Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "U"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "U"

Предыдущая страница Следующая страница

Ubi bene, ibi patria

(латинск.) "где (мне) хорошо, там (для меня) и родина" — обратившееся в пословицу выражение, ближайшее происхождение которого объясняется стихом трагика Пакувии, перефразировавшего, по всей вероятности, соответствующие этим слова Цицерона о его "Тускуланских беседах" (5, 37): "Patria est, ubicunque bene est". Первоисточником этой пословицы следует считать все-таки 1151 стих Аристофана в его "Plutos"'е.

Ubiquitas

(церковно-латинск., от древнелатинск. Ubique "повсюду") — вездесущие; в догматике протестантских исповеданий защищаемое лютеранами и отвергаемое реформатами телесное (или физическое) вездесущие (присутствие повсюду) И. Христа. Еще Лютер в своем большом исповедании таинства причащения (1528) этим свойством И. Христа старался доказать действительное присутствие пречистого Тела Христова в элементах причастия (Святых Даров). Но от абсолютного "вездесущия", в силу которого человеческое естество И. Христа, не подчиняясь никакому ограничению, присутствует повсюду, где присутствует Его божественное естество, следует отличать предполагаемое, или гипотетическое, вездесущие (Ubiquitas hypothetica), или присутствие одновременно во многих местах (Multipraesentia). В силу этого И. Христос имеет не ограничиваемую пространством возможность телесно или физически присутствовать повсюду, где призывается Его святое имя, и даже во многих местах одновременно. Абсолютное вездесущие вюртембергскими теологами в составленном в 1559 г. Иоганном Бренцем исповедании веры возведено на степень главного пункта (или догмата) лютеранского правоверия, тогда как гипотетическое вездесущие (или мультипрезенция) И. Христа нашло себе приверженцев в среде нижнесаксонских теологов. Формула соглашения между всеми убиквистами защищает "вездесущие" И. Христа против реформатов, не отделяя и не проводя различия между обоими вышеуказанными понятиями.

Ultimo, биржевой термин

— день ликвидаций биржевых сделок; см. Биржевые операции.

Ultimo, в музыке

(последний) — в музыке применяется для обозначения исполнения в последний раз, напр. Ultimo volta.

Una corda

— выражение, применяемое в фортепьянной музыке. Будучи помещено в нотах, требует применения левой педали, вследствие которой передвинутые молотки бьют только по одной, а не по двум или трем струнам, предназначаемым для каждого звука. Прекращение действий левой педали обозначается словами due corde, tre corde.

Unam Sanctam

— Под этим именем известна булла папы Бонифация VIII 1302 г., в которой получили законодательное выражение все притязания средневекового папства. Церковь, по этой булле, имеет единого Господа, единую веру, едино крещение и единого видимого главу, который есть представитель Христа и преемник ап. Петра. В руках его находятся те два меча, о которых говорится в Евангелии (Луки XXII, 34) и под которыми нужно разуметь меч духовный и меч светский. Непосредственно осуществляется папой только власть духовного меча, т. е. слова; материальный меч вручается папой в светские руки и извлекается в защиту церкви не самим папой, а, по его мановению, рукой королей и солдат. Как светский меч должен быть в подчинении духовному, так и светская власть должна быть подчинена духовной; последняя поставляет первую и судит ее, если она отклоняется от правого пути. Вообще подчиненность всякого человеческого существа римскому первосвященнику есть догмат веры, необходимый для спасения души (см. Папство). Попав в Corpus juris Canonici, булла Unam sanctam сделалась общим церковным законом католической церкви, а со времени провозглашения на Ватиканском соборе догмата папской непогрешимости взгляд буллы на отношение между светской и духовной властью получил значение догмата.

См. Jos. Berchtold, "Die Bulle Unam Sanctam, ihre wahre Bedeutung u. Tragweite f ü r Staat u. Kirche" (Мюнхен, 1887); Martens, "Vatican u. Bonif. VIII" (Мюнх., 1888); рецензию проф. Суворова на. книгу Берхтольда в "Юридич. Библиогр. Демидов. Юрид. Лицея", № 9.

П. Г.

Unca

или fusa — латинское название ноты длительностью в одну восьмую (см. Мензуральная теория).

Unigenitus

— название буллы, сыгравшей крупную роль в истории янсенизма (см.). Когда после смерти Антуана Арно, в 1694 г., положение вождя янсенистов занял ораторианец Пасхазий Кенель (см.), янсенистский спор, затихший было, вновь оживился. Кенель уже раньше опубликовал свой "Новый Завет с моральными размышлениями", но эта книга не возбуждала никаких подозрений, и шалонский епископ Ноайль даже дал ей свое одобрение. Несколько времени спустя иезуиты обратили на нее внимание и открыли в ней явные следы янсенистских воззрений. Немедленно книга была представлена на суд папской курии, нарядившей специальную комиссию из доминиканцев (иезуиты не были допущены, так как будто бы опасались их пристрастия), которая и осудила ее в 1708 г. Два епископа сейчас же запретили ее чтение в своих диоцезах, но Ноайль, сделавшийся к тому времени архиепископом парижским и не желавший прямо вступить в противоречие со своим прежним отношением к книге, потребовал, чтобы приговор комиссии был пересмотрен. Климент ΧΙ согласился, но и на этот раз, после тщательного исследования, осудил 101 положение из "Моральных размышлений". Это постановление было обнародовано, в виде буллы Unigeuitus, в 1713 г. Ноайль не мог больше противиться и запретил в своей епархии книгу Кенеля; но так как некоторые из осужденных положений, взятые вне контекста, не представляли из себя ничего еретического, то он вновь попросил у папы объяснений, прежде чем окончательно принять буллу. Тут вступилась г-жа Ментенон; поддаваясь влиянию своей чересчур ортодоксальной подруги, Людовик XIV приказал парламенту зарегистрировать буллу. Созвать местный собор, который должен был покончить с вопросом в том смысле, в каком этого хотела Ментенон, старому королю помешала смерть. Беззаботный насчет всяких ересей регент герцог Орлеанский сразу отстранился от религиозного спора, и общество стало менять свое отношение к булле. Богословские факультеты Парижа, Реймса, Нанта, раньше признавшие буллу, отказались от неё; четыре епископа приготовили апелляцию к ближайшему вселенскому собору; к ним присоединились 100 докторов богословия из Сорбонны, с Ноайлем (уже кардиналом) во главе. Климент XI поспешил издать новую буллу "Pastoralis officii" (1718), которая отлучила от церкви всех, не подчинявшихся булле U. Ни папе, ни регенту, которому надоели препирательства, связанные с буллой, не удалось, однако, достигнуть умиротворения. Не большим успехом увенчались и старания латерангского собора 1725 г. Франция разделилась на два лагеря — сторонников буллы и противников ее; первых поддерживало правительство, вторых ободряло сочувствие со стороны парламентов. Движение вошло в новую фазу, когда в 1727 г. умер дьякон Парис, принадлежавший к противникам буллы. На его могиле стали происходить сцены, напоминавшие эпоху самой ярой религиозной экзальтации: чудеса, исцеления, специального рода конвульсии. Янсенизм стал принимать характер эпидемии, но это дискредитировало его в глазах серьезных людей. От него отшатнулся в 1728 г. его верный защитник, хотя и не разделявший учения его по существу — кардинал Ноайль, а с ним целый ряд прелатов. Только три епископа, парламенты и адвокаты продолжали протестовать против буллы. Таким образом, приверженцы янсенизма разделились на два течения: внизу движение приняло характер секты, наверху, преимущественно среди судебного сословия, оно создало политическую по характеру партию, которая стояла за вольности галликанской церкви и питала непримиримую ненависть к иезуитам. Кардинал Флери, стоявший тогда во главе управления, изъял из ведения парламентов все дела, касавшиеся янсенизма, а когда парламенты и адвокаты забастовали, засадил в тюрьму главу непокорных. Это подействовало: парламенты стали вновь заседать, а народ, скандализованный быстрым переходом от упорства к покорности, почти совсем потерял интерес к движению. Еще десятки лет, однако, янсенисты отстаивали против правоверных свои положения, и парламенты зачастую приходили к ним на помощь. В Нидерландах образовалась так наз. утрехтская ересь, которая осуждала янсенизм, признавала верховенство папы, но все-таки отказывалась принять буллу U. Сторонники этой секты существуют и до сих пор.

Литературу — см. Янсенизм.

University Extension

Статья большая, находится на отдельной странице.

Urbs

— у древних римлян одно из обозначений понятия "город"; другие его обозначения — oppidum, municipium colonia, praefectura. Понятие города, как противоположности государству, было чуждо первоначальному римскому государственному устройству. Словами U. (одного корня с orbis — круг) и oppidum (древн. oppodum — огороженное место) выражалось понятие, противоположное понятию области и заключавшее в себе, как существенный элемент, правовой акт постройки стен. Различие U. и oppidum состояло лишь в том, что под U. подразумевался более значительный центр городской жизни, с претором и сенатом, а под oppidum — меньший центр, с дуумвирами и декурионами. Первоначальная противоположность терминов города и области отразилась в наименованиях plebs urbana и oppidani (= cives intramurani), с одной стороны, и plebs rustica, с другой. Кроме того, U. строго противополагается понятию ager, в понятии же oppidum существенным признаком является элемент городского общинного начала, хотя наряду с этим для обозначения общины существовали более употребительные термины populus и civitas. Понятие oppidum принадлежит трем правовым сферам — римской, латинской и перегринской: отсюда oppidum civium Romanorum, oppidum Latinorum, или Latini nominis, и oppidum peregrinorum. Под colonia подразумевалась территория, занятая колонами (крестьянами), водворенными в определенном месте ex consensu publico для основания общины с римским, латинским и, быть может, перегринским правом. До Гракхов колонии основывались с военными целями и служили в подвластных Риму областях постоянными гарнизонами (propugnacula imperii), укреплявшими в них римское господство. Были также (после 338 г. до Р. Х.) и гражданские колонии, по преимуществу coloniae maritimae, служившие береговыми форпостами; с 283 г. стали основывать такие колонии и вне Италии. Со времен Гракхов колонии организовались с целью пристраивать бедных граждан Рима, а со времени Суллы в колониях водворялись ветераны, получавшие земельные наделы в вознаграждение за отбытый срок военной службы. Так как колонии основывались обыкновенно на местах уже существовавших поселений, то римский элемент населения приходил в общение с туземным, причем прежние обитатели в Италии получали (вероятно) civitas sine suffragio, в провинциях же оставались перегринами. В конце республики и в императорский период название колоний, путем юридической фикции, перешло на перегринские общины с ограниченным латинским правом; отправка новых поселенцев не была необходимым условием образования таких колоний. Муниципиями назывались первоначально входившие извне в римский союз общины, обязанные оказывать Риму военную помощь и уплачивать ему поголовную подать (aes). Как dedititii, жители мунициниев первоначально не имели прав, затем получили civitas sine suffragio и, наконец, полное civitas. С 89 г. до Р. X. муниципиями стали называться все вообще италийские города, получившие права гражданства. Префектурами назывались города или общины, преимущественно с неримским населением, куда посылался префект (praefectus iuri dicundo) для ведения судопроизводства по римскому праву. К разряду префектур принадлежали некоторые колонии и муниципии, до получения ими гражданской полноправности. Во второй половине I в. префектур уже не было (за немногими исключениями, например Reate, Peltuinum, Amiternum). Кроме того, существовали термины для обозначения скорее местечек с римским населением, чем городов: forum, conciliabulum, vicus, castellum, territonum, locus.

Ср. Mommsen, "R ö misches Staatsrecht" (III т., 1 ч., Б., 1887, стр. 790 и след.); Beloch, "Der italische Bund unter Roms Hegemonie" (Лпц., 1880); Voigt, "Das ius naturale aequum et honum und ius gentium der R ö mer" (Лпц., 1856—1876); Z ö ller, "Latium und Rom" (Лпц., 1878).

Н. О.

Uroccocus

— см. Уробактерия.

Urosarcina

— см. Уробактерии. По мнению Бейеринка, этот род микроорганизмов, описанный Микелем, должен быть отнесен не к роду Sarcina, но к роду Bacillus.

Ut

— то же, что до или C, латинское название первой ступени гаммы до (см. Сольмизация). В настоящее время итальянцы употребляют до вместо ut, а немцы — С. Во Франции название ut довольно часто применяется: например знаменитое до-диез Тамберлика всегда называется французами ut di èze.

Ut desint vires, tamen est laudanda voluntas

"Пусть недостает сил, следует все-таки похвалить за добрую волю" — стих, обратившийся в поговорку; представляет собою цитату из Посланий Овидия (Epistulae ex Ponto, III, 4, 79). Часто выставляется в качестве эпиграфа или девиза начинающими писателями и учеными как выражение скромного суждения о собственном труде и просьба о снисходительности.

Ut supra

или U. s. — музыкальный термин, требующий того же прерванного приема, который был в пьесе выше.

Предыдущая страница Следующая страница