РУМЫНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
РУМЫ́НСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература румынского народа. Развивается на румынском языке. Румынский фольклор, представленный обрядовыми песнями, особым жанром лирической песни дойной, хайдуцкими песнями, балладами, припевками, волшебными и бытовыми сказками, сказками про зверей, народными анекдотами, пословицами и поговорками, долгое время являлся единственной формой национальной литературы и средством совершенствования национального языка, на который значительное влияние оказал старославянский язык; будучи языком официальной церкви, он принес с собой и славянский алфавит (переход на латиницу произошел в XIX в.). Ранние памятники религиозной Р. л. относятся к XV в. В начале XVI в. появилось первое произведение светского содержания дидактическая книга «Слова назидательные воеводы валашского Иоанна Нягойя к сыну Феодосию». В XVI в. сделаны первые переводы церковных книг на румынский язык, чему способствовала, в частности, переводческая и типографская деятельность дьякона Кореси и молдавских митрополитов Варлаама и Досифея (Дософтея). Важную роль в становлении румынского языка, а впоследствии и литературы, сыграли летописи и хроники Григоре Уреке, Мирона Костина, Иона Некулче, Константина Кантакузино и др.
На рубеже XVIIXVIII вв. возникло просветительское движение, крупнейшим представителем которого был молдавский господарь Д. Кантемир. Большую просветительскую деятельность развивала т. н. латинская, или трансильванская, школа (С. Мику-Клайн, Г. Шинкай, П. Майор и др.). Появление в конце XVIII начале XIX вв. рифмованных хроник и лирических стихов, подражавших религиозным образцам, знаменовало переход к подлинно художественной литературе, подготовило появление поэтического творчества Енэкицэ, Алеку и Николае Вэкэреску и К. Конаки. Крупнейшее произведение румынского просветительства поэма «Цыганиада» Й. Будай-Деляну.
С ростом антиосманского национально-освободительного движения в Дунайских княжествах и Трансильвании в 1‑й половине XIX в. вызревали идеи национального единства и освобождения, ставшие основными требованиями буржуазно-демократической революции 1848. Возникла вторая волна просветительского движения; появились учебники, первые газеты, издатели которых И. Элиаде-Рэдулеску в Валахии, Г. Асаки в Молдавии, Г. Барициу в Трансильвании, был создан национальный театр. Большое значение для общественной жизни имели в это время переводы из западноевропейской и русской литератур. Р. л. вступила в фазу бурного развития. Романтизм, утверждавшийся в 3040‑х гг. в творчестве В. Кырлова, Д. Болинтиняну, В. Александри, К. Негруцци, А. Руссо и др., характеризуется общественной активностью, стремлением сформулировать и выразить прогрессивные, социальные идеи. Особое внимание романтики уделяли фольклору и национальной истории (А. Панн, Александри, М. Когэлничану и др.).
Румынский романтизм, вдохновлявшийся идеально воспринятыми понятиями свободы и равенства, после 1848 от утверждения буржуазного миропорядка перешел к резкой его критике: творчество позднего Александри (феерия «Сынзяна и Пепеля»), поэзия и публицистика М. Эминеску, одного из видных представителей европейского романтизма. Обычная у романтиков антитеза добро и зло воплощает у Эминеску непримиримый социальный конфликт эпохи (поэма «Император и пролетарий»). Социальная и философская линии, развивавшиеся в творчестве поэта как бы параллельно, по мере нарастания пафоса отрицания буржуазной действительности все больше сближаются в цикле «Посланий» они образуют единую социально-философскую систему. Творчеством Эминеску завершается развитие романтического направления.
Провозглашение единого национального государства (1862) и освобождение страны от османского господства (1878) заострили общественное внимание на положении крестьянина, оттенили несовершенства буржуазной системы, что способствовало становлению критического реализма. Первым реалистическим произведением считается роман Н. Филимона «Старые и новые мироеды». Видными представителями реализма в 7090‑х гг. стали И. Л. Караджале, И. Крянгэ, Дж. Кошбук, Й. Славич, Б. Делавранча. Обострение социальных противоречий в последней четверти XIX в. породило в литературной критике, с одной стороны, охранительный принцип «чистого искусства», который выдвинул Т. Л. Майореску, с другой требование «тенденциозного», т. е. идейного, искусства, которое в журнале «Contemporanul» отстаивал критик-социалист К. Доброджану-Геря.
На развитие Р. л. с конца XIX в. воздействуют разные точки зрения на крестьянство: попоранизм (рубеж XIXXX вв.; журнал «Viata románească» выдвигал принцип моральной ответственности перед крестьянством и требовал от литературы правдивого отображения его бедственного положения), «сэмэнэторизм» (начало XX в.; журнал «Sămănatorul» рассматривал крестьянство как единственный «позитивный класс» и призывал к созданию единой национальной, надклассовой культуры), «гындиризм» (2030‑е гг.; журнал «Gindirea» стремился сделать крестьянское мироощущение опорой для проповеди мистицизма и национализма). Плодотворным, хотя и отчасти, было воздействие попоранизма, пробуждавшего критическую тенденцию, на основе которого и возник румынский реализм. В русле реализма в начале XX в. формировалось творчество М. Садовяну и Й. Агырбичану. После 1-й мировой войны 1914 1918 эта критическая позиция усилилась в романах и новеллах Садовяну, Л. Ребряну, К. Петреску, Ч. Петреску, Гортензии Панадат-Бенджеску, Дж. Кэлинеску и других писателей.
Для представителей румынского символизма и экспрессионизма, более отчетливо проявивших себя в поэзии, были характерны антимонархизм (А. Мачедонский), явно выраженная симпатия к рабочему классу (Дж. Баковия), пантеизм (Л. Блага), поиски этического начала (Т. Аргези).
В 30‑х гг. XX в. зародилась пролетарская литература (А. Сахия, Дж. Богза) и «левая», тяготеющая к пролетарским идеалам поэзия (М. Бенюк, Э. Жебеляну). Антибуржуазная направленность, усиленная антифашистскими и антивоенными настроениями, способствовала переходу Р. л. на позиции социалистического реализма.
После освобождения Румынии от фашизма (1944) и провозглашения народно-демократического строя (1947) новые идеи и новая жизнь нашли отражение в творчестве писателей старшего поколения Садовяну (повесть «Митря Кокор», роман «Никоарэ Подкова»), К. Петреску (роман «Человек среди людей»), Ч. Петреску (роман «Люди вчерашнего, сегодняшнего и завтрашнего дня»), а также поэтов и прозаиков, начавших свой творческий путь в 2030‑х гг., Бенюка, З. Станку, Жебеляну, В. Теодореску. В атмосфере строительства социалистического общества формировалось творчество Марии Бануш, Р. Боуряну, Т. Поповича, М. Преды, Э. Барбу, А. Баранги, Х. Ловинеску. В 1949 был основан Союз писателей, призванный объединить творческие силы на марксистской идейно-эстетической платформе. С середины 60‑х гг. выдвинулось новое поколение литераторов: прозаики Д. Р. Попеску, А. Ивасюк, Ш. Бэнулеску, поэты Н. Стэнеску, М. Сореску и др. В Р. л. обозначилась тенденция к постановке морально-этических проблем, к углубленному психологическому анализу на основе раскрытия индивидуального мировосприятия, художественного символизирования и мифологизирования, лиризации прозы. Развиваются также литературы на языках других национальностей Социалистической Республики Румынии.
Литературная периодика: журналы «România literará» (с 1968), «Viaţa románeascā» (с 1948).
Издания:
Антология рум. поэзии, М., 1958;
Рум. повести и рассказы, т. 12, М., 1959;
Новелла совр. Румынии, М., 1962;
Рум. рассказ, М., 1978;
Поэзия совр. Румынии, М., 1979;
Повести и рассказы писателей Румынии, М., 1981;
Совр. рум. пьеса, М., 1981.
Литература:
Кожевников Ю. А., Попоранизм и проблема влияния русской литературы на румынскую, в сб.: Слав. литературы, М., 1963;
его же, Становление социалистического реализма в рум. литературе и творчество А. Сахии, в кн.: Нац. традиции и генезис социалистического реализма (в литературах стран народной демократии), М., 1965;
его же,Эпоха романтизма в рум. литературе, М., 1979;
Рум.-рус. литературные связи 1-й пол. XIX нач. XX в., М., 1964;
Двойченко-Маркова Е. М., Рус.-рум. литературные связи в 1-й пол. XIX в., М., 1966;
Гацак В. М., Вост.-романский героический эпос, М., 1967;
Istoria literaturii române, v. 13, Вис., 1964 1973;
Bibliografia literaturii române, 1948 1960, Вис., 1965;
Dictionarul literaturii române de la origini pină la 1900, Вис., 1979.
Ю. А. Кожевников.