Наши партнеры

аудиовизуальные системы

Театральная энциклопедия
(страница 513)


ЯРНЕФЕЛЬТ (Jarnefelt), Армас (14.VIII.1869- 23.VI.1958)-фин. дириж„р и композитор. Чл. Швед. муз. академии (1908). Музыке учился у М. Вегелпу-са (теория) и Ф. Бузони (фп.) в Муз. нн-те в Хельсинки; в 1890-92 брал уроки композиции у А. Бек-кера в Берлине и у Ж. Массне в Париже. В 1895-98 Я. работал репетитором в т-рах Бреслау, Магдебурга и Дюссельдорфа; в 1898-1903-дириж„р симф. оркестра в Выборге; в 1905-32 - дириж„р Королевской оперы в Стокгольме (в 1910 принял шведские подданство). В 1932 - 36 Я. - худ. рук./и первый дириж„р Финской оперы в Хельсинки, с 1936 гастролировал в городах Скандинавии. Осуществил пост. (впервые в Скандинавии) опер Р. Вагнера ("Кольцо Нпбелунга", 1908; "Тристан и Изольда", 1909; "Парсифаль", 1917), В. Моцарта ("Волшебная флейтам, 1914; цикл опер 1924), а также совр. швед. композиторов-В. Петер-сон-Бергера, К. Аттерберга, Т. Рангстрема и др. Дириж„рский стиль Я. отличался тонкой техникой и темпераментом. Я,- один из ведущих финских композиторов, автор мн. ярко нац. соч. для оркестра, музыки к драматпч. спектаклям и фильмам. В„л педагогич. работу (с 1940- профессор Хельсинкского ун-та).

Лит.: Vaino R'e sola A., Jarnefelt (B. Suomen Saveltajia, Hels., 1945). Я. Г.

ЯРНЕФЕЛЬТ (Jarnefelt), Оливия (Лива) (р. 18.III. 1876) - швед. артистка оперы (меццо-сопрано). Чл. Швед. муз. академии (1924). Пению училась у Ю. Гюнтера; брала уроки пластики у С. Хеббе. Впервые выступила на оперной сцене в Стокгольме в 1897. С этого года Я.- артистка, с 1898 - солистка шведской Королевской оперы в Стокгольме.

Партии: Венера, Ортруда, Кундри, Брангена ("Тан-гейзер", "Лоэнгрин", "Парсифаль", "Тристан и Изольда"), Керубино ("Свадьба Фигаро"), Азучена, Амнерпс, Лола ("Трубадур", "Аида", "Сицилийская вечерня" Верди), Кармен и др.

В 1926 Я. оставила сцену, занималась педагогич. работой. Вл. О.

ЯРНЕФЕЛЬТ-ПАЛМГРЕН (Jarnefelt-Palmgren), Майкки (1871-1929) - фин. артистка оперы (сопрано). Училась в Хельсинки у А. Ойянпере, затем у М. Маркези в Париже и у Ю. Хей в Берлине. Выступала на оперных сценах Германии и Италии гл. обр. в операх Р. Вагнера (Елизавета в "Тангейзере", Зиглпнда в "Валькирии"). В 1904 вместе с композитором А. Палмгреном принимала участие в создании оиерногс т-ра в Хельсинки. Исполнила партию Сигрпд в опере "Даниэль Хьюрт" фин. комп. С. Палмгрена (Турну, 1910). Занималась педагогич. работой. Н. Г.

ЯРбН, Григорий Маркович [13(25).II.1893-31.XII. 1963] - рус. сов. артист и режиссер оперетты. Нар. арт. РСФСР (1940). Сын либреттиста и театр. переводчика М. Г. Ярона и оперной певицы Э. Я. Мелодист. Окончил драм. школу Пе-терб. лит.-худож. об-ва (1912), после чего был принят в Пе-терб. Малый т-р (Суворпн-скпй), где сыграл свою первую роль - Петю Ростова (инсценировка "Войны и мира" Толстого). В 1913-15 работал в т-рах провинции (Балашов, Борисоглебск, Тамбов). В 1915 - актер Петерб. т-ра миниатюр "Молодой т-р", где впервые исполнил роли в опереттах: Князь ("Граф Люксембург" Легара), Вунч-хи ("Гейша" Джонса), Менелай

("Прекрасная Елена" Оффенбаха). В 1915-26 Я.- актер т-ров оперетты Киева, Одессы, Харькова, Петрограда, т-ров Потопчиной (Москва) п Комической оперы под рук. Марджанова (Петроград). В 1922 Я. был одним из организаторов, артистов и рук. Моск. т-ра оперетты (зав. худ. частью в 1927-39 и 1942-45). Я. обладал высокой музыкальностью, виртуозно владел танце-вально-акробатич. техникой и даром комич. импровизации. Воспитанный в основном на неовенской оперетте, буффонно-эксцентрический актер, Я. создавал образы-маски (имел ярко индивидуальную внешность). Он обладал неистощимой фантазией в отделке деталей, изобретательностью в трюках. Я. сам дополнял тексты своих ролей и эти дополнения затем использовались др. исполнителями.

Роли: Гробовщик ("Женихи" Дунаевского), Флюс ("Людовик ...надцатый" Сахновского и Алексеева), Фильпс, Кутайсов ("Ч„рный амулет", "Холопка" Стрельникова), Попандопуло ("Свадьба в Малиновке" Александрова), Ельцов ("На берегу Амура" Блантера), Герман ("Роз Мари" Фримля и Стодхарта), Воляпюк, Фраскатти, Популеску,

Луи Филипп, Пеликан ("Сильва", "Фиалка Монмартра", "Марица", "Баядера", "Принцесса цирка" Кальмана)' Лоран ("Маскотта" Одрана) и др. '

Как режиссер Я. отказался от воплощения традиционных образов-масок, от включения вставных номеров, ориентируя артистов на создание живых характеров. Его пост. отличались эмоциональностью, оптимизмом.

Среди пост.: "Сорочинская ярмарка" Рябова, "Свадьба в Малиновке" Б. Александрова (обе в 1937, совм. с С. Мызни-ковой), "На берегу Амура" Блантера (1939), "Год спустя" (1940), "Девушка из Барселоны" (1942), "Моя Гюзель" (1946) Б. Александрова, "Сильва" (1940), "Марица" (1943) Кальмана, "Вес„лая вдова" Легара (1941) и др.

Я. проводил на радио лекции-спектакли о творчестве И. Штрауса, Ф. Легара, И.Кальмана, И.О.Дунаевского п др. Выступал в печати по вопросам оперетты. Был консультантом "Театральной энциклопедии".

Соч.: О любимом жанре. М., 1960, 2 изд., М., 1963;

Оперетта - есть оперетта, "Рабис", 1933, JS" 9; Тоже об оперетте, "Театр", 1938, ј 6; И. Штраус, "Сов. музыка", 1949, "V- 9; II. Кальман - мастер оперетты, там же, 195'", N". 3; Венгерская оперетта в Москве, там же, 1956, ј 3;

Ф. Легар - классик оперетты, там же, 1958, .ј 10; Дунаевский в оперетте, "Муз. жизнь", 1959, .V' 20; Быть вес„лому жанру; "Театр. жизнь", 1961, .V 12; П. Кальман, "Муз. жизнь", 1962, ј20; Три десятилетия, в кн.: Московский театр оперетты, М., 1958, и др.

Лит.: Шершеневич В., Ярон, М.- Л., 1927;

Д а л ь ц e в 3., в сб.: У истоков, М., 1960; Д н e п p о в М., Полвека в оперетте, М., 1961; Ут„сов Л., С песней но жизни, М., 1961; И л ь и н с к и и И., Сам о себе, М., 1961;

Янковский М., Советский театр оперетты, Л.- М., 1962; Канделаки В., Памяти Ярона, "Муз. жизнь", 1964, ј 5; Новикова К., Воспоминания о Яроне, "Театр", 1964, ј 6. М. Лифш.

ЯРОСЛАВЛЬ- город, обл. центр РСФСР (478 тыс. жителей на 1965). Один из старейших театр. городов России. В 1719 в "Архиерейском доме" давались закрытые спектакли, позже устраивались любительские спектакли в купеч. домах. В 1751-52 в специально построенном здании регулярные спектакли давала труппа Ф. Г. Волкова, родоначальника рус. т-ра (до этого выступала в т. н. "кожевенном сарае"). После отъезда Волкова в Петербург спектакли Ярославского т-ра продолжались недолго. В последней четверти 18 в. в Я. в доме наместника губернии А. И. Мельгунова устраивались любительские представления.

В нач. 19 в. театр. дело в Я. упрочилось. Первыми постоянными антрепрен„рами были Е. Глебов (1811-13) Д. М. Урусов (1816-18; 1827-28), В. Обресков (1826-27)' П. Я. Паньков (1818-23), М. А. Алексеев (1841 - 48). По инициативе Панькова в 1819 построено новое театр. здание (в 1841 на том же месте М. А. Алексеев построил каменное здание, капитально реконструированное в 1880; с 1880 Ярославский т-р стал принадлежать городу и получил наименование Городского т-ра). В 1907 оно было снесено, в 1911 здесь выстроено ныне существующее здание Ярославского т-ра. Развитию театр. жизни в Я. во многом способствовал антрепрен„р М. А. Алексеев. Среди актеров его труппы были П. К. Красовский, Е. Ф. Красовская, П. С. Бешен-цов, М. Г. Ленская. В Я. начинали свой творческий путь Л. П. Никулина-Косицкая (1843-46), П. А. Стрепетова

В 1855-80 антрепрен„ром был В. А. Смирнов, придавший работе т-ра коммерческое направление. Антрепрен„ры последующих лет - Н. А. Борисовский (1887-89) К. Н. Незлобии (1893-94), 3. А. Малиновская (1 894-97)- стремились поднять сценич. культуру города. В этих антрепризах служили актеры: А. П. Грубпн. М. М. Михайлович-Дольский, К. В. Бравич, И. М. Шувалов, К. Е. Большаков, Е. А. Волгина-Покровская, М. А. Крестовская, О. А. Голубева и др.

Во 2-й пол. 19 в. установилась традиция гастролей столичных актеров в Я., здесь выступали В. И. Живокини (1850-е гг.), М. С. Щепкин (1856, 1858), А. Е. Мартынов (1856), Г. Н. Федотова (1875, 1884, 1892, 1894), М. Н. Ермолова (1894), А. И. Южин (1897), М. П. и О. О. Садовские (1898), В. Ф. Комиссаржевская (1903). По приглашению 3. А. Малиновской в 1894 и 1895 в Я. гастролировал Станиславский.

После Октябрьской революции театр. жизнь города активизировалась. В 1922-23 работал т-р студийных постановок под рук. А. Д. Попова, в 1924 открыт "Передвижной рабочий т-р". в 1928 - Т-р кукол, в 1931 - колхозно-совхозный т-р и Т-р юного зрителя.

В 1966 в Я. работают: Ярославский театр им. Волкова (академический), Т-р кукол. Филармония, Цирк (стационар), театр. и муз. уч-ща.

Лит.: Майков Ф., Ярославский т-р, "Пантеон русского и всех европейских театров", СПБ, 1840, . 7, ч. 3;

Серебренников С., История театра в Ярославле, "Ярославские губернские ведомости", 1842, ј 3, 16 янв.;

Трефолев Л. Н., Ярославская старица, Ярославль, 194U; Г е н к и и Л., Из прошлого Ярославского театра, "Ярославский альманах", 1950, ј 4; Ф. Г. Волков и русский театр его времени, М., 1953; Очерки истории русского советского драматического театра, т. 1-3, М., 1954-61; Любомудров М., Старейший в России, М., 1964. М. Люб.

ЯРОСЛАВСКИЙ (наст. фам.- Коган), Яков

Григорьевич (1896-2.III.1957) - рус. сов. режиссер. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1944). Сценич. деятельность начал в Одессе. Затем работал в Симбирске, Самаре, Москве, Архангельске, Пятигорске, Днепропетровске. В 1938-57 - режиссер Бакинского рус. т-ра им. С. Вургуна.

Пост. спектакли: "Рюи Блаз" Гюго (1938), "Человек с ружь„м" (1939), "Разлом" (1941); "Осада мельницы" по Золя (1942), "Собака на сене". "Варвары" (оба в 1 943); "Губернатор провинции" бр. Тур и Шейнина (1947), "Московский характер" Софронова (1948), "С любовью не шутят" Кальдерона, "Машенька" (оба в 1952); "В добрый час!" Розова (1955), "Мораль пани Дульской" Запольской, "Филумена Марту-рано" Де Филинно (оба в 1956), "Деревья умирают стоя" Касоны (1957). Г. К .-К.

ЯРОСЛАВСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ Ф. Г. ВОЛКОВА (Ярославский академический ордена Трудового Красного Знамени д р а м а т и ч е с к и и т е а т р и м е н и Ф. Г. Волков а)-старейший рус. театр. Возникновение его связано с деятельностью Ф. Г. Волкова и относится к 1750. В 1911 т-ру присвоили имя Ф. Г. Волкова. В октябре 1918 т-р был муниципализирован, в 1919 при н„м была организована Пролетарская драматпч. студия. На сцене т-ра ставились пьесы, созвучные героике революции: "Ткачи" Гауптмана, "Смерть Дантона" Бюхнера, "Зори" Верхарна, "Овечий источник" Лоне де Вега, "Стенька Разин" Каменского, "Красногвардейцы" местного автора М. О. Пантина. Важное значение для становления т-ра имели спектакли "Любовь Яровая" (1926, реж. Б. А. Вертельс), "Цемент" по Гладкову (1927, реж. тот же), "Разлом" (1928, реж. М. Л. Курский), "Бронепоезд 14-69" (1928, реж. М. Т. Строев).

В 4929-33 происходила стабилизация труппы, в е„ составе были М. Л. Курский, Н. В. Комиссаров, Н. А. Медведев, С. И. Папов, М. А. Токарева, В. II. Флоринский, Ф. Н. Белинская и др. С конца 30-х гг. Я. т. занимает одно из первых мест среди драматпч. коллективов РСФСР. Приверженность к пьесам с ярко выраженным нац. рус. колоритом, глубокой обрисовкой нар. типов характеризовала деятельность т-ра. Среди лучших пост. классич. драматургии: "Вишн„вый сад" (1935, реж. И. А. Ростовцев), "Последняя жертва" (1938, реж. Л. Л. Полонский), "Лес" (1948, реж. К. Ф. Степанов-Колосов), "Чайка" (1954, реж. Т. А. Кондрашев); "Царь Ф„дор Иоан-новпч" А. К. Толстого (1956, реж. тот же), "На всякого мудреца довольно простоты" (1964).

В т-ре ставились спектакли, посв. В. И. Ленину:

"Ленин в 1918 году" Каплера и Златогоровой (1939), "Кремл„вские куранты" (1940). Роль В. П. Ленина в обоих спектаклях исполнял В. Т. Полптпмский. В 1956 пост. "Вечный источник" Д. Зорина (реж. Т. Н. Кондрашов), в 1959 - "Третья патетическая" Погодина (реж. А. М. Палампшев); в обоих спектаклях роль В. И. Ленина исполнял В. С. Нельский.

Большое место в репертуаре т-ра занимают пьесы Горького: "Егор Булычев и другие" (1933, 1950), "Враги" (1932, 1938), "Дети солнца" (1936, 1962). "Варвары" (1940), "Зыковы" (1958); значит, событиями в театр. жизни страны были спектакли, пост. реж. И. А. Ростовцевым, - "Мещане" (1934). "Чудаки" (1943), "Васса Железнова" (1946) и особенно "Старик" (1943, в гл. роли П. П. Гайдебуров). Одним из первых в стране Я. т. пост. пьесы: "Фронт" (1942); "Генерал Брусилов" Сельвинского (1943)- обе реж. Ростовцевым, "Сомов и другие" Горького (1953, реж. П. П. Васильев), "Хозяева жизни" Чепурина (1961, реж. Ф. Е. Шпшигин).

Т-р работает с местными авторами, на его сцене пост. пьесы: "Город на Волге" (1938) и "Сестры Ф„доровы" (1940) Хардина и Назарова, "Это было" Горбунова (1958), "Ф„дор Волков" Севера (1960, 1963).

В 1950-60-х гг. в т-ре пост. "Совесть" Чепурпна (1951), "Огненный мост" Ромашова (1953), "В добрый час!" Розова, "Персональное дело" Штейна (оба в 1955), "Одна" (1956), "Город на заре" (1958) и "Иркутская история" Арбузова (1960), "Кредит у Нпбелунгов" Куна (1961), "Океан" Штейна (1961), "Знакомьтесь, Балуев" по Кожевникову (1962), "Печорин" по "Герою нашего времени" Лермонтова (1965, реж. Ф. Е. Шп-шигин), "Панфиловцы" Назарова (1965) и др.

Во главе т-ра в разные годы были режиссеры И. Г. Громов (1930-34), И. А. Ростовцев (1934-35. 1942-46), Д. М. Манский (1938-41), П. П. Васильев (1949-54), Т. А. Кондрашев (1954-59). В т-ре работали нар. арт. СССР Г. А. Белов, засл. арт. РСФСР И. П. Бросевич, О. Д. Иванова, гл. художниками были Н. Н. Медовщиков, А. И. Ипполитов и др.

В труппе т-ра (1966): гл. реж. т-ра (с 1960) - нар. арт. СССР Ф. Е. Шпшигин, актеры - нар. арт. РСФСР В. С. Нельский, С. Д. Ромоданов, А. Д. Чуди-нова;засл. арт. РСФСР Н. В. Кузьмин, Л. Я.Макарова, К. Г. Незванова, В. А. Салопов, Н. И. Терентьева; засл. арт. Узб. ССР А. В. Натальченко; актеры В. М. Аршинов, Е. В. Бурченко, М. А. Беляева, А. П. Дубов, Е. А. Загородникова, Ю. А. Караев, Т. В. Канунникова, А. В. Козельская, А. Г. Кузьмин, В. П. Нельская, Т. К. Позднякова, П. И. Прошин, Ф. И. Раздьяконов, Э. Б. Сумская, С. К. Тихонов.

Лит.: Орлов В., Театр на фронте (записки режиссера), в сб.: Ярославский альманах, Ярославль, 1942; Елисеева В., Ярославский театр имени Ф. Г. Волкова, Ярославль, 1948; Коротков Б., Двести лет театра им. Ф. Г. Волкова, Ярославль, 1950; Любомудров М., Старейший в России, М., 1964. М. Люб.

"ЯРОСТЬ" - пьеса в 4 д. 13 к. Б. Г. Яновского, соч. 1929. В том же году "Я." была .пост. в Крымгостеатре, Симферополь (реж. Бартельс, худ. Барышев; Сем„н - М. Цар„в, Марфа - Лещинская, Путнин - Соснин), в Самарском, Свердловском, Ярославском т-рах. 27 февр. 1930 "Я." пост. Академич. т-р драмы, Ленинград (реж. Н. В. Петров, худ. Акимов, комп. Шапорин; Сем„н - Н. Симонов, Марфа - Тиме, Скопина, Глоба - Богданов, Путнин - Певцов, Костюк - Усач„в, Скрып - Малютин, Баев -Нелидов, Андрейка - Ежкина). После Ленингр. пост. "Я." обошла (гл. обр. в 1930-31) почти все т-ры страны. Пьесу ставили: Т-р им. Моссовета (реж. Любимов-Ланской, худ. Волков; Сем„н - Крамов), Госагиттеатр. Ленинград, Передвижной рабочий т-р Пролеткульта, Бакинский рабочий т-р, Востовский-на-Дону т-р, Гос. армянский т-р (ныне им. Сундукяна), Киргизский т-р, Т-р им. Руставели. Нац. т-ры ставили "Я." в переработанных, приближ„нных к местным условиям вариантах (действие было перенесено в данную республику и персонажи соответственно переименованы).

Пьеса вновь ставилась в 60-е гг.: Хабаровский т-р (1964 , Псковский -т-р-(1965), Ленингр. т-р драмы им. Пушкина (1966) и др. .

Издания: Яновский Е., "Ярость", М., 1930, 1931, 1958-.

Лит.: Цимбал С., Первая пост. "Ярости" в Ленинграде, "Театр", 1957, .N"11. А. Шн.

ЯРОЦКАЯ-АНТИМОНОВА, Мария Каспаровна [р. 17(29).X.1883] - рус. сов. актриса. В 1906-08 играла в провинции (Херсон, Красноярск). В 1908-18актриса т-ра "Кривое зеркало" в Петербурге. Исполняла в этом т-ре роли амплуа травести и комедийные роли в сатирич. комедиях, пародиях, пантомимах: Сумурун (одноим. пантомима), Коломбина ("Коломбина сего дня" Евреинова), Марья Айтоновна ("Ревизор" Евреинова и Кугеля) и др. В 1924-41 - в труппе Моск. т-ра Сатиры, в 1945-56 - Т-ра-сту-дии киноактера (Москва). Снималась в кино.

Др. роли: Караулова ("Чужой реб„нок" Шкваркина), Акулина Ивановна ("Дети Ванюшина" Найд„нова), Пелагея Егоровна ("Бедность не порок") и др. Г. К.

ЯРОШ‚НКО, Лаврентий Артемьевич [р. 10(23).VIII. 1909] - рус. сов. артист оперы (бас). Нар. арт. РСФСР (1956). Учился в Харьковской консерватории (1937-4, класс П. В. Голубева). В 1938-41 - солист Харьковского т-ра оперы и балета; в 1942-46- Краснознам„нного ансамбля Сов. Армии им. А. В. Александрова; с 1946- солист Т-ра оперы и балета им. Кирова (Ленинград). Я. создал ряд разнохарактерных муз.-сценич. образов.

Партии: Сусанин, Фарлаф; Борис Годунов. Варлаам ("Борис Годунов"), Иван Хованский ("Хованщина"), царь Салтан ("Сказка о царе Салтане"), Кончак и Галицкий ("Князь Игорь"), Тарас ("Семья Тараса" Кабалевского), Бестужев ("Декабристы" Шапорина), Ткаченко ("Сем„н Котко" Прокофьева), Лепорелло ("Дон Жуан"), Мефистофель ("Фауст") и др.

ЯРУЛЛИН, Фарид Загидуллович [19.XII.1913(1.1. 1914)-сентябрь 1943, погиб на фронте под Курском]- тат. сов. композитор. В 1939 окончил Моск. консерваторию (класс композиции Г. И. Литинского). Я.- автор первого тат. нац. балета "Шурале" (1945, Татарский т-р им. М. Джалиля) по одноим. поэме-сказке Г. Тукая. Музыка балета основана на симфо-низированных нар. интонациях. В ней находит опору своеобразная хореография, сочетающая систему клас-сич. танца с нар.-танц. иск-вом. Персонажи характеризуются лейтмотивами.

Лит.: Бахтиярова Ч., Фарпд Яруллин, Казань, 1960. Ир. Г.

ЯРУС - балкон с расположенными на н„м местами для зрителей, идущий вдоль задней (иногда и боковых) стен зрительного зала т-ра. В многоярусном т-ре такие балконы расположены в несколько рядов один над другим - 1-й ярус. 2-й ярус. 3-й ярус и т. д.

ЯРУСТОВСЮ1Й, Борис Михайлович [р. 1(14).V. 1911] - рус. сов. музыковед. Чл. Коммунистич. партии с 1941. В 1937 окончил Моск. консерваторию (историк о-теоретич. отделение, класс В. Э. Фермана), в 1941-аспирантуру при ней. В 1939-41 и с 1947 вед„т педагогич. работу в Моск. консерватории (с 1956 - профессор). Доктор искусствоведения (1952). С 1959-старший научный сотрудник Ин-та истории иск-в (Москва).

Соч.: П. И. Чайковский, М., 1940; Оперная драматургия Чайковского, М.- Л., 1947; Драматургия русской оперной классики, М., 1952; Некоторые проблемы советского музыкального театра, М., 1957; Игорь Стравинский,. М., 1964; "Мазепа" П. И. Чайковского, в сб.: Мазепа, М., 1938; Сценическая история "Евгения Онегина", в сб.:

Чайковский и театр. М.-Л., 1940 (совм. с И. В. Нестьс-вым); Симфонии о войне и мире, М., 1966, и др. A. ffe.

ЯРЦЕВ, Алексей Алексеевич [1858 - 13(26).Х. 1907] - рус. историк т-ра, критик. В 80-е гг. был актером укр. труппы М. Л. Кропивницкого, но вскоре оставил сцену. В 1888 вышла в свет первая брошюра Я.-"М. С. Щепкин в русской литературе". Я.-автор многочисл. статей и монографий о выдающихся деятелях рус. сцены - актерах, драматургах, композиторах. Нек-рые биографич. очерки Я. выходили в серии изд. Ф. Павленкова "Жизнь замечательных людей". Помимо крупных монографий, Я. принадлежит серия статей об операх М. И. Глинки, А. Н. Вер-стовского и др. В своих исследованиях Я. широко привлекал архивные материалы (публиковал письма, документы). Среди его статей наиболее примечательны: "Гамлет на русской сцене" ("Московские ведомости", 1891, 14 окт., ј 284, с. 3-4)- о переводах трагедии Шекспира, очерк "Итальянские певцы в России" (там же, 1891, 8 апр., ј 97, с. 4-5), работы, посв. старинному крепостному, а также совр. провинциальному т-ру.

Соч.: Ф. Г. Волков, основатель русского театра. Его жизнь в связи с историей русской театральной старины, СПБ, 1892; М. С. Щепкин, его жизнь и сценическая деятельность в связи с историей современного ему театра, СПБ, 1893; Князь Александр Александрович Шаховской (Опыт биографии), СПБ, 1896; Шевченко и Щепкин, Киев, 1898;

Павел Степанович Мочалов. Биографический очерк, СПБ, 1898. А. Д.

ЯРЦЕВ, Петр Михайлович (г. рожд. неизв.- ум. 13. VI. 1930) - рус. театр. критик, драматург, режиссер. Лит. деятельность начал в 90-х гг. Его статьи, посв. вопросам совр. т-ра, печатались в газетах и журналах Петербурга, Москвы, Киева и др. городов ("Театр и искусство", "Тео-газета", "Золотое руно", "Литературно-художественная неделя", "Киевская мысль", "Речь" и др.). В 1906-1907 Я. заведовал лит. бюро т-ра В. Ф. Комиссаржевской; принимал участие как режиссер в постановках этого т-ра ("Вечная сказка" Пшибышевского, "В городе" Юшкевича, "Жизнь Человека" Андреева), писал статьи о его спектаклях. Мн. работы Я. посв. Моск. Художеств. т-ру.

Я.-автор пьес: "Брак" (1900, Т-р Лит.-художеств. об-ва и Т-р Корша), Волшебник (1902, Т-р Лит.-художеств. об-ва), "У монастыря" (1904, МХТ), "Милое чудо" (1910, Т-р Незлобина). После революции Я. эмигрировал за границу. В 1922-24 был гл. режиссером Пловдивского т-ра (Болгария). С 1924-режиссер и преподаватель в Народном т-ре в Софии.

Соч.: ИСКУССТВО будней, "Театр и искусство", 1901. Д"" 14;

актер и театр. там же, .No 17; Театральная критика, там же,. 1903, .ј 44; О старом и новом театре. Бытовая пьеса в "условном" театре, газ. "Литературно-художественная неделя", 1907, 24 сент., ј2; Театральное искусство и сценическое творчество, "Золотое руно", 1907, ј 10; В. Ф. Комиссар-жевская, в кн.: Сборник памяти В. Ф. Комиссаржевской, СПБ, 1911.

Лит.: Мейерхольд В с., О театре, СПБ, 1913; К у-г е л ь А. Р., Листья с дерева, Л., 1926; В о р о в с к и и В. Из записной книжки публициста, "Театр", 1960, ј 7. С.Г.

ЯРЫГИНА, Антонина Васильевна [р. 8(21). III. 1908]- укр. сов. артистка балета. Засл. арт. УССР (1951). Окончила Киевскую балетную студию И. А. Чистякова, совершенствовалась в Ленингр. хореографич. уч-ще. В 1923-26 - солистка Харьковского т-ра оперы и балета, в 1926-46 работала в т-рах оперы п балета Киева, Тбилиси, Одессы, Харькова, Львова. В 1954-65 - балетмейстер Киевского т-ра оперы и балета им. Шевченко. Танец Я. отличался стремительностью вращений, технич. заверш„нностью, актерской выразительностью. Я.- основательница виртуозного танц. стиля в укр. балетном т-ре.

Партии: Одетта-Одиллия, Аврора, Китри, Раймонда;

Сванильда ("Коппелия"), Эсмеральда, Тао Хоа, Зарема, Мария; Лилея (о. п. Данькевича) и др.; пост. танцы в операх.

Вед„т педагогич. деятельность: в 1946 - 51 - в Киевском хореографич. уч-ще, с 1951 - в Киевском ин-те театр. иск-ва им. Карпенко-Карого. Среди учениц Я.: В. Ф. Калиновская, Н. Д. Руденко, Л. А. Петренко и др. Ю. С.

ЯСАИ (Jaszai), Мари (24.II.1850-5.X.1926) - венг. актриса. Одна из крупнейших трагич. актрис Венгрии. В 1867 была принята хористкой в Народный т-р Д. Мольнара в Буде. Два года спустя дебютировала в драматич. т-ре в г. Коложваре (ныне Клуж). В этом т-ре выступала в течение тр„х лет. Прославилась исполнением ролей в пьесах Шекспира (Маргарита - "Ричард III", 1872, Гонерилья - "Король Лир" и др.). Выступление Я. в 187 на сцене Нац. т-ра (Будапешт) в роли Гертруды ("Банк-бан" Ка-тоны) утвердило е„ как лучшую исполнительницу трагедийных ролей в венг. т-ре. Я. играла роль Евы в первой пост. "Трагедии человека" Мадача (1883).

Среди лучших ролей: Мария Стюарт; леди Макбет ("Макбет", 1874), Гертруда ("Гамлет", 1873), Порция ("Венецианский купец", 1877), Медея (о. п. Гриль-парцера, 1887) и др. Сила трагедийного темперамента Я. раскрылась в ролях Клитемнестры (о. п. Расина) и Электры (1890). Успеху этих ролей способствовала работа Я. с реж. Э. Паулаи, после смерти к-рого она ушла из Нац. т-ра и перешла в т-р "Вигсинхаз" (1890). Исполнила там роли: Федры (о. п. Расина), Кормилицы в "Ромео и Джульетте" Шекспира, а также неск. ролей в пьесах Г. Ибсена. Я. была вынуждена уйти из Нац. т-ра, т. к. е„ реалистич. иск-ву был чужд утвердившийся в этом т-ре натуралистич. стильигры. Уйдя из т-ра, выступала с чтением стихов Ш. Пет„фп, вела обществ, деятельность, горячо приветствовала образование Венг. сов. республики (1919). Иск-во Я. было высоко гражданственным и гуманистичным и вместе с тем приподнято над обыденной жизнью.

Лит.: Jaszai. Mari Irasai. Emlekezesek, naplo, tnnul-manyok, Bdp., 1955; C e n n e r M., Jaszai Mari, Bdp.,

1957; Pechy B l., Jaszai Mafri, Bdp., 1960; Г e p ш к о-B и ч А. А., Современный венгерский театр. М., 1963. / ' А. Гер. ЯСЕНЬСКИИ (Jasiensici), Бруно (наст. имя и фам.- Виктор Яковлевич 3 и/с к п н д; 17.VII.1901-20.X. 1941) - польский поэ писатель и драматург. Чл. Коммунистнч. партийке 19 В 1918 окончил Краковский ун-т. Творч. деятельность начал в том же году, как поэт. Был редактором коммунпстнч. газеты "Трибуна люду". Преследуемый польским правительством, эмигрировал во Францию. В 1926 в Париже издал поэму "Слово о Якубе Шели", посв. крестьянскому восстанию в Галиции 1846-48. В 1927 переделал поэму в стихотв. пьесу "Галицийская жакерия" (второе назв.- "Мирское дело") для организов. им в 1927 в Париже передвижного т-ра. После опубликования в 1927 фантастич. романа "Я жгу Париж" был арестован и выслан из Франции. С 1929 жпл в Сов. Союзе. В 1931 написал пьесу на рус. яз. "Бал манекенов" - о предательстве интересов' рабочего класса зап. социал-демократией и роман "Человек меняет кожу", к-рый был инсценирован В. А. Пот„мкиной в 1957. В 1936 был незаконно репрессирован, посмертно реабилитирован.

Соч.: "Галицийская жакерия" ("Слово о Якубе Шели" или "Мирское дело"), М., 1931; "Человек меняет кожу". Сценич. композ. В. А. Потемкиной, М., ВУОАП. 1957.

Лит.: "Театр", 1963, ј 4, с. 165-68; "Театральная жизнь", 1963, .N" 5, с. 28; Б e p з и н ь И. А., Бруно Яген-ский, в кн.: Ясе некий Бруно, Избр. произв. в 2 тт., т. 1, М., 1957, с. 3-10. E. X.

ЯСЙНЬСКАЯ (Jasinska), Магдалена (1770-23.VII. 1800) - польская актриса. Дебютировала в 1785. Затем выступала в разл. труппах (т-р В. Богуславского, в .т-рах городов Вильно, Варшавы, Кракова, Львова).

Роли: Гертруда ("Гамлет"), Дорота ("Мнимое чудо. или Краковцы и горцы" Богуславского) и др. Выступала так/е в опере, обладала красивым голосом (сопрано). Л. Мал.

ЯСТРЕБЦОВ (Ястребцев), Василий Васильевич [18(30).VIII.1866-25.IX.1934] - рус. муз. писатель. Музыкой занимался в Петерб. консерватории у П. Ю. Иогансена (1890-91), далее частным образом у Н. А. Соколова. Пропагандист, биограф п исследователь творчества Н. А. Римского-Корсакова. Автор муз. произв.

Соч.: Николай Андреевич Римский-Корсаков. Очерк его жизни и деятельности. Полный список сочинений, М., 1908; Мои воспоминания о Николае Андреевиче Римском-Корсакове, вып. 1-2, П., 1917; Николай Андреевич Римский-Корсаков. Воспоминания, т. 1-2, Л., 1959-60, и др. В. Ю.

ЯУНЗЕМ, Ирма Петровна [р. 15(27).IX.1897]- рус. сов. певица (меццо-сопрано), педагог, собиратель и пропагандист песенного нар. творчества. Нар. арт. РСФСР (1957). Чл. Коммунпстнч. партии с 1954. Училась в Петрогр. консерватории у К. Н. Дорлп-ак (1915-17). Артистпч. н концертную деятельность начала в Пензе (1917, Камерный т-р миниатюр). В 1925-63-арт. Моск. филармонии.

Я. первая в СССР стала исполнять песни разных народов на их языках. Я. точно переда„т содержание песни, е„ стиль, характер и национальное своеобразие. Я. впервые ввела в практику музыкальные лекции-концерты, посв. нар. песне. Гастролировала в Китае, Корее, Японии (1926-28), Германии (1927-28), Польше (1929-30) и др. странах. С 1950 вед„т педагогич. работу.

Лит.: Бугославский С. А., Ирма Яунзем, исполнительница песен народностей, М.- Л., 1927; Бугославский С. А. [и др.], Ирма Яунзем, М., 1929.

М. Лифш,

ЯУНУШАН, Альфред Игнатович (р. 24.III.1919)- латыш. сов. актер и режиссер. Нар. арт. Латв. ССР (1965). Чл. Коммунпстич. партии с 1965. В 1948 окончил драматпч. студию Латв. т-ра драмы, с 1947- актер этого т-ра. Играл роли: Карандышев; Крог-стад ("Кукольный дом" Ибсена), Счастливцев; Фирс ("Вишн„вый сад"), Дон Карлос (о. п. Шпллера), латыш. революц. поэт Вейденбаум ("Просвет в тучах" по Уппту). Талант Я. ярче всего раскрылся в комедии: Рудпс ("Днп портных в Силмачах" Блаумана), Пульвермахер ("Солдатская шинель" Грпгулпса), барон Бундул ("Шальной барон Бундул" по Зейболту) и др. Комедийные образы Я. отличаются остротой сценпч. рисунка и тонким чувством меры.

С 1955 занимается режиссурой. Пост.: "Фплумена Мартурано" Де Филиппе (1958), "Иркутская история" Арбузова (1960), "Мне тридцать лет" Петерсона (1962), "Дом Бернарды Альбы" Гарсиа Лорки (1963), "Женщина-небо и ад" по Мериме (1964), "Свою пулю не слышишь" Григулиса (1965) и др. С 1966 - гл. режиссер Латв. т-ра драмы.

С 1954 Я. занимается педагогич. деятельностью на театр. ф-те Латв. гос. консерватории.

Лит.: D z e n e L., Musu paaudzes aktieri, Riga, 1963. Б. Гуд.

ЯУШЕВ, Илларион Максимович (26.II.1902-31.V. 1961) - морд. сов. певец (бас). Нар. арт. Морд. АССР (1945), засл. арт. РСФСР (1960). Творч. деятельность начал в 1923. Был солистом Морд. и Моск. филармоний.

Исполнил ряд партий па сцене Мордовского муз.-драматического т-ра: Сусанин, Мельник, Галицкий; Варлаам ("Борис Годунов"), Гремин ("Евгений Онегин"), Пумраз ("Несмеян и Ламзурь" Кирюкова) и др. Выступал как концертный певец. А. Ив.

ЯХОНТОВ, Владимир Николаевич [16(28).XI.1899, Седльце (Польша),16.VII.1945, Москва] -рус. сов. артист эстрады. Мастер художественного слова. С 1918 учился в театр. уч-ще при МХТ, затем в студии Е. Б. Вахтангова. В 1924-26 - актер Т-ра им. Мейерхольда (исп. роль барона Файеррари - "Учитель Бубус" Файко). В 1922 Я. начал выступать на эстраде, исполняя произв. рус. лит-ры. В 1924 исполнил первую художеств. композицию "На смерть Ленина". За нею последовали композиции "Октябрь" (1924), "Ленин" (1925), "Пушкин" (1926). В 1927 вместе с режиссерами Е. Е. Поповой и С. И. Владимирским Я. создал эстрадный т-р одного актера - "Современник" (существовал до 1935). Я. искал формы сочетания художеств. слова с иск-вом т-ра. Репертуар "Современника" составляли художественно-политические композиции - фрагменты из произведений художеств. лпт-ры и классиков марксизма-ленинизма, газетных статей, историко-революц. документов, писем, мемуаров. Объедин„нные логикой единого замысла (Я. был исполнителем и автором), эти композиции представляли собой своеобразные, изящные, лаконичные, выразительные спектакли. Наряду с философск"-публицистич. и историч. композициями ("Война", 1929, "Цусима", 1934) создавались хроники социалистич. строительства ("Торжественное обещание", 1929, "Новые плоды", 1935). Стремление переосмыслить классику в свете революц. действительности позволило Я. по-новому раскрыть произв. рус. классич. лит-ры: композиции "Петербург" ("Белые ночи" Достоевского, "Шинель" Гоголя, "Медный всадник" Пушкина, 1927), вечер классич. шутки - "Да, водевиль есть вещь" ("Домик в Коломне" Пушкина, "Коляска" Гоголя, "Тамбовская казначейша" Лермонтова, 1929), "Евгений Онегин" Пушкина (1930), "Горе от ума" Грибоедова (1932). Одна из выдающихся работ Я. - композиция по роману Достоевского "Идиот" ("Настасья Филипповна", 1933). Огромное влияние на творчество Я.- актера-гражданина оказали поэзия и личность В. В. Маяковского. В 1931 Я. выступил с композицией "Вечера Маяковского".

Полной зрелости иск-во Я. достигло в 30-е гг. Интеллектуальность и творч. культура, мастерство сценич. жеста, музыкальный голос, чувство ритма, умелое использование деталей костюма, бутафории определяли своеобразие исполнительского стиля Я. В 1937 на Первом Всесоюзном конкурсе мастеров художественного слова Я. была присуждена первая премия.

В годы Отечеств, войны Я. вместе со своим неизменным соавтором и режиссером Е. Е. Поповой-Яхонтовой создал большие лирико-эпич. композиции. Публицистич. страстностью, высоким натри-отнч. пафосом были проникнуты его работы - "Россия грозная" (1942), "Тост за жизнь" (1944) и др.

С о ч.: Театр одного актера, М., 1958 (вступ. ст. И. Андроникова).

Лит.: Марков П., Литмонтаж Яхонтова, "Правда" 1926, 9 дек., .N" 285; Ю р е н е в а В., Владимир Яхонтов "Советский театр", 1932, ј 12; Верховский Н. Книга о чтецах, М.- Л., 1950; К р ы м о в а Н., Владимщ Яхонтов, в сб.: Владимир Яхонтов, Сергей Бондарчук Олег Попов, М., 1960. Е Д

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница