Литературный энциклопедический словарь
НАТУРАЛИЗМ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

НАТУРАЛИЗМ

НАТУРАЛИ́ЗМ (франц. naturalisme, лат. natura — природа), литературное направление, сложившееся в последней трети XIX в. в Европе и США. Стремилось к объективному, точному и бесстрастному изображению реальности и человеческого характера, обусловленного физиологической природой и средой, понимаемой преимущественно как непосредственное бытовое и материальное окружение, но не исключающей социально-исторических факторов.

Н. зародился и программно оформился прежде всего во Франции. Огромную роль в формировании Н. сыграли успехи естественных наук, прежде всего физиологии, противопоставившей эксперимент ненаучным методам познания. Его философской основой был позитивизм О. Конта, а эстетической — теории И. Тэна. Литературные предшественники Н. — Шанфлёри, Л. Э. Дюранти, Г. Флобер, братья Э. и Ж. Гонкур. Э. Золя разработал теорию Н. (сборники «Экспериментальный роман», «Романисты-натуралисты» и др.) и попытался применить ее в своем художественном творчестве. В середине 70‑х гг. вокруг Золя сложилась натуралистическая школа (Г. де Мопассан, Ж. К. Гюисманс, А. Сеар, Л. Энник, П. Алексис, Э. де Гонкур, А. Доде и др.), распавшаяся в конце 80‑х гг. С этих пор Н. утрачивает теоретическую четкость и сохраняется как общее назв. различных, но единых по происхождению литературных явлений. У ряда натуралистов усиливаются черты импрессионизма или возникает тяга к символизму, творчество некоторых проникается мотивами декадентства.

Натуралисты ставили перед собой задачу — изучить общество с той же полнотой, с какой естествоиспытатель изучает природу; для них было характерно уподобление художественного познания научному. Художественное произведение рассматривалось ими как «человеческий документ», а основным эстетическим критерием считалась полнота осуществленного в нем познавательного акта. Преимущественно интерес к быту, к физиологическим основам психики, недоверие ко всякого рода идеям вели к ограничению художественных возможностей натуралистической литературы. Однако вторжение жизненной правды в натуралистическое произведение опрокидывало теоретические построения и обусловило глубокое художественное воздействие лучших произведений Н. Изучение материального быта зачастую позволяло натуралистам выявить классовую природу сознания; мотив наследственности отступал в их произведениях перед конкретным исследованием социальных отношений. Так, Золя, описав жизнь семьи Маё («Жерминаль»), вскрыл истоки классовой борьбы, а в романе «Земля» обнажил социальные корни психологии крестьянина-собственника.

Представления о предопределенности судьбы человека его физиологической природой и средой, о заведомой несвободе его воли преодолевались лишь некоторыми писателями Н. Если Золя, веря в науку и социальный прогресс, исследовал механизм взаимодействия среды и человека, чтобы открыть способы воздействия на среду в целях более разумной организации общества, то у других писателей (напр., позднего Мопассана и особенно Гюисманса) преобладали мотивы фатализма.

Натуралисты отказывались от морализирования, полагая, что изображенная с научным беспристрастием действительность сама по себе достаточно выразительна. Они считали, что литература, как и наука, не имеет права выбора материала, что для писателя нет непригодных сюжетов или недостойных тем — отсюда расширение тематики натуралистической литературы, интерес к «простым» явлениям жизни («Жермини Ласерте» братья Гонкур, «Западня» Золя). Однако подчинение материалу, стремление записывать «под диктовку жизни» часто приводили к бессюжетности («Прекрасный день» Сеара, «По течению» Гюисманса), а бесстрастность — к общественному индифферентизму.

В 60—80‑х гг. XIX в. Н. сыграл положительную роль: он осваивал новые темы (в т. ч. тему борьбы рабочего класса), поднимал новые пласты действительности, показывал жизнь обездоленных и угнетенных, функционирование «социальных организмов» (шахты, рынка, магазина и т. д.), изучал взаимодействие личности и толпы, роль подсознательного в человеческой психике. Н. ввел в литературу новые приемы и средства художественного изображения жизни. Борясь с ложным официальным оптимизмом, с мещанской идеологией и моралью, проявляя широкий демократизм и критические, разоблачит, тенденции, Н. содействовал прогрессу общественной мысли и художественного видения.

В других странах Н. стали называть сходные литературные явления, возникшие из национальных общественных и эстетических потребностей, но осмысленные в свете французского опыта.

В Германии прологом Н. была критическая деятельность братьев Г. и Ю. Харт, а его воплощением — творчество А. Хольца и Г. Гауптмана. В Англии он повлиял на Дж. Мура и Дж. Гиссинга; в США приобрел острую социальную окраску у С. Крейна, Ф. Норриса, Х. Гарленда. В Италии аналогичным движением был веризм. В Испании борьба с французским литературным влиянием сочеталась с утверждением натуралистических принципов в творчестве Эмилии Пардо Басан и А. Паласио Вальдеса. В Бельгии его представителем был К. Лемонье; некоторое влияние Н. оказал на А. Стриндберга, Г. Ибсена, К. Гамсуна. В России термин «Н.» не был употребителен. Однако влияние Н. ощутимо в творчестве ряда писателей кон. XIX в., в частности Д. Н. Мамина-Сибиряка, П. Д. Боборыкина (также в ст. Натуральная школа).

Извлеченное из историко-литературного контекста, понятие «Н.» было перенесено на более общие явления буржуазной культуры и литературы: оно стало обозначать антисоциальный, биологический подход к человеку, свойственный некоторым проявлениям декадентства, модернизма и особенно «массовой культуры». Термином «Н.» обозначают также типологически противопоставленный реализму художественный метод, выражающийся в протокольном описании жизненных явлений без их критического отбора, социально-философского осмысления, художественного обобщения и оценки. В подобном понимании Н. подразумевает пассивную созерцательность общественной позиции художника, взгляд на творческий акт как на простое подражание и бесстрастное копирование жизни, повышенный интерес к отталкивающим подробностям быта и физиологическим, преимущественно низменным, проявлениям человеческой природы. Н. такого рода многократно подвергался критике как явление, чуждое подлинному искусству.

Литература:

История франц. литературы, т. 3, М.-Л., 1959, с. 106—32; История нем. литературы, т. 4, М., 1968, с. 233—68;

Рус. литература кон. XIX — нач. XX в. Девяностые гг., М., 1968, с. 142—88.

Г. С. Авессаломова.

В начало словаря