Политологический словарь-справочник
Статьи на букву "Б"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б"

БАКУНИН МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

БАКУНИН Михаил Александрович (1814-1876) - русский философ и политический деятель, основатель русского народничества и теоретик международного анархизма, один из лидеров I Интернационала, идейный и политический противник К. Маркса. Исходным моментом анархической доктрины Бакунина являлась идея об уничтожении государственности, ограничивающей права и свободы личности во имя абстрактной идеи всеобщего блага. Анархия, по Бакунину, представляет собой заключительный этап в эволюции общества, связанный с распространением идеи свободы в массах в виде свободы индивидов и ассоциаций. Отстаивал идею создания федерации славянских народов, участвовал в деятельности освободительных славянских организаций. Автор манифеста «Воззвание русского патриота к славянским народам» (1848), в котором призывал к свержению империи Габсбургов и к созданию в Центральной Европе свободной федерации славянских народов. В 18481849 гг. - один из руководителей восстаний в Праге и Дрездене. В 1864 г. создал первую анархистскую организацию «Интернациональное братство» (Италия). Под влиянием идей Бакунина сформировалось «бунтарское» направление революционного народничества, которое проявилось в середине 1870-х годов в виде массового «хождения в народ» с целью пропаганды социализма и призыва к восстанию. Основные работы - «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1868); «Государственность и анархия» (1873).

БЕЖЕНЦЫ

БЕЖЕНЦЫ - лица, покинувшие страну проживания вследствие преследований, военных действий или иных чрезвычайных обстоятельств. В соответствии с международной Конвенцией о статусе беженцев от 28.07.1951 г. беженцем является лицо, которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего местожительства в результате подобных событий, не может и не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

БЕЛЛ (BELL) ДАНИЕЛ

БЕЛЛ (BELL) Даниел (1919) - известный американский политолог, социолог, профессор Гарвардского университета, один из ведущих авторов концепций постиндустриального общества и деидеологизации, футуролог. Работа «Конец идеологии» (1960), посвященная социальным изменениям, становится первым научным обоснованием концепции деидеологизации. В 1959 г. на Зальцбургском семинаре впервые употребляет термин «постиндустриальное общество» для описания социума, в котором индустриальный сектор теряет свою ведущую роль, а основной производительной силой становится наука (потенциал же такого общества измеряется масштабами информации и знаний, которыми оно обладает). Став признанным теоретиком неолиберализма, в 1964 г. Белл возглавляет «Комиссию 2000 года» при Американской академии искусств и наук, издает книгу «Встречая 2000 год» (1968). С середины 1960-х гг. основной темой научных исследований Белла становится разработка теории постиндустриального общества. В 1973 г. Белл издает книгу «Грядущее постиндустриальное общество», в которой проблема постиндустриального общества рассматривается во всех ее проявлениях - от истоков концепции до политических и культурных процессов, сопровождающих становление нового общества. Работа имела грандиозный успех, а сформулированная Беллом концепция постиндустриального общества стала одной из наиболее популярных и используемых теорий в социологии XX в. В середине 1970-х гг. Белл примыкает к неоконсерватизму, обращается к рассмотрению процессов, происходящих в социальной структуре общества, в сфере политики, культуры - «Культурные противоречия капитализма» (1976), «Извилистый путь: социологические эссе и искания. 1960-1980 гг.» (1980), а также религии - «Возвращение сакрального? Аргумент в пользу будущего религии» (1980). В работах Белла конца 1980-х гг. - «Человечество и США в 1913 г.» (1987), «Третья технологическая революция и ее возможные социально-экономические последствия» (1989) - содержатся новые концептуальные положения относительно технологических, социально-культурных и политических тенденций, наблюдаемых в современном обществе.

БЕНТАМ (BENTHAM) ИЕРЕМИЯ

БЕНТАМ (BENTHAM) Иеремия (1748-1832) - английский ученый, основатель теории утилитаризма, сторонник либерализма, решительный противник концепции естественного права. Будучи активным сторонником либеральных реформ в области законодательства, Бентам критиковал смертную казнь, выступал за демократизацию избирательного права, совершенствование системы судопроизводства и процедур принятия правительственных решений, принимал участие в учреждении института полиции, системы государственной службы и других важнейших общественных реформах. Созданные Бентамом с целью систематизации законодательства кодексы были использованы в правовых системах Франции, Германии, Греции, Испании, Португалии, Индии, Австралии, Канады, других стран Европы и Южной Америки, а также некоторых американских штатов. В своей работе «План всеобщего и вечного мира» (1789) осуждал агрессивные войны и колониальные режимы, обосновывал необходимость создания международной организации для предупреждения войн. Либеральные взгляды Бентама нашли свое отражение в работах «Введение в принципы морали и законодательства» (1789); «Катехизис парламентской реформы» (1809); «Теория наказаний и наград» (1811); «Деонтология, или Наука о морали» (1834) и др.

БЕНТЛИ (BENTLEY) АРТУР ФИШЕР

БЕНТЛИ (BENTLEY) Артур Фишер (1870-1957) - американский ученый, один из основателей теории групп интересов. Первым приступил к политико-социологическим исследованиям реальных политических процессов в США. Политический процесс, по Бентли, характеризуется постоянным образованием и распадом различных общественных объединений - групп интересов. Исследование их взаимодействий возможно, по Бентли, с помощью анализа таких факторов, как численность, степень «сконцентрированности» интересов, техника оказания давления (подкуп, запугивание, убеждение и пр.) и организация. Главная работа - «Процесс управления» (1908).

БЕРГЕР (BERGER) ПИТЕР ЛЮДВИГ

БЕРГЕР (BERGER) Питер Людвиг (1929) - американский социолог. Один из ведущих представителей феноменологической социологии знания, профессор, директор Института экономической культуры Бостонского университета. Родился в Австрии, закончил Новую школу социальных исследований в Нью-Йорке. Создатель «интерпретативной социологии». Книга Бергера «Приглашение в социологию» (1963) стала одним из наиболее популярных в мире учебников социологии. Автор ряда фундаментальных трудов по истории социологии, социологии религии, проблемам политики. Автор термина «интеллектуальное озарение», используемого для интерпретации неожиданно открывающихся взаимозависимостей между различными измерениями общества. Главная работа - «Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания» (1966).

БЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-1948) - религиозный философ и социолог. В первые годы революции занимается активной научной и общественной деятельностью, но, быстро разочаровавшись в социалистических идеалах, становится идейным противником советской власти, настаивая на несовместимости идеологии и практики большевизма со свободой личности. Неприятие тоталитарной идеи раскрывается в работе «Философия неравенства» (1923). В 1922 г. за резкую критику марксизма был выслан за границу большевистским правительством. В центре философии Бердяева - личность и свобода, человек и государство. Человек рассматривается Бердяевым на стыке многочисленных миров: эмпирического и идейного, феноменального и ноуменального, цивилизации и культуры, социума и космоса. Основные его работы: «Смысл творчества» (1916); «Смысл истории» (1923), «Истоки и смысл русского коммунизма» (1931), «Судьба человека в современном мире» (1934); «Русская идея» (1946); «Самопознание» (1949).  «Тоталитарный, интегральный социализм есть ложное миросозерцание, отрицающее духовные начала, обобществляющее человека до самой его глубины. Передача неограниченного права власти от монарха к народу есть лишь создание новой тирании. Освобождение же в том, чтобы вообще отрицать право неограниченной власти... Власть человека над миром не должна превращаться во власть человека над человеком». Бердяев Н. А. «О рабстве и свободе человека. О назначении человека»

БЕРК (BURKE) ЭДМУНД

БЕРК (BURKE) Эдмунд (1729-1797) - английский публицист и философ, государственный деятель, основоположник консервативной идеологии. В памфлете «Мысли о причине нынешнего недовольства» (1770) Берк излагает основные политические принципы вигов, став главным идеологом партии. С наибольшей полнотой философия консерватизма, которая является основным вкладом Берка в мировую политическую мысль, выражена в работе «Размышления о революции во Франции» (1790). К основным принципам консерватизма Берк относит: важность универсального морального порядка, санкционированного и поддерживаемого религией; веру в «право давности» и традиции народа; убеждение в необходимости существования четких границ между классами и сословиями как основы социальной стабильности; нерушимость частной собственности как гарантии свободы человека и пр. Среди других работ - «Обращение новых вигов к старым» (1791); «Письмо к благородному лорду» (1795); «Письма о мире с цареубийцами» (1796-1797). Цитата:«Истинная политическая мудрость состоит в том, чтобы исправлять, а не уничтожать прежние институты». Э. Берк

БЕРНХЕМ (BURNHAM) ДЖЕЙМС

БЕРНХЕМ (BURNHAM) Джеймс (1905-1987) - американский социолог, экономист, профессор Нью-Йоркского университета, до 1939 г. - один из лидеров троцкизма, после Второй мировой войны - ведущий теоретик консерватизма. В своей главной работе - «Революция менеджеров» (1941) - выдвинул идею о трансформации капитализма в «менеджериальное общество», власть в котором перейдет к новому классу управляющих (менеджеров, технократов).

БЕРНШТЕЙН (BERNSTEIN) ЭДУАРД

БЕРНШТЕЙН (BERNSTEIN) Эдуард (1850-1932) - немецкий публицист и политический деятель, лидер германской социал-демократии и Второго Интернационала, идеолог ревизионизма. С 1872 г. - в социал-демократической партии. В серии статей «Проблемы социализма» (1896-1898) и в книге «Проблемы социализма и задачи социал-демократии» (1899) выдвинул программу пересмотра основных положений учения К. Маркса как устаревших. В 1917 г. вместе с К. Каутским участвовал в создании Независимой социалдемократической партии. Основные работы: «Социальные проблемы» (1889), «Возможен ли научный социализм?» (1901).

БЖЕЗИНСКИЙ (BRZEZINSKI) ЗБИГНЕВ

БЖЕЗИНСКИЙ (BRZEZINSKI) Збигнев (1928) - американский политолог, социолог и государственный деятель, советолог, профессор Колумбийского университета. С 1977 по 1981 г. курировал вопросы национальной безопасности в администрациях Дж. Картера и Л. Джонсона. С 2000 г. - зав. кафедрой глобальной безопасности и геостратегии Вашингтонского Центра стратегических и международных исследований. Основные направления исследований - теория постиндустриального общества (им, в частности, была разработана теория «технетронного» общества), международные отношения, геополитика. Центральная тема исследований последних лет - разработка новой концепции системы международных отношений в мире после «холодной войны», изучение геостратегии США как единственной сверхдержавы, претендующей на роль гаранта мировой безопасности и стремящейся к созданию «нового мирового порядка», основанного на собственном доминировании. Бжезинский дает характеристику взаимодействию США с крупнейшими европейскими и азиатскими государствами, анализируя возможности использования военного, экономического и культурного давления для удержания контроля над Евразией («большой шахматной доской», на которой, согласно Бжезинскому, в ближайшие десятилетия и будет утверждаться мировое политическое господство США). Основные работы: «Идеология и власть в советской политике» (1962); «Между двух столетий. Роль Америки в технетронную эру» (1970); «Власть и принцип» (1983); «Большой провал: рождение и смерть коммунизма в XX веке» (1989); «Без контроля» (1993); «Большая шахматная доска. Американское господство и ее геостратегические императивы» (1997); «Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство» (2004). Цитата:«Понятие абсолютной национальной безопасности сегодня не более чем миф. В век глобализации полная безопасность и тотальная оборона недостижимы». Бжезинский 3. «Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство»

БИПАТРИДЫ

БИПАТРИДЫ (греч. bi - два и patris - родина) - лица, имеющие двойное или множественное гражданство. Бипатриды обладают правами и несут обязанности в соответствии с законодательством всех тех государств, гражданами которых они являются. Возникает как по рождению, так и в результате приема лица в гражданство другого государства, если при этом он не утрачивает предыдущее гражданство. В некоторых странах двойное или множественное гражданство запрещено конституцией (Украина, Литва).

БЛАУ (BLAU) ПИТЕР МИКАЭЛ

БЛАУ (BLAU) Питер Микаэл (1918-2002) - американский социолог австрийского происхождения, профессор социологии Колумбийского университета, президент Американской социологической ассоциации (1973-1974). В своих исследованиях, синтезируя идеи М. Вебера со структурнофункциональным подходом, предпринял попытку определить источники структурных изменений в формальных организациях и тенденции развития бюрократических организаций в современном капиталистическом обществе. Наряду с Хомансом считается одним из создателей теории социального обмена. В рамках этой теории политическая власть определяется Блау как установление легитимной монополии на вознаграждения, которая организационно оформляется в качестве рангов-статусов. Для легитимизации власти необходимы разделяемая участниками социального обмена, но выведенная за его рамки система ценностей и норм, конституируемая культурой. Основные работы: «Динамика бюрократии» (1955); «Формальные организации: сравнительный подход» (совместно с Р. Скоттом, 1962); «Обмен и власть в социальной жизни» (1964); «Структура организаций» (совместно с Р. Шонхером, 1971); «Структурный контекст возможностей» (1994) и др.

БЛОК ПОЛИТИЧЕСКИЙ

БЛОК ПОЛИТИЧЕСКИЙ (англ. block - соглашение, союз) - объединение, союз государств, политических партий, общественных организаций, социальных групп для достижения определенных политических целей. Примерами политических блоков являются межгосударственный союз Франции, Великобритании и России (Антанта), противостоявший в Первой мировой войне коалиции государств во главе с Германией; фашистский военно-политический блок Германии, Японии и Италии, противостоявший антифашистскому блоку СССР, Великобритании, Франции и США во Второй мировой войне; военно-политические блоки стран Варшавского Договора и НАТО в период «холодной войны» и пр.

БЛОКАДА

БЛОКАДА (англ. blockade, от block - преграда) - военная, экономическая, политическая изоляция объекта (военного формирования, города, государства) с целью принуждения его к выполнению определенных требований. Выделяют воздушную, сухопутную и морскую блокады. В современном международном праве блокада (если только она не введена по решению Совета Безопасности ООН для поддержания или восстановления международного мира и безопасности) рассматривается как акт агрессии.

БОДЕН (BODIN) ЖАН

БОДЕН (BODIN) Жан (1530-1596) - французский философ, историк, политический мыслитель, юрист. Критик эгалитаристских идей Платона, Т. Мора. В работах «Метод легкого изучения истории» (1566) и «Шесть книг о государстве» (1576) рассматривал становление государственных институтов в различных географических и климатических условиях. Выделил три основных принципа государственной власти - абсолютизм, постоянство и верховенство. Первым в истории политической мысли дал толкование суверенитета как важнейшего свойства государства, проявляющегося в верховенстве власти как внутри своей территории, так и в отношениях с другими странами. Сторонник абсолютной монархии, Боден определял государство как результат механического объединения семей. Главной задачей государства видел защиту собственности. Выделял три основные формы государственного правления: демократию (представляющую собой государство господства черни, где все или большая часть граждан обладают властью), аристократию (характеризующуюся борьбой между различными группировками за верховную власть над обществом) и монархию (абсолютизм, не зависящий от каких-либо условий, законов и ограничений - наиболее разумную форму организации власти). Автор руководства для инквизиции - «Демономания колдунов» (1580), заменившего устарелый «Молот ведьм» Шпренгера и Инститориса. В 1589 г. арестован по подозрению в колдовстве, его книги были публично сожжены. Цитата:«Не следует удивляться тому, что существует так мало добродетельных правителей. Добродетельных людей вообще мало, а из этого небольшого количества правители, как правило, не выбираются, поэтому если среди многочисленных государственных деятелей находится один действительно честный человек - это большое чудо». Боден Ж. «Шесть книг о государстве»

БОЙКОТ

БОЙКОТ (англ. boycott, от Boycott - фамилии английского управляющего имением Ч.К. Бойкота, в отношении которого впервые в 1880 г. ирландскими арендаторами была применена эта мера) - форма политического протеста и метод политической борьбы, заключающийся в полном или частичном прекращении отношений с отдельным лицом, организацией, государством с целью принудить его удовлетворить политические и социально-экономические требования. Как деятельность, направленная на то, чтобы подвергнуть сомнению права определенного субъекта политических отношений выполнять свои функции, бойкот может приводить к существенным последствиям, поскольку несет в себе зачатки делегитимации как отдельных институтов власти и конкретных политических лидеров, так и политической системы в целом. В Уставе ООН - принудительная мера (без применения вооруженных сил) для поддержания мира в международных отношениях. Одним из наиболее известных в мире бойкотов является бойкот, ставший началом движения за гражданские права чернокожего населения США: в 1955 г. в знак протеста против расовой сегрегации пастор Мартин Лютер Кинг призвал негритянское население к бойкоту городского транспорта (в котором над некоторыми пассажирскими местами висели таблички «Только для белых»). В результате акции Верховный суд США был вынужден запретить сегрегацию в общественном транспорте. Тактика бойкотов и других ненасильственных актов протеста содействовала принятию законов, уравнивающих в правах чернокожих и белых американцев, а Кинг удостоился Нобелевской премии мира.

БОТТОМОР (BOTTOMORE) ТОМАС БАРТОН

БОТТОМОР (BOTTOMORE) Томас Бартон (1920-1993) - английский социолог неомарксистской ориентации, член Британской (президент в 1969-1971 гг.) и Международной (президент в 1974-1978 гг.) социологических ассоциаций. В центре научных интересов - теория марксизма, история социологической мысли, социальная стратификация и мобильность, теория политических элит. Особенностью постиндустриального общества, по Боттомору, является рост численности среднего класса. Границы среднего класса трудно определимы, но именно из его представителей формируется современная элита. Не являясь частью системы политической власти, элита (т. е. занимающие высокое положение в обществе ученые, свободные интеллектуалы, менеджеры) обладает возможностью влияния на общественное мнение и на социальную политику государства. Основные работы: «Элиты и общество» (1966); «Марксистская социология» (1975); «Австромарксизм» (1978).

БРЕДЛИ (BRADLY) ФРЭНСИС ГЕРБЕРТ

БРЕДЛИ (BRADLY) Фрэнсис Герберт (1846-1924) - английский философ, теоретик консерватизма. В своих трудах возвел в абсолют господство общества над каждым из его членов. Основные работы: «Этические исследования» (1876); «Принципы логики» (1883); «Видимость и реальность: Опыт метафизики» (1893); «Эссе об истине и реальности» (1914).

БРОДЕЛЬ (BRAUDEL) ФЕРНАН

БРОДЕЛЬ (BRAUDEL) Фернан (1902-1985) - французский ученый, историк, социолог и геополитик. Автор ряда методологических работ - «История и социальные науки: время большой длительности» (1958), «Об истории» (1969). Приверженец концепции «глобальной истории», в соответствии с которой общество рассматривается как совокупность экономической, социальной, политической и культурной систем, состоящих, в свою очередь, из множества подсистем. «Тотальное» описание общества возможно лишь при учете всех систем «глобального общества» и всех временных циклов. В работе «Об истории» обосновал ставшее классическим определение цивилизации как «совокупности культурных характеристик и феноменов». Основные работы: «Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II» (1947); «Материальная цивилизация, экономика и капитализм (XV-XVIII вв.)» (1979); «Самобытность Франции» (1986).

БУЛГАКОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871-1944) - русский религиозный философ, богослов, общественный деятель. Основы собственной оригинальной философской концепции получают оформление в монографиях «Философия хозяйства» (1912) и «Свет Невечерний» (1917). В 1918 г. Булгаков принимает сан священника. В 1922 г. выслан из России. Основные работы: «Два града: исследование о природе обществ, идеалов» (1911); «Философия хозяйства» (1912); «Об особом религиозном призвании нашего времени» (1923); «Христианская социология» (1928); «О богочеловечестве. Трилогия» (1933-1945), «Философия имени» (издано в 1953).

БУНТ

БУНТ - нелегальная форма политического протеста, стихийное восстание, мятеж; как правило - ответная реакция на какие-либо действия государственных органов власти. Проводя различие между бунтом и революцией, Ж. Эллюль отмечал, что, в отличие от революции, характеризующейся определенной доктриной, революционной программой, организацией и социальным единством группы, восстающей против существующей системы, бунту свойственны неорганизованные массовые выступления, стихийный протест против господствующего режима. Утверждая невозможность революции в современном обществе, Эллюль называл ХХ в. веком бунтов, которые остаются последней возможностью выражения протеста в новых социальных и политических условиях.

БУРДЬЕ (BOURDIEU) ПЬЕР

БУРДЬЕ (BOURDIEU) Пьер (1930-2002) - выдающийся французский социолог, политолог, культуролог. Основные направления исследования - социология власти, социальная стратификация, искусство и массовая культура. Работы Бурдье характеризуются междисциплинарным характером - в своих исследованиях он сочетает подходы и приемы из области политических наук, философии, антропологии, истории, лингвистики, эстетики. Бурдье вводит понятие «социального поля», под которым понимается система объективных связей между различными позициями, находящимися в альянсе или в конфликте, в конкуренции или в кооперации, определяемыми социально и по большей степени не зависящими от физического существования индивидов, которые эти позиции занимают. Анализируя такие «поля», как поле политики, поле экономики, поле религии, Бурдье обнаруживает закономерности их конституирования и функционирования: автономизация, определение «ставок» игры и специфических интересов, которые несводимы к «ставкам» и интересам, свойственным другим полям, борьба за установление внутреннего деления поля на классы позиций и т. п. Основные работы: «Среднее искусство. Очерки социального употребления фотографии» (1965); «Политическое представление: элементы теории политического поля» (1981); «Вопросы социологии» (1990); «Правила искусства. Генезис и структура литературного поля» (1992); «Практический смысл» (1994).

БЬЮКЕНЕН (BUCHANAN) ПАТРИК ДЖОЗЕФ

БЬЮКЕНЕН (BUCHANAN) Патрик Джозеф (1938) - американский политик, политолог-аналитик, публицист, журналист и телекомментатор, советник Р. Никсона и Р. Рейгана, кандидат в президенты США на выборах 1992, 1996, 2000 гг. Составитель речи президента Рейгана на саммите с Михаилом Горбачевым в Рейкьявике (1986 г.). Автор ряда книг и статей, среди которых: «Зачем злить Россию?»; «Европа совершает самоубийство»; «Что мы делаем в Украине?»; «Инаугурация бесконечной войны» и др. Основные работы: «Смерть Запада: чем вымирание населения и возрастание иммиграции угрожают нашей стране и нашей цивилизации» (2002); «Правые и неправые: как неоконсерваторы заставили нас забыть о рейгановской революции и повлияли на президента Буша» (2004).

БЮРОКРАТИЯ

БЮРОКРАТИЯ (фр. - bureaucratie, букв. - господство канцелярии, от фр. bureau - бюро, канцелярия и греч. kratos - власть) - 1) высший слой чиновников в аппарате государственной власти, обладающий определенными привилегиями; 2) иерархически организованная система государственного управления, осуществляемая закрытой группой чиновников, деятельность которых основана на жестком распределении функций и полномочий, четком соблюдении установленных правил и стандартов деятельности. М. Вебер определял бюрократию как наиболее рациональную и наиболее эффективную форму достижения организационных целей. Веберовский идеальный тип бюрократии включает в себя следующие элементы: высокую степень специализации и ярко выраженное разделение труда, иерархическую структуру, утверждение совокупности формальных правил управления деятельностью организации, письменную документацию как основу администрирования, обезличенность отношений между членами организации и между организацией и ее клиентами, подбор персонала по способностям и знаниям, долгосрочную занятость, фиксированную плату, продвижение по карьерной лестнице в соответствии со сроком службы и заслугами. По мнению Вебера, главным преимуществом бюрократии является ее предсказуемость. Более поздние исследования бюрократии (в частности - работы Р. Мертона, М. Крозье и др.) показали неэффективность многих бюрократических организаций, которые утрачивают свою гибкость вследствие различных причин, обусловленных самой структурой организации. Так, члены организации или сама организация могут придерживаться некоторых бюрократических правил как ритуала, что приводит к снижению эффективности работы в силу их несоответствия изменившимся условиям, а узкая специализация нередко мешает эффективному решению насущных проблем - работники отстаивают частные, групповые интересы и, стремясь к максимальному расширению своих полномочий, утаивают и искажают информацию о реальном состоянии дел, что приводит к формализму, рутине, превращению административной деятельности в самоцель и, в конечном итоге, отчуждению государственного аппарата от общества.

Предыдущая страница Следующая страница