов. музыковед, муз. теоретик, педагог, пианист, композитор. В 1903 окончил Моск. консерваторию (класс композиции С. И. Танеева)'. Был одним из организаторов и преподавателей Нар. консерватории в Москве (1906-16) и Киеве (1916- 1921). Я.-создатель теории ладового ритма. С 1930- член Художеств, совета Большого т-ра.

Оперы: "Пелеас и Мелисанда" (соч. 1904, неоконч.), "Вышка Октября" (1930, Большой т-р).

Балеты: "Джон Вильмор" (соч. 1910); автор либретто балетов "Окаменелое царство", "Виллисы" ("Жизель") (оба в 1905) и др.

В 1938-42 - профессор Московской консерватории. Доктор искусствоведения (1940).

Соч.: Строение муз. речи, ч. 1-3, М., 1908; Основные элементы музыки, "Искусство", 1923, ј 1; Упражнения в образовании схем ладового ритма, ч. 1, 2 изд., М. 1928, и ДР- А. Ив.

ЯВОРСКИЙ, Евгений Григорьевич [р. 16.11(1.111). 19091-рус. сов. актер. Нар. арт. Узб. ССР (1952). Творч. деятельность начал в 1926 в Симферопольском т-ре. Затем работал в коллективах "Синяя блуза" и т-ре Музкомедии. В 1931-34 - актер Симферопольского т-ра Красной Армии, с 1934 - актер Ташкентского т-ра Сов. Армии, с 1958 - Ташкентского рус. т-ра им. Горького. Я.- яркий, остро характерный комедийный актер. Ему близки также лнрико-драматпч. образы "маленьких людей", униженных и оскорбл„нных. Среди лучших ролей: Робинзон ("Бесприданница"), Расплюев ("Свадьба Кречинского"), Шмага; Мармеладов ("Преступление и наказание" по Достоевскому), Аким ("Власть тьмы"), Гриффин ("Огни рампы" по сценарию Ч. Чаплина).

Др. роли: Лещ ("Последние"), барон Танака ("Порт-Артур" Степанова и Попова), Сиплый ("Оптимистическая трагедия"), Живота ("Доктор философии" Нушича). Фунт ("Золотой тел„нок" по Ильфу и Петрову), Теофилос Ферекис ("Требуется лжец" Псатаса), Консул ("Украли консула" Мдивани). В. Д.

ЯКАЕВ, Иван Тарасович [р. 4(17).1.1912] - марийский сов. актер. Нар. арт. Map. ACCP (1952). Засл. арт. РСФСР (1966). В 1935 окончил Муз.-театр. уч-ще в Йошкар-Оле. С 1935 -артист Т-ра им. Шкетана. Играет преим. комедийные роли.

Роли: Молодой рабочий. Мариец, Епсей, Пекеш Сави ("Лесозавод", "Живая вода", "Пасека", "Акпатыр" Чавайна), Ма-чук ("Эх, родители!" Шкетана). Эчук, Тарас ("Салика", "Год 18-й" Николаева), Санюк ("Летняя ночь" Арбана), Иван Иванович ("Два сына" Рыбакова), Петр, Берендей, Дикой ("Лес", "Снегурочка", "Гроза"), Пепел ("На дне"), Никита ("Власть тьмы"), Вурм ("Коварство и любовь") и др.

А. Ив.

ЯКОБИ (Jakobi), Виктор (1883-1921) - венг. композитор. Окончил Будапештскую консерваторию.

Оперетты: "Спесивая королевна" (1904), "Храбрый гусар" (1905), "Фея горного озера" (1906), "Шиповник" (1907), "Быть или не быть" (1908), "Яношка" (1909), "Ярмарка невест" (1911, Королевский т-р, Будапешт), "Сибилла" (1914, там же), Миами (1925, Будапештский т-р оперетты), "Цветущие яблони" (соавтор Ф. Крейслер, 1919, Нью-Йорк) и др.

Я.- представитель нововенской школы оперетты, последователь Ф. Легара, друг и соратник И. Кальмана. Лучшие из оперетт Я. отличаются изобретательностью муз. языка. Оперетты Я. ставились во мн. странах Европы и в США; в России-"Купленная жена" (1912, т-р "Буфф", Петербург), "Сибплла" (1918, т-р "Пассаж", Петроград), "Ярмарка невест" (1912, Петербург, Москва, а затем и на сов. сцене - 1935, Ленингр. т-р оперетты; 1948, Львовский т-р муз. комедии и др.).

Лит.: Янковский М., Оперетта. Возникновение и развитие жанра на Западе и в СССР, Л.-М., 1937. А. Ив.

ЯКОБСОН, Аугуст Мпхкелевич (2.IX.1904-23.V. 1963)-эст. сов. писатель и драматург. Нар. писатель ЭССР(1950). Чл. Коммунистич. партии с 1942. В 1950-58-пред. Президиума Верховного Совета ЭССР. В 1929 поступил в Тартуский ун-т, где изучал вначале экономику, а затем переш„л на медицинский ф-т. Лит. деятельность начал в конце 20-х гг. Первую пьесу написал в 1938- "Призраки" (1939, т-р "Ванемуйне"). Я. принадлежат пьесы: "Жизнь в цитадели" (1946, в т-рах "Ванемуйне" и "Эстония", Гос. пр. СССР, 1947), "Борьба без линии фронта" (Таллинский драм. т-р, Гос. пр. СССР, 1948), "Ржавчина" (1947), "Два лагеря" (1948), "Наша жизнь" (1949), "Строители"

(1950). В произв. Я. отражена борьба за построение социализма в Эстонии. "Жизнь в цитадели" обличает аполитичность части эст. интеллигенции, "Борьба без линии фронта" разоблачает бурж. теорию национального единства. В произв. 50-х гг.: "На грани ночи и дня", драматпч. сатире "Шакалы" (1951), "Ангел-хранитель из Небраски" (1953), "Умирание" (пост. в 1954 в Т-ре им. Кингисеппа под назв. "Утраченный рад;))-Я. резко выступает против бурж. идеологии и империалнстич. реакции. Пьеса "Старый дуб" (1955) утверждает в эст. драматурги тему ценности человека и его обязанностях в совр. обществе. В 1957-58 Я. написал драматич. хронику "Штормовые узлы", состоящую из 5 пьес.

Драматургии Я. присущи активное отношение к явлениям современности, высокая гражданственность, острота обществ, конфликтов, публицистичность. По пьесам "Жизнь в цитадели" и "Шакалы" созданы фильмы. Его произв. пост. мн. т-рами др. республик.

Соч.: Пьесы, пер. с эстон., М., 1950, 1951; Шакалы. Новые пьесы, М.,1953.

Лит.: А 1 е k о r s R., August Jakobson, в кн.: 15 aastat eesti noukogude kirjandust, Tallinn, 1955; Levin S., Muutide paljastamine, в кн.: Eesti Noukogude teater. Alma-nathh l. 1954, Tallinn, 1955; Тоом Л., Аугуст Якобсон, М 1956; Т у p к о Т., Аугуст Якобсон, "Театр", 1949, ЛГо 5, с. 20-28. К. Каск. ЯКОБСОН (Jacobsohn), Зигфрид (28.1.1881-3.XII. 1926)-нем. театр. критик. В 1905-18 издавал журнал "Schaubuhne" (с 1919 наз. "Мировая сцена" - "Die Weltbuhne"). Статьи и очерки Я., опубл. в этом журнале, вошли в ежегодники "Год сцены" ("Das Jahr der Buhne", 1-10, 1911-1921). Я. обладал большой эрудицией, боролся за общественно-крптич. т-р. С о ч" Das Theater der Reichshauptstadt, Munch., 1904;

Max Reinhardt, В., 1921. Г.Гур.

ЯКОБСОН, Леонид Вениаминович [р. 2(15).1.1904]- рус. сов. артист балета, балетмейстер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). В 1926 по окончании Ленингр. хореографич. техникума (класс В. И. Пономар„ва) был принят в балетную труппу Ленннгр. т-ра оперы и балета (ныне им. Кирова). Партии: Акробат ("Красный мак"), Кот в сапогах ("Спящая красавица") и др. Первая балетмейстерская работа - 2-й акт балета "Золотой век" Шостаковича (1930). В 1933-42- танцовщик и балетмейстер Большого т-ра, с 1942- балетмейстер Т-ра оперы и балета им. Кирова.

Пост.: "Алн-батыр" ("Шурале", 1941, Татарский т-р оперы и балета; 1950, Т-р оперы и балета им. Кирова, Гос. пр. СССР. 1951), "Сольвейг" Асафьева, балетная сюита на муз. Грига (1952, Ленингр. Малый оперный т-р), "Спартак" Хачатуряна (1957, Т-р оперы и балета им. Кирова; 1962, Большой т-р), "Клоп" Отказова и Фиртича (1962, Т-р оперы и балета им. Кирова), "Двенадцать" Тищенко (1964, там же).

Для пост. Я. характерна разработка острых конфликтов, он показывает столкновение непримиримых сил, отказывается от классич. танца, как основного средства выразительности (использует для характеристики фантастпч. персонажей), обращается к пластике, заимствованной из быта, нар. танцев. В пост. Я. танец органично связан с пантомимой.

Я. участвовал в организации хореографпч. уч-щ и преподавал в Свердловске (1936) и Ашхабаде (1940). Лит.: [Красовская В.], Балет Ленинграда, [Л.], 1961, с. 43-49; Б о г д а н о в-Б ерезовский В., Ленингр. гос. акад. ордена Ленина театр оперы и балета им. С. М. Кирова, М.- Л., 1959, с. 29U-92, 314-18; "Рабочий и театр", 1933, До 14, с. 16-17; "Театр", 1965, ј 5, с. 51-52;

Леонид Якобсон. Творческий путь балетмейстера, его балеты, миниатюры, исполнители, Л.- М., 1965.

ЯКОВА (Jakova), Коль (р. 1917) - алб. драматург. Один из основоположников совр. алб. драматургии. Автор историч. драмы "Халили и Хайрия" (1950, Нар. т-р. Тирана) о борьбе с тур. игом. Пьеса "Наша земля" (1954. там же; пр. Республики, 1955) рассказывает о проведении земельной реформы в Нар. Албании. Среди др. пьес: "Мотор", "Заря", "Задание" и др. С 1945 Я. был первым директором Нар. т-ра в Тиране.

Лит.: S h u t е r i g [ Dh. S. (hart), Historia e lete-rsise shqipe. Per shkollat e mesme, Tirane, 1955; Antologji e letersise shgipe, per shkollat e mesmc, Tirane, 1960;

Юткевич С., Искусство Народной Албании, М., 1958. Р. Я.

ЯКОВА (Jakova), Пренг (р. 1927) - алб. композитор. Засл. арт. НРА (1961). Автор первой нац. алб. оперы "Мрика" об алб. молод„жи (1959, Гос. т-р оперы и балета в Тиране) на либретто Л. Силичи; песен и др. соч. Р. К.

ЯКОВЛЕВ, Алексей Сем„нович [1773, Петербург,- 3(15).XI. 1817, там же] - рус. актер. Сын костромского купца. Образование получил в приходском нар. уч-ще. Работая в Петербурге приказчиком в галантерейной лавке, увлекался поэзией, т-ром; сочинил пьесу "Несчастный любовник". Редкая актерская одар„нность Я. была замечена И. А. Дмитревским, к-рый подготовил с ним несколько ролей для поступления на сцену. Я. дебютировал в Петерб. т-ре в 1794 в ролях Оскольда, Синава ("Семпра", "Синав и Трувор" Сумарокова) и Доранта (переводная комедия "Ревнивый"). Быстро заняв первое место в труппе, Я. не стал последователем Дмитревского: в период упадка классицизма, утери веры в "разумного" монарха он становится одним из первых провозвестников нового периода в иск-ве.

В творчестве Я. получила раскрытие тема драматич. разлада между человеком и обществом, проявилось усиление индивидуального, лирич. начала в пск-ве, произошло обогащение психологич. содержания сценич. образа.

Я. создал образы людей с богатым душевным миром, жаждущих добра и свободы. Но свободолюбие его героев часто приобретало форму презрения к обществу. его своекорыстию, жестокости, к догматич. пониманию долга. Конфликт между долгом и чувством, составляющий идейную основу классицист-ской трагедии, чужд Я. Играя свои лучшие роли, Я. выводил на сцену героя, освободившегося и от подчинения отвлеченно трактуемому принципу "долга" и от уверенности в обязательной победе добрых начал. Пытаясь отстаивать своп права, герои Я. исходили из индивидуального самосознания, из правды собственных чувств. Их бунтарство было стихийным, не соединялось с ясной политич. идеей, но шло от демократич. освободит, устремлений времени. Мироощущение Я. не могло выразиться в старых клас-сицистских формах. актер порывистой эмоциональности, лирически самоуглубл„нный и непосредственный, он достигал невиданной ранее (особенно в трагедии) простоты игры и е„ внутр. драматич. наполнения. Ломая прежние каноны, Я. выступал как предшественник романтич. актеров.

Репертуар Я. был широк. Значит, часть его еще составляли роли в классицистских трагедиях. В первый период своей сценич. деятельности Я. играл, по его собственному признанию, "и так и сяк, да невпопад". Но позднее, в трагедиях Расина (Иодай- "Гофолия"), Вольтера (Танкред - о. п., Чингиз-хан- "Китайский сирота"), Княжнина (Ярб -"Д ид она") и др., Я. предстал сильным, самостоят, художником, выявлявшим в своих героях признаки внутр. неудовлетвор„нности, критич. неприятие мира, глубокие драматич. чувства. Так, играя роль Ярба, Я. вместо традиционного театрально-условного злодея создавал образ одинокого, пылкого и страдающего человека; страсти, терзавшие его героя, были гибельны для окружающих, но весь облик жестокого ревнивца представлялся современникам полным своеобразного очарования, величия и поэзии.

Склонность Я. к эмоциональной, динамичной игре, к драматич. пантомиме, отказ от декламацпонности особенно проявились в мещанской драме и мелодраме (рус. и переводной), а также в пьесах, к-рые отражали проникновение романтич. тенденций в старые формы трагедии и комедии. Я. сыграл множество ролей в переводах и переделках с немецкого и французского яз. (драмы А. Коцебу, Ж. Дюсн, Ж. Дюваля и др.). С большим успехом играл роли таинственного узника Бастилии Юлия и жестокого герцога Фердинанда (переводные мелодрамы "Железная маска" и "Волшебница Сидония"), мрачного Джонсона и блистательного, пылкого Шекспира (в комедиях "Ч„рный человек" и "Влюбл„нный Шекспир"). Через внешнюю эффектность этих пьес постоянно прорывались живые чувства и могучий темперамент актера, его способность волновать и трогать зрителей. Играя Мейнау ("Ненависть к людям и раскаяние" Коцебу), Я. освобождал роль от свойственной ей излишней сентиментальности, подч„ркивал одиночество своего героя, раскрывал его самоуглубл„нную, страстную, неспособную к душевному компромиссу натуру.

Важнейшим этапом в творчестве Я. было его участие в постановках драм В. А. Озерова и особенно исполнение гл. ролей в драматпч. поэме "Фингал" (1805) и трагедиях "Димитрий Донской" (1807), "Поликсена" (1809, роль Агамемнона). Пред-романтические тенденции драматургии Озерова были близки Я. Исполняя роль древнешотландск о г о витязя Фингала, Я. показывал человеч. достоинство, мужество и лирич. мечтательность своего героя. Его игра пленяла зрителей богатством неожиданных красок, простотой и задушевностью. С огромным подъ„мом сыграл Я. роль Димитрия Донского. Спектакль отвечал патриотич. чувствам рус. об-ва в период наполеоновских войн и прин„с Я. триумфальный успех. Образы, созданные Я., были проникнуты чувством современности; утомл„нность кровопролитными войнами, приносящими народам страдания, горькое разочарование в людях и обществе определяли трактовку Я. роли Агамемнона в "Поликсене".

Я. был первым исполнителем на рус. сцене ряда ролей в произв. Шекспира и Шиллера: Отелло ("Отел-ло, или Венецианский мавр", перевод Вельяминова с франц. переделки Дюси, 1806), Эдгарда (Эдгара) ("Леар", переделка Н. И. Гнедича "Короля Лира", 1807), Гамлета (о. п., подражание Шекспиру Ви-сковатова, 1810). В роли Карла Моора ("Разбойники", 1814) проявились бунтарская непримиримость, демократическая направленность творчества актера, его стремление к новой, антпклассицистской манере игры.

В последние годы деятельности в творчестве Я. наблюдался упадок. Прогрессивная критика отмечала неуравновешенность игры Я., отсутствие в ней героич. гражданского пафоса, строгости формы.

Лит.: К-в Д., Алексей Семенович Яковлев, русский трагический актер, "ЕИТ". Сезон 1893-1894, Приложения кн. 1, СПБ, 1894; Данилов С. С., Очерки по истории русского драматического театра, М.- Л., 1948; его ж е Русский драматический театр XIX века, т.1, Л.-М., 1957- Родина Т., Русское театральное искусство в начале XIX века, М., 1961. r? p

ЯКОВЛЕВ, Василий Васильевич [7(19). IX. 1880- 8. VI II.1957] - рус. сов. музыковед. Доктор искусствоведения. Учился у Н. А. Соколова (Петербург). Работал в Управлении гос. т-ров Наркомпроса, Большом т-ре, Гос. академии художеств. наук, Моск. консерватории, Доме-музее им. П. II. Чайковского и др. Автор исследований и статей в области оперного т-ра.

Соч.: Избранные труды о музыке, т. 1-П. И. Чайковский, М., 1964; Сергей Иванович Танеев. Его музыкальная жизнь, М., 1927; Мусоргский и его "Хованщина", в кн.:

Мусоргский и его "Хованщина", М., 1928; Пушкин и русский оперный театр. "Сов. музыка", 1937, ј 3 и ј 6; Дни и годы П. И. Чайковского, [сост. и ред. В. В. Яковлев] М.- Л 1940; "Орестея" С. И. Танеева в театре, в сб.: С. И. Танеев и русская опера, М., 1946; Как создавалась опера Бородина "Князь Игорь", в сб.: Научно-творческая работа ВТО, М., 1946; Н. А. Римский-Корсаков и оперный театр С. И. Мамонтова, в кн.: Театральный альманах, кн. 2, М., 1946;

Рахманинов и оперный театр. в сб.: Рахманинов и русская опера, М., 1947; Пушкин и музыка 2 изд М 1957; Д. М. Леонова, М.- Л., 1950; П. А. Хохлов М.- Л" 1950. р

ЯКОВЛЕВ, Кондрат Николаевич (1864-26.VIII. 1928)- рус. актер. Засл. арт. Республики (1921). Герой Труда (1923). Окончил драм. отделение Муз.-драм. уч-ща Моск. филармонич. об-ва (1889, класс А. И. Южина). Сезон 1889/90 играл в Киеве. В 1890- 1895-актер моек. Т-ра Корша, в 1895-98- казан-ско-саратовского Т-ва Бородая, 1898-1906 - петерб. Т-ра Лит.-художеств. об-ва. С 1906-в труппе Александрийского т-ра (ныне Ленингр. гос. академич. т-р драмы). Блестящий характерный актер, Я. выступал в драматич., комедийных, водевильных ролях. Игра Я. отличалась органич. естественностью, непосредственностью. "Кондрат-просто-та"- так назвал критик А. Р. Кугель одну из статей, посв. актеру. Большой творческой удачей Я. была роль следователя Порфирпя Петровича ("Преступление и наказание" по Достоевскому, 1899, Т-р Лит.-художеств. об-ва; в роли Раскольникова - Орле-нев), исполненная Я. с блестящим мастерством. В этом образе Я. показал, по отзыву Кугеля, "живое воплощение изворотливой инквизиторской мысли". "Невозможно забыть, - вспоминал Ю. М. Юрьев,-эти какие-то округлые манеры в движении, эти ласковые, такие, казалось, обыденные, житейские интонации... Вся сцена велась им, как виртуозная игра кошки с мышкой".

Я. с успехом играл различные роли; поэзию добрых чувств прославлял он в роли доктора философии Ютнера ("Старый Гейдельберг" Мейер-Ф„рсте-ра, 1908), образ деликатного, душевно тонкого человека создал, играя роль профессора Телемахова ("Профессор Сторицын" Андреева, 1912). К числу лучших ролей Я. принадлежали также - Городничий, Расплюев; Лев Гурыч Синичкин (о. п. Д. Ленского), Журден ("Мещанин во дворянстве"). В пьесах сов. драматургов Я. исполнил роли Марея ("Пугач„вщина" Трен„ва, 1926), Рубашкина ("Конец Криво-рыльска" Ромашова, 1926) и др.

Лит.: Юрьев Ю. М., Записки, т. 2, М., 1963, с. 445-58; Малютин Я. О., актеры моего поколения, Л.-М., 1959, с. 193-216. АН. А.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница