Литературный энциклопедический словарь
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

СЕНТИМЕНТАЛИ́ЗМ (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental — чувствительный, франц. sentiment — чувство), течение в европейской литературе и искусстве 2-й половины XVIII в., подготовленное кризисом просветительского рационализма (см. Просвещение). Наиболее законченное выражение получил в Англии, где ранее всего сформировалась идеология третьего сословия и выявились ее внутренние противоречия. Доминантой «человеческой природы» С. объявил чувство, а не разум, скомпрометированный буржуазной практикой. Не порывая с Просвещением, С. остался верен идеалу нормативной личности, однако условием его осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Герой просветительской литературы в С. более индивидуализирован; по происхождению (или убеждениям) он демократ; богатый духовный мир простолюдина — одно из основных открытий и завоеваний С. Впервые сентименталистские настроения (патриархальная идиллия на лоне природы, меланхолическая созерцательность) выявились в поэзии Дж. Томсона, Э. Юнга, Т. Грея. В поэзии поздних сентименталистов (70—80-е гг.) О. Голдсмита, У. Купера и Дж. Крабба содержится уже социально-конкретное раскрытие сельской темы — массовое обнищание крестьян, брошенные деревни. Сентименталистские мотивы прозвучали в психологических романах С. Ричардсона, однако окончательно С. оформляется в творчестве Л. Стерна; его «Сентиментальное путешествие» (1768) дало название течению. Вслед за Д. Юмом Стерн показал «нетождественность» человека самому себе, его способность быть «разным». Но в отличие от предромантизма, развивавшегося с ним параллельно, С. чуждо «иррациональное»: противоречивость настроений, импульсивный характер душевных порывов он воспринимал как доступные рационалистическому истолкованию. Основные черты английского С. (Голдсмит, поздний Т. Дж. Смоллетт и др.) —«чувствительность», не лишенная экзальтированности, и главное — ирония и юмор, обеспечившие и пародийное развенчание просветительского канона, и скептическое отношение С. к собственным возможностям (у Стерна).

Общеевропейское культурное общение и типологическая близость в развитии литератур обусловили стремительное распространение С. В Германии и особенно в предреволюционной Франции демократические тенденции С. получили наиболее радикальное выражение (Ж. Ж. Руссо; «Буря и натиск»). Творчество Руссо («Новая Элоиза») — вершина европейского С.; писатель декларирует обусловленность героя социальной средой («Исповедь»). В общественный контекст включены и герои Д. Дидро («Жак-фаталист», «Племянник Рамо»). Под влиянием С. развивалась драматургия Г. Э. Лессинга. В России представителями С. были М. Н. Муравьев, Н. М. Карамзин («Бедная Лиза»), И. И. Дмитриев, В. В. Капнист, Н. А. Львов, молодой В. А. Жуковский. Преимущественно дворянский по своему характеру, русский С. в значительной степени рационалистичен, в нем сильна дидактическая установка («Письма русского путешественника» Карамзина). В условиях России важнее оказались просветительские тенденции С. Совершенствуя литературный язык, русские сентименталисты обращались и к разговорным нормам, вводили просторечие. Черты сентименталистской. поэтики заметны в творчестве А. Н. Радищева.

Излюбленные жанры С. — элегия, послание, эпистолярный роман, путевые заметки, дневники и другие виды прозы, в которых превалируют исповедальные мотивы.

Литература:

Проблемы Просвещения в мировой литературе, М., 1970; Тронская М. Л., Нем. сентиментально-юмористич. роман эпохи Просвещения, Л., 1965; Елистратова А. А., Англ. роман эпохи Просвещения, М., 1966.

В. А. Харитонов.

В начало словаря