ГЕРМЕНЕВТИКА
ГЕРМЕНЕ́ВТИКА (греч. hermēneutikē, от hermēnéuō истолковываю, комментирую, разъясняю), «искусство понимания», толкования текстов, учение о принципах их интерпретации. Происхождение термина «Г.» указывает на Гермеса, «передающего вести богов смертным».
Г. возникла в древности как уяснение пророческого слова (прорицания оракула); в поздней античности основными сферами Г. были филологическое толкование классических поэтов, теологическое толкование священных текстов и юридическое толкование законов. Г. в современном значении восходит к работам немецкого философа и филолога-классика Ф. Д. Шлейермахера (17681834).
Согласно его концепции, «понимать» можно только то, что обладает «индивидуальностью»: душевную жизнь свою и другого человека, художественное произведение, исторический памятник. Индивидуальное же включает в себя всю «полноту жизни», как осознанную, так и неосознанную. Дело истолкователя текста повторно осуществить в себе акт творения «гения»; но поскольку чтений» не может до конца знать, что и как он творит, а истолкователь может, постольку задача Г. понять автора лучше, чем он понимал сам себя. Однако естественно возникает вопрос, насколько верно, адекватно, свободно от субъективного произвола такое «понимание»?
Последователь Шлейермахера немецкий философ и историк культуры В. Дильтей (18331911) главным в Г. сделал философское обоснование общезначимого, научного характера понимания индивидуальности, которая есть «связь душевной жизни», постижимая только во внутреннем чувстве, «переживании» (см., напр., его соч. в русском переводе. Описательная психология, 1924). У Шлейермахера и Дильтея ядро Г. составляет мысль, что данная во «временности» «часть» душевной связи дана вместе со своим отношением к «целому» и, следовательно, в «части» налично «целое», вся духовно-душевная связь; процесс постижения духовной целостности по ее частному «выражению» и есть «понимание». Наиболее яркие примеры «выразительности» Дильтей находит в лирической поэзии и музыке. В поздних работах Дильтей осмысляет «связь душевной жизни» как выражение некоторого духовного «исторического мира». Концепция исторического мира служит Дильтею гарантией научности всех гуманитарных дисциплин, в первую очередь истории и филологии: в историческом мире разные индивидуальности открыты друг другу, а отдельные произведения получают общепонятный смысл (см. также Духовно-историческая школа).
Современная западноевропейская Г. разделена на многочисленные и существенно отличные друг от друга направления. Решая традиционную для Г. проблему адекватности истолкования исторических, литературных и прочих текстов, одни ученые отстаивают путь максимально точной реконструкции стиля чужой эпохи, которая была бы свободна от какого-либо привнесения проблематики современности и личности истолкователя (немецкий философ Х. Гадамер), другие, как, например, итальянский историк Э. Бетти, освоение чужой субъективности связывают с активным выявлением индивидуального начала самого исследователя. Наибольшую ценность для литературоведения имеет именно классическая Г., поскольку ее цель объединить в одном воззрении «жизненность» художественного целого и «научность» его истолкования, непосредственную достоверность самосознания и культурную традицию. В советской науке творческий отклик на основные идеи классической Г. прозвучал в работах М. М. Бахтина, а одна из главных проблем Г. проблема интерпретации литературных произведений послужила темой современных оживленных дискуссий.
Литература:
Гайденко П. П., Герменевтика и кризис бурж. культурно-историч. традиции, «ВЛ», 1977, № 5;
ее же, Филос. герменевтика и ее проблематика, в сб.: Природа филос. знания, М., 1977, с. 134210 (есть библ.);
Бахтин М. М., Эстетика словесного творчества, М., 1979, с. 237373;
Шлейермахер Ф. Д., Речи о религии Монологи, М., 1911;
Dilthey W., Gesammelte Schriften, Bd 1, 5, 7, Lpz.-B., [1923 1958];
Hermeneutik und Ideologiekritik, Fr./M., 1971;
Ricoeur P., Hermeneutik und Psychoanalyse, Bd 12, Münch., 1973 1974;
Heidegger M., Sein und Zeit, 14 Aufl., Tübingen, 1977;
Gadamer H. G., Hermeneutik, в кн.: Historisches Wörterbuch der Philosophie, Bd 3, Basel Stuttg., 1974, S. 1061 1073;
Leibfried E., Literarische Hermeneutik, Tübingen, 1980;
Bibliographie der Hermeneutik und ihrer Anwendungsbereiche seit Schleiermacher, Düsseldorf, [1972], S. 30530.
Е. А. Авдеенко.