Литературный энциклопедический словарь
СЛОВАРИ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

СЛОВАРИ

СЛОВАРИ́, сборники слов (иногда — других языковых единиц), являющиеся справочными пособиями. Современная развитая система разнообразных типов С. восходит к глубокой древности, к т. н. глоссариям (сборникам глосс, т. е. объяснениям малопонятных слов в текстах) и вокабулариям (сборникам слов для учебных, культовых и других целей). Всякий С. представляет собой словник, т. е. упорядоченный перечень заглавных слов (лемм), обычно сопровождаемый словарными статьями, содержание и само наличие которых зависит от типа С. Различают энциклопедические С., разъясняющие не слова сами по себе, а обозначаемые ими понятия (ср. Энциклопедии литературные), и лингвистические С., объектом которых являются слова как таковые. Основное место среди лингвистических С. занимают одноязычные толковые С., представляющие лексику в ее нормативном аспекте, но в разных ее пластах и с различной степенью детализации. Поскольку охватить всю лексику развитого национального языка в единственном словаре, т. н. тезаурусе, практически невозможно, современная лексикография идет по пути максимальной дифференциации типов С. Издаются, например, не только терминологические и двуязычные (переводные) С., но и специальные диалектные, исторические, этимологические, фразеологические, ономастические, словообразовательные, грамматические, частотные, обратные, С. просторечия, сленга, неологизмов, сокращений, иностранных слов, словосочетаний, синонимов, антонимов, омонимов и т. п. Важную роль в развитии культуры речи играют стилистические пометы в толковых словарях и иллюстрации, т. е. отрывки текстов из наиболее авторитетных в языковом отношении произведений. Нормы литературной речи отражены в справочниках типа «Говори правильно», в С. трудностей, в орфоэпическом и орфографическом С.

Особое место занимают С. языка писателей, фиксирующие нормы художественных идиостилей в их сходствах и различиях с иными идиостилями, а также с нормами литературного языка. Современная филология ощущает острую потребность также в различных индексах по поэтике отдельных авторов — С. рифм, тропов и т. п. Такие С. создаются с помощью ЭВМ, обрабатывающих данные о словоупотреблении у писателей. Распространены конкорданции, т. е. словоуказатели, алфавитно упорядоченные и снабженные контекстами (стихотворная строка и т. п.). Большое количество таких С. посвящено произведениям античной литературы, Данте, У. Шекспира, М. Сервантеса, Мольера, И. В. Гёте, писателей XIX и XX вв., в отечественной лексикографии — «Словарь языка Пушкина» (т. 1—4, М., 1956 — 1961), «Словник мови Шевченка» (т. 1—2, К., 1964), «Словарь автобиографической трилогии М. Горького» в 6 выпусках (в. 1—3, Л., 1974 — 1982; Имена собственные. Приложение к словарю, Л., 1975).

Литература:

Цейтлин P. M., Краткий очерк истории рус. лексикографии, М., 1958;

Сорокин Ю. С., Инструкция по составлению словаря к «Мертвым душам» Н. В. Гоголя, М., 1960;

Григорьев В. П., Словарь языка рус. сов. поэзии. Проспект. Образцы словарных статей. Инструктивные материалы, М., 1965;

Поэт и слово. Опыт словаря, М., 1973;

Современная рус. лексикография. 1977, Л., 1979;

Вопросы практич. лексикографии, Л., 1979;

Словари и словарное дело в России XVIII в., Л., 1980;

Goethe-Wörterbuch, Bd 1, Lfg. 1—10 (A—azurn), Bd 2, Lfg. 1—4 (B—Beständer), [Stuttg. —B. — Köln—Mainz], 1966—1982;

Pszczołowska L., Słownik jezyka poezji, «Pamiętnik Literacki», 1966, t. 57;

«Computers and the humanities», N. Y., 1966—.

В. П. Григорьев.

В начало словаря