Статьи на букву "И"
Идеализация - мысленное конструирование идеальных объектов, несуществующих в действительности (абсолютно твердое тело, абсолютно черное тело, электрический заряд, линия, точка и т.п.). |
Идеалы науки - теоретические и экспериментальные методы, позволяющие достигнуть максимального и доказательного знания. |
Идеологический принцип - мировоззренческое знание, которое первоначально формируется в недрах идеологии как формы общественного сознания. |
Идея - определяющее положение в системе взглядов, теорий и т.п. От других форм мышления и научного знания (понятие, теория и др.) идея отличается тем, что в ней не только отражен объект изучения, но и содержится сознание цели, перспективы познания и практического преобразования действительности. |
Издание - произведение печати, полиграфически самостоятельно оформленное, прошедшее редакционно-издательскую обработку, имеющее выходные сведения и предназначенное для распространения содержащейся в нем информации. |
Измерение - операция, в основе которой лежит сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам. Чтобы осуществить сравнение, необходимо иметь определенные единицы измерения, наличие которых дает возможность выразить изучаемые свойства со стороны их количественных характеристик. |
Изобретение - решение технической задачи, отличающейся существенной новизной и дающей положительный эффект. |
Именной указатель - наиболее распространенный вид вспомогательного указателя, содержащий алфавитный перечень личных или других собственных имен. |
Имманентный (от лат. immanens - свойственный, присущий) - внутренне присущий самой природе предмета, явления, процесса; имманентным является, например, метод, который определяется самим предметом исследования. В теории познания имманентный означает: остающийся внутри границ возможного опыта. |
Императивный (от лат. imperatives - повелительный) - не терпящий возражений, не допускающий выбора. |
Индивидуальный план - основной руководящий документ, который определяет специализацию, содержание, объем, сроки обучения диссертанта и формы его аттестации. В нем также указывается, какие следует подготовить публикации и для каких конкретно органов печати. |
Индукция - метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок. |
Институт повышения квалификации - образовательное учреждение, деятельность которого направлена на переподготовку работников отрасли и региона, на удовлетворение потребностей личности, коллектива, на проведение научных исследований, оказание консультативной и методической помощи. |
Интеграция (лат. Integration - восстановление, восполнение) - 1) понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию; 2) процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации. |
Интеллект (от лат. intellectus - понимание, познание, рассудок) - разум, способность мыслить, проницательность, совокупность тех умственных функций (сравнения, образования понятий, суждения, заключения и т.д.), которые превращают восприятие в знания или критически пересматривают и анализируют уже имеющиеся знания. |
Интеллектуальный продукт - результат духовной, мыслительной, интеллектуальной деятельности; включает изобретения, открытия, патенты, научные отчеты и доклады, проекты, описание технологий. |
Интервьюирование - способ проведения социологического опроса как целенаправленной беседы интервьюера и опрашиваемого. |
Интернет (от англ. Internet) - глобальная компьютерная сеть, дающая доступ к емким специализированным, информационным серверам и обеспечивающая электронную почту. |
Интерпретация - истолкование, разъяснение смысла, значения чего-либо. |
Интуиция - способность непосредственного постижения истины. За способностью как бы «внезапно» угадывать истину на самом деле стоят накопленный опыт и приобретенные ранее знания. Результаты интуитивного познания со временем логически доказываются и проверяются практикой. |
Информатизация - возрастание объема научных знаний и иных сведений, вовлекаемых в сферу труда и др. сферы общественной жизни; социальный процесс повышения престижа информационных наук. |
Информационная технология - комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации; играет существенную роль в проектно-конструкторских работах, педагогической и редакционно-издательской деятельности, организационном управлении, научных исследованиях. Развитие информационных технологий неразрывно связано с применением вычислительной техники, коммуникативных сетей и пр. |
Информационные издания - содержат оперативную информацию как о самих публикациях, так и о наиболее существенных сторонах их содержания. |
Информационные листки - оперативные печатные издания, которые содержат рефераты, отражающие информацию о передовом производственном опыте или научно-технических достижениях. |
Исследование научное - процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью. |
Исследование прикладное - решает в большей мере практические задачи или теоретические вопросы практической направленности. Обычно прикладные исследования являются логическим продолжением фундаментальных исследований. По отношению к фундаментальным прикладные исследования носят вспомогательный характер. |
Исследование фундаментальное - направлено на разработку и развитие теоретических концепций науки, ее научного статуса, истории, ее методологии. В педагогике фундаментальные исследования проводятся также и в границах отдельных педагогических дисциплин: теории воспитания, дидактики, предметных методик, дефектологии и т.д. Результаты фундаментальных исследований, как правило, не находят прямого выхода в практику образования. Они должны служить обогащению теории и методологии самой науки. |
Исследовательская деятельность - это специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверка полученного знания определяют специфику и сущность этой деятельности. |
Исследовательская работа - процесс активного взаимодействия субъекта этой работы с объектами реального мира или другими субъектами; форма активности субъекта, которая в исследовательской деятельности проявляется на всех уровнях развития субъекта: интеллектуальном, поведенческом, социальном. В процессе исследовательской работы познавательная активность субъекта, направленная на объект, не модифицирует его. не разрушает, не реконструирует, а отражается им и возвращается к субъекту в виде знания об этом объекте. При этом интеллектуальная активность субъекта вызывает в его сознании некоторое затруднение; поведенческая активность связана с реализацией целого комплекса действий (операций) по решению данного затруднения; социальная активность направлена на установление контактов с научным сообществом, с новыми источниками информации. |
Исследовательская специальность (направление исследования) - устойчиво сформировавшаяся сфера исследований, включающая определенное количество исследовательских проблем из одной научной дисциплины, включая область ее применения. |
Исследовательские умения - сознательное владение совокупностью операций, являющихся способами осуществления умственных и практических действий (в том числе творческих исследовательских действий), составляющих исследовательскую деятельность, успешность формирования и выполнения которых зависит от ранее приобретенных умений. |
Исследовательское задание - элементарно организованный комплекс исследовательских действий, сроки исполнения которых устанавливаются с достаточной степенью точности. Исследовательское задание имеет значение только в границах определенной исследовательской темы. |
Исследовательское обучение - это обучение, в котором учащийся ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания. |
Истина - правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности, воспроизводящее их так, как они существуют вне - и независимо от сознания, Истина объективна по содержанию, но субъективна по форме - как результат деятельности человеческого мышления. |
Исторический метод - это метод, позволяющий получить представление об эмпирической истории объекта. |
Исторический подход - определяет рассмотрение генезиса изучаемого процесса или явления в историческом аспекте. В исследовании преобладают конкретные исторические факторы. |