Литературный энциклопедический словарь
НОВОЗЕЛАНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

НОВОЗЕЛАНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НОВОЗЕЛА́НДСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература народов Новой Зеландии. Развивается в основном на английском языке. Писатели-маори пишут также на языке маори. Первые произведения созданы в 50—80‑х гг. XIX в. в русле английских литературных традиций; наиболее значительным было влияние романтиков, поэтической школы Р. Бёрнса, викторианского романа о колониальных приключениях. Для прозы этого периода характерны автобиографические жанры. Основные темы: освоение далекого края, жизнь маори, новые возможности и мечты об избавлении от пороков Старого Света. На рубеже XX в. литературу окрашивает пробуждающееся национальное чувство. Национально-патриотические и демократические взгляды выражены в поэзии Джесси Маккей, обличавшей социальную несправедливость. Быт, нравы, занятия пионеров запечатлел роман (У. Сатчелл и др.). В колониальной литературе руссоистская идеализация первобытности вступала в противоречие с буржуазным пониманием прогресса.

Буржуазное общество Новой Зеландии первых десятилетий XX в. вызвало критическое отношение со стороны писателей, которым претил дух «делания денег» и мещанская ограниченность: Кэтрин Мэнсфилд — создательница реалистической психологической новеллы, Джейн Мандер (роман «Повесть о новозеландской реке»). Распространение получили феминистские мотивы. Тональность многочисленных произведений о маори определялась ложной идеей исторической обреченности аборигенов.

В 30‑х гг. литература обрела зримые черты национально-самобытного явления. В обстановке экономического кризиса 30‑х гг. и классовых конфликтов призыв покончить с духовной зависимостью от метрополии становится частью общей критики британского империализма, капиталистического строя и его идеологии, усиливается влияние марксистского учения. Возникли прогрессивные литературные организации и журналы. Под знаком социального протеста развивается раннее творчество поэтов Р. Мейсона, А. Фэрберна (поэма «Доминион»), Д. Гловера. В стихах А. Кэрноу — осмысление исторических судеб родной страны. Медитативность, религиозное видение мира присущи поэзии Дж. Р. Херви, Мэри Урсулы Бетел. Обновляется поэтический язык, приближаясь к современной разговорной речи.

В 30—40‑х гг. происходит становление реалистического социального романа. В произведениях Дж. Ли, Дж. Малгана, Робин Хайд человек из низов, обездоленный и преследуемый, показан в столкновении с обществом. Рост национального самосознания отражен в историческом романе, семейно-бытовых «сагах». Развивается реалистический рассказ социальной темы, с героем из среды трудящихся (Ф. Сарджесон, Ли, Р. Финлейсон и др.).

После 2‑й мировой войны 1939 — 1945 литературный процесс активизируется, расширяется спектр тем, жанров, литературных связей, углубляется идейно-эстетическая поляризация. В поэзии преобладают произведения морально-философской проблематики, темы национального и поэтического самоопределения; значительное место занимает пейзажная лирика, имеющая давнюю национальную традицию, возникает урбанистическое течение. В стихах Гловера, тяготеющего к простоте формы и народно-песенным размерам, живая реальность новозеландской жизни, народные типы, поиски основных жизненных ценностей. Принадлежащий к послевоенному поколению Дж. Бакстер с наибольшей силой выразил глубокое разочарование в буржуазной цивилизации, нонконформизм, сознание роли поэта как нравственного «чувствилища» общества. Антимилитаристическая позиция ярко проявилась в стихах, осуждающих агрессию США во Вьетнаме.

Среди многообразия тем реалистического романа — участие новозеландцев во 2‑й мировой войне (Д. Дэвин, М. Джозеф), судьбы людей в контексте новозеландской истории (М. Шедболт), положение маори и расовые конфликты («Маорийская девушка» и другие книги Н. Хиллиарда), воспитание, проблемы общения («Старая дева» Сильвии Аштон-Уорнер) и особенно характерная для Н. л. тема становления личности и столкновения с миром буржуазного филистерства и ханжеской морали, разработанная Сарджесоном, а также Дэвином, Б. Пирсоном и др.

В 60—70‑е гг., наряду с воссозданием действительности в ее зримых чертах, наблюдается поворот к более условным формам художественного отображения (притча, гротеск, введение фантастического элемента). Обостряется трагизм мировосприятия и внимание к последствиям духовного кризиса общества. Отчуждение, одиночество, психические аномалии, смерть — темы романов Джанет Фрейм, которые содержат в то же время социальную критику.

В новеллистике наряду с рассказом-былью, близким к устному повествованию (А. П. Гаскелл, О. Мидлтон, Б. Миткаф), все большее место занимает психологическая новелла (Шедболт).

Беллетристика охранительной ориентации эксплуатирует островную экзотику и пополняется псевдоисторическими романами, сентиментальными любовными историями, рассказами об «овечьих королях» и кровавыми боевиками.

Новое явление Н. л. — творчество писателей-маори, зародившееся в 60‑х гг. В нем нашли отражение жизнь современных маори, расовая дискриминация; утверждению коллективистских ценностей патриархальной общины сопутствует идеализация доколониального прошлого. Поэт Х. Туваре, прозаики В. Ихимаэра и П. Грейс усваивают европейско-новозеландские и другие художественные традиции, опираясь на маорийское культурное наследие, ратуя за его развитие.

Литературные журналы: «Landfall» (с 1947), «Island» (с 1972).

Издания:

Новозеланд. рассказы, М., 1963;

Поэзия Новой Зеландии, М., 1978.

А. С. Петриковская.

В начало словаря