Статьи на букву "П"
Парадигма (от гр. paradeigma - пример, образец) - понятие современной науки, означающее особый способ организации научного знания, задающий то или иное видение мира и соответственно образцы или модели постановки и решения исследовательских задач. Смена парадигмы рассматривается как научная революция. |
Парадокс (от гр, paradoxos - неожиданный, странный) - 1) мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу; 2) неожиданное открытие в науке, опровергающее сложившуюся систему взглядов. |
Педагогические чтения - форма общения работника образования, имеющая целью обобщение и распространение передового опыта. На педагогических чтениях заслушиваются (преимущественно) доклады практических работников - учителей, преподавателей, руководителей учебных заведений, опыт которых содержит элементы новизны и получил общественное признание. Педагогические чтения проводятся в учебном заведении, на уровне района, области, в масштабах страны. |
Печатный лист - это единица печатного объема издания или объема печати. Он равен площади листа бумаги, на котором получается отпечаток. На одном бумажном листе размещается два печатных листа. |
Пилотажное исследование - пробно-поисковое исследование проводится до основного и является его упрощенной формой; применяется для установления необходимого объема выборки, уточнения содержания анкет, тестов. Пилотажное исследование - важнейшая часть в планировании любого экспериментального исследования; оно обеспечивает определение главного направления, принципов организации и методов основного исследования, уточняет наиболее важные гипотезы. |
Письменная работа (письменный отчет исследовательского характера) - текст на заданную тему исследовательского характера. |
Плагиат (от лат. plagium - кража, похищение) - умышленное присвоение авторства на чужое произведение науки, литературы или искусства в целом или в части. По законодательству РФ влечет гражданско-правовую и уголовную ответственность. Принуждение к соавторству также рассматривается как плагиат. |
План-проспект - план, который представляет собой реферативное изложение, расположенных в логическом порядке, вопросов, по которым в дальнейшем будет систематизироваться весь собранный фактический материал. По данному плану можно судить об основных положениях содержания будущей диссертации, принципах раскрытия темы, построении и соотношении объемов отдельных ее частей. |
Плюрализм (от лат. pluralis - множественный) - концепция, противоположная монизму, по которой все существующее состоит из множества равнозначных изолированных сущностей, несводимых к единому началу. |
Понятие - мысль, в которой отражаются отличительные свойства предметов и отношения между ними. |
Постановка вопроса - при логическом методе исследования включает в себя, во-первых, определение фактов, вызывающих необходимость анализа и обобщений, во-вторых, выявление проблем, которые не разрешены наукой. Всякое исследование связано с определением фактов, которые не объяснены наукой, не систематизированы, выпадают из ее поля зрения. Обобщение их составляет содержание постановки вопроса. От факта к проблеме - такова логика постановки вопроса. |
Практическая значимость исследования - определяет значимость полученных в ходе исследования результатов для производства и практики. |
Предикат (от лат. praedicatum - сказанное), в узком смысле - то же, что и свойство, в широком смысле - отношение, т.е. свойство нескольких предметов. В логике пропозициональная функция, т.е. выражение с неопределенными терминами (переменными), при выборе конкретных значений для этих терминов преобразующееся в осмысленное (истинное или ложное) высказывание. В грамматике - сказуемое. |
Предикативность - синтаксическая категория, формирующая предложение; относит содержание предложения к действительности и тем самым делает его единицей сообщения. |
Предмет исследования - та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные признаки объекта. |
Приложение - часть основного текста, которая имеет дополнительное (обычно справочное) значение, но является необходимой для более полного освещения темы. |
Принцип - основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения. |
Проблема - крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований. Различают следующие виды проблем: исследовательская, комплексная научная, научная. |
Проблема исследовательская - комплекс родственных тем исследования в границах одной научной дисциплины и в одной области применения. |
Проблема комплексная научная - взаимосвязь научно-исследовательских тем из различных областей науки, направленных на решение важнейших народнохозяйственных задач. |
Проблема научная - совокупность тем, охватывающих всю научно-исследовательскую работу или ее часть: предполагает решение конкретной теоретической или опытной задачи, направленной на обеспечение дальнейшего научного или технического прогресса в данной отрасли. |
Проблемная группа - группа обучающихся, объединенных деятельностью по решению той или иной рассматриваемой (исследовательской) проблемы. |
Проблемный семинар - обсуждение сравнительно небольшой группой участников подготовленных ими научных докладов, сообщений, проводимое под руководством ведущего ученого, специалиста. Научные семинары могут быть как разовыми, так и постоянно действующими. |
Прогнозирование - специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления. |
Программа исследовательская научного коллектива - основание и способ организации индивидуальной и коллективной научной деятельности. Зарождаясь в проблемной ситуации, обусловленной логикой развития познания, научно-социальным контекстом и уникальным жизненным путем ученого, П.и.н.к. включает категориальные, теоретические, операциональные, ценностно-нормативные основания научной деятельности, представления о проектируемом результате и стратегии его достижения и др. |
Программно-ролевая концепция научного коллектива - теория коллективной научной деятельности, рассматриваемой в трех взаимосвязанных аспектах: предметно-логическом, научно-социальном и личностно-психологиче-ском (М.Я. Ярошевский). Единицей анализа научной деятельности выступает исследовательская программа, отражающая запросы логики развития науки и реализуемая путем распределения научных функций (ролей) между членами исследовательского коллектива. |
Противоречие - это взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом взаимообусловливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта и его состояний. Научное противоречие - это важная логическая форма развития научного познания. |
Профессиография - технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психофизиологическим возможностям человека. Используется в целях разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и практических рекомендаций по обеспечению взаимодействия человека и профессии. |
Профессор (от лат. professor - наставник) - ученое звание, присваиваемое наиболее квалифицированным преподавателям и научным сотрудникам образовательных учреждений высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждений, ведущим самостоятельные курсы и руководящим научно-исследовательской работой. |
Публикация (от лат. pubiico - объявляю всенародно) - 1) доведение чего-либо до всеобщего сведения посредством печати, радиовещания или телевидения; 2) изданное литературное произведение. |