Автор: | Новгородцев П. И., год: 1921 |
Категория: | Политика |
Связанные авторы: | Руссо Ж. (О ком идёт речь) |
П. И. НОВГОРОДЦЕВ
<Рецензия>
Георгий Гурвич. Руссо и Декларация прав. - Идея неотъемлемых прав индивида в политической доктрине Руссо. Петроград, 1918. 100 стр.
Серия "Русский путь"
Ж.-Ж. РУССО: PRO ET CONTRA
С.-Пб., Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2005
Чрезвычайно интересный очерк многообещающего автора ставит своей целью доказать, что причисление Руссо к сторонникам государственного абсолютизма неправильно и что учение Руссо не противоречит декларации прав, а является ее основой. Прекрасное знакомство с сочинениями Руссо и с обширной литературой, посвященной этому великому политическому писателю, подробный анализ текстов, постоянная проверка традиционных взглядов и полная независимость собственных суждений - таковы достоинства этой небольшой, но весьма содержательной книги.
Автору несомненно удалось доказать неправильность мнения, будто бы "Руссо перенес на народ, в его ничем не ограниченной власти, права абсолютного монарха", так что "абсолютный властитель переменил в его системе имя, но не свое существо". Этот взгляд в таких именно выражениях формулированный Иеллинеком1, упускает из вида, что государство, которому Руссо всецело подчиняет личность, есть государство правовое, само всецело подчиненное общей воле, которая в его системе идей представляет собою постоянную, неизменную и чистую сущность разумного человеческого хотения.
Неотчуждаемые права по самой своей идее независимы от государства; они принадлежат лицам как таковым, в их противоположении обществу, и общая воля над ними не властна: это именно и значит, что они не отчуждаемы, неотъемлемы. Между тем у Руссо человек подчиняет общей воле "свою личность и всю свою мощь". Это - отчуждение "без остатка", полное и всецелое. Конечно, это не абсолютизм произвола, а абсолютизм права, но все же абсолютизм. Это - абсолютизм правового государства, поглощающего неотчуждаемые права и воздвигающего над ними власть безусловной и отвлеченной правовой нормы. Это - сведение всей жизни к абстрактной норме родового человеческого разума, это - всецелая рационализация жизни, при которой единство, гармония, стройность поглощают разнообразие, особенность, индивидуальность. С этой точки зрения и знаменитая глава о гражданской религии в "Общественном договоре" Руссо не есть случайный придаток к учению об общей воле, а органический элемент этого учения. Ибо и тут для Руссо речь идет только о закреплении общечеловеческих рациональных основ общения, об утверждении общей гармонии, вытекающей из единства и чистоты общей воли и из возможности ее рационального осуществления в жизни.
Автор вменяет в заслугу Руссо, что он устранил дуализм права положительного и естественного, власти и права. Но этот дуализм по существу неустраним, и идея неотчуждаемых прав личности есть одно из выражений этого дуализма. Если у Руссо власть сливается с правом и положительное право с естественным, это ведь равносильно тому, что в его гармоническом синтезе мораль поглощается правом, а личность государством. Автор признает, что Руссо "исходит из недостаточно ясного разграничения между правом и моралью и тем и другим вместе и религиозной верой"2 и что синтез Руссо представляется "несовершенным и упрощенным"3. Так самим автором намечаются и вполне правильные линии для дальнейшей разработки его взглядов.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Еллинек (Иеллинек) Георг - см. примеч. 9 к книге Гурвича.
2 Гурвич Г. Руссо и Декларация прав. С. 86.
3