Наши партнеры

конференц залы оборудование

Театральная энциклопедия
(страница 512)


ЯПОНСКИЙ ТЕАТР. Истоки япон. театр. иск-ва восходят к древним обрядовым действам земледельч. празднеств. География, положение Японии (страна расположена на островах) обусловило изоляцию япон. культуры, в т. ч. театр. иск-ва. В 7-8 вв. происходит постепенное приобщение изолированной островной страны к восточноазиатской цивилизации, представленной тогда культурой Кореи, Китая, Индокитая. В это время на япон. почву переносятся театр. формы, бытовавшие тогда в разл. странах Вост. Азии. Одни из них вошли в историю Я. т. с наименованием гигаку, др.-бугаку. Сведения об этих представлениях сохранились в памятниках письменности, отдельные виды их существуют и в совр. Я. т. Первое представление гигаку в Японии было устроено в 612 корейцем Мимаси. Представления гигаку были поддержаны принцем-регентом С„току тайси, к-рый вв„л гигаку в ритуал буддийского богослужения. Для подготовки профессиональных исполнителей в Сакураи (провинция Ямато, в наст. время префектура Нара) была создана спец. школа музыки и танца. Представления гигаку устраивались на открытых площадках буддийских храмов и монастырей.

Обязательной частью представления было шествие (г„до), участники к-рого носили маски. Возглавлял шествие ведущий (тидо) (совр. религиозные процессии возглавляет персонаж в маске тэнгу, к-рый как бы разгоняет злых духов). За ведущим следовали музыканты, играющие на флейте (фуэ), литаврах (курэцудзуми) и медных тарелках (доб„си), а за ними юноша, ведущий на поводу исполнителя, изображающего символич. льва (лев встречается в совр. танц. представлениях Японии). Вслед за юношей со львом группами выходили другие участники представления: гоко - благородный принц в маске и пышном наряде, церемонно танцевавший с веером под протяжные звуки флейты; затем кару-ра-ор„л, исполнявший танец, воспроизводивший борьбу со змеей (танец вош„л во мн. представления Я. т.); следующая пара (конрон и рикиси) разыгрывала комедийный эпизод, в к-ром принимали участие четыре девушки-годз„. Конрон, танцуя, искушал девушек, но рикиси нападал на него и отбирал копь„. Далее следовали эпизоды, в к-рых выступали старик и реб„нок, господин и слуга и др. Все эти сценки исполнялись под религиозную музыку.

В целом представление гигаку состояло из примитивных танц. пьес, персонажи к-рых также выступали в масках (сохранилось более 200 масок). Расцвет иск-ва гигаку приходится на нач. 8 в., в дальнейшем (после 11 в.) оно было вытеснено др. видами театр.-муз. иск-ва или слилось с ними. Видоизменившиеся части гигаку вошли в пришедшие ему на смену представления бугаку и сангаку (получают распространение с сер. 8 в.).

Бугаку - муз.-танц. представление, включающее элементы кит., корейского, индокитайского, вьетнамского и яванского театр. иск-ва. Иск-во сангаку, развившееся в дальнейшем (к 11 в.) в саругаку, включало разл. виды массового нар. иск-ва: комедийную пантомиму, нар. песни и танцы, акробатику, фокусы, жонглирование, выступления кукольников и др. Бугаку получило поддержку придворной аристократии и буддийского духовенства и вошло составной частью в придворные церемонии, храмовые праздники и богослужения. Представления сангаку были рассчитаны на нар. зрителя.

В конце 8-нач. 9 вв. бугаку исполняли проф. актеры, традиции передавались по наследству в артистич. семьях (впоследствии эта преемственность вошла во все виды клас-сич. Я. т.). Бугаку разыгрываются на деревянных помостах, сооруж„нных перед храмами или на дворцовых территориях. Центр, часть сценич. площадки, предназначенная для исполнения осн. танцев, возвышается над помостом, покрытым ярко-красным лаком. В нек-рых храмах существуют постоянные сцены для бугаку (земляные или каменные). Исполнители одеты в яркие костюмы и устрашающие маски, вырезанные из дерева и часто окрашенные в яркие цвета. Танцы сопровождаются музыкой (гагаку) и пением. С двух сторон около помоста ставятся большие барабаны (дадайко) высотой более 3 м. Среди др. муз. инструментов: бива и кото (тип арфы), с„ (близка флейте), хитирики (своеобразная свирель), барабаны (тайко) и гонги (с„ко).

К нач. 12 в. иск-во бугаку пришло в упадок. Его сменили новые виды муз. представлений - дэнгаку и саругаку, пользовавшиеся популярностью среди воинского сословия, к-рое пришло на смену аристократии, высшему буддийскому и синтоистскому духовенству. Однако иск-во бугаку не исчезло, в совр. Японии оно пользуется покровительством императорского двора и сохраняется в отдельных буддийских и синтоистских храмах. Элементы бугаку послужили основой классич. муз. и танц. иск-ва Японии. Его традиции сохраняются в совр. Я. т. Представления бугаку посещает круг зрителей, приглашаемых в императорский дворец, или специалисты искусствоведы во время фестивалей классич. япон. иск-ва. Для широкой публики два-три раза в год устраиваются концерты музыки гагаку.

Представления саругаку устраивались во время религиозных праздников. Исполнителями были представители из народа. Иск-во саругаку быстро завоевало большую популярность. Три века спустя оно обрело покровителей в лице крупных храмов и монастырей. В саругаку включались придворные, ритуальные и сельские песни и танцы. Возникла особая форма театр. представления - саругаку-но но, ставшая прототипом будущих представлений т-ра Но. Комедийная часть саругаку к 14 в. развилась в к„гэн - короткие пьесы, включающие бытовые комедийные, а иногда сатирич. сцены. Язык к„гэн прост, близок к разговорному.

Параллельно развивалось театр. иск-во, основанное на песнях и танцах сельских местностей - дэнгаку, дэнгаку-но но. К концу 14 в. эта форма представлений соединилась с саругаку-но но и на е„ основе театр. деятели Канами (Канъами) и его сын Дзэами создали новый вид т-ра Но. Представления т-ра Но построены на танцах и музыке.

Действие сопровождают оркестр из флейт (фуэ), барабанов разных размеров (копудзуми, окава, тайко) и мужской хор, к-рые располагаются на сцене. Сцена покрыта крышей, с левой стороны находится помост - хасигакари, к-рый служит для выхода актеров. Декорации отсутствуют. Для оформления спектаклей используется условная символич. бутафория. Гл. действующие лица выступают в масках. Большинство сцен построено на пантомиме. Смена то медленных и торжественных, то бурных и стремительных движений актера выражает переживания героя, о к-рых повествует хор. Часть текста произносится актерами, использующими манерную декламацию или гортанное пение. Драматургия т-ра Но основана преимущественно на япон. классич. лит-ре, нар. и буддийских легендах. Действие в этих пьесах развивается медленно. Все роли исполняются мужчинами. Канъами и Дзэами, выступавшие как актеры, постановщики, драматурги, композиторы, основали школу Кандзэ, ведущую школу т-ра Но, сохранившуюся и в совр. Я. т. Они заложили эстетич. основы всего традиционного театр. иск-ва Японии.

Междоусобные войны, потрясавшие Японию на протяжении всего 16 в., приостановили развитие т-ра Но. С 17 в., после установления господства Иэясу Току-гава (1542-1616), представления приобретают церемониальный характер и устраиваются лишь по торжественным случаям. К„гэны, существовавшие до сер. 17 в. как импровизированные интермедии, стали записываться. Кроме существующей школы Кандзэ, возникли ещ„ четыре школы т-ра Но: Компару, Хос„, Конго и Кита. актеры, выступавшие в к„гэнах, разделились на две школы: Окура и Идзуми (эти школы сохранились и в совр. Я. т.). Бурж. революция Мэйд-зп (1867-68), уничтожившая военно-феодальную диктатуру, вызвала изменения и в т-ре. Лишившись правительственной поддержки, мн. актеры т-ра Но были вынуждены менять профессию. Т-р Но существовал только для аристократич. публики, положение его было неустойчивым до тех пор, пока он не стал выражать идеи и отвечать вкусам крупной буржуазии и нарождавшейся интеллигенции.

Окончание междоусобных войн (нач. 17 в.) и уста- новившпйся мир способствовали росту городов, развитию торговли и рем„сел. Это привело к улучшению благосостояния гор. населения, оживлению разл. сфер культурной жизни. Появились новые театр. формы, ставшие в дальнейшем ведущими жанрами классич. Я. т. -дз„рури \\ т-р Кабуки.

Т-р дз„рури сочетает иск-во кукловодов, певцов-сказителей и музыкантов. Он возник в конце 16 в.

Музыкально-песенный сказ дз„рури, исполнявшийся прежде странствующими сказителями под аккомпанемент бива (инструмент типа лютни), был соедин„н с представлением кукол и стал исполняться под аккомпанемент сямисэна (струнный инструмент). Муз. мелодика дэ„рури связана с т-ром Но, иск-во вождения кукол заимствовано из представлений сангаку. Первые представления дз„рури устраивались в Киото. В нач. 17 в. кукольники перебрались в Эдо (ныне Токио). После пожара 1657, истребившего кварталы столицы, т-ры кукол переместились в район Осака-Киото, где обосновались окончательно. Появились стационарные т-ры кукол с хорошо оборудованными сценами.

В начале развития япон. т-ра кукол существовали разные стили исполнения дз„рури. В конце же 17 в. творч. содружество театр. деятелей Такэдзава Гонэмон (исполнитель па сямисэне), Есида Сабуробэй (кукловод) и певца-сказителя Такэмото Гидаю в т-ре "Такэмотодза" и позднее драматурга Тикамацу оказало значит, влияние на формирование и дальнейшее развитие т-ра дз„рури. Такэмото Гидаю создал новый стиль исполнения дз„рури - гидаюбуси, к-рый сохранился и в совр. Я. т. кукол. Имя Гидаю (Гисайю) стало нарицательным, им называют всех певцов-сказителей т-ра дз„рури и т-ра Кабуки. Тикамацу-автор более 30 пьес для т-ра Кабуки и более 100 пьес дз„рури. Мн. из них входят в репертуар совр. т-ра дз„рури и т-ра Кабуки. Для т-ра дз„рури писали пьесы также драматурги Намики Соскэ" Тикамацу Хандзи и др.

Ко времени революции Мэйдзи в стране было всего неск. т-ров направления дз„рури. В 1909 остался один стационарный т-р в Осака"Бунракудза" ("Асахидза") и т-р "Авадзи".

Т-р Кабуки возник в 17 в. и достиг расцвета к концу 18 в. Сложившаяся в это время форма представления сохраняется и в совр. т-рах Кабуки. Спектакли этого т-ра, в отличие от т-ра Но, ориентирующегося на ограниченный круг любителей древнего иск-ва, рассчитаны на более широкого зрителя. Истоки иск-ва Кабуки восходят к представлениям комедиантов -/исполнителей небольших сценок, фарсов, в к-рые входили пляска и пение. Иск-во т-ра Кабуки вобрало в себя элементы т-ров Но и дз„рури.

Возникновение т-ра Кабуки связано с именем служительницы буддийского храма 0-Куни в Киото (1603). 0-Куни выступала на открытых площадках с танцами религиозного характера, включая в них элементы нар. танцев нэмбуцу-одори. Танцы перемежались комич. интермедиями. На этом этапе представления назывались 0-Куни-кабуки (Кабуки 0-Куни), онна-кабуки (женский Кабуки) или юдз„-кабуки (Кабуки куртизанок).

В 1629 правительство запретило женские труппы, мотивируя это необходимостью охраны общественной нравственности. На смену им пришли труппы, состоящие из юношей, выступавших в женских костюмах и гриме. Труппы назывались вакасю-кабуки (Кабуки юношей). Эти представления были проникнуты эротикой; в 1651 они были запрещены. С этого времени труппы формировались из актеров-мужчин (яро-кабуки).

Т-ры Кабуки использовали пьесы из репертуара т-ра Но, в качестве комедийных интермедий - несколько видоизмененные к„гэны, затем появились 1-2-актныс, а к концу 17 - нач. 18 вв. и многоактные драмы со сложной сюжетной линией. Сначала пьесы писались актерами, затем в т-р были привлечены проф. драматурги. Известность приобрели актеры Саката Тодзюро, Йосидзава Аямэ, Итикава Дандзюро I и др. Чтобы отвлечь публику от т-ров дз„рури, пользовавшихся в то время большой популярностью, сцепа т-ра Кабуки была усовершенствована (расширена, снабжена поворотным кругом), над местами для зрителей устроена крыша. Т-ры Кабуки заимствовали драматургич. форму дз„рури, ввели певца-сказителя гидаю, к-рый под аккомпанемент сямисэна комментировал происходящее на сцепе (рассказывал о размышлениях и переживаниях героя). Прямая речь действующих лиц, в отличие от т-ра кукол, произносилась актерами. актеры Кабуки заимствовали и элементы движения кукол, распространенный в т-ре кукол при„м быстрой смены костюма прямо на сцене. Художеств, при„мы, сложившиеся в т-ре Кабуки, стали каноническими. Популярность получил также новый вид муз.-песенного сопровождения - нагаута (сложился в Осака). Были созданы танц. пьесы - с„сагото. К концу 18 в. т-р Кабуки достиг вершины своего развития и приобр„л форму, к-рая сохраняется в совр. Я. т.

Спектакли Кабуки устраиваются в специально оборудованных больших театр. помещениях на широких, но неглубоких сценах. С левой стороны к сцене пристраивается помост ханамити, идущий от сцены через весь зрительный зал и служащий дополнительной сценич. площадкой. Женские роли в этом т-ре по традиции исполняются актерами-мужчинами (оннагата).

В 17-18 вв. на сцене т-ра Кабукп воссоздавалась жизнь феодальной знати и простых людей средневекового города. В дальнейшем на его сцене утвердилась героич. и романтич. тематика. Программа представления Кабуки состоит обычно из неск. пьес: исторической (дзидаймоно), бытовой (сэвамоно) и танцевальной (с„сагото).

В конце 70-х гг. 19 в. Япония вступила на путь каппталистич. развития. Связанные с этим социальные и политич. преобразования в стране вызвали и новые требования к театр. иск-ву. В 1886 было создано Об-во театр. реформ ("Энгэки кайр„кай"), начались оживл„нные дискуссии в среде драматургов, литераторов и театр. деятелей. На сцене т-ров Кабуки появились новые бытовые пьесы, отражавшие совр. жизнь - дзангири, и реалистич. исторпч. пьесы кацурэкимопо. Мн. из них были написаны драматургом Каватакэ Мокуами. Эти пьесы не получили широкой популярности, не сохранились в репертуаре Кабуки. Но они имели значение как попытка т-ров откликнуться на новые интеллектуальные запросы зрителей в рамках класспч. традиции. На протяжении всей своей истории т-р Кабуки был широко распростан„нным видом театр. иск-ва Японии. Небольшие труппы давали представления Кабуки по всей стране. После 1-й мировой войны происходит централизация этого жанра. Мелкие труппы, гастролировавшие по стране, перестали существовать. Представления Кабуки устраиваются в больших городах, в огромных, специально построенных т-рах. В Токио имеется три таких т-ра, в Осака- два, в Киото и Нагоя - по одному. Обычно труппы дают представления два раза в день. Почти все труппы Кабукп принадлежат компании "С„тику",существующей с 1902, и находятся под е„ контролем. В это объединение не входит лишь прогрессивная театр. труппа Кабукп "Дзэнсиндза", возглавляемая Каварадзаки Т„дзюро, и труппа, находящаяся под контролем компании "Тохо".

В репертуар совр. т-ров Кабуки входят в основном классич. пьесы в канонической интерпретации, а также пьесы синкабуки (новый Кабуки), созданные в конце 19-нач. 20 вв. и отличающиеся более реали-стич. формой. Ставятся также пьесы, написанные совр. драматургами, обычно на нсторич. сюжеты. Эти пьесы по форме приближаются к совр. драме (сингэки).

Другая классич. форма Я. т.- т-р Но-подвергся нек-рым реформам после 2-й мировой войны. Были созданы объединения любителей этого иск-ва. Спектакли т-ра Но происходят регулярно. Каждый месяц в Токио устраивается более двадцати представлений Но, но они рассчитаны на узкий круг зрителей, поэтому программу исполняют не более двух дней подряд. Совр. труппы актеров Но сохраняют прежнюю средневековую структуру, напоминающую структуру гильдий. Существует ассоциация актеров театра Но - "Ногаку к„кай". Молодые актеры, работающие в этих т-рах, ищут пути для расширения круга зрителей и превращения т-ра Но в более современное зрелище.

В Токио имеется неск. зданий т-ров, где даются представления т-ра Но: "Кандзэ капкан", "Суйдо-баси", "Хос„", "Умэвака" и др.; в Киото - "Конго-кат, "Кандзэкай" и сцена храма "Ниси Хонгандзи"; в Осака - "Оцуки" и "Ямамото". Т-ры Но имеются в городах Канадзава и Фукуока (здания не закреплены за определ„нными труппами). После 2-й мировой войны усилился интерес к жанру к„гэн. Для широких зрителей стали устраиваться регулярные представления к„гэн.

В конце 19-нач. 20 вв. возникли новые виды театр. иск-ва: симпа, сингэки, синкокугэки.

Симпа - новая театр. школа, возникшая в конце 19 в. в результате демократнч. движения "Дзию мнн-кэн ундо" (Движение за свободные народные права). Она эклектически соединила в себе элементы традиционного и нового т-ров. Часть спектаклей этого т-ра построена на при„мах т-ра Кабукп, часть ставится как совр. драма сингэки. В репертуаре спмпа преобладает мелодрама, рассказывающая о жизни Японии конца 19-нач. 20 вв. Пз совр. авторов, пишущих для симпа, наиболее известен Кавагути Мацутаро. В 60-е гг. в Японии работает только одна труппа симпа; ведущие актеры этой труппы: Мидзутани Яэко, Псин Кан и Оя Итидзпро.

Синкокугэкн - популярный театр. жанр, сложившийся на основе творч. деятельности труппы, организованной Савада С„дзиро в 1917. Эта труппа стремилась создать т-р для широких нар. масс. Пьесы синкокугэки пренм. показывают жизнь воинов-феодалов. актеры т-ра частично заимствовали исполнительскую технику Кабуки. Они создали особый спектакль- кэнгэки (спектакль со сражением на мечах). Руководители - Симада Сего и Тацуми Рютаро. Среди совр. драматургов, пишущих пьесы для синкокугэки,- Ходзе Хидэдзи.

Сингэки - совр. драма, появившаяся в Японии в нач. 20 в. под влиянием европ. т-ра. Е„ формированию способствовала деятельность Цубоути С„„ и Осанаи Каору. В 1909 Цубоутп С„„ основал театр. ассоциацию "Бунгэй к„кай", где молодые актеры на материале европ. драматургии обучались новому дра матич. иск-ву. В эти же годы был создан т-р "Дзию гэкидз„", к-рый возглавили известные актеры Кабуки Итикава Садандзи II и драматург Осанаи Каору. Этот т-р познакомил япон. зрителей с произведениями Г. Ибсена, М. Горького, Г. Зудермана, Б. Шоу и др. Для развития сингэки большое значение имела деятельность т-ра "Цукидзи с„гэкидз„", созданного в 1924 Осанаи Каору в содружестве с крупнейшим прогрессивным режиссером Хидзиката ‚си. Т-р следовал в своей работе принципам системы Станиславского. В первые годы своего существования т-р спнгэки ставил лучшие образцы зап.-европ. драмы; отечественной драматургии в их репертуаре не было. В дальнейшем стала развиваться новая япон. драматургия, появились пьесы на историч, и совр. сю/кеты. Ми. из них поднимают злободневные проблемы, затрагивают острые политич. вопросы. Ведущие драматурги 50-60-х гг.: Киносита Дзюндзи, Мураяма Томо„сп, Утимура Наоя, Мисима Юкио, Танака Тпкао к др.

Значит, место в репертуаре трупп сингэки занимают совр. переводные пьесы. Среди них произв. рус. и сов. драматургов. В 1963-64 в т-рах Токио бы;! и пост.:

"На дне", "Мать" по Горькому, "Дядя Ваня: Поднятая целина" по Шолохову, "Потерянный сын" Арбузова, "Двенадцать месяцев" Маршака и др.

В 1967 в Японии работало св. 40 трупп спнгэкп, наиболее крупные из них: "Хайюдза" (рук. Сэнда Корэя), "Мингэй" (рук. Уно Дзюкити), "Токе гэидзю-цудза" (рук. Мураяма Томо„си), "Сии сэйсакудза (рук. Маяма Михо). Из трупп слнгэкп только "Хайюдза" имеет сво„ здание. Каждая новая постановка в среднем выдерживает от 5 до 20 представлений. Большинство трупп сингэки входит в объединение "Сингэкидан к„гпкай". Наиболее известные актеры спнгэки: Сэнда Корэя, Такпдзаьа Осаму, Уно Дзюкити, Одзава Эйтаро; актрисы: Ямада Исудзу, Сугимура Харуко, Ямамото Ясуэ.

Лит.: Г а г e м а и К., Игры народов, пер- с' нем., вып. 2. Япония, Л., 1925; Конрад Н. И., Театр "Но", в сб.: О театре, Л., 1926 (Временник отд. ист. и теории театра, 1); его же. Японская литература в образцах и очерках, т. 1,Л., 1927, с. 362-75, 415-47; Японский театр. Сб. статей, под ред. Н. И. Конрада, М., 1928; К о и p а д Н. И., Театр Кабуки, Л.-М., 1928; его /к е. Японский театр. в кн.: Восточный театр. Сб. статей, под ред. А. М. Мерварта, М.- Л., 1929; Г л у с к и н а А., Яш 'некий теневой театр. "Сов. этнография", 1936, .V" 5; е„ же, Генетические связи японского народного театрального искусства, М., 1945; Логунова В. В., Некоторые данные о судьбе средневековой народной комедии к„гэн в условиях современной Японии, "Краткие сообщения Ин-та иостокове-дения АН СССР", 1953, Л1. 9; Одзаки К., Новый японский театр. пер. с япон., М., 1960; Х а м а м у p a E н э д з о, С у г а в a p а Т а к а с и, Р; и н о с и т а Д з ю н д з н, Кабуки, [пер., M., 1965J; Театр и драматургия Японии. Сб. статей, под ред. Н. И. Конрада. М., 1965; на япон. яз.-Нихон энгэки хяккадзитэн, Токио, 1960-63; Каватакэ С и-гэтоси, Энгэки, Токио, 1949. Л. Г.

ЯРАЧ (Jaracz), Стефан (24. XII. 1883-11. MI 1.1945)- польский актер, режиссер, театр. деятель. Учился на юридич. ф-те Ягеллонского ун-та. В 1904 начал творч. деятельность. В сезон 1904-05 выступал в Краковском нар. т-ре, с успехом исполнял роли крестьян. Учился актерскому мастерству у К. Ка-миньского, с к-рым работал в Познанском т-ре (1905-07), затем в 1908-11-в Лодзинском т-ре у А. Зельверовича. В 1911-13 играл в "Т-ре Малы", в 1913-15-в "Т-ре Польски". В 1915 как австр. подданный был выслан в глубь страны, выступал в Москве (1916), затем в Киеве (1917 - 18). Встреча со Станиславским определила дальнейший творч, путь Я. Вернувшись в Варшаву, он пытался шюдрить творч. принципы МХТ в практику т-ров "Польски" п "Малы" (1918-21). Основываясь на опыте МХТ, Я. стремился осуществить реформу польского т-ра, считал, что обновление надо начинать с воспитания актера на реалпстич. основах рус. театр. школы. [Свои мысли о сценич. иск-ве Я. изложил в докладе, прочитанном в 1945 на съезде Союза артистов сцен польских (ZASC).] В 1921, сблизившись с Ю. Ос-тэрвой, переш„л в т-р "Редута", где исполнил своп лучшие роли: Иуда (о. п. Тетмайера), Шель и Смугонь ("Туронь", "Улетела от меня перепел очка" Жеромского). В 1923 вместе с Остэрвой переш„л в "Т-р Народовы". В 1928 вновь вернулся в т-р "Редута". В конце 1930 Я. создал в рабочем р-не Варшавы т-р "Атенеум". Кроме польской и зарубежной классики, он ставил здесь пьесы сов. драматургов:

"Страх", "Чудак" Афиногенова, "Рычи, Китай!" Третьякова, также "Туронь" Жеромского и "Капитан из Кепеника" Цукмайера. Эти спектакли прозвучали в напряж„нной политич. обстановке Польши злободневно и остро. В сезон 1932-33 в труппу т-ра "Атенеум" вош„л коллектив, руководимый Л. Шиллером, но вскоре группа актеров во главе с Я. отделилась и стала выступать в помещении т-ра "Новая комедия". В сезон 1934-35 из-за финансовых трудностей этот коллектив объединился с труппой М. Зиминьской и К. Бенды. В 1936 Я. вернулся в т-р "Атенеум". Во время фашистской оккупации был арестован (1942) и заключ„н в Освенцим. После освобождения не смог вернуться к творч. деятельности из-за тяж„лых физич. недугов.

В пск-ве Я. сочетались трагедийное и комедийное начала, актер стремился раскрыть духовный мир "маленьких", обиженных жизнью людей (Франь-"Счастье Франя" Пежиньского, Якуб - "Глупый Якуб" Риттнера, Акакий Акакиевич- "Шинель" по Гоголю, в переделке Ю. Тувима, и др.). Образ Швейка в исполнении Я. олицетворял нар. мудрость; образ Шеля сочетал лукавство и грозное величие. Я. смело ломал традиционную трактовку мн. ролей. Так, исполняя роль Калибана ("Буря" Шекспира), актер превращал фантастич. персонаж в реального человека, сходного с забитым польским крестьянином; добродушный, хитрый Нотариус ("Месть" Фредро), к-рого традиционно трактовали в комедийном плане, в исполнении Я. становился коварным, жестоким. В своей игре Я. сочетал виртуозную технику речи и сценич. движения, 1 характерные для франц. т-ра, с непосредственностью, искренностью чувств, особой выразительностью мимики, жеста, слова.

Лит.: "Teatr", Warsz., 1950, ј 8-.9-10 (пос-вящ. памяти Ярача); "Teatr", 1955, ј 15. s. 5-9; Wroczynski K., O St. Jaraczu. Wspomnienia, Warsz., 1950; Straus St., Stefan J-aracz, Warsz., 1956; Кобр и некий Л., Стефан Ярач, в кн.: Театральный альманах, кн. 6, M., 1947 с 311-20. p. B.

ЯРАШЕВ, Саттар Ярашевич [p. 24.VII1(6.IX). 1915] - узб. сов. артист оперы (драматич. тенор). Нар. арт. Узб. ССР (1959). Сценич. деятельность начал в 1937 в Вабкентском колхозно-совхозном т-ре. С 1940 - солист Бухарского муз.-драм. т-ра; с 1943- Т-ра муз. драмы и комедии в Янгп-Юле; с 1945 - Т-ра им. Мукими (Ташкент). В 1952 окончил Узб. оперную студию при Моск. консерватории и стал ведущим солистом Т-ра оперы и балета им. Навои.

Партии: Меджнун ("Лейли и Меджнун" Садыкова и Глиэра), Мони ("Дилярам" Ашрафи), Чабанали ("Проделки Майсары" Юдакова), Фуркат ("Сердце поэта" Ашрафи) и ДР- Г. Рах.

ЯРВЕТ, Юри Евгеньевич (р. 18.VI. 1919) - эст. сов. актер. Засл. арт. Эст. ССР (1964). Сценич. деятельность начал в Эст. гос. художеств. ансамбле в годы Великой Отечественной войны. В 1945-49 учился в Эст. театр. ин-те. В 1952-65 - актер Т-ра им. В. Кингисеппа, с 1965 - эст. Молод„жного т-ра.

Я.- острый, изобретательный актер, творчество его исполнено фантазии, яркого, часто трагич. юмора.

Роли: Бальзаминов ("Женитьба Бальзаминова" Островского), Пикапов ("Любовь Яровая"), Войтинский ("Человек и бог" Таммсааре), Крут ("Владельцы ключей" Кундеры), Историческая Истина ("Дикий капитан" Смуула), Мартин Ролль ("Венская почтовая марка" Лийвеса), Клавдий ("Гамлет"), Креон ("Антигона" Ануя).

Популярный артист эстрады, автор фельетонов. Снимается в кино, выступает по радио и телевидению. Соч.: Juri Jarvet "Kits Karneriks", Tallinn, 1964.

K. Каск.

ЯРВИ, Валло Аугустович (p. 28.XII.1923) - эст. сов. дириж„р. Брат H. А. Ярей. Засл. деят. пск-в Эот. ССР (1964). Окончил Таллинскую консерваторию (1951, класс дирижирования). С 1949 - дириж„р Эст. т-ра оперы и балета. Дирижировал балетами- "Золотопряхи" (1956), "Калевипоэг" Э. Karma, "Северная сказка" Аустер (1960), "Балет-симфония" Тамбер-га (1963); комич. оперой "Рука об руку" Эрнесакса (1955); опереттой "Огни родной гавани" Арро и Нор-мета (1958) и др. Ар. Т.

ЯРВИ, Нээме Аугустович (р. 7.VI. 1937) - эст. сов. дириж„р. Брат В. А. Ярей. Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1965). Окончил Ленингр. консерваторию (класс дирижирования Н. С. Рабиновича). В 1960-63 - дириж„р, с 1963 - гл. дириж„р симф. оркестра Эст. радио и Эст. т-ра оперы и балета. В 1961-66-худ. рук. камерного оркестра при Эст. филармонии. Иск-во Я.-дириж„ра отличается глубоким проникновением в партитуру, волевым темпераментом.

Дирижировал операми: "Отелло" Верди, "Кармен", "Чио-Чио-сан", "Волшебная флейта", "Аида"; "Железный дом" Тамберга (1965, премьера), "Порги и Бесс" Гершвина (1966); балетом "Щелкунчик".

Я. гастролировал в Финляндии, Болгарии, Англии и многих других странах. Ар. Т.

ЯРЕМЕНКО, Василий Сергеевич [р. 20. Х(1. XI). 1895]- укр. сов. актер. Нар. арт. СССР (1954). Чл. Коммуни-стич. партии с 1940. Сценич. деятельность начал в 1918 в Роменском укр. т-ре. С 1922 творч. жизнь Я. связана с Т-ром им. М. Заньковецкой (ныне во Львове), одним из основателей к-рого он является. Ученик и последователь А. П. Затыркевич-Карпин-ской и П. К. Саксаганского, Я следует лучшим традициям реалистич. школы актерского иск-ва. Образы его народны и правдивы. Обладает большим сценич. темпераментом, высокой сценич. культурой, обаянием.

Роли: Гонта ("Гайдамаки" по Шевченко, 1928), Городничий (1927), Яго (1926); Кошкин ("Любовь Яровая", 1928), Дударь ("Диктатура" Микитенко, 1929), Стрижень, Голота, Макар Дубрава ("Гибель эскадры", 1933, "Правда", 1937, о. п., 1948, Корнейчука), Иван Свечка, Забрамский ("Песня о Свечке", 1935, "Имя", 1959, Кочерги), ,Гурман, Овлур ("Украденное счастье", 1925, "Сон князя Святослава", 1954, Франко), Гнат ("Назар Стодоля" Шевченко, 1942), Шельменко ("Шельменко-денщик" Квитки-Основьяненко, 1941), Франко ("Мужицкий посол" Смилянского, 1945), Опанас, Гнат Голый, Бондарь ("Бурлак", 1950, "Савва Чалый", 1957, "Бондарив-на",-1961, Карпенко-Карого), Петрушенко ("На большую землю" Хижинка, Гос. пр. СССР, 1950), Тарас Бульба (по о. п. Гоголя, 1952), Воркалюк ("Любовь на рассвете" Галана, 1952), Кряж, Денис Варта ("Вес„лка", 1958, "Марина", 1965, Зарудного), Пархоменко (1941, о. п. Вс. Иванова), Коваль (196l, "Невольник" Кропивницкого) и др.

Лит.: M e л ь и и ч у к-Л у ч к о Л., Василий Сергеевич Яременко. Народний артист СССР, К., 1960. Р. Б.

ЯРМАРОЧНЫЙ ТЕАТР (Theatre de la foire) -вид нар. т-ра в ряде европ. стран 16-18 вв. Возникновение Я. т. относится к ср. векам; на ярмарках для привлечения покупателей устраивались разл. зрелища и увеселения, выступали бродячие фокусники, акробаты, дрессировщики и др. В 15-16, вв. городские ремесленники-любители, объедин„нные в шутовские общества (Франция), камеры риторов (Нидерланды), кружки мейстерзингеров (Германия) п др., разыгрывали в дни ярмарок фарсы, фастнахтшпнлн, моралите. Со 2-й пол. 16 в. на сцене Я. т. начали выступать проф. актеры, исполнявшие т. н. парады (шутовские сценки), фарсы, муз.-танц., волшебно-феерич. и др. пьесы. Игра актеров Я. т., в значит, мере основанная на иск-ве импровизации, была проникнута жизнерадостностью, иногда грубоватым нар. юмором, заключала в себе, наряду с элементами буффонады, бытовую и социальную сатиру. Традиции Я. т. были развиты и претворены в творчестве великих драматургов Шекспира и Мольера.

Большого развития Я. т. достиг во Франции в 17 в. В это время выдвинулся замечательный ярмарочный актер-комик Табарен. В площадном Я. т. сформировалось пск-во знаменитых фарсовых актеров Гро-Гилъо-ма, Готъе-Гаргиля, Тюрлюпена и др. С нач. 18 в. на подмостках франц. Я. т. разыгрывались пьесы, заимствованные из репертуара т-ра "Комеди Итальенн", закрытого в 1697. Расцвет Я. т. во Франции связан с деятельностью писателя и драматурга А. Р. Лесажа. Он создал новый репертуар Я. т., внеся в свои пьесы острые пародийно-сатирич. элементы, высмеивал зависимое от вкусов аристократии пск-во привилегированных т-ров, нравы "высших" слоев общества. В течение 18 в. Я. т., демократич. по своей направленности, подвергались постоянным преследованиям со стороны правящих кругов. актерам запрещалось играть лит. пьесы, говорить и петь на сцене; полиция разрушала помещения Я.т., подвергала штрафам их владельцев и т. д. В 18 в. на сцене Я. т. зародились жанры водевиля, комич. оперы. Среди деятелей франц. Я. т. 18 в.- драматурги Л. Фюзелье, Дорневаль, А. Пирон, Ж. Ж. Ваде, Г. Таконне, Ш. С. Фавар; антрепрен„ры Ж. Монне, Ж. Б. Николе, Н. М. Одп-но; актеры Ж. Фавар, Воланж и др. С развитием капи-талистич. отношений во Франции ярмарки приходили в упадок. Постепенно Я. т. становились стационарными. В сер. 18 в. на их основе возникли т. н. театры бульваров.

В России Я. т. получил развитие на нар. гуляньях, на ярмарках, где, наряду с разл. зрелищными аттракционами, давались представления кукольных т-ров. С 18 в. в балаганах ставились пантомимы, мелодрамы, пьесы на военно-историч. сюжеты и др. В представлениях рус. Я. т. высмеивались помещики, купцы, чиновники. Я. т. в России существовали до конца 19 в.

Лит.: Мокульский С., История западноевропейского театра, т. 1-2, M.Л., 1936-39; Карская Т. Я., Французский ярмарочный театр. М.- Л., 1948; К у з н е-цов Е., Русские народные гуляния. По рассказам А. Я. Алексеева-Яковлева..., Л.- М., 1948; Albert M., Les theatres de la foire (1660-1789), P., 1900; M a n n e E. D., de, Menetrier C., Galerie historique des comediens de la troupe de Nicolet, Lyon, 1869; и х ж e, Galerie historique des acteurs francais, mimes et paradistes..., Lyon, 1877; Barberet V., Lesage et les theatres de la foire. P., 1888; Bernardin N. M., La comedie-vaudeville aux XVII et XVIII siecle. P., 1894; Muller d'A n g e r m ii n'd e M., Jean Joseph Vade (1719-1757) und das Vaudeville, Greifswald, 1911 (Diss.); Heulhard A., Jean Monnet, vie et aventures d'un entrepreneur de spectacles au XVII siecle, P., 1885; P o u g i n A., Madame Favart..., P., 1912.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница