Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "А" (часть 33, Амр - Ана)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "А" (часть 33, Амр - Ана)

Предыдущая страница Следующая страница

Амритсар

Амритсар, Амритсир или Рамдаспур — город в Пенджабе, главный торговый пункт страны и религиозный центр сейков (см. это сл.), в 67 км к В. от Лагоры, между реками Биас и Рави, на Дели-Лагорской железной дороге. Он имеет узкие улицы с высокими каменными домами, цитаделью Говиндар, построенной 1809 г. Ранджит-Сингом, и (1881) 151896 жит., частью индусов, частью магометан. Промышленность состоит в значительном производстве грубого сукна, легких шерстяных изделий и в особенности кашмирских шалей (больше, чем на 235000 ф. стерл. в год), и, кроме того, город ведет довольно обширную транзитную торговлю. В А. находится национальное святилище сейков, водяной бассейн Амрита-Сарас, т. е. пруд бессмертия, устроенный 1581 г. Рам-Дасом, четвертым гуру, или духовным вождем. Именем этого бассейна и назван город. Посередине бассейна на небольшом острове расположен храм с золотой кровлей и большой золотой дверью, посвященный первоначально Гари, или Вишну, и выложенный внутри мрамором. В нем под шерстяным балдахином положен Гринт-Саиб, т. е. священная книга сейков, составленная преимущественно Говинд-Сингом. У края бассейна находится маленькое здание, в котором Рам-Дас провел в сидячем положении всю свою жизнь, а прямо перед мостом трехэтажный дом, где совершается посвящение тех, кто переходит в братство сейков. В этой святыне служат 5—600 алкали, или жрецов. Каждый сейк, приходящий на поклонение в А., должен совершить омовение в бассейне; такое же омовение совершается и над новорожденными. Область А. имеет (1881) на 13817 кв. км 2729100 жит.

Амру

(Amr) Бен-аль-Асси — первоначально один из непримиримейших врагов Мохаммеда и его учения, но затем один из самых ревностных его последователей. Имя его, как великого полководца и истинного государственного человека, неразрывно связано с историей первых времен исламизма. При халифе Абу-Бекре А. завоевал, 634, Сирию, при Омаре, 640, Египет и затем пограничные провинции до Триполиса. Во всех покоренных странах он с большим искусством организовал государственную власть, привел в порядок правительственные учреждения и тем немало содействовал примирению завоеванных народов с исламизмом. По убиении халифа Османа он принял сторону Моавия, противника Али. Когда же Моавия, 661, действительно был провозглашен халифом, он сделал А. своим наместником в Египте, где тот и оставался до самой своей смерти (664).

Амруль Каис

— один из лучших поэтов домусульманской эпохи, живший при Мохаммеде, князь арабского племени кинда. Ему принадлежит одна из знаменитых, известных под именем "Моаллакат" поэм, которая часто комментировалась арабами и в новейшее время была издана Летте (Лейден, 1748), Генгстенбергом (Бонн, 1823) и Арнольдом в "Septem Moallak â t" (Лейпц., 1850). Другие поэтические произведения А. изданы Гюккен-де-Слонэ в "Diwan d'A." (Париж, 1837). "A. der Dichter und Kö nig" Рюккерта заключает в себе перевод большинства произведений А.

Амрум

или Амром — фрисландский остров в виде полумесяца, в Северном море, у западного берега Шлезвига, в Тондернском округе; занимает 28 кв. км и имеет в своих четырех селениях не больше 571 ж. Обрабатывается только в центре и на восточной стороне, в остальных же местах покрыт дюнами. Значительная ловля устриц. Пролив между А. и Фером, шириною 8860 м, можно переходить вброд во время отлива.

Амсдорф Николаус

(Nicolaus v. Amsdorf) — ближайший друг и сотрудник Лютера, род. 3 декабря 1483 года, по всей вероятности в Торгау; происходя из древнего рода и состоя со стороны матери в родстве с Штаупицем (см. это сл.), он рано был предназначен к духовному званию. Поступив в 1502 в Виттенбергский университет, он уже в 1504 году магистр, в 1507 бакалавр, в 1511 лиценциат богословия; еще до обнародования Лютером его тезисов, А. подружился с ним, сопровождал его в 1519 в Лейпциг, в 1521 в Вормс и был посвящен в план похищения Лютера в Вартбургский замок. В качестве суперинтендента и проповедника при церкви св. Ульриха в Магдебурге А. реформировал в 1524 г. тамошнюю церковь в протестантском духе, точно так же в 1528 г. в Гослар, в 1534 в Ейнбеке, в 1539 в Мейсене. 20 янв. 1542 г. он был посвящен Лютером в сан епископа Наумбург-Цейцского, но уже в 1546 г. во время Шмалькальденской войны был изгнан оттуда. Суровый, нетерпимый, прекрасный диалектик, он еще при жизни Лютера всеми силами препятствовал соглашению с противниками; так, напр., в Шмалькальдене (1530), в Вормсе (1540), в Регенсбурге (1641 г.). По смерти Лютера А. стал во главе строго-лютеранской партии; изгнанный из Наумбурга, он в течение двух лет жил в Веймаре и работал над основанием строго-лютеранского университета в Иене, который должен был служить противовесом Виттенбергскому университету как центру Меланхтоновой партии. Сильная оппозиция против интерима (см. это сл.) заставила его отправиться в Магдебург, где он вместе с Флацием стал во главе лютеранской ортодоксальной партии. После взятия Магдебурга А. нашел приют в Эйзенахе, без определенной должности, но как высший советник во всех вопросах, касающихся церкви в эрнестинских владениях. На Вормсском диспуте 1557 года А. добился полного отделения строго-лютеранской партии, но остался тем не менее лично неприкосновенен, тогда как приверженцы Флация в 1561 г. были изгнаны. A. † 14 мая 1565 г. в Эйзенахе и был погребен там же в городской церкви, причем ему оказаны были епископские почести. Ср. статью Мейера в сочинении Меурера "Das Leben der Altv ä ter der lutherischen Kirche" (3 т., Лейпциг, 1863).

Амслер Самуэль

(Amsler, 1793—1849) — один из лучших немецких граверов на меди. В Риме близко сошелся с Торвальдсеном и Корнелиусом и награвировал с первого из них заглавный лист к Нибелунгам, а со второго — "Торжественный въезд Александра Великого", а также воспроизвел Рафаэлевскую Мадонну семейства Конестабиле. Самая замечательная из его гравюр — "Положение в гроб", с Рафаэля. В 1828 г. получил место профессора в Мюнхенской академии, после чего явились его мастерские гравюры: "Мадонна семейства Темпи", с Рафаэля, "Иосиф, истолковывающий сновидения", с Корнелиуса, и "Торжество религии" с Овербека. Работы А. вообще отличаются тонкостью рисунка, внимательною передачею духа оригиналов и уверенным движением резца.

Амстег

— небольшая деревенька, лежит на высоте 563 м над уровнем моря, на С.-Готардской железной дороге, в приходе Силенен швейцарского кантона Ури; А. расположена при входе в часто посещаемую, красивую Мадеранскую долину, между Малым Виндгелем (3001 м) и Бристенштоком (3075 м), при впадении Мадераны или Керстеленбаха в Рейсс. Незначительные развалины, видимые на одной из вершин немного севернее А., считаются остатками замка Цвинг-Ури.

Амстель

— река в нидерландской провинции Сев. Голландии, образуется на границе Утрехтской провинции из Врехта (с запада) и Кроммен-Миидрехта (с востока), принимает справа приток Ангстель, протекает многими рукавами Амстердам и вливается в Эй; в конце доступна и для морских судов меньших размеров.

Амстелланд называлась раньше местность, принадлежавшая к Голландскому графству и занимавшая прибрежную область А.; она представляла собою при короле Людовике Бонапарте департамент, обнимавший нынешнюю Сев. Голландскую провинцию, который в 1810 г. при французском господстве был вместе с Утрехтским департ. присоединен к деп. Зюдерзее.

Амстердам, америк. город

— город в графстве Монтгомери, в североамериканском штате Нью-Йорке, лежит на реке Могавк и Нью-Йорк-Центральной железн. дороге. В городе числится (1885) 9466 ж. А. имеет ковровые, чулочные и друг. фабрики, ведет оживленную торговлю, особенно сыром, в городе два национальных банка, много церквей и школ, в том числе академия; выходят две газеты

Амстердам, город в Нидерландах

Статья большая, находится на отдельной странице.

Амстердам, остров

— африканский остров, см. Новоамстердам.

Амстердамская азбука

— так называют некоторые гражданскую азбуку, изобретенную Петром Великим, потому что первый шрифт ее был отлит в Амстердаме. Ею в 1708 году были напечатаны в первый раз две книги: "Геометрия" и "Приклады". См. Гражданка (ср. "Азбука с исправлениями Императора Петра Великого и указом его о введении в употребление гражданского шрифта" (СПб., 1877).

Амт

(нем. Amt — должность, см. это сл.), слово, получившее специальное значение в приложении к словам местного управления как местного округа — амтсбецирк (Amtsbezirk), так и местного управления этого округа, Amtsverwaltung. Именно изданное в Пруссии 13 декабря 1872 учреждение об окружном управлении (Kreisordnung), совершенно отменив существовавшую до тех пор полицейскую власть землевладельцев, ввело управление, которому вверено в отдельных участках, на которые разделен округ (Kreis), названных Amtsbezirke (должностные участки округа), все полицейское управление в обширном смысле. В каждый такой окружной участок входят общины и отдельные землевладения, и деление округа на такие участки по начертанию окружного собрания (Kreistag) утверждается министром внутр. дел. Управление таким участком вверяется назначаемому обер-президентом провинции из числа местных обывателей на шесть лет представителю участка (Amtsvorsteher) и ведущей за его управлением контроль участковой управе (Amtsausschus), составленной под его председательством из избираемых общинами и землевладельцами членов. Амтсбецирк как территориальная административная единица невелик: общим правилом признано, чтобы его население не превышало 1600 жителей. В каждом таком участке полагается судья (Amtsrichter), который определенные в законе уголовные дела судит с присяжными.

Аму или Аму-Дарья

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аму-Дарьинский мост

— близ ст. Аму-Дарья линии Среднеазиатской жел. дороги на р. Аму-Дарье, длина 750 саж., первый по длине в России (Александровский мост через Волгу имеет 674 саж.). Мост имеет 25 пролетов, каждый по 30 саж. Низ ферм над горизонтом самых высоких вод 3 саж. Береговые кессонные устои опущены на глубину 11,5 саж. ниже горизонта самых высоких вод. Речные быки состоят из двух связанных между собою колонн. Вес пролетных частей моста 356000 пудов. Постройка моста обошлась в 3468000 руб. Кроме того, 1385000 руб. израсходовано на регуляционные работы и укрепление берегов. Мост построен в 1898—1901 гг.

Аму-Дарья (ст.)

(Чарджуй) — ст. Среднеазиатской жел. дороги, в 1070 вер. от Красноводска, близ левого берега р. Аму-Дарьи. Около станции образовался русский город Чарджуй (см.). Депо и мастерские. Пароходная пристань.

Амударьинский отдел

Статья большая, находится на отдельной странице.

Амузия

(греч.) — непонимание прекрасного и изящного, потому вообще грубость; также диссонанс, дисгармония.

Амуку

— незначительного протяжения озеро, находящееся в южной части внутренней Брит. Гвианы под 3° 40' сев. шир. и 41° 34' зап. д. (от Ферро), в горной системе Париме. — Древнее сказание говорит о существовавшем здесь громадном озере больше 450 км в диаметре, Париме или Парана Питинга, у берегов которого жил Дорадо, позолоченный король, и ежедневно смывал в озере золотую пыль с рук. Исследованием Гвианы, предпринятым Р. Шомбургом, доказано, что это именно озеро А., которое лежит в равнине у юж. подошвы Сиэрры-Пакарайма. Вост. часть равнины прорезывает Рупунуни, приток реки Есеквибо, западную часть — Токото или Токуту, верхний рукав реки Рио-Бранко. Между этими двумя реками лежит озеро, которое соединяется с Токото посредством небольшого протока Пирара. Во время дождей озеро наводняет окружающие местности, и вода его стекает через оба притока, что дает возможность пробраться водою через внутренность страны из Георгтауна Брит. Гвианы до Пара на реке Амазонке.

Амулет

— вещица, снабженная известными фигурами, знаками или надписью, напр. камень, металл и т. д.; его носят обыкновенно на шее для предохранения от болезней, чар, ран и других несчастий. В первый раз А. упоминается у Плиния и означает средство против яда. Производят слово это — различно: по одному мнению, оно происхождения лат.(от amoliri, scil. fascinum, отражение чар), по другому, более основательному, — арабского (hamala, носить) и перешло к нам, как и выражающее то же понятие слово "талисман" (см. это сл.), от арабов. Древнейшие А. были у египтян, где они имели форму скарабея (см. это сл.). Ветхий Завет строжайшим образом запретил употребление таких волшебных средств, но все-таки у евреев как наследие язычества встречаются А. в виде украшений и средств для отражения невзгод: таковы серьги, которые Яков отнимает у своих домашних (Бытие X XXV, 4) и зарывает, небольшие луны, которыми женщины обвешивают себя, как это еще теперь принято на востоке, и т. д. Цицит же и тефилим, т. е. кожаные квадратики с библейскими изречениями на пергаменте или бумаге, которые евреи возлагают на себя во время молитвы, не должны быть причисляемы к А., так как их назначение напоминать о заповедях Божьих. У греков симпатическое предохранительное средство называлось вообще филактерион и надевалось ребенку сейчас при рождении. В большом почете находился и аметист, который носили в перстнях. Тот же обычай был у римлян, которые употребляли для этого плитки разных форм из различного материала с загадочными знаками или изречениями, также и другие разнообразные вещества, которые, по древнеиталийскому обычаю, заключались в футлярики (bulla) и носились на шнурках на шее. В древнем христианстве должны быть строго отличаемы от амулетов дозволенные церковью енколпии (нагрудные кресты), филактерии и медали (Agnus Dei); также бронзовые или стеклян. рыбы с ушками для навешивания, которые, так как слово ίχθύς, т. е. рыба, заключает в себе начальные буквы греческих слов "Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель", принадлежат к чисто христианским символам. Суеверные волшебные средства были всегда запрещаемы, однако они перешли из язычества и в христианство, причем они были или греко-римского происхождения, или восточного, особенно же иудейско-каббалистического, напр. так называемые абраксас — амулеты василидианцев и других гностических сект II-го века после Р. Х., замечательные монеты с изображением и надписью Александра Македонского и т. п. Часто носили еще куски пергамента с написанными на них начальными стихами Евангелия Иоанна как предохранительное средство от болезней и несчастий. Благословляя верующих ограждать себя христианскою святынею, церковь постоянно боролась против остатков языческого суеверия, и, наконец, употребление амулетов вообще было торжественно осуждено на Лаодикийском соборе IV в., Григорием II в 721 г. и при Карле В. в Туре. На Востоке А. еще теперь во всеобщем употреблении, очень часты в Италии, особенно против т. н. дурного глаза. Ср. Копп, "Palaeographia critica" (том 3 и 4, Мангейм, 1829); Евеле, "Ueber А." (Майнц, 1827).

Амуниция

— совокупность вещей, составляющих снаряжение солдата, кроме мундира, белья и обуви. Конская амуниция — все, принадлежащее к снаряжению коня. Амуничные деньги — деньги, выдаваемые солдату на руки на приобретение того или другого предмета, к амуниции относящегося. Понятие амуниции входит в широкое понятие комиссариатского довольствия (см. это сл.).

Амур

— еженедельное издание в г. Иркутске в 1860—62 гг. С 1861 г. под загл. "Амурская газета Восточной Сибири" (2 раза в нед.; ред. М. Загоскин и Б. Милютин).

Амур, бог

— см. Эрот.

Амур, река

Статья большая, находится на отдельной странице.

Амуретное дерево

— твердое красноватое дерево, употребляемое для художественных столярных работ; деревья, его дающие, — Mimosa tenuifolia и Mimosa tamarindifolia.

Амурская Газета

— с 1895 г. издается в г. Благовещенске (Амурской обл.), 3 раза в неделю. Изд.-ред. А. В. Кирхнер.

Амурская область

Статья большая, находится на отдельной странице.

Амурская область (дополнение к статье)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Амурские казаки

— см. Казаки.

Амурский Край

— газета, издается в г. Благовещенске (Амурской обл.), с 1898 г., 3 раза к неделю. Изд.-ред. Г. И. Клитчоглу.

Амфи...

— приставка в греческих словах: около..., вокруг..., с обеих сторон, обоюдно..., двояко..., дву..., напр. амфикефалический — двуглавый, амфигамные — двубрачные растения.

Амфиарай

— по греческим сказаниям, сын Оикла и Гипермнестры, одаренный богами даром пророчества и участвовавший будто бы в Калидонской охоте и походе аргонавтов. Благодаря своему пророческому дару А. знал, что все участники в войне против Фив погибнут, за исключением Адраста. Он не хотел поэтому принимать участия в этом походе, пока не был принужден к тому женой своей Эрифилой, которой он раньше уже обязался в этом клятвой; по другим рассказам, А. отправился на войну после того, как она открыла всем место, где он спрятался. Но, отправившись в поход, он поручил сыну своему Алкмеону, а также, как передают другие, и младшему сыну, Амфилоху, отомстить за его смерть. Все войско аргивян было действительно уничтожено фиванцами, и только одному Адрасту удалось спастись. А. же, преследуемого Периклименом, вместе с колесницей и возницей поглотила разверзшаяся вследствие посланной Зевесом молнии земля еще раньше, чем его настиг дротик Периклемена. На этом месте воздвигнут был находившийся в большом почете храм А. с оракулом сновидений; остатки этого храма найдены в новейшее время в местности, известной теперь под именем Мавродилисеи, в 6 км к западу от Оропа. Между другими святилищами А. пользовался сначала значением храм, находившийся в Фивах, но мало-помалу он должен был уступить первенство вышеупомянутому. Античное искусство часто брало приключения А., в особенности же его поход против Фив, темой для своих произведений.

Амфибии (растения)

Амфибии, или земноводные растения — растения, живущие обыкновенно в воде и снабженные плавающими или подводными листьями, но обладающие также способностью жить и на суше и изменяющие при перемене условий свою организацию. Наиболее интересный пример такого рода растений представляет весьма распространенная у нас щучья трава, или водяная гречиха (Polygonum amphibium L.), водяная форма которой (var. natans) имеет плавающие продолговатые, гладкие, при основании округлые или слегка сердцевидные листья с длинными черешками и дыхальцами только на верхней стороне листа, тогда как у формы прибрежной того же растения (var. coenosum) стебель лежачий, у основания укореняющийся и приподымающийся верхушкой, листья ланцетные, с короткими черешками и с короткими, жесткими, прижатыми волосками и с дыхальцами на обеих сторонах; наконец, у третьей формы, сухопутной (var. terrestre), встречающейся на сырых лугах, стебель прямой, а листья, как у второй формы.

Амфибиии (животные)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Амфибод

— см. Роговая обманка.

Амфиболит

— метаморфическая горная порода, главной составной частью которой служит амфибол (роговая обманка). Кроме амфибола в состав А. могут входить ортоклаз, плагиоклаз, авгит, диаллаг, гранат и другие минералы, почему и различают: собственно А., полевошпатовый А., диаллаговый А. и проч. А. является довольно распространенной горной породой и характерен для лаврентьевской системы.

Амфиболические породы

Амфиболическими породами называются все те агрегаты минералов, являющиеся в виде горных пород, в которых амфибол (обыкновенная роговая обманка) находится в качестве существенной и характерной составной части. При этом обыкновенно амфибол соединен с полевым шпатом или кварцем, подчас же и со слюдой или гранитом. Таковы породы, напр., диоритовые, сиенитовые, эклогит и др.

Амфиболия

(греч.) — так называется двусмысленность, двойственность, которая получается как от расположения слов, так и от употребления их в различных значениях или смыслах, иногда намеренно, иногда же вовсе бессознательно. В философии под этим словом разумеют смешение понятий. Так, напр., Кант говорит об амфиболии понятий, т. е. о смешении логического и метафизического употребления соотносительных понятий, напр. единства и множества, согласия и противоречия и т. п., вследствие чего неправильное применение этих понятий к вещам по существу ("Dinge an sich") привело к ошибкам старой, в особенности Лейбницевской, метафизики.

Амфибрахий

(греч.), т. е. краткий на обоих концах — название трехсложной стопы, у которой средний слог долгий, а первый и третий короткий: Амфибрахий, напр. сухая крапива.

Амфигастрий

— ряд особых листочков у некоторых мхов в порядке Jungermannieae, расположенных на нижней, брюшной стороне стебля, под двумя боковыми рядами спинных листьев.

Амфигония

— половое размножение, т. е. такое, при котором новая особь является результатом соединения двух клеток: мужской и женской. При девственном развитии, впрочем, такого соединения не происходит и женская клетка, а иногда, по-видимому, и мужская, может дать новую особь без соединения с другой. Характерной особенностью А. остается, однако, форма назревания половой клетки, а именно редукция (см.) ее хроматина. При бесполом размножении (моногонии), хотя особь иногда и развивается, может быть, из одной клетки, но клетка эта редукции не проходит.

В. М. Ш.

Амфидные соли

— название, данное Берцелиусом известному классу солей, состоящих из трех элементов, из которых один, по предположению Берцелиуса, является "основообразователем" (Basenbilder). Такими основообразователями Берцелиус считает кислород, серу, селен и теллур. Сернокислое кали представляет амфидную соль, так как по теории Берцелиуса она имеет состав К 2OSO3, причем соединенный с калием кислород является основообразователем. В противоположность амфидным солям галоидные соли состоят из двух элементов, из которых один является солеобразователем. Хлористый калий представляет галоидную соль, а заключающийся в ней хлор играет роль солеобразователя.

Амфикарпические растения

— Так называются растения, у которых нормально часть цветов развивается под землею. Они остаются там невскрытыми и, будучи недоступны насекомым, обречены на самоопыление. Такие цветы являются, следовательно, клейстогамными цветами (см.). Соответственно этому и плоды у А. растений образуются отчасти на воздушных ветвях, отчасти под землею. К числу таких растений принадлежат Vicia amphicarpa L., Lathyrus amphicarpus L. и др. Близки к А. растениям такие, у которых завязи цветов уже после опыления внедряются в землю и там созревают в плод. Таковы, напр., земляные ("китайсие") орехи (Arachis hypogaea).

Амфиктион

— в греческой мифологии сын Девкалиона и Пирры. Ему или одноименному лицу приписывается перенесение культа Диониса из Элевтер в Афины. Он же считается основателем союза, известного под именем "Дельфийско-пилейской амфиктионии" (см.).

Амфиктиония

(или союз амфиктионов, т. е. соседей святилища) — так назывался у греков союз различных племен, которые собирались на празднества при святилище какого-либо известного бога, обсуждали при этом общие дела союза и улаживали споры между отдельными его членами. Все члены клятвенно обязывались повиноваться известным общим постановлениям. В древнейшие времена греческой истории таких союзов существовало несколько, но большинство из них (в Делосе, в Калаурии у Арголиды, в Онхесте в Виотии) рано утратили свое политическое значение; дольше других пользовался значительным влиянием только самый обширный из этих союзов "Дельфийско-пилейская амфиктиония", члены которой назывались обыкновенно просто "амфиктионами". Основан этот союз, по всей вероятности, по инициативе греческих племен, населявших Фессалию и области, граничившие с нею на юге; поэтому-то первым центром его было святилище амфиктионийской Деметры в Фермопилах, около местечка Анфелы, но вскоре уже вследствие распространения союза за пределы Средней Греции образовался второй центр — храм Аполлона в Дельфах (см. это сл.); в обоих святилищах происходили два раза (весною и осенью) собрания представителей союза (пилеи). Членами союза в древнейшее время были следующие 12 племен: фессалийцы, виотийцы, доряне, ионяне, перебы, магнеты, локрийцы, энияне, фтиотийские ахеяне, малийцы, фокейцы и долопы. Каждый из этих народов посылал на собрание союза двух представителей (гиеромнемоны); из них составлялся союзный совет (синедрион), в котором по старому обычаю председательствовали представители Фессалии; кроме того, каждый член союза имел право посылать нескольких представителей (пилагоры), которые в заседаниях совета имели только совещательный голос. Число членов союзного совета, имевших право голоса, равнялось, таким образом, 24; оно оставалось неизменным до времени римского императора Августа, хотя в составе членов и распределении голосов между ними происходили частые перемены, обусловливаемые изменениями политических отношений между греческими государствами. Так, жители города и области Дельфы были признаны союзным советом независимыми от фокейцев и приняты в союз как самостоятельный член (по всей вероятности, во время Пелопоннесской войны); в 346 г. по окончании Фокейской (так наз. Третьей священной) войны фокейцы и спартанцы были исключены из союза, и их место заступили македоняне, вследствие чего союз сделался орудием политики царя Филиппа; только в 278 г. фокейцы были приняты обратно в союз в награду за храбрость, выказанную ими в борьбе с галлами, вторгнувшимися в Среднюю Грецию. В 388 г. место западных Локр в союзе заняли этоляне, которые в период расцвета своего могущества (между 250 и 189 г. до Р. Х.) играли долгое время главную роль в союзе, забрав в свое распоряжение большинство голосов в совете. Впоследствии они, точно так же как и македоняне, были, однако, исключены из союза, по всей вероятности, по настоянию римлян. Существенные изменения были сделаны в союзе императором Августом после битвы при Акциуме; он приказал принять в союз, кроме Македонии, основанный им в память победы при Акциуме город Никополь и увеличил число представителей, имеющих право голоса в совете, до 30. В этом положении союз оставался до окончательного падения Дельфийского оракула, но уже много раньше он потерял всякое политическое значение; его обязанностью был только надзор за святилищами в Дельфах и Фермопилах и руководство пифийскими играми. Ср. Титман, "Ueber den Bund der Amphiktyonen" (Берлин, 1812); Герлах, "Histor. Studien" (Гамбург и Гота, 1841); О. Вейсс, "De foederis amp h yctyonici disciplina" (Берлин, 1847); С. Веллер, " É tude sur le monument bilingue de Delphes" (Париж, 1868); К. Бюхер, "Questionum Amphictyonicarum specimen" (Бонн, 1870); Вейль, "De amphictyonum delphicorum suffragiis" (Берлин, 1872); Заупе, "Commentatio de amphictyonia delphica et hieromnemione attico" (Геттинген, 1873).

Амфилина

(Amphilina foliасеа) — своеобразный ленточный глист, живущий в полости тела стерляди. Тело нечленистое, листовидное; половые органы построены близко к таковым сосальщиков, но кишечник отсутствует, как у типических ленточных глистов. Цикл развития неизвестен.

Амфилох

— сын Амфиарая и Эрифилы, брат Алкмеона, которому он, по некоторым сказаниям, помогал в убийстве матери; один из эпигонов, он принимал позже участие в походе против Трои. По возвращении оттуда А. при Амбракском заливе основал Амфилохийский Аргос; по другим же рассказам, он вместе с Мопсом, подобно ему одаренным даром пророчества, поселился в Киликии, где при устье реки Пирама основал гор. Малл. Отсюда А. отправился в Аргос, но когда возвратился обратно, Мопс не пожелал допустить его к участию в правлении; в возгоревшейся по этому поводу войне оба они пали и были похоронены в Магарзе около Малла. Как герой, А. был почитаем в Спарте; в Афинах он имел алтарь, в Малле — оракула.

Амфилохий

(в мире Павел Иванович Сергиевский) — ученый архимандрит, действительный и почетный член почти всех столичных и провинциальных исторических и археологических обществ, член-корреспондент Академии наук (с 1868 г.) и почетный член С.-Петербургской духовной академии (с 1886 г.), родился 20 июня 1818 г. в селе Любицах Малоярославского уезда Калужской губ, сын дьячка. Учился в духовном Боровском училище и калужской семинарии; в 1844 г. кончил курс в Московской духовной академии. В 1842 г. принял монашество. С 1845 г. был смотрителем суздальских духовных училищ, преподавал в них с 1846 — 52 гг. греческий язык, нотное пение и географию, в 1852 г. возведен в сан архимандрита, с 1856 —6 0 гг. был настоятелем Воскресенского ставропигиального монастыря и составил за это время описание всех рукописей замечательной монастырской библиотеки; с 1870 г. состоит настоятелем московского Даниловского монастыря. Известен своими многочисленными, исполненными с замечательным трудолюбием учеными трудами по сравнению греческих и древних церковно-славянских памятников и составлением к этим памятникам словарей. Наиболее замечательные из этих трудов: "Исследование Пандекта Антиоха XI века" (удост. Демидовской премии в 1863 г.). "Описание рукописей Воскресенской Новоиерусалимской Библиотеки", "Кондикарий XII - XIII века" (удостоенное малой Уваровской премии в 1887 и 1880 г.) и труды его по греческой палеографии, в особенности по изучению Псалтири и Евангелия, за которые ему была присуждена Ломоносовская премия (1883 г.).

Амфилохий (дополнение к статье)

— епископ угличский (см.), ум. в 1893 г.

Амфимацер

(греч.) — т. е. долгий по обоим концам — название трехсложного стиха Амфимацер. Напр. работа, награда. А. назывался также Creticus.

Амфинейры

(Amphineura) — двусимметричные с невыраженной головой моллюски, считающееся исходными формами для прочих моллюсков. Раковина из поперечных лежащих на спине пластинок (Рlаcophora, см. Хитоны) или вовсе отсутствует (Aplacophora s. Solenogastres). Нога в виде широкого плоского брюшного выступа, а иногда отсутствует и заменена мерцательным желобком (у Solenogastres). Нервная система не представляет разделения на комиссуры и ганглии, а представлена околоротовым кольцом с отходящими от него двумя парами стволов: одна пара ножная и одна — висцеральная. Радула иногда отсутствует или заменена зубом (Chaetoderma). Кругом кишечника удерживается вторичная полость тела. А. — гермафродиты; гонада — то непарная, то парная. У Solenogastres пара гонад открывается в перикардий, а из него два протока, соответствующие нефридиям, ведут в клоаку. Протоки непарной гонады у Placophora открываются непосредственно наружу, но и у них перикардий стоит в сообщении с парой ветвистых почек. Placophora проходят стадию veliger. Сюда относится: Placophora с раковиной из 8 спинных пластинок и с многочисленными жаберными придатками, сидящими по бокам хорошо развитой ноги и прикрываемыми небольшой складкой края мантии. Жабры эти могут быть рассматриваемы, как ветви приросших ктенидиев. Роды: Chiton, Cryptochiton и др. (см. Хитоны). Solenogastres — червеобразные формы без раковины, мантии, жабр и ноги, а иногда без радулы, р. Chaetoderma — поверх кутикулы мелкие известковые иглы; Neomema и Proneomema — без игл и без радулы.

В. М. Ш.

Амфион

— сын Зевса и Антиопы (см. это сл.), брат-близнец Цета, древнейший музыкант греков. Близнецы были покинуты матерью и воспитаны нашедшими их пастухами; но, тем не менее, когда они узнали, что Антиопа — мать их, они отомстили ее мучительнице Дирке, привязав ее к рогам быка, который и растерзал ее до смерти; сцена эта изображена в находящейся в Неаполе, известной под названием "Фарнезского быка" мраморной группе. Муж Дирки, Лик, был также убит; по рассказу же Еврипида, он вследствие заступничества Гермеса лишился только царства, но не жизни. Близнецы окружили Фивы стеной; привлеченные игрой А. на лире камни складывались сами собой. Жена его Ниоба (см. это сл.), дочь лидийского царя Тантала, родила ему 7 сыновей и 7 дочерей. Пораженный гибелью детей, он лишил себя жизни, по другим же рассказам, был убит Аполлоном и Артемидой, когда хотел овладеть храмом Аполлона.

Амфион — ежемесячный журнал, издававшийся в 1815 г. Алексеем Мерзляковым (см. Мерзляков) в Москве в форме книжек. В нем помещались разного рода статьи: критики, повести с сентиментально-патриотическим характером, рассуждения вроде таких, например: "Каков должен быть писатель", басни, эпиграммы, переводные и оригинальные оды, описания некоторых местностей России, напр. Херсона, Ильинского и т. п. Много статей и притом довольно обширных, напр. "Пространный разбор Россиады Хераскова", и стихов принадлежит самому Мерзлякову. Журнал издавался только в продолжение 1815 г., в котором появилось 12 книжек, составляющих три тома.

Амфиподы

— отряд из группы ракообразных Arthrostaca. Сюда относятся маленькие рачки с тонкой, кожеобразной скорлупой, голова которых срослась (это относится к группе Laemodipoda, отклоняющейся от остальных Amphipoda) с первым грудным сегментом и несет две пары антенн, пару сложных сидячих глаз, пару челюстных ног и три пары челюстей. Плавательных ног — семь пар, из которых пять несут жабры, большею частью листообразной формы; две пары прикреплены к задним грудным сегментам, остальные к абдоминальным. Часто задние конечности, находящиеся на трех задних абдоминальных сегментах, превращаются в настоящие прыгательные ноги (уроподы), как, напр., у Talitrus, Orchestia. Большинство видов живет в море; некоторые в особых, построенных ими самими, помещениях (Cerapus), другие, с большой безобразной головой (Hyperia), на различных морских животных или в особых железистых мешочках (Phronima), которые они при плавании таскают с собою; наконец, некоторые виды, как Orchestia, живут под прибрежными камнями. Последние принадлежат к тому же семейству, что и амфиподы, живущие в наших пресных водах, а именно к гаммаридам (Gammaridae). (В настоящее время принято относить Orchestia к особому семейству Orchestiidae). Описываемые ракообразные плавают боком, скачками, и служат пищей для многих рыб, особенно для форелей, мясо которых от этой пищи якобы получает красновато-желтую окраску. Изучением этих животных особенно занимались Круайе (Croyer), Спенс-Бэт и Лавалетт. В новейшее время экспедиции Челленджера (Chellendger) удалось добыть исполинский род Thaumops длиною около одного дециметра, прозрачный, с громаднейшими глазами.

Амфиполис

— город близ южного берега Фракии, в стране эдонян, на левом берегу вытекающего из озера Керкинит Стримона, недалеко от впадения его в Эгейское море. После многих тщетных попыток афинянам под предводительством Агнона, сына Никия, удалось в 436 г. до Р. Х. основать город в этой местности, известной в то время под названием Έννε , α óδ οί (девять дорог); город был складочным местом для Верхней Фракии и благодаря этому обстоятельству, а также близости прекрасного мачтового леса быстро расцвел. Гаванью городу служил находившийся на расстоянии часа пути ниже его, при устье Стримона, Эион. Во время Пелопоннесской войны А. был в 424 г. до Р. Х. отнят у афинян спартанцем Бразидом и после упорной борьбы с ними удержал свою самостоятельность, но отдался позже во власть македонского царя Пердикки. Филипп Македонский в 359 г. из политических видов вывел свой гарнизон из города, но в следующем же году он опять овладел им. Город оставался во власти македонян до времен римского владычества; римляне сделали А. свободным и главным городом в Macedonia prima и провели через него via Egnatia. У местечка Неохорион (турецкое Иеникией) видны небольшие остатки города, относящиеся к византийской эпохе.

Амфипростиль

(греч.) — храмы, имевшие колоннады не на боковом, а на переднем и заднем фасадах; при этом алтарная стена не доходила до колоннады, как мы это видим в templum in antis.

Амфисбена

— см. Двуходка.

Амфисбены

(Amphisbaenia) — отряд ящериц (см.), характеризующийся червеобразным, поделенным на кольца телом; конечностей нет или одна передняя пара (Chirotes); columella в черепе отсутствует. Роды: Amphisbaena, Blanus (Сев. Африка и Южн. Европа), Chirotes (Мексика).

В. М. Ш.

Амфисса

— город в Западных (Озольских) Локрах в Средней Греции, находится на северо-западе от Дельф на расстоянии 10 км, на северной окраине весьма плодородной и в настоящее время покрытой оливковыми рощами, виноградниками и пахотными полями равнине, на месте теперешней Салоны. Посреди города на крутой скале возвышался акрополь, который в 192 г. до Р. Х. тщетно осаждало римское войско; в акрополе находился храм Афины с древним изображением этой богини. После разорения Криссы (см. это сл.) и гавани ее Кирры жители Амфиссы возобновили эту гавань для своих нужд, стали брать пошлины со всех отправляющихся морем для поклонения Дельфийскому храму и завладели частью земель, на которые наложено было проклятие. Ввиду этого по поручению, данному Амфиктионовым судилищем Филиппу Македонскому, город этот был разрушен последним в 339 до Р. Х., но вскоре оправился от этого разгрома. А. неоднократно упоминается в истории войн следующих столетий. Во время римского господства, особенно после битвы при Акциуме, А., освобожденная от платежа податей и повинностей (ju s immunitatis), достигла значительного увеличения числа своего населения и находилась в цветущем состоянии даже во времена последних римских императоров.

Амфисции

или двутенистые см. Асции.

Амфитеатр

(amphitheatrum, от греч. αμφιθέατρον) — означал у римлян овальное, непокрытое крышей здание, состоявшее из двух соединенных между собою театров без помещения для сцены и предназначавшееся для боя зверей и людей. В самой середине помещалась усыпанная песком арена, свободное эллиптическое, приспособленное к форме всего здания пространство, на котором происходили бои. Под ареной часто находились разные пристройки. Кругом арены шла массивная каменная ограда, на которой для более верной защиты от зверей укреплялась еще решетка. Позади этой ограды возвышались ступеньками ряды сидений, из которых нижние предназначались для сенаторов, всадников и т. д., а верхние, отодвинутые назад, для народа. Лестницы, ведшие к этим сидениям, открывались наружу под колоннадами, которыми было окружено все здание. По-видимому, первый каменный А. был выстроен в Кампании. Самый древний, дошедший до нас, находится в Помпее. В Риме бои первоначально происходили на форуме, но в 44 г. до Р. Х. Цезарь выстроил обширный А. для боя гладиаторов; это было деревянное здание, и по окончании представлений его сломали. Каменный А., воздвигнутый Статилием Тавром в царствование Августа (29 до Р. Х.), по крайней мере отчасти, состоял еще из дерева, так как он был уничтожен пожаром при Нероне. Деревянный А., построенный при Тиверии в Фидене, обрушился и похоронил под своими развалинами 50000 человек. А. в Пьяченце, самый обширный во всей Италии, сгорел во время гражданской войны между Вителием и Оттоном. После этого Веспасиан и Тит воздвигли в Риме знаменитый Колизей (см. это сл.), величественные развалины которого еще и теперь вызывают всеобщее изумление. По своей архитектуре несколько напоминает колизей, уцелевший даже внутри А. в Вероне, который носит там название арены. Кроме этих больших А., почти каждый значительный город во всех римских провинциях, особенно в Италии, Галлии, Испании, Африке, имел свои маленькие А. Всего менее их было в Греции.

Амфитеатров Александр Валентинович

— даровитый писатель. Род. в 1862 г.; сын протоиерея моск. Архангельского собора. Окончил курс Моск. университета по юридическому факультету. Уже студентом принимал деятельное участие в "Будильнике" и других юмористических изданиях. Готовясь к оперной карьере, по окончании Унив. уехал в Италию; оттуда писал корреспонденции в "Русск. Вед. ". В конце 80-х гг. много работал в тифлисск. "Нов. Обозрении". В начале 90-х гг. А. стал деятельным сотрудником "Нов. Времени" и приобрел известность сначала "московскими", затем воскресными фельетонами (под псевдонимом "Old Gentleman"). В 1894—96 гг. много путешествовал по славянским землям и корреспонденциями из Болгарии способствовал русско-болгарскому "примирению". В 1899 г., оставив "Новое Время", основал вместе с Дорошевичем и другими газету "Россия", имевшую огромный успех. В начале 1902 г. "Россия" за один из фельетонов А. была закрыта, а А. выслан в Минусинск. Через год он был переведен в Вологду, затем получил разрешение поселиться под Петербургом. В 1903 г. создал успех только что возникшей газете "Русь", но вскоре, за статью о "Коноваловской истории" в Горном институте, ему была воспрещена литературная деятельность, а сам он опять был выслан в Вологду. Журналист плодовитый и отзывчивый, блестящий и колоритный стилист, А. в публицистической деятельности своей пережил два фазиса. В период сотрудничества в "Новом Времени", он, по собственному определению, принадлежал к "умеренно-охранительной группе". В 1897 г. поездка в Польшу "сильно поколебала его доверие к охранительству и национализму"; началось охлаждение между А. и "Нов. Временем", кончившееся во время мартовских студенческих беспорядков 1899 г. разрывом. Период этот стоил А. "мучительного нравственного перелома". С тех пор его "дорога определилась": он собирается "идти по ней, покуда жив". А. написал длинный ряд интересных повестей, рассказов и драм, в которых легкость манеры преобладает над художественною выдержанностью. Из драм его с большим успехом шла "Отравленная совесть". Отдельным изданием вышли: "Людмила Верховская" (1888), "Случайные рассказы" (1890), "Разбойник Федька" (1892), "Психопаты" (1893), "Сон и явь" (1893), "Сказка и были" (1893), роман в защиту женской эмансипации — "Виктория Павловна" (1903), "В моих скитаниях" (1903), "Литературный альбом" (1904), "Мария Лусьева" (1904), "Житейская накипь" (1904), "Сибирские рассказы" (1904) и др. рассказы, запрещенные русскою цензурою, появлялись в заграничных изданиях.

Ср. Венгеров, "Крит.-биогр. Словарь" (т. VI).

С. В.

Амфитеатров Егор Васильевич

(1815—88) — профессор Московской духовной академии по кафедре словесности и истории литературы. Напечатал: "Общий характер священной поэзии евреев" ("Прибавления к Творениям св. отцов", V, 1847); "О существе и свойствах художественной деятельности" (ib., XXV, 1872).

См. "Церковные Ведомости", 1888, № 24.

Амфитеатров Яков Космич

(180 2—1848) — писатель, магистр Киевской духовной академии, в которой преподавал русскую словесность и гомилетику. Труды А.: "Чтения о церковной словесности, или гомилетика" (Киев, 1846); "Беседы об отношении церкви к христианам" (Киев, 1847; 7 изд., СПб., 18 9 9). Часть лекций А. по истории всеобщей словесности напечатана в "Сборнике из лекций бывших профессоров Киевской духовной академии" (Киев, 1869). Много писем и отрывков из лекций А. приведено Аскоченским в его книге: "Я. К. Амфитеатров" (Киев, 1857).

Амфитерий

(Amphitherium) — вымершее млекопитающее из семейства сумчатых. Остатки А., именно челюсти, находят в Англии, в отложениях доггера или бурой юры (см. Юрская система).

Амфитри

или Амфитрио (греч. Амфитрион) — в греческой мифологии сын Алкея, царя Тиринского, и Астидамеи (Лаономы или Гиппономы), внук Персея и муж Алкмены (см. это сл.). Брат его отца, Электрион (см. это сл.), царь Тиринта, сыновья которого погибли в войне с телебеями, отдал ему свое царство и в жены дочь свою Алкмену. Но в гневе или, как другие говорят, нечаянно он убил Электриена, и тогда другой дядя, Стенелос, изгнал его вместе с Алкменой из Тиринта. А. бежал в Фивы к Креону и победил царя телебеев Птерелая, которому его дочь Комаито из любви к А. отрезала во сне золотистые кудри, бывшие залогом его бессмертия. Но А. умертвил вероломную Комаито и подарил завоеванную страну Кефалосу, участвовавшему в походе. Во время его отсутствия Алкмена родила от Зевса Геркулеса, а после возвращения супруга родила от него Ификлеса. А. пал в битве против минийцев, с которыми воевал вместе с Геркулесом, чтобы освободить Фивы от позорной дани, и похоронен в Фивах. Софокл обработал миф об А. в одной из своих не дошедших до нас трагедий; Плавт (по неизвестному нам греч. оригиналу), а после него Мольер, Фальк и Клейст воспользовались тем же сюжетом для комедий. Вероятно, благодаря мольеровской пьесе А. стал нарицательным именем человека, охотно видящего у себя гостей.

Амфитрита

— дочь морского бога Нерея и Дориды, жена Посейдона. Узнав о желании последнего взять ее себе в жены, она убежала к Атланту, где ее поймал посланный Посейдоном дельфин и отвел к своему владыке. Как богиня и царица океана, она часто изображалась восседающей рядом со своим супругом на колеснице, везомой морскими конями или тритонами, или же верхом на тритоне. А. многими почиталась наравне с Посейдоном, и ей воздвигались статуи, напр. в храме на о-ве Теносе. Искусство дает ей лицо Нереид (см. это сл.), от которых ее трудно отличить, если возле ее нет царских атрибутов или трезубца.

Амфитрита (Amphitrite) — малая планета (29). Обозначалась следующим образом Амфитрита. Открыта 1 марта 1854 Мартом в Лондоне.

Амфиумы

(рыбнец угревидный, Amphiumida v. Derotremata) — продолговатые, похожие на тритона, голые гады (амфибии) из рек и болот южных штатов Северной Америки, у которых нет наружных жабр, а имеются только по обе стороны шеи по одному открытому жаберному отверстию. А. имеют четыре маленькие, не вполне развитые ноги с двумя и до пяти пальцев, вогнутые с обеих сторон позвонки наподобие рыбных, маленькие, прозрачной кожицей покрытые глаза и широкий, отороченный кожистым плавником хвост; крайне прожорливы, ловятся на удочку и охотно зарываются в ил. Туземными рыбаками несправедливо принимаются за ядовитые. Собственно A. (Amphiuma) имеют очень маленькие, примкнутые глаза, неуклюжие ноги с 2-мя и 3-мя пальцами и длинное, угревидное тело. У болотного черта (Menopoma v. Salamandrops) тело тоже саламандроподобное, но короче, ноги крепче, причем задние с пятью, а передние с 4-мя пальцами, а глаза лучше развиты. Эти животные представляют замечательную переходную форму от рыбовидных амфибий с наружными жабрами к собственно саламандрам, у которых жаберное отверстие зарастает.

Амфицельные позвонки

— вогнуты спереди и сзади и противополагаются позвонкам процельным, или вогнутым спереди, и опистоцельным, или вогнутым сзади. При амфицельном типе хорда удерживается между позвонками, а при прочих двух — внутри тела позвонков. А. позвонки свойственны рыбам, хвостатым амфибиям и Hatteria и гекконам из рептилий, а равно ископаемым птицам Archaeopteryx и Ichtyornis. Lepidosteus из ганоидных рыб и пингвины имеют опистоцельные позвонки; у высших амфибий и большинства рептилий позвонки процельные. Наконец, у птиц и млекопитающих поверхности позвонков седлообразные или плоские и между соседними позвонками залегают прослойки волокнистого хряща, или мениски (menisci), свойственные также Hatteria и крокодилам.

В. М. Ш.

Амфора

— употреблявшийся у греков и римлян большой кувшин из обожженной глины с узким горлышком и двумя ручками по сторонам. Книзу она часто суживалась в виде остроконечия, которым и водружалась в землю. Она служила для хранения жидкостей, особенно вина, причем римляне обыкновенно отмечали на ней и год разливки посредством надписи или прилепленной плитки. Позднее ее стали употреблять и для хранения пепла. У греков и римлян А. служила также мерой жидкостей; греческая объемная мера, обыкновенно называвшаяся metretes и вмещавшая 39,39 литра, называлась иногда также amphoreus. У римлян же А. сделалась общепринятым названием древнего квадрантала, вмещавшего 26,26 литров.

Амфора, амфорей — см. Ваза.

Амфотерный

(греч. άμφότερος) — двойной, двусторонний. В химии амфотерной реакцией называется свойство некоторых тел, напр. свежего молока, обнаруживать одновременно кислую и щелочную реакцию, что видно, напр., из воздействия его на чувствительные лакмусовые бумажки, при чем синяя — краснеет, а красная синеет.

Амфотеровые образования

— так некоторые геологи обозначают те горные породы, которые произошли при одновременном участии вулканической силы и воды, напр. вулканические туфы, которые выбрасываются вулканами в виде лапилли и вулканического пепла, разносятся и отлагаются текучими водами или осаждаются на дне морей.

Амшаспандс

— у парсов, в зендских книгах Amesha-spenta (т. е. бессмертные святые). Так называются по религии Зороастра (см. это сл.) шесть, с Ормуздом — семь, высших духов царства света, от которых исходит создание всех видимых, хороших вещей и по решению которых все совершенное и доброе осуществляется и сохраняется. Их творец и глава — Ормузд, который председательствует в их совете и обыкновенно изображается окруженным ими. Имена их на языке парсов: Баман, Ардибегешт, Шаривер, Сапандармад, Кордад и Амердад. Последние три — женские божественные существа. Имена этих духов значат: благосклонный, истиннейший, воля господина, святая мудрость, всесущность, бессмертие. Каждый дух имеет Дева (в Зенд. Daeva) своим противником, каждому посвящен цветок: Ормузду — красный жасмин, другим по порядку: белая лилия, майоран, базилик, ивовый цвет, лилия, тшампа.А. подчинены Ицеды (по-зенд. Iazatas).

Амштедтен

— торговое местечко в Нижней Австрии, на левом краю долины, орошаемой рекой Ипс, станция австрийских государственных ж. д. линий Вена — Зальцбург и Клейн — Рейфлинг — А., местопребывание областного начальства и суда, имеет (1880) 1727 жит., которые, кроме городских промыслов, здесь весьма разнообразных, занимаются еще сельским хозяйством. В А. имеются также паровая лесопильня и значительные заводы, выделывающие кирпич. Церковь, главный корпус которой возведен еще в XII в., а хоры с сетчатыми сводами в XV в., заключает в себе много интересных надгробных памятников. Ср. Шветтер, "Heimatskunde der Bezirkhauptmannschaft A." (2 изд., Корнейбург, 1884).

Амштетен

— деревня на большой дороге из Энса в Вену. В кампанию 1805 г. здесь произошло первое столкновение авангарда франц. войск под командою Мюрата с русск. отрядом (6 т.) под начальством кн. Багратиона, который должен был, заняв позицию, задерживать по возможности наступление противника. В деле, происходившем 5 ноября у А., кн. Багратион успешно выполнил данное ему поручение. Русские войска держались с отчаянною храбростью, пока часть франц. пехоты, обойдя их слева, не принудила отступить на Инс и С.-Пельтен. Этот бой дал возможность русскому главнокомандующему, Кутузову, отступить от С.-Пельтена и перевести армию у Кремса на левый берег Дуная.

Амыл

— р. Енисейской губ., Минусинского окр., в соединении с р. Тубой образует правый приток Енисея. Берет начало на китайской границе в лесистом гранитном кряже, входящем в состав Саянской системы, протекает оз. Маджах (Черное), течет в сев. и сев.-зап. направлении среди утесистых берегов, состоящих из глинистых сланцев, выходов диоритов и др. зеленокаменных изверженных пород. Дл. 260 вер., русло порожисто, и река несудоходна. С 1835 г. по А. разрабатываются золотые прииски. В верховьях водятся соболи. Река изобилует рыбою. Много притоков, но все они незначительны.

Амьен

Статья большая, находится на отдельной странице.

Амюзеты

— легкие, стрелявшие однофунт. зарядом пушки, бывшие в употреблении в XVIII ст.; они придавались легкой пехоте и кавалерии (преимущественно драгунам) в качестве полковой или батальонной артиллерии. Они назначались, главным образом, для горной войны. А. известного полководца Морица Саксонского заряжались с казенной части, передвигались людьми и имели 2 — 3 чел. прислуги. Другие А. возились одною лошадью. Орудия эти вывелись из употребления, когда от полевой артиллерии потребовалась большая подвижность. Во Франции, в 1828 г., они опять появились под названием "fusil de rempart".

Амюральд Моиз Амиро

— реформатский священник и профессор богословия в Сомюре, род. в сент. 1596 г. в Бургейссе, в Тюрени, изучал сначала право в Пуатье, а затем под влиянием "Institutio" Кальвина начал усердно заниматься в Сомюре богословием. В 1626 г. приглашен в качестве пастора в Сомюр; передав затем Людовику XIII по поручению генерального собора в Пиарантоне протест, он был в 1633 г. назначен профессором в Сомюр, где и † 4-го января 1664 г. При нем Сомюрская академия достигла цветущего состояния, но вместе с тем прослыла рассадником ереси, в то время как Седанскую академию считали представительницей строго ортодоксального учения. А. был обвиняем в том, что снова выступил с отвергнутым на Дортрехтском соборе арминианизмом (см. это сл.). Дело в том, что А., сначала в "Traité de la pré destination", a затем в целом ряде полемических статей, защищал так наз. "Universalismus hypotheticus", по которому Господь будто бы желает, чтобы все люди сподобились царствия небесного, если они веруют. Но А. при этом объясняет, что под волей Господней он понимает только обращенное ко всем людям увещание "Веруйте все и вы будете блаженны", воля же Господня, которая сама уже делает человека верующим, обращается только на избранных. Благодаря этому объяснению французские богословы на многих соборах сняли с А. обвинение в ереси, голландские же и швейцарские продолжали обвинять его и выступили против А. с сочинением "Formula consensus" (1675). Из соч. А. следует упомянуть "La morale chr é tienne" (6 т., Сомюр, 1652 —1660).

Амюсса

(Amussat, Jean-Zuléma) — знаменитый французский хирург (род. 1796, † 1856). Он изобрел инструмент для вскрытия позвоночного столба — рахитом (Rachitome), произвел реформу в учении о мочевых органах ("Note sur la possibilit é de sonder l'urètre de l'homme avec une s onde tout а fait droite", 1822) и написал важное исследование о строении желчного аппарата ("Recherches sur l'appareil biliaire") и не менее важное о закручивании артерий ("Torsion des art ères").

Избранный в члены Парижской академии, А. с большою славою с 1821 г. занимал кафедру анатомии в парижском медиц. факульте. На отказанные им Парижской мед. академии суммы в ней установлена премия его имени (prix Amussat) за лучшие сочинения по хирургии (1000 фр., выд. каждые 2 года).

Ан Иоанн-Франц

(Ahn Ioh.-Franz) — заслуженный немецкий педагог, особенно много сделавший для дела преподавания живых языков; родился 15 декабря 1796 года в Аахене; первоначально избрал коммерческую карьеру, но вскоре посвятил себя делу преподавания. Основательно изучив анг. и франц. языки, он в 1824 г. занял в гимназии своего родного города место преподавателя новых языков. В 1826 г. А. на собственные средства основал пансион, предназначенный для доставления молодым людям, желающим посвятить себя коммерческой деятельности, наиболее подходящего для них образования. Учреждение это было на Рейне первым в своем роде и может быть рассматриваемо как прототип современных немецк. реальных училищ. 12 лет А., не останавливаясь ни перед какими жертвами, содержал этот пансион, всегда стоявший на высоте своей задачи, но затем вынужден был его закрыть. В 1843 г. А. был назначен в Нейс преподавателем реального училища, открытого при местной гимназии. В этой должности он состоял до 1863 г., † 21 авг. 1865 г. А. много и успешно ратовал за такое образование молодых поколений, которое бы более соответствовало требованиям современной жизни, а своими многочисленными руководствами он оказал прочные услуги делу изучения и преподавания новых языков. Свою методу, которой присвоено его имя, он применил в своем "Praktischen Lehrgang zur schnellen und leichten Erlernung der franz. Sprache" (1 курс, Кельн, 1834; 202-oe изд. 1881; 2 курс, Кельн, 1840). Сочинение это получило широкое распространение; в короткое время оно выдержало массу изданий, было переведено на все живые языки и почти во всех европейских странах вызвало многочисленные подражания, даже в применении к мертвым языкам. Сам А. издал еще под таким же заглавием пособия к изучению англ. (1 курс, Кельн, 1756; 2 курс, Кельн, 1857) и итальян. языков (1 курс, Кельн, 1859; 2 курс, Кельн, 1859), а затем учебники немец. языка для французов, англичан и итальянцев. Из других его руководств замечательны: его "Schulgrammatiken" франц. (Майнц, 1832), англ. (Майнц, 1863) и голланд. (Кельн, 1829) языков; "Handb ü cher" разговорного языка франц. (Кельн, 1830), англ. (Кельн, 1834) и голланд. (Крефельд, 1840); франц. (Лейпц., 1859) и англ. (Лондон, 1861) грамматики для изучения немец. языка; "Handb ü cher" англ., франц. и голланд. коммерческих корреспонденций; сборник немец. стихотворений для англичан и французов: "The Poetry of Germany" (Лейпц., 1859), "L'Allemagne po é tique" (Лейпц., 1861) и т. д. В своей методе, которую он заимствовал главным образом у педагога Зейденштюкера и которая в противоположность господствовавшей синтетической может быть названа аналитической, А. по возможности следует тому естественному пути, которым ребенок научается своему родному языку, и аналогичный же путь рекомендует для изучения чужих языков.

Ана

(лат.). Эта частица, присоединяясь в виде окончания к собственным именам, часто служит заглавием для сборников анекдотов, изречений, малых статеек и разного рода сведений, относящихся к данному собственному имени. Это название вошло в обычай первоначально во Франции, где было применено к сочинению "Scaligerana" (Гаага, 1666) братьями Дюпюи. Их примеру последовали в Голландии, Англии ("Baconiana", 1679), Германии ("Taubmaniana", Берлин, 1748; "Коtzebuana", Гамбург, 1809; "Schiliana", Гамб., 1810; "M ü llneriana", Лейпциг, 1820; "Gallettiana", Берлин, 1867), Дании ("Tychoniana", 1770) и Северной Америке ("Washingtoniana", 1880). Позднее появились снова хорошие А. в Англии, как, напр.: "Walpoliana" (Лондон, 1804), "Parriana" (2 т., Лондон, 1828 — 1829). Научное значение имеют: "Menagiana", "Colomesiana", "Grundlingiana", "Perroniana" и "Thuana". Указатель А. составлен Людвигом в "Le livret des A." (Дрезден, 1837), перепечатанном (а также увеличенном) в "Bibliographie des ouvrages publi é s sons le nom d'A." Намюра (Брюссель, 1839). Самое большое собрание А. издано Гарнье (10 томов, Париж? 1789 —91).

Анабазис

(греч., дословно — восхождение, далее, военный поход из низменной местности в более возвышенную, напр. с берега моря внутрь страны). Название А. носят два замечательных сочинения классической древности: 1) Ксенофонта (см. это сл.), "Анабазис Кира", описывающий историю злополучного похода Кира Младшего против его брата, персидского царя Артаксеркса II, и отступление в отечество после битвы при Кунаксе (401 до Р. Х.) 10000 греческих наемников, призванных на помощь Киру под начальством Ксенофонта. Это одно из самых популярных сочинений классической древности. 2) Арриана (см. это сл.) "Анабазис Александра", повествующий о походах Александра Великого.

Анабаптисты

— см. Перекрещенцы.

Анабара

— река, впадающая в узкий Анабарский залив Северного океана. Течет большею частью по границе Енисейской губ. и Якутской области. Длина более 300 в. (363,8 км). Устье замерзает в начале сентября, вскрывается около 1 июня.

Анабас

(Anabas) — см. Лабиринтовые рыбы.

Анабиоз

— так называется в физиологии замечательное явление, состоящее в том, что некоторые низшие растения и животные, будучи заморожены или совершенно высушены в безвоздушном пространстве и таким образом, казалось бы, окончательно лишенные всякой жизни, при благоприятных условиях, под влиянием тепла, света, воздуха и влажности оживают вновь, не теряя даже способности размножаться. Чаще всего можно наблюдать А. у засушенных инфузорий и коловраток, иногда даже у замороженных лягушек и рыб. От мнимой смерти или омертвения это состояние отличается тем, что, тогда как там все-таки остается хотя незначительный признак жизнедеятельности, здесь нельзя заметить ни малейшего проявления жизни; дыхание и пищеварение прекращаются при этом совершенно, но при оживлении возобновляются и продолжаются затем совершенно правильно.

Анагаллис

(Anagallis L., курослеп) — род растений из сем. первоцветовых (Primulaceae). Травы однолетние и многолетние, с нежными стеблями, с листьями супротивными, реже кольчатыми, цельнокрайними. Цветы одиночные на длинных ножках; чашечка пятилопастная, венчик колесовидный, красноватый или голубой, с пятью тычинками. Из завязи образуется шарообразная коробочка, растрескивающаяся поперек. A. arvensis L. очень нежное растете с ярко-красными цветами, реже голубыми, как сорная трава встречается повсеместно на европейских полях. Считался некоторое время действительным средством от бешенства, о чем было много медицинских статей. Употреблялся также от меланхолии, падучей болезни и рака в виде сушенной травы, под названием Herba Anagallidis.

Анагирис

(Anagyns L.) — кустарники из сем. мотыльковых, свойственные умеренно теплому и тропическому поясам сев. полушария, Ост-Индии и Китаю. Листья трехлисточковые, как у красной акации (Cytisus laburnum), цветочные кисти невелики, золотисто-желтые. В венчике флаг длиннее крылышек и короче лодочки. Плоды довольно крупные, сжатые бобы со многими семенами, отделенными между собой неправильной формы мякотью. Один из видов дик, произрастает в Южн. Испании и Португалии и на Балеарских островах достигает человеческого роста; древесина его отличается противным запахом, почему на месте называется вонючим кустарником (A. foetida L.). Листья прежде употреблялись как слабительное средство; семена вызывают рвоту.

Анагита

— малая планета (270), открыта 8 октября 1887 г. Петерсом.

Анаглиптика

(от анаглифы) — искусство производить резные работы.

Анаглифы

(слово греч., от ανά — над и γλίφειν — вырезывать) — выпуклая резьба, барельефы в греко-римском искусстве. Таковы, напр., знаменитые А. на паратете (см. это сл.), открытом в 1872 г. на Форуме древнего Рима; на одном барельефе представлены заботы императора Траяна о детях, а на другом его законодательные благодеяния народу римскому. (Подробн. и рисунки см. у Гораса Маруччи, "Description du Forum Romain", Рим, 1885).

Анагносты

(греч., по-латыни lectores, чтецы) — так назыв. у римлян образованные рабы или отпущенники, служившие чтецами. Древняя христианская церковь называла этим именем церковных служителей, обязанностью которых было читать во время богослужения отрывки из Библии; уже в III столетии мы встречаем А. между церковными служителями; будучи причислены позже к духовенству, они стали по положению между экзорцистом и остиарием.

Анагогическое толкование

(от греч. ανάγειν, толкование) — так называется аллегорическое толкование Библии, которое понимает слова не в их буквальном, а в высшем, символическом значении. Так, например, в словах "Да будет свет" видели "Преображение". Такое толкование в особенности практиковалось иудейско-александрийской школой, во главе которой стоял Филон.

Анаграмма

(греч.) — так назыв. обратное чтение букв одного или нескольких слов; так, напр., "вор" будет А. от "ров". В более широком смысле под анаграммой понимают перестановку букв, посредством которой образуются новые слова и фразы. Так Кальвин при посредстве А. назвал себя в заголовке своих "Institutionen" Alcuinus. Так слова "R évolution franç aise" дают A. "Un Corse la finira" и т. п. В особенности любимы были А. каббалистами. Ср. Уитлей, "On anagrams" (Лондон, 1862).

Анагуак

— южная часть обширной возвышенности Мексики, или Новой Испании, в Америке, до прибытия европейцев населенная культурными туземными народами, а именно толтеками, чигимеками, ацтеками. А. начинает подыматься под 17° сев. шир. из равнин Табаско и Тегуантепек, простирается, постоянно расширяясь, до 24° сев. шир., где переходит в горный хребет Сиерра-Мадре и, перерезав возвышенные равнины Кверетаро, Сан-Луи-де-Потози и Халиско, соединяется с системою Скалистых гор. На В. принимает характер горных масс, примыкающих друг к другу, и неожиданно образует ряд крутых уступов и террас на прибрежной равнине Кветлахтлана; средняя ширина террас едва достигает 20 км, и только близ Ялапы они образуют удобный проход. Высокая кайма гор с вершинами Цитлальтепетль, или пик Оризаба (5450 м), Кофр-де-Перот, или Наукампатепетль (4070 м), Попокатепетль(5391 м), Ицтакцигуатль (4785 м) и Невадо-де-Толука (4955 м), переходящими за снеговую линию, на высоте 4600 м, окружает на В. возвышенность, которая, имея среднюю высоту над уровнем моря от 1300 до 1600 м, понижается по направлению к З. и делится на несколько частей или возвышенных равнин невысокими горными цепями, среди которых выдаются отдельные вершины. Средняя высота отдельных возвышенностей: Тласкала — 2192 м, Теночтитлан, или Мексика, — 2227 м, Толука — 2705 м и Mигoaкaн — 1800— 1952 м. К западу эта возвышенная страна понижается, переходя постепенно широкими террасами и долинами живописных гор (Тиеррас-Темпладас) в приморскую равнину Колима. Плоскогорье Хорулло с вершиной в 1266 м находится на 1065 м н. ур. м. Если не считать горных озер, то А. страдает недостатком воды, главным образом, недостатком судоходных рек, так как падающие с горных вершин воды убегают в море, не успевая пробить себе глубокого русла в узкой береговой равнине. Водные потоки большею частью стремительно сбегают по горным террасам, прерываясь в своем коротком течении уступами, порогами, образуя каскады и впадая в озеро или в море. Небольшие потоки часто уходят в ущелья или в котловины, окруженные иногда стенами крутых утесов; глубина таких вод достигает часто 300 м. Своеобразное строение возвышенности обусловливает часто поразительные контрасты в климате и растительности страны. Климат приморской равнины чисто тропический, на западных склонах царит вечная весна. Средняя температура Мексики 16° Ц. (летом 18,8°, зимой 11,5°; в течение года выпадает дождя 633 мм). В то время как на берегах Мексиканского залива желтая лихорадка уносит массами европейцев, холод на возвышенности Толука весьма чувствителен и неприятен. Полная изолированность возвышенного плато от морского берега, обусловленная отсутствием судоходных рек и непроходимыми горами восточной границы, далее, отсутствие хорошей гавани на восточном берегу, а также убийственный климат приморской равнины, делающий невозможным поселение европейцев, — вот главные причины, почему эти роскошные и плодородные области так отстали в промышленном и экономическом отношениях.

Анадиомена

(Αναδυομένη) одно из прозвищ Венеры, указывающее на происхождение ее из волн морских. Величайший художник древнего мира Апеллес представил богиню, как она появляется из моря и руками выжимает свои мокрые волосы. Фигура богини была нарисована, по одним, с Панкасты, по другим, с Фрины. Картина эта, лучшее произведение Апеллеса, находилась на острове Косе, в храме Асклепия. Август приобрел ее, простив жителям острова налогов на 100 талантов, и поместил в Риме, в храме Юлия Цезаря. В нижних частях своих картина была уже повреждена, но никто не решался взяться за ее реставрацию, а так как картина портилась все более и более, то Нерон заменил ее одним из произведений Доротея. В "Греческих антологиях" А. Апеллеса восхваляется во многих эпиграммах, кроме того, мы имеем пластические подражания изображению А. Апеллеса.

Анадолия

— см. Анатолия.

Анадыркий залив

— северо-западная часть Берингова моря. Окружность около 730, ширина до 380 в.

Анадырская округа

— Приморской обл., занимает сев.-вост. часть Азиатского материка, прилегая с С к Сев. Ледовит. ок. и Берингову прол., с В — к Берингову морю, с З — гранича с Якутской обл., а с Ю — с др. окр. Приморской обл. Площадь 458477 кв. вер. Большая часть окр. состоит из холмистой тундры; древесная растительность встречается только в зап. части, в верхнем и среднем течении р. Анадыря; леса растут по склонам гор по этой же реке, выше с. Маркова. Климат суров, хотя и не так, как в соседней Якутской обл.; короткое лето холодное и дождливое; вследствие вечной мерзлоты почвы земледельческая культура невозможна. Жителей (1897 г.) 12084 (5941 мжч. и 6143 жнщ.); на 1 кв. в. приходится всего 0, 0 2 жит. — окр. принадлежит к самым пустынным частям Сибири. Жители — почти исключительно чукчи; русских не более 600 д. (казаки и администрация); других инородцев (ламуты, киряки и тунгусы) — до 200 ч. Главное занятие жителей оленеводство, охота (песец, лисица, белка, заяц, горностай) и рыболовство; ценным домашним животным является также ездовая собака. Торговля меновая. Ежегодно правительством доставляются на пароходе к Ново-Мариинскому казачьему посту (у устья Анадыря) предметы первой необходимости — мука, крупа, соль, свинец и порох, — для продажи как местному русскому населению, так и инородцам. Административный центр окр. — сел. Марково, на среднем течении р. Анадыря (311 жит.); 41 дом, школа (единственная во всей окр.); село основано в половине XIX века, на месте упраздненного в 1770 г. Анадырского острога (основ. казаком Дежневым в 1647 г.). Кроме с. Маркова и Ново-Мариинского поста в округе еще 8 поселков, в 2—4 двора каждый. А. край был исследован Биллингсом (1790), Врангелем и Анжу (1820—24), Литке (1828), Майделем (1868—69) и Норденшельдом (1880).

Ср. "Зап. Амур. Отд. Рус. Географ. Общ." (т. II, 1896); А. Олсуфьев, "Очерк А. окр.".

Анадырь

— река, впадающая в Анадырский залив. Берет начало у полярного круга, течет сперва к З., потом к В. Длина около 440 в. (469,4 км). До заворота на В. вдоль берегов высот горы, по низовьям местность довольно ровная. Главный приток (справа) Маин. В области А. живут чукчи. Почти на середине течения находится бывший Анадырский острог, упраздненный в 1770. Сюда в конце зимы приезжают купцы для меновой торговли с чукчами.

Аназарб

(Anazarbus, Άνάζαρβος) — главный город Киликии второй, у горы того же имени, на р. Пираме, позднее Саеsаrеа ad Anazarbum. При Юстине Старшем был разрушен от землетрясения, но был восстановлен и получил имя Юстинополя. Ряд епископов аназарбских продолжается до XI века.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV