Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "А" (часть 34, Ана)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "А" (часть 34, Ана)

Предыдущая страница Следующая страница

Аназотурия

— патологическое явление при мочеиспускании, состоящее в том, что мочевины выделяется меньше, чем следует, или вовсе даже не выделяется.

Анакапри

— городок на о-ве Капри (см. это сл.).

Анакардиевая камедь

— см. Слизи растительные и камеди.

Анакардиум

(Anacardium Rottb.), акажу — родовое название (от греч. ανά — вроде, наподобие, καρδιος — сердце, по форме плода) древесных растений из семейства анакардиевых (Anacardiace ae R. Br., по системе Роберта Брауна), или терпентинных (Terebinthaceae DC, по Де Кандоллю), растущих в тропических странах. Деревья эти снабжены крупными, кожистыми, цельнокрайними листьями. Цветы двудомные, с 5-дольной чашечкой, 5-ю узкими лепестками, 8 — 10 тычинками и одним пестиком. Плод — костянка, сидящая на разросшейся сочно-мясистой съедобной ножке, принимающей форму сердца или груши; собственно плод, внедренный в оконечность такой ножки, содержит одно почковидное семя. В Вест-Индии и в Южной Америке растет A. occidentale L, западный, или вест-индский, А., дающий из полостей межплодника весьма едкую, воспаляющую кожу маслянистую смолу, имеющую врачебное применение для приготовления нарывной тафты (Semina s. nuces Anacardii occidentalis). Смолистый сок состоит из одной маслообразной жидкости — кардола, кристаллизующейся жирной анакардовой кислоты; из кожуры семян получается очень прочная черная краска, годная как невытравимые чернила. Кроме того, деревья А. содержат значительные количества так наз. акажу-гумми, а древесина их известна в торговле под именем белого махагонового, или лакового, дерева, также акажу. Восточный A., A. orientale, или A. officinarum G ä rt., есть другой род дерева того же семейства, Semecarpus Anacardium L.

Анакатарзис

(άνακάθαρσις — ревизия, пересмотр) — сборник, изданный императором Василием Македонянином, и представляющий собою собрание Юстиниановых новелл, остававшихся в действии к тому времени.

Анакефалэозис

(греч.) — см. Рекапитуляция.

Анаклет

(св.) — один из первых епископов христианской общины в Риме, хотя он и упоминается в качестве 2-го, иногда в качестве 8-го преемника Петра. В позднейших списках мы вместо него встречаем даже двух пап, каковая ошибка произошла вследствие двойного правописания его имени: его называли Άνέγκλητος θ Κλητος. Сведения о нем так же недостоверны, как и обычное указание времени его понтификата (79 — 91). Церковь чествует его память 13-го июня. — А. II, происхождения еврейского, был в 1130 году выбран в Италии папой против Иннокентия II; так как на его стороне были Рим, Милан и граф Рожер Сицилийский, которому он даровал королевский титул, то ему и удалось до самой своей смерти (1138) удержаться против императора Лотара II.

Анаклия

— село, прежний город, на восточном берегу Черного моря, у устья Ангура.

Анаколутия

(греч.) — так называется в грамматике и риторике отсутствие логичности, связности в грамматической конструкции. А. происходит вследствие неожиданного перерыва конструкции, большею частью после длинных придаточных предложений, или вследствие опущения слов, которые должны быть подразумеваемы из прежде сказанного.

Анаконда

(Boa murina) — самая крупная из змей Нового Света, достигающая 30 футов длины и толщины человеческого тела. Любит жить в воде; нападает на мелких млекопитающих, птиц и рыбу; известны случаи нападения на человека; рассказы о нападении на крупных животных, а также относительно неподвижности при переваривании заглоченной добычи — преувеличены. Кожа А. служит для изделий, а ботокуды едят мясо; жир А. потребляется многими. А. обыкновенна в зоологических садах.

В. М. Ш.

Анаконда (Eunectes murinus) — змея из семейства удавов (Pythonidae). Самая крупная из всех змей, достигает в длину до 10 метров. Сверху она черновато-зеленого цвета с двумя рядами бурых спинных пятен; снизу — матового светло-желтого цвета с черными пятнами, по бокам желтые пятна с темной каймой. Эта змея живет под тропиками, в больших реках и болотах (а также по берегам их) Южной Америки. Пищу ее составляют рыбы, гады и мелкие млекопитающие. Туземцы усердно преследуют ее из-за ее вкусного мяса.

Анакреон

— один из выдающихся греческих лириков, род. в Теосе в Ионии и был приглашен Эаком на Самос обучать его сына Поликрата музыке. Когда Поликрат в 582 году до Р. Х. сделался властителем острова Самоса, А. остался при его дворе и здесь его поэзия, воспевающая радости жизни, любовь и вино, достигла полного расцвета. По свержении Поликрата (5 22 г.) А. был взят Гиппархом, сыном Пизистрата, в Афины на специально для него снаряженном корабле; здесь он близко сошелся с самим Гиппархом, с Ксантиппом, отцом Перикла, и многими другими знатными афинянами. Из Афин, которые он покинул или тотчас же по убиении Гиппарха (514), или по изгнании Гиппия, он, кажется, отправился сначала в Лариссу в Фессалии, к Эхеркратиду, династу из рода Алейадов. Последние годы жизни он провел, по всем вероятиям, в родном городе Теосе или в Абдерах; † около 495 г. по Р. Х., как говорят, 85 лет от роду; теосцы выбили его изображение на своих монетах и показывали как достопримечательность его гроб, который был, впрочем, может быть, только так наз. κενοτάφιον. В афинском Акрополе рядом с статуей Ксантиппа А. была воздвигнута статуя в виде опьяневшего певца. Возможно, что в вилле Боргезе в Риме одна из статуй есть копия с находившейся в Теосе статуи А. в сидячем положении. Из стихотворений А., писанных на ионическом диалекте и самыми разнообразными размерами, дошли до нас только отрывки, которые собрал и издал Т. Берк, как "Anacreontis carminum reliquiae" (Лейпциг, 1834), а также в его"Роеtae lyrici graeci", 3-й т. (Лейпциг, 1867). Ошибочно имя А. перешло на собрание 60 песенок (anacreontea), написанных коротким стихом (частью каталектически-ямбический диметр Анакреон частью анакластически-ионический дим. Анакреон которых только незначительная часть относится еще к александрийской эпохе; большею же частью эти песенки относятся к римской и ранней византийской эпохам. Они были часто издаваемы (у Берка, в его "Poetae lyrici graeci", 4-й т., Лейпциг, 1867) и переведены на немецкий язык (К. Ушнером, Берлин, 1864, и Ед. Мерике, Штутгарт, 1869). Стихотворения А. были изданы на русском и греческом языках: неизвестного переводчика, С.-Петербург, 1794 года; перевод Ивана Мартынова С.-Петербург, 1801 года.

Анакротия, или анакротизм

— патологическое состояние пульса, легко узнаваемое при графическом его изображении из того, что кривая пульса вместо того, чтобы круто подниматься вверх, образует многочисленные зубцы.

Анаксагор

— один из самых выдающихся ионийских философов, сын богатых и знатных родителей, род. в Клазомене около 500 до Р. Х. С ранних лет он отказался от удовольствий, на которые мог рассчитывать по своему богатству, и пристрастился к философии. Привлеченный кипучей умственной жизнью Афин, начавшейся после блестящих побед над персами, 45-летний А. переселился туда, вступил в близкие сношения с Периклом и первый стал излагать философию в общедоступной форме. Кроме самого Перикла, его учениками были Фукидид, физик Архелай и Еврипид. Стараясь объяснять естественными причинами такие явления, как солнечное и лунное затмение, землетрясения и т. п., он навлек на себя обвинение в оскорблении богов. Его судили и приговорили к смерти, от которой спасло его только красноречие Перикла. Смертный приговор заменен был изгнанием. А. поселился в Лампсаке, где и умер 428. "Не я потерял Афины, а афиняне потеряли меня", — гордо говорил он. В противоположность элеатам (см. это сл.) для объяснения бесконечного разнообразия видимых явлений он принимал не одну первичную стихию, вроде воды, воздуха или огня, а бесчисленное множество бесконечно малых первичных материальных частичек, омеомерий (однородных частичек), которые не созданы и не могут ни разрушаться, ни переходить друг в друга. Но за такие первичные стихии, из которых состоят все вещи, он признавал не Эмпедокловы элементы, а основные, первобытные тельца, отличающиеся друг от друга по своим качествам и однородные телам, которые из них образуются. Впрочем, омеомерии А не похожи и на атомы в нашем смысле, т. е. на простые химические тела, потому что в числе их у него приведены, между прочим, мясо, дерево и т. п. Омеомерии, сами по себе лишенные движения, были первоначально выведены из покойного, хаотического состояния другим, тоже вечным, материально мыслимым началом — разумом (νοΰς, см.), и этим движением, отделением разнородного и соединением однородного, был создан мир. А. учил, что в каждой отдельной вещи содержится часть всего и что одна вещь отличается от другой только преобладанием какого-нибудь одного первоначального вещества. Разум же остается чистым и несмешанным с остальной материей, определяя и проникая собою все вещи, как начало жизни. Благодаря этому признанию духовного начала многие считали А. за первого деиста между философами, но напрасно, потому что в его духовном начале нет и помину о личности и бестелесности. Отрывки его сочинений собраны Шаубахом (Лейпц., 1827) и Шорном (Бонн, 1829). См. Брейер, "Die Philosophie des A." (Берл., 1840), Зевор, "Dissertation sur la vie et la doctrine d'A. " (Пар., 1843); К. Гоффман, "Ueber die Gottesidee des A., Sokrates und Platon" (Вюрцб., 1860); Гладиш, "A. und die Israeliten" (Лейпц., 1864), П. Г. Редкина, "Из лекций по истории философии права" (Т. II, СПб., 1889, стр. 251 —293).

Анаксимандр

(греч.) — математик и философ, сын Праксиада, род. в Милете 611, † 546 до Р. Х. Между всеми греческими мыслителями древнейшего периода, ионийскими натурфилософами, он в самом чистом виде воплотил в себе их спекулятивное стремление познать происхождение и начало всего сущего. Но между тем, как другие ионийцы за такое начало признавали ту или другую физическую стихию, воду, воздух и т. п., А. учил, что первоначальной основой всякого бытия есть безграничное (τό ˇπειρον, бесконечное), вечным движением которого выделились первичные противоположности тепла и холода, сухости и влаги и к которому все опять возвращается. Творение есть разложение бесконечного. По его представлению, это бесконечное постоянно выделяет из себя и постоянно же воспринимает известные, неизменные стихии, так что части целого вечно изменяются, тогда как целое остается неизменным. Этим переходом от определенности материального объяснения вещей к отвлеченному представлению А. выступает из рядов ионийских натурфилософов. См. Сейдель, "Der Fortschrit t der Metaphysik unter den ä ltesten jon. Philosophen" (Лейпц., 1861). Как, собственно, он пользовался своей гипотезой для объяснения происхождения отдельных вещей, об этом имеются лишь отрывочные сведения. Холод в соединении с влагою и сухостью образовал Землю, имеющую форму цилиндра, основание которого относится к высоте как 3:1, и занимающую центр вселенной. Солнце находится в высшей небесной сфере, больше Земли в 28 раз и представляет полый цилиндр, из которого изливаются огненные потоки; когда отверстие закроется, происходит затмение. Луна тоже цилиндр и в 19 раз больше Земли; при наклонном положении ее получаются лунные фазы, а затмение происходит тогда, когда она совсем перевернется. А. первый в Греции указал на наклонение эклиптики и изобрел солнечные часы, при помощи которых определял линии равноденствия и солнечные повороты. Ему приписывают также составление первой географической карты Греции и изготовление небесного глобуса, которым он пользовался для объяснения своей системы вселенной. См. Шлейермахер, "Ueber А." (Берл., 1815). О близкой связи его космогонии с восточными умозрениями см. Бюсген, "Ueber das απειρον des ΐ." (Висбаден, 1867), П. Г. Редкина, "Из лекций по истории философии права" (Т. II, стр. 29 —42).

Анаксимен

— философ из Милета, учивший около 556 до Р. Х., принадлежит к ионийской школе натурфилософов. Он считает воздух, или, лучше, воздухообразный эфир, за божественное, вечно движущееся начало всего сущего и образование мира объясняет сгущением и разжижением или, по его выражению, притяжением и распусканием этой первоначальной стихии. Так, при образовании мира из воздуха посредством разжижения произошел огонь, а посредством сгущения — ветер и облака. Сама душа есть только воздух и дыхание, потому что жизнь обнаруживается только посредством вдыхания и выдыхания. Он утверждал далее, что пределы мироздания состоят из земли и хрусталя; звезды суть материальные тела, облитые огнем; солнце, движением которого обусловливаются времена года, представляет такой же плоский круг, как и висящая в воздухе Земля, вокруг которой все двигается. А. приписывают также вычисление наклонения эклиптики. До нас дошел только маленький отрывок его большого сочинения "О природе". Диоген Аполлонийский (см. это сл.) развил его учение дальше, внеся в него интеллектуальное начало. См. Гроциус, "De Anaximenis vita atque physiologia" (Иена, 1689). П. Г. Редкина, "Из лекций по истории философии права" (II, 42 —59).

Аналгезия, или аналгия

— бесчувственность, отсутствие болевого ощущения; бывает или частичным явлением полной анестезии, при которой, кроме способности болевого ощущения, утрачивается также осязание и вообще способность к восприятию каких бы то ни было ощущений, или же является в форме частичной анестезии, при чем чувство осязания остается вполне или лишь частью. Последнее наблюдается временно при хлороформировании, а также постоянно при известных болезнях спинного мозга, при тяжелой истерии и иных нервных болезнях.

Аналекты

(греч. ανάλεκτα) — так называется сборник смешанных мелких стихотворений или статеек или же отдельных избранных мест и изречений, преимущественно из сочинений поэтов. См. Коллектанеи.

Аналемма

— особый вид астролябии (см. это сл.). Этим именем называли также солнечные часы, на которых означался зодиак и продолжительность для разных параллелей. На таком инструменте можно посредством длины тени определять вхождение солнца в разные знаки зодиака и продолжительность дня.

Аналептика

(Analeptica, греч.) — так называются в медицине те возбуждающие и укрепляющие средства, которые в небольших количествах в состоянии быстро поднять и поддержать угасающую жизнедеятельность организма. Они очень быстро всасываются в кровь и действуют возбуждающим образом на нервные центры. К этим средствам принадлежат эфиры, мускус, аммиак, камфара, эфирные масла, вино и алкоголь, разведенный настоем ароматических, бальзамических и горьких трав. Последние называются также средствами, возбуждающими деятельность сердца (Cardiaca). Analeptica употребляются преимущественно при различных нервных страданиях, при общем ослаблении организма и в особенности при так называемом коллапсе.

Анализ в философии

Анализ, т. е. разложение, расчленение. В философии в противоположность синтезу (см. это сл.) анализом называют логический прием определения данного понятия, когда это понятие разлагают по признаками на составные части, чтобы таким образом сделать познавание его ясным в полном его объеме. Аналитическим понятием называется такое, которое получается посредством анализа другого понятия, заключающего в себе первое. — Точно так же и пояснение какого-либо понятия путем разложения его на составные части называется аналитическим толкованием, заключением. Подобным же образом можно расчленять также суждения или умозаключения. Аналитич. суждение предполагает известное качество присущим самому понятию предмета, друг. словами, сказуемое заключается в самом понятии подлежащего, тогда как при синтетическом суждении предмету приписывается качество, которое в самом понятии предмета может и не заключаться, иначе говоря, не связано неизбежно с понятием предмете. Так, напр., предложение "Всякое тело имеет протяжение" представляет аналитическое суждение; предложение же "это тело упруго" синтетическое. Это различение способа суждения приобрело особенное значение благодаря Канту ("Критика чистого разума"), хотя на него указывали и раньше Давид Тел в XIII в. и еще в древности Стильпон из Мегары. При доказательствах, опирающихся на ряд умозаключений, в особенности при развитии или постановке какой-либо научной теории, выражение А. имеет несколько иной смысл: оно означает, что доказательства идут регрессивно, от условного к обусловливающему, между тем как при синтетическом способе доказательства имеют обратный ход (regressus a principiatis ad principe и progressus a princip i is ad principiata); такой метод в научных исследованиях называют аналитическим в отличие от синтетического. Оба они дополняют друг друга и взаимно проверяют. Лучшим доказательством несомненной истины какого-либо научного положения будет соответствие результатов, достигнутых исследованиями, произведенными аналитическим и синтетическим методами. Ср. Анельт, "Theorie des Induktien" (Лейпциг, 1854).

Анализ математический

Статья большая, находится на отдельной странице.

Анализ химический

Статья большая, находится на отдельной странице.

Анализатор

(мин.) — та часть поляризационного прибора, при помощи которой исследуется, анализируется поляризованный свет, полученный другой частью прибора — поляризатором. Анализатором может быть исследован поляризованный свет как сам по себе, так и те изменения, которые он испытал после прохождения через пластинку исследуемого вещества. В "поляризационных микроскопах", употребляемых при минералогических исследованиях, в качестве А. и поляризатора служат так наз. "Николевы призмы" (см.).

Аналитика

(греч.) — часть логики, рассматривающая учение об анализе. У же Аристотель в своем "Органоне" назвал два важнейших своих сочинения по логике "Аналитика", так как они разлагают логическое мышление на простейшие элементы и затем от них переходят к сложным формам мышления. В том же смысле Кант назвал А. разложение человеческой познавательной способности. Неопределенной А. называется в математике, по Эйлеру, та часть алгебры, которая занимается решением неопределенных алгебраических задач, в которых число уравнений меньше числа неизвестных величин. Изобретателем их считается александриец Диофант, вследствие чего и уравнения эти называются также диофантовыми.

Аналитическая геометрия

— см. Геометрия.

Аналитическая механика

— см. Механика.

Аналитическая химия

— См. химия.

Аналитические языки

— название это дали в своей классификации языков братья Фридрих и Август Шлегели новым индоевропейским языкам. Все языки, которые имеют более или менее развитый грамматически строй, позволяющий, чтобы одно слово при несколько измененной форме выражало всегда одно и то же понятие, но не одно и то же грамматическое отношение, названы у Шлегелей органическими. Так, органическим можно назвать каждый из индоевропейских языков, где известный ряд форм, изменяющих окончание, выражает одно и то же понятие, но в различных отношениях падежа, числа, лица и времени, залога и т. д. Напр., латинские формы lupus, lupi, lupo, lupum и т. д. выражают одно понятие "волк", но в предложении каждая из этих форм выражает специальное отношение к другим логически связанным с нею формам. Такое грамматическое отношение можно выразить различно: или посредством специальных перемен в окончании, середине или начале слова, т. е. так наз. флексии, или же посредством описательных выражений. На этом именно основании Шлегели все органические языки разделили на синтетические и аналитические. Первые имеют тот характер, что выражают грамматические отношения посредством внутренних перемен в слове, т. е. флексии, аналитические же преимущественно основываются на внешней неподвижности форм и вместе с тем на сложении. Это различие покажется очевидным, если сравним латинское caballi и французское de cheval, латинск. caballo и фр. à cheval, дат. amabo и фр. j'aimerai (я буду любить): мы здесь видим, что одно и то же грамматическое выражение в первом случае выражается одним простым словом, во втором же — двумя простыми или сложными словами. Из истории языков видно, что все языки с течением времени стремятся получить аналитический характер: с каждой новой эпохой число характеристических черт аналитического класса возрастает. Древнейший язык Вед был почти совершенно чисто синтетическим, классический санскрит уже развил немного больше новые аналитические элементы; то же самое случилось со всеми другими языками: в древнем мире все они носили сильный синтетически характер, напр. яз. греческий, латинский, санскритский, зендский и т. д. Напротив, новые языки приняли аналитический характер; больше всего из европейских языков подвинулся в этом направлении язык английский, который оставил только ничтожные остатки склонений и спряжений. Склонений почти нет и во французском языке, но там остались еще спряжения, которые также довольно сильно развиты и в немецком яз., где и склонение сохранилось в более широких размерах, чем в романских языках. Эта судьба постигла почти все другие новые индоевропейские языки, напр.; новоиндийские, как пали, пехлеви, афганский, или пушту, новоперсидские диалекты, новоармянские д т. д. Все эти языки в сравнении с языками древних времен носят довольно сильный аналитический характер. От всех, однако, отличаются две группы новых языков: славянская и литовская. Тут до сих пор преобладают черты синтетического характера; этот консерватизм почти в одинаковой степени прирожден славянской, как и литовской группе и является весьма ярко при сравнении этих двух групп с остальными языками индоевропейской семьи. Грамматические формы склонений и спряжений процветают в этих двух сродных группах, и трудно решить, на которой стороне является перевес. Если покажется, что теперешнее склонение литовских существительных и в особенности прилагательных богаче славянского, то не подлежит сомнению, что славянское спряжение богаче литовского. Во всяком случае, факт налицо, что славяно-литовская группа носит синтетический характер, между тем как другие новые индоевропейские языки дали перевес аналитическому принципу.

Аналогии Непера

— так называются четыре пропорции, найденные Непером и служащие для упрощения многих случаев, представляющихся при решении сферических треугольников. Непер предложил эти формулы без доказательств; впервые их доказал Валлис. Изобразив через a, b и с стороны, а через А, В и С противолежащие им углы сферического треугольн., Неперовы А. будут:

Cos1/2(a + b): Cosl/2(a b) = Cotg1/2C: tg1/2(A + B)

Sin1/2(a + b): Sin1/2(a b) = Cotg1/2 С: tg 1/2(A B)

Cos1/2(A + B): Cos1/2(A B) = tg1/2c: tg1/2(a + b)

Sin1/2(A + B): Sin1/2(A B) = tg1/2c: tg1/2(a b).

Аналогичные органы (у растений)

— Морфология растений представляет много примеров аналогичных органов, т. е. таких образований, происхождение которых различно, но функции одинаковы. Так, корни аналогичны ризоидам, колючки — шипам, семена — спорам. Одинаковость функций обуславливает нередко большое сходство внешней формы. Так, в случае недоразвития листьев, стебли, берущие на себя работу ассимиляции, становятся обыкновенно плоскими и широкими, приобретая сходство с листьями. Особенно интересны ассимилирующее стебли (кладодии или филокладии) у видов Ruscus. Здесь кладодии так похожи на листья, что долгое время продолжались споры, листья ли это или стебли. Точно так же сходны клубни, происходят ли они из стеблей или корней, сходны колючки и усики, происходящие из листьев или из целых ветвей.

Аналогия в биологии

(зоологически-морфологически) — см. Подобие.

Аналогия в лингвистике

Аналогия как один из факторов, действующих в истории развития языка, была замечена очень давно, но только в новейшее время ученые лингвисты, занимающиеся тщательным анализом всех вообще действующих тут факторов, изучили влияние аналогии поближе. Все выступающие в истории языка силы делятся на два большие рода: первый род составляют физические, второй психические факторы, или, лучше сказать, тут действуют только два фактора: 1) физиологический, который обнаруживается в фонетических законах, которые новейшие лингвисты признают, вопреки старым, как не терпящие исключений, и 2) психологический, влиянием которого объясняются или по крайней мере должны объясняться все "неправильности" языка, именно аналогия. Закон аналогии можно выразить таким образом: если мы имеем два ряда фактов: А, Б и В, Г, где А связано с Б, а В с Г, в таком случае если А похоже на В, то и Б будет стремиться принять форму, похожую на Г; напр. если мы имеем ряды с неодинаковой согласной Аналогия в лингвистике и Аналогия в лингвистике и ряды с одинаковой согласной Аналогия в лингвистике, Аналогия в лингвистике то естественно, что существование формы Аналогия в лингвистике подвержено опасности, и действительно, в русском языке она заменена формой Аналогия в лингвистике. Таким образом, мы видим, что стройность и правильность голосовых фонетических законов нарушены вследствие влияния аналогии. Границы той области, в которой аналогия может действовать, до сих пор не определены; но зато более разъяснены факты, касающиеся вопроса, каких родов бывает аналогия. Так как явления ее состоят в переменах формы слова, а перемены эти обнаруживаются вследствие известных ассоциаций между представлениями, то деление может основываться на следующих трех пунктах: на роде психических побуждений, на признаках смешанных слов и на следствиях влияния аналогии.

Первый род аналогических явлений в языке, которые берут начало в психических побуждениях, рассмотрел Мистели в своем сочинении "Lautgesetz und Analogie". Тут мотивом признается, главным образом, стремление к дифференциации похожих друг на друга фактов. Поэтому известные латинские формы deabus, filiabus образовались по аналогии к duabus, но только вследствие побуждения дифференцировать их от первоначально тождественных с ними мужских фopм dis, filiis.

Второй род аналогических явлений основан на природе смешивающихся слов, а именно на их внешнем или внутреннем сходстве или на том и другом вместе. Возможность случаев первой аналогии, т. е. влияния друг на друга слов, не имеющих ничего общего, кроме сходной формы, отрицает Дельбрюк, но именно на ней основывается так называемая фальшивая аналогия, или народная этимология, по которой слово, непонятное народу, уподобляется им другому, более или менее сходному по звукам слову, значение которого знакомо народу. Так, напр., греческое слово κραβάτιον под влиянием русских слов — кров, кровля приняло форму кровать; слово артиллерия под влиянием множества слов, начинающихся с ант, напр. антихрист, антий, антиев, Антон и т. д., в языке русских солдат переменилось в антилерия и т. п. Другой случай, но очень редкий, бывает тогда, когда два слова, имеющие только сходное значение, входят в ассоциацию, которая влечет за собою действие аналогии. Гораздо чаще бывает, что две формы, употребляющиеся в одной функции, влияют друг на друга. Напр. слова "стол" и "место", имеющие много одинаковых окончаний — стола, места; столу, месту и т. д. — стремятся к уподоблению и других функций; поэтому простой народ по родительному падежу "столов" (и всех похожих на эту форм) образовал форму "местов". Такие явления называются формальными явлениями аналогии. Есть еще явления, которые немецкими учеными называются вещественными (stoffliche); они происходят тогда, когда две или несколько функций одного слова влияют одна на другую и совершают изменения: так, напр., под влиянием форм "рука, руку, рукою" форма "руце" переменилась на "руке"; эти два вида называются также уравнением (Ausgleichung).

Третий принцип деления заключается в результате смещения форм, причем или первобытная форма вытесняется новой, что, напр., является в греческом спряжении, где ελύταμε употреблялась, вероятно, вместо более древнего ελυσμεν, или обе формы существуют одна возле другой, например латинский родит. падеж: senatus и senati. Иногда бывает случай так наз. контаминации, когда является средняя форма, напр. при лат. jecor вместо первобытного jecinis и аналогичного jecoris является среднее jecinoris. См. Дельбрюк, "Einleitung in das Sprachstudium" (2 изд., стр. 105 и след.)

Аналогия в познании

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аналфавиты

(греч.) — см. Безграмотные.

Анальген

о-этоксибензоиламидохинолин.

Анальген

Под именем А. вначале применялось ацетильное производное, которое теперь заменено бензоильным. Белый, в воде почти не растворимый, совсем безвкусный порошок; легко растворим в горячем спирте и в разведенных кислотах. Плавится при 208°С. Употребляется как противолихорадочное и противоневралгическое средство. Доза 0,5 г до 3,0 (pro die). В организме растворяется в желудочном соке, частью распадаясь; моча при этом окрашивается в кровяно-красный цвет.

А. С. Г.

Анальцим

— минерал. См. Цеолиты.

Анамбасские острова

— группа малых островов в Ост-Индии, лежащая на запад от Борнео и южной оконечности полуострова Малакки, между 5° 27' 15" и 2° 50' 13" сев. широты и между 106° 13' 14" и 105° 38' 4" вост долготы от Гринвича. Анамбасские острова до сих пор весьма мало известны. Самый северный из них, называемый Пуло-Мата, или Большой Анамбас, имеет хорошую гавань. Народонаселение этих островов состоит по большей части из малайских рыбаков. В политическом отношении острова эти представляют часть Риувского резидентства нидерландско-индийского государства.

Анамезит

— так называли прежде, а отчасти продолжают называть еще и теперь мелкозернистые разности базальтов (см. это сл.). А., представляющие мелкозернистые или почти плотные породы серого или черно-бурого цвета, существенно состоят из плагиоклаза, авгита, оливина, магнитного железняка и вулканического стекла. По своему сложению, по степени определимости составных частей простым глазом А., как показывает самое название, занимает середину между плотным и среднезернистым базальтом и долеритом. Гебридские острова, Фарерские, Исландия и многие другие вулканические области, где развиты базальтовые породы, более или менее богаты и теми их разностями, которые носят название А. В России можно упомянуть Ровно Волынской губ.

Анамнез

— описание прошлой жизни больного и история его болезни с самого начала ее, притом как внешних (объективных) проявлений ее, так и всех ненормальных ощущений, которыми она сопровождалась. А. имеет большое значение для распознавания (диагноза) болезни.

Анамниа

(Anamnia) — высшие позвоночные, лишенные амниона (см.), т. е. рептилии, птицы и млекопитающие (см. Амниоты).

Анамоза

— местечко в Джонском графстве североамериканского штата Джова (Jowa), имеет (1880) 2084 жит., несколько фабрик, пять церквей и тюрьму.

Анаморфозы

— так наз. уродливые изображения предметов, нарисованные таким образом, что при рассматривании их с определенного места или с помощью известного оптического приспособления, они кажутся правильными и не искривленными. Если глядеть на цилиндрическую отражающую поверхность, то там появляется изображение лица в узком и удлиненном виде. Если же, наоборот, держать перед такой цилиндрической зеркальной поверхностью изображение, на котором лицо нарисовано в столько раз шире, во сколько раз оно суживается зеркалом, то в зеркале это уродливо нарисованное лицо отразится совершенно правильным; аналогичное бывает при употреблении конических, пирамидальных зеркал и т. п. А. подобного рода, предназначенные для цилиндрических сферических зеркал, назыв. катоптрическими. Леупольд изобрел в 1714 г. особый прибор для рисования А. Анаморфозы, которые дают правильное изображение рисунка при наблюдении с помощью стеклянного многогранника, называются диоптрическими. Если А. приготовлены так, что они дают правильные изображения без помощи всяких инструментов при наблюдении их лишь с известного пункта, то они называются оптическими А. Сюда относятся уродливые рисунки, которые кажутся правильными только при известном положении глаза, затем особые рисунки и картины, состоящие из полосок, расположенных в ряд наподобие кулис, дающие при наблюдении их с разных сторон разные изображения.

Анан

(Бен Давид) — основатель секты караимов (см. это сл.) из рода эксиларха Бостонаи (см. это сл.), жил в Багдаде в 762 г. по Р. Х. при калифе Алмансуре и был некоторое время сам эксилархом, но вследствие сильной оппозиции со стороны евреев-раввинитов, учение которых отверг, он переселился в Иерусалим, где и основал первую караимскую общину.

Ананас

(Ananassa sativa Lindl.) — растение из семейства Bromeliaceae. Обыкновенный А. родом из тропической Америки, растет дико, напр. на песчаном побережье Северной Бразилии; культивируется в теплых странах Азии и Африки и даже Европы, выживая здесь под открытым небом только в южных странах, разводится также в оранжереях. Первые сведения о нем помещены в сочинении Овиедо "Естественная история Индии" (1536 г.). Мясистый, золотисто-желтого цвета, отличающийся чрезвычайным ароматом и всегда увенчанный пучком листьев плод образуется из большого числа сросшихся друг с другом и с осью соцветия завязей; это, следовательно, так наз. ложный, или сборный, плод. В Америке он достигает нередко веса в 3 — 4 килогр., вкус его сладковатый, напоминает вкус земляники, в культуре становится более нежным. В Вест-Индии он считается у неакклиматизировавшегося, пришлого населения вредным; в Бразилии идет на приготовление спирта. С 20-х годов его культивируют в Европе в оранжереях. В Англии, где культура А. особенно распространена, выработаны особые методы выгонки его в лесном мхе. Оранжереи замка Течен в Богемии пользуются большою известностью. Без тщательного ухода и при культуре в простых оранжереях А. не достигает полного развития и аромата, отличающего его от всех других плодов. А. у нас почти никогда не дает семян, поэтому для его размножения берут обыкновенно имеющийся на плоде пучок листьев, который осторожно вывертывают и пересаживают. Корневые отпрыски и побеги под плодом дают плохие результаты. Культура требует особого внимания и осторожности, ибо растения легко загнивают и погибают от нападения паразита Coccus Bromeliae. — Отличают много сортов: королевский А. с острыми ягодами, сорт мелкий, внутри белый; конический, с желтым мясом; царский, с мясом бледно-зеленым; кайенн, с гладкими и колючими листьями; фиолетовый ямайский и бронзовый ямайский с гладкими листьями; бороздчатый (А. nervosa) и др.

Ананасная пенька

— см. Ананасовые волокна.

Ананасное масло, или ананасная эссенция

— представляет раствор масляного эфира в 10 — 20 частях (по весу) спирта. Для приготовления его мыло, полученное из коровьего масла, разрезают на мелкие куски, высушивают их и растворяют в перегонном аппарате при умеренном подогревании, в одинаковом весовом количестве спирта; затем прибавляют к раствору охлажденную смесь 1 ч. серной кислоты с 1 ч. спирта и все перегоняют при легком подогревании. Перегон сначала имеет неприятный запах вследствие подмеси сернистой кислоты; ее удаляют настаиванием в продолжение нескольких дней с перекисью марганца; при этом смесь часто взбалтывают и затем перегоняют. Так называемый масляный эфир представляет смесь этилового эфира масляной кислоты с эфирами прочих летучих кислот, содержащихся в масле, каковы капроновая, каприновая и каприловая кислоты. Ананасное масло обладает весьма приятным ананасным запахом и применяется при фабрикации рома и для сообщения аромата некоторым сортам конфет (т. наз. монпансье).

Ананасовые волокна

(Ananashanf по-нем, fibre de pine по-фр., pineapple-fibre по-англ.) — нежные, белые, шелковистые, добываются из листьев ананаса и употребляются на выделку сетей, канатов, веревок, также и нежных тканей.

Ананий

(сокращ. от Анания) — пророк во время Асы, царя иудейского (ок. 933 до Р. Х.), которого он упрекал за союз с сирийским царем Бенададом против Ваасы, царя израильского, за что был заключен в темницу (II Паралип. XVI, 10). Это единственное известие о пророке А.

Анания (ап.)

— иудей-христианин из Дамаска, который посетил Савла в его слепоте, возвратил ему зрение и крестил его (Деян. Апост. IX, 10—18). Он признается одним из числа семидесяти апостолов. Был епископом в Дамаске; побиен камнями в Елевферополе. Его житие и мучение в числе Метафрастовых житий св., у Миня, "Patrologia", series graeca (т. 114). Память 4 января и 1 октября, в римском мартирологе 25 января.

Анания (иудейский первосвященник)

— с 48 г. по Р. Х. Послан был в Рим отвечать на обвинение в угнетении, возбужденное самарянами; был оправдан. В 58 г. явился обвинителем апост. Павла перед римскими властями. В 59 г. был низложен, а в 67 г. умерщвлен.

Анания в Библии

(по-евр. Ханания, т. е. Бог миловал) — имя многих выдающихся лиц, упоминаемых в Ветхом и Новом Заветах: — 1) А., сын Азура из Гаваона, пророк, современник Иеремии (587 до Р. Х.), в противоречии с которым он предвещал скорое сокрушение вавилонского могущества и этим поощрил царя Седекию к непокорности против вавилонского царя Навуходоносора, воевавшего тогда с Египтом. Пророчество А. не сбылось, так как вавилоняне остались победителями, и он был признан лжепророком и умер в том же году (Иерем. ХХVIII). — 2) Один из молодых иудеев, уведенных Навуходоносором в Вавилон и воспитанных в халдейских школах. За отказ поклоняться истукану А. с двумя товарищами был брошен в раскаленную печь и чудом Божиим спасен. Халдейское наименование А. было Садрах. — 3) Имя одного сына Зоровавеля, предводителя первой партии евреев при возвращении их из плена вавилонского. — 4) А., сын Ония, полководец египетской царицы Клеопатры, предводительствовавший войском, посланным ею в помощь Агриппе I (см. это сл.) против ее сына Птоломея Латура. — 5) А., сын Иезекии, сына Гориона, — евр. меценат в Иерусалиме (ок. 55 по Р. Х.), в доме которого происходила последняя редакция книг Ветхого Завета (Хагига 13 и в парал. местах) и положено 1-е основание редакции Мишны (Шаб. 1,4). Сын его Елеазар был одним из предводителей восстания против римлян. 6) А., сын Неведея, первосвященник еврейский, возведенный в этот сан Агриппой II (50 — 58 по Р. Х.), убит во время восстания против римлян (Иос. Фл., De Bell. Jud. 2,17, 7) Богобоязненный муж в Дамаске, вылечивший ап. Павла от слепоты (Деяния IX, 10 — 18; XXII, 12). 8) А., о котором рассказывается в Деян. Апост. (V, 1 — 10), что, продав свое имение для оказания помощи апостолам, он с женою своею, Сапфирою, утаили, однако, часть вырученных денег, в чем были обличены ап. Петром и за что были поражены внезапною смертью.

Анания преподобный

— иконописец новгородского Антониева монастыря, упоминается между святыми в новгородских летописях. Жил в XVI в. Место нахождения его мощей неизвестно. В книге о Святых о нем сказано: "Преподобный Ананиа, иконописец монастыря Антония Римлянина, преставися в лето 7089 (1581 г.) июня в 17 день" (Ср. Н. Барсукова, "Источники русской агиографии").

Ананур

— м. Тифлисской губ. и у., по Военно-Груз. дороге, в 60 в. к С от г. Тифлиса, при р. Арагве. Основ. в XV в.; впоследствии был резиденцией арагвских эриставов; разрушен лезгинами в 1740 г. С 1801 г. по 1811 г. был уездн. городом. Древний м-рь св. Анурия.

Ананьев

— у. г. в С.З. части Херсонской губ. на р. Тилигуле, 14259 ж. К России присоединен в 1792 г., переименован в у. г. в 1834 г. Торговля земледельческими продуктами, фабрик нет; население — русские, евреи, небольшое число молдаван. Ананьевский уезд составляет С.З. часть Херсонской губ. Общий склон местности — к Ю.; пограничная с Подольской губ. часть у. выше остальных; кое-где сохранились леса. Почва здесь также плодороднее, чернозем глубже. Почти по всему у. протекает р. Тилигул, а восточ. границу у. составляет р. Буг. В числе жителей преобладают малороссияне, затем молдаване, которых всего более на С. у., далее великороссияне. Есть немного немецких колонистов, а в городах и местечках много евреев, число которых быстро возрастает. Число жителей 187226, пространство 7945 кв. в. (9041 кв. км), или в 1000-ах десятин: всего в уезде — 797, в том числе пахотной — 287; земли частновладельческой — 562, крестьянской — 188, казенной — 20, удельной — 9; число крестьянских душ — 36771. Земли в частном владении: дворян — 478, купцов — 41, мещан — 18, крестьян — 2, колонистов — 12, иностранных подданных — 10. Земли по размерам владений: 0 — 100 десят. (в 1000 десят.) — 9,5; число владельцев 194; от 100 — 1000 дес. — 113; число владельцев 291; от 1000 — 10000 десят. — 395,5; число владельцев 128; более 10000 десятин — 44,2; число владельцев 4. Всего населенных мест в уезде 1228, в том числе местечек 28 и железнодорожных станций 10.

По списку населенных мест, изданному Херсонским губернским статистическим комитетом в 1888 г., по сведениям 1887 г., в Ананьевском уезде, кроме гор. Ананьева, всего 515 населенных мест (смежные поселки соединены вместе). Главное занятие жителей — хлебопашество, более всего сеется пшеницы, затем кукурузы, особенно у молдаван, а в последние годы увеличивается посев ячменя. Значительная часть хлеба скупается евреями и вывозится за границу через Одессу. По середине у. проходит главная линия Юго-Западных ж. д., и по его северной окраине — Елисаветградская ветвь той же дороги. Промышленность незначительна.

Ананьев Афанасий

— лексикограф. Вместе с Яснецким и Лебединским составил: "Полный латинский словарь" (изд. П. М. Леонтьева, М., 1862), "Сокращенный латинский словарь" (М., 1862). Еще раньше он издал "Обозрение латинских словарей и план нового латинско-русского словаря". (М., 1849). В 1867 г. А. напеч. "Латинскую грамматику".

Ананьи

— город в округе Фрозиноне итальянской Римской провинции, в превосходной, плодородной местности, лежит в 65 км к юго-востоку от Рима, при железной дороге, соединяющей Рим с Неаполем. В городской общине считается (1881) 7758 жителей; в А. находится епископство, основанное еще в 487 г. Благодаря тому, что город часто служил местопребыванием пап, мы встречаем здесь много памятников средневекового искусства. Особенно замечателен собор с прекрасными фресками и мозаичными работами XIII столетия, исполненными знаменитым семейством художников Косматов; тут же находится статуя Бонифация во весь рост, так как он родился здесь и особенно много сделал для украшения храма. Древняя Anagnia, главный город герников, сделалась в 305 до Р. Х. римской муниципией.

Ананьинский могильник

— находится на правом берегу Камы у села Ананьина, в пяти верстах от города Елабуги Вятской губ. Открытие его произошло случайно, вследствие весенних разливов, которые стали обнаруживать в этом месте человеческие кости и разные древние предметы. Поэтому в 1858 г. была предпринята первая раскопка, которая производилась под руководством чиновника удельного ведомства г. Алабина, составившего отчет об этой работе; несмотря на то, что могильник был пересечен при этом только одним продольным рвом, а прочие части его остались нетронутыми, найденные в нем черепа и вещи оказались столь любопытными, что тотчас обратили на себя внимание представителей русской науки. После г. Алабина вторичные раскопки были произведены в 1865 году по поручению Археологической комиссии русским археологом П. И. Лерхом; наконец, после Лерха его расследовал А. И. Невоструев, которому удалось, между прочим, собрать по частям один из резных камней, лежавших прежде на могильнике. Могильник при его первом исследовании представлял собою курган около 1 саж. вышиною и 219 шагов в окружности. На поверхности его были, по словам старожилов, какие-то камни с изображениями. Внутри кургана со стороны села Ананьина был найден круглый вал 28 шагов в окружности, обложенный "насухо", т. е. без раствора, необделанными каменными плитами; внутри его было три костяка, пережженная земля, глина и уголья. Посередине кургана были открыты две гряды, также обложенные плитами, и, наконец, в конце кургана — такой же круглый вал, как и в начале, только поменьше. Всех костяков было найдено г. Алабиным около пятидесяти. Вот одно из погребений, как его описывает г. Алабин: "На одре, сложенном из угля, сгоревших бревен и больших, стоймя поставленных кусков дерева, оказался костяк, лежавший лицом к северу. В самом одре и на поверхности его, у этого костяка, найдено много различных вещей, а в особенности горшков, наполненных землистою массою и мелкими обугленными костями. Таких горшков находилось: — три больших над самою головою скелета, два горшочка у правого бока, по два еще у обоих колен и один у левой ступни. Около головы найдено было украшение из глиняных бус, покрытых глазурью; у ног — бронзовые бляшки и бронзовые ожерелья". Кроме костей человеческих, были найдены кости разных животных и, между прочим, лошади, и множество разных предметов, как, напр., оружие, горшки, украшения платья, металлические части конской сбруи, точила, ножи и, наконец, вероятно, амулеты. Все эти предметы были сделаны из бронзы, железа и даже из камня, как, напр., кремневые наконечники стрел. Таким образом, в Ананьинском могильнике являются образцы изделий всех трех веков: каменного, бронзового и железного. Из бронзы сделаны рукоятки ножей и кинжалов, разные украшения, как, напр., гривны (см. это сл.), цепочки, застежки, бляшки и проч.; из железа — лезвия ножей и кинжалов и наконечники стрел; из камня — два шиферных точила и также наконечники стрел. Бронзовые предметы украшены или животным орнаментом, напр. драконами, головками разных зверей и т. п., или же геометрическим орнаментом в виде зигзага, кругов и спиралей. Что касается эпохи сооружения могильника, то, конечно, она не может быть определена с точностью; но несомненно, что он относится к весьма отдаленному времени, на что указывают многие признаки: во-первых, мы видим в нем полное отсутствие признаков письма и монет, которые встречаются в позднейших погребениях бронзового и железного века, во-вторых, все железные предметы сделаны чрезвычайно грубо и притом по образцу тех же предметов бронзового века, т. е. кельтов, секир, топоров и пр., в-третьих, бронзовые топоры по своей форме — не что иное, как дальнейшее развитие формы каменного топора, присущей каменному веку на севере России, и, наконец, в-четвертых, нахождение железных предметов вместе с бронзою прямо показывает, что Ананьинский могильник принадлежит к концу бронзового и началу железного века. Каким народом сооружен этот могильник, также нельзя сказать с точностью. На надгробной плите, собранной К. И. Невоструевым, изображен человек во весь рост, в одежде и в вооружении. На голове у него остроконечная шапка с какими-то длинными до плеч лопастями, напоминающая несколько круглые шлемы с сетками наших кавказских горцев; на лице нет ни усов, ни бороды; на шее надета гривна. Сам он одет в короткий кафтан, наподобие поддевки с рукавами, и стянут поясом, на котором висит с правой стороны кинжал, сходный по форме с мечами, найденными в могильнике. Но всего этого, конечно, очень мало для решения вопроса о национальности соорудителей могильника. Ясно только, что он принадлежит народу, жившему задолго до Р. Х. между Волгою и Уральским хребтом. Более подробные сведения и рисунки найденных предметов находятся в статьях, обнародованных его исследователями. — Записка г. Алабина напечатана в "Вестнике Географич. общества" за 1860 г., 6; работы П. И. Лерха описаны в "Отчете Археологической комиссии за 1865 год", а исследование К. И. Невоструева помещено во II томе трудов Первого Археологического съезда. См. Раскопка.

Ананьины Марья, Ольга

(офицерские дочери, две сестры) — первые актрисы на драм. сцене, о которых впервые упоминается в летописях русского театра. Женщина как актриса на русской сцене появилась лишь в царствование Елисаветы Петровны, в 1756 году. До этого времени женские роли исполнялись мужчинами, и даже корпусные офицеры Сечкарев и Лобызев обучали русских артистов играть женские роли. Представления тогда давались на сцене театра в Головкинском Каменном дворце на Васильевском острову (близ Кадетского корпуса, на том месте, где ныне Академия художеств), под дирекциею А. П. Сумарокова (см. это сл.) и при главном заведовании театрами барона Сиверса (впоследствии графа). Хотя уже в 1752 году по указаниям А. Карабанова ("Основание, 1750, русского театра кадетами первого кадетского корпуса", СПб., 1849, стр. 28) приняты были в первые русские актрисы Елисавета Зорина (из танцовщиц) и знаменитая А. М. Михайлова (см. это сл.), но на сцене они не появлялись; Штеллин же не говорит ни слова ни о Зориной, ни о Михайловой, а называет первыми русскими актрисами двух А. и Мусину-Пушкину (см. это сл.) "С.-Петербургский вестник" (1779, ч. 4, стр. 93). Известия же о Зориной и Михайловой явились у позднейших летописцев театра, и вероятно, что последние поступили в петербургскую труппу уже позже. Все известия передают, что в 1754 г. женщины еще не играли на русской сцене. Вернее то, что на сцене появились они лишь по окончательном утверждении русского театра, а до тех пор только учились и подготовлялись. Да и в законодательстве слово "актриса", примененное к русскому драматич. театру, впервые упоминается в именном указе сенату от 30 авг. 1756 г. об учреждении публичного российского театра, где говорится: "а для оного (театра) повелели набрать актеров и актрис"; далее в том же указе: "а в дополнение еще к ним актеров из других неслужащих людей, также и актрис приличное число". Марья и Ольга А. вскоре после поступления на сцену вышли замуж за актеров: первая — за Григория Волкова (см. это сл.); вторая — за Якова Шумского ("Русский вестник", 1869, № 6, стр. 560).

Ананьины, род

— древний новгородский род. Происходит от Анании, новгородского посадника, смененного с посадничества в 1255 г. и умершего в 1258 г. Внук Анании, Михаил Павлович А., также был посадником новгородским в 1309 г. Убит в битве под Торжком в 1315 г. После покорения Новгорода великим князем Иоанном III Васильевичем А. в числе других семейств в 1477 г. были вывезены из Новгорода, и вотчины Василья А. в Вотской пятине, в погосте Федоровском-Песотском и в Ладожском уезде были описаны и отданы Овцыным. Один из А., Мещерин, Огарков сын, был убит в Казанском зимнем походе 1550 г., и имя его вписано в синодик московского Успенского собора на вечное поминовение. В 1699 г. четырнадцать А. владели населенными имениями.

Анапа

— город Темрюкского отдела Кубанской области, на берегу Черного моря, 760 жит., главные статьи торговли: хлеб, особенно пшеница, скупаемая иностранными конторами для вывоза за границу, и рыба, которая ловится местными жителями и сбывается в Керчь. А. не имеет настоящей гавани, а лишь открытый рейд, стоянка опасна для судов при сильных Ю.З. и З. ветрах (местные жители называют эти ветры моряк). Сев.-вост. ветер далеко не так силен и опасен, как в Новороссийске. В числе жителей А. много греков, в руках которых торговля. В конце XVIII и XIX столетий А. была сильной турецкой крепостью. Основателем А. считается султан Абдул-Гамид, по повелению коего крепость была построена в 1781 г. наемными французскими инженерами. А. во время 2-й войны с турками, в царствование Екатерины, была безуспешно атакована сначала генер.-аншефом Текелли (сент., 1787), а потом генер.-поручиком Бибиковым (март, 1790); в 1791 г. она была взята генер. Гудовичем, но по Ясскому миру возвращена Турции. Взятая в 1808 г. контр-адмиралом Пустошкиным, она согласно условиям Бухарестского мира в мае 1812 г. снова отдана под власть Порты. В 1828 г. А. блокировалась эскадрою Черноморского флота под начальством контр-адмирала Грейга, а с сухого пути была окружена десантным отрядом под командою кн. Меньшикова и после упорной обороны сдалась. По Адрианопольскому трактату 2 сент. 1829 г. А. присоединена к России и сначала зачислена в разряд крепостей 2-го класса, а в 1846 г. сделана городом. В 1854 г., при появлении англо-франц. флота на Черном море, А. была оставлена русскими войсками, предварительно разрушившими ее укрепления; в 1856 снова занята русскими, а в 1860 город этот упразднен, причем жители переведены в г. Темрюк. После окончательного покорения Кавказа, в 1864, Анапа потеряла стратегическое значение, и прежний крепостной вал превращен в место прогулки. В последние годы в А. летом приезжают жители Кубанской области для морских купаний.

Анапаит

(таманит) — минерал из группы водусодержащих фосфатов, по составу Ca 2FeP2O8.4H2 O. Встречается в виде зеленоватых прозрачных кристалликов триклинической системы в буром железняке близ г. Анапы на Таманском п-ове.

Анапест

(от греч. сл. αναπαίω, т. е. обращенный или поставленный в обратном порядке дактиль, см. это слово) — название трехсложного размера стиха, состоящего из двух кратких и одного долгого слога Анапест напр. мудреца, клевета.

Анапластика

(греч.) — то же, что пластический отдел хирургии.

Анаплероз

(греч.) — выполнение ран нарастающими грануляциями.

Анапо

(Anapus) — речка на юго-восточном берегу Сицилии, изливающая свои воды в большой Сиракузский залив, замечательна по богатейшей растительности, покрывающей ее берега, между прочим по находимому там папирусу (Cyperus papyrus), достигающему 4 — 6 м высоты.

Анартрия

— неспособность произносить членораздельные звуки.

Анархизм

— см. Социалистические партии и Штирнер. 29 июля 1900 г. убит анархистом король итальянский Гумберт, 6 сент. 1901 г. — президент Соед. Шт. Мак-Кинлей. Это последнее убийство дало повод к проведению в Соед. Штатах закона против анархистов, карающего смертной казнью не только убийство, но и покушение на убийство министров, посланников и т. д. Специальные законы, вызванные анархистскими покушениями и прямо или косвенно направленные против анархистов, существуют и в других странах. Законы, карающие за хранение с преступными целями и употребление взрывчатых веществ, существуют в след. странах (в порядке проведения): Великобритании — 1883 г., Германии ("динамитный закон") — 1884 г., Австрии — 1885 г., Бельгии — 1886 г., Франции — 1893 г., Швейцарии — 1894 г., Испании — 1894 г., Италии — 1894 г. Законы, карающие за преступления анархического характера путем слова, устного или печатного, организации союзов, устройства собраний и т. д.: Дания — 1886 г., Бельгия — 1893 г. ("Loi portant r é pression de la provocation а commettre des crim es ou des dé lits"); Франция — закон 12 дек. 1893 г., изменяющий закон о печати 1881 г. включением в него кар за подстрекательство путем печати к совершению преступлений; 18 дек. 1893 г., карающий за вступление в преступные сообщества; 28 июля 1894 г. — преследующий анархические интриги (единственный из существующих законов, прямо и открыто направленный против анархистов); 19 июля 1904 г. сразу три закона: 1) вышеупомянутый закон о взрывчатых веществах; 2) закон, карающий за подстрекательство путем печати к совершению преступлений и за прославление их; 3) закон об усилении мер охраны общественной безопасности (последний — лишь временный, уже в 1895 г. потерявший силу, но возобновленный в измененном виде в 1898 г. и вновь потерявший силу в 1899 г.). Проект закона против анархистов, предложенный после убиения Гумберта итальянским правительством, парламентом был отвергнут. В настоящее время существует около сотни периодических изданий анархистского направления, но все это маленькие листки, не имеющие сколько-нибудь значительного распространения: в Бельгии "L'Eniancipation" (Брюссель), "Le R é veil des Travailleurs" (Люттих), в Германии — "Neues Leben" и "Der arme Teufel" (Берлин), в Англии — "Freedom", "Arbeiterfreund" (на еврейском жаргоне), "La gr ève géné rale" (все в Лондоне), во Франции — "Les Temps Nouveaux", в Голландии, Италии, Испании, Норвегии, Сев. Америке; особенно много в Южн. Америке.

См. Plechanow, "A. und Sozialismus" (Б., 1894). Lombroso, "Die Anarchisten" (нем. перев., Гамб., 1895); Bernatzik, "Der A." (в "Jahrbuch f ü r Gesetzgebung, Verwaltung u. Volkswirtschaft", Лпц., 1895); Reichesberg, "Sozialismus und А." (Берн, 1895); Elzbacher, "Der Anarchismus".

В. В—в.

Анархисты

— см. в статье Социал-демократия.

Анархия

— так называется состояние общества, страны, государства, при котором действовавшие законы попраны, самое понятие о законности утрачено, всякая власть отвергнута. Являясь вслед за революцией, подобное состояние не может длиться, не увлекая к окончательной гибели данный политический организм; поэтому там, где последний оказывается еще жизнеспособным, тотчас же после воцарения анархии замечается реакция в пользу порядка и законности; последние водворяются либо собственными усилиями благоразумной части населения, либо временно потерявшим свой авторитет правительством, снова становящимся во главе управления благодаря содействию приверженных порядку и спокойствию элементов населения, либо, наконец, каким-нибудь другим лицом, сумевшим воспользоваться обстоятельствами, чтобы в надлежащий момент стать у кормила правления и, водворив силою порядок, вместо анархии установить, хотя временно, твердую самодержавную или диктаторскую, деспотическую власть.

Анасарка

(Anasarka, греч.) — отек кожи. Это болезненное состояние характеризуется тем, что на большей части тела под кожей собирается жидкость, сходная с кровяною сывороткою. Отек кожи легко узнается следующим образом: если при отеке надавливать на кожу пальцем, то появляющееся вдавление некоторое время остается и только медленно исчезает, между тем как при нормальной коже оно очень быстро исчезает. При отеке кожи все тело несколько вздуто, наружные поверхности холодны, кожа бледна. Жидкость больше всего собирается на нижних частях тела, напр. при положении тела на спине, жидкость собирается на нижней поверхности живота и на нижних конечностях. Ограниченный отек кожи называется oedema, водяная опухоль. Отек кожи есть только симптом какой-нибудь болезни, в особенности болезней почек, органических пороков сердца, хронических страданий легких и тяжелых кахексий. Излечение может последовать только тогда, когда излившаяся жидкость обратно всасывается лимфатическими сосудами в общую кровяную массу и выводится из организма почками и потовыми железами. В большинстве же случаев отек кожи есть болезнь неизлечимая, так как зависит от тяжелых основных заболеваний (См. Отек).

Анастаз

(греч.) — вставание с постели, выздоровление, пересадка с одного места на другое.

Анастазий Синаит

— см. Синаит.

Анастазий, аббат

— аббат и библиотекарь в Риме при папах Николае I, Адриане II и Иоанне VIII, был отправлен в 860 году в Константинополь в качестве посланника с поручением устроить брак царствовавшего в то время императора Людовика II с одной из византийских принцесс. А. пришлось жить в Константинополе во время собора, которого каноны он тогда перевел. А. † в 886 году. Кроме нескольких других сочинений, ему принадлежит "Historia ecclesiastica", составленная по Никифору, Синцеллу и Феофану, изданная Фаброти (Париж, 1649 г.; Венеция, 1729 г.). Равным образом он составил сборник биографий римских пап, так наз. " Liber pontificialis", изд. Бланкини (4 тома, Рим, 1718 — 1735 г.) и затем, в более исправленном виде, Виньолием (3 тома, Рим, 1724 — 53). Произведения А. находятся также в "Patrologie", — сочинении аббата Миня (abb é Migne), изд. в Париже в 1855 году (том 127 —129).

Анастальтика

(Anastaltika, греч.) — стягивающие, кровоостанавливающие средства.

Анастасевич Василий Григорьевич

— известный библиограф, антикварий и переводчик, много потрудившийся в период реформ императора Александра I в области законодательной и административной и никогда не стремившийся ни к выслуге, ни к почестям; отменно образованный, доступный для каждого искавшего совета и указаний, А. находил главнейшее наслаждение в кропотливом научном труде. Род. в Киеве 28 февр. 1775 г. (отец его, волошского происхождения, Григорий Ив. Анастази, был членом магистрата), учился в Киевской академии, недолго служил в военной службе и явился затем крупным деятелем по устройству только что созданного Министерства народного просвещения, снискавшим особое расположение известного сотрудника императора Александра I, князя Ад. Ад. Чарторийского; потом участвовал в комиссии составления законов, секретарствовал у гр. Ник. Петровича Румянцева, а в конце двадцатых годов определен на должность цензора, но отправлял ее недолго (в 1830 г. уже отставлен без пенсии, с чином статского советника, за пропущение Мицкевичева "Валленрода"). Остаток жизни провел, поселившись в доме Румянцевского музея. † 16 февраля 1845 и похоронен на Смоленском кладбище. Крупные работы А.: перевод Литовского статута (изд. на русском и польском языках в СПб., 1811, Комм. сост. законов), оконченное им 2-е издание "Обозрение кормчей книги барона Розенкампфа" (1839 г. напечатано в весьма малом количестве экземпляров и не поступавшее в продажу); перевод книги Вал. Стройновского "О условиях помещиков с крестьянами", доказывавшей необходимость освобождения крестьян (Вильна, 1809). Много других переводов, статей и стихотворений А. свидетельствуют о его гуманных взглядах и большой эрудиции. Богатая его библиотека после его кончины почти вся погибла. (Автобиография А. перепечатана в прекрасной о нем статье у Венгерова, I, 520 — 529, где указана и литература).

Анастасиев закон

(Anastasiana lex). Ввиду распространенного во времена императора Анастасия промысла ростовщиков, скупавших за бесценок различного рода сомнительные долговые обязательства и затем предъявлявших их ко взысканию полностью, при чем пускались в ход самые разнообразные уловки для обеспечения иска, император в 506 г. издал закон (с. 22 Cod. Iust. IV, 35), по которому покупавший долговое обязательство не имел права взыскивать по нем более того, что было им за него заплачено. Спорным остается при этом вопрос, на ком лежит обязанность доставить суду соответственные доказательства: на истце или ответчике. В новейшее время этот трудно применимый на практике принцип вследствие чрезвычайного развития торговых сношений и отчасти под влиянием изменившихся воззрений на ростовщичество вообще подвергся в различных законодательствах весьма существенным изменениям, в некоторых же — в разное время (напр. в Брауншвейге — 1848, Баварии — 1856, Пруссии — 1864) соответствующий закон отменен совсем, а в саксонский свод гражд. зак. и не вошел вовсе. Во французском праве (по ст. 1699 Code civil) начало это применяется лишь при сомнительных исках.

Анастасий

(в мире Алексей Иванович Ключарев, 1777—1851) — проповедник, епископ екатеринославский. Кроме отдельно изданных слов А. напечатал "Слова в воскресные и праздничные дни" (М., 1842).

Анастасий (Братановский)

Анастасий (Антоний Симонович Братановский-Романенко) — архиепископ Астраханский; род. 1761 года; с 1794 года член Российской академии; 1797 рукоположен из новоспасского архимандрита во епископа Могилевского, 1801 архиепископ; 1805 архиепископ Астраханский; 1806 составил план преобразования духовных училищ; † 9 декабря 1806 г. Известен как хороший проповедник. См. "Портреты именитых мужей росс. церкви" (Москва, 1843).

Анастасий, римские папы

— имя 4 пап. — А. I был преемником Сириция, вступил на папский престол в 398 г., † 14 дек. 402 года, запретил прием в духовное звание лиц, страдающих какими-либо недугами и подтвердил постановление о безбрачии духовенства. Он же предал осуждению творения Оригена. — А. II, родом римлянин, был папой от 25 ноября 496 г. до 17 ноября 498 г. — Ничем особенно не выдавались папы А. III (911 — 913) и А. IV (1153 —54).

Анастасия Иоанновна

— ландграфиня Гессен-Гомбургская, урожденная кн. Трубецкая, родилась 4 окт. 1700 г., дочь князя Ивана Юрьевича Трубецкого от 2-го брака его, с Нарышкиной. Была замужем по 1-му браку за кн. Дм. Кантемиром, а по 2-му за ландграфом Гессен-Гомбургским, русским фельдмаршалом. Славилась своей красотой; † 27 нояб. 1755.

Анастасия Романовна

— первая жена царя Ивана Васильевича Грозного из рода Захарьиных-Юрьиных, впоследствии прозывавшихся Романовыми. Отец ее, Роман Юрьевич, был окольничим при Иване III. Венчалась с царем в феврале 1547, † в июне 1560 г. Славилась добротою и помощью бедным.

Анастасия святая

— в народных преданиях смешивается со св. Анастасией, действительно жившей и пострадавшей за веру во времена Диоклетиана. Анастасия же из народных легенд и апокрифов является только олицетворением воскресного дня, к чему повод подало греческое название воскресения Άναστάσιμος ήμέρα, которое употребляется наравне с другим названием, Κυριακή η ' μέρα, т. е. Господень день. Культ воскресения получил особенное развитие в апокрифических легендах и в их многочисленных отражениях в быте и представлениях народа. В данном случае развитие пошло даже дальше обыкновенного, оно выразилось в новых формах, которые указывают на явление самозарождения мифа: воскресение и некоторые другие дни недели не только явились вещими днями, но и олицетворились в живые мифические существа. Это произошло постепенно, но одинаково замечается в народных поверьях Западной и Восточной Европы. Так, напр., в "Слове св. отца Пахомия" и в некоторых сербских песнях дни эти являются в виде ангелов-странников. Олицетворение воскресения представляет или совсем отдельную, самостоятельную личность, как, напр., болгарская "Света Неделя", румынская "swinta maica Dumineca", или смешивается с другой святой личностью, как русская и западноевропейская Анастасия, или, наконец, в воображении народа сливается вместе с образом Богородицы. В некоторых также преданиях св. Анастасия является бабкой Христа вм. маловерной Саломеи. Обстоятельно это изложил А. Н. Веселовский: "Опыты по истории развития христианской легенды" ("Журнал Мин. нар. просв.", 1877, февраль).

Анастасия, мученица

— имя нескольких святых мучениц христианской церкви. — А. старшая приняла мученическую кончину во время Нерона. — А. младшая, знатная, богатая римлянка, воспитывалась матерью Флавией в христианстве, была вследствие этого несчастна в супружестве с язычником Публием и 25 дек. 303 г., в одно из гонений на христиан, воздвигавшихся Диоклетианом, подверглась сожжению. Сохранились письма, которые она писала из темницы своему духовнику Хризогону. Память ее чествуется 25-го декабря. — А., знатная гречанка, родом из Константинополя, бежала от преследований императора Юстиниана в Александрию, где поступила под видом монаха в монастырь, в котором провела 28 лет до самой смерти (567) не узнанной. День ее чествования — 10 марта.

Анастасьевское

(оно же Бондари) — село (помещ.) в Тамбовской губ. и уезде, в 64 верст. к С.В. от города, при реке В. Ламовисе. Жителей 3003 ч., 534 двора; две церкви, школа и больница. В селе суконная фабрика (Ляпиных), на которой ежегодно выделывается до 480000 арш. армейского сукна, 7 лавок, постоялый двор, базар, ярмарка.

Анастатика

— растение из семейства крестоцветных. Единственный известный вид, Anastatica hierochuntica l., так наз. иерихонская роза, мелкое однолетнее растение с продолговатыми или яйцевидными с длинными черешками листьями, белыми цветками и раздутыми, двусемянными стручочками; растет в песчаных степях Аравии. Когда растение это отцветет и высохнет, оно сморщивается, превращаясь в небольшой комок, который в воде набухает, развертывается и выпрямляется. Суеверные монахи считали такое совершенно естественное явление чем-то чудесным, распространяя мнение, что "оживание" растения обусловливается чудодейственною силою святых мест, где иерихонская роза растет. В Палестине растение встречается, впрочем, очень редко, притом исключительно по берегам Мертвого моря. В окрестностях же Иерихона очень часто встречается растение из семейства сложноцветных, отличающееся такими же свойствами, как и А. hierochuntica, именно Asteriscus pygmeeus Coss. et Dur.

Анастатическое печатание

— так наз. открытый Рудольфом Аппелем способ воспроизводить перепечатки на бумаге гравюр, литографских и типографских оттисков и светописи посредством перевода их на камень или на цинк, освежив предварительно их краску раствором едкого кали. Для этой цели оригинал, который желают перевести, пропитывается слабым раствором азотной кислоты, кладется на литографный камень или цинковую, полированную наждаком пластинку и подвергается действию типографского пресса или вальца. Так как кислота разъедает литографский камень и цинк и не действует на краску, то, очевидно, этим способом можно перевести на камень или на цинк любой печатный оттиск и затем уже обыкновенным путем печатать на бумаге. Если перепечатки не представляют полной отчетливости и ясности в сравнении с оригиналом, стараются достичь этого ретушированием и дальнейшим вытравлением (оригинал при этой манипуляции теряет немного свой черный цвет). Этот способ получил только в последнее время практическое применение благодаря д-ру Фридлендеру и Карлу Кокрову; последний воспроизводит произведения, имеющиеся только в очень редких и немногих экземплярах, и печатает их целыми изданиями. — Антианастатическая бумага, изобретенная Глином и Аппелем, сохраняет переводное изображение, покрывая его слоем фосфорнокислой меди с жирным мылом; эти вещества, впрочем, являются не достигающими цели с химической точки зрения.

Анастомоз

(греч.) — буквально "соустие", означает в анатомии слияние двух кровеносных или лимфатических сосудов между собою, либо непосредственно для образования дуги или угла, либо при посредстве третьего сосуда (окольная ветвь). Если несколько сосудов соединяются между собою подобным образом на одном и том же месте, то они образуют сосудистую сеть. Такие соединения существуют на всех сосудах, но чаще всего на капиллярах, затем на лимфатических сосудах и венах, всего реже на артериях. Для патологии особенно важны артериальные А., так как ими обеспечивается кровообращение в том случае, когда главный питательный сосуд сделался непроходимым: благодаря существованию анастомозов соответственная часть без существенного ущерба получает кровь из соседних ветвей, и кровообращение в ней восстановляется (окольное кровообращение). Это обстоятельство дает хирургу смелость перевязывать идущий к целой конечности главный артериальный ствол, не опасаясь омертвения, если только перевязка производится ниже того места, где от перевязываемого ствола отходят побочные ветви: последние мало-помалу расширяются под напором крови, достигая нередко размеров закрытого сосуда. — А. называются также соединения между периферическими нервами, которые, впрочем, гораздо более редки, чем между сосудами.

Анастрофа

(греч.) — так назывался в греческой грамматике перенос ударения с последнего слога на первый в двухсложном слове в том случае, если оно ставится после управляемого им слова, напр. "τούτων πέρι" вместо πέρι τούτων.

Анатаз

— преимущественно острые пирамидальные, иногда таблитчатые или столбчатые кристаллы квадратной системы медово-желтого, бурого, индигового или черного цвета с алмазным блеском. Твердость полевого шпата, удельн. вес = 3,82; по химическому составу — чистая титановая кислота; эта последняя триморфна и, кроме А., встречается в природе в виде рутила и брукита. Отдельно сидящие кристаллы А. находят в гнейсах, слюдяных сланцах, гранитах, диоритах в Альпах ("Bourg-d'Oisans", Taветч, С.-Готард, Бинненталь). В бразильской провинции Минас-Гераес были находимы бесцветные или окрашенные кристаллы, необыкновенно большие.

Анатолиевка

(Малая Коблевка) — мст. Одесского у., Херсонской губ., при Тилигульском лимане. Жит. 2800. Прав. црк., 2 шк., приемный покой, вольная аптека. Винок. зав. (произв. 50 т. р.); до 20 торгово-промышлен. заведений.

Анатолий (в мире Августин Васильевич Мартыновский)

(1793—1872) — духовный писатель, магистр Киевской духовной академии; был архиепископом могилевским. В Могилеве А. устроил училище для девиц духовного звания, способствовал основанию церковных школ, вел собеседования с раскольниками. Известно его "Послание к почетнейшим мнимым старообрядцам Спасовой Гомельской слободы", напеч. в "Христ. Чтении" 1855 г. Против римско-католиков А. написал сочин. "Об отношениях римской церкви к другим христианским церквам и ко всему человеческому роду" (СПб., 1857), под псевдонимом Авдия Востокова. Ему принадлежат еще: "Слова и беседы на праздничные, воскресные дни и по разным случаям" (5 ч., СПб., 1853—1866), "Вера, надежда и любовь" (5 изд., 1867), "Покаянные воздыхания" (2 изд., Кишинев, 1861) и др.

См. М. Едлинский, "А. Мартыновский, архиепископ могилевский, и его литературные труды" (Киев, 1889).

Анатолий (в мире Андрей Максимович)

(ум. в 1842 г.) — проповедник, архиепископ симбирский. Его "Слово" и три "Речи" напечатаны в СПб. (1808—1822).

Анатолий (св.)

— патриарх константинопольский с 449 по 458 г. Председательствовал на халкидонском соборе. Короновал императора Льва, впервые совершив этот обряд. Составил несколько церковных песней. Память 3 июля.

Анатоликон

— укрепленный город в Миссолонгах (см. это сл.).

Анатолия, или Натолия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Анатомирование

— см. Вскрытие.

Анатомия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Анатомия растений

Статья большая, находится на отдельной странице.

Анатопизм

(греч.) — платеж процентов на проценты. Различают A. separatus, когда полученные проценты снова пускаются капиталистом в рост, и A. conjunctus, когда заимодавец присоединяет неуплаченные проценты к капитальной сумме и отдает ее должнику под новые проценты.

Анатопизм (греч.) — смешение места, неверное указание места.

Анафема

(собственно, дар по обету, у греков этим именем называлось всякое посвященное божеству и сложенное в храме приношение) — означает на языке Библии, как перевод еврейского слова херем, нечто "находящееся под заклятием", т. е. нечто бесповоротно и нерушимо отданное в собственность Господу. Люди, бывшие под заклятием, должны были умереть; города, находившиеся под заклятием, предавались огню вместе со всем, что в них было живого; скот, земля и всякого рода иная собственность, бывшие под заклятием, считались принадлежащими святыне, т. е. жрецам. У позднейших иудеев херем означал более строгую степень отлучения. В Новом Завете А. часто употребляется в смысле осуждения на вечную гибель, и отсюда церковное употребление этого слова в смысле проклятия, особенно в провозглашавшейся против еретиков и грешников формуле: anathema esto, т. е. будь проклят или — да постигнет тебя кара Божия. А. часто провозглашалась соборами и папами; действие ее состояло в отчуждении от "тела церкви", и так как вне церкви не могло быть спасения, то А. была равносильна осуждению на вечные муки, если грешник не откажется вовремя от своих заблуждений. В Средние века А. означала великое отлучение (см. церковное отлучение) в отличие от экскоммуникации, или малого отлучения. Еще недавно на Ватиканском соборе все противники папской непогрешимости были преданы А.

Анафематизма

— постановление собора или правило отца церкви с угрозою предания анафеме за какую-либо ересь или неправое учение. Известны 12 А., или глав, на-писанных Кириллом Александрийским против заблуждения Нестория. К А. же могут быть отнесены и правила собора гангрского (против евстафиан).

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV