Литературный энциклопедический словарь
НОРВЕЖСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

НОРВЕЖСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НОРВЕ́ЖСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература норвежского народа на норвежском языке. Многие черты ее истории восстановлены по данным древней исландской литературы. Она создана переселенцами из Норвегии, развивавшими традиции устного народного творчества, которые они принесли в Исландию. Зачинатели древней скальдической поэзии — скальды были также норвежцами. Сохранившиеся памятники чисто норвежского происхождения связаны с феодальным строем и христианством: поэма «Сонное видение» и дидактический диалог «Королевское зерцало» (XIII в.). В XIV—XV вв. возникла баллада. Общее развитие литературы было подорвано упадком страны в этот период и подчинением ее Дании. Литературным языком Норвегии стал на длительное время датский язык. Зачатки новой Н. л. появились в XVI в.; значительные произведения возникли лишь в XVII в. (поэма «Глас Нурланна» П. Дасса). В 1642 была открыта первая типография.

Подъем Н. л. в XVIII в. связан с усилением национально-патриотических настроений. Норвежские писатели Л. Хольберг, Ю. Н. Брун, Ю. Г. Вессель, связанные с классицизмом и просветительством, внесли заметный вклад в развитие датской литературы. В 1722 в Копенгагене было основано Норвежское общество, ставившее целью возрождение национальной литературы. В литературе последней трети XVIII — начале XIX вв. преобладают драматургия и лирика. В лирике большое место занимают национально-патриотические темы. Эпоха борьбы за отделение Норвегии от Дании и уния со Швецией (1814), завоевание демократии, конституции нашли отражение в публицистике и лирике. В центре литературной жизни 30‑х гг. — романтик Х. А. Вергеланн, глава национального и радикально-освободительного направления. В его лирике и драме сочетались социально-философские и интимные темы. Значительна роль Вергеланна в развитии литературного языка. Он был одним из редакторов газеты — «Stats-borgeren» (1831 — 1837). В противовес ему Ю. С. Вельхавен источник обновления литературы видел в датских образцах.

В 40‑х гг. литературное движение, стремившееся к усилению национального начала в культуре страны путем обращения к фольклору и крестьянской жизни, получило наименование национальной романтики (Х. А. Бьеррегор, А. Мунк и др.). П. К. Асбьёрнсен и Й. Э. Му издали народные сказки, М. Б. Ланстад — сборник норвежских народных баллад. Романтики нередко рисовали жизнь в идеализированном виде. В 50‑х гг. под влиянием обострившейся социально-политической борьбы против национальной романтики выступили П. Боттен-Хансен, О. Винье, Г. Ибсен. Творчество Ибсена и Б. М. Бьёрнсона знаменует торжество реализма, однако, в 50—60‑х гг. в их сочинениях еще заметна связь с романтизмом, с темами и стилем саг. В философских драматических поэмах Ибсена «Бранд» и «Пер Гюнт», где сочетаются черты романтизма и реализма, серьезную роль играет символика, придающая масштабность картинам современного мира, воспроизведенным критически, и в то же время способствующая проникновению в духовный мир героев.

Психологической углубленностью отличается драматическая трилогия Бьёрнсона «Сигурд Злой». В романе «Дочери амтманна» Якобине Камиллы Коллетт содержатся элементы реализма. В середине 70 — начале 90‑х гг. господствовал критический реализм. Его расцвет был связан со сдвигами в экономической и социально-политической жизни страны, с национально-освободительным движением при наличии прочных демократических традиций в общественной жизни Норвегии. «…За последние 20 лет, — писал Ф. Энгельс в 1890, — Норвегия пережила такой подъем в области литературы, каким не может похвалиться за этот период ни одна страна, кроме России» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 37, с. 351). В пьесах Бьёрнсона «Редактор» и «Банкротство» нашла отражение современная жизнь. В аналитических драмах Ибсена («Кукольный дом» и др.) показано неблагополучие всего уклада буржуазной жизни, невозможность разрешения ее внутренних конфликтов. В романах Ю. Ли убедительность психологических характеристик сочетается с точностью изображения жизни социальных низов.

Социальная проблематика особенно остра в психологических романах А. Хьелланна, чьи произведения в целом составляют эпопею норвежского капиталистического города, а также К. Эльстера Старшего и Амалии Скрам. А. Гарборг, автор реалистического романа «Крестьяне-студенты» о влиянии капитализма на норвежскую деревню, поддерживая движение за лансмол, или новонорвежский национальный язык (форма норвежского языка, сложившаяся на основе синтеза местных диалектов), одним из первых начал писать на нем. Со 2‑й половины XIX в. активно развивается журналистика и публицистика: в 1858 — 1870 издается первый литературный журнал на лансмоле «Dolen»; с 1860 выходит самая крупная буржуазная газета «Aftenposten»; с 1869— «Dagbladet» (еженедельный орган оппозиционной либеральной партии Венстре), с 1884 —«Arbeiderbladet» (центральный орган Норвежской рабочей партии). Эти издания публикуют материалы о литературной жизни страны и художественные произведения. С 1890 выходит журнал «Samtiden», освещающий вопросы политики и литературы.

В творчестве писателей 2‑й половины 1880‑х гг. появились элементы индивидуалистического мировосприятия и натурализма (роман Х. Йегера «Из жизни христианийской богемы» и др.). К началу 1890‑х гг. в литературе развиваются черты символизма, неоромантизма, импрессионизма, сочетающиеся с натурализмом: В. Краг, С. Обстфеллер, Х. Кинк, драматургия Г. Хейберга начала 1900‑х гг. и др. Самым крупным писателем этого периода был К. Гамсун, совместивший психологическое мастерство с выразительностью в описании природы и внешних форм жизни, лиризм — со строгостью в отборе деталей. Природу и внутренний мир человека Гамсун противопоставлял распаду связей между людьми, а устойчивый уклад крестьянской жизни — индустриализму и урбанизму. Значительное внимание писатель уделял иррациональному началу в человеческой природе. Антидемократические позиции Гамсуна наиболее полно проявились в его драматургии («У врат царства» и др.); в дальнейшем он все чаще изображал жизнь норвежского Севера, рисуя патриархальные формы жизни как идеальные (роман «Соки земли»).

В конце 90‑х и начале 1900‑х гг. реализм, хотя и не достиг глубины и силы литературы 80‑х гг., стал преобладающим направлением Н. л. Выделяется социальная лирика П. Сивле; его роман «Стачка» — первое произведение о классовой борьбе в Норвегии. Драма Бьёрнсона «Свыше наших сил» — также о социальных столкновениях; в ней подвергнута серьезной критике буржуазную действительность. Развивается т. н. областническая литература, основные темы черпающая из жизни простого народа; в ее русле — проза У. Дууна и Ю. Бойера.

В начале XX в. под влиянием политических событий (достижение Норвегией в 1905 независимости от Швеции) и обострившейся классовой борьбы у писателей усилился интерес к современности. Все большую роль начинают играть идеи К. Маркса, однако продолжает оставаться заметным влияние учений А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона; многие писатели разрешение конфликтов современности порой ищут в христианстве. Интерес к национальному языку, истории и народному искусству породили романы о зависимости формирования характера от условий развития страны; стремление проанализировать связи человека с обществом вызывало к жизни философские произведения. Новый взлет реализма происходил в сложных взаимоотношениях с нереалистическими течениями конца века (символизмом, импрессионизмом, натурализмом). Реалистические традиции обнаруживают себя в романах «Под осенними звездами», «Бенони» Гамсуна, историческом сатирическом романе «Майор фон Кнаррен и его друзья» В. Крага, в драмах о современной политической борьбе Кинка и Хейберга. Реалистические принципы объединили литераторов, посвятивших свои сочинения классовой борьбе пролетариата: А. Хаукланн, писавший о скитаниях сезонных рабочих, Ю. Фалькбергет, изображавший горняков и обитателей бедных городских кварталов («Жертвы огня»), К. Упдаль, сделавший героями десятитомной эпопеи «Танец в царстве теней» поденщика, сезонных рабочих, Дуун, сочетающий интерес к жизненной борьбе рыбаков и крестьян с глубоким психологизмом («Жители Ювика»). Романтикой овеяно творчество Сигрид Унсет (легендарно-исторические романы «Кристин, дочь Лавранса», «Улав, сын Аудуна…» и др.). Стремление проникнуть в смысл человеческого предназначения свойственно философским драмам Х. Кинка («Гуртовщик»), Г. Вильденвея («Движение по кругу»); в драме «Монах Вендт» Гамсуна полемически переосмыслены некоторые идеи пьес Ибсена «Бранд» и «Пер Гюнт». Вильденвей, У. Булль и А. Эверланн, вступившие в литературу в начале века, отразили основные черты поэзии этого времени — связь с фольклором, философичность, обостренное внимание к социальным проблемам. В 1914 литературовед Ф. Булль основал общескандинавский литературоведческий журнал «Edda».

Октябрьская революция в России, мировой экономический кризис 30‑х гг., рост рабочего движения, угроза фашизма привели к резкому размежеванию сил в среде творческой интеллигенции. Сторонники интуитивизма, индивидуализма группировались вокруг драматурга-экспрессиониста Р. Фангена. Им противостоял журнал «Mot Dag», которым руководил Э. Фальк, пропагандировавший идеи марксизма. Фальк оказал большое влияние на прозаика-реалиста С. Хуля, автора психологических романов об ответственности интеллигенции за судьбы мира, ее скептицизме, подменяющем собой активность, на драматурга Х. Крога, обращавшего внимание современников на индивидуализм как одно из проявлений фашизма, на Эверланна, нашедшего себя в социально-активной, демократической по духу поэзии. Революционные мотивы звучат в стихах А. П. Осена, Г. Рейс-Андерсена и особенно у талантливого поэта, выходца из рабочей среды коммуниста Р. Нильсена.

В 1936 — 1937 во главе прогресивных сил Норвегии стоял журнал «Veien frem», издававшийся поэтом, драматургом и прозаиком Н. Григом, основоположником социалистического направления в Н. л. В народно-героической драме «Поражение» Григ изобразил события Парижской коммуны 1871. Видные прозаики Т. Весос и А. Саннемусе, склонные к символическим обобщениям, создали романы о воспитании личности.

В 30‑х гг. многие писатели ищут новые пути изображения действительности. С. Кристиансен, испытавший влияние Ф. М. Достоевского, большое внимание уделяет психологическим проблемам. Драмам Ю. Боргена, романам Г. Ларсена, Весоса и Саннемусе, поэзии Р. Якобсена, Э. Бойсона, К. Гилля, А. Во, Эрьясетера, У. Булля, Вильденвея свойственны черты модернизма.

В годы оккупации Норвегии немецко-фашистскими войсками (1940 — 1945) писатели участвовали в антифашистской борьбе (кроме Гамсуна, сотрудничавшего с фашистской партией В. Квислинга). В виде листовок распространялись стихи Грига и других поэтов, вселявшие веру в победу над фашизмом. Эверланн, С. Эвенсму находились в заключении; Унсет, Саннемусе, Григ, Хагеруп эмигрировали.

В период оккупации и Движения Сопротивления нелегально выходило около 300 газет. В 1941 начал издаваться орган Компартии Норвегии — газета «Friheten», в послевоенные годы число периодических изданий возросло: иллюстрированный общественно-политический журнал Норвежской рабочей партии «Aktuell» (с 1945), журнал норвежских писателей «Vinduet» (с 1947). Норвежская литература до середины 60‑х гг. развивалась в основном в русле реализма, появлялись также экспериментаторские произведения, содержащие большую долю условности, символики, что позволяло обобщать противоречивые тенденции современности. Шаткость послевоенного мира создала в Норвегии почву для распространения экзистенциализма. Философски углубленная тема Сопротивления перешла в послевоенную литературу: историческая тетралогия Фалькбергета «Хлеб ночей», романы Хуля («Встреча у верстового столба»), Фангена («Ангел света»), Эвенсму («Беглецы»), очерки Унсет («Назад к будущему»), рассказы и романы Турборг Недреос. Весос создал аллегорическую картину Движения Сопротивления («Дом во тьме»); позднее в его творчестве усиливаются черты модернистской поэтики. В социально-критических романах Саннемусе, резко ощущающего враждебность буржуазного мира, заметную роль играет иррациональное начало, увлекательность им придает содержащийся в них детективный элемент («Оборотень» и др.). Лирическую прозу в традиции Гамсуна создает писатель-демократ Н. Ю. Руд (сборник «Дороги для пешеходов»). К числу выдающихся произведений послевоенной литературы относится реалистическая трилогия Боргена о маленьком лорде (1955 — 1957). В его произведениях 60‑х гг. заметно влияние модернизма.

Революционную традицию Грига продолжают Э. Болстад, И. Свинсос и др. С реалистическими драмами выступал Аксель Хьелланн. Начало 50‑х гг. ознаменовалось идейным размежеванием писателей. Этот процесс в значительной степени связан со сложной общественно-политической ситуацией в Норвегии, внешней и внутренней политикой ее руководителей: вступлением в НАТО, разгулом антикоммунизма. Усилились пессимистические настроения, заметны попытки к разрыву с традициями социальной критики и психологического реализма, проявилась тяга к новым формам, к стилизации, символике: поэт П. Брекке, литературный критик и драматург Ф. Карлинг, романист А. Мюкле. Развивается новый жанр — радиодрама (Ф. Хавреволл и др.). В 70‑х гг. появился социалистический агиттеатр Б. Нильсена, Р. Кристенсена и др. Ко 2‑й половине 60‑х гг. сложились новые принципы и в поэзии: социально-агитационные стихи Г. Юханнесена, философская поэзия С. Мерена, Я. Э. Волла, Х. Флёгстад и др. тяготеют к «конкретизму», «новой деловитости»; стихам, представляющим собой набор цифр или подборок газетных строк, они придают подобие геометрических фигур. Эти принципы поддерживают также прозаики Г. Лунне и Э. А. Экланн.

Характерные для послевоенной норвежской драматургии и прозы философичность и углубленный психологизм в 60—70‑х гг. находят выражение в обращении многих писателей к жанрам аллегории, притчи, гротеску (драмы Е. Бьёрнебу, А. Во, Т. Скагестада, романы С. Хёльмебакка и др.). Популярностью пользуются романы Д. Сульстада (не лишенные, однако, налета анархистских идей), в которых проступает не принимаемый автором облик современной буржуазной Норвегии.

Издания:

Совр. сканд. поэзия, М., 1959;

Норв. новелла XIX—XX вв., Л., 1974;

Совр. норв. новелла, М., 1977;

В стороне. Сб. сканд. радиопьес, М., 1974;

Стихи норв. поэтов. XIX в., М., 1984.

Литература:

Norges litteratur historie, bd 1—6, [Oslo], 1974 — 1975;

Beyer Н., Beyer E., Norsk litteratur historie, Oslo, 1978.

В. Г. Адмони, Г. Н. Храповицкая.

В начало словаря