Наши партнеры

проектирование мультимедиа

Театральная энциклопедия
(страница 511)


ЯКУШ‚НКО, Николай Иванович (р. 29.Х1(11.ХП). 1397] - рус. сов. актер. Нар. арт. СССР (1955). Чл. Коммунистич. партии с 1952. Деп. Верх. Совета Тат. АССР 2-го, 3-го, 4-го и 6-го созывов. Учился в Коммерческом ин-те и театр. школе Т-ра Соловцова в Киеве. Ар-тистич. деятельность начал в 1918 во 2-м драматич. т-ре Киева. Затем работал в т-рах Калуги (1919, 1922-23, 1924, 1926), Омска, Новосибирска (1929), Архангельска (1933), Ярославля (1934), Моск. т-ре им. МОСПС (1934-35). Большое значение для творческого становления актера имела работа с режиссерами И. А. Ростовцевым и А. Д. Диким. В 1935 Я. вступил в труппу Казанского Большого драм. т-ра им. В. И. Качалова. Я. владеет иск-вом перевоплощения, тонко чувствует различные драматич. жанры - романтич. трагедию, психологич. драму, сатирич. комедию, лирич. водевиль.

Роли: царь Ф„дор Иоаннович (о. п. А. К. Толстого), Счастливцев; Чичиков ("М„ртвые души"). Бессеменов ("Мещане"), Чебутыкин ("Три сестры"), Шприх ("Маскарад"), Сиплый ("Оптимистическая трагедия"), Пикапов ("Любовь Яровая"), Фаюнин ("Нашествие"), Тартюф; Мамаев ("На всякого мудреца довольно простоты"), Танака ("Порт-Артур" Степанова и Попова), Живота ("Доктор философии" Нушича).

Значительное место в творчестве Я. занимают сатирич. образы, отличающиеся точностью социальной характеристики, остротой сценич. рисунка, мастерством речевой характеристики. Одна из наиболее удачных ролей Я. в классическом репертуаре - Хлестаков. Среди лучших ролей - горьковские образы - Лука; Старик (о. п.). Я. близка тема

"униженных и оскорбл„нных", нашедшая сво„ выражение в трогательно-простых, бесхитростных, но исполненных человеческого достоинства образах: Телегин ("Дядя Ваня"), Кузовкин ("Нахлебник" Тургенева). Народность дарования актера раскрылась в ролях деда Тараса ("В степях Украины" Корнейчука), Лукина ("Мужество" Бер„зко), Верейского ("Закон чести" Штейна), Литвинова ("На диком бреге" Полевого), деда Щукаря ("Поднятая целина" по Шолохову). Выступает на эстраде как чтец. Занимается педагогической работой в Казанской консерватории.

Лит.: 3 и л ь б е р м а п Е., Н. Якушенко, Казань, 1957.

ЯКШАГАНА - муз.-танц. драма инд. нар. т-ра. Распространена в штате Майсур. Вначале Я. называли музыку, к-рая исполнялась при дворах крупных феодалов (первые упоминания относятся к 1105). В 16-17 вв. на основе песенных и танц. форм, существовавших в Карнатаке (ныне штат Майсур), созда„тся театр. представление, получившее назв. Я. (описано поэтом Р. Варни в 1557). Предполагается, что Я. происходит от религиозной драмы мистери-ального характера. В основе Я. лежит танец бхут (букв. "дух", "сверхъестественное существо"), исполняется во время больших индуистских праздников. Сюжетом представления Я. служат эпизоды из "Рамаяны", "Махабхараты" и преданий. Действующие лица Я. подразделяются на четыре группы: боги (дева), люди (манава), демоны (данава) и обезьяны (ванара). Каждая группа имеет несколько подгрупп (напр., манава делятся на раджей, воинов и простолюдинов). О начале представлений жителей оповещают глашатаи - барабанщики. Представление разыгрывается на небольшой площадке или невысоком помосте, начинается с бхагавата - хвалебной песни богам, к-рую исполняет певец и постановщик спектакля. Он же комментирует происходящее на сцене, представляет всех действующих лиц, объясняет их поступки, предсказывает развитие действия. Перед выходом осн. персонажей исполняется лирич. танец ласья, затем выходят Хануман (предводитель обезьян) и шут - коданги, они занимают зрителей клоунадой. актеры появляются из-за небольшого куска материи-занавеса. Представление включает танец, пение, пантомиму. Почти во всех Я. имеется сцена битвы добрых и злых сил, являющаяся кульминацией спектакля (побеждает добро). Спектакль ид„т в сопровождении оркестра, который состоит из барабанов, цимбал и струнных инструментов. Существуют два стиля исполнения Я.-северный и южный (в пределах штата Майсур). Они различаются по костюмам и при„мам постановки; южный стиль ярче и помпезнее.

Совр. Я. сохраняет те же формы, что и в прошлые века.

Лит.: Б а б к и н а М. П., П о т а б с и к о С. И., Народный театр Индии, М., 1964;

Кхокар М., О религиозном содержании индийских танцев, в кн.: Индийский зт-нографический сборник. М., 1961; В а п е г j i Р г о j е s h, Dance of India, Allahabad, 1956. Св. 77.

ЯЛАС (Jalas; до 1944- Блумстедт, Blom-stedt), Юсси (род 23. VI. 1908) - финский дириж„р. Учился в Хельсинкской консерватории (1923-30). В 1930 - 45 - дириж„р оперной труппы Фин. Нац. т-ра, с 1945 - Фин. Нац. оперы в Хельсинки (с 1952- один из е„ директоров, с 1958 - гл. дириж„р). Исполняет гл. обр. совр. музыку. В 1934-58 преподавал в Муз. академии им. Сибелиуса в Хельсинки. Автор BOK. и др. соч. Перев„л на фин. яз. ряд оперных либретто. Гастролировал в странах Скандинавии и Зап. Европы, США, Сов. Союзе. Вл. О.

ЯЛЬЦЕВ, Павел Дмитриевич (1904-1941) - рус. сов. драматург. Одноактные пьесы Я. широко ставились на самодеятельной сцене: "Вор", "Жена", "Возвращение", "Друзья", "Глубокий тыл", "Тайга", "Обычная история", "На маленькой станции", "Скорый поезд", "Океан" и мн. др. Писал также много-актные пьесы, из к-рых наиболее известна "Ненависть" (1929).

Соч.: Маленькие пьесы, M.-Л., 193 7; Одноактные пьесы, М.-Л., 1940, и в сб.: Советский водевиль, сб. ј 7, M.-Л., 1929; Сборник одноактных комедий, М., 1935; Сборник одноактных пьег, fX" 2], M.-Л., 1939; [ј 4}, M.-Л., 1941;

Веселый состав, M., 1939. А.Шн.

ЯМА ОРКЕСТРОВАЯ - углубление между зрительным залом и сценой, в к-ром размещается оркестр в муз. и драм. т-рах. В настоящее время получил распространение подъ„мно-опускной оркестр (см. Оборудование сцены).

ЯМПЙЛОВ, Баудоржа Базарович [р. 2(15).IX. 1916] - бурят, сов. композитор. Засл. деят. иск-в Бурят. АССР (1956) и РСФСР (1959). Чл. Коммуни-стич. партии с 1961. В 1941 окончил Уральскую консерваторию в Свердловске (класс композиции М. П. Фролова). Автор муз. драм-"Снайпер" (1943, Бурят-Монг. музыкально-драматический т-р), "Баб-жа-Барас батор" (1944, там же), оперы "У истоков родника" (1960, Бурятский т-р оперы и балета), оперетт-"Проделки дяди Моргона" (1957, там же), "Счастье" (1957, там же), "Будамшу" (1963, там же), балета "Красавица Ангара" (совм. с Л. К. Книппером, 1959, там же), музыки к драм. спектаклям Бурятского т-ра им. Намсараева, фильмам и др. соч. Вед„т педа-гогич. работу с 1956 (муз. уч-ще в Улан-Удэ). Председатель Бурят, отделения Союза композиторов РСФСР с I960.

Лит.: "Баир". Муз. драма. [Муз. Б. Б. Ямпилова, П. М. Берлинского], М.- Л., 1940; Угрюмов Н., Композитор Ямпилов, "Свет над Байкалом", 1958, ј 6, с. 126-29. Л. Ив.

ЯНАЧЕК (Janacek), Леош (3.VII.1854-12.VIII. 1928) - чеш. композитор, муз. критик и дириж„р. Один из крупнейших чеш. композиторов. Кончил курс пражской Органной школы (1874-76), в 1879-80 учился в Лейпцигской и Венской консерваториях. Жил в Брно, где начиная с 80-х гг. руководил основанной им Органной школой, реорганизованной после образования независимой Чехословакии в консерваторию. Первая опера Я.-"Шарка" (соч. 1888, пост. 1925, Брно)- написана под влиянием "Либу-ше" Сметаны; вторая - "Начало романа" (1894, Брно) - отличается использованием разговорных диалогов и цитированием нар. песен. В 1891 Я. написал свой единств, балет "Ракош Ракочи". Годы создания оперы "Е„ падчерица" (1894-1903) - важный этап творчества Я., связанный с освоением морав-ского нар. творчества. Я. вн„с в свою музыку интонации чешской речи, а также чешской и морав-ской песни. В опере "Е„ падчерица" (по пьесе Прей-совой, 1904, там же) проявились типичные для оперного творчества Я. черты: быстрое, напряженное развитие действия, экспрессивный муз. язык, лаконичность. Один из крупнейших реформаторов оперного жанра, Я. расширил реалистич. возможности оперы. Вслед за "Е„ падчерицей" была написана опера "Фатум" (соч. 1904, пост. 1958, Брно). В течение последних лет своей жизни Я. создал оперы, постоянно сохраняющиеся в репертуаре т-ров,- сатирич. дилогию "Вылеты пана Броучка" (1920, Hai т-р, Прага), оперы -"Катя Кабанова" по пьес "Гроза" Островского (1921), "Лисичка-плутовке (1924), "Средство Макропулоса" по пьесе К. Ч с пека (1926) и "Из м„ртвого дома" по роману Ф. М Достоевского (соч. 1928, пост. 1930) - все послед ние оперы пост. в Брно. Большим успехом пользе вались оперы "Катя Кабанова" и "Из м„ртвог дома" на Эдинбургском фестивале 1964 (пражски! Нац. т-р). Оперы Я. получили в 1960-е гг. болыпув популярность. "Средство Макропулоса" пост. лондон ским т-ром "Сэдлерс-Уэллс" (1964) и стокгольмской Королевской оперой (1965), "Е„ падчерица" (1964) f "Лисичка-плутовка" (1956) - В. Фельзенштейном E берлинском т-ре "Комише опер".

Лит.: Нестьев И., "Е„ падчерица" Леоша Яначека М., 1960; Полякова Л., Об оперном Яначеке, "Сов. музыка", 1964, ј 7; Ш е д а Я., Леош Яначек, Прага, 1957;

Vogel J., Leos Janacek. Leben und Werk, Prag, (1958 j;

Racek J., Leos Janacek, Brno, 1963; Seda J., Leos Janacek, Praha, 1961. Ал. М.

ЯНБУЛАТОВА, Рагида Саитгалеевна [р. 15(28). XII. 1915] - башк. сов. актриса. Нар. арт. Башк. АССР (1954), засл. арт. РСФСР (1955). Чл. Коммуни-стич. партии с 1941. В 1935 окончила театр. отделение Техникума иск-в (Уфа). В том же году вступила в труппу Башк. т-ра драмы.

Роли: Карлугас ("Ласточка" Бикбая), Сарвар, Сажида ("Башмачки", "Зятюшка" Ибрагимова), Галима ("Черноли-кие" по Гафури), Тансулпан (о. п. Даяна), Фангия ("Ж„нушка" Мубарякова), Раиса (о. п. Асанбаева), Файруза, Шафак ("Одинокая бер„за", "Ночь лунного затмения" Карима), Майсара ("Голубая шаль" Тинчурина), Галия Бану (о. п. Файзи), Лиля ("Асыляр" Файзи), Гульчира ("Ледоход" Гиз-зата), Джамиля ("Бай и батрак" Хамзы), Татьяна ("Мещане"), Ксения ("Разлом"), Дездемона; Луиза ("Коварство и любовь") и др. А. Ив.

ЯНЕТ, Николай Яковлевич [р. 26.V(7.VI) 1893]- рус. сов. артист оперетты. Нар. арт. РСФСР (1959). Учился в Петербурге у А. П. Петровского на драма-тич. курсах Е. П. Рапгофа. С 1912 Я.- актер провинциальных драм. т-ров (преимущественно на юге России). С 1923 работал в т-рах оперетты (Моск. т-р комич. оперы и оперетты под рук. К. А. Марджано-ва, 1923; оперетта ленингр. Таврического сада, 1924;

Харьковский т-р муз. комедии, 1926-29 и др.). С 1929 Я. - актер Ленингр. т-ра муз. комедии (в 1939-49- реж. т-ра, в 1941-45- художеств. руководитель). Я. вн„с в опереточный спектакль стремление к жизненной правде, характерности облика персонажа, тяготение к психологич. раскрытию образа. Как актеру Я. особенно удаются характерные роли в сов. муз. комедиях - Бобриков ("Золотая долина" Дунаевского), Егудкин ("Взаимная любовь" Каца), Чижов(" Раскинулось море широко" Витлина, Круца и Минха),

Вундервуд ("Поцелуй Чаниты" Милютина), Боцман ("Севастопольский вальс" Листова), Сико ("Кето и Котэ" Долидзе). Др. роли: Тамбур-мажор ("Дочь тамбур-мажора" Оффенбаха), Дулитл ("Моя прекрасная леди" Лоу) и др.

Лит.: Янковский М., Советский театр оперетты. Очерк истории, Л.-М.. 1962; Владимирская А., Н. Янет, Л.- М., I960. М Я

ЯНКОВСКИЙ (наст. фам.-Х и с и н), Моисей Осипович [р. 27.Х(8.Х1). 1898] - рус. сов. театровед и музыковед. В 1924 окончил Моск. ун-т. В 1931-33 - художеств. руководитель Ленингр. т-ра муз. комедии. В 1930-37, 1943-49, с 1953-старший научный сотрудник Ин-та т-ра, музыки и кинематографии в Ленинграде. Автор исследований по истории оперетты, либретто муз. комедий ("Золотая долина" Дунаевского и др.), критич. статей и рецензий.

Соч.: Оперетта. Возникновение и развитие жанра на Западе и в СССР, М.- Л., 1937; Шаляпин и русская оперная культура, М.-Л., 1947; Римский-Корсаков и революция 1905 г., М,- Л., 1950; Н. И. Забела-Врубель, М., 1953;

Шаляпин [1873-1938], М., 1955; Советский театр оперетты. Очерки истории, Л., 1962; Стасов и Римский-Корса-ков, в сб.: Римокий-Корсаков. Исследования. Материалы. Письма, М., 1953 (Музыкальное наследство, т. 1); Театральная общественность Петербурга в 1905-1907 гг., в сб.:

Первая русская революция и театр. М., 1956; Вступ. ст., подготовка текста и примеч., в кн.: Стихотворная комедия конца XVIII-начала XIX вв.,М.-Л., 1964; Иван Ершов и русская оперная культура, в сб.: Иван Васильевич Ершов, Л.-М., 1966, и др. С. Др.

ЯНКУС, Юозас Юргис (р.4.III.1912) - литов. сов. театр. художник. Нар. художник Лит. ССР (1957). Как театр. художник начал работать в 1940 в Шяуляйском драм. т-ре. Работал с режиссером Б. Даугувети-сом над пост. пьесы "Новая борозда" (1945, Т-р драмы Лит. ССР, Вильнюс). В 1945-48 оформлял спектакли в Клайпедском муз. т-ре. В 1948-53 - художник Т-ра драмы Лит. ССР. С 1953 - гл. художник Т-ра оперы и балета Лит. ССР. Оформил здесь пост. опер:

"Марите" (1953), "Город солнца" (1965) Рачюнаса, "Пиленай" Кловы (1956), "Любовь к тр„м апельсинам" Прокофьева (1963); балетов - "На берегу моря" Юзелюнаса (1953), "Аудроне" Индры (1957), "Эгле - королева ужей" Бальсиса (1960) и др. Гос. пр. СССР (1952). В. К.

ЯННЙДИС (???????), Антонис (р. 17.III.1901) - греч. актер. В 1927 впервые выступил в "Т-ре молодых" (Афины). Вскоре переш„л в Т-р М. Кивели, где играл роли: Талбот ("Мария Стюарт"), Банко ("Макбет"), Яльмар ("Дикая утка" Ибсена), Дорн ("Чайка") и др. В 1940 совм. с Г. Паппасом создал театр. труппу. В 1944 принял участие в Декабрьском восстании против англ. интервенции. В 1945 с театр. труппой Сопротивления переехал в город Козани. В 1945 возвратился в Афины, принимал участие в создании т-ра "Объедин„нных артистов"-одного из крупнейших театр. коллективов Греции. Во время спектакля "Юлий Цезарь" был ранен фашистским террористом. В 1947 гастролировал с т-ром в Румынии и Болгарии. В 1948 т-р работал в районах, освобожд„нных демократич. армией Греции, где ставил спектакли для армии. В 1949 организовал совм. с драматургом и режиссером Г. Севастикоглу т-р греч. политэмигрантов в Ташкенте. Одновременно в 1951-54 учился в Ташкентском театр. ин-те. С 1954 жив„т в Москве. В 1964 работал в кино.

Лучшие роли: Смердяков ("Братья Карамазовы" по Достоевскому), Кассио ("Юлий Цезарь"), Тригей ("Мир" Аристофана) и др. Я. М.

ЯНОВИЧ (наст. фам.- К у ? б а с), Степан Филиппович (28.X.1862-10.??.1908) - укр. актер и режиссер. Отец режиссера А. С. Курбаса. В 1884-99 работал актером, а в 1891-98 - режиссером и актером укр. т-ра львовского об-ва "Руська бесща". Талант Я. наиболее полно раскрылся в героич. и лирич. ролях в пост. им самим спектаклях: Иван Непокрытый ("Дай сердцу волю, завед„т в неволю" Кропивницко-го), Гнат ("Бесталанная" Карпенко-Карого), Дмит-ро и Гриць ("Не суждено!", "Ой, не ходи, Грицю..." Старицкого), Михайло Гурман ("Украденное счастье" Франко). Р. Я.

ЯНОВСКИЙ, Борис Карлович (31.???.1875-19.1. 1933)-рус. и укр. сов. композитор, дириж„р, педагог.

Окончил Киевский ун-т. До 1917 был дириж„ром, преподавателем музыки, муз. критиком в Киеве, Москве, Петрограде, Тифлисе.

Оперы: "Два Пьеро, или Коломбина" (1907, киевская труппа С. В. Брыкина), "Мададжара" (1907, там же; 2-я ред.- "Сестра Беатриса", 1910, Тифлис, Оперное товарищество под упр. А. А. Эйхенвальда), "В 1812 году" (1912, Тифлис, Оперное товарищество под упр. И. П. Палиева), "Флорентийская трагедия" (1913, Одесса, оперная труппа под упр. А. И. Си-бирякова), "Ведьма" (1916, Студия оперы С. И. Зимина), "Взрыв" (1927, Харьковский т-р оперы и балета), "Самийло Кишка" ("Дума черноморская", 1920, Киевская гос. опера). Я. также автор балетов- "Аравийская ночь" (1916, Москва, Студия оперы С. И. Зимина) и "Ференджи" (1930, Харьковская гос. опера), муз. комедии "Гробовщик" (соч. 1923), музыки к спектаклям харьковских т-ров и др. соч.

С 1918 в„л педагогия, работу в Харькове (Муз. техникум и Муз.-драматич. ин-т). А. Ив. и Ек.Л.

ЯНОВСКИЙ, Евгений Григорьевич (3.1.1889- 12. VI. 1950) - рус. сов. драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1941. В 1929 написал пьесу "Ярость" о становлении первых колхозов на сов. земле (пост. впервые в 1930 в Ленингр. академич. т-ре драмы). Эта нар. трагедия вошла в число лучших сов. пьес 30-х гг. и широко ставилась в сов. т-рах. Я. принадлежат также пьесы "Женщина" (1932), "Столица" (1935). В годы Отечеств, войны написаны пьесы "Где-то в Подмосковье" о борьбе сов. партизан с нем. оккупантами, одноактные пьесы - "Родной реб„нок", "Свой дом", "Таланты из глубин". Автор скетчей, сценок и пьес для эстрады. И. В.

ЯНОВСКИЙ, Юрий Иванович (24.VIII. 1902-25.11. 1954) - укр. сов. писатель, драматург. Первое драм. произв.- "Море" (изд. в 1922). Затем писал пьесы, статьи о т-ре. Широкое признание получила пьеса "Дума о Британке" (1937), в к-рой с большой художеств. силой показано рождение Сов. власти на юге Украины, борьба трудящихся против внутр. контрреволюции. Я. принадлежат пьесы: "Завоеватели" (1932), "Потомки" (1940), "Сын династии" (1944), "Молодая воля" (1948)-о юношеских годах Т. Г. Шевченко. В репертуар мн. т-ров Украины вошла пьеса Я. "Дочь прокурора" (1954, Киевский т-р им. Л. Украинки) о воспитании молод„жи.

С о ч.: Твори, т. 1-5, К., 1958-59; в рус. пер.- Собр. соч. в тр„х томах, М., 1960 (т. 3 - Пьесы и сценарии). Лит.: Б а б и ш к i н О., Юр1й Яновський, К., 1957;

Килимник О., Юрий Яновский, М., 1962; Т ? о с т я-н е ц к и и А., Юрий Яновский, М., 1959. Д. Б.

ЯНСОН, Роберт (2.IV.1864-4.IV.1899) - латышский актер и переводчик. Один из первых пропагандистов Шекспира в Латвии. В 1884 Я. перев„л и пост. с труппой любителей в городе Елгаве пьесу "Венецианский купец". В 1887-97 был актером Рижского Латыш, т-ра, играл гл. обр. героич. роли: Ричард III, Макбет, Отелло, а также роль Кречинского и др. В 1897 организовал передвижную театральную труппу и руководил этим коллективом, здесь впервые на латыш. сцене пост. пьесы "Нора" Ибсена и "Фауст" Г„те. Выступал как чтец. Исполнял "Ричарда III" Шекспира (в сво„м переводе), "Демона" Лермонтова. Б. Гуд.

ЯНСОНС, Арвид Кришевич (р. 24.X.1914) - латыш. сов. дириж„р. Засл. арт. Латв. ССР (1950) и засл. деят. иск-в РСФСР (1957). Муз. образование получил в Народной консерватории г. Лпепая (1929-35) и в Латв. консерватории в Риге (1940-44). В 1931-40 - скрипач оркестра Лиепайской оперы и Филармонии. С 1940 - скрипач, в 1944-52 - дириж„р Т-ра оперы и балета Латв. ССР (Рига). Дирижировал классич. и сов. балетами, в т. ч."Спящая красавица", "Лебединое озеро", "Бахчисарайский фонтан", "Красный мак"; "Лайма" Ленина, "Сакта свободы" Скултэ (Гос. пр. СССР, 1951) и др.; операми-"Отелло" Верди и др. В 1947-52 был также дириж„ром симф. оркестра Латв. радио. С 1952 - дириж„р оркестра Ленингр. филармонии. Дириж„рское иск-во Я. характеризуется пластичностью в трактовке формы, эмоциональностью исполнения. Выступал как симф. дириж„р в Чехословакии, Германии, Польше, Румынии, Болгарии, Венгрии, Англии, Норвегии, Финляндии, Японии (поч„тный дириж„р симф. оркестра Токио в 1958; серебряная медаль г. Токио, 1964), Греции, Италии. Я. В.

ЯНУШЕВИЧ, Анна (Ганна) Яковлевна (р. 28.XII. 1907) - укр. сов. актриса. Нар. арт. УССР (1965). Окончила в 1928 Киевский музыкально-драматический институт им. М. Лысенко. Сценическую деятельность начала в Т-ре им. И. Франко (1927-1931). С 1931 - актриса Харьковского т-ра Революции, с 19.37 - Харьковского т-ра им. Ленинского комсомола, с 1940 -Черновицкого т-ра им. О. Кобылянской. Сценич. образы Я. отличаются глубиной психоло-гич. трактовки. Он-а выступает в жанре героич. трагедии и социальной бытовой комедии, точно передавая замысел драматурга, стиль сценич. произведения.

Роли: Маша ("Девушки нашей страны" Микитенко), Панова ("Любовь Яровая"), Варка ("Бесталанная" Кар-пенко-Карого). Эмилия ("Отелло"), Анна Андреевна ("Ревизор"), Анна ("Леся" Андриевич), Мария Тюдор (о. п. Гюго), Комиссар ("Оптимистическая трагедия"), Меланья ("Егор Булычев и другие"), Мария ("Земля" Кобылянской), Анна Фирлинг ("Мамаша Кураж и е„ дети" Брехта), Зоя ("Волчица" по О. Кобылянской). Снималась в кино.

Лит.: Горчи нська В., В единому ансамбл? "Мистецтво", 1962, ј 2, с. 14-15; Андр?евич М. Зр?л?сть таланту, газ. "Рад. Буковина", Черн?вц?, 1960 2 грудня; Стан?славський М., Торжество таланту газ. "Культура ? життя", К., 1965, 27 травня. Д. J5.

ЯНЦАТ, Валентин Иванович [р. 21.Х?(4.Х??)1 1905] - рус. сов. актер. Нар. арт. РСФСР (1951). В 1927 окончил студию Ю. М. Юрьева (б. Школа русской драмы) и работал в труппе Ленингр. Большого драм. т-ра (1927-32 и 1935-38). Здесь Я. проявил себя как лирико-романтич. и героико-ро-мантич. актер (исполнение ролей Дон Карло-са и маркиза Позы - "Дон Карлос"). Роман-тич. окрыл„нностью были отмечены также образы Вартана ("Город ветров" Киршона) и Мо-тылькова ("Слава" Гусева). В числе ролей, сыгранных Я. в Большом драм. т-ре: Жадов ("Доходное место"), Дон Гу-ан, Моцарт ("Каменный гость", "Моцарт и Сальери" Пушкина), Петр ("Мещане"), Дон Фелипе ("Благочестивая Марта" Тирсо де Молины) и др. В 1934-35 и с 1938 Я. работает в Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина. В числе его лучших ролей: Тригорин ("Чайка"), Черкун ("Варвары"), Борейко ("Порт-Артур" Степанова и Попова). В этом т-ре Я. создал яркие и острые характеры, точные и нередко злые сатирич. зарисовки (Полудин - "Персональное дело" Штейна).

Роли: Чацкий; Михаил ("Зыковы"); Ф„дор ("Нашествие"), Гарри Смит ("Русский вопрос"), Хиггинс ("Пигмалион" Шоу), Динери ("Осенний сад" Хелман), Корзухин ("Бег" Булгакова), Маринваль ["Встреча" ("Мари-Октябрь") Робе-ра], Козловский ("Между ливнями" Штейна) и др.

Гос. пр. СССР (1951). С. Ц. ЯНЧО (Jancso), Пал (1761-1845) - венг. актер. Один из первых венг. проф. комедийных актеров. С 1792, с момента открытия постоянного т-ра в г. Клуже, работал в этом т-ре. Исполнял роли в переводных нем. мелодрамах Э. Раунаха, А. Коцебу и др. Наиболее значит, роль-гофмаршал Кальб ("Коварство и любовь"). Мрачная, почти трагич. внешность Я. была своего рода маской актера и контрастно оттеняла остро комедийное содержание образов.

Искусство Я., связанное с традициями площадного т-ра, оказало значительное влияние на развитие комедийного иск-ва венг. т-ра 19 века.

Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 2,

М.. 1957, с. 820-22; G у и 1 а ? Р а 1, Az elso magryar komi-kus.B'KH.: Vazlatok es Kepek, kot. 2, Bdp., [s. а.]. А.Гер.

ЯНШИН, Михаил Михайлович [р. 20.Х(2.Х1).' 1902] - рус. сов. актер и режиссер. Нар. арт. СССР (1955). В 1922 был принят во 2-ю Студию Моск. Художеств. т-ра. Вся актерская жизнь Я. связана с МХАТом, в труппу к-рого он вступил в 1924 вместе с группой молодых актеров (Н. П. Хмел„в, Н. П. Баталов, М. Н. Кедров, Б. Н. Ливанов, Н. М. Горчаков и др.). Дебютировал в ролях Выборного ("Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого), Петрушки ("Горе от ума"), Добчин-ского. В 1928 Я. сыграл роль Васи ("Квадратура круга" Катаева) и ряд др. Серьёзность, взволнованность, даже драматизм в комедийных ситуациях - источник комедийности мн. ролей Я., в т. ч. одной из лучших его ролей - Лариосика ("Дни Турбиных" Булгакова). Юмор Я. лиричен, отличается своеобразной поэтичностью. Я. играл и комедийно-фанта-стич. роли (доктор Гаспар - "Три толстяка" Оле-ши). В спектакле "Горячее сердце", близком нар. праздничным зрелищам, исполнил роли Жигунова, Сидоренко, позднее Градобоева. Я. создал своеобразный цикл чеховских образов. Он сыграл роли:

Ферапонта и Чебутыкина ("Три сестры"), Симеоно-ва-Пищика ("Вишн„вый сад"), Телегина ("Дядя Ваня"), Сорина ("Чайка"). Добродушие Сорина в исполнении Я. лишено равнодушия, его деликатность активна; как активна и кротость Телегина. В перечисленных ролях и затем в роли Маргаритова ("Поздняя любовь" Островского) Я. развивает традиционный для рус. лит-ры и т-ра мотив "маленького человека", доходя порой до трагизма, подч„ркивая глубокую, но неловкую доброту, зата„нный лиризм. Среди лучших работ Я.- роль сэра Питера ("Школа злословия" Шеридана), сыгранная с ярким юмором и музыкальностью.

Одновременно с работой во МХАТе Я. был художеств. руководителем цыганского т-ра "Ромэн" (1937-41), где пост. спектакли "Кровавая свадьба", "Чудесная башмачница" Гарсиа Лорки, "Действующие лица" Светлова, "За ваше счастье" и "Песня об Урсаре" Ром-Лебедева и др. В 1950-63 возглавлял Моск. драм. т-р им. К. С. Станиславского. Пост.:

"Грибоедов" Ермолинского (1951), "Девицы-красави-цы" Симукова, "Наследники Рабурдена" Золя (оба в 1952), "Дни Турбиных" Булгакова, "Чайка" (оба в 1954); "Такая любовь" Когоута (1959), "Первый день свободы" Кручковского (196?), "На улице Счастливой"

Принцева (1963) и др. В 1957 пост. в МХАТе (совм. с П. М. Лесли) спектакль "Дворянское гнездо" по Тургеневу (играл здесь роль Лемма). Как режиссер Я. тяготеет к бытовой достоверности, лирическому подтексту.

Др. роли: Антонио, Бартоло ("Безумный день, или Женитьба Фигаро"), Мозгляков ("Дядюшкин сон" Достоевского), Почтмейстер, Губернатор ("М„ртвые души"), Пономарь ("Елизавета Петровна" Смолина), Бутон ("Мольер" Булгакова), Двоеточие ("Дачники"). Ц, Сол.

ЯЙКО КАЙТАНИ - см. Кайтани, Яоко. ЯПбНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Зародилась в т-ре Но. Традиционная Я. д. делится на драматургию т-ра Но („к„ку и к„гэн}, т-ра кукол - дз„рури, т-ра Кабуки и симгэки.

Драматургия театра Но. Драматургии. форма, сложившаяся в .представлениях т-ра Но (14- 15 вв.), состояла первоначально из песен и танцев. Получила название „к„ку. Текст „к„ку слагается из ритмич. прозы, стиха, ораторской и разговорно-бытовой речи. Значит, место в этих пьесах отведено хору, к-рый активно включается в действие, объясняет происходящее на сцене, выражает свои эмоции, да„т оценку происходящему и т. д. Пьесы „к„ку строятся на острых конфликтах, разрабатывают тему личности и судьбы. В качестве сюжетов используются сказания и легенды, историч. хроники и лит. произведения. Большинство пьес, составляющих репертуар т-ра Но, написано во 2-й пол. 14-нач. 15 вв. Известными авторами „к„ку были: Канами (Канъами) и его сын Дзэами. Среди наиболее популярных пьес - "Мацукадз„", "Хагоромо", "Ясима", "Сумидагава", "Атака". Тексты „к„ку содержат авторские указания, касающиеся муз. характера декламации, интонаций, масок, костюмов, реквизита и др. В т-ре Но используются и др. драма-тургич. формы, напр. к„гэн-небольшая комич. пьеса, сходная с фарсом, исполняемая в интервалах между большими пьесами. К„гэн реалистически показывает жизнь разл. слоев общества Японии 15-16 вв. Пьесы эти написаны разговорным яз. на бытовые сюжеты. Сочетание в спектаклях т-ра Но „к„ку и к„гэнов да„т возможность достигать в представлениях большого тематич. и стилевого разнообразия. Бытовые диалоги к„гэнов контрастируют с тонкой гармоничностью, поэтичностью „к„ку. До конца 16 в. к„гэны передавались изустно от учителя к ученику. Часто тексты менялись и приспосабливались к отдельным исполнителям. В конце 17 в. появились записи текстов к„гэнов с замечаниями и комментариями, относящимися к постановке. Тексты к„гэнов, используемые в совр. япон. т-ре, подверглись значит, обработке, авторы большинства из них неизвестны.'

В 16 в. возникла драматургия театра к у-к о л-д з „ р у р и. В основе этого вида Я. д.-старинный нар. песенный сказ, к-рый в 16 в. был соедин„н с традиционным представлением т-ра кукол и приобр„л определ„нное мелодич.звучание. В дз„рури сохраняется повествовательная форма; певец-сказитель гидайю (ги-даю) читает нараспев под аккомпанемент сямисэна (струнный инструмент) текст, сопровождающий действие. Авторская речь дополняет и комментирует происходящее; в тексте дз„рури часто трудно отделить речь рассказчика и реплики персонажей. С конца 17 в. возникает тенденция к драматизации дз„рури. Тексты обретают более точную драматургич. форму, не теряя при этом сказового характера. Крупнейший японский драматург Тикамацу Мондзаэмон большинство своих пьес (140) написал в форме дз„рури ("Кокусэнъя кассэн", "Хэйкэ Н„го-га сима" и др.). Форма дз„рури была заимствована т-ром Кабуки.

Драматургия театра Кабуки. Возникает во 2-й пол. 17 в., когда в представления т-ра Кабуки, состоявшие из танц. сцен, включается текст. В соответствии с сюжетом, намеченным сценарием, ведущие актеры сами писали для себя текст, к-рый часто менялся в процессе импровизации. В конце 17 в. появились проф. драматурги, писавшие много-актные пьесы. Обычно драматурги писали пьесы для определ„нного т-ра. Ведущий актер и руководитель труппы давали план новой пьесы т. н. главному драматургу, к-рый разрабатывал сюжет, писал осн. сцены, остальное дописывали его ассистенты, т. н. младшие драматурги (автором пьесы считался гл. драматург). Драматурги т-ра Кабуки заимствовали и приспосабливали для сцены Кабуки пьесы т-ра Но и др. т-ров. В т-ре Кабуки появились т. н. мацубамэ-моно, или нотори-моно, основанные на драмах „к„ку. Обрабатывались также к„гэны и создавались новые пьесы в форме к„гэнов. В т-ре Кабуки получила распространение и драматургия дз„рури. Пьесы дз„рури подвергались переработке, часть текста исполнял скази-тель-гидаю, другая часть передавалась актерам. Такие пьесы получили название марухон кабуки. Крупнейшим представителем драматургии т-ра Кабуки и т-ра дз„рури был Тикамацу Мондзаэмон. Среди выдающихся драматургов т-ра Кабуки- Намики С„дзо, На-мики Гохэй,СакурадаДзискэ.Они писали своеобразные бытовые драмы из совр. им жизни горожан. Несколько позже появились драмы, в к-рых получили развитие элементы эротики, при„мы гротеска. Самый крупный драматург этого направления - Цуруя Намбоку IV (сер. 18 -нач. 19 вв.). Его пьеса "Токайдо „цуя кай-дан" сохраняется в репертуаре совр. япон. т-ра. Классиком драматургии Кабуки считается также Кава-такэ Мокуами. Его творчество отразило период распада феодализма и начала развития капитализма в Японии (пьесы "Бэнтэнкодзо", "Котияма Сосюн", "Саннин китиса"). Мокуами писал реалистич. историч. пьесы-кацурэкимоно и пьесы о современникахдзангиримоно. В конце 19-нач. 20 вв. появляются пьесы синкабуки (первая историч. драма Цубоути С„„ "Кири-хитоха"), приближающиеся по форме к совр. европ. драме. Известность получили историч. и бытовые пьесы Окамото Кидо "Сюдзэндзи монога-тари", "Торибэяма синдзю", "Банте Осараясики" и историч. пьесы Маяма Сэйка "‚ритомоно си", "Гэнроку Тюсингура" и др.

В совр. Я. д. сохраняются жанры „к„ку, к„гэн. В репертуаре т-ра Но имеется 250 к„гэнов, разделяющихся на группы по осн. персонажам: пьесы о синтоистских богах, о крупных феодалах, о ловких слугах, о зятьях, о монахах и др. Среди к„гэнов - "Фукуно ками", "Уцубодзару", "Суо отоси", "Мидзукакэ муко" и др. пьесы. В совр. япон. т-ре были предприняты попытки создания новых к„гэнов, однако эти пьесы в репертуар т-ров не вошли. После 2-й мировой войны жанр к„гэн получает развитие. В 60-е гг. устраивались представления к„гэнов, независимые от представлений т-ра Но.

Современная драма сингэки. Появилась в Японии в нач. 20 в. под влиянием европ. т-ра. Мн. писатели создавали драмы как произведения, предназначенные для чтения и не пригодные для сцены. В конце 20-х гг. появляются пьесы сингэки, написанные для пост. в т-ре. В 1926 т-р "Цукидзи с„гэ-кидз„" пост. пьесу Цубоути С„„ "Пилигрим", затем в том же году были пост. "Ад" и "Сын" Осана и Каору, "Страсть" и "Король жизни" Мусякодзи Санэацу и др. Движение за пролетарский т-р, развернувшееся в 30-е гг., оказало значит, влияние на развитие драматургии сингэкп. Выдвигались требования социальной заостр„нности, политич. актуальности пьес. Наиболее известна пьеса "Записки о шайке разбойников" Мураяма Томо„си (1929). Среди лучших пьес 30-х гг.- "Вулканическое плато" Кубо Сакаэ (1938). В годы 2-й мировой войны развитие сингэки прекратилось из-за репрессий властей. В послевоенные годы происходит новый подъ„м этого жанра. Среди драматургов 40-50-х гг. Киносита Дзюндзп, создавший серию пьес по мотивам япон. нар. сказаний - минвагэки. Среди них "Журавлиные перья" (1949), "Сказка о Хпкоити" (1949) и др., острая сатирич. пьеса "Успенье лягушки (1952). Успехом пользуется пьеса Мураяма Томо„си "М„ртвое море" (1952). Среди молодых драматургов Японии - Танака Тикао, Кояма Юси, Мисима Юкио, Абэ К обо, Хотта Ки„ми и др.

Лит.: Театр и драматургия Японии. Сб. статей, под ред. Н. И. Конрада, М., 1965; Конрад Н. И., Театр Кабуки, Л.-М., 1928; Тикамацу Мондзаэмон, Драмы, М., 1963; "Журавлиные перья". Современные японские пьесы, М.- Л., 1962; Киносита Дзюндзи, "Успенье лягушки", М., 1958; Хамамура ‚нэдзо, Сугавара Такаси, Киносита Дзюндзи, Кабуки, пер., [М.,1965]; Одзаки К., Новый японский театр. пер. с япон., М., 1960; на япон. яз.: Энгэки хякка дайдзитэн, Токио, 1963; Сюдзуй Кэндзи, Кабуки гик„ку кодзоно кэнкю, Токио, 1947. Д. Г.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница