Дипломатический словарь
Статьи на букву "И" (часть 1, "ИБН"-"ИРА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 1, "ИБН"-"ИРА")

ИБН-САУД, АБД-АЛЬ-АЗИЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИВАКУРА ТОМОМИ

ИВАКУРА ТОМОМИ (1825-83), князь - видный государственный деятель Японии. Принимал активное участие в буржуазной революции 1868 (революция Мейдзи), выступал за развитие дружественных отношений Японии с другими державами и за приобщение Японии к западной культуре. И. был делегатом Японии на двух безрезультатно окончившихся конференциях с иностранными послами в Токио в январе и в феврале 1870 по вопросу об ограничении деятельности иностранных миссионеров в Японии. В 1871 И. возглавил чрезвычайную миссию Японии, выехавшую в США и в европейские страны с целью добиться пересмотра неравноправных договоров, навязанных Японии иностранными государствами. И. выступил с меморандумом, содержавшим предложения о предоставлении Японии таможенной автономии, об отмене экстерриториальности после введения в Японии кодекса, "основанного на лучших европейских и американских законах", о запрещении иностранным державам вводить на территорию Японии вооружённые отряды. В результате представленных государственным департаментом США контрпредложений И. согласился на проект нового японо-американского договора, который предусматривал сохранение консульской юрисдикции до учреждения в Японии надлежащим образом организованных судов. В то же время И. предлагал открыть дополнительно 5 японских портов для американских судов и расширить права передвижения и поселения американцев в Японии. Японское правительство не согласилось утвердить проект соглашения и поручило И. добиваться одновременного пересмотра всех неравноправных договоров на общей конференции с участием заинтересованных европейских государств и США. Эта директива свела на нет усилия И. и предопределила бесплодность его миссии. Длительное ознакомление с жизнью за границей усилило "западнические" симпатии И. Вернувшись в Японию, он выступил против проекта реакционно-самурайских кругов организовать поход в Корею. Благодаря энергии И. военная партия потерпела поражение, но И. подвергся 14. I 1874 нападению террористов-самураев и был ранен. Вскоре И. отошёл от активной политической деятельности.

ИВАН IV ГРОЗНЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИГНАТЬЕВ, НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ

ИГНАТЬЕВ, НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ (1832-1908) - русский дипломат и государственный деятель. На дипломатическую службу вступил в 1856 в качестве военного атташе в Лондоне. Был отозван из Англии из-за того, что при осмотре военной выставки "по рассеянности" положил в карман ружейный патрон новейшего образца. В 1858 И. отличился удачным выполнением миссии в Хиве и Бухаре. В 1859 И. был направлен для переговоров об утверждении китайским правительством Айгунского договора 1858 (см.). И. использовал войну Англии и Франции с Китаем, выступив в роли посредника. "Благодарностью" китайского правительства за содействие И. было заключение Пекинсного договора 1860 (см.), значительно улучшившего в пользу России условия Айгунского договора. "Игнатьев превзошёл все наши ожидания в Китае", - писал ген.-губернатор Восточной Сибири H. H. Муравьёв-Амурский министру иностранных дел Горчакову. После непродолжительного пребывания на посту директора Азиатского департамента министерства иностранных дел И. был назначен в 1864 посланником (позднее послом) в Турции. На этом посту И. проявил себя сторонником "твёрдой" дипломатии по отношению к Турции, нередко расходясь с Горчаковым, чем заслужил большую популярность в панславистских кругах. Во время восточного кризиса 1875-77 И. держался весьма воинственно по отношению к турецкому правительству, что особенно проявилось на Константинопольской конференции 1876, после которой И. был отозван из Константинополя и направлен в феврале-марте 1877 в Берлин, Лондон, Париж и Вену для выяснения отношения держав к готовящемуся военному выступлению России. И. был главным уполномоченным России при заключении Сан-Стефанского мирного договора 1878 (см.). Это было последнее выступление И. на дипломатическом поприще. В 1881-82 он занимал пост министра государственных имуществ, а затем министра внутренних дел. После этого был членом Государственного совета. Его воспоминания опубликованы в "Историческом вестнике" 1914.

ИДЕН, АНТОНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИДЕНТИЧНЫЕ НОТЫ

ИДЕНТИЧНЫЕ НОТЫ - см. Ноты.

ИЗВОЛЬСКИЙ, АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ

ИЗВОЛЬСКИЙ, АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ (1856- 1919) - русский дипломат. В 1894-97 И. был министром-резидентом в Ватикане, в 1897 - посланником в Белграде, в 1897-99 - в Мюнхене, в 1899- 1903 - в Токио и в 1903-06 - в Копенгагене. В 1906 он занял пост министра иностранных дел.

И. являлся энергичным сторонником англо-русского сближения. Он принимал непосредственное участие в переговорах и заключении англо-русского соглашения 1907 (см.), которым завершилось оформление Антанты. 15. IX 1908 во время свидания И. с министром иностранных дел Австро-Венгрии Эренталем в замке Бухлау было достигнуто устное соглашение относительно аннексии Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины и открытия проливов для русских военных судов. Несмотря на оговорку И., что аннексия Боснии и Герцеговины должна была быть санкционирована международной конференцией, ясного решения по этому вопросу принято не было. Попытки И. получить согласие других держав па изменение режима проливов были холодно встречены Францией и Англией.

От соглашения, заключённого в Бухлау, выиграла Австро-Венгрия, которая уже 7. X 1908 объявила о присоединении Боснии и Герцеговины. Возникший вслед за тем Боснийский кризис (см.) закончился дипломатическим поражением И., который в связи с этим подвергся резким нападкам в русской буржуазной печати.

Подписанное И. с министром иностранных дел Италии 24. X 1909 в Раккониджи соглашение о поддержании статус кво на Балканах, о признании интересов России в проливах, а Италии-в Триполи и Киренаике не могло исправить положения.

В 1910 И. вследствие неудач, постигших его политику, был уволен с поста министра иностранных дел и назначен послом в Париж. Благодаря своей активной деятельности и тесной связи с французскими правящими кругами, в частности с Пуанкаре, И. сыграл большую роль в дальнейшем укреплении Антанты в период подготовки первой мировой войны. В Париже И. оставался до мая 1917.

После Великой Октябрьской социалистической революции И. выступал с поддержкой иностранной интервенции против Советской России.

Воспоминания И. вышли на французском и английском языках в 1920.

ИЛИЙСКИЙ ПРОТОКОЛ 1920

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИММУНИТЕТ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИМПЕРСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНДИЙСКИЕ ВАССАЛЬНЫЕ КНЯЖЕСТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНЁНЮ, ИСМЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИОВАНОВИЧ, ИОВАН

ИОВАНОВИЧ, ИОВАН (р. 1869) - югославский дипломат и государственный деятель. По образованию юрист. В 1900 поступил на сербскую дипломатическую службу и занимал последовательно посты консула в Ускюбе и посланника в Цетинье, Афинах и Константинополе. В 1911 И. вошёл в кабинет Миловановича в качестве министра иностранных дел. В 1912 был назначен посланником в Вене. С начала первой мировой войны И. занимал пост заместителя министра иностранных дел в кабинете Пашича и являлся его ближайшим сотрудником. В 1916 был назначен посланником в Лондон, а затем в Вашингтон.

Имея главной политической целью объединение южных славян вокруг Сербии, И. в своей дипломатической деятельности ориентировался на державы Антанты. Он активно содействовал созданию Балканского союза (см.) и в годы первой мировой войны участвовал во всех переговорах Сербии с Россией, Англией, Францией и США В качестве члена югославской делегации на Парижской мирной конференции 1919 И. принимал участие в переговорах, cвязанных с проблемой образования Югославии и установления её границ.

После окончания первой мировой войны И. придерживался проанглийской ориентации и на протяжении ряда лет являлся вице-президентом Англо-американского общества в Белграде. В 1920 И. оставил дипломатическую службу.

ИОНЕСКУ, ТАКЕ

ИОНЕСКУ, ТАКЕ (1858-1922) - государственный деятель Румынии, по образованию юрист. В 1895-1905 занимал министерские посты в нескольких консервативных кабинетах. После тщетных попыток стать вождём консервативной партии покинул её ряды и в 1908 создал "консервативно-демократическую" партию. Последняя скоро распалась, и И., не входя официально ни в одну из партий, примыкал то к консерваторам, то к либералам. Был министром иностранных дел в 1912-13 и в 1916- 17. Во время первой балканской войны И. вначале был противником войны с Болгарией. Представлял румынское правительство на Бухарестской мирной конференции. Во время первой мировой войны он выступал в пользу участия Румынии на стороне Антанты, боролся против германофильских тенденций и против политики нейтралитета. Однако это не помешало И. принимать деньги и от Тройственного союза и в течение некоторого времени выступать за нейтралитет Румынии. В 1918 во время мирных переговоров И. находился в Париже, и в беседах с Массариком, Бенешем, Венизелосом и Пашичем И. развивал план создания Антанты пяти государств от Балтийского до Эгейского моря, которая должна включать Польшу, Чехословакию, Югославию, Румынию и Грецию. В 1920-21 как министр иностранных дел в кабинете ген. Авереску (см.) И. проводил политику, направленную против Советской России. Он был также одним из организаторов Малой Антанты (см.), причём в отличие от югославских и чехословацких дипломатов того времени, рассматривавших эту организацию главным образом как оплот против возможных попыток реванша со стороны Венгрии или Габсбургов, И. пытался возродить давно отвергнутый план Антанты пяти государств. 3. III 1921 И. подписал польско-румынский договор, имевший ярко выраженный антисоветский характер. 23. IV 1921 И. заключил оборонительный союз (военную конвенцию) с Чехословакией, направленный против Венгрии. Оборонительный союз с Югославией был подписан 7. VII 1921.

ИОСИДЗАВА КЕНКИТИ

ИОСИДЗАВА КЕНКИТИ (р. 1874) - японский дипломат. На дипломатической службе с 1900. В 1919-23 И. был директором Азиатского департамента министерства иностранных дел; с 1923 по 1929-посланником в Китае; с сентября 1923 по май 1924 вёл в Бэйпине переговоры с СССР об урегулировании советско-японских отношений. В ходе переговоров И. пытался выдвигать непомерные требования односторонних уступок советской стороны и отказался установить срок эвакуации японскими войсками оккупированного ими Северного Сахалина. 14. V 1924 переговоры зашли в тупик, но возобновились в августе 1924. На базе взаимных уступок было достигнуто соглашение, и 20. I 1925 И. подписал японо-советский Пекинский договор. В 1930-31 И. был послом во Франции и представителем Японии в Лиге наций. В октябре 1931 И., выступая в Лиге наций, развивал положение о том, что при обсуждении манчжурских событий нельзя становиться на "абстрактно-теоретические" позиции, а надлежит исходить из "чувства реальности". И. протестовал против предложения привлечь представителя США к участию в качестве наблюдателя в заседаниях Совета Лиги наций при рассмотрении дальневосточных дел. 21. XI 1931 И. предложил Совету Лиги наций направить в Китай комиссию для обследования положения на месте. После принятия этого предложения И. в принципе согласился с Брианом, что на время работы комиссии всякие военные действия в Манчжурии должны быть прекращены. Это вызвало протест японских военных властей, и министр иностранных дел Сидехара (см.) поспешил дезавуировать И. в этом вопросе. В декабре 1931, находясь проездом в Москве, И. обсуждал возможность заключения между СССР и Японией пакта о ненападении, но, став министром иностранных дел, он занял отрицательную позицию в этом вопросе. И. был министром иностранных дел с декабря 1931 по май 1932 в кабинете Инукаи, на дочери которого был женат. В 1933-37 И. неоднократно выступал в печати как сторонник широкой экономической экспансии Японии в странах Южных морей. В 1940 И. был назначен в Голландскую Индию в качестве специального посла для ведения экономических переговоров с её властями; здесь он безуспешно добивался специальных привилегий для японцев, ссылаясь на принцип "экономической взаимозависимости" Японии и Голландской Индии. В 1941 переговоры были прерваны. В 1942-45 И. - чрезвычайный посол Японии во Французском Индо-Китае.

ИРАКО-НЕДЖДИЙСКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИРАКО-САУДОВСКИЙ ДОГОВОР 1936

ИРАКО-САУДОВСКИЙ ДОГОВОР 1936 - о дружбе и арабском братстве - подписан в Багдаде 2. IV представителем Ирака Нури Саидом (см.) и представителем Саудовской Аравии (наименование Хиджаза-Неджда с 1932) Юсуфом Ясином.

Английская дипломатия, действовавшая через своего агента Нури Сайда, стремилась в связи с надвигавшейся второй мировой войной образовать блок государств Ближнего и Среднего Востока, поддерживающий Англию. Не случайно переговоры о заключении И.-с. д. начались в январе 1936, вскоре после нападения Италии на Эфиопию. Заключая договор, Ирак и Саудовская Аравия приняли на себя ряд обоюдных союзных обязательств: о взаимной консультации (ст. 10), об общности действий в случае опасности войны (ст. 3) и о борьбе с агрессией (ст. 4), о мирном урегулировании конфликтов (ст. 2), о незаключении договоров, нарушающих интересы союзника (ст. 1а), о взаимной помощи в борьбе с внутренними волнениями (ст. 5). Кроме того, договор подчёркивал "мусульманские связи" и "национальное единство", существующие между Ираком и Саудовской Аравией, а также между ними и другими арабскими странами. Исходя из этого, стороны решили установить военное и культурное сотрудничество, обменяться военными и научными миссиями, провести по возможности унификацию военных и культурных учреждений (ст. 7). Они решили также практиковать общее дипломатическое и консульское представительство в тех случаях, когда одна из сторон не имеет своих собственных представителей (ст. 8). Устанавливалось, что договор не должен противоречить англо-иракскому договору 1930 (см.), уставу Лигинаций и пакту Келлога- Бриана (см.), в котором участвуют обе стороны (ст. 9). Договор сохранял в силе все прежние ирако-недждийские договоры и соглашения (см.), поскольку они не противоречили ему (ст. 11). Договор заключался на 10 лет и подлежал автоматически продлению ещё на 10 лет, есля одна из сторон не потребует его отмены за год до окончания срока (ст. 14). Договор подлежал денонсации в случае агрессии одной из сторон против третьего государства, но эта денонсация не должна была отразиться на существующей дружбе (ст. 10).

Стороны согласились добиваться присоединения к договору Йемена и обеспечили такую возможность для любого арабского государства (ст. 5). 20. IV 1937 Йемен присоединился к договору.

В июле 1937 Ирак подписал Саадабадский пакт (см.), вступив в блок с Турцией, Ираном и Афганистаном. Английские дипломаты, по инициативе которых был образован Саадабадский блок, рассматривали И.-с. д. как дополнение к этому пакту.

В 1936, 1938 и 1940 был подписан ряд ирако-саудовских соглашений о нейтральной зоне и режиме пограничных племен, дополнявших И.-с. д.

ИРАНО-АМЕРИКАНСКИЕ ДОГОВОРЫ

ИРАНО-АМЕРИКАНСКИЕ ДОГОВОРЫ - 1) И.-а. д. 1856 о дружбе и торговле - подписан 13. XII в Константинополе иранским послом во Франции Фаррох-ханом Эмин оль-Мольком и посланником США в Турции Кароллем Спенсом. Договор положил начало установлению нормальных дипломатических отношений между Ираном и США. Подданные обеих сторон взаимно получали право свободного въезда, а также передвижения, ввоза товаров и торговли на территории другой страны. В общем договор был заключён на условиях, сходных с условиями Туркманчайского мирного договора (см.), причём на США и их граждан были распространены также и капитуляционные привилегии. Хотя договор и предусматривал обмен дипломатическими и консульскими представителями, но до 1883 американские интересы в Иране защищались представителями британского правительства.

2) И.-а. д. 1943 о торговле - подписан в Вашингтоне 8. IV государственным секретарём США Корделлом Хэллом и посланником Ирана Мохаммедом Шаестэ. Договором предусматривался безусловный принцип наибольшего благоприятствования в отношении ввоза товаров, взимания таможенных пошлин, налогов и сборов и т. д. Вместе с тем договор закреплял пониженные таможенные пошлины, налоги и сборы для некоторых американских товаров, ввозимых в Иран (автомобили, автопокрышки, машины и запасные части, электроприборы, продовольствие и т. д.) и для некоторых иранских товаров, ввозимых в США (главным образом ковры и сельскохозяйственное сырьё).

Договор имел целью обеспечить США во внешней торговле Ирана господствующее положение (которое занимала Германия перед второй мировой войной) как по ввозу в Иран промышленных товаров, так и по вывозу из Ирана сырья.

ИРАНО-АФГАНСКИЙ ДОГОВОР 1927

ИРАНО-АФГАНСКИЙ ДОГОВОР 1927 - о дружбе и безопасности - подписан 27. XI в Кабуле управляющим министерством иностранных дел Афганистана Гулам Садыком и посланником Ирана Махди Фаррохом. Наряду с заключёнными перед этим советско-афганским договором 1926 (см.) о нейтралитете и взаимном ненападении и советско-иранским договором 1927 (см.) о гарантии и нейтралитете И.-а. д. явился важным фактором в проводившейся Советским Союзом политике укрепления мира и безопасности на Ближнем и Среднем Востоке.

И.-а. д. 1927 предусматривал: взаимный отказ от агрессии и от посылки вооружённых сил на территорию другого государства; соблюдение нейтралитета в случае нападения на другую сторону одного или нескольких третьих государств; отказ от официального и неофициального участия во всяких враждебных действиях, а также в политических и военных союзах, направленных против другой стороны. Важным обязательством был пункт о том, что в случае, если третьи государства, находящиеся в состоянии войны с одной договаривающейся стороной, будут пытаться нарушить нейтралитет другой договаривающейся стороны, то эта последняя должна будет вооружённой силой не допустить нарушения её нейтралитета.

В развитие И.-а. д. 1927 в Тегеране 15. VI 1928 был подписан ирано-афганский протокол о политическом и экономическом сотрудничестве. Ст. 1 обусловливала, что если одна из договаривающихся сторон явится объектом враждебных действий со стороны третьих держав, то другая обязана употребить все свои усилия к тому, чтобы предотвратить это враждебное выступление. Ст. 2 предусматривала взаимную экономическую помощь предоставлением материалов, посылкой специалистов и другими способами. Ст. 3 устанавливала для подданных обеих сторон взаимное право наибольшего благоприятствования на территории другой стороны.

ИРАНО-ГЕРМАНСКИЕ ДОГОВОРЫ

ИРАНО-ГЕРМАНСКИЕ ДОГОВОРЫ - 1) И.-г.д.

1873 о дружбе, торговле и мореплавании - подписан в Петербурге 11. VI германским послом принцем Рейсом и иранским посланником Мирзой Абдер-Рахимом (Сайд оль-Мольк). Договор положил начало непосредственным отношениям между Германией и Ираном и был одним из первых международных актов Германии, подготовлявших почву для проникновения её на Ближний и Средний Восток. Он подробно регламентировал дипломатические и торговые отношения сторон на основе наибольшего благоприятствования. Германия получила право свободной торговли и навигации, капитуляционные привилегии, а также право учредить консульства в Тегеране, Тавризе и Бендер-Бушире. Особый интерес представляла ст. 18 И.-г. д., предусматривавшая посредничество Германии в случае возникновения конфликта между Ираном и какой-либо третьей державой, что по существу было попыткой установить в некотором роде протекторат Германии над Ираном.

2) И.-г. д. 1929 о дружбе и конвенция о поселении, торговле и мореплавании - подписаны в Тегеране 17. II управляющим министерством иностранных дел Ирана Мохаммед Али-ханом Фарзином и посланником Германии Шуленбургом.

Договор заменил временное ирано-германское соглашение о взаимоотношениях от 16. V 1928, окончательно оформив признание Германией отмены капитуляционного режима и установление таможенной автономии в Иране. Помимо статей о дружбе и о наибольшем благоприятствовании для дипломатических и консульских представителей договор также предусматривал обращение сторон к арбитражу в случае споров по вопросам, касающимся исполнения или интерпретации данного и прочих договоров и не могущим быть разрешёнными обычным дипломатическим путём.

Подписанная одновременно в развитие И.-г. д. конвенция о поселении, торговле и мореплавании предоставляла подданным обеих стран, на условиях взаимности и полного равенства, право въезда, пребывания и поселения на территории другой договаривающейся стороны, а также право занятия торговлей, ремёслами и другими профессиями, образования различных компаний и обществ и т. д. на основе наибольшего благоприятствования и при условии подчинения местным законам. Конвенция предусматривала установление таможенных ставок и вообще торговых и таможенных условий наравне со ставками и условиями, установленными для наиболее благоприятствуемых наций, а также провозглашала взаимную свободу транзита. В отношении мореплавания конвенция содержала взаимное обязательство относиться в водах и портах одной стороны к судам другой стороны, как к судам своей национальности, и ни в коем случае не хуже, чем к судам какой-либо третьей державы. Предусматривалось также оказание помощи при кораблекрушениях и т. д.

Договор и конвенция облегчили экономическое и политическое проникновение Германии в Иран, возобновившееся вскоре после первой мировой войны. К моменту подписания этих актов германские фирмы уже строили северный участок Трансиранской ж. д. и владели некоторыми предприятиями в Иране, служившими для немцев опорными пунктами в их экспансии на Ближнем и Среднем Востоке.

ИРАНО-ЕГИПЕТСКИЙ ДОГОВОР 1928

ИРАНО-ЕГИПЕТСКИЙ ДОГОВОР 1928 - о дружбе - подписан в Тегеране 28. XI управляющим министерством иностранных дел Ирана Фатулла-ханом Пакреваном и египетским посланником Нашаатом пашой. Договор предусматривал: мир и дружбу между обеими странами (ст. 1); предоставление дипломатическим представителям каждой из сторон на территории другой стороны таких же привилегий и преимуществ, какими пользуются дипломатические представители третьих стран (ст. 2); предоставление гражданам обеих стран обоюдного права свободного въезда и поселения, а также права заниматься любым промыслом, в т. ч. торговлей (ст. 4 и 5); подчинение граждан каждой договаривающейся стороны на территории другой стороны действию законодательства страны пребывания (ст. 5).

ИРАНО-ИРАКСКИЙ ДОГОВОР 1937

ИРАНО-ИРАКСКИЙ ДОГОВОР 1937 - о границах - подписан 4. VII в Тегеране министром иностранных дел Ирака Наджи уль-Асилем и министром иностранных дел Ирана Инаятулла-ханом Самии; ликвидировал длительные разногласия между Ираном и Ираком о границе по реке Шатт-эль-Араб. Этот спор, несмотря на официальное признание Ираном (под давлением Англии) независимости Ирака в августе 1929, являлся главной причиной неурегулированности ирано-иракских отношений и задерживал подписание пакта Ближневосточной Антанты (см.), парафированного в 1935. Позиции спорящих сторон сводились к следующему: Ирак, ссылаясь на Эрзерумский договор 1847 (см.), установивший ирано-турецкую границу по левому берегу Шатт-эль-Араба, и считая себя законным правопреемником Турции на этой территории, претендовал на обладание всеми водами Шатт-эль-Араба; между тем Иран отказывался признать эту претензию Ирака, отмечая, что безраздельное господство последнего в водах Шатт-эль-Араба ставит выход иранских судов в Персидский залив в зависимость от Ирака. После безрезультатных двусторонних переговоров Иран в 1935 обратился в Лигу наций с просьбой установить ирано-иракскую границу по тальвегу Шатт-эль-Араба. В связи с тем, что при обсуждении этого вопроса в Лиге наций обе спорящие стороны как в документах, так и в устных заявлениях неоднократно ссылались на участие России в Эрзерумском договоре 1847 и в других соглашениях между Турцией и Ираном по определению их границ, представитель СССР M. M. Литвинов на заседании Совета Лиги наций 15. I 1935 заявил, что Советское правительство "не имеет ничего общего с интересами и политикой, которые диктовали эти действия", и что оно "заинтересовано лишь в том, чтобы конфликт был разрешён по справедливости к удовлетворению обеих спорящих сторон, дабы они могли сохранить и продолжать существующие между ними дружественные добрососедские отношения". Лига наций не приняла никакого решения по этому вопросу, но выступление представителя СССР и обоюдное желание Ирана и Ирака устранить препятствия к заключению пакта Ближневосточной Антанты содействовали сближению их точек зрения, тем более что после оборудования порта Бендер-Шахпур значение вод Шатт-эль-Араба для Ирана значительно уменьшилось. В результате и был подписан И.-и. д. Договор признал старую границу по левому (восточному) берегу Шатт-эль-Араба, подтверждённую ирано-турецким разграничением 1913-14, за исключением участка против о. Абадан, где граница устанавливалась по середине течения реки. При этом договор объявлял воды Шатт-эль-Араба свободными для плавания торговых судов всех национальностей и для военных судов обеих договаривающихся сторон. Каждая из договаривающихся сторон получила право разрешить плавание военным судам третьей державы по Шатт-эль-Арабу при условии заблаговременного извещения об этом другой договаривающейся стороны.

Заключение И.-и. д. позволило сторонам принять участие в Ближневосточной Антанте, а также подписать два других договора: от 18. VII 1937 о дружбе и от 24. VII 1937 об урегулировании разногласий.

Договор о дружбе предусматривал: мир и дружбу между обоими государствами и их подданными, наибольшее благоприятствование для их дипломатических и консульских представителей, а также заключение в будущем ряда дополнительных конвенций и соглашений (о выдаче преступников, поселении, торговле, почтовой и телеграфной связи и т. д.).

Договор об урегулировании разногласий определял, что взаимные конфликты, если они не смогут быть разрешены обычным дипломатическим путём, будут регулироваться мирным способом: обращением к арбитражу, в Гаагский международный суд, в Лигу наций и созданием согласительной комиссии из представителей обеих сторон.

Предыдущая страница Следующая страница