Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "А" (часть 42, Ант)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "А" (часть 42, Ант)

Предыдущая страница Следующая страница

Антиохийский собор

— поместный, происходил в 341 г. Отцы этого собора (около 100) первоначально созваны были императором Констанцием в Антиохию для освящения храма, заложенного еще при Константине Вел. По окончании церковного торжества, собравшиеся епископы составили собор, на котором составлено было 25 правил относительно церковного управления, большею частью повторяющих правила апостольские.

Антиохия

— ныне Антакиэ; некогда великолепная столица сирийского государства, а теперь бедный городок в Азиатской Турции. А. была основана первым сирийским царем Селевком Никатором (300 г. до Р. Х.), который и дал ей наименование в память своего отца, Антиоха. А., построенная на левом берегу Оронта, верстах в 10 от впадения этой реки в море, была окружена высокими стенами, которым неоднократно приходилось выдерживать приступы и осады. В 540 году персидский царь Хозрой Великий овладел городом, ограбил его и предал пламени; в VII стол. А. вместе со всею Сириею подпала под власть сарацин; в 940 г. отнята у них византийским императором Никифором, а по смерти его снова покорена сарацинами и в их руках оставалась до знаменитой осады крестоносцами, 1097 г. Несмотря на то, что армия последних, предводимая Готфридом Бульонским, доходила до 300 т. чел., а число защитников А. не превышало 27 т. — осада продолжалась более 9 месяцев, и город был взят лишь благодаря измене начальника одной из важнейших башен городской стены. Вслед за тем (1098) сами крестоносцы были осаждены в А. сарацинскою армиею, предводимою мосульским султаном Карабога. Решительная вылазка, произведенная всею христианскою армиею, увенчалась окончательным поражением сарацин. Затем А. оставалась под властью предводителей крестоносцев и их потомков до 1270 г., когда египетский султан Бибарс овладел городом и разрушил его до основания. Ныне А. только громадностью и великолепием своих развалин напоминает о былой славе.

Антиохия Писидийская

— город в Писидии, на границе Фригии. Построен жителями примеандрской Магнезии. Со времени Августа римская колония, с именем Кесарии (Цезареи). Иудеи имели в А. свою синагогу. Христианская церковь в А. была основана апостолом Павлом. При Диоклетиане здесь было несколько мучеников.

Антиош

(Пертюи д'Антиош) — пролив на западном побережье Франции между островами Ре и Олерон, с восточной стороны департамента Нижней Шаранты.

Антип Андреев

— московский мещанин, наставник Покровской моленной московских поморцев, устроенной Грачовым. Он разошелся с учителями Преображенского кладбища и чрезвычайно увеличил приверженцев своей моленной. Проповедь его о необходимости брака привлекала многих последователей, но в конце его жизни (1827) в моленной явился раздор, а по смерти его (1836) она стала клониться к упадку.

Антипапа

— папа, избранный в противовес другому папе; антипапист — противник папской власти.

Антипаразитика

(греч.) — средства против чужеядных растений и животных, поселяющихся на живом организме.

Антипаралитика

(Antiparalytika, греч.) — средства, употребляющиеся при параличном состоянии нервов.

Антипараллелограмм

— плоский четырехугольник, в котором каждые две противоположные стороны равны между собою, но не параллельны. Длинные противоположные стороны пересекаются между собою в точке, находящейся между их оконечностями; пересекаются между собою и продолжения коротких сторон.

Д. Б.

Антипараллельные линии

— Проведем на плоскости две какие-либо линии А и В; пусть будут C и D две другие линии, пересекающие А и В. Если угол, составленный прямою C с линиями А или В, равен углу, составленному линиею D с линиями В или А, то линии С и D называются антипараллельными. Они были бы параллельны между собою, если бы угол, составленный линиею C с А или В, равнялся углу, составленному прямою D с А или В. — Сечение конуса с круговым основанием плоскостью, антипараллельною его основанию, есть круг.

Антипарос

— в древности Олиарос (родина Фидия и Праксителя) — один из греч. Цикладских островов, лежит к Ю.З. от Пароса, от которого отделяется узким каналом (шириною около 4 км), едва проходимым для значительных судов, и вместе с ним принадлежит к епархии Наксос. Площадь его равна 36 кв. км, и в единственном, лежащем почти посередине острова, местечке Кастро числится до 600 ж. На острове мало воды, тем не менее, его восточная и западная части довольно плодородны и заняты виноградниками и пашнями; равным образом имеются здесь и кое-какие луга, так что жители богатого мрамором, но бедного растительностью Пароса посылают сюда на пастбище свои стада коз и овец. Та же часть острова, которая лежит более к югу, весьма гориста. В центре этой гористой местности, немного ближе к середине острова, находится пещера, наполненная прекрасными фигурами из сталактитов и сталагмитов (капельников), уже в древности привлекавшая путешественников, хотя никто из древних писателей о ней не упоминает. Доступ к этой пещере весьма труден. Галерея с естественными сводами ведет в узкий и низкий проход, с конца которого надо глубоко спускаться на канатах. После второго еще более длинного спуска, по которому можно уже скользить, открывается другая галерея, столь высокая, что потолок ее едва виден. Оттуда узкий проход ведет к новому спуску, на котором прибегают к помощи лестницы, и после неоднократных переходов подобного же рода можно, наконец, проникнуть в главную пещеру, которая имеет 95 м в длину, 30 м в ширину и 2 5 м в глубину. На юго-западном берегу острова находится удобная гавань, защищенная лежащим перед ней скалистым островом Деспотико (древ. Препезинт). В 1872 г. на А. были открыты богатые свинцовые руды.

Антипатия

(греч.) — противоположность симпатии, означает нерасположение или отвращение, которое живое существо питает к каким-нибудь явлениям или другим существам. Отвращение это имеет своим источником представление о вредности этих предметов, приобретенное личным или наследственным опытом или же привитое воспитанием, но в основе его может лежать и особая возбудимость нервной системы у данного индивидуума. Наследственное нерасположение у человека и животных находится в связи с инстинктами. В последних нужно искать объяснение антипатии, которую испытывают человек и животные к таким явлениям органического и неорганического мира, вредные свойства коих они еще не могли усвоить по личному опыту. У человека сюда еще присоединяется масса таких представлений о вредных свойствах того или иного явления, ложных или истинных, которые обязаны своим происхождением преданиям или рассказам других людей. Когда в основе антипатии лежит особая возбудимость нервной системы, то она иногда достигает чрезвычайного напряжения и тогда называется идиосинкразией.

Антипатр

— идумеянин, отец Ирода Великого, основатель династии Иродов, сын Антипы, или Антипатра, которого Александр Ианней, царь иудейский, сделал правителем Идумеи. Войдя в милость к Помпею, А. сделался опекуном ничтожного царя-первосвященника Гиркана II и действительным правителем покоренного римлянами иудейского народа. Это свое положение А. укрепил еще более, когда во время борьбы Помпея с Цезарем оказал последнему важную услугу. Сбросив с себя маску, он захватил иудейский престол в свои руки и хотя носил только данный ему Цезарем титул прокуратора, или эпитропа, всей Иудеи, но в действительности сделался ее правителем. Чтобы навсегда упрочить за собою царство, он предоставил отдельные области в управление своим сыновьям: старшего сына Фазаила поставил правителем в Иеpycaлиме, а младшего, Ирода, — в Галилее. А. был отравлен в 43 г. до Р. Х. Малихом, который надеялся заступить его место, но был убит по приказанию Ирода.

Антипатр

(род. около 400 г. до Р. Х.) — полководец и близкий друг Филиппа Македонского. Александр, отправляясь в 334 г. в Азию, оставил его наместником Македонии. Последней он управлял с усердием и искусством и победой при Мегаполисе (330 г.) подавил весьма опасное восстание спартанцев, направленное к свержению македонского ига. По смерти Александра (323 г.) А. удержал в своих руках наместничество над европейскими странами Македонского царства и приобрел еще большую самостоятельность, чем раньше. Вскоре он должен был выдержать борьбу с восставшей Грецией (так наз. Ламийская война). Сначала победа была не на его стороне, и А. был заперт в Ламии, но тогда явилось к нему на помощь войско под начальством Леоната. Хотя в начале 322 г. Леонат был убит в кавалерийской стычке, но А., к которому пришел еще на помощь Кратер, летом 322 г. победил восставших греков при Кранноне и затем жестоко отомстил афинянам. После того, как правитель государства Пердикка был убит в июле 321 г., войско Александра Великого провозгласило в Трипарадизе, в Сирии, правителем империи престарелого А. Он † в 319 г. в глубокой старости, назначив своим преемником не сына своего, Кассандра, а Полисперхона.

Антиперистаз

(греч.) — противоположное действие двух сил природы, беспрерывное давление и противодавление.

Антиперистальтический

(греч.) — противоположный перистальтическим, чревообразным движениям желудочно-кишечного канала; антиперистальтические движения идут снизу вверх, как это имеет место при рвоте (см. Перистальтический). Антиперистальтическими средствами называются рвотные средства.

Антипин

— сибирский дворянин, из Большерецкого острога в Камчатке; отправлен был в 1773 году на большой байдаре на дальние Курильские острова для описания их и собрания предметов естественной истории и вообще тамошних произведений, как натуральных, так и выделываемых жителями. Этот подбор предположен был для обогащения Натурального кабинета Имп. академии наук. Антипин выполнил поручение, возложенное на него, с полным успехом, и экземпляры коллекции этой получены были в С.-Петербурге, в Академии, в начале 1775 г. ("СПб. ведомости", № 17, 1775). Об этом коллекционере дальнейших указаний нет.

Антипин Никита

— московский иконописец из Напрудной слободы; в 1668 году работал стенопись в Савином монастыре. Ср. "Словарь иконописцев русских" Д. Ровинского.

Антипиретика

(Antipyretica) — средства против ожогов.

Антипиретика

(Antipyretica) — средства против лихорадки, жаропонижающие.

Антипка

(Prunus Mahaleb L.) — декоративное растение — дерево или кустарник — в области винограда. Служит в качестве подвоя для вишен и черешен в особенности при формовой и шпалерной культурах. Прививки на А. характеризуются слабым ростом, но рано входят в пору плодоношения. Древесина идет также на чубуки и сигарные мундштуки, для чего А. иногда разводят специальными культурами.

Антиповка

— село Саратовской губ., Камышинского уезда, в 27 верст. к Ю. от г. Камышина, на правом бер. реки Волги. Дворов 520, число жит. 3970 обоего пола. Славится своими арбузами. А. весьма замечательно в геологическом отношении; обрыв Волги, на котором село построено, состоит из песчаника, серо-голубоватого мергеля и глины. В самых нижних пластах обрыва находятся раковины нижнего третичного, т. е. эоценового, отложения, как, напр., Cuccullaea decussata, Pectunculus brerostris, Veneric a rdia planicosta, Crassatella sulcata и пр. А. одна из весьма немногих местностей России, в которой находятся раковины эоценового отложения. Церковь православная, 5 лавок, базар.

Антиподов остров

— необитаемый скалистый остров в 27 кв. м. к Ю.В. от Новой Зеландии под 49° 48' юж. широты и 178° 20' вост. долготы от Гринвича. Назван так потому, что его меридиан почти прямо противоположен (антипод) Гринвичскому.

Антиподы

или противоножные — жители земного шара, обитающие на двух диаметрально противоположных пунктах Земли и, следовательно, обращенные друг к другу ногами. А. живут под одинаковыми, но в разном направлении от экватора географическими широтами, тогда как долготы их различаются на 180°. Соответственно этому времена года, времена дня и продолжительность его у них противоположны, так что середина лета соответствует у А. середине зимы, а полдень — полуночи. Шарообразный вид Земли очень скоро привел к представлению об А., и учение о них признавалось уже философами до Цицерона, именно стоиками. Но отцы церкви нашли в этом учении противоречие с Библией, и в VIII ст. дело дошло до того, что подвергался отлучению от церкви всякий, кто открыто разделял учение об А. Только после того, как кругосветные плавания доказали несомненность учения о шарообразной форме Земли, существование А. получило право гражданства. С А. не нужно смешивать названия antoeci, противожители, под которыми разумеют тех жителей земного шара, которые обитают под одним и тем же меридианом, но на противоположных сторонах экватора. У них времена года и продолжительность дня противоположны, но времена дня одинаковы. Чтобы найти наших противожителей, достаточно провести от данного меридиана прямую линию через земной шар. Если, напр., такую линию провести от полуострова Морей, то она пересечет южный край Капской Земли в Африке, обитатели которой, следовательно, будут противожителями мореотов. Есть еще третье понятие, perioeci, окольные жители, под которыми разумеют обитателей одного и того же полушария и одной и той же географической широты, но разъединенных между собою на 180° долготы. У них времена года одни и те же, но времена дня противоположны, т. е. у одних полдень бывает в то время, когда у других полночь. Так, напр., окольные жители Северной Германии находятся на Алеутских островах.

Антиподы (ботан.)

— три голые клеточки, расположенные на дне зародышевого мешка покрытосемянных растений. "Антиподами" они являются по отношению к яйцеклетке и синергидам, занимающим противоположный полюс зародышевого мешка (см. Эндосперм).

Антиподы оптические

— см. Стереоизомерия.

Антиполис

— древнее имя Антиба (см. это сл.)

Антипортик

— уставленная колоннами открытая паперть храмов.

Антипутрида

(Antiputrida, греч.-лат.) — противогнилостные средства, то же, что antiseptica (см. это сл.).

Антипьевы

— родные братья, граверы морского ведомства при Екатерине II. Старший и более талантливый, Петр, род. 1716 г., учился уже в зрелых летах в Им. ак. худ., куда был помещен директором Морского корпуса Иваном Логиновичем Голенищевым-Кутузовым; работая под руководством знаменитого Шмидта, А., "мастер грыдорования", преобразился в талантливого мастера портретного гравирования, сделал, между прочим, портрет своего благодетеля Гол.-Кутузова. † после 1780 г.; младший, Федор, род. 1729 и жил еще в 1789 г.

Антирентиеры

— так называются те поселенцы Нью-Йоркского штата, которые стремились к уничтожению сохранившихся еще от времени Голландско-Вест-Индской компании вассальных отношений к владетелям земли в бассейне Гудзоновой реки. В 1838 г. они организовались в союзы (anti-rent-associations) и совершили много жестокостей над собственниками земли. Только энергическим вмешательством государственной власти удалось подавить это открытое возмущение. Вскоре, однако, А. образовали политическую партию, которая долгое время оказывала решающее влияние на выборы государственных чиновников и своею деятельностью успела существенно смягчить многие несправедливости, сохранившиеся от прежних ленных отношений. Начиная с 1847 агитация все более и более затихала, хотя землевладельцы неохотно подчинялись решению судов. Только в июле 1869 беспощадная строгость землевладельцев в графстве Ренсилер снова разожгла вражду между ними и фермерами.

Антирринум

(Antirrhinum) — установленный Линнеем род из сем. норичниковых (Scrophularineae), отличающийся закрытым венчиком без шпорца и обыкновенно крупными, красиво окрашенными цветками, то по одному, то собранными в колос или кисть; коробочка косо-яйцевидная, двугнездная, многосемянная, раскрывающаяся зубчатыми отверстиями. Большинство видов растет в Европе, особенно в южной, некоторые же в Северной Америке и Вест-Индии; все растения травянистые, иногда у основания деревянистые, обыкновенно двулетние. Более всего известен вид A. majus L., львиная пасть, собачья голова, жабрей, южно-европейское, всюду разводимое в садах, местами одичавшее растение со множеством сильно отличающихся друг от друга садовых разностей (A. purpureum, caryophylloides, fulgens, bicolor, Joungianuin, Arlequin и др.). В садах разводятся также южно-французский A. latifolium и пиренейский Aens. Все эти виды растут в наших садах, не требуя особого ухода, только два последних вида полезно на зиму прикрывать. Размножаются семенами, а если желают получить разность, то отводками. Дико растет у нас на юге, между посевами, только А. Orontium L., также двулетнее растение с мелкими розовыми пазушными цветками, у которых доли чашечки превышают венчик и коробочку, с прямым, простым или немноговетвистым, шероховатым и наверху железистым стеблем, линейно-ланцетными или линейными листьями. Прежде листья A. majus употреблялись при леч. ран, нарывов и опухолей (Herba Orontii majoris s. Capitis Vituli s. Antirrhini).

Антисемит

— враг евреев, противник иудейства, враждебный особенностям, стремлениям и выдающемуся положению семитизма.

Антисептика

(Antiseptica, греч.) — противогнилостные средства, означает в медицине те вещества, которыми надеются предупредить процессы разложения на поверхности открытых ран, напр. в ранах, образующихся после больших операций или ушибов, или задержать уже начавшиеся изменения в крови. Пока причина гниения не была известна, единственными средствами к предупреждению процессов разложения служили холод, металлические соли, креозот и т. п. На основании высказанного Гей-Люссаком мнения, что гниение обусловливается доступом кислорода, явилась надежда, что устранением кислорода удастся устранить и гниение. Но Пастер доказал, что настоящими возбудителями гниения является не кислород, а единственно плавающие в воздухе мельчайшие частички (зародыши, мелкие организмы). Этот взгляд, подтвержденный многочисленными опытами, приобрел себе множество приверженцев и с блестящим успехом был применен Листером (см. это сл.) в хирургической практике. Листер первый стал употреблять при операциях так называемый карболовый туман, который производится при помощи особого пульверизирующего прибора и служит для уничтожения вредных свойств гнилостных возбудителей, прежде чем они попадут на рану. Пульверизация карболовой кислоты прекращалась только после наложения пропитанной той же кислотой повязки, которая, с своей стороны, доставляла защиту против зародышей. Этот первоначальный способ Л-а подвергся с течением времени разнообразным видоизменениям и доведен теперь до такого совершенства, что случаи смерти от гнилостного заражения раны считаются чуть ли не позором для той клиники, где такое несчастие произошло. Способ Л-а значительно расширил самую область операций, и современный хирург под защитой антисептики смело оперирует на таких местах, которые прежде считались заповедными. Вместо карбол. кислоты, обладающей неприятным запахом, в настоящее время употребляются салициловая кислота, бензойная и борная кислоты, тимол, уксуснокислый глинозем, сулема, йодоформ и многие другие вещества, принадлежащие преимущественно к так назыв. в химии ароматическому ряду. Сфера применения антисептических средств не ограничивается одной хирургией. Успехи современной бактериологии, особенно в том направлении, которое сообщено ей гениальными исследованиями Пастера, заставляют надеяться, что они сослужат еще великую службу человечеству в деле избавления его от самых страшных, именно инфекционных болезней (см. это сл.). — О применении антисептических средств для дезинфекции жилых помещений и отбросов см. Дезинфекцию.

Антисигма

(греч.), перевернутая сигма, т. е. греческая буква Антисигма — критическая заметка, что слово поставлено не на своем месте.

Антисифилитика

(греч.) — средства против сифилиса и его последствий, напр. йод, ртуть и др.

Антискорбутика

(Antiscorbutica) — противоцинготные средства (см. Цинга). К ним принадлежат многие употребляемые в виде овощей растения, в особенности ложечная трава, кресс, жируха, хрен, горчица, лук, чеснок и различные виды капусты.

Антиспазмодика

(Antispasmodika, греч., или antispastika) — противосудорожные средства, к которым принадлежат главным образом наркотические (см. это сл.) и летучие раздражающие вещества (см. Судороги).

Антиспаст

(греч.) — т. е. противодействующий, стремящийся против — составляет название стихотворного размера, соединяющего в себе ямб

Антиспаст

и трохей

Антиспаст

Этот размер почти исключительно применяется в холиямбе (см. это сл.).

Антистэс

(лат.) — т. е. представитель; название, дававшееся в Риме представителю известного культа, особенно высшему представителю. В первые века христианства это название давалось в виде почетного титула епископам, аббатам, приорам и т. д. В некоторых швейцарских кантонах и теперь представители реформатского духовенства носят этот титул.

Антисфен

— основатель цинической школы (см. это сл.), род. в Афинах около 440 до Р. Х. Сначала он учился у Горгия, но, увлеченный Сократом, отказался от профессии ритора и окончательно посвятил себя философии. Учение Сократа поселило в нем любовь к добродетели и ненависть к пороку, являющиеся исключительной чертой основанной им потом философской школы. Идя дальше сократовских требований умеренности и воздержания, А. полагал добродетель в добровольных лишениях и полной независимости от внешних условий, презирал богатство, почести, наслаждения и за единственно верную основу нравственности признавал знание. А. ограничил свои потребности лишь самым необходимым и нисколько не стеснялся являться публично в лохмотьях, как нищий. А. отвергал почитание богов, давал аллегорическое толкование поэмам Гомера, проповедовал возвращение к простоте естественного состояния и враждебно относился ко всем государственным формам и установлениям, ко всем ограничениям, налагаемым на человека обществом и его порядками, равнодушно относился даже к родным и отечеству. Непозволительным А. считал только одно зло, а постыдным одно безнравственное. Вообще его этика могла привести только к грубому индифферентизму как в политической, так и в общественной жизни. Самым выдающимся учеником его был Диоген (см. это сл.). После смерти Сократа он учил в Киносарге, афинской гимназии, откуда его школа и получила свое название. Его многочисленные произведения, в том числе полемическое сочинение против Платона, все утеряны; известные под его именем письма считаются подложными. Год его смерти неизвестен. Заслуги А. и его учеников в философском отношении невелики; они занимались исключительно этикой, да и то в одностороннем направлении. Прямую противоположность А. и его школе составляли Аристипп и киренаики (см. это сл.); в тех и других мы видим уже зародыши позднейших школ стоиков и эпикурейцев. Отрывки сочинений А. собраны Винкельманом (Цюр., 1842). Ср. Шаппюи, "Antisth è ne" (Пар., 1854).

Антитавр

— гора, см. Тавр.

Антитакты

— сродные с карпократианами гностики II века, веровавшие в творческого Всеотца, как сокровенный источник всего бытия. Против этого Всеотца, по их учению, восстал Сын и против волн Отца дал людям постановления закона. А. смотрели на нарушение закона как на благоугодное Богу дело, как на своего рода отмщение Сыну за его противление Отцу.

Антитеза

(греч.) — буквально "противоположение", означает в риторике фигуру, заключающуюся в сопоставлении двух противоположных, но связанных между собою общей точкой зрения представлений. Напр. в мирное время сын хоронит отца, в военное — отец сына.

Антитоксикон

(греч.) — см. Противоядие.

Антитоксины

— противоядия против токсинов, т. е. ядов, вырабатываемых в организме при различных инфекционных заболеваниях. См. Птомаины и Цитотоксины.

Антиточки

(антипункты) — так называют две пары фокусов кривых какого угодно порядка, причем одна пара этих фокусов вещественная, другая мнимая. А именно фокус кривой можно определить как точку пересечения касательных к данной кривой, проведенных через бесконечно удаленные мнимые циклические точки плоскости. Если I и J суть эти две точки, то паре вещественных фокусов А, А' пересечения касательных AI, A'I, AJ, A'J, соответствует пара мнимых точек В, В' пересечения тех же прямых. Если дано ν фокусов какой-нибудь кривой ν-го класса, то все остальные могут быть найдены как антипункты тех комбинаций, которые можно составить из этих точек. Так как число таких пар = 1/2ν (ν—1) и они дают столько же пар антипунктов, то общее число найденных фокусов будет ν +2[1/2 ν (ν —1)] = ν 2, т. е. полное число.

Прямые АА' и ВВ', соединяющие соответственные пары антипунктов, пересекаются под прямым углом и делятся при этом на равные отрезки, так что если О есть их (вещественная) точка пересечения, то

OA = OA' = iOB = iOB'.

Антитринитарии

— общее название всех противников церковного догмата Троицы во времена Реформации. Сами же они, подобно их современным единомышленникам, назвали себя унитариями (см. это сл.). В то время как реформаторы, чтобы сохранить связь с древнехристианской церковью, признавали догмат о Троице неприкосновенным, хотя и непостижимым таинством, — другие старались подвергнуть этот догмат критическому анализу на основании Писания или с точки зрения разума. В согласии с средневековой мистикой Иоганн Денк из Баварии († от чумы в декабре 1527 года) и народный историк Себастьян Франк из Донауверта († 1543 г.) учили, что истинный Христос есть "вечное слово", "внутренний свет", горящий в сердце каждого верующего, тогда как внешний, исторический Христос ничего не значит. Напротив того, Конрад из Виртемберга (казнен в Базеле 1529) и Людвиг Гецер из Бишофцеля (обезглавлен в Констанце 1528 вследствие преступления против нравственности) видели в Христе только преисполненного божественного духа человека. Испанский врач Михаил Сервэ (см. это сл.) за отрицание Троицы был сожжен 1553 в Женеве по настоянию Кальвина. Нидерландец Иоганн Компанус (вследствие сумасшествия заключенный 1574 в Клеве), ссылаясь на 1 книгу Моисея (1, 26), учил, что в Боге существуют две ипостаси, образующие единое, подобно тому, как муж и жена составляют одно тело. Давид Иорис, художник на стекле в Дельфте, и Ганс Никлас в Эмдене, в Восточной Фрисландии (ум. 1577), видели в Троице только символ трех веков, в которых воплотилось спасение; во главе второго века стоит Христос, а во главе третьего — Давид Иорис или Ганс Никлас. Особенно многочисленны были А. в Италии, где реформационное движение в связи с гуманистическим образованием приняло критическое направление. Однако инквизиция принудила итальянских А. покинуть свое отечество и искать убежища в протестантских странах, преимущественно в Швейцарии. Но и тут участь их была не лучше. Испытав жестокие гонения в Швейцарии и Германии, А. нашли себе наконец новое отечество в Польше и Трансильвании, где ими основана под именем социниан (см. это сл.) цветущая церковная община. См. Трексель, "Die protestantischen A. vor F. Socin" (2 т. Гейдельб., 1839—41); Р. Уэллэса, "Antitrinitarian biography" (Лонд., 1850).

Антифан

— род. около 405 г. до Р. Х. в Смирне, или Родосе, или же Хиосе (в Вифинии), вместе с своими современниками, Алексисом и Анаксандридом, был одним из замечательнейших поэтов так назыв. "средней аттической комедии". Уже Аристофан и другие поэты так назыв. "старой комедии" отступали от прежних образцов, следующее же поколение поэтов окончательно перешло к характерным пьесам так назыв. "новой комедии", начало которой положили Менандр и Филемон. Отказавшись от хоров старой комедии, новая школа перестала черпать материал для своих пьес из политической жизни, зато больше прежнего подвергала осмеянию стихотворцев и их творения, философов и их теории, и еще чаще, чем это делала старая комедия, выводила на сцену героев и богов, выставляя их в смешном виде; но наряду с этим прежние сюжеты заменялись совершенно новыми: вместо фантастических образов полубогов и мифических царей рисовались картины, сцены и события общественной и обыденной жизни. Пьесы А. написаны легко и изящно. Полагают, что он сочинил их больше 260; заглавия почти 150 из них нам известны. А. † в 330 г. до Р. Х. Фрагменты А. собраны и изданы Мейнеке в его "Comici Graeci" (т. 3, Берл., 1843), затем (с латинским переводом) Ботге (Пар., 1855). Имеется еще малое издание Мейнеке (Берл., 1857).

Антифармакон

(Antipharmakon, греч.) — средство против яда; противоядие; также прежде этим именем называли средство против колдовства.

Антифебрин

— см. Ацетанилид.

Антифеллос

— город на южном берегу Ликии (на юге Малой Азии), сначала служил лишь гаванью для города Феллос, лежащего дальше в глубь страны (отсюда и название), приобрел в древности громкую славу своими прекрасными губками, которые добывались в море, омывающем стены города. В настоящее время это незначительная гавань и под именем Антифило входит в турец. вилайет Конии.

Антиферменты

— вещества, задерживающие действие ферментов.

Антифлогистический

(греч.) — называются в медицине противовоспалительные средства, служащие для излечения воспалительных процессов. К ним принадлежат местные и общие кровоизвлечения, холод в виде влажных обвертываний или мешка со льдом, ледяные пилюли; из внутренних средств к ним принадлежат неорганические кислоты, некоторые соли, питье, содержащее угольную кислоту, препараты ртути и йода, наконец, отвлекающие на кожу, производящие красноту ее, пузыри и пустулы, и на кишечник (различные слабительные средства). В настоящее время лечение воспалений значительно видоизменилось. В химии антифлогистической школой называется школа, основанная Лавуазье, разрушившим старое учение о флогистоне. Химиков школы Лавуазье и врачей-последователей вышеописанного метода лечения называли антифлогистами.

Антифлогоз

(греч.) — лечение воспалительных заболеваний. См. Воспаление.

Антифон

— основатель школьного политического красноречия, род. немногим позже 480 г. до Р. Х. в Рамнунте, городе Аттики. В числе его учеников называют историка Фукидида. В эпоху Пелопоннесской войны А. был одним из влиятельнейших членов аристократической партии и после неудавшейся попытки ввести олигархию был обвинен в государственной измене и приговорен к смерти. Из всех его речей, помимо некоторого числа фрагментов, до нас дошло лишь 15, в том числе три так назыв. тетралогии. Под тетралогией разумеют собрания речей, относящихся к одному и тому же вымышленному или действительному процессу, из коих две обвинительные и две защитительные. Остальные три речи были им сочинены для других лиц, имевших тяжбы, — обычай благодаря ему сделался общераспространенным. Подлинность речей его, как каждой в отдельности, так и всех вместе взятых, неоднократно подвергалась сомнению, но едва ли основательно. Они помещены в сборниках "Oratores", изданных Рейске (т. 7), Беккером (т. 1), Вантером и Зауппе (т. 1, Цюр., 1842) и Мюллером и Эггером (т. 1 и 2, Пар., 1847—58), а отдельно изданы Метцнером (Берл., 1888), Блассом (Лейпц., 1874) и Ернштедтом (СПб., 1880). Ср. Бласс, "Die attische Beredsamkeit" (т. 1, Лейпц., 1885). — А., трагик, жил в Сиракузах при дворе Дионисия Старшего; за беспристрастную критику плохих трагедий тирана он был предан смерти.

Антифония

(греч., антифон) — так называлось в греческой церкви попеременное пение двух хоров, разделенных на два клироса. Построение многих псалмов указывает на то, что антифональное пение существовало уже во времена иудеев. Введение его в христианскую церковь приписывается антиохийскому епископу Игнатию. В западную церковь антифональное пение введено Амвросием Миланским; более совершенной и точной обработке оно подверглось при Пaпе Целестине I (422—432). При появлении в католической церкви сольного пения антифональное мало-помалу получило второстепенное значение. Антифонарий, или антифонале папы Григория I (590—604) не следует считать сборником только антифонального пения, но заключающим в себе вообще все католические церковные напевы. В XIII столетии и даже ранее вошло в обычай заменять на документах обозначения числа и дня недели начальным стихом антифона, который в этот день, по положению церкви, пелся (ср. соч. Ведекинда "Die Eing ä nge der Messen", Браушнвейг, 1815). В немецкой евангелической церкви текст антифонов состоит из целых духовных песней или из слов, взятых из Библии. В последнем случае текст поется сперва пастором и затем повторяется хором и прихожанами.

Антифора

(греч.) — противоположение.

Антифраза

— риторическая фигура, означающая употребление слова в значении, прямо противоположном его существу, почему употребляется, когда говорят иронически.

Антифрикционный металл

(англ. antifriction-metal, франц. m é tal pour les collets, нем. antifrictionsmetall) — металл, противодействующий трению; названия в машиностроительной технике целого ряда близких между собою металлических составов, часто отличающихся друг от друга только условиями сплавления; составы эти представляют в соприкосновении с другими металлами, даже под большим давлением, крайне ничтожное сопротивление трению и поэтому служат для устройства подпятников. Для этой цели расплавленный металл наливают между шипом и станиной. Самые употребительные из сплавов этого рода представляют след. составы: 76 частей цинка, 18 ч. олова и 6 ч. меди; или: 85 ч. цинка, 10 ч. сурьмы и 5 ч. меди; или: 39 ч. олова, 52 ч. свинца и 10 ч. сурьмы; или: 80 ч. олова и 20 ч. сурьмы; или: 77 ч. олова, 12,8 ч. сурьмы и 10,2 меди; или, наконец: 80 ч. цинка, 14,5 ч. олова и 5,5 ч. меди. С последним составом сходен получаемый сплавлением 32 ч. меди, 15 ч. олова и 1 ч. латуни и соединением 2 ч. этой смеси с 19 ч. цинка и к 3 ч. олова. Твердость первых сплавов в ряду приведенных здесь обусловливается содержанием меди, тогда как сплавы, самые богатые оловом, имеют преимущество легкоплавкости. Вследствие появления в продаже за последнее время особых угольных палочек, которые, будучи вставлены в буксы, делают излишним всякое смазочное вещество, кажется, что употребление антифрикционного металла будет устранено в будущем.

Антихлор

(иначе ксантеин) — желтое красящее вещество, растворенное в клеточном соке. Изредка обуславливает окраску цветов.

Антихлор

— т. е. вещество, препятствующее разрушительному действию хлора. Так наз. некоторые соли, легко окисляющиеся хлором, каковы: кислый сернистокислый натрий NaHSO 3, серноватистокислый натрий Na 2S2O3, сернистые соединения кальция, двухлористое олово SnCl 2 и др. При белении хлором волокна бумаги и тканей даже после тщательного промывания упорно удерживают хлор, который мало-помалу их разрушает. Вышеупомянутые вещества и служат для того, чтобы перевести хлор в безвредные, растворимые в воде соединения, легко удаляющиеся при промывке. Чтобы узнать, остался ли после беления в тканях свободный хлор, делают пробу крахмальным клейстером, содержащим йодистый калий; в случае присутствия свободного хлора реактив окрашивается в синий цвет.

Антихрез

(греч.) — обмен ценностей. Когда в обеспечение долга представляется залог, приносящий доход, то уже на основании римского права может состояться соглашение, по которому получивший залог пользуется этим доходом, а предоставивший его может не вносить процентов, например доход с имения. Без такого соглашения заимодавец может удерживать доход лишь в том случае, если он вычитает из него долг или если ему не уплачивают процентов (т. н. antichresis tacita). Заимодавец обязан представить отчет лишь при возвращении заложенного. В прежнее время существовали законы, ограждавшие от ростовщичества, напр. судебное констатирование промысла. В настоящее время эти законы отменены.

Антихрист

Представление об антихристе возникло еще в первые времена христианства как понятие о посланном диаволом лице, которое должно появиться незадолго до второго пришествия Христа на землю и сосредоточить все зло, существующее на земле, для борьбы против христианской церкви. В конце концов этот посланник сатаны будет побежден вновь явившимся на землю Христом. Представление об А. возникло не на еврейской, а на христианской почве, но прообразы его были и в ветхозаветной церкви, напр. в лице нечестивого Антиоха Эпифана, царя четвертой сирийско-македонской династии, стремившегося склонить иудеев к язычеству и водворить "мерзость запустения" (Дан. IX, 27; XI, 31; ср. Матф. XXIV, 15). Предсказание о нем усматривается в пророчестве о Гоге и Магоге (Иезек., XXXVIII, 2; XXXIX, 1; ср. "Откровение Иоанна" XX, 8). По учению апостола Павла, это будет человек греха, но будет выдавать себя за Христа, за самого Бога (2-е к Фесс. II, 3 и след.). Вследствие кровавых преследований христиан в Риме в царствование Нерона христиане привыкли смотреть на Римскую империю, в которой еще евреи видели четвертое всемирное царство, о котором говорил Даниил, как на сосредоточие всех враждебных Христу сил, а в Нероне видели олицетворение А. Сохранившееся до V века сказание повествует, что Нерон не умер и снова придет бороться против царства Мессии.

Начиная с XIII века в партиях и сектах, отложившихся от папы, принято было усматривать А. в лице папы и римской иерархии. Это замечается уже во время Гогенштауфенов, Людовика Баварского, Оккэма, Виклефа, чешского реформатора Янова и других. Воззрения на папу как на А. символически перешло и в учение лютеран. В греко-восточной церкви с XV века считали А. сарацино-турецкое господство Мохаммеда и в 1213 г. даже папу Инокентия III. Пришествие А. ожидалось в 1000 г., при начале крестовых походов, при появлении чумы, или черной смерти, голода и других бедствий в XIV веке. А. видели затем в Наполеоне I в 1805 г. и в 1848 и 49 г. его усматривали в личностях тогдашних революционных деятелей. Наконец, звериное число 666 приурочивалось и к Наполеону III. Еще Роджер Бэкон († 1294 г.), недавно Бенгель и Генстенберг, нашедшие число 1836, старались, подобно современным ирвингианцам, вычислить на основании Апокалипсиса точное время пришествия А. У евреев позднейших времен также встречается представление об А., обозначаемом под именем Армиллия (т. е. губителя народов), как о чудовищном гиганте, рыжем, плешивом, 12 фут. росту и 12 же фут. толщины.

Антиципация

(лат.) — значит вообще предвзятие — выражение, находящее применение в тех разнообразных отношениях, в которых признается действительным какое-либо действие или состояние, прежде чем это допускается обыкновенным, очередным порядком. Франциск Бэкон Веруламский воспользовался этим выражением, определяя истинный путь для исследования природы в следующем положении: Natura non anticipanda sed interpretanda est, т. е., что не следует полагать, что познание природы может быть приобретено путем произвольных суждений, установляемых перед исследованием, но необходимо наблюдать природу во всех ее явлениях и толковать ее лишь путем заключений, основанных на наблюдениях и с осторожностью из них выведенных. В подобном же смысле говорит Кант об А. восприятия, определяя этим выражением особый разряд суждений, которые мы вносим в познание природы вследствие организации (устройства) нашего духа, а следовательно, также предвоспринимаем, с тем чтобы сообразно собственному духу представить себе предмет восприятий. — А., или преждевременное взимание различных податных сборов, имеет место в финансовой области, когда правительство для покрытия чрезвычайных расходов, вызванных необыкновенными потребностями, взимает вперед те обыкновенные податные сборы, которые при нормальном порядке подлежали бы взносу гораздо позже. Мера эта представляется далеко не безопасною ввиду того, что полученные вперед взносы могут впоследствии вызвать дефицит при покрытии расходов на обыкновенные потребности. В большинстве случаев это не что иное, как прикрытое возвышение налогов.

Антиципированным платежом (платежом anticipando, т. е. платеж до срока, платежи вперед) называют в торговле платежи, которые производятся перед условленным принятыми обычаем и установленным законом сроком уплаты. Такие платежи дают основания требовать учета, или дисконта (см. это сл.). В комиссионной торговле часто случается, что продавщик-комиссионер выдает комитенту (собственнику товаров) в счет платы за полученные от него для продажи товары известную денежную сумму вперед до продажи этого товара, обыкновенно уже при получении его или еще и до этого, вскоре после его высылки. Размер этой выдаваемой вперед платы простирается обыкновенно до двух третей или половины той рыночной цены, которую товар имеет в месте нахождения комитента, безразлично, производится ли уплата на наличные деньги или путем акцепта векселя. Не одна только такая уплата в счет, но и все комиссионное предприятие в этом случае обыкновенно называется антиципацией, или специально антиципационным предприятием, чаще консигнацией.

Антицира

(греч. Антикира) — название трех городов греческой древности: 1) в Фессалии, у горы Эты, в стране малийцев; 2) в юго-западной части Фокии, при Коринфском заливе, с хорошею гаванью и храмом Артемиды, в котором находилась статуя Праксителя, изображавшая эту богиню; 3) на южном побережье страны западных (озолийских) локрян. В окрестностях двух первых росла чемерица, которой приписывали свойство исцелять меланхолию и безумие. Фокийская А. особенно посещалась больными.

Антиэтам

— узкая, но глубокая североамериканская река, имеющая исток в Пенсильвании, протекающая расстояние приблизительно в 75 км и впадающая в Потомак у Шарпсбурга, в Мэриленде. На берегах этой реки 16 и 17 сентября 1862 года происходило кровопролитное сражение между союзными североамерик. войсками под начальством Мак-Клеллана и главною армией конфедерации южных штатов под начальством Лея, окончившееся отступлением последней за Потомак.

Антогаст

— минеральные воды в баденском Оффенбургском округе, лежит на высоте 624 м н. у. м., на южном склоне Книбиса, в долине Майзаха, в 12 км к Ю.В. от Оберкирха. В А. два источника (один для питья, другой для купанья), вода которых содержит в себе преимущественно углекислую известь, углекислую магнезию и сернокислый натр и занимает середину между соляно— и щелочно-железистыми водами. Она рекомендуется против малокровия, нервозности, геморроя и других брюшных болезней. С 1865 г. имеется в А. общественная лечебница с галереей для питья.

Антодонталгика

(греч.) — средство от зубной боли.

Антозоа

(Anthozoa s. Scyphozoa), или коралловые полипы, — характеризуются присутствием радиальных перегородок в гастральной полости, таким образом разделяемой на камеры, эктодермической глоточной трубки, мезентериальных нитей на краях перегородок, развитием половых клеток в энтодерме перегородок и циклом развития, не содержащим медузоидной стадии, а равно и другими особенностями.

В. М. Ш.

Антозон

— см. Озон.

Антозон (хим.)

— Шенбейн и некоторые другие химики полагали, что кроме озона существует еще другая модификация деятельного кислорода, характерное свойство которой — при взаимодействии с озоном давать обыкновенный кислород, уничтожать, так сказать, озон, за что эта модификация и получила приведенное название. Позднее было найдено (Броди), что А. есть не что иное как перекись водорода (см. об озонидах и антозонидах соотв. статью). В последние годы, однако, сделались известными новые факты (van't Hoff), побуждающие принять возможность активирования обыкновенного кислорода вследствие, быть может, возникновения для него состояния диссоциации под влиянием солнечного света и т. п.

С. С. Колотов.

Антозониды

— см. Перекись водорода.

Антокиан

— см. Антоциан.

Антокиян

— см. Кианин.

Антокольский Марк Матвеевич

— профессор скульптуры (с 1880 г.), род. в Вильне 1842 года, был резчиком и на 21 году от роду поступил в Академию художеств. Первоначально получал награды за резьбу, обратившую на него внимание, и с 1865 года сделан стипендиатом его величества. После заграничного путешествия он (в 1871 г.) произвел знаменитую статую "Иван Грозный", за что сделан академиком. По приказанию императора Александра II статуя эта отлита из бронзы для Эрмитажа, а гипсовый ее отливок помещен в Кенсигтонском музее в Лондоне. Вслед за этою статуею А. созданы: колоссальная статуя "Петра I" (1872), исторические фигуры "Ярослава Мудрого", "Дмитрия Донского" и "Ивана III". В 1874 г. явилась его статуя "Христос перед судом народа" (собственность государя императора). Затем целый ряд памятников, а в 1877 г. "Последний вздох" и "Голова Иоанна Крестителя" (1878). На парижской выставке 1878 г. эти произведения оценены по достоинству: А. дана почетная медаль и орден Почетного легиона. С 1880 г. А. продолжал свои гениальные творения в Париже (Ф. И. Булгаков, "Наши художники", т. I, СПб., 1889, стр. 14—17).

Антокольский Марк Матвеевич (дополнение к статье)

— знаменитый скульптор; ум. в Гомбурге, 26 июня 1902 г.

Антоксантум

(Anthoxanthum L, желтоцветник) — род растений из сем. злаков; цветы только с двумя тычинками, тогда как у злаков вообще их три; ланцетовидные колоски образуют плотную или прерывистую метелку. В каждом колоске по три цветка: верхушечный плодущий, боковые пустые; цветок двуполый, пустые состоят только из чешуи с остью. У нас и вообще в Европе произрастает только душистый желтоцветник, A. odoratum L. на сухих и болотистых лугах, с блестящими желто-коричневыми колосками, отличающийся нежным запахом, в особенности после сушки. Полагали, что ему единственно сено обязано своим запахом, но это неверно, потому что сено и без А. отличается тем же запахом, от находящегося в цветах пахучего вещества кумарина, напр. в шарошнице (Asperula). Цветы употребляются для ароматических подушек, а также примешиваются в нюхательный табак, чтобы придать последнему тонкий запах.

Антолиз

— процесс "разрешения цветка" сопровождает явление махровости. В махровых цветках увеличиваются в числе лепестки, тычинки, а иногда и пестики; при этом происходят характерные превращения одних частей в другие, что позволяет выяснить морфологическое значение каждой части. Тычинки чаще всего превращают (все или только наружные) в лепестки, реже в пестики. Эти последние нередко остаются несомкнутыми, превращаясь в типичные, часто зеленые, листочки. Все это служит доказательством того, что как пестики, так и тычинки являются видоизмененными листьями.

Антолиза

(Antholyza L.) — южно-африканские растения с красивыми цветами из сем. ирисовых. Цветы в виде колоса выступают из двудольного влагалища; цветочный покров неправильный, почти двугубый; три выдающиеся тычинки и три тонких рыльца, выходящих из глубоко сидящей завязи. Из последней образуются многосемянные коробочки, разделенные на три части, в которых помещены семена, покрытые сумочкой. В оранжереях наичаще разводятся очень красивые A. aethiopica с мечевидными листьями и двойным колосом багряно-красных цветов; A. lucidor с линейными или нитевидными листьями. Первый очень любим как украшающее растение в Ю. Испании, где он растет на открытом воздухе. У нас же, как и все южно-африканские растения, его можно выставлять на воздух только в летнее время. Растения многолетние.

Антологион

(греч.) — так называется в католической церкви миссал, т. е. книга, где помещены молитвы (officia), которые должны быть читаемы священником при богослужении во все праздничные дни года.

Антология

Статья большая, находится на отдельной странице.

Антомедузы

(Anthomedusae s. Scyphomedusae) — характеризуются отсутствием velum и присутствием пучков гастральных нитей на выступах, делящих желудочную полость на 4 камеры, эктодермической глоточной трубкой, развитием половых клеток в энтодерме радиальных каналов и другими особенностями строения, а равно своеобразным развитием, при котором полипоидная стадия (Scyphistoma) путем поперечного деления дает молодых медуз (Ephyrae).

В. М. Ш.

Антоммарки Франческо

— врач, состоявший при Наполеоне I на острове св. Елены; род. в 1780 г. в Корсике, изучал медицину в Пизе и с 1812 г. служил прозектором при больнице св. Марии во Флоренции. В 1818 по настоянию кардинала Феша и матери Наполеона он отправился на остров св. Елены, чтобы состоять при императоре, так как врач последнего, О'Меара, незадолго перед тем был удален. По смерти императора А. заявил, что Наполен † не от рака желудка, а от свирепствовавшей на острове лихорадки, и уклонился от подписания акта вскрытия. Через Англию он вернулся в Италию, а затем поселился в Париже, где напечатал "Les derniers moments de Napol é on" (2 тома, Париж, 1823); труд этот был весьма распространен. Во время польского мятежа Антоммарки в качестве врача отправился в Варшаву. Оттуда он вернулся в Париж, в конце 1831 года переселился в Италию, а в 1836 г. — в Америку. Здесь он жил сначала в Новом Орлеане, затем на Кубе, где и † в Сан-Антонио 3 апреля 1838 г.

Антон Далматский

— см. Далматин.

Антон Климент-Феодор

— король саксонский, царствовал от 1827 по 1836 г.; род. 27 дек. 1755 г.; жил в полнейшем уединении, занимаясь генеалогией и музыкой, в которой он заявил себя в качестве композитора, когда смерть брата его Фридриха-Августа I призвала его 5 мая 1827 г. на престол, на котором он своею кротостью приобрел всеобщую любовь. Июньские движения 1830 г. побудили его разделить свой престол с племянником своим, принцем Фридрихом Августом, и составить новое министерство. Конституция 4 сент. 1831 г. ввела Саксонию в число конституционных государств (см. Саксонию). А. † 6 июня 1836 года в Пилнице. Ему наследовал племянник его Фридрих Август II. А. был дважды женат: в первый раз — на сардинской принцессе Марии, умершей в 1782 г., во второй — на Марии Терезе, дочери императора Леопольда II, которая умерла 7 нояб. 1827 г. во время коронации в Лейпциге. От первого брака у него не было детей, дети же от второго брака умерли в раннем возрасте.

Антон Ульрих Брауншвейг-Бевернский

Статья большая, находится на отдельной странице.

Антон Ульрих Брауншвейг-Вольфенбюттельский

— герцог Брауншвейг-Вольфенбюттельский: род. 4 октября 1633 года в люнебургском Гицакере, с 1685 г. царствовал вместе с братом своим Эдуардом-Августом, а после смерти его (1704 г.) сделался единодержавным. После того, как внука его, Елисавета-Христина, приняла по его наущению в 1707 г. католицизм и в 1708 г. вышла замуж за тогдашнего претендента на испанский престол, впоследствии императора германского Карла VI, он в 17 1 0 г. открыто перешел в Бамберге на сторону католицизма. А. † 27 марта 1714 г. Стремясь к внешней пышности, он вместе с тем, благодаря своему воспитанию, полученному под руководством историка и лингвиста Шоттеля, был усердным покровителем наук и искусств и членом Пальменского ордена. Между прочим, он значительно расширил библиотеку в Вольфенбюттеле. Кроме некоторых опер, написанных им по случаю придворных празднеств, он оставил духовные песни, которые были изданы под заглавием "Christf ürstliches Davids Harpf enspiel" (Нюрнб., 1667, Вольфенб., 1670, 1856). Музыку к ним написала его мачеха София Елисавета Мекленбургская. Затем, перу герцога принадлежат 2 романа: "Die durchlauchtige Syrerinn Aramena" (5 т., Нюрнб., 1669—73—1678; краткое извлечение сделано С. Альбрехтом, 3 т., Берл., 1782—86) и "Octavia" (6 т., Нюрнб., 1677—1685; 7 т. Брауншв., 1712). Оба романа, в особенности второй, были в свое время сильно распространены и пользовались громкой славой; они страдают обширностью объема, запутанностью сюжета и часто невероятностью событий, но замечательны по нравственности своего содержания и простоте языка. Многие эпизоды имеют своим основанием факты тогдашней придворной жизни. Ср. Гэк, "A. Ulrich und Elisabeth-Christine von Braunschweig" (Вольфенб., 1845) и Холевиус, "Die bedeutendsten deutschen Romane des XVII Jahrh." (Лейпц., 1866).

Антона-Траверзи Камилл

(Antona-Traversi, род. в 1857 г.) — итальянский историк литературы. Главные его работы: "Della patria, della famiglia e della povertа di Giovanni Boccaccio" (Флор., 1881); "Della realtа deiramore dl messer Giov. Boccaccio" (Болонья, 1883); "Raffronto fra la peste di Fucidide, di Lucrezioedi Giov. Boccaccio" (ib., 1883); "Studii su Ugo Foscolo" (Милан, 1887); "De'natali, de'parenti della famiglia di Ugo Foscolo" (ib., 1886); "Canti e versioni di G. Leopardi" (1887); "Studi su G. Leopardi" (Неаполь, 1887); "Documenti e notizie sconosciute e inedite da servire a una compiuta biografia di G. Leopardi e quei di sua famiglia" (Верона, 1887); "Giacomo Leopardi e i classici" (Парма, 1888); "Del vero tempo in che fu scritto il "De Monarchia" di Dante" (Неаполь, 1887).

Антоневич Карл Болоз

— род. в Галиции 1807 г., происходил из армянского рода, давно поселившегося в Польше. В 1839 г. А. вступил в орден иезуитов и скоро отличился как знаменитый проповедник; между прочим, в 1846 г., во время крестьянского бунта, он своими проповедями сильно повлиял на успокоение взбунтовавшейся черни. † 1852 г. Список его сочинений находится у Эстрейхера в "Bibliografia Polska XIX stulecia". Главнейшие из них следующие: "Wspomnienia misyjne", 1849; "Listy w duchu Bo ż ym do przyjaci ół ", 1850; "Czytania swi ą tec ż ne dla ludu naszego", 1851; "Obrazki z ż ycia ludu wiejskiego", 1850"; "Przez Krzy ż do nieba", 1852; " Żł obek", 1857.

Антонелли Джиакомо

Статья большая, находится на отдельной странице.

Антонелли Дмитрий Иванович

— воспитанник Имп. акад. худ., род. 1782, † 1842 г., замечательный портретист и исторический живописец, ученик Гр. Ив. Угрюмова. Звание академика получил 1820 г. за превосходный портрет ректора скульптуры И. П. Мартоса, находящийся в собрании портретов членов Имп. акад. художеств.

Антонелло да Мессина

(собственно Антонелло д'Антонио) — живописец, род. в начале XV столетия. Свое художественное образование получил в Риме, но первоначальная его деятельность принадлежит Сицилии, его родине. Около 1473 г. А. поселился в Венеции; предание гласит, что он впервые познакомил художников венецианской школы с масляными красками, которые он будто бы изучил у Яна Ван Эйка. Но на самом деле во второй половине X V столетия это искусство получило в Венеции уже всеобщее распространение, тогда как большинство других итальянских школ и в начале XVI столетия оставалось еще при безжизненной технике водяных красок. А. † в Венеции в 1493 году. Его картины составляют большую редкость; значительная часть их хранится в Венецианской академии, в Лондонской национальной галерее и в Берлине; в Вене находится его "Спаситель в гробу", в Мессине же — церковные картины. Вообще же вся жизнь и деятельность Антонелло, так и вопрос о подлинности большинства приписываемых ему картин представляют много темного.

Антонианцы

— последователи новейшей антиномистической секты в Швейцарии, особенно распространенной в Бернском кантоне. Основатель ее Антон (Антони) Унтернэрер род. 5 сент. 1759 г. в Шюпфгейме, в кантоне Люцерн; поселившись в 1800 г. в Амсолдингене близ Тука, он стал излагать в собраниях Новый Завет. Своим воззрениям Унтерн. приписывал авторитет Божественного Откровения. За беспорядки, которые он вместе со своими сторонниками произвел 16 апр. 1802 г. в мюнстерской церкви в Берне, он был арестован; через 2 года он был выпущен на свободу, но снова вызвал смуты, за что был изгнан из Бернского кантона. Впоследствии Унтерн. в Люцерне был заключен в тюрьму, где и † 29 июня 1824 г. Из его трудов наиболее важны: "Gerichtsb üchlein", "Bibelsprüche", "Buch der Erfü llung" и "Geheimniss der Liebe". В Амсолдингене А. жили беспрепятственно до 1821 г., когда обнаружение возмутительных половых эксцессов, практиковавшихся на их ночных собраниях, вызвало энергичное вмешательство полиции; то же самое происходило в Гештейге, недалеко от Интерлакена.

В 1830 г. объявился в Волене, недалеко от Берна, третий спаситель в лице Бенедикта Шори, который, утверждая, что в нем живет дух Унтернэрера, проповедовал общность жен. В 1838 г. выступил новый пророк в Гештейге, по имени Христиан Михель. Последний был в 1840 г. заключен в смирительный дом. Следы этой секты замечались и в кантонах Аргау и Цюрихе.

Учение А. представляет собой отголосок древней теософии и мистицизма. Все созданное Богом прекрасно, также и человек с его естественными стремлениями и побуждениями. Ему был дан лишь один завет: "плодитесь и множитесь" и лишь один запрет — не вкушать от древа познания. Это дьявол ознакомил человека с различением зла и добра и со стыдом перед тем, что Бог создал прекрасным. Спасение пришло от Христа, но вполне осуществилось через Унтернэрера. Кто уверует в проповедуемую божественную мудрость, тот свободен от всякого закона, кроме закона любви. Любовь же проявляется преимущественно в полнейшем смешении полов между верующими. Государство, церковь, школа, семья, личная собственность и т. п., все это — лишь порождения сатаны, подлежащие упразднению. Ср. Трексель, "Beitr ä ge zur Geschichte der schweizerischen reform. Kirche" (Берн, 1841).

Антониевские монастыри

1) В г. Новгороде, основан св. Антонием в 1106 г., по преданию, приплывшем на камне из Рима. 2) А. Сийского, Архангельской губ. Холмогорского уезда, на полуострове оз. Святого, из которого вытекает река Сия. Основан в 1557 г. св. Антонием Сийским.

Антонии, монашествующие

Статья большая, находится на отдельной странице.

Антонии, святые русские:

— 1) А. св., преподобный, Печерский; основатель первого монастыря пещерного (Печерского) в Киеве, до пострижения на Афоне — Антипа, уроженец мест. Любеч, род. там 982 года и † в основанной им обители, в пещере своей, 10 июля 1073 г. — 2) А. преподобный, по месту рождения Римлянин, род. в Риме 1067 г. В 1086 г., оставшись после родителей, людей богатых и знатных, удалился в пустыню. В 1106 г., по сказанию жития его, приплыл по морю на камне в Новгород; основал там монастырь на Торговой стороне, на берегу Волхова, и там † 8 августа 1147 года. — 3) А. преподобный, Дымский, родился (по монастырским известиям) в 1206 году в Новегороде, пострижен св. Варлаамом Хутынским, им послан был в Царьград к патриарху 1238 году и, воротясь перед кончиною св. игумена, избран на его место, но скоро оставил Хутынь, удалился в леса близ Тихвина и основал свою обитель, где † 1273 г. 24 июня. Ср. "Истор. описания Дымского монастыря" иepoмон. Иоанна, 1861 г. — 4) А. преподобный, Краснохолмский, по месту основанной им 1461 г. обители близ г. Бежецка. Туда он пришел с Белоозера и, потрудясь 20 с лишком лет над устройством своей пустыни, † в ней после 1481 г. — 5) А. препод., Сийский, основатель монастыря того же имени в Архангельской губ. 1520 г., ремеслом иконописец. 11557 г. — 6) А. епископ Вологодский, рукоположен 11 октября 1586 г. из игуменов Болдинского монастыря; постриженник его, ученик св. Герасима Болд., род. около 1526 г. и † в конце октября 1688 года. — 7) А. преподобный, по основанной им пустыни — Заоникиевский, поселился в 12 верстах от Вологды в 1580-х годах, на месте явления чудотворной иконы (1586 г.). † неизвестно в котором из 1600-х годов, 23 июня, когда совершается его память. — 8) А. преподобный, Леохновский по месту пустынных подвигов, род. в Твери в семье дворян Вениаминовых в XVI веке, † в своей пустыни 12 июля 1612 г.

Антоний Марк

Статья большая, находится на отдельной странице.

Антоний (архимандрит Муромского Спасского м-ря)

— расколоучитель XVII века, близкий к первым деятелям раскола. Он писал о перстосложении и послал челобитную царю Алексею Михайловичу с указаниями на неверности в исправлениях книг при Никоне, прибавляя, что те, кто не в силах обличить неверности, ссылаются на царя, "яко у царя тако поют". Вызванный на суд собора 1666 г., А. принес покаяние, но был сослан для исправления в Кириллов-Белозерский монастырь.

Антоний (в мире Авраамий Гаврилович Смирницкий)

(1773—1846) — архиепископ воронежский; образование получил в Киевской дух. академии. Некоторые его слова напечатаны в "Христ. Чтении" 1837, 1847 и 1848 гг.

См. "Преосвященный А., архиепископ воронежский и задонский" (2 изд., Воронеж, 1892).

Антоний (в мире Александр Васильевич Вадковский)

(род. в 1846 г.) — духовный писатель и церковный деятель, сын протоиерея. По окончании курса в Казанской духовной академии, преподавал в ней гомилетику и пастырское богословие, был инспектором Казанской, затем — СПб. академии. В 1887 г. назначен ректором СПб. дух. акад., с возведением в сан епископа выборгского, викария СПб. епархии. В 1892 г. назначен архиепископом вновь образованной финляндской епархии; с 1898 г. — митрополит СПб. и ладожский, с 190 0 г. — первенствующий член св. синода. В 1895 г. утвержден св. синодом в степени доктора церковной истории. Во время пребывания в Казанской академии состоял членом комиссии по описанию соловецких рукописей; ему принадлежат главным образом описания рукописей, имеющих отношение к гомилетике. Другие труды его: "Из истории христианской проповеди" (СПб., 1892 и 1895); "Речи, слова и поучения" (изд. 2, СПб., 1901).

См. "Высокопреосвященный А., митрополит С.-Петербургский и ладожский" (СПб., 1899); А. Лопухин, "А., митрополит С.-Петербургский и ладожский", в "Православной Богословской Энциклопедии" (т. I, СПб., 1900).

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV