ПЕРУАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПЕРУА́НСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература народа Перу. Развивается преимущественно на испанском языке. Главный литературный памятник доколониального периода народная драма на языке кечуа «Апу-Ольянтай» (опубл. 1853). Известны также священные гимны, лирическая поэзия. Основные жанры в колониальный период (XVI 1-я четверть XIX вв.) исторические хроники, из которых выделяются «Королевские комментарии инков» Инки Гарсиласо де ла Веги и религиозно-философская поэзия живших в Перу испанцев Х. де Эспиносы Медрано, испытавшего влияние гонгоризма, а также П. де Перальты Барнуэво. Сатирические стихи и бытовые пьесы писал Х. дель Валье Кавьедес (сборник «Зубастый Парнас»). Во время войны за независимость от Испании (1810 1826) сформировалось творчество основоположника национальной поэзии М. Мельгара, сделавшего попытку соединить традиции «книжной» испанской поэзии и индейского фольклора.
После достижения Перу в 1821 независимости литература отражала главным образом политическую борьбу между консерваторами (поэт-сатирик Ф. Пардо-и-Альяга) и либералами, чьи идеи выражал автор бытовых комедий М. А. Сегура. Романтизм развивался с конца 1840‑х гг. Романтическая проза нередко сочеталась с элементами костумбризма: исторические романы Х. А. Лавалье, сентиментально-эротические романы Л. Б. Сиснероса. С романтическими стихами выступали К. А. Салаверри, Х. А. Маркес. Для социально-критические романа Н. Арестеги «Отец Оран» первого национального романа характерна антиклерикальная направленность. Крупнейшим писателем 2‑й половины XIX начала XX вв. был Р. Пальма, создавший своеобразную жанровую традицию, легенды и анекдоты из доиспанского и колониального прошлого «Перуанские предания» (т. 112, 18721915). Поражение Перу в Тихоокеанской войне 1879 1884 способствовало распространению либеральных и революционных идей, выразителем которых стал поэт и публицист М. Гонсалес Прада. В стихах и книгах эссе («Свободные страницы», «Часы борьбы») он обличал аристократию, буржуазию, католицизм. Гонсалес Прада положил начало идеологическому движению под названием индеанизм, сторонники которого решительно выступили в защиту индейцев. Первый индеанистский роман «Птицы без гнезда» Клоринды Мато де Турнер реалистически изобразил жестокую эксплуатацию индейцев. Индеанизм оказал влияние на всю П. л. 1‑й половины XX в. В поэзии конца XIX начала XX вв., скованной академическими нормами, выделяются сатирические стихи А. Гамарры. Возникшему в этот же период модернизму (поэт Х. С. Чокано) присущ интерес к самобытной природе и культуре Перу. Поэт Х. М. Эгурен тяготел к символизму.
Одна из новаторских тенденций в П. л. связана с журналом «Colónida» (1916), поэзией и прозой А. Вальделомара, представителя перуанского постмодернизма. Октябрьская революция в России способствовала подъему левых сил и появлению в литературе новых художественных явлений. В поэзии 2‑й половины 20‑х гг. возникли авангардистские течения (Х. Парра дель Риего, А. Идальго и др.), к которым тяготела пролетарский поэт Магда Порталь. Большое влияние на развитие общественной и литературной мысли Перу оказал журнал «Amauta» (1926 1930), издававшийся выдающимся литературоведом-марксистом Х. К. Мариатеги. В прозе индеанизм оставался магистральным течением до 60‑х гг. (Э. Лопес Альбухар, В. Гарсия Кальдерой). Крупнейший поэт и прозаик С. Вальехо издал сборники стихов, отразивших мятежные настроения, «Черные герольды», «Трильсе» и др., а также первый в Латинской Америке пролетарский роман об индейцах-шахтерах «Вольфрам», пронизанные антибуржуазным мироощущением.
В 3040‑х гг. сложилась группа поэтов-сюрреалистов (Х. Абриль и др.), к которым тяготел и представитель чистой поэзии М. Адан. С социально-критическими романами выступили писатели-индеанисты С. Алегрия («В большом и чуждом мире») и Х. М. Аргедас («Глубокие реки», «Кровь всех рас»), впервые глубоко раскрывшие духовную жизнь индейцев «изнутри». Х. Диес Кансеко правдиво изобразил жизнь мулатов. Антифашистский подъем в годы 2‑й мировой войны 1939 1945 способствовал возникновению радикально настроенной группы «Поэты народа» (1943 1948): Х. Гарридо Малавер, М. Скорса и Г. Валькарсель, в 60‑х гг. написавший поэму «Ленин». Критическое начало преобладает в поэзии А. Ромуальдо, Х. Г. Росе и С. Саласара Бонди, который в 60‑х гг. получил также известность как драматург («Комедии и безделки»), в прозе Х. М. Рибейро. Для новаторских романов М. Варгаса Льосы, одного из видных современных писателей Латинской Америки («Город и псы», «Зеленый дом», «Разговор в Катедрале» и др.), характерны острый социальный критицизм, психологическая глубина. Революционные мотивы присущи поэзии Х. Эро.
Издания:
Поэты Перу, М., 1982.
Литература:
Sanchez L. A., La literatura peruana, derrotero para unahistoria espiritual del Perú, v. 16, B. Aires, [1950 1951];
TamayoVargas A., La literatura peruana, v. 12, Lima, [1953 1954];
Niinez E., La literatura peruana en el siglo XX (19001965), Méx., 1965.
С. П. Мамонтов.