Литературный энциклопедический словарь
ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ГРЕ́ЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА (новая, или новогреческая), литература греческого народа. Развивается на новогреческом языке. Складывалась в первые века после гибели Византии под воздействием традиций античной и византийской культур, идей эпохи Возрождения и прежде всего устно-поэтического творчества греческого народа (эпос «Дигенис Акрит», IX—XI вв., исторические акритские песни, песни о клефтах).

Литература в XV—XVII вв. развивается на Родосе («Сто слов о любви», а также другие анонимные сборники), о-вах Додеканес (любовная лирика). На Крите появляются идиллическая анонимная поэма «Пастушка» (изд. 1627), трагедия «Эрофили» и комедия «Кацурбос» (обе — около 1600) Е. Хортакиса; приписываемая В. Корнаросу драма на библейскую тему «Жертва Авраама» (1635), в которой элементы средневековой поэтики сочетаются с ренессансными гуманистическими мотивами; роман в стихах «Эротокритос» Корнароса, наполненный образностью народной поэзии. Во времена турецкого ига (1453—1821) в народе были распространены переделки басен сатирического характера, связанные со средневековым византийским животным эпосом («Прелестная история об осле, волке и лисе» и др.), обработки средневековых романов, повествования религиозно-дидактического и историко-легендарного характера («Повесть об Александре Македонском»).

В XVII—XVIII вв. проза представлена главным образом нравоучительной риторикой и полемическими памфлетами, часто преследующими цель защиты православной веры. В XVIII в. литература на греческом языке развивается в Константинополе: в кругах фанариотов (чиновная аристократия, находившаяся на турецкой службе) создавались труды дидактического характера, а также любовно-лирическая и назидательная поэзия. Заметное место занимает сборник стихов греческих поэтов-студентов в Италии «Цветы благочестия» (изд. в Венеции, 1708), где ощутимо влияние Позднего итальянского Возрождения. Формируется мемуарная литература.

Подъем национально-освободительного движения на рубеже XVIII—XIX вв. сыграл решающую роль в формировании Г. л. Национальная проблематика, революционно-патриотические мотивы находят отражение в творчестве революционера-демократа Р. Фереоса, А. Калвоса, А. Суцоса, А. Валаоритиса и др. Закладываются основы национальной драматургии (А. Матесис). В литературе находит отражение острая идейная борьба вокруг вопроса о путях исторического развития греческой нации (языковая полемика, различное отношение к античному наследию и народным новогреческим традициям).

Качественно новый этап в Г. л. связан с Греческой национально-освободительной революцией 1821 — 1829. Дух революционного романтизма с элементами реализма отличает творчество Д. Соломоса, основоположника новогреческой литературы, главы ионической школы, приверженной к народным традициям и языку. Антимонархические свободолюбивые настроения характерны для творчества П. Суцоса, А. Рангависа и других поэтов-романтиков 1-й Афинской школы, ориентировавшейся на античность. Разрабатывается жанр исторического романа (Э. Роидис и др.). Народный язык и национальную тематику утверждают К. Паламас, основатель 2-й Афинской школы, а также Е. Дросинис и др.

Н. Политис начал широкое изучение греческого фольклора. Оживает интерес к народной поэзии в творчестве Л. Мавилиса, Дросиниса, И. Полемиса, А. Эфталиотиса и др. Движение за утверждение в литературе и искусстве разговорного языка (димотики) возглавил И. Психарис. В прозе и драматургии реализм с элементами бытописания утверждают Г. Ксенопулос, А. Пападиамандис, А. Каркавицас. Важную роль сыграл журнал «Нумас» (с 1903), вокруг которого группировались прогрессивные литературные силы. В области литературной критики значительный вклад внесли Паламас и Ксенопулос.

Протест против капиталистической действительности, критика буржуазной морали, идеалы социалистического гуманизма, воплощенные в творчестве К. Варналиса, Я. Рицоса, К. Пароритиса и др., положили начало современной прогрессивной литературе. Социальная тематика становится определяющей в творчестве К. Теотокиса, К. Хадзопулоса, Й. Теотокаса, А. Терзакиса. Прозаики Д. Вутирас, Галатия Казандзаки, Эли Алексиу, Н. Катифорис. Т. Корнарос, М. Лундемис и др. разрабатывают тему «маленького человека» — жертвы буржуазного общества. С. Миривилис и др. писатели в 20—30‑х гг. вводят в литературу жанр антивоенного романа и повести-хроники. В поэзии преобладают пессимистические настроения (К. Кавафис, К. Кариотакис). В начале 30‑х гг. в Г. л. ведутся интенсивные поиски новых выразительных средств. Е. Сеферис утверждает в поэзии верлибр; драматические раздумья над судьбами греческого народа определили облик его поэзии.

Антифашистская литература Сопротивления представлена произведениями А. Сикелианоса, В. Ротаса, Ф. Ангулеса, Рицоса и многих других (см. Сопротивления литература). Особое место в Г. л. занимает «поэзия каторги», создававшаяся в конце 40-х — начале 50‑х гг. в концлагерях на о-вах Эгейского моря, после поражения демократических сил в гражданской войне 1946 — 1949.

В послевоенные годы греческую поэзию развивают Р. Буми-Папа, Н. Папас, Н. Вретакос, Т. Ливадитис и др. В поэзии 2‑й половины 50‑х гг. утверждается лирико-эпическая «поэма синтеза», намечается тенденция к созданию панорамной картины национальной жизни военного и послевоенного периода (творчество О. Элитиса). Героические и социальные мотивы характерны для послевоенного творчества крупнейшего романиста Н. Казандзакиса. Традиции антифашистского Сопротивления обогащаются новым нравственным и эстетическим опытом в прозе Я. Манглиса, Д. Хадзиса, А. Франгиаса, К. Кодзиаса, В. Василикоса и др. Развивается жанр исторического романа (Д. Фотиадис, П. Превелакис, Д. Сотириу), а также хронико-документальный жанр.

В годы военной диктатуры (1967 — 1974) многие писатели подверглись репрессиям либо вынуждены были эмигрировать; прогрессивные издательства и газеты были закрыты. Литературу антидиктаторского Сопротивления представляли Рицос, Вретакос, Элитис, Сеферис, М. Авгерис, Василикос и др. Несмотря на тяжелые условия диктатуры, борьба греческих писателей за демократические преобразования постоянно активизировалась (коллективные сборники стихов, рассказов, литературно-критических статей «Восемнадцать текстов», 1970; «Новые тексты», 1971, и др.). После 1974 многие писатели возвращаются на родину. Возобновило свою деятельность Общество греческих писателей (1934 — 1967).

В творчестве М. Александропулоса, З. Скароса, А. Ненедакиса и др. находят выражение перемены в самосознании широких общественных слоев. Многоплановость художественного воссоздания действительности отличает прозу Василикоса, Э. Войску и др.

Новогреческая литература развивается также в Республике Кипр (см. Кипрская литература).

Литературная периодика: журналы «Logotechnichi epitieorici» (с 1978) и «Technike politizmose» (с 1979).

Литература:

Мочос Я., Совр. греч. литература. Очерки, М., 1973;

Ильинская С. Б., Поэзия Сопротивления в послевоен. Греции, М., 1974;

Modern Greek writers, Princeton, 1972.

В. Г. Соколюк.

В начало словаря