Литературный энциклопедический словарь
ОЧЕРК

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

ОЧЕРК

О́ЧЕРК, разновидность малой формы эпической литературы, отличная от другой ее формы, рассказа (и тем более от новеллы), отсутствием единого, быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики О. Он затрагивает не столько проблемы становления характера личности в ее конфликтах с устоявшейся общественной средой, сколько проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» (воплощенного обычно в отдельных личностях) и обладает большим познавательным разнообразием. О. может относиться и к литературе, и к публицистике.

О. часто бывает собственно художественным, творчески типизирующим характеры в «нравоописательном» аспекте; таковы «Записки охотника» И. С. Тургенева, «Очерки бурсы» Н. Г. Помяловского, очерки В. А. Гиляровского, К. Г. Паустовского, И. С. Соколова-Микитова, А. Т. Твардовского, рисующие социальную и национальную характерность жизни разных эпох и мест России. Этот вид О. часто близок рассказу, хотя есть и другие формы художественного О.: О.-мемуары («Дневные звезды» О. Ф. Берггольц), путевой О. (напр., у Г. Гейне, К. Чапека, Ю. Смуула), лирико-философский О. (у М. М. Пришвина) и т. п.

Бывает О. по преимуществу публицистический, выражающий злободневный интерес к определённому состоянию или тенденциям развития социальной жизни. Такие О. часто содержат общие рассуждения автора или героев, анализирующие и оценивающие изображаемую жизнь (напр., очерковые циклы «Крестьянин и крестьянский труд» и «Власть земли» Г. И. Успенского или «Районные будни» В. В. Овечкина). Но бывает О. и чисто документальный, точно воспроизводящий реальные факты и явления, часто, однако, в сопровождении прямого истолкования или оценки автора; такой О. обычно рассматривают как жанр публицистики. Некоторые исследователи только его и считают подлинным О., а специфическим жанровым признаком О. — документальность. По композиции О. очень различны: они могут состоять из эпизодов, связанных лишь внешней, причинно-временной последовательностью, из описаний жизни общества и природы, из рассуждений о них. Для придания единства столь разнородным компонентам нередко вводится образ рассказчика, описывающего встречи и разговоры с героями, передающего свои наблюдения, впечатления, обобщения («Деревенский дневник» Е. Я. Дороша, очерки П. Н. Ребрина).

Расцвет очеркового творчества в истории национальных литератур обычно возникает тогда, когда в обществе, в связи с кризисом старых общественных отношений, возникновением нового уклада жизни, резко усиливаются «нравоописательные» интересы. Так было в Англии в 1‑й половине XVIII в., когда в сатирических журналах Р. Стила и Дж. Аддисона печатались социально-критические зарисовки характеров и бытовые сценки. Аналогичное явление произошло в России в 40‑х гг. XIX в., когда в условиях кризиса крепостничества передовая общественность остро поставила вопрос о состоянии русского общества, о нравственной деградации его верхов и угнетенности низов. Художественный и художественно-публицистический О. стал тогда одним из ведущих жанров; Н. А. Некрасов выпустил сборник «физиологических» (т. е. изучающих внутренние процессы общественной жизни) О. натуральной школы. Вся демократическая литература до 80‑х гг. увлекалась О., и даже сатирические «обозрения» М. Е. Салтыкова-Щедрина и многие поэмы Некрасова складывались композиционно из очерковых частей, объединенных единством их социально-политической «нравоописательной» проблематики. И в дальнейшем демократические писатели во главе с В. Г. Короленко, М. Горьким отдавали большую дань этому жанру.

В советской литературе и публицистике О. — весьма распространенный жанр. Развивая различные содержательные и композиционные формы, советские очеркисты в своих лучших произведениях (в их числе очерки В. В. Маяковского, Л. М. Рейснер, Д. А. Фурманова, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Ильина, М. Е. Кольцова, Г. Н. Троепольского, В. Ф. Тендрякова, Г. Г. Радова, В. А. Солоухина, Ф. А. Абрамова, М. С. Шагинян, В. М. Пескова и многие др.) совершенствуют основную познавательную функцию очерковой литературы: пафос проблемности и исследования жизни.

Литература:

Журбина Е., Искусство очерка, М., 1957;

Якимович Т., Франц. реалистический очерк. 1830—1848 гг., М., 1963;

Глушков Н. И., Очерк в рус. литературе, Ростов н/Д., 1966;

Алексеев В. А., Рус. сов. очерк, Л., 1980;

Канторович В., Заметки писателя о совр. очерке, 2 изд., М., 1973.

Г. Н. Поспелов.

В начало словаря