Литературный энциклопедический словарь
ГЕРМЕНЕВТИКА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

ГЕРМЕНЕВТИКА

ГЕРМЕНЕ́ВТИКА (греч. hermēneutikē, от hermēnéuō — истолковываю, комментирую, разъясняю), «искусство понимания», толкования текстов, учение о принципах их интерпретации. Происхождение термина «Г.» указывает на Гермеса, «передающего вести богов смертным».

Г. возникла в древности как уяснение пророческого слова (прорицания оракула); в поздней античности основными сферами Г. были филологическое толкование классических поэтов, теологическое толкование священных текстов и юридическое толкование законов. Г. в современном значении восходит к работам немецкого философа и филолога-классика Ф. Д. Шлейермахера (1768—1834).

Согласно его концепции, «понимать» можно только то, что обладает «индивидуальностью»: душевную жизнь свою и другого человека, художественное произведение, исторический памятник. Индивидуальное же включает в себя всю «полноту жизни», как осознанную, так и неосознанную. Дело истолкователя текста — повторно осуществить в себе акт творения «гения»; но поскольку чтений» не может до конца знать, что и как он творит, а истолкователь может, постольку задача Г. — понять автора лучше, чем он понимал сам себя. Однако естественно возникает вопрос, насколько верно, адекватно, свободно от субъективного произвола такое «понимание»?

Последователь Шлейермахера — немецкий философ и историк культуры В. Дильтей (1833—1911) главным в Г. сделал философское обоснование общезначимого, научного характера понимания индивидуальности, которая есть «связь душевной жизни», постижимая только во внутреннем чувстве, «переживании» (см., напр., его соч. в русском переводе. Описательная психология, 1924). У Шлейермахера и Дильтея ядро Г. составляет мысль, что данная во «временности» «часть» душевной связи дана вместе со своим отношением к «целому» и, следовательно, в «части» налично «целое», вся духовно-душевная связь; процесс постижения духовной целостности по ее частному «выражению» и есть «понимание». Наиболее яркие примеры «выразительности» Дильтей находит в лирической поэзии и музыке. В поздних работах Дильтей осмысляет «связь душевной жизни» как выражение некоторого духовного «исторического мира». Концепция исторического мира служит Дильтею гарантией научности всех гуманитарных дисциплин, в первую очередь истории и филологии: в историческом мире разные индивидуальности открыты друг другу, а отдельные произведения получают общепонятный смысл (см. также Духовно-историческая школа).

Современная западноевропейская Г. разделена на многочисленные и существенно отличные друг от друга направления. Решая традиционную для Г. проблему адекватности истолкования исторических, литературных и прочих текстов, одни ученые отстаивают путь максимально точной реконструкции стиля чужой эпохи, которая была бы свободна от какого-либо привнесения проблематики современности и личности истолкователя (немецкий философ Х. Гадамер), другие, как, например, итальянский историк Э. Бетти, освоение чужой субъективности связывают с активным выявлением индивидуального начала самого исследователя. Наибольшую ценность для литературоведения имеет именно классическая Г., поскольку ее цель — объединить в одном воззрении «жизненность» художественного целого и «научность» его истолкования, непосредственную достоверность самосознания и культурную традицию. В советской науке творческий отклик на основные идеи классической Г. прозвучал в работах М. М. Бахтина, а одна из главных проблем Г. — проблема интерпретации литературных произведений — послужила темой современных оживленных дискуссий.

Литература:

Гайденко П. П., Герменевтика и кризис бурж. культурно-историч. традиции, «ВЛ», 1977, № 5;

ее же, Филос. герменевтика и ее проблематика, в сб.: Природа филос. знания, М., 1977, с. 134—210 (есть библ.);

Бахтин М. М., Эстетика словесного творчества, М., 1979, с. 237—373;

Шлейермахер Ф. Д., Речи о религии… Монологи, М., 1911;

Dilthey W., Gesammelte Schriften, Bd 1, 5, 7, Lpz.-B., [1923 — 1958];

Hermeneutik und Ideologiekritik, Fr./M., 1971;

Ricoeur P., Hermeneutik und Psychoanalyse, Bd 1—2, Münch., 1973 — 1974;

Heidegger M., Sein und Zeit, 14 Aufl., Tübingen, 1977;

Gadamer H. G., Hermeneutik, в кн.: Historisches Wörterbuch der Philosophie, Bd 3, Basel — Stuttg., 1974, S. 1061 — 1073;

Leibfried E., Literarische Hermeneutik, Tübingen, 1980;

Bibliographie der Hermeneutik und ihrer Anwendungsbereiche seit Schleiermacher, Düsseldorf, [1972], S. 305—30.

Е. А. Авдеенко.

В начало словаря