Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "А" (часть 30, Амб - Аме)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "А" (часть 30, Амб - Аме)

Предыдущая страница Следующая страница

Амбоина

(по-малайски Амбон) — остров Молуккского архипелага в Ост-Индии, лежит под 3° 41' южной широты и 128° 10' восточной долготы (от Гринвича); с 1866 г. главный остров и местопребывание управления нидерландской резиденции А., состоящей, кроме того, из островов соединенного архипелага Харуку, или Ома, Сапаруа, или Хонимоа, Нуза-Лаут, Буру, Манипа, Келанг, Боноа, Амблаув, Церам, из группы юго-восточных и юго-западных островов: Ару, Кей, Тенимбер, или Тимор-Лаут, и островов Баббер.

Резиденция А. имеет площадь в 48980 кв. км, с 270483 жит. (1879 г.), из которых 268101 туземцев, преимущественно малайской расы (в том числе папуасов), 1635 европейцев, 470 китайцев, 263 араба и 14 других пришлых азиатов. Самый остров А. имеет площадь в 683 кв. км с 31510 жит., из которых одна треть магометан, а остальные — христиане-реформаты. Он состоит из северной, большей части, называемой Хиту, и южной, меньшей, называемой Лейтимор. Они замыкают более широкий, внешний, и внутренний, более узкий залив, вода которого, в особенности в последнем, так чиста, что при 25 и более метрах глубины легко заметить каждый коралл, каждое движущееся по дну животное.

Обе части соединяются узкою песчаною косою вышиною около метра, называемою Багуэльским перешейком. Вообще же остров горист и по своим крутым и обрывистым берегам недоступен для кораблей. На Хиту возвышаются горы: Сальхуту — до 1221, Вавани — до 1045 и Стори — до 619 м над уровнем моря. На А. нет вулканов, хотя почва его состоит преимущественно из трахита; на нем бывали сильные и нередко очень опустошительные землетрясения. Этому обстоятельству приписывается изменение климата на острове А. Долгое время перед тем климат А. принадлежал к самым здоровым во всем Индийском архипелаге; затем он быстро изменялся, делался вредным и лихорадочным, так что в продолжение нескольких лет на нем не мог жить ни один европеец. В настоящее время остров А. снова имеет здоровый климат. Растительность на А. весьма красивая и пышная. Большая часть острова покрыта густыми лесами, доставляющими превосходный строительный древесный материал. Особенно часто встречаются кокосовые и саговые пальмы (Metroxylon Rumphii), сердцевина которых составляет главную пищу жителей. Из культурных растений на нем находится гвоздичное дерево (Carryophyllus aromaticus), a в новейшее время — мускатное ореховое дерево (Muristica moschata). Первое было ввезено Тернатом; посадку и поддержку этих растений голландцы ввели в число принудительных работ для туземных жителей; все добываемое с этого они должны были вносить в правительственные пакгаузы за сравнительно ничтожную цену. Продажа этих продуктов, составлявшая до 1873 г. монополию правительства, с этого времени была уничтожена. Из млекопитающих на А. встречаются, кроме многочисленных летучих мышей, только одна порода оленей, бибера (Zibet-thier), некоторые породы мышей и филангисты (сумчатые крысы). Птиц на А. немного, но зато он очень богат редкими породами насекомых замечательной красоты. Залив изобилует рыбою; вместе с тем в нем находится большое количество прекраснейших и самых редких раковин, едва ли где-либо встречающихся в других морях на всем земном шаре. Город А. лежит на северной стороне Лейтимора, на южном берегу залива. К нему ведет дорога через форт Виктория, в котором находятся казармы, квартиры офицеров, несколько военных и торговых складов, бюро правительственных чиновников и т. д. Город насчитывает 9000 жит., имеет одну реформатскую, деревянную, без башни, церковь, несколько хороших школ, здания судебных мест, сиротский дом и обширный, целесообразно устроенный госпиталь. Жилище резидента расположено на живописно лежащей Бату-Гадья, т. е. Слоновой горе. На рейде над портом самые большие корабли находят очень удобную якорную стоянку, с 1854 года считающуюся свободною гаванью. Около половины XV-го столетия арабские мореплаватели распространяли на А. ислам; в 1511 г. там впервые появились португальцы, под начальством Антонио д'Абре, мало-помалу распространившие свое господство по всем соединенным Молуккским островам, которые в 1605 г. были отняты у них голландцами. Эти последние сделали А. главным пунктом своего владычества в Ост-Индии, пока в 1619 г. он не был перенесен в Батавию. В продолжение 1796—1801 и 1810—16 гг. острова были заняты англичанами, но затем вновь возращены голландцам.

Амбоиническая подливка

— соус из раковин (см. Раковины).

Амбр

— мыс, северная оконечность о-ва Мадагаскар; под 12°10' ю. ш. и 49° в. д.

Амбра жидкая

— см. Сторакс.

Амбра серая

— называются выделения, встречающиеся в кишечнике кашалота (Physeter macrocephalus L.). В прежнее время А. употреблялась в медицине как средство, укрепляющее желудок и противосудорожное, что теперь совершенно оставлено. Серая амбра представляет собою вещество, подобное воску, снаружи серого цвета, внутри желтого, красного или пестрого, расположенного концентрическими слоями и покрытого тонкой кожицей. А. имеет приятный мускусоподобный запах и содержит немного бензойной кислоты и до 85 процентов особого вещества — амброина, которое, вероятно, тождественно с холестерином. В настоящее время амбра употребляется почти исключительно для духов. Ее находят в тропических странах, на берегах Японии, куда она прибивается волнами. Кроме того, А. добывается из кишечника кашалотов, которых ловят для добывания жира, но только у больных или мертвых животных.

Амбра черная

— см. Гагат и Джет.

Амбра, дерево

— см. Ликвидамбар.

Амбражевский Марк

— живший в половине XVI в. автор изданного в Париже сочинения "Arma sive insignia Regni Poloniae", т. е. сборник не очень тщательно нарисованных польских гербов без всяких объяснений. Книга эта теперь составляет чрезвычайную редкость: в последнее время существовало только два экземпляра: в Петербурге, из библиотеки Залусских, и в Бодлеянской библиотеке в Оксфорде.

Амбраз

(также Амраз) — владельческий замок вместе с селом в Тироле близ Инспрука, некогда укрепленная резиденция могущественных графов Андекса и Тироля. После многих превратностей А. достался императору Фердинанду I, а 1564 сыну его, эрцгерцогу Фердинанду II, который большую часть года проживал в нем со своей первой женой, красавицей Филиппиной Вельзер (см. это сл.), значительно расширил замок и поместил в нем драгоценную коллекцию книг, оружий, произведений искусства, картин, древностей и т. п. Когда Тирольская линия эрцгерцогов австрийских угасла, то большая часть коллекций была переведена как наследственное достояние Австрийского дома в Вену. Библиотека подарена императрицей Марией-Терезией Инспрукскому университету; 5880 редких произведений печати и 638 рукописей перешли в придворную библиотеку, а наиболее изящные монеты и медали в нумизматический кабинет в Вене. По случаю французского вторжения 1806 оставшийся в А. кабинет редкостей был перевезен в Вену и под названием Амбразской коллекции помещен в нижнем бельведере. Она содержит, кроме 69 драгоценных рукописей (в том числе единственная рукопись Гудруна), множество великолепных оружий и доспехов, разные работы А. Колинса из Мехельна, драгоценные камни, хрустальные сосуды, изделия из бронзы и слоновой кости, музыкальные инструменты и т. д., массу замечательных картин, именно 1200 портретов знаменитых личностей XVI-XVIII ст. Новейший каталог издан Ильгом и Бегеймом под названием "F ü hrer durch die k. k. Ambraser Sammlung". В последнее время в замке А. произошли значительные перемены. По повелению императрицы к остаткам тамошней коллекции прибавлены многочисленные произведения искусства и оружия из Вены и Лаксенбурга, выставленные в особо для них построенных залах и в верхней части замка.

Амбразура

— так наз. сквозной вырез, сделанный в вале (бруствере), через который стреляют из орудия, помещенного позади вала на горизонте земли. Вырез этот ограничивается тремя плоскостями: нижнею — подошва, и двумя боковыми — щеки А. — Линия, проходящая через середину А. и означающая главное направление выстрелов, называется директрисою; часть внутренней крутости бруствера от горизонта земли до пересечения с подошвою называется стулом А. Направление щек всегда параллельно крайним косым выстрелам, но при этом наблюдается, чтобы угол обстрела не превышал 30°. Величина наружного отверстия А. зависит от этого угла; внутреннее же делается: для полевых орудий — от 1 1/2 до 2 фут., а осадных — до 2 1/2 фут. Толщина земли, находящаяся между двумя смежными А., называется мерлоном. Пространство по линии огня, занимаемое орудием и прислугою его, называется гнездом А. (об А. в каменных стенах см. Установка орудий).

Амбразурный заслон

Для предохранения артиллерийской прислуги от ружейного огня внутреннее отверстие амбразур может быть прикрываемо заслонами. Употребительнейшие из них — деревянные (прусские) и тросовые (севастопольские). Первые составляются из двух дощатых щитов, которые по производстве выстрела через амбразуру запирают ее внутреннее отверстие. Тросовые заслоны состоят из пологов, сплетенных из толстых веревок; они прикрепляются к горизонтальной жерди, утвержденной на гребне бруствера, у внутреннего отверстия амбразуры.

Амбракия, Амбракос

— город и крепость в Эпире (см. Арта).

Амбриц

— португальский округ на берегу Нижней Гвинеи, между реками Заире и Амбриц, или Логе, находящийся в ведении губернатора Анголы. Главный город того же имени (Oporto do Ambriz) находится при устье р. Логе, в плоской, лишенной растительности стране; в прежнее время он служил гаванью маленького негритянского царства (Кви-банпа) и взят португальцами в 1855 г. Они построили там форт, таможню и церковь, вокруг которой постепенно выстроилось местечко. К А. принадлежит много факторий, ведущих торговлю каучуком, слоновой костью и медною рудою из Бемба.

Амброгини

— итальянский поэт (см. Полициано).

Амброз Август Вильгельм

— знаменитый немецкий музыкальный историк и композитор, род. 17 ноября 1816 г. в Мауте, в Богемии. В Праге изучал правоведение и в 1839 г. поступил чиновником на государственную службу. В 1847 году А. выступил увертюрой "Женевьева" на сюжет одной саги, которая при первом исполнении имела большой успех. Далее следовала музыка к "Отелло" (увертюра и антракт) Шекспира, увертюра к пьесе Клейста "K ä tchen von Heilbronn", симфония, две большие пьесы, трио, песни, "Stabat Mater", две сонаты, много мелких фортепианных пьес и проч. Большинство этих сочинений, музыка которых по характеру подходит к произведениям Мендельсона и Гаде, появилось в печати. В 1848 г. Амброз был назначен прокурором по делам печати при Пражском земском суде и вскоре после этого — членом дирекции местной консерватории; около 1870 г. получил звание профессора музыки и истории искусств в университете а в 1872 г. приглашен в Вену, где одновременно занимал место в министерстве юстиции и преподавал кронпринцу Рудольфу историю искусств. А. умер в Вене 28 июня 1876 года. Из многочисленных трудов А. по истории музыки особенно замечательны: "Die Grenzen der Musik und Poesie" (Лейпц, 1865, 2 изд., 1872); "Das Konservatorium zu Prag" (Прага, 1858); "Die Lehre vom Quintenverbot" (Лейпц., 1859); "Kulturhistoro. Bilder aus dem Musikleben der Gegenwart " (Лейпциг, 1860); "Geschichte der Musik" (т. 1—3, Бресл, 1862—68; 2 изд., Лейпц., 1880; т. 4, фрагмент Лейпц., 1878); "Bunte Bl ä tter" (2 т., Лейпц., 1872—74); "Kleinere Schriften aus dem Nachlasse" (т. 1); "Aus Italien" (Пресб., 1880) и проч.

Амброзиацеэ

(Ambrosiaceae) — небольшое подсемейство сложноцветных (Compositae), отличающихся от других сложноцветных тем, что у него мужские и женские цветки растения собраны в отдельные головки и что пыльники совершенно или почти свободны. Название подсемейство это получило от рода амброзиа, встречающегося в Южной Европе. В России распространен род Xanthium в двух видах: X. Strumarium L. и X. Spinosum L., весьма обыкновенных на юге сорных травах, особенно X. Strumarium, идущий на север до Прибалтийских губ.

Амброзия, нектар

— в греческой мифологии называлась пища богов (см. Нектар).

Амброзия, планета

(Ambrosia) — малая планета (193). Открыта 28 февраля 1879 г. Коджджа в Марсели.

Амбуаз Жорж

(д'Амбуаз) — кардинал и министр Людовика XII Французского, род. 1460 г. в Шомоне-на-Луаре, 14-ти лет был уже епископом в Монтобане и придворным духовником Людовика XI; позднее, при Карле VIII, архиепископом в Нарбонне, а в 1493 г. в Руане. Заняв в 1498 г. пост министра Людовика XII, А. сделался единственным руководителем короля и судеб Франции. В том же году папа Александр VI возвел его в сан кардинала и вскоре после того назначил папским легатом во Францию, будучи которым, А. старался произвести реформу францисканских и доминиканских монашеских орденов.

По смерти Александра VI он тщетно добивался быть избранным папою. Избранные вместо него папы Пий III, царствовавший только 27 дней, и Юлий II приобрели в А. опасного противника, так как А. посеял в это время вражду между французскою церковью и римской курией. Он собрал собор, первоначально заседавший в Пизе, а позднее в Милане и Лионе. Но неудачи, постигшие французские войска в Италии и лишившие французов их прежнего влияния, разрушили планы А. Вскоре после того кардинал † в Лионе 25 мая 1510 г. Ср. Лежандр, "Vie du cardinal d'A" (Руан, 1726); "Lettres du cardinal d'A. à Louis XII" (1712).

Амбулакральная борозда

— углубление на оральной стороне лучей морских звезд, вдоль которого сидят А. ножки.

Амбулакральная система

— своеобразная система каналов иглокожих животных (Echinodermata), наполняемая обыкновенно морской водой через особые отверстия и дающая слепо заканчивающиеся веточки в придатки покровов, называемые амбулакральными ножками, или амбулакрами. Схема расположения А. системы сводится к околоротовому кольцу, от которого отходят пять стволов, дающие ветви в ножки. Кольцо при помощи особого канала, называемого каменистым, сообщается с наружной средой (морские звезды и ежи) или с полостью тела (голотурии), или же сообщение с полостью тела совершается через поры, обыкновенно весьма многочисленные, а полость тела, в свою очередь, порами сообщается с наружной средой (морские лилии). Морфологически А. система представляет собой обособившийся участок полости тела (см. Целома), а каменистый канал многими рассматривается, как нефридиальный канал левой стороны двусимметричной личинки.

В. М. Ш.

Амбулакральные пластинки

— известковые отложения в лучах морских звезд, располагающиеся в два ряда над амбулакральной бороздкой. Пластинки каждой пары расположены крышеобразно. Вместе с пластинками адамбулакральными (см.) и краевыми того же сегмента А. пластинки образуют амбулакральный позвонок.

Амбулакральные шипы

— шипы с известковыми отложениями, сидящие по бокам А. борозд.

Амбулакрум

— в древнеримском войске назывался плац, предназначенный для маршевых упражнений; амбуляция — упражнение пехоты в мерном шаге, сомкнутыми колоннами, как тихим шагом (plenus gradus), так и беглым (cursus).

Упражнения в беглом шаге большими отделами, в (военных доспехах) полной амуниции назывались decursio. Во времена императора Августа легионы должны были не менее трех раз в месяц упражняться в decursio. В основе этих упражнений лежал известный план битвы с намеченным неприятелем (Palaria). См. Лер, " Über die Taktik und das Kriegswesen der Griechen und Rë mer" (Кемптен, 1825; 2 изд., том I, Вюрцбург, 1830 г.). — Амбулакрум также называются церковные хоры.

Амбулант

Амбулант, амбулантный (лат.) — подвижной, переходящий с места на место; не прикрепленный к какому-либо месту.

Амбулатория

(от ambulare — гулять) — помещение, в котором лица медицинского персонала принимают приходящих больных. Амбулаторный способ лечения пригоден только для заболеваний несерьезных и не заразительных для окружающих. Во всех же случаях серьезных и заразительных заболеваний заслуживает предпочтения стационарный способ лечения — в больнице или на дому у больного.

Амбурн

— город в английском графстве Дерби, станция линии Рочестер — Амбуртон Северной Стаффорширской железной дороги. Жителей (1881) 4485 ч.; Амбурн замечателен церковью, построенною в 1190 г., имеет латинскую школу и ведет торговлю хлебом, шерстью и сыром.

Амбуртон

— река в Северном округе британской колонии Восточной Австралии, вытекает к югу от тропика Козерога, недалеко от западной границы Большой Австралийской пустыни, течет в север.-запад. направлении и впадает под 21° 40' южн. шир. в Индийский океан. Главный приток ее справа — Гарди-Ривер. Нижнее течение Амбуртона было исследовано в 1866 Шоллем, а верхнее в 1876 Гилем.

Амбус

— см. Сапожное мастерство.

Амбушюр

(франц. Embouchure, нем. Ansatz) — музыкальный термин, означающий способ прикладывания губ при игре на духовом инструменте для получения звука. Способы эти различны относительно различных инструментов — флейты, гобоя, кларнета, трубы и пр. См. Духовые инструменты.

Амбуэллы

(Аmboellа) — народ племени Банту, в юго-зап. Африке; населяет область между 14° и 16° ю. ш. и 16° и 21° в. д. по р. Кубанго и ее притокам. Живет большею частью в болотистой местности, в постройках на сваях; занимается рыболовством и земледелием; стоит на низкой ступени развития; управляется вождями; находится в зависимости от племени Марутзе. Главное поселение, Кахухей-уэ, расположено в восточной части занимаемой А. территории. А. посетили: в 1878 г. — Серпа Пинто, в 1885 г. — Капелло и Ивенс.

Ср. Serpa Pinto, "Wanderungen quer durch Afrika" (Лпц., 1881).

Амбюланс

(франц.) — в медицине и в военных науках называется подвижной или летучий полевой лазарет, который следует за войсками до самого поля битвы. В нем раненым делается первая перевязка, а также производятся самые необходимые, даже большие операции (ампутации и трепанации). А., как и вообще военные лазареты, впервые были введены во французской армии (1597 г. при Генрихе IV). В тесном смысле А. называется удобно устроенная рессорная карета, предназначенная для перевозки трудно раненных и больных, которую Ларрей, главный хирург Наполеона I, ввел впервые в 1797 г. В большинстве армий в настоящее время учреждены особые санитарные войска, предназначенные для уборки раненных солдат с поля битвы (см. Полевой лазарет).

Амвон

(от άναβαινειν, восходить, suggestus, pulpitum) — кафедра древней христианской церкви. Сначала проповеди произносились с хор и притом или с главного алтаря, или с епископского места. Когда высшее духовенство стало все больше и больше удаляться от совершения богослужений, публичные чтения были перенесены в пространство, которое занимало середину церкви и, простираясь от хор продолговатым четырехугольником, окруженным перилами, назначалось для низшего духовенства. Над серединой более длинных сторон этой ограды возвышались места для чтецов и ораторов. Таких возвышений было два, одно — с северной стороны — для чтения и разъяснения Евангелия, другое — с южной — для чтения Посланий. На возвышения вели лестницы. Интересный образец такого А. сохранился в церкви св. Климента в Риме. Эти А. стали скоро играть важную роль при украшении церквей; они роскошно убирались, сначала мозаикой, а впоследствии резьбой. Прирост общин вытеснил эти два А., и они слились в современную кафедру (см. это сл.).

Амврий

(по-евр. Омри) — полководец, впоследствии царь израильский, царствовавший 12 л. (731—720 до Р. Х.); он построил Самарию и сделал ее столицею израильского царства. А. под именем Кхумри упоминается в клинообразных надписях между данниками ассирийского царя Салманассара.

Амвросианская служба

— см. Амвросий (святой).

Амвросианская библиотека

— названа так в честь Св. Амвросия, покровителя города Милана, кардиналом Федерико Борромео. Этим именем он назвал основанную им в 1602 г. библиотеку в Милане, открытую в 1609 г. для всеобщего пользования. Он поручал многим ученым закупку книг, посылая их путешествовать по Европе и даже Азии. Впоследствии библиотека значительно обогатилась приобретением, главным образом, Пинельских рукописей. Борромео имел в виду основать при библиотеке коллегию из шестнадцати ученых, на обязанность которых, по каждой специальности отдельно, возлагалось ознакомление общества с вышедшими в свет сочинениями и содействие иностранцам. Недостаток денежных средств заставил коллегию ограничиться лишь немногими членами, которые носили титул Doctores bibliothecae Ambrosianae. Благодаря дальнейшим покупкам и завещаниям библиотека в настоящее время содержит 160000 печатных томов и 8000 рукописей.

К редкостям ее принадлежат, кроме палимпсестов, опубликованных Маем, Кастилионом и Мацушелли, издание Вергилия, в котором Петрарка сделал собственноручную пометку о своей первой встрече с Лаурою. С библиотекой соединена галерея изящных искусств, в которой, кроме картин Брюеджеля, Бароччи, Луини и Альбрехта Дюрера, хранится картон Рафаеля "Афинская школа" и студия Леонардо да Винчи, а также и старинная копия с его "Тайной Вечери".

Из 12 томов рукописей Леонардо да Винчи, подаренных библиотеке патриотом Галеаццо Арконато, сохранился только один, но по рисункам самый интересный; другие находятся в Париже.

Амвросианские монеты

Предание соединяет мотив такой чеканки с рассказом о том, что в бывшие в 1339 г. в Милане усобицы св. Амвросий явился на коне впереди воинов и содействовал победе и превращению борьбы. Об амвросианских монетах Деларош, "Tr é sor de numismatique", пом. в "Histoire de l'art mon é taire" (Пар., 1846).

Амвросианский гимн

— см. Амвросий (святой) и Те Deum laudamus.

Амвросий Mиланский

(святой) — один из замечательнейших отцов церкви; род. (как предполагают) от префекта Галлии в Трире около 340 г. Воспитывался в Риме и уже в 369 г. был назначен Валентинианом наместником Северной Италии, с резиденциею в Милане. Занимая этот пост, он заслужил высокую любовь и уважение народа, так что при спорном выборе епископа в 374 г. А., будучи еще некрещеным, как гласит предание, устами ребенка, закричавшего "Амвросий епископ", был избран в епископы обеими партиями и после долгого сопротивления рукоположен 7 декабря. В сане епископа А. с чрезвычайною энергиею и большим успехом заботился о введении в церкви твердой организации, чтобы дать ей возможность пережить Римскую империю, в то время уже начавшую распадаться. С этою целью он добивался сохранения чистоты церковных догматов от влияния лжеучений и поступил весьма решительно против ариан (см. Арианство). С другой стороны, он ревностно заботился о независимости церкви от государства и с необыкновенною смелостью отражал притязания и захваты светской власти, принудив даже императора Феодосия к церковному покаянию за то, что тот через посла своего Руфинуса приказал изрубить восставших в Фессалии. Амвросий имеет также огромное значение как церковный учитель. Важнее прочих его три книги: "De officiis clericorum" (изданные Крабингером, Тюбинген 1857 г., на немецком языке Лихтером, Кобленц, 1830 г.), которые в течение нескольких столетий служили руководством этики; аллегорическое изложение сотворения мира "Hexaemeron", пять догматических книг "De fide" и 84 писем и проповедей. Приписывавшиеся же прежде Амвросию комментарии ("Ambrosiaster") 12-ти посланий св. Павла принадлежат не ему, а представляют сборник, составленный, вероятно, за время от 380 до 800 года.

Большие заслуги имеет А. также в области церковного пения в качестве составителя текста духовных песен; но из тридцати гимнов, которые ему приписываются, только двенадцать принадлежат ему в действительности; знаменитый гимн "Тебя Бога хвалим" (Те deum laudamus), известный под именем "Амвросианского", долгое время приписывавшийся А., сочинен также не им, а первоначально появляется в V в. Им же введен так назыв. А. напев, своеобразная ритмическая мелодия, заключающая элементы как вост. церк. пения так др.-греч. речитатив. музыки. До А. церковное пение на Западе не было подведено под определенные правила. В видах большей строгости и для избежания произвола А. установил тональности и способ исполнения для духовной музыки, взяв за образец напевы греческой церкви, как удостоверяет св. Августин (Confess. IX, 7). Тоны, или гласы, установлены А. совершенно согласно с напевами православной греческой церкви. Амвросий умер 4 апреля 397 г. и похоронен под алтарем Амвросианской базилики; его останки снова были найдены 8 августа 1871 г. и папским бреве от 7 декабря 1873 г. признаны за подлинные мощи. А. считается патроном города Милана, библиотека которого названа его именем. Его "Opera" изданы в двух фолиантах в Париже (1686—90 г.; вновь изданы Баллерини, Милан, 1875). Избранные сочинения А. перевел Ф. Х. Шульте (т. I и II, Кемптен, 1871—1880). Ср. Бонара, "Histoire de Saint-Ambroise" (Париж, 1871; на немец. Биттль, Фрейбург, 1874). Его значение, особенно в Милане, было громадно. И на монетах, чеканенных в Милане, было помещаемо изображение Амвросия.

Амвросий Александрийский

друг Оригена. Был, вероятно, дьяконом, сделался исповедником во время гонения Максимина, в 235 г. Ориген называет его своим "учителем", потому что А. первый поощрял его к писательству. Он был богат, держал нескольких переписчиков в распоряжении своего друга, и не щадил издержек, чтобы достать для Оригена списки греческих переводов Ветхого Завета.

Амвросий Камальдул

(или Амвросий Траверсари) — генерал ордена камальдулов (род. во Флоренции 1386, † 1439), реформатор ордена, уничтоживший много беспорядков в орденских монастырях, известен предложенною им на Флорентийском соборе формулою соединения церквей и несколькими богословскими сочинениями.

Амвросий Мотва

— псевдоним писателя и профессора Амвросия Лукьяновича Метлинского (см.).

Амвросий Юшкевич

— архиепископ Новгородский (род. 1690, † 1745), видный иерарх-деятель, но испытавший и превратности, так как сначала был одним из сильнейших приверженцев правительства Анны Леопольдовны и противником принцессы Елисаветы Петровны, а когда последняя вступила на престол, то он сумел достигнуть помилования и сделаться верным слугою императрицы. А. обратил на себя внимание архиепископа Рафаила Заборовского энергичною борьбою с католиками в Вильне в качестве игумена Виленского Св. Духова монастыря и был сделан епископом Вологодским. Во время пребывания в Петербурге получил известность как красноречивый проповедник (известно его "Слово", сказанное при венчании принцессы Анны Леопольдовны с принцем Антоном Ульрихом 3 июля 1739 г., напечатанное в Петерб. на русском и латинском языках, отбиравшееся потом при воцарении Елизаветы Петровны). Назначенный затем (1740) архиепископом Новгородским и Великолуцким А. принес много пользы новгородской духовной школе, устроенной при митрополите Иове, преобразовал ее в семинарию и поместил в Антониевом монастыре. Помилованный затем императрицею Елисаветою Петровною по взведенному на него обвинению после чистосердечного признания и подробного описания всех планов заговора ее врагов, А. пользовался до самой смерти († 17 мая 1745) милостями императрицы и большею частью проживал в Петербурге. Богатую свою библиотеку он завещал своему любимому детищу, Новгородской семинарии.

Амвросий, архиепископ Екатеринославский

(Серебренников или Серебряков) — архиепископ Екатеринославский; род. в 1745 г., сын дьячка Вятской губ., член Российск. академии, "местоблюститель экзархии молдовлахийской", † 13 окт. 1792 г. Приобрел большую известность своими проповедями, из коих многие напечатаны, а многие остаются еще в рукописях, хранящихся теперь в СПб. духовной академии. Особенную известность приобрела его проповедь "Последнее целование" — надгробное слово, произнесенное при отпевании его великого почитателя кн. Потемкина. Эта проповедь, восхвалявшаяся и митрополитом Евгением и архиепископом Филаретом, несколько раз была напечатана и недавно снова помещена в биографы А. (в т. I "Критико-биогр. словаря" С. А. Венгерова, стр. 497). Кроме проповедей, А. издал перевод Мильтона "Потерянный рай" (М, 1780), не с английского подлинника, а с французского перевода, и "Краткое руководство к оратории российской" (М, 1778; 2-е изд., М, 1791).

Амвросий, архиепископ Московский

(Андрей Степанович Зертис-Каменский) — архиепископ Московский, один из ученейших и образованнейших людей своего времени, род. 17 окт. 1708 г. в Нежине; рано лишившись отца, остался на попечении своего дяди по матери, старца Киево-Печерской лавры Владимира Каменского, фамилию которого он присоединил к своей при поступлении в Киевскую духовную академию. По окончании в ней курса был отправлен для усовершенствования в Львовскую духовную академию; в 1739 г. пострижен в монахи, был учителем в Александро-Невской духовной семинарии, в 1742 г. назначен префектом этой семинарии, а в 1748 г. архимандритом подмосковного ставропигиального монастыря "Новый Иерусалим"; как превосходный знаток церковной и гражданской архитектуры, ознаменовал свою деятельность в этом монастыре рядом величественных построек. В 1753 г, назначен епископом Переяславским и Дмитровским, в 1764 г. возведен в сан архиепископа Крутицкого, в 1768 г. императрица Екатерина II назначила его архиепископом Московским и поручила ему возобновление трех московских соборов: Успенского, Благовещенского и Архангельского. Погиб трагической смертью, растерзанный толпою 16 сент. 1771 г. при возмущении черни во время чумы, свирепствовавшей в Москве, жертвою самоотвержения, с каким он боролся с эпидемией, в числе немногих властей не покидая зачумленного города. Амвросий много переводил с латинского и греческого языков, но важнейшим из его переводных трудов считается перевод с еврейского подлинника "Псалтыри"; из его оригинальных произведений сохранилось только одно, "Служба св. митрополиту Дмитрию Ростовскому".

Преосвященный Амвросий погребен в Донском монастыре в Москве (где и сделался жертвою черни), и там воздвигнут ему на клиросе великолепный памятник, пришедший от времени в ветхое состояние, но в 1889 г. реставрирован стараниями заведующего этим монастырем, члена Св. Синода преосвященного Германа.

Амвросий, архиепископ Тверской

(в миру Алексей Иванович Протасов, 1762—1831) — проповедник, архиепископ Тверской, воспитанник Московской славяно-греко-латинской академии. Московский митрополит Платон ставил проповеди А. выше своих. В наше время проповеди А. полузабыты, хотя и внесены в хрестоматии (Галахова и др.) в качестве образцов церковного красноречия; в свое время они имели широкую известность; слово А. по случаю присяги избранных по Тульской губ. судей, 1815 г., император Александр I дал вместо инструкции одному губернатору. Собрание проповедей А. издано в 1856 г. Им была составлена латинская грамматика, долго бывшая в употреблении в духовных училищах.

Амвросий, архиепископ Харьковский

(Алексей Иосифович Ключарев) архиепископ Харьковский. Род. в 1821 г., сын протоиерея Владим. губ., воспитыв. в Московской духовной академии, в сан протоиерея Казанской, у Калужских ворот, церкви в Москве возведен в 1864 г., в 1877 г. принял монашество, в следующем году сделан епископом Дмитровским, первым московским викарием, а с 1882 г. занимает харьковскую архиепископскую кафедру. А. основал и редактировал с 1860 по 1867 г. московский журнал "Душеспасительное чтение", и по его указаниям издается в Харькове журнал "Вера и разум". А. считается красноречивым проповедником-обличителем, стремящимся разрушить и подавить дела и учения, признаваемые им зловредными.

Амвросий, архиепископ Харьковский (дополнение к статье)

(Ключарев) — архиепископ харьковский; † в 1901 г. В 1902 г. издано в Харькове "Полное собрание проповедей А. с приложениями". Известна еще книга А., посвященная характеру и качествам церковной проповеди: "Живое слово" (Харьков, 1892).

Наиболее обстоятельные биографические сведения об А. помещены в "Вере и Разуме" за 1898 г., № 22. См. также Л. Багрецов, "Памяти в Бозе почившего высокопреосв. А., архиепископа харьковского" (М., 1901); прот. Буткевич, "Биографический очерк жизни, пастырской деятельности и литературных трудов высокопреосв. А." (Харьков, 1902).

Амвросий, епископ Пензенский и Саранский

(Андрей Антипович Орнатский) епископ Пензенский и Саранский, занимает видное место в истории русской духовной литературы, как автор "Истории российской иерархии" (Москва, 1807—1815), труда капитального, в котором сгруппирован обширный материал для истории русской церкви от самого начала ее существования и за который он был избран Обществом истории и древностей в 1 8 15 г. в действительные, а в 1816 г. в почетные члены. Преосвященный Амвросий род. в 1778 г. в Череповском уезде Новгородской губ., в погосте Чуди или Чудском, учился в Кирилло-Белозерском училище и в Александро-Невской семинарии, с 1800 г. был последовательно учителем, инспектором и префектом, а с 1808 г. ректором Новгородской семинарии. В 1805 г. принял монашество. В 1808 г. возведен в сан архимандрита, в 1812 г. назначен председателем Московского комитета духовной цензуры, в 1816 г. рукоположен во епископа Старорусского, в 1819 г. во епископа Пензенского. Человек строгой аскетической жизни и сильной воли, покорявшей ему всех, с кем он приходил в столкновение, не исключая светских властей; преосв. Амвросий управлял епархией с неумолимой суровостью, не делая никому уступок, требовал от подчиненного ему духовенства такой же строгой, аскетической жизни, за что и получил от него прозвание Грозного. В 1825 г. он оставил по собственному желанию архиерейство, удалился в Кирилло-Белозерский монастырь и посвятил себя строгому подвижничеству, которое так повлияло на его здоровье, что он скончался уже 26 декабря 1827 г. Обширный материал для характеристики преосв. Амвросия мы находим на стр. "Русской старины", изд. 1870—1888 гг.

Амвросий, иеросхимонах

(в миру Александр Михайлович Гренков, 1812—1891) — иеросхимонах, старец калужской Введенской Оптиной пустыни. Отличался опытностью, широтою взгляда, кротостью и незлобием. Его посетили Достоевский и Л. Н. Толстой. Обширные сведения об А. помещены в "Душеполезном Чтении" с 1891 г., где напечатаны его письма, его изречения и воспоминания о нем. Сборник его некрологов издан под названием "Тяжелая утрата. Оптинский старец А." (2 изд., М., 1892). Из сочинений А. изданы: "Сборник писем и статей оптинского старца, иеросхимонаха А." (вып. I, М., 1894; вып. II, М., 1897); "Поучение старца, иеросхимонаха А. о том, сколь много мы заботимся о теле и сколь мало о душе, а также о покаянии" (М., 1896); "Душеполезные наставления старца Оптиной пустыни, иеросхимонаха А." (Москва, 1898).

См. П. Б—ий, "Оптинский старец о. Амвросий" (М., 1892); Е. В., "Краткое сказание о жизни оптинского старца о. Амвросия" (М., 1893) и др.

Амвросий, митрополит Новгородский и С.-Петербургский

(Подобедов) — митрополит Новгородский и С.-Петербургский; род. 30 ноября 1742 г. в погосте Стогове Владимирской губернии, где отец его был священником. Воспитывался в Троицко-Сергиевской семинарии; в 1768 г. принял пострижение в иеромонахи и в качестве проповедника приглашен в Московскую духовную академию. Вскоре после того он был избран в префекты названной академии и в архимандриты Заиконоспасского монастыря, а немного позднее, по желанию Екатерины II, был вызван в Петербург и рукоположен в сан епископа Севского (1778 г.); в 1785 г. принял Казанскую епархию; в 1794 г. вызван для присутствования в Святейшем Синоде, а в 1790 году рукоположен во архиепископа Петербургского, Эстляндского и Финляндского. Год спустя он был назначен архиепископом Новгородским и возведен в сан митрополита. † в Новгороде 21 мая 1818 года. Из его литературных трудов известны: "Собрание поучительных слов", выдержавшее три издания (Москва, 1810 г.), и "Краткое руководство к чтению Священного Писания" — это перевод сочинения Гофмана; 2 части, Москва, 1775, 1803 и 1811 (4-е издание Киев, 1823). Ему принадлежит заслуга организации церковного пения на музыкальных основаниях.

Амга

— река в Якутской области, приток реки Алдана, составляющего приток р. Лены.

Амгара

— название, которое некогда носила одна абиссинская провинция, лежавшая, по описаниям Джона Лудольфа и Джона Брюса, между провинциями Бегемедер, Ангот, Валака и Годшам. Вследствие новейших перемен, происшедших в тамошнем политическом устройстве и соответственно в области, в которой господствует амгарский язык, это название сделалось общим именем для центральной, лежащей вокруг озера Дана части Абиссинского плоскогорья. Им обозначаются теперь земли Дембеа на северной стороне озера, Бегемедер и, далее, Ласта на восточной, Метша и за нею Годшам на южной стороне. Главным городом считается теперь Гондар в Дембее, который в продолжение XVIII стол. успел сделаться столицею абиссинского царства. Жители страны, амгарцы, принадлежат к эфиопскому отделу семитской расы и отличаются чрезвычайно широким черепом, прекрасными глазами, мало развитым лицом, курчавыми волосами и по большей части оливковым цветом кожи. Между абиссинцами это самый веселый и самый бодрый народ.

Амгарский язык

— так названный от провинции Амгара (см. это сл.) (иначе назыв. королевским языком) и заменивший собою вымерший эфиопский, или гецский, язык, является ныне в Абиссинии главным языком общежития. Этим языком говорит большая часть народонаселения стран между реками Такаццей и Абаи, а равным образом в Шоа, хотя в северо-восточной Абиссинии на север от Такаццы господствуют языки тигре и тигрина. Амгарский язык, принадлежа к группе языков семитических, в грамматическом и лексическом отношениях ближе всего примыкает к гецкому; никоим, однако, образом не может быть признан позднейшею формою последнего, а происходит лишь от родственного гецкому староамгарского наречия. Хотя амг. язык и сохранил некоторые древнесемитские остатки, однако в противоположность гецскому языку он представляет собою позднейшую степень развития южно-семитических наречий. В звуковом отношении амг. язык весьма извращен, грамматические формы в высшей степени перепутаны и переполнены новообразованиями. Старые значения корней и слов во многих случаях уступили место новым, а равно в язык этот вошли многие слова, заимствованные из языков соседних африканских племен и новейших арабских наречий. В течение времени язык этот удалился от всех других семитических языков как по своему расположению слов, так и по построению предложений. С тех пор как гецский язык сделался мертвым, начали писать на амг. языке, который до тех пор в течение многих столетий жил лишь в устах народа; для этой цели стали пользоваться эфиопским алфавитом, причем одновременно с этим для звуков, свойственных исключительно амг. языку, были изобретены новые знаки путем легких изменений эфиопских букв. Хотя амг. язык, в сущности, не может быть назван языком литературным, однако на нем было кое-что написано, именно около 1600 произведений — это отчасти переводы и толкования библейских и других эфиопских книг и сборников (вокабуляры), отчасти коротенькие исторические очерки, догматические и этические руководства, исповедные формуляры (пенитенциарии) и т. п., предназначенные для простого народа, отчасти произведения, относящиеся к медицине и к магии. В книгах, написанных по эфиопско-амгарски и относящихся до истории туземных царей, мы находим и древнейшие амгарские поэтические произведения. Напечатаны до сих пор, кроме амгарской Библии, почти одни миссионерские сочинения. Грамматически и лексически амг. язык был обработан первоначально и довольно слабо Людольфом (Франкфурт, 1698), позднее и обстоятельно Изенбергом ("Лексикон", Лондон, 1841; грамматика, Лондон, 1842). Латинское грамматическое руководство к изучению языков амгарского и галла (дромо) было издано 1867, Массайя, апостольским викарием у племени галла; научная же амгарская грамматика — Преториусом, под заглавием "Die amharische Sprache" (2 части, Берл., 1878 —79). "Dictionnaire Amarinna-Franç ais" A. д'Аббади окончен печатанием 1881.

Амгерст Джеффри

— английский генерал, род. 29 янв. 1717, уже в 1731 вступил в военную службу, в 1756 был полковником и в 1759 сражался в битве под Квебеком под начальством Вольфа, по смерти которого принял звание главнокомандующего, и в 1760 довершил завоевание Канады. В 1763 г. он был назначен губернатором Виргинии, в 1770 г. губернатором острова Джерсея и в 1776 г. возведен в звание пэра с титулом барона А. Гольмесдаля. Но так как он был бездетен, то в 1788 г. ему дарован было второй титул, А. Монреаля, перешедший к потомству его брата, генерал-лейтенанта Виллиама А. В 1795 он был возведен в звание фельдмаршала и † 3 авг. 1797. — Виллиам Питт А., племянник предыдущего, род. 14 янв. 1773, наследовал в 1797 г. после своего дяди его второй баронский титул, был камергером Георга III и в 1816 отправился с блестящею свитою чрезвычайным послом в Китай, но принужден был возвратиться, не исполнив своей миссии, потому что не мог прийти к соглашению с пекинским двором относительно церемониала при первой его аудиенции. Описание посольства А. было издано его спутником Эллисом (2 т., Лонд., 1818). На своем возвратном пути он потерпел кораблекрушение в Гаспаровом проливе, между Банкой и Биллитоном, и нашелся вынужденным вернуться в Англии через Батавию. Будучи с 1823 г. ост-индским генерал-губернатором, он вел войну с бирманцами, которая кончилась уступкой Ост-Индской компании провинции Ассам, после чего 2 дек. 1826 А. был возведен в графское достоинство. Но вследствие поданных на него многочисленных жалоб он был в 1827 отозван от этого поста. Он † в своем родовом имении Кноль-парке 13 марта 1857. Его титул и владения перешли к его сыну Виллиаму Питту, виконту Гольмесдалю, с тех пор второму графу А., род. 3 сент. 1805.

Амгерст, город в Америке

— городок в графстве Гемпширском североамериканского штата Массачусетса, в 135 км к западу от Бостона, имеет 4035 жит. Известен своей коллегией, основанной в 1821 и быстро приобретшей довольно громкую славу. В этом учебном заведении имеется около 15 профессоров и 250 студентов; оно имеет обширную библиотеку, физический кабинет, значительную коллекцию предметов естествоведения и обсерваторию.

Амгерст, город в Бирме

— английский торговый город в округе того же имени, в Тенассеримской области главного британско-бирманского комиссариатства в Индокитае, при устье рели Салвена, или Мартабана, лежит на высоком морском берегу; когда 26 апр. 1826 по Яндо-Бонскому мирному договору англичане возвратили Мартабан бирманцам, то по военным и торговым соображениям они основали вблизи его другой город, который назвали по имени тогдашнего генерал-губернатора Индо-Британской империи лорда Амгерста. В 1853 г. А. имел уже более 20,000 жит. и подавал надежду сделаться цветущим торговым городом, но вскоре опять пришел в упадок, потому что вход в его гавань затруднен рядом торчащих из воды утесов на протяжении 1,5 км. Вследствие этого над А. в непродолжительном времени взял перевес лежащий к северу от него Маульмайн. В А. обыкновенно выходят на берег лоцмана, и по своему здоровому местоположению он служит местом отдохновения для проживающих в Маульмайне европейцев. Округ А. занимает пространство в 39348 кв. км и имеет 301086 жит. (1884).

Амгерстиа

— род из семейства бобовых, названный так Вальротом в честь графини Амгерст. Единственный известный ост-индский вид (Amherstia nobuis Wall.) — дерево с парноперистыми листьями и крупными, красивыми, пунцовыми цветками на длинных ножках, образующими редкую висячую кисть; цветки с четырьмя лепестковидными чашелистиками и тремя лепестками (два других недоразвиты), из которых средний в виде крупной, обратносердцевидной губы. Растение представляет собою тип особого подсемейства (Amherstiaeae), отличающегося, кроме формы листьев, плодоножкою, приросшею сбоку к трубчатому цветоложу, и тремя или многими семяпочками завязи; сюда принадлежат, между прочим, тамаринды (Таmarin d us) и роды Hymenaceae и Trachylobinm, дающие копал.

Амгунь

— приток реки Амура, по местному названию Хымгунь, протекающий до 700 верст. Орошаемая Амгунем долина весьма богата пастбищами и удобна для земледелия. В А. много рыбы, а в ее верховьях изобилие пушных зверей высшего качества против амурских.

Амдо

или Mдо — название Тибетского округа, обитатели которого почитаются аборигенами этой местности. Амдо очень известна в ламайском мире, так как почитается родиною Цзонхавы, основателя нынешнего буддизма, и имеет множество монастырей.

Амебический

(греч.) — изменчивый, переменный; амебическое стихотворение или песня (carmen amoebaeum), которую поют несколько человек, один за другим, по отдельному стиху.

Амебовые

— см. Корненожки.

Амебоидное движение

— свойственно простейшим, не имеющим определенных органов движения, а выпускающим непостоянные отростки — псевдоподии. А. движение может быть свойственно в течение всей жизни животному или только в известной стадии. В известных стадиях оно свойственно и некоторым растительным организмам. Равно наблюдается оно и на клетках высших организмов, как кровяные клетки, яйца, живчики и др. Различают А. движение при помощи переливания, при чем псевдоподии выпускаются в одной плоскости и, вероятно, животное прикрепляет их как и свое тело к тому предмету, по которому движется, выделением клейкого вещества (Румблер). Затем наблюдают А. движение вращательное, при котором псевдоподии образуются во всех плоскостях и приклеивающее вещество не выделяется. Животное поворачивается на ту сторону, где псевдоподий больше (напр. Amoeba verrucosa). Искусственное воспроизведение А. движения на различных смесях было сделано Бючли, потом Румблером и др. (см. Протоплазма). Теории А. движения вполне установленной нет. Надо думать, что движение это будет сведено к сокращению отдельных физиологических единиц клетки.

В. М. Ш.

Амебы

— микроскопические животные организмы, лишенные раковины и состоящие только из одного комка однородного белкового вещества (так наз. протоплазмы, или саркоды), которое утолщается то в центре, в виде ядра, то на периферии, в виде более плотного, неясно ограниченного слоя. Протоплазма мелкозерниста, и зернышки эти, преломляющие свет слабее или сильнее, находятся в постоянном движении (течении) по разным направлениям внутри полужидкой основной массы. Животные эти передвигаются с места на место при помощи выпячиваемых по желанию отростков протоплазмы (т. наз. псевдоподий, или ложноножек), то простых, то разветвленных; при питании они растворяют в своей мягкой основной массе твердые пищевые частицы; размножаются бесполым путем, посредством деления, легко распадаясь на 2 новых индивида, при чем обыкновенно в протоплазме появляются предварительно особые пузырьки (т. наз. вакуоли). Их легко найти во всех водах, где они ползают по дну; они живут также под мхом и в песке, но здесь выделяют вокруг себя толстую и плотную оболочку. Смотря по образованию этого плотного слоя, по величине зерен протоплазмы, по толщине и форме ложноножек — отличают различные роды и виды А. Эти существа представляют собою самые низшие формы организованного вещества. Амебоидными клетками называют такие животные клетки, которые, подобно амебам, способны передвигаться при помощи течения зерен и выпускания отростков протоплазмы и которые так же, как и А., могут поглощать пищевые вещества. Сюда принадлежат белые кровяные шарики, лимфатические тельца, лейкоциты и д.

Амедей

— имя, часто встречающееся в Савойском доме. Первым носителем его был граф А. I, старший сын графа Гумберта, живший в начале XI в. и вследствие своего брака с Адельгейдой, владетельницей Сузы и Аосты, ставший твердой ногой на итал. почве. Сын их, А. II, † в 1080 г., был зятем императора Генриха IV, у которого он при переходе последнего через Савойские Альпы (1077) вынудил многие привилегии. — А. III правил от 1108 до 1149 г. и † при возвращении с одного крестового похода на Кипр. — А. IV, род. 1197, царствовал 1223—53 и получил от Фридриха II титул герцога Аосты и Шаблэ. — А. V, Великий, родоначальник ныне царствующей в Италии Савойской династии, род. 1249, правил с 1285 г., увеличил владения своего дома при помощи брачных связей и войн, в 1313 г. получил от императора Генриха VII достоинство имперского князя, ввел в своем доме наследование по праву первородства и † в 1323. — А. VI, внук предыдущего, род. 4 янв. 1334 г., сделался графом с 1343 г., сначала был под опекой, в 1355 г. в борьбе с дофином приобрел Фосиньи и Же, а в 1363 г. в борьбе с Яковом Пьемонтским — верховную власть над его владениями в Пьемонте; кроме того, ему достались Ваатланд и Вальреми, а в 1365 г. благодаря расположению к нему имп. Карла IV он получил имперский викариат над значительною частью Верхней Италии; † 2 марта 1383, учредив в 1362 г. орден Ожерелья, впоследствии названный орденом Аннунциаты. — А. VII, Красный, сын предыдущего, род. 24 февр. 1360 г., наследовал своему отцу в 1383 г., отличился в качестве союзника Карла VI Французского при Иперне, присоединил к своим владениям Кони и Ниццу и † 1 ноября 1391 г. — А. VIII, род. 4 сент. 1383, до 1398 г. находился под опекой своей заботливой бабушки, Бонны Бурбонской. Благодаря усердию, с которым он содействовал стараниям имп. Сигизмунда устранить раскол, Савойя была возведена в герцогство (1416). По прекращении своей царствующей линии, ближайшим наследником которой был А., Пьемонт избрал его своим регентом (1418). Религиозное одушевление побудило его, однако, 7 ноября 1434 г. сложить с себя власть и удалиться в уединенную обитель при Тононе у Женевского озера. Базельский собор 1 439 г. избрал его в папы, при чем он принял имя Феликса V. Но так как ему не удалось уничтожить раскола, то он в 1449 г. отрекся от папского престола. † 7 янв. 1451 г. в Женеве. — А. IX, род. 1 февр. 1435 г., сын герцога Людвига, вступил на престол в 1466 г., но вследствие своей болезненности в 1469 г. предоставил власть своей супруге Иоланте, дочери франц. короля Карла VII. Последняя приняла титул регентши; но братья герцога, графы Женевуа и Бресс, взялись за оружие, и А. с своей супругой были осаждены в замке Монмелиан и взяты в плен. Спор был решен добровольным соглашением, и 10 сент. 1470 г. А. по завещанию ввел в своем государстве наследование по праву первородства. † 16 апр. 1472 г. в Верцеллах. Впоследствии имя А. часто употреблялось в Савойском доме как второе имя, напр. Виктор А.

Амедей Ферд. Мария

— герцог Аостский, с 16 ноября 1870 до 11 февраля 1873 года король Испании, второй сын Виктора Эммануила, короля Италии, род. 30 мая 1845 г., получил титул герцога Аостского и провел свою молодость в Турине. Уже в войне 1859 г. с Австрией он сражался в рядах сардинского войска, участвовал в кампании 1866 г. и был легко ранен при Кустоцце. Впоследствии он посвятил себя морскому делу и получил звание контр-адмирала. 30 мая 1867 г. он вступил в брак с принцессой Марией (род. 9 авг. 1847), дочерью князя Эммануила дель Поццо делла Чистерна († 1864) от его брака с Луизой Каролиной Джислен, рожд. графиней Меродэ († 1864). Когда после падения Бурбонской династии в сент. 1868 г. различные кандидаты на испанский престол потерпели неудачу, кортесы избрали А. 16 нояб. 1870 г. королем, а 4 дек. в палаццо Питти во Флоренции последовало подписание акта, по которому А. принял корону под названием Амедея I. 2 янв. 1871 г. А. прибыл в Мадрид после того, как несколькими днями раньше генерал Прим, который один мог бы служить ему надежной опорой, пал от руки убийцы. А. тщетно пытался водворить порядок в стране, по очереди призывая к кормилу правления вожаков различных монархических партий; все они оказывались одинаково неспособными поддержать его колеблющуюся власть (см. Испания). В ночь с 18 на 19 июля 1872 г. А. вместе с королевой Марией подвергся покушению убийц. Придворные и партийные интриги, усиление восстания карлистов, козни духовенства, денежные затруднения и убеждение, что чуждая династия не может быть прочной в Испании, побудили его добровольно отречься от престола. 11 фев. 1873 г. он сообщил это решение кортесам, 12 февр. оставил вместе с королевой столицу и отправился сначала в Лиссабон, 2 марта вернулся в Италию и 8 марта высадился в Генуе. При вступлении на итал. почву он сложил с себя королевский титул. Король Виктор Эммануил назначил А. итал. генерал-лейтенантом и признал недействительным данное им при принятии испанской королевской короны отречение от своих прав на итал. престолонаследие. Его супруга Мария † 8 нояб. 1876 г. в Сан-Ремо. От этого брака у него 3 детей: принц Эммануил род. 13 янв. 1869 г., принц Виктор, род. 24 нояб. 1870 г., и принц Людвиг, род. 3 янв. 1873 г. Спустя 12 лет после кончины своей первой жены он вступил во второй брак с принцессой Летицией, дочерью принца Наполеона. Последние годы своей жизни, не принимая участия в офиц. деятельности, он всецело посвятил себя воспитанию детей. Он † 19 января 1890 г. от воспаления легких.

Амезит

— минерал, представляющий собой, согласно теории Чермака, один из крайних членов группы хлорита (см.). Химический состав амезитового вещества: H 4Mg2Al2 SiOg. Уд. вес = 2,71. В природе встречается редко. Месторождение: West-Chester в Пенсильвании.

Амезиус Вильгельм

— реформатский богослов, одинаково известный как полемист и как догматик, род. в 1578 в Норфольке, в Англии, был вынужден, как строгий пуританин, покинуть свое отечество, отправился в Лейден, откуда писал полемические воззвания против англиканской иерархии, а потом состоял священником при английских войсках в Гаге. А. написал возражения против Арминиуса и в Дортрехте состоял на жалованье у генеральных штатов в качестве советника президента синода. В 1619 он занял должность инспектора при студентах, учившихся в Лейдене на стипендии, получаемые из Амстердама, и написал для них вышедшее в нескольких изданиях сочинение "Medulla theologiae" (Амстерд. 1627), излагающее ортодоксальную учебную систему. А. отделил догматическую часть от нравственной части богословия, и это помогло ему доставить подобающее значение нравственно-практической стороне богословской науки, находившейся в то время в большом пренебрежении. Этому стремлению, которое перешло к А. от его учителя Вильгельма Перкинса, отвечает в особенности сочинение "De conscientia ejusque jure" (Амстерд., 1630). Его нравоучение строго; так, в своем сочинении "Puritanismus Anglicanus" он признает истинными христианами только тех пуритан, которые избегают танцев, игры и пиршеств. Против ремонстрантов А. вооружился в своем сочинении "Anti-Synodalia", а против католиков в "Bellarminus enervatus"; как полемист, он был опасным противником, так что католики говорили о нем, что никто лучше его не в состоянии защитить неправое дело. С 1621 он был профессором богословия в Франекере и † 1 ноября 1633 в Роттердаме. Собрание его сочинений издано в пяти томах. (Амстерд., 1658).

Амейвы

(Ameiva) — род ящериц из семейства амейвоподобных (Ameividae, см. Ящерицы). Многочисленные виды А. живут в Средней и Южной Америке, где они заменяют наших обыкновенных ящериц (Lacerta), на которых похожи как по образу жизни, так и по общему внешнему виду.

Амеланд

— остров на Немецком море, на западно-фрисландском берегу, принадлежащий к Лейварденскому округу нидерландской провинции Фрисландии, отделен от материка проливом Вадденом, имеет 22 км в длину, 5 км в ширину, обнимает поверхность в 6066 гект.; в трех его деревнях, Голлуме, Баллуме и Несе, 2200 жителей, почти исключительно рыбаков и моряков, но занимающихся также скотоводством. На острове находится королевский конский завод. В новейшее время было проектировано соединение этого острова с материком.

Амеланхиер

(Amelanchier Medik), мушмула, ирга, армуд — род из сем. розоцветных (Rosaceae): небольшие деревья и кустарники с простыми, цельнокрайними или зазубренными, часто войлочно-волосистыми листьями и белыми цветками, обыкновенно в кистях, очень похожими на цветки боярышника (Crataegus). Завязь имеет первоначально от 2 до 5 гнезд, причем каждое гнездо разделено на два отдела ложною неполною перегородкою, с семяпочкою в каждом отделе; ягода кажется поэтому впоследствии разделенной на 4—10 односемянных гнезд; перегородки бывают кожистые, пленчатые, нежные и даже едва заметные, как, напр., у встречающегося по горам Центр. и Южн. Европы, на Кавказе, Зап. Азии, Сев. Африки и разводимого часто в садах A. vulgaris M ö nch. (Mespilus Amelanchier L., Aroma rotundifolia Pers., Pyrus Amelanchier Willd.), высокого кустарника с овальными, зазубренными, сначала войлочными, потом голыми листьями, белыми цветками в немногоцветковых кистях и мелкими, шаровидными темно-синими плодами (содержащими синильную кислоту). В садах разводятся также североамериканские виды, A. canadensis Torr. et Gray (с многоцветковою повислою кистью и почти черными плодами), A. spicata Lam. и A. alnifolia Nutt. Кора А. содержит амигдалин.

Амели-ле-Бен

(Amé lie-les-Bains) — местечко с минеральными водами во французском департаменте Восточных Пиренеев, в 10 км к западу от Серэ, при впадении Мондони в Теш, лежит на высоте 243 м. Серные ключа теплотою в 43—61,5° Ц. употребляются для питья, купанья, душей, вдыхания и полезны в особенности против хронических ревматизмов, подагры, катара, хронических бронхитов и проч. Благодаря своему защищенному от ветров положению А. рекомендуется также как климатическая лечебная станция и как зимнее местопребывание для чахоточных, малокровных женщин и золотушных детей. От старинных римских терм сохранилось еще много остатков, между прочим один lavacrum. Термы Пюжад находятся у подошвы скалистого обрыва Серра д'эн-Мерль вышиною в 224 м, а на правом берегу реки устроены военные купальни, к которым ведут прекрасный мост и виадук. Долина Манжоле обращена в парк. А. называлась прежде Арль-ле-Бен и свое нынешнее имя получила после посещения ее королевой Марией-Амелией, супругой Людовика-Филиппа, в 1840 г.

Амелиорировать

(новолат.) — улучшать; амелиорация — улучшение, в особенности поместий в сельскохозяйственном отношении.

Амелия

— городок, с 1340 г. местопребывание епископа, в итальянской провинции Перуджии, лежит на холме, на одном из левых притоков Тибра, в 20 км к западу от Терни, имеет хорошо сохранившиеся циклопские стены, собор, три приходские церкви и несколько монастырей; жителей (1881) 5502, в общине 9004. В окрестностях города получается лучший итальянский изюм. — Амелия — древний римский город Америя в Умбрии, построенный за 381 год до основания Рима.

Амело-де-ля-Гуссе Абрагам-Никола

(Amelot-de-la-Houssaye) — французский публицист, род. в Орлеане, 1634, † в Париже, 1706. Известен сочинением, впервые разобравшим образ правления в Венеции, "Histoire du gouvernement de Venise" (Пар., 1676, Амст., 1705). Это сочинение создало ему много врагов, а изданный им перевод Сарпи, история Тридентского собора, навлек на него и религиозные преследования.

Амелот Дени

(Amelotte) — французский богослов XVII ст., известен весьма удачным переводом (1666—1668) Нового Завета на французский язык.

Амелунг Вальтер

(Amelung, род. в 1865 г.) — немецкий историк древнего искусства. Его труды: "Florentiner Antiken" (1893); "Die Basis des Praxiteles aus Mantinea" (1895); "F ührer durch die Antiken von Florenz" (1896); "Die Skulpturen des vatikanischen Museums" (1903).

Амелунг Фридрих

(род. в 1842 г.) — остзейский писатель. Главные его труды: "Bilder zur haitischen Kulturgeschichte" (1879); "Revaler Altertumer" (1884); "Baitische Kulturstudien" (1885); "Baltischer kulturhistorischer Bilderatlas" (1886).

Амелунги, герои

— герои германского эпоса. См. Нибелунги.

Амелунги, племя

— см. Амалы.

Амельон Губерт Паскаль

(Ameilhon) — ученый библиотекарь Парижа (род. 1730, † 1811), известный своими исследованиями по истории Египта, но омрачивший свое имя энергическим исполнением распоряжений конвента по сожжению массы документов, относившихся к феодальной Франции и дворянству.

Амендраль

— предместье г. Вальпарайзо (см. это сл.).

Аменебург

— город прусской провинции Кассель, Кирхгайского округа, лежит на 11 км восточнее Марбурга, на левом берегу р. Ома, притока Лана, на 155 метр. выше уровня реки (363 м над уровнем моря), на возвышенной плоскости, представляющей базальтовый конус; усердно посещается летом вследствие красивого местоположения; местопребывание суда; жителей считается 988, из которых большая часть католиков. На месте основанной св. Бонифацием церкви, в которой находятся замечательные деревянные резные работы, в 1870 г. построена другая, большая церковь в готическом стиле. А. вследствие своего положения в прежнее время играл роль значительной крепости, как о том отчасти свидетельствуют сохранившиеся толстые стены с башнями, рвами и развалинами могущественного замка. При А. в 740 г. св. Бонифаций основал монастырь Амана, или Аманабург. В эпоху 30-летней войны А. был завоеван дважды: 27 ноября 1633 г. ландграфом Гессенским и 28 июня 1646 г. шведами под предводительством Врангеля. В общем это место выдержало шестнадцать осад. Во время Семилетней войны у мельничного моста 21 сентября 1762 г. здесь происходила перестрелка между французами и герцогом Фердинандом Брауншвейгским. После заключенного 3 ноября 1762 г. в Версале прелиминарного мира между Англией и Францией герцог Фердинанд Брауншвейгский, принц Субиз и принц д'Этре 15 ноября имели свидание у этого самого мельничного моста и заключили договор о прекращении военных действий. Памятник на месте сражения и последовавшего затем свидания напоминает об этих событиях. До 1802 г. А. принадлежал к Майнцскому архиепископству.

Аменорея

Аменорея, амения (греч.) — отсутствие менструации в том случае, когда она нормально должна появиться. В периоде до полного физического развития организма женщины, или после наступления так называемого климактерического периода, или во время беременности и кормления ребенка не может быть речи об аменорее, так как в этих случаях отсутствие менструации вполне нормально. Далее, менструация может не появляться: при каком-либо заболевании, или отсутствии подлежащих половых органов, или когда истечению менструальной крови препятствует какая-либо органическая причина (чаще всего при слишком плотной девственной плеве). В последнем случае аменорея только кажущаяся. Запоздалое появление первых менструаций или исчезновение уже наступивших находится у девушек в зависимости от какого-либо общего истощающего заболевания, как, напр., анемии, золотухи, туберкулеза; при этих общих заболеваниях половые органы отстают в своем развитии. Преждевременное угасание менструальных периодов у женщин также может быть обусловлено какой-либо общей причиной, но чаще всего это находится в зависимости от заболевания матки и яичников. Внезапная остановка менструации может находиться в зависимости от какого-либо острого заболевания, или сильной простуды, или сильного нервного потрясения (испуга и т. д.) (Suppressio mensium). Лечение аменореи находится в связи с причинами ее, которые могут быть определены при тщательном общем и местном исследовании.

Аменофис

— имя трех древних египетских царей; из них в особенности известен Аменофис III из 18 династии, изображенный на так называемой колонне Мемнона в Фивах (см. Египет).

Аментацеи

(Amentaceae, Iuliflorae) — сережкоцветные, отряд двудольных растений, состоящий преимущественно из деревьев с одно— или двудомными цветками; мужские, а иногда и женские цветки (у ивовых) образуют соцветие в виде сережки; цветки мелкие, с простым, чашевидным околоцветником, которого иногда даже совсем не бывает (ивовые). Тычинок столько же, сколько долей в околоцветнике, или они развиты в меньшем или большем числе. Завязь почти всегда нижняя, разделена перегородками или одногнездая, смотря по семейству, с различным числом семяпочек. У некоторых семейств семяпочки развиваются только после оплодотворения (у болотной мирты, Myrica, грецкого ореха, плюсконосных). Сюда принадлежат следующие семейства: Cupuliferae, Betulaceae, Jugland a ceae, Myricaceae, Salicineae, Piperaceae и Casuarinaceae.

Аментес

(по иероглифам, Аменти) — название, которое древние египтяне давали подземному миру, Аиду греков, заимствовавших свои представления о вступлении в этот мир и пребывании там умерших главным образом у египтян. Переезд через воду, острова блаженных, Цербер и суд над умершими, равно как многое другое, имеют свой первообраз в А., местности которого с относящимися к ним богами преимущественно описаны в египетской Книге мертвых и изображены на виньетках. Главная сцена изображает зал судьи мертвых Осириса, пред лицо которого приводит умершего богиня Ma (Справедливость), между тем как Гор и Анубис взвешивают его дела.

Аментум

Аментум, сережка — своеобразное видоизменение колоса; отличается от последнего тем, что по отцветании отваливается целиком, тогда как у колоса цветки или плоды отваливаются отдельно, без оси соцветия.

Аменция

(Amentiа, лат.) — состояние душевнобольных, характеризующееся недостаточною сообразительностью при пониженной способности к психическим восприятиям; Amentia activa — ребячество, сумасбродство; Amentia occulta — скрытое умопомешательство; Amentia passiva — тупоумие; Amentia senilis — старческое слабоумие.

Аменция (amentia) — технический термин для определенной группы душевных расстройств, развивающихся быстро и протекающих со спутанностью сознания, многочисленными бредовыми идеями, бурным возбуждением или глубоким оцепенением. Значительная часть больных, подвергающихся заболеванию такой формой психического расстройства, выздоравливает по истечении нескольких месяцев.

П. Р.

Америги

(Amerighi) — см. Караваджо (Микеланджело).

Америго Веспуччи

Статья большая, находится на отдельной странице.

Америка (дополнение к статье)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Америка, материк

Статья большая, находится на отдельной странице.

Америка, местечко

— фабричное местечко с большою прядильней в Рохлице, в Лейпцигском округе Саксонии, лежит на линии Глаухау — Вурцен Саксонской государственной дороги, в 2,6 км к северу от Пенига и принадлежит отчасти к Пенигу, отчасти к Арнсдорфу.

Американизмы

— так называются особенности, вошедшие в английский язык в Америке и перемены, которые произошли в нем в этой стране. А. обнимают собою вообще: 1) слова, которые теперь в Англии уже устарели или остались в употреблении только как провинциализмы, в Америке же более или менее употребляются до сих пор (как, напр., fall в значении "осень", freshet "наводнение" и т. д.); 2) наоборот, слова, которые в Англии еще находятся в общем употреблении, а в Америке употребляются лишь в просторечии (как, напр., to roil, roily, to guess, to reckon в значении "думать, полагать", to quackle); 3) слова, имеющие действительное или только мнимое американское происхождение, но теперь вошедшие в общее употребление (как, напр., lengthy, to progress, to advocate); 4) слова, обязанные своим происхождением своеобразным явлениям американской природы, тамошним делам и учреждениям (напр. prairie, salt-licks, bayou, to locale, township, electioneering). Еще первые английские переселенцы внесли с собою разные диалектические особенности, смотря по местностям, откуда они прибывали. Сюда присоединились слова голландского языка в штате Нью-Йорке, немецкого в Пенсильвании и во многих других местах, французского в Луизиане и Миссури, испанского в Флориде и, наконец, слова индейских наречий, преимущественно для географических названий и для обозначения явлений природы. В новейшее время к ним прибавились получившие американский оттенок немецкие слова, напр. lagerbeer (Lag e rbier), steal (Stiel), standpoint (Standpunkt) и т. д. Из всех диалектических особенностей наиболее распространены провинциализмы Новой Англии; они встречаются в Нью-Йорке, Огайо, Индиане, Иллинойсе, Мичигане и изменяют как звук, так и ударение. Ср. Пикеринга, "Vocabulary of Americanisms" (Нью-Йорк, 1848); Геррига, "Handbuch der nordamerik. Nationallitteratur" (Брауншв., 1854); Де Вере, "Americanisms; the English of the New World" (Нью-Йорк и Лонд., 1872).

Американисты

— ученые, которые занимаются изучением быта и языков народов, населявших Америку до прибытия европейцев. С 1875 г. приблизительно каждые два года собираются международные конгрессы А.

Американская дуэль

— так называется обыкновенно определяемая по вынутому жребию смерть посредством самоубийства. Но это название вдвойне неправильно: во-первых, потому, что происхождение этого обычая несправедливо относят к Америке, и во-вторых, по той причине, что это вовсе не дуэль, в которой противники сражаются равным оружием.

Американская литература

— см. Североамериканская литература.

Американская раса

Статья большая, находится на отдельной странице.

Американские древности

Статья большая, находится на отдельной странице.

Американский Православный Вестник

— орган православной американской миссии и епархии. Издается в Нью-Йорке с 1901 г., по 2 раза в месяц. Более важные статьи печатаются по-русски и английски. Ред.-изд. протоиерей А. Хотовицкий.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV